Болезнь игромания от чего она появляется. Игромания - болезнь слабой личности


Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Игромания представляет собой патологическое пристрастие к различным играм (преимущественно азартным), развивающееся на уровне психологии , и проявляющееся нарушениями в эмоционально-волевой сфере. Для обозначения зависимости человека от игры, помимо термина "игромания", также используются термины "гемблинг" (от английского gambling – игра на деньги) и "лудомания" (от латинского ludo – играть и греческого μανία – влечение, страсть).

Игромания проявляется тем, что человек часто принимает участие в азартных играх на деньги и не только, причем игра становится доминирующей ценностью в жизни, вытесняя социальные, семейные, профессиональные и материальные ценности. Человек уделяет основное время и внимание игре, а ко всем остальным обязанностям относится по остаточному принципу. Поскольку игромания имеет хроническое течение, то ее главным признаком является неспособность человека сопротивляться импульсу к началу игры, вследствие чего больной вовлекается в эпизоды игры, несмотря на жизненные обстоятельства, что приводит к разрушению семейной жизни, проблемам на работе и в социуме.

Является ли игромания болезнью?

Игромания является психическим заболеванием, которое официально признано врачами и учеными во всем мире, и внесено в Международную классификацию болезней 10 пересмотра (МКБ-10) под шифром F63.0 и в классификацию психических расстройств Американской ассоциации психиатров под шифром DSM-IV-R.

Игромания – это сложное хроническое психическое расстройство, при котором у человека периодически возникает непреодолимое желание играть в азартные игры. Азартные игры сами по себе не являются абсолютным злом, поскольку в различных формах распространены и считаются вполне приемлемыми в разных культурах и странах уже на протяжении не столетий, а тысячелетий. Популярность и распространенность азартных игр обусловлена их психологической сущностью, которая заключается в постепенном нарастании психического напряжения с последующей разрядкой. При таком чередовании сильного напряжения и разрядки человек в ходе игры испытывает сильные эмоции, не связанные с его обычной повседневной деятельностью на работе, дома и т.д. А эмоциональный выплеск, не связанный с обычными повседневными занятиями, позволяет хорошо отдохнуть психологически практически любому человеку. Именно в таком феномене хорошего отдыха, встряски и отвлечения от "рутины" и заключена популярность азартных игр.

Большинство людей может периодически играть в азартные игры без негативных последствий, видя в игре просто вид отдыха в противоположность работе или другим повседневным заботам. Но у некоторых людей формируется пристрастие к игре, которое они не могут побороть, поскольку игра замещает все остальные желания, и становится буквально смыслом жизни. Такое состояние и является игроманией – тяжелым заболеванием, которое нужно лечить у квалифицированных психиатров и психологов .

Что такое игромания?

Игромания представляет собой психическое расстройство, суть которого заключается в наличии у человека патологического пристрастия к любым азартным играм. По своей сути игромания – это зависимость, подобная наркотической или алкогольной зависимости , при которых человек не может контролировать и подавлять свое желание принять наркотики или выпить алкогольный напиток. Только при игромании человек не в состоянии подавлять и контролировать желание играть.

Пристрастие к игре является патологическим именно потому, что человек не в состоянии контролировать свое поведение и подавлять желание играть , когда внешние жизненные обстоятельства требуют сосредоточения на других делах. То есть если человек идет играть, несмотря ни на что, будучи не в состоянии противиться желанию сыграть из-за полного "отключения" здравого смысла, то это именно зависимость – игромания.

Игроманию нужно отличать от обычного, эпизодического участия в азартных играх, которое является нормальным поведением людей в разных странах и культурах. Ведь те или иные азартные игры имеются в разных странах, люди в них периодически играют с целью развлечься. Но при нормальном участии в азартных играх для человека не наступает каких-либо вредных, негативных последствий, поскольку индивид играет только при наличии свободного времени и средств, не рискуя всем, не залезая в долги и не делая игру жизненным приоритетом.

В норме участие в азартной игре – это всего лишь вид развлечения, вид отдыха, принимая участие в котором человек отвлекается от обычных повседневных дел и забот, психологически разряжается и уходит после игры с положительными эмоциями и хорошим настроением, что позволяет ему в дальнейшем продуктивно трудиться на работе, заниматься семьей и участвовать в общественной жизни.

Азартная игра в качестве вида отдыха и развлечения весьма популярна из-за ее психических составляющих, таких, как постепенно нарастающее психологическое напряжение с последующей за этим разрядкой. Участвуя в игре, человек испытывает сильное напряжение из-за риска и переживаний по поводу возможного проигрыша, смешивающегося с надеждой на выигрыш. Причем это напряжение постепенно нарастает, достигая максимума к финальному этапу игры, после чего наступает разрядка, когда все заканчивается и становится ясно, кто проиграл, а кто выиграл. Разрядка наступает обязательно, поскольку психическое напряжение снимается из-за выяснения ситуации с выигравшими и проигравшими, то есть устраняется момент неопределенности. Причем разрядка может приносить положительные и отрицательные эмоции в зависимости от того, выиграл человек или проиграл. Но, вне зависимости от успешности игры, человек после ее завершения чувствует себя хорошо отдохнувшим и отвлекшимся от обычной рутины, вследствие чего может вновь приступить к выполнению повседневных обязанностей с новыми силами и энтузиазмом, появившимися после хорошего развлечения и полного переключения на другую сферу – игру.

При нормальном отношении к игре человек эпизодически прибегает к такому виду отдыха и развлечений, при этом строго контролируя количество средств, которые он может безболезненно потратить, и время, которое он может провести за игрой. Время и количество денег, которые можно потратить на игру, человек определяет заранее, сообразуясь с необходимыми тратами на повседневные нужды. То есть сначала человек считает, сколько средств и времени он может потратить на игру, после чего начинает играть. При этом человек не посвящает игре больше времени и денег, чем он изначально определил. Иными словами, когда оканчивается время или деньги, которые можно безболезненно потратить на игру, человек ее прекращает и уходит, а не остается играть дальше, занимая средства или растрачивая время, в течение которого он должен выполнить какие-либо рабочие, семейные или социальные обязательства.

При игромании, в отличие от нормального отношения к азартным играм, человек играет, не сообразуясь с тем, сколько реально денег и времени он может потратить. Поэтому основным характерологическим признаком игромании является неконтролируемое, эпизодически возникающее страстное желание играть, которому человек не может сопротивляться. Таким образом, человек начинает играть не тогда, когда у него есть время и деньги, которые можно спокойно потратить на игру, а тогда, когда возникает болезненное и непреодолимое желание сыграть, которое невозможно подавить. В этом случае игроман поддается импульсу и начинает игру, играя до тех пор, пока страстное желание не утихнет. При этом человек в процессе игры может залезть в долги, проигравшись в пух и прах, пропустить важные встречи, не выполнить каких-либо рабочих, семейных или общественных обязательств, поскольку в период страстного желания играть для игромана не существует ничего, кроме игры.

Игроман останавливается и перестает играть не тогда, когда заканчиваются деньги или свободное время, а когда проходит болезненный и неконтролируемых позыв к игре. В этот момент он как бы выходит из состояния "затуманенного" разума и начинает объективно воспринимать действительность. Человек понимает, что уже потратил слишком много времени или денег, и прекращает игру. Далее игроман держит себя в руках до возникновения следующего эпизода неконтролируемого желания играть. И когда такое желание возникает, человек снова идет играть, причем его не останавливают никакие доводы и голос разума, поскольку его сознание как бы "затуманено" или отключено.

Непреодолимое желание играть возникает у игромана периодически, с различной частотой, вследствие чего заболевание имеет хроническое течение. "Светлые" промежутки, во время которых человек не играет, сменяются уходами в безудержную игру, провоцируемыми неконтролируемым желанием и тягой к играм. Во время эпизода игры человек полностью выпадает из нормальной обычной жизни: он не ходит на работу, не контролирует количество проигранных денег, не выполняет обязанностей по отношению к членам семьи и социуму. Таким образом, жизнь игромана представляет собой чередование эпизодов азартной и неконтролируемой разумом игры со "светлыми" промежутками, во время которых он работает и исполняет семейные и общественные обязанности.

Очевидно, что игромания, как и любая другая зависимость, имеет прогрессирующую форму. Это означает, что человек со временем не излечится самостоятельно – болезнь будет только прогрессировать. По мере прогрессирования зависимости человек станет играть все чаще и дольше , а "светлые" промежутки будут все короче. Соответственно, игроман будет терять социальные связи, нарушатся взаимоотношения с членами семьи, придется уйти на работу с худшими условиями и т.д. Таким образом, социальный статус и положение человека по мере прогрессирования игромании будет неуклонно снижаться.

При этом нужно понимать, что игроманию нельзя вылечить обещаниями, увещеваниями, методами "кнута" или "пряника", поскольку человек не может контролировать свое влечение к азартным играм. Как и алкоголик, игроман не может силой воли влиять на свою тягу к игре. Поэтому расхожее представление о том, что стоит только захотеть – и человек бросит играть, попросту неверно. Игроманам для избавления от зависимости, как и алкоголикам или наркоманам, требуется квалифицированная помощь психиатров, психологов и социальных работников.

В силу того, что игромания является реальной и очень опасной зависимостью, уже в течение 20 лет это состояние официально считается психическим заболеванием, внесенным в Международную классификацию болезней 10 пересмотра (МКБ-10) под шифром F 63.0. Кроме того, игромания входит в классификацию психических заболеваний Американской ассоциации психиатров под шифром DSM-IV-R.

Распространенность и частота встречаемости игромании в разных странах различна. Например, в наиболее благополучных в отношении данного недуга странах частота встречаемости игромании среди взрослого населения составляет всего 0,4%, а в наиболее неблагополучных странах – около 7%. Например, в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Швеции, Британии и Швейцарии частота игромании среди взрослого населения составляет 1 – 1,5%, в США – до 3,5%, в странах бывшего СССР – 1,5 – 3%. К сожалению, среди подростков в различных странах частота встречаемости игромании превышает таковую среди взрослых примерно в 2 раза.

Среди азартных игр, в отношении которых наиболее часто возникает зависимость, на территории стран бывшего СССР наиболее распространены карточные игры, игровые автоматы, рулетка, лотереи, различные компьютерные игры , в том числе в интернете. Причем игры в интернете формируют именно игроманию, а не интернет-зависимость, которая представляет собой совершенно иную форму зависимости.

Игромания (лудомания, гемблинг): азартные игры, компьютерная зависимость, ставки на спорт – видео

Вредные последствия игромании

Наиболее заметное и частое негативное последствие игромании – это патологические изменения психики . Наиболее часто у игромана появляются такие патологические черты психики, как лживость, безответственность, высокая конфликтность, недисциплинированность, безразличие к работе и близким людям, низкая работоспособность и склонность к криминальным действиям (воровству, мошенничеству и т.д.). Такие патологические черты личности не дают человеку нормально функционировать в обществе, на работе и в семье, следствием чего является полный крах всех социальных и семейных связей.

У игроманов часто фиксируются аффективные (эмоционально-чувственные) расстройства, проявляющиеся тревожностью , депрессией , дисфорией (плохим настроением), суицидальными мыслями. Постепенно ухудшается память, мышление утрачивает логичность и способность делать выводы, становится стереотипным и склонным к магии.

Родные или друзья игроманов говорят, что люди, страдающие зависимостью, становятся обидчивыми, крайне вспыльчивыми, грубыми, эгоистичными, слабыми в сексуальном плане, предъявляют к окружающим необоснованные и немыслимые требования, отказываются выполнять собственные обязанности и постоянно обвиняют кого-то в своих неудачах и бедах. Когда игромания доходит по последней стадии, у человека снижается уровень требований к себе, вследствие чего игроманы становятся неряшливыми, неопрятными, запущенными.

Кроме патологических изменений психики, безусловно заметными и тяжелыми негативными последствиями пристрастия к азартным играм являются также распад семьи, потеря микросоциума (друзей, коллег, родственников), социальная маргинализация (человек становится изгоем, "падшим", не достойным входить в приличное общество, подобно уголовному преступнику), преступные действия, потеря социального статуса и профессиональных навыков.

Причины игромании (механизм вовлечения)

Причины развития у человека игромании сложны, и представлены совокупностью личностных особенностей и факторов окружающей среды. В науке причины различных зависимостей, в том числе игромании, принято называть механизмами вовлечения личности в пристрастие, поскольку процесс формирования зависимости сложен, и обеспечивается взаимодействием личностных психических особенностей с влиянием окружения.

Итак, причинами игромании являются следующие факторы:

1. Факторы окружающей среды , такие, как доступность азартных игр и частое стимулирование игровой деятельности по телевидению, радио, в интернете в виде различных викторин с выигрышами и т.д.

2. Мотивационный фактор , который, по мнению многих ученых, является ведущим в формировании игромании. Ведь именно внутренний мотив (психологическое обоснование желания играть) заставляет человека играть. В настоящее время важными для развития игромании являются мотивы двух типов. Первый тип мотива основан на удовлетворении в процессе игры потребности человека в доминировании, риске, манипуляции другими людьми и в доказательстве собственного превосходства. Такой первый тип мотива присущ игрокам "действия". Второй тип мотива основан на удовлетворении в процессе игры потребности в уходе от проблем, потерь и проигрышей в реальности. Второй тип мотива характерен для людей, убегающих от реальности. Помимо данных основных мотивов, большую роль в развитии игромании могу играть и другие, поверхностные мотивы, такие, как любопытство, интерес к новому и неизвестному занятию, престижность участия в играх, желание выигрывать. Закрепление игромании обычно происходит за счет мотива возможности выиграть деньги, а также приятных ощущений, возникающих на фоне возбуждения и волнения в процессе игры. На этапе уже сформированной зависимости человек продолжает играть из-за мотива отыграться и вернуть все свои материальные потери, обусловленные проигрышами в игре, а также из-за мотива ухода от проблем.

3. Семейный фактор. Человек при неправильном построении взаимоотношений в семье и воспитании становится психически слабым и уязвимым, вследствие чего легко вовлекается в азартные игры, а зависимость от них формируется быстро. Важными предпосылками, создающими высокий риск игромании, являются следующие семейные факторы:

  • нарушенные границы между поколениями (в семье не установлены и не соблюдаются границы того, что можно говорить и делать в отношении старших и младших членов семьи);
  • отсутствие эффективных в социуме моделей поведения у старших членов семьи (родители, бабушки, дедушки, дяди и тети не могут показать пример поведения и действий, приведших их к успешности);
  • отсутствие четких ролей у каждого члена семьи (каждый член семьи не имеет четких определенных прав и обязанностей);
  • двойные стандарты реакций старших членов семьи на действия младших (на одно и то же действие можно получить разную реакцию, например, если ребенок что-то украл в магазине, то его ругают, а если украл что-то у другого мальчика, родители которого – обеспеченные люди, то за это хвалят, поскольку "они не обеднеют");
  • негибкость, конфликтность и непоследовательность в установках представителей разных поколений семьи (разные члены семьи имеют разные установки и не пытаются найти некий компромисс, устраивающий всех, а каждый пытается "продавить" свое мнение, считая его единственно верным и правильным);
  • неадекватность планирования семейного бюджета с неучетом потребностей всех членов семьи (бюджет планируется без учета потребностей каждого члена семьи, а с ориентировкой на основные цели и приоритеты того, кто планирует траты).
4. Личностный фактор. У человека имеются психические черты "потенциального игрока", вследствие чего личность имеет высокий риск приобретения зависимости, и при попытках играть легко становится игроманом. К личностным характеристикам, обуславливающим высокий риск развития игромании, относят низкую самооценку, нетерпимость к отказам в просьбах или критике, повышенную тревожность, склонность к депрессии, импульсивность, нетерпимость к разочарованиям, ощущение собственного могущества, склонность к мистическому мышлению, жажду активных действий, возбужденность и страсть к риску.

5. Экономический фактор. Поскольку игорный бизнес является одним из наиболее доходных во всем мире, на мировом рынке имеются мощные и сильные корпорации, продвигающие свои интересы по получению максимальной прибыли в различных странах. Для максимизации прибыли корпорации, владеющие игорным бизнесом, осуществляют экспансию и вовлечение в игру людей в разных странах мира. Для вовлечения в игру применяется стратегия формирования культуры фаталистического, игрового и магического мышления у людей путем частого повторения в публичном и медийном пространстве лозунгов и слоганов, делающих игру привлекательной, таких, как, например, "Вся наша жизнь – игра", "Кто не рискует, тот не пьет шампанского" и т.д. На фоне частого повторения подобных слоганов, а также вырисовывания игрового образа жизни как "крутого", "престижного", легкого и приятного, в сознание людей закладывается мысль о том, что игра – это хорошо и правильно. Более того, из-за активной полускрытой рекламы образа жизни игроков у людей происходит подмена понятий, когда предпочтительность активной жизненной позиции с постоянным трудом (как в семье, так и на работе) заменяется на предпочтительную позицию пассивного субъекта, который вместо того, чтобы упорно трудиться для получения желаемого, начинает надеяться на "фарт" и неоправданно рисковать. В некоторых обществах благодаря активной рекламе игры удается даже создать атмосферу пренебрежения к людям, не поддерживающим образ жизни игроков. Формированию игрового и фаталистического мышления у людей также способствуют часто транслируемые многочисленные игровые шоу на телевидении, радио и в интернете. То есть экономический фактор вовлечения в игру представляет собой манипуляции общественным сознанием с целью усиления потенциала влечения к азартным играм у каждого члена сообщества.

Причины игровой зависимости. Генетическая и психологическая предрасположенность к игромании (мнение психотерапевта) – видео

Стадии формирования игровой зависимости

Игровая зависимость (игромания) у человека формируется не сразу, а постепенно, причем в несколько стадий, на каждой из которых появляются определенные изменения психики и приобретаются патологические привычки.

В настоящее время большинство врачей считают, что развитие игромании проходит через следующие стадии:

В среднем все перечисленные стадии игроман проходит за 1,5 – 3 года, но иногда их течение может затягиваться до 10 лет. Это означает, что для превращения психически здорового человека в больного игромана достаточно в среднем 1,5 – 3 лет.

Вышеуказанные стадии игромании являются наиболее распространенными и употребительными. Однако имеется и другая классификация стадий развития игромании, разработанная Кекелидзе и Шемчуком. Согласно классификации Кекелидзе и Шемчука, игромания в своем развитии проходит через следующие стадии:

  • Доклиническая стадия. На данной стадии не выявляются четкие симптомы психической патологии, а все нарушения носят стертый характер, вследствие чего их можно принять за особенности личности. На данной стадии человек может самостоятельно избавиться от игромании, контролируя свои действия логическими рассуждениями и силой воли.
  • Стадия клинических изменений. На данной стадии появляется уже четкая психическая зависимость от игры и формируются психические отклонения в поведении. У человека появляются навязчивые мысли и импульсивное поисковое поведение.
  • Стадия клинической зависимости. На данной стадии у игромана появляются расстройства психики, утрачивается самоконтроль, снижается самокритика, формируются нарушения в эмоциональной и чувственной сфере по типу уплощенного аффекта , как при шизофрении . Под уплощенным аффектом понимается существенное обеднение эмоционально-чувственной сферы, когда человек не переживает глубоких эмоций, становится черствым, жестоким и безразличным к чувствам окружающих.
  • Стадия структурных изменений личности. На данной стадии, на фоне общего уплощенного аффекта, появляются взрывные и яркие ощущения, касающиеся только игры. Иными словами, человек не испытывает сильных эмоций ни от чего, кроме игры. Разнообразные навязчивые мысли становятся автоматизмами, снижается толерантность к окружающему миру, утрачивается воля, а мышление теряет логику и приобретает выраженную магичность. То есть человек не размышляет логически, не анализирует происходящее, а считывает и ищет некие "знаки", символы, приметы, на основании которых делает "выводы" о том, будет ли удачной игра, нужно ли идти играть и т.д. Круг интересов человека становится крайне узким, а превалирует среди них игра, ставшая центром и смыслом жизни.

Игромания: стадии и признаки. Проблемы игровой зависимости, созависимость – видео

Симптомы игромании

Симптомы игромании сгруппированы в различные психические синдромы, описывающие характерное поведение и изменения личности игромана.

Поведение игромана описывается так называемым игровым циклом . В данном цикле имеются различные фазы, которые наступают, последовательно сменяя друг друга. В первой фазе цикла, которая называется фазой воздержания , наблюдается полный отказ от азартных игр, который часто достигается мощными волевыми усилиями, а также обусловлен вполне тривиальными причинами, такими, как отсутствие денег или давление со стороны окружающих людей.

Далее наступает фаза автоматических фантазий , в которую у человека появляются мысли об игре. Причем эти мысли со временем появляются все чаще, к ним присоединяются различные игровые фантазии, в которых человек проигрывает в воображении будущую удачную игру с большим выигрышем, а также вспоминает приятное ощущение азарта. Одновременно с игровыми фантазиями у игромана появляется уверенность в том, что в этот раз он точно сможет контролировать ход игры (например, сыграю 2 – 3 партии и прекращу), что в его жизни вот-вот наступит светлая полоса и фортуна ему наконец-то улыбнется, дав сорвать куш. На фоне учащения мыслей об игре и игровых фантазий, а также нарастающей уверенности в том, что удача на этот раз улыбнется, человеку все труднее удерживаться от того, чтобы не начать играть. В данную фазу игроман может испытывать сильное сексуальное влечение, у него появляется стремление к интенсивным физическим и умственным нагрузкам, человек начинает много, но бесцельно что-то делать.

Затем наступает фаза принятия решения , на которой, вследствие того, что навязчивые мысли не проходят, но игроман удерживает себя от игры силой воли, у него развивается очень сильное эмоциональное напряжение, часто сочетающееся с тревожностью или неявной депрессией. В таком состоянии человек раздражителен, легко срывается по мелочам. Игроман схематично планирует выигрыш.

После наступает фаза вытеснения принятого решения , на которой игроман испытывает иллюзию того, что контролирует свое поведение, и под влиянием некоего внутреннего импульса человек получает некоторую сумму денег, выпивает алкогольные напитки и пробует сыграть просто для развлечения.

Далее наступает фаза реализации принятого решения , которая характеризуется сильным возбуждением и постоянно присутствующими фантазиями об игре. Постепенно, под влиянием навязчивых мыслей об игре и иллюзий того, что на этот раз фортуна повернется лицом и удастся выиграть, игроман начинает испытывать непреодолимое желание сыграть, у него появляется состояние измененного сознания, по своей форме и сути близкое к трансу. Далее, когда состояние транса длится достаточно долго, игроман начинает играть буквально автоматически, безо всякого волевого сопротивления, поскольку в таком измененном состоянии сознания человек полностью захвачен мыслями и фантазиями об игре, уверен в успешности своего предприятия и того, что в этот раз ему обязательно повезет. По сути, когда эмоциональное напряжение достигает своего пика и игроман входит в состояние транса, он даже не осознает и не понимает, как начал играть. Это такое состояние, про которое люди говорят, что "ноги сами понесли", "я вообще не осознавал, что делаю".

В состоянии, близком к трансу, игроман играет до тех пор, пока не спадет уровень эмоционального напряжения, не считаясь с тем, сколько времени и средств он тратит на игру. Наконец, когда эмоциональное напряжение спадет, и человек получит достаточное количество острых ощущений от игры, он как бы "выходит" из состояния транса, и к нему возвращается нормальное восприятие реальности. Этот момент выхода из измененного состояния сознания игроманы обычно описывают: "я как будто очнулся".

Практически сразу после выхода из измененного состояния сознания игроман прекращает играть и уходит домой, осознавая весь ужас произошедшего уже вполне адекватно. Далее наступает период самобичевания, раскаяния, возложения на себя вины, вялости, пассивности и тревожно-депрессивными реакций. В этот период человек дает себе слово больше не играть и волевыми усилиями удерживает себя от игры в течение некоторого промежутка времени. Но рано или поздно у игромана снова появляются мысли об игре и игровые фантазии, и весь игровой цикл повторяется заново. Такие игровые циклы могут быть короче или длиннее, в зависимости от того, насколько сильна степень пристрастия человека к азартным играм. Однако характерной особенностью игровых циклов является то, что они укорачиваются с течением времени, и чем дольше человек страдает игровой зависимостью – тем короче эти циклы.

Общее состояние игромана характеризуется следующими синдромами:

  • Синдром патологического влечения к азартной игре , проявляющийся нарушением поведения, уплощением эмоций (человек становится безразличным ко всему, кроме игры) и вегетативными симптомами (скачки давления , приливы крови к лицу, головные боли , потливость и т.д.). У игромана имеется бескомпромиссное желание играть не смотря ни на что, не учитывая ни семейные, ни рабочие обязанности, ни финансовые проблемы, ни имеющиеся заболевания. Среди расстройств психической сферы в синдроме патологического влечения к игре преобладают идеаторные нарушения , проявляющиеся навязчивыми фантазиями об игре, об "обязательном" выигрыше, о различных этапах игры, комбинациях цифр, карт и т.п. На фоне таких идеаторных расстройств у игромана появляется уверенность в выигрыше, предвкушение удовольствия от предстоящей игры и иллюзия полного контроля над игрой. Фантазия о выигрыше приводит к тому, что у игроманов появляются также мысли о том, что после победы их обязательно начнут уважать и любить окружающие и родственники, что они наконец-то все поймут и оценят стремление "сорвать куш". Иногда у игроманов появляются также галлюцинации в виде звуков рулетки, шума игровых автоматов и иных звуков, связанных с играми.

  • Синдром игрового транса , проявляющийся в поглощенности игрой, азарте, невозможности остановить игру, несмотря на хороший выигрыш или крупный проигрыш. Игровой транс продолжается от 4 до 14 часов (в среднем), и пока он не закончится, человек будет играть несмотря ни на что. В состоянии игрового транса первоначальная цель игрока – выиграть – замещается на просто участие в игре. В ходе игры возникает сильное перенапряжение, которое приводит к повышению артериального давления, болям в сердце , учащенному сердцебиению , а также ухудшению внимания, памяти и работоспособности. На фоне ухудшения памяти и внимания, а также сильного азарта игрок полностью забывает свои поведенческие установки, утрачивает рациональное мышление, способность контролировать игру и использовать свои игровые навыки. В таком состоянии транса человек играет до тех пор, пока не "вернется" в реальность, причем оттащить его от игры не могут ни близкие люди, ни службы правопорядка.

  • Синдром выигрыша проявляется эйфорией, отличным настроением, приливом энергии, ощущением собственного превосходства над окружающими, радостью от достижения цели и т.д. Такое состояние – очень приятное, поэтому многие игроманы считают, что "ради этого стоит жить". Выигрыш в игре позволяет человеку чувствовать себя уверенным и мечтать богатстве, о различных вещах, которые ему бы хотелось попробовать в жизни. Синдром выигрыша может продолжаться у игромана от нескольких часов до нескольких суток, после чего это состояние проходит.

  • Синдром проигрыша развивается во время игры или сразу после ее окончания. В редких случаях формирование синдрома проигрыша происходит через 1 – 2 суток после завершения игры. Данный синдром во время игры проявляется усиливающейся тревожностью, раздражительностью, злостью, сожалением о том, что начал играть, агрессивностью и желанием найти и наказать виновных в его бедах. На фоне испытываемых ощущений игроманы хотят прекратить игру, но, как правило, это им не удается сделать, поскольку азарт и надежда на выигрыш оказываются гораздо сильнее. В состоянии синдрома проигрыша игроки просят помощи от черта или Бога. Одни просят помочь им и сжалиться над ними, а другие, напротив, все проклинают. Довольно часто призывы к неким высшим силам производятся прилюдно, то есть игроманы крестятся, читают молитвы, заклинания, проводят какие-то ритуальные действия. Синдром проигрыша после завершения игры длится от 12 часов до 2 суток, и проявляется подавленностью, вспыльчивостью, раздражительностью, грубостью, агрессивностью, суицидальными мыслями и разрушительными действиями. Кроме того, в течение синдрома проигрыша у человека нарушается сон, ему снятся неприятные и тревожные сны, пропадает аппетит , болит голова и сердце . На фоне такого неприятного состояния игроман начинает себя осуждать, и обещает себе больше не играть. Однако через некоторое время синдром проигрыша проходит, и у игромана вновь появляется влечение к игре.

  • Абстинентный синдром , развивается при воздержании от игры, протекает с расстройством сна, нарушением эмоций и поведения, и с вегетативными симптомами. У игромана расстройство поведения характеризуется чувством опустошенности, сожалением о проигранных средствах и потраченном времени, появляются самобичевание, суицидальные мысли и агрессивность. Нарушение эмоциональной сферы проявляется тревожностью, плохим настроением, депрессией, чрезмерной раздражительностью и несдержанностью в выражении эмоций. Расстройства сна протекают в форме бессонницы , неприятных снов или даже кошмаров. Вегетативные расстройства у игроманов чаще всего проявляются потливостью, покраснением лица , учащенным сердцебиением, скачками артериального давления , болями в сердце, приступами стенокардии , а также нередкими головными болями и потерей аппетита. На фоне всех проявлений абстинентного синдрома у игромана теряется интерес к работе и семье, происходит отчуждение от близких людей, но появляется навязчивое желание "доказать", "отыграться".

  • Синдром игровой деградации , проявляющийся уменьшением силы и качества эмоциональных переживаний, доставляемых обычными событиями в жизни, а также ухудшением памяти, внимания, нарушением нормального логического мышления и переходом его на мистическое восприятие с потерей социального и семейного статуса. Синдром игровой деградации личности развивается в течение 6 – 12 месяцев после формирования зависимости от азартных игр. Человек становится лживым, безответственным, конфликтным, вспыльчивым, обидчивым, недисциплинированным, черствым, бесчувственным, эгоистичным и склонным к преступлениям. Кроме того, у игромана появляется безразличие к работе, сочетающееся с крайне низкой работоспособностью из-за ухудшения памяти и внимания. Деградация личности также захватывает и внешний вид игромана, поскольку у него существенно снижаются требования к собственному внешнему виду, вследствие чего он неопрятен, неряшлив. Игроман поглощен собственной постоянной тревогой, депрессией и плохим настроением, у него суживается круг интересов, разрываются связи с друзьями и близкими людьми, человек предъявляется необоснованные претензии окружающим, не желает выполнять своих обязанностей, например, покупать продукты, вещи для семьи и т.д.
Синдромы патологического влечения к игре и абстиненции во многом пересекаются, поскольку включают в себя одинаковые симптомы. Это обусловлено тем, что одни и те же симптомы, но в сочетании с другими, формируют разные синдромы, относящиеся к различным расстройствам психического здоровья человека.

К симптомам игромании также можно отнести так называемые "ошибки мышления", имеющиеся у игроманов, которые представляют собой неправильные иррациональные жизненные установки, обуславливающие положительное отношение к собственной зависимости и оправдывающие собственное поведение. Такие "ошибки мышления" запускают и поддерживают игровой транс, то есть фактически способствуют развитию и укоренению игровой зависимости.

Итак, к "ошибкам мышления" относят следующие иррациональные установки и убеждения:

  • Деньги решают все проблемы, в том числе трудности в общении с людьми;
  • Неуверенность в настоящем пройдет после того, как придет успех из-за выигрыша;
  • Запрет на контроль над фантазиями о будущем крупном выигрыше;
  • Вера в выигрышный (фартовый, удачный) день;
  • Вера в то, что обязательно в игре наступит переломный момент, когда фортуна развернется лицом и пойдет "фарт";
  • Уверенность в том, что долги можно вернуть, только отыгравшись;
  • Уверенность в том, что в следующий раз удастся себя контролировать и играть не на все имеющиеся деньги, а только на их часть;
  • Представление ставки в качестве некоей сделки;
  • Ошибочная идентификация денег в качестве фишек или цифр на дисплее во время игры.

Игромания у детей и подростков: причины, симптомы игровой зависимости, виды игр (мнение врача-психотерапевта) – видео

  • Кодирование по методу Довженко. Гипноз как суть метода кодирования. Кодирование от алкоголизма, курения и ожирения. Отзывы
  • Игромания - болезнь современного общества, суть которой заключается в патологической зависимости от азартных и компьютерных игр. Ее жертвами становятся представители разных возрастов и социальных статусов. Игроманы редко признают себя больными людьми, утверждая, что их страсть к играм - обычное увлечение, от которого они в любой момент могут отказаться. Но на практике все выглядит гораздо сложнее: психологическая зависимость от игры настолько овладевает человеком, что он становится неспособным думать о своих обязанностях, учебе, работе, семье. Официальная медицина давно признала тот факт, что игромания является заболеванием. В Международной классификации болезней (МКБ) ей присвоен код F63.0, а в медицинской литературе подробно описаны ее симптомы.

    Как понять, что все уже зашло слишком далеко и необходимо лечение игровой зависимости. Игромания — распространенное в современном мире психическое...

    Зависимость от телефона встречается сегодня не только у детей и подростков, часто от нее страдают и взрослые. Как ее распознать...

    Компьютерная зависимость у подростков — далеко не редкость сегодня, такая проблема достаточно распространена и актуальна в нынешнем обществе. Родителями и...

    Почему лечение игромании стало столь актуальной проблемой на всем земном шаре? Почему азартные игры являются бичом современной общественности? Это обуславливается...

    Лудомания — это ненормальное увлечение азартными играми. Такая страсть приводит к несостоятельности человека в профессиональной, социальной и личностной сфере. Перед...

    Понятие «интернет-зависимость» появилось в лексиконе специалистов, работающих над проблемой расстройств человеческой психики, не так давно. То, что это действительно патологическое...

    Почему возникает и как избавиться от компьютерной зависимости, интересует большинство современных жителей планеты, где есть свободный доступ ко Всемирной паутине. ...

    Зависимость от компьютерных игр на сегодняшний день — это вполне нормальная вещь. Почему? Представить себе современный мир без новейших разработок...

    Общая характеристика недуга, пути его возникновения

    Как болезнь игромания известна уже не один десяток лет. Зародилась она в эпоху появления игровых автоматов и казино. С развитием интернета возникла новая форма зависимости - компьютерная. На сегодняшний день азартные и компьютерные игры широко распространены во всем мире. Ежегодно они затягивают в свои сети миллионы людей. Игромания не калечит тело человека, однако она разрушает его душу, вызывая серьезные психические расстройства. Некоторые специалисты сравнивают игровую зависимость с наркотической или алкогольной. Как любая болезнь, игромания поддается лечению, однако гарантированного выздоровления от нее человеку не может обеспечить ни один специалист.

    Попадая в психологическую зависимость от игр, больной теряет связь с реальным миром. Проводя за любимыми играми все свободное время, он забывает о возложенных на него обязанностях. Нередко у игроманов портятся отношения с друзьями и семьей, возникают серьезные проблемы на работе. У них ухудшается здоровье, нарушается сон, появляется безразличие к окружающему миру. Люди с игровой зависимостью становятся вспыльчивыми, агрессивными, легко впадают в паническое состояние. Если увлечение требует финансовых вложений, игроманы не останавливаются перед тем, чтобы тратить на него все свои деньги, продавать вещи из дома. Справиться самостоятельно со своим пристрастием они не могут, поэтому нуждаются в поддержке семьи и помощи квалифицированных психологов и психотерапевтов.

    Каковы же признаки игромании и как от нее избавиться? Чтобы ответить на поставленный вопрос, необходимо для начала выяснить причины развития болезни. По мнению специалистов, к факторам, провоцирующим возникновение у человека игровой зависимости, относятся:

    • отсутствие четко поставленных жизненных целей;
    • одиночество;
    • неудовлетворенность своим положением в обществе;
    • пристрастие к пагубным привычкам;
    • стремление уйти от проблем;
    • нежелание заниматься серьезной трудовой деятельностью;
    • жажда легкой наживы (в случае зависимости от азартных игр).

    Рассматривая причины развития игромании, можно сделать выводы, что ее влиянию больше подвержены люди, испытывающие недовольство своей жизнью. Если у взрослого человека есть интересная работа, любимый человек, дети, серьезные увлечения, шансов попасть в игровую зависимость у него гораздо меньше, чем у людей без определенных целей и занятий.

    Игровая зависимость у детей

    Наибольшую опасность игромания представляет для подрастающего поколения. У детей и подростков, попавших под влияние компьютерных игр, происходит нарушение естественного хода развития. Проводя весь досуг в виртуальном мире, они отстают в физическом развитии от своих сверстников и не получают коммуникативных навыков, необходимых для полноценного общения с окружающими. Дети, у которых диагностирована компьютерная игромания, ничем не интересуются, имеют низкую успеваемость в школе и не способны дружить. Если родители пытаются запретить им играть, они становятся капризными и агрессивными, нередко пускают в ход кулаки и переступают черту закона.

    В то время как у взрослых людей причины игровой зависимости скрываются преимущественно в их неудовлетворенности реальной жизнью, у детей основным фактором, влияющим на развитие болезни, является неправильное воспитание в семье. Заботясь о материальном благополучии своих отпрысков, родители часто не в силах уделить достаточное внимание их физическому и умственному развитию. Предоставленные сами себе дети и подростки свободное время предпочитают проводить в интернете, поэтому нет ничего удивительного в том, что они становятся жертвами игромании. Чтобы уберечь своего ребенка от психологической зависимости от игр, взрослые должны приобщать его к спорту, развивать в нем творческие способности, приучать к активным видам отдыха. Дети, имеющие серьезные увлечения, редко становятся зависимыми от компьютерных игр.

    Симптоматика заболевания, способы его лечения

    Далеко не у каждого поклонника компьютерных и азартных игр развивается игромания. Отличить обычное увлечение от психологической зависимости помогут симптомы, характерные для этого заболевания. К ним относятся:

    • стремление проводить время за игрой в ущерб собственным интересам и потребностям;
    • невозможность заменить игру другими видами деятельности;
    • нахождение перед компьютером или автоматом на протяжении многих часов подряд (иногда - в течение всей ночи);
    • желание играть в любую свободную минуту;
    • бесконтрольная трата средств (в случае увлечения играми на деньги).

    На симптомы игромании нельзя смотреть сквозь пальцы, так как по мере усиления зависимости больной начнет деградировать, превращаясь постепенно в асоциальную личность. Как лечить игроманию правильно? Ответить на этот вопрос смогут опытные психотерапевты и психологи, поэтому, если человек страдает неуемной тягой к играм, ему необходимо иметь дело с этими специалистами. Сложность лечения заболевания заключается в том, что специальных таблеток от него нет. Избавиться от игровой зависимости человек сможет только в том случае, если самостоятельно осознает свою проблему и захочет вернуться к нормальной жизни.

    Прежде чем лечить заболевание, врач выясняет причины, которые подтолкнули пациента к игромании, анализирует симптомы недуга и степень его запущенности.

    Главная задача специалиста - помощь больному на пути осознания его проблемы, поддержка в желании вырваться из замкнутого круга.

    Осуществляется это путем воздействия на сознание посредством использования современных психотерапевтических методов. В тяжелых случаях пациенту рекомендуют лечение в психиатрической клинике.

    Игромания как заболевание лечится долго и сложно. Чтобы достичь полного выздоровления, больному понадобится не только помощь квалифицированного специалиста, но и поддержка близких людей. Но успешное лечение не гарантирует полного избавления от игровой зависимости. Чтобы избежать в будущем рецидива заболевания, человеку необходимо заполнить свой досуг новыми видами деятельности, сделать его ярким и интересным. В противном случае пустота, возникшая в жизни после отказа от игр, снова толкнет его во власть зависимости.

    Есть такая присказка: «Способ самоубийства современных подростков – перерезать себе кабель компьютера». В ней, как и во всякой шутке, есть горькая доля правды: современные дети – и не только дети! — с головой уходят в компьютер, а именно – в компьютерные игры. Общество уже давно бьет тревогу, но толку от этого мало – число компьютерных игроманов только растет.

    «Компьютерная игромания» — разновидность игровой зависимости, становящаяся все более популярной. Она «удобнее», чем игра в казино или залах игровых автоматов: нет ограничений по возрасту, не надо никуда ходить, да и денег требуется не в пример меньше… Поначалу это выглядит как хобби и не вызывает беспокойства у близких. Напротив, родители радуются, что ребенок не шатается по подворотням; жена счастлива, что муж после работы спешит домой… Неадекватность поведения менее заметна, чем при алкоголизме и наркомании. Но в какой-то момент проявляется и она – наступают последствия, а именно:

    — ухудшается здоровье,

    — нарушается сон,

    — сужается круг интересов,

    — происходит как бы «выпадение» из реальной жизни, она вытесняется виртуальной,

    — в итоге рушатся социальные связи – семейные, дружеские, рабочие,

    — меняется психическое состояние: появляются раздражительность, нервозность, апатия…

    И, конечно, компьютерная игромания особенно опасна в детском и подростковом возрасте. Нарушается естественный ход развития, поэтому одни качества так и остаются нераскрытыми (происходит физическое недоразвитие, не осваиваются коммуникативные навыки), а другие развиваются искаженно (мышление, память, внимание формируются весьма специфическим образом – оптимальным для игры, но не для реальности).

    И, как всегда, возникают 2 издревле любимых на Руси вопроса: «Кто виноват? И «Что делать?»

    Зависеть можно от чего угодно: от работы, игры, любимого человека и т.д. – были бы изначальные предпосылки к образованию зависимости. Тогда можно пойти любой дорогой, и проблема здесь не в конкретном объекте зависимости (компьютерной игре, алкоголе), а в самом человеке. Как говорил профессор Преображенский, «Разруха… в головах!» Например, вряд ли найдется взрослый человек, который ни разу не пробовал алкоголь – но ведь алкоголиками стали не все… Точно так же нельзя говорить и о том, что причиной компьютерной игромании являются сам компьютер или игра.

    Всего специалистами насчитывается около 200 видов зависимости или, по-научному, аддикции . Среди них числится и компьютерная игромания. Но возникает вопрос: что есть просто увлечение или привычка, а что – уже зависимость? Например, если я иногда по вечерам раскладываю на ПК пасьянс – это я так расслабляюсь, или уже стала зависимой? Основной критерий здесь прост: потеря контроля. От привычки можно отказаться, а от зависимости – нет. Как в анекдоте: «Бросить курить – очень просто. Я сам раз десять бросал!»

    Зависимость – болезнь. Она не является добровольным выбором. Причина аддикции не в плохом характере, не в отсутствии силы воли, бездарности или примитивности натуры – напротив, зависимые люди зачастую весьма одарены. За примерами далеко ходить не надо: ни для кого не секрет, что Владимир Высоцкий был алкоголиком, а уж его в бездарности заподозрить трудно…

    Тем не менее, в нашем обществе до сих пор нет осознания того, что зависимость – болезнь. И когда в семье появляется компьютерный игроман, его начинают дружно осуждать и порицать, тогда как он просто-напросто болен, и ему нужна помощь специалистов и поддержка близких.

    Что же приводит к этой болезни? В основе аддикции лежит целый комплекс причин. Изрядную роль, конечно, играет фактор генетический – наследственность еще никто не отменял, и среди родственников компьютерных игроманов обычно находятся алкоголики и другие зависимые. Но психологический пласт не менее важен. Поэтому зависимость часто называют «болезнью замороженных чувств» .

    Внутри зависимого человека скрыто много душевной боли. И чтобы ее не чувствовать, ему нужна постоянная анестезия – и тогда он начинает заливать свои чувства алкоголем, убегать в виртуальные компьютерные миры и т.д. Его эмоциональная сфера заморожена, он не понимает, каковы его чувства, способен только на примитивное определение своего состояния как «хорошо/плохо», «клево/отстойно» и т.д. Почему так происходит?

    В нашем обществе принято неуважительно относиться к чувствам. На первое место мы ставим интеллект и «чистый разум» — это пошло еще с Эпохи Просвещения, когда ум и чувства стали противопоставляться, причем в пользу первого: «Я мыслю, следовательно, я существую». А если «чувствую», то не существую? Если просто «чувствую» — тогда я финиковая пальма? или кирпич?..

    С тех пор развитие общества нацелено в первую очередь на достижения в области науки. Вся система образования и воспитания, выросшая оттуда (российская, европейская, американская) развивает сферу ментальную, но не эмоциональную. Что с детства пытаются дать детям? Больше знаний, гибкость мышления, умение анализировать… Это нужно, это замечательно – но недостаточно.

    Такое воспитание получается однобоким: на выходе получается интеллектуал и эрудит, цитирующий Овидия в оригинале и могущий навскидку перечислить все звезды, входящие в созвездие Гончих Псов. Но вот когда речь заходит о чувствах, он начинает путаться и чуть ли ни заикаться, потому что, во-первых, не очень ориентируется в названиях эмоций, а во-вторых – не может понять, какие из них он сейчас чувствует…

    Есть такой диагноз – «алекситимия»: трудность с определением чувств. Такое ощущение, что наше общество тщательно взращивает алекситимиков… Проводя группы, психологи постоянно сталкиваются с тем, что участники даже не знают названия чувств, путая их с ощущениями и образами! Причем взрослые, полноценные люди, не глупее остальных… Так, один наш пациент, зависимый, на одном из тренингов назвал «чувство, как когда заходишь в баню после морозного воздуха»… Нет такого чувства! «Чувства» — это «одиночество», «нежность», «тревога» и т.д. Кто что чувствует, заходя в баню – непонятно. Каждый что-то свое.

    Нас настолько учат «мыслить», а не «чувствовать», что ответ на вопрос о чувствах большинство начинает словами «Я думаю , что я чувствую…» Нам же в детстве никто не объяснил, что есть чувства, а есть ощущения, образы и мысли:

    1. Ощущения — это сигналы, идущие от тела. Обычно они имеют модальности: горячо-холодно, напряжение-расслабление и т.д.

    2. Образы и сравнения относятся к мыслям, к ментальной сфере. Например, описывая состояние, можно сравнить себя с «довольным удавом», «брошенным котенком»…

    3. Чувства – отдельная сфера. От природы у нас есть 4 основных чувства, остальные являются их вариациями: гнев, радость, страх и печаль. Их способен испытывать не только младенец, но уже плод в животе у мамы. По мере взросления эти чувства становятся более сложными, появляются их вариации: например, «беспокойство» и «тревога» — разновидности страха, а «грусть» и «тоска» относятся к печали.

    Исключением являются лишь такие социальные чувства как вина и стыд – они не врожденны, а формируются в раннем детстве под влиянием социума.

    Что касается зависимых, в том числе компьютерных игроманов, то их чувства еще более заморожены, чем у среднестатистического человека. Дело в том, что они родом из дисфункциональной семьи . Это особый тип семей, «нездоровый». В них много конфликтов: явных либо подспудных. Ребенок это чувствует, ему больно — и он начинает замораживать свои чувства. Еще в детстве в нем поселяется душевная боль – со временем она не исчезает, только разрастается, и тогда начинает развиваться зависимость как своеобразная «анестезия».

    Зависимое поведение — побег от реальности.

    В дисфункциональной семье еще больше не принято говорить о своих чувствах, чем в семье среднестатистической. А ведь говорить о чувствах необходимо – только так можно решать конфликты, а не замораживать их внутри себя. Последнее рано или поздно приведет либо к зависимости, либо к психосоматическому заболеванию (телесному недугу, вызванной психологическими причинами). И компьютерная игра оказывается настоящей ловушкой для современного ребенка: если по поводу алкоголя и наркотиков дети заранее предупреждены, да и родители чутко бдят, то игра поначалу выглядит невинным увлечением…

    Говорить о чувствах трудно – и непривычно. Но очень важно – именно это увеличивает шансы на то, что в семье не возникнет зависимость, либо, если она уже есть, то процесс затормозится.

    К счастью, есть определенные правила, которые могут помочь это сделать. Ведь речь идет о «здоровом» проговаривании чувств, позволяющем решить конфликт, а не о скандале, помогающем лишь выпустить пар. Чего-чего, а скандалов в семьях и так хватает – а вот конструктивное решение конфликтов нечасто встретишь. Что это за правила?

    1. Говорить от 1-го лица – про себя и про свои чувства. Тем самым мы берем на себя ответственность, а не перекладываем ее на другого человека. Согласитесь, по-разному звучит: «Ты меня обидел» и «Я чувствую на тебя обиду». «Ты меня обидел» — это вообще-то обвинение, оно подразумевает продолжение: «Ты меня обидел, козел такой!» Я же не знаю, обидел ты меня или нет – может, и в мыслях не было; зато точно знаю, что у меня есть чувство обиды.

    2. Следующий шаг – объяснить, с чем это чувство связанно. Например: «Я обижаюсь, потому что ты вовремя не перезвонил».

    3. И – важно донести до собеседника информацию о том, что ты хочешь изменить: «Мне бы хотелось, чтобы ты соблюдал договоренности. Для меня это важно».

    При этом:

    4. Не должно быть обвинений. Претензии должны предъявляться не к личности: «Ты безалаберный, на тебя нельзя положиться!» А к поступкам: «Меня раздражает, что ты нарушаешь договоренности».

    5. Претензии должны быть конкретными. «Ты вечно!», «Да ты никогда!» — неконструктивный разговор, потому что «вечно» и «никогда» не бывает. Нужно говорить о конкретной ситуации: «Я злюсь, потому что ты обещал перезвонить час назад».

    От зависимости никто не застрахован – эта несчастье может случиться с каждым. Любой ребенок, подросток, взрослый может начать убегать в виртуальную игру – от реальности, от себя, от своих чувств… Но когда мы начинаем проговаривать свои чувства и принимать чувства наших близких, не даем нашим эмоциям замораживаться – тогда вероятность этого становится меньше. И это то, что мы в состоянии сделать.

    Ирина Соловьева – практический психолог, специалист по работе с аддиктивным поведением, член АТОП. Журнал «Наша психология», www.psyh.ru

    Игромания - заболевание, лечить которое очень тяжело, поскольку происходит психическая зависимость от игры. Источником нарушения является патологическая тяга к различным играм, например, в игровых автоматах, тотализаторе или клубах, казино, излишний интерес к компьютерным играм и т. п. Главное проявление игромании - болезненная тяга и постоянное участие в играх.

    Без необходимого лечения симптомы заболевания нарастают и усложняются, что угрожает социальными последствиями. То есть портятся отношения в семье, происходит разорение. Поведение игромана делается антиобщественным, заболевание иногда перерастает в иные формы зависимости. Это пагубное пристрастие может протекать отдельно или быть симптомом иного психического нарушения, например, шизофрении , депрессии , различных маниакальных состояний. Игромании способствуют патопсихологические, биологические и нейрохимические расстройства.

    Основные причины игромании:

    Чувство одиночества или неудовлетворенности;
    - общая податливость зависимостям;
    - ощущение легкой наживы;
    - психические нарушения.

    Признаки болезни - игромании

    В результате заболевания жизнь игрока рушится на глазах, портятся отношения с родственниками и друзьями, его увольняют с работы. Кроме игры больного перестает интересовать все вокруг. Созданное за годы тает на глазах, появляется печаль и горечь, негодование и уныние. Конечно же, когда первый раз человек решает для разнообразия сыграть, и ни о каких последствиях он не думает. Но очень быстро появляются задор, увлеченность и эйфория, которые сменяются отчаянностью, страхом и одиночеством.

    Выделяют симптомы, которые должны насторожить самого игромана:

    1. Все мысли только об игре (анализирование прошлых игр, планирование ближайшей ставки, подыскивание суммы);
    2. Мощное психическое возбуждение во время игры;
    3. Прекращение игры вызывает гнев, тревогу, раздражение;
    4. Попытка отыграться после проигрыша.

    Обычно больной лжет доктору и родным, стараясь занизить потребность в игре. Принижает ее важность для себя. Может ради пагубного пристрастия украсть и обмануть, чтобы найти деньги.

    Выделяют 4 ступени зависимости игромана:

    1. Выигрышей . На этом этапе играет не регулярно. Новичок просто мечтает о выигрышах и не повышает ставки.
    2. Проигрышей . Бросает работу, чтобы все время посвятить игре, может играть в одиночку, часто занимает деньги.
    3. Отчаяния . Репутация испорчена, семья потеряна, начинаются постоянные приступы паники. Игрок сожалеет, но пытается оправдать себя.
    4. Безнадежности . Пристрастие к алкоголю, мысли о самоубийстве, проблемы с правоохранительными органами, проявление безумия.

    Симптомы игровой зависимости:

    Нервозность и раздражительность;
    - апатия ко всему;
    - необоснованный гнев, чрезмерная возбудимость;
    - отсутствие самоконтроля;
    - жизнь вне игры кажется не интересной;
    - "ломка" без игры;
    - неудержимое желание постоянно играть.

    Игромана не может сдержать утрата работы, семьи, друзей, постоянно увеличивающиеся долги. Справиться с этим заболеванием можно только с помощью врача.

    Как лечить болезнь - игроманию

    Вылечить болезнь сложнее, чем предотвратить развитие игромании. Если вы чувствуете, что становитесь зависимы от игры, сразу обратитесь за помощью к психиатру. Врач выявляет причины и назначает специальное психотерапевтическое лечение. Также он подберет необходимые медикаменты и научит самоконтролю.Лечение игромании - довольно долгий процесс, успех которого в первую очередь зависит от желания больного и поддержки близких людей.

    Как поступить, если ваш родственник стал игроманом

    Во-первых, не нужно впадать в отчаяние и начинать использовать ультиматумы, закрывания в комнате и т.д. Это к хорошему не приведет, а лишь вызовет агрессию больного.

    Во-вторых, попробуйте склонить игромана к посещению опытного психиатра. Не забывайте, что сам человек, никогда не признает зависимость.

    В первую очередь, доктор налаживает контакт с игроманом, вызывает в нем доверие и проявляет желание помочь. При легкой стадии заболевания лечение могут произвести друзья и родные, нужно просто заполнить время пациента. То есть в то время, когда человек обычно играет, нужно заняться чем-то другим: сходить в гости, съездить на пикник, провести время с детьми и второй половинкой.

    Если зависимость возникла у ребенка, подростка, то здесь главное влияние родителей, ведь, как правило, "затягивание" в игру происходит из-за дефицита родительской любви и внимания. При этом главное наконец-то подружиться с чадом, начать выделять на общее с ним больше времени.

    В тяжелых случаях может даже понадобиться терапевтический курс в психиатрической больнице с использованием лекарственных средств. Препаратов, излечивающих игроманию, нет. В специализированной клинике используют комплексный подход, включающий духовную работу, лекарственные препараты (антидепрессанты) и психологическую помощь.

    По вопросам лечения игромании и реабилитации обращаться по телефону.

    Технологический прогресс и развитие интернета безусловно принесли много полезного, но у медали всегда есть обратная сторона. У людей появилась зависимость от социальных сетей, виртуального общения и самое главное - онлайн игр. Сегодня сложно встретить человека, у которого не было бы компьютера, смартфона или других гаджетов, даже в селах нередко проведен интернет. В каждом компьютере или телефоне есть какие-то игры, многие производители даже вносят их в базовую комплектацию, особенно если это касается мобильных платформ, потому все это потенциально может стать причиной развития игромании.

    Первые признаки игровой зависимости практически незаметны, по крайней мере, даже специалисты не смогли бы на 100% диагностировать наличие проблемы. Немало сложностей с определением вызывает и то, что игровая индустрия развивается семимильными шагами. В производство вкладывают сотни миллионов долларов, потому игры становятся интереснее, красивее и разнообразнее.

    Если взять в пример любые ААА проекты 2015-2016 годов, то графика и визуальное оформление практически идентично фильмам, в которых используется компьютерная графика. Но если даже самый интересный фильм закончится через полтора-два часа, то игра может подарить десятки или сотни часов увлекательного времяпровождения.

    Из этого можно сделать простой вывод, что относится к побочным явлением технологического развития в XXI веке. Игровая индустрия развита едва ли не больше, чем кинематограф, потому оградить себя от пагубного влияния не получится. Единственный выход - контролировать свои увлечения.

    Что такое игромания? Виды игровой зависимости

    Мировая общественность не признает игроманию как болезнь, по крайней мере в Международной классификации такого определения не существует. Тем не менее, некоторые исследовательские центры проводили довольно крупные исследования с большими группами населения, которые явно показали наличие этой проблемы. Довольно интересным оказался и тот факт, что превращение увлечения в зависимость отмечается не только у подростков, а у разных возрастных групп. Итак, какие бывают виды игромании и чем они отличаются:

    • Увлечение онлайн (MMO) играми
    • Зависимость от любых игр, в том числе и оффлайн
    • Увлечение мобильными или консольными играми

    На первый взгляд нет никакого отличия и все виды игровой зависимости указывают на то, что у человека отмечается пагубное пристрастие к любой игре. Но стоит более детально углубиться в проблему, как тут же появятся довольно существенные отличия.

    Самым безобидным является увлечение мобильными играми. Чаще всего они не способны затягивать игромана надолго, так как рассчитаны на более быстрое прохождение и непродолжительные сессии. Понятие зависимости практически неприменимо к мобильному геймингу, хотя если человек на протяжении 10-12 часов не выпускает телефон из рук лишь потому, что в нем загружена игра, то в таком случае наличие проблемы будет очевидно.

    Те немногие исследования, которые подтверждают наличие игровой зависимости, чаще всего рассматривали именно massively multiplayer online или так называемые MMO игры. Они рассчитаны на долгосрочную игру, которая может длиться годами, потому именно в таком случае может развиваться зависимость. Усугублению проблемы также служит сама организация геймплея в MMO. Достижение максимального прогресса постоянно отодвигается с помощью новых дополнений и патчей, потому такие игры невозможно пройти, так как у них нет конца. Именно поэтому нужно с осторожностью увлекаться MMO играми, так как понятие зависимости чаще всего применимо именно к этому виду.

    Последствия игровой зависимости и как их избежать

    Одной из самых обсуждаемых тем во время рассмотрения любой зависимости являются ее последствия. Алкоголизм нарушает работу почти всех систем организма, курение медленно убивает легкие, потенцию и нервную систему, но к чему приводит игромания? Именно столь размытое представление о болезни не позволяет классифицировать ее в международном формате. Последствия игровой зависимости могут смело говорить о наличии проблемы лишь тогда, когда они заметны даже невооруженным глазом. Среди самых очевидных:

    • Полное или частичное отрешение от реальности
    • Невозможность прожить хотя бы один день без игр
    • Сложности при реальном общении с людьми
    • Замена реальных друзей на виртуальных

    В обществе принято представлять игромана как зачуханного человека, который не следит за внешностью и старается не тратить время даже на душ и личную гигиену. Тем не менее, существует огромное количество людей с явно выраженной зависимостью от игр, которые регулярно моются и следят за своей внешностью даже больше, чем те, кто далек от компьютера. Вполне очевидно, что этот критерий является скорее всеобщим стереотипом, чем реальной причиной. А вот когда речь заходит о психологических проблемах, то в этом плане последствия могут быть довольно серьезными.

    Первое и самое опасное из них это нарушение адекватного восприятия мира. Обычно подобная реакция отмечается лишь на самых запущенных стадиях зависимости. Причем опасно не само нарушение восприятия, а именно его последствия. В первую очередь речь идет о неправильной реакции на естественные угрозы. Например, подросток может привыкнуть встречаться с дикими животными в игре, убивать которых довольно легко, но в реальных обстоятельствах человек с игровой зависимостью может недооценить степень опасности, что приведет к плачевным последствиям. Важно уточнить, что речь идет лишь о самых запущенных случаях, когда человек с зависимостью уже не способен четко различать реальный и виртуальный миры.

    Если говорить не о игровой мании, а просто повышенном увлечении играми, то единственным возможным последствием будет пренебрежение других дел. Такие люди обычно не желают учиться или халатно относятся к работе, что не позволяет строить карьеру и, возможно, даже семью. Но назвать эти последствия исключительно «заслугой» игромании также нельзя, потому что в данном случае игра лишь причина и катализатор проблемы, которая кроется намного глубже.

    Как компьютерные игры берут контроль над человеком

    Зависимость от наркотиков?

    Получите консультацию прямо сейчас