Львиные ворота в Микенах: история и легенды античного памятника. Львиные ворота

МИКЕНЫ

Микенская культура формировалась под сильным влиянием критской, но в отличие от критских микенские дворцовые постройки окружены крепостными стенами. Пелопоннес уязвим и с моря и с суши. Циклопическая кладка, названная так за огромные размеры камней, поднять которые под силу лишь сказочным великанам, придаёт постройкам несколько примитивный, но внушительный вид. Она характерна и для Микен, и для Тиринфа.

Мощные каменные стены превращают здание в военную крепость, где доминирует центральное помещение - мегарон - с четырьмя внутренними колоннами, поддерживающими крышу и обрамляющими очаг. Мегароны царей в Микенах и Тиринфе, прямолинейные в плане дворцовые изолированные постройки, состоящие из открытых сеней с двумя столбами, переднего помещения и зала с очагом посередине, считаются прототипами первых греческих храмов.

ЛЬВИНЫЕ ВОРОТА В МИКЕНАХ

Ворота, ведущие в ахейские цитадели, имели внушительный вид. Вход в акрополь Микен - знаменитые Львиные ворота - был украшен плитой золотисто-жёлтого камня с изображением двух львиц, опирающихся передними лапами на пьедестал с колонной, напоминающей критскую. Львицы дышат уверенной силой, которой не знало критское искусство.

Львиные ворота в Микенах. XIV в. до н. э.; Микены. Могильный круг

ГРОБНИЦЫ В МИКЕНАХ

Это «шахтные могилы», высеченные в скале, выложенные каменными плитами и прикрытые плитами сверху, и купольные гробницы (толосы), представляющие собой круглые сооружения, крытые куполом, который образуется концентрическими рядами кладки с напуском. К круглой камере ведет узкий коридор (дромос). Лучше других сохранившаяся купольная гробница 14 в. до н.э. была открыта Шлиманом в Микенах и названа им «сокровищницей Атрея», по имени отца царя Агамемнона, вождя ахейцев, героя Троянской войны. Высота ее - 13 м, диаметр - 14,5 м, купол ее состоит из 34 концентрических кругов кладки, длина дромоса 36 м. Вход в гробницу сложен из правильных каменных квадров; дверной проем, слегка суживающийся кверху, покрыт огромной монолитной плитой (около 120 тонн весом), над которой продолжается кладка, образующая треугольное отверстие для облегчения стены над поперечной плитой. Ту же конструкцию мы видим в так называемых «Львиных воротах», ведущих в акрополь Микен. Треугольник над пролетом ворот занят здесь большой треугольной же плитой со скульптурным рельефом в виде двух львиц, опирающихся передними лапами на алтарь по сторонам стоящей на нем колонны, расширяющейся кверху. Рельеф величественных «Львиных ворот» -- единственный пример монументальной скульптуры в эгейском искусстве. Геральдический характер рельефа вполне соответствовал условному искусству Микен. Композиция микенских архитектурных комплексов была самобытной, но декорация и орнаментика сложились под сильным влиянием Крита, отличаясь лишь большим схематизмом.

Укрепления и погребения в Микенах. Середина II тыс. до н.э. Частичная реконструкция.

Купольная гробница (так называемая Сокровищница Атрея) в Микенах. 14 в. до н. э.

«Маска Агамемнона» -- золотая погребальная маска середины второго тысячелетия до нашей эры, найденная в 1876 году в Микенах Генрихом Шлиманом. Своё название получила от легендарного царя Агамемнона, поскольку Шлиман был уверен, что нашёл его могилу. Однако по времени создания маска является более древней. Маска имеет отверстия для нити, которой её крепили к лицу покойного.

Гомер называет Микены златообильными; раскопки дали исключительные по богатству и художественному мастерству вещи: «маска Агамемнона», кубки, чаши, сосуды -- грубой местной работы, но массивные, из чистого золота; замечательный кубок из горного хрусталя с ручкой в виде головы утки; тяжелые бронзовые мечи с рукоятками из слоновой кости с инкрустацией золотом; множество бляшек, украшавших, вероятно, погребальный полог и одежду; кинжалы критской работы с изумительной по тонкости инкрустацией на клинках, изображающей бегущих львов посреди лилий, охоту на львов. В прикладном искусстве, в архитектуре видно сочетание высокоразвитой критской культуры с более примитивной местной.

Золотые погребальные маски из шахтовых гробниц. Справа - т. н. «маска Агамемнона».

Золотые бляшки для украшения одежд с орнаментом минойского (критского) происхождения и т. н. «кубок Нестора» из шахтовых гробниц в Микенах. XVI в. до н. э.

Книга рассказывает о пятидесяти выдающихся творениях мирового зодчества – храмах, дворцах и музеях, ставших характерным и ярким воплощением основных архитектурных стилей с древнейших времен и до наших дней. Читатель также познакомится с творчеством великих архитекторов прошлого и настоящего.

Из серии: 50 великих

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 50 великих шедевров архитектуры (А. Ю. Низовский, 2008) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

Львиные ворота в Микенах

«Златообильные» Микены… Легендарный город, где правил победитель троянцев, «владыка мужей» царь Агамемнон. Именно сюда, следуя указаниям Гомера, отправился Генрих Шлиман после того, как раскопал на Гиссарлыкском холме руины древней Трои. И снова Ариаднина нить легенд не подвела его – шаг за шагом из глубины времен стали проступать и приобретать очертания древняя цивилизация, которая до этого была известна только из «сказок» слепого Гомера. Эта цивилизация была распространена на всем восточном берегу Греции и на островах Эгейского моря, а центр ее находился на острове Крит. Шлиман обнаружил только ее первые следы, но открыть ее истинные масштабы было суждено сэру Артуру Эвансу.

Троя, судя по описаниям Гомера, была очень богатым городом. Микены же были еще богаче. Именно сюда Агамемнон и его воины доставили богатую троянскую добычу. И где-то здесь, по мнению некоторых античных писателей, находилась гробница Агамемнона и его друзей, убитых вместе с ним.

Греки-ахейцы строили свои города на высоких холмах. В отличие от критских, их окружали крепостные стены циклопической кладки. Это придавало им суровый и весьма внушительный вид. Впоследствии греки дали таким поселениям название «акрополь» – «верхний город».

Неприступный акрополь Микен защищали стены протяженностью 900 м и толщиной от 6 до 10 м. Они сложены из огромных, весом в 5–6 тонн, грубо отесанных глыб, держащихся только за счет собственного веса. Греки считали, что эти стены возвели легендарные великаны-циклопы, отчего и происходит название такой кладки – циклопическая.

Перед главным входом во дворец – «Львиными воротами» – в изумлении застывали все, кому довелось их увидеть. Это грандиозное сооружение как будто воплотило в себе несокрушимую мощь Микенского государства.

Ворота, сложенные из четырех огромных монолитов, украшает треугольная плита с рельефными изображениями двух львиц, застывших в одинаковых позах и охраняющих вход во дворец. В центре плиты высечена колонна, увенчанная причудливой капителью.

Принцип постройки Львиных ворот характерен для многих порталов этого времени. Два блока поддерживают каменную балку, которая сама является только грузом и не несет никакой тяжести. Весь груз лежащих над нею рядов кладки, благодаря тому, что камни этих рядов скошены, передается на боковые стены. Таким образом над входом образуется пустое пространство в виде треугольника, которое заполнено легкой каменной плитой со скульптурными украшениями.

Стиль рельефов Львиных ворот родственен критскому – не только по пластике, но и по сюжету, который встречается во всех областях, где была распространена эта культура. Две львицы опираются передними лапами на подножие алтаря по сторонам суживающейся книзу колонны с капителью в виде валика. Эта форма колонны характерна для всего крито-микенского стиля, такие колонны можно встретить и в Кносском дворце. Они напоминают собой заостренную, вбитую в землю сваю – это указывает на то, что каменным колоннам предшествовали деревянные.

Композиция Львиных ворот имеет свой прообраз и на Востоке. Но смысл этого несомненно символического изображения, так же как и многих других символов крито- микенской цивилизации, остается неразгаданным. Можно предположить, что колонна есть символ божества, покорившего львов, – они выглядят как будто прикованными к ней. А может быть, это символ дома, охраняемого божествами в образе львов, или символ мощи микенских царей. В любом случае несомненно, что Львиные ворота являются одним из наиболее выдающихся сооружений древности.

Именно в эти края устремляются путешественники, желающие прикоснуться к частичке Античной Греции. Здесь находится и знаменитая Олимпия, и славная Спарта, и монументальный театр в Аргосе, и загадочные Львиные ворота в Микенах, о которых сложено немало интересных легенд. О них сегодня и поговорим. Расскажем, как выглядели Львиные ворота в Древних Микенах, с какой целью они были построены и какие тайны скрывает в себе это сооружение.

Культура и история Греции неразрывно связана с мифологией. Древний мир наделял свои сооружения особым предназначением и связывал с божествами или известными героями. Имели свою легендарную подоплеку и античные Микены, которые находились на северо-востоке Пелопоннеса, между Аргосом и Коринфом.

По преданию город построил Персей, сын правителя Олимпа Зевса и Данаи, дочери аргосского царя. Герой этот прославился в своем Отечестве победой над медузой Горгоной и спасением царевны Андромеды. Закладывая новый город, Персей призвал на помощь циклопов (одноглазые великаны), которые возвели монументальную городскую стену длиной в 900 м, высотой в 12 м и толщиной свыше 8 м.

Здесь стоит отметить, что греческие поселения делились на две части: верхний и нижний город. Верхняя часть (где проживала знать) располагалась на холме, за что и получила название акрополь . От нижнего города его отделяла специальная стена, за которую не могли заходить простолюдины. Именно эту стену из огромных известняковых глыб весом в 5 тонн и возвели циклопы.

Причем все блоки ничем не скреплены, а держатся за счет собственного веса. С тех пор такой тип кладки стен носит название циклопический.

Соответственно величию крепостной стены необходимо было оформить и городские ворота. Они выложены из массивных камней, а верхняя кладь для правильного распределения нагрузки сделана по наклонной. Так в центре сооружения появилось место знаменитому постаменту: львы, стоящие у колонны, грозно встречают входящего в город.


Львиные ворота в Микенах – особенности памятника

Итак, вход в окруженные стеной Микены венчают ворота с барельефами львов. Сквозной проем в виде правильного квадрата образуют три известняковые плиты, перекрытые верхним блоком – притолокой весом в 20 тонн. С каждой стороны проема под скошенным углом расположены еще по 3 малых каменных блока. Образовавшуюся в центре пустоту заполняет фронтон, на который нанесены Микенские Львиные барельефы.

Все камни стены подгонялись друг к другу и тщательно шлифовались. Способ обработки материала до сих пор занимает умы ученых. Дело в том, что камень был сверлен и пропилен, отверстия эти хорошо видны и на оставшихся руинах. Чаще других высказывается предположение о возможном наличии у микенской цивилизации инструмента, функционирующего по типу дисковой пилы. Эту гипотезу подтверждают следы пилы на постаменте и пропил на антаблементе.

Также оставшиеся части креплений свидетельствуют о том, что ворота закрывались дверными ставнями. Их материал достоверно неизвестен, поэтому остается только предполагать. По сравнению с Европой, в Греции железо использовалось редко поэтому, судя по типу оставленных отверстий, створки ворот были деревянными.

Львиные ворота в Микенах достаточно хорошо сохранились до наших времен. Не уцелели только головы львов. По предположениям археологов, они были изготовлены из другого материала, который разрушился в результате естественного течения времени. Но есть и другое мнение: считается, что головы львов были отлиты из золота и украдены в период упадка микенской цивилизации.

Необъяснимые тайны Львиных ворот

Изображение львов на барельефе – источник споров и мистических предположений, поскольку достоверно неизвестно не только предназначение фронтона, но и технология, с помощью которой сделаны львы и оборонительная стена. После раскопок остаток Микен археологи долго изучали найденные артефакты, в результате чего сложились три основные теории происхождения Львиных ворот.

Сокровищница

В 1870 году немецкий археолог Генрих Шлиман при раскопках города наткнулся на захоронения, в которых помимо останков хранились посмертные маски, античные украшения и оружие. Находка стала настоящей сенсацией: человеческие останки принадлежали знаменитому Агамемнону и его воинам. По преданию этот правитель покорил Трою и вывез ее сокровища в Микены.

Интересно, что артефакты античности были обнаружены прямо под Львиными воротами. Это наводит на мысль о том, что сооружение несло культовую нагрузку. Гипотезу подтверждает и дорога, ведущая к воротам, так как на протяжении пути размещены шахтовые гробницы. К этим местам не мог быть допущен простой люд, за чем зорко и следили грозные львицы.




Алтарь

Ученые, ценящие мистику, таинственные исследования и запретные догмы, склонны видеть в Микенских львах религиозный символ. Колонна воплощает в себе Великую минойскую богиню, а львы – ее преданные слуги и верные защитники. Изображение Богини над городскими воротами символизировало ее покровительство и защищенность города высшими силами.

Таким образом, эта теория награждает ворота свойствами защитного оберега или амулета. По предположению сторонников данной версии, львы были призваны отвести беды, зло и несчастья от акрополя.

Городские стражи

Как бы там ни было, большая часть исследователей склонна к практичным предположениям, а не к конспирологическим догадкам. Поэтому более распространена версия о том, что изображения львов использовались в качестве «устрашающего» эффекта. Головы животных были повернуты прямо на входящего, и грозный взгляд зверей должен был присмирить путника.

Существует еще одно простое предположение – львы, как благородные и царственные животные, всего-навсего считались гербом правящей династии. Поэтому их изображение и было размещено на входе в город.

Распространены и другие версии о предназначении Микенских Львов: каждый экскурсовод рассказывает туристам свои легенды об этом древнем артефакте. Кроме того, ученые бьются в догадках и о технологии строительства. Как добывались каменные блоки? Чем и как перемещали многотонные камни? Какие инструменты и способы обработки использовались в микенской цивилизации? Ответы на все эти вопросы таят в себе остатки античных сооружений, и разгадать их современному человечеству пока не по силам. Или просто еще не наступил тот час.

Вконтакте

Одноклассники

Микенская эпоха отсчитывается от 2 тысячелетия до н.э. Центр культуры этой цивилизации находится в древнейшем городе Микен, руины которого сохранились на территории современной Греции. По преданиям город построил сам Персей.

Величие, размах, размеры руин, дошедшие до наших дней, не оставляют сомнений в правдивости этого предания. Древний город построен из впечатляющих каменных глыб на огромной высоте над уровнем моря. Считается, что его построили циклопы, поэтому любые постройки из грубого, неотесанного камня больших размеров позже получили название циклопическими.

Стена вокруг микенского акрополя возводилась примерно в XIII веке до нашей эры. Вход в город охраняют ворота, получившие название львиных. Над гигантским каменным проемом, который, по мнению историков, закрывался деревянными воротами, расположится треугольный фронтон с изображением фигур двух львов. Головы львов не сохранились.

Предполагается, что головы были изготовлены из другого материала и разрушились со временем. Львы смотрели на входящего и внушали ему страх. Но не только устрашающей и декоративной была функция этой треугольной части над воротами. Львы выполнены их более легкого материала, чтобы не создавать нагрузки на проем ворот.
Львиные ворота относятся к древнейшим архитектурным памятникам микенской культуры. До этого фронтона микенами были освоены лишь скульптуры небольшой высоты.
На территории древнего города находилась сокровищница, большая часть материалов которой передана в Афинский музей.

Здесь были найдены украшения, посуда, погребальные маски, дощечки с письменами. Под сводами акрополя находился «Источник Персея» - цистерна глубиной 18м, в которой накапливалась вода, поступавшая сквозь каменную кладку в питьевой колодец.

    Загадка Фракийского всадника

    Греческая земля овеяна многими мифами и легендами. Некоторые из них продолжают жить и сегодня, пройдя долгий и тернистый путь исторических перипетий. Еще в 4-м веке до н. э. во Фракии был распространен культ загадочного Фракийского всадника, которому поклонялись не только местные воинственные племена, но также римляне и греки. Ученые проводят весомые параллели между культом Фракийского всадника, культом героев в Элладе и кельтскими мифами.

    Древнегреческие архитектурные ордера.

    Полисы в Древней Греции

    Греция в древности – это не одно целое государство в понимании современников. Античная страна состояла из полисов – городов-государств. Они были самостоятельными единицами, считающими себя независимыми, но если нужно было объединиться против внешнего врага, союзники вмиг приходили на помощь друг другу. Особая форма организации экономики, права и политических отношений

    Салоники в Греции. История, достопримечательности (часть седьмая)

    В 1988 г. несколько древних христианских и византийских памятников Салоники были добавлены в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО, а уже в 1997 г. город был официально назван европейской столицей культуры, что ознаменовалось большим количеством проводимых мероприятий. На сегодняшний день в списочном составе ЮНЕСКО по Греции числится 17 исторических памятников Всемирного наследия. 15 из них включены по культурным критериям, 11 отнесены к шедеврам человеческой гениальности и признаны феноменом исключительной природной красоты и эстетической значимости. 8 исторических памятников являются кандидатами включения в список наследия. Салоники – единственный город в Греции, богатый памятниками византийского и раннехристианского зодчества, в нем насчитывают 15 памятников относящихся к Всемирному наследию.

Сегодня мы вспомним Микены, легенду древнегреческих мифов и просто богатый и красивый город древности. Именно сюда победитель троянцев Агамемнон доставил всю добычу с поверженного города. Здесь же где-то располагалась гробница царя Агамемнона. Но речь пойдет не об этом, в Микенах находились одни из завораживающих ворот древности - Львиные ворота.

Львиные ворота в Микенах: история и описание

Греческие города обычно располагались на холмах, именно от этого и пошло их название «акрополь», что в переводе обозначает «верхний город». Города окружались сильной крепостной стеной. Микены защищала 900-метровая стена с толщиной 6-10 метров. Стена сложена из грубых монолитов весом порядка 5 тонн, которые держатся исключительно за счет своего веса - так называемая циклопическая кладка.

План Микен

Главный вход, микенские Львиные ворота, поражал всех видевших его, заставлял уверовать в несокрушимость государства. Ворота исполнены по современным меркам просто - четыре сложенных монолита из известняка украшает рельеф с изображением львиц и колонны.

Постройку ворот в Микенах приписывают XIII веку до нашей эры. Подобное сооружение портального типа является характерным для этого периода времени. Два каменных блока держат балку. Все, что находится над балкой, расположено со скосом для передачи нагрузки на боковые стены. Таким образом возникает пустое пространство в виде треугольника, которое здесь и заполнено львиной пластиной.

Сюжет рельефа также схож с критской культурой. Львицы упираются лапами на подножие алтаря, на котором установлена колонна с капителью-валиком. Подобные колонны можно встретить в Кносском дворце . Сам смысл барельефа неизвестен. Это может быть символ божества, дома или же могущества царей. Есть версия, что это просто герб правящей во времена постройки династии. Эта загадка делает эти Львиные ворота в Греции еще более значимым памятником древности.