«Гимнастика после дневного сна, её значение. Методика проведения гимнастики после дневного сна

Организация: МК ДОУ д/с №13

Населенный пункт: Воронежская область, г. Россошь

Значение гимнастики после дневного сна.

Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Сразу после пробуждения в нервной системе сохраняется преобладание тормозных процессов, у ребенка снижается умственная и физическая работоспособность, практически все виды чувствительности. Существенно понижается скорость реакций. Заторможенное состояние центральной нервной системы может сохраняться в течение нескольких десятков минут или даже нескольких часов. Это в большой степени зависит от качества сна и от степени общего утомления организма. Столь длительный переход от состояния сна к состоянию бодрствования не только не удобен, но и вреден для здоровья детского организма. Поэтому чрезвычайно важны мероприятия, помогающие облегчить протекание процессов перехода к состоянию бодрствованию после дневного сна.

Основные задачи, решаемые с помощью комплекса гимнастики после сна:

  • устранить некоторые задачи после сна (вялость сонливость и др.);
  • увеличить тонус нервной системы;
  • усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и др.).

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма и подготовить его к восприятию физических и психических нагрузок. Однако не стоит забывать о задачах профилактики простудных заболеваний и повышении устойчивости организма к природным воздействиям, которые решаются в процессе выполнения гимнастики после дневного сна.

В гимнастику после дневного сна целесообразно включать щадящие элементы закаливания, не имеющие противопоказаний или ограничений. Их можно и нужно сочетать с другими оздоровительными процедурами: дыхательной и звуковой гимнастики, профилактикой и коррекцией осанки, плоскостопия, упражнения для глаз, пальчиковой гимнастикой, элементами хатха-йоги, психогимнастики, самомассажа, аутотренинга и т.д.

Пока дети спят, необходимо создать условия для конкретного закаливания детей: подготовить «холодную» комнату (игровая); температура в ней с помощью проветривания снижается вначале на 3-5 градусов по сравнению с «тёплой» комнатой.

Пробуждение детей происходит под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.

  1. Пробуждение и гимнастика в постели.

Эй, ребята, хватит спать!

Нам давно пора вставать.

«Волшебные превращения» - дети стали расти во сне.

И.п. – лежа на спине, руки поднять вверх и опустить на постель за голову.

Потянуться, произнести «вот», опустить руки вниз, произнести «так».

Глаза закрыты.

Цель: растяжка позвоночника.

«Зима и лето» -

И.п. – лёжа на спине. На сигнал «Зима!» - дети должны свернуться в клубок, дрожать всем телом, изображая, что им холодно. На сигнал «Лето!» - дети раскрываются, расслабляют мышцы тела, показывают, что им тепло. Повторяют несколько раз.

Цель: напряжение и расслабление мышц.

«Самомассаж ладоней»

И.п. – сидя в постели, ноги с крестно. Быстро растереть свои ладони до появления тепла. Затем «тёплыми» ладонями умыть своё лицо. Повторить 3-4 раза.

Цель: предотвращение простудных заболеваний.

Массаж ушных раковин – лепим ушки Чебурашке.

И.п. – сидя по-турецки, поглаживаем ушные раковины по краям, по бороздкам, за ушами.

- «потрепаем ушки» - вверх, вниз, в стороны.

- «наденем сережки» - оттягиваем мочки.

Цель: массаж активных точек, выходящих на ушную раковину, профилактика ОРВИ, укрепление иммунитета.

  1. Массаж точек су-джок с использованием массажера «Малыш»

Сидя на стульях

Массаж ладоней, пальцев, массаж головы, затылка, грудины.

Цель: стимулирование работы всех органов, сохранение здоровья.

  1. Профилактика плоскостопия.

- Катание палочек ступнёй ног по полу

Чики – чики – чикалочка

Мы играем с палочкой,

Вперёд-назад, вперед-назад,

Поиграть с ней каждый рад.

  1. Корригирующая ходьба по дорожкам - массажерам.

Контрастные воздушные ванны.

А теперь…

Наши маленькие ножки

Побежали по дорожке

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем бегать мы опять.

Перебежки из тёплой спальни в прохладную игровую комнату, мимо открытого окна. Ходьба по корригирующим дорожкам. (3 раза)

  1. Профилактика нарушений осанки.

Комплекс «У меня спина прямая»

И.п. – узкая стойка, руки за спину, сцеплены в замок.

У меня спина прямая, я наклонов не боюсь

(наклоны вперёд)

Наклоняюсь, прогибаюсь, поворачиваюсь

(действия в соответствии текстом)

(повороты туловища)

Я хожу с осанкой гордой, прямо голову держу

(ходьба на месте)

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два!

(повороты туловища)

Я могу присесть и встать, снова сесть и снова встать.

(действия в соответствии с текстом)

Наклонюсь туда-сюда! Ох, прямёшенька спина!

(наклоны туловища)

Раз, два, три, четыре, три, четыре, раз, два!

(повороты туловища).

  1. Дыхательная гимнастика.

Комплекс «Дом маленький, дом большой».

У медведя дом большой,

А у зайца маленький.

Мишка наш пошёл домой

Да и крошка-маленький.

И.п. – стоя. Присесть, обхватить руками колени, опустить голову – выдох с произнесением «ш-ш-ш» (у зайки дом маленький). Выпрямиться, встать на носки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки – вдох (у медведя дом большой). Повторить 4-6 раз.

  1. Полоскание горла.

Игра «Волшебный напиток».

Дети закрывают глаза, представляют себя добрыми волшебниками,

говорят «волшебные слова»:

Я хороший, добрый ребенок

Всем детям в группе я желаю здоровья,

Пусть все будут добрыми и красивыми,

Милыми и счастливыми.

Дети делают пассы над водой и добавляют:

Водичка вкусная и приятная,

Я никогда не буду болеть:

Я здоров.

Сначала дети полощут рот, затем со звуком «а-а-а» горло.

Список литературы:

  1. Махнева М.Д., Воспитание здорового ребенка – М., 2000г.
  2. Подольская Е.И., Формы оздоровления детей 4-7 лет. Волгоград 2008г.
  3. Тихонова Э.П., Алексеева Э.С., Здоровый ребенок. Чебоксары 1985 г.
  4. Бочина Т., Дыхательная гимнастика и точечный массаж. Д/в 2005 г. №8, с.64.

Гимнастика после дневного сна проводится при открытых фрамугах. Ее цель - сделать более физиологичным пе­реход от сна к бодрствованию, улучшить настроение детей и под­нять мышечный тонус. Она может состоять из 4-6 упражнений, которые дети выполняют лежа или сидя в постели поверх одеяла, после чего дети переходят к водным процедурам.

Комплекс так же может состоять из нескольких частей: разминочные упражнения в постели, выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика), выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика), ходьба по "тропе здоровья" (ходьба по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам), игра в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха, выполнение упражнений с тренажерами.

Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или контрастным обливанием (рук или ног). В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушения осанки.

Комплекс гимнастики после дневного сна для детей младшего дошкольного возраста «Птички»

После дневного сна в спальне педагог включает аудиозапись.

Упражнения выполняются на кроватях под звуча­ние классической музыки или фонограмму пения птиц. Каждое уп­ражнение повторяется 3-4 раза, педагог в это время читает стихи.

Упражнение «Птички просыпаются»

Дети, лежа на кроватях, медленно поднимают руки вверх - вдох, опускают их вдоль туловища - выдох.

Птички проснулись,

Друзьям улыбнулись,

Вверх потянулись.

Упражнение «Птички расправляют крылышки»

И.п. - лежа на спине, руки разведены в стороны и согнуты в локтях. Свести локти перед грудью - развести их в стороны.

Расправляют крылышки

Птички-невелички,

Разминают крылышки

Воробьи, синички.

Упражнение «Разминаем ножки»

И.п. - лежа на спине, руки вдоль туловища, ноги вместе. Оття­нуть носочки - согнуть ноги в голеностопном суставе.

А теперь разбудим ножки,

Поиграем все немножко.

Упражнение «Ножки»

И.п. - то же. Поочередно сгибать и разгибать ноги.

Чтоб за веточки держаться,

Нужно ножки разминать,

Их сгибать и выпрямлять.

Упражнение «Потягушки»

И.п. - сесть на кровать по-турецки, руки перед грудью, пальцы сцепить в «замок». Поднять руки вверх, вывернуть «замочек» ладо­нями вверх, потянуться за руками - вернуться в и.п.

Вот как птички потянулись.

Все они уже проснулись.

Ходьба по «дорожкам здоровья», разложенным на полу из спаль­ни до умывальной комнаты (кочки, пробки, массажные коврики).

А теперь пора вставать,

По дорожкам шагать,

Умываться, одеваться.

Птичкам хочется летать.

Комплекс гимнастики после дневного сна для детей среднего дошкольного возраста

В кровати

Под негромкую музыку воспитатель будит детей, дети потягиваются, воспитатель предлагает "разбудить руки".

Дети хлопают в ладоши, потирают друг о друга руки (моются), снимают и надевают колечки, браслеты, часы, застегивают замочки и браслеты на часах. Руки будят лицо: дети потирают глаза, брови, нос и уши. Лицо развеселилось – дети гримасничают языком, губами. Руки будят ноги; поглаживают их, похлопывают. Руки приглашают ноги на праздник. Ноги радостно делают “велосипед” в воздухе, затем встают и отправляются в дорогу.

Темп побудки медленный, спокойный, комфортный.

Я не боюсь ещё раз повторить:
Забота о здоровье -
Это важнейший труд воспитателя.
Сухомлинский Василий Александрович

Здоровье - большой дар, без которого трудно сделать жизнь счастливой, интересной и долгой. Здорового ребенка легче растить, учить и воспитывать. У него быстрее формируются необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и адекватно воспринимает предъявленные к нему требования. Здоровье - важнейшая предпосылка к формированию характера, развития воли, природных способностей.
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Представленная мною методическая разработка направлена на решение этой задачи. В ней представлены способы организации и проведения гимнастики после сна. Разработана консультация для родителей.
Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду. В этом деле нет мелочей. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Гимнастика после сна - это один из важнейших кирпичиков в становлении фундамента здоровья детей, укрепить который можно только при систематическом проведении.
Трудно переоценить роль дневного сна в физическом и интеллектуальном развитии ребенка. Отдых в середине дня ему просто необходим.После дневного сна дети просыпаются вялыми, у них низкая работоспособность, так как мышечный тонус расслаблен. Все органы и системы (сердечнососудистая, дыхательная, нервная и т.д.) не подготовлены к тем нагрузкам, которые предстоит преодолевать организму ребёнка в процессе деятельности вечером.
Но как помочь проснуться детям в хорошем настроении и активно продолжать день? Провести с детьми после тихого часа гимнастику после сна.
Гимнастика после дневного сна - это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию. Бодрящая гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус. После хорошей гимнастики у детей исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, улучшается настроение и самочувствие ребёнка. Гимнастика после дневного сна является закаливающей процедурой.
Цель такой гимнастики способствовать быстрому и комфортному пробуждениюдетей после сна.
Задачи гимнастики после сна:

  • увеличить тонус нервной системы;
  • укрепить мышечный тонус;
  • способствовать профилактике нарушений опорно-двигательного аппарата;
  • способствовать профилактике простудных заболеваний;
  • развитие физических навыков;
  • сохранить положительные эмоции при выполнении физических упражнений и прочих режимных моментов во второй половине дня.

Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность детского организма.
Гимнастика после сна, её организация и проведение .
Переход от состояния сна к состоянию бодрствования происходит постепенно. Чтобы облегчить протекание процессов перехода от состояния покоя после пробуждения к состоянию активного бодрствования, можно включить музыку. Музыка положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, вселяет бодрость, радость, помогает ритму движений, облегчает их выполнение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять движения выразительно, плавно. Хорошо, если после пробуждения дети услышат свои любимые детские песенки или спокойную приятную музыку, тогда просыпаться они будут намного быстрее.
Не нужно забывать об улыбке. Первое, что должен видеть ребенок после сна, - улыбающееся лицо взрослого человека, а также слышать плавную, размеренную речь, приятные интонации, уменьшительно-ласкательные суффиксы. Дети тонко чувствуют эмоции окружающих. Взрослому необходимо быть внимательным к себе, следить за своей мимикой, за эмоциональным состоянием. Волнение, беспокойство, раздражительность, неуверенность взрослого дети впитывают сразу же, как губка. Все переживания тут же отразятся на настроении детей.
Бодрящую гимнастику следует проводить в хорошо проветренном помещении, в течение семи - пятнадцати минут в зависимости от возраста детей.
Обязательное условие при проведении гимнастики - учет индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Гимнастика состоит из нескольких частей:

  • разминочные упражнения в постели;
  • выполнение простого самомассажа (пальчиковая гимнастика) или точечного массажа;
  • выполнение общеразвивающих упражнений у кроваток (дыхательная гимнастика);
  • ходьба по массажным коврикам;
  • Заканчиваться гимнастика может обтиранием холодной водой или обливанием (рук или ног).

Помимо общих оздоровительных целей каждая из структурных частей бодрящей гимнастики решает и свои более узкие, конкретные задачи:
I часть - гимнастика в кроватках - гимнастика в постели направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Лучше проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения. Гимнастика в постели может включать такие элементы, как потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п. Главное правило — исключить резкие движения, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение, перепад кровяного давления и, как следствие, головокружение. Длительность гимнастики в постели — около 2—З минут.
II часть - корригирующие упражнения, закаливающие процедуры - направлена на профилактику плоскостопия и сколиоза, упражнение детей в основных движениях (ходьба на носках, пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы, с высоким подниманием колен и др.), оказание закаливающего воздействия на организм. Эта часть гимнастики проводится в хорошо проветренной групповой комнате с применением массажных ковриков, изготовленных родителями детей.
III часть - заключительная - повышает физический и эмоциональный тонус ребенка, создает положительный эмоциональный настрой группы, располагает к дальнейшей активной деятельности. Она может быть проведена на основе гимнастики игрового характера с использованием 3-6 имитационных упражнений. Гимнастики игрового характера имеют сюжет, в них присутствуют знакомые детям персонажи, которые являются образцом для подражания движениям птиц, животных, растений и дети создают различные образы («лыжник», «конькобежец», «гимнаст», «петрушка», «цветок» и т. д.). Принимая определенный игровой образ, дети зачастую лучше понимают технику выполнения того или иного упражнения.
Дети среднего, старшего дошкольного возраста очень любят комплексы бодрящей гимнастики в форме музыкально - ритмических упражнений. Танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, укрепляют мышцы, улучшают дыхание.
Можно использовать также комплексы с элементами точечного массажа, самомассажа, пальчиковой гимнастики. Сущность точечного массажа сводиться к механическому раздражению биологически активных точек на теле повышающих иммунитет.
Проведение гимнастики после дневного сна в игровой форме позволяет создать положительный эмоциональный фон, вызвать повышенный интерес ко всем оздоровительным процедурам. Таким образом, одновременно решается несколько задач: оздоровление детей, развитие у них двигательного воображения, формирование осмысленной моторики. А главное — все это доставляет детям огромное удовольствие. Все упражнения проводятся в свободном темпе, без принуждения. Каждый ребенок выполняет упражнения в том объеме, который ему доступен и приятен. Если ребенок по каким-либо причинам не хочет выполнять упражнение, он может просто наблюдать за выполнением, или выполнять частично.
Длительность гимнастики составляет 7- 12 минут. Это определяется возрастом детей, состоянием здоровья.
В течение года желательно использовать разные варианты бодрящей гимнастики.
Таким образом, ежедневное выполнение комплекса гимнастик, разработанных с учетом закономерностей функционирования организма после сна и индивидуальных особенностей детского организма, позволяет подготовить организм к предстоящим умственным, физическим и эмоциональным нагрузкам, является хорошим средством сохранения и укрепления здоровья, профилактики плоскостопия, обеспечивает высокую умственную и физическую работоспособность в течение второй половины дня. Гимнастика после дневного сна увеличивает общий уровень двигательной активности ребёнка, снижая неблагоприятные последствия малоподвижного образа жизни. Грамотно составленный комплекс гимнастики не вызывает отрицательных эмоций, одновременно повышает настроение, самочувствие и активность ребёнка, тонус центральной нервной системы и увеличивает общую сопротивляемость организма.
Выстроенная таким образом система проведения бодрящей гимнастики, помогает детскому организму постепенно и мягко перейти от сна к активному бодрствованию с одновременным оздоровительно-закаливающим эффектом.
Консультация для родителей.
БОДРЯЩАЯ ГИМНАСТИКА ПОСЛЕ СНА
Всем нам хорошо известно выражение «встал не с той ноги». Знакомо и настроение, которое данные слова характеризуют. Воспитатели в детском саду стремятся к тому, чтобы дети просыпались после дневного сна в хорошем настроении, бодрые и энергичные. И родители должны к этому стремиться дома.
Пробуждение - является одним из важнейших моментов, способствующих нормальному протеканию жизненно важных процессов для ребенка. С этой целью после дневного сна проводится бодрящая гимнастика, она направлена на постепенный переход ото сна к бодрствованию. Она включает такие элементы:

  • потягивание,
  • поочередное поднимание и опускание рук, ног,
  • элементы самомассажа,
  • элементы пальчиковой гимнастики,
  • гимнастики для глаз,
  • элементы дыхательной гимнастики.

Главное правило - это исключение резких движений, которые могут вызвать растяжение мышц, перевозбуждение и, как следствие, головокружение.
Затем предложить ребенку босиком в трусиках выполнить ходьбу:

  • на носках,
  • пятках,
  • на внешней и внутренней сторонах стопы,
  • с высоким подниманием колен,
  • на массажных ковриках.

При этом нужно следить за осанкой ребенка и правильностью выполнения упражнений.
Далее можно перейти к выполнению комплекса дыхательной гимнастики, что очень важно для:

  • укрепления иммунитета,
  • профилактики простудных заболеваний,
  • профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

В конце гимнастики провести водные процедуры (умывание прохладной водой).
Хорошо, если после пробуждения ребенок услышит свои любимые детские песенки, тогда он наверняка проснется быстрее.
Для того чтобы вызвать у детей эмоциональный отклик, можно использовать игровые упражнения, сопровождаемые различными стихами. Например:

Тили-тили-тили-дон,
Что за странный перезвон.
То будильник наш звенит,
Просыпаться нам велит.

Прогоню остатки сна
Одеяло в сторону.
Нам гимнастика нужна
Помогает здорово.

Мы проснулись, потянулись.
С боку набок повернулись,
И обратно потянулись.
И еще один разок,
С боку набок повернулись,
И обратно потянулись.

Ножки мы подняли,
На педали встали.
Быстрей педали я кручу,
И качу, качу, качу.
Очутились на лугу.
Крылья пестрые порхают,
Это бабочки летают.

Встанем у кроватки дружно.
И посмотрим мы в окно.
Шел петух по двору,
Крикнул нам «Ку-ка-ре-ку!»
Крыльями похлопал,
Ножками потопал.

Ну и мы в ответ ему
Крикнем все «Ку-ка-ре-ку!»
Наши ножки, наши ножки
Побежали по дорожке.
(Движения выполняются в соответствии со словами).
Проведенная таким образом бодрящая гимнастика, облегчит детям переход от сна к бодрствованию. И дети будут вставать «с той ноги».

Литература:

1. Харченко Т. Е. Бодрящая гимнастика для дошкольников, Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС 2012

2. Кожухова Н. Н., Рыжкова Л. А., Самодурова М. М. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях, учебное пособие под редакцией С. А. Козловой, Москва Academia 2002

3. Алямовская В.Г. «Как воспитать здорового ребёнка», Москва, 1993.

4. Журнал «Обруч», 2004, №1.

5. Интернет-ресурсы.

Консультация для педагогов

Подготовила и провела

инструктор по физической культуре

Значение гимнастики-пробудки после дневного сна

Основная цель гимнастики после дневного сна – поднять настроение и мышечный тонус детей с помощью контрастных воздушных ванн и физических упражнений. Комплекс гимнастики после дневного сна длится 10–15 минут, после чего дети переходят к водным процедурам. Комплекс состоит из нескольких частей. Гимнастика начинается с разминочных упражнений в постели, дети выполняют простой самомассаж пальчиковую гимнастику. Далее дети могут выполнять общеразвивающие упражнения, играть в подвижные игры в помещении с контрастной температурой воздуха, выполнять упражнения с тренажерами. Заканчивается гимнастика после дневного сна закаливающими процедурами, пробежками по массажным, ребристым, солевым или мокрым дорожкам, обтиранием холодной водой, контрастным обливанием. В любой вариант комплекса следует включать корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия и нарушений осанки. Большинство вариантов комплексов рассчитаны на большую самостоятельность, дети должны помнить упражнения, их последовательность и осознанно выполнять комплекс.

Комплекс гимнастики после дневного сна для старшей группы

1. В кровати.

Под негромкую музыку воспитатель будит детей, дети потягиваются, воспитатель предлагает разбудить руки и напомнить им, что сегодня у них праздник.

Дети хлопают в ладоши, потирают друг о друга руки (моются), снимают и надевают колечки, браслеты, часы, застегивают замочки и браслеты на часах. Руки будят лицо: Дети потирают глаза, брови, нос и уши. Лицо развеселилось – Дети гримасничают языком, губами. Руки будят ноги; поглаживают их, похлопывают. Руки приглашают ноги на праздник. Ноги радостно делают “велосипед” в воздухе, затем встают и отправляются в дорогу.

Темп пробудки медленный, спокойный, комфортный.

2. В зале.

Воспитатель: “Пригласили руки и ноги на праздник. И вот наши ноги идут по дороге. Разные ноги идут по дороге”. Дети самостоятельно выбирают одно из двух движений, которые показывает им воспитатель, затем меняют его на другое.

Воспитатель:

1. Длинные и короткие ноги идут по дороге – ходьба на носках и в приседе.

2. Ловкие и неуклюжие ноги идут по дороге – ходьба на пятках и внешней стороне стопы.

3. Руки играют в прятки, руки прячутся от ног – хлопки.

4. Странные и заплетающиеся ноги идут по дороге – ходьба боком, приставными шагами, скользящим шагом, спиной вперед.

5. Веселые ноги прыгают по дороге – прыжки кто как хочет.

6. Разные ноги бегут по дороге:

– легкие ноги бегут по дороге – бег на носках 20 секунд,

– забавные ноги играют в догонялки – галоп боком в одну сторону, затем в другую 10+10,

– бесшумные ноги бегут по дороге – 20 секунд,

– семенящие ноги бегут по дороге – 20 секунд,

– озорные ноги бегут по дороге – бег, сгибая ноги назад, – 20 секунд,

– медленные и уставшие ноги бегут по дороге – медленный бег 10 секунд.

7. Уставшие ноги бегут по дороге – ходьба, врассыпную между стульчиков. На стульчиках лежат платочки.

Воспитатель: “Какие нарядные домики, наверное, сюда нас пригласили на праздник, нужно подойти и постучать 6 раз”.

1. Дети подходят и стучат пятками об пол: “Кто в домике живет, кто в нарядном живет?”

2. Воспитатель: “Никто не отвечает. Давайте поищем вокруг дома”. Дети выполняют ходьбу “винтики” вправо и влево вокруг стульчиков. Удивляемся, пожимаем плечами.

3. Воспитатель: “Где же хозяин дома? Где праздник? Мы так спешили! Давайте войдем в дом и поищем там”.

4. Дети садятся на стулья. Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз в медленном темпе.

5. Воспитатель: “Руки ложатся на бедра и говорят ногам: “Это у нас сегодня праздник, мы у человека самые главные, он нас очень любит, часто хвалит, называет “золотыми”. Ноги спорят с руками: “Мы тоже нужны человеку, мы тоже ему помогаем”. Руки спорят: “А мы главнее, вот попробуйте сегодня обойтись без нас. Постирайте-ка платочки!”. Дети ногой снимают платочки со стула на пол, а сами садятся на стульчики.

6. Соберем и постираем платочки в речке 6 раз. И. п. – стоя на платочке, выполняются встречные движения ногами вперед-назад, не отрывая их от платочка.

7. “Полоскаем платочки”. И. п. – сидя на стуле, ноги на полу, сжимают платок пальцами, руки держатся за сиденье стула. Приподнимая прямые ноги, несколько покачиваний вверх-вниз, вернуться в и. п., повторить 5–6 раз.

8. Воспитатель: “Кто-то прыгнул в воде под мостик и напугал нас, ноги уронили платочки. Давайте посмотрим с мостика, кто же нас напугал?” И. п. – лежа на стуле животом, голова, руки и ноги внизу. Одновременное поднимание рук, головы и ног вверх 6–8 раз с паузами для отдыха.

9. “Отожмем платочек” – встречные движения ногами в стороны – вместе.

10. “Повесим сушиться” – пальцами ног кладем на колено другой ноги.

11. Воспитатель: “Зашумел ветер, подул на платок, сдул его на землю”. Вдохнули через нос шумно и медленно, выдохнули, наклоняясь вперед на платок, при этом грудью ложась на колени. Выполнить 4–5 раз.

12. Воспитатель: “Вот платок высох, погладим его и сложим”. Складывают его ногой вчетверо 1 раз.

13. Воспитатель: “Ну и трудно же без рук стирать, даже уши вспотели. Вытрем уши платком”, – 1 раз.

14. Руки хвалят ноги (поочередно) – гладят, массируют, растирают, постукивают, похлопывают, щекочут... Говорят о том, что хотели бы подружиться.

Воспитатель: “Руки с ногами подружились. Им захотелось поиграть в новую игру “Ловишки с платочком”.

Подвижная игра “Ловишки с платочком”. Считалкой выбирают ловишек, дети опускаются на четвереньки, захватив пальцами ног платочек. На слова “Раз, два, три – лови!” ловишка догоняет и отнимает платочки. В конце игры платочки считают и отмечают лучшего ловишку.

Какой же праздник без танцев? Руки и нога вместе с платочками танцуют, подружившиеся ноги и руки кланяются. Ноги обещают рукам когда-нибудь пригласить их на свой праздник.

Водные и закаливающие процедуры.

“Забавные котята”

На кровати

1) “Котята просыпаются”. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: поднимают правую руку, затем левую, потянуться, в и. п. (потянули передние лапки).

2) “Потянули задние лапки”. И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.: приподнять и потянуть правую ногу, затем левую, плавно попеременно опустить.

3) “Ищут маму-кошку”. И. п.: лежа на животе. В.: приподнять голову, поворот головой влево-вправо, в и. п.

4) а) “Котенок сердитый” И. п.: стоя на четвереньках. В.: приподняться, выгнуть спину “дугой”, голову вниз “фыр-фыр”.

б) “Котенок ласковый”. И. п.: стоя на четвереньках. В.: голову вверх, спину прогнуть, повилять хвостом.

На полу

1) Ходьба на месте с высоким подниманием колена.

а) подтянуться на носках, руки вверх;

б) присесть, сгруппироваться;

в) выпрямиться.

2) Прыжки, бег на месте.

3) “Кто быстрее спрячется”. Игра с одеялом.

Подскоки на месте.

Раз, два, три
Под одеялом лежи.

Закаливание, воздушные ванны, водные процедуры.

“Ожившие игрушки”

На кровати

Сегодня, дети, мы поиграем в ожившие игрушки. Сначала игрушки лежали тихо и спокойно на своих местах. Но затем они стали шевелиться и оглядываться вокруг.

1) И. п.: лежа на спине, руки вдоль туловища. В.; слегка приподнимаем голову; поворот вправо-влево, на подушку.

2) Затем они стали потягиваться и разминаться. В.: дети заводят руки за голову, потягиваются, сгибают руки, ноги в коленях, делают скручивающиеся движения.

3) “Ванька-встань-ка – неваляшка”. Весело раскачиваются в разные стороны. В.: лежа на спине, обхватив колени, дети раскланиваются вперед-назад.

4) “Плюшевые мишки”. В.: стать на высокие четвереньки, ходьба на месте, имитируют движения медведей.

На полу

5) “Куколки”. В.: шагают вокруг себя на прямых ногах, руки внизу, кисти рук слегка в стороны.

6) “Резвые лошадки”. В.: бег на месте, высоко поднимая колени, держа воображаемые вожжи.

7) “Заводные лягушата”. В.: дети “заводят” себя воображаемыми ключиками и прыгают как лягушки.

8) Упражнения на дыхание, закрывают и открывают глаза, расслабляются.

Закаливающие процедуры “Волшебные цветы”

Вы все, ребята, видели, как красиво летом на лугу, на поляне. А это потому, что на них растет много разных цветов. Как же они растут? Сейчас вы это и покажете.

На кровати

1) “Зернышко”. В.: лежа на спине, колени подтянуть к груди, обхватить их руками, сгруппироваться – перекаты вперед-назад, затем выпрямиться.

2) “Стебелек”. В.: лежа на спине, слегка помогая руками, сесть, руки потянуть вверх, в и. п.

3) “Почки-листочки”. В.; стоя на коленях, руки вместе, ладони соединить, имитация движений распускающихся листочков, почек.

4) “Цветочек вырастает”. В.: сидя на пятках, медленно встать на колени, руки поднять вверх, вернуться в и. п.

На полу

5) “Цветочек распускается”. И. п.: о. ст. В.: медленно поднять руки через стороны вверх, подняться на носки, в и. п. (руки округлить).

6) “Цветы дрожат на ветру”. В.: потряхивание кистями рук, пружинки – одновременно.

7) Легкий бег на месте, прыжки, танцевальные движения.

8) Упражнение на дыхание.

Гимнастики после сна “Маленькая колдунья”

Жила-была в маленькой пещере маленькая колдунья. (Просыпаемся и делаем из одеяла пещеру.)

Она жила одна, и ей было скучно. Тогда колдунья решила: “А приготовлю-ка я волшебное зелье, которое всех детей на земле усыпит. И пока они будут спать, я буду играть в их игрушки. Вот повеселюсь!” И однажды темной ночью колдунья собралась готовить колдовское усыпительное зелье.

Посмотрела, нет ли кого рядом, выбралась наружу. (Открываем один глазик, другой, высовываем голову.)

Сделала пещеру с помощью заклятья невидимой и отправилась за разным снадобьем. (Выбираемся из-под одеяла, расправляем его.)

“Темнота! Ничего не видно! Где же луна? Вот она! (Повороты головы вправо-влево, вверх-вниз.) Соберу-ка лунный свет, он в колдовстве очень нужен. (Тянемся вверх, встаем на цыпочки.) А теперь для зелья мне нужны травки. Эта травка для невидимости. Эта – для превращений. Эта – для того, чтобы летать. (Наклоны вперед. Берем травку, выпрямляемся, “кладем в карман”.) Без чего еще не сварить колдовской отвар? Без лягушек! На болото нужно идти.

Какая трясина! С кочки на кочку, чтобы не засосало. (Ходим “по кочкам”: это может быть скамеечка, на небольшом друг от друга расстоянии стулья, разложенные листки бумаги или пакеты.)

Где мои лягушечки? Сейчас поймаю! Ага! Еще одна! (Присев, прыгаем за лягушками, хлопая вытянутыми вперед руками.)

Ой, опять луна за тучку спряталась. Ничего где же лягушечки? Фу, все спрятались. И кочек болотных не видно. (Отжимание от пола. Если хватит сил, то упираемся только на пальцы ног и ладони либо на носочки, колени и ладони. Простой вариант: лежа на животе, поднимаем переднюю часть туловища.)

Болото меня засасывает! Нужно выбираться! (Высоко тем ноги, махи ногами.) Теперь пора бежать домой, варить отварчик колдовской. Мимо болота, мимо луга, травами богатого. В кухню колдовскую”. (Бег.)

На пол упала и захохотала. (Лежа на спине, болтаем руками и ногами, “едем на велосипеде” , перекатываемся на спине, обхватив руками колени. Усложнить: подъемы в сидячее положение, держась руками за живот.)


В современном обществе ребенок испытывает на себе целый комплекс неблагоприятных факторов: эмоциональные напряжения, информационные перегрузки, плохие экологические условия. В подобных условиях очень важно применять комплекс разнообразных средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья организма.
Одним из мероприятий, оказывающих благоприятное воздействие на здоровье организма, является физические упражнения после дневного сна. Помимо специфического влияния, облегчающего процесс перехода от состояния покоя к состоянию активного бодрствования, выполнение упражнений, увеличивает уровень общей физической активности ребенка.
Как и большинство воздействий на организм, физические упражнения после дневного сна полезна только при условии ее грамотного применения, которое учитывает специфику функционирования организма после сна, а также индивидуальные особенности ребенка.
Упражнения необходимы каждому ребенку для улучшения и поддержания нормального состояния здоровья.
Значение физических упражнений после дневного сна
Упражнения после дневного сна - одна из наиболее распространенных форм применения физкультуры. Зарядка состоит из комплекса физических упражнений умеренной нагрузки, охватывающих основную скелетную мускулатуру. Проводимая обычно после сна, зарядка тонизирует организм, повышая основные процессы жизнедеятельности (кровообращение, дыхание, обмен веществ и др.). Зарядка мобилизует внимание занимающихся, повышает дисциплину (прививает гигиенический навык заниматься). Зарядка обеспечивает постепенный переход организма от состояния покоя во время сна к его повседневному рабочему состоянию.
У детей, систематически занимающихся зарядкой, улучшается сон, аппетит, общее самочувствие, повышается работоспособность. Систематически проводимая зарядка служит хорошим средством укрепления здоровья.
Физические упражнения зарядки - простые и доступные для детей различной физической подготовленности и разного состояния здоровья - подбираются по определенному плану с учетом возраста, пола, состояния здоровья. Кроме гимнастических упражнений, в зарядку могут включаться умеренный бег (пробежка) или хождение по тропам здоровья.
Физическая зарядка оказывает огромное влияние на здоровье ребенка, на его самочувствие, работоспособность. Основные задачи, решаемые с помощью физических упражнений:
· Устранить некоторые последствия сна (отечности, вялость, сонливость и др.)
· Увеличить тонус нервной системы
· Усилить работу основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, системы желез внутренней секреции и других).
Решение этих задач позволяет плавно и одновременно быстро повысить умственную и физическую работоспособность организма и подготовить его к восприятию значительных физических и психических напряжений.
В результате грамотного выполнения комплекса упражнений создается оптимальная возбудимость нервной системы, улучшается работа сердца, увеличивается кровообращение и дыхание, что обеспечивает повышенную доставку питательных веществ и кислорода к клеткам. После хорошей зарядки исчезает чувство сонливости, вялости, слабости, повышается умственная и физическая работоспособность, активность, настроение и самочувствие.
Виды гимнастики:
Условно можно поделить на:
1 Разминка в постели и самомассаж
2 Гимнастика игрового характера -
3 Гимнастика с использованием тренажеров или спортивного комплекса
4 Пробежки по массажным дорожкам