Как хрущев подарил крым украине. Почему Хрущев Крым отдал Украине? Каковы причины присоединения Крыма к Украине

Ожидание наступления весны после длительного периода зимних холодов, проводы зимы связаны у народа с праздником Масленицы.

Масленица - это традиционный праздник , широко отмечаемый в народе еще со времен язычества. То есть, это народно-православный праздник (в настоящее время), имеющий языческие корни . Зародился он на Руси у древних славян примерно в 4 веке нашей эры, еще до введения христианства князем Владимиром.

Тысячелетия назад, в языческие времена, дни весеннего равноденствия считались началом нового года и праздновались как начало новой жизни и расцвета природы. Культ солнца присутствовал в ритуале той, древней Масленицы, и сохранился до сих пор в традиции печь блины, такие же круглые, горячие и желтые как само солнышко. Обычай выставлять на месте гуляний чучело Масленицы, а затем торжественно сжигать его, разрывать на части и раскидывать по полям, также вызван верой наших предков в возобновление плодоносящих сил земли после уничтожения прошлогоднего, истраченного уже плодородия…

Празднование Масленицы всегда являлось одним из самым ярких и жизнерадостных событий в быту русского человека. С древних времен на протяжении Масленичной недели люди радостно встречали Весну и провожали Зиму. Считалось, что Масленица должна быть "широкой, честной, обжорной, пьяной, разорительницей". А её празднование было обязательно для всех, даже говорили: "Хоть себя заложи, а Масленицу проводи! ".

С крещением народа на Руси в христианство переосмыслилось и отношение к этому празднику . Теперь верующие в течение Масленицы или Сырной седмицы, как эта неделя называется в церкви, приготавливают себя к .

Традиции и обычаи Масленицы:

Суть праздника Масленицы в христианском понимании состоит в следующем:

Прощение обидчиков, восстановление добрых отношений с ближними, душевное и дружеское общение с близкими и родными людьми, а также благотворительность - вот что является главным в эту Сырную седмицу.

На Масленицу уже нельзя есть мясные блюда, и это тоже является первым шагом к посту. Зато блины пекутся и поедаются с великим удовольствием. Они пекутся пресные и квасные, на яйцах и молоке, подаются с икрой, сметаной, сливочным маслом или медом.

В целом, на протяжении Масленичной недели следует веселиться и посещать праздничные мероприятия (кататься на коньках, лыжах, сноутюбах, с горок, на лошадях). Также, надо уделять время семье - веселиться совместно с родными и близкими: вместе куда-нибудь сходить, "молодые" должны посетить своих родителей, а родители, в свою очередь, приехать в гости к детям.

Дата Масленицы (православная и языческая):

В церковной традиции Масленицу отмечают на протяжении 7 дней (недели) с понедельника по воскресенье, перед самым главным православным постом, поэтому событие также называют "Масленичная неделя".

Время проведения Масленичной недели зависит от начала Великого поста, претворяющего Пасху, и каждый год сдвигается в соответствии с церковным православным календарем.

Так, в 2019 году православная Масленица проходит с 4 марта 2019 года по 10 марта 2019 года, а в 2020 году - с 24 февраля 2020 года по 1 марта 2020 года .

Что касается языческой даты Масленицы , то древние славяне отмечали праздник по солнечному календарю - в момент наступления астрономической весны, который происходит в . Древнерусское празднование продолжалось на протяжении 14 дней: начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия, а завершалось неделей позже.

В северном полушарии дата весеннего равноденствия - 20 марта . Соответственно, по древнеславянским традициям, праздновать языческую Масленицу надо ежегодно в период с 14 марта по 27 марта .

Описание празднования Масленицы:

Традиция отмечать Масленицу веселым гулянием сохранилась до сих пор.

В большинстве российских городов проводятся мероприятия под названием "Широкая Масленица" . В столице России городе Москве центральной площадкой праздничных гуляний традиционно является Васильевский спуск Красной площади. За рубежом также проводят "Русскую Масленицу", для популяризации российских традиций.
Принято, особенно в последнее воскресенье, когда работающие и учащиеся могут отдохнуть, устраивать массовые праздники как в старину, с песнями, играми, проводами и сожжением чучела Масленицы. В масленичных городках организуются сцены для выступлений, места продажи еды (блины обязательны), и сувенирной продукции, аттракционы для детей. Проводятся маскарады с ряженными и карнавальные шествия.

Какие есть дни Масленичной недели, как они называются (название и описание):

Каждый день Масленицы носит свое название и имеет свои традиции. Ниже приводим название и описание для каждого дня.

В понедельник - Встреча . Поскольку первый день является рабочим, вечером свекор со свекровью приходят в гости к родителям невестки . Пекутся первые блины, которые можно отдать бедным на помин усопших. В понедельник наряжается соломенное чучело и выставляется на возвышенности в месте проведения гуляний. В танцах и игрищах проводятся стилизованные кулачные бои "стенка на стенку". Выпекается и торжественно поедается "первый блин" на помин души.

Во вторник - Заигрыш . Второй день традиционно является днем молодых. Гулянья молодежи , катание с гор ("покатушки"), сватовство являются приметами этого дня. Следует заметить, что церковью запрещены свадьбы на Масленицу, как и в пост. Поэтому во вторник Масленицы сватают невесту, чтобы сыграть свадьбу после Пасхи на Красную горку.

В среду - Лакомка . В третий день зять приходит к тёще на блины .

В четверг - Разгул, Разгуляй . В четвертый день народные гуляния приобретают массовый характер. Широкая Масленица – так называются дни с четверга до конца недели, а сам день щедрых угощений зовут "разгульный четверток".

В пятницу - Тещины вечерки . В пятый день масленичной недели теща с подругами или родственницами приходит в гости к зятю на блины . Блины, конечно, должна напечь ее дочь, а зять проявить гостеприимство. Помимо тещи, в гости приглашается вся родня.

Суббота - Золовкины посиделки . На шестой день в гости приходят сестры мужа (можно также пригласить и остальных родственников мужа). Хорошим тоном считается не только обильно и вкусно накормить гостей, но и подарить золовкам подарки.

Воскресенье - Проводы, Прощёное воскресенье . В крайний (седьмой) день, перед Великим постом, следует каяться и проявлять милосердие. Все родные и близкие просят друг у друга прощения. В местах общественных празднований устраивают карнавальные шествия. Чучело Масленицы торжественно сжигается, превращаясь таким образом в прекрасную Весну. С наступлением темноты запускают праздничный фейерверк.

В храмах также в воскресенье на вечерней службе совершается чин прощения, когда священник просит прощения у церковных служителей и прихожан. Все верующие в свою очередь просят прощения и кланяются друг другу. В ответ на просьбу о прощении говорят «Бог простит».

Шесть десятилетий назад, с января по апрель 1954 года, в Кремле разворачивались события, которые в итоге привели к появлению на территории СССР латентного конфликта, связанного с передачей Крыма от РСФСР Украине. В последние месяцы по этим вопросам был буквально вал публикаций, но большинство из них имели не строго документальную, а скорее психоэмоциональную основу. Основной составляющей публиковавшихся статей был тезис «Хрущёв незаконно отдал Крым Украине».

Так ли это было и кто на самом деле передавал спорный полуостров соседней республике? Насколько правомерно с юридической точки зрения действовали органы государственной власти и все ли документы, имеющие отношение к проблеме, доступны исследователям? Именно на эти вопросы мы и попытаемся ответить, основываясь исключительно на архивных документах и некоторых опубликованных источниках…

СТРОГО СЕКРЕТНАЯ ПАРТИЙНАЯ ИНИЦИАТИВА

Для начала, как принято у профессионалов-историков, давайте определим хронологические рамки исследуемого нами процесса. Они достаточно четкие: 25 января 1954 года состоялось заседание Президиума ЦК КПСС, на котором впервые обсуждался вопрос, а 28 апреля того же года был опубликован Закон СССР «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав Украинской ССР». Всего три месяца понадобилось для того, чтобы начать и закончить мероприятие, которое «аукнулось» обеим республикам через несколько десятилетий.

Президиум ЦК КПСС как орган, осуществляющий оперативное руководство делами партии (и государства) между пленумами, был создан еще в 1952 году, при Сталине, но к январю 1954 года претерпел серьезные изменения. В марте 1953 года в его состав вошли в качестве членов Берия, Булганин, Ворошилов, Маленков, Каганович, Микоян, Молотов, Первухин, Сабуров и Хрущёв. Кандидатами стали Багиров, Мельников, Пономаренко и Шверник.

Самое интересное, что в течение десяти лет все члены президиума, принимавшего решение по Крыму, за исключением Анастаса Микояна, были либо расстреляны, либо исключены из партии, либо отправились на пенсию и находились в опале. Но на январь 1954 года действующими членами и кандидатами были все упомянутые нами лица, кроме расстрелянного Берии и исключенного из КПСС Багирова (его расстреляли двумя годами позже).

Итак, в повестке дня заседания Президиума ЦК КПСС от 25 января 1954 года под пунктом № 11 стоял вопрос о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР. В архиве аппарата Президента России хранятся протокол этого заседания под порядковым номером 49, выписка из этого протокола и три варианта (два черновых и чистовой) Указа Президиума Верховного Совета СССР. Из членов Президиума ЦК на заседании были все, кроме Молотова, отсутствовал и один из кандидатов - Мельников. Зато пришли на заседание секретари ЦК - Суслов, Шаталин и Поспелов. Председательствовал, вопреки распространенному мнению, не Хрущёв, а Маленков.

Результатом заседания стало постановление ЦК КПСС по данному вопросу. Этот документ с самого начала был засекречен, причем на нем, как и на выписке из протокола, стоял гриф «Строго секретно». Разослали выписку Хрущёву, Ворошилову, председателю Президиума Верховного Совета РСФСР Тарасову, председателю Президиума Верховного Совета УССР Коротченко, а также руководству ЦК Компартии Украины. Документы подлежали возврату в канцелярию Президиума ЦК в течение 7 дней.

В первом пункте упомянутой нами выписки говорилось об утверждении проекта Указа Президиума Верховного Совета СССР, а потом, в лучших партийных традициях, перечислялись меры, которые должны были быть приняты для того, чтобы этот уже утвержденный проект «обосновать». Замечу сразу, их полностью осуществить не удалось, да и то, что было сделано, явилось, мягко говоря, неконституционным.


ВОПРЕКИ ОСНОВНОМУ ЗАКОНУ

Когда сравниваешь систему принятия решений при Сталине и в послесталинские времена, то невольно отмечаешь значительно более основательную подготовку различных мероприятий при «вожде народов». Давайте вспомним, уважаемые читатели, как для начала подогревались эмоции в среде заинтересованных граждан, как «собирались письма», как в газетах печатались выступления различных деятелей - от ткачих до академиков…

В 1954 году, когда у власти была «тройка» Молотов-Маленков-Хрущёв, о таких вещах не думали. И вопрос о Крыме подняли без какой-либо формальной инициативы со стороны граждан. Как мы уже знаем, принципиально его решили в течение десяти - пятнадцати минут на заседании Президиума ЦК КПСС. И напомню, участия населения РСФСР и УССР в процессе не предусматривалось - изданное постановление на всякий случай было сразу строго засекречено.

Партийные руководители очень спешили. И поэтому сделали целый ряд ошибок. О стратегических, таких, например, как прогнозирование возможного возвращения крымских татар, тогда никто не думал. Тем более членам Президиума ЦК не могло прийти в голову, что Россия и Украина будут когда-либо независимыми государствами. Стратегия, правда, дело сложное, и не каждому оно по плечу. Но тактические задачи опытные аппаратчики решать могли. Но не решили!

В выписке из протокола заседания Президиума ЦК КПСС от 25 января 1954 года было решено «рассмотреть совместное представление Президиумов Верховных Советов РСФСР и УССР о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР». Точно о таком же «совместном представлении» говорится и в документе, который регламентировал заседание Президиума Верховного Совета СССР 19 февраля 1954 года. Но этого «совместного представления» в природе не существовало!

Дисциплинированные сотрудники Совмина России уже 5 февраля отправили в Президиум Верховного Совета РСФСР послание, которое начиналось с совершенно некорректной формулировки: «Учитывая территориальное тяготение Крымской области к Украинской ССР…» Интересно, что до этого случая словосочетание «территориальное тяготение» использовалось только в научных статьях при описании стремления мелких населенных пунктов быть ближе к тому или иному городу…

Обращался Совет Министров РСФСР в Президиум ВС РСФСР в общем-то незаконно. По Конституции РСФСР 1937 года (ст. 33) в функции президиума не входило принятие каких-либо решений по территориальным вопросам. Их могли принимать только на заседании Верховного Совета СССР. Более того, и Верховный Совет РСФСР не имел конституционного права отдавать что-либо другой республике! В компетенцию Верховного Совета РСФСР, в соответствии со ст. 19 Основного закона, входило лишь «представление на утверждение Верховного Совета СССР образования новых краев и областей, а также новых автономных республик и областей в составе РСФСР» (выделено автором). Так что никаких документов о «передаче» территорий кому-либо Верховный Совет России издавать не имел права!

Но издал, причем в тот же самый день, когда к нему обратился Совмин. Правда, в протоколе заседания высшей партийной инстанции и других документах говорится о том, что требовалось некое «совместное представление». А оно, напомню, так и не появилось, и ни в одном архиве документа с таким названием нет!

Постановление Президиума Верховного Совета Украины (формально он тоже не имел права издавать его) примерно в три раза больше российского и представляет собой по большей части не государственный документ, а излияния благодарности. Отмечается в нем то, что передача Крыма «является свидетельством безграничного доверия великого русского народа украинскому народу». Оправдал ли украинский народ такое доверие - судите сами…


А КАКОЙ ДОКУМЕНТ УТВЕРДИЛИ - НЕПОНЯТНО!

И историки, и многие наши читатели знают, что законы, указы (за исключением секретных) и постановления высших органов власти в советское время вступали в законную силу только после опубликования их в печати. Мало того что постановление Верховного Совета Украины было нелегитимным по сути, оно, в отличие от российского, даже не было опубликовано в центральных газетах. На заседании Президиума Верховного Совета СССР 19 февраля 1954 года выступал Демьян Коротченко - председатель Президиума Верховного Совета Украины. В стенограмме заседания есть текст постановления (он, правда, отличается от утвержденного президиумом 13 февраля). Но в сообщении газеты «Известия» о заседании украинский документ вообще не фигурирует. Это означает только одну вещь: постановление, как не опубликованное официально в центральной печати, в действие не вступило и юридической силы не имеет!

Но в Указе Президиума Верховного Совета СССР, который подписали его председатель Климент Ворошилов и секретарь Николай Пегов, опять же говорится о каком-то мифическом «совместном представлении»! И говорится как об утвержденном документе.

К сожалению, все участники данного мероприятия давно ушли из жизни. А как бы хотелось нам получить от них ответ на простой вопрос: каким образом они утвердили несуществующий документ? И сказать в свое оправдание им было бы нечего: небрежность, невнимательность и недооценка деталей, имеющих принципиальное значение, заложили в конце концов своего рода мину замедленного действия под «крымскую проблему»…


На фото: Вот этими документами все и оформили (из архива РГАСПИ)

ВМЕШАТЕЛЬСТВО ХРУЩЕВА - ЭТО ЛИШЬ ВЕРСИЯ!

Мы уже отмечали, что сегодня существует множество версий того, почему именно в 1954 году Крым был передан Украине. Большинство из них зиждется на фактах из биографии Никиты Сергеевича Хрущёва. Давайте рассмотрим наиболее часто встречающиеся варианты.

Версия 1.

«Хрущёв отдал Крым Украине в качестве компенсации за то, что принимал участие в массовых репрессиях в тридцатые годы, когда возглавлял украинскую парторганизацию».

Действительно, Хрущёв был Первым секретарем ЦК компартии Украины с 1938 по 1949 год. Естественно, массовые репрессии проходили не без его участия. Но в архивах нет ни одного расстрельного списка с подписью Хрущёва! Некоторые исследователи ссылаются на рассказы о том, что по поручению Никиты Сергеевича Иван Серов, первый председатель КГБ СССР, «вычистил» все архивы. Как историк скажу, что провести подобное мероприятие так, чтобы следов не осталось вообще, - практически невозможно. В свое время еще один председатель КГБ СССР, Владимир Семичастный, рассказывал мне, что в его время уже существовали технологии, которые давали возможность вывести подписи так, что видимых следов от них не оставалось. И это, по его мнению, использовалось для уничтожения хрущёвских подписей под «расстрельными списками». Но до сих пор самые современные методы исследования подобных подделок не обнаружили. И, кроме всего прочего, в январе 1954 года вопрос о виновности в массовых репрессиях Хрущёва и других членов Президиума ЦК не волновал вообще! Его начали активно обсуждать только через год-два…

Версия 2.

«Передать Крым Украине Хрущёв решил в то время, когда был председателем Совмина Украины (с февраля 1944 года по декабрь 1947 года)».

Такой вариант представляется более чем надуманным. Его авторы, скорее всего, имеют в виду, что в то время Хрущёв якобы понял «экономическую целесообразность» передачи Крыма Украине. Но что мешало ему понять это в другие годы, в том числе когда он был партийным лидером республики?

Версия 3.

«В сентябре 1953 года Хрущёв стал Первым секретарем ЦК КПСС, и ему была необходима поддержка сильной украинской парторганизации».

13 сентября 1953 года по предложению Маленкова Хрущёв был избран Первым секретарем ЦК КПСС. Но для понимания значения этого события важно иметь представление о том, что тогда представляла собой данная должность. На самом деле в первые месяцы (в это время входит и «крымская история») должность «первого секретаря» еще не была чем-то особенным. Скорее ее можно было считать технической. Полную власть в партии ни Молотов, ни Маленков (он был председателем правительства), ни Каганович с Булганиным Хрущёву отдавать не собирались. И укрепление власти Хрущёва пошло не в 1954-м, а в 1955-1956 годах и оформилось после разгрома «антипартийной группы» летом 1957-го…

Если внимательно изучать архивные документы, то какой-либо личной заинтересованности Хрущёва в передаче Крыма Украине обнаружить не удается. Он не подписывал никаких документов по этому вопросу (за исключением формальной визы на выписке из протокола заседания Президиума ЦК), не выступал на заседании Президиума Верховного Совета СССР. Неизвестно, принимал ли он непосредственное участие в обсуждении вопроса на заседании Президиума ЦК КПСС (стенограммы выступлений не сохранились). Инициировать и решить подобный вопрос единолично он тоже не мог (мы уже отмечали, что в 1954 году он был вынужден координировать все решения как минимум с Молотовым и Маленковым). Поэтому с большой вероятностью можно считать, что данное решение было коллегиальным и ответственность за него лежит на всех членах Президиума ЦК КПСС.

Что же до причины принятия этого решения именно в начале 1954 года, то тут вопросов меньше всего. 18 января 1654 года Переяславская рада обратилась к России с просьбой принять Украину в ее состав, а к марту процесс был завершен. Через 300 лет после этого события пышно отмечался трехвековой юбилей. И на первом же после 18 января 1954 года заседании (25 января) Президиум ЦК КПСС принял «судьбоносное решение» - отдать Крым Украине.

Вполне естественно, в официальных документах о подобной аргументации не говорилось, но на заседании Президиума Верховного Совета СССР она была широко озвучена. Тон задал председатель Президиума Верховного Совета РСФСР Михаил Тарасов, первым напомнивший о «знаменательном событии». Его украинский коллега Демьян Коротченко также говорил о 300-летии «воссоединения». Николай Шверник и Отто Куусинен в своих выступлениях упомянутое празднование как-то обошли, зато Шараф Рашидов и выступавший последним секретарь Президиума Верховного Совета СССР Николай Пегов говорили о «славном юбилее» в самых возвышенных тонах.

Все это и позволяет рассуждать о передаче Крыма Украине как о коллективно инициированном нелегитимном процессе, который был подготовлен и проведен крайне слабо и без учета возможных долгосрочных последствий.

Ну а события, которые произошли в Крыму весной 2014 года, на самом деле лишь восстановили исторический статус-кво.


поделиться:

Зачем Хрущев отдал Крым Украине и почему ему почти не возражали: выдержки из неопубликованных пока архивных записей и напечатанных мемуаров Дмитрия Шепилова, одного из самых ярких и загадочных для сегодняшнего россиянина политиков той эпохи.

Украине в 1954 году, мне хотелось бы, во-первых, напомнить об опубликованных 13 лет назад свидетельствах непосредственного участника тех событий — Дмитрия Шепилова, который между 1954 и 1957 годами был восходящей звездой советской политики. Иностранные корреспонденты в Москве даже называли его — пусть с преувеличением — "третьим человеком в Кремле".

Эпизод этот (привожу его с сокращениями) автор использует как пример "менеджерского стиля" Никиты Хрущева: "Будучи до крайности честолюбивым человеком, он хотел, чтобы после перевода его на работу в Москву украинский народ видел в нем своего щедрого "шефа" и "покровителя". Этими чувствами и продиктован был ряд мер со стороны Хрущева, на которых была явная печать заискивания перед украинскими кадрами и которые, в отдельных случаях, противоречили конституционным устоям советского государства. Последующий ход событий показал глубокое заблуждение Хрущева, что на Украине он — любимый отец. (…)

Одной из мер "завоевания" на свою сторону Украины было хрущевское решение вопроса о Крыме.

Приближались торжества, посвященные 300-летию воссоединения Украины с Россией. (…) В этой связи празднично прошли юбилейные сессии Верховных Советов УССР и РСФСР. Украинская республика и город Киев были награждены орденами Ленина. Киевский театр им. Шевченко показал в Большом театре свои лучшие оперы и балеты. У Киевского вокзала в Москве заложен был камень будущего монумента в честь воссоединения. В Москве и в Киеве состоялись грандиозные военные парады и демонстрации. Словом, делалось все необходимое во имя благородной цели — дальнейшего укрепления дружбы двух крупнейших народов и всех других народов Советской страны.

Но Хрущеву хотелось от себя преподнести Украине подарок на золотом блюде, чтобы вся республика знала о его щедрости и постоянной заботе о преуспеянии Украины.

В Большом Кремлевском дворце шло одно из многочисленных тогда совещаний по сельскому хозяйству. За столом президиума находились все члены Президиума ЦК и секретариата ЦК. В перерыве, как обычно, члены Президиума и секретари собирались в двух комнатах, примыкавших к трибуне президиума Большого зала (…) Обсуждались один, другой неотложные вопросы. Вдруг Хрущев внес предложение: в связи с празднованием 300-летия передать Крымскую область из Российской Федерации в состав Украинской Республики.
— От Крыма до России далеко, — сказал он. — Украина ближе. Легче будет вести всякие хозяйственные дела. Я уже кое с кем говорил на этот счет. У украинцев, конечно, слюнки текут, они будут рады-радешеньки, если мы им Крым отдадим. С Федерацией Российской тоже, я думаю, договоримся. Надо только обставить это все с умом: чтобы Верховные Советы обеих республик просили союзный Верховный Совет сделать такую передачу. А Ворошилову надо все это провести по-доброму через Президиум Верховного Совета СССР. Я думаю — возражений не будет?

Конечно, предложение Хрущева было неправильным, ибо оно грубо попирало и исторические традиции, и ленинские национальные принципы в партийном и государственном строительстве. (…)

С 1918 г. Крым (Республика Тавриды, Автономная Крымская Республика, Крымская область) входил в состав Российской Федерации. Здесь десятилетиями сложились прочные связи с плановыми, финансовыми, культурными и другими организациями Российской Федерации.

Но главное и решающее — это этнический состав области. Конечно, при социалистическом строе, в условиях нерушимой дружбы народов решение территориальных вопросов не представляет трудностей и не может вызывать социальных конфликтов. Полюбовно проходило территориальное размежевание среднеазиатских республик, полюбовно Казахстан передавал часть своей территории Узбекистану, и т.д.

Но при осуществлении любой такой меры партия и правительство всегда учитывали совокупность всех обстоятельств, чтобы не допустить ущемления прав какой-либо нации, национальной группы или народности, особенно малой. Известно, что в соответствии с принципами советской Конституции даже районы с небольшим по численности, но особым по национальному составу населением выделены в автономные национальные округа. (…)

Когда Хрущев вносил свой проект о передаче Крыма Украине, население Крымской области насчитывало 1 миллион 200 тысяч человек, из низ 71,4 процента составляли русские, 22,2 процента — украинцы, и 6,4 процента другие национальности. И тем не менее, когда Хрущев задал свой вопрос: "Я думаю, возражений не будет?" — Н. Булганин, А. Микоян, А. Кириченко, Л. Каганович и другие откликнулись возгласами: "Правильно! Принять! Передать!" И только стоявший у дверей в соседнюю комнату в ожидании какого-то телефонного разговора В. Молотов сказал, ни к кому не обращаясь:

— Конечно, такое предложение является неправильным. Но, по-видимому, придется его принимать.

Так появился на свет Указ от 19 февраля 1954 г. о передаче Крымской области из РСФСР в состав УССР. Несостоятельность изложенных в Указе мотивов такой передачи: общность экономики, территориальная близость, наличие хозяйственных и культурных связей — была для всех очевидна. И все же Указ появился. И в Крыму начали переделывать вывески на украинский язык, вводить радиовещание, газеты на украинском языке и т.д.

(…) Но дело в том, что это был один из первых актов хрущевского субъективистского, произвольного подхода к решению государственных вопросов.

Хрущеву хотелось сделать Украине в связи с юбилеем подарок и этим положить на чашу весов своей, как ему казалось, славы на Украине еще одну гирьку. Это было явным и грубым нарушением принципов национальной политики партии и государства. И, конечно, не только В. Молотов, подавший свою реплику, но и другие (русские, украинские, белорусские, грузинские и т.д. коммунисты) понимали принципиальную неправильность и нецелесообразность такого акта со всех точек зрения.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"

19 февраля 1954 года был принят указ о передаче Крымской области в состав УССР. Никита Хрущев широким жестом передал Крым Украине.

«Кредитная история»

Одной из версий передачи Крыма является «кредитная история», связывающая РСФСР и американскую еврейскую организацию «Джойнт». Мысль о переселении евреев в Крым начал обсуждаться сразу после окончания Гражданской войны. Вопрос активно лоббировали зарубежные фонды. Политбюро неоднократно обсуждало этот проект. Активными его сторонниками выступали Троцкий, Каменев, Зиновьев, Бухарин, Рыков. В Симферополе был создан филиал банка «Агро-Джойнт». В январе 1924 года речь уже шла об «автономном еврейском правительстве, федерированном с Россией», был подготовлен проект декрета о создании в северной части Крыма Еврейской Автономной ССР. Еврейское телеграфное агентство (ЕТА) 20 февраля 1924 году распространило за рубежом соответствующее сообщение. В 1929 году между РСФСР и организацией «Джойнт» был заключен договор. Документ, носивший красивое название «О Крымской Калифорнии», содержал в себе обязанности сторон. «Джойнт» выделял СССР по 1,5 млн долларов в год (до 1936 года было получено 20 млн долл.), и под эту сумму ЦИК оставил в залог 375 тыс. гектаров крымской земли. Они были оформлены в акции, которые купили 200 с лишним американцев, в том числе политики Рузвельт и Гувер, финансисты Рокфеллер и Маршалл, генерал Макартур. Решение по созданию «Крымской Калифорнии» затягивалось. Во время Тегеранской конференции Рузвельт напомнил Сталину об обязательствах, генсек не спешил, но депортацию татар в 1944 году некоторые историки объясняют как раз освобождением Крыма для еврейских переселенцев. 1954 год был крайним сроком расплаты по долгам и Хрущев сделал «ход конем», отдав Крым Украине.

Национальный вопрос

Один из главных «крымских» вопросов - вопрос национальный. В 1944 из Крыма началась депортация народов. Обычно говорят только о депортации татар, но выселяли не только татар. Были депортированы греки (почти 15 тысяч) и болгары (12,5 тысяч). Татары уехали больше всего в Узбекистан. Греки и болгары были расселены в Среднюю Азию, в Казахстан и в отдельные области РСФСР. По переписи 1939 года в Крыму проживало около 50% русских, 25% татар и только 10,2% украинцев. После депортации татар в 1944 году Крым «взвыл». Особенно тяжелый урон потерпело сельское хозяйство. В 1950 году, по сравнению с 1940 годом, производство зерна упало почти в пять раз, втрое - табака, вдвое - овощей. На всю область в 1953 году работали 29 продуктовых и 11 промтоварных магазинов. В 60-х начался процесс возвращения татар и заселения Крыма украинцами и русскими. Шла добровольно-принудительная украинизация. Везде, кроме Севастополя, вводили в школьную программу украинский язык. Сегодня в Крыму больше 2 млн людей. 1 миллион - русские, более 400 тысяч - украинцы, и 240 тысяч - татары. Не удивительно, что слова украинского президента «Одна страна, один народ, одна религия» воспринимаются в Крыму по меньшей мере неоднозначно.

Историческая подоплека

Передача Крыма Украине - идея, которая витала в воздухе ещё за десять лет до 1954 года. Ещё в разгар Великой Отечественной войны, когда немцы были вытеснены с полуострова, Хрущев, бывший тогда первым секретарем ЦК Компартии Украины, велел составить справку по Крыму. Хрущев искал в архивах исторические связи России и Украины. Один из работников аппарата вспоминал, что Никита Сергеевич рассказывал ему про 1944 год: «Я был в Москве и заявил: „Украина в разрухе, а из нее все тянут. А если ей Крым отдать?“ Так меня после этого как только не называли и как только душу не трясли. Готовы были стереть в пыль».

Вопрос о легитимности

Вопрос о легитимности передачи Крыма до сих пор является спорным. Основной шум поднимается, когда встает вопрос о референдуме. Якобы, в стране должен был быть проведен общенародный референдум, но права и законные рамки действия референдума не были описаны в советской Конституции, кроме упоминания в статье 33 о том, что президиум Верховного Совета РСФСР мог его проводить. Важно: мог, но не обязан. Таким образом, вопрос о референдуме снимается. Ответ на вопрос об органе, который имеет полномочия давать или не давать согласие на изменение границ, дает нам 22 статья Конституции: «Высшим органом государственной власти РСФСР является Верховный Совет РСФСР». Согласно статье 24 «Верховный Совет РСФСР является единственным законодательным органом РСФСР». Статья 151 гласит, что изменение Конституции возможно только решением Верховного Совета РСФСР, принятым большинством «не менее двух третей голосов». Таким образом, изменение статьи 14 Конституции РСФСР и удаление из нее Крымской области можно расценивать как полученное согласие на передачу этого региона в другую союзную республику. Таким образом, юридическая процедура передачи Крыма Украине в 1954 году была абсолютно корректной. Вопрос обсуждался Президиумами Верховного Совета РФ и УССР, они совместно обратились в Верховный Совет СССР. И только на основе этого обращения было принято постановление и подписан указ о передаче Крыма Украине

Кто принимал решение?

Считается, что решение о передаче Крыма принимал Хрущев. В ноябре 1953 года он совершил поездку в Крым. По словам сопровождавшего его зятя, журналиста Алексея Аджубея, он был шокирован тем, что в южном краю в государственной торговле отсутствовали овощи и фрукты. Распространенным является заблуждение, что Хрущев был украинцем и это повлияло на решение о передаче Крыма. Это, конечно, не так. Украинцем Хрущев не был, никогда по-украински не разговаривал. Другое дело, что у него был некий украинский сантимент, а также чувство вины за участие в репрессиях. Это косвенно могло повлиять, но государственные решения не принимаются на уровне сантиментов, да и решение о передаче принимал не один Хрущев. Короля делает свита. В свите Хрущева были Булганин, Маленков , Молотов, Каганович, Куусинен. Главная роль была за Георгием Маленковым, возглавлявшим Совет министров.

Черноморский флот

Проблемным до сих пор остается вопрос с черноморским флотом, базирующимся в Севастополе. По украинским законам, на её территории запрещено пребывание иностранных военных объектов, но для российского флота Украина пока делает исключение. В апреле 2010 года Виктор Янукович согласился продлить срок аренды Россией военно-морской базы в Севастополе, истекавший в 2017 году, еще на 25 лет с возможностью пролонгации. Во время передачи Крыма Украине вопрос о флоте не поднимался, Украина была союзной республикой, юридические проблемы возникли уже в 1991 году.

Вопрос о возвращении

Первым из крупных российских политиков о возвращении Крыма заговорил вице-президент Александр Руцкой . С того времени вопрос с возвращением Крыма России поднимался многократно. Несколько референдумов, проводимых в Крыму, показали лояльность населения к воссоединению с Россией. Согласно итогам последней официальной переписи, проводившейся в 2001 году, украинский язык назвали родным 10,1% жителей Крыма. Русскоязычными являются 97% населения. Новую актуальность этот вопрос получил сегодня, когда Украина претерпевает не лучшие времена.

Почему Хрущев отдал Крым Украине? Этот вопрос до сих пор относится к одной из наиболее загадочных страниц послевоенной истории и до сих пор не нашел однозначного ответа. В свете последних событий на Украине он неожиданно обрел актуальность, подтверждая неоспоримую истину о том, что время все расставит на свои места (многие россияне не успели глазом моргнуть, как Крым присоединили к России).

Вопросы, касающиеся самоопределения наций или раздела территорий нельзя решать росчерком пера, не учитывая мнения народов, населяющих эти территории: рано или поздно это приведет к серьезным конфликтам и межнациональной розни.

То, что происходит сейчас на Украине, является следствием недальновидных действий прежнего руководства страны Советов. Крым сыграл роль мины замедленного действия, которая взорвалась, когда беспорядки на Украине достигли последней стадии накала.

Историческая справка

Крым был передан Украинской советской союзной республике указом высшего законодательного органа СССР от 19 февраля 1954 года.

Согласно официальной версии, процедура была обусловлена следующими причинами:

  • Плачевным состоянием экономики Крымской области в связи с послевоенной разрухой.
  • Нехваткой людских ресурсов и рабочих рук, возникших в результате депортации крымско-татарского населения.
  • Отсутствием у переселенцев из России агротехнических знаний и опыта управления хозяйством в климатических условиях Крымского полуострова.

Таким образом, необходимость передачи полуострова увязывалась с общностью экономических, хозяйственных, культурных связей и территориальной близостью.

Согласно этому документу, на Украину возлагалась обязанность по восстановлению разрушенной войной экономики крымского региона. Но это лишь на первый взгляд. Только ли заботой о бедственном состоянии полуострова руководствовался Верховный Совет?

Сомнения возникают уже в связи с грубым нарушением законодательства, определяющего порядок проведения подобных процедур.

В чем состояло нарушение законодательства при передаче Крыма?

Каким должен был быть правильный порядок действий при изменении административно-территориального подчинения Крыма?

  • Вопрос о целесообразности его присоединения к Украинской республике сначала должен был открыто обсуждаться.
  • Далее должны были провести референдумы среди населения Украины, РСФСР и самой Крымской области.
  • Заключительным этапом обсуждения вопроса должен был стать референдум среди населения всего Союза.

Ни один из пунктов обязательного протокола не был выполнен.

Как все обстояло на самом деле?

Окончательное решение о передаче территории было принято Хрущевым после неофициальной поездки в этот регион. Побудительной причиной к ней стала информация о бедственном состоянии экономики региона и положении российских переселенцев.

Процедура официальной передачи региона заняла менее месяца: вопрос об этом был включен в повестку заседания Президиума Верховного Совета 25 января 1954 года, причем занимал в ней лишь одиннадцатое место, как будто речь шла о чем-то несущественном, и занял не более четверти часа.

5 февраля, на следующем заседании, был разработан проект постановления, подтверждающего передачу.

19 февраля после речей Куусинена, Рашидова и Коротченко постановление о передаче Крыма Украинской республике было утверждено. При этом на нем присутствовало менее половины членов президиума (13 человек из 27).

Законодательный документ, утверждающий указ Президиума и внесший изменения в Конституцию СССР, появился 26 апреля 1954 года.

Мотивы первого секретаря ЦК КПСС

То, что инициатива передачи полуострова исходила лично от Хрущева, ни у кого не вызывает сомнений.

Почему он отдал Крым?

1. Самой главной причиной этой инициативы была ожесточенная борьба за руководство страной. После смерти И. В. Сталина на него претендовали три человека: Маленков, Берия и Хрущев.

Берия контролировал силовые структуры. Пользующийся поддержкой армии и маршала Жукова Хрущев занимал сильные позиции в Москве. Маленков был инициатором и руководителем «ленинградского дела», в результате которого была уничтожена верхушка Ленинградского обкома ВКП (б), представлявшая серьезную конкуренцию Маленкову.

Передавая Крым Украине, Хрущев не мог не знать, что в результате этой передачи произойдет смена партийного руководства в регионе: на смену настороженно относящимся к нему российским коммунистам придут лояльно настроенные украинские товарищи.

2. Не лишена здравого зерна версия о том, что столь щедрый подарок со стороны Хрущева был сделан им с целью хотя бы частично загладить собственную вину за личное участие в репрессивных акциях на Украине. В период с 1938 по 1947 год Хрущев занимал должность первого секретаря центрального комитета компартии Украины и на его совести немало загубленных жизней.

Планируя беспрецедентный процесс по развенчанию культа личности Сталина, приведшего к жестоким репрессиям и преступлениям против собственного народа, Хрущев в какой-то мере пытался преуменьшить собственную роль в этих злодеяниях.

3. Согласно официальной версии, присоединение Крыма было приурочено к трехсотлетию присоединения Украины к России. Воссоединение земель Запорожского войска и Русского царства, произошедшее в результате всенародного решения в ходе Переяславской рады, произошло в 1654 году.

4. Подводя экономическую базу под свое решение передать крымские земли Украине, Хрущев говорил о необходимости строительства северо-крымского оросительного канала, который помог бы решить проблему орошения засушливых степных районов полуострова. Управление строительными работами было целесообразно осуществлять из Киева, нежели из далекой Москвы.

Предшествовавшие события

Какими бы мотивами ни руководствовалось правительство Союза, в рамках нерушимого монолитного государства (каким тогда был Союз) административно-территориальное переподчинение Крыма в те годы не имело ни экономических, ни политических последствий.

Тогда даже самое разгоряченное воображение не могло себе представить, что спустя всего лишь четыре десятилетия начнется развал самой мощной мировой державы, закончившийся образованием ряда суверенных государств.

Почему Крым отдали УССР? Существует еще одна версия предпосылок такого решения. К его исполнению привел ряд событий:

1) В 1923 году состоялись переговоры между советским правительством и главой еврейской финансовой организации Фрэнком Розенблаттом. Он обсуждал возможность создания еврейской автономной области, включавшей север Крымских земель, территорию Сочи, Одессы, Херсона и Абхазии. Населить автономию должны были западноукраинские и белорусские евреи.

В случае согласия советского правительства Розенблатт обещал свое содействие в переговорах с правительством Соединенных Штатов Америки относительно выделения значительного финансового кредита.

2) При обсуждении проекта Розенблатт согласился ограничить территорию будущей автономии рамками одного только полуострова, однако из-за опасения острой межнациональной розни на территории, населенной десятками народов, руководство Советов отказалось от реализации задуманного.

Тем не менее, острая потребность в материальной поддержке вынудила правительство пойти на хитрость. Дипломат Георгий Чичерин в ходе переговоров в Берлине сознательно пошел на обман, уверив еврейских банкиров, что Советский Союз согласен на реализацию крымского проекта, а правительство разработало постановление на его воплощение.

3) Еврейский конгресс, заручившись согласием советского дипломата, принял решение о предоставлении Союзу кредита размером в пятнадцать миллионов долларов. Деньги были получены, но к осуществлению крымского проекта никто и не думал приступать.

4) В 1944 году подошел срок первых выплат. Правительство США снова начало требовать либо создания обещанной автономии, либо возвращения всей суммы долга с учетом набежавших за это время процентов (составившей свыше двадцати миллионов долларов).

5) Поскольку у страны, только что закончившей кровопролитнейшую войну, денег на тот момент не было, возникло решение передать полуостров под юрисдикцию Украины, у которой не было обязательств перед американским правительством, поскольку формально должником являлся российский ЦИК.

Передавая Крым, Хрущев закрыл вопрос отдачи непосильного для страны долга.