Краткое содержание рассказа заколдованное место. «Заколдованное место», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

Заколдованное место

Говорят что человек может совладать с нечистым духом. Не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит...

Мне было лет одиннадцать. Было у отца нас четверо. Батько ещё в начале весны повёз в Крым на продажу табак. С собою он взял трёхгодовалого брата, а я, мать и два брата остались. Дед засеял баштан у самой дороги и перешёл жить в курень.

Деду нравилось, что мимо него за день чумаков возов пятьдесят проедет, а каждый что-то может рассказать.

Раз ехали мимо шесть возов: старые знакомые деда Максима. Сели в кружок, дынь поели, поговорили. Взял и нас дед, заставил меня и брата играть на сопилке и танцевать. А сам тоже, хоть и старый, удержаться не может, так ноги и пританцовывают у него. А потом не выдержал, да как стал танцевать дед на дорожке между грядками огурцов. Но только дошёл до середины дорожки, и перестали ноги у него подыматься. Разогнался сначала, дотанцевал до того места, и снова ноги стали деревянными. "Вишь, дьявольское место! вишь, сатанинское наваждение! впутается же ирод, враг рода человеческого!"

А, шельмовский сатана! чтоб ты подавился гнилою дынею!.. - сказал дед.

А сзади кто-то рассмеялся. Поворотился дед, а место незнакомое, поле вокруг, потом хорошо вгляделся и узнал гумно волостного писаря. Вот куда затащила нечистая сила!

Потом дед вышел на дорожку, а в стороне от неё на могилке вспыхнула свечка. Потом свечка потухла, а чуть дальше от неё загорелась другая... Дед решил, что здесь клад. Хотел сразу копать, да заступа с собой у него не было. Заметил место дед и пошёл домой.

На другой день, к вечеру, вооружившись заступом и лопатой, пошёл дед к попову огороду. Дошёл до места, стал глядеть: гумно есть - голубятня пропала, видна голубятня - гумна нет. А тут дождь полил сильный. Ушёл дед домой.

На следующий день, идя по своему огороду, дед ударил заступом на той дорожке, где не танцевалось со словами: "Проклятое место!" И опять очутился на том поле, где свечки видел. Теперь у него был заступ.

Побежал он к могилке и стал копать. Земля мягкая, выкопал он котёл. Дед говорил с собой, а вокруг него кто-то по нескольку раз повторял его слова. Дед решил, что это чёрт, который клад отдавать не хочет.

Чёрт с тобою! - сказал дед, бросив котёл. - На тебе и клад твой!

Бросился было дед оттуда бежать, а вокруг тихо. Воротился дед, схватил

котёл и бежать, что было духу. И добежал он так до попова огорода.

А мать до вечера ждала деда, а его всё нет. Уже и повечеряли. Вымыла мать горшок и стала искать, куда вылить помои. А тут по дорожке идёт кухля. Мать туда и влила горячие помои. Дед как закричит басом!

Стал он нам говорить, что теперь дети с бубликами будут, клад он откопал. Окрыли котёл, а там сор и стыдно сказать, что такое.

С тех пор дед не верит больше чёрту.

И не думайте! - говорил он часто нам, - всё, что ни скажет враг господа Христа, всё солжёт, собачий сын! У него правды и на копейку нет!

А услышит дед, что где-то неспокойно:

А ну-те, ребятки, давайте крестить! - закричит и нам. - Так его! так его! хорошенько! - и начнёт класть кресты.

Николай Васильевич Гоголь

«Заколдованное место»

Быль сия относится ко времени, когда рассказчик был ещё дитятею. Отец с одним из сыновей уехал в Крым продавать табак, оставив дома жену, трёх ещё сыновей да деда стеречь баштан — дело прибыльное, проезжих много, а всего лучше — чумаки, что рассказывали диковинные истории. Как-то к вечеру приходит несколько возов с чумаками, да все старинными дедовыми знакомцами. Перецеловались, закурили, пошёл разговор, а там и угощение. Потребовал дед, чтоб внуки плясали, гостей потешили, да недолго терпел, сам пошёл. Плясал дед славно, такие кренделя выделывал, что диво, покуда не дошёл до одного, места близ грядки с огурцами. Здесь ноги его стали. Пробовал сызнова — то же. УЖ и бранился, и снова начинал — без толку. Сзади кто-то засмеялся. Огляделся дед, а места не узнает: и баштан, и чумаки — все пропало, вокруг одно гладкое поле. Все ж понял, где он, за поповым огородом, за гумном волостного писаря. «Вот куда затащила нечистая сила!» Стал выбираться, месяца нет, нашёл в темноте дорожку. На могилке поблизости вспыхнул огонёк, и другой чуть поодаль. «Клад!» — решил дед и навалил для приметы изрядную ветку, поскольку заступа при себе не имел. Поздно вернулся он на баштан, чумаков не было, дети спали.

На следующий вечер, захватив заступ и лопату, направился он к попову огороду. Вот по всем приметам вышел в поле на давешнее место: и голубятня торчит, а гумна не видно. Пошёл ближе к гумну — пропала голубятня. А тут припустил дождик, и дед, так и не нашед места, прибежал с бранью обратно. Назавтра ввечеру пошёл он с заступом прокопать новую грядку, да, минуя проклятое место, где ему не танцевалось, в сердцах ударил заступом, — и оказался в том самом поле. Все узнал он: и гумно, и голубятню, и могилку с наваленной веткой. На могиле лежал камень. Обкопав, дед отвалил его и хотел было понюхать табачку, как кто-то чихнул у него над головою. Осмотрелся — нет никого. Принялся дед копать и нашёл котёл. «А, голубчик, вот где ты!» — воскликнул дед. То же сказал и птичий нос, и баранья голова с верхушки дерева, и медведь. «Да тут страшно слово сказать», — пробормотал дед, а вслед за ним и птичий нос, и баранья голова, и медведь. Дед хочет бежать — под ногами круча без дна, над головой гора нависла. Дед бросил котёл, и все стало по-прежнему. Решив, что нечистая сила только пугает, он схватил котёл и кинулся бежать.

Об эту пору на баштане и дети, и пришедшая мать недоумевали, куда подевался дед. Отужинав, пошла мать вылить горячие помои, а навстречу ей бочка ползёт: видно, кто-то из детей, шаля, толкает ее сзади. Мать плеснула в неё помоями. Оказалось, что это дед. Открыли дедов котёл, а в нем сор, дрязг и «стыдно сказать, что такое». С той поры заклялся дед верить черту, проклятое место загородил плетнём, а когда наняли поле под баштан соседние козаки, на заколдованном месте вечно всходило что-нибудь «чёрт знает что такое!».

Однажды один хуторянин с сыном поехал в Крым продавать табак, оставив дома жену с тремя сыновьями, да старого деда, чтобы тот сторожил баштан. Целый дом у баштана проезжих было много, а из них есть и чумаки. Чумаки - мастера рассказывать весёлые истории.

Уже смеркалось на дворе, а у ворот стоят возы с чумаками, все они знакомые деду. Встретились, покурили, а там и угощения пошли. Развеселились гости. Дед потребовал, чтобы внуки плясать пошли и веселить гостей, но не удержался и сам пошёл за ними. Дойдя до места, где грядки с огурцами растут, остановился. Ноги не идут и всё. Вдруг сзади кто-то засмеялся, дед обернулся, а место не то. Исчез баштан, а вместо баштана и чумаков одно гладкое поле. Дошло до него, что он находится за поповским огородом. Стал выбираться, а тут могилки оказались и огоньки вспыхивают. Дед решил, что это клад и закидал его большой веткой место. Вернулся он поздно, дети спали, а чумаков не было.

На следующее утро он взял лопату и отправился к поповскому огороду. Пока шёл по приметам и вышел на поле, не видно гумна, а только голубятня виднеется. Дошёл до голубятни, и гумно исчезло. А тут дождик пошёл, и дед повернул назад домой, не найдя то место. К вечеру он собрался прокопать грядку, где не смог танцевать. Вдруг ударил лопатой и вмиг оказался на том поле, узнав и голубятню, и могилку с наваленной веткой. А на ней лежит камень. Дед хотел отодвинуть камень и передохнуть, понюхать табаку. Кто-то чихнул над головой. Он стал копать, увидев котел, удивился и произнёс: «Ах, вот ты где!».

Вслед за этими словами за ним повторила птица на ветке, баранья голова с верхушки дерева и медведь. Дед очень испугался и хотел бежать, а над головой вдруг гора нависла, и ступить боязно, ведь под ногами невидно дна. Схватил дед котёл и бросился бежать. Уже вечерело, все поужинали, и мать увидела, как ей на встречу катится бочка. Это дед катил бочку к дому. Когда открыли котёл, то увидели в нём грязь и сор, и это место дед загородил. Дед после поверил в заколдованное место.

Черновики повести Гоголя «Заколдованное место» не сохранились, поэтому точная дата ее создания неизвестна. Скорее всего она была написана в 1830 году. Повесть «Заколдованное место» вошла во вторую книгу сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Произведения этого сборника имеют сложную иерархию рассказчиков. Подзаголовок цикла указывает, что «Вечера на хуторе близ Диканьки» издал некий пасечник Рудый Панько. Повести «Вечер накануне Ивана Купала» , «Пропавшая грамота» и «Заколдованное место» рассказаны дьячком одной церкви. Такое отстранение автора от участника событий позволило Гоголю добиться двойного эффекта. Во-первых, избежать обвинения в сочинении «небылиц», во-вторых, подчеркнуть народный дух повествования.

Сюжет повести действительно основан на традициях фольклора, которые хорошо были знакомы писателю с детства. Сказки о «проклятых местах» и кладах характерны для мифотворчества многих народов. В славянских сказаниях сокровища часто искали на кладбищах. Нужную могилу указывала внезапно вспыхнувшая свеча. Традиционен для народных историй и мотив превращения неправедно добытого богатства в мусор.

Самобытность повести проявляется в ярком и сочном языке, который щедро усеян украинскими словами: «чумаки» , «курень» , «баштан» , «хлопцы» … Предельно точное изображение народного быта, а также искрометный юмор писателя создают особую гоголевскую атмосферу, полную поэтической фантастики и лукавства. Читателю кажется, что он сам находится среди слушателей дьячка. Такой эффект достигается за счет метких комментариев рассказчика.

Главный герой повести – дед Максим. Автор описывает его с доброй иронией. Это живой, веселый и деятельный старик, который любит прихвастнуть, лихо танцует и не боится самого черта. Деду очень нравится слушать рассказы чумаков. Внуков своих он ругает, называет «собачьими детьми» , но понятно, что старик души не чает в сорванцах. А те дружелюбно подшучивают над дедом.

Важный элемент повести – само заколдованное место. В наше время его бы назвали аномальной зоной. Дед случайно обнаруживает «плохое место» во время танца. Как только старик попадает на его границу «возле грядки с огурцами» , так ноги сами перестают танцевать. А внутри заколдованного места происходят странные вещи с пространством и временем, которые дед приписывает действию нечистой силы.

Переход между реальным и нереальным миром изображен в виде искажающегося пространства. Ориентиры, которые дед отмечает для себя в зоне аномалии, в реальном мире не проявляются. Ему никак не удается найти точку, с которой видны поповская голубятня и гумно волосного писаря.

Проклятое место имеет «свой характер» . Оно не любит чужих, но не вредит незваным гостям, а только пугает их. Особого урона от проникновения иррациональных сил в реальный мир тоже нет. Земля в аномальной зоне всего лишь не дает урожая. Заколдованное место не прочь поиграть с дедом. То не допускает к себе, несмотря на все старания, то вдруг легко открывается. В арсенале аномальной зоны много необычных средств: внезапно испортившаяся погода, исчезновение с неба месяца, чудовища. Страх заставляет старика на время бросить находку. Но жажда наживы оказывается сильнее, поэтому потусторонние силы решают проучить деда. В котле, который с таким трудом был добыт в проклятом месте, оказались не драгоценности, а «сор, дрязг и стыдно сказать что такое» .

После такой науки герой повести стал очень религиозен, зарекся сам иметь дело с нечистой силой и наказал всем близким. Дед своеобразно мстит черту, который так его заморочил. Старик огораживает заколдованное место плетнем и выбрасывает туда всякий мусор с баштана.

Подобный финал закономерен. Гоголь показывает, что такие сокровища не приносят добра. Дед получает в награду не клад, а насмешку. Так писатель утверждает идею призрачности всякого богатства, которое нажито нечестным трудом.

Пушкин , Герцен, Белинский и другие современники Гоголя с восторгом приняли «Заколдованное место». И сегодня читатели с улыбкой и большим интересом погружаются в удивительный мир, где царят остроумие, поэзия и фантастика, оживает сама душа народа.

  • «Заколдованное место», краткое содержание повести Гоголя
  • «Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя

Гоголь Н. В. сказка "Заколдованное место"

Жанр: литературный мистический сказочный рассказ

Главные герои сказки "Заколдованное место" и их характеристика

  1. Рассказчик, дьячок в молодости. Мальчуган, веселый и озорной.
  2. Дед Максим. Важный, сердитый, серьезный. Хотел найти клад.
  3. Мать рассказчика. Вылила на деда помои.
План пересказа сказки "Заколдованное место
  1. Дьячок начинает рассказ
  2. Дед и его курень
  3. Приезд чумаков
  4. Танцы
  5. Заколдованное место
  6. Могила со свечой
  7. Поиски могилы
  8. Снова у могилы
  9. Страх и ужас
  10. Извлечение котла
  11. Горячие помои
  12. Мусор в котле.
  13. Не верь нечистой силе.
Кратчайшее содержание сказки "Заколдованное место" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Дьячок вспоминает свою молодость, как жил с дедом в курени у дороги.
  2. Приехали раз чумаки и дед плясать начал, но вдруг в незнакомом месте оказался.
  3. Увидел дед свечу на могиле, понял, что там клад.
  4. Через день опять встал дед на проклятое место и оказался возле могилы.
  5. Его пугала нечистая сила, но он вытащил котел и принес его домой.
  6. Мать окатила деда помоями, а в котле мусор оказался.
Главная мысль сказки "Заколдованное место"
Никогда не верь тому, что сулит тебе нечистая сила.

Чему учит сказка "Заколдованное место"
Сказка учит не стараться обогатиться быстро, не искать клад, а работать. Учит не верить нечистой силе. Учит тому, что в мире есть много таинственного и непонятного. Учит быть храбрым и твердым в вере.

Отзыв на сказку "Заколдованное место"
Мне очень понравилась эта история, которую автор назвал былью. Я конечно не совсем поверила этому рассказу, мне он показался все-таки сказочным, но читать его было интересно. А описание нечистой силы у могилки даже вызвало улыбку, хотя я и не хотела бы такое встретить ночью сама.

Пословицы к сказке "Заколдованное место"
Силен черт, да воли нет.
Было бы болото, а черти будут.
Связался с чертом - пеняй на себя.
Богу молись и черту фиги не показывай.
Не так страшен черт, как его малюют.

Незнакомые слова в сказке "Заколдованное место"
Чумак - возчик
Баштан - бахча
Кавун - арбуз
Левада - огород
Хустка - платок
Кухва - бочка

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Заколдованное место"
Дьячок рассказывает случай из молодости.
Его отец повез продавать табак, и дома остались рассказчик, дед, мать и два брата. На лето дед перешел жить в курень возле дороги, и взял с собой мальцов. И вот однажды по дороге показались чумаки, шесть возов. Впереди шел чумак с большими сизыми усами.
Он узнал деда и поздоровался. Дед обрадовался старым знакомым, полез целоваться. Все расселись, взяли арбузов и дед велел играть на сопелке и танцевать. Да и у самого деда ноги так и рвались в пляс. И вот он не выдержал и рванул отделывать коленца. Разогнался, дошел до середины, а коленце не выделывается. Развернулся, вернулся, опять до того же места доходит - не получается.
Заругался дед на сатану, глядь, а вокруг место незнакомое. Пригляделся дед, голубятню у попа увидел, выбрался на тропинку. Идет, а ночь темная, непроглядная. Вдруг у могилки свечка зажглась - клад там значит. Пожалел дед, что ни лопаты нет, ни заступа, навалил на могилку огромную лесину и домой пошел. Пришел домой, чумаки уже уехали, ну и дед спать завалился.
На другой день, ближе к вечеру, взял дед лопату и пошел к поповскому огороду. Ходил, бродил, не может могилку найти. А тут еще и дождь пошел. Прибежал дед домой мокрый, лежит, ругается последними словами.
На следующий день дед как ни в чем не бывало ходил по бахче, арбузы прикрывал. А к вечеру с лопатой проходил мимо заколдованного места, не выдержал, зашел на середину и заступом ударил. И вновь на том же месте у могилы оказался. И свеча снова горит.
Подошел дед к могилке. Видит на ней камень огромный лежит. Обкопал камень дед, столкнул с могилы. Остановился дед передохнуть, насыпал на кулак табаку, только к носу подносить, кто-то сзади чихнет, всего деда обрызгал.
Поворачивается дед - никого. Стал дед копать. Выкопал котелок, обрадовался. "Вот ты где, голубчик" - говорит. И птичий нос те же слова повторяет. А следом баранья голова с верхушки дерева. И медведь из-за дерева. Страшно стало деду, а птичий нос, баран и медведь все за ним повторяют.
Перепугался дед, оглянулся вокруг. А ночь страшная - ни месяца, ни звезд. Да из-за горы какая-то харя выглядывает, глаза красные, нос как мех в кузнице. Бросил дед котел и только бежать собрался, как все исчезло, все тихо стало.
Понял дед, что нечистая сила только пугает. Вытащил с трудом котел и бежать со всех ног. И только у попова огорода остановился.
А в это время дома все гадали, куда же запропастился дед. Уже и мать с хутора с галушками пришла, уже и отобедали все, а мать котел вымыла, искала куда помои вылить. Смотрит бочка какая-то идет, верно кто-то ее сзади подталкивает.
Решила мать, что это хлопцы балуются, и вылила горячие помои прямо в бочку. Как заорет кто-то басом, глядь - а это дед.
Утерся, поругался, выставляет котел. Богатство обещает. Открывает, а там сор, мусор, грязь. Плюнул дед и наказал не верить никогда нечистой силе. Чуть что где покажется, сразу креститься стал. А на проклятое место сор и мусор велел скидывать.
Хорошие там арбузы выросли.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Заколдованное место"

Заколдованное место

Говорят что человек может совладать с нечистым духом. Не говорите этого. Захочет обморочить дьявольская сила, то обморочит...

Мне было лет одиннадцать. Было у отца нас четверо. Батько ещё в начале весны повёз в Крым на продажу табак. С собою он взял трёхгодовалого брата, а я, мать и два брата остались. Дед засеял баштан у самой дороги и перешёл жить в курень.

Деду нравилось, что мимо него за день чумаков возов пятьдесят проедет, а каждый что-то может рассказать.

Раз ехали мимо шесть возов: старые знакомые деда Максима. Сели в кружок, дынь поели, поговорили. Взял и нас дед, заставил меня и брата играть на сопилке и танцевать. А сам тоже, хоть и старый, удержаться не может, так ноги и пританцовывают у него. А потом не выдержал, да как стал танцевать дед на дорожке между грядками огурцов. Но только дошёл до середины дорожки, и перестали ноги у него подыматься. Разогнался сначала, дотанцевал до того места, и снова ноги стали деревянными. "Вишь, дьявольское место! вишь, сатанинское наваждение! впутается же ирод, враг рода человеческого!"

А, шельмовский сатана! чтоб ты подавился гнилою дынею!.. - сказал дед.

А сзади кто-то рассмеялся. Поворотился дед, а место незнакомое, поле вокруг, потом хорошо вгляделся и узнал гумно волостного писаря. Вот куда затащила нечистая сила!

Потом дед вышел на дорожку, а в стороне от неё на могилке вспыхнула свечка. Потом свечка потухла, а чуть дальше от неё загорелась другая... Дед решил, что здесь клад. Хотел сразу копать, да заступа с собой у него не было. Заметил место дед и пошёл домой.

На другой день, к вечеру, вооружившись заступом и лопатой, пошёл дед к попову огороду. Дошёл до места, стал глядеть: гумно есть - голубятня пропала, видна голубятня - гумна нет. А тут дождь полил сильный. Ушёл дед домой.

На следующий день, идя по своему огороду, дед ударил заступом на той дорожке, где не танцевалось со словами: "Проклятое место!" И опять очутился на том поле, где свечки видел. Теперь у него был заступ.

Побежал он к могилке и стал копать. Земля мягкая, выкопал он котёл. Дед говорил с собой, а вокруг него кто-то по нескольку раз повторял его слова. Дед решил, что это чёрт, который клад отдавать не хочет.

Чёрт с тобою! - сказал дед, бросив котёл. - На тебе и клад твой!

Бросился было дед оттуда бежать, а вокруг тихо. Воротился дед, схватил

Котёл и бежать, что было духу. И добежал он так до попова огорода.

А мать до вечера ждала деда, а его всё нет. Уже и повечеряли. Вымыла мать горшок и стала искать, куда вылить помои. А тут по дорожке идёт кухля. Мать туда и влила горячие помои. Дед как закричит басом!

Стал он нам говорить, что теперь дети с бубликами будут, клад он откопал. Окрыли котёл, а там сор и стыдно сказать, что такое.

С тех пор дед не верит больше чёрту.

И не думайте! - говорил он часто нам, - всё, что ни скажет враг господа Христа, всё солжёт, собачий сын! У него правды и на копейку нет!

А услышит дед, что где-то неспокойно:

А ну-те, ребятки, давайте крестить! - закричит и нам. - Так его! так его! хорошенько! - и начнёт класть кресты.

А то место, где не вытанцовывалось в огороде, дед оградил плетнём, и весь бурьян и сор сбрасывал туда.

Вот как морочит нечистая сила человека!