Эрехтейон. Последний из великих храмов Акрополя

Название :

Архитектура Эрехтейона

На Афинском акрополе, в Эрехтейоне, женственный ионический ордер получил свое наивысшее воплощение во всем своем многообразие. Здесь присутствуют два варианта антаблемента: с фризом (восточный и северный портик) и без него (в портике Кариатид); последний отражает более древнюю конструкцию ионического архитрава, восходящего к деревянным прототипам. Наиболее древние архаические ионические храмы не имели фриза; балки перекрытия и карниз непосредственно опирались на архитрав.

Живописный, нарядный и праздничный характер декора в ионическом ордере получил свое высшее выражение в ионической капители, в богатой пластике ее волют, балюстр, фриза.

В ионическом ордере были разработаны некоторые обломы и ритмическая орнаментика на них (порезки), которые получили в дальнейшем широкое распространение.

Композиция Эрехтейона отличается тем, что в ней участвуют выведенные наружу стены целлы, сложенные из мраморных блоков. Общая асимметрия композиции, расположенные в разных уровнях портики, контрасты пространства и глухих стен, света и тени — все это придает архитектуре Эрехтейона особый, живописный характер.

В общем ансамбле афинского акрополя Эрехтейон, имеющий небольшой, как бы «камерный» масштаб и усложненную форму, подчинен главному сооружение акрополя — Парфенону , расположенному на самом возвышенном месте холма, имеющему большие размеры, укрупненный масштаб и простую, монументальную форму.

О Эрехтейоне как о памятнике своей эпохи и особенностях его композиции

Н.И. Брунов

Москва, “Искусство”, 1973 г.

    1. Эрехтейон своей архитектурно-художественной композицией декоративно заполняет часть холма Акрополя. Асимметрия связана с отношением здания к рельефу местности и к общему характеру ландшафта, к которому Эрехтейон приспособляется…
    1. Постамент большой статуи Афины-Воительницы до известного пункта движения зрителя, шедшего от Пропилеев, скрывал от него Эрехтейон. Обогнув статую, зритель оказывался против Эрехтейона. До этого пункта в центре внимания был Парфенон. Постепенный показ зданий одного за другим типичен для греческого архитектора классического периода
    1. Сложность структуры, сочетающаяся с малыми размерами, делает Эрехтейон похожим на жилую усадьбу. Он напоминает снаружи жилой дом, к которому примыкают балконы и сад, отделенный от дороги оградой. Наглядное представление о подобных греческих загородных домах и дворцах, не дошедших до нас, дают изображения на вазах и рельефах, например относящиеся к несколько более позднему времени сцены посещения Дионисом драматурга. Для сравнения следует привлечь также планы жилых домов, раскопанных в Афинах…
  1. Непрерывная смена архитектурных картин Эрехтейона
    • Когда архитектурная картина есть только средство построения в сознании некартинного архитектурного образа, зритель не соединяет в своем представлении все формы, которые глаз видит с одной точки зрения, в целостную картину, а связывает друг с другом формы, видные с различных точек зрения, в некартинное трехмерное целое, вырывая каждую из этих форм из соответствующей архитектурной картины…
    • Первая архитектурная картина складывается перед зрителем, идущим от Пропилеев. Отсюда здание видно в три четверти с юго-запада. Вспомним, что первоначально существовала исчезнувшая ныне ограда дворика к западу от Эрехтейона…
        1. Пересечения форм в Эрехтейоне распадаются на реальные и зрительные. Первые правильнее было бы назвать слиянием форм друг с другом, так как пересечением является в собственном смысле слова кажущееся с известной точки зрения прикрытие одной части другой, обусловленное точкой зрения на здание…
        2. В Эрехтейоне содержится двоякая асимметрия: реальная асимметрия в расположении портиков по отношению к главной части, которая отчетливо читается в плане, и зрительная асимметрия, обусловленная тем, что здание постоянно поворачивается к зрителю в три четверти. Это в особенности важно для первой архитектурной картины Эрехтейона…
        3. Пространственность первой архитектурной картины Эрехтейона прямо противоположна плоскостному характеру рельефных поверхностей Парфенона и его пластическому объему…
        4. В Эрехтейоне нарушена фронтальность, так же как в нем нарушены канон периптера и плоскостность его колоннад. Асимметричное расположение частей Эрехтейона сознательно рассчитано на впечатление случайности. В первой архитектурной картине Эрехтейона ясно выступает внутренняя композиционная закономерность, придающая единство разнородным составным частям здания.
        5. Все вертикали подчинены горизонтальной протяженности первой архитектурной картины Эрехтейона, в которой южная стена и ограда дворика стелются по горизонтали и все формы сгруппированы в ряд одна за другой: северный портик, западная сторона главной части, портик кор и восточная часть южной стены. Диагонали настолько наклонны, что и они приближаются к горизонтали…
        6. Взаимоотношение и взаимоперетекание предметного и зрительного планов создают постоянную вибрацию между ними. Благодаря этому ни на мгновение не исчезает специфичность архитектурной картины, отличающая ее от картины в живописи. Любая архитектурная картина Эрехтейона всегда сохраняет зрительно выраженную возможность продвижения дальше, заключающуюся в предметно-объемном характере частей и целого, всегда «открыта», всегда уводит зрителя от самой себя…
      1. Эрехтейон протяженностью своих наружных масс сопровождает путь от Пропилеев мимо Парфенона и связан с движением по этому пути с запада на восток. Все в Эрехтейоне располагает зрителя к движению вдоль его южной стороны. Его побуждает к этому представление о сложности внутренних пространств и расположение северного портика с главным входом, к которому можно приблизиться, только если обойти вокруг здания с востока…
    • Переход между первой и второй архитектурными картинам Эрехтейона
      1. Когда зритель покидает точку, с которой видна первая архитектурная картина, и продолжает свой путь на восток, на него наступают под прямым углом к основному направлению его движения фигуры девушек. Как композиционно, так и по содержанию портик кариатид имеет ясно выраженную переднюю сторону и построен фронтально…
      2. Южная сторона Эрехтейона - одна из наиболее замечательных частей его архитектурно-художественной композиции. Архитектор осмелился придать части здания, выдвинутой на самое видное место, вид простой гладкой стены. Последняя не только не выглядит скучной, но архитектор сумел самыми простыми средствами привлечь внимание зрителя и продержать его некоторое время в напряжении при рассматривании обнаженной стены…
    • Вторая архитектурная картина Эрехтейона возникает при положении зрителя перед юго-восточным углом здания и распадается на три основных составных элемента: южную стену в середине, портик кариатид слева и восточный портик справа. Вторая картина во многом напоминает первую…
    • При рассматривании Эрехтейона с востока на первый план выступает тонко разработанная система равновесия и контрастов отдельных входящих в композицию портиков. Эти контрасты настолько разнообразны и многочисленны, что их трудно перечислить…
    • Западная часть Эрехтейона посвящена Посейдону Эрехтевсу - «потрясателю земли», относящемуся к группе хтонических, подземных божеств. Это позволяет предположить, что углубление западного наоса Эрехтейона в землю связано с идеей хтонического аспекта Посейдона. Наос Афины на более высоком уровне теснее связан с Парфеноном, статуей Афины Промахос и общественной площадью, на которой происходило Панафинейское шествие…

    Источники:

  • Н.Брунов "Эрехтейон", Издательство всесоюзной академии архитектуры, 1938 г.
  • Брунов Н.И. "Памятники Афинского акрополя. Парфенон и Эрехтейон", Москва "Искусство" 1973 г.
  • Иконников А.В., Степанов Г.П. Основы архитектурной композиции Искусство, М. 1971
  • Михайловский И.Б. “Теория классических архитектурных форм”. Репринтовое издание. – М.: “Архитектура-С”, 2006. – 288 с., ил.
  • "Greek Architecture" by Allan Marquand, Ph.D., L.H.D. Professor of ART AND ARCHAEOLOGY IN RINCETON UNIVERSITY New York THE MACVILLAN COMPANY 1909
  • К.И. Рончевский "Образцы древне-греческих архитектурных ордеров" Москва, 1917 г.
  • П.П. Гнедич “Всеобщая история искусств. Живопсь. Скульптура. Архитектура”. Современная версия Москва “Эксмо”, 2009 г.

Эрехтейон

(греч. Ἐρέχθειον; англ. Erechtheion)

Часы работы: с 8.30 до 19.00 ежедневно, кроме понедельника.

Самым священным храмом Акрополя в древних Афинах был Эрехтейон – храм, посвящённый Афине, Посейдону и легендарному афинскому царю Эрехтею. Эрехтейон – второй, по значению, памятник Акрополя. В древности он был центральным храмом, посвящённым культу богини Афины. И если Парфенону отводилась роль общественного храма, то Эрехтейон, скорее, храм для жрецов. Здесь совершались главные религиозные таинства, связанные с поклонением Афине, здесь хранилась древняя статуя этой богини. Также, храм был своеобразным хранилищем важнейших реликвий полиса. Эта функция перешла к нему от архаического Гекатомпедона, построенного, скорее всего, при Писистрате, и уничтоженного во время греко-персидских войн.

Эрехтейон был задуман во время грандиозного строительства, затеянного Периклом. Требовалось возвести храм для древней статуи Афины – главной святыни города, по преданию, упавшей с неба. Однако, из-за пелопонесской войны строительство началось лишь в 421 году до нашей эры, после Никейского мира. Затем было прервано и возобновилось лишь в 406 году до нашей эры, архитектором Филоклом.


Первоначально Эрехтейон именовался храмом Афины Полады, или «храмом, хранящим древнюю статую». Лишь в римское время, на здание распространилось другое название – Эрехтейон. В точности неизвестно, откуда оно произошло: предания по-разному объясняют его происхождение, связывая название с именем древнего афинского царя Эрехтея. Об Эрехтее здесь напоминает многое. Под северным портиком находилась могила Эрехтея, а в западной части храма, рядом с алтарём Посейдона, располагалось святилище Эрехтея. Сюда из северного портика вела высокая, обрамлённая пышным наличником дверь.


Храм располагается на месте мифического спора Афины и Посейдона за обладание Аттикой. В одном из залов Эрехтейона можно было видеть след, оставленный трезубцем Посейдона на скале, во время его спора с Афиной, и к которому паломники приносили дары возлияния Зевсу. Так как эта святыня должна была всегда находиться под открытым небом, в перекрытии портика были устроены отверстия, сохранившиеся до сих пор.


Эрехтейон является уникальным и абсолютно своеобразным памятником древнегреческой архитектуры. В основу плана здания положен прямоугольник размером 23,5 м х 11,6 м. Сам храм делится на две части: западную и восточную. Восточная и южная стороны храма на 3,24 метра выше, чем западная и северная.


Восточная часть Эрехтейона была посвящена Афине Поладе. Лестница в четырнадцать ступеней ведет от восточного портика Эрехтейона к, расположенному ниже, маленькому дворику, который замыкает шестиколонный северный портик Эрехтейона. Этот портик некогда служил главным входом в западную половину храма.


Западная половина храма посвящена Посейдону и Эрехтею. Её лицевая сторона ограничена снаружи двумя антами, между которыми стоят четыре аттические полуколонны. Перед западным фасадом Эрехтейона, со времён глубокой древности, росла священная олива богини Афины. Из-за этого, западный фасад Эрехтейона выглядит совершенно необычно для древнегреческих храмов – здесь нельзя было устроить такой же входной портик, как с восточной стороны, и тогда четыре колонны, образующие западный портик, были подняты на цоколь высотой около четырёх метров, а промежутки между колоннами были перегорожены бронзовой решёткой. С этой стороны, Эрехтейон больше напоминает жилой дом, усадьбу, и не похож, в своей асимметричности, на монументальное здание.


Южный портик, называвшийся Пандрозейоном, по имени одной из дочерей Кекропа – Пандрозы, не имел фриза, и его архитрав, состоявший из трёх горизонтальных полос, подпирали не колонны, а Кариатиды. Каменные Кариатиды Эрехтейона, сегодня, вероятно, наиболее известный символ Афинского Акрополя. Это совершенно уникальный памятник, не имеющий аналогов в древнегреческой архитектуре. На высоком, 2,6 м цоколе стоят шесть статуй девушек, поддерживающих перекрытие портика. Их фигуры значительно выше человеческого роста – 2,1 м.


Существует предположение, что прообразами кариатид Эрехтейона послужили аррефоры – служительницы культа Афины, избираемые из лучших семей Афин. В их функции входило изготовление священного пеплоса, в который ежегодно наряжали древнюю статую Афины, хранившуюся в Эрехтейоне. Руки статуй не были найдены. Вероятно, одной рукой они поддерживали свой наряд, а в другой держали некий религиозный символ. Лица Кариатид обращены к дороге, по которой происходили Панафинейские шествия.


Настоящее мраморное кружево обрамляет порталы дверей, и длинной, непрерывной лентой венчает верх стен и портиков храма. Мастерство древних скульпторов пленяет совершенством и отточенностью форм. Когда-то фасады Эрехтейона завершались рельефным фризом, тянувшимся по периметру всего здания. Сюжетом фриза, вероятно, был миф об Эрехтее и Кекропидах. Сохранились его обломки.


Внутреннее устройство этого чудесного храма не известно, потому что большая его часть была разрушена в VII веке нашей эры, когда Эрехтейон переделывали в христианский храм. Очевидно, что внутреннее помещение глухой стеной делилось на две почти равные части. В восточной части, в мраморной целле находилась деревянная статуя богини Афины, которая была сделана из священного оливкового дерева. Целла храма Афины не сообщалась с западной частью Эрехтейона, посвящённой Посейдону и Эрехтею.


В западной части храма поклонялись Посейдону и Эрехтею, здесь находился алтарь Гефеста и героя Вута, а вниз уходил подземный ход, который вёл к месту обитания священной акропольской змеи, которой каждый год подносили жертвоприношения.

Подобно другим сооружениям Афинского Акрополя, Эрехтейон неоднократно подвергался разрушениям и перестройкам. В византийское время в нём был устроен христианский храм. После захвата города турками, Эрехтейон был превращён в гарем турецкого правителя Афин.


В 1802 году британский посланник в Константинополе – лорд Элджин, получивший разрешение султана Селима III «вывезти из страны любой кусок камня с надписями или изображениями», перевёз одну из кариатид Эрехтейона в Британию.

Храм очень сильно пострадал в 1827 году, когда он был разрушен во время боёв греков за независимость. Первая реставрация храма была осуществлена сразу после завоевания Грецией независимости, в 1837-1847 годах. Повторно храм реставрировался в 1902 - 1909 годах. Были восстановлены портик Кариатид, северная и южная стены, западный фасад храма.


Суть архитектурной композиции Эрехтейона состоит из поразительной, по своему богатству, временной последовательности строго продуманных и сгармонированных впечатлений, которые получают люди, рассматривающие здание. Эрехтейон очень тонко включён в общую композицию Акрополя. После осмотра, с разных ракурсов, Эрехтейона, посетители новыми глазами смотрят и на Парфенон, монументальность которого теперь, особенно контрастирует с интимностью Эрехтейона.

Читайте, также:

Туры в Грецию - спецпредложения дня

— один из значимых памятников Древнегреческой архитектуры. Он входит в ансамбль афинских храмов и расположен в Акрополе. Построен был примерно в 400 г. до н.э. Это величественное сооружение архитекторы Древней Греции посвятили не только богине Афине, но и Посейдону, а также царю Эрехтею.

Примечательны в этом строении кариатиды. Это выполненные из камня жрицы храма. Фигурки этих женщин не имеют аналогов в Древнегреческой культуре, равно, как не встречаются ни в одной стране мира. Но похожие изваяния можно наблюдать в других культурах. Позже такой стиль в архитектуре получил широкое распространение по всей Европе.

Дословно - «происходящие из Кария» (местечко в Древней Греции в районе Лаконики). Своеобразные балки-опоры представляют собой задрапированные женские изваяния в классическом греческом стиле. Кариатиды прислонены к стенам и немного из них выступают.

Кариатиды очень похожи на колонны или вертикальные опоры. Изобретение кариатид приписывают исключительно греческим архитекторам. Легенда гласит: в городе Кария местные девушки в честь праздника Артемиды устраивали необычные танцы. Для этого они на свои головы водружали корзинки с фруктами. Похожий вид - девушки с корзинами на головах, имеют и изваяния храма Эрехтейона.

Этот грандиозный монумент Акрополя считается вторым по величине. В Древнегреческой культуре его называли главным храмом, посвящнным Афине. Как известно, ее культ чтили в Греции повсеместно. Наиболее публичным был храм Парфенон . Эрехтейон же почитался как храм жрецов богини. Именно в нем регулярно совершали важные религиозные обряды, которые основывались на исключительном поклонении Афине.

В одном из святилищ Эрехтейона находилась старинная скульптура Афины. В храме было огромное количество помещений и комнат, в которых проводили молебны или хранили реликвии, связанные с верховной жрицей.

Кто создал храм Эрехтейон до сих пор не известно. Но многие исследователи говорят о Мнесикле. Ученые проводят аналогии в планировке Эрехтейона с известным храмом Пропилеем - детищем Мнесикла. Но достоверность этой информации не подтверждена. Большинство исследователей склонны считать, что храм создали Древнегреческие архитекторы Архилох и Филокл.

Есть легенда, которая говорит о том, что возведение храма было начато неспроста. Именно на месте, где он стоит, поспорили когда-то Посейдон с Афиной. Они делили превосходство. В одной из комнат храма есть след, якобы сделанный трезубцем Посейдона. Именно так он выразил свою ярость в споре с Афиной. Некогда этот след находился в открытом доступе, но позже, когда был выстроен храм, он оказался в одном из помещений.

Неподалеку от Эрехтейона находится вход в пещеру. По легенде, в ней жила змея Афины. Животное считалось священным. Она охраняла городок и царя Эрехтея. Кстати, храм назван в честь него. Но так его стали именовать не сразу. Изначально греки называли его храмом Афины, поскольку именно она покровительствовала жителям. Называли его и «храмом, в котором хранится старинная статуя богини». Эрехтейоном его назвали в римском периоде. Одна легенда говорит об Эрехтейоне, как о сыне царя Эрехтея, другая гласит о том, что так именовали самого владыку и в честь него назвали храм. Согласно Древнегреческой мифологии, Эрихтоний - потомок бога огня. Его воспитала Афина. Она передала младенца в закрытом ларчике Герсе и Аглавре - дочерям правящего тогда короля. Богиня строго запретила девушкам смотреть на младенца, но девы не послушались ее, любопытство пересилило и, взглянув на малыша, они потеряли рассудок. В ужасе принцессы бросились с самой высокой горы и разбились насмерть. А Эрихтоний стал царствовать, как только вырос и возмужал.

Каждую из сторон Эрехтейон обрамляет неповторимое каменное кружево. Древние греки поистине были настоящими мастерами. Совершенство, убранное в камень. Каждая деталь отточенная и утонченная. На одной из сторон здания можно различить картины по сюжетам из Древнегреческой мифологии. Они касались исключительно Эрехтея. Фигуры крепились к зданию уже после того, как скульпторы изваяли их. Большинство из них сделано из светлого мрамора. Некоторые детали покрывали позолотой.

Не только время, но и люди разрушали этот храм. Его периодически реставрировали и перестаивали. Так, в византийский период здесь была церковь христиан. Но когда турки захватили эти земли, в Эрехтейоне находился гарем. Серьезной реставрации Греки подвергли его только в середине 19 века, а в начале 20 в. был восстановлен портик кариатид и вся западная часть Эрехтейона.
Статуи, поддерживающие потолок

Основание здания Эрехтейона - прямоугольное. Длинна его составляет чуть больше 23 метров, ширина - почти 12. Каждая из сторон храма неповторима. Любой из фасадов выглядит по-иному. В западной части строения, там, где находится могила первого правителя Аттики, размещаются всемирно известные кариатиды. Почти трехметровый цоколь удерживает 6 статуй девушек. Они равномерно расставлены по периметру и своими фигурами поддерживают перекрытие. Рост этих девушек довольно высокий - более 2 метров. Статуя, которая стоит в левой части портика, является зеркальным отражением девушки, стоящей в правой его части.

Мастерство скульптора поражает культурологов всего мира. Выглядят девушки довольно естественно и жизнеутверждающе. Рослые дамы весьма величественны. Их головы гордо подняты. Их прекрасные лица украшают богатые шевелюры.

Кариатиды очень спокойны и созерцательны. Стоят прекрасные девы в обыкновенной для тех времен позе - на одной ноге, немного согнув вторую. Но в каком виде находились руки кариатид, до некоторого времени было не известно. В результате многочисленных разрушений храма, даже письменные свидетельства о том, как выглядели руки дев изначально, исчезли.

В середине 19 века на одной из итальянских вилл, точнее на ее развалинах, были обнаружены каменные копии древнейших кариатид. Только благодаря этой уникальной находке, археологи поняли, что одной рукой дамы придерживают свои одежды, а в другой находится кувшин, который используется в ритуале жертвоприношения.

Ученые-культурологи высказывают мысль о том, что девушки-кариатиды - представительницы самых знатных и высокочтимых афинских семей. Аррефоры - так называли служительниц культа Афины, избирались по особому принципу. Их делом было создание священного одеяния Афины, статую которой (она хранилась в Эрехтейоне) каждый год наряжали по-новому.

В середине 19 века кариатиды подверглись чудовищному вандализму. Одну из фигур захотел иметь у себя англичанин, лорд Эльджин. Он выломал каменную деву и увез безвозвратно. Сейчас на ее месте находится точная копия, которую греки создали с огромным трудом. Девы стоят на своих постаментах без рук, да и сами фигуры довольно сильно повредило время. Несмотря на это, кариатиды считаются наивысшим пилотажем мастерства Древнегреческих скульпторов. Спустя многие века они так и не растеряли своего обаяния и сохранили свою неповторимую красоту.

    Понятие о красоте в Древней Греции

    Красота по-гречески. Такое понятие, как прекрасное тело, греки перевели не только в наглядные изображения в виде статуй, картин, рисунков, набросков, но и математические значения

    Что привезти из Греции

    Если вы собираетесь провести свой отпуск в солнечной Греции, то, конечно же, лучше заранее знать, что конкретно можно привезти в качестве сувениров домой. В этой статье мы расскажем вам о самых популярных греческих сувенирах и товарах, которыми вы с удовольствием порадуете себя и своих близких. А еще вы сохраните свои драгоценные нервы, заранее зная, обо всех тонкостях греческих продуктов и сувенирных товаров.

    Достопримечательности римского периода в Салоники, Ротонда

    Ротонда (также известна как церковь Св. Георгия)– массивное круглое здание, которое было первым римским мавзолеем, христианской базиликой, мечетью, а сегодня является музеем. Его интерьер оформлен раннехристианскими мозаиками, а снаружи стоит единственный сохранившийся минарет в городе. Здание было построено по приказу римского императора Галерия в 305 году н. э. Вероятно, она был предназначена, чтобы быть его мавзолеем, но никогда не использовалась в качестве него. Ротонда Галерия в Салоники был преобразована в христианскую церковь в конце 4-го века или в середине 5-го.Дату преобразования мавзолея в церковь трудно определить. В этот период были построены многие величественные церкви города в Салоники, и поэтому логично, что именно в этот период Ротонда была преобразована в базилику. Тем не менее, классический стиль и раннехристианские темы мозаик привели других ученыхк выводу, что Ротонда была переоборудована в церковь, возможно, под патронажем императора Феодосия Первого (379 год н. э.).

    Что такое химера?

Мы поднялись на Акрополь ранним утром в числе первых посетителей. Это было правильно: не представляю, как в августовскую жару можно бродить по скале днем в плотном окружении туристов. Утром было дивно – лишь ты и камни. Где-то вдали горы и огромный город, а здесь тишина и возможность рассмотреть каждый из мраморных квадров Эрехтейона, порыжевших от времени:

Эрехтейон был построен в период Пелопонесской войны (421-406 гг. до н.э.) на месте легендарного спора между Афиной и Посейдоном за господство над Аттикой. Сам спор был наглядно представлен неподалеку, на фронтоне Парфенона. Между этими двумя великими храмами находилась бронзовая статуя Афины-Промахос.

Эрехтейон асимметричен, поскольку его архитектор должен был считаться с несколькими святынями, которые находились на данном месте. Это олива, посаженная Афиной и следы от подарка Посейдона. Вот как пишет о них, правда уже со скептическими замечаниями, Павсаний: «Есть тут – так как здание двойное – в глубоком колодце морская вода. В этом большого чуда нет; даже у тех, кто живет в глубине страны, встречается то же самое, между прочим у карийцев из Афродисии; интересно заметить, что в этом колодце при южном ветре слышен звук волн. А на скале есть знак трезубца. Говорят, что он является свидетельством спора Посейдона (с Афиной) за обладание этой страной».
http://library-institute.ru/books/pavsaniy-opisanie_ellady.doc
Третья святыня – могила афинского царя Кекропа. Над ней находится портик с кариатидами.

Здание имело два святилища. Их разделяла стена. У каждого был свой вход. Шестиколонный портик вел в святилище Афины Полиады. Здесь находилась древняя деревянная статуя Афины, на которую надевался пеплос, сотканный афинскими девушками. Торжественная процессия, во время которой это одеяние доставлялось на Акрополь, изображено на фризе Парфенона. Кроме того, в святилище находился золотой светильник Каллимаха, который наполнялся маслом раз в году, и горел, по свидетельству Павсания, днем и ночью.

Эрехтейон не только асимметричен. Его помещения находятся в двух уровнях. Портик святилища Афины вознесен на три метра над портиком, ведущим в святилища Посейдона.

Ионические колонны Эрехтейона легко несут тяжесть. Северный портик храма сохранился лучше восточного. Он вел к нескольким помещениям. Опять обратимся к Павсанию: «Входящий в это здание встречает три жертвенника: один – Посейдона, на котором на основании божественного изречения они приносят жертву и Эрехтею, второй – героя Бута и третий жертвенник Гефеста. На стенах – картины, касающиеся рода бутадов».

Дверь северного портика Эрехтейона – единственная хорошо сохранившаяся дверь древнегреческого здания V века до н.э. До на дошли профилировки и изысканные рельефные детали:

За колоннами виден кессонированный потолок:

Западная стена Эрехтейона была сильно переделана в римскую эпоху. Тогда вместо деревянных решеток, располагавшихся между колоннами, появились каменные стены с окнами в верхней части.
Пышная олива, которая сейчас так украшает эту часть храма, посажена на месте легендарного дерева в XIX веке.

Ее нет на акварели Джеймса Стюарта, которая датируется серединой XVIII века.
Эрехтейон перестраивали не только римляне. Его переделывали византийцы и крестоносцы. В турецкое время в нем размещался гарем.


http://www.vam.ac.uk/images/image/51009-popup.html

В начале XIX века Эрехтейон едва не разобрали целиком. Хант, капеллан Элджина предлагал перевезти остатки храма в Англию. Но Элджин и Лузиери ограничились лишь колонной, частью фриза и кариатидой. Эдвард Додуэлл запечатлел знаменитый портик в 1830-м году, когда на месте кариатиды, отправленной в Англию, поставили столб:


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/3/32/Dodwell1821039.jpg?uselang=uk

Разграбление Акрополя уже в XIX веке осуждалось как варварство. Но в середине XX века стало ясно, что атмосфера современного города страшнее грабителей. Перенесенные в музейные залы детали Эрехтейона сохранились несравненно лучше тех, что остались на Акрополе.

Колонна, которая сейчас стоит в Британском музее, была изъята из восточного портика храма.

Греция — это не только удивительно красивая страна, жителей которой круглый год согревает теплое ласковое солнце, но ещё и колыбель древней античной цивилизации. Она является родиной демократии, олимпийских игр, греческих богов и многих классических жанров искусства.

По сути дела, именно здесь за тысячи лет до появления христианства зародилась западная цивилизация.

Но самой яркой достопримечательностью города является Акрополь, возвышающийся в самом сердце Греции — Афинах.

Среди всех построек Акрополя особого внимания заслуживает Эйрехтеон. Он считается одним из самых странных античных зданий, которые были возведены когда-либо. Более подробно о нем — чуть ниже, а пока — кратко об Акрополе.

Акрополи были во всех античных городах. Так называлась высокая укрепленная точка, украшенная храмами, возведёнными в честь греческих богов.

Но именно афинский акрополь ещё с древнейших времен считается классическим примером городской крепости мира эллинов.

Весь комплекс сооружений Акрополя находится на скале с плоской вершиной, высотой в 156 метров. Впервые люди поселились здесь около 6 тыс. лет назад. В XIII в. до н. э.

Акрополь был укреплен толстыми каменными стенами, создание которых, согласно древнегреческим легендам, приписывают сверхъестественным существам-киклопам.

Поначалу на вершине скалы обитал правитель и располагался ряд государственных учреждений. В 480 г. до н.э. Акрополь был разрушен персами. А после победы над ними, греки, под руководством величайшего правителя того времени Перикла начали его восстановление. Заново были отстроены все храмы и статуи, превосходящие прежние величественностью и совершенством.

Именно с этого момента Акрополь приобретает исключительно культовую функцию. С развитием христианства внешний вид комплекса претерпел изменения, но в целом не потерял своего первоначального облика.

Эйрехтеон

Акрополь и в наше время представляет собой мудрость древних, которая нашла воплощение в камне. Основными зданиями Акрополя являются: храм богини Афины, Храм богини Ники и дворец в честь Афины и Посейдона (Эйрехтеон). Последний заслуживает особого внимания благодаря своей многофункциональности и необычности построения.

Эрехтейон считается одним из самых странных античных зданий, которые были возведены когда-либо. Архитектор этой постройки неизвестен до сих пор.

Именно с Эрехтейоном связано предание о знаменитом споре богини войны и победы — Афины и бога морей — Посейдона.

По легенде они спорили о том, кто будет покровителем нового города — Афин, созданного мифическим существом — Кекропом (являвшимся прародителем всех жителей Аттики). Считается, что он похоронен у подножия храма.

Победила в этом споре Афина. Именно она сделала новому городу дар — оливковое дерево, которое по сей день является символом города. Посейдон же подарил Афинам источник, вода которого оказалась соленой и непригодной для питья.

У Кекропа, по преданиям, был приемный внук-Эрехтей, переданный в коробке его дочерям. Им был велено коробку не открывать. Но любопытство победило. Взору их предстал божественный младенец, охраняемый двумя божественными змеями.

Девушки сошли с ума от увиденного и кинулись со скалы вниз. Именно в честь Эрехтея и назван этот необычный храм.

По сути, весь храм посвящён легендам о божественном происхождении Афин и выбору их покровителя.

Храм поражает своим великолепием и необычностью построения. Он возведён на двух уровнях скалы и по этой причине здание абсолютно ассиметрично.

Ещё одна уникальность строения заключается в четырёх, непохожих друг на друга фасадах, каждый из которых имеет свое отдельное назначение. Именно из Эрехтейона взято множество идей европейской архитектуры. Даже большее, чем из Парфенона. Главной ценностью для европейцев стала асимметричность здания.

Строился Эрехтейон не одномоментно, а в период с 421 по 406 г. до н.э. Столь долгий период строительства связан с греко-персидской войной. У здания имеются два входа, которые украшают гигантские порталы дверей греческого времени. Соответственно — у каждого входа своя функция.

Северная сторона Эрехтейона

С северной стороны- это храм Афины Полиады (Афины-градодержательницы). Внутри этой части здания хранилась деревянная статуя богини Афины, высеченная из священного оливкового дерева.

Древние эллины полагали, что статую изготовили для них сами боги, поэтому во время языческих праздников её облачали в священную мантию (пеплос), изготовленную жрицами храма. Здесь же проводились самые важные таинственные обряды, посвящённые покровительнице города.

Западная сторона Эрехтейона

С западной стороны находится ещё один вход в здание. Она представлена полуколоннами, идущими не от самой земли.

И если в Парфеноне колонны действительно поддерживают крышу, то здесь они носят чисто декоративную функцию. Благодаря им, во всем здании, если наблюдать его, отойдя на десяток метров, наблюдается очень странная, но в тоже время завораживающая разница в уровнях.

Именно здесь находится легендарный отпечаток трезубца Посейдона, извлёкшего для Афин источник воды, и отпечаток удара молнии Зевса, разрешившего спор богов.

Во внутренней части храма, рядом с алтарём Посейдона, находилось святилище Эрехтея. А чуть поодаль алтари Гефеста и Бута. Бут являлся богом ремесла и братом Эрехтея. Гефест же был покровителем кузнечного дела.

Южная сторона Эрехтейона

Интересное решение имеет южная сторона Эрехтейона, представляющая собой глухую стену с небольшим боковым портиком.

Вместо традиционных колонн, крышу портика поддерживают женские фигуры. Если присмотреться, то можно отметить, что левые и правые кариатиды (такое название получили эти статуи уже в византийское время в честь необыкновенно красивых женщин города Кария), представляют собой зеркальное отображение друг — друга.

Статуи являются просто шедевром архитектурного искусства. Создаётся впечатление, что девушки готовы вот-вот сойти со своего постамента, настолько живо и реалистично они выполнены.

Руки кариатид не сохранились. И до середины XIX века ученые не знали, как выглядел полностью первоначальный облик этих великолепных дев.

Но в 1852 году в Англии были найдены их миниатюрные копии, благодаря которым выяснилось, что в одной руке находился сосуд для жертвоприношений, а другой девушки придерживали край своей одежды.

Ученые предполагают, что прообразами кариатид послужили жрицы храма богини Афины. Лица дев обращены в сторону дороги, по которой проходили религиозные шествия, посвящённые покровительнице города.

Восточная сторона Эрехтейона

Восточная сторона тоже весьма необычна в своем оформлении.

С восточной стороны храм украшен длинными тонкими колоннами с легкими декоративными поясами в верхней части, характерными только для Эрехтейона. Они создают разительный контраст с колоннами, стоящего рядом Парфенона, которые гораздо ниже и массивнее.

Поэтому у нас возникает совершенно другое ощущение изящества при посещении Эрехтейона.

Открывает завесу тайны средневековый свидетельствуют — этот великолепный дворцовый комплекс в Вене по праву входит в десятку мест, куда хочется возвращаться снова и снова.

К сожалению, внутренне убранство Эрехтейона не дошло до наших дней, поскольку в VII веке его попытались преобразовать в христианский храм, в связи с чем большая часть языческих сооружений была разрушена или вывезена.

Таким образом, это небольшое по своим размерам строение объединило несколько святилищ, посвящённых древним античным богам и героям греческого эпоса.

Полезная информация для туристов

У всех зданий Акрополя, в том числе у Эрехтейона, великолепная вечерняя подсветка. Поэтому если Вы посетите эту достопримечательность вечером, у вас будет великолепная возможность сделать очень впечатляющие фото.

Сегодня часть элементов Эрехтейона, в том числе и кариатиды, заменена копиями. Оригиналы Вы можете посмотреть в музее Акрополя.

Как добраться до Эрехтейона

Легче всего добраться до Акрополя на метро. Это можно сделать практически из любой части города. Станция находится на красной ветке и носит одноимённое название. Чтобы было легче сориентироваться, учтите, что это следующая после Синтагмы станция.

Если Вы располагаете достаточным количеством времени и находитесь в центре Афин — пройдитесь пешком. Если идти прямо и никуда не сворачивать по большой пешеходной улице, носящей название Dionysiou Areopagitou, то неизбежно выйдете прямо к Акрополю.

Часы работы и цены

Стоимость входа в Акрополь составляет 12 евро. Часы посещения зависят от времени года и дня недели:

  • Летний период: с 8.00 до 19.30. В понедельник с 11.00 до 19.30.
  • Зимний период: с 8.00 до 15.30. без выходных.