Как одевались древние греки. Одежда древних греков

Древние греки возводили красоту здорового тела в культ. В эпоху процветания этого государства считалось, что грубый физический труд портит фигуру, так как от однотипной нагрузки мускулатура развивается диспропорционально. Одежда была призвана подчёркивать стройность тела. Главным способом выигрышно обрисовывать силуэт служили искусно уложенные складки материи. Этому процессу богатые люди уделяли довольно много времени.

Первоначально ткани делались из шерсти овец, затем изо льна. Впоследствии из стран Востока начали привозить хлопок. Он стоил очень дорого, и одежда из него была по карману лишь очень состоятельным господам.

О том, что представлял собой гардероб древних греков, мы можем судить лишь по сохранившимся памятникам зодчества, по рисункам на посуде и стенах домов, а также из литературного наследия.

Фибулы

Фибула - это брошь, или заколка. Она была неотъемлемым аксессуаром одежды древних греков. Ею скрепляли полотнища платья, так как ткани сшивать было не принято - они свободно перекидывались через одно или оба плеча и фиксировались фибулами.

Фибулы изготавливались из металла и украшались камнями, жемчугом, перламутром. На них делали узоры зернью, чеканкой или литьём. Размер фибул варьировался от одного сантиметра - для скрепления полотнищ тонкого ионического хитона, до десятисантиметрового диска - для скрепления и украшения мужского наряда из тяжёлой ткани.

По виду фибулы судили о положении человека в обществе и о его материальных возможностях.

Пояса

Пояса носили все греки, за исключением танцовщиц, которым он мешал красиво двигаться и сковывал движения.

Эллины придавали большое значение виду и качеству материала, из которого делался пояс. Он мог быть кожаным с различными застёжками или завязками, матерчатым или сплетённым из металлических колец.

Пояс должен был соответствовать цвету одежды и демонстрировать статус своего владельца. Часто вокруг талии завязывали не один, а несколько поясов.

Ткани для одежды

Для одежды использовалась лишь самая лучшая шерсть - ткани получались лёгкими и прекрасно драпировались. В шерстяной одежде из тонкой и мягкой ткани летом не жарко, к тому же она не сшивается по бокам и даёт возможность ветру охлаждать тело. Повседневная женская одежда изготавливалась из тонкого льна.

Традиционные рисунки

В качестве украшения по одной стороне ткани могли делать вышивку гладью или крестом, а также наносить печатный узор из тонких золотых пластинок. Самыми традиционными узорами были пальметта - стилизованное изображение листьев пальмы, жимолости или цветка аканта, керикион - жезл Гермеса, розетка - круг из распустившегося цветка, меандр - непрерывная ломаная линия, состоящая из расположенных под прямым углом друг к другу отрезков, критская волна, бусы и плетёнка.

На платье такой рисунок располагался сбоку или по верхней, отворачивающейся части. Подол, как правило, не украшался - горизонтальная линия внизу уменьшает рост и искажает пропорции. Вертикальное же расположение рисунка делает рост выше, а полоса на уровне плеч или груди визуально расширяет эту часть тела.

Цвет

Цвет платья в культуре Древней Греции имел особенно важное значение. Одежду окрашивали пигментами растительного и животного происхождения. Самой престижной считалась одежда белого цвета, потому что осветление шерсти и льна было процессом длительным и трудоёмким.

В торжественных случаях богатые мужчины наряжались в пурпурные одеяния. Этот пигмент добывали из раковин моллюсков-наутилусов. Более дешёвый аналог этого цвета получался из цветов марены, сафлора или некоторых лишайников.

Тёмно-зелёный, чёрный и серый цвета означали траур. Рабы также носили одежду невыразительных оттенков.

Женский костюм Древней Греции отличался яркими оттенками жёлтого, красного и синего цветов. Зелёный, но только светлого оттенка, также был приемлемым для повседневного ношения.

Хитон

В наше время под хитоном иногда понимают любое свободное платье прямого силуэта с вертикальными складками на плечах. Это лишь подобие настоящего греческого хитона, который был универсальным одеянием для греков обоих полов и всех сословий. В переводе с греческого слово «хитон» означает «одежда».

В зависимости от назначения хитона различались требования к его длине, ширине и драпированию складок. Постепенно первоначальный, примитивный, хитон усложнялся, в результате на его основе появились другие виды одежды с новыми названиями.

Воины носили короткие, до бёдер, хитоны, а священнослужители, чиновники и актёры трагического жанра - длинные.

Женщины делали себе хитоны средней, наиболее выигрышной для фигуры, длины. Ширина полотнища зависела от толщины кошелька его владелицы и от качества ткани. Самые тонкие полотнища достигали двухметровой ширины. Это давало возможность создавать очень красивые драпировки на плечах, груди и талии.

Для придания фигуре скульптурности, в углы и по краям хитона вшивали маленькие грузики (монеты или плоские камни). Они создавали дополнительные вертикальные линии. Таким способом можно было подчеркнуть выпуклости отдельных частей тела и скрыть недостатки фигуры.

Хитон представляет собой прямоугольный отрез ткани, который на плечах скалывается фибулами, а на талии перевязывается поясом.

Шов делался только по низу хитона - не подвёрнутый подол был признаком траура, а также обличал принадлежность к низшему сословию.

Дорийский хитон

Дорийский хитон - одежда первого периода античности и прародитель всех последующих модификаций. Он долгое время оставался единственной одеждой женщин Спарты. Этот вид короткого хитона представляет собой отрез ткани, размером 2 м на 1,8 м.

Дорийский хитон представляет собой единое полотнище ткани, сложенное пополам. Сгиб приходится на левый бок, а кромки ткани - на правый и, соответственно, на низ и на верх. Фибулами скрепляются точки на плечах на расстоянии, примерно, 30-50 см друг от друга - чтобы на груди образовался небольшой каскад из материи, но ткань не спадала с плеч. Свободные части ткани свисают под руками по бокам. На талии завязывается пояс.

Иногда верхний край ткани отворачивался на несколько десятков сантиметров - тогда получалось подобие кофточки, пелерины или свободного воротника, типа хомут.

Ионийский хитон

Ионийский хитон также был в числе предметов женского гардероба. Он появился позднее дорийского.

Ионическое платье состояло из двух полотнищ ткани. Их ширина минимально составляла две длины руки до запястья и ширину плеч. Длина зависела от роста женщины. Ионийский хитон был ниже колен. Его носили с поясом, делая большой напуск. Также верхний край, сантиметров на 50-70, иногда отгибался. В любом случае, длина отреза на два полотнища такого хитона должна быть около 4 метров, а ширина - около 2 м.

Полотнища хитона от плеч до локтей скреплялись фибулами. В эти заколки ткань собиралась складками - получались красивые драпировки, особенно, если ткань достаточно тонкая. На талии повязывался пояс, украшенный золотыми нитями и кистями.

Пеплос, хлайна и диплакс

Пеплос - одежда греческих женщин. Его надевали поверх хитона. Длина пеплоса незначительно больше длины хитона. Ткань более грубая и имеет кайму по бокам и верхнему краю, цвет более насыщенный и глубокий. Назначение пеплоса не только в том, чтобы защищать от непогоды - его использовали в качестве подстилки для отдыха, клали на дно повозки, использовали как штору или балдахин. В некоторых преданиях пеплос богинь крепили к мачтам кораблей в качестве парусов.

Хлайна - укороченный пеплос. Она представляет собой равносторонний прямоугольник и позволяет увидеть нижний хитон. Драпировалась хлайна по подобию дорийского хитона, но носилась без пояса.

В холодное время года женщины закутывались в диплакс - большой шерстяной платок. Им покрывали голову наподобие капюшона.

Гиматий

Костюм Древней Греции невозможно представить без гиматия. Это мужской плащ, надеваемый поверх хитона. Гиматий никогда не скрепляли фибулами, а укладывали глубокими складками на плечах. Это делали специально обученные рабы. Гиматий предполагал скупые движения и слабую жестикуляцию. Распавшиеся во время беседы складки свидетельствовали о плохом воспитании говорящего и были признаком дурного тона. Чтобы гиматий крепче держался на плечах, по его краю пришивали небольшие свинцовые колечки.

Гиматий - обязательная принадлежность представителей высшего сословия, поэтому внешнему виду данного предмета гардероба придавали очень большое значение. Ткани брали только самые дорогие и тяжёлые, окрашивали натуральным пурпуром, кайму отделывали широкой полосой золотой вышивки.

Ширина гиматия - 1,7 м, а длина - 4 м. Один длинный край иногда делали закруглённым.

Хламида

Хламида, или хламис - мужской плащ. В отличие от гиматия, он довольно короток и предназначался для молодых мужчин не старше 20 лет. Хламис - неотъемлемая часть одежды воинов. Его использовали и как накидку, и как подстилку для сна во время привалов.

По форме хламис напоминает овал или прямоугольник со срезанными углами. Его накидывали на плечи и застёгивали крупной фибулой на груди. В другом случае - пропускали под мышкой левой руки и застёгивали на правом плече, оставляя правую руку свободной.

Повсеместно хламис стали носить после того, как хитон перешёл в разряд нижнего платья.

Экзомис

В качестве повседневной домашней одежды древние греки использовали короткие накидки, типа хитона, которые назывались экзомисами. Воины и свободные граждане носили экзомисы с несколькими складками, идущими от плеча, и фиксирующимися фибулами.

В экзомисе было неприлично появляться на людях, так как эта одежда считалась принадлежностью гардероба бедноты и надевалась для работы, а культура Древней Греции была такова, что простой физический труд, направленный на осуществление утилитарных нужд, был презираемым.

Крестьяне, ремесленники и рабы делали экзомис из овечьих шкур или тканей грубой фактуры. Обе руки в нём оставались свободными, что давало простор для движений. Его часто носили в качестве набедренной повязки.

Обувь

Греческая обувь отличалась большим разнообразием. Разновидностей одной только женской обуви учёные насчитали 94 типа. И это притом что обувь древние жители Пиренеев носили только вне дома.

Самыми распространёнными были сандалии-карбатины. Они представляли собой кусок толстой воловьей кожи, вырезанный по форме ступни, и имеющий по всему периметру небольшие отверстия для шнурков, которыми карбатины прочно привязывались к ногам.

Знаменитые высокие греческие сандалии, котурны, первоначально были обувью знати, а потом перешли в число театральных аксессуаров. Их высокая пробковая или деревянная подошва делала актёров более заметными для зрителей из дальних рядов.

На античных вазах можно увидеть богов в сандалиях с подошвой из толстой кожи, имеющих по периметру ступни небольшие бортики. Это эндромиды. Они были очень удобными, так как кроились по форме ступни. Пальцы в них были открытыми. Шнуровка доходила почти до колен и украшалась подвесками.

Крепиды - также делались из кожи, но шнуровались ниже, чем эндромиды.

Помимо кожаной обуви, греки носили мягкие сапоги из войлока. Они предназначались для холодного времени года.

Богатые женщины носили низкие туфли, напоминающие современные мокасины.

Головные уборы

В Древней Греции внешнему виду придавали очень большое значение. Различные венки из листьев лавра, оливы, мирта, сосновых веток, плюща, сельдерея и цветов имели символическое значение и надевались в торжественных случаях.

Головные уборы греки носили редко, а рабам они были вообще не положены.

Ремесленники носили войлочные колпаки - пилосы, крестьяне, кожаные - кюне, а купцы выделялись низкими шляпами с круглыми или квадратными полями - петасами. Бог Гермес, покровитель торговли, нередко изображается в петасе, завязанном тесёмками под подбородком.

Женщины меньше, чем мужчины нуждались в головных уборах, так как большую часть времени проводили дома, однако, отправляясь в путешествие, они надевали петас. В случае необходимости выйти на улицу в жаркое время дня, они защищали голову и лицо соломенными шляпами с широкими полями - фолиями. В остальное время голову защищали краем пеплоса или тонким шарфом - калиптрой.

Украшения

Если об одежде древних греков мы можем судить лишь по изображениям и описаниям, то ювелирные украшения и аксессуары сохранились очень хорошо. В музеях античного искусства, в частности, в одном из залов Государственного Эрмитажа, представлены коллекции, найденные при раскопках греческих поселений.

Жители Эллады любили украшать себя браслетами, кольцами, ожерельями, серьгами и венками. Их делали из золота, серебра, жемчуга и полудрагоценных камней.

В Спарте к аксессуарам относились более утилитарно. В этой области Греции мужчинам было запрещено украшать себя чем-либо, кроме воинских доспехов.

Наследие античности до сих пор вдохновляет художников для создания новых коллекций одежды и обуви. Греческий костюм, узоры, силуэты и аксессуары не перестают удивлять красотой и изяществом. Большое уважение вызывает мастерство древних выполнять очень тонкую работу, будучи весьма ограниченными в технических средствах.

А чем же питались древние греки? Что стояло на их столах? Чего они избегали и что потребляли в изобилии?

Выясняется, что на греческих столах соседствовали хлеб, мясо, трава, маслины, лепешки, сладости и фрукты. Из бобовых древние греки предпочитали фасоль, нутовый горох (печеный, по преимуществу), чечевицу, горох, которые они потребляли в виде пюре. Пюре из лущеного гороха объедался Геракл, в сопровождении, разумеется, быка на вертеле, о чем нам сообщил Аристофан в своих «Лягушках».
Но самую прозрачную картину древнегреческого питания мы находим у Афинея из египетского Навкратиса, древнегреческого биолога, диетолога, гастронома и ритора, жившего в конце II-начале III века, в его книге «Дипнософисты» («Пирующие софисты»). Так, в одном из фрагментов Афиней, между прочим, говорит, что «душу услаждает вид свежего хлеба из тонкой муки, нежных осьминогов, сосисок, вареных листьев мангольда, лущеного гороха и чеснока, скумбрии, гороха, меда, сыра, фаршированных кишок, грецких орехов, пшенки, печеных лангуст и кальмаров, вареной кефали, вареных каракатиц, вареного угря...винограда, инжира, яблок гранатов, орегана, груш, маслин, яблочных пирогов, лука-порея, яиц, мидий, устриц, тунцов, сезама, уток лебедей, куропаток, пелеканов, белого сладкого вина...»
В списке более сотни наименований, но самое главное на столе место занимает оливковое масло, которое употреблялось и в палестрах. Самые знаменитые масла производились в Аттике, на островах Самос и Икария, причем, древние греки жали масло из незрелых маслин, и именно его употребляли в салаты. Для приготовления сладостей они использовали миндальное масло и масло грецкого ореха.

Заметьте: все вареное, печеное, пюре – и ничего жареного!

Ни один стол не обходился без молока и сыра, хотя горожане и считали эти продукты деликатесными. Атлеты употребляли в пищу мягкие сыры, ну а чеснок и репчатый лук в сыром виде сопровождали все, без исключения, блюда. Поэтому нет ничего удивительного, что женщины скрывались от мужчин в гинеконите, и можно только вообразить, какой густой дух стоял в палестре.
Любимым блюдом древних были также улитки, которые потреблялись приблизительно так, как их сегодня лущат на Крите: вареными, в томатном соусе, с ароматическими травами.
Умели готовить древние греки и мелкую дичь, которую не только пекли на углях, но и консервировали их мясо в масле, на всякий случай, «если неожиданно нагрянут гости», причем, ароматизировали ее всякими дикими травами.
Бедные древние греки (а были и такие), те, которые от зависти засудили Сократа, питались супами. Кстати, часто на бедняцком столе стоял чан с ухой, которой богатые древние греки пренебрегали. Салаты – бедные и богатые афиняне – заправляли оливковым маслом, винным уксусом и медом. Так что все разговоры о примате французской кухни – сущее передергивание исторической правды!
Любимым супом Геракла – а ведь он тоже тяжело прожил свою жизнь, так как природа, наградив его неуемной силой, мозгов ему дала с кулачок – была гороховая похлебка.
Похоже на то, что мясом в Греции баловались только олимпийские боги, в крайнем случае – еще и жрецы, так как, несмотря на обильные жертвы богам, мясо в Древней Греции считалось дорогим спортом. Дешевле других была свинина, но свиные мозги предпочитали не есть, так как это запрещали философы.

Бедные и богатые афиняне питали большую слабость к морепродуктам. Кстати, пока Саронический залив был чист как слеза, и пока современные афиняне тоже питались его морепродуктами, они мало болели, а о сердечных заболеваниях и холестерине – и слыхом не слыхивали. В Античной Греции большим спросом пользовалась также вяленая рыба Черного моря и Гелеспонта.
Возьмите себе на заметку: мудрые древние греки питались больше рыбой, чем мясом. По утрам они имели привычку пить козье молоко, некий чай из меда, растворенного в теплой воде, а также кикеон – напиток, возможно, из ячменя и мяты. Вам он кажется противным? Ну а чем лучше мюзли?

(с использованием материала сайта 24grammata)

О Богах и мифах древней Греции мы слышали на уроках истории и культурологии, читали в учебной, исторической и художественной литературе, а также видели десятки мультфильмов и фильмов о богах и героях Эллады. Греческая культура и религия неотрывны от античной цивилизации, поэтому нельзя сказать точно, оказало ли влияние становление одной из величайших цивилизаций древности на развитие ее же религии, или наоборот, и мировоззрения древних греков послужили причиной того, что этот народ сумел создать передовую цивилизацию древнего мира. Религия древней Греции была одной из сложнейших религиозных систем античности, так как она включала в себя веру в безличных божеств, человекоподобных божеств, полубожеств, демонических сущностей, героев, а также ряд культов и традиций, связанных с поклонением богам и героям.

Особенности религии древних греков

Древние греки считали верховным божеством, вопреки распространенному мнению, совсем не Зевса, а абсолют (космос). Согласно их верованию, абсолют - это разумная, всеобъемлющая и всесильная сверхсущность, которая создала и землю, и людей, и породила божеств. Несмотря на такую веру, культов, посвященных абсолюту, у древних греков практически не было, так как они считали, что нужно славить отдельных божеств, которые олицетворяют и воплощают идеи абсолюта на земле.

Двумя основными характеристиками, описывающими и отличающими религию древней Греции от верований других народов древности принято считать политеизм и антропоморфизм. Политеизм или многобожье - это вера в существование множества богов, и в веровании древних греков политеизм просматривается наиболее четко, так как эллины считали, что практически каждая природная стихия и каждое социальное явление имеет своего бога или богиню. Вторая характеристика религии древних греков, антропоморфизм или очеловечивание богов, выражалась в том, что греки приписывали своим богам человеческие качества и привычки. Боги древних греков жили на горе Олимпе, совместно работали и наблюдали за людьми, а также иногда ссорились и воевали между собой.

Еще одна особенность верования древних греков заключалась в вере в постоянное взаимодействие людей с богами. По мнению жителей Эллады, богам не только было не чуждо все человеческое, но и они сами часто спускались на землю с Олимпа и даже вступали в связь с людьми. Результатами такой связи были герои - полубоги-полулюди, дети божества и человека, не бессмертны, но обладающие большой силой. Одним из самых известных героев в греческой религии был Геракл, сын бога Зевса и земной женщины Алкемины.

В отличии от , которые обожествляли своих правителей и считали жрецов высшей кастой, греки не относились к служителям культа с особым пиететом. Большинство ритуалов и религиозных обрядов проводились отдельно в каждой семье или общине главами семей или уважаемыми в обществе людьми, а оракулы (так греки называли своих жрецов), служащие при храмах, были ответственны за проведение лишь наиболее масштабных ритуалов, требующих подготовки и особых знаний. Однако нельзя сказать, что оракулы считались в греческом обществе выше других людей - несмотря на некоторую обособленность их жизни и приписываемую им способность общаться с богами, закон и право греческого общества одинаково распространялись и на мирян, и на служителей культа.

Божества древних греков

Древние греки считали, что первые доги были созданы абсолютом вместе с созданием неба и земли, и этими богами были Уран и Гея - бог неба и богиня земли соответственно. Уран и Гея стали родителями Кроноса, первого верховного бога и тирана, который женился на своей сестре Рее и стал отцом других божеств. Однако, как утверждает греческая мифология, Кронос очень боялся, что его дети отберут у него власть на Олимпе, поэтому пожирал собственных детей. Тогда богиня Рея, желая защитить новорожденного Зевса, скрыла младенца от отца в пещере, а вместо ребенка скормила Кроносу камень. Когда Зевс вырос, он победил отца, освободил из его чрева сестер и братьев и сам стал править на Олимпе. Зевс, его жена Гера, их дети, а также братья, сестры и племянники Зевса составляли пантеон богов древних греков.

Всех божеств, в которых верили жители античной Эллады, можно разделить на три основных группы: небесные (боги, живущие на Олимпе), подземные (боги, живущие в и других подземных сферах) и земные (боги, покровительствующие людям и проводящие большую часть времени на земле). Наиболее почитаемыми в древней Греции были следующие божества:

1. Зевс - бог грома и молний, правитель Олимпа;

2. Гера - богиня семьи и брака, жена Зевса;

3. Аполлон - бог Солнца и искусства;

4. Афродита - богиня красоты и любви;

5. Афина - богиня мудрости и справедливости, также считалась покровительницей воюющих за правое дело;

6. Артемида - богиня охоты;

7. Гестия - богиня домашнего очага;

8. Посейдон - бог моря;

9. Деметра - богиня плодородия и земледелия;

11. Аид - бог подземного царства, куда после смерти попадают души людей;

12. Арес - бог войны;

13. Гефест - бог огня и покровитель ремесленников;

14. Фемида - богиня правосудия;

15. Дионис - бог виноделия и музыкального искусства.

Помимо богов, древние греки также веровали в существование так называемых "демонов" - бессмертных сущностей, служащих тому или иному божеству и обладающих определенной сверхъестественной силой. К таким сущностям жители Эллады относили селен, нимф, сатиров, океанид и др.

Культы древних греков

В религии древних греков много внимания уделялось различным культам, связанным с почитанием божеств и попытками приблизится к Ярким примеров культов, связанных с прославлением божеств, были религиозные праздники, которые с размахом праздновали все жители античной Эллады. Особо пышно отмечался праздник «Великие Панафинеи» в честь Афины, который включал в себя жертвоприношения в Акрополе, построенном специально для этой цели. Подобные праздники греки устраивали и в честь других богов, причем ряд из них включал мистерии - проводимые оракулами ритуалы, на которые не допускались миряне. Также древние греки много внимания уделяли культу предков, который заключался в почитании и приношении жертвоприношений умерших.

Так как древние греки наделяли богов человеческими качества и считали их идеальными созданиями, наделенными бессмертием, сверхъестественной силой, мудростью и красотой, закономерно, что простые люди пытались приблизиться к божественному идеалу. Культ тела в древней Греции и был результатом таких попыток, ведь люди считали красоту и здоровье физического тела признаком одухотворенности, гармонии и благоволения к человеку высших сил. Проявлением культа тела в древней Греции были ряд традиций, связанных с воспитанием детей, а также отношение греков к красивым людям. Греки не стеснялись своего тела, они восхищались спортсменами, обладающими атлетическим телосложением, и не стеснялись обнажаться перед другими людьми в общественных купальнях.

Культ тела в древней Греции способствовал становлению идеала красоты в сознании греков. Красивыми считались люди, имеющие правильные и симметрические черты лица, подтянутую атлетическую фигуру, золотистые волосы и светлые глаза, а эталоном женской красоты была статуя Афродиты. Так как в моде была светлая кожа, большие глаза и яркие пухлые губы, богатые гречанки и греки не жалели денег на косметические средства для отбеливания кожи, румяна и помады, которые изготавливались из природных компонентов. Благодаря культу тела, обязывающему заниматься физической культурой и следить за своим телом, древние греки в сравнении с другими народами отличались более крепким здоровьем и большей продолжительностью жизни.

В основе миропонимания древних греков лежала красота. Они считали себя красивым народом и без стеснения доказывали это соседям, которые чаще всего верили эллинам и со временем, порой не без борьбы, перенимали их представления о прекрасном. Поэты классического периода, начиная с Гомера и Еврипида, рисуют героев высокими и светловолосыми. Но то был идеал. Кроме того, что в понимании человека того времени высокий рост? Какие локоны считались золотыми? Рыжие, каштановые, русые? На все эти вопросы нелегко найти ответы.

Когда географ Дикеарх из Мессены в ГУ в. до н. э. восхищался светловолосыми фиванцами и восхвалял мужество белокурых спартанцев, он лишь подчёркивал редкость светловолосых и светлокожих людей . С многочисленных изображений воинов на керамике или стенной росписи из Пилоса и Микен на зрителя смотрят бородатые мужчины с чёрными вьющимися волосами. Также тёмные волосы у жриц и придворных дам на дворцовых фресках Тиринфа. На египетских росписях там, где изображены народы, живущие «на островах Великой Зелени», предстают люди небольшого роста, стройные, с кожей более светлой, чем у египтян, с большими, широко открытыми тёмными глазами, с тонкими носами, тонкими губами и чёрными вьющимися волосами.

Это древний средиземноморский тип, который до сих пор встречается в данном регионе. Золотые маски из Микен показывают некоторые лица малоазийского типа - широкие, с близко посаженными глазами, мясистыми носами и сходящимися у переносицы бровями. При раскопках встречаются и костяки воинов балканского типа - с удлинённым торсом, круглой головой и крупными глазами. Все эти типы перемещались по территории Эллады и смешивались друг с другом, пока, наконец, не сложился тот образ эллина, который зафиксировал римский писатель Полемон во II в. н. э: «Те, кто сумел сохранить ионийскую расу во всей её чистоте, - мужчины довольно рослые и широкоплечие, статные и довольно светло-кожие. Волосы у них не совсем светлые, относительно мягкие и слегка волнистые. Лица широкие, скуластые, губы тонкие, нос прямой и блестящие, полные огня глаза».

Изучение скелетов позволяет сказать, что средний рост эллинских мужчин составлял 1,67-1,82 м, а женщин 1,50-1,57 м. Зубы почти у всех погребённых прекрасно сохранились, что не должно удивлять, поскольку в тс времена люди питались «экологически чистой» пищей и умирали сравнительно молодыми, редко перешагивая за 40-летний юбилей.

Психологически эллины представляли собой довольно любопытный тип. Помимо черт, присущих всем средиземноморским народам: индивидуализма, вспыльчивости, любви к спорам, состязаниям и зрелищам, греки были наделены любознательностью, гибким умом, страстью к приключениям. Их отличали вкус к риску и тяга к путешествиям. Они пускались в дорогу ради неё самой. Гостеприимность, общительность и драчливость также были их свойствами. Однако это лишь яркий эмоциональный покров, скрывающий глубокую внутреннюю неудовлетворённость и пессимизм, присущий эллинам.

Раздвоение греческой души давно отмечено историками искусства и религии. Тяга к веселью, стремление вкусить жизнь во всей её полноте и скоротечности призваны были лишь заглушить тоску и пустоту, разверзавшиеся в груди у эллина при мысли о нематериальном мире. Ужас от понимания, что земная жизнь - лучшее, что ожидает человека, был неосознанно велик. Дальше путь человека лежал в Тартар, где иссушенные жаждой тени скитаются по полям и лишь на мгновение обретают подобие речи и разума, когда родные приносят поминальные гекатомбы, изливая жертвенную кровь. Но и в солнечном мире, где человек ещё мог наслаждаться, пока ходил по земле, его ожидали тяжкий труд, эпидемии, войны, скитания, тоска по родным местам и потери близких. Обретённая с годами борений мудрость говорила эллину, что вечное блаженство вкушают только боги, они же заранее распоряжаются судьбой смертных, их приговор не изменить, как ни старайся. Таков вывод из популярнейшего, наделённого философским значением мифа об Эдипе.

Эдипу было предсказано, что он убьёт родного отца и женится на своей матери. Разлучённый с семьёй, юноша вернулся на родину через много лет и по незнанию совершил оба преступления. Ни его благочестие перед богами, ни справедливое правление в качестве царя Фив не отменили предопределения. Настал роковой час, и всё начертанное судьбой исполнилось. Эдип выколол себе глаза в знак слепоты, на которую человек обречён бессмертными богами, и отправился скитаться.

Ничего нельзя сделать, а потому радуйся, пока можешь, и вкушай полноту жизни, которая утекает между пальцами, - таков внутренний пафос греческого мироощущения. Эллины в полной мере осознавали себя участниками огромной трагедии, разворачивавшейся на подмостках мира. Гражданские свободы полисов не компенсировали душе отсутствие свободы от предопределения.

Итак, эллин - смеющийся пессимист. Ему становится тоскливо на весёлом пиру, он может в порыве минутного помрачения убить товарища или близкого или по воле бессмертных отправиться в странствие, не ожидая за совершённые подвиги ничего, кроме каверз небожителей. Если же человеку повезло пожить у родного-очага с милой семьёй, он станет таить счастье, не выставляя напоказ, ибо боги завистливы.

В 1833 г. на Лондонской конференции трёх великих европейских держав, королём только что получившего независимость от Оттоманской империи Греческого государства, был назначен Оттон I Баварский.

Когда молодой король прибыл в Афины - город, избранный им для своей столицы, там не нашлось ни одного более‑менее приличного здания для королевской резиденции.

Таковы были последствия кровопролитной, долгой и разрушительной войны за независимость страны.

Население Афин составляло в то послевоенное время едва ли больше 12 тыс. жителей. Но самыми страшными последствиями почти 400‑летнего турецкого ига и практически беспрерывных военных действий были непоправимые разрушения множества исторических памятников.

А до них тут «поработали» венецианцы, и крестоносцы‑франки. Немалую роль сыграла и раннехристианская борьба с язычеством, а также набеги южных славян. Да и в античные времена не пощадили Элладу захватнические походы римских легионов диктатора Луция Корнелия Суллы.

Но по счастью, одним из главных исторических достижений «золотой эпохи» античного классицизма было создание эллинами, помимо материальных памятников, небывалых до того свидетелей духовных: театра, литературы, скульптуры и живописи, благодаря чему мы сегодня можем, сопоставляя результаты археологических раскопок древних городов с художественными бытописаниями жизни их населения, много лучше узнать и понять как жили в древней Греции…

Литературные источники - свидетели эпохи

Историю древней Греции принято делить на несколько исторических периодов , в каждый из которых жизнь эллинов разительно отличалась от другого, более позднего времени:

1. Архаический крито‑микенский , о котором мы знаем, в основном, по мифологическим сюжетам да из двух гениальных поэм великого Гомера.

2. «Тёмное» античное средневековье , когда новые завоеватели - дорийцы хлынули на греческие земли, поделившее культуру древней Эллады на две ветви: ахейскую и дорическую, а историю страны на две эпохи: архаическую и классическую.

Этот переходный период оставил значительно меньше культурных свидетельств, но зато в это время, были сохранены и записаны для потомков воспоминания о более древних эпохах, ставшие связующей нитью и подготовившие почву к последовавшему затем стремительному духовному расцвету.

3. К наивысшим материальным, духовным и культурным достижениям классического периода , подготовленным предшествующими законодательными и общественными реформами, Эллада поднялась сразу после побед в греко‑персидских войнах. Небывалый подъём национального духа, позволивший одержать победу над сильнейшим противником, стал источником величайшего духовного взлёта. Это выразилось в появлении множества художественных произведений, которые стали для нас свидетелями эпохи.

Великолепные описания образа жизни, быта, привычек и традиций древних эллинов можно найти во множестве сочинений античных авторов, начиная от «Илиады» и «Одиссеи» Гомера или «Трудов и дней» Гесиода до наполненных бытописательными деталями комедий Аристофана , всеохватывающего «Описания Эллады» Павсания или энциклопедического «Пира мудрецов» Афинея .

Жизнь в древней Греции

Летосчисление

Есть разные мнения, какую дату принять за точку отсчёта, которой можно зафиксировать начало наиболее интересного для нас классического периода древней Эллады.

Логичнее всего последовать за самими эллинами, которые определили началом своего нового времени дату проведения , соответствующую в нашем календаре 776 г. до н. э . и ставшую первым объединительным символом Эллады.

До этого момента в каждом полисе была своя, порой очень запутанная, система измерения времени. А начиная с этой даты все они стали повсеместно отмерять время четырёхлетними отрезками , называвшимися номером соответствующей Олимпиады.

То было время стремительного роста новых городов‑государств, колонизации территорий Малой Азии, Апеннинского полуострова и Сицилии, развития торговли и ремёсел, совершенствования законодательства и судебной системы, зарождения наук, философии и искусства, переходя от власти царей и тиранов к общенародным, демократическим, принципам управления.

Семейная жизнь

Культ семейных отношений, достаточно сильный и в современной Греции, в античной был одним из устоев древнего общества.

Основа этого, конечно же, лежит в родовой общине раннебронзового века.

Например, описывая в «Илиаде» дворец троянского царя Приама, Гомер, рассказывающий о гигантском его размере, перечисляет всех многочисленных родственников, проживавших в этих покоях.

Безусловным главой родового клана являлся отец семейства, после которого власть переходила к старшему сыну, причём даже если тот был не рождённым в этой семье, а усыновлённым.

Власть главы семейства была настолько сильной , что он мог даже принести кого‑то из своих детей в жертву богам, если те её требовали. Такова, например, история Ифигении из той же «Илиады».

Если глава семейства попадал в нужду, он мог продать своих дочерей, а сына изгнать из дома за непочтительность, что даже было закреплено законодательством.

О чувствах молодых при заключении брачного союза никто не спрашивал: определяющей была цена выкупа , подаренного женихом будущему тестю, а иногда на невесту устраивался настоящий аукцион, а основным мотивом создания семьи было продолжение рода .

Считается, что женщина в греческой семье не имела права голоса. Это не совсем так: она имела свой определённый круг обязанностей по дому, за который отвечала, распоряжаясь рабами, продуктами, запасами и всеми домашними делами. За всё остальное отвечал мужчина.

Так, в «Одиссее» Телемах, сын Агамемнона, говорит своей матери Пенелопе: «Занимайся, как должно порядком хозяйства, пряжей, тканьём, наблюдай, чтоб рабыни прилежны в работе были своей: говорить же - не женское дело, а дело мужчины, и ныне моё. Сам у себя я один повелитель…»

Но при этом имущество семьи , особенно земля, не принадлежало единолично её главе: оно рассматривалось, как общая собственность и принятое от предыдущего поколения должно было передаваться потомкам не уменьшенным, а преувеличенным.

Понятию же рода придавалось огромное значение. Сегодня многие из нас вряд ли смогут вспомнить своих предков раньше третьего колена, греки же вели и помнили собственную родословную , исчисляемую порою веками.

Многие трагедии античного театра, особенно у Эврипида, начинались с описания родословной героев, и это нисколько не удивляло зрителей: каждый мог найти среди действующих лиц своего дальнего родственника. Отголоски такой клановости можно найти даже в современном греческом обществе.

Религия, церемонии и ритуалы

Свои жилища древние эллины строили из дешёвой глины, которой было в избытке в этих местах.
Лучшие же строительные материалы посвящались домам богов - храмам, которые вначале строились из довольно дорогого здесь дерева.

Но дерево - материал недолговечный, к тому же горючий, а многие проводившиеся в храмах церемоний сопровождались большим количеством открытого огня.

Одним из толчков к строительству шедевра классической архитектуры - великолепного комплекса Акрополя, стало сожжение старых деревянных построек на нём, захватившими Афины персами.

Поэтому, постепенно дерево стало повсеместно заменяться известняком , а затем и мрамором .

В свою очередь, массовое строительство храмовых комплексов дало мощный импульс развитию античной архитектуры , как искусства.

Значение религии в жизни эллинов было огромным. Без совета богов, выраженного в предсказаниях оракулов не начиналось ни одно важное дело.

Показателен полумифический сюжет захвата Пелопоннеса дорийцами , которые по совету оракула ждали, пока не сменятся у них три поколения, прежде чем начать завоевательный поход, окончившийся, как известно, быстрой победой и образованием государства Спарты.

Учитывая, что эти три поколения были заняты подготовкой к походу и созданием мощной армии, следует признать мудрость совета оракула.

Обряд бракосочетания

Немалый интерес для общего понятия о религиозной жизни эллинов представляет брачная церемония , которая совершалась не в храме, а у домашнего алтаря и символизировала переход девушки из одного семейства в другое: в отцовском доме совершалось жертвоприношение богам у алтаря, в конце которой глава семьи передавал установленной формулой свою дочь жениху, отрывал её от своего рода, отдавая другому.

Затем в сопровождении вестников, укрытая покрывалом и с венком на голове, в белых одеждах, её перевозили в сопровождении свадебных гимнов на колеснице в дом жениха.

Молодой вносил наречённую, изображая похищение, на руках в своё жилище. Невеста же должна была кричать, показывая, что входит сюда не по собственной воле, а, подчиняясь своему новому хозяину - мужу.

Тут уже проводилась настоящая свадебная церемония, где молодую представляли домашним богам у семейного алтаря жениха. Проводился обряд очищения водой и огнём, молодые делили между собой хлеб и фрукты, совершая затем совместную молитву богам.

Культ почитания мёртвых

Огромное значение в жизни эллинов имел культ почитания мёртвых , которые не считались умершими навсегда, а только лишь перешедшими в другое царство, причём по легендам некоторым, например, Гераклу даже удалось вернуться оттуда. Посещая могилы предков, родственники приносили им еду и питьё, как живым, чтобы те не чувствовали себя обделёнными в другой жизни.

Общественная жизнь

Замечательной особенностью античных эллинов, отличавшей этот народ от других и позволившей им справиться с многократно превосходившим их количественно противником, было значение роли и превосходства общественного сознания над личным .

Изрядная часть жизни мужского населения страны происходила не в домах, куда они приходили только для вечерней трапезы и сна, а в общественных местах, большей частью на Агоре , где торговля и производство совмещались, «не отходя от кассы», с политикой.

Искусство убеждения - риторики — почиталось на уровне поклонения. Общественный деятель, способный доказать, убедить, повести за собой удостаивался прижизненного почитания. Диспуты представителей различных философских школ на площадях собирали огромные толпы зрителей.

Безусловное подчинение законам , какими бы несправедливыми они ни казались, было в крови у жителей Эллады.

Так, великий Сократ, в несправедливости приговора которому были убеждены все его ученики, предлагавшие учителю бежать, безоговорочно подчинился вердикту суда и выпил приготовленную чашу с ядом. Ведь не сделай он этого, становились бессмысленными идеалы учения великого философа и огромный авторитет его среди граждан Афин.

Армия и флот

Греки - большие почитатели геометрического порядка и гармонии были одними из первых, кто стал применять в военных действиях боевые построения.

Железная дисциплина греческих воинов , стоявших насмерть, заставляла противника позорно покидать поле боя даже при многократном численном превосходстве. Это достигалось полноценным боевым воспитанием мужского населения с малолетства, особенно в .

Значение же флота в жизни древней Эллады трудно переоценить. Мало того что бόльшая часть страны была расположена на островах: превосходство на море позволяло иметь бесконкурентную торговлю во всём регионе Средиземноморья. Наилучший пример тому - Афинский морской союз, созданный по окончании персидских войн.

Искусство строительства кораблей , которого достигли античные мастера, поражает: в течение нескольких недель они могли построить и спустить на воду полноценный боевой флот. Плоды этого мастерства не затерялись во времени - греки и ныне одни из лучших мореплавателей и обладатели крупнейшего в мире торгового флота.

Одежда

Простота греческого костюма восхищает. Все его разновидности и детали строились из обычных прямоугольных кусков льняной или шерстяной ткани, скрепляемой на плечах и по бокам пряжками‑фибулами.

Богатый костюм от бедного отличала лишь раскраска , да богатство геометрического узора‑каймы. Основными типами узоров были классический меандр и критская волна.
В большей степени благородство происхождения владельца костюма подчёркивали различные ювелирные украшения. Женщины богато использовали косметику : румяна, сурьму, различные кремы, маски и смеси для волос.

Основу древнегреческого костюма составляла нательная рубаха: хитон - у мужчин, туника - у женщин, которые надевались дома, при выходе же наружу к ним добавлялись различные виды плащей: длинный гиматий и короткая хламида, а также накидки: калиптра и пеплос.

Одежда же рабов , а зачастую также и крестьян, рыбаков, охотников, пастухов, городской бедноты могла состоять только лишь из набедренной повязки.

Хождение босиком отнюдь не считалось признаком бедности, хотя самой популярной обувью были всё‑таки сандалии , состоявшие из привязываемой к ноге ремнями деревянной, пробковой или верёвочной подошвы. Кроме того, популярными были кожаные или войлочные сапоги‑эндромиды.

Головные уборы из фетра или соломы использовались чаще всего в непогоду либо для защиты от солнца при длительных прогулках. С этой же целью брали в дорогу различные вееры и опахала .

Большое значение во внешнем виде античными греками, особенно женщинами, придавалось причёске и украшению волос шпильками, диадемами, лентами и т. п.
Для мужчин же основным украшением, можно даже сказать, деталью костюма, была борода , считавшаяся признаком достоинства и мудрости.

Мебель

Самым распространённым типом сидений были полускамейки‑полулежанки , на которых располагались во время ужинов‑симпосиумов.
Этой же цели служили низкие столики на коротких ножках . Также в большом ходу были складные стулья‑дифры с ножками в виде буквы «Х» и полотняным либо плетённым из верёвки сиденьем.

Кресла с подлокотниками - троносы — имелись только в знатных домах, да в царских дворцах, служа одним из символов верховной власти.

Большое значение придавалось изготовлению и украшению кроватей . Они производились из дерева и украшались богатой резьбой, а порой и настоящими скульптурами. Для хранения одежды и ценных вещей служили различные сундуки , которые также украшались резьбой или инкрустацией.

Другой мебели в домах практически не было , даже в кладовых съестные запасы хранились в глиняных сосудах, стоявших прямо на полу. На кухнях также имелся очаг для приготовления пищи.

В холодное время года для отопления жилищ применялись глиняные или металлические жаровни с углями, которые растапливались на улице, а затем вносились в дом. Они же служили и примитивными светильниками. Если требовалось больше света, зажигались масляные лампы, либо факелы.

Посуда

Керамическое искусство в древней Греции достигло небывалых до того вершин.
Недаром крупнейшим и старейшим районом древних Афин был гончарный квартал Керамикос, практически примыкавший к центральной торговой площади Агоре.

Но самой замечательной особенностью гончарного искусства древней Греции стал переход от простых геометрических узоров на ранних стадиях развития к украшавшим изделия из керамики настоящим художественным произведениям.

Благодаря этим потрясающим картинам, порой настоящим шедеврам, ставших свидетелями эпохи, мы можем узнать множество мелких деталей из бытовой жизни античных греков, а некоторые изображения сопровождались надписями, как, например, хранящаяся в Эрмитаже ваза .

Кстати, даже по раскраске изображений на посуде можно было определить время её создания: черные фигуры на красном фоне - более ранние, чем красные на тёмном.

Разнообразие форм греческой посуды также впечатляет. Это пифосы и скифосы, амфоры и фиалы, лекифы и килики, кратеры и гидрии, инохойи и киафы, канфары и ритоны. Даже археологи порой долго ломают голову над предназначением того, или иного предмета.

Были в ходу у эллинов и всевозможные шуточные приборы : чаши, обливавшие вином того, кто начинал из них пить либо, наоборот, не позволявшие утолить жажду, как их не наклоняй.

Другой особенностью древнегреческой посуды было наличие, помимо обычной бытовой утвари, большого количества всевозможных разновидностей крупнообъёмных сосудов для хранения и перевозки жидких и сыпучих продуктов. Несомненно, их появлению способствовало всемерное развитие торговли в Средиземноморье.

Еда и вино

Многие продукты, ставшие символом современного греческого стола, например, помидоры, в античные времена ещё не были известны в Европе. Это касается и картофеля, баклажанов, перца, риса и некоторых других растений.

Столь любимые греками табак и кофе также появились значительно позже. Тем не менее другие овощи: огурцы, морковь, лук, капуста, кабачки, редис, были широко представлены на столах греков.

Основой же повседневного рациона были различные бобовые: многочисленные виды фасоли, горох, чечевица и др. Большое значение имели дары моря: рыба и морепродукты, имевшиеся в каждом доме. Мясо употреблялось повседневно только в богатых семьях, а в просто зажиточных, или тем более бедных, лишь по праздникам, когда совершались жертвоприношения богам.

Исключительную роль в рационе играли всевозможные виды сыров. Надо сказать, что искусство сыроделов в Греции достигло очень высокого уровня, а широко известно и распространено оно было уже во времена Гомера. Так, в «Одиссее» циклоп Полифем, захвативший в плен мореплавателей, занимался изготовлением сыров из овечьего молока.

Огромное значение в рационе древних эллинов имел хлеб из пшеничной или ячменной муки , видов которого было множество. Его роль была столь значительной, что трапеза без хлеба даже считалась греховной, неугодной богам. По сути хлеб составлял основу стола, остальные же блюда были к нему просто добавкой. Кроме пресного хлеба, был уже известен и дрожжевой, который считался деликатесом из‑за своей дороговизны.

А специальной формы сосуды для закваски назывались, кстати, «клибанос» . Возможно, от этого слова произошло и русское - хлеб.

Бесценный дар богини Афины - оливковое дерево было предметом постоянного почитания и благодарности за этот подарок любимой и мудрой богини. Ценность же оливы состояла в том, что её использование не имело никаких отходов: всё, начиная от плодов, и, заканчивая древесиной и листьями, шло в дело. Масличные плоды и оливковое масло занимали в повседневном рационе подавляющее место.

Культ виноградной лозы и вина, выражавшийся в поклонении одному из любимых греческих богов - Дионису, был из наиболее распространённых в древней Элладе. Вино же в рационе эллинов занимало одно из ведущих мест. Употребляли его трижды в день, с каждым приёмом пищи.

Кстати, известная многим процедура разбавления вина водой играла совершенно противоположную роль. Древние не вино разбавляли водой, а добавляли его в последнюю с целью её дезинфекции.

Торговля и ремесло

Первым народом древнего времени, жившим в основном за счёт торговли были финикийцы - знатные купцы и мореходы. Эллины позаимствовали у них очень многое, в том числе, взяв за основу своего алфавита финикийскую письменность. И не просто позаимствовали, а значительно развили и усовершенствовали в дальнейшем.

Значение торговли в жизни эллинов было столь велико, что центральной площадью многих крупных городов была рыночная Агора. Но здесь не только занимались торговлей. В Афинах, например, на Агоре находилась высшая скала Совета и Верховного суда - Ареопаг .

Тут же проводились народные собрания свободных граждан, принимавшие эпохальные решения. Здесь выступали ораторы, и читали лекции философы… Всё, ради того, чтобы, занимаясь общественной жизнью, не отвлекаться от главного дела - купли‑продажи.

Рядом с Агорой, а то и прямо в торговых павильонах располагались мастерские ремесленников: ткачей, кузнецов, краснодеревщиков, ювелиров и др., а чуть поодаль, для защиты от сильного запаха, находилось кожевенное производство. Многие изделия древних ремесленников до сих пор пленяют красотой и изяществом ценителей прекрасного.

Развитие торговли потребовало создания товарных эквивалентов - денежных знаков.

Именно древнегреческие меры веса: талант и драхма, ставшие затем названиями монет были первыми получившими повсеместное распространение валютными единицами древнего мира.

Наука и образование

О том что Греция - родина большинства наук известно всем, и эта тема требует отдельной большой статьи. Большинство граждан Эллады были довольно образованными людьми. А недостаточное образование считалось даже пороком.

Например, существовал закон, позволявший сыну не заботиться об отце в старости, что в общем случае считалось огромным грехом, если младший смог доказать, что его родитель, имея на то возможность, не дал своему отпрыску какого‑либо образования.

Священный остров Крит с подробной историей о жизни богов — читайте