Комфорт его в школе многие. Доклад к педсовету на тему «Психологический комфорт в школе – важное условие эффективности обучения и воспитания»

Материалы к педсовету

Психологический комфорт на уроке

как условие развития личности школьника

Создание благоприятной эмоциональной среды на уроке - одно из условий повышения качества образования. Качество образования на современном этапе становится основополагающим моментом развития общества. Следует помнить, что качество образования - это не только результат, но и условие, и процесс. Все чаще учителя задумываются над вопросами:

Какие условия влияют на образовательный процесс?

Каковы основные характеристики образовательной среды?

Известно, что не все школьники одинаково вовлечены в учебную деятельность и далеко не все социально активны. Это должно побуждать учителей к исследованию факторов, влияющих на формирование познавательной мотивации и учебно-воспитательный процесс в целом. Обучение в школе в настоящее время нацелено на конечный результат. К моменту окончания школы выпускник должен подойти психологически подготовленным к вступлению во взрослую жизнь. Понятие «психологической готовности» предполагает в данном случае наличие способностей, которые позволят выпускнику школы оптимально реализовать себя в профессиональной сфере и будущей семейной жизни. Для того, чтобы обеспечить возможность самореализоваться каждому подростку, нужно создать условия, благоприятную педагогическую и психологическую среду, способствующую развитию личности современного школьника и формированию у него познавательной мотивации учебной деятельности.

Устойчивая познавательная мотивация лежит в основе успешного обучения, а переживание ребенком эмоционального благополучия является главным условием формирования личности. Следовательно, удовлетворение в психологическом комфорте, создание благоприятной эмоциональной среды является одним из важнейших условий формирования познавательной мотивации.

Чтобы работа по созданию благоприятной атмосферы на уроке была результативной, необходимо учитывать следующие направления:

  1. Изучение общего отношения к школе учеников и их родителей - эмоциональное благополучие, безопасность, комфорт и т.д.
  2. Исследование отношения учеников к учебному процессу в целом - как к учебным предметам, так и к учителям.
  3. Изучение мотивации учебной деятельности.
  4. Исследование уровня развития внутреннего контроля и личной ответственности обучающихся.
  5. Выявление социального благополучия учеников в классном коллективе.

Формы работы по изучению психологического климата в классном коллективе разнообразны. Наиболее распространены такие как:

  1. Анонимное анкетирование;
  2. Психологическое тестирование;
  3. Мини-сочинения, эссе;
  4. Часы общения;
  5. Различные тренинги и занятия с элементами тренингов и др.

Немаловажное значение приобретает рефлексия. Она позволяет обеспечить повышение качества образовательного процесса за счет того, что каждый обучающийся, оценив свой достигнутый уровень, может определить сам дальнейшую траекторию своего движения к цели.

В оценке качества образования важную роль играет оценка качества условий образовательного процесса. Термином «эмоциональное благополучие» мы называем удовлетворенность личности деятельностью, взаимоотношениями, руководством, защищенность личности в данном коллективе, ее внутренне спокойствие.

Результаты анонимного анкетирования по таким важным вопросам, как:

Мы чувствуем, что в школе о нас заботятся.

Учителя и директор относятся к нам с уважением.

Мне нравятся учителя, которые работают в нашей школе и т.д.

дают возможность сделать вывод, создана ли в школе благоприятная обстановка, доброжелательная атмосфера, способствующая развитию личности каждого обучающегося.

Эмоциональное благополучие личности напрямую связано с самооценкой: лишь при адекватной самооценке, позитивном отношении к себе человек способен переживать состояние психологического комфорта и уверенности в себе и в своих силах.

В педагогике есть такое понятие как «ситуация успеха». Ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Чтобы процесс обучения стал результативным, учитель должен создать каждому обучающемуся ситуацию успеха. Однако следует учесть, что «успех» и «ситуация успеха» - разные понятия. Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация это то, что способен организовать учитель: переживание же радости, успеха нечто более субъективное, скрытое в значительной мере взгляду со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать возможность каждому из обучающихся пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Ситуация успеха помогает обучающимся:

· повысить мотивацию учения и развивать познавательные интересы, почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;

· стимулирует к высокой результативности труда;

· корректировать личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;

· развивать инициативность, креативность, активность;

· поддерживать в классе благоприятный психологический климат.

С целью создания ситуации успеха на уроке рекомендуется использовать следующие моменты:

1. Авансирование успешного результата . Учителю выражает свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в свои силы и возможности. «У вас обязательно получится», «Я даже не сомневаюсь в успешном результате!» - говорит учитель обучающемуся перед началом выполнения даже самого сложного задания.

2. Снятие страха . Несколько подбадривающих слов помогают обучающемуся преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих. «Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Люди учатся на своих ошибках и находят другие способы решения», «Контрольная работа довольно легкая, этот материал мы с вами проходили» - такие ободряющие слова творят просто чудеса!

3. Персональная исключительность - обозначает важность усилий обучающегося в предстоящей или совершаемой деятельности. «Только ты и мог бы….». «Только тебе я и могу доверить…». «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…».

4. Скрытое инструктирование обучающегося в способах и формах совершения деятельности помогает ребенку избежать поражения, достигается путем намека, пожелания. «Возможно, лучше всего начать с…..». «Выполняя работу, не забудьте о…..».

5. Внесение мотива показывает обучающемуся ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения. «Без твоей помощи твоим товарищам не справиться…».

6. Мобилизация активности или педагогическое внушение - побуждает к выполнению конкретных действий. «Нам уже не терпится начать работу…». «Так хочется поскорее увидеть…»

7. Высокая оценка детали помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали. «Тебе особенно удалось то объяснение». «Больше всего мне в твоей работе понравилось…». « Наивысшей похвалы заслуживает эта часть твоей работы».

Таким образом, эмоциональное благополучие в школе является одним из важных условий организации качественного образования. Наиболее благоприятной является ситуация сочетания оптимального уровня заботы, авторитетности взрослого, высокой насыщенности среды позитивными побуждающими факторами. В этом случае обучающийся не может оставаться равнодушным к жизни школы, имеет максимум возможностей проявить свои лучшие человеческие качества, может проверить и адекватно оценить свои умения и способности, имеет стимул для дальнейшего повышения уровня своего интеллектуального и нравственного развития.

Психологический комфорт в школе – важное условие

эффективности обучения и воспитания.

  1. Задачи педсовета:

1. Проанализировать состояние психологического климата на уроках и выявить условия и факторы, стимулирующие создание комфортной среды на уроке и препятствующие этому (предварительное анкетирование уч-ся)

2. Сформировать мотивацию педагогического коллектива на создание комфортной среды на уроках.

3. Разработать «Заповеди учителя» как основы психолого-педагогического обеспечения урока.

  1. Форма проведения педсовета – продуктивная игра.

“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.

  1. Вхождение в тему (метод «Ассоциации»)

Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите слово «комфорт?»

(Слова должны начинаться с букв данного слова.)

К Красота

О Органичность

М Мама

Ф Фантазия

О Отдых

Р Радость

Т Тепло

Что такое комфорт?

Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).

Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

В развивающей системе обучения Л. В. Занкова, в иных инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит...

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на «хороших» и «плохих», «умных» и «глупых». Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке. Такую систему мер мы попробуем сегодня разработать.

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28. 2 гласит: «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией».

Психологическая безопасность образовательного процесса – это состояние защищенности школьника от угроз его достоинству, душевному благополучию, позитивному мировосприятию и самоотношению.

Очевидно, что психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать отнюдь непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему научных знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить образ «Я». Это означает, что современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении. А для этого, урок как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной психологической безопасности.

Естественно, существуют различные ситуации, мешающие психологическому комфорту. У учащихся (по данным психологической диагностики, проведенной в сентябре 2008 года) такими «мешающими» факторами являются: неуверенность в себе, повышенная утомляемость, замедленность темпа деятельности, повышенная потребность во внимании, повышенная двигательная активность, трудности в переключении с одной деятельности на другую. У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают: физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей, высокий уровень ответственности, тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся, разные стили управления педагогическими кадрами.

Вообще говоря, разбирая потенциальные «критические точки», можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника. Это:

Психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

Социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

Физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

Обратившись к работам современных психологов и физиологов, мы можем выделить так называемые школьные факторы риска, остающиеся, по мнению исследователей, устойчивыми и труднопреодолимыми в течение многих десятилетий во всех школах мира:

· несоответствие методик и технологий возрастным и индивидуальным возможностям ребенка,

Стрессовая тактика педагогических воздействий,

· нерациональная организация образовательного процесса, в особенности режима движений, отдыха, питания;

· предельное напряжение умственных сил ребенка на уроке и в процессе выполнения домашних заданий;

· изматывающие, издергивающие нервную систему детей умственные, эмоциональные и физические перегрузки;

· педагогический и родительский «психоз» отличных отметок;

· формализм программных знаний;

· нервозность школьной обстановки, в которой царит торопливость, напряжение,

· недоверие к ребенку, к его желанию учиться, к его индивидуальности.

Комфортно себя чувствуют в школе лишь 58 % уч-ся, 28 % - конфликтуют с учителями.

Ситуация в нашей школе не является исключением. По анкетам учащихся 6 – 9 классов был составлен рейтинг предметов по комфортности, а также таблица, в которой ситуация представлена по параллелям.

Ученики отметили и причины, по которым они чувствуют себя комфортно (представление результатов работы)

В анкетах уч-ся назвали учителей, с которыми у них бывают конфликты.

В педагогической литературе наиболее полно дана характеристика психологического климата. Под психологическим климатом А.С. Макаренко понимал: «стиль» и «тон», подчеркивая мажорность как основную особенность нормального тона классного коллектива. Конкретизируя мажорный тон, он выделял следующие его признаки:

  1. Дружеское единение в системе «учитель-ученик». Во внутренних отношениях можно критиковать и наказывать воспитанников, вовне этих специальных форм воздействия необходимо отдавать должное каждому воспитаннику, защищать его, не причинять ему никаких огорчений, не позорить его;
  2. Проявление внутреннего, уверенного спокойствия, постоянная бодрость, готовность к действию. Наличие чувства собственного достоинства у каждого ученика;
  3. Защищенность всех членов классного коллектива. Ни один ученик не должен чувствовать своей обособленности и беззащитности;
  4. Разумная и полезная деятельность всех на уроке;
  5. Умение быть сдержанным в движениях, словах.

Однако очень часто наш тон общения с детьми, манера преподавания вызывает у школьников ни уверенное спокойствие и готовность к действию, а чувство тревожности, что они и отразили в своих анкетах (демонстрация слайдов и зачтение причин).

Большой воспитательный потенциал содержат в себе творческие задания, задания по выбору, которые обогащают структуру урока, создают благоприятную обстановку, подходящую для развития личности (слайд).

Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаться к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова - неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления. Наши дети разделились во мнениях о влиянии личности учителя на отношение к учебе (слайд)

Благоприятный климат на уроке зависит от многих и многих факторов.

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками – важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему. Мы попросили учеников ответить на вопросы:

Кто из учителей проявляет к вам внимание, поддерживает вас? Результаты на слайде

В ответах на этот вопрос доминируют классные руководители и учителя русского языка и математики, что очень хорошо видно в таблице. Также в ответах прослеживаются те предметы, которые уч-ся выпускных классов выбрали в качестве экзаменов на итоговой аттестации.

С кем из учителей вам нравится общаться и почему? Результаты на слайде

В ответах на этот и некоторые другие вопросы, прослеживалось и лукавство: дети несколько раз переспрашивали, кто увидит их анкеты.

Однако довольно откровенно школьники называли предметы, которые они хотели бы прогулять.

Причины во многом перекликаются с причинами тревожности на уроках (зачтение).

Проблема «При отсутствии благоприятного психологического климата школа не сможет решать поставленные задачи».

Что же можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта?

Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

Рассмотрим виды нагрузок во время урока.

1. Умственная нагрузка (связана с затратами энергии на мыслительные процессы, при приобретении знаний).

2. Статическая (связана с необходимостью длительное время удерживать вынужденное положение тела во время учебных занятий).

3. Динамическая (как правило, недостаточна, что приводит к гиподинамии). Значит, динамическую нагрузку можно и нужно увеличивать с помощью физминуток.

Педагоги-психологи выделяют ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:

  1. Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.
  2. Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.
  3. Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.

  1. Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В.Макаренко)
  2. Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)
  3. Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.
  4. Приходите в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.
  5. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.
  6. Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).
  7. Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.
  8. Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.
  9. Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.
  10. Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.
  11. Помните, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу.
  12. Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.
  13. Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.
  14. Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников.

Заповеди учителя

Не навреди! Ищи в детях хорошее.

Решение:

1. На заседаниях методических объединений обсудить проблему разноуровневого обучения, определить возможность, способы и приемы его осуществления. (Ответственный: руководители ШМО.)

2. Социальному педагогу и психологу провести собеседования, анкетирование, тренинги с группой наиболее конфликтных учащихся, слабоуспевающих и пропускающих уроки.

3. Принять за основу поведения учителя и отношения его к ученику следующие заповеди:

– Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

– Не навреди! Ищи в детях хорошее.

– Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

– Не приписывай успех себе, а вину ученику.

– Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

– На уроке создавай ситуацию успеха.

– Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

– Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

– Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

– Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

– Оценивай поступок, а не личность.

– Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.

5. В целях предупреждения конфликтных ситуаций, вызванных постановкой отметки учителем, каждому учителю комментировать выставляемую отметку, использовать прием самооценки учащимися своей работы, привлекать учащихся для оценивания ответа одноклассников.

6. В начале учебного года знакомить учащихся и их родителей (на родительском собрании) с нормами выставления отметок и системой контроля знаний учащихся по каждому предмету.


Психологический комфорт в школе как условие развитие личности обучающихся. Анализ психологической комфортности обучающихся в школе.

Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.

В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся.

Психологический комфорт в школе - важное условие эффективности обучения и воспитания.

Что такое комфорт?

Комфорт - заимствовано из английского языка, где comfort «поддержка, укрепление» («Этимологический словарь», Н. М. Шанский).

Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. («Толковый словарь русского языка», С. И. Ожегов).

Психологический комфорт - условия жизни, при которых человек чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

В инновационных образовательных системах принцип психологической комфортности является ведущим. Он предполагает снятие (по возможности) всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей, и в которой они чувствуют себя «как дома».

Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:

Ничему меня не научит

То, что тычет, талдычит, жучит...

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Если рассматривать факторы, формирующие здоровье человека, то мы увидим, что наследственность определяет 15-20%, здоровье, медицина и экология – по 10-15%, а окружающая среда – 50-55%. Что же входит в понятие «окружающая среда»? В первую очередь, это социум (друзья, школа и т.д.). В школе дети и учителя находятся с утра до вечера. И большая часть времени занята уроками. Следовательно, очень важно то, насколько урок как «окружающая среда» обеспечивает ребенку и педагогу комфортное состояние.

Можно выделить несколько групп факторов, составляющих окружение школьника. Это:

Психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу);

Социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.);

Физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.)

Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке.

В настоящее время ученые в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.

Это декларируется в законе РФ “Об образовании”. Наличие или отсутствие психологического комфорта оказывает влияние на состояние психики школьника, его желание учиться, а в итоге – на его успеваемость.

В Конвенции ООН о правах ребенка статья 28. 2 гласит: «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией».

Критерии психологического пространства

    Безопасная среда;

    Атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимается психологическая защита, энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на продуцирование идей, на творчество.

Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Современная школа должна всерьез и по-настоящему становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении. А для этого, урок как образовательное пространство, должен быть территорией безусловной психологической безопасности.

Факторы, мешающие психологическому комфорту у обучающихся:

неуверенность в себе

повышенная утомляемость

замедленность темпа деятельности

повышенная потребность во внимании

повышенная двигательная активность

трудности в переключении с одной деятельности на другую.

У учителей (по данным статистики) факторами возникновения дискомфорта выступают:

физическая и психологическая напряженность труда

постоянное оценивание со стороны различных людей

высокий уровень ответственности,

тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся

разные стили управления педагогическими кадрами.

Исследования показали, что позиция учителя на уроке, стиль его поведения и общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Особое значение приобретает слово учителя. Еще А.С. Макаренко говорил, обращаться к учителям: «… Нужно уметь сказать так, чтобы они (ученики) в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». При этом он отмечал, что этому надо учиться. Действительно, овладение культурой слова - неотъемлемый компонент подготовки учителя, его профессионального становления.

Благоприятный климат на уроке зависит от многих факторов.

Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинает создаваться вне урока. Взаимоотношения учителя с учениками – важнейшее условие психологической атмосферы урока. Как учитель относится к работе, как разговаривает с детьми, с родителями, другими учителями, радуется ли он успехам детей и как он радуется, как он выражает свои эмоциональные чувства, как он ими владеет - все это и многое другое оказывает воздействие учителя учащимся и на их отношение к нему.

Критерии психологического комфорта урока:

    Отсутствие усталости у детей и учителя

    Положительный эмоциональный настрой

    Удовлетворение от сделанной работы

    Желание продолжать работу

    Создание ситуации успеха как один из факторов обеспечения психологического комфорта на уроке.

Что же можно сделать в условиях школьного урока для сохранения психологического комфорта?

Обязательно учитывать физиологические эмоционально-личностные особенности детей, создавать ситуации успеха на уроке, выбрать наиболее подходящий стиль общения.

    Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.

    Любое эмоциональное состояние, включая отрицательное, можно выразить в деликатной форме.

    Учитель должен хорошо знать возрастные психологические особенности учащихся, а также развивать в себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реагировать на ту или иную ситуацию на уроке.

Одним из самых «взрывоопасных» этапов урока является регулирование и коррекция поведения учащихся, оценка их знаний.

    Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С.Сухомлинский.)

    Приходите в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.

    Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

    Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

    Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы.

    Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду.

    Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

    Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.

    Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.

Заповеди учителя

Уважай детей! Защити их любовью и правдой.

Не навреди! Ищи в детях хорошее .

Замечай и отмечай малейший успех ученика. От постоянных неудач дети озлобляются.

Не приписывай успех себе, а вину ученику.

Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.

На уроке создавай ситуацию успеха.

Не кричи, не оскорбляй ученика ни при каких обстоятельствах.

Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.

Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.

Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.

Оценивай поступок, а не личность.

Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.