Мастер-класс по лепке из полимерной глины. Техника сграффито

Сграффи то, граффито (итал. sgraffito или grafrito, буквально - выцарапанный), разновидность монументально-декоративной живописи, принцип которой основан на процарапывании верхнего тонкого слоя штукатурки до обнажения нижнего слоя, отличающегося по цвету от верхнего. В древности принцип сграффито применялся в керамике (архаические вазы Греции и Этрурии). В 15-17 вв. С. распространилось в Италии как способ украшения стен (в основном фасадов, благодаря особой прочности этой техники). Из Италии С. проникло и в другие страны (Германию, Чехию и др.). С. широко используется в монументально-декоративном искусстве 20 в.

Sgraffito (ital. sgraffito or grafrito – “scratched”) is a decorating technique produced by scratching the upper layer of plaster to reveal a contrasting successive layer. It’s an old technique widely used in ceramics to decorate archaic vases of Greece and Etruria. In 15 – 17 centuries it spread in Italy as a technique of wall decor (mainly in facades due to its fastness). From Italy it spread further to other countries (like Germany, Czech Republic). Sgraffito was widely used in the decorative art of architecture of the 20th century.

Когда я увидела керамические вазы и блюда в этой технике, я просто влюбилась в нее и решила поэкспериментировать. Результат сегодня покажу Вам.

Нам потребуется , нескольких цветов (oil paint), контрастного цвета к полимерной глине, самодельный инструмент покажу позже отдельным кадром, перчатки обычные, сухие салфетки, нож, скалка или лапшерезка.

When I came across this technique in ceramic vases and plates I fell in love with it and decided to try to apply it. I’ll show you the result.

We’ll need one-coloured clay, oil paint of several coloures contrasting to the one of the clay, a hand-made instrument which will be pictured later, simple gloves, napkins, a blade, a rolling pin or a Conditioning Machine.

Для основы я использовала стеклянную вазу, оборачиваю ее глиной. Для этого не требуется особой выкройки, просто выкладываю всю поверхность пластами, не накладывая их друг на друга, стык в стык.

I wrap a glass vase by a layer of the clay. You won’t need any samples here. I just cover the glass surface by clay layers carefully connecting them close to each other trying not to leave seams visible.

Для того, чтобы сгладить стыки, я использую скалку или зубочистку, просто катаю по поверхности, одновременно выдавливаю воздушные пузыри между поверхностью стекла и глиной.

I use a rolling pin or a tooth-pick to smooth the seams, just rolling it along the clay surface and choking out the air from between the glass and the clay layer.

Теперь начинаю декорировать, натираю масляной краской в произвольном порядке, густо. Рисую без кисточки, пальцами, чтобы не повредить поверхность. Бережем руки, носим перчатки) Акриловая краска не подойдет, она высохнет пленкой.

Then I start to decorate the surface applying a thick layer of oil paints in a random way. I don’t use brushes using my finger to spread the paint not to deform the clay surface. Use gloves to keep hands clean. Acrylic paint won’t do as it forms a film when gets dry.

Сухой салфеткой прижимаю к глине, не растираю, а просто убираю излишки краски до матовой поверхности, краска немного въедается в глину, не бойтесь ее стереть полностью)

I press a dry napkin to the surface to take away excessive paint. Do not wipe, but press. Do it till you get a matted surface. Don’t be afraid that you might wipe all the paint. You won’t as the paint mixes with the clay a bit.

Может потребоваться несколько салфеток, из-за помятой, но в то же время мягкой поверхности, получаем богатую текстуру. Мне уже и так нравится, но тема сегодня другая.

You might need several napkins. Step by step the soft surface gets textured. I already like the result, but our aim in this tutorial is different, so let’s continue.

Теперь будем рисунок выцарапывать на поверхности. для этого я придумала на ходу инструмент: по проволочке стукнула молотком пару раз, чтобы она стала плоская, свернула ее пополам и прикрепила вместо сверла в , можно как вариант просто изолентой к карандашу примотать.

The next step is to scratch a pattern. For this I’ve made up my own instrument: I’ve flattened a wire with a hammer, curled it and attached it to a collet instead of a . You can also attach it to a pencil with a tape.

Начинаем рисовать, излишки глины убираю, чтобы они не тянулись за инструментом, протираю проволочку салфеткой, чтобы краска не пачкала глину. Теперь все зависит от фантазии и художественных навыков. При приближении видны дефекты, можно их не трогать, после запекания аккуратно срезать помарки лезвием, но это в том случае, если Вы перфекционист:

So I start drawing. I take away the excess of clay so it might not get attached to the instrument while scratching. After each scratch I wipe the wire not to stain the lower layer of clay. The pattern is limited only by your fantasy. If you look

closer I can see some defects. You may leave them but if you are a perfectionist you may slice them with a blade after curing)

У меня получилось вот так:

So here is the result:

В качестве примеров работ я решила использовать фотографии керамических изделий из обычной глины, которые меня вдохновили. От самых простых до сложнейших композиций.

Почти 90 лет назад в Германии была создан прекрасный материал для лепки. Изначально из него планировали делать кукольные головы, но скульптурная масса позволяла передавать тонкие детали лиц, поразительно имитировала различные текстуры поверхности, становилась крепкой после обработки.

Кукольные лица не выгорали, оставались милыми надолго. Так появилась чудесная пластичная масса, которую так полюбили мастерицы и рукодельницы.

Что такое полимерная глина?

Масса для лепки со специфическим запахом, внешне напоминает пластилин. Содержит пластификаторы, которые придают пластичность заготовкам, и облегчают создание необходимой первоначальной формы.

Во время нагрева эти химические добавки улетучиваются. Полимеризация изделий из такой глины необратима, масса затвердевает настолько, что в дальнейшем не меняет свою форму.


Для чего используется полимерная глина?

Простоту работы с такой глиной и доступность технологий её обработки используют мастера декоративно-прикладного искусства и дизайнеры малых форм. Продажа красивых изделий из глины ручной работы стала источником доходов.

Полимерная глина применяется для изготовления:

  • женских украшений, бижутерии;
  • сувениров
  • малоразмерных предметов интерьера;
  • ёлочных игрушек;
  • авторских кукол.

Сделать красивые изделия может не только профессиональный дизайнер или скульптор, превратить любимую кружку в неповторимый и уникальный арт-объект поможет эта статья. Достаточно посмотреть мастер класс по лепке глиной своими руками, и сделать украшение в виде аппликации на стенку кружки.

Типы глины

В составе полимерных масс для лепки встречаются разные пластификаторы, но все они требуют нагрева для полимеризации. Иногда полимерной глиной называют пластические самозатвердевающие массы, которые не требуют нагревания для закрепления формы.

Полимерная глина продается в различной по весу расфасовке и цветовой гамме. Производители выпускают эти поделочные массы с разными свойствами: цветными, прозрачными, блестящими, матовыми и другими эффектами. Все эти свойства маркируются на упаковке глины, так же как и срок хранения.

Важно: Если срок хранения глины подходит к концу, откажитесь от такой покупки. Масса может при подготовительном размятии рассыпаться, ничего из нее сделать не удастся.

Инструменты

Инструмент для лепки продается в магазинах для творчества и рукоделия, расположен на полках рядом с полимерной глиной. Новичкам не обязательно что-то срезу же покупать, можно обойтись подручными средствами.

Прежде чем приступить к созданию собственного шедевра, надо подготовиться. Для полноценной работы понадобятся:

  • рабочая поверхность, можно взять керамическую плитку или стекло;
  • ПВА клей, который пригодится для склеивания деталей;
  • острые ножи, можно канцелярские резаки;
  • наждачные листы для обработки неровностей;
  • кусок замши для полировки;
  • зубочистки для помощи в создании эффектов;
  • скалка для раскатывания массы в плоский лист, лучше взять стеклянную бутылку.


Формочки-каттеры для вырезания можно заменить на пробки от пластиковых бутылок, это будут самые простые шаблоны фигурок для начинающих.

Способы лепки и фактурирования поверхности

Перед началом лепки массу надо размять в руках, слегка согреть ее, аналогично пластилину. Одноцветные работы требуют лишь проверки однородности массы при создании деталей изделия, например, при изготовлении авторских кукол.

В многоцветных работах, как при изготовлении бусин или мелких сувениров, используют разные техники. Новичкам можно посоветовать техники, которые покажут как научиться лепить полимерной глиной:

  • плавный переход, самая простая и распространенная техника, когда берутся два бруска и разминаются одновременно, после формуются нужные детальки;
  • сапе, при которой накладываются друг на друга слои разного цвета, потом аккуратно скатываются в рулетик, детали нарезаются поперёк.

Остальные техники, такие как филигрань, калейлоскоп, соль можно освоить в последствии.

Обратите внимание!

Закрепление формы деталей

Полимеризация требует соблюдения условий производителя глины. Важно следовать инструкциям, не нарушать показатели температуры запекания, которые обозначены на упаковке. Недогревшиеся изделия не сохранят форму, перегревшиеся – потеряют цвет, станут темными.

Плоские детали запекаются на керамической плитке в духовке. Мелкие детали типа бусинок накалывают зубочистками на шар из фольги. Остывать запеченные детали должны постепенно, в естественных условиях.

Соединение деталей

Иногда, при сложных техниках выполнения изделий, детали склеиваются между собой сразу после обжига. Для этого используют клей ПВА, наносить его надо точечно, так детали точнее подгоняются друг к другу.

Конечная обработка поверхности

Перед тем, как покрыть полимеризованное изделие специальным лаком, поверхность зачищают от неровностей наждачной бумагой и, при необходимости полируют замшей.

Окончательный вид рукотворным шедеврам придает лакирование, что видно на фото лепнины из полимерной глины. Матовые и глянцевые лаки выбирают по замыслу поделки. Производители полимерной глины делают и собственные лаки, наиболее выигрышно подходящие по химическому составу.

Обратите внимание!

Наносят лак послойно двумя способами:

  • Кисточкой, покрывая изделие привычным образом.
  • Окуная сразу все изделие в лак. Для этого его надо закрепить, например, на зубочистке, окунуть в раствор и поворачивать в нем. Потом вынуть, зубочистку воткнуть в пенопласт, дать излишкам лака стечь.

Идеи и инструкции для лепки из глины принесут радость творчества, только при соблюдении правил техники безопасности. Следует помнить, что в обычных условиях полимерная глина не токсична. Но процесс полимеризации сопровождается выделением из-за нагрева вредных летучих соединений.

Важно: При обжиге изделий обеспечить проветриваемость помещения, в котором идёт запекание полимерной глины.

Фото лепки из полимерной глины

Обратите внимание!

Полимерная глина - не просто материал, обладающий свойствами пластилина до запекания, но становящийся прочным после него. В силу того, что лепка из пластики покоряет все большее количество людей, производители постоянно расширяют цветовую линейку своих пластик и их свойств, что позволяет увлеченным полимерщикам изобретать все новые и новые техники. Сейчас мы попробуем в общих чертах разобраться в уже существующих на данный момент техниках, что надеюсь будет интересно не только начинающим лепильщикам, но и тем, кто уже знаком с глиной не понаслышке)).
Итак, приступим.

Акварель
Достаточно несложная техника даже для начинающего мастера. Принцип состоит в наслоении. Пласты контрастных цветов (например, оранжевого, белого, черного), раскатанные на паста-машине, либо всеми удобными сподручными средствами до нужной вам толщины, укладываются друг на друга, прикатываются, дабы образовалась определенная монолитность, разрываются или нарезаются на кусочки нужного вам размера и наклеиваются на основу, например, бусину, или заготовку, из которой в последствии будет вырезана нужная вам форма.

Баргелло

Очень интересная техника, названная так потому, что очень похожа на настоящий баргелло - вышивку флорентийских мастериц, позволяющая при сноровке получать чрезвычайно красивые узоры. Правда придется потрудиться для приобретения умения, но, поверьте, количество потраченной на это пластики того стоит))

Брейн Кейн (Мозговая техника)

Техника тоже принципиально не сложная, смысл которой заключается в накладывании на черный и белый раскатанные пласты слоя пластики с градиентной растяжкой двух, трех и более цветов, которого не сложно добиться на паста-машине. Впоследствии из полученного пласта выкладывается узор. По изображению понятно, почему техника получила такое название.

Имитация

Количество цветов и эффектов, которые все время изобретаются производителями полимерной глины, раскрывают безграничные возможности для имитации различных материалов. Дерево, кость, камень - все это крохотный список того, что может быть имитировано пластикой.



Калейдоскоп
Помните, в детстве родители покупали нам смешные трубочки, в которых, если посмотреть в них на свет, складывались забавные красивые узоры? Техника калейдоскоп добивается такого же эффекта. Из маленьких кусочков пластики складывается простой узор, который в свою очередь собирается в более сложную композицию.

Мика Шифт

В переводе означает "сдвиг слюды", ведь для исполнения работы в этой технике вам понадобятся так называемые металлики. За счет того, что частицы слюды по разному отражают свет, можно создавать объемные узорные эффекты на абсолютно плоской поверхности. Например, на рисунке мы видим выпуклое изображение, хотя на самом деле пластиковый кабошон абсолютно гладкий.



Миллифиори (Колбаса, трость, кэнинг)
Очень популярная техника. Суть заключается в составлении рисунка из пластов и/или колбасок. В последствии деталь ужимается, вытягивается и нарезается на пластинки необходимой для работы толщины.

Многослойная

Название говорит само за себя) Многослойная техника очень разнообразна и позволяет делать совершенно необычайные по красоте, абсолютно оригинальные и не похожие друг на друга украшения.

Мокуме-Гане

Сама техника была позаимствована у японских оружейников. Мокуме (текстура древесины) гане (металл) было изобретено Денбеем Шоами в XVII веке. Речь идет о обработке металла, а именно изготовлении первоклассной стали для мечей. Сложность технологии состоит в том, что разные, порой практически не сочетаемые металлы соединяются между собой в причудливые и очень красивые узоры, которые никогда не повторяются. Именно этот прием был адаптирован и для полимерной глины.

Перевод изображения на пластику

Метод, позволяющий перенести на пластику практически любой рисунок с бумажного носителя. Способы перевода рисунка достаточно многочисленны: спирт, вода и т.д., но суть - закрепление на пластики верхнего, красочного слоя - остается неизменным.

Перевод изображения с помощью геля
Так же как и в предыдущем способе картинка переводиться на пластику, но если в вышеуказанном способе используется жидкость, то в этом способе картинка переводится при помощи запекаемого полимерного геля.


Переход цвета (Skinner blend)

Свое название техника Skinner Blend получила по фамилии дизайнера по полимерной глине Джутит Скинер, впервые применившей эту технику в своих работах. Эта техника позволяет получать изделия с плавным переходом одного цвета в другой.

Сквозная

Техника, позволяющая получать бусины, кабошоны и т.д., полые внутри. Материалы, используемые в технике, разнообразны - клей, воск, бумага... Но конечный результат одинаков - ажурное, полое внутри изделие.

Соляная

Самая простая, на мой взгляд техника, которую может освоить даже совершенно неопытный лепильщик. И название само объясняет принцип действия: из пластики делается бусина, которая потом обкатывается в соли - морской или пищевой - или в сахаре. Поделка запекается, промывается под струей воды, после чего ее поверхность приобретает красивую пористую поверхность.

Филигрань
Очень кропотливая техника, результатом которой являются потрясающие по красоте, ажурные работы. Пластика раскатывается на тонюсенькие колбаски и крохотные шарики, из которых в последствии выкладывается узор. Работу с полимерной глиной надо правильно организовать. В первую очередь подготовьте рабочее место. Оно должно быть хорошо и равномерно освещено. Положите на стол рабочую поверхность (это могут быть разные материалы, но самый удачный - стекло, поскольку к нему глина не будет прилипать, стекло легко содержать в чистоте) и все необходимое, чтобы материалы и инструменты были под рукой.

Если вы только учитесь обращаться с пластикой и испытываете трудности с изготовлением изделий, то лучше сначала нарисовать их на бумаге, т. е. сделать эскиз, - так проще исправить обнаруженные недочеты и не придется портить материал. Если вы уверены в своих силах, то переходите к следующему этапу.

Прежде чем приступить к реализации своего замысла, глину необходимо размять, чтобы придать ей пластичность и превратить холодную массу в податливый мягкий материал. Глина хорошо нагревается от теплоты рук, поэтому никогда не пренебрегайте этой работой и не жалейте на нее времени. Помимо того, что глина станет эластичной, из нее будет удален воздух, пузырьки которого при обжиге проявятся на поверхности изделия в виде некрасивых бугров.

2


Для начала возьмите небольшой кусочек и постепенно добавляйте к нему новые. При таком методе работы вы избежите вышеперечисленных неудобств.

Правила смешивания цветов.

Несмотря на то, что цветовая палитра полимерной глины может быть очень разнообразной, все равно возникает необходимость получить новый цвет или оттенок. Поэтому надо уметь правильно смешивать цвета.

3


Смешивайте глину любых цветов (в том числе и разных производителей), но соблюдайте
пропорции.

Достаточно 3-5 минут, чтобы два цвета полностью перемешались.

Прежде чем соединять весь имеющийся материал, делайте пробники.

Помните о том, что темные цвета могут подавлять светлые.

Если не перемешивать глину разного цвета до однородного состояния, можно получить мраморную пластику.

Бывает, что нужна глина определенного цвета, но ее нет под рукой. Чтобы получить желаемый цвет, можно воспользоваться таблицей смешивания цветов.

Добавляя в любой цвет белую пластику, вы получите желаемый оттенок. Он будет тем светлее, чем больше белой глины.

Хитрости и тонкости обращения с пластикой.

Чтобы не пришлось бороться со следами от пальцев на изделии, можно надеть резиновые перчатки. Если отпечатки пальцев все же остались на поверхности, иногда достаточно смочить пальцы и смазать их. Можно воспользоваться другим способом: закончить изделие, обжечь его и обработать наждачной бумагой. Однако бумага оставляет после себя бороздки, в которые попадают мельчайшая крошка и пыль, делающие их еще более явными.

Чтобы избавиться от таких дефектов, надо вымыть изделие с мылом и щеткой, после чего покрыть его лаком. Есть мастера, которые предпочитают шкурить поделку непосредственно под струей воды, чтобы сразу видеть результат и не допускать появления в воздухе пыли.

4


Во время лепки, особенно при изготовлении разноцветного изделия, необходимо предупредить загрязнение сырой пластики. Для этого рабочая поверхность и инструменты должны быть чистыми. Кроме того, необходимо мыть руки с помощью мягкой щетки или держать рядом с рабочим местом влажные салфетки. Они содержат вещества, хорошо удаляющие жировые субстанции, к которым относятся и пластификаторы в составе полимерной глины.

Нередко возникает необходимость очистить от прилипшего мусора уже готовую работу. Для этого надо прибегнуть к шлифовке. Если это не помогает, то острым ножом аккуратно срежьте соринку.

Случается, что пластика не устраивает своей мягкостью или жесткостью. Чтобы сделать ее более мягкой, есть много способов, например соединить с вазелином, другой мягкой глиной, разогреть или ввести пластификатор Moldmaker.

5

Если глина буквально тает в руках, то либо перемешайте ее с более сухой, либо подержите на белом листе бумаги 2-3 ч, в течение которых излишек пластификатора впитается в лист. Если пластика стала прилипать к рукам после добавления пигмента или краски, то этого не исправить, так как между компонентами началось взаимодействие.

Основные техники.

Работать с полимерной глиной можно в различных техниках.

Соляная техника.

Ее можно использовать при изготовлении бус, на которых благодаря соли (подойдет и сахар) образуется эффектная рыхлая структура, напоминающая пемзу.

6


Изготовьте необходимое количество бусин. Насыпьте крупную морскую соль (или сахар), обваляйте в нем сырые бусины, вдавливая кристаллы соли. Запеките или сварите по одной в воде согласно инструкции. Обожженное изделие погрузите в емкость с водой. Дождитесь, пока растворится соль, затем просушите бусины. Если потребуется, залакируйте их.

«Миллефиори» («трость», «колбаска»).

Одна из наиболее популярных техник, при работе в которой из простых элементов можно составить сложный узор, например на листиках, лепестках и др. Для этого наложите друг на друга пласты глины нужного цвета и формы, соблюдая заданный порядок. Так образуется деталь, которую надо сжать и нарезать как колбасу. На срезе проявится рисунок.

7

«Акварель».

При этом одновременно надо работать с тремя пластами разного цвета - цветным, белым и черным (могут быть использованы и другие контрастные цвета). Наложите их друг на друга в такой последовательности: цветной (верхний), белый (средний), черный (нижний); прикатайте их; порвите пласт на небольшие фрагменты; произвольно наложите на поделку, накрыв всю поверхность.

8

«Филигрань».

Элементы этой техники - зернь и нить. Выкладывайте из нити (пропустите пластику через экструдер или скатайте вручную) ажурный узор, акценты расставляйте с помощью зерни (мелкие металлические шарики).

9

«Мокуме гане».

Как и в технике акварель, следует взять несколько пластов (не менее двух и не более шести) разного цвета, поместить их друг на друга; штамповать получившийся блок формами, продавливать любыми подходящими инструментами (например, спицей и пр.), прорезать лезвиями (волнистыми или прямыми) и т. д. Благодаря тому, что верхние слои пластики проникнут в нижележащие, на срезах возникнут необычные узоры.

10

«Мика-шифт».

В которой задействуется пластика с вкраплениями слюды. Различные манипуляции, которые можно осуществить с глиной, например перекручивание, штампование и иное, приводят к тому, что частицы слюды смещаются, создавая трехмерный эффект. Помимо этого, можно назвать техники «калейдоскоп», технику плавного перехода цвета и др.

11

Склеивание деталей.

Приклеенные детали будут прочно держаться, если правильно подобрать клей. Это может быть клей «Контакт-гель», который прочно свяжет детали с основой, например, кольца. Если надо вклеить штифт, то просверлите под него отверстие несколько большего диаметра, чтобы для клея осталось место.

Можно попробовать использовать эпоксидный клей (сначала на бросовом элементе). Как правило, он дает надежное соединение, но обладает неприятным запахом.

12


Для скрепления деталей из глины друг с другом или запеченной пластики с сырой подойдет особый запекающийся гель (жидкая пластика), например Fimo liquid deko gel, Kato liquid clay, Translucent liquid Sculpey.

Запекание готового изделия.

При запекании термопластика выделяет токсичные вещества, поэтому нельзя использовать ту же духовку, где готовится еда. Если вы планируете заниматься пластикой профессионально, лучше всего приобрести для обжига специальную печь и оборудовать мастерскую вне жилого помещения.

Имеет значение и то, на чем запекать. Можно выбрать дощечку, стекло, керамическую (не акриловую) плитку, противень, предварительно постелив на него бумагу для выпечки (иначе изделие перегреется и подгорит), тарелку (разумеется, потом ее нельзя использовать по прямому назначению) и др.

13


При обжиге нужно учитывать и форму изделия. Если оно плоское, то во избежание вспучивания надо положить на него небольшой груз; если изделие круглое, например бусина, то для того чтобы не допустить ее деформации, обжигайте изделие, насадив его на зубочистку и воткнув последнюю в скомканную фольгу.

Как долго надо держать изделие в духовке, определяется его толщиной. Если, например, она не превышает 5 мм, то достаточно и 15 мин. Соответственно, чем толще и крупнее поделка, тем больше времени требуется для ее обжига, тем более, что от этого она становится прочнее. Как правило, мастера ограничиваются 30 мин. Уделяйте особое внимание соблюдению температурного режима.

14


Очень важно правильно достать изделие из духовки, чтобы в нем от перепада температур не возникли микротрещины. Поделку надо оставить в духовке до полного остывания, просто приоткрыв ее дверцу.

Итак, если вы предпочитаете работать с запекающейся глиной, то для того чтобы результат вас не разочаровал, следуйте определенным правилам.

Соблюдайте инструкцию, разработанную производителем глины, придерживайтесь ее указаний и мер предосторожности.

Никогда не выставляйте температуру «на глазок». При правильно подобранном параметре (не более 130 градусов, о чем сказано на упаковке пластики, хотя, например, для Fimo это 110 градусов) глина издает слабый запах, и это нормально. При нарушении температурного режима в сторону его увеличения поливинилхлорид разлагается, что сопровождается выделением хлористого водорода - вещества очень токсичного. Но нельзя допускать и противоположного - уменьшения температуры ниже указанного предела, поскольку в этом случае полимеризации не происходит и изделие становится хрупким.

Обязательно тестируйте материал, взяв для обжига небольшой кусочек глины. Это позволит скорректировать работу духовки (возможно, будет достаточно переставить готовое изделие на нижнюю полку).

Помните, что пластика после запекания может изменять цвет.

Никогда не используйте вместо духовки микроволновую печь, так как в ней пластик деформируется, горит и может взорваться.

По окончании работы остудите духовку и вымойте.

Если духовка не оснащена термометром или если вы опасаетесь ее использовать, то вместо запекания проварите изделие в кипящей воде (помните, что в такой кастрюле нельзя будет больше готовить пищу). Для закрепления достаточно 30 мин.

Этот способ применим, хотя следует признать, что изделие будет менее прочным, чем при обжиге; на поделке может появиться белесый налет, для устранения которого придется нанести на нее слой растительного масла. Кроме того, заметим, что такой способ фиксации пластики подходит не для каждого вида полимерной глины, поскольку температура кипящей воды не превышает 100 градусов.

Если для моделирования вы приобрели застывающую на воздухе полимерную глину, то готовую поделку оставьте на столе до полного отвердения, на что может потребоваться от нескольких часов до нескольких дней.

Лакирование изделия.

При лакировании предварительно обезжирьте поверхность изделия, вымыв его мыльной водой или протерев тампоном, смоченным спиртом. Это особенно важно при использовании лака на водной основе.

Нанижите изделие или деталь, например бусину, на спицу и окуните в лак; извлеките ее и вращайте вокруг оси, чтобы лак лег равномерно, после чего воткните спицу в кусок поролона и удалите появившуюся капельку лака.

15


Если лак содержится в аэрозольной упаковке, интенсивность лакирования зависит от расстояния до изделия. Матовую поверхность можно получить, если держать баллон подальше и распылять лак небольшими порциями; глянцевую - если расположить баллончик поближе (но не вплотную, иначе на поверхности поделки появится пена) и давать мощной струей. Если изделие плоское, то по очереди покройте его лаком с одной, потом с другой стороны.

При лакировании могут возникать непредвиденные ситуации, с которыми необходимо грамотно справляться.

Иногда изделие через некоторое время начинает прилипать к рукам. Причин может быть несколько: во-первых, использован неподходящий лак; во-вторых, изделие плохо запечено, вследствие чего глина не полимеризовалась, а выступивший пластификатор вступил с лаком во взаимодействие. Можно попробовать дополнительно подержать изделие в духовке 10-15 минут при температуре 110-130 градусов. При отсутствии результата следует снять старое покрытие и нанести слой другого лака.

Для удаления лака на водной основе оставьте изделие на ночь в воде, положив в нее лимон или влив уксусную кислоту. Минеральный лак снимается растворителем, например уайт-спиритом, предварительно надо его протестировать на предмет реакции с лаком.

Если на поверхности изделия лак образовал разводы, причина одна - лак слишком густой. Его необходимо разбавить и использовать в качестве грунтовки, на которую потом нанести густой лак.

16


- Если изделие было покрыто лаком, просохло, но не снимается со спицы, то, скорее всего, лак и спица склеились. Подрежьте лезвием прилипший край или немного подержите изделие в духовке, чтобы лак размягчился.

Нередко белые и светлые лакированные изделия желтеют. Это возможно, если в составе лака нет УФ-фильтров. Внимательно читайте инструкцию перед применением лака.

Техника безопасности.

Полимерная глина - материал искусственный, содержащий химические вещества, поэтому вопрос о безопасности работы с ней и использования изделий из нее не теряет своей актуальности. При контакте с руками пластика не вызывает никаких неприятных последствий, т. е. она безопасна. Однако это не исключает выполнения обычных гигиенических процедур, в частности мытья рук после работы. При этом желательно использовать скрабы или пемзу, самым тщательным образом очищать поверхность ладоней и пальцев от мельчайших частиц пластики.

17


- Чтобы эффективно удалить полимерную глину с рук, нанесите на них небольшое количество растительного масла, потрите, после чего вымойте руки обычным туалетным мылом.
- Посуда и инструменты, которые вы используете во время лепки и запекания пластики, не предназначены для других целей. По окончании работы они должны быть вымыты и насухо вытерты.

Еще раз скажем, что для обжига глины необходима специальная печь.

Если вы передержали изделие в духовке (это вы поймете по резкому и неприятному запаху), то немедленно выключите ее, откройте окна и двери, выведите детей и животных и покиньте помещение, предварительно достав перегретое изделие из духовки. Если при этом выделяется дым, то для защиты органов дыхания от газообразной соляной кислоты (хлористого водорода) закройте нос и рот влажным полотенцем.

При недомогании обратитесь за медицинской помощью и обязательно проинформируйте медперсонал об обстоятельствах произошедшего. Если на столе находились ничем не защищенные продукты, то выбросьте их.

Поскольку изделия можно подвергать дальнейшей обработке, в частности шлифовке, то и здесь надо соблюдать технику безопасности. При сверлении или шлифовке следует воспользоваться респиратором, чтобы предотвратить попадание сухой пыли в легкие. Кроме того, наденьте защитные очки, чтобы пыль, мельчайшие частицы пластики и даже отскочившие предметы, например бусина, не попали в глаза.

18


- Готовое изделие из полимерной глины можно покрывать лаками.

Соблюдайте технику безопасности, особенно при использовании лака в аэрозольной упаковке. При разбрызгивании жидкости в воздух попадают мельчайшие частицы лака, которые могут оседать на слизистых оболочках (если это случилось, промойте их большим количеством воды и при необходимости обратитесь за медицинской помощью). Поэтому осуществляйте лакирование в хорошо проветривающемся помещении; защищайте органы дыхания респираторами, глаза - очками, руки - перчатками; выполняйте требования инструкции.

Часто изделия из пластика имеют вид съедобных продуктов - тортиков, пирожных и т. п, что особенно опасно, если есть маленькие дети.

В последнее время большим спросом пользуются изделия, сделанные своими руками. Очень популярна лепка из полимерной глины и холодного фарфора, такие поделки с помощью мастер-классов и даже без инструментов получатся у любой начинающей рукодельницы. Чтобы готовое изделие получилось качественным, необходимо соблюдать определенную технику и последовательность действий.

Что такое полимерная глина

Это вещество было создано искусственным путем немецкой женщиной Фифи Ребиндер для создания голов куклам ручной работы. Полимерная глина для лепки имеет специфический травяной запах, содержит пластификаторы, которые и придают ей пластичность. При запекании они впитываются, масса затвердевает и больше не может менять свою форму. Полимерная глина (или пластика) бывает двух видов: самозатвердевающая и термопластика.

Последняя требует термической обработки, но из нее можно вылепить все, что угодно – от маленьких деталей до фигур больших размеров. Самозатвердевающий материал высыхает естественным путем на солнце, на это уйдет не менее суток. Если раньше вы не слышали о свойствах глины, то знайте, что после просушки готовое изделие немного уменьшается в размерах, поверхность получается неравномерной, но его можно сверлить и обрабатывать пилкой. Этот вид материала больше подходит для лепки кукол и других крупных поделок. Хранить массу нужно в закрытой упаковке.

Что можно слепить из полимерной глины

Лепка из полимерной глины открывает большие просторы для фантазии. Вы можете сделать все, что угодно: от изящных ювелирных украшений до кукол ручной работы и статуэток. Благодаря уникальным свойствам пластики, работать с ней легко и просто. Некоторые виды термопластики способны имитировать свойства разных природных материалов: камня, дерева, металла, ткани. Новичкам в лепке лучше начинать с простых техник, приемов, постепенно переходя к более сложным.

Изделия

Часто из пластической глины лепят украшения, бижутерию, брелочки, кулоны, сувениры, магниты на холодильник. Пластика не токсична, поэтому ее можно использовать в играх с детьми. Малыша легко научить делать овощи, фрукты, простые цветы. Более опытные рукодельницы лепят сложные изделия из полимерной глины, например, кукольные головы, руки и ноги. Свойства массы позволяют сделать поделки максимально похожими и реалистичными.

Идеи для лепки из полимерной глины

Вдохновение для создания шедевров из полимерной глины можно черпать в разных источниках. В продаже есть специальные печатные издания, обучающие такой лепке. Там вы сможете найти массу полезной информации, пошаговые инструкции и много вариантов поделок. Современные рукодельницы находят идеи для лепки на просторах интернета, где есть фото/видео инструкции с подробным описанием действий.

Как лепить из полимерной глины

Для творчества из полимерной глины особые навыки не нужны, ведь масса похожа на пластилин. В руках она становится мягкой и податливой, готовой к созданию любых поделок. Чтобы изделие получилось красивым, обладало прочностью, выбирайте для творчества качественный материал. Существует много видов полимерной глины: Sculpey, Cernit, Viva Pardo, Deco (японская), Kato Policlay, Сонет, Профи, Цветочек (продается в наборах) и другие. Большинство украшения создаются из глины Decoclay и Fimo.

Инструменты

Инструменты для полимерной глины можно приобрести в любом магазине для творчества и рукоделия. Некоторые предметы можно заменить подручными материалами, но без некоторых специальных инструментов не обойтись. Перед началом работы нужно подготовиться к процессу. Вам понадобятся:

  1. Рабочая поверхность из стекла или пластика больших размеров.
  2. ПВА клей. Он пригодится для соединения частей термопластики между собой.
  3. Острые ножи, можно канцелярские.
  4. Наждачная бумага для устранения шероховатостей.
  5. Кусочек замшевой ткани, которая придает блеск готовому изделию.
  6. Зубочистки, скалка для раскатывания.
  7. Каттеры – специальные формочки для вырезания фигурок.
  8. Экструдер, скалка.

Техники лепки

Есть несколько популярных техник, которые применяются в создании поделок из разных видов пластики:

  1. Плавный переход. Способ заключается в смешивании двух разных цветов.
  2. Колбасная (сапе, трость, миллефиори). Соединяется несколько слоев разной полимерной глины, а затем масса скатывается в рулет.
  3. «Калейдоскоп». Многослойная, в технике калейдоскоп узор получается симметричным, разноцветным.
  4. Акварельная. Техника по плавному переходу цвета при лепке.
  5. Филигрань. Сложная, требует профессиональных навыков, терпения.
  6. Соляная техника. В лепке используется соль для придания творению фактурности.
  7. Мика-шифт. Создает эффект 3D.
  8. Мокуме Гане. Заключается в наслоении нескольких пластов пластической глины разных цветов.

Некоторые детали нужно склеивать между собой уже после обжига, во избежание повреждений при запекании. Используйте для этой цели жидкий или гелеобразный клей, лучше, если он быстрого действия и схватится за 15-20 секунд. Так у вас будет возможность подогнать детали как можно лучше друг к другу. Не наносите клей полосками, чтоб не было подтеков, делайте это в виде отдельных капелек.

Запекание

Этот процесс требует соблюдения определенных условий. Самое главное – придерживаться температуры запекания, которая указана на упаковке производителем. Если нарушить этот показатель, изделие может не запечься или поменять цвет. Выпекать массу лучше в духовке на керамической плитке или обычном противне, застеленном пергаментной бумагой. Мелкие детали нужно накалывать на зубочистку, устанавливать на шар из фольги, так они лучше пропекаются. Плоские детали укладываются на ровную поверхность.

Сложные поделки могут запекаться в несколько этапов, например, если они сделаны в технике «филигрань». Каждый этап длится определенное количество времени (от 1 до 15 минут), а общая продолжительность процесса может занять до получаса. Необходимо также помнить, что в сыром виде материал не токсичен, а вот при термообработке он источает неприятный, вредный запах. Соблюдайте технику безопасности: обеспечьте проветриваемость помещения, уберите из кухни еду, вымойте после обжига духовку.

Лакирование

Готовые изделия покрывают специальным лаком, который придает им завершенный вид. Есть лаки матовые и глянцевые, их нужно выбирать исходя из желаемого эффекта вашей поделки. Многие производители пластики делают и лаки, поэтому можно приобрести продукцию одной марки. Она имеет состав, который не поблекнет со временем и не начнет прилипать к рукам. Некоторые рукодельницы лакирую свои творения лаками для деревянных полов на водной основе. Главное, чтоб они не содержали латекс, который несовместим с термопластикой.

Наносить лак можно кисточкой, но лучше «надеть» изделие на зубочистку и окунуть в жидкость целиком, прокручивая его вокруг своей оси. Так вещество распределится равномерно, лишнее его количество стечет. Далее зубочистка с поделкой вставляется в кусок пенопласта (или другой материал), оставляется для просушки. Если через время внизу образуется капля лака, ее нужно аккуратно удалить. Покрывать поделки необходимо несколькими слоями, просушивая каждый из них определенное количество времени (указано на упаковке), иногда это время составляет несколько часов.

Техника безопасности

Работа с любым материалом, даже продуктами питания, имеет свои правила техники безопасности. Если вы решили лепить из пластики, соблюдайте следующие меры предосторожности:

  1. После лепки обязательно мойте руки с мылом, а лучше работайте в резиновых перчатках.
  2. Не обжигайте массу в печи, где готовите. Если же другой нет, и вы вынуждены это делать, тщательно вымойте печь и хорошо проветрите.
  3. Соблюдайте температурный режим запекания, а если материал пригорел, обязательно проветрите помещение и вымойте печь.

Подготовив все необходимые материалы, инструменты, можно приступать к созданию разных шедевров. Просмотрите несколько простых уроков лепки и начинайте с азов, переходя к сложным поделкам с приобретением определенных навыков. Со временем это увлекательное хобби может перерасти в небольшой бизнес, приносящий неплохой регулярный доход.

?

Поделки из полимерной глины для новичков

Тем, кто обладает базовыми знаниями и приступает к работе с пластикой впервые, поможет простой мастер-класс по лепке из полимерной глины магнита на холодильник:

  1. Запаситесь: самозатвердевающей полимерной глиной розового, желтого, белого, зеленого, салатового цветов, мягким магнитом, акриловыми красками, клеем, ножницами, зубочисткой, бусинами.
  2. Из желтой, белой, розовой полимерной глины скатайте маленькие шарики, сформируйте из них капельку, разрежьте толстый край ножницами на 4-5 частей.
  3. Приплюсните их, придайте рельефности зубочисткой. У вас получатся цветочки.
  4. Сформируйте капельки из материала зеленых оттенков, приплюсните их, сделайте прожилки зубочисткой. Это будут листья.
  5. Делаем бутончики: на капельке белого цвета продавливаем полоски, имитируя нераспустившиеся лепестки. Низ заготовки оборачиваем кусочком зеленой массы.
  6. Покрасьте магнит краской подходящего оттенка и приклейте на него полученные заготовки, создавая композицию. Дополните ее декоративными бусинами. Оставьте до полного высыхания.

Новогодние поделки

Отличным подарком на Новый год станет волшебный шар, сделанный в домашних условиях из полимерной глины:

  1. Приготовьте: маленькую прозрачную банку из-под пряностей с закручивающейся крышкой, пластику (белую, черную, красную, розовую, бежевую), блестки, глиттер, глицерин, водку, штифт, клей.
  2. Скатайте 2 белых шара разного размера, наденьте их на штифт (тонкую проволоку), чтоб получился снеговик.
  3. Сделайте углубления для глаз, вставьте туда 2 черных шарика. В углубление для носа вставьте морковку из красной пластики. Прорисуйте улыбку.
  4. Скатайте 4 белых шарика, 2 приплюсните с одной стороны – это ноги. Из остальных сделайте вытянутые капельки – это руки. Соберите снеговика.
  5. Из бежевой, розовой полимерной глины раскатайте 2 тонких длинных колбаски. Скрутите их жгутом. Сформируйте из них шарф и шапку для снеговика. Таким же образом делаем конфету в виде крючка (используем красную, белую массу), вставляем ее в руку. Запекаем.
  6. Крышку от банки промажьте изнутри водостойким клеем, в центр поставьте снеговика, вокруг посыпьте блестками.
  7. В банку насыпьте разные глиттеры среднего размера, налейте по 1 ст. л. глицерина и водки, добавьте воду, учитывая, что должен еще поместиться снеговик.
  8. Резьбу крышки промажьте кремом, закрутите, дайте просохнуть. Встряхните, переверните.

Украшения

В качестве украшения попробуйте сделать несложный «вязаный» браслет на руку, имитирующий настоящую пряжу:

  1. Вам понадобятся: основа для браслета, пластика желаемого цвета, жидкая гель-пластика, экструдер, нож.
  2. Поместите пластичную массу в экструдер, выдавите. Возьмите 2 полоски, скрутите жгутом. Проделайте то же самое с другими двумя полосками, скрутив их в другом направлении.
  3. Промажьте поверхность основы гелем, приложите первый жгут, отрежьте необходимую длину. Затем приложите второй жгут как можно плотнее к первому, отрежьте.
  4. У вас получится имитация вязки. Повторяйте действия, пока не «провяжете» весь браслет. Сделайте то же самое с внутренней стороны (по желанию). Запеките.

Игрушки

Лепка игрушек с помощью термопластики – прекрасное времяпрепровождение с детьми. Попробуйте сделать такую черепашку:

  1. Запаситесь запекаемой полимерной массой (голубой, салатовой, розовой), кисточкой и 2 маленькими черными бисеринками.
  2. Из голубого цвета сделайте 4 больших капли – это заготовка ножек.
  3. Из кусочка салатовой пластики сформируйте заготовку в виде колокола с выемкой внутри – это будущий панцирь.
  4. Поставьте рядом ножки широкой частью вниз, сверху наденьте панцирь. Ручкой кисточки, держа ее вертикально, сделайте углубление спереди будущей черепашки – место для головы.
  5. Формируем заготовку головы: скатайте из голубой пластики шарик и цилиндр, соедините их. У вас должна получиться голова на шее. Присоедините ее к туловищу.
  6. Скатайте розовые шарики, приплюсните, прилепите к панцирю – это пятна. Из бисера слепите глаза. Запеките черепаху.

Цветы

По такому понятному пошаговому мастер-классу лепить цветы из полимерной глины легко и просто:

  1. Приготовьте такие материалы: белая и синяя термопластика, зубочистка, 2 белые бусины, нож.
  2. Сделайте 2 шарика разных цветов, соедините, разминайте их, пока не добьетесь мраморного рисунка.
  3. Разделите полученный шар пополам, каждую половинку вылепите в виде плоской пластины с 1 вытянутым краем.
  4. Сверните каждую в виде бумажных кулечков для семечек, чтобы вытянутый край был вверху. Прищепните его, а свободные края расправьте, будто цветок раскрывается. Запеките, приклейте в середину бусину.
  5. Если перед обжигом предварительно сделать в середине дырку зубочисткой, то потом можно будет вставить фурнитуру и сформировать из цветов сережки.

Детские поделки

Дети очень любят мультфильмы, поэтому им будет интересен процесс создания популярных героев из полимерной глины. Давайте слепим Кроша из Смешариков:

  1. Подготовьте: пластику (белую, мятную, красную), 2 черных бисерины, нож.
  2. Скатайте шар мятного цвета – это заготовка головы, отдельно приготовьте еще 6 небольших кусочков массы.
  3. Возьмите 2 маленьких белых кусочка, скатайте одинаковые шарики, придавите, присоедините к голове вплотную друг к другу – это белки глаз. Прилепите к ним черные бусины – зрачки.
  4. Скатайте маленький шарик из красной полимерной глины, прилепите чуть ниже глаз – это нос.
  5. Ножом вырежьте рот Кроша, заполните его красным цветом, прилепите 2 маленьких зуба белого цвета.