Газ для ЕС: Евросоюз устал от транзитера в лице Украины. Газотранспортные маршруты России

Проведя инспекцию газотранспортной системы Украины, крупнейшая немецкая нефтегазовая компания Wintershall пришла к выводу, что та просуществует до 2019 года. Все годы независимости Украина фактически проедала советское наследство, не осуществляя инвестиции в свою газотранспортную систему. В итоге износ основных фондов делает просто невозможным ее техническое функционирование.

В далеком 2004 году была выработана схема привлечения капитала из России и Европы. Однако в этом случае по 1/3 в капитале украинской ГТС пришлось бы отдать «Газпрому» и европейским энергетическим компаниям. Эту схему предлагали немецкие банки, которые тогда были финансовыми консультантами «Газпрома». Они также предлагали обмен украинской ГТС на добычу в России. В этом случае Россия бы поддерживала ГТС Украины в надлежащем состоянии, а Киев бы получал дешевый газ. Но правительство президента Виктора Ющенко в итоге от обоих вариантов отказалось.

Соответственно, сейчас Россия ищет альтернативные пути поставок газа европейским потребителям. И здесь имеется в виду не только «Турецкий поток» и «Северный поток-2». Россия сейчас рассматривает вариант транзита газа через Белоруссию. Москва намерена вложить $3,5 млрд. в белорусскую газотранспортную систему, которая входит в структуру российского «Газпрома». В 2013 году было намечено строительство второй ветки газопровода «Ямал ― Европа» через территорию Белоруссии, однако проект был заблокирован Польшей. В новой экономической и геополитической ситуации Россия, Беларусь и Польша, вероятно, вернуться к данному проекту.

Точные сроки реализации нового проекта пока не ясны. «Газпром» обременен значительными инвестиционными расходами. Однако одно можно утверждать точно: скоро Украина потеряет деньги за газовый транзит, что, учитывая состояние ее экономики, станет очень драматической новостью для Киева. При этом, что касается белорусской казны - дополнительные доходы ей точно не помешают.

Mne Morizz: Какие дивиденды получит Белоруссия с трубы Газпрома? Батьке вторую трубу не подарят, у него первую со скандалом выкупили

Сергей Фишер: То, что украина потеряет халяву - это и ослу понятно, тут дело в другом. Представим такую ситуацию: сегодня президент Белоруссии Лукашенко, завтра придёт белорусский Порошенко, начнёт воротить нос от России в сторону Запада, как это произошло на украине. Может быть такая ситуация? - вполне может. Начнут, эти бывшие братья, выкобениваться, шантажировать Россию и что с ними опять делать? Если уж и гнать транзит газа через Белоруссию, то ни в коем случае не заключать долгосрочный контракт, максимум два года и через каждые два года заключать новый контракт. Подписать контракт - дело нескольких минут, зато риски от недружественных действий другой стороны минимальные. Как писал Гоголь: - "Темна ночь на украине, а сало лучше перепрятать".

Виктор Костоправ: ГТС - это национальное достояние Украины не подлежащее даже передачи в аренду другим странам. Такую сложную систему чтобы содержать дорого стоит. Но это для тех кто рассчитывает, что страна создана на века. А для бывших советских хозяйственно-партийных деятелей такой задачи не стояло. Они считали, что Россия - это Мать советских республик и она будет содержать незалежную Украину. Поэтому они эксплуатировали ГТС только с целью получить максимальную прибыль сегодня, а завтра придут другие и все проблемы уже будут их. Принцип "После нас хоть потоп" и желание успеть надкусить ото всего - это лавный принцип властей Украины постсоветского периода.

Nikolay Kindulov: Газ через Белоруссию-прекрасно! Только вот газопровод пусть они строят НА СВОИ ДЕНЬГИ! И берут кредиты на это в ЕС.Так что если потом они вздумают дурковать,как хохлы-они останутся у пустой СВОЕЙ трубы.А Россия НИЧЕГО НЕ ПОТЕРЯЕТ.

Людмила бурковская: СЕРГЕЙ ФИШЕР ТЫ УМНИЦА

Людмила бурковская: НЕ ТОЛЬКО ЗАПУСТИЛИ ГАЗОВУЮ СИСТЕМУ.Т. Е. НИЧЕГО НЕ ДЕЛАЯ НО И ВСЮ СИСТЕМУ В ОБЩЕМ ПОЛЬЗОВАЛИСЬ КРЫМОМ 23 ГОДА ЗА ЭТО ВРЕМЯ НЕ СДАЛАНО НИ ЕДИНОГО РЕМОНТА В ШКОЛАХ ДЕТ САДАХ В САНАТОРИЯХ В БОЛЬНИЦАХ ДОРОГИ ФАБРИКИ ЗАВОДЫ ВСЕ РАЗВАЛИЛИ..В БОЛЬНИЦАХ НЕ КОРМИЛИ БЕЛЬЕ ПРИНОСИЛИ ИЗ ДОМУ ПРОДУКТЫ ТОЖЕ СПАСИБО РОССИИ ЧТО ПРИНЯЛИ НАС ДОМОЙ.СЕЙЧАС РАДУЕМСЯ.В БОЛЬНИЦАХ РЕМОНТ КОРМЯТ 3 РАЗА ЛЕЧЕНИЕ ПОЛУЧАЕМ ВСЕ БЕСПЛАТНО.КАКОЕ СЧАСТЬЕ ЧТО Я ЖИВУ СНОВА В РОССИИ.Внимание!

  • Прогнозы, представленные в обзоре, являются частным мнением автора. Комментарии к ним не являются рекомендацией к торговле или руководством по работе на финансовых рынках. Альпари не несет никакой ответственности за возможные прямые или косвенные убытки (или иные виды ущерба), которые могут возникнуть в случае использования материалов обзора.
  • В обзоре сохранены авторская пунктуация, орфография и стилистика.

Из-под действия Третьего энергопакета ЕС вполне можно расценивать как своего рода сигнал к началу диалога с РФ по вопросам стимулирования российских газопоставок. Обусловлено это, прежде всего, тем, что спрос на газ в Европе, в том числе на российский, по многим экспертным прогнозам, едва ли сократится.

Более того, объемы поставок все время растут. Согласно данным «Газпрома», в 2015 г. экспорт газа в дальнее зарубежье по сравнению с предыдущим годом увеличился на 8%, а в январе-октябре текущего года - еще на 10%. В абсолютных цифрах прирост составил 13,05 млрд. куб. м, причем в большем, чем ранее, объемах приняли газ Германия, Великобритания, Франция, Австрия, Греция, Польша. 11 ноября «Газпром» зафиксировал новый исторический суточный максимум объема поставок газа в дальнее зарубежье - 597,9 млн куб. м. Всего же экспорт холдинга в Европу по итогам 2016 г. может, по оценкам А. Миллера , превысить 170 млрд. кубометров.

Поэтому, естественно, просматривается более прагматичный подход Брюсселя к выбору маршрутов поставок голубого топлива из России. Выражается он формулой: не только, а может, и не столько через Украину. Европейцы уже не раз убеждались, что сохранение по политическим причинам зависимости энергетики и в целом экономики ЕС от украинского газотранзита чревато хроническими эксцессами. И упомянутое решение по системе OPAL - подтверждение незаинтересованности ЕС в постоянной зависимости от капризов Киева. Напомним, что эта система позволяет состыковать трансбалтийские трубопроводы «Северный поток-1, 2» через Германию с газопоставляющей и газораспределительной сетью региона ЕС.

В этой связи некоторые чешские и венгерские СМИ недавно отмечали, что Евросоюз всё более озабочен в контексте Украины не столько Крымом или Донбассом, сколько надежностью собственного газоснабжения. А нынешняя доля российского топлива в обеспечении стран ЕС немногим меньше 35%. В том числе в Восточной Европе этот показатель в настоящее время - около 80%. Очевидно, что найти замену российскому газу более чем непросто. Поэтому в ЕС хотят, пусть не одномоментно, но постепенно, сохраняя политическое лицо, сократить долю Украины в перекачке газа из РФ.

К этому подталкивает сама жизнь. Реализация поддерживаемых США и ЕС практически всех основных проектов газопоставок из экс-СССР, минуя Россию, - «Южный газовый коридор» из прикаспийских республик-соседей РФ; продление азербайджано-турецкого газопровода на Балканы - постоянно переносится или осуществляется с хроническим отставанием от графика. Вдобавок эти проекты, если они будут полномасштабно реализованы, смогут, по оценкам Международного энергетического агентства и «Бритиш петролеум» (2014-2015 гг.), заменить объемы газа, ныне поступающего из РФ, не более чем на 12-13%. Вероятно, поэтому западные компании не очень-то спешат вкладывать многие миллиарды евро в создание энерго-артерий, которые навряд ли окажутся конкурентоспособнее и прежних, и новых газоэкспортных маршрутов из России.

В данном контексте напомним, что упомянутая система OPAL в Восточной и Центральной Европе стыкуется также с трубопроводами, проходящими через другие страны Западного региона экс-СССР и тоже поставляющими российский газ. Потому не исключено, что прямой доступ к газопроводам региона ЕС и к его газораспределительной сети по мере роста спроса на газ могут получить и другие проекты РФ. Нацеленные опять-таки на более высокую надежность поставок, в чем, повторим, крайне заинтересованы в ЕС.

Карта экспортных газопроводов в Европу

Одновременно развивается и глобальный процесс. Обращает на себя внимание всё более активное политико-экономическое Белоруссии с ЕС за последние годы. Как известно, с Минска сняты Брюсселем практически все прежние санкции, в т.ч. ограничения на инвестирование в белорусскую экономику. Что называется на встречных курсах, белорусская сторона всё чаще выступает за расконсервацию российского газоэкспортного проекта «Ямал-Белоруссия-Европа-2» (почти параллельного «Ямал-Белоруссия-Европа», действующего с 1999 г.). Минск апеллирует при этом к его сравнительно низкой инвестстоимости, и ещё к тому, что именно через Белоруссию обеспечивается кратчайшее расстояние перекачки газа из РФ (как и из Казахстана) в регион Евросоюза. Оно почти вдвое меньше, чем через Украину, и примерно в полтора раза в сравнении с «северными потоками». Не исключено, что сравнительно быстрая развязка российско-белорусских споров по газопоставкам и транзиту газа связана с планами Минска повысить свою роль в транзите газа в регион ЕС.

Еще в октябре 2014-го первый вице-премьер Белоруссии Владимир Семашко заявил, что поставки через эту страну возможно нарастить на 8-9 млрд. куб. м в год и что это привлекательно для российской стороны. С учетом реализации проекта «Ямал-Белоруссия-Европа-2» эти поставки в целом составят минимум 60 млрд. кубометров за год, что фактически равнозначно запланированным объемам по «Турецкому потоку» или «Северному потоку-2».

Директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин отмечал в этой связи, что имеется возможность (и она обсуждается) увеличить почти вдвое подачу газа в локальный трубопровод Брест-Варшава (бывший спецгазопровод Варшавского Договора) - до 2,5-3 млрд. кубометров/год. Также обсуждаемый вариант - строительство газопровода Кобрин - Велке Капушаны, т.е. «Ямал-Европа-2», из Белоруссии в Польшу и далее в Словакию. И в перспективе - далее в Венгрию или Чехию. Причем для заполнения этой трубы, по мнению эксперта, могут быть использованы недозагруженные мощности одного из секторов артерии Ямал-Белоруссия-Европа, т.е. участка Торжок (РФ)-Минск-Иванцевичи (Белоруссия).

Схожее мнение у президента Института энергетики и финансов Владимира Фейгина: «Белоруссия пытается оттянуть на себя часть объемов выпадающего украинского транзита. Возможно, подразумевается, прежде всего, возрождение проекта "Ямал-Европа-2"». Отметим, что его инвестстоимость, по предварительным оценкам, составляет около 6 млрд. долл. То есть она минимальна в сравнении с новыми - трансчерноморскими или трансбалтийскими - газовыми маршрутами из РФ.

Словом, уместно предположить, что вышеупомянутое решение Еврокомиссии по системе OPAL направлено не столько на облегчение реализации, да и самой работы «северных потоков», сколько на уменьшение зависимости ЕС от газотранзита через Украину - всё более проблемную политически и экономически. А такой подход, в свою очередь, способен разморозить, а затем и ускорить реализацию едва ли не всех проектов по поставкам российского газа в обход «незалежной».

___________________________

Фото - http://www.eegas.com/fsu_r.htm

Транзит российского газа через Беларусь увеличен инфраструктура "Белтрансгаза " используется эффективно благодаря конструктивному сотрудничеству с властями республики. Об этом 29 июня заявил председатель правления ОАО "Газпром " Алексей Миллер на итоговой пресс-конференции в Москве

Транзит российского газа через Беларусь увеличен инфраструктура "Белтрансгаза " используется эффективно благодаря конструктивному сотрудничеству с властями республики. Об этом 29 июня заявил председатель правления ОАО "Газпром " Алексей Миллер на итоговой пресс-конференции в Москве, сообщает корреспондент ИА REGNUM .

"Я хочу поблагодарить руководство Республики Беларусь за эффективную, конструктивную совместную работу. Мы работаем в тесном взаимодействии, у нас общее понимание целей и задач развития газотранспортного комплекса Беларуси, — сказал Миллер. — Могу сказать, что за последние месяцы объём транзита российского газа через территорию Беларуси был увеличен и, без сомнения, это взаимовыгодное сотрудничество, которое мы будем развивать".

Говоря об инвестиционных планах, Миллер отметил: "Сейчас направление транзита через Беларусь является для нас более эффективным, чем через любую другую транзитную страну. Мы это будем учитывать в своих будущих инвестициях".

Миллер отметил также, что планы по добыче газа на 2012 год и поставок на европейский рынок не корректировались — об этом были проинформированы сегодня акционеры "Газпрома". При этом председатель правления ОАО "Газпром" подчеркнул: ранее "лишь две страны смогли увеличить поставки газа на европейский рынок — это Россия и Катар, все остальные — снизили".

Сегодня же состоялось годовое Общее собрание акционеров ОАО "Газпром". По решению Совета директоров ОАО "Газпром" председателем собрания утвержден председатель Совета директоров ОАО "Газпром", специальный представитель президента РФ по взаимодействию с Форумом стран-экспортеров газа Виктор Зубков . Акционеры рассмотрели итоги работы предприятия и планы на будущий год.

В частности, акционерами одобрены 115 сделок, среди которых — закупка "Белтрансгазом" у "Газпрома" в 2013 году 23 млрд кубометров газа на сумму $4,1 млрд. Помимо этого, "Белтрансгаз" транзитирует в 2013 году до 60 млрд кубометров российского газа — т.е. почти на треть больше, чем в нынешнем году. Всего же дочерняя структура "Газпрома" в 2012-2014 годах закупит у "Газпрома" 69 млрд кубометров газа на сумму $17,25 млрд.

Владимир Путин неожиданно заговорил о важности транзита газа через Белоруссию, а Газпром планирует капитально вложиться в белорусскую газотранспортную инфраструктуру.

Транзит «на подхвате»

19 июня в Минске на заседании Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии рутинное однообразие переговоров неожиданно нарушил Владимир Путин. Он заявил, что роль транзита российского газа через Белоруссию в последнее время значительно возросла, но несколько слукавил насчет причин такого роста. По его словам, увеличение роли белорусского маршрута произошло из-за плохого состояния украинского. На самом деле причина в том, что запуск «Северного потока — 2» из-за введенных американцами санкций как минимум снова откладывается. Это значит, что Кремлю вновь придется договариваться с Украиной, через которую идет основной транзит (90 миллиардов куб. м в год).

Контекст

США серьезно настроены против «Северного потока - 2»

Frankfurter Allgemeine Zeitung 28.06.2018

«Северный поток - 2» - кошмар для Украины

Forbes 22.06.2018

Страсти вокруг «Северного потока - 2» накаляются

Ośrodek Studiów Wschodnich 21.06.2018

«Северный поток - 2» раскалывает Запад

Ośrodek Studiów Wschodnich 20.06.2018 Как указывает белорусское аналитическое издание Belarus in Focus, белорусский маршрут транзита не может служить альтернативой украинскому, но при строительстве дополнительных хранилищ и соответствующей модернизации магистральных путей способен подстраховать на 5-10 дней в случае острого конфликта Газпрома с Украиной.

Незадолго до саммита в Минске Газпром заявил, что до 2020 г. инвестирует в развитие газотранспортной системы Белорцуссии 2,5 миллиарда долларов, а в наращивание мощностей подземных газохранилищ — 1,1 миллиарда долларов. На заседании Высшего госсовета Союзного государства России и Белоруссии Путин подтвердил, что Газпром собирается вложить в белорусскую газотранспортную систему 3,5 миллиарда долларов в ближайшие два года. А страна вправе рассчитывать на скидки в цене на газ на два-три года (т. е. на 2020-2022).

Здесь важно понимать, что белорусская газотранспортная система самой Беларуси не принадлежит — Александр Лукашенко в два этапа продал ее Газпрому. Первые 50% принадлежащих Беларуси акций ОАО «Белтрансгаз» были выкуплены ОАО «Газпром» поэтапно, в 2007-2010 гг., за 2,5 миллиарда долларов с перечислением каждый год $625 млн за 12,5% акций. Сделка была заключена исходя из оценки рыночной стоимости ОАО «Белтрансгаз» в 5 миллиардов долларов, которую провел в 2006 г. банк ABN Amro.

25 ноября 2011 г. Газпром приобрел оставшиеся 50% акций ОАО «Белтрансгаз» за 2,5 миллиарда. 21 декабря 2011 г. председатель правления Газпрома Алексей Миллер сообщил о решении переименовать компанию в «Газпром трансгаз Беларусь». После этого Республика Беларусь осталась собственником только земли, по которой проложены российские газовые трубы. «Газпром трансгаз Беларусь» — монополист на белорусском газовом рынке. Компания эксплуатирует газопроводы общей протяженностью более 7 тысяч км (включая белорусский участок магистрального газопровода «Ямал-Европа»). По магистральным трубопроводам, проходящим по территории республики, идут транзитные поставки российского природного газа в Калининградскую область, Литву, Украину, Польшу.

Возвращение к «Ямал-Европе»

Весной 2013 г. Газпром неожиданно заговорил о строительстве газопровода «Ямал-Европа-2», который также пройдет по территории Беларуси. Причем озвучил идею этого строительства лично Владимир Путин на встрече с Александром Лукашенко 15 марта 2014-го в Санкт-Петербурге. Уже 3 апреля Путин на встрече с главой «Газпрома» Алексеем Миллером заявил о необходимости вернуться к проекту газопровода «Ямал-Европа — 2». По его словам, цель проекта — повышение надежности поставок газа в Польшу, Словакию и Венгрию.

«Мы в связи с „Северным потоком“ и „Южным потоком“ фактически отказались от проекта „Ямал-Европа — 2“. По „Южному потоку“ мы уже практически начали работы, и я просил бы вернуться к проекту „Ямал-Европа — 2“», — сказал тогда глава России. Руководитель Газпрома оказался готов к этому ценному указанию. «Мы прорабатываем варианты строительства газопровода по территории Белоруссии с пониманием того, что сегодня транзит через территорию Белоруссии по трубопроводу „Ямал-Европа“ является самым экономически эффективным», — ответил Миллер.

Он напомнил, что газотранспортная система Белоруссии сегодня находится в собственности Газпрома. «Для нас самым эффективным с точки зрения логистики является именно этот маршрут поставок газа европейским потребителям, — признал Миллер. — Анализ рынка показал, что мы могли бы ориентироваться на 15 миллиардов куб. м газа. И мы готовы приступить к разработке технико-экономического обоснования, приступить к началу предынвестиционной стадии».

К тому моменту российский газовый гигант уже просчитал возможные сроки появления нового трубопровода. «Проект мог бы быть введен в строй после того, как будут закончены работы по „Южному потоку“. Что касается сроков, это мог бы быть 2018-2019 год, — сказал тогда глава Газпрома. — И самое главное, что это будет стопроцентная надежность поставок в Восточную Европу, потому что, если говорить о поставках газа в Польшу, мы будем фактически поставлять из своей газпромовской трубы на границе Польши: фактически это бестранзитный вариант».

Конечно, словосочетание «бестранзитный вариант» звучит странно — получается, что Газпром уже рассматривает Белоруссию как российскую территорию? Но с поляками россиянам тогда удалось договориться. Главы «Газпрома» и компании EuroPol Gaz (Польша) подписали меморандум о том, что трубопровод «Ямал-Европа-2» пройдет через польскую территорию в Словакию и Венгрию. Пропускная способность нового газопровода составит не менее 15 миллиардов куб. м газа в год. (Мощность ныне действующего «Ямал-Европа» — 33 миллиарда куб. м/год.) EuroPol Gaz — собственник газопровода «Ямал-Европа» на территории Польши (684 км). Его основные акционеры — Газпром и польская компания PGNiG SA.

Протяженность нового трубопровода составит около 2000 км. По предварительным оценкам, он обойдется Газпрому в 5 миллиардов долларов — и это будет недорого, учитывая имеющуюся у Газпрома в собственности инфраструктуру по маршруту. В ходе строительства примерно 1,5-2 миллиарда долларов могут быть вложены в белорусский участок «Ямал-Европа — 2».

Что для Украины будет означать строительство Россией второй нитки газопровода «Ямал-Европа»? Скорее всего, если Кремль реально профинансирует этот проект, значит, там приняли стратегическое решение больше не договариваться с «Нафтогазом України» и вообще «попрощаться» с украинским транзитом. Формальный повод для этого есть: группа Wintershall, которая проводила инспекцию ГТС Украины, сделала заключение о том, что к 2019 г. эта система выйдет из строя.

Конечно, в реальности все не так плохо, однако такое заявление вполне сойдет для сторонников прекращения транзита российского газа через Украину. В цифрах все выглядит так: по расчетам старшего научного сотрудника Оксфордского института энергетических исследований Саймона Пирани, к 2024 г. Газпром сможет обеспечить полную загрузку «Северного потока — 2» и с учетом двух ниток «Турецкого потока» прокачивать в Европу около 180 миллиардов куб. м в год. Остается 10-15 миллиардов кубов, которые по-прежнему могли бы идти через Украину. Но если в Кремле решат полностью прекратить украинский транзит, то этот объем газа как раз можно будет перекинуть на «Ямал-Европа — 2», ведь его пропускная способность по плану составит требуемые 15 миллиардов куб. м в год.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.