Как бороться с депрессией и апатией самостоятельно. Как помочь организму бороться с простудой

Комары - настоящее бедствие, они способны превратить долгожданные выходные на даче в настоящий кошмар. На открытом воздухе от них нет избавления ни днем, ни ночью. Поэтому ассортимент устройств для борьбы с насекомыми на природе значительно шире, чем для жилых помещений. Полезно знать, что они собой представляют, и выбрать самое подходящее, чтобы работе в саду не мешал ноющий комариный писк

Обработка участка

Сегодня практикуется несколько способов уничтожения комаров на открытом пространстве: обработка территории углекислым газом, опрыскивание участка инсектицидом (химическим препаратом), обработка водоема и земли специальными препаратами; применение различных ловушек и приманок.

Обработка участка от комаров осуществляется в два подхода. Основная цель первичной обработки заключается в уничтожении личинок насекомых. Комары откладывают свое потомство в затемненных и хорошо увлажненных местах. Поэтому в первый раз важно охватить места, где могут быть комариные личинки – бочки с водой, канавы, системы слива. После того как с личинками покончено, можно переходить к следующему этапу - уничтожению самих кровососов.

На второй раз препарат распыляют уже на кусты, густую траву и деревья, чтобы уничтожить самих насекомых. После антикомариной обработки около суток на территорию нельзя пускать детей и животных.

Отпугивающие устройства

У химической обработки дачного участка немало сторонников, но не меньше найдется и противников. Им можно посоветовать и более безопасные приспособления, обладающие локальным действием.

Спирали. Самое доступное и популярное средство. Использовать их очень просто: кончик спирали просто поджигают, и идущий дым вместе с активным веществом отпугивает насекомых. Средство эффективно на ограниченном открытом участке, например, во время вечерних посиделок на веранде.

Ультразвуковые отпугиватели. Считаются самым безопасным средством против насекомых. Такой прибор работает от обычных батареек и способен очистить пространство возле себя радиусом до двух метров. Поэтому его смело можно положить в карман и отправляться на природу.

Лампы-ловушки. Ловушка для комаров в виде лампы – средство более эффективное. Такие ловушки светятся и имитируют человеческое тепло, чтобы приманить комаров и засосать их внутрь с помощью вентилятора. К тому же многие антикомариные лампы эффективно уничтожают не только комаров, но и мелких мошек. Требуется лишь вовремя менять картридж с антикомариным веществом. В зависимости от цены действуют они на участке до 300 – 1000 квадратных метров.

Инсектицидные лампы. Излучают люминесцентный свет, приманивающий насекомых. Они попадают на москитную сетку, установленную возле лампы, и погибают.

Уничтожитель на газовых баллонах

Идеально подойдет для большого участка это устройство с мощным вентилятором, которое способно довольно быстро избавить не только комаров, но и мошек, слепней. Оно выделяет углекислый газ, схожий с тем, который выдыхает человек. Как только комар подлетает к ловушке, его затягивает встроенный вентилятор. Многие уничтожители комаров сделаны на колесной основе, поэтому их легко двигать по всей территории и убирать в сарай или гараж. Однако у прибора довольно высокая цена, к тому же баллон с газом в некоторых моделях в комплект не входит, его придется приобретать отдельно.

Растения против комаров

Если нет желания распылять препараты, устанавливать светящиеся ловушки и прочие уничтожители, можно посадить растения, запах которых комары, мошки и другие насекомые на дух не переносят. К таким растениям относятся: лимонная мелисса, бархатцы, котовник (кошачья мята), базилик, лаванда. Они, конечно, менее эффективны, чем препараты и устройства, зато экологически чистые и безопасные для человека и окружающего пространства.

Практически каждый человек хотя бы один раз сталкивался с депрессией, которую могут спровоцировать различные факторы: проблемы в личной жизни, состояние здоровья, финансовые трудности. Депрессивное состояние сопровождается апатией, упадком сил, негативными мыслями. Для многих, кто столкнулся с проблемой, актуальным вопросом становится такой: как бороться с депрессией. Победить заболевание (а это болезнь, которая негативно влияет на физическое, эмоциональное состояние) возможно с помощью специальной терапии, лекарств или взяв себя в руки, изменив жизнь.

Причины депрессии

Развитие депрессии может возникать в результате воздействия внешних факторов, которые негативно сказываются на эмоциональном состоянии человека, его физическом здоровье. Неприятности в профессиональной сфере, проблемы в личной жизни или наличие тяжелого заболевания всегда влечет ухудшение настроения, появление апатии. Распространенными причинами развития депрессии являются:

Чтобы решить, как бороться с депрессией, важно правильно установить причины ее развития. Исходя из источника плохого настроения и тяжелого состояния, необходимо правильно выбрать методы избавления от симптомов и последствий болезни, чтобы получить максимальный эффект. Так, с сезонной осенней хандрой бороться гораздо проще, ведь тут помогут консервативные способы, в отличие от преодоления послеродовой депрессии. Рассмотрим основные причины развития заболевания, что поможет в дальнейшем выбрать методику лечения.

После расставания

Распространенной причиной развития депрессии является расставание с любимым человеком. Это вызвано сильной эмоциональной привязанностью к партнеру, который бросил, ушел, оскорбив искренние чувства, пренебрегая эмоциями еще недавно любимого человека. Внезапный разрыв отношений провоцирует развитие внутреннего дискомфорта, чувства апатии, тоски, отрешенности, что приводит к депрессии. В такой ситуации человек закрывается внутри себя, старается оградиться от всех, всего, в том числе, от новых чувств, обрекая себя тем самым на одиночество.

После развода

Распад семьи, изменение устоявшихся привычек, уклада и образа жизни некоторых вгоняет в глубокую депрессию. Развод – это тяжелый психологический процесс, который негативно влияет на состояние человека, лишает жизненных красок, смысла и желания заниматься чем-либо. Образовавшуюся в душе пустоту не помогает заполнить ни любимая еда, ни просмотр фильмов, ни общение с друзьями. Не вызывает прежней радости любимая работа или хобби, а некогда любимые вещи, фотоснимки, напоминающие о семейной жизни, навеивают тоску, грусть.

При беременности

Во время беременности в организме девушки происходят гормональные, физические перестройки организма, что оказывает влияние на психоэмоциональное состояние, может привести к депрессии. В большинстве случаев интересное положение представительницы прекрасного пола сопровождается эйфорией, безмерной радостью и счастьем, но нередко встречается и кардинально противоположная реакция – стресс, упадок сил, плохое настроение и апатия.

Чтобы найти ответ на вопрос, как бороться с депрессией при беременности, следует учесть, что развиваться и протекать болезнь может по-разному, в зависимости от того, желательный этот ребенок или случайность:

  1. При нежелательной беременности причиной развития депрессии может послужить крушение надежд из-за рождения ребенка; разрыв или ухудшение отношений с будущим отцом ребенка; финансовые трудности, связанные с неожиданным и незапланированным зачатием. В таком случае бороться с болезнью, стоит пока она имеет начальную форму, иначе это может негативно отразиться на здоровье малыша или привести к выкидышу.
  2. Если с первым вариантом все предельно ясно, то резонно возникает вопрос, почему возникает депрессия при желательной беременности и как с ней бороться. К развитию сложного психоэмоционального состояния приводит изменение привычного уклада жизни, снижение активности (как физической, так и деловой, эмоциональной), увеличение чувствительности, плаксивости.

После родов

Послеродовая депрессия является частым явлением и возникает у каждой третье женщины в декрете. К причинам плохого настроения, ухудшения эмоционального состояния непосредственно после родов относятся:

  • Недовольство своим внешним видом, наличие послеродового живота и лишних килограммов.
  • Осложнения после родов, тяжелое физическое состояние оказывает влияние на психику и может провоцировать развитие депрессии.
  • Сложности с ребенком, частый его плач, постоянное требование внимания, страх не справится с материнскими обязанностями – приводит к депрессии, бороться с которой крайне сложно.
  • Кардинальное изменение образа жизни, появление новых обязанностей, высокий уровень ответственности за ребенка – все это морально давит на женщину и порой ломает их, провоцируя развитие стресса, подавленности, депрессии.

На работе

Трудовая деятельность нередко является причиной развития депрессии, с которой следует бороться, иначе это может негативно отразиться на результатах работы, навыках и способностях, а также финансовом состоянии. Основными причинами развития депрессии в профессиональной сфере является:

  • Страх не справиться с возложенными обязанностями, не оправдать ожидания других.
  • Работа вызывает негативные эмоции, гнев, агрессию, провоцирует развитие затяжного стресса, депрессии.
  • Нехватка денег, несправедливая и непропорциональная оплата труда в соответствии с выполненной работой.

Можно ли побороть депрессию и апатию самостоятельно

Многим известны классические методы, которые помогают бороться с депрессией. К таковым относятся консультации и терапия с психологом, прием специальных медикаментов (антидепрессантов), выполнение определенных рекомендация врача. Но уже доказана и испытана на людях возможность лечения заболевания самостоятельно. Это длительный, трудоемкий процесс, который требует немалых усилий, но достичь положительного результата вполне реально. Для того чтобы бороться с депрессией самостоятельно необходимо:

  • Выявить причину плохого, подавленного настроения, депрессии и устранить все, что напоминает о неприятностях, людях, которые ушли из вашей жизни и отказаться от затворнической жизни.
  • Найти сильную мотивацию, которая поможет увидеть новый смысл жизни, выйти из состояния глубокой депрессии.
  • Собрать всю силу в кулак, настроиться на позитивный и эффективный исход борьбы.
  • Не стоит бояться просить о помощи, поскольку крайне сложно бороться со столь тяжелым недугом самостоятельно. Когда рядом надежное плечо верного друга или близкого человека, справиться с депрессией гораздо проще, это дает силу и уверенность в своих силах, а друг не даст свернуть с верного пути.

Способы победить депрессию и плохое настроение

Для того чтобы бороться с депрессией существует несколько способов, которые могут использоваться в комплексе для достижения эффективного результата. Они могут использоваться комплексно или лишь некоторые из них – все индивидуально. Как бороться с депрессией:

  • Установите причину плохого настроения. На выбор метода борьбы с депрессией влияет причина подавленного состояния, апатии. Для начала терапии стоит избавиться от всего, что нагоняет тоску, заставляет плакать и напоминает о неприятностях, которые привели к столь печальному состоянию. Это единственно верный способ избавиться от старой жизни, депрессии и начать новую жизнь.
  • Составьте список того, что вас радует. Подумайте, от чего вы получаете удовольствие, что может вновь вернуть радость к жизни, заставить смеяться и ощущать себя действительно счастливым человеком. Это может быть хобби, любимое увлечение, прогулки и встречи с друзьями, занятие спортом, катание с ребенком на каруселях или чтение любимой книги. Старайтесь уделять таким занятиям больше времени – это поможет избавить от плохого настроения, отвлечься от негативных мыслей и получить заряд положительной энергии.
  • Измените то, что можете изменить. Постарайтесь внести хотя бы минимальные изменения в те сферы жизни, где это возможно: смените работу, обстановку, окружение; измените внешность, посетите салон красоты, обновите гардероб; откажитесь от вредных привычек или по крайне мере свой привычный маршрут на работу. Это позволит взглянуть на жизнь по-новому, открыть новые возможности, забыть о депрессии.
  • Ставьте себе цели и сосредоточивайтесь на них. Человек не может жить бесцельно, ему нужен стимул, чтобы двигаться вперед. Составьте список из 10 целей на ближайший год и дайте себе обещание достичь их, во что бы то ни стало.
  • Чаще отдыхайте и расслабляйтесь. Бороться с тяжелым эмоциональным состоянием, получить заряд энергии поможет полноценный сон (минимум 8 часов ночью). Кроме того, не стоит забывать об отдыхе от работы и трудовых будней. Отправьтесь в выходной загород, посетите кинотеатр или просто почитайте хорошую книгу – главное, чтобы занятие приносило удовольствие.
  • Правильно питайтесь. Откажитесь от вредной пищи, продуктов, раздражающих нервную систему, к примеру, возбудителями является алкоголь, кофеин (это поможет бороться и с гипертонией, которая часто сопровождает депрессию). Старайтесь употреблять побольше сырых овощей и фруктов, которые способны подарить заряд энергии, хорошее самочувствие и настроение.
  • Занимайтесь спортом. Потому как спорт – это лучшее средство борьбы с депрессией и плохим настроением. Это может быть простая утренняя зарядка, бег трусцой, плавание или катание на велосипеде.
  • Придумайте себе новое увлечение. Найдите себе занятие, которое поможет отвлечься от проблем, глупых мыслей, избавиться от чувства тревоги. Это может быть новое хобби, освоение другой профессии или изучение иностранного языка.
  • Обратитесь за помощью к психотерапевту. Если самостоятельно бороться с депрессией не получается на протяжении длительного времени, не стесняйтесь обращаться за помощью к профессионалам. Разговоры со специалистом помогут взглянуть на проблему другими глазами, увидеть варианты выхода из депрессии.

Лечение депрессии без таблеток в домашних условиях

Бороться с депрессией возможно в домашних условиях, для этого необязательно принимать медикаментозные препараты или ходить на занятия с психологом или психотерапевтом. Помогут такие действенные и простые способы:

  • Массаж. Воздействие на кожу, мышц и суставы заставляет тело расслабиться, дарит спокойствие, расслабление и помогает отвлечься от негативных мыслей, улучшить эмоциональное состояние.
  • Медитация. Бороться с депрессией поможет процедура медитирования, во время которой есть возможность посмотреть на проблему со стороны, увидеть альтернативные варианты решения проблемы. Для глубоко верующих людей, помочь избавиться от депрессии может посещение храма или святых мест, чтение молитвы или исповедь.
  • Чтение. Специальная литература поможет бороться с плохим настроением и угнетенным состоянием. Ярким примером является книга Дейла Карнеги «Как преодолеть чувство беспокойства».
  • Дыхательная гимнастика. Такая терапия поможет восстановить духовное равновесие, улучшить настроение. К методикам, где встречается задержка дыхания, относятся бодифлекс, оксисайз, хотя они направлены на сбрасывание лишнего веса, доказано их положительное влияние на общее самочувствие и эмоциональное состояние.
  • Йога. Идеальный вариант улучшить психоэмоциональное состояние, избавить от навязчивых негативных мыслей, найти успокоение, увидеть решение наболевшей проблемы.

Видео

Не всегда удается справиться с депрессией самостоятельно, порой, для того чтобы бороться с болезнью не хватает силы воли, желания, мотивации или заболевание настолько серьезное, что побороть недуг без помощи профессионала невозможно. Эффективным способом избавления от депрессивного, подавленного состояния считается прохождение консультации у психолога, который поможет выбрать правильный путь решения проблемы или назначат таблетки. Посмотрите видео, где профессионалы-психологи дадут полезные советы, которые помогут бороться с депрессией:

– В чем вы видите основную, самую типичную проблему современного церковного человека? Можно годами ходить в церковь, а той Любви, самой главной для человека, нет. Почему?

– Мы часто начинаем со строительства последнего этажа. Когда я стал священником, я тоже говорил проповеди об обóжении, о всяких возвышенных предметах, а потом понял, что нужно начинать с начала, а не с конца. Сначала надо учить самому простому – порядочности, честности, вежливости, уважению. Ведь в советское время были утеряны христианские основы отношения к Богу, а следовательно друг к другу. Это не могло не отразиться на современной церковной жизни. И всё это нужно терпеливо выстраивать заново – с первого этажа. Любовь – это ведь не просто, мы не можем этому человека сразу научить. Прежде чем человек овладевает сложным и высоким, он овладевает очень простым.

Однажды я спросил священника из карельской глубинки: «Что самое сложное в вашем служении?» Он ответил: «Гнилой человеческий материал. Спонсоры из Германии помогли нам сделать цех по обработке дерева, чтобы люди могли трудиться и зарабатывать деньги, а они начали ломать и воровать». Другой священник, который начал служить в селе в Ивановской области в начале 90-х, сказал, что прошло два года, прежде чем люди научились с ним здороваться. Поначалу мужики, когда он говорил «добрый день», молчали или отвечали матом.

У нас на приходе в Мадриде поначалу были люди, которые могли, стоя на клиросе, толкнуть другого или плюнуть. Меня поначалу поразило, что если в храме во время богослужения звонил телефон, его не отключали, а выходили, отвечая на ходу: «Алё, Галя? Я в иглесии». К нам приходят немало людей, которые считают, что нужно непременно зажечь свечу от лампады, чтобы не «заразиться» от чужой свечи. Каждый раз, когда мы размываем лампады, залитые воском, стираем перламутровую помаду с облачений и икон, я убеждаюсь: нужно начинать с самого простого.

– А те, кто давно уже в Церкви? Те, кому кажется, что всё повторяется из года в год, ушло восхищение первых дней…

– В святоотеческом богословии есть понятие – восхождение (по-гречески – эпектасис). Это восхождение, в котором никогда нет последней ступеньки, нет конца, нет последней остановки. Нет в земной жизни, нет и в будущей. Бог человеку постоянно является новым, всегда есть место для открытия. Об этом пишет Макарий Египетский, он использует образ залов, переходящих из одного в другой.

Если человеку кажется, что ничего нового нет, открывать больше нечего, может оказаться так, что воцерковление совершилось просто на каком-то внешнем уровне, а на более глубоком уровне он остановился.

– На этом пути что-то должно меняться во взаимоотношениях с духовником?

– Приведу пример, который очень часто использовал владыка Антони й, когда говорил о крещении Спасителя Иоанном Предтечей . Чем больше человек возрастает, тем в большей степени тот, кто ведет его вперед, должен умаляться. Отец Евмений (Перистый) писал, что смысл родительского воспитания в том, чтобы наши дети могли обходиться без нас. Это можно отнести и к служению священника. Когда человек требует, чтобы им непременно «духовно руководили», а священник тщеславно этому подыгрывает – это тревожный знак.

Очень важно, чтобы священник был настоящим пастырем, но людей не привязывал к себе, а помогал им возрасти до той меры, когда они – пусть нуждаясь иногда в его молитве и в совете, наставлении – могли бы обходиться без того внимания, которое им было нужно в начале пути.

Всё же человек не может и не должен говорить о том, что за свои годы или десятилетия жизни в Церкви стал лучше.

– А как же тогда хоть как-то оценивать, понимать, где ты и что с тобой происходит?

– То, что может и должно происходить – это взросление человека.

– И как его распознать?

– Взросление не определяется какими-то механическими факторами посещения всенощных бдений, вычитывания правила или чего-то еще. Когда человек рождается в мир, он ведь не понимает, что у него есть родители. Потом он растет, он понимает, что у него есть папа и мама. Потом он становится немного старше, он видит вокруг себя город, потом он открывает для себя страну, потом – мир.

Я думаю, что мера взросления человека в Церкви во многом заключается в том, в какой мере человек, произнося молитву Господню, понимает смысл ее первых слов – «Отче наш ». Это мера, в какой человек в состоянии воспринимать Бога как своего Отца. И не только как своего, но и Отца любого человека – независимо от вероисповедания и национальности. Как часто он причащается, сколько выстаивает всенощных бдений или вычитывает молитвенных правил – это второстепенно.

У нас с отцом Андреем Давыдовым есть любимый для цитирования сборник изречений хасидов. Там есть слова о том, в чем заключается самая большая ошибка человека – что он забывает, что он – царский сын. В том, что он не понимает, кто он такой.

Мы постоянно апеллируем к недостоинству человека: помни, что ты слабое, греховное, немощное существо. Все эти бесконечные «пособия по подготовке к исповеди» со списками мыслимых и немыслимых грехов – откуда они взялись? Зачем эти умственные купания в духовной канализации? Ведь Евангелие – прежде всего откровение о падшем состоянии человека, это откровение, прежде всего, о его бытии как об образе и подобии, как о возлюбленном чаде Божьем. Это не плохие новости, а благая весть. Чувство собственного достоинства помогает бороться с грехом значительно больше, чем уверенность, что ты тряпка с Казанского вокзала. Если ты тряпка, какой с тебя спрос?

Внешними факторами – сколько, куда, когда – духовное возрастание измеряться не может. Давайте начнем с самого основного: в чем заключается правда Божия о человеке в Священном Писании? Не только в том, что человеку плохо, и не просто в том, что он в падшем и скверном состоянии. Правда заключается в том, что человек сотворен по образу и подобию Божию, и Бог так человека возлюбил, что отдал за него Своего Сына на крестную смерть.

Мы часто произносим слова «борьба с грехом». Что значит помочь человеку бороться с грехом? Просто выстроить вокруг него систему запретов? Однажды я разговаривал с юношей лет пятнадцати, и он сказал: «Иногда со мной происходит такое, что я понимаю – это не я. Точнее, это я, но не настоящий я». Борьба с грехом заключается не в том, чтобы построить вокруг человека забор, а в том, чтобы помочь ему раскрыться, стать «настоящим я», таким, каким Бог его сотворил. Когда этого не происходит, а происходит обратный процесс, когда церковная жизнь сводится не к раскрытию потенциала, а к подавлению личности человека, то пора бить тревогу.

В самом простом проявлении это происходит тогда, когда религия предлагается человеку как закон, как совокупность «можно» и «нельзя», причем этих «нельзя» гораздо больше, чем «можно».

Исповедь конвейерным методом

– Годами на исповедь приходишь примерно с одним и тем же списком. Не очень приятным и не очень страшным – раздражение/осуждение и так далее. Нет никакого серьезного движения.

– Чтобы исповедь не была формальной, она не должна совершаться конвейерным методом, как она обычно совершается в России. Человек должен идти на исповедь тогда, когда он готов, когда он созрел, когда грех для него – как зубная боль и нужен врач. Плод исповеди зависит во многом от того, насколько эта исповедь созрела. Дерево не может плодоносить каждую неделю и не может плодоносить раз в три дня. Мы не имеем права требовать от людей, чтобы исповедь раз в неделю была вторым крещением, каким-то радикальным переворотом.

– А исповедь перед причастием?

– Я помню, когда я подростком приходил на исповедь к незнакомым священникам, каждый раз это было как рулетка – допустит батюшка к причастию или не допустит. При том, что канонических причин не допускать не было, но всегда была такая интрига. Это не полезно. Не допустить можно или если человек вообще не понимает, что делает, или если есть действительно серьезные причины.

Не допустить к Причастию – значит признать человека отлученным от Церкви. Пока сохраняется прямая зависимость таинства исповеди от таинства причащения, когда и исповедники, и священник исполняют некоторый внешний ритуал, когда конвейерным методом каждому исповеднику выделяется 30 секунд или две-три минуты. Такая исповедь для многих людей просто вредна.

Чтобы исповедь реально приносила пользу, она должна совершаться тогда, когда и сам кающийся, и священник понимают, что эта исповедь действительно человеку в этот момент нужна. Это единственный рецепт.

Основное условие причащения – это быть членом Церкви. Если человек, будучи формально крещен, не является членом Церкви, не является членом общины, не является членом евхаристического собрания – конечно, мы человеку должны объяснить, что причащение – это серьезный шаг, к которому человек не может подойти автоматически, и он нуждается в исповеди как в пересмотре прожитой жизни. Но я глубоко убежден, что духовно взрослый человек может сам определить, когда ему нужна исповедь, а когда не нужна.

– Как это сделать? Если задуматься – грешишь ты всё время, значит и исповедь вроде бы нужна всё время.

– Человек непрестанно нуждается в покаянии, в пересмотре своей жизни. Но это не означает, что он всё время нуждается в сакраментальном воссоединении с Церковью, каковым исповедь исторически является. Если у священника на приходе нет взрослых людей, которые в состоянии определить, когда им исповедь нужна, а когда не нужна, то священник должен задать себе вопрос, почему он не воспитал никого, кроме инфантилов, которые не могут самостоятельно принять подобное решение.

– Не оказывается ли так, что вы учите людей одному, а их священники на родине – совсем другому?

Такое бывает. Поэтому я всегда немного побаиваюсь осени. Люди возвращаются из отпусков, и говорят: «А я была в такой-то лавре, и такой-то батюшка мне сказал», я только за голову хватаюсь.

Когда мы приехали сюда, то очень часто сталкивались с тем, что, приходя в наш храм, люди вольно или невольно сравнивали то, что они видят, с тем, что происходило у них дома – на Западной Украине, в Молдавии, еще где-то. Очень часто звучал вопрос: «Почему не так, как у нас?» И даже прожив в Испании год или несколько лет, люди продолжали ассоциировать себя с церковными общинами, членами которых они являлись у себя дома. И местные традиции принимаются за общий обязательный стандарт.

Однажды у меня попросили организовать сбор денег на рытье колодца возле храма в своем родном селе. Я пытался до них донести, что нам не жалко денег на колодец, но вообще-то наше дело – копать его здесь, а не там. Поэтому некоторое время уходило на то, чтобы у прихожан появилось ясное ощущение принадлежности к той общине, где они сейчас находятся, а не к той, откуда они приехали.

Потом ситуация стала меняться – появились люди, которые в Церковь по-настоящему сознательно пришли уже здесь и поэтому не сравнивали наши реалии с тем, что они видели у себя на родине. Наоборот, возвращаясь в Россию, на Украину, в Молдавию, они сравнивают церковную жизнь с тем, к чему привыкли в Мадриде.

Однажды приехали наши прихожане, кажется, из Украины, и сказали: «Батюшка, вы знаете, у нас Литургию сокращают». Я очень удивился, потому что Литургия – это такое богослужение, в котором вообще очень сложно что-то сократить. Потом понял, что они настолько привыкли слышать литургические молитвы, что когда обычная Литургия в таком виде, в каком она совершается, и они не слышат молитв, которые от их имени произносятся в алтаре про себя и за закрытыми вратами, у них возникает чувство, что их обокрали.

Мы попытались дать людям ощущение того, что воскресная литургия как центр жизни и причащение как таковое – это вопрос не просто личной потребности или готовности, достоинства или недостоинства, а то, что и делает людей Церковью. Причем не только церковную общину, но и семью. Мы обращали внимание на то, что как бы ни было прекрасно то, что у нас сейчас причащается 40-60 детей за воскресной Литургией, но если их родители остаются в стороне, это неправильно. Родители не могут детей вперед себя протолкнуть в Царство Божие. Поэтому мы предложили родителям, чтобы они могли приходить на исповедь с детьми в удобное для них время.

– У вас есть примеры таких случаев, когда приходили люди, травмированные предыдущим духовным руководством, и как-то надо было их переучивать?

– Таких примеров не очень много. Больше примеров, когда люди были скорее напуганы, чем травмированы. Вообще же проблема не в том, что человека можно травмировать неверным, грубым духовным подходом. Проблема в том, что грубый, жесткий стиль, когда любовь подменяется слепым послушанием, чинопочитанием, на самом деле для многих людей является привлекательным. «Ой, а у нас батюшка – ну такой строгий!» Почему они желают такого жесткого, иногда даже жестокого отношения к себе? Это, думаю, скорее разговор в сфере психоанализа, чем богословия.

Еще характерный пример. Недавно говорили с помощницей в нашей церковной лавке. Тут надо сказать, что книги, которые мы продаем, подпадают под две категории: то, что мы бы хотели, чтобы люди читали – и то, что они сами хотят читать. И когда я спрашивал о том, что они хотят читать, были названы две главные темы – чудеса и смерть. Но когда мы обсуждали издательства «Православие и мир», то мне было сказано, что она продается очень плохо. Почему? Если интересует тема смерти – возьмите, почитайте. Нет – потому что нужно, чтобы было страшно. Тема смерти привлекает, скорее, как возможность пощекотать нервы. Мытарства, мучения. Мотивация та же самая, что при просмотре фильма ужасов. Это не то, когда человек действительно задается вопросом, как можно жить с мыслью о смерти близких людей или своей собственной. Это особый тип религиозности, в котором главный двигатель – это страх. Такое отношение мы стараемся менять.

– Вы можете привести конкретные примеры травм от духовного руководства?

– Были примеры, связанные с нашими прихожанами, но слишком личные, чтобы о них говорить.

Вспоминаю интересный эпизод, когда мы с супругой как-то вместе задолго до священства ездили в Дивеево и стояли в храме на службе. Людей было очень много, рядом стоял приезжий священник и исповедовал. Получилось так, что я слышал практически всё, что он говорил. Видимо, он и сам не старался говорить тихо, и стоял я достаточно близко, и было не отойти. В общем, я понял, что его основная пастырская политика – человека, который приходит, как-то затоптать в грязь и максимально унизить. «Всякий человек есть грех и ложь, понял?»

Я был в состоянии глубокого шока, потому что примером общения с людьми всегда считал владыку Антония Сурожского. Меня поражало, что когда он обращался к человеку и даже просто смотрел на него, было всегда ощущение, что он видит глубже, чем человек видит себя сам. Он говорил и в беседах, и на проповедях о той сердцевине, об образе и подобии, которые в человеке есть, даже когда сам человек этого не видит. И свою роль, свою задачу видел, прежде всего, в том, чтобы человеку помочь раскрыться. Ведь наша цель не в том, чтобы человека переделать. Всё-таки многие наши прихожане старше меня значительно, поэтому я и не пытаюсь. Я пытаюсь помочь человеку там, где он находится сейчас. Никогда не пытаюсь человеку поменять голову – вместо его собственной приставить свою. В конце концов, как говорит апостол Павел, «немощного в вере принимайте без споров о мнениях». Поэтому в духовном окормлении нежелательна конфронтация с человеком, оно всегда должно быть очень деликатным.

Очень важным критерием является чувство ответственности человека. Священник подавляет это чувство, или старается его раскрыть, распространить на жизнь и поступки человека? Одно из негативных «достижений» советского времени в том, что человек лишился понятия ответственности, причем не только за жизнь страны, города или района, а, собственно говоря, и за свою жизнь. Отец Александр Борисов давно это отмечал в книге «Побелевшие нивы».

Человек европейской культуры, предположим, приходя на склоне лет к вере, к христианству, сознает, что он прожил жизнь не так, чего-то не понял, где-то совершил большие ошибки. А человек советский, человек, склонный, по выражению Святейшего Патриарха, к «реактивному» поведению, который только реагирует на какие-то внешние импульсы, твердит: «Меня не научили, мне не показали, мне не рассказали, нас так воспитали».

Неправославное солнце и скучающий Иов

– Есть ли такие книги, которые вы бы посоветовали читать тем, кто уже давно ходит в храм?

– А что происходит с кругом чтения человека, который приходит в Церковь? Он сужается или расширяется? И если сужается, то почему? Конечно, стоит отложить в сторону второсортную литературу и всякую похабщину. Но я бы такому человеку предложил перестать делить чтение на церковное и не церковное. И музыку тоже. Когда человек спрашивает, можно ли ему читать «неправославные» книги или слушать «неправославную» музыку, я его спрашиваю: «А солнце, которое светит, оно православное или не православное?» Иоанн Лествичник начинает свою книгу со слов о том, что Бог – это солнце, которое светит на весь мир: на верующих и неверующих, на умных и глупых, на добрых и злых, на всех. Думаю, что у человека должно быть такое, если хотите, вселенское видение мира, которое имеет сам Бог.

А что касается чтения – думаю, что для человека, который растет, речь должна идти не о сужении круга чтения, а наоборот, о расширении. Я думаю, что человек, духовно взрослеющий, если и откроет «Евгения Онегина» или любую хорошую русскую классику, прочтет по-другому, чем когда он ее читал, будучи старшеклассником. Я вот сейчас читаю «Описание земли Камчатка» Стеллера. Это какое чтение – православное или не православное? Мне что, его не читать?

Антоний Великий, когда его спрашивали, как же он может жить в пустыне и не получать утешения, которое человеку дают книги, ответил, что для него книга – это мир, который его окружает. Мне кажется, что это урок для всех нас. Ведь у человека, который начинает жить церковной жизнью, круг чтения сужается в сторону так называемой духовной литературы. Но Антоний Великий говорит о том, что Бог раскрывает Себя не только через храм, не только через духовную литературу – для человека умного, думающего, видящего – Бог во всём, что есть вокруг.

– На что нужно ориентироваться?

– Ориентиром всегда должно быть Евангелие. Я думаю, что человек должен не позволять себе оглохнуть, читая его. Само Евангелие есть преодоление этого человеческого измерения; Господь обращается к разным людям – иудеям, язычникам, самарянам, он постоянно преодолевает этот разрыв между правильным и неправильным. Преодоление этого разрыва для его соотечественников и собеседников носит, конечно, провокативный характер. И всегда в Евангелии есть что-то новое. Недавно мы говорили с одним нашим другом, священником, который в сане уже где-то лет 25, он сказал: «Я только сейчас начинаю понимать, о чем всё это написано». Если человек понимает, что никакая евангельская фраза уже его не волнует и не задевает, и не причиняет ему боль – это, конечно, тревожный признак.

– Еще вопрос про чтение, даже «вычитывание» правила, которому так далеко до настоящей молитвы…

– Нас подводит выражение «молиться по-настоящему». Если мы откроем Книгу псалмов, то увидим, что псалмы выражают самый широкий спектр человеческих ощущений, начиная от отчаяния, боли, крика и безнадежности до возвышенных и вдохновенных состояний или простого тихого благодарения Богу. Я думаю, если мы возьмем в пример жизнь Спасителя, то мы увидим, что не всегда и не везде Он молился Богу одинаково. Например, молитва Его на Голгофе была одной, а Его молитва о учениках была другой, и никто не знает, какой была Его молитва, когда Он восходил на гору помолиться один.

Молитва может иметь разные проявления. У преподобного Иоанна Лествичника есть замечательное выражение: «Будь мужественен, и Бог сам будет твоим учителем в молитве». То есть, по его мысли, один человек другого человека научить молитве не может. «Бог сам дает молитву молящемуся», пишет он.

Когда мы человека начинаем учить молитве, в самом начале его пути в Церкви, мы уже тем самым предаем его Богу, зная, что Бог Сам будет его учить молитве. Бывает, конечно, у человека слезная и болезненная молитва в экстремальных ситуациях, но это не означает, что она должна таковой быть всегда. Спектр молитвенной жизни человека гораздо шире.

Когда апостол Павел говорит о непрестанной молитве, он ведь не говорит о выполнении постоянного молитвенного правила или о неопустительном присутствии на всенощном бдении, он говорит совершенно о другом. Позже святые отцы по-разному толковали эти понимания. Исторически в более позднем понимании Добротолюбие связывает эти слова с Иисусовой молитвой, в более древних толкованиях отцы говорят о том, что просто добрые дела, которые совершает человек, его жизнь и предстояние перед Богом тоже являются молитвой.

– Привычка к церковной жизни, скука и формализм… Можно ли с ними как-то бороться и победить?

– Человек приходит в Церковь, для него всё новое, интересное, потом проходит время и не всегда понятно, что ему делать через пять-десять-двадцать лет. То же происходит, и когда человек создает семью. Юноша встречается с девушкой, им 17-18 лет, им интересно, им не скучно. А у семейной пары спустя десятилетия тоже может возникнуть этот вопрос. Это правильная аналогия, потому что это аналогия о сосуществовании двух живых существ, в данном случае Бога и человека.

Мадридский приход: храм – не кружок по интересам

– У вас очень большой приход, много семей с детьми. С какими типичными проблемами в семьях, в воспитании детей приходится сталкиваться?

– Основная и типичная проблема в том, что далеко не всегда есть полноценная семья. Она для человека важна не в последнюю очередь потому, что отношения с отцом и отношения с Богом взаимосвязаны. Если отношения с отцом скверные, или если их нет вообще, потому что нет самого отца, то выстроить отношения с Богом бывает значительно сложнее.

Для ребенка церковь – это не здание, не место, где совершаются богослужения, это даже не воскресная школа. Церковь – это твоя семья. Сколько времени в неделю он проводит в храме и сколько времени – в воскресной школе? Именно в семье ребенок в отношениях между родителями, в общей домашней атмосфере учится тому, что такое христианство – или не учится.

Поэтому мы сталкиваемся с тем, что дети, взрослея, уходят из Церкви. Приходили родители и говорили: «Что мне делать? Какие молитвы читать? Я его не могу привести в храм». Да, конечно, потому что когда ребенок маленький, ты можешь его привести, пускай насильно. Но задача не в том, чтобы его привести в храм физически, схватив за руку, а в том, чтобы его привести к Богу.

Бывает, что родители или бабушки и дедушки ребенка в церковь приводят, а настоящую христианскую жизнь они ему дома не показали. И если он ничего настоящего, искреннего, радостного не видел и ассоциирует церковную жизнь с какими-то многочасовыми стояниями, особенно когда это накладывается на семейные сложности и конфликты, – конечно, у ребенка может возникнуть протест.

– Сегодня условия конкурентной жизни во многом порождают не самое достойное человеческое поведение. С одной стороны, мы стараемся ребенка воспитывать честным, добрым, внимательным, щедрым и так далее, а успешное его устройство в мире требует совсем других навыков.

– Я не думаю, что если ребенок вырастает честным, порядочным, не агрессивным, то это обрекает его на роль неудачника. В чем ты сам видишь смысл своего родительского воспитания? В том, чтобы ребенка устроить? Или в том, чтобы ты мог сказать Богу в тот момент, когда ребенок начнет взрослую жизнь, что ты сделал или попытался сделать всё, что мог?

Приведу пример. У нас есть семья. Мама приехала сюда с двумя детьми. Как и все, работала без документов. Дочь училась в обычной испанской бесплатной школе, с достаточно низким уровнем образования. В России она занималась легкой атлетикой, подавала надежды. А здесь не смогла продолжить занятия спортом из-за того, что не было документов.

Однажды она пришла и говорит: «Я хочу заниматься биохимией в Оксфорде». Это, повторяю, девочка, которая училась в простой бесплатной испанской школе. Я сказал: «Отлично, давай будем над этим работать». Поделился опытом, помог оформить документы, написал рекомендательное письмо. Девочка поступила. Правда, не в Оксфорд, а в Лондон, в Imperial College, но это не хуже, а может быть, даже и лучше. Для этого пришлось вначале продать квартиру в России. Потом она уже самостоятельно искала деньги.

Сейчас она на севере Великобритании дописывает докторскую диссертацию по биохимии. Это исключительно цельный человек, целеустремленный, но при этом абсолютно бескомпромиссный в нравственном смысле, человек, который никогда ни под кого не подстраивался, но просто в силу своей веры, с одной стороны, а с другой стороны, благодаря твердой мотивации добился того, чего хотел. Ее брат сейчас тоже заканчивает учебу в Англии, получает экономическое образование.

В Испании есть такой феномен – «поколение ни-ни». Это дети, которые, окончив школу, не хотят далее ни учиться, ни работать. Они просто сидят дома, с компьютером или гаджетами. Так что у всех детей в каком-то смысле стартовая площадка одна, но просто одни хотят, а другие – нет. Поэтому мне кажется, что способность человека добиться профессионального успеха связана не с подлостью или двоедушием, а совсем наоборот.

В конце концов, мне самому после санкт-петербургской школы, не имея в кармане ни копейки денег на учебу, удалось семь лет провести в британских университетах. И я не могу сказать, что это для меня было связано с нравственными компромиссами, что надо было кого-то предавать или продавать.

– С этим связан вопрос, который касается пастырства. Это вопрос окормления деловых людей, бизнесменов, политиков и так далее.

– Я уже говорил, человек начинает с каких-то низких вещей, а потом переходит к более высокому. Не нужно стремиться к совершенству сразу, здесь и сейчас. Если мы забудем о том, что такое «распил» и «откат», что такое «вброс» и «карусель», это уже будет шаг вперед. Мне кажется, нам сейчас нужно начинать с каких-то совсем простых вещей, о которых шла речь в статье Александра Исаевича Солженицына «Жить не по лжи».

Дело в том, что человек сам по себе не может разрушить систему, которая основана на лжи, на обмане. Человек перед лицом этой системы оказывается беззащитным. Но он может не совершать конкретных шагов, которые связаны с враньем, с доносительством, с предательством. И это малое, что он делает, на самом деле оказывается не таким уж малым. Мне кажется, этот текст по своей сути абсолютно христианский, потому что выражает принцип ответственности человека. Принцип, который любая нехристианская система пытается нивелировать. Ты не можешь постоянно пенять на систему, потому что на самом деле никакой системы нет. Язык системы просто придуман для того, чтобы помочь человеку избежать личной ответственности.

Что касается политики – один журналист правильно сформулировал, что нам нужно не политическое православие, а нужна православная политика. Конфуций говорил, что низкий человек руководствуется выгодой, а высокий – долгом. Нам нужны люди, которые будут принимать решения по вере во Христа, а долг и выгода – это не одно и то же. Не всё, что выгодно для меня, моей семьи или моей страны, приемлемо с точки зрения морали и нравственности. Иначе мы возвращаемся к самой примитивной «готтентотской этике»: если у меня украли вола – это плохо, а если я украл – то хорошо.

Для нас вопросы, связанные с бизнесом или политикой, – они ведь не новые. Например, русское купечество – у этих людей что, не было представлений об этике, о добре и зле? Бывало всё что угодно, но при этом были нравственные координаты, была купеческая этика. Если мы возьмем политическую ситуацию в Киевской, Московской Руси, в Российской империи, – думаю, что здесь можно искать ответы в каких-то ролевых моделях.

Очень важно понимать, что такое успех. Например, Борис и Глеб – можно ли их считать успешными политиками? Случайно ли то, что тысячелетняя годовщина кончины первых русских святых прошла для нас абсолютно незамеченной? Может быть, была упущена возможность – через их подвиг осмыслить то, что происходит на Украине? Мне кажется, нужно рассуждать не формулами, а брать живые образы: как поступали, находясь в сложных ситуациях, благоверные князья или княгини – немногие примеры благочестивых мирян в наших святцах.

Или если взять пример царя-страстотерпца Николая, можно ли его жизненный путь считать успешным? По какому критерию? С точки зрения политической, конечно, это была катастрофа, причем катастрофа, которая привела к распаду не только государства, но и его семью привела к уничтожению. А в духовном свете – всё совсем иначе. И снова – «и пораженья от победы ты сам не должен отличать». Поэтому мне кажется, что когда мы говорим об успехе человека в бизнесе, политике или карьере, очень важно, что считать успехом. Думаю, что самый главный успех заключается в том, чтобы просто сохранить себя, потому что Господь говорит: что толку, если весь мир приобретешь, а душу потеряешь?

– Чем отличается церковная жизнь в Москве и в Мадриде?

– Думаю, что есть принципиальная разница между строением церковной жизни в России (по крайней мере, в крупных городах) и в Западной Европе. Конечно, есть храмы в российской столице, куда люди ходят просто по месту жительства, но есть и какие-то с более очерченным характером. То есть вокруг священника собираются люди, которые сходятся с ним во взглядах.

А здесь никуда не денешься: только один храм, только один приход, поэтому люди с очень разными представлениями о церковной жизни оказываются вместе. С одной стороны, это правильно, потому что храм не становится кружком по интересам, а с другой стороны, это довольно сложно. Если, например, в Москве или Петербурге человек может перейти в другой приход, который более соответствует его взглядам и убеждениям, то здесь это невозможно.

У нас тоже есть люди, которые борются с какими-то документами, карточками, тайком раздают друг другу какие-то агитки про «отрока Славика», пензенского «старца Алексия», прочих деятелей. Чем глупее и страшнее, тем привлекательнее. В России эти люди едва ли бы оказались в радиусе моего душепопечения. И политические взгляды у всех, конечно, разные, в том числе по поводу украинских событий они расходятся диаметрально. И всех нужно удержать вместе.

Еще один важный момент – в Москве или Питере дети могут пойти с родителями в театр, на концерт в Филармонию или Капеллу. Здесь совсем другое отношение к тому, что мы называем культурой – и среди испанцев, и среди многих наших прихожан. В Петербурге – Мариинка, Малый, Филармония с двумя залами, Капелла – всё, что хотите. А в Мадриде до строительства «Национальной Аудитории» в 1988 году вообще не было нормального зала для исполнения классической музыки! Консерватория с 1990 года действует в здании бывшей больницы. И шансы увидеть детей на концертах классической музыки невелики. Мы вынуждены закрывать эти дыры. Многие из наших детей впервые увидели живую балерину или услышали живьем арфу на наших приходских концертах и праздниках.

Я думаю, в России много положительных примеров устроения церковной жизни – но много и отрицательных. Школьником я ходил в храм недалеко от дома в Петербурге. После воскресной Литургии духовенство отправлялось на трапезу, а те, кто хотел общения со священником, слушали через закрытые двери звон вилок и многолетия. Потом разговевшиеся и раздобревшие отцы выходили на свет Божий, и к ним можно было приблизиться в поисках «духовного руководства». У нас в храме священники не выходят из храма до тех пор, пока кто-то хочет с ними поговорить, и обычно приходят на обед последними. А сам обед мы предлагаем всем, кто желает. Понятно, что не везде есть такая возможность, но ведь можно налить стакан чаю? Знаю, что в некоторых московских храмах так и заведено. А если люди приходят чужими и уходят чужими – разве это Церковь?

Православные испанцы: для того, чтобы остаться в Церкви, нужна очень сильная мотивация

– Расскажите об испанцах в вашем приходе. Что приводит их сюда, как дальше развивается их духовная жизнь?

– Интерес к нам со стороны коренных жителей очень большой, но он возник совсем недавно. Пока мы служили в гараже, о нас никто не знал, никто не видел и никто не слышал. Когда я был на стройке, люди подходили, задавали вопросы. Когда мы построили храм, людей стало приходить больше.

Мы пытаемся ответить на этот интерес, каждую субботу проводим экскурсию по храму по-испански, регулярно принимаем группы из культурных центров, из школ, иногда из домов престарелых. Но интерес, как правило, носит поверхностный характер. Для испанцев, как правило, христианство и католичество – очень взаимосвязанные вещи. Большая часть людей, которые уходят из католической церкви, не ищет себе никакого другого конфессионального прибежища. Они могут оставаться верующими, говоря: «Я не практикующий католик». Они сами для себя исповедуют христианство, но никакой организованной религиозной жизни не ищут. Поэтому, хотя за последние лет двадцать в Испании появилось немного больше протестантов различного направления, но обычно, когда человек покидает католическую церковь, он уходит в никуда.

Можно сказать, что отношения к нам во многом определяется отношением к католичеству, потому что всё-таки для нас католичество – это самая близкая из западных традиций. Кто относится с симпатией к католикам, тот относится с симпатией и к нам. И наоборот. Это первое.

Второе – православная жизнь в том виде, в каком она сейчас есть в Испании, пришла большой волной достаточно внезапно, и мне сложно говорить о том, в какой мере Церковь готова принять испанцев. Всё-таки мы до сих пор практически полностью совершаем богослужение по-славянски. Даже вводя небольшие фрагменты по-испански, мы иногда сталкивались с сопротивлением людей. А если полностью перейдем на испанский язык, то богослужение для большей части наших прихожан будет непонятным, потому что они просто не знают испанского в достаточной степени. Сами же испанцы всегда задают вопрос: «На каком языке вы совершаете богослужение?» И почти всегда не видят для себя возможным участвовать в богослужении, которое не понимают.

К тому же, мне кажется, православная культура сама по себе, особенно в ее русском срезе, испанцами воспринимается непросто. Для них стоять два часа – это невероятно, а православная икона, православное богослужебное пение кажутся слишком невыразительными, лишенными динамики. Поэтому когда люди приходят и даже говорят о том, что хотят обратиться в православие, мы не всегда торопимся их принять. Здесь вопрос ведь не в том, чтобы просто принять человека, а в том, чтобы он в православной Церкви остался, а для этого нужна очень сильная мотивация. И она не может быть отрицательной. Мы никогда не примем человека в православие, потому что ему не нравится что-то в католической церкви. Владыка Антоний в таких случаях говорил: «Если человек разлюбил Лену, это еще не основание жениться на Кате».

Кого-то из испанцев к нам приводят невесты, жены, кто-то приходит сам. Кто-то приходит даже не из католичества, а вообще после каких-то восточных практик. Не всегда у людей есть силы удержаться в православной Церкви. Были случаи, когда после нескольких месяцев или лет люди уходили. Особенно тяжело тем, кто живет не в Мадриде, а в других городах и не имеет возможности регулярно участвовать в православном богослужении.

Кроме испанцев, у нас сейчас есть в общине два американца, одна колумбийка, еще один латиноамериканец на подходе. Я не исключаю, что со временем православие здесь будет успешным даже не для испанцев, а для жителей других стран.

– В Соединенных Штатах быстрее всего афроамериканцы воцерковляются.

– Они ищущие люди. И Африка, и Латинская Америка – это страны гораздо большей, чем Европа, пассионарности, как говорил Гумилев. Я это хорошо почувствовал, когда был в Аргентине. Европа всё-таки немножко устала от самой себя. Она ничего не ищет, она уже всё видела. В этом смысле и африканцы, и афроамериканцы, латиноамериканцы – люди ищущие.

– Я помню одно американское свидетельство – пришел человек в антиохийскую православную церковь: полумрак, пение и ничего не понятно. Ему так понравилась вот эта непонятность, что он перешел в православие.

– Да, у нас есть одна испанка, которая к нам приходит на все всенощные бдения, а их мы совершаем только по-славянски. Она жила в другом испанском городе и еще там перешла в православие. Я несколько раз ее спрашивал, не смущает ли ее, не тяжело ли ей оттого, что она не может понять словесную часть богослужения. Она ответила, что нет.

Вопрос с языком – очень деликатный, потому что, с одной стороны, православные богослужебные тексты – это богатая смысловая традиция, человеку очень важно сознательно в ней участвовать. С другой стороны, отчасти, может быть, уместным было бы сравнение православного богослужения с оперой. Когда приходишь послушать «Травиату» по-итальянски, даже если ты не понимаешь слов, то не остаешься безучастным, потому что действие происходит на очень многих уровнях – есть звуки, есть свет, есть игра, движение, сюжет. Есть то, что испанцы называют ambiente – атмосфера. А на многих протестантских богослужениях, если человек не понимает языка, он фактически полностью выпадает из происходящего.

Вспоминаю интервью с одним священником, который занимается с глухонемыми или слепыми детьми. Они, приходя в храм, не в состоянии слышать или видеть, но есть что-то, что они могут ощущать – запах ладана, кропление святой водой. Я думаю, что у нас богослужение может настолько глубоко погрузить человека, что в этом смысле, каким бы важным ни было интеллектуальное участие в том, что происходит в храме, но даже если этого нет, то не всё потеряно.

Тем не менее, мне кажутся очень важными слова Святейшего Патриарха, сказанные на епархиальном собрании в 2014 году о сознательном участии людей в богослужении, как в общем деле. Нам следует подумать – как можно их осуществить на практике? Справедливо ли ожидать от людей участия в том, что они не видят и не слышат? Отец Николай Балашов опубликовал в 2001 году важное историческое исследование: «На путях к Литургическому возрождению».

Но и до сих пор, по словам отца Александра Шмемана, «никто и никогда не объяснил, почему “род избранный, царское священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы”, не может слышать молитвы, им же Богу приносимой?» У нас же все прихожане слышат слова литургических молитв, и священник обращает к ним возгласы не через закрытые врата, и не читает Евангелие людям, повернувшись к ним спиной. Не нужно прятать Бога и людей друг от друга.

  • Интернет для дома / для офиса
  • Телевидение для дома / для офиса
  • Телефония для дома / для офиса

17 Февраля 2017

На этой неделе в Интернете вновь возобновились волнения вокруг темы участия подростков в группах, подталкивающих к суициду. По сообщениям СМИ и интернет-пользователей, в соцсетях стартовал флешмоб под условным кодом «Я жду инструкций. Я в игре», что может означать активацию всколыхнувших год назад страну кураторов смертельных виртуальных игр.

В прошлом году они запомнились в соцсетях как «синий кит» — символ самоубийства среди подростков, в начале этого года они рассылали сообщения, подталкивающие детей к опасным играм на дороге, что еще они приготовили и откуда ждать удар вновь, не известно. Ясно одно - работают профессиональные психологи и маркетологи, умеющие «обрабатывать» и затягивать в сети, опасные для детей.

Что делать родителям, как защитить от посещения опасных сайтов, как реагировать, если тревожные признаки появились все-таки в вашей семье?

Сегодня имеет смысл защищать ребенка сразу несколькими методами. Технические средства контроля действий ребенка в сети достигли того уровня, когда можно стать для своего чада виртуальным шпионом.

- С помощью специальных программ можно узнать ресурсы, на которых часто бывает ребенок, время их посещения, как с компьютера, так и с любых других устройств, а если учитывать то, что «группы смерти» отправляют свои сообщения в определенное время, их можно быстро вычислить. Кроме того, можно отслеживать, какие дети совершают звонки и какие отправляют смс. Это поможет опасную ситуацию обнаружить в начале ее развития и не довести до трагических последствий, - комментирует пресс-секретарь «УГМК-Телеком» Ольга Лукьянова.

В прошлом году на волне первых всплесков «виртуальной преступности» компания «УГМК-Телеком» совместно с Лабораторией Касперского запустила приложение для родителей Kaspersky Safe kids . Подключившие его родители регулярно получают отчеты, а также онлайн контролируют действия ребенка в сети.

- Программа очень удобная. Куча мелких, тонких настроек. Можно отрегулировать буквально все - от программ до сайтов. Можно создать для ребенка отдельный пароль для входа на компьютер, а можно просто приостановить защиту на некоторое время. Я запретила несколько сайтов, при этом общий доступ в Интернет остался. Мне еще и сообщения на электронную почту приходить стали, куда мой ребенок пытался влезть и какую программу пытался запустить. Я очень довольна, что у меня есть возможность спокойно наблюдать за ребенком со стороны, - рассказывает пользователь «УГМК-Телеком» Елена Грецингер .

Стать виртуальным охранником за поведением ребенка в сети данные программы помогают.Но психологи рекомендуют не ограничиваться только технической защитой, важно также создать ребенку правильный психологический микроклимат в семье. А это уже работа самого родителя.

Как считает психолог Анна Мидгард, у подростков на фоне сильных гормональных изменений, может быть очень не стабильна психика в подростковом возрасте, у многих тинэйджеров занижается самооценка, подростки ищут понимания и принятия их такими, какие они есть. Но иногда находят не среди родных, а в опасных группах.

Безусловно, это советы не для 100% родителей подростков. Бывают ситуации разные. Бывает, не получается выстроить отношения. Бывает, что доверие уже упущено. А может быть, вы уже заметили тревожные признаки, порезы на руках или узнали, что ваш ребёнок играет в опасную онлайн-игру. В таком случае, не тяните и не стесняйтесь, обратитесь за помощью к специалисту, у которого уже есть опыт работы с подобными проблемами!


Архив:

C проблемой длительной задержки стула или сложностями при опорожнении кишечника сталкиваются многие, но в этом случае с недомоганием успешно справляются домашние средства, не оказывающие на организм никакого побочного действия. Такой целительный эффект способны производить различные растительные масла, травы, а также включение в рацион ряда продуктов, которые помогают справиться с запорами: отруби, некоторые сухофрукты, каши, молочные изделия, соки и мед.

Определенное механическое воздействие способно облегчить состояние человека и помочь избежать последствий длительного застоя экскрементов в организме – это специальные клизмы и массаж живота. Несколько нетрадиционный способ избавления от запора – мыло, несмотря на эффективность, может представлять угрозу для здоровья, особенно когда речь идёт о маленьких пациентах, поэтому такой метод нужно тщательно изучить перед применением.

Масло при запорах

Различные масла считаются основным средством для решения проблем со стулом. Их эффективность объясняется тем, что они могут оказывать слабительное действие, выступать в качестве смазки кишечника и стимулировать желчегонные процессы, которые также способствуют ликвидации запоров. Для устранения недуга пользуются вазелиновым, касторовым, льняным, подсолнечным, оливковым, облепиховым и тыквенным маслами, каждый из которых по-своему решает проблему задержки дефекации.

Вазелиновое масло при запорах

Вазелиновое масло при запорах успешно справляется с задачей выведения каловых масс. Лечебный эффект достигается благодаря особенностям этого вещества, иначе называемого жидким парафином. Оно добывается из нефти, поэтому считается натуральным, экологичным, но нерастительным средством, нетоксичным, не имеющим канцерогенных и мутагенных свойств, и после согласования с врачом может применяться даже у младенцев.

Химическая стабильность вазелинового масла не даёт ему после приема внутрь впитываться в стенки ЖКТ, что выгодно отличает его от органических аналогов. Следовательно, жидкий парафин распределяется по стенкам кишечника, проникая между ними и застоявшимся содержимым, стимулируя моторику. Особая вязкая структура позволяет маслу удерживаться даже на вертикально расположенных поверхностях. По обработанному таким образом кишечнику каловые массы начинают свободно скользить, сами они при этом размягчаются вазелиновым маслом, что значительно облегчает дефекацию.

Особенности приема средства таковы:

    время: 2 часа до либо после еды;

    дозы: младенцы – 0,5 ч. л., дети постарше и подростки – 1-2 ч. л., взрослые могут принимать до 2,5 чайных ложек.

Необходимо строго придерживаться дозировки и указанных временных рамок, превышение нормы грозит появлением обратного эффекта – развитием хронического атонического запора, ослаблением иммунитета и возникновением авитаминоза из-за трудностей с всасыванием жирорастворимых витаминов. Для профилактики вазелиновое масло применять нельзя, длительность лечебного курса не может превышать 5 дней.

Противопоказаниями к приему вазелинового масла служит язва или непроходимость кишечника, наличие инфекционных заболеваний в брюшной полости, беременность, во время которой стимуляция моторики гладкой мускулатуры может привести к тонусу матки.

Касторовое масло при запорах

Касторовое масло при запорах принимают внутрь, после чего кислоты, входящие в его состав – линолевая, рицинолевая, олеиновая – под действием липазы расщепляются с выделением тепловой энергии, раздражающей рецепторы толстого кишечника и повышающей активность сокращений гладкой мускулатуры ЖКТ. Как следствие, начинается самопроизвольное выведение каловых масс.

Без консультации с лечащим специалистом принимать касторовое масло долгое время нельзя, это чревато привыканием, расстройством пищеварения и ослаблением перистальтики кишечника. Кроме того, данное вещество может привести к нарушению солевого обмена и обезвоживанию.

Правильное применение касторового масла может длиться не больше 3 суток и дозировка при этом должна составлять 10 гр. для детей и до 30 гр. для взрослых 1 раз в день. Действие препарата начинается в промежутке от 2 до 8 часов после употребления в виде жидкости или капсул. Касторовое масло достаточно неприятно на вкус, поэтому его рекомендуется пить с чаем , молоком или имбирными напитками , либо добавлять в любое питье.

Для лечения запоров использовать касторовое масло беременным категорически запрещено, это может привести к преждевременным родам. Отказаться от этого средства придется болеющим брюшным тифом, острым аппендицитом, гипотонией , спаечной болезнью кишечника, отравлением жирорастворимыми веществами и женщинам в период менструаций.

Льняное масло при запорах

Льняное масло при запорах оказывает особенно щадящее воздействие. Его биологически активные вещества – витамины и омега-кислоты – не только справляются с нарушением работы кишечника, но способствуют повышению иммунитета и оказывают положительное воздействие на обменные процессы в организме, в том числе на деятельность пищеварительной системы в целом. Льняное масло нейтрализует насыщенные жиры и становится натуральной смазкой, которая помогает забыть о хронических запорах.

Существуют несколько способов применения льняного масла, вот некоторые из них:

    столовую ложку лечебного средства употреблять натощак с утра, запивая холодной водой за час до еды;

    смешать ложку масла с половиной стакана охлажденного молока и выпивать перед сном;

    перед ночным отдыхом можно приготовить специальную смесь из мёда и льняного масла, взятых по столовой ложке, добавленных в баночку натурального йогурта.

Кроме того, этот замечательный продукт можно использовать в качестве заправки в различные блюда, главное, не нагревать их после этого.

Но есть и ряд противопоказаний к приему льняного масла, к ним относится заболевания поджелудочной железы, нарушения деятельности желчного пузыря, особенно сопровождающиеся образованием камней, беременность, период лактации, прохождение лечебного курса противовирусными препаратами либо антидепрессантами, приём оральных контрацептивов.

Подсолнечное масло при запоре

Подсолнечное масло при запоре применяют как лечебную и профилактическую меру. Оно помогает справиться с запором и благотворно сказывается на общем самочувствии человека. Для борьбы с запорами лучше использовать нерафинированные сорта масла подсолнечника, в них состав полезных веществ наиболее полный.

Принимают этот продукт натощак, достаточно столовой ложки, а час спустя приступают к завтраку. Это масло следует активно использовать в качестве заправок для профилактики запоров. Хороший результат даёт использование продукта вместе с кашами. В порцию готового блюда добавляют столовую ложку подсолнечного масла и едят её раз в день. Для устранения запоров в этом случае лучше других подходит овсяная , гречневая и пшенная крупа.

Подсолнечное масло практически не даёт нежелательных эффектов, особенно если им не злоупотреблять. Не рекомендуется его использовать только людям, страдающим ожирением .

Оливковое масло при запорах

Оливковое масло при запорах применяется в разных видах, выбор которых зависит от того, лечебная или профилактическая стоит задача. С целью предупредить появление недуга при его хроническом протекании или редких проявлениях за час до завтрака выпивают столовую ложку продукта, запивая стаканом теплой лимонной воды.

В момент обострения запора рекомендуется сделать очистительные масляные клизмы, которые успешно справляются с каловыми камнями и другими проявлениями недомогания. Для их приготовления смешивают 5 ч. л. оливкового масла с яичным желтком и заливают стаканом теплой воды. Клизму делают перед сном и оставляют до пробуждения, а поутру отмечают положительный лечебный эффект. Использование масла повышает терапевтическое воздействие и позволяет единовременно избавить больного от запора.

Хорошей профилактикой появления проблем со стулом является ежедневное употребление оливкового масла в небольших количествах в составе различных блюд.

Нежелательный эффект применение этого продукта может дать только при индивидуальной непереносимости и наличии проблем с желчным пузырем из-за выраженного желчегонного действия этого растительного вещества.

Облепиховое масло при запорах

Облепиховое масло при запорах используют для лечения запущенных и хронических случаев. Продукт переработки облепихи помимо противовоспалительных, антибактериальных и ранозаживляющих свойств обладает ярко выраженным слабительным действием, которое и определяет высокую эффективность этого средства в решении деликатной проблемы.

Лечебная доза облепихового масла составляет 1 ч. л., которую при необходимости можно разделить на два приема, но принимать следует натощак. Терапевтический курс составляет около 4 недель.

Масло облепихи может входить в состав микроклизм для увеличения их эффективности. Для такой лечебной меры берут пол литра теплой жидкости и добавляют в нее 20 гр. масла.

Тыквенное масло при запорах

Тыквенное масло при запорах обладает доказанной эффективностью. Богатый состав и слабительные способности позволяют ему становиться важным составляющим различных рецептов, направленных на устранение проблем со своевременным опорожнением кишечника и его атонией.

Отсутствие значимых противопоказаний позволяет без опасений использовать тыквенное масло самой уязвимой категории больных – беременным женщинам , которые в силу особенностей предродовой физиологии часто сталкиваются с запорами. Но и здесь нельзя обойтись без консультации специалиста.

Тыквенное масло пьют по утрам на голодный желудок за полчаса до еды не дольше 10 дней и спустя 3 недели повторяют курс.

Беременные принимают его по чайной ложке трижды в день для полной нормализации стула.

Иногда делают смесь из столовой ложки тыквенного масла и чайной меда, добавленных в треть стакана йогурта. Тщательно смешанные компоненты съедают за час перед сном.

Тыквенный продукт можно использовать для микроклизм на 5 мл., которые делаются на ночь после очистительных.

Отруби при запорах

Одной из причин нестабильного стула является нехватка растительных волокон и клетчатки. Поэтому включение в рацион отрубей помогает успешно бороться с проявлениями запора и справляться с их первопричиной, особенно эффективными являются пшеничные и ржаные. Сам по себе этот продукт является отходом, образующимся после перемалывания зерновых.

Проникая в организм, отруби впитывают воду, разбухают, разрыхляя каловые массы и увеличивая их объем, тем самым способствуя скорой и легкой дефекации. В процессе пищеварения они попутно абсорбируют различные вредные микроорганизмы, токсины, бактерии, шлаки, остатки еды, отработанную пищу, очищая организм, улучшая и стабилизируя микрофлору кишечника, то есть, способствуют профилактике повторного появления запоров.

    в течение месяца по утрам 2 ст. л. отрубей следует заливать стаканом горячего молока или кипятка, настаивать час и съедать за 30 мин. до завтрака;

    заранее запаренные отруби можно употреблять на обед и ужин, курс лечения длится месяц;

    1 рецепт отрубной воды – 4 ст. л. отрубей залить 20 ст. л. воды, настаивать на протяжении нескольких часов, процедить и пить жидкость натощак, смешивая с медом, фруктовыми или ягодными соками;

    2 рецепт отрубной воды – стакан отрубей залить литром охлажденной воды, продержать 8 часов, принимать до устранения проблем со стулом небольшими глотками трижды в день непосредственно перед едой;

    с целью улучшения перистальтики кишечника, выведения холестерина и очищения организма отруби в чистом виде вводят в готовые напитки и блюда;

    получить усиленный слабительный эффект поможет несколько ложек смеси из отрубей, сухофруктов и меда, съеденных перед сном.

Включая в рацион отруби необходимо увеличивать дневную норму потребления жидкости во избежание обезвоживания организма.

Стоит избегать чрезмерного употребления этого продукта, а также воздержаться от него в период обострения гастрита , колита, энтерита , язвенной болезни. Перед началом применения отрубей в лечебных целях необходимо посоветоваться с врачом.

Чернослив, курага и инжир при запорах

Слабительные свойства сухофруктов общеизвестны, а высокие вкусовые качества этих продуктов делают лечение задержек опорожнения кишечника не только эффективным, но и очень приятным. Курага, инжир, чернослив благотворно влияют на работу пищеварительной системы и способствуют очищению организма . Для лечения запоров каждый из сухофруктов может применяться в чистом виде или входить в состав целительных препаратов.

Рецепты смесей из сухофруктов:

    Хорошее воздействие на застоявшиеся каловые массы оказывает смесь из 50 гр. кураги, чернослива, меда, изюма, травы сенны и масла растительного. Сухофрукты измельчаются и аккуратно растираются с остальными компонентами. Принимают средство по десертной ложечке перед сном с теплой водой.

    Можно приготовить специальные конфеты, которые избавляют от запора. Их делают из равных частей измельченного инжира и чернослива, приправленных небольшим количеством кориандра. Из полученной смеси формируются небольшие шарики-конфетки, которые съедают при обострении недуга по 5 шт. в день, а для профилактики достаточно пары изделий.

    Состав слабительной пасты – взять по 250 г перекрученных на мясорубке сухофруктов (инжира, кураги, чернослива) и столько же меда, смешать с 50 г измельченного александрийского листа и перемешать. Полученное средство принимают несколько раз в сутки по столовой ложке, длительность зависит от характера запора, но принимать пасту в больших дозах не рекомендуется.

С использованием синий сушенных слив готовят настои и отвары, их добавляют в рецепты блюд и едят отдельно. Некоторые варианты применения этого сухофрукта при проблемах со стулом:

    Отвар чернослива при запоре готовится так: 200 г овса тщательно смешивается с несколькими ягодами сухофрукта, заваривается двумя стаканами кипятка, перемешивается и готовится на медленном огне около получаса. Полученное средство настаивают несколько часов и процеживают, а затем применяют по стакану 3 раза в день.

    Измельчить 100 г чернослива и смешать с 2 ч. л. травы сенны, залить массу горячей водой в объёме 600 мл.., продержать 3 часа и процедить. Пит лекарство по 3-5 ч. л. каждый час до полного исчезновения запора.

Всем, страдающим проблемами со стулом рекомендуется после еды съедать по 5 штучек кураги. Есть её можно всем категориям больных, даже годовалым детям. Сушеные абрикосы активно применяются в лечебных смесях, направленных на нормализацию работы ЖКТ.

Отвар кураги при запорах готовят обычно перед сном, а выпивают утром, желательно прямо после пробуждения. 6 штучек сушеных абрикосов промывают, заливают кипятком и оставляют на ночь. Можно немного поварить, но так риск потери части полезных веществ возрастает. Проснувшись, выпивают жидкость и съедают плоды. Это действенная мера по улучшению работы кишечника и снижению возможности проявления запоров.

Соки от запоров

Спровоцировать застой экскрементов может недостаточное потребление жидкости, поэтому усиленное питье может принести облегчение при запорах, особенно если часть воды заменить на свежевыжатые соки овощей, фруктов и некоторых растений. В состав этих напитков входит небольшое количество растительных волокон, которые содействуют очищению кишечника и повышению эффективности его работы.

Свекольный сок при запорах

Свекольный сок при запорах даёт положительный результат благодаря своему слабительным способностям. Помимо этого, применение данного напитка приводит к очищению организма от токсинов , тяжелых металлов и других вредных веществ, что способствует улучшению работы пищеварительной системы и организма в целом, а также полному избавлению от неприятных признаков неработоспособности кишечника.