Авиационная промышленность России: предприятия, выпуск авиационной техники. Возможности и перспективы авиационного машиностроения россии

Авиастроение в России начало формироваться в рамках оборонного комплекса. Именно поэтому в настоящее время данная отрасль считается высокомилитаризованной. Военное авиастроение в России формировалось в соответствии с объемом постоянных госзаказов и возможностями экспорта техники в большую часть стран мира. Выпуск самолетов для обычных перевозок пассажиров не такой стабильный. Рассмотрим далее, как создавалось авиастроение в России, в каких городах существовали основные производственные предприятия этой отрасли.

Историческая справка

В советское время гражданское авиастроение занимало всего 20% от общего промышленного объема в отрасли. При этом страна полностью обеспечивала потребности собственных ВВС и осуществляла экспорт машин в разные государства. В мире существовало на тот момент два крупных поставщика техники – Советский Союз и США. С 1961 г. самолеты СССР были экспортированы в 60 стран. До 90-х годов Советский Союз обеспечивал техникой 40% воздушных парков мира.

Годы СССР

Научные достижения советской эпохи обеспечили успехи отрасли. В стране начали формироваться крупнейшие центры авиастроения. В России сегодня одним из ведущих является КнААПО. В советское время были организованы ставшие впоследствии всемирно известными конструкторские бюро Яковлева, Ильюшина, Туполева. В стране сформировалась многоотраслевая промышленность. Она выпускала самолеты как для гражданских перевозок, так и для ВВС. В СССР, кроме этого, был разработан комплекс эффективных методов и моделей организации производства. В авиастроении было занято больше миллиона работников. Но в рамках советской экономической школы не велась разработка маркетинговых методов, и это при том, что на рынках техники существовала достаточно жесткая конкуренция.

Упадок производства

С распадом Советского Союза возникло несколько независимых и конкурирующих друг с другом предприятий. Многие из них оказались за границами России. Это привело к разрушению установившихся ранее внутрихозяйственных взаимодействий. В результате была нарушена целостность отраслевого комплекса. Процесс перехода страны к новым экономическим условиям существенно ограничил возможности осуществлять прямое управление работой хозяйствующих субъектов. Это, в свою очередь, потребовало создания новых подходов к вопросу госрегулирования отрасли. Кроме этого, появились проблемы, связанные с корпоративным управлением предприятиями, реструктуризацией, привлечением инвестиций в развитие авиастроения в России. Существенно сократились заказы оборонного комплекса, закупки пассажирской техники. Все это привело к упадку производства. Между тем в стране созданы все условия для создания самолетов, которые успешно конкурировали бы с продукцией производителей других государств.

Ключевые элементы отрасли

Фундамент, на котором стоит авиастроение в России, - заводы и конструкторские бюро. Большая их часть объединена в ОАО "ОАК". Опытно-конструкторскими бюро являются научные организации, осуществляющие разработку новой техники. К наиболее развитым следует отнести КБ, которые сохранились после развала СССР. Именно на них фактически держится гражданское авиастроение в России.

ОКБ Илюшина

Это конструкторское бюро считается одним из ведущих в стране. К проектам последних лет следует отнести такие самолеты, как Ил 96-300/400, Ил-114, Ил-62, Ил-112. Конструкторское бюро считается основным разработчиком проектов широкофюзеляжных самолетов. В настоящее время ОКБ в качестве приоритетного направления выбрало разработку образцов военно-транспортной техники.

КБ Туполева

За время работы этого конструкторского бюро было создано более 300 проектов разных видов летательных аппаратов, аэросаней и малых воздушных судов. Около 90 из них были реализованы в металле, а порядка 40 производились серийно. По проектам было изготовлено 18 тыс. самолетов. Сегодня конструкторское бюро преобразовано в акционерное общество открытого типа "Туполев". Оно включено в состав ОАК. К проектам пассажирских лайнеров последних лет следует отнести Ту-214, Ту-444, Ту-330, Ту-204-100/-200, Ту-334. ОАО "Туполев" считается отечественным лидером по производству среднемагистральных самолетов. На сегодняшний день на предприятии ведется разработка новейших образцов техники, соответствующей всем современным стандартам. ОАО ставит перед собой цель расширять пассажирское авиастроение в России.

ОКБ Яковлева

За весь период своей работы конструкторским бюро было создано более 200 модификаций и типов летательных аппаратов, в числе которых больше 100 – серийные. ОКБ включено в состав ОАК. Среди проектов последних лет стоит отметить Мс-21, Як-40, Як-42. В конструкторском бюро ведется разработка ближнемагистральных самолетов. Свои основные заказы ОКБ получает от ВС РФ. В этой связи приоритетным направлением считается создание образцов техники военного назначения. Вместе с этим в течение последних лет идет работа над созданием проектов перспективных среднемагистральных лайнеров.

ОКБ Сухого

Это предприятие считается сегодня одним из ведущих в стране. В течение многих десятилетий в конструкторском бюро было создано порядка 100 типов и модификаций самолетов. Из них больше 60 были направлены в серийный выпуск. Общее количество произведенных самолетов – больше 10 тыс. Свыше 2 тысяч машин было экспортировано в 30 стран. На самолетах, произведенных по проектам ОКБ, было установлено больше 50 мировых рекордов. В начале 2000-х гг. было сформировано предприятия ЗАО "Гражданские самолеты" для разделения пассажирских и оборонных программ. К проектам последних лет относится Sukhoi Superjet 100.

Авиастроение в России: факторы размещения

Важнейшими условиями существования отрасли выступают наличие квалифицированных специалистов, потребности в продукции, собственного производства либо возможности получения конструкторских материалов. Выпуск сложной техники, отвечающей современным требованиям, концентрируется в районах, отличающихся высокоразвитой научно-исследовательской базой. Особое значение имеет близость к металлургическим предприятиям, компаниям, занимающимся выпуском высокоточной аппаратуры. Авиастроение в России – одна из самых трудоемких отраслей. В ней работают высококвалифицированные специалисты. Предприятия, выпускающие самолеты, располагаются преимущественно в регионах с высокой плотностью населения, особенно там, где нет недостатка в инженерно-технических кадрах.

Производственные площадки

В качестве них выступают специализированные авиастроительные заводы. К крупнейшим производственным предприятиям относят:


Предпосылки для объединения предприятий

Кризис 90-х гг. затронул все экономические отрасли, в том числе и авиастроение. В России многие КБ и производственные площадки оказались в крайне сложном положении. В экономике страны начиналась новая эра, по законам которой предприятиям только предстояло учиться работать. Последствия кризиса очень быстро отразились на состоянии отрасли. Значительное снижение госзаказа привело к уменьшению объема выпуска, повышению себестоимости техники и уменьшению прибыли. Заводам пришлось искать способы снижения издержек. Это привело к старению и сокращению рабочих кадров, износу оборудования, уменьшению затрат на НИОКР и так далее. На сегодняшний день авиастроение в России считается одной из самой устаревшей отрасли. Каждый год списывается более 100 самолетов.

Пополнение парка при этом практически не осуществляется. С 90-х гг. промышленностью было выпущено только 36 лайнеров 1-3 класса. Отечественные предприятия функционируют сегодня в условиях сниженной нагрузки мощностей (около 30%). При таком объеме производства весьма проблематично обеспечивать даже простое воспроизводство собственной технической базы. Негативно отразилось на состоянии отрасли общее снижение качества жизни населения. Поскольку доходы граждан уменьшились, они стали пользоваться более дешевым железнодорожным и автомобильным транспортом. В результате отрасль оказалась раздробленной и не могла больше конкурировать с западными производителями. Программа по объединению всех КБ и заводов должна способствовать восстановлению авиастроения в России.

Заключение

Следует признать, что в настоящее время авиастроение в России переживает далеко не лучшие свои времена. Во многом на это повлиял распад СССР, а затем переход к рыночным условиям хозяйствования. Парк пассажирских самолетов сегодня очень устарел. При этом выпускается крайне мало новой техники. Вместе с тем продолжает развиваться военное авиастроение. Это происходит за счет постоянных госзаказов, усиления обороноспособности государства. Тем не менее созданные еще в советское время предприятия продолжают функционировать, хоть и работают далеко не на всю мощность. Конструкторские бюро разрабатывают новые проекты, создают образцы современной техники. Хотелось бы верить, что такая крупная отрасль сможет восстановиться и Россия вновь будет одним из лидеров авиастроения в мире. Для этого необходимо выработать соответствующую программу, обновить оснащение конструкторских бюро и производственных площадок, привлечь инвестиции.

Отрасль, в рамках которой осуществляются исследования, разработки в научной области, строительство и испытания опытных образцов, серийный выпуск летательных аппаратов и их компонентов (двигатели, бортовые системы, оборудование), – все это авиационная промышленность.

Научно-технический и производственный потенциал авиастроения создает возможность для развития многих связанных отраслей промышленности, например, электротехнической, радиотехнической, металлургической, формируя тем самым предпосылки для экономического подъема страны. Авиапром имеет огромное общеэкономическое, научное и оборонное значение для развитых стран, позволяет осваивать широкий спектр гражданской и военной продукции.

Стратегическая отрасль

Возможность создания высокотехнологичной и конкурентоспособной авиационной техники – это свидетельство экономического, технического развития государства и высокого ресурсного потенциала. Авиационная промышленность включает в себя ряд крупных научно-исследовательских и производственных предприятий.

Авиастроение в СССР

В Советском Союзе зарождение авиационной промышленности как крупной индустрии началось в 20-х годах, после Декрета Советского правительства о национализации авиазаводов. На тот момент авиационная промышленность СССР состояла из 15 относительно небольших авиационных заводов, на которых было занято около 10 тыс. работников, и одного аэрогидродинамического института. Огромного роста советский авиапром достиг в период 1939 – 1945 годов. Дальнейшее развитие отрасли сделало ее одной из самых концентрированных индустрий Советского Союза, а в дальнейшем и России.

Современное авиастроение России

Авиационная промышленность России занимает одно из лидирующих мест в мире по количеству производимой авиатехники для гражданского и военного сектора. По объему производства и реализации техники и комплектующих, стоимости фондов предприятий авиастроение занимает ведущую позицию среди оборонных отраслей. Это одна из наиболее высокотехнологичных сфер промышленности с огромным количеством задействованных высококвалифицированных кадров.

Российская авиационная промышленность включает в себя более 20 крупных профильных предприятий серийного производства, четыре крупных предприятия опытного и экспериментального авиастроения, ремонтные авиационные заводы, заводы производства агрегатов и моторостроительные. Одними из самых крупных и динамично развивающихся предприятий отрасли являются Иркутский авиазавод (ИАЗ) и Нижегородский завод «Сокол».

Иркутский завод

В 1934 году начал свою историю знаменитый во всем мире советский, а ныне российский авиазавод. Иркутск стал родиной одного из ведущих авиастроительных заводов, который по праву признается одним из самых интенсивно развивающихся предприятий авиастроительной отрасли. Это одна из самых наукоемких и высокотехнологичных структур России. Иркутский авиазавод входит в состав ОАО «Корпорация «Иркут» - одной из ведущих авиастроительных компаний мира, три года подряд получавшей звание «Лучший экспортер России» (с 2008 по 2010 гг.). Выпускаемая Иркутским авиазаводом продукция для гражданской и военной авиации поставляется в 37 стран мира: Китай, Египет, Индия, Вьетнам и др.

Авиазавод (Иркутск) реализовывает полный комплекс работ по производству авиационной техники. Выполняет проектирование, строительство и испытание самолетов, а также послепродажное обслуживание. Всего за годы существования предприятия было выпущено свыше 6700 различных самолетов. Заводом освоено производство моделей, разработанных ведущими конструкторскими бюро СССР и России.

В настоящий момент Иркутский авиационный завод производит такие самолеты: Су-30, Як-130, МС-21, Як-152. Все они пользуются большим спросом. На протяжении последних лет Иркутский авиационный завод демонстрирует увеличение выпуска и реализации продукции, ее рентабельности. На авиазаводе проводится активная кадровая политика, предусматривающая подготовку и переподготовку всех специальностей - от рабочих до инженерного и руководящего состава. Расширяющийся портфель заказов управляющей корпорации «Иркут» позволяет строить планы по развитию предприятия на долгосрочную перспективу.

Нижегородский авиационный завод «Сокол»

Авиастроительная компания «Сокол», находящаяся в Нижнем Новгороде, по праву считается одной из самых значимых в авиационной индустрии России. Завод был построен в 1932 году и должен был стать значительным предприятием среди существовавших в СССР и одним из крупнейших в мире. Изначально там предполагалось производить одноместные истребители И-3, разведчики Р-5 и пассажирские самолеты К-5, общим объемом 2000 единиц в мирное время.

В 1940 году на заводе было организовано КБ под руководством известного конструктора Семена Алексеевича Лавочкина. Бюро были разработаны, внедрены в производство и в дальнейшем усовершенствованы такие знаменитые самолеты: ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-5ФН, Ла-7. За время войны на фронт поставили 17 691 такую машину, т. е. каждый четвертый истребитель.

С 1949 года Нижегородский авиационный завод «Сокол» начал сотрудничество с конструкторским бюро №155 под руководством А. И. Микояна. Совместная деятельность оказалась достаточно успешной, и завод становится главным производителем МиГов, которым является и на сегодняшний день. С 1992 года НАЗ «Сокол» выпустил порядка 13500 самолетов МиГ, многие из которых предназначены для экспортных поставок в более тридцати стран мира. Основная продукция авиазавода «Сокол» - самолеты МиГ-29, МиГ-31, МиГ-35.

Выпускаемая авиационная техника

Современные самолеты и вертолеты, выпускаемые российской авиационной промышленностью, это высококлассная техника, результат трудов работников многих предприятий. В мире широко известны фирмы «Сухой», «Бериев», «Камов», «Туполев», «Ильюшин», «Миль». Перечень выпускаемой авиационной техники включает в себя пассажирские самолеты, вертолеты различного назначения, военные суда. Среди продукции российского авиастроения, известной в мире, можно отметить следующую технику. Новейшие пассажирские самолеты:

  • "Сухой Суперджет 100" – современный ближнемагистральный самолет (КнААПО имени Ю. А. Гагарина, Комсомольск-на-Амуре).
  • "Иркут-21", магистральный лайнер нового поколения. Серийный выпуск модели планируется на 2017 год (Иркутский авиационный завод).
  • Ил-96 – пассажирский самолет для средних и больших авиалиний (Воронежское авиастроительное общество).
  • Ту-204/214 – пассажирский самолет для авиамагистралей средней протяженности (Авиационные предприятия Казани и Ульяновска).

Военные самолеты: Су-27, Су-30, Су-33, новейший Су-35, истребитель нового поколения Т-50, МиГ-29, МиГ-31, МиГ-35, Су-34.

Транспортные самолеты Ил-76 и Бе-200 "Амфибия" (Таганрогское авиационное предприятие имени Г. М. Бериева).

Вертолеты Ка, Ми, "Ансант" (Казанский вертолётный завод).

Факторы конкурентоспособности

Современная авиационная промышленность РФ способна производить высококачественную и надежную авиационную продукцию с многочисленными конкурентными преимуществами. До недавнего времени это касалось в основном военной техники. Так, в 2011 году было произведено всего 20 гражданских самолетов, при том, что для пополнения авиапарка отечественных компаний было закуплено 50 единиц зарубежного производства. Это свидетельствовало о недостаточной конкурентоспособности российской гражданской авиатехники.

Основные факторы, по которым отечественная гражданская авиатехника уступала зарубежным аналогам:

  • Техническое совершенство.
  • Эксплуатационные расходы.
  • Годовой налет самолета.
  • Себестоимость и цена.

Тенденции развития авиационной промышленности

В последние годы в авиационной промышленности при государственной поддержке был выполнен масштабный объем работ по повышению уровня исследований, конструирования, производства, эксплуатации различных видов гражданской и военной авиатехники. Были созданы новейшие научно-производственные, экспериментально-испытательные и вычислительные базы. Новейшие модели российской авиатехники не уступают зарубежным, а иногда и превосходят их по многим факторам.

1. Место и роль Авиационной промышленности в экономике России

Авиационная промышленность - отрасль промышленности, в которой осуществляются разработка, производство, испытания, ремонт и утилизация авиационной техники.

Говоря о роли и месте авиационной промышленности в экономике страны, Слюсарь Юрий Борисович, заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации, отметил: "Мы подчеркиваем уникальную роль отрасли, как некоего мультипликативного паровоза, который будет вытаскивать за собой другие отрасли, интеллектуризировать структуру ВВП. По опыту наших коллег из Евросоюза и Америки, до четверти экономики и промышленности этих стран ориентировано на авиационные стандарты. То есть, авиация - это еще и некий эталон, который задает правила игры для значительной части экономики"…

Авиационная промышленность является одной из наиболее высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики. Традиционно при создании новых образцов авиационной техники в работу вовлекались десятки крупнейших научно-исследовательских институтов, опережающие исследования проводились институтами Академии наук.

По объёму выпускаемой продукции военного самолётостроения Россия находится на 2-м месте в мире, вертолётостроения - на 3-м месте в мире (6 % мирового рынка вертолётов)

Машиностроительный комплекс играет важную роль в российской экономике. На долю машиностроения приходится около 20 % всей выпускаемой промышленной продукции и примерно 25 % основных промышленно-производственных фондов.

В ходе реформ российское машиностроение уступило лидирующее положение отраслям, производящим топливо, сырье и полуфабрикаты. Сократилась доля машиностроения в российской внешней торговле.

2. Основные места размещения

Главные факторы размещения производственных предприятий - удобство транспортных связей и наличие квалифицированной рабочей силы. А проектирование почти всех видов российских самолётов осуществляет КБ Москвы и Подмосковья. Единственное исключение - КБ имени Бериева в Таганроге, где производятся самолёты-амфибии.

Вообще производство авиационной промышленности подразделят на несколько подотраслей.

    Предприятия по производству авиационных двигателей (Пермь, Самара, Казань, Москва, Омск)

    Авиастроительные предприятия (Иркутск, Новосибирск, Воронеж, Ульяновск)

    Вертолетостроительные (Москва, Казань, Ростов)

Объединённая авиастроительная корпорация (в неё входят крупнейшие самолётостроительные предприятия) и Оборонпром (в неё входят крупнейшие вертолётостроительные и двигателестроительные предприятия). Эти компании включают в себя 214 предприятий и организаций, в том числе 103 - промышленные, 102 - НИИ и Оборонные конструкторские бюро. Общая численность занятых в российской авиационной промышленности - более 411 тыс. человек.

3. Основные факторы размещения предприятий авиационной промышленности:

Важнейшим является наличие общественной потребности в продукции, квалифицированных трудовых ресурсов, собственного производства или возможности поставки конструкционных материалов и электроэнергии:

    Наукоемкость. Производство наиболее сложной современной техники (компьютеров, всевозможных роботов) концентрируется в районах и центрах, обладающих высокоразвитой научной базой: крупными НИИ, конструкторскими бюро (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск и др.). Ориентация на научный потенциал – основополагающий фактор размещения машиностроительных предприятий.

    Металлоемкость. Отрасли машиностроения, занимающиеся производством такой продукции, как, например, металлургического, энергетического, горно-шахтного оборудования потребляют много черных и цветных металлов. В связи с этим машиностроительные заводы, занимающиеся выпуском такого рода продукции обычно стараются находиться как можно ближе к металлургическим базам, чтобы уменьшить затраты по доставке сырья. Большинство крупных заводов тяжелого машиностроения расположены на Урале.

    Трудоемкость. машиностроительный комплекс характеризуется большими затратами и очень высокой квалификацией труда. Производство машин требует больших затрат рабочего времени. В связи с этим достаточно большое количество отраслей машиностроения тяготеют к районам страны, где концентрация населения высока, и в особенности там, где есть высококвалифицированные и инженерно-технические кадры.

4. Проблемы и перспективы авиационной промышленности

Авиапромышленный комплекс переживает общие для всего промышленного комплекса проблемы:

    Острую нехватку финансовых средств.

    Heвозмещение затрат на незавершенное производство, которое приобрело хронологический характер корректировки государственного оборонного заказа.

    Превышение накопленной задoлжeнности заказывающих министерств годовых paзмepoв финансирования предприятий,

    Ослабление кадрового потенциaлa и т.д.

Председатель редакционного совета журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Комаров

Авиастроение - одна из ведущих отраслей машиностроения, которая существенно влияет не только на развитие машиностроения в целом, но и на темпы и направления научно-технического прогресса в других отраслях хозяйства.

Авиастроение является материальной основой технического перевооружения экономики. Научно-технический прогресс ускоряет накопление капитала, что в свою очередь способствует повышению спроса на способы производства, прежде всего на машины и оборудование. Одним из последствий научно-технической революции является быстрый моральный износ способов производства.

Технический прогресс побуждает все более частую смену типов и моделей изделий. Модели продукции стареют и меняются значительно раньше, чем изнашиваются орудия труда, специально спроектированные для изготовления этого изделия. Существенно растет удельный вес серийного, а иногда и мелкосерийного выпуска. Например, в США 85-90% наименований машин запускается в производство партиями не более 25 штук.

Большое значение в современной промышленности - и прежде всего в авиастроении - имеет проблема гибкости, которую можно причислить к первым рядам экономических проблем технического прогресса.

Основные факторы, которые влияют на размещение предприятий авиастроения. Повышение эффективности авиастроения определяется не только внедрением в производство новых типов машин и оборудования, усовершенствованием его отраслевой структуры, реконструкцией и техническим перевооружением. Большие возможности скрыты в усовершенствовании территориальной организации отрасли, лучшем размещении ее предприятий.

На это существенно влияет традиционный уровень авиастроения и использования производственных мощностей, а также разнообразные региональные факторы и условия, потребность районов в продукции отрасли, обеспеченность топливом, электроэнергией, транспортом, наличие полигонов для испытания новой продукции и т.д. Кроме того, важным условием рационального размещения отрасли является наличие трудовых ресурсов, в частности квалифицированных кадров.

Усложнение авиастроительного производства способствовало разделению стран на производителей массовой и наукоемкой продукции. Это сберегло высококвалифицированные производства в странах с высоким уровнем научно-технического прогресса, где имеют место большие затраты на научные исследования при освоении новых видов продукции.

Следует подчеркнуть немалую роль специализации и кооперирования в авиастроении. Специализация производства предусматривает концентрацию выпуска конструктивно и технологически подобных изделий, а также концентрацию отдельных операций в отдельных отраслях, на предприятиях. Преимущество специализации выражается в широкой механизации и автоматизации производства, возможности усовершенствования конструкций и технологических процессов. Она способствует увеличению производительности труда за счет использования более производительного оборудования.

Предметная специализация предусматривает сосредоточение использования конструктивно похожих машин и оборудования на специализированных предприятиях.

Еще одной разновидностью является подетальная, или узловая, специализация, что означает сосредоточение на отдельных предприятиях производства ограниченного количества деталей, узлов, агрегатов для использования их на предметно специализированных предприятиях. Примером подетально специализированных предприятий могут быть подшипниковые заводы, заводы двигателей реактивных самолетов и т.д.

Развитие специализации (особенно подетальной и технологической) определяет распространение кооперирования как формы производственных связей между предприятиями, которые принимают участие в совместном изготовлении продукции. Благодаря кооперированию появляется возможность сократить производство большинства сложных машин, ускорить внедрение новой техники.

Не в каждой стране есть условия для развития прогрессивного специализированного производства, рассчитанного на массовый или серийный выпуск авиастроительной продукции. Препятствует недостаток вместительного внутреннего рынка, способного использовать продукцию большого предприятия, сырья, кадров ученых и специалистов. Между тем чрезвычайно развита внутренне- и межотраслевая специализация в США, где предприятия, которые выпускают сложную продукцию, часто являются всего лишь собирательными, которые получают детали и узлы от многочисленных субподрядчиков.

Особенности размещения авиастроения в мире. Для того, чтобы разместить на своей территории предприятия такой отрасли машиностроения как авиастроение, необходимо, чтобы государство имело мощный экономический и ресурсный потенциал, так как авиастроение требует огромных финансовых средств, высоко квалифицированных кадров, возможность транспортировки недостающих материалов из дальних участков страны либо из других стран, полигоны для испытания новой продукции и многое другое. Таким мощным потенциалом обладают США, Великобритания, Германия, Испания, Франция, Россия, Швейцария. Отдельные конструкции для фирм вышеперечисленных стран производятся в Италии, Украине, Греции, Болгарии и других странах.

Рассмотрим размещение крупных предприятий в мире.

США. США - экономически высоко развитое государство, занимающее лидирующие позиции в мировом авиастроении. Крупные авиастроительные предприятия здесь расположены в таких городах как Индианаполис, Кливленд, Су-Фолс, а также в окрестностях Нью-Йорка и Вашингтона. Советский энциклопедический словарь, стр. 1238 Такое размещение предприятий в США объясняется тем, что территория благоприятствует размещению крупных предприятий: имеется место для размещения мощных заводов вдали от населения, для полигонов и т.д.

Западная Европа. Такие страны Западной Европы как Франция, Германия, Испания и Великобритания свои авиастроительные компании объединили в мощную компанию «Эйрбас Индастри», заводы которой расположены в Эссене, Франкфурте, Берлине (Германия), в Париже (Франция), Милане (Италия), Берне (Швейцария), Лондоне, Эдинбурге (Великобритания). Такое расположение объясняется мощным экономическим потенциалом и устойчивым экономическим положением вышеуказанных стран, а также наличием территории для размещения крупных предприятий.

В Украине авиастроительный комплекс расположен в основном на востоке государства (Харьков, Запорожье и т.д.). Это объясняется сосредоточением машиностроительного комплекса в целом именно на востоке Украины из-за наличия множества природных ресурсов, нужных для создания экономически выгодного комплекса предприятий.