Афганская революция 1978. Иранская революция (1978—1979)

Политические портреты. Леонид Брежнев, Юрий Андропов Медведев Рой Александрович

Саурская революция в Афганистане

В Афганистане в конце 1970-х годов не было революционной ситуации, не происходило каких-либо заметных волнений среди крестьян и рабочих. Однако в стране, где правительство не осуществляло реальной власти над всей территорией, остававшейся все еще конгломератом относительно самостоятельных феодальных уделов, даже небольшое нарушение равновесия в обществе могло стать причиной быстрых и неожиданных изменений.

Хотя М. Дауд и предпринял ряд реформ, общее экономическое положение в Афганистане к концу 1970-х годов ухудшилось, и оппозиция начала «поднимать голову». Весной 1978 года президент Афганистана Муххамед Дауд развернул репрессии против коммунистов, значительная часть которых оказалась в тюрьме. Однако части афганской армии, дислоцированные в Кабуле, вышли из повиновения М. Дауду. Под командованием X. Амина механизированные и танковые части окружили дворец М. Дауда. Вызванные в столицу подкрепления были перехвачены афганскими ВВС, которые поддержали восстание. Сопротивление верных Дауду частей было быстро сломлено, а сам Дауд и члены его многочисленной семьи захвачены и немедленно расстреляны. Афганистан провозгласили Демократической Республикой. Высшим органом власти в стране стал Революционный Совет, назначенный ЦК НДПА. Этот военный переворот в Кабуле и был объявлен саурской (апрельской) революцией.

Советское посольство в Кабуле, во главе которого стоял А. М. Пузанов, было в растерянности; оно не предвидело и не предсказывало подобного развития событий. О перевороте в Кабуле Брежнев, Андропов и Громыко узнали из сообщений западных информационных агентств. Из этого же источника в Москве узнали и имена новых руководителей страны. Чаще других звучало имя Нур Мухаммеда Тараки, которого в одних сообщениях именовали новым президентом Афганистана, а в других председателем Революционного Совета. Называлось и имя Хафизуллы Амина, который занял пост премьер-министра или вице-премьера и министра иностранных дел. Гораздо реже называлось имя Бабрака Кармаля.

Юрий Андропов был явно озабочен сообщениями из Кабула. От КГБ СССР уже и без того требовали огромного внимания и сил «социалистические революции» в Анголе и Мозамбике, в Сальвадоре и Никарагуа, в Эфиопии и Южном Йемене. Но теперь речь шла о соседней стране, с которой у Советского Союза имелась общая граница, превышавшая 2 тысячи километров. «Видишь, как полна жизнь парадоксов! – воскликнул Андропов в одной из бесед с В. Кеворковым. – Когда-то мы мечтали о “всемирной революции”, теперь же не рады ей даже в соседней стране… Эх, если бы эта революция года на два-три позже началась, как все хорошо бы сложилось!.. С другой стороны, революция – как роды, ее нельзя отложить».

Просьбы о помощи – экономической, финансовой, технической, военной – стали поступать из Кабула в Москву уже в мае 1978 года. Такая помощь стала оказываться, однако не в тех размерах, о которых мечтали новые афганские лидеры. Советский Союз нуждался в первую очередь в достоверной информации. Министерство иностранных дел СССР требовало самых подробных отчетов от своего посольства. В первых же отчетах Александра Пузанова, полученных в МИДе и в ЦК КПСС в мае 1978 года, говорилось, что переворот подготовлен плохо, а его главные организаторы склонны к левацким авантюрам. Пузанова беспокоила многолетняя вражда между «Хальком» и «Парчамом», которая разгорелась с новой силой. Посол просил направить в Афганистан с неофициальным визитом одного из руководителей Советского государства – члена Политбюро ЦК КПСС, который смог бы не только знакомиться с ситуацией, но и принимать решения на месте. Вскоре в Кабул прибыл с группой кандидат в члены Политбюро и секретарь ЦК КПСС по международным делам Борис Пономарев. В Афганистане в это время шли репрессии против «парчамистов». Лидер фракции Б. Кармаль скрывался, тюрьмы Кабула пополнялись недавними революционерами, в НДПА царила неразбериха. Призывы Пономарева к Тараки и Амину о прекращении репрессий не достигли цели.

Советская разведка всегда имела в Афганистане агентуру и источники информации, особенно в среде военнослужащих, проходивших ранее подготовку в советских военных училищах или академиях. Резидентуру КГБ в Кабуле возглавляли Б. Иванов и А. Морозов. Однако их возможности были невелики; работа в Афганистане не считалась до 1978 года приоритетным направлением в советской разведке. Чтобы быстро изменить положение, Андропов поручил начальнику Первого Главного управления КГБ В. Крючкову вылететь в Кабул. «В июле 1978 года, – вспоминал Крючков, – в Кабул отправилась делегация Комитета госбезопасности СССР. Возглавлял ее я, как начальник ПГУ… Находились мы в афганской столице четыре дня. За это время у нас состоялась серия встреч с руководством страны и афганских спецслужб. Мы совсем не знали друг друга, поэтому для этих первых переговоров была характерна взаимная настороженность, нежелание раскрывать все карты. Нам были неведомы планы и намерения новых властей. Да и афганцы, судя по всему, не знали, как мы отнесемся к свержению Дауда, с которым у Советского Союза до последнего времени сохранялись неплохие отношения». Тараки произвел на Крючкова впечатление умного, но крайне близорукого политически человека, наивного революционного романтика, потерявшего чувство реальности. «То, что сделано в Советском Союзе за 60 лет советской власти, – сказал Тараки в беседе с В. Крючковым, – в Афганистане будет осуществлено за пять лет. Приезжайте к нам через год – и вы увидите, что наши мечети окажутся пустыми». Амин держался с Крючковым по-разному в трех разных встречах, но в целом произвел неблагоприятное впечатление: он показался Крючкову человеком авантюрного склада, безжалостным и амбициозным. Никаких ясных и четких планов действий у Тараки и Амина не имелось даже на несколько месяцев вперед. Докладывая Андропову о своих встречах в Кабуле, Крючков не скрывал своего разочарования и своих сомнений.

Крючков и Андропов приняли решение о значительном расширении деятельности КГБ в Афганистане. Основные усилия были сосредоточены при этом на изучении лидеров нового режима и характере быстро растущих в стране оппозиционных движений. X. Амин проходил обучение не в СССР, а в Соединенных Штатах, и КГБ пришел к тревожному выводу о возможном наличии связей между Амином и ЦРУ. Соответствующее донесение передали в ЦК КПСС Б. Пономареву и в МИД СССР. Но речь шла о премьер-министре Афганистана, и данные КГБ были фактически проигнорированы. На заседании Политбюро ЦК КПСС 7 января 1979 года по предложению А. Косыгина приняли решение о значительном увеличении всех видов советской экономической помощи. Весной 1979 года Афганистан получил от Советского Союза большую помощь, чем любая другая страна.

В январе и феврале 1979 года в Афганистан из Советского Союза потоком шли товары, оружие и продовольствие. Направлены несколько групп советских военных специалистов, инженеров, работников других специальностей. В основном эта группы формировались или в Средней Азии или в Азербайджане, где люди знали, что такое ислам. Общее число советских специалистов достигло вскоре двух тысяч человек. Но появились и первые сведения об убийствах советских граждан. Эти сообщения подробно тиражировала и обсуждала западная печать. В советской печати сообщений из Афганистана было очень мало.

Положение дел в Афганистане начало меняться в марте 1979 года, но не к лучшему. Новый режим получил очень малую поддержку, но очень сильное противодействие во всех слоях афганского общества. В стране возникли небольшие группы и движения бедноты, выступавшие под маоистскими лозунгами и получавшие поддержку и оружие из Китая. На путь борьбы с новым режимом становились богатые землевладельцы и вожди многих племен, среди которых режим Тараки – Амина стал проводить жестокие репрессии. Поднимал голову сепаратизм, издавна присущий отсталому и многонациональному Афганистану. Но главной опасностью для НДПА оказались набиравшие силу радикальные исламистские движения разных оттенков. Волны исламского фундаментализма уже бушевали в соседнем Иране и неизбежно накатывались на Афганистан. В сознании афганцев всех состояний и сословий ислам и национализм играл столь значительную роль, что для идей социализма и коммунизма места уже не оставалось.

Как и следовало ожидать, новый режим в Афганистане встретил сопротивление всех привилегированных слоев прежнего общества и в первую очередь мусульманского духовенства. На сопротивление этих слоев правительство Тараки – Амина ответило жестоким террором. Уже летом 1978 года тюрьмы Кабула были переполнены, многие противники нового режима расстреляны. Но недовольство в стране нарастало.

В марте начались восстания в афганских провинциях. Самое крупное из них в Герате подавили с немалыми потерями, в том числе и среди советских военных советников. Просьбы Тараки и Амина о прямой советской военной поддержке становились все более настойчивыми, но не получили поддержки в Политбюро. Д. Устинов говорил о готовности нескольких полков Советской армии уже через три часа быть в Афганистане, он просил разрешения провести на границе с этой страной тактические учения, но сомневался в целесообразности перехода границы. Заседание Политбюро по афганским проблемам продолжалось три дня – с 17 по 19 марта. На первом заседании Андропов говорил, что Советский Союз не может «терять Афганистан, хотя на нас наверняка навесят ярлык агрессора». Но уже 18 марта тот же Андропов решительно высказался против ввода советских войск в Афганистан. Он, в частности, сказал: «Я, товарищи, внимательно подумал над всем этим вопросом и пришел к такому выводу, что нам нужно очень и очень серьезно продумать вопрос о том, во имя чего мы будем вводить войска в Афганистан. Для нас совершенно ясно, что Афганистан не подготовлен к тому, чтобы сейчас решать все вопросы по-социалистически. Там огромное засилье религии, почти сплошная неграмотность сельского населения, отсталость в экономике и т. д. Мы знаем учение Ленина о революционной ситуации. О какой ситуации может идти речь в Афганистане, там нет такой ситуации. Поэтому я считаю, что мы можем удержать революцию в Афганистане только с помощью своих штыков, а это совершенно недопустимо для нас. Мы не можем пойти на такой риск. Вчера, когда мы обсуждали этот вопрос, афганцы не говорили о вводе войск; сегодня положение там другое. В Герате уже не один полк перешел на сторону противника, а вся дивизия. Как мы видим из сегодняшнего разговора с Амином, народ не поддерживает правительство Тараки. Могут ли тут помочь им наши войска? В этом случае танки и бронемашины не могут выручить. Я думаю, что мы должны прямо сказать об этом Тараки, что мы поддерживаем все их акции, будем оказывать помощь, о которой сегодня и вчера договорились, и ни в коем случае не можем пойти на введение войск в Афганистан». Андрей Громыко решительно поддержал Андропова. Он заявил своим коллегам по Политбюро: «Я полностью поддерживаю предложение т. Андропова о том, чтобы исключить такую меру, как введение наших войск в Афганистан. Армия там ненадежная. Таким образом, наша армия, которая войдет в Афганистан, будет агрессором. Против кого же она будет воевать? Да против афганского народа прежде всего, и в него надо будет стрелять. Правильно отметил т. Андропов, что именно обстановка в Афганистане для революции не созрела, и все, что мы сделали за последние годы с таким трудом в смысле разрядки международной напряженности, сокращения вооружений и многое другое, – все это будет отброшено назад. Конечно, Китаю будет этим самым преподнесен хороший подарок. Все неприсоединившиеся страны будут против нас. Одним словом, серьезные последствия ожидаются от такой акции».

Андропова поддержал и Устинов. Завершая трехдневное обсуждение, к этой точке зрения присоединился и Брежнев. «Мне думается, – сказал генсек, – что правильно определили члены Политбюро, что нам сейчас не пристало втягиваться в эту войну». При подведении итогов обсуждения Андропов еще раз заявил: «Ввести свои войска – это значит бороться против народа, давить народ, стрелять в народ. Мы будем выглядеть как агрессоры, и мы не можем допустить этого». Для постоянного изучения ситуации в Афганистане и выработки рекомендаций Политбюро создало специальную комиссию в составе Андропова, Громыко, Устинова и Пономарева. Перед заседанием Политбюро 12 апреля эта комиссия подготовила записку и план действий из десяти пунктов. Речь шла об укреплении афганской армии, о поставках оружия, об экономической помощи городам и особенно сельским районам, о расширении политической базы афганского правительства. Однако параллельно с этим по устным распоряжениям Устинова в Среднеазиатском военном округе шли направленные учения. В полной готовности к десантированию в Афганистане находилась воздушно-десантная дивизия, к границам Афганистана придвинута группировка в составе трех мотострелковых полков, а также других соединений.

Положение дел в Афганистане между тем непрерывно ухудшалось. Вооруженная оппозиция расширяла свой контроль в провинциях страны, ее отряды с разных сторон приближались к Кабулу, в котором обострялась борьба между лидерами НДПА. В дополнение к конфликту между фракциями «Хальк» и «Парчам» началась борьба за лидерство между Тараки и Амином. Бабрак Кармаль был уже за пределами Афганистана, он получил формальный пост афганского посла в Чехословакии. В Советский Союз бежали и многие из его сторонников. Теперь борьба шла между оставшимися в стране лидерами. Москва приняла в этом противостоянии сторону Тараки. При обсуждении ситуации в Афганистане в советских спецслужбах совместно с группой афганцев – сторонников Тараки не исключалась возможность физического устранения Амина. Но Амин опередил своих противников и убил Тараки вместе с частью близких ему людей. Однако и власть Амина висела на волоске; он не контролировал полностью даже ситуацию в Кабуле, где голоса и влияние оппозиции становились все сильнее. Амин снова и снова просил Советский Союз о прямой военной поддержке. Из Москвы в Кабул одна за другой прилетали группы экспертов и генералов из Министерства обороны и КГБ. Здесь снова побывал Борис Пономарев. По требованию Амина МИД СССР отозвал из Афганистана посла А. Пузанова, которого сменил член ЦК КПСС Ф. А. Табеев. Однако как Андропов, так и Громыко отказывали во встрече Амину, желавшему провести новые переговоры в Москве. От резидентуры в Кабуле Андропов получил сведения о контактах Амина с американцами. Однако американские лидеры не собирались вести даже секретные переговоры с режимом Амина. 18 сентября 1979 года из посольства США в Кабуле ушла в Вашингтон аналитическая записка поверенного в делах, в которой, в частности, говорилось: «Вот уже 18 месяцев мы наблюдаем, как эта марксистская партия сама себя уничтожает. Одно афганское официальное лицо вчера в беседе с работником посольства потихоньку назвало руководство “кучкой скорпионов, смертельно кусающих друг друга”… Одна чистка сменяет другую, и трудно даже представить себе, каким образом этому режиму удается выжить…». Донесения советского посла Табеева также давали повод ждать близкой и полной катастрофы режима. «Кабул был ослаблен, – вспоминал позднее Табеев. – Армия после аминовских чисток и репрессий была обезглавлена. Духовенство восстановлено против режима. Крестьяне – против. Племена, тоже натерпевшиеся от Амина, – против. Вокруг Амина оставалась лишь кучка холуев, которые, как попки, повторяли за ним разные глупости о “строительстве социализма” и “диктатуре пролетариата”».

Из книги 100 Великих археологических открытий автора Низовский Андрей Юрьевич

Из книги 100 знаменитых символов советской эпохи автора Хорошевский Андрей Юрьевич

Из книги Вечные следы автора Марков Сергей Николаевич

ОРЕНБУРГСКИЙ СТРАННИК В АФГАНИСТАНЕ Около 1805 года вернулся на родину российский татарин Габайдулла Амиров, пространствовавший свыше тридцати лет по Средней Азии, Афганистану и Индии.Приключения его начались во время восстания Емельяна Пугачева, когда Габайдулла

Из книги Вечные следы автора Марков Сергей Николаевич

РУССКИЙ ВРАЧ В АФГАНИСТАНЕ Когда над Гиндукушем взошла молодая луна, афганский воин подошел к уральскому казаку и вынул его шашку из черных ножен.- Во время этой молитвы очень хорошо иметь в руках меч друга, - сказал афганец, выполнив древний обряд и возвращая казаку

Из книги «Малая война» [Организация и тактика боевых действий малых подразделений] автора Тарас Анатолий Ефимович

Партизанская война в Афганистане Начало войныВ шестидесятых годах в королевстве Афганистане – крайне отсталой полуфеодальной стране – была создана коммунистическая партия под руководством Hyp Мухаммеда Тараки. В 1967 году эта партия раскололась на две части: Халк (Народ)

автора Бартошек Карел

3. Коммунизм в Афганистане Сильвен Булук Афганистан занимает площадь в 640 тысяч кв. км, то есть территорию чуть больше Франции, и граничит с Таджикистаном, Узбекистаном и Туркменией на севере, с Ираном на западе, с Пакистаном на востоке и юге, кроме того, на востоке имеет

Из книги Черная книга коммунизма: Преступления. Террор. Репрессии автора Бартошек Карел

Апрельский переворот 1978 года, или «саурская революция» Инцидентом, послужившим толчком к коммунистическому перевороту, стало убийство при весьма загадочных обстоятельствах одного из основателей НДПА Мир Акбара Хайбара. По одной версии, выдвинутой после прихода к

Из книги Брежнев. Разочарование России автора Млечин Леонид Михайлович

Спецоперация в Афганистане В июне 1978 года начальник разведки генерал Владимир Александрович Крючков во главе делегации КГБ впервые приехал в Афганистан. Он сыграл активную роль в афганской кампании. Потом, когда пытались установить, кто же принял решение ввести войска в

Из книги Военная хитрость автора Лобов Владимир Николаевич

В Афганистане Разговор о военной хитрости в Афганской войне следует, очевидно, начать с того, что, по мнению ряда исследователей афганских событий, руководство СССР было втянуто в эту войну в результате хорошо организованной политической хитрости и ее составной части -

Из книги Краткая история спецназа России автора Заякин Борис Николаевич

Спецназ в Афганистане Значительную роль спецназ ГРУ сыграл и в Афганской войне. Наверняка многие помнят, что началась она со сложнейшей спецоперации по уничтожению афганского правителя Хафизулы Амина. Амин практически постоянно находился в своем дворце, превращенном в

Из книги Россия в 1917-2000 гг. Книга для всех, интересующихся отечественной историей автора Яров Сергей Викторович

Война в Афганистане Актом, вызвавшим отрицательный международный отклик и имевшим тяжелые последствия для СССР, стало советское вторжение в Афганистан в конце декабря 1979 г. Оно было осуществлено по уже опробованной схеме - по «просьбе правительства» - правда, с одной

Из книги От неолита до Главлита автора Блюм Арлен Викторович

Был ли доктор Ватсон в Афганистане? Под новый 1980 год в Афганистан был введён «ограниченный контингент» советских войск с целью «оказания братской помощи». Информация об этом подвергалась жесточайшему дозированному контролю. Характерен в связи с этим такой эпизод. Через

автора

Образование исламистских организаций в Афганистане Широко распространенным и упрощенным является утверждение о том, что мятежное движение в Афганистане возникло после свержения М. Дауда в апреле 1978 г. В действительности же оно появилось значительно раньше, еще в

Из книги Трагедия и доблесть Афгана автора Ляховский Александр Антонович

Патовая ситуация в Афганистане Правительственные силы отбили все атаки отрядов «непримиримых» под Джелалабадом и Хостом, успешно сдерживали их и в других районах страны. В то же время оппозиция безуспешно пыталась разгромить их и овладеть хотя бы одним более или менее

Из книги Трагедия и доблесть Афгана автора Ляховский Александр Антонович

Крах тоталитаризма в Афганистане После прекращения в начале 1992 г. поставок вооружения и боеприпасов правительственным войскам ситуация в Афганистане начала заметно ухудшаться и постепенно приняла для режима Наджибуллы обвальный характер. Ведь с распадом Советского

Из книги Трагедия и доблесть Афгана автора Ляховский Александр Антонович

Войне в Афганистане не видно конца Итак, тоталитарный режим в Афганистане пал. Партийные функционеры, сменяя друг друга: Тараки - Амин - Кармаль - Наджибулла, всегда пытались говорить от имени народа и на словах стремились показать, что радеют за его интересы, однако

27 апреля исполняется 30 лет со дня победы в Афганистане военного переворота, более известного гражданам бывшего Советского Союза, как «Апрельская революция» или «Саурская революция». В результате путча, организованного лидерами Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) при поддержке военных, власть в стране перешла в руки Военного революционного совета под председательством Нур Мохаммада Тараки – одного из основателей Народно-демократической партии Афганистана.

«Саурская революция» до сих пор остается одним из самых загадочных событий новейшей афганской истории. Некоторые историки и политические эксперты считают, что одной из причин свержения тогдашнего главы афганского государства, представителя королевского дома Мохаммада Дауда стало его стремление дистанцироваться от СССР. После последних переговоров в Москве с Леонидом Брежневым в 1977 году Дауд совершил серию визитов в считающиеся союзниками Запада страны региона, и по возвращению из Ирана в ходе своего выступления в Герате осудил «навязанную извне идеологию». В том же году он начал чистку армии и государственных аппаратов от членов НДПА.

Военный переворот в Кабуле под коммунистическими лозунгами был воспринят многими зарубежными государствами как приход к власти режима, угрожающего превращением Афганистана в новую военную базу советского блока в Азии.

Известно, впрочем, что в конце 70-х годов свою «революцию» готовили в Кабуле и радикальные исламские группировки. До 1978 года исламистами было предпринято несколько попыток силового захвата власти в отдельных провинциях Афганистана. Так, в 1975 году активистом организации «Мусульманская молодежь» Ахмад Шахом Масудом было организовано восстание в Панджшере. Однако из-за отсутствия поддержки местного населения «молодежная революция» была быстро подавлена. Афганский аналитик Санджар Гафари считает, что НДПА своим вооруженным прорывом к власти в 1978 году всего лишь опередила своих противников – исламистов, которые готовили собственный путч. Гафари уверен, что Мохаммад Дауд стал жертвой очередного этапа «большой игры». По его словам, «главную роль в дистанцировании Дауда от Советского Союза играли лично лидеры тогдашнего Ирана и Саудовской Аравии».

Большинство западных авторов увидели за сменой власти в Кабуле в апреле 1978 года «руку Москвы». Однако российские эксперты не разделяют это мнение. Виктор Меримский, бывший 30 лет назад представителем Министерства обороны СССР в Афганистане, приводит в своих мемуарах рассказ одного из работников советского посольства, утверждавшего, что он и его коллеги «поняли ситуацию» в Кабуле слишком поздно: по этой причине о перевороте в афганской столице в Москве узнали уже из сообщений СМИ. «С Даудом у нас были отличные отношения. Военно-технические отношения с Афганистаном при нем стали еще лучше», — говорит генерал армии Валентин Варенников. Он также утверждает, что апрельский переворот 1978 года стал для советского руководства «громом среди ясного неба».

Безусловно, политическим детонатором, поводом к военному перевороту 27 апреля послужило загадочное убийство одного из лидеров НДПА Мир Акбара Хайбара. Кто совершил преступление, какие именно силы стояли за убийством – это до сих пор остается тайной. Следует заметить, что за последние 30 лет ни одно весомое доказательство причастности Дауда к убийству Мир Акбара Хайбара предъявлено не было. Впрочем, соратников погибшего лидера НДПА сомнения тогда не терзали: они сразу же объявили виновным в смерти Хайбара главу афганского государства Дауд Хана.

Церемония похорон Хайбара превратилась в акцию протеста против правящего режима, а также в демонстрацию силы сторонников НДПА. По словам очевидцев, в траурной церемонии приняли участие около 15 тысяч «афганских коммунистов», которые прошествовали через весь Кабул. Лидеры НДПА в своих выступлениях на похоронах говорили об объявлении войны действующему президенту страны. По сведениям афганского публициста Рамина Анвари, халькист Нур Мохаммад Тараки и парчамист Бабрак Кармаль пригрозили дворцу «Арг» отомстить «за каждую каплю пролитой крови» своего товарища.

Угрозы «скорбящих коммунистов» вызвали раздражение у Дауд Хана. 25 апреля кабульское радио передало сообщение об аресте двух вождей НДПА – Тараки и Кармаля. Другие лидеры партии, как, например, халькист Хафизулла Амин, были помещены под домашний арест. Санкции руководства страны в отношении верхушки НДПА, по сути, стали сигналом к началу коммунистического восстания.

По словам одного из участников тех событий Саид Мохаммада Гулабзоя, приказ о начале выступления против правительства он получил через сына Амина — Абдул Рахмана. Уже к утру 26 апреля эта информация была доведена до Абдул Кадыра и Мохаммад Аслама Ватанджара, которые отвечали, соответственно, за воздушные и наземные вооруженные силы мятежников.

Ранним утром 27 апреля 1978 года из восточных районов Кабула в центр афганской столицы выдвинулись танки 4-ой танковой бригады под командованием Ватанджара. По сведениям афганского публициста Разака Мамуна, в середине дня в здание Министерства обороны страны попал первый снаряд, выпушенный из танкового орудия путчистов. Одним этим выстрелом была разрушена связь между военным министерством и президентским дворцом «Арг».

Восставшие армейские части быстро разоружили силы городской полиции и овладели стратегическими объектами Кабула. Танки путчистов окружили президентский дворец, обстреливая его из своих орудий. Решающую роль в битве за «Арг» сыграли афганские военные летчики под командованием Абдул Кадыра: их боевые самолеты, взлетавшие с аэродрома в Баграме, подвергли бомбардировке с воздуха президентский дворец.

Осада «Арга» длилась всю ночь. Только под утро восставшие «коммунисты» ворвались во дворец, убив президента Мохаммада Дауда и всю его семью. Вечером того же дня Хафизулла Амин через кабульское радио сообщил афганскому народу об «окончании периода правления королевской семьи» и «победе военно-революционного совета». Непосредственные участники военного переворота получили высокие правительственные звания и посты и еще долгие годы заседали в Политбюро ЦК НДПА. Некоторые «герои Апрельской революции» и сегодня заседают в афганском парламенте.

Поначалу смена власти в стране была воспринята большинством народа положительно. Однако вскоре недовольство новым режимом стало стремительно расти. Некоторые историки считают, что это произошло из-за многочисленных ошибок, допущенных афганскими «коммунистами» при проведении реформ. Сами же лидеры НДПА во всем винят иностранные государства, которые, по их мнению, способствовали формированию вооруженной оппозиции против нового режима. Спустя год после победы «Апрельской революции», в 1979 году, президент США Джимми Картер подписал директиву о поддержке движения моджахедов: началась крупномасштабная работа по созданию и подготовке антикабульских формирований на территории соседних стран, в Иране и Пакистане.

После военного переворота 1978 года Афганистан вступил в новый период своей современной истории. Смена власти 27 апреля и последовавшие за ней социально-экономические и политические перемены, повлияли не только на жизнь афганцев и Афганистана. Они стали началом новой эпохи, как для Центрально-Азиатского региона, так и для всего мира: именно после «Саурской революции» холодная война между двумя сверхдержавами — СССР и США, перешла в свою завершающую фазу.

«Саурская эпоха» завершилась распадом СССР и окончанием холодной войны. Однако в самом Афганистане война все еще продолжается. За последние 30 лет афганцы повидали и на себе почувствовали «прелести» самых различных политических режимов – начиная от коммунистов НДПА и заканчивая фундаменталистами, теми, кого принято сегодня называть «экстремистами». Однозначной оценки этому «смутному времени» новейшей афганской истории, пожалуй, не сможет дать никто. Однако очень многие афганцы, пережившие последние 30 лет, похоже, едины в одном – в желании вернуться назад, в те годы, когда в стране сохранялась стабильность и мир. То, без чего и сегодня невозможно новое возрождение Афганистана.

Установление в Афганистане в 1978 году просоветского режима Народно-Демократической Партии стало началом цепочки событий, включавшей в себя гражданскую войну в стране, ввод советских войск, установление клерикальных режимов, трагические события 11 сентября 2001 года и, наконец, новую «афганскую войну», которая тянется и сегодня. Можно ли было избежать этого варианта развития событий? Какую ответственность в данном случае несет Советский Союз? Этому вопросу посвящено множество исследований .

В современном Афганистане политики дали для себя однозначный ответ на эти вопросы. День падения режима НДПА отмечается как национальный праздник («День победы в джихаде»), а в адрес афганских коммунистов все чаще звучат обвинения в измене. Не так давно группа депутатов Мишрану Джирги (верхней палаты афганского парламента) выступили с предложением организации суда над участниками переворота 27 апреля 1978 года. Эта активность в большей мере отражает внутреннюю афганскую политическую борьбу и боязнь возвращения «старых коммунистов» в активную политическую жизнь и нового передела власти в стране. Но подобные обвинения все чаще бьют рикошетом и по России, примером может служить недавняя инициатива депутатов афганского парламента о взыскании с России компенсации за «оккупацию страны» в 1979–1989 гг..

Автор хотел бы представить читателям иной взгляд на причины кризиса в соседнем с СССР государстве и роль Советского Союза в развернувшихся событиях. Я не претендую на открытие принципиально новых фактов, а лишь хочу показать логику развития событий, сделавшую, на мой взгляд, иной исход – невозможным.

К моменту провозглашения независимости в 1919 году Афганистан являлся развивающейся страной с консервативными общественными институтами и аграрной экономикой. С распространением производства товарных культур страна вступила на путь капиталистического развития, еще не полностью покончив с пережитками феодального и даже родового строя. В городах стала развиваться обрабатывающая отрасль, прежде всего ткацкие мастерские, возникли первые частные акционерные общества («шикреты»), появился банковский сектор.

Но начавшиеся процессы глобализации нанесли болезненный удар по национальной экономике. После второй мировой войны национальный рынок оказался наводнен дешевыми импортными товарами, «задавившими» национальных производителей, владельцев мастерских, и национальные фабрики. Это совпало с земельным кризисом в деревне. Население страны росло, между тем климат и на три четверти горный ландшафт создавали объективные препятствия для освоения новых пригодных для обработки земель. Возникал эффект, метко названный одним из экспертов ООН «мальтузианскими ножницами»: средний земельный надел приходящийся на долю сельского жителя неуклонно уменьшался, оставляя значительную часть сельского населения без средств к существованию. К тому же в стране происходила характерное для раненного этапа развития рыночной экономики концентрация сельскохозяйственных угодий в руках крупных собственников, торговцев, ростовщиков и состоятельных крестьян которая еще более усугубляла социально-экономические проблемы.

В теории концентрация земель и укрупнение аграрного производства должно способствовать повышению эффективности хозяйствования и оттоку рабочих рук в промышленность. Однако в условиях национального кризиса промышленности крестьянам просто некуда было идти: нарастала трудовая миграция в соседние государства (Пакистан и Индию), в начале 1970-х годов страну покинули более 1 миллиона человек, ставших гастарбайтерами (около 7% населения страны). Трудовая эмиграция из Афганистана имела за собой значительную историческую традицию, но в данном случае она принимала просто опасные для государства масштабы, а перспектив улучшения не было видно.

Единственным выходом было форсированное развитие национальной промышленности. Однако иностранные компании, поставлявшие свои товары в страну, часто не были заинтересованы в развитии производства на месте. Сказывалась и низкая квалификация рабочей силы. Поэтому Афганистан мог рассчитывать только на собственные средства или безвозмездную поддержку. Определенное финансирование страна получала от международных организаций: Всемирный банк с 1946 по 1980 годы перечислил афганскому правительству 225 миллионов долларов, а еще 95 поступило от Азиатского банка развития. Но эти пожертвования были явно недостаточны для решения внутренних и внешних трудностей.

Наравне с выходом из экономического кризиса афганская элита стремилась к восстановлению национальных границ. Здесь следует пояснить, что доминирующее положение в Афганистане традиционно занимает пуштунский этнос, составлявший в конце 1960-х не многим более половины населения. К нему традиционно принадлежала большая часть политической элиты страны, включая королевскую династию, именно его предпочтения определяли доминирование в стране суннитской версии ислама и суннитского духовенства. Однако при этом пуштунский этнос был разделен границами: большая часть этнических пуштунов (более 10 миллионов) проживала к югу от афгано-пакистанской границы – т. н. «линии Дюранда», навязанной Британской колониальной администрацией в 1893 году. Эти спорные земли оставались источником вражды между соседними государствами после обретения независимости Пакистаном, которая в 1961–1963 годах вылилась в разрыв дипломатических отношений. Тогда же афганская разведка забрасывала на пакистанскую территорию диверсионные группы, которые под видом «национальных моджахедов» пытались развязать в стране партизанскую войну.

Афганские лидеры пытались найти поддержку у мировых сверхдержав США и СССР, пользуясь ситуацией «холодной войны». Иностранные лидеры откликались на просьбы о помощи: по состоянию на 1978 год Соединенные Штаты выделили на нужды развивающейся страны более 532 миллионов долларов, Советский Союз – около 1,2 миллиарда. Эти кредиты во многом мотивировались даже не желанием втянуть Афганистан в один из политических блоков, а простой поддержкой имиджа страны за рубежом, демонстрацией готовности решать мировые проблемы. В 1970-1980-е годы СССР и США проводили подобные программы в Африке, и они внесли определенный вклад в прогресс ряда стран континента.

Сознаю, что с «изоляционистских» позиций, вошедших в моду в 1990-е – это бессмысленная трата средств. Однако тем же можно назвать и высадку человеческого экипажа на Луне, в которой главную роль играл политический, а не научный аспект. На финансирование программы «Аполлон» США потратили 19 миллиардов долларов , однако в то время ни в Америке, ни в Союзе это никому не казалось пустой тратой денег. Между тем расходы на поддержку того же Афганистана были не столь обременительны для национальных бюджетов. К 2000-м годам задолженность Афганистана перед Россией составила несколько более 11 миллиардов долларов, в которую входят все прямо некомпенсированные расходы на поддержку кабульского режима, кроме содержания советской армейской группировки в 1979–1989 гг. Примерно такую же сумму СССР ежегодно тратил на импорт зерна. Отказ же страны от внешнеполитических расходов воспринимался бы в те годы как попытка «экономить на спичках», свидетельствующая о финансовом неблагополучии. За этим закономерно последовали бы усиление нажима врагов и падение доверия союзников.

Кроме того помимо общегуманитарных Советский Союз имел в Афганистане собственные политические интересы, которые необходимо было отстаивать. Близкий этнический и родственный состав населения во многих приграничных местностях делал советскую границу в известной степени «прозрачной», что создавало все возможности для проникновения иностранной агентуры и криминальных элементов. Учитывая, что республики Средней Азии в силу исламских традиций в меньшей мере, как считали многие, восприняли советскую модель общества, угроза иностранного влияния представляла значительную опасность. Во-вторых, появление военных баз Китая или НАТО ставило под удар ряд стратегических объектов, включая Байконур, чем в период всех обострений ситуации в Афганистане было озабочено советское руководство. Для защиты своих рубежей СССР последовательно требовал превращения северных провинций в зону своих геополитических интересов, в частности исключения присутствия там граждан стран НАТО. Известны случаи, когда в указанные районы не допускались даже специалисты ООН, осуществлявшие разведку полезных ископаемых и составлением карт.

С другой стороны отношения с Афганистаном представляли для СССР некоторый экономический интерес. В частности нехватка природного газа необходимого для промышленных нужд Узбекистана и Таджикистана, обозначившаяся в конце 1960-х, долгие годы покрывалась за счет импорта газа из Афганистана. По имеющимся данным Афганистан поставлял СССР 2,1–2,7 миллиарда кубометров в год , что составляло большую часть годовой добычи газа в ДРА. Есть мнение, что долгое время эти поставки происходили по заниженным ценам. Газ был не единственным ценным ресурсом, который советские геологи обнаружили в стране: ими еще в 1970-е годы было открыто Айнакское месторождение меди, являющееся сейчас крупнейшим из числа неразработанных в мире.

Афганистан XX века был не готов к самостоятельному освоению природных богатств и экономическому развитию. 44,8% затрат на исполнения семилетнего плана развития экономики 1969–1975 поступили из иностранных источников.

Однако внешние и внутренние проблемы были неразрешимы в рамках монархической парадигмы развития Афганистана. Развитие промышленности на иностранные средства не вполне ликвидировало земельный голод. В 1955–1975, согласно данным ООН, опубликованным на 2008 г. среднедушевой надел земли сократился на 23% . Положение все еще усугублялось высокой концентрацией земли в руках сельской элиты. К концу 1970-х 31,7% земли были сосредоточены в крупных наделах, принадлежавших ростовщикам или родовой аристократии (общая численность данной группы землевладельцев 54 тысячи человек), а около 20% сельского населения оставалось безземельным.

Приближенная к трону верхушка проявляла не была способна выйти за пределы шаблонов и запустить процесс политических и экономических реформ. Военная элита видела путь выхода из тупика в перевороте и смене режима, которая и произошла в 1973 году. Страну возглавил популярный политик-националист бывший председатель правительства Мухаммад Дауд.

Провозглашенная новым режимом аграрная реформа, включающая в себя перераспределение избытков земли и вытеснение торговцев-ростовщиков системой кооперативной торговли. Однако новое аграрное законодательство так и осталось на бумаге: Мухаммад Дауд не решился на крупномасштабные конфискации и продолжал пытаться разобраться с проблемой «мальтузианских ножниц» путем расширения орошаемых площадей, что позволило обеспечить землей лишь очень ограниченное количество семей. Одновременно попытки модернизировать внутригосударственные институты и общественную жизниь встретили ожесточенное сопротивление клерикальной оппозиции.

Отношения с ней были испорчены еще во время премьерства Дауда, когда в 1959 году разразился конфликт из-за отменой правительством обязательного ношения чадры женщинами. Духовенство и клерикалы предприняли акции против правительства, но они были жестоко подавлены: ряд мулл были повешены, другие – брошены в тюрьмы, Совет улемов - распущен. Но клерикальные консерваторы не были разгромлены, в конце 1960-х годов их выступления возобновились, а в начале 1970-х они перешли к террору. По сути в то время уже началась та партизанская война, которую сейчас часто пытаются «привязать» к вводу советских войск в Афганистан: по некоторым данным за время этих боев клерикалов с даудовскими силовыми структурами погибли не менее 600 фундаменталистов, а арестованы были не менее 1000 человек .

Неудачи на внутреннем фронте Дауд пытался компенсировать во внешней политике. Международная ситуация позволяла надеяться на разрешение проблемы пуштунских территорий, входивших с состав Пакистана. Это позволило бы не только восстановить единство пуштунов, но и ликвидировать базы боевиков-клерикалов и покончить с террором на собственной территории. Пакистан в тот момент находился в достаточно сложном международном положении: его отношения с США были непростыми из-за попыток создать собственную ядерную бомбу, а СССР ставку в регионе делал на Индию, традиционно находившуюся в конфронтации с Пакистаном. К тому же страна испытывала определенные внутренние трудности, из-за которых в 1971 году потеряла Восточный Пакистан (Бангладеш). Дауд имел все основания рассчитывать на то, что следующим на очереди будет упразднение «линии Дюранда» и, если не переход пуштунских районов под юрисдикцию Афганистана, то хотя бы провозглашение их номинальной независимости.

Однако подобный план оставался нереализуемым без участия СССР, который весьма насторожено относился к политическим амбициям Дауда. Еще будучи премьер-министром М. Дауд обращался к советским представителям с просьбой об оказании военной помощи в борьбе с Пакистаном путем подготовки офицеров и поставок оружия, однако получил официальный отказ. Ему было заявлено, что «его ставка на силовое решение пуштунской проблемы бесперспективна » и что попытки провоцирования партизанской войны на территории Пакистана, члена военно-политического блока СЕАТО, неизбежно приведут к втягиванию Советского Союза в широкомасштабную войну в регионе, которая могла перерасти в третью мировую войну.

Следует понимать, что советские лидеры вовсе не грезили выходом к Индийскому океану, который имел в первую очередь военное значение. В тот исторический период консервативное Политбюро полностью устраивало существовавшее положение вещей, внутренних материальных и политических ресурсов, в целом, хватало для реализации социальных и экономических программ, а внешняя экспансия в Азии означала лишь новый виток противостояния и гонки вооружений, новые траты на военные расходы и противоборство с США. Рисковать быть втянутыми в большую войну, пусть только вероятную, ради интересов «дружественного» режима не хотел никто. Сказывалась и психология: большинство советского руководства на личном опыте помнило Великую Отечественную, тяжелейшую с точки зрения человеческих и материальных потерь, опыт которой подсознательно переносила на любой крупный военный конфликт. Любая вероятность повторения «подобного» обоснованно пугала и отталкивала.

Совершенно иначе мыслила афганская верхушка, которую не могло устраивать положение страны. Восстановление границ могло дать исторический толчок стране, необходимый для индустриального перехода, ведь пуштунские территории Пакистана были технологически более развиты чем многие афганские районы, да и сам факт восстановления старинных границ мог вызвать патриотический подъем среди населения. Фигурально выражаясь афганцам нечего было терять кроме своих бед, и любой риск ради поставленной цели казался афганскому наблюдателю оправданным. К тому же Дауд, как политик страны третьего мира, вероятно, мыслил более локально, нежели чем его советские коллеги, исключая из поля своего зрения страны вне региона. Ведь, будь он американским президентом, какое ему дело было бы до Пакистана? (Как и многие наши современники, он вполне мог не осознавать, что участие во всех крупных мировых процессах для супердержавы вопрос собственного выживания). В конце концов, кто-нибудь затевал глобальную войну из-за Бангладеш? Так чего боятся эти «советские старики»? Так, скорее всего, рассуждали в Кабуле.

Пакистан хорошо понимал опасность, исходящую из Афганистана и пытался использовать внутренние афганские противоречия, чтобы ослабить соседа и отвлечь его от внешней экспансии. При обысках у боевиков-фундаменталистов часто изымали крупные суммы денег и материалы, свидетельствующие о связях с Пакистаном, где находили убежище многие из скрывающихся лидеров клерикалов. Одновременно с поддержкой оппозиции Пакистан пытался добиться разрыва между Даудом и левыми партиями, включая НДПА: пакистанской разведкой ISI Дауду был передан ряд фотоматериалов, свидетельствующих о контактах между афганскими коммунистами и резидентурой КГБ.

Здесь важно подчеркнуть, что в Афганистане 1960-1970-х мы не всегда можем найти традиционное противостояние «правых» и «левых» в вопросах государственного регулирования экономики. Идеи «управляемой экономики» и необходимость социальных гарантий принимали все политические группы, причем многие не считали зазорным использовать социалистическую фразеологию. Сам М. Дауд в своем первом радиообращении в качестве президента страны назвал социализм «в качестве нашей экономической основы нового афганского общества » и подчеркнул, что он «является средством достижения социальной справедливости, ликвидации классового неравенства и антагонизма позитивным, прогрессивным и мирным путем ». Народно-демократическая партия Афганистана занимала лишь более радикальные позиции по ряду вопросов.

Ныне открытые архивные данные подтверждают, что руководство КПСС поддерживала контакты с лидерами НДПА и после перехода ее в оппозицию, призывала основные фракции к партийному единству и даже ставила руководство партии в известность о ходе своих переговоров с Даудом, но нет никаких оснований полагать, что афганские коммунисты выступали в роли агентов, повинующихся воле Москвы.

Ряд членов умеренной фракции НДПА «Парчам» («Знамя») входили в первое правительство Дауда, но в 1976 году президент отказался от этого сотрудничества. Большинство коммунистов, даже принимавших участие в перевороте 1973 года были либо отправлены в отставку, либо назначены на маловажные посты, где они были лишены реальной власти. Одновременно правительство проводило «закручивание гаек», направленное на ликвидацию легальной политической оппозиции. В Афганистане устанавливалась однопартийная система, при которой все партии кроме даудовской Партии Национальной Революции находились под запретом.

Трудно сказать сыграл ли здесь роль «пакистанский компромат», желание компромисса с клерикалами, которые были настроены против НДПА, или обеспечение нового внешнеполитического курса на сближение с США и странами Запада. К 1977 году наметилось явное обострение отношений с СССР. Очередной визит Дауда в Москву обернулся скандалом. На замечание Брежнева о тревоге в связи с появлением в афганской армии ряда западных «советников» Президент заявил ему, «что его правительство нанимает того, кого хочет, и никто не может диктовать ему, что делать ». После чего вышел из комнаты, таким образом прервав переговоры.

Между тем ситуация в самом Афганистане накалялась. Продолжался земельный кризис: сокращался среднедушевой надел, упавший после 1970 года ниже уровня 0,4 га на душу населения. К концу 1970-х 31,7% земли были сосредоточены в крупных наделах, принадлежавших ростовщикам или родовой аристократии (54 тысячи человек), а около 20% сельского населения оставалось безземельным. Запрет оппозиционных партий не добавлял стабильности политической системе: правые клерикалы продолжали сопротивление поддерживаемое из Пакистана, а коммунисты из НДПА перешли к разработке планов государственного переворота, который намечался на август 1978 года.

Дауд, зная или не зная о замыслах коммунистов, решил раз и навсегда покончить с левой оппозицией в стране и отдал приказ об арестах видных лидеров НДПА. Между тем для руководителей НДПА переворот уже был способом самозащиты. Еще накануне, 25–26 апреля были арестованы многие руководители НДПА, включая Тараки, Амина (лидеры радикального крыла НДПА «Хальк» - «Народ») и Кармаля («Парчам»). Утром 27 апреля, оставшиеся на свободе, офицеры-члены партии встретились в районе кабульского зоопарка и приняли решение о начале переворота и освобождения своих соратников. Промедление могло привести к их собственному аресту и полному провалу НДПА, шансы же на успех были вполне реальны: среднее звено афганских служащих, включая армейских офицеров, сочувствовало коммунистам и было разочаровано режимом Дауда. Даже офицер проводивший обыск на квартире у Амина был тайным членом НДПА.

Судя по всему, Советский Союз на тот момент не имел реальной возможности контролировать ситуацию в стране: случай с «пакистанским компроматом» показывал всю слабость местной агентурной сети, и советские представители скорей были вынуждены «плыть по течению». Но надо признать, что даже самый эффективный разведывательный аппарат вряд ли бы позволил изменить течение истории страны. Власть jоказалась неспособной справиться с нарастающим аграрным перенаселением и экономическим отставанием от соседних стран, а общество было вынуждено с помощью тех или иных механизмов менять правящие режимы до тех пор, пока не был бы подобран тот, который решил бы проблемы, стоящие перед страной.

Поэтому было бы ошибкой считать, что Саурская (Апрельская) революция была частью «замысла» советского руководства. СССР в той или иной мере поддерживал каждый правивший в Афганистане режим, стремясь контролировать ситуацию в пограничной развивающей стране и влиять на нее в своих интересах. Однако поддержка режима НДПА в силу внутренних и внешних факторов стала судьбоносной для геополитических интересов Советского Союза в регионе и потребовала все большего и большего вовлечения в афганскую политическую жизнь.

___________________________________________________________

Подробный обзор русскоязычной литературы, посвященной афганской войне 1979–1989 гг. и предшествующим событиям представлен в А. А. Костыря Историография, источниковедение, библиография спецоперации СССР в Афганистане (1979–1989 гг.). Донецк: ООО «ИПП «Промінь», 2009. Несколько произвольным образом я хотел бы здесь особо выделить следующие работы по этой теме М. Ф. Слинкин Народно-демократическая партия Афганистана у власти. Время Тараки – Амина (1978–1979 гг.). Симферополь, 1999. А. А. Ляховский Трагедия и доблесть Афгана. 2-е издание переработанное и дополненное. Ярославль: ООО ТФ «НОРД», 2004. В. Г. Коргун История Афганистана. XX век. М.: «Крафт +», 2004.

Причины и механизмы экономического кризиса в Афганистане подробно анализируются в моих статьях Н. А. Мендкович История модернизации Афганистана. Часть 1 , Часть 2 .

М. Ф. Слинкин Народно-демократическая партия Афганистана у власти. С. 118.

J. B. Amstutz Afghanistan. The First Five Ears of Soviet Occupation. Washington D. C., 1986. P. 25.

Большая Советская Энциклопедия. Том 2. М., 1970. С. 422. Пуштуны в старых русскоязычных источниках часто именуются «афганцами», а их язык пушту - «афганским», однако мне этот подход представляется некорректным и устаревшим.

М. Ф. Слинкин. Мухаммад Дауд. Политический портрет // Культура народов Причерноморья, № 24, 2001. С. 247.

J. B. Amstutz Afghanistan. The First Five Ears of Soviet Occupation. Washington D. C., 1986.. P.24-25

Задолженность была безвозмездно списана Россией в рамках политики Парижского клуба по поддержке Афганистана.

J. B. Amstutz Afghanistan. The First Five Ears of Soviet Occupation. Washington D. C., 1986.. P. 27

M. H. Kakar Afghanistan: The Soviet Invasion and the Afghan Response, 1979–1982. Berkeley, 1995. . Затрудняюсь подтвердить или опровергнуть это утверждение: на март 1979 года закупочная цена в пять раз превышала уровень цен на природный газ на внутреннем рынке США, но в то время рынок энергоносителей был менее глобализован чем сейчас и эти величины несопоставимы.

С. Акимбеков Афганский узел и проблемы безопасности Центральной Азии. Алматы, 2003. С. 89.

А. Д. Давыдов Афганистан: войны могло не быть. Крестьянство и реформы. М., 1993. С. 25, 79.

А. Д. Давыдов Афганистан: войны могло не быть. Крестьянство и реформы. М., 1993. С.144

М. Ф. Слинкин. Мухаммад Дауд. C. 248.

М.Ф. Слинкин. Клерикальная оппозиция в Афганистане в 60-70-х годах XX века // Культура народов Причерноморья, N 22, 2001. С. 225.

М. Ф. Слинкин Мухаммад Дауд. С. 246.

К. Искандаров Общественно-политические движения в Афганистане: 1945–2001. Диссертация доктора исторических наук. Душанбе, 2004. С. 196.

М. Ф. Слинкин Мухаммад Дауд. С.247–248.

Об информации для руководителей прогрессивных политических организаций «Парчам» и «Хальк» об итогах визита М. Дауда в СССР. Постановление Секретариата ЦК КПСС. Особая папка. .

К. Искандаров Общественно-политические движения в Афганистане. С. 194.

M. Ewans Afghanistan: A New History. London – New York, 2002. P. 133.

А. Д. Давыдов Афганистан: войны могло не быть. С. 25, 79.

А. А. Ляховский Трагедия и доблесть Афгана. С. 61.

В. А. Меримский Загадки афганской войны. М., 2006. С. 34.


Переворот и революционные преобразования, осуществленные Народно-демократической партией Афганистана (НДПА) и Объединенным фронтом коммунистов Афганистана (ОФКА).

С середины 70-х в политике президента М. Дауда усилились авторитарные тенденции, под влиянием Ирана и Пакистана он усилил борьбу с левыми силами, что, в свою очередь, активизировало подготовку НДПА и ОФКА к революционному перевороту. 17.04.1978 был застрелен у своего дома один из лидеров НДПА М. Хайбар. Его похороны превратились в массовую антиправительственную манифестацию, что обеспокоило власти и привело к арестам руководителей НДПА 25-26.04. В ответ Х. Амин отдал приказ сторонникам НДПА начать переворот. В нем приняли участие и офицеры ОФКА во главе с А. Кадыром. 27.04 танки 4-й бригады под командованием майора М. Ватанджара открыли огонь по президентскому дворцу. Их поддержали авиация и коммандос. Дауд оказывал сопротивление несколько часов и при попытке ареста был убит. 28.04 было подавлено сопротивление остатков президентской гвардии. В результате переворота, провозглашенного революцией, к власти 29.04. пришел Военный-революционный совет, вскоре преобразованный в революционный совет Демократической республики Афганистан во главе с лидером «Хальк» Н. М. Тараки. Б. Кармаль , лидер фракции «Парчам», не участвовавшей в перевороте, был избран зам. председателя революционного совета. Присутствие парчамистов в государственном руководстве вызывало недовольство «халькистов». В июне члены Политбюро от «Парчам» были сняты с постов и отправлены послами за рубеж. В августе 1978 начались аресты «парчамистов». Их лидеры, а также сторонники министра обороны, лидера ОФКА А. Кадыра были объявлены «врагами народа», развернулась чистка армии и партии, сопровождавшаяся расстрелами и пытками. «Парчам» перешел на нелегальное положение. Все государственное руководство сосредоточилось в руках Н. М. Тараки и Х. Амина. Революционный совет приступил к радикальным преобразованиям, 02.05 было принято решение о конфискации имущества королевской семьи, 12.07 были отменены долги крестьян, 17.10 было объявлено о равноправии мужчин и женщин. Были введены ограничения на брачный возраст, отменен калым. Началась ликвидация неграмотности. 30.11 было принят Декрет о земельно-водной реформе. Был введен земельный максимум в 6 га. Излишки земли конфисковывались у традиционных владельцев без выкупа, а затем раздавались малоземельным крестьянам по 1 га в пожизненное наследуемое владение. Однако крестьяне иногда не брали землю, считая такой передел несправедливым и противоречащим законам ислама. В то же время отчуждаемой земли не хватило на всех безземельных, малоземельных крестьян и желающих осесть кочевников. Вода переходила в распоряжение государства и предоставлялась крестьянам пропорционально наделу. Крестьянам, получившим землю, были обещаны ссуды и техника, но возможности предоставить их всем желающим у государства не было. Начавшаяся ревизия земельных прав вызвала массовое недовольство из-за запутанности земельных прав и отмены шариатских земельных документов. Землю получили 296 тыс. семей. Политика культурной унификации страны, насаждение языка и культуры национального большинства — пуштунов — вызывали недовольство национальных меньшинств. В то же время попытки установить более жесткий контроль над кочевниками-пуштунами вызвали конфликт и с ними. Введение контроля над ценами ухудшило положение со снабжением. Чтобы сломить саботаж и волнения, НДПА развернула террор против аристократии и торговцев, а затем и против более широких слоев населения. Усилилась эмиграция из страны. Если в 1973 в Пакистане находилось несколько сот эмигрантов из Афганистана, то уже в декабре 1978 — 402 100 чел. Этим людям нужно было чем-то жить, они были настроены враждебно к революционному режиму. Благодаря помощи США, Саудовской Аравии и Китая в Пакистане были сформированы военные лагеря оппозиции. Партизанские группы стали перебрасываться в Афганистан. На смену стихийным бунтам против новой власти, происходившим уже с мая 1978, в начале 1979 пришла гражданская война (см. Война в Афганистане). К концу 1979 численность «моджахедов» (вооруженных борцов за дело ислама) достигла 40 тыс. чел. Революционеры в этой тяжелой обстановке обращались к СССР с просьбой об оказании военной помощи. Советское руководство рекомендовало Тараки перейти к более умеренному курсу, заменив радикальных «халькистов» во главе с Амином на «парчамистов» во главе с Кармалем. Однако 14-16.09 в борьбе за власть победил Амин, а 08.10 Тараки был убит. В этих условиях было принято решение о вводе советских войск в Афганистан, которое было осуществлено 25-27.12.1979, сопровождалось уничтожением Амина и привело к эскалации войны в Афганистане.

Российская Историческая Энциклопедия

Дата 27 апреля 1978 года Причина Арест лидеров НДПА - Тараки , Кармаля и Амина Основная цель Свержение режима Мухаммеда Дауда Итог Победа прокоммунистических сил и вооружённая смена правительства. Провозглашение Демократической Республики Афганистан (ДРА) , начало войны с оппозицией Организаторы НДПА Движущие силы Сторонники НДПА
Восставшие части афганской армии Противники Сторонники Мухаммеда Дауда

В своей книге «Трагедия и доблесть Афгана» А. А. Ляховский отмечает :

Апрельская революция

Первая колонна 4-й танковой бригады под руководством командира танковой роты старшего капитана Умара появилась перед главным входом президентского дворца примерно в полдень 27 апреля. В это время во дворце проходило заседание кабинета министров под председательством М. Дауда. Последний был немедленно проинформирован о появлении танков. Дауд приказал министру обороны Расули и начальнику президентской охраны майору Зия выяснить, что происходит. На вопрос Зия, зачем прибыли танки, Умар ответил, что их послал командир бригады для усиления охраны президентского дворца. Умару было приказано вернуться в расположение бригады. Однако, покинув позицию у главного входа во дворец, он загнал танки в боковую улицу и стал ждать. Вскоре подоспели другие подразделения 4-й танковой бригады. Президентский дворец был окружён танками. Офицеры М. А. Ватанджар, С. Д. Тарун, Назар Мухаммад, Ш. Маздурьяр и Ахмед Джан руководили их действиями.

Танковые части под командованием Аслама Ватанжара обстреляли королевский дворец Арг, где находился Дауд со всем своим семейством, основные министерства, здания силовых ведомств. По сведениям афганского публициста Разака Мамуна, в середине дня в здание Министерства обороны страны попал первый снаряд, выпущенный из танкового орудия. Этим выстрелом была разрушена связь между военным министерством и президентским дворцом Арг .

Бывший в 1975-1979 годах главный военный советник Вооружённых сил Афганистана генерал Лев Горелов оценивал её впоследствии так: «Вообще, это не революция была, а скорее переворот, переворот, сделанный офицерским составом, армией» .

По оценке министра культуры и информации Афганистана Саида Махдума Рахина (2010), переворот 1978 года на несколько десятилетий остановил процесс развития демократии в стране .

Годовщину Апрельской революции в настоящее время в Афганистане праздновать не принято - вместо неё на следующий день отмечается День победы афганского народа в джихаде (годовщина свержения просоветского правительства в 1992 году) .

Примечания

  1. Обзор истории революции и контрреволюции в Афганистане
  2. Русская разведка, арабские шейхи, Афганистан… (неопр.) (недоступная ссылка) . Дата обращения 27 апреля 2008.