И состоявшихся людей которые просто. Воспитательный час:"Вверх по лестнице жизни"

Наибольшие трудности возникают, когда нужно перейти от культурно-типологических черт личности Бетанкура к его индивидуально­сти. В чем видится, говоря словами Пушкина, “лица необщее выраженье”? Конкретно-биографические сведения о Бетанкуре скудны, но все-таки можно указать на главный вектор развития его личности. Эвристи­ческие возможности для этого предоставляет эпигенетическая теория Эрика Эриксона.

Главная идея Эриксона состоит в том, что личность на каждом возрастном этапе переживает кризис, который может разрешиться как ус­пешно, так и неудачно. В первом случае умножаются возможности лично­стного роста, во втором – возникают серьезные затруднения. В детстве че­ловек определяется в своих глобальных установках на мир и на себя. В благоприятных условиях личность обретает доверие к миру и к себе, ста­новится активной, инициативной, расположенной к творчеству. В случае неудачного развития личность опасается враждебных действий извне, со­мневается в своих возможностях, теряет активность и инициативность, об­ретает чувство неполноценности. В “смешанном варианте” создается соче­тание удачных и неудачных результатов выхода из кризисов возраста.

По воспоминаниям современников, Бетанкур был оптимистичен, отличался добротой и легко шел на контакт с людьми. Известно, что в детстве Бетан­кура учил его отец – подполковник, знающий инженерное дело. Судя по письму 31-летнего Бетанкура родителям, он с удовольствием делился с ними как техническими замыслами, так и своими успехами. Он пи­шет о созданной им драге, что это “машина, приводимая в движение вет­ром и служащая для обезвоживания болотистых почв. Она очень понрави­лась всем гидравликам, которые ее видели, и была ими апробирована" (Б, 25). Здесь явно чувствуется и привязанность к родителям, и духовное род­ство с ними. Важным аспектом роста личностной активности является стремление человека овладевать культурными “языками”: иностранной ре­чью, математикой, танцами, живописью и т.п. Это закладывается в дет­стве (до восьми лет). Известно, что уже в ранние годы Бетанкур освоил англий­ский и французский языки, проявил интерес к рисованию. В моло­дые годы он посещал рисовальный класс Академии изящных искусств в Мад­риде. Да и к науке Бетанкур подходил с универсальным интересом: как ма­тематик, механик, химик. Спектр научных и технических открытий Бетан­кура чрезвычайно широк: от создания шкалы для термометра до раз­ра­ботки технологии производства бумаги для ассигнаций.

В юношеские годы важным моментом является ясное определение себя как личности (формирование чувства идентичности, тождественности себе). При успешном контакте со сверстниками у человека созревает чет­кий Я-образ, обеспечивающий устойчивость поведенческих программ. При обнаружении той или иной слабости физического или психологиче­ского свойства в нормальных условиях действует указанный А.Адлером меха­низм компенсации. Бетанкур был невысокого роста, что, возможно, и тревожило его. Но скомпенсировал он это легкое упущение природы общительностью и приветливостью. Бетанкур – отчетливый экстраверт, он активно ищет контакты с окружающими. Бетанкур похож на Моцарта – своего великого современника. Он переполнен научными идеями и щедр на их воплощение. По характеру – веселый, добродушный, терпимый к слабостям людей, но не приемлющий подлости. Открыт, контактен, стремится соединять людей в общем деле. Любопытно, что большинство своих дел он свершает в паре с кем-либо из подходящих для ситуации лю­дей: свое первое изобретение (прядильный станок) Бетанкур делает вместе с сестрой; знаменитый учебник пишет с Ланцем; усовершенствует меха­низм часов вместе с Бреге; при постройке Московского манежа сотрудни­чает с Бове; Нижегородскую ярмарку обустраивает с Монферраном. Бе­танкур готов знакомиться с интересными людьми, знакомить их между со­бой, соединять их в интересных начинаниях. Колоритную картину в своих воспоминаниях создает английский инженер Смайльс, знавший Бе­танкура в годы его пребывания в Лондоне в конце 1880-х гг.:



“Случалось, что Бетанкур, совершая свою ежедневную прогулку, обыкновенно ходил мимо небольшой мастерской Модсли в Уэльс-стрите и, будучи сам токарем, с любопытством рассматривал разные вещи, вы­став­ляемые время от времени в окне мастерской молодого механика. Од­нажды в окне был выставлен такой превосходный метчик, что Бетанкур вошел в мастерскую, чтобы расспросить Модсли, который ему очень по­нравился, и после того часто заходил в мастерскую и спрашивал, нет ли чего нового. Бе­танкур был также хорошо знаком с Бриннелем, и, когда тот по­жаловался ему, что не может найти искусного механика, который бы взялся построить спроектированную им блочную машину, Бетанкуру тот час пришло в го­лову, что Модсли, по всем вероятиям, выполнит как нельзя лучше предпо­лагаемую трудную работу, и он тут же рассказал Бриннелю о новых пре­восходных орудиях, придуманных Модсли для достижения большей точ­ности и законченности в работах. Бриннель сразу решил обра­титься к Модсли и просил Бетанкура познакомить его с ним; они отправи­лись вме­сте, и после предварительных переговоров Бриннель опять обе­щал зайти в мастерскую Модсли и принести с собой чертежи предпола­гаемой модели" (Б, 32).

Женился Бетанкур в тридцать два года. По понятиям того времени, это был как раз подходящий возраст: когда определилось социальное по­ложение мужчины. Скажем, Пушкин обвенчался с Натальей Николаевной, имея от роду примерно столько же лет. Выбор Бетанкура был вызван исключительно личной привязанностью к невесте – без стремления к каким бы то ни было побочным целям. Анна Жордан была не родовита и являлась иностранкой. Поэтому даже полное оформ­ление семейных отношений Бетанкуров протекало со сложностями: раз­решение испанских властей на брак Бетанкур получил только через семь лет (!) после венчания. Но самостоятельность и независимость выбора Бе­танкура проявляются и вот в чем. С большой долей вероятности можно ут­верждать, что Анна обладала трудным характером. Желчный Вигель обо всех членах семьи Бетанкура говорит как о приятных людях – кроме ма­тери семейства, и здесь ему можно верить:

“Надобно полагать, что смолоду была она красива собою; без того, кто бы велел Бетанкуру жениться на ней, когда она была низкого состоя­ния? А спесива была она так, что не приведи Бог” (В, V, 13). Но Бетанкур смог создать теплую семейную атмосферу. Его активность и жизнерадо­стность передались дочерям. Вигель так продолжает свой рассказ:

“К счастью, дочери ни с какой стороны не походили на Анну Ива­новну, а скорее на родителя Августина Августиновича.... Когда я начал их знать, одна только пятнадцатилетняя Матильда пленяла наружностью, а две старшие давно уже перешли за краткий срок, который жестокая к ним природа дала их прелестям. Но было им чем заменить эту великую по­терю: каждое слово их выражало грацию ума и сердца; с восхищением можно было слушать их, когда играли на арфе или фортепиано, с восхи­щением любоваться их рисунками и их народною пляской фанданго и бо­леро... Можно ли было удивляться беспредельной нежности к ним отца, и кто бы не был ими счастлив?” (В, V, 13–14).

На чтение 3 мин.

В последнее время темы успеха и личностного роста нередко стоят рядом. Это вполне закономерно. Ведь многие цели становятся достижимыми лишь при условии внутренних изменений. Однако не секрет, что за желанием добиться успеха нередко стоит стремление реализовать себя и состояться как личность. С этой-то целью и штудируются многочисленные психологические методики, посещаются семинары и тренинги.Состояться как личность – это нечто большее, чем просто добиться успеха. Находится много людей, которые, даже сделав головокружительную карьеру, всё же не решаются уверенно сказать о себе, что они – состоявшиеся личности. Конечно, восприятие и оценка себя – вещь субъективная. Но, безусловно, стоит задуматься над тем, какими же качествами должна обладать состоявшаяся личность.Смелость быть собойУ каждого есть определённые способности. Другое дело, что не все развивают их в себе и пользуются ими. Для состоявшейся личности характерно постоянное стремление к раскрытию своих задатков. Это непросто уже хотя бы потому, что для этого подчас нужна немалая смелость. Но это то качество,...

В последнее время темы успеха и личностного роста нередко стоят рядом. Это вполне закономерно. Ведь многие цели становятся достижимыми лишь при условии внутренних изменений. Однако не секрет, что за желанием добиться успеха нередко стоит стремление реализовать себя и состояться как личность. С этой-то целью и штудируются многочисленные психологические методики, посещаются семинары и тренинги.

Состояться как личность – это нечто большее, чем просто добиться успеха. Находится много людей, которые, даже сделав головокружительную карьеру, всё же не решаются уверенно сказать о себе, что они – состоявшиеся личности. Конечно, восприятие и оценка себя – вещь субъективная. Но, безусловно, стоит задуматься над тем, какими же качествами должна обладать состоявшаяся личность.

Смелость быть собой

У каждого есть определённые способности. Другое дело, что не все развивают их в себе и пользуются ими. Для состоявшейся личности характерно постоянное стремление к раскрытию своих задатков. Это непросто уже хотя бы потому, что для этого подчас нужна немалая смелость. Но это то качество, без которого невозможно состояться как личность. Тандем таланта и смелости позволяет раскрыть свои лучшие качества. Саморазвитие становится нормой жизни.

Крайне важно умение никогда не терять своего лица и в любой ситуации оставаться собой. Для этого необходим высокий уровень психологической зрелости, который немыслим без устойчивого мировоззрения. Человек имеет чёткую систему ценностей, от которых он никогда не откажется ради мимолётной выгоды. Он умеет противостоять соблазнам и ограничивать себя.

Безусловно, для этого требуется немало сил, прежде всего духовных. Их даёт осознание своей ответственности перед миром. Человек знает, что его личность – это огромная ценность. Поэтому он не замыкается лишь в своих интересах, а стремится оставить что-то после себя – то, что могло бы сделать мир лучше. Как ни пафосно всё это звучит, однако дело обстоит именно так.

Бесконечный путь

В любом случае понадобится умение жить в гармонии с собой и с мирозданием. В китайской философии используется такое понятие, как дао – путь. Важный шаг к тому, чтобы состояться в личностном плане – это отыскать своё русло, которое приведёт в ту точку равновесия, где станет возможным максимальное проявление себя. Это непростой процесс, зачастую даже мучительный. Но состоявшийся человек не боится трудностей, поэтому чётко знает, кто он и куда идёт.

Внутренний рост должен продолжаться всю жизнь. Вот почему стать состоявшейся личностью раз и навсегда невозможно. Даже отпущенного земного срока может не хватить для полной самореализации. Она недостижима – на любой ступени развития возможно что-то большее. Ошибки и разочарования тоже не исключены. А преодолевать трудности придётся постоянно.

Человек двигается в выбранном направлении, старается достичь как можно большего, зная, что любой результат не будет идеальным. Нужна мудрость, чтобы понимать это, но при этом всё равно идти вперёд. Состоявшаяся личность может смело посмотреть в лицо не слишком жизнерадостным истинам. Однако для неё сам процесс совершенствования приобретает большую ценность. Ведь суть земных исканий – непрерывное движение.

Post Views: 724

О каком человеке можно сказать " он состоялся"? и получил лучший ответ

Ответ от Артур Валиев[гуру]
🙂 Вопрос на самом деле очень непростой.
Наверно здесь кроется некий самообман. Ведь состоявшийся человек - это скорее не оценка общества. А его личное мироощущение. Поэтому, когда мы даем оценку другому человеку, как "состоявшийся человек", мы упускаем его личное мнение - состоялся он или нет.
Я встречал и тех кто занимал высокие посты и при этом был с глазами полными страха за свое место. Встречал и "рядовых" труженников с уверенным взглядом и твердыми принципами. Поэтому от положения в обществе это мало зависит. Правда такие люди имеют авторитет и их слово весомо (но вряд ли каждый имеющий авторитет - состоявшийся) .
Жил такой человек - Маслоу (Маслов) . Его пирамиду потребностей знает любой проходящий тренинги по психологии продаж. Так вот, он в конце своей жизни пересмотрел подход к анализу целей человека. И вывел новую составляющую - самореализованный человек. Наверно это понятие наиболее близко подходит к "состоявшемуся человеку". И в своих последних книгах он даже перечисляет те характерные черты, которые могут подсказать, что перед вами самореализованный человек. Среди них он называет, как потребность в одиночестве и выпадение из жизни общества.
Наверно, если ему верить, тогда состоявшийся человек - это человек, стремящийся уйти из общества. Или по другому - мертвый человек для общества.
Кстати, вспоминая христианское "только погибшее зерно может возродиться в жизнь лучшую" - понимаешь глубину этого вопроса.

Ответ от Владимир Шляхтин [гуру]
Над которым прочитали заупокойную. А если дышишь - все еще впереди...Помоему, похожий вопрс уже был (состоялся).С уважением.


Ответ от Екатерина [гуру]
не Вы должны что-то говорить, а он сам должен себя осознавать таковым


Ответ от Изида [гуру]
Мне кажется, что в этом вопросе вся мудрость в простоте. Состоялся тот, кто построил дом, вырастил сына и посадил дерево. Каждый под этими простыми понятиями поймет СВОЕ. Даже ДОМ может быть не материальным, а чисто духовным понятием. Так же и СЫН и ДЕРЕВО. Все зависит полностью от духовного уровня самого человека. Для кого-то наверно добротный бревенчатый дом с банькой во дворе, сад под окном и выросшие дети - высший смысл их бытия. А кому-то это вовсе не нужно и его устремления все в музыке или науке. И он состоялся именно ТАМ.


Ответ от Владимир Анисимков [гуру]
Скорее всего, об уже состоявшемся человеке можно говорить только тогда, когда в нём окончательно сформировалась Личность, когда заданы основные вопросы собственного бытия и пришло время реализовать себя, точнее реализовывать (ведь этот процес может легко прерваться, ввиду хрупкости человеческой жизни).


Ответ от Marsianin [эксперт]
мы все замечаем, что у каждой вещи на земле есть свое предназначение - и у нас у людей так-же есть предназначение! человек состоявшийся это человек который движется в верх в своем призвании!


Ответ от ЂАТЬЯНА [гуру]
Если человек УВЕРЕННЫЙ в себе (не путать с САМОУВЕРЕННОСТЬЮ),в своих силах.Значить это ЧЕЛОВЕК.


Ответ от "@вт." [гуру]
Только о президенте своей страны!


Ответ от Ётепан Александров [гуру]
За другого такого сказать нельзя, это личностная оценка.


Ответ от Ђрям*** [гуру]
тот кто всегда уравновешен не спешит и всегда знает что хочет и как добиться


Ответ от Пользователь удален [новичек]
Да ни о ком не скажешь, что вот все - состоялся. Человек существо динамичное, постоянно меняющееся, и те взгляды и достижения, что были вчера, сегодня могут показаться ему абсурдом. Не считаю, что есть конечная фаза - "состоялся" или достиг какого-либо уровня. На протяжении все жизни карабкаемся к цели, работаем, набираемся оптыом, знаниями, как говорят заядлые баймеры - "прокачиваем левел", так что, "состоявшийся" понятие изжившее себя, у нас границ нет 🙂


Ответ от White power [новичек]
ясчитаю что состоявшийсячеловек это тот человек у которого красавица жена счастливые дети и он сам всегда при деле и своей работы!


Ответ от Нюша [гуру]
Это зависит от пола человека.Я лично глубоко убежденна,что для того,чтобы состояться женщине,ей просто необходимо выполнить свое природное предназначение(и не в 30-40 лет,а до 25 желательно),иметь полноценную семью(хотя,конечно,муж может оказаться последним гадом и тут уж с нее ничего не потребуешь-не виновата),посвятить свою жизнь детям,воспитать достойных людей.А для мужчины-получить бы высшее образование,чтобы иметь затем высооплачиваемую работу, это,в свою очередь,нужно для создания и обеспечения семьи.Т.е.семью мужчина тоже должен образовать.Ну и далее-частности.Это главное,на мой взгляд.

Личность — носитель индивидуального начала, самораскрывающегося в отношений, общении и своей деятельности. Зачастую, в обществе не так сложно выделить человека индивидуального и не зависящего от человеческих предрассудков и стереотипов общества. Какими же чертами обладает личность?

И что нужно делать, чтобы стать самодостаточной личностью?

1. Не сравнивайте свою жизнь с жизнью других. Вы понятия не имеете, что они пережили и не знаете весь их путь.
2. Не держите негативные мысли или вещи, которые вы не можете контролировать. Вместо этого вкладывайте свою энергию в положительное настоящего.
3. Не более чем просто делайте. Знайте свои пределы.
4. Не судите себя слишком строго.
5. Не тратьте свою драгоценную энергию на сплетни.
6. Больше мечтайте во время бодрствования.
7. Зависть является пустой тратой времени. У вас уже есть все, что вам нужно.
8. Забудьте проблемы прошлого. Не напоминайте вашему любимому человеку его/ее ошибки прошлого. Это испортит ваше настоящее счастье.
9. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить время на ненависть. Не ненавидьте других.
10. Никто не отвечает за ваше счастье, кроме вас.
11. Поймите, что жизнь — школа, и вы здесь, чтобы познать её. Проблемы — просто часть учебной программы, которые появляются и исчезают, как алгебра какого-то класса, но уроки, которые вы узнаете, запомнятся на всю жизнь.
12. Больше улыбок и смеха.
13. Вы не должны выигрывать каждый спор.

«Система постоянно преследует индивида и навязывает ему определённую роль, демонстрируя её необходимость. А тот, кто нападает на неё, - будь то шизофреник или революционер, - всегда принадлежит системе.

Крупные системы за всю историю не оставили свидетельств достижения кем-либо наибольшего внутреннего результата. Они породили героев, святых, но не поведали, в чем заключались сила, ставшая примером для общества, жизнеспособность, эмоциональные привязанности, сублимированные идеалы их внутреннего мира. фактическая ошибка – Прим. И.Л. Викентьева)

Если бы, например, какой-нибудь святой поведал о том, что действительно ощутил экзистенциальное удовлетворение, испытал славу, чувство достижения успеха в жизни. Но нет. Проведенные мною исследования психологии святых и героев системы показали, что все они были охвачены сильнейшим страхом. (Антонио Менегетти не приводит каких-либо данных, подтверждающих свой тезис – Прим. И.Л. Викентьева).

Субъект вёл себя в соответствии с правилами, предусмотренными системой в качестве средства избавления, последнего внутреннего убежища от страха перед риском. В таком случае, пытаясь освободиться от него, он идёт туда, куда советуют другие, где ему обещают покой. В этом случае человек встает под знамена истины, не обладая ею, той истиной, которая приносит удовлетворение. Несмотря на несостоятельность такого подхода, система неустранима. Вынужденные опираться на то, во что верят все, мы, таким образом, опускаемся до того, что соглашаемся с утверждением, будто истина там, куда указывают другие.

Жизнь не изменится от того, верит ли в неё кто-то один, все или никто. Когда люди проявляют себя, устраивают зрелища или участвуют в литургии, они увлекаются феноменом, забывая о ноумене, точке зарождения жизни. О жизни состоявшихся людей не написано ни строчки. (Это утверждение Антонио Менегетти – фактическая ошибка – Прим. И.Л. Викентьева)

Состоявшиеся никогда не входили в какую бы то ни было систему. Определение «состоявшийся» я отношу к человеку, бесконечно терпимому к любой системе, поскольку ему уже известно, что всякая система, как таковая, препятствует движению жизни и, следовательно, является временной структурой, служа тем, кто не знает, как управлять собой.

Состоявшийся знает, что никакая система не может дать того, что есть истина, жизнь: система не даёт силу, она предлагает букву, цифру, установку. Система может указать, что делать, но у нее нельзя спросить: правда ли это, будет ли это во благо индивиду? Сталкиваясь с подобным вопросом, всякая система аннулирует себя. Даже самая утонченная религия на вопрос о самореализации предлагает надежду, осуществление которой невозможно продемонстрировать, тем самым неизбежно отсылает субъекта обратно в область веры и заставляет его бежать от действительности.

Состоявшаяся личность, наоборот, после обучения продолжает идти вперёд, руководствуясь очевидностью и начиная узнавать, как, где и когда проявляет себя сама жизнь. Тот, кто постоянно стремится избежать тысячи ненужных дорог, зовущих его, непрерывно отвергает все закрытые системы, ведёт такой образ жизни, который представляет собой постоянное самоутверждение во всех областях существования: если он хочет денег, он знает, как создать соответствующее системе средство для достижения своей цели; в этом смысле он точнее любого юриста, поскольку тот уже заключён в систему, тогда как состоявшийся человек знает, как использовать «машину», как задействовать самую суть, разум стереотипа для того, чтобы тот функционировал во благо самого человека. Если он хочет признания, дружбы, любви, здоровья, то способен использовать различные системы для получения наслаждения.

А наслаждение заключается для него в независимости от всех систем; это путь не нападения, не контрреволюции, а умелого использования системных программ.

Когда система нефункциональна для его индивидуации, он может аннулировать все системы, как бы стирая их из собственного разума. Состоявшаяся личность умеет прибыть в некое место, в некий момент, в некую простую часть самого себя, сконцентрироваться в этом малом пространстве и опосредовать целое, опосредовать множество вещей как системы, так и бытия согласно своим потребностям.

Состоявшийся индивид не верит ни в одну систему, ни в одну науку не потому, что отвергает их, но потому, что рассматривает их относительно использования ситуации, доверяя только самому себе. (Человек имеет право не верить в науку – очень часто это ведёт к эклектике, шаманским техникам и т.п. – Прим. И.Л. Викентьева).

В сущности, реализовавшееся «Я» способно принять со скромной терпимостью, со спокойным безразличием любую вещь, оставаясь, напротив, чрезвычайно внимательным к минимальным движениям жизни. Уловить благодать и истину в любви, в деньгах, в приятном использовании всех этих внутренних и внешних чувств, внутри любого своего интеллектуального путешествия - это нормальная практика развитого «Я». Он больше не открывает истину, он умеет создавать её. Можно также предположить, что жизнь состоявшихся индивидов была описана, но по какой-то внутренней необходимости система уничтожила эти труды.

Современная культура в определённом смысле увековечивает биографии любого уровня - от биографий святых до биографии графа Дракулы, от героя до Синей бороды. Но описание жизни состоявшегося человека должно быть уничтожено. Это происходит, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, система с помощью своих кодов не сумеет прочесть такое описание, не поймёт его и, следовательно, не сможет передать его дальше. Во-вторых, это предпринимается с целью защиты программ системы. Утрата внутренней глубины, благодати объясняется не тем, что система плоха или заранее была так запрограммирована, но её внутренней логикой: система, в конечном счёте, представляет логику большинства, защищая численное превосходство тех, кто не осуществил становление, не реализовался».

Антонио Менегетти, Система и личность, М., ННБФ «Онтопсихология», 2007 г., с. 105-108.