Дыхательные упражнения для детей дошкольного возраста. Комплекс дыхательной гимнастики для детей

Дыхательная гимнастика в детском саду является наиболее оптимальным способом профилактики и укрепления здоровья детей. Картотека данной гимнастики олицетворяет разнообразные упражнения, которые очень нравятся детям.

Самая главная цель, которую преследуют сторонники дыхательной гимнастики – это общее укрепление и оздоровление организма ребенка.

  • обогащают организм кислородом;
  • являются отличным методом, помогающим ребенку в управлении своим дыханием;
  • улучшают работу всех внутренних органов;
  • позволяют ребенку стать более спокойным, и избежать стрессовых ситуаций;
  • имеют профилактическую направленность, позволяя сделать иммунитет малыша более стойким к различным простудным заболеваниям.

Показания и правила проведения занятий

Дыхательная гимнастика в детском саду, картотека разнообразных методик для различных возрастов – требование обязательное для работников ДОУ. Место проведения – любое; очень полезно проведение комплекса на улице, но, если погодные условия не позволяют, комплексы проводятся в группе с воспитателем, или на музыкальных занятиях.

Для проведения некоторых упражнений имеются противопоказания. Их немного, но воспитателю необходимо проконсультироваться с родителями детей на предмет наличия у них хронических заболеваний.

  1. Регламент выполнения упражнений составляет от 10 минут до получаса. Выполнять комплексы следует только через час после еды.
  2. Следует использовать на таких занятиях разнообразные игрушки и другие демонстрационные материалы. Это повысит мотивацию и интерес детей к упражнениям.
  3. Используя стандартные комплексы упражнений, можно видоизменить их, добавив что-то свое, и сделав оригинальными.
  4. Когда позволяют погодные условия, обязательно выполнение комплекса на улице. Если гимнастика проходит в помещении, его температура не должна превышать 20 градусов.
  5. Для достижения наивысшего результата, необходимо ознакомить с упражнениями и родителей детей, чтобы они могли регулярно заниматься дома.

Картотека дыхательных упражнений для дошкольников

В дошкольных учреждениях большое внимание уделяется дыхательной гимнастике. В арсенале каждого воспитателя есть картотека, содержащая разнообразные комплексы упражнений.

Например:

  1. «Надуваем щечки»

Ребенок вдыхает воздух носом, затем выдыхает с помощью рта. При этом необходимо надуть щеки. Руководителю нужно следить за струей выдыхаемого воздуха, она не должна быть шумной и резкой, наоборот – спокойная и плавная.

  1. «Насос»

Держа руки на поясе, ребенку необходимо выполнить небольшие по амплитуде приседания. В это время происходит вдох. Когда ребенок поднимается, происходит выдох. Повторить 4 раза. Чтобы тренировать более длительный выдох, через некоторое время следует увеличить глубину приседаний.

  1. «Говорок»

Ребенок сидит, тело не напряжено, руки внизу. Ребенок имитирует звуки, которые просит показать воспитатель.

Например:

  • Расскажи, как едет паровозик?
  • Покажи, как гудит машина?
  • Знаешь, с каким звуком поднимается тесто?
  • Вспомни, как говорит сова?

После вопросов необходимо поработать над длительным выдохом, это можно сделать с помощью пропевания различных гласных. Сначала взрослый показывает упражнение, затем делает его вместе с малышом, и, когда ребенок будет уверенно выполнять все указания, он может пропевать гласные самостоятельно.

  1. Работа над дыхательной системой

В момент проведения методики дети спокойно и расслабленно лежат на матах, ничто не должно отвлекать их внимания.

Взрослый просит «прислушаться» к дыханию, и дает команды:


Отвечая на эти вопросы, дети учатся анализировать свое дыхание, прислушиваться к своему организму.

  1. «Ёжик»

Упражнение выполняется с помощью игровой ситуации. Ребята фантазируют, что они маленькие ежики, которые разглядывают полянку в лесу. Посмотрят направо – удивленно вдыхают носом, будто увидев сову.
Затем выдыхают через рот. Смотря влево – видят зайчика или грибочки, и довольно «сопят» носиками. Под подходящее музыкальное сопровождение дети повторяют данное упражнение до 8-ми раз.

Гимнастика по А. Н. Стрельниковой для детей от 4 лет

Александра Николаевна Стрельникова – педагог-вокалист. Когда она тяжело заболела, с ней случился приступ удушья, и ей помогла актерская гимнастика. Вся ее методика основана именно на этой гимнастике. В последствии педагог стала помогать людям укреплять свой организм, а больным - излечиться от различных недугов.

В учреждениях дошкольного образования дыхательная гимнастика Стрельниковой получила широкое распространение, картотека ее упражнений насчитывает множество разнообразных техник и приемов, позволяющих детям бороться с простудными заболеваниями, и отлично укреплять иммунитет.

Выполнять комплекс следует, соблюдая несколько правил:

  1. Самый главный аспект гимнастики – вдох с помощью носа (он шумный и резкий).
  2. Выдыхать необходимо ртом, спокойно и плавно.
  3. Каждому определенному движению сопутствует вдох.
  4. Выполнению каждого упражнения соответствует определенный, четкий ритм. Он сравним со строевым маршем.

Упражнение «Ладошки» или «Кулачки»

Данное упражнение является разминочным.

  1. Ребенок находится в наиболее комфортной для него позиции.
  2. Ребенок сгибает руки в локтях, ладони смотрят вперед.
  3. По команде руководителя ребенок выполняет вдох, и одновременно сжимает руки в кулаки.
  4. После этого следует небольшая пауза (около 5 секунд), затем повторение всех действий несколько раз.

При возникновении головокружения следует расслабиться, сесть, увеличить время пауз.

«Погончики» или «Погонщик»

Руки ребенка сжаты в кулаках и находятся на середине живота. При этом следует обращать внимание, что все остальное тело не должно быть напряженным (особенно плечи). При стремительном вдохе ребенок резко выталкивает полностью выпрямленные руки к полу. После ребенок возвращается к исходной позиции. 8 раз – рекомендованное количество для выполнения.

«Насос» или «Накачка»

Упражнение выполняется стоя. Ноги чуть расставлены. По команде руководителя ребенок делает легкий наклон, и во второй его половине резко вдыхает через нос. Вдох завершается вместе с наклоном. После этого ребенку необходимо чуть приподняться, и снова выполнить движение наклона.

Не следует забывать о том, что каждое упражнение выполняется в ритме строевого шага. Руководителю необходимо следить за округленной спиной подопечных, а также за уровнем наклона – он не должен быть слишком низким. Выполнить данное упражнение следует 12 раз.

«Обними плечи» или «Обними себя»

Во время этого упражнения ребенок будто обнимает себя согнутыми руками. Поднимая их до уровня плеч, он резко вдыхает, и обхватывает себя. 12 раз – количество, рекомендованное для выполнения упражнения.

Руководителю необходимо узнать, есть ли дети с пороком сердца и ишемической болезнью сердца. С таким заболеванием выполнять упражнение не следует.

«Кошечка»

В позиции стоя ребенок начинает выполнять танцевальные приседания. Поворот вправо сопровождается коротким вдохом, а руки в этот момент делают хватательные движения. Аналогично происходит поворот в левую сторону.

Повторить 12 раз. Руководитель обращает внимание на легкие, пружинистые приседания, и расслабленный, произвольной выдох. Ступни во время приседаний не нужно отрывать от пола, все действия выполняются с прямой спиной.

«Повороты головой»

Содержание этого упражнения включает в себя повороты головой. Шея в этот момент расслаблена, каждому повороту сопутствует вдох.
Повторение упражнения – 12 раз.

Гимнастика по К. П. Бутейко для детей 2-7 лет

Дыхательная гимнастика Бутейко направлена на снижение углекислого газа в крови с помощью поверхностного вдоха. Данный комплекс благотворно влияет на весь организм, особенно он показан детям при бронхиальной астме.

Главная цель комплекса – расслабление диафрагмы. Это происходит за счет уменьшения глубины вдоха и увеличения паузы после выдоха.

Упражнение «Часики»

Ребенок находится в положении стоя, ноги чуть расставлены. Руководитель предлагает ему представить, что он – маленькие часики. Можно спросить, как они «говорят?», ребенок ответит: «Тик-так»

После этого к словам добавляются махи прямыми руками вместе с произношением имитации часов.

«Трубач»

Исходное положение – сидя, спина прямая, но не напряжена.
Руки ребенка согнуты в трубочку, подняты на уровень рта. Медленно выдыхая, ребенок произносит «пф». Упражнение повторить 4-5 раз.

«Паровозик»

Веселое упражнение, которое пользуется большим интересом у детей. Воспитатель предлагает им представить, что они – большой паровозик.
Дети выстраиваются, и идут по кругу, приговаривая «чух-чух». Время выполнения данного упражнения: 20-30 секунд.

«Петух»

Ребенок стоит спокойно, прямо. Руководитель предлагает ему пофантазировать и представить, что он – петушок. Все дети с удовольствием показывают голосом, как кричат петухи.

После этого руководителю необходимо продемонстрировать само упражнение - нужно произносить «кукареку!», хлопая двумя руками по бедрам на каждый слог. Затем ребенок поднимает руки в стороны и, хлопая ими по бедрам, произносит: «Ку-ка-ре-ку». Следует повторить упражнение 5-6 раз.

«На турнике»

Упражнение выполняется с помощью гимнастической палки. Ребенок находится в положении стоя, держит ее перед собой.
Со вдохом ребенок поднимается на носочки, и в это время руки поднимают наверх палку. Выдох происходит с опусканием палки, и произношением звука «Ф».

«Карлики и великаны»

Дети идут по кругу, выполняя указания, которые произносит воспитатель. Он предлагает им показать карликов – присев, и идя на корточках, а затем великанов – дети вытягиваются и идут на носочках. Дыхание спокойное, не сбивчивое. Для большего вовлечения в процесс игры, руководителю следует подобрать подходящие по смыслу строки стихотворения и музыкальное сопровождение.

Такое упражнение входит в комплекс закаливания, поэтому выполнять его нужно без носков и обуви, и в майке и трусах.

Гимнастика из хатха-йоги для детей от 5 лет

Для приобщения детей к здоровому образу жизни, многие педагоги используют такую современную методику, как хатха – йога. Ее внедрение позволяет улучшить физическую и умственную способность детей, воспитать в них культуру здоровья.

Дыхательная гимнастика, имеющая обширную картотеку, совместно с рациональным режимом, правильным питанием и закаливанием в детском саду, дает отличный результат.

А конкретнее:

  • Сокращается число детей, болеющих ОРЗ и гриппом.
  • У детей наблюдается повышение жизненного тонуса.
  • Улучшается память и физическое развитие.
  • Дети лучше справляются с усвоением программы.
  • Повышается коммуникабельность и выносливость.

Упражнение «Змейка»

Дети сидят в комфортном положении. Правая рука зажимает левую ноздрю, и происходит вдох чрез правую. Затем зажимается правая ноздря, и через левую происходит выдох. Воспитателю необходимо использовать различные приемы имитации: дуновение ветерка, ураган, надувание шарика.

«Водолазы»

Воспитатель использует игровую ситуацию: дети представляют, что они отважные водолазы, которые ныряют в поиске затонувших кораблей. Необходимо найти подходящие картинки, видеофрагменты и занимательные истории. Данное упражнение учит детей задерживать дыхание. Необходимо повторить несколько раз.

«Шарик»

Исходное положение – лежа. Воспитатель просит детей сосредоточить внимание на дыхании, и глубоко вдохнуть, надувая грудь, «как шарик».

Упражнение помогает детям привыкать дышать диафрагмой.

«Ветер»

Воспитатель просит детей представить, что к ним в окошко залетел теплый, летний ветерок. Дети делают глубокий вдох носом и выдыхают со звуком «У». Затем воспитатель говорит, что подул холодный ветер, дети вдыхают носом, а на выдохе плотно смыкают зубы и произносят «Ааа».

Игры и упражнения для дыхания в стихах

В детском саду активно используются упражнения из картотеки дыхательной гимнастики в стихах.


Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека упражнений в стихах

Во время выполнения такой методики, руководителю важно наблюдать:

  • За вдохом детей – он осуществляется через нос.
  • За полным расслаблением плеч.
  • За выдохом – он умеренный и расслабленный.
  • За щеками – они не должны надуваться.
  • За общим состоянием ребенка – при возникновении головокружения, упражнения следует прекратить.

Упражнение «Футбол»

Для выполнения упражнения необходим маленький мячик и ворота (можно сделать из конструктора). Задача ребенка - «забить» в ворота гол. Язык в этот момент должен лежать на нижней губе.

Перед упражнением ребенок произносит строчки стихотворения:

  • «Мой веселый звонкий мяч» (во время первого знакомства с упражнением строчки произносит руководитель);
  • «Ты куда пустился вскачь?» (атем происходит непосредственное выполнение упражнения, и после него необходимо прочитать еще 2 строки);
  • «За тобой я успеваю» (при совместном выполнении упражнения детьми можно предложить читать строчки одному ребенку, пока другой выполняет задание);
  • «И в ворота забиваю» (повторить стихотворение несколько раз).

«Фокусник»

Упражнение развивает сильный, направленный выдох. Боковые края языка ребенка прижаты к верхней губе (в середине получается промежуток). На кончике носа находится маленький кусочек ваты.

Ребенок читает строчку стихотворения:

  • «Умелым фокусником хочу я стать» и в этот момент резко дует, стремясь уронить кусочек ваты.
  • «Волшебным образом я буду ватку в воздух поднимать!» – после прочтения фразы ребенок вновь повторяет упражнение.

«Снеговик»

Упражнение выполняется на столе, на котором лежат шарики из ваты. Руководитель предлагает ребенку «слепить» снеговика необычным способом, а именно с помощью дыхания.

На первом занятии руководитель сам читает строки стихотворения, а затем их рассказывает и сам ребенок.

  • «Со снегом я люблю играть» – ребенок делает вдох, катает шарики по столу.
  • «И Комья снежные катать» – после этих строк небольшая пауза.
  • «Снеговика задорного слеплю» - ребенок вновь дует на кусочки ваты.
  • «И вам (или имя воспитателя) за терпенье подарю» – ребенок берет шарики руками и «собирает» снеговика.

«Регулировщик»

Ребенок стоит прямо, воспитатель произносит строчку стихотворения:

  • «Верный путь он нам покажет» - ребенок вдыхает через нос, подняв правую руку наверх, а левую – в сторону.
  • «Повороты все укажет» - выдыхает со звуком «Р», теперь левая находится наверху, а правая – в стороне. Ребенок произносит звук «Ф» и в это время выдыхает.

Картотека упражнений дыхательной гимнастики довольно широка. Можно выполнять упражнения как в детском саду, так и дома. Их можно видоизменять и дополнять в зависимости от возраста и возможностей детей.

Выполнение данной дыхательной гимнастики обеспечит отличную профилактику заболеваний детей, а также поднимет их жизненный тонус, улучшит работу многих внутренних органов, и позволит сплотиться друг с другом.

Видео о дыхательной гимнастике

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой в детском саду:

Логопед покажет несколько упражнений дыхательной гимнастики для детей:

✅ КОМПЛЕКСЫ ДЫХАТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ

Упражнения для дыхания полезны не только для профилактики простудных заболеваний, бронхитов и синуситов, они обучают ребенка правильному дыханию. Недаром, элементы дыхательной гимнастики обязательно включают в комплекс упражнений на занятиях физкультурой.

✨ Подготовительное упражнение
Исходное положение. Стоя, сидя или лежа.
Выполнение. Закрыть глаза, постараться успокоиться, расслабиться. Делаем глубокий вдох и задерживаем дыхание насколько возможно. Выполняем 5-10 раз.

✨ Упражнение «Воздушный шарик»
Исходное положение. Стоя, сидя или лежа, положив руки на нижнюю часть ребер.
Выполнение. Перед выполнением упражнения нужно выдохнуть воздух из грудной клетки ртом, чтобы она втянулась. Затем медленно делаем вдох через нос, а выдох - ртом. При выполнении упражнения обязательно нужно следить, чтобы живот и плечи оставались неподвижными. Упражнение выполняем 6-10 раз.

✨ Упражнение «Окно и дверь»
Исходное положение. Встать ровно, выпрямиться.
Выполнение. В этом упражнении воздух заходит через «окно», а выходит через «дверь». Сначала «окно» - левая ноздря, а «дверь» - правая. Правой рукой зажимаем правую ноздрю, медленно вдыхаем через «окно», потом левой рукой зажимаем левую ноздрю и медленно выпускаем воздух через «дверь». Выполняем 4-6 раз. Затем «окно» и «дверь» меняются местами.

✨ Упражнение «Часы»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч.
Выполнение. Совершаем махи прямыми руками вперед и назад, повторяя при этом «Тик-так». Выполняем 10-12 раз.

✨ Упражнение «Веселый петушок»
Исходное положение. Стоя прямо, руки опущены вдоль тела.
Выполнение. Поднимаем руки вверх, а затем хлопаем ими по бедрам. На выдохе произносить: «Ку-ка-ре-ку». Выполняем 5-6 раз.

✨ Упражнение «Обдуваем плечи»
Исходное положение. Стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль тела, голова прямо
Выполнение. Делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение этого упражнения в следующем порядке: голова находится прямо – «вдох», голова повернута направо – «выдох», голова прямо – «вдох», голову опускаем к подбородку – «выдох», голова прямо – «вдох», голову поднимаем наверх – «выдох», голова прямо – «вдох». Выполняем упражнение 5-10 раз.

✨ Упражнение «Насос»
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль тела
Выполнение. Делаем вдох, затем выдыхая, совершаем наклоны в сторону, раки двигаются вдоль тела, на выдохе произносим: «С-с-с-с…». Выполняем упражнение 6-8 раз в каждую сторону.

✨ Упражнение «Потягушечки»
Исходное положение. Стоя, ноги вместе, руки подняты вверх
Выполнение. На вдохе – хорошо подтягиваемся, поднимаемся на носки, на выдохе – руки опускаем, встаем на всю стопу, произносим: «У-х-х…» Выполняем 4-5 раз.

✨ Упражнение «Едет-едет паровоз»
Выполнение. Ходим по кругу, имитируя паровоз, делая соответствующие движения руками и приговаривая «Чух-чух-чух». Выполняем 20-30 сек.

✨ Упражнение «Горнист»
Исходное положение. Стоя или сидя, руки сложить около рта, изображая горн.
Выполнение. Делаем медленный выдох, громко произносим «П-ф-ф-ф». Выполняем 4-5 раз.

✨ Упражнение «Дерево на ветру»
Исходное положение. Сидя на коленях или на пятках.
Выполнение. Во время вдоха, руки поднимаем наверх, во время – выдоха, руки опускаем,туловище при этом немного наклоняется.

✨ Упражнение «Бегемотики»
Исходное положение. Лежа на спине, закрыв глаза, положив руки на живот.
Выполнение. Медленно и плавно вдыхаем, животик при вдохе надувается. После этого также медленно и плавно выдыхаем, чтобы животик втянулся.

















Дыхательная гимнастика для детей – комплекс упражнений, направленных на развитие органов дыхания, укрепление защитных сил организма и улучшение физического состояния малышей. Она специально создана для маленьких пациентов, часто болеющих респираторными заболеваниям. Кроме того, такие упражнения ускоряет восстановление после воспаления легких или бронхита, помогают облегчить состояние малышей, страдающих астмой и аденоидами.

Дыхательная гимнастика в детском саду делается под руководством обученных воспитателей. Для того чтобы заниматься дома, необходимо изучить технику выполнения упражнений. При этом нужно обязательно учитывать имеющиеся противопоказания.


Дыхательная гимнастика – способ профилактики болезней дыхательной системы

Учеными доказано, что от дыхания во многом зависит развитие детей. По этой причине нужно как можно раньше учить их правильно дышать. По статистике 9 из 10 малышей дышат неправильно. Их можно легко определить по ряду характерных особенностей физического развития: узким плечам, слаборазвитой грудной клетке, постоянно приоткрытому рту, нервозности в движениях.

Несмотря на то, что дыхательная гимнастика состоит из несложных упражнений, регулярные занятия ею благотворно влияют не только на отдельные системы, но и организм ребенка в целом. Такое оздоравливающее влияние связано с тем, что во время выполнения упражнений на дыхание происходит активное насыщение крови кислородом. Благодаря этому значительно улучшается работа головного мозга, легких, сердечно-сосудистой, нервной и пищеварительной системы.

Выполнение дыхательной гимнастики – прекрасная профилактика таких распространенных среди детей дошкольного и младшего школьного возраста заболеваний органов дыхания, как бронхит, бронхиальная астма, аденоиды. Комплекс упражнений на дыхание укрепляет защитные силы детского организма и развивает еще не до конца сформированную дыхательную систему.

Такие занятия врачи назначают малышам с 2 лет в качестве дополнения к медикаментозному и физиотерапевтическому лечению патологий органов дыхания. Они значительно облегчают самочувствие ребенка, ускоряют выздоровление и уменьшают вероятность возникновения осложнений.


Комплекс упражнений Стрельниковой для детей

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Дыхательная гимнастика Стрельниковой для детей стала применяться относительно недавно. Изначально при создании этой методики автор, Александра Николаевна Стрельникова, был нацелен на иную аудиторию – людей, профессионально занимающихся пением. Специальные упражнения позволяли им восстановить утраченный голос. Со временем выяснилось, что этот комплекс упражнений благотворно влияет не только на поврежденные голосовые связки, но и на организм в целом. Впоследствии Александра Николаевна усовершенствовала методику, благодаря чему она стала широко применяться во взрослой и детской лечебной практике.

Дыхательная гимнастика Стрельниковой способствует:

  • купированию резких приступов удушья;
  • устранению головных болей;
  • усилению концентрации внимания;
  • улучшению умственного развития;
  • укреплению защитных сил организма;
  • облегчению адаптации в детском саду и школе;
  • снижению гиперактивности, неврозов, стрессов и повышенной утомляемости;
  • восстановлению утраченного голоса;
  • устранению заикания.

Дыхательная методика Стрельниковой основана на 3 базовых упражнениях:

  1. «Ладошки». В положении стоя малыш сгибает руки в локтях ладонями вниз. Сжимая пальцы в кулачки, он делает глубокий вдох. Повторять эти движения нужно не менее 20 раз.
  2. «Погончики». Исходное положение: ребенок стоит, руки сжаты в кулаки. На глубоком вдохе он разжимает ручки и максимально растопыривает пальцы. Во время вдоха плечи и кисти должны быть сильно напряжены. Движения выполняются 8–10 раз.
  3. «Насос». Малыш стоит прямо, руки опущены вдоль тела, ноги немного расставлены. Медленно наклонившись вперед и коротко вдохнув носом, на выдохе нужно выпрямиться. При наклоне спина выгнута, шея расслаблена. Рекомендуется сделать 5–8 подходов.

Общеукрепляющие упражнения для часто болеющих детей

Для часто болеющих детей дыхательная гимнастика – настоящее спасение. Регулярное выполнение упражнений на дыхание позволяет значительно укрепить защитные силы организма, повысив его устойчивость к воздействию различного рода инфекций. После нескольких месяцев ежедневных занятий иммунитет малыша заметно повысится, он станет бодрее и активнее. К наиболее эффективным общеукрепляющим дыхательным занятиям относятся:

  1. «Большой-маленький». На вдохе ребенок встает на носочки и тянет ручки вверх, словно демонстрируя, каким высоким он хочет вырасти. В этом положении он удерживается в течение нескольких секунд. На выдохе малыш присаживается на корточки, обхватывая колени руками и плотно прижимая к ним головку. При этом он произносит звук «ух-х-х-х». Такая поза означает, что он стал маленьким.
  2. «Паровозик». Упражнение рекомендуется выполнять с участием нескольких членов семьи. Большинству малышей оно очень нравится. Встав друг за другом и хором произнося «чух-чух-чух», нужно ходить по комнате, изображая паровоз. Согнутые руки при этом должны имитировать крутящиеся колеса локомотива. Скорость движений и громкость произношения звуков нужно постоянно менять.
  3. «Летящие гуси». Такое упражнение также наверняка понравится детям. Нужно ходить по комнате, медленно размахивая руками, изображая летящих гусей. На вдохе руки поднимаются, на выдохе опускаются с одновременным протяжным произношением звука «гу-у-у».

Упражнения для детей с аденоидами

Упражнения на дыхание направлены на замедление роста глоточной миндалины и восстановление дыхательной функции. При их регулярном выполнении за 2–3 дня можно устранить у малыша хронический насморк и купировать отек гортани.

Если делать гимнастику постоянно, можно значительно укрепить местный иммунитет, предотвратить рецидивы инфицирования органов дыхания, насытить организм кислородом.

В течение 1 месяца приостанавливается разрастание глоточной миндалины 1–2 степени. Дыхательная гимнастика бессильна перед аденоидами 3 степени, однако она позволяет детям ускорить восстановление организма на послеоперационном этапе. Занятия рекомендуется проводить курсами по 1–1,5 месяца. После месячного перерыва тренировки можно возобновить. При этом их количество не должно превышать 10 в день. Для достижения большей эффективности заниматься следует ежедневно.

Во время занятий нужно соблюдать следующие правила:

  • очищать носовые ходы от скоплений слизи перед каждой тренировкой;
  • начинать выполнение комплекса необходимо с 3 повторов каждого упражнения, ежедневно увеличивая их вдвое;
  • заниматься по схеме «3 повтора – 1 минута отдыха – 3 повтора – 1 минута отдыха».

Дыхательный комплекс для малышей с аденоидами включает следующие техники:


Упражнения следует делать 4–5 раз. Выполнять этот комплекс рекомендуется по утрам, при желании его можно повторить за 2–3 часа до сна.

Как помочь ребенку при частых бронхитах?

Малыши тяжело переносят бронхиты, сопряженные с возникновением застойных явлений в верхних дыхательных путях. При этом в бронхах развивается воспалительный процесс, в результате чего просветы забиваются слизью. Это вязкое вещество и является причиной изнуряющего сухого кашля. Наряду с лекарственными средствами упражнения на дыхание способствуют разжижению и выведению скопившейся в бронхах мокроты. Уже после нескольких дней регулярных занятий состояние ребенка улучшается и облегчается процесс откашливания слизи.

Упражнения на дыхание, способствующие избавлению от бронхита у малышей:

  1. «Ворона». Ребенок, сидя на стуле или стоя, на вдохе поднимает ручки вверх и широко разводит их в стороны. Затем, медленно опуская руки, на выдохе он произносит звук «кар-р-р-р», максимально долго задерживаясь на букве «р».
  2. «Аист». Прежде чем выполнять упражнение, рекомендуется показать маленькому ребенку картинку с изображением этой птицы, что наверняка заинтересует кроху, и он захочет выяснить, как же аист удерживается на одной ноге. На вдохе малыш поднимает руки вверх и сгибает одну ножку в колене, вынося ее вперед. Постояв несколько секунд в этой позе, на выдохе он медленно возвращается в исходное положение, выдыхая со звуком «ш-ш-ш-ш».
  3. «Журавль». На вдохе ребенок поднимает правую ножку, немного согнутую в колене. На выдохе он разводит руки в стороны и вниз, произнося звук «ур-р-р-р». Те же самые действия нужно сделать с правой ногой.

Повторять каждое упражнение следует не менее 4–5 раз. Заниматься нужно ежедневно, делать это рекомендуется по утрам.

Особенности дыхательной гимнастики для детей 2–3 и 4–5 лет

Начинать заниматься с детьми можно с 2 лет. В этом возрасте малыши уже способны повторять за взрослыми несложные движения. Выполнение комплекса упражнений на дыхание с детьми до 4–5 лет имеет ряд особенностей.

Малышей рекомендуется заинтересовать занятиями, поскольку они еще не способны понять важность тренировок. Проводить их нужно в игровой форме. При этом рекомендуется вовлечь в занятия как можно больше членов семьи. Многие крохи любят находиться в центре внимания, и им наверняка понравится веселье, царящее во время тренировок. Важно поощрять и хвалить кроху после каждого удачно проведенного занятия.

Категорически запрещено насильно заставлять ребенка выполнять упражнения – это может нанести ему психологическую травму. Если малыш капризничает и не хочет заниматься, не нужно настаивать. Позже можно повторить попытку позаниматься с ним. Каждый родитель знает методы воздействия на своего ребенка. У одних малышей можно вызвать интерес к занятиям, пообещав просмотр любимых мультфильмов чуть дольше обычного, у других желание заниматься вызовет перспектива совместного чтения интересной книги на ночь.

  • тяжелых заболеваний внутренних органов;
  • гипертермического синдрома;
  • повреждений головы;
  • травм позвоночника;
  • хронического шейного остеохондроза;
  • кровотечений различной этиологии;
  • высокого артериального давления;
  • повышенного глазного и внутричерепного давления;
  • миопии;
  • тромбофлебита;
  • глаукомы;
  • желчнокаменной и мочекаменной болезни;
  • поражений сердечно-сосудистой системы.

Игнорирование перечисленных заболеваний способно привести к развитию последствий, опасных для здоровья малышей. Ответить на вопрос, подходит ли тот или иной комплекс ребенку, может исключительно врач на основании дополнительных обследований. В ряде случаев педиатр может назначить малышу, имеющему особенности организма, щадящие упражнения.

Каждый человек знает о пользе кислорода для организма. С детства всем твердят о важности пребывания на свежем воздухе, за городом. При насыщении крови кислородом, повышается иммунитет, организм лучше функционирует. Особенно это важно для ребенка, который еще растет и развивается. Оказывается, просто бывать на природе, наслаждаться свежим воздухом, недостаточно. Необходимо также правильно дышать, и этому следует учиться с самого детства. С этой целью разработана специальная дыхательная гимнастика для детей, особенности которой и будут рассмотрены ниже.

Почему важно правильно дышать

Дыхание – это основа жизнедеятельности всего живого. В настоящее время медики бьют тревогу из-за того, что люди разучились правильно дышать, причем касается это любого возраста. Современный индивид живет в отчаянной спешке, из-за этого и вдыхает воздух поверхностно, как бы на бегу. Этому родители неосознанно учат и своих детей.

Из-за того, что человек не выполняет глубокий вдох, кровь в недостаточном количестве обогащается кислородом, который отвечает за работу мозга, всасываемость питательных веществ. Но выдох тоже зачастую поверхностный. По этой причине в легких остается остаточный воздух с углекислым газом и другими вредными веществами, которые могут понемногу отравлять человеческий организм.

Следовательно, обучение правильному дыханию – очень важный навык для полноценного функционирования человека. Начинать такое обучение следует с детского возраста, используя разнообразные упражнения.

Польза для детей

Давайте разберемся, как влияет дыхательная гимнастика для детей на их рост и развитие, а также организм в целом. Учеными были выделены следующие благотворные последствия:

  • как уже говорилось выше, кровь лучше обогащается кислородом, а, следовательно, всасывается больше витаминов и питательных веществ;
  • улучшается работа мозга, органов дыхания, нервной и сердечно-сосудистой систем;
  • включаются защитные иммунные резервы;
  • повышается выдержка и самоконтроль;
  • улучшается настроение и жизненный тонус.

Такие упражнения являются отличной профилактической мерой для малышей, страдающих бронхиальной астмой, часто болеющих простудой и бронхитами.

Противопоказания

Однако дыхательная гимнастика для дошкольников имеет и некие ограничения. К ним относят следующие:

  • остеохондроз шейно-грудного отдела;
  • травматическое повреждение позвоночника;
  • нарушения в работе головного мозга;
  • повышенное артериальное, глазное или внутричерепное давление;
  • сильный насморк.

Несмотря ни на что, перед началом применения упражнений лучше проконсультироваться с врачом о том, можно ли ребенку их выполнять.

В самом начале работы у детей двух-трехлетнего возраста может возникнуть так называемая гипервентиляция легких, то есть закружиться голова, покраснеть лицо, задрожать руки. Тогда следует попросить подышать ребенка в «лодочку». Для этого ладоши складывают в виде лодки и глубоко через них дышат. В этот день гимнастика с малышом больше не проводится, в последующем – очень внимательно присматривают за состоянием ребенка.

Правила проведения

Дыхательные упражнения даются под руководством взрослого (родителя, педагога, инструктора по физической культуре или медика). Начинать их проводить можно с двухлетнего возраста.

До того как начать работать, следует хорошо проветрить помещение. Температура воздуха должна быть не более 20 градусов. Лучше всего проводить упражнения на улице в летнее время года.

Суть их сводится к тому, что используется более глубокое дыхание (максимальный вдох и длительный выдох), специальное замедление или задерживание дыхательных актов, поверхностные вдохи и выдохи. Упражнения подразделяют на статические (их делают в состоянии расслабления) и динамические (выполняются в движении).

Время, необходимое для проведения, – 10-20 минут по два подхода в сутки. Лучше упражнения давать утром и вечером. Не следует выполнять гимнастику после приема пищи, должен пройти хотя бы час. Но и на голодный желудок дыхательные игры делать также не стоит.

Важно следить за тем, чтобы вдох малыш делал с помощью носа, при этом плечи не должны подниматься, а щеки раздуваться.

В детском саду может быть проведена во время , физкультурных занятий и прогулок. Данная работа должна быть организована в виде игровых моментов, так как игра для дошкольного возраста выступает видом активности, в котором идет самое эффективное обучение и развитие.

Примеры игр на дыхание

Для детей двух-четырехлетнего возраста можно давать следующие упражнения:

  • «Шарик». Исходное положение: ребенок лежит на спине, ладони расположены на животе. При вдохе он чувствует, как надувается живот, то есть «шарик», при выдохе – он сдувается.
  • «Волны». Исходное положение: малыш лежит на спине, руки вытянуты вдоль тела. На вдохе руки направляются вверх и назад, на выдохе проходят обратное направление.
  • «Рыбка». Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч. Малыш должен представить себя рыбкой под водой, для этого сделать глубокий вдох и не выдыхать, пока это возможно.
  • «Дерево». Исходное положение: стоять ровно, ноги вместе. Ребенок на вдохе руками как бы очерчивает крону дерева, поднимая их снизу вверх. На выдохе возвращается в первоначальное положение.

Для детей пяти-семилетнего возраста можно порекомендовать упражнения посложнее:

  • «Хомяк». Исходное положение: стоя. При вдохе ребенок надувает щечки, изображая хомяка. Делает в таком виде несколько шагов. Затем нажимает на щеки и сдувает их (делает выдох).
  • «Курочка-наседка». Исходное положение: сидит на стуле, руки внизу. Малыш делает быстрый вдох, одновременно поднимая ладошки вверх, подтягивая их к подмышкам, изображая крылья. Выдыхая, руки опускает вниз, поворачивая при этом ладони.
  • «Дракоша». Исходное положение: стоя, руки вдоль тела. Дошкольник представляет себя драконом, из носа извергающим пламя. Для этого он дышит по очереди через одну, а потом через вторую ноздрю. При этом «нерабочая» половина носа зажимается пальцем. При выдохе ребенок должен представлять, что из него выходит огонь, как из дракона.
  • «Мяч». Исходное положение: стоя, руки над головой держат мяч. При вдохе мяч опускают на уровень груди. Выдох – мяч от себя отбрасывается, при этом желательно произнести: «У-хх!». Эта игра и аналогичные упражнения с предметами являются уже более сложными и рекомендуются именно для старшего дошкольного возраста.
  • «Загаси свечу». Исходное положение: стоять ровно, руки располагаются свободно вдоль тела. Дошкольник совершает глубокий вдох, за которым следует длительный аккуратный выдох, как бы в попытке затушить свечу. Это упражнение существует и под названием «Одуванчик». Здесь малышу нужно представлять, что он сдувает парашютики с белого одуванчика.

Все упражнения повторяются по четыре-шесть раз каждое. Но в самом начале, малышам двухлетнего возраста, игры сначала просто показывают без повторений.

Дыхательная гимнастика – замечательный пример укрепления детского здоровья, повышения иммунитета, основа внимательного и заботливого отношения к своему организму в целом. Такие упражнения никогда не поздно начать делать, они подходят для любого возраста.

Комплексная дыхательная гимнастика для детей. Проблемы дыхания у дошкольников. Последствия неправильного дыхания. Дыхательная гимнастика для укрепления иммунитета, развития дыхательной системы ребенка.

Дыхательные упражнения и игры для детей — главные элементы речевой терапии. Дыхание — физиологическая потребность для полноценной жизни и речи. Неправильное дыхание влияет на правильность произношения. Дыхательная гимнастика для детей обязательная практика при отклонениях речи или простуде.

Дыхательные упражнения выполняем систематически, в проветриваемом помещении, один или два раза в день в течение нескольких минут, используем разную физическую нагрузку.

Выполняя упражнения дыхательной гимнастики с детьми, таким образом проводим профилактику заболеваний органов дыхания. Эта гимнастика укрепляет иммунитет ребенка, развивает еще неокрепшую дыхательную систему малыша.

Упражнениями останавливаем приступ удушья при бронхиальной астме, лечим хронический бронхит, избавляем ребенка от заикания, восстанавливаем потерянный голос.

Дыхательная гимнастика для детей. Техника № 2

Предложенные техники — действенные дыхательные гимнастики для детей. Помогают смягчить или избавиться от приступов:

Правильное дыхание. Какое оно?

Правильным способом дыхания является дыхание грудной клеткой в области брюшной полости или дыхание диафрагмой. Этот тип комбинированного дыхания считается удачным, так как дыхание характеризуется самой высокой амплитудой движения диафрагмы. А это помогает сделать такой вдох, при котором ребристая функция мышц гарантирует правильную респираторную поддержку.

Во время разговора воздух вдыхается в изо рта и выдыхается через рот или нос, в зависимости от звуков. Правильное дыхание во время речи — ритмичное, скоростное дыхание, которое происходит без поднятия рук. Затем наступает медленный длинный выдох, во время которого происходит утверждение.

Обсуждения в интернете

Проблемы с дыханием у дошкольников

Первая проблема — апикальное или ключица-реберное дыхание. Так как большинство дошкольников дышат мелкой грудной клеткой, то во время вдоха верхние области грудной клетки расширяются, руки и плечи поднимаются, а затем поднимается живот. Этот тип дыхания позволяет частично наполнять легкие воздухом, а это считается дефектным дыханием.

Вторая проблема — постоянное дыхание через рот. Как днем, так и во время сна ребенок обязан дышать носом. Этот способ дыхания помогает развитию артикуляторного устройства.

Неправильное дыхание через рот сильно влияют на развитие детей и чревато серьезными последствиями:


  1. Дефицит внимания, повышенная утомляемость провоцируют трудности в учёбе
  2. Нарушение работы диафрагмы — ребенок быстро говорит, часто вдыхая воздух во время речи, вопреки логической паузе. Это способствует появлению дефекта речи
  3. Возникновение и сохранение дефектов речи. Дети, дышащие через рот, привыкли поднимать язык к нёбу, что приводит к образованию или сохранению дефекта речи. Трёхлетний ребенок с межзубной щелью обязан быть под присмотром логопеда
  4. Дыхание через рот инфицирует заднее горло и верхние дыхательные пути
  5. Развивается скорость вдоха и продлевается фаза выдоха
  6. Эффект аномального дыхания — исключение работы группы мышц, которые приводит к гиперлордозу поясничного и шейного отдела позвоночника
  7. Гипотония мышц губ и щек. Губы постоянно раскрыты, верхняя губа часто приподнята. Это приводит к проблемам с питанием и очисткой носа с помощью выдувания воздуха через нос
  8. Снижение интенсивности жевательного рефлекса и работы нижней челюсти при жевании

Что делать, если ребенок дышит неправильно?

Неправильное дыхание ребенка, вызывает большие проблемы, которые требуют долговременной работы логопеда. Ранняя терапия даёт результаты и предотвращает аномалии.

Простой способ помочь ребёнку – научить правильному диафрагмальному и абдоминальному дыханию во время игры.

Есть такие мнения специалистов


Цели дыхательной гимнастики для детей

Дыхательная гимнастика избавляет от астмы, аденоидов, кашля, бронхита и прочих заболеваний, связанных с дыхательными путями.

Показания к дыхательной гимнастике

Ниже приведен комплекс упражнений дыхательной гимнастики для детей. Эта дыхательная гимнастика рекомендуется часто болеющим детям и имеет особенности:

Незаменима для детей 3 — 4 лет

Нравится детям 4 — 5 лет

Подходит для детей 5 — 6 лет

Комплекс дыхательной гимнастики ребенку назначает педиатр. Кроме того доктор проконсультирует по другим интересующим вопросам.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики для детей в картинках

1. « ЧАСИКИ»


Стоя, ноги слегка рас­ставить, руки опустить. Размахивая прямыми рука­ми вперед и назад, произ­носить «тик-так». Повто­рить 10-12 раз.

2. « ТРУБАЧ»


Сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, гром­ко произносить «п-ф-ф-ф». Повторить 4-5 раз.

3. « КАША КИПИТ»


Сидя, одна рука лежит на животе, другая-на груди. Втягивая живот - вдох, выпячивая жи­вот - выдох. Выдыхая, громко произносить «ф-ф- ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

4. « ПАРОВОЗИК»


Ходить по комнате, де лая попеременные движе­ния руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течение 20-30 секунд

5. « НА ТУРНИКЕ»


Стоя, ноги вместе, гим­настическую палку дер­жать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носки-вдох, палку опу­стить назад на лопат­ки-длинный выдох. Вы­дыхая, произносить «ф-ф- ф-ф-ф». Повторить 3--4 раза. Для большего эффекта от упражнений нужен турник.

6. « ШАГОМ МАРШ!»


Стоя, гимнастическая палка в руках. Ходьба, вы­соко поднимая колени. На 2 шага-вдох, на 6-8 ша­гов - выдох. Выдыхая, произносить «ти-ш-ш-ше». Повторять в течение 1,5 минуты.

7. « НАСОС»


Встать прямо, ноги вме­сте, руки опущены. Вдох, затем наклон туловища в сторону-выдох, руки скользят вдоль туловища, при этом громко произно­сить «с-с-с-с-с», «с-с-с-с». Повторить 6-8 наклонов в каждую сторону. Дыхательной гимнастики помогает езда на велосипеде. Тут тоже совершаются нужные вдохи.

8. « РЕГУЛИРОВЩИК»


Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая от­ведена в сторону. Вдох но­сом, затем поменять поло­жение рук и во время удли­ненного выдоха произно­сить «р-р-р-р-р». Повто­рить 5-6 раз.

9. « ЛЕТЯТ МЯЧИ»


Стоя, руки с мячом под­няты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произносить, выдыхая «у-х-х-х-х». Повторить 5-6 раз.

10. « ЛЫЖНИК»


Имитация ходьбы на лы­жах в течение 1,5-2 ми­нут. На выдохе произно­сить «м-м-м-м-м».

11. « МАЯТНИК»


Стоя, ноги расставлены на ширину плеч, палку дер­жать за спиной на уровне нижних углов лопаток. На­клонять туловище в сторо­ны. При наклоне-выдох, произносить «т-у-у-у-х-х ».Повторить 3-4 наклона в каждую сторону.

12. « СЕМАФОР»


Сидя, ноги сдвинуты вместе. Поднимать руки в стороны - вдох, медленно опускать вниз - полный выдох, произносить «с-с-с-с-с». Повторить 3-4 раза. Так же полезно надувать воздушные шары.

Эти комплексы дыхательной гимнастики для дошкольников выполняйте утром и среди дня. В летнее время второе занятие луч­ше делать на воздухе во время прогулки.