Что такое фризлайт и как научиться красиво рисовать светом если ты новичок? Понятие фризлайта. Как делать фризлайт

(англ. freezelight), световая кисть, светографика (англ. light graphic), лайтпейнтинг (англ. light painting - рисование светом) - стиль фотосъёмки, техника рисования светом, практически, новый жанр в искусстве фотографии, далее "фризлайт".
Для съемки в этом стиле не нужен Photoshop или другой графический редакторов, разве только для уменьшения размеров фоток, а всё остальное делается с помощью фотоаппарата, штатива, выдержки, фонарика и креативного мышления.

Техника съёмки фризлайт.

Начать рекомендую с идеи съемки, предлагаю нарисовать простой - смайлик. Нам понадобится фотоаппарат , штатив , фонарик и тёмное помещение (локация).
В тёмном помещении размещаем фотоаппарат на штатив, выставляем режим M (мануал) или режим приоритета выдержки - устанавливаем длительную выдержку, а дальше - дело техники, но у нас сразу появляется проблема, а именно - не получается фокусироваться =(. Для решения этой проблемы мы используем один из фонариков, которым мы будем подсвечивать "фокус".
Съемка началась - вторым фонариком рисуем объект съемки/смайл или узоры. Опять же, я использую мануальный режим съемки, так как необходимо не менять настройки выдержки, экспозиции и фокусировки.
Инструменты освещения - любые осветительные приборы, фонарики (светодиодные и с галогенной лампой), свечи и даже экран iPhone способен осветить место съемки.
Обращаю внимание, в кадре будет видно только то, что мы осветили фонариком.

Как сделать фризлайт в домашних условиях.

По сути, техника съемки в домашних условиях фризлайта не отличается от съемки фризлайта на улице. Нам опять понадобиться фотоаппарат, штатив, локация и идея съемки.

Видео уроки по съёмке светом.

Фризлайт на "СТС" - Галилео


Фризлайт на "Ц"




Настройки камеры для рисования светом: выдержка, диафрагма, ISO


Фризлайт в студии

Фотографии из серии фризлайт / Lichtfaktor


























Новый год - один из самых торжественных и массовых праздников в нашей стране. Отмечают его обычно в большой компании: в семейном кругу или c друзьями, коллегами. Если в такой компании найдется фотолюбитель, то можно во время торжества сделать такой необычный кадр в стиле фризлайт.

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F8, 2 с, 85.0 мм экв.

Название “фризлайт” переводится буквально как “заморозка света”, но точнее будет сказать “рисование светом”. Суть его в том, что на выдержке в несколько секунд непосредственно в кадре двигают любой точечный источником света: небольшой фонарик, свечу или бенгальский огонь. При этом вся траектория движения источника света остается на снимке. А вот “художник” на такой длинной выдержке размоется от собственных движений, от него в лучшем случае останется не очень четкий силуэт. Таким образом прямо в кадре можно рисовать, писать надписи. Безусловно, это требует определенной сноровки, но и научиться можно буквально с нескольких попыток.

Особенно интересно такую съемку проводить коллективно: пусть каждый участник процесса нарисует в кадре что-нибудь. Например, я попросил четверых своих друзей нарисовать каждого по цифре. В итоге на фото получилась надпись “2015”. Безусловно, снимать фризлайт можно и одному, но в компании интереснее и веселее. Всё, что вам потребуется для съемки:

    Штатив. Ведь съемка будет вестись на выдержке в несколько секунд. Если держать при этом камеру в руках, ничего не получится: кадр будет смазанным, нечетким. Если штатива нет, фотоаппарат можно поставить на стол, стул стопку книг или любую другую надежную поверхность. Однако, без штатива будет сложнее скомпоновать снимок, да и идеальной резкости вряд ли удастся добиться.

    Фотоаппарат с возможностью ручной настройки выдержки. Например, любой из зеркальных фотоаппаратов Nikon: Nikon D3300, Nikon D5300, Nikon D7100. Объектив для таких съемок подойдет также любой. Такой же возможностью обладают фотоаппараты системы Nikon 1 (Nikon 1 J4, Nikon 1 S2, Nikon 1 V3) и многие “продвинутые” компактные фотоаппараты, например Nikon COOLPIX P600.

    Слабое освещение. Чтобы что-то успеть нарисовать светом в кадре, нужна выдержка хотя бы в две секунды. Чтобы добиться такой длинной выдержки и при этом не получить слишком светлый кадр, снимать необходимо в темноте. Например, дома с выключенным светом или же ночью на улице. Чтобы кадр выглядел интереснее, лучше рисовать не в кромешной темноте, а так, чтобы все же были видны какие-то предметы на фоне или на переднем плане. Я для съемки выстроил композицию из горящей свечки, елочной игрушки, мишуры и новогодней елки.

Фризлайт: настройки фотоаппарата

Итак, камера установлена на штатив, кадр скомпонован. Пришло время подумать о настройках!

NIKON D810 / 85.0 mm f/1.4 УСТАНОВКИ: ISO 100, F2.8, 1/60 с, 85.0 мм экв.
  • Нам нужна длинная выдержка . Чтобы ее контролировать, лучше всего снимать в режиме S (приоритет выдержки) или М (полностью ручной). Насколько длинной должна быть выдержка? Во многом зависит от условий съемки и того, насколько долго вы планируете рисовать светом в кадре. Обычно 2-10 с вполне хватает. Если вы снимаете что-то большое, можно поставить и выдержку в 30 с. Если вы не уверены в выборе выдержки, я советую начать со значения 5 с. В режиме S автоматика сама настроит диафрагму в зависимости от выбранных вами параметров и условий съемки. Опытные фотографы, умеющие работать в режиме М, смогут самостоятельно подобрать диафрагму исходя из своих соображений. Обычно съемка фризлайта происходит при диафрагмах F8-F22.

    Установите минимальное ISO. Это обеспечит максимальное качество изображения и позволит не пересветить кадр на длинной выдержке.

    Настройте баланс белого. Это обеспечит корректную цветопередачу на снимке. Для съемки бенгальских огней можно использовать предустановку баланса белого “лампы накаливания”.

    Настройте фотоаппарат на автоспуск. Это позволит не трясти камеру на штативе или опоре при нажатии на кнопку спуска. При автоспуске камера сама просигнализирует вашим художникам, когда начинать рисовать.

    Заранее сфокусируйтесь на дистанции съемки. В этом вам опять помогут какие-то предметы, включенные в кадр. Я сфокусировался на свечке. Если вы снимаете в полной темноте, придется включить свет, сфокусироваться, а затем отключить автофокус: ведь в полной темноте он работать не будет.

Итак, всё готово! Раздайте задания друзьям, которые будут рисовать в кадре. Я попросил каждого нарисовать по цифре. Вы можете придумать свои идеи: фантазируйте! После этого, зажигайте бенгальские огни и нажимайте на кнопку спуска. Если вы всё делаете в одиночку, запущенный на фотоаппарате автоспуск даст вам время зажечь огонек и приготовится к самостоятельному рисованию. Сделайте несколько вариантов, а потом выбирайте лучший! Делитесь получившимися фотографиями в комментариях к статье!

Называется искусство «рисования светом» по-разному: «фризлайт» (англ. freeze «замерзать», «застывать» и англ. light «свет»), световое граффити, люминография, светографика, светопись и т.д.

Но суть — одна: светопись — это интересная и простая техника, дающая потрясающие результаты. И все, что вам действительно нужно делать — это в прямом смысле рисовать светом.

Для создания таких снимков регулируется три основных параметра камеры: выдержка, диафрагма и светочувствительность. Мастера светописи говорят, что для хорошего результата достаточно 10-30 секунд выдержки. Ее можно увеличить, однако тогда на фото будут видны цифровые шумы. Для того чтобы избежать такого эффекта, важно правильно настроить светочувствительность камеры, обычно выбирается значение в диапазоне от 50 до 200 единиц. С помощью диафрагмы можно контролировать количество света, попадающее на матрицу фотоаппарата, чем больше будет ее значение, тем меньше света попадет на матрицу и наоборот. Вообще фотохудожники рекомендуют выставлять максимально высокое значение диафрагмы. Но для того чтобы понять какое значение дает наилучший результат необходима практика.

Для того чтобы научиться «рисовать светом» не нужно каких-либо выдающихся способностей. Достаточно иметь следующее:

1. Камеру, позволяющую делать снимки на длинных и сверхдлинных выдержках. Здесь стоит выбирать цифровые камеры, так как они дают возможность сразу же оценить результат.

2. Хороший штатив. Штатив понадобится в любом случае, так как снимать придется на длинных выдержках и чем более устойчива будет камера — тем лучше.

3. Источник света. Это может быть обычный светодиодный фонарик или лампа дневного света.

4. Темное место. Чем темнее оно будет, тем лучше. Идеальное место для светописи — темная комната, куда не попадает уличный свет.

Итак, приступим:

  1. Установите камеру на штатив и сделайте несколько тестовых снимков со вспышкой или при включенном свете.
  2. Теперь необходимо выставить значения выдержки и диафрагмы. Поставьте выдержку на 10-30 секунд — это время, в течение которого вы будете рисовать и диафрагму — как мы уже отмечали выше — тем больше значение — тем лучше.
  3. Выключите свет и нажмите на кнопку спуска затвора. Как только затвор откроется, включайте фонарик и направленным лучом света «рисуйте» в поле зрения фотоаппарата. Пробуйте экспериментировать — «рисуйте» светом, как кистью — размашисто и смело или наоборот — аккуратно вырисовывайте какую-то абстракцию. Имейте в виду, чем медленнее будет движение, тем ярче оно получится на снимке. Не задерживайте луч света долго на одном месте, иначе можно засветить кадр и получить эффект прожженной пленки.
  4. Когда затвор закроется можно включить свет и посмотреть результат. Проанализируйте, что у вас получилось, и при необходимости повторяйте процесс, пока не добьетесь нужного результата.

Вот несколько идей, как можно использовать технику светописи:

1.Отрисовка предметов. Пометите предмет съемки в абсолютно темной комнате. И, проделав все подготовительные процедуры, начиная с пункта три нашего ликбеза, начинайте съемку. Нажав на кнопку спуска затвора, прорисуйте источником света контур предмета. Чтобы получить более интересный результат попробуйте поэкспериментировать с источниками света разного цвета.

2.Съемка на улице. Выберите малоосвещенное место и подходящий для съемки объект, идеально — вообще не освещенный. При работающем затворе отрисуйте контур выбранного объекта своим источником света. В результате на снимке может получиться очень интересный эффект: сюрреалистическое изображение на совершенно естественном фоне.

3.Световые надписи (граффити). Вы можете создавать всевозможные световые надписи, рисунки, абстракции в пространстве. Если вы используете стену, но просто «рисуйте светом» используя разноцветные источники света. Если вы снимаете рисунок в пространстве необходимо чтобы тот, кто «пишет» направлял луч света в сторону камеры и достаточно быстро перемещался, чтобы его силуэт не был явно выражен на снимке.

Одним словом — импровизируйте. Используйте воображение и фантазию, чтобы создавать сюрреалистические, оригинальные снимки. Для вдохновения предлагаем вам посмотреть небольшой видеоролик о том, что можно сделать при помощи камеры и источников света.

А напоследок, если вы все еще не поняли, что можно делать при помощи светописи — посмотрите это видео. Хотя это и видео, но принцип абсолютно тот же.

Материал для раздела «Как это сделано» предоставлен сайтом kaketosdelano.ru

Определение звучит следующим образом: «Фризлайт - это фотографирование осмысленно нарисованных светом объектов и абстракций на длинной выдержке» .

Настройки камеры.

Снимать лучше в полностью ручном режиме – M . В этом режиме необходимо уметь настраивать следующие параметры: выдержку, светочувствительность и диафрагму.

Выдержка . Именно она позволяет фиксировать след от любого движущегося источника света. По сути именно из таких следов и получаются наши необычные рисунки. Диапазон выдержек широк. Бывают сверхкороткие (тысячные доли секунды) и длинные. Во фризлайте, как правило, используются последние – от 5 секунд . За это время к примеру можно нарисовать символ или букву. Для более сложных задач времени нужно больше. В общем длительность выдержки – это время, которое вы выделяете себе на творчество.

Выдержка зависит от времени, которое требуется для того, чтобы рисовать. И от света. Чем темнее, тем комфортнее.

Светочувствительность или другим словом ISO. Лучше всего использовать диапазон от 50 до 200. Но чаще всего применяется показатель ISO равный 100 .

Диафрагма. С её помощью вы регулируете количество света, попадающего на матрицу. Чем больше значение, тем меньше света, чем меньше значение, тем больше света. Выставляется она в зависимости от условий освещения.

Условия для съемки.

Поскольку применяет большая выдержка, то обязательным условием для съемки является стабильность камеры.

Процесс рисования.

Чтобы не засветиться в кадре, нужно одеться полностью в черное и, не попадая на себя фонариком, постоянно передвигаться перед камерой.

Если нужно, чтобы на снимке помимо световых изображений наоборот была модель, то используйте яркий прямой источник света. Модель во время съемки ни в коем случае не должна двигаться, улыбаться, шевелиться и т.д., иначе выдержка сделает свое дело и весь рисунок смажется.


Источники света.

Мы рисуем всем, что светится. Чаще всего - диоды, галогеновые лампы. (Они работают от батареек, ими легко рисовать, перевозить).

Светодиодный фонарик . Один из самых дешёвых инструментов для рисования. Можно найти такие фонарики разных цветов. Еще бывают светодиодные жезлы, ленты и фонарики-люстры. В них диоды встроены в несколько рядов.

Люминесцентные лампы. Можно подзарядить от двенадцативольтового аккумулятора, т.к. они предполагают питание от сети, что неудобно при рисовании вдалеке от электрических розеток.

Лампы накаливания. Чтобы отходить на расстояние от сети, можно использовать просто многометровый удлинитель. Также у этих ламп можно регулировать мощность - эффект получается разным.

Лазеры.

Любой источник света можно фильтровать . Если у кого из профессионально занимающихся фотографий есть фолиевые фильтры - можно использовать их. Но т.к. стоят они внушительно, остальным можно посоветовать купить в любом канцелярском магазине полупрозрачные пластиковые цветные папки и вырезать из них кружочки, которые либо засунуть внутрь фонарика, либо приклеить сверху скотчем.

Осторожными нужно быть с такими источниками света, как бенгальский огонь и пиротехника, свечи - поскольку их довольно проблематично потушить сразу.

Начинающим фризлайтерам можно посоветовать сделать разметку на стене в темной комнате, чтобы лишний свет не мешал. Источник света выдвигается чуть вперед. На стену наклеивается изолента, определяющая то прстранство, в котором будет находиться изображение. Рисовать при этом нужно чуть ближе к объективу, чем находится разметка.

Либо смотреть на стену за фотоаппаратом и представлять примерное пространство, ориентируясь по этим точкам.

Также можно использовать трафарет.

Чтобы реализовать сложный рисунок, для начала нужно понять, как его рисовать. Набросать сначала в блокноте и отрисовать несколько раз, чтобы проявилась мышечная память. Еще можно рисовать мелками на асфальте, как мы делаем это на мастер-классах.

Это нужно для того, чтобы в процессе рисования не задерживать фонарик, не задумываться, куда дальше вести линию. Иначе на рисунке останутся незадуманные пятнышки.

У начинающих фризлайтеров все получится далеко не с первого дубля. У нас тоже получалось только с..надцатого. :) И даже сейчас дубля с 2-3 чаще всего.

Но не нужно сразу бросать идею, если она не получается, а делать до тех пор, пока не получится. Так что нам остается только пожелать вам терпения и настойчивости.

Если источников несколько.

Фризлайтеры работают иногда вдвоем, втроем, а порой работает только 1 человек, он перебирает источники света, разложенные по карманам. Еще их можно прятать, например, за модель, подбегать к ней и менять.

Когда мы делали промо-ролики к Олимпийским играм, то для них были отсняты несколько тысяч кадров.

Для начала мы изучили движения спортсменов, затем отрисовали их покадрово (примерно по 25 кадров), упростили. Потом по этой раскадровке срисовывали прямо с листа. И таким образом создавали каждое движение спортсменов.
Помочь могут только терпение и упорство.

Приходилось сразу переносить отснятые кадры в ноутбук и смотреть что получается, потому что потом воссоздать те же условия было бы невозможно. От холода очень быстро садились батарейки, так что приходилось держать несколько про запас.

Технику лучше всего объяснить на конкретном примере.

Мы выбрали фотографию из серии, снятой на 47 этаже дома на Мосфильмовской в ноябре 2009 года.

Снималось ночью.

Выдержка около 40 секунд. По 5-6 секунд на каждую звездочку. Режим balb. Поскольку такой выдержки нет в стандартных настройках, придется либо задерживать пальцем, либо использовать пультик.

Ручной режим M .

Светочувствительность ISO ~100 . На пленке это будет где-то 200-400.

В зависимости от условий освещения выставляем диафрагму.

Само рисование происходило галогеновым фонариком фирмы Maglight. У таких фонариков есть возможность фокусирования пучка света. От этого зависит толщина и структура линии.

Звезды рисовались поэтапно.

Сам процесс происходит так. Человек берет фонарик, включает его и в темноте рисует контуры каждой звезды. Мы часто ломаем на фонариках кнопки, чтобы не тратить время на их включение-выключение. То есть пока мы удерживаем кнопку, фонарик светится, отпускаем - выключается.

Ориентиры.

1) Можно ориентироваться по штативу, используя его как зрительную ось. Светить нужно четко в объектив под прямым углом.

2) Чтобы лучи были одинаковые, можно ориентироваться по собственному телу. При выполнении лучей звезд мы ориентировались на свои руки.

Можно добавить, что с опытом начинаешь ощущать пространство, потом будет казаться, что линия остается после того, как ее провели.

Тратилось примерно по 5-6 секунд на каждую звезду, шестую рисовали, стоя на лестнице.

В некоторых местах на звездах можно заметить более широкие световые точки на линиях. Это так называемые засветки. Засветки получаются, когда человек во время рисования немного задумался, либо выключал фонарик.

Световые блики - на них делается специальный упор. Когда фонарик опускается вниз, он идет не совсем в объектив на 90°, а чуть на пол.

Чтобы не остаться случайно в кадре, рисовать нужно в темной одежде и ни в коем случае нельзя попадать на себя фонариком.

А еще не оставаться долго на одном месте, необходимо все время перемещаться.
Фотоаппарат должен быть зафиксирован на штативе .

Всегда нужно помнить о технике безопасности . При создании этой работы один человек непосредственно рисовал, второй стоял за камерой, а третий наблюдал, чтобы рисующий не сделал никуда лишний шаг.

Поэтому вам понадобится много терпения, старания, упорства и отличное воображение, чтобы повторить любую из работ команды freezelight.ru.