Дидактические игры по экологии для дошкольников. Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей Дидактическая игра живая и неживая природа

Елена Шрамко

Дидактическая игра для детей старшего возраста

«Живая природа »

Цель игры :

Обогащать знания детей об окружающем мире , учить называть объекты живой природы .

Задачи :

Развивать внимание, образное мышление и словарный запас детей . Расширять и обобщать знания детей о живых организмах . Формировать осознанное и бережное отношение к живой природе .

Описание изготовления игры :

Для создания данной игры, необходимо распечатать по 12 картинок с изображением животных, птиц, цветов и деревьев. Для прочности можно наклеить на картон, можно заламинировать картинки. Для создания «барабана» я использовала круг, вырезанный из картона и расчерченный на 4 ровные части. На каждую из этих частей наклеила картинку, изображающую к какой группе она относится (животных, птиц, цветов или деревьев) Посередине «барабана» я приделала вращающуюся стрелку.

Ход игры:

В игре могут участвовать 3,4 или 6 игроков. Карточки с изображением животных, птиц, цветов и деревьев делятся между всеми участниками. Дети по очереди крутят стрелку на «барабане» Задача игрока найти у себя картинку в соответствии с тем, что выпало, назвать правильно (животное, птицу, цветок или дерево) и отложить ее в сторонку. Если картинки, выпавшей на «барабане» у ребенка, не оказалось, ход переходит к другому участнику игры. Побеждает тот, у кого не останется ни одной карточки.

Публикации по теме:

ОО: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие. Цели игры: 1. Упражнять детей в определении животного.

В работе с детьми мы применяем основной метод обучения - игру, по ФГОС как ведущую деятельность детей дошкольного возраста. С помощью игры.

Задачи: формировать и поддерживать положительную познавательную мотивацию; актуализировать словарный запас по лексическим темам «Дикие.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Насекомые» Цель: закрепление представлений по теме «Насекомые»,.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Такое разное настроение» Цель игры – развитие эмоциональной сферы старших дошкольников, умения понимать своё эмоциональное состояние, распознавать чувства других.

Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию дидактическую игру "Летние судоку" для детей старшего дошкольного возраста (5-8 лет). Эта.

Материал рассчитан для использования в работе воспитателями ДОУ, разнообразит развивающую среду группы. Данная игра позволит детям узнать.

Консультация для воспитателей «Дидактические игры по экологии в работе с дошкольниками»


Игра
Трудно переоценить вклад игры в развитие ребенка, в том числе и в формирование его экологического сознания и экологической культуры. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы, усваивает сложную систему отношений с окружающей средой. В результате этого совершенствуются интеллектуальные и волевые навыки ребенка, его нравственные и эстетические чувства, происходит физическое развитие.
Игра – это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем, освоения соответствующих различным ситуациям моделей поведения. В игре ребенку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Все происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения.
Достаточно серьезную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребенок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.
Важную роль играет совместная с другими детьми, коллективная игра. В таких играх дети ярко проявляют себя как с хороших, так и с плохих сторон, что дает воспитателю использовать совместные игры для диагностики отношения детей к природе, к другим детям, к взрослым, а также к пониманию степени сформированности этических качеств личности, экологической эмпатии и рефлексии.
Примеряя в игре на себя роли животных и растений, воссоздавая их действия и состояния, ребенок проникается к ним чувствами, сопереживает им, что способствует развитию у ребенка экологической этики.
Среди воспитательных задач, которые решают дошкольные педагоги с помощью игры, немаловажное значение имеет создание благоприятных психологических условий для погружения в мир природы.
Однако, надо иметь ввиду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. В практике дошкольного экологического образования подбор игр часто бывает недостаточно продуманным и нередко даже случайным. Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходимы, тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала.
По каким же требованиям может осуществляться отбор игр для экологического образования дошкольников?
Игры необходимо подбирать с учетом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе.
Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых.
Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям, формируемым в процессе других видов деятельности.
Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе.
Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач воспитания и развития ребенка-дошкольника.
Для того чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущими и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии.
В современной педагогической литературе встречаются различные подходы к классификации детских игр. Но в пособиях по дошкольному экологическому образованию попыток систематизации игр практически не наблюдалось.
Для классификации экологических игр могут быть использованы различные принципы:
По специфическим характеристикам;
По тематическому распределению содержания;
По форме организации и мере регламентации;
По направленности действий.
По специфическим характеристикам выделяют творческие игры и игры с правилами. Они, в свою очередь, делятся на подгруппы.
Творческие игры:
сюжетно-ролевые;
театрализованные;
строительные.
По тематическому распределению содержания существует следующая классификация.
Игры на тему «Живая природа»:
узнавание, называние;
свойства, признаки, особенности внешнего вида;
функции. Поведение;
рост, развитие;

Питание;
отношения с другими живыми организмами, человеком;
многообразие живой природы;
место обитания;
отнесение к группе «Живая природа».
Игры на тему «Неживая природа»:
узнавание, называние;
характерные признаки, свойства;
неживая природа как среда жизни живого;
отличие неживой природы от живой;
отнесение к группе «Неживая природа»;
связь живой природы с неживой;
взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы;
природные сообщества;
экологические цепочки.
По форме организации и мере регламентации выделяют:
самостоятельную игровую деятельность ребенка;
совместную с педагогом игровую деятельность (под руководством взрослого).
По направленности действий (направлены на получение сенсорного опыта; на изучение свойств предметов, их обыгрывание; на подражание кому – либо, чему – либо, отображение чьих – либо действий, состояний; на совершенствование навыков общения, взаимодействия с другими людьми; на получение выигрыша; на большую успешность в сравнении с другими) выделяют следующие игры:
сенсомоторные;
предметные;
игры с перевоплощением (имитационные);
социальные;
соревновательные.
Содержание экологического образования, позволяющее знакомить детей с объектами и явлениями живой и неживой природы, их многообразием и доступными для восприятия дошкольника связями и отношениями, является основанием для использования игр по следующим темам.
1. «Где живая и неживая природа?»
2. «Соседи по планете» (живая природа).
3. «Кто с кем дружит?», «Кто кого боится?»
4. «Кому где нравится», «Кто, где живет».
5. «Что где растет».
6. «Кому что нужно».
7. «Что такое?», «Кто такой?»
8. «Почему так бывает?» (связь живой и неживой природы).
9. «Почему мы такие разные?»
10. «Как можно и как нельзя» (правила поведения в природе).
11. «Мы все нужны друг другу».
12. «Природное – рукотворное».

В рамках каждой темы следует использовать различные вариации игр. Например, внутри темы «Кто, где живет» возможны следующие варианты: «Найди свой дом», «Рассели животных (растения)», «Кому, какой дом нужен». В тему «Что такое?», «Кто такой?» можно включить игры «Раз, два, три к березе (ели, рябине) беги», «Найди себе пару» и т.д.
Педагогическое руководство играми с экологическим содержанием.
Эффективность педагогического процесса экологического образования с использованием игровой деятельности во многом зависит от грамотного педагогического руководства.
При выборе направления руководства экологическими играми следует учитывать тот факт, что особая роль игры в воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в группе. Поэтому строить педагогический процесс экологического образования нужно таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты.
Определяя место игры в педагогическом процессе экологического образования, следует также учитывать ее связи с трудом детей в природе и обучением на занятиях по ознакомлению с окружающим.
С переходом из одной возрастной группы в другую у детей постоянно возрастает устойчивость внимания, интенсивно развиваются процессы преднамеренного запоминания и припоминания, становится более совершенным зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети постепенно начинают различать довольно сложные формы предметов. Начиная со среднего возраста, у ребят увеличивается запас слов, развивается наглядно-образное мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.
Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются дидактические игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игру включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры: различные лото, разрезные картинки. Уместно также обращение к дидактическим играм, активизирующим движения, сочетающимся с решением умственных задач.
В таких играх, как «Найди свою пару», «Найди свой домик», дети подбирают себе домик или пару с прикрепленным к ним листочком, аналогичным по цвету или форме тому, который был выдан педагогом. Подобные игры полезны еще и потому, что они предполагают различные формы организации детей (их можно проводить со всей группой или небольшой подгруппой).
Подбор и введение в педагогический процесс дидактических игр производится таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания для решения дидактических задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
Распределение игр по дидактической задаче
Для удобства использования дидактических игр по ознакомлению с растениями их можно распределить на группы по дидактическим задачам.
Задачи бывают разнообразные, и помочь вам в том, какие дидактические задачи необходимо планировать перед детьми по знакомству и использованию игр экологического характера могут вот такие задачи :
Игры на распознавание растений и животных.
Игры на сравнение растений и животных.
Игры на умение группировать растения и животных по какому-либо признаку.
Игры на формирование нравственной позиции ребенка.
Игры на установление связей и зависимостей в природных явления.
Дидактические игры экологического содержания можно объединить в три группы:
1.Для обогащения экологических представлений:
О многообразии и разнообразии природных объектов.
О взаимосвязях в природе.
О человеке как части природы.
О культуре поведения в природе.
2.Для воспитания эмоционально – ценностного отношения к природе:
Для развития эстетического восприятия природы.
Для формирования нравственно-оценочного опыта поведения в природе.
3.Для приобщения к экологически ориентированной деятельности

Использованная литература:
1. Н.К.Андриенко «Игра в экологическом образовании дошкольника»,
ж-л «Дошкольная педагогика» №1 2007г.
2. Л.П.Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». Минск «Асар» 1996г.

Кокконен Маргарита
Интерактивная игра «Живое и неживое»

Цель : Знакомство с понятиями «живая» и «неживая » природа

Задачи : учить различать, какие объекты относятся к живой природе , какие к неживой природе , а какие являются рукотворными.

Развивать внимание, память, речь

Описание игры.

Игра состоит из 18 слайдов. Переход от слайда к слайду по щелчку на управляющую кнопку. Игру сопровождает герой – Мудрая сова, которая подводит итоги и награждает орешками за правильные ответы. На 3-4 слайдах рассматриваем фотографии и находим объекты, относящиеся к природе. 6 слайд – игра «Найди пары» .Дано 8 картинок : в верхнем ряду расположены купол церкви, самолет, вертолёт и подводная лодка, в нижнем ряду расположены чайка, бутон, кашалот и стрекоза. Надо найти пары и объяснить своё решение. По щелчку на нужную картинку из нижнего ряда, она переходит к своей паре. На восьмом слайде разминка. 11-12 слайд игра «Распредели картинки» : на слайде 6 картинок, которые надо распределить по столбикам «живое » и «неживое » . 15-17 слайд игра «Один лишний» . На каждом слайде по 6 картинок, необходимо выбрать лишнюю картинку. Если ответ правильный картинка исчезает по щелчку и покачивается, если ответ неправильный.Три слайда и соответственно три группы : то, что относится к неживой природе , то, что относится к живой природе , и то, что создано человеком. На последнем слайде сова благодарит за усердие.

Источники

Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» .

Интернет источники

Публикации по теме:

Интерактивная Игра Цель: развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные, логические.

Интерактивная игра «Фруктовое ассорти» Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного.

Интерактивная игра «Где логика» Отличительной чертой нашего времени, является стремительное вхождение информационных технологий во все сферы жизни. Современные дети, к.

Интерактивная игра «Логопедические карточки» (авторская разработка) Цель: мотивировать детей на составление собственного рассказа об объекте.

Интерактивная игра по экологии Цель: расширение экологического кругозора Задачи: приобщение к культуре, природе родного края, развитие познавательного интереса,.

Интерактивная игра «Профессии» Игра состоит из игровых заданий. Выбор правильных ответов в каждом задании осуществляется нажатием на картинки. Правильные и неправильные.

Интерактивная игра «Путешествие по Уфе»Цель: Закрепить знания детей о городе Уфе. Задачи: 1. Расширить знания детей о родном городе, знать.

«Каталог дидактических игр по экологии (неживая природа) для детей 5-7 лет Составила воспитатель: Крехтунова И.А. ...»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города

Нижневартовска центр развития ребенка – детский сад № 25 «Семицветик»

Каталог дидактических игр по экологии

(неживая природа)

для детей 5-7 лет

Составила воспитатель:

Крехтунова И.А.

Нижневартовск

Найди такую же

Дидактическая задача.

Учить детей сравнивать картинки с изображением времен года, явлений

природы; находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, смекалку, связную речь.

Ход игры.

Для данной игры подбирают разные картинки, среди которых обязательно должны быть одинаковые. В процессе игры можно добавлять или убирать картинки, чтобы усложнить задание.

Дети, сегодня мы будем с вами учиться быстро выполнять задания; здесь лежат на столе картинки. Я сосчитаю до 3-х, а вы в это время должны отыскать две совсем одинаковые картинки. Будьте внимательны! 1-2-3!

Одинаковые, найди! – заканчивает воспитатель.

Дети, увидевшие 2 одинаковые картинки, поднимают руки, а затем подходят к воспитателю и показывают их и называют, что на них изображено. Чтобы усилить внимание детей, воспитатель кладет картинки (почти одинаковые) среди других: затем воспитатель дает сигнал. Дети сразу же пытаются отыскать и показать картинки, но воспитатель напоминает, что картинки должны быть одинаковые.



Лото Дидактическая задача.

Разрозненные знания детей о неживой и живой природе систематизировать, активизировать речь детей, упражнять в правильности называния предметов, явлений природы, употреблять обобщающие слова:

неживая и живая природа, лес, водоем, луг, небо, космос.

Ход игры.

Карты дети берут сами. Выбирают водящего, по сигналу которого все начинаю быстро искать маленькие карточки и закрывать ими клетки. Кто первым закроет все клетки, тот и выигрывает, получает фишку.

Отвечай быстро Дидактическая задача.

Закреплять умения классифицировать явления природы и приметы времен года, приучать их быстро думать и отвечать.

Ход игры.

Воспитатель, держа мяч в руке, становится в круг вместе с детьми и говорит:

Сейчас, я назову примету любого времени года или любое явление природы и брошу кому-нибудь мяч. Тот, кто поймает мяч, должен назвать примету любую другую того же времени года или явление природы. Одно и тоже явление природы или примету можно назвать дважды.

Игру при повторении можно усложнить, называя не одну примету или явление, а два.

Что изменилось?

Дидактическая задача.

Воспитывать у детей наблюдательность, умения замечать незначительные, малозаметные изменения, происшедшие на картинках, объяснять связно, что изменилось.

Ход игры.

Воспитатель обращается к детям, говорит:

Игра вам знакома, но в этой игре надо быть особенно внимательным, изменения будут очень незаметные, вы все постарайтесь их все заметить и назвать.

Первого ведущего выберем считалкой, а потом ведущим будет тот, кто правильно отгадал, что изменилось. Отгадывает тот, кому бросили мяч.

Поэтому будьте готовы быстро и правильно отвечать.

Выбранный ведущий предлагает внимательно посмотреть на стол с картинками и запомнить их.

Затем, закрыв ширмой стол изменяет что – то, затем убирает ширму и дает возможность детям внимательно посмотреть на картинки и бросает мяч кому-нибудь. Тот ловит и отвечает. Если ответ правильный, он становится водящим.

Собери картинку Дидактическая задача.

Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей;

Ход игры.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением времени года или солнечной системы и др., объясняя правила игры, педагог напоминает, как из отдельных частей сложить целую картинку.

Но сейчас у нас еще одно правило: сложить картинку быстро.

Начнете складывать картинку и закончите по сигналу: удар кубиком по столу, - уточняет правила игры воспитатель. Раздав картинки по числу игроков, воспитатель говорит, «Начали!» и ударяет кубиком по столу. Дети выбирают из стоящей на столе коробки нужные части своей картинки.

Кто первым сложил картинку, получает фишку. Затем можно обменяться картинками и повторить игру.

Кто скорее соберет.

Дидактическая задача.

Учить детей группировать объекты неживой природы, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Ход игры.

Обращаясь к детям, воспитатель напоминает им о том, что они уже знают многие объекты неживой природы.

А сейчас будем соревноваться – чья команда скорее соберет картинки с объектами неживой природы в эту коробку (дождь) надо собирать объекты неживой природы, а в эту коробку(человек) – предметы, которые сделал человек.

Кто считает, что они собрали все, поднимает вот так коробку. Все мы потом проверим, не забыли ли они что-нибудь.

Картинки воспитатель с детьми раскладывает на полу. Выбираются две команды по 2-3 человека. По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают предметы в соответствующие коробки. Чья команда первой подняла коробку, та и выигрывает.

Домино Дидактическая задача.

Закреплять знания детей о явлениях природы, о приметах времен года, отмечать их особенности, продолжать воспитывать умения вместе играть, подчинять правилам игры.

Ход игры.

Для этой игры необходимо изготовить карточки, как в любой игре типа «Домино». Карточка разделена на две половинки. На каждой из них изображены разные явления природы или приметы любого времени года.

Игра рассчитана на 4-6 человек. Карточек должно быть24. если играют четверо, раздают по 6карточек. Игра проходит по типу игры «Домино». Кто положит последнюю карточку, а у других они еще есть, тот и выигрывает, получает фишку. При повторении игры карточки перемешиваются. Дети неглядя отсчитывают 4-6 карточек, и игра продолжается.

–  –  –

Дидактическая задача.

Закреплять знания о планетах солнечной системы, описывать планеты по наиболее типичным признакам.

Ход игры.

Дети сидят в кругу. Выбирается ведущий, который начинает описывать планету. Остальные дети начинают отгадывать. Кто первый отгадает, тот следующий ведущий.

Ходят капельки по кругу

Дидактическая задача:

Дать детям первые элементарные представления о круговороте воды в природе.

Ход игры:

Воспитатель говорит, что она – мама Туча, а ребята – ее детки Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя).

Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Туча подсказывает, что им делать.

Полетели Капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну большую цепочку). Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла – текла речка и попала в большой океан (дети выстраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали – плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Туча им наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, Капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Твердые, жидкие, газообразные человечки

Дидактическая задача:

Помочь детям понять отличие газообразных, жидких, твердых веществ.

Ход игры:

Детям раздаются карточки с изображением состояния веществ в жидком, твердом, газообразном виде (твердые предметы – камень, лед, дерево, глина;

жидкие – вода, сок, молоко, масло; газообразное – пар из носика чайника, нос человека, дышащий воздухом – кислородом). Тому ребенку, которому дается фишка, начинает брать картинку и объясняет изображение. Когда все картинки получили объяснение, их делят на три группы по основным признакам – твердое, жидкое и газообразное вещество.

Догони свою тень

Цель: Познакомить детей с понятиями света и тени.

Ход игры:

Ребята, отгадайте загадку:

Я иду – она идет, Я стою – она стоит, Побегу – она бежит.

(Тень) В солнечный день, если вы встанете лицом, спиной или боком к солнышку, то на земле появляется темное пятно. Это ваше отражение, называется тенью.

Откуда это темное пятно? Как образуется тень? (Солнышко посылает на Землю свои лучи, они распространяются во все стороны. Стоя на свету, вы закрываете путь лучам, они освещают вас, но на землю падает ваша тень).

Где еще есть такие темные пятна? На что они похожи? Попробуйте догнать свою тень. Почему это невозможно? А можно ли догнать чужую тень? Как это можно сделать? (Дети пытаются догнать свою тень, чужую тень).

Тень образуется не только от тела человека, но и от любого непрозрачного предмета, который встречается на пути солнечных лучей.

Тень может двигаться, танцевать, прыгать, стоять – делать все то, что делает тот, кому она принадлежит, но она всегда молчит.

Дети по сигналу или под музыку изображают тень.

Живая и неживая природа

Дидактическая задача:

Ход игры:

Вариант 1. Воспитатель называет объекты живой природы - дети двигаются, называет объекты неживой природы – дети стоят.

Вариант 2. Воспитатель бросает мяч и называет, если объекты живой природы - ребенок ловит мяч, если называет объекты неживой природы – ребенок мяч бросает воспитателю.

Чудесный мешочек Дидактическая задача.

Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы.

Ход игры.

У каждого ребенка мешочек, в котором лежат шишки, камешки, сухие ветки, кусочки кирпича. Дети должны отгадать на ощупь, что относится к живой или неживой природе.

–  –  –

Дидактическая задача.

Развивать умения называть объекты неживой природы по месту положения на игровом поле, которые должен запомнить за определенное время.

Ход игры.

Перед ребенком игровое поле, разделенное на квадраты, на каждый квадрат кладется картинка с изображение предметов неживой природы и явлений природы.

Ребенок смотрит на картинки, запоминает их, а когда воспитатель их закрывает, ребенок должен их назвать.

–  –  –

Цель игры: заложить основы экологического сознания, сформировать у детей элементарные навыки экологически грамотного и безопасного поведения, экономического отношения к природным ресурсам, бережного отношения к живой и неживой природе;

научить обосновывать свою точку зрения.

Оборудование: зеленые галстуки, эмблемы, планшеты с экологическим экраном для каждой группы, экологические знаки, экологический экран ДОУ.

Этапы работы экологической полиции.

1 этап. Сбор штаба экологической полиции. Выбор капитана.

Обсуждение плана предстоящего рейда по групповым помещениям.

2 этап. Работа экологической полиции в группе 9оценка экологической обстановки, беседа с детьми и педагогами группы, осмотр помещений).

3 этап. Подведение итогов. Обсуждение результатов проверки и выставление оценок на экологическом экране. Сравнение результатов данного рейда с проводившимися ранее.

Ход игры.

На время игры группа превращается в штаб экологической полиции. На картосхеме детского сада намечается маршрут посещения групп, между членами команды распределяются обязанности – каждый из них отмечает каждый тип проверки.

«Контролеры» должны установить следующее:

1. Есть ли в группе мусор?

2. Рационально ли используются вода, свет (например, нет ли неисправных или незакрытых кранов)?

3. Много ли остается пищевых отходов?

4. Правильно ли дети ухаживают за растениями?

5. Хорошо ли заботятся за животными?

6. Чистый ли в помещении воздух?

Участники игры прикрепляют к своей одежде значки с символами, соответствующими типу проверки. После того как обязанности распределены, а маршрут намечен, действие игры переносится в группу, где происходит рейд. Каждый член команды оценивает экологическую обстановку в команде, беседует с детьми и педагогами, осматривает все групповые помещения. Результаты проверки заносятся в рабочий планшет.

После того как все закончено, ребята возвращаются в штаб экологической полиции и обсуждают полученные результаты. Затем с помощью экологического экрана всего детского сада сравнивают результаты разных рейдов. Подведя итоги, экологическая полиция возвращается в группу и знакомит детей с результатами своей работы, выставляет оценки на экологическом экране группы.

Похожие работы:

«ИНФОРМАЦИЯ О ПРОВЕДЕННЫХ СЕМИНАРАХ (КУРСАХ) 12-14 мая 2015 г. прошел курс «ЛОГИСТИКА СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ОПТИМИЗАЦИЯ СКЛАДСКИХ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ» уч. центр Финконт В обучении приняли участие представители компании ООО Брозе Тольятти Автомотив, ООО «Кёниг Фуд» (г. Калининград) Все участники высоко оценили уровень проведения мероприятия. 18,19 и 21 ноября 2014 г. прошел курс «ЛОГИСТИКА СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА, ОПТИМИЗАЦИЯ СКЛАДСКИХ БИЗНЕСПРОЦЕССОВ» уч. центр Финконт В курсе приняли участие...»

«BIBLIOTECA DI STUDI SLAVISTICI –7– COMITATO SCIENTIFICO Giovanna Brogi Bercoff (Direttore), Michaela Bhmig, Stefano Garzonio (Presidente AIS), Nicoletta Marcialis, Marcello Garzaniti (Direttore esecutivo), Krassimir Stantchev COMITATO DI REDAZIONE Alberto Alberti, Giovanna Brogi Bercoff, Marcello Garzaniti, Stefano Garzonio, Giovanna Moracci, Marcello Piacentini, Donatella Possamai, Giovanna Siedina Titoli pubblicati 1. Nicoletta Marcialis, Introduzione alla lingua paleoslava, 2005 2. Ettore...»

«Школа Florinda Czeija Висцеральной Mayerlehen 63 5201 Seekirchen Austria Терапии +43 699 1829 2676 [email protected] и Комплексных Мануальных Методик Лечения www.visceral-therapy.com Экзамены Висцеральная Терапия Брюшная Полость Грудная Клетка Заключительный Экзамен Инфрмация и Регистрация Школа Висцеральной Терапии и Комплексных Мануальных Методик Лечения Mayerlehen 63 5201 Seekirchen Austria +43 699 1829 2676 [email protected] Школа Florinda Czeija Висцеральной Mayerlehen 63...»

«Утверждаю Министр труда и социальной защиты Республики Крым _ Е.Романовская «» 2015 года ПЛАН РАБОТЫ Министерства труда и социальной защиты Республики Крым на I квартал 2015 года № п/п Наименование вопроса Ответственный Срок Кому за подготовку исполнения предоставляется материал I. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА Обеспечить выполнение мероприятий по реализации: Федеральных законов: 1.1 от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах»; Кручек И.В. постоянно 1.1.1 Латышева Е.В. Полященко...»

«-1НАПРАВЛЕННОСТЬ СОДЕРЖАНИЯ МНОГОУРОВНЕВОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ Митяева А.М. ГОУ ВПО «Орловский государственный университет», Орел, Россия В статье рассматриваются особенности, формирующейся в российском высшем образовании, многоуровневой системы подготовки с учетом влияния её требований на возможность и необходимость развития учебно-исследовательской компетентности бакалавров и магистров, что способствует их личностному...»

2016 www.сайт - «Бесплатная электронная библиотека - Научные публикации»

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам , мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. Экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающей природой.

Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.

Предлагаемые игры содержат интересные факты о жизни животных и растений, головоломки и замысловатые вопросы о природе и способствуют развитию любознательности.

Игра с мячом «Я знаю…»

Цель : Формировать умение называть несколько предметов объекта одного вида.

Развивать умение объединять предметы по общему признаку.

Игровые действия:

Дети становятся в круг, в центре – ведущий с мячом. Ведущий бросает мяч и называет класс объектов природы (птицы, деревья, цветы, животные, растения, насекомые, рыбы). Ребёнок, поймавший мяч, говорит: «Я знаю 5 названий цветов» и перечисляет (например, ромашка, василёк, одуванчик, клевер, кашка) и возвращает мяч ведущему. Второму ребёнку ведущий бросает мяч и говорит: «Птицы» и так далее.

«Птицы, рыбы, звери»

Цель: Упражнять детей в умении называть предмет определённой группы предметов.

Игровые действия:

Ведущий бросает мяч ребёнку и произносит слово «птицы». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например, «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».

«Угадай, что в руке»

Цель: Различать на ощупь овощи, фрукты и ягоды.

Игровые действия:

Дети стоят в кругу, руки держат за спиной. Воспитатель раскладывает в руки детям муляжи овощей, ягод и фруктов. Дети должны отгадать. Воспитатель показывает, например, грушу и просит определить, у кого такой же предмет объекта (фрукт, овощ, ягода).

«Угадай, какая птица поёт?»

Цель: Умение определять по звуковой записи голоса птиц.

Определять, какая птица поёт и как поёт (тонко, звучно, мелодично, крикливо, тихо, протяжно и так далее).

Воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам.

Игровые действия:

Педагог предлагает послушать запись голосов птиц. Надо определить, какая птица поёт. Как можно определить по голосу какая птица поёт и как. Предложить детям поупражняться в произнесении звуков песенок птиц. В игре используется диск с записью голосов птиц.

«Растения леса, сада, огорода»

Цель: Расширять знания детей о растениях леса, сада и огорода.

Игровые действия: аналогично игры «Я знаю...»

«Сад - огород»

Цель: Закреплять знания детей о том, что растёт в саду или в огороде.

Развивать у детей память, внимание.

Игровые действия:

Воспитатель приносит корзину с овощами и фруктами.

Дети, я нечаянно перепутала овощи и фрукты. Помогите мне, пожалуйста. В процессе игры дети обобщают предметы одним словом, определяют место произрастания овощей и фруктов.

«Что это такое?»

Цель: Упражнять детей в умении отгадывать предметы живой или неживой природы.

Рассказывать признаки предметов.

Игровые действия:

Воспитатель или ведущий загадывает живой или неживой природы и начинает перечислять его признаки, а дети должны отгадать заданный предмет.

«Замысловатые вопросы»

Цель: Развивать сообразительность и находчивость.

Игровые действия:

Воспитатель читает загадку-задачку:

Росли четыре берёзы.

На каждой берёзе –

По четыре больших ветки,

На каждой большой ветке –

По четыре маленьких ветки,

На каждой маленькой ветке –

По четыре яблока.

Сколько всего яблок?

«Летает, плавает, бегает»

Цель: Изображать способ передвижения объекта.

Игровые действия:

Ведущий называет или показывает детям объект живой природы и предлагает детям изобразить способ передвижения этого объекта. Например, при слове «медведь» дети начинают подражать ходьбе как медведь; «сорока» дети начинают махать руками и так далее.

«Перелёт птиц»

Цель: Узнавать и называть зимующих и перелётных птиц.

Закреплять понятие «зимующие», «перелётные».

Игровые действия:

На столе разложены предметные картинки птиц. Каждый участник игры берёт картинку и «превращается» в определённую птицу. Ребёнок говорит: «Я – ворона!», «Я – воробей!», «Я – журавль!», «Я – кукушка!» и так далее. По сигналу ведущего: «Раз, два, три на своё место лети!», дети, у которых картинки с изображением зимующих птиц бегут к условному изображению (зимний пейзаж), другие дети, у которых картинки с изображением перелётных птиц, бегут к другому условному знаку (весенний пейзаж). Играть можно несколько раз, дети должны брать разные картинки.

«Похожи - не похожи»

Цель: Развивать у детей умение абстрагировать, обобщать, выделять предметы,

Сходные по одним свойствам и отличные по другим, сопоставлять, сравнивать предметы либо изображения.

Игровые действия:

В игре используется игровой экран с тремя «окнами – прорезями», в которые вставляются ленты с условными обозначениями свойств; ленты – полоски с обозначениями свойств предметов. В первое и третье «окно» вставляются полоски с изображением предметов, во второе – полоска с обозначением свойств.

Варианты могут быть разные:

1 вариант : Ребёнку предлагается установить «экран» так, чтобы в первом и третьем окне разместились предметы, обладающие свойством, указанным во втором «окне».

На начальном этапе освоения игры освоения игры свойство задаётся взрослым, затем дети самостоятельно могут устанавливать понравившийся признак. Например, первое «окно» - яблоко, второе «окно» - круг, третье «окно» - мяч.

2 вариант: Один ребёнок устанавливает первое «окно», второй – выбирает и устанавливает свойство, которым данные обладает, третий – должен подобрать предмет, подходящий к первому и второму «окну». За каждый верный выбор дети получают фишку. После первого тура дети меняются местами.

3 вариант: используется на заключительных этапах освоения. Играть можно с большой группой детей. Ребёнок загадывает «загадку» - выстраивает в первом и в третьем «окне» изображения обладающие общим свойством, при этом второе «окно» скрыто. Остальные дети догадываются, чем изображённые предметы похожи. Ребёнок, верно назвавший общее свойство, получают право открыть второе «окно» или загадать новую «загадку».

«Кто где живёт?»

Цель: Определять место среды обитания животного, правильно определять место «дома» объекта.

Игровые действия:

У воспитателя картинки с изображениями животных, а у детей – с изображениями мест обитания различных животных (нора, дупло, берлога, река, гнездо и так далее).

«Времена года»

Цель: Формировать у детей понятия о временах года и о зависимости жизни живой природы от сезонных изменений, происходящих в неживой природе.

Игровые действия:

Воспитатель рассказывает детям о том, что времена года постоянно сменяются. Дети называют последовательно времена года и характерные признаки.

Воспитатель показывает картинки с изображением времени года и картинки объектов, у которых происходят различные изменения, например, заяц белый – зима; распустившийся подснежник – весна, созрела земляника – лето и так далее. Дети должны объяснять содержание картинки.

«Вопрос – ответ»

Цель: Развивать умения отвечать на поставленные вопросы.

Проявлять находчивость, сообразительность.

Игровые действия:

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают

Вопросы:

1.Почему человек назад оглядывается? (потому что у него на затылке глаз нет).

2.От чего кошка бегает? (не умеет летать).

3.Каким гребнем голову не причешешь? (петушиным).

4.Сколько яиц можно съесть натощак? (одно: после первого уже не будет натощак).

5.От чего гусь плавает? (от берега).

6.Чем до неба докинешь? (взглядом).

7.По чему собака бегает? (по земле).

8.Что можно увидеть с закрытыми глазами? (сон).

9.Без чего хлеб не испечёшь? (без корки).

10. За чем во рту язык? (за зубами)

11. У кого есть шапка без головы, нога без сапога? (у гриба).

«Цветы» (подвижная игра)

Цель: Называть и различать цветы.

Воспитывать любовь и умение любоваться их красотой.

Игровые действия:

Дети вспоминают садовые и лесные цветы, сравнивают их.

Каждый участник игры выбирает для себя эмблему цветка. У каждого ребёнка своя картинка. Одно и тоже название не может быть у нескольких детей.

По жребию выбранный цветок, например, василёк, начинает игру.

Он называет какой-нибудь цветок, например мак или роза. Мак бежит, а василёк догоняет его. Когда маку грозит опасность быть пойманным, он называет какой-нибудь другой цветок, участвующий в игре. Убегает названный цветок.

Пойманный цветок меняет своё название и снова включается в игру. Побеждает тот, кто ни разу не был пойман.

«Головоломки»

Цель: Расширять знания детей о животном и растительном мире.

Способствовать умению размышлять, делать умозаключения.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным и растениям.

Игровые действия:

Воспитатель или подготовленный ребёнок загадывает задачки – головоломки:

1.На грядке сидит шесть воробьёв, к ним прилетели ещё пять. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько осталось воробьёв?

2.Пара лошадей пробежала 40 км. По скольку километров пробежала каждая лошадь?

3.На поляне росли садовые цветы: ромашки, васильки, розы, клевер, фиалка. Таня сорвала все 1 розу, 2 клевера, 3 ромашки. Сколько у Тани цветов в букете? (определить садовые и лесные цветы, сосчитать только лесные цветы).

4.В вазе лежат фрукты: бананы, апельсин, яблоки, помидор, огурец, лимоны. Сколько всего фруктов лежит в вазе?

5.На грядке выросли сочные, вкусные яблоки и мандарины, спелая вишня и баклажан. Сколько овощей выросло на грядке?

«Узнай по объявлениям»

Цель: Продолжать знакомить с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания)

Развивать логическое мышление.

Игровые действия:

Педагог предлагает детям поиграть. Объясняет правила в игре, надо внимательно послушать объявление и отгадать о ком идёт речь (животное или птица) говорится в объявлении. Тот, кто угадал, получает фишку и в конце игры подводится итог.

1.Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.

2.Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.

3.Надоело ползать! Хочу взлететь. Кто одолжит крылья?

4.Помогу всем, у кого сломался будильник?

5.Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.

6.Хочу свить гнездо. Одолжите, подарите пух и перья.

7.Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?

8.Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!

9.Уже 150 лет жду друга! Характер положительный. Недостаток только один - медлительность.

10. Всем, всем, всем! У кого возникла надобность в рогах. Раз в год обращайтесь ко мне.

11. Учу всем наукам! Из птенцов за короткое время делаю птиц. Прошу учесть, что занятия провожу ночью.

12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!

13. Я самая обаятельная и привлекательная! Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. Учитывая всё это, настоятельно прошу называть меня по имени-отчеству. Патрикеевной больше не называть!

«Где что зреет?»

Цель: Упражнять в умении использовать знания о растениях, сравнивать плод дерева с его листьями.

Игровые действия:

На фланелеграф выкладываются две ветки: на одной – плод и листья одного растения (яблоня), на другой – плоды и листья растений. (Например, листья крыжовника, а плоды груши). Ведущий задаёт вопрос: «Какие плоды созревают, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.

«Почтальон принёс письмо»

Цель: Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровые действия:

Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принёс посылку. В посылке разные овощи и фрукты. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принёс почтальон. Остальные дети отгадывают.

«Птичка»

Цель: Различать деревья по листьям.

Воспитывать правильно вести себя в игре: не подсказывать друг другу, не перебивать сверстников.

Игровые действия:

Перед началом игры дети вспоминают различные деревья, сравнивают их по форме и величине листьев.

Дети должны перед игрой подобрать для себя фант – любую мелкую вещь, игрушку. Игроки усаживаются и выбирают собирателя фантов. Он садится в середину круга и остальным игрокам даёт названия деревьев (дуб, клён, липа и так далее) и дети берут и одевают веночек из листьев. Каждый должен запомнить своё название. Собиратель фантов говорит: «Прилетела птичка и села на дуб». Дуб должен ответить: «На дубу не была, улетела на ёлку». Ёлка называет другое дерево и так далее. Кто прозевает – отдаёт фант. В конце игры фанты выкупаются.

«Снежный ком»

Цель: Расширять знания детей о перелётных птицах».

Развивать внимание и наблюдательность.

Игровые действия:

Ведущий показывает картинку, на которой изображена перелётная птица.

Дети смотрят на картинку и рассказывают о ней по очереди: первый ребёнок – первое предложение, второй ребёнок – предыдущее предложение и своё, третий ребёнок - повторяет два предыдущих и добавляет своё. Например: «Грач – перелётная птица». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный». – «Грач – перелётная птица. Он большой и чёрный. Место их обитания называется грачевник» и так далее.

«Кого чем угостим?»

Цель: Знать, чем питаются животные и птицы.

Игровые действия:

Ведущий перебрасывает мяч детям и называет объект (животное, птица), а дети отвечают и возвращают мяч ведущему. Например, воробей – крошки и семечки; синица - сало; корова – сено; кролик – морковка; кошка – мышка, молоко; белка – шишка, ягоды и так далее.

Игра «Хорошо – плохо»

Цель: Совершенствовать знания детей о явлениях живой и неживой природы, животных и растениях.

Игровые действия:

Воспитатель или педагог предлагает детям разные ситуации, а дети делают умозаключения, например: «Ясный солнечный день осенью – хорошо или плохо?», «В лесу пропали все волки – это хорошо или плохо?», «Каждый день идут дожди – это плохо или хорошо?», «Снежная зима – это хорошо или плохо?», «Все деревья зеленые – это хорошо или плохо?», «Много цветов в нашем саду – это плохо или хорошо?», «У бабушки в деревне есть корова – это хорошо или плохо?», «Исчезли все птицы на земле – это плохо или хорошо?» и так далее.

«Кто за кем?»

Цель: Показать детям, что в природе всё связано между собой.

Продолжать воспитывать у детей бережное отношение ко всем животным.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает вызванному ребёнку соединить ленточкой всех животных, которые охотятся друг за другом. Другие дети тоже помогают найти правильные картинки с животными. Можно предложить начинать игру с растения, лягушки или комара.

«Каждому своё место»

Цель: Формировать у детей умение пользоваться схематическими изображениями обобщающих понятий.

Воспитывать самостоятельность, умение логически мыслить.

Игровые действия:

Педагог раздаёт по одной карточке каждому ребёнку (одного типа). Затем раздаёт каждому ребёнку поочерёдно по одной картинке. Дети, получив картинку, должны поместить её под схематическим изображением понятия, к которому подходит изображение на этой картинке. Когда все картинки разобраны, дети проверяют правильность своих действий и действий своих сверстников.

Дети должны самостоятельно проверить правильность выполнения задания и объяснить почему выполнили именно так.

«Сокол и лиса» (подвижная игра)

Цель: Расширять знания детей о диком животном и хищной птице.

Умение быстро действовать по сигналу ведущего.

Игровые действия:

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Сокол и лиса». Показывает картинку сокола и рассказывает о том, где живёт эта птица, как ведёт себя.

Вспомнить повадки лисы.

Выбрать «сокола» и лисы по желанию детей или использовать считалки.

Остальные дети – «соколята». Сокол учит своих соколят летать. Он легко бегает в разных направлениях и одновременно производит руками летательные движения. Стайка соколят бежит за соколом и точно повторяет его движения. В это время вдруг выскакивает из норы лиса.

Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.

Появление лисы определяется сигналом ведущего. Лиса ловит тех, кто не успел присесть.

«Что будет, если …?»

Цель: Знать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу.

Развивать умения делать выводы и умозаключения.

Игровые действия:

Воспитатель задаёт ситуацию для обсуждения с детьми, из которой дети приходят к выводу, что необходимо соблюдать чувство меры и беречь природу. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под «колы»? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку подснежников? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет, если в лесу один человек включит магнитофон на полную мощность? Группа туристов? Все отдыхающие в лесу? (Аналогично – о костре, о сломанной ветке, о пойманной бабочке, о разорённом гнезде и так далее).

Литература

1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Санкт-Петербург «Детство-Пресс», 2003.

2. Горькова Л. Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. М.: «Вако», 2007.

3. Кондратьева Н.Н. «Мы». Программа экологического образования детей, 2004.

4. Маханёва М.Д. Экологическое развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Аркти, 2004.