Люди с ограниченными возможностями статистика. Как живут дети-инвалиды в россии

30. Показатели инвалидности

При наличии показаний к направлению больного на медико-социальную экспертизу (МСЭ) ЛПУ оформляют «Направление на МСЭ» (ф.088/у). В бюро мСэ заполняются следующие документы: «Акт освидетельствования в МСЭ», «Книга протоколов заседаний МСЭ», «Статистический талон к акту освидетельствования в МСЭ», ежегодно составляется отчет по ф. 7.

Подробную статистическую информацию о составе лиц, впервые вышедших и находящихся на инвалидности, о характере заболеваний и причинах инвалидности можно получить при предъявлении «Акта освидетельствования в МСЭ» или «Статистического талона к акту».

Для анализа вычисляют показатели:

1) по группам инвалидности;

2) по причинам инвалидности;

3) видам заболеваний и др.

Анализ динамики инвалидности по группам позволяет выделить положительный, отрицательный, стабильный и переменный типы динамики по тенденции показателей, характеризующих увеличение или уменьшение групп.

Первичная инвалидность:

х

Структура первичной инвалидности (по заболеваниям, полу, возрасту и пр.):

число лиц, впервые признанных инвалидами в течение года по данному заболеванию х 1000 / общее число лиц, впервые признанных инвалидами в течение года.

Частота первичной инвалидности по группам инвалидности:

х 1000 / общая численность населения.

Структура первичной инвалидности по группам инвалидности:

число лиц, признанных инвалидами I группы (II группы, III группы) х 100 / общее число лиц, впервые признанных инвалидами в течение года.

Общая инвалидность (контингенты инвалидов): общее число инвалидов (число лиц, получающих пенсии по инвалидности, т. е. впервые и ранее признанных инвалидами) х 1000 / общая численность населения.

Изменение группы инвалидности при освидетельствовании:

число лиц, которым при освидетельствовании изменили группу инвалидности х 100 / число инвалидов, прошедших переосвидетельствование за год.

Удельный вес инвалидов, впервые вышедших на инвалидность среди всех инвалидов:

число лиц, впервые признанных инвалидами в течение года х 100 / общее число инвалидов.

Удельный вес инвалидов с детства среди всех инвалидов:

число лиц, впервые признанных инвалидами с дет-ствах в течение года х 100 / общее число инвалидов.

Из книги Медицинская статистика автора Ольга Ивановна Жидкова

12. Основные показатели смертности Общий показатель смертности:общее число умерших за год х 1000 / среднегодовая численность населения.Однако общий показатель смертности мало пригоден для каких-либо сравнений, так как его величина в значительной мере зависит от

Из книги Поликлиническая педиатрия автора М. В. Дроздова

31. Показатели реабилитации Оценка мероприятий по реабилитации проводится на основании трех групп показателей:1) медицинской и профессиональной реабилитации инвалидов;2) стабильности групп инвалидности при повторном освидетельствовании;3) утяжелении групп

Из книги Поликлиническая педиатрия: конспект лекций автора Конспекты, шпаргалки, учебники «ЭКСМО»

44. Статистические показатели заболеваемости, трудопотерь. Показатели госпитализации Статистические показатели заболеваемости Общая частота (уровень) первичной заболеваемости (%0):число всех первичных обращений ч1000 / средняя годовая численность прикрепленного

Из книги Общая гигиена: конспект лекций автора Юрий Юрьевич Елисеев

32. Установление инвалидности детям при заболеваниях органов пищеварения. Гастрит Существуют следующие сроки инвалидности:1) на срок от 6 месяцев до 2 лет – при осложненном течении язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки;2) на срок от 2 до 5 лет – при

Из книги Всё, что нужно знать о своих анализах. Самостоятельная диагностика и контроль за состоянием здоровья автора Ирина Станиславовна Пигулевская

8. Установление инвалидности детям при заболеваниях органов пищеварения Существуют следующие сроки инвалидности:1) на срок от 6 месяцев до 2 лет – при осложненном течении язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки;2) на срок от 2 до 5 лет – при заболеваниях,

Из книги О чем говорят анализы. Секреты медицинских показателей – для пациентов автора Евгений Александрович Гринь

Показатели физического развития Для полного представления о состоянии здоровья подрастающего поколения, кроме заболеваемости, демографических данных, необходимо еще изучение ведущего критерия здоровья детского организма – физического развития.Термин «физическое

Из книги Не кашляй! Советы опытного педиатра автора Тамара Владимировна Парийская

Нормальные показатели крови Новорожденные. 1 день. Гемоглобин 180–240 г/л. Эритроциты 4,3–7,6 ? 1012/л. Цветовой показатель 0,85–1,15. Ретикулоциты 3–51 %. Тромбоциты 180–490 ? 109/л. СОЭ 2–4 мм/ч. Лейкоциты 8,5–24,5 ? 109/л. Формула крови: палочкоядерные нейтрофилы 1–17 %, сегментоядерные

Из книги Учимся понимать свои анализы автора Елена В. Погосян

5.2. Показатели жирового обмена Что же это за показатели и что они отражают?! И что вообще собой представляют липиды?! Все просто! Показатели липидного состава крови помогают выявить любые расстройства жирового обмена.Что касается липидов, то это группа низкомолекулярных

Из книги Диетология: Руководство автора Коллектив авторов

КАК ОЦЕНИВАЮТСЯ ПОКАЗАТЕЛИ ПИКФЛОУМЕТРИИ При ведении графика используется система зеленой, желтой и красной зоны по аналогии со светофором. Нормальные границы пиковой скорости выдоха (ПСВ) зависят от роста ребенка, поэтому не реже одного раза в шесть месяцев нужно

Из книги Анализы и диагнозы. Это как же понимать? автора Андрей Леонидович Звонков

Показатели белкового обмена Как уже говорилось выше, кровь состоит из жидкой компоненты и клеток, или форменных элементов. Кровь, набранная в сухую пробирку, через несколько минут разделится на сгусток темно-красного цвета и светло-желтую жидкость над сгустком. Это и

Из книги Симфония для позвоночника. Профилактика и лечение заболеваний позвоночника и суставов автора Ирина Анатольевна Котешева

Показатели углеводного обмена Глюкоза - основной представитель углеводов. Она является важнейшим энергетическим материалом и обеспечивает протекание в организме многих метаболических процессов. Уровень глюкозы в крови контролируется как нейроэндокринной

Из книги Гипертонии – нет! Снижение давления без лекарств автора Николай Григорьевич Месник

Иммунологические показатели Иммунодефицит является неотъемлемой частью белково-энергетической недостаточности. Повреждение иммунной функции происходит уже на ранних этапах нарушения питания организма: снижается общее число Т-клеток, их дифференциация, функция

Из книги Биоритмы, или Как стать здоровым автора Валерий Анатольевич Доскин

Показатели медицинской нормы Несколько слов скажу о простой диагностике. Это нужно не для того, чтобы ставить диагнозы, как доктор. А для того, чтобы представлять, когда с человеком все нормально, а когда что-то не так.Не бойтесь: вам не придется зазубривать множество

Из книги автора

Показатели лабораторных исследований ПОКАЗАТЕЛИ ИССЛЕДОВАНИЯ СИНОВИАЛЬНОЙ ЖИДКОСТИ В НОРМЕ И ПРИ ЗАБОЛЕВАНИЯХ СУСТАВОВ ПОКАЗАТЕЛИ КРОВИ У ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА ПОКАЗАТЕЛИ МОЧИ У ЗДОРОВОГО ЧЕЛОВЕКА ОПТИМИЗМА И

Из книги автора

Антропометрические показатели К антропометрическим показателям относятся уровень физического развития, мышечная сила, масса тела, координация движений.Показатели веса тела являются одним из признаков тренированности.Для определения веса тела используют различные

Из книги автора

Показатели биологических ритмов Амплитуда суточных ритмов различных функций стала для исследователей и врачей показателем благополучия в организме или индикатором неблагоприятных влияний.Помимо амплитуды, биологический ритм характеризуется и другими показателями.


По данным ООН, каждый десятый человек на планете имеет инвалидность. По официальной статистике, в России сейчас 9 млн инвалидов. По оценке Агентства социальной информации, их не менее 15 млн. Среди нынешних инвалидов очень много молодых людей и детей.
В узком смысле, с точки зрения статистики, инвалидом является человек, имеющий непросроченное свидетельство об инвалидности, выданное в Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) или в лечебных учреждениях силовых ведомств. Подавляющее большинство таких людей состоят на учете в органах социальной защиты или в аналогичных структурах силовых ведомств как получатели различного рода пенсий, в том числе пенсий не по инвалидности, а по другим основаниям (чаще-всего по старости).
В широком смысле в контингент инвалидов входят также лица, подпадающие под установленное законом, определение инвалидности, но в силу разных обстоятельств не обратившиеся в БМСЭ. Какие же это обстоятельства? Их можно разделить на два класса. Первый связан с развитием здравоохранения и медицины, в частности диагностикой заболеваний и ее доступностью (например, несвоевременное выявление злокачественных новообразований). Второй - с мотивами человека в получении статуса инвалида. В настоящее время эта мотивация выше, чем в прошлом, когда ограничения для трудовой деятельности инвалидов были весьма существенны, а статус инвалида не позволял работать.

Среди инвалидов можно выделить три группы: а) пенсионеры, получающие пенсию по возрасту; б) инвалиды, получающие пенсию по инвалидности; в) работающие лица трудоспособного возраста, не являющиеся получателями пенсий и пособий. .
Самым уязвимым звеном российской статистики остается тот факт, что она фиксирует численность инвалидов как получателей социальных льгот, а не как лиц, имеющих физические недостатки. С 1990 года наблюдается рост численности инвалидов, который достиг пиковых значений в 1995-1996 годах. Рост числа инвалидов спровоцирован скорее не объективными (демографическими) причинами, а социально-экономическими факторами: а именно - резким падением реальных доходов на душу населения и сокращением возможностей занятости.
Трудности анализа проблемы инвалидности и реализации социальной политики в отношении инвалидов связаны с тем, что инвалидность попадает под наблюдение только при ее юридическом оформлении. В России статистика инвалидности основана на подсчете выплачиваемых пенсий по инвалидности, а единая надведомственная система регистрации и учета инвалидности отсутствует.
Рост инвалидности, с которым мы сегодня сталкиваемся, можно назвать ростом «накопленной» инвалидности. О чем идет речь? В течение длительного времени инвалидность не было столь необходимо оформлять, в то время как показатели заболеваемости и травматизма всегда оставались довольно высокими. Снижение шансов трудоустройства, ненадежность случайных заработков не могут не подталкивать граждан, имеющих основания для получения инвалидности, регистрировать инвалидность. Чтобы выжить в таких условиях, они прибегают к аккумуляции всех доступных источников доходов, в том числе системы социального обеспечения.

N
Динамика роста инвалидности в России характеризуется следующими показателями: по возрастной структуре преобладают инвалиды в пенсионных возрастах; по нозологии - наиболее часто инвалидность сопряжена с болезнями системы кровообращения; по тяжести - преобладают инвалиды второй группы.
Кроме того, если в 1980-х годах сдерживающим фактором для оформления инвалидности были ограничения на работу для инвалидов 2-й и 1-й групп, то снятие этих ограничений не только стало прогрессивным шагом в отношении признания инвалида как члена общества, но и повлекло за собой увеличение численности зарегистрированных инвалидов. Поэтому сегодня проблема роста инвалидности - это во многом шанс для беднейших слоев населения, и прежде всего пенсионеров, безработных, поддержать свой уровень жизни. Среди впервые зарегистрированных инвалидов в 1990-е годы примерно половина - это лица пенсионного возраста.
Еще одна причина резкого увеличения в 1995 году численности инвалидов - это результат вступившего в действие Федерального закона от 12 января 1995 года, согласно которому участники войны, инвалиды вследствие общего заболевания получили право на получение двух пенсий - по возрасту и по инвалидности. Всплеск первичной инвалидности сопровождался изменением ее возрастной структуры за счет притока лиц пенсионного возраста и длился ровно год, после чего все возвратилось к прежнему виду. Важным фактором можно признать и возможность получать повышенную пенсию и доплаты к пенсии для ветеранов Великой Отечественной войны. Таким образом, рост инвалидности определялся несколькими факторами:
во-первых, теми, которые непосредственно связаны с развитием социальной политики в отношении инвалидов. На это указывает введение инвалидности, причиненной радиацией, и признание необходимости расширения возможностей социальной защиты для инвалидов с детства;

во-вторых, социальными и экономическими трансформациями в России и в бывшем СССР, включая рост инфляции, увеличение безработицы и падение уровня жизни;
в-третьих, развитием системы поддержки малообеспеченных (в основном преклонного возраста), использующей в качестве ограничителя критерий инвалидности. На это может указывать развитие системы льгот в последние годы;
в-четвертых, реальным ростом заболеваемости и инвалидности в результате травм, ранений, отравлений и других причин, характерных для социальной ситуации 1990-х годов, в частности последствий боевых действий.
Особо следует рассмотреть статистику детской инвалидности. Здоровье детей в России катастрофически ухудшается. Какие же серьезные заболевания преобладают в этой статистике, и сколько детей имеют статус инвалида?
По оперативным данным Минздрава РФ, общая заболеваемость детей до 14 лет с 1996 по 2000 год выросла на 14,5%. Количество страдающих болезнями костно-мышечной системы увеличилось на 53,6%, эндокринной системы - на 45,6%, детей с врожденными аномалиями

  • на 41,8%. У подростков 15-17 лет общая заболеваемость увеличилась за тот же период на 27,9%. Естественно, это ведет к тому, что число деіей-инвалидов в стране неуклонно растет. Если в 1996 году на 70 детей в возрасте до 15 лет приходился один ребенок-инвалид, то в 2000 году это уже один из 50 детей. Среди причин инвалидности на первом месте - заболевания нервной системы, на втором - психические расстройства, на третьем - врожденные аномалии1.
" См.: Шкаровская В. Сколько у нас детей-инвалидов //Аргументы и факты. № 9 (1114). 27 февраля 2002,

Федеральная служба государственной статистики

По данным Федеральной службы государственной статистики количество инвалидов в РФ на начало 2015 г. - 12.924.000 чел., из них взрослых инвалидов 3 гр. – 4.492.000 чел., 2 гр. – 6.472.000 чел., 1 гр. – 1.355.000 тыс. чел.

По данным министерства труда и социальной защиты РФ численность инвалидов колясочников в России составляет 320 тыс. чел (1 группа). Часть из них используют для своего передвижения трость или костыли (на колясках приезжают только на МСЭ).
Количество детей-инвалидов в возрасте до 18 лет – 605 тыс. чел. Судя по динамике – этот показатель с каждым годом увеличивается.

На 2015 г. В РФ насчитывается 133 специализированных учреждений для детей-инвалидов, где проживает на постоянной основе 21.000 человек. Так же в России присутствуют интернаты для взрослых инвалидов. Их численность составляет 1.354 шт. с 248тыс. проживающими (часть которых - инвалиды колясочники).

В нашей стране отсутствует единая база учета людей с ДЦП, его последствиями. Оценить возможные масштабы реального количества инвалидов с такой категорией сложно, но по данным Департамента социальной защиты населения г. Москвы на 2010 г., количество детей с ДЦП насчитывалось около 4500 человек, взрослых 1700 человек. Также 1350 детей, 20650 взрослых на тот же период, имели врожденную патологию опорно-двигательного аппарата, но специалисты МСЭ не увидели в ней признаков ДЦП. В итоге у 28200 человек в г. Москве присутствуют ярко выраженные физиологические недостатки. По нашим предположениям эта цифра станет больше, если сюда добавить людей с дефектом речи (например заиканием), спастикой и другими проявлениями, препятствующими коммуникации с внешним миром.

«Ливада Центр» установил, что на начала 2015 г. 73% родителей согласны, чтобы их ребенок учился в классе с инвалидом, 17% не согласны, 10% затруднились с ответом. То есть треть школьного сообщества (одноклассники), так или иначе оказывает давление на ребенка-инвалида, а часть из 17% потенциально могут нанести ему телесный и моральный вред.

В средних государственных и муниципальных учреждениях в России по данным ФСГС на 2015 г. обучается 12.369 инвалидов. В высших учебных заведениях учатся 16.768 людей с инвалидностью. По негосударственным учебным заведениям статистика не приведена. Большинство инвалидов получают высшее или среднее образование на общих основаниях, так как это упрощает их прием в учебное заведение, но таким образом по ним не ведется статистика (в основном это граждане с 3 и 2 гр. инвалидности).

Как мы видим, из-за стереотипов в обществе страдают миллионы людей, которые смогли бы стать ведущими сотрудниками в важных для экономики отраслях, поскольку по данным «Росстата», 51,8% инвалидов от 15 лет и старше отметили, что они, по возможностям, могут наравне со всеми вести активный образ жизни. Потенциал таких людей зашкаливает и пока никем не задействован.

Подготовил Чеботарев Назим для Social Impact Award.

Начало 2018 года отмечено тем, что вступили в силу некоторые федеральные законы, а в некоторых случаях их подразделы, а также акты или технические регламенты, касающиеся российских инвалидов. Государственные структуры постоянно стремятся улучшить условия жизни для этой категории граждан. Сколько инвалидов в России и какое их соотношение к общему количеству населения, рассмотрим в этой статье.

Данные по России

В Российской Федерации с течением лет общее количество инвалидов (может и незначительно, если рассматривать годичные временные отрезки) постоянно сокращается. Так, отсчитывая с 2011 года, оно снизилось на один миллион человек. В настоящее время количество мужчин, имеющих группу, превышает 5 миллионов, а женщин – 6,9, детей с какими-либо физическими ограничениями насчитывается 636 тыс.

У большинства российских инвалидов имеется вторая группа. На 2018 год людей с третьей группой инвалидности насчитано 4,394 млн человек. Следует отметить, что их количество (в отличие от инвалидов второй и первой группы) последнее время увеличивается. За предыдущие пять лет их стало больше на 7,3%. Количество инвалидов 1 группы в наши дни составляет 1,309 млн человек. При этом данное число с каждым годом понемногу снижается. В течение последних пяти лет их количество сократилась на 2%.

Самая большая в численном выражении вторая группа. Она составляет 5,92 млн человек. При этом количество инвалидов, которое приходится на 1000 человек, взятых из всего населения, постоянно снижается. Если в 2011 году их число составляло 92,5, то через шесть лет (в 2017) оно уже стало 83,5.

Из общего количества детей, имеющих группу инвалидности, в школьном возрасте зарегистрировано 176 тыс. При этом в 2017–2018 учебном году в институты и университеты было зачислено около семи тысяч абитуриентов, имеющих физические отклонения.

Многие из них имеют инвалидность с детства. Осваивать азы профессионального образования в этот же период поступило более восьми тысяч таких юношей и девушек в возрасте около 15 лет. Раньше эти показатели были значительно ниже.

Десять лет назад в высшие учебные заведения поступило на тысячу человек меньше, а количество, которое стремилось получить в тот учебный год специальное образование, было ниже на три тысячи.

В 2018 году численность работающих инвалидов – более 1,1 млн человек

Это составляет около 32% от общего количества людей, имеющих группу и относящихся к трудоспособному возрасту. Остальные или не могут найти работу из-за своей болезни, или даже не ищут её из-за того, что не верят в возможность устроиться на определённое место. Однако в 2017 году многие регионы приступили к реализации программ по сопровождению молодых людей с инвалидностью при трудоустройстве. Результаты этих нововведений будут видны через несколько лет.

Количество инвалидов-колясочников, которые проживают в РФ, превышает 320 тыс. В большинстве они имеют первую группу. Некоторые из них чаще ходят с помощью костылей или трости. Коляски они используют лишь в случае передвижений на длительные расстояния или приезжают на них на МСЭ.

Дети-инвалиды

В последние годы всё больше инвалидов в раннем возрасте встречается на улицах. Это связано с тем, что раньше в России большинство родителей отдавали детей в интернаты. Сейчас мамы и папы всё чаще сами ухаживают за своим ребёнком.


Малыши всё чаще живут и воспитываются в полноценной семье

Детская инвалидность растёт довольно большими темпами. В начале 2017 года количество таких инвалидов в России составляло около 625 тыс., а уже в 2018 году эта цифра возросла на 26 тыс. человек.

Ещё девять лет назад их число было 495 тыс. Чаще всего в этом возрасте встречается ментальная инвалидность.

К ней относятся дети с нарушениями в психическом развитии (аутисты, шизофреники, эпилептики и другие).

По словам министра труда, а также соцзащиты Топилина Максима численность детей-инвалидов увеличивается в связи с более высокой рождаемостью по сравнению с предыдущими годами.

То есть инвалидизация не растёт, а сохраняется на том же уровне, процент рождающихся малышей с какими-либо отклонениями не растёт. Следует также учитывать, что современная медицина способна сейчас спасать и сильно недоношенных новорождённых.

В стране не существует общей базы по учёту детей с ДЦП. Поэтому оценить их количество довольно сложно. Однако имеются некоторые данные ещё с 2010 года по Москве, согласно которым их численность составляет около четырёх с половиной тысяч детей (данные только по городу).

В последние годы в России приспособлено множество школ для нужд инвалидов. Однако не все родители соглашаются с учёбой своего здорового ребёнка в одном классе или даже во всём учреждении с инвалидом. В 2015 году проводился опрос. По его результатам около 17 процентов родителей не согласны с обучением их чада совместно с ребёнком-инвалидом. Приблизительно одна десятая часть взрослых не смогли однозначно ответить на этот вопрос.

Пенсионеры – ветераны и инвалиды войны

За весь период Великой Отечественной с фронта было демобилизовано свыше 2,576 млн инвалидов. Их количество постоянно снижается. По последним данным на 2018 год в России проживает более 16 тысяч таких граждан. Также насчитывается около 80 тысяч участников ВОВ и людей, работавших в то время в противовоздушной обороне. На 2017 год размер общего материального обеспечения участников войны с наличием инвалидности вместе с пенсией, дополнительными и ежемесячными выплатами составлял более 40 тыс. рублей.

Участники войны, получившие инвалидность, имеют право на получение двух пенсий – страховой (по возрасту) и государственной (вследствие инвалидности). Такие права имеют и вдовы погибших на войне солдат и граждане, получившие награду «Житель блокадного Ленинграда».

На 2017 год насчитано более двух миллионов двухсот тысяч инвалидов пенсионного возраста. Их количество до 2015 года было значительно меньше. Численность пенсионеров-инвалидов возросла, в том числе и в связи с присоединением Крыма к Российской Федерации.

Данные по регионах

Статистика роста и падения количества маломобильных людей по регионам сведена в таблицу.

Год Количество инвалидов в различных округах РФ
Центральный. Дальневосточный. Северо-западный. Южный.
1998 3 041 000 266 000 1 156 000 1 002 000
2003 3 405 000 366 000 1 350 000 1 026 000
2007 4 011 000 429 000 1 555 000 1 127 000
2012 3 927 000 439 000 1 566 000 1 132 000
2017 3 531 000 390 000 1 369 000 1 273 000

В Северо-Кавказском федеральном округе на 1998 год количество инвалидов составляло менее 400 человек, однако в 2017 году их число выросло до одного миллиона.

Многие эксперты считают, что снижение количества инвалидов стало всего лишь результатом внедрения обновлённых критериев по признанию больного человека инвалидом. Имеются утверждения, что это было направленно на экономию расходов в социальной сфере. Однако отрицать многие действия государства, помогающие реабилитации данной группы в общественной жизни, эти эксперты не в силах. Общее же количество инвалидов снижается даже после принятия новых критериев.

Дети-инвалиды — одна из самых уязвимых социальных категорий, за формальными отчетами, цифрами не просто чьи-то жизни, а едва начавшиеся жизни, порой проводимые в страданиях.

Как живут дети-инвалиды в России. Какова их жизнь, не голодают ли они?! Насколько отличается жизнь детей-инвалидов от обычных детей?! Об этом мы сегодня и поговорим.

Благо, что дети не воспринимают мир не так, как взрослые, и «клеймо» — инвалид (что в прямом смысле означает «непригодный») — для них звучит не столь оскорбительно, как для первых.

Малыши, родившиеся с патологией или те, кто имеют проблемы со здоровьем с раннего детства — часто спокойнее относятся к своим недугам и особому положению чем те, кто тяжело заболел во взрослом возрасте.

Психологи комментируют такое положение дел тем, что взрослые, чья судьба неожиданно перешла в более ограниченное русло, знали нормальную, продуктивную жизнь (и это нередко более болезненно, чем когда и не знаешь, что такое жить,» как все люди»), а детям, изначально оказавшимся в особых условиях, и сравнивать не с чем, они привыкают быть «другими» априори.

Но все не совсем так… Инвалидность, особенно по тяжелым и неизлечимых диагнозам — это всегда беда, хоть в детстве она случается, хоть во взрослой жизни. Давайте поговорим о проблемах детей-инвалидов и их родителей подробнее.

Сколько детей-инвалидов на данный момент в России?

Немного статистики.

«По данным Минздрава, в России на 2014 год детей-инвалидов — 540 тыс. 837. Это плюс 3,7% к 2013 году и плюс 9,2% к 2010 году».

В целом количество инвалидов (например, по сравнению с 2005-2007 годами) в России снизилось… но численность детей инвалидов возросла.

По данным ООН около 10-16% населения всего мира имеют инвалидность (в официальной форме, или неофициальной, то есть, имеют тяжелые проблемы со здоровьем).

«Согласно официальной статистике, в России проживает около 10 млн. инвалидов, а по оценке Агентства социальной информации – не менее 15 млн., из которых женщины составляют не менее 50%».

В России по официальным данным — около 27 млн детей (143 млн человек население в целом), как раз 10-16 % и есть те самые 10-15 млн инвалидов, детей-инвалидов, если следовать той же логике, — 2,5-3 млн . Официальная статистика, как гласят мнения компетентных экспертов, сильно занижена, да и достаточно много родителей не оформляют ребенку инвалидность, несмотря на тяжелый недуг.

В общем, официальные цифры говорят, что детей-инвалидов в России примерно 541 тысяча, а неофициальные, что их в разы больше.

Около 12% детей-инвалидов находятся в специализированных учреждениях-интернатах.

О том как живут дети-инвалиды в интернатах в передаче НТВ «Кто обрекает детей инвалидов на мучительную жизнь»

Неврологические нарушения самая распространеннвя причина детской инвалидности: «В настоящее время в среднем по России первое ранговое место среди причин детской инвалидности принадлежит болезням нервной системы (41,9%). На втором и третьем местах находятся психические расстройства и врожденные аномалии (33,7% и 17,8% соответственно), на четвертом месте соматические заболевания (сахарный диабет, бронхиальная астма и др.), составив 6.5%».

Детей-инвалидов по психическому профилю становится все больше, так, по сравнению с 1990 гг. сегодня их на 40-50% больше.

Медики называют самыми негативно влияющими на формирование дефектов у ребенка факторами — слишком юный или «пожилой» возраст матери, вредные привычки родителей, работу на опасном производстве, жизнь в экологически неблагополучном районе, отягощенная наследственность и т.д.

Однако возраст, который у нас для матерей считается уже «пожилым» (35 лет) — например, в некоторых Европейских странах время для рождения первого ребенка. Далеко не в возрасте дело, хотя и в нем тоже… С годами аномальных клеток в организме становится все больше и шансы родить здорового ребенка уменьшаются, но все это усугубляется на фоне плохой экологии и изобилия генно-модифицированных, пропитанных нитратами, нитритами продуктами. И у абсолютно здоровых молодых родителей рождаются дети-инвалиды с тяжелыми пороками развития.

А теперь от цифр давайте перейдем к жизни…

Жизнь родителей ребенка-инвалида:

Как бы это грубо не звучало, ведь у каждого родителя его чадо самое дорогое и даже обычная для кого-то болезнь для них катастрофа, но инвалидность инвалидности рознь . Есть те, у кого диабет, иногда незаметный внешне парез лицевого нерва, соматические заболевания, и есть более «тяжелые» дети: те, у кого онкология, ДЦП, аутизм в осложненных формах, отсутствие конечностей и т.д.

О жизни детей-инвалидов и их родителей в передаче «Принцип действия (жизнь детей инвалидов в России)»

По опыту личного общения с родителями разных категорий детей-инвалидов могу сказать грустную и для кого-то нелицеприятную правду: те, у кого дети «тяжелее» — часто добрее и умнее тех, кто «добился» инвалидности ребенку вопреки, при нетяжелом диагнозе. Последние нередко делают из ребенка идола, страдают проблемами, которых нет… Конечно же, не все такие, иногда, если ребенку необходимы лекарства, помощь — льготы будут весомым пособием.

Ребенку-инвалиду, особенно тяжелому, в идеале посвящается вся жизнь . В семьях, где есть такой ребенок, всегда начинаются проблемы, и тут либо родители объединяются ради цели, либо вся ноша сваливается на одного из них, чаще всего на матерей… Около 50%, по некоторым данным — 70-80% отцов оставляют семьи, где есть ребенок-инвалид. А что такое тянуть такого ребенка в одиночку — сложно представить тому, кто не сталкивался с подобными проблемами.

Поскольку мать, если она обладает хорошо развитым материнским инстинктом и искренне любит ребенка, уходит в заботу о своем чаде, возможно, испытывая вину за болезнь ребенка, пытается как-то реабилитировать его, она забывает про себя.

Мужчины же материнским инстинктом не обладают, и они часто воспринимают ситуацию как то, что женщина себя запустила и стала «наседкой». Да и больные дети нелицеприятное зрелище для всех, только у матери есть резервы, а для мужчин нездоровое потомство, кроме всего прочего, удар по самолюбию.

Матерям нужно стать успевающими и могущими все, но у очень многих на это не хватает сил… Например, у матерей детей с тяжелым аутизмом, умственной отсталостью высок риск развития психических расстройств, нервных срывов. Матери, боровшиеся с онкологией своих детей, но неудачно… похоронившие детей — иногда вообще не могут вернуться к нормальной жизни.

Но есть те, кто живут вопреки и становятся сильнее именно благодаря сложностям, есть женщины, которые оказавшись в такой трудной ситуации — оценили свою жизнь и жизнь своего ребенка.

Если «особенность» ребенка видна внешне или он неадекватен в поведении — это почти всегда косые взгляды со стороны. К сожалению, наше общество пока не знакомо с инклюзией и не особо стремится к терпимости в отношении к «не таким как все». Если были друзья — их становится меньше, либо они вообще исчезают. Что мать, что ребенок, при отсутствии характера, прочных связей с внешним миром, не имеющие активных родственников, могут быть обречены на недобровольную изоляцию.

Тем, кто оказался с ребенком-инвалидом в крайне тупиковой ситуации приходят мысли о том, чтобы сдать ребенка в специализированное учреждение. Кто-то решается на это. Когда-то даже я, находясь в уютном положении, осуждала таких, но, увидев все с изнанки — поняла, что никто не имеет права осуждать…

Самое удивительное, когда однажды я познакомилась с двумя женщинами, у которых были очень тяжелые дети, имеющие ДЦП — они на чьи-то фразы о том, что проще сдать детей в интернат возмущенно заявили, что это сродни убийству, что нельзя свою «кровиночку» так кинуть. Я была поражена их отношению к жизни и великим, могучим материнским инстинктом, проявлявшимся в них в такой яркости. Наверное, это есть образ настоящей матери, отдающей всю себя за жизнь ребенка, каким бы он не был…

Сказать, что воспитывать детей-инвалидов сложно — ничего не сказать. Конечно, многое зависит и от тяжести положения семьи или матери, но порой, чтобы поднять такого ребенка нужно действительно пожертвовать собственной жизнью.

На форумах, в Интернет-сообществах, и среди коллектива подобных мамочек есть много позитивных историй о том, как справляются родители «тяжелых» ребятишек. И, конечно, лучше вместо переживания за судьбинушку и депрессий что-то менять и способствовать исправлению ситуации, реабилитировать ребенка, это, как правило, самый удачный рецепт от хвори и тоски.

Есть другой момент, который не все жалеющие родителей детей-инвалидов учтут. Довольно много из мам и пап таких детей пассивно сдаются , то есть, ребенок живет с ними, но они все «тянут», терпят, а не борются. Опускают руки, впадают в апатию, ребенком не занимаются или, что еще хуже, даже не понимают тяжести положения, собираются рожать еще пятерых, когда уже рожденного надо бы поднимать.

В больнице мне несколько раз встречались люди, оформляющие инвалидность своим детям по психическому профилю (умственная отсталость) с целью получения пенсии. Например, 35-летняя женщина, имеющая шесть детей (трое инвалиды по умственной отсталости) — прекрасно живет на хорошую для нее сумму от детских пособий в деревенских условиях, видно, что выпивает.

Но главное — дети-то у нее нормальные, она ими просто не занималась, запустила, одеты плохо.. И ничего нельзя сделать: не конченная пьяница, периодически трезвая, о здоровье детей заботится тем, что вовремя оформляет инвалидность, опека либо отнимает детей, и как правило, когда уже дошло до критической точки, либо вообще не обращает внимания.

И на самом деле таких людей, ситуаций достаточно.

Помощь государства детям-инвалидам и их родителям

Пенсия на ребенка-инвалида на данный момент составляет — 12-13 тысяч рублей. В зависимости от диагноза — могут быть дополнительные выплаты на ортопедическую обувь, одежду, коляски. Предусмотрены льготы (есть льготный пакет — около 1000 рублей, от которого при желании можно отказаться, и сумма войдет в пенсию) на проезд на транспорте, на лекарства.

В разных российских регионах свои условия предоставления льгот нуждающимся категориям, где-то могут выделять земельный участок под строительство, где-то — дают хорошую скидку при покупке квартиры.

Есть множество фондов, обществ, государственных специализированных детских центров, которые бесплатно работают с детьми-инвалидами и их родителями. Есть даже фонды, работающие с детьми, имеющими определенный диагноз.

Главное, было бы желание контактировать и реабилитировать ребенка — связаться и найти нужных людей всегда можно. Волонтеры могут приходить на дом, как заниматься, так и просто сидеть, возможно посещение мероприятий, концертов, театров, различных занятий, участие в конкурсах, поездки в лагеря, санатории.

Кроме того — есть помощь, занятия от соцзащиты.

Согласно законодательству РФ — принять ребенка обязаны в любое образовательное учреждение, как школу, так и детсад, однако там не всегда есть условия для обучения. Наша страна еще только идет маленькими шагами к решению вопроса с инклюзивным образованием. Много детей-инвалидов, особенно имеющих умственные нарушения, обучаются на дому.

На данный момент общение ребенка с явно выраженными физическими или психическими дефектами в коллективе, где обычные дети, может быть затруднено, особенно если все подростки. У нас не то, что дети, у нас взрослые люди не привыкли к инвалидам, чего же ждать от маленьких представителей общества… Правда, по личным, а не чужим наблюдениям — есть очень много добрых ребятишек среди современной молодежи, лояльно, дружелюбно относящихся к «не таким как все».

Шансы на выздоровления у детей с разными диагнозами

Прогнозы насчет того, станет ли ребенок нормальным — волнуют всех родителей детей-инвалидов. Неизлечимы тяжелые формы онкологии в последней стадии, к сожалению… Если болезнь обнаружена, что называется, вовремя и начата соответствующая (как правило дорогостоящая) терапия — очень большой процент благополучного исхода.

«Каждый год в России становится больше на 5000 онкобольных детей . Онкологические заболевания в России выявляются у 12 детей из 1000.

За последние 15 лет число больных онкологическими заболеваниями в возрасте от 0 до 18 лет в России выросло на 20% и постепенно увеличивается. Такая тенденция наблюдается во всем мире. Это связано не только с ростом числа заболевших, но и с улучшением диагностики, в том числе и на ранних стадиях».

Детям с диагнозом ДЦП нужна постоянная реабилитация , вне зависимости от степени болезни, если даже при легкой форме запустить ребенка — все усугубится, есть случаи, когда матери «вытаскивали» практически полностью парализованных детей.

Одному Богу известно, что будет дальше, но часто гораздо больше денег значат усилия. И даже те, кто не имеет возможности возить ребенка за границу — могут гораздо больше сделать для него в стране, при вере в исцелении и соответствующих действиях.

Нет случаев выздоровления от аутизма . Аутизм — загадочная болезнь современности, от нее нет пилюль. Возможна частичная реабилитация в зависимости от степени тяжести заболевания и усилий родителей. Ребенок может освоить элементарные навыки общения, социализироваться, при постоянных занятиях — начать говорить или реагировать на просьбы, сигналы. Но в целом — аутизм не излечим.

Любой несмертельный диагноз не приговор, только, в зависимости от тяжести болезни, нужны усилия для реабилитации ребенка-инвалида.

«Легкие» инвалиды нередко имеют такую склонность в жизни, сформированную их же родителями — как иждивенство. Они привыкли, что к ним относились как к хрустальной вазе, сдувая пылинки, не учили многим банальным вещам, жалея и все делая за них. В итоге — они вырастают совершенно неадаптированными к условиям окружающей среды, несамостоятельными. Кроме того, что ребенок инвалид, он еще и обычный ребенок, со всеми особенностями и проявлениями характера, а родители часто забывают об этом.

Сегодня общество старается уйти от таких кричащих слов, как «Инвалид», однако в обиходе да и в официальной речи многие все еще употребляют его:

«Слово «инвалид» (буквально означающее «непригодный») в настоящее время все чаще заменяется на «человек с ограниченными возможностями». Тем не менее, этот устоявшийся термин часто употребляется в прессе и публикациях, а также в нормативных и законодательных актах, в том числе в официальных материалах ООН.

Общественные организации инвалидов считают, что важно использовать корректную по отношению к инвалидам терминологию: «человек с задержкой в развитии» (а не «слабоумный», «умственно неполноценный»), «перенёсший полиомиелит» (а не «жертва полиомиелита»), «использующий инвалидную коляску» (а не «прикованный к инвалидной коляске»), «имеет ДЦП» (а не «страдает ДЦП»), «глухой», «слабослышащий» (а не «глухонемой»). Эти термины более корректны, так как ослабляют деление на «здоровых» и «больных» и не вызывают жалости или негативных эмоций».

Детей-инвалидов в России становится все больше, дети — отражение ситуации в мире в целом и лакмусовая бумажка общества. Появляются новые средства, излечивающие детей с тяжелыми диагнозы, медицина изобретает новые пути борьбы с болезнями.

Но другое остается на первобытном уровне (в некоторых регионах особенно ярко выражено): неадаптированность общества к детям-инвалидам, не столько нужно пытаться научить людей с ограниченными возможностями пробиваться на своем пути, а сколько убедить общество, что адаптироваться, принимать инвалидов должно именно оно . А пока эти маленькие представители социума, начавшие осознавать свою особенность, вынуждены пробиваться сквозь тернии к звездам особняком и в одиночку, как первопроходцы и часто неудачно.