Гипоксия новорожденного. Оценка состояния по шкале Апгар


В первую очередь у больного инсультом оцениваются жизненно важные функции: степень нарушения сознания, состояние сердечнососудистой и дыхательной систем. Во вторую очередь определяют степень нарушения мозговых функций и оценивают высшую нервную деятельность.

Оценка степени нарушения сознания

В 1974 году нейротравматологами из шотландского города Глазго была предложена довольно простая шкала для оценки состояния пациентов с черепно-мозговыми травмами. Оценочные критерии настолько получились удачными, что впоследствии данная шкала Глазго стала использоваться и для оценки состояния пациентов с различными типами инсультов.

Шкала Глазго оценивает состояние больного по трем признакам:

  • Открывание глаз :
    • Произвольное - 4 балла
    • Как реакция на голос - 3 балла
    • Как реакция на боль - 2 балла
    • Реакции нет - 1 балл
  • Речевая реакция и характер словесных ответов :
    • Больной ориентирован, быстрый и правильный ответ на заданный вопрос - 5 баллов
    • Больной дезориентирован, спутанная речь - 4 балла
    • Словесный бред, ответ по смыслу не соответствует вопросу - 3 балла
    • Нечленораздельные звуки в ответ на поставленный вопрос - 2 балла
    • Речь отсутствует - 1 балл
  • Двигательные реакции и активность :
    • Выполнение движений по команде - 6 баллов
    • Целесообразное движение в ответ на болевое раздражение - 5 баллов
    • Отдергивание конечности в ответ на болевое раздражение - 4 балла
    • Патологическое сгибание конечности в ответ на боль - 3 балла
    • Патологическое разгибание конечности в ответ на боль - 2 балла
    • Нет реакции - 1 балл

Все эти признаки оцениваются баллами (больший балл соответствует лучшему состоянию), после чего баллы суммируются, и по сумме баллов определяется уровень нарушения сознания. Чем больше сумма баллов, тем в более лучшем состоянии находится больной (меньше угнетено его сознание):

  • 15 баллов - полностью ясное сознание ;
  • 14-13 баллов - оглушение ;
  • 12-9 баллов - сопор ;
  • 8-4 баллов - кома (сумма менее 8 баллов говорит о непосредственной угрозе жизни пациента);
  • 3 балла - смерть головного мозга.

В России наряду со шкалой Глазго применяется классификация сознания по Коновалову :

  • Ясное сознание . Адекватное реагирование на окружающее, эквивалентное восприятие самого себя, полная сохранность всех функций с активным бодрствованием. При диагностировании: полная ориентировка, быстрое выполнение инструкций;
  • Оглушение . Снижение собственной активности, частичное выключение сознания с сохранностью словесного контакта, повышение порога восприятия всех внешних раздражителей. При диагностировании: частичная или полная дезориентировка в месте, времени и ситуации, сонливость, замедленное выполнение команд;
  • Сопор . Выключение сознания при отсутствии словесного контакта и сохранности координированных и защитных реакций на болевые раздражители. При диагностировании: выполнение словесных команд полностью отсутствует; координированные защитные движения на болевые раздражители;
  • Кома . Полное выключение сознания с тотальной утратой восприятия окружающей среды и самого себя с выраженными неврологическими и вегетативными нарушениями:
    • Кома 1-й степени. Нецеленаправленная реакция на болевой раздражитель; нескоординированные защитные движения;
    • Кома 2-й степени. Отсутствие защитных движений на болевой раздражитель.
    • Кома 3-й степени (запредельная кома). Дестабилизация дыхательной и сердечнососудистой систем.

При обширных поражениях головного мозга встречается состояние, называемое "синдромом запертого человека" , когда параличом полностью поражена вся двигательная мускулатура, за исключением мышц глаз. При этом пострадавший при полной неподвижности сохраняет способность мигать и совершать глазами движения вверх-вниз.

Оценка внешнего дыхания

При поражениях головного мозга может быть нарушен ритм, глубина и частота дыхания (патологическое дыхание или дыхание Чейн-Стокса ). У больного постепенно увеличиваются по глубине вдохи, при этом они чередуются с периодами поверхностного дыхания или кратковременными остановками дыхания. Частота дыхательных движений достигает 30 в минуту. При очень тяжелых поражениях головного мозга происходит полная остановка дыхания.

При оценке внешнего дыхания следует всегда помнить о том, что дыхание также может быть нарушено вследствие попадания содержимого желудка в дыхательные пути, в результате чего происходит полная или частичная их закупорка.

Оценка сердечнососудистой системы

Данный вид оценки заключается в измерении АД и определения частоты сердечных сокращений. Артериальное давление может быть как пониженным, так и повышенным; ритмичная работа сердца может быть нарушена вплоть до его полной остановки.

Общемозговая неврологическая оценка

Общемозговая симптоматика говорит о масштабах поражений нервной ткани головного мозга:

  • нарушение сознания;
  • субъективное ощущение затуманенности сознания;
  • головная боль;
  • шум в голове;
  • головокружение;
  • заложенность в ушах;
  • боль в глазах;
  • тошнота и рвота;
  • высокая температура.

При разрыве сосуда кровь может достигнуть мозговых оболочек. В этом случае появляются признаки раздражения мозговых оболочек (менингеальный синдром):

  • головная боль;
  • тошнота и рвота;
  • напряжение мышц затылка;
  • симптом Кернинга (автоматическое сгибание ноги в коленном суставе при сгибании ноги в тазобедренном суставе);
  • симптом Брудзинского (при сгибании вперед головы лежащего на спине пациента, происходит сгибание его ног).

Очаговые симптомы

  1. Нарушение чувствительности . Возникают ощущения без раздражителей (ползание мурашек, онемение, покалывание, чувство холода) на отдельных участках кожи лица и конечностей.
  2. Двигательные расстройства . Проявляются в виде параличей конечностей или частей конечностей, мышц мимической мускулатуры лица, языка. При тщательном неврологическом обследовании могут быть обнаружены изменения сухожильных и кожных рефлексов, появление патологических рефлексов. При параличе возможны автоматические движения - зевание, плачь, кашель, зеркальные движения конечностей (когда парализованная конечность повторяет движения здоровой конечности).
  3. Зрительные расстройства . Частичная или полная утрата зрения. При изучении нарушений зрения важно убедиться, что нет причин другого характера, влияющих на результат тестирования.

Нарушение высшей нервной деятельности

  1. Снижение памяти, концентрации внимания.
  2. Степень нарушения речевых функций (афазия).
  3. Выполнение сложных движений при отсутствии чувствительности и координации движений.
  4. Утрата способности узнавания знакомых предметов, запахов, цвета (зрительная агнозия, слуховая агнозия).
  5. Нарушение последовательности сложных движений при сохранении составляющих их элементарных движений (типа, пописал, но забыл штаны снять).
  6. Дезориентировка в собственном теле.

ВНИМАНИЕ! Информация, представленная сайте сайт носит справочный характер. Администрация сайта не несет ответственности за возможные негативные последствия в случае приема каких-либо лекарств или процедур без назначения врача!

Аргаяшский филиал ГБОУ СПО

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ПЕРЕЧЕНЬ МАНИПУЛЯЦИЙ

АЛГОРИТМЫ МАНИПУЛЯЦИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ

Дисциплина:

Специальность:

Перечень манипуляций по МДК 02.01. Сестринская помощь в педиатрии

1.Проведите оценку состояния новорожденного по шкале Апгар.

3.Выполните технику взвешивания ребёнка.

4.Проведите контрольное взвешивание ребёнку 8 мес.

5.Выполните процедуру закапывания капель в глаза ребёнку 3-х лет.

6.Выполните процедуру закапывания капель в уши ребёнку 3-х лет.

7.Выполните процедуру закапывания капель в нос ребёнку 3-х лет.

8.Проведите забор кала на КПФ

9. Произведите забор кала на яйца глистов.

10. Выполните соскоб на энтеробиоз различным способом

11.Произведите забор мочи у детей 1 -го года жизни,

12.Произведите разведение и постановку антибиотика ребёнку 1-го года в разовой дозе 300 тыс. ед.

13.Выполните технику взятия мазка из зева на BL

14. Выполните технику взятия мазка из носоглотки на менингококк,

15. Выполните технику физического охлаждения тела ребёнка.

16.Выполните обработку волосистой части головы при выявлении педикулёза.

17.Продемонстрируйте технику оксигенотерапии ребёнку различными методами.

18. Выполните очистительную клизму ребёнку 7 лет.

19. Выполните согревающий компресс на ухо ребёнку 1 года.

20.Проведите технику измерения окружности головы ребёнку 10 мес.

21.Проведите технику измерения окружности груди ребёнку 10 мес.

22. Продемонстрируйте технику проведения гигиенической ванны ребёнку 1 года, 23.Продемонстрируйте технику подмывания грудных детей.

24. Продемонстрируйте технику измерения роста у детей первого года жизни.

25.Продемонстрируйте технику постановки газоотводной трубки.

26.Продемонстрируйте технику обработки глаз у новорожденного.

27.Продемонстрируйте технику туалета носовых ходов у новорожденного ребёнка.

28.Продемонстрируйте технику туалета ушных ходов у новорожденного ребёнка.



29.Продемонстрируйте технику согревания новорожденного ребёнка.

30.Продемонстрируйте технику пеленания ребёнка грудного возраста.

Оценка новорожденного по шкале Апгар

Состояние малыша, который только что появился на свет, оценивают по следующим показателям:

  • дыханию,
  • сердцебиению,
  • мышечному тонусу,
  • рефлексам и цвету кожных покровов.

Рассмотрим же каждый из основных показателей, за которыми наблюдают врачи, оценивая состояние малыша по системе Апгар.

1. Дыхание малыша. Новорожденный может делать до 40–45 дыхательных движений в минуту. Такая активная работа дыхательной системы оценивается по максимуму - 2 балла. При этом едва появившись на свет малыш громко кричит. Это говорит о хорошей работе легких. Если же кроха только плачет, но не кричит, а его голосок дрожит и дыхание медленное - врач ставит 1 балл за работу дыхательной системы. Если малыш не дышит и не издает никаких звуков - ставится 0 баллов.

2. Сердцебиение. У малыша, только появившегося на свет, сердце бьется очень быстро, ведь роды - это тяжелая работа не только для мамочки, но и для младенца, который торопится увидеть этот мир! Сердце крохи в момент рождения делает до 130–140 ударов в минуту. Если частота сердцебиения свыше 100 ударов в минуту - работе сердца дают 2 балла. Если же крохе не хватало кислорода в утробе, либо поступление кислорода было нарушено во время тяжелых родов - малыш дышит медленно и частота его сердцебиения не высока. Врачи ставит 1 балл. Если же пульс отсутствует - работа сердца получает 0 баллов.

3. Мышечный тонус. Как правило, у новорожденных повышен тонус мышц. Это связано с тем, что на протяжении длительного времени, 9 месяцев, ребенок находился в единственно возможной позе - его голова была приведена к груди, руки согнуты в локтях, пальчики сжаты в кулачки, а ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Поэтому после появления на свет, когда необходимость сохранять позу эмбриона отпадает и ребенок обретает долгожданную свободу - движения его очень хаотичны, очень резки. Ребенок размахивает руками и дергает ножками. Такая двигательная активность говорит о нормальном состоянии мышечного тонуса и оценивается в 2 балла. Если же и после появления на свет, ноги и руки малыша согнуты, а движения редкие и медленные - врач ставит 1 балл. Если малыш совсем не двигается - 0 баллов.

4. Рефлексы. С самого рождения у крохи начинают работать безусловные рефлексы. Такие как крик или первый вдох. Если основные безусловные рефлексы проявляются сразу - это 2 балла. В том случае когда рефлексы вызваны специалистами, но не сразу - 1 балл. Если же рефлексов у малыша нет - 0 баллов.

5. Цвет кожных покровов. У новорожденного в идеале цвет кожи должен быть от бледно розового до ярко розового. Это говорит о нормальной циркуляции крови. При этом врач оценивает и цвет слизистых оболочек рта, губ, ладони и подошвы ног. Если у малыша цвет ножек и ручек слегка синюшный - ставится 1 балл. Если же все тело младенца равномерно бледное или синюшное - 0 баллов.

Оценку по шкале Апгар в первые секунды жизни малыша врач должен сделать очень быстро, буквально за несколько секунд, ведь от этого может зависеть и жизнь младенца. Так, состояние детей, которые набирают от 7 до 10 баллов считается хорошим, или даже отличным, деткам с такой оценкой нужен лишь обычный уход. Тем, кто набрал от 4 до 6 баллов - могут потребоваться некоторые реанимационные процедуры. Если же результат ниже 4 баллов - малышу необходимо экстренное оказание медицинской помощи.

В медицинской литературе система оценки состояния ребенка по шкале Апгар приведена в виде довольно простой таблицы, которая все расставляет по своим местам:

Критерии для оценки по шкале Апгар 0 баллов 1 балл 2 балла
Окраска кожного покрова Бледность или цианоз (синюшная окраска) Розовая окраска тела и синюшная окраска конечностей (акроцианоз) Розовая окраска всего тела и конечностей
Частота сердцебиений за 1 минуту Отсутствует <100 >100
Рефлекторная возбудимость (реакция малыша на введение носового катетера) Не реагирует Реакция слабо выражена (гримаса, движение Реакция в виде движения, кашля, чиханья, громкого крика
Мышечный тонус Отсутствует, конечности свисают Снижен, некоторое сгибание конечностей Выражены активные движения
Дыхание Отсутствует Нерегулярное, крик слабый Нормальное, крик громкий

В зависимости от количества баллов, которые даны малышу при рождении, можно оценить его общее состояние на момент появления на свет:

10-7 баллов - оптимальное состояние.

5-6 баллов - легкие отклонения в состоянии малыша.

3-4 балла - средние отклонения в состоянии малыша.

0-2 балла - серьезные отклонения в состоянии крохи.

Оценка физического развития ребенка по центильным таблицам

. Гипоксия - нарушение газообмена, ведущее к различным метаболическим нарушениям. Причины и патогенез: 1.Недостаток кислорода у матери – предплацентарные причины (ЭГП, гестоз, хроническая инфекция), 2.ФПН - плацентарные причины (ЭГП, ПОНРП, инфекция, предлежание плаценты, преждевременное старение плаценты), 3.Постплацентарные причины – инфекции, травмы плода, обвитие пуповиной, выпадение пуповину, гемолитическая болезнь). По механизму: циркуляторная, смешанная, гипоксическая, гемическая, тканевая.Принципы лечения. 1.При легкой степени гипоксии – консервативное лечение при беременности. 2.При гипоксии средней и тяжелой степени – срочное родоразрешение (КС). По ЧСС – это поздний признак гипоксии.Внутриутроб. гипоксия. дистресс плода. 2 вида. 1. развивается при бер-ти с хрон. нару-шениями обмена м-ду матерью и плодом, усиливающаяся в родах (при этом задержка роста, изм-я в амниотич. ж-ти). Это при диабете матери, гестозы, хр АГ, НК II, гемолиич. б-нь плода, многоплодие, анат. аномалии плаценты, краевое прикрепл. пуповины, пере-ношенность. 2. без пр-ков хр. нарушения обмена. В рез-те стимуляции родовой деятель-ности, анестезия, при лежании ж. на спине (с-м сдавления ниж. полой вены), ПОНРП, узел пуповины. Клиника : густой меконий, стойкие децелерации, продолжительная бради-кардия, изм-я pH крови, взятой из головки плода, после токолитиков нет улучшения. Лечение : немедл. родоразрешение ч-з вагину или Кесарь, но пока готовится операцион-ная - реанимация (изм-я положения матери, О2, гидратация матери для ­ОЦК, релакса-ция матки, амниоинфузия). Релаксация - стимуляцию матки прекратить, вводить токоли-тики (партусистен 160-320 кап/мин. 5мг на 500 мл в/в. Можно гинипрал, бриканил). Апгар. в 1 и 5 минуту. С\б (0б-нет, 1б <120/мин, 2б - 120-160), дых (0б - нет, 1б - редко, единичные, 2б - 40-60 в мин), рефлексы (0-нет, 2-гримаса или движения, 3-движения и громкий крик), тонус м-ц (0 - нет, 1 - снижен, 2 - активные движения), окраска кожи (0 - белая, цианотичная, 1 - розовая, кон-ти синие, 2 - розовая). ОК - 7-10 баллов, Асфиксичные 5-6, клин. смерть - 0. Асфиксия новорожденного. после рождения дыхание у ребенка отсут-т или нерегуляр-ное в виде отдель. судорож. или поверхност. дых. движений при наличии с/б.

Задача: Повторнородящая 30 лет. Произошли срочные роды, вес плода 4600 г. Через 10 минут отделилась плацента. Выделившийся послед цел, матка хорошо сократилась. Сразу после рождения ребенка началось кровотечение алой кровью, струйкой. Кровопотеря составила 300 мл.Диагноз? Что делать?

Билет 18.

1. Влияние неблагоприятных факторов на плод. Эмбрио- и фетопатии .


Повреждающие факторы на плод .1) Биологические (состояние макроорганизма)-экстрагенитальные болезни, вирусные, острые и хронические в стадии обострения инфекции, вирус каревой краснухи;2) Экологические факторы – загрязнение воды, воздуха, работа на вредных предприятиях и тд.; 3) Социально – бытовые – курение, наркомания, алкоголизм, тяжёлый физический труд, эмоциональные проблемы; 4) Приём лекарственных препаратов. Принципы : а) назначение, только тогда, когда это необходимо; б) после 8 или 12 недель. Эмбриопатия-поздние сроки, фетопатии – более ранние.

2. Понятие о клинически узком тазе. Прогнозирование клиничес­ки узкого таза.

Клинич. узкий таз – несоответствие размеров таза и плода. Проба Гисса-Мюллера : в период раскрытия 5-6 см на высоте схватки одну ладонь помещают на дно матки, а другой рукой проводят влаг. исслед. – оценивают происходит ли вставление головки в полость малого таза. Критерии : DS ставится в конце 1 периода при полном раскрытии маточ. зева и при отсутствии плодного пузыря, признак Вастена (после отхождения вод и фиксации головки во входе в малый таз ладонь положить на поверх-ть симфиза и скользить вверх, на область предлежащей головки. Если головка находится выше плоскости симфиза, то есть несоответствие м-ду головкой и тазом), признакЦангемейстера (Ж на боку, тазомером измеряют наружную конъюгату, затем переднюю пуговку тазомера перемещают с симфиза на выдающуюся часть головки плода, если этот размер больше конъюгаты, то есть несоот-вие м-ду головкой и тазом) Тактика – кесарево сечение. Причины . Крупный плод, таз – либо N, либо суженный. Прогнозирование – УЗИ.

Как только малыш появляется на свет, он проходит первый в своей жизни блиц-тест на самостоятельность, Строгие экзаменаторы — врачи, которые выставляют оценки по шкале Апгар и заносят их в "дневник" ребенка — выписку для детской поликлиники.

На первый взгляд результаты тестирования выглядят довольно странно — 6/8, 7/9, 8/9... Давайте разбираться вместе, что они означают. Для этого нужно понять, что вообще такое — эта загадочная шкала Апгар?

Еще в 1952 году известный врач-анестезиолог, американка Вирджиния Апгар разработала особую систему оценки состояния новорожденных. Каждая из букв теста APGAR соответствует определенной функции организма:

А (appearance) — цвет кожи
Р (pulse) — пульс
G (grimace) — гримасы
А (aсtivity) — активность
R (respiration) — дыхание

Тестирование по шкале Апгар — это система быстрой оценки состояния новорожденного и определения необходимости реанимационных мероприятий. Тест — суммарный анализ по пяти критериям: окраске кожного покрова, частоте сердцебиений, рефлекторной возбудимости, дыханию и мышечному тонусу. По каждому пункту крохе ставят оценку от 0 до 2. Потом результаты суммируются, и выставляется общая оценка от 0 до 10 баллов.

Оценка на глаз

Кроха появился на свет, громко закричал, активно заработал ручками и ножками — это верные 2 балла. Если начал гримасничать, но дышит неравномерно — 1 балл. Конечно, существуют более точные показатели состояния новорожденного (например, напряжение кислорода в пуповинной крови). Но чтобы это определить, нужно провести специальный анализ. А шкала Апгар дает возможность довольно точно оценить состояние малыша невооруженным глазом. Причем оценить в первые минуты рождения, что очень важно. Зачастую помощь крохе нужно оказать незамедлительно, и времени на дополнительные исследования просто нет.

Опытному врачу нужно всего 40-60 секунд для проведения теста, то есть он практически молниеносно может определить состояние крохи. Если малыш набрал низкий балл, он срочно нуждается во врачебной помощи. Однако результаты теста могут меняться. Для этого его проводят как минимум два раза — на 1-й и 5-й минутах после рождения (отсюда и двойная оценка: к примеру, на перовой минуте 6, на второй 9, получается 6/9). Часто случается так, что на 1 -й минуте малыш получает очень низкую оценку. Но после проведения реанимационных процедур он набирает необходимые баллы. Просто малышу понадобилось время и помощь, чтобы адаптироваться к новым, непривычным для него условиям. Если во время второго тестирования, то есть на 5-й минуте, оценка по шкале Апгар меньше 7 баллов, кроху будут тестировать повторно каждые 5 минут в течение последующих 20 минут и одновременно проводить необходимые процедуры.

Шкала Апгар: что тестируем?

Оценка "Отлично"

10-9 баллов — кроха здоров, все системы организма включились вовремя, и новорожденный не нуждается во врачебной помощи.

Оценка "Хорошо"

8-7 баллов — малыш сдал экзамен, особых причин для волнения у врачей нет (малыш перенес острое кислородное голодание, но потом его состояние стабилизировалось).

Оценка "Удовлетворительно"

6-5 — положение не очень хорошее, малыша, скорее всего, поместят в детское отделение интенсивной терапии под наблюдение медсестер. Здесь проведут мониторинг жизненно важных функций организма. К маме кроху принесут, когда все системы организма начнут работать стабильно.

Оценка "Плохо"

4-0 баллов — новорожденный нуждается в экстренной помощи, нужно срочно принимать реанимационные меры (так как существует опасность для жизни ребенка).

0 баллов 1 балл 2 балла
Цвет кожи Чрезмерная бледность или синюшность Тело розовое, конечности синюшные Розовое тело и конечности
Число сердечно-сосудистых сокращений Сердцебиение отсутствует Менее 100 сердцебиение в 2 мин 100 и более сердцебиение в 1 мин
Рефлекторная возбудимость (реакция на откачивания слизи) Нет реакции Недовольная гримаса, слабые движения Кашель, чихание, громкий крик
Мышечный тонус Отсутствует, тельце расслаблено, конечности свисают Тонус снижен, конечности сгибаются Выражение лица: сжался в комок, ручки и ножки согнуты
Наличие самостоятельного дыхания Не дышит Нерегулярные единичные вдохи, крик слабый Нормальное дыхание, крик громкий

Отличники и хорошисты

10 баллов на первой минуте получают только 15% новорожденных. Большинству малышей требуется некоторое время, чтобы все системы организма заработали в полную силу вне тела мамы.

Пограничная оценка — 7 баллов. В таком случае очень многое зависит от профессионализма докторов и от того, как кроха адаптируется к новым условиям. Первая оценка указывает на объем необходимой помощи, которую надо оказать младенцу. Но это никак не показатель дальнейшего развития крохи. А вот вторая оценка уже может предсказать проблемы со здоровьем. Поэтому, если вторая оценка низкая, первый год жизни кроха будет наблюдаться у невролога. Чем ниже вторая оценка, тем выше вероятность поражения центральной нервной системы. Как правило, низкая оценка связана с тем, что малыш испытал кислородное голодание, то есть находился в состоянии гипоксии (хронической гипоксии — кислородного голодания во время беременности и острой гипоксии -кислородного голодания во время родов). У недоношенных детишек оценка зачастую ниже, чем у тех, кто родился в положенный срок.

Шкала Апгар дает возможность довольно точно оценить состояние малыша невооруженным глазом, причем в первые минуты рождения.

Спокойствие, только спокойствие!

Оценки по шкале Апгар заносят в выписку для детской поликлиники, которую выдают на руки. Многие родители пугаются, увидев, что малыш не выбился сразу в "отличники", и его оценка слишком низкая. Помните, она не имеет никакого отношения к интеллектуальному потенциалу ребенка, а только определяет состояние крохи сразу . Страхи родителей порой чрезмерно велики. Да, такому малышу потребуется больше внимания, возможно, придется пройти больше курсов массажа и заниматься с ним лечебной гимнастикой. Но это же не так сложно! Последние исследования врачей подтверждают, что большинство таких малышей вырастают вполне здоровыми. В последние годы возникает много споров о том, насколько объективна система Апгар. Так, психологи утверждают, что каждый малыш уже с рождения имеет свой характер и темперамент. Очевидно, что более пассивный от рождения кроха не будет активно двигаться и громко кричать, и это совершенно не означает, что он болен. Будущие тихони, скорее всего лишь, похнычут и быстро успокоятся. А забияки и смельчаки громко закричат сразу же, как только появятся на свет. Кстати, сама Вирджиния Апгар также называла свою систему довольно условной. Так что поднимать панику из-за низких показателей преждевременно.

Оценки по шкале Апгар вместе с ростом и весом — первые и самые значимые в жизни вашего крохи. В течение первого года жизни малыша врачи будут спрашивать маму, с какой оценкой по шкале Апгар он родился. Так что выучите назубок эти две цифры и не забывайте: кем бы ни был ваш малыш — отличником или троечником — он очень нуждается в вашей заботе и любви. Их много не бывает.

Комментировать статью "Первый экзамен: оценка по шкале Апгар"

Спасибо! Очень хорошая статья - все по полочкам. Мне еще не попадалась такая подробная информация про оценку АПГАР. У меня первый ребенок родился 4\6 баллов - чуть не задохнулся во время родов. Когда наша педиатр увидела эту оценку, она сразу спросила - почему не дышал и мне долго было интересно, как она сразу поняла, что низкая оценка была именно из-за дыхания.

Всего 1 сообщение .

Еще по теме "Хорошая оценка состояния новорожденного по шкале Апгар":

У ребенка в мед.карте нет данных о школе Апгар. Это очень важно знать при принятии решения об усыновлении?

Че то я темная видать совсем... читаю в отчетах все время про этого мифического Апгар....девочки, а расскажите мне что это значит?

Первый экзамен: оценка по шкале Апгар. Лехе поставили 8/9. Я сама потом с таблицей сравнила, так там явноне больше 7 было... шкала Апгар. Уход и воспитание ребенка до года: питание, болезни, развитие. шкала Апгар. девочки, у кого какие баллы были? интересно, и...

Первый экзамен: оценка по шкале Апгар. Очевидно, что более пассивный от рождения кроха не будет активно двигаться и громко кричать, и это совершенно не означает, что он болен. Так что выучите назубок эти две цифры и не забывайте: кем бы ни был ваш малыш...

Первый экзамен: оценка по шкале Апгар. 10 баллов на первой минуте получают только 15% новорожденных. Большинству малышей требуется некоторое время, чтобы все системы организма заработали в полную силу вне тела мамы. Пограничная оценка - 7 баллов.

Первый экзамен: оценка по шкале Апгар. Еще в 1952 году известный врач-анестезиолог, американка Вирджиния Апгар разработала особую Каждая из букв теста APGAR соответствует определенной функции организма.

девочки, у кого какие баллы были? интересно, и ставят ли 10/10

Шкала Апгар - оценка состояния новорожденного, хорошая оценка по шкале Апгар. Как подсчитывают баллы? С тех пор состояние здоровья новорожденного оценивается по пяти показателям: дыханию, сердцебиению, мышечному тонусу, рефлексам и цвету кожных покровов.

Ну, то что я дура, знают здесь почти все. Девчонки, помогите. Я прочитала обсуждение, что асфиксия и гипоксия в родах влияют на задержки в развитии, аутизм и т.д. У нас по Апгару 7-8, заорал сразу. В стаье написано 8-10 норма, 5-6 средняя гипоксия, 1-4 тяжелая. А семерка - это норма или все-таки гипоксия. А у вас какие баллы Апгар?

Первый экзамен: оценка по шкале Апгар. Что такое " оценка по Апгар "? Версия для печати. 4,4 5 (43 оценок) Оценить статью. Каждая из букв теста APGAR соответствует определенной функции организма.

а что это значит?

Обследование состояния ребёнка по шкале Апгар: проверяется частота Состояние новорожденного оценивается как " хорошее " если 8-10 баллов, удовлетворит. Это лишь оценка состояния НОВОРОЖДЕННОГО. Порой реанимированные дети в будущем покажут...

Мамочки! Какие вам баллы по Апгар ставили?Хочу с нашими сравнить

5 по шкале Апгар, это очень плохо? Подруге сейчас сделали экстренное кесарево, волнуемся. У кого-нибудь было столько?

Интересно, а оценку 10/10 по Апгар кому-нибудь ставят? Или наши роддома таких здоровых детей не видят никогда? И еще,эту оценку сразу объявляют или надо самим спрашивать потом?

К сожалению, эти роды прошли у нас не слишком удачно. У ребенка была асфиксия, 5/7 баллов по Апгар. Пуповина оказалась слишком короткой и туго на шее, были сложности. Интересно пообщаться с теми, у кого было нечто подобное. Что вам говорили врачи по поводу последствий, куда смотрели и т.д.? Как развиваются ваши детки, есть ли предсказанные последствия, как вы с ними боретесь?

Девочки, объясните пожалуйста поподробнее - что такое 10 баллов по Апгар!

Шкала Апгар. IЧастота сердцебиений: пульс отсутствует --- 0 Замедление (менее 100 в 1 мин) 1 Более 100 в 1 мин 2 II Дыхательные движения Отсутствуют 0 Редкие, нерегулярные 1 Шкала Апгар - оценка состояния новорожденного, хорошая оценка по шкале Апгар.

Методика, которая предназначена для определения основных признаков, характеризующих состояние новорожденного, была предложена Вирджинией Апгар. К педиатрии она имела косвенное отношение, так как по специальности была врачом-анестезиологом. Несмотря на это, ей удалось разработать универсальный способ оценки самых важных признаков младенца, который получил ее имя - шкала Апгар.

На тот момент стоял вопрос о необходимости поиска стандартизированного подхода в решении задачи, касающейся необходимости реанимационных мероприятий. Особенно это касается возможности восстановления дыхательной функции.

Идея доктора Апгар заключается в применении той же оценки, но в динамике, что позволяет дать адекватную оценку оказанной малышу помощи.

Шкала, предложенная Апгар, включает в себя 5 признаков, каждый из которых определяется два раза - после первой и пятой минуты с момента рождения. Даже интуитивно понятно, что нормой по шкале Апгар является большее число баллов.

Если новорожденный выдержал свой первый экзамен по критериям этой методики, то оценивание завершается. При показателях ниже семи, ведется дальнейшее наблюдение. Врач отслеживает состояние крохи каждые пять минут, то есть на 10, 15 и даже 20 минуте.

Каждый критерий оценивается баллами, а шкала Апгар для новорожденных представлена в виде таблицы. При их суммировании получается цифра, по которой судят о здоровье ребенка.

Как правило, достаточно провести оценивание по завершении 1-й и 5-й минуты жизни. При наличии проблем у малыша, требуется проведение дополнительного оценивания.

Показатели состояния новорожденного

Основными критериями, которые характеризуют состояние новорожденного, приняты следующие.

Дыхание

Максимальной оценки заслуживает дыхательная деятельность, если число движений при дыхании составляет 40-45 в минуту, а также если с появлением на свет слышен громкий крик малыша.

Если при рождении он способен плакать, но при этом не кричит, а слышно дрожание голоса и наблюдаются медленные дыхательные движения, то ставится оценка в 1 балл. При критической ситуации, когда дыхание отсутствует и кроха не издает никаких звуков, количество балов равно нулю.

Частота биения сердца

При появлении из чрева матери сердечко малыша должно биться часто, так как наравне с мамой ему пришлось потрудиться. Оценка в два балла ставится при частоте сердцебиения равной 130-140 ударов в минуту. Принято считать, что частота сердцебиения более 100 ударов в минуту заслуживает максимального числа баллов.

Если при внутриутробном развитии поступление кислорода было недостаточное, то наблюдается замедленное дыхание, а сердце бьется несколько реже, чем при норме. Оценка составляет в этом случае 1 балл.

При отсутствии пульса, если сердечная деятельность находится на неудовлетворительном уровне, баллы не насчитываются.

Мышечный тонус

Чаще всего новорожденные имеют повышенный тонус. Это объясняется пребыванием в чреве матери в единственно возможной позе. В результате этого при появлении на свет у малыша появляется свобода, и он производит хаотичные резкие движения, что свидетельствует об удовлетворительном тонусе мускулатуры.

Если ребенок держит конечности в согнутом состоянии и осуществляет движения только изредка, то ставится оценка в 1 балл. При отсутствии движений вовсе оценка - 0 баллов.

Рефлексы

У новорожденного сразу же срабатывают безусловные рефлексы, поэтому он кричит или делает свой первый вдох. При их проявлении сразу же, оценка - 2 балла. Если пришлось оказывать помощь и рефлексы появились не сразу, то ставят 1 балл. В худшем случае рефлексы отсутствуют - оценка 0 баллов.

Цвет кожи

В идеальном случае, когда ставится оценка 2 балла, цвет кожных покровов крохи бывает разных оттенков розового. Этот факт свидетельствует о нормальном состоянии кровообращения.

Кроме этого, осматривается слизистая рта, губы, ладошки и ступни. Если наблюдается небольшая синюшность, то ставят 1 балл. Если ребенок имеет бледный или синюшный цвет тела, то оценка неудовлетворительная.

Оценивание новорожденного с использованием шкалы Апгар должно производиться врачом очень быстро, так как промедление может стоить очень дорого.

При сумме баллов, равной 7 и более, здоровье малыша оценивается как хорошее, и он не требует особого ухода. При 4-6 баллах не исключается необходимость в проведении реанимационных мероприятий. Суммарная оценка ниже 4-х требует неотложных действий по спасению жизни младенца.

Шкала Апгар для новорожденных представлена в таблице

Оцениваемый параметр Шкала оценки
0 баллов 1 балл 2 балла
Окраска кожи Практически весь кожный покров имеет бледный или синюшный цвет Поверхность тела имеет преимущественно розовую окраску, конечности — синюшную Вся поверхность тела имеет розовую окраску
Пульс Отсутствует Меньше 100 Больше 100
Рефлекторная возбудимость Отсутствие реакции на введение носового катетера Слабовыраженная реакция на введение носового катетера Четкая реакция на введение носового катетера: движение, кашель, чихание
Тонус мышц Отсутствует, конечности свисают Тонус понижен, однако наблюдается слабовыраженное сгибание конечностей Выражены активные движения
Дыхание Отсутствует Прерывистое дыхание, слабый крик Нормальное дыхание, громкий крик

Как интерпретировать сумму баллов

Рассмотрим вначале наилучший вариант, когда ставят максимальную оценку в 2 по всем признакам шкалы Апгар. Для получения такой оценки новорожденный должен самостоятельно дышать, при этом не важно, как он это делает, хорошо или плохо. Важно, чтобы он дышал.

Сердце при такой оценке должно иметь частоту биений более 100 ударов в минуту, а ручки и ножки согнуты. При этом малыш активно кричит, чихает, откликается движениями на различные манипуляции, а кожа его здорового розового цвета.

При самостоятельном, но нерегулярном дыхании, дается средняя оценка по шкале Апгар. При этом сердцебиение прослушивается, но оно бьется с частотой менее 100 ударов в минуту, а кисти и стопы синюшного оттенка, но лицо и тело имеют розовый цвет.

В этом случае реакции при различных манипуляциях выражается неактивными гримасами, а конечности - немного согнуты.

В худшем варианте баллы не прибавляются, что говорит о том, что кроха не дышит, а биение сердечка не выслушивается, и поза не характерна для нормального состояния здоровья (поза лягушки). Кроме этого, наблюдается полное отсутствие реакций на действия, и кожа приобрела синюшность (тотальный цианоз).

При сложении числа всех поставленных баллов по каждому критерию получается оценка по шкале Апгар.

Для наглядности рассмотрим пример. Предположим, что новорожденный появился в трудных родах. При завершении первой минуты жизни дыхание оказалось слабым и нерегулярным. При прослушивании сердцебиения выяснили, что его звук приглушен, а частота составляет 120 ударов в минуту.

Крошка находится в позе полуфлексии, а когда при чистке носика и рта он начал гримасничать, получил по этому показателю 1 балл. При этом имеет место синюшный цвет тела ребенка. При сложении цифр поставленных балов получаем сумму равную 5 баллам по шкале Апгар.

Врачами были предприняты действия по реанимации, и при завершении пятой минуты жизни ребенок стал регулярно дышать, начал кричать, а сердце стало биться с частотой в 150 ударов в минуту.

Реакции на действия стали активными, ребенок чихает, но прежняя поза не изменилась. Цвет тельца и личика новорожденного стал розовым, однако синюшность кистей и стоп прошла не полностью. При последовательном оценивании всех признаков получается 8 баллов по шкале Апгар.

Эта информация представляет ценность для врачей в плане возможности оценки состояния здоровья новорожденного с течением времени, то есть в динамике. Если величина цифры становится выше, то процесс адаптации ребенка идет нормальным образом, а те действия, которые осуществляют медицинские работники, дают положительный эффект.

Если быть точными, то непосредственной связи проводимых действий по реанимации и шкалой Апгар нет. Перед неонатологом стоят две основные задачи: восстановить адекватное дыхание и стабилизировать сердцебиение.

При этом, используя шкалу Апгар, можно прогнозировать вероятные патологии. Например, исследования показали, что имеется связь между невысокими оценками, согласно этой методике, и частотой возникающих нарушений невротического характера в дальнейшей жизни ребенка.

Принято считать, что по шкале Апгар для новорожденных норма составляет 7 баллов и больше. Как это ни странно звучит для дилетантов в области педиатрии, но высший балл, равный 10, получить на первой минуте жизни невозможно.

Если даже ребенок здоров, то на первых минутах жизни кисти и стопы новорожденного имеют синюшный цвет. Таким образом, этот ребенок может получить не более 9 баллов по шкале Апгар. Однако утверждать, что он не здоров, будет неверно.

Подобную ситуацию можно наблюдать при сумме в 7 баллов по шкале Апгар при оценке трех признаков на средний балл. Например, пусть это будет касаться цвета кожи, тонуса мышц и рефлекторных реакций. В этом случае врач-неонатолог судит по такой оценке о состоянии ребенка, как о совершенно нормальном.

Примеры

Для более глубокого понимания приводим несколько примеров оценки состояния здоровья новорожденного, которое определяется в зависимости от суммы баллов по шкале Апгар:

  • 3-3 - малыш находится в критическом состоянии;
  • 5-6 - необходимо пристальное наблюдение;
  • 6-7, 7-8 - состояние здоровья находится на среднем уровне, тщательное наблюдение не требуется;
  • 8-8 - показатели здоровья крохи находятся на уровне выше среднего;
  • 8-9, 9-9, 9-10 - считается хорошим состоянием;
  • 10-10 - в медицинской практике не встречается.

Не следует принимать близко к сердцу наличие какого-либо показателя, отличающегося от нормы и оценки ниже 7-7 по шкале Апгар. Эти цифры не могут говорить о присутствии патологии или, еще хуже, инвалидности.

При появлении на свет крохи, баллы играют определенную роль, но на дальнейшее будущее ребенка не оказывают никакого влияния. Для иллюстрации положения дел можно представить себе, что врач на приеме интересуется оценкой по шкале Апгар, так как ребенок часто подхватывает простуду.

Данный показатель важен только в момент рождения и необходим в некоторых ситуациях на протяжении первого года жизни. Спустя некоторое время эти цифры останутся историей, как рост и вес новорожденного.

Полезное видео о процедурах с новорожденным после родов

Мне нравится!