Матренин двор в сокращении по главам. Матрёнин двор

Краткое содержание Матрёнин двор

Действие рассказа происходит в 1956 году. Автор-рассказчик Игнатич возвращался из Казахстана в Россию, не зная пока где остановиться и что будет делать. Хоть его возвращение с фронта задержалось «годиков на десять», он был рад оказаться в средней полосе, где не было изнуряющей жары и можно было затеряться в лиственных лесах. Игнатич сошел на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы, по ветке, что ведет из Мурома в Казань. За год до этого его бы и электриком не взяли, а он мечтал «учительствовать».

Когда он обратился во Владимирский ОблОНО с просьбой отправить его в какую-нибудь глубинку учителем математики, чиновники очень удивились, но, «перещупав» каждую букву в его документах, дали направление в Высокое Поле. От предложения герой отказался, так как в этом местечке с прекрасным названием нечем было питаться. Тогда ему предложили ехать в поселок Торфопродукт – место неказистое, унылое, застроенное барачными домиками. Но выбирать особо не из чего было, он и согласился. Переночевав на станции, он узнал, что неподалеку есть более уютная и тихая деревня под названием Тальново, а за ней Часлицы, Спудни, Овинцы и т.д. Одна добрая женщина с рынка обещала его туда отвести и помочь подыскать жилье.

Хоть он и был квартирантом выгодным, ведь за учителей давали не только квартплату, но и машину торфа на зиму, а найти жилье было непросто. Долго он искал, где остановиться в Тальново и, наконец, нашел неприглядный приют на окраине в избе старушки по имени Матрёна . Дом был большой, добротный, построенный на большую семью, но обветшалый и неухоженный, а сама хозяйка болела. Она все лежала на печи и жаловалась на «черный недуг». В избе, кроме Матрёны Васильевны, была еще кошка, мыши, да тараканы. Еду, хозяйка варила однообразную. Каждый день был картофельный суп или каша ячневая.­

Разговорившись, Игнатич узнал, что Матрёна была сильно обижена на новые пенсионные реформы. Она двадцать пять лет проработала на колхозе бесплатно, выполняя непосильно тяжкий труд, а пенсию не заслужила. И пенсию мужа не удавалось выхлопотать, то есть пособие за утерю кормильца, так как недостаточно было справок. Мужа уже пятнадцать лет как не было, с начала войны, поэтому нелегко было достать документы о его прошлом стаже. Все-таки к зиме жизнь Матрёны хоть как-то наладилась: стали пенсию платить восемьдесят рублей, плюс школа платила сто рублей за постояльца. Эти деньги она зашивала в подкладку пальто и копила на похороны. Соседки стали завидовать ее прибыли и даже три сестры объявились.

Судьба Матрёны была непростой. Муж пропал без вести на войне. Он был человек хороший, никогда не бил ее, как другие деревенские мужья своих жен, хорошо относился к ней и любил. Но любила ли Матрёна его? Она рассказала постояльцу, что в молодости должна была выйти замуж за брата мужа – Фаддея , но тот ушел на войну и пропал. Она его прождала три года. Не было ни единой весточки. Тогда выдали ее за брата Фаддея, Ефима, а тот взял да и вернулся несколько месяцев спустя и чуть не зарубил брата с невестой. Остановило его только то, что Ефим – брат родной. Он так любил Матрёну, что новую невесту с таким же именем подыскал. Так и появилась у них «вторая Матрена.

Она родила Фаддею шестерых детей. А у Матрены Васильевны детей не было. Она тоже мужу шестерых родила, но ни один не выжил. Говорили, что «порча» на ней. Фаддей жену часто бил, она приходила жаловаться Матрене. Шли годы, Ефим ушел на фронт и пропал без вести. Матрёна выпросила у «второй Матрёны» младшую дочь Киру на воспитание и растила ее десять лет как родную, выдала замуж за машиниста в Черусти. В наследство девушке она планировала оставить отдельный сруб горницы. Теперь вот жила себе одна, страдая от недугов и ожидая скорую смерть. Наблюдая за Матреной, Игнатич отмечал, что ее день заполнен множеством дел. Когда бы ее ни позвали на колхозные работы, она не отнекивалась. Ничего за это не получала, но всем помогала. Соседи тоже часто просили ее помочь, то подкопать картошку, то вспахать огород. Она бросала все свои дела и шла помогать очередным просителям.

Однажды Игнатич застал в избе Фаддея Мироновича, высокого черного старика, обросшего бородой. Он приходил просить за своего нерадивого сына, ученика восьмого класса. Вскоре он зачастил к Матрёне. Оказалось, что Кире с мужем в Черустях земельный участок выдали, и он требовал у Матрены обещанный сруб, то есть часть ее избы. Нелегко было ей решиться ломать крышу, под которой прожила долгие годы. Сестры ругали ее, не давали ломать избу, переживая за наследство. Но в один февральский день Фаддей пришел со своими сыновьями и «застучали пять топоров». За две недели избу разобрали, затем погрузили на сани и стали спорить, как лучше везти, сразу одним трактором или поочередно. Желая сэкономить, решили везти сразу. Матрена лично помогала грузить бревна, а потом пошла допоздна провожать трактор и не вернулась.

В час ночи объявились люди в штатском и интересовались у учителя, не было ли никакой попойки. Тогда он понял, что с перевозчиками избы что-то случилось. Все стало понятно из слов Маши, подруги Матрены. Как оказалось, трактор, переезжая через железную дорогу, застрял на переезде, потому что порвался трос. Матрена с трактористом и одним из сыновей Фаддея зачем-то пошла помогать. Там на них наехал поезд и все трое умерли. Сани разлетелись на щепки, трактор был изувечен, а паровозы сошли с рельс. Такая нелепая и трагическая смерть настигла Матрену, женщину, на доброте которой держалось все село. Родственники, хороня Матрену, плакали не от горя, а скорее по надобности. Все думали лишь о разделе ее имущества, а Фаддей даже не пришел на поминки.

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это - рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Игнатьевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа - Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата - Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим - брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрена» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрены» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна - «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрены» - Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда - нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.

Хороший пересказ? Расскажи друзьям в соц.сети, пусть тоже подготовятся к уроку!

Судьба рассказчика схожа с судьбой самого Александра Исаевича Солженицына - он тоже фронтовик. И тоже возвращение его с фронта задержалось «годиков на десять». То есть пришлось отсидеть ни за что - как полстраны, если не больше, сидело тогда в лагерях.

Герой мечтает работать учителем в сельской глубинке - подальше от цивилизации. Он отбыл ссылку «в пыльной горячей пустыне» - и теперь его неудержимо тянет в среднюю полосу любимой России.

В 1956 году Игнатьич был реабилитирован и летом сошел с поезда на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы.

Хотелось ему сначала жить в деревне Высокое поле, да только там с хлебом были перебои. Неплохо с питанием в другом поселке - но герою претит его ужасное советское название «Торфопродукт» . Впрочем, не одни же торфяники кругом... Учитель поселяется в селе Тальново, где преподает математику в школе. На квартиру (вернее, в избу) его берет к себе Матрена Васильевна Григорьева. Живут они в одной комнате, но старуха (ей шестьдесят лет) так тиха и услужлива, что никаких конфликтов не возникает, разве что герой по лагерной привычке разволновался, что женщина как-то по ошибке надела его телогрейку. Да еще репродуктор очень раздражает Игнатьича - он вообще не выносит шума, а особенно бодренького радио.

Изба у Матрены старая. Лучшую ее часть - у окна - занимают табуретки и лавки с ее любимыми фикусами и другими растениями. Это показывает доброту Матрены, ее любовь ко всему живому. Она человек совершенно бескорыстный - никогда «за обзаводом не гналась», добра себе не копила, чужим людям помогала. Из всего добра у Матрены - только хроменькая кошечка, подобранная из жалости, и грязно-белая коза с кривыми рогами. Ну, еще мыши и тараканы...

Постепенно Матрена рассказывает жильцу о своей жизни. Замуж она вышла рано, потому как мать умерла и надо было как-то устраивать свою жизнь. Нравился ей один молодой человек - Фаддей. Да ушел он на фронт (это еще до революции было, в Первую мировую) и пропал без вести. Три года ждала его - «ни весточки, ни косточки». Получила предложение от младшего брата Фаддея - Ефима. Согласилась, обвенчались. А через небольшое время вернулся Фаддей из венгерского плена. Сильно любил он Матрену - чуть от ревности не порубил топором брата и бывшую невесту. Но ничего, утряслось.

Фаддей со временем тоже женился, жену себе взял тоже Матрену, не иначе - в память о первой любви. «Вторая Матрена» родила Фаддею шестерых деток, все живы. А вот Матрена, хоть и рожала детей, да они у нее «не стояли» - не доживали до трех месяцев. В деревне решили, что она «порченая». Тогда Матрена взяла на воспитание дочку Фаддея Киру и воспитывала ее долго - пока та не вышла замуж и не переехала в соседнее село к мужу.

То, что у Матрены нет добра, не говорит о ее лености - встает каждый день в четыре-пять утра, дел полно. Она всегда готова помочь соседке копать картошку или побежать по зову жены председателя помочь в колхозных делах. Денег она ни с кого не берет - отчего и считают ее глупой.

Пенсии Матрена не получала, хотя по возрасту и по болезни могла бы получать. Полжизни своей проработала в колхозе за «палочки» трудодней. И все «в мужицкую работу» мешалась: даже, как некрасовская героиня, остановила коня на скаку, а тот чуть не сшиб ее в прорубь!

Бескорыстие Матрены столь велико, а любовь к ближним так сильна, что она решает еще при жизни отдать половину своей избы и имущества приемной дочери Кире. Фаддей поддерживает это ее решение: и загружает части дома и скарба на сани. Вместе с сыновьями перетаскивает он добро своей бывшей любимой через железнодорожные пути. Матрена помогала им и погибла, замешкавшись у саней.

Односельчане не могут оценить благородства Матрены. Над гробом стоит плач - но, скорее, по обязанности и из приличия. Вскоре начинается дележ имущества, в котором принимают участие и жадные сестры покойной, и ее лучшая подруга Маша. А Фаддей, в общем-то невольный виновник смерти своей бывшей любимой, даже на поминки не явился.

И только учитель, Матренин постоялец, отчетливо понимает, что Матрена и есть тот праведник, без которого «не стоит село» .

«Не стоит село без праведника» - так первоначально должен был называться рассказ «Матренин двор»

Александр Исаевич Солженицын.

«Матрёнин двор»

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это — рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово…

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата — Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим — брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна — «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» — Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда — нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.

В 1956 году летом, из далекого Казахстана, вернулся в Россию автор-рассказчик Игнатич. После нескольких лет, проведенных в местах лишения свободы, ему очень тяжело найти работу учителя, поэтому Игнатич решает искать вакансии в глубинке. Перебрав несколько сёл, учитель останавливается в селе Тальново, в избе у Матрены Васильевны Григорьевой. Игнатич сразу оказался выгодным для нее постояльцем, ведь за него школа, помимо квартплаты, выделила машину торфа для отопления зимой.

Жизнь Матрены сложилась не легкая. В 19 лет к ней начал свататься Фаддей, но свадьбу они не успели сыграть, так как Фаддей ушел на войну. На протяжении трех лет от Фаддея не было ни одной весточки и Матрена, совсем потеряв надежду, вышла замуж за его младшего брата Ефима. Освободившийся из венгерского плена Фаддей через полгода вернулся на родину и чуть не зарубил Матрену и Ефима. Не перестав любить Матрену, Фаддей женился на девушке с таким же именем, которая родила ему шесть детей. С детьми же у Матрены не сложилось, все ее дети умирали, не дожив до трех месяцев. Выпросив у жены Фаддея дочку на воспитание, Матрена растила Киру десять лет, пока та не вышла замуж и не переехала.

Матрена всю свою жизнь прожила для кого-то, но только не для себя. Она постоянно работала на колхоз и всегда бесплатно помогала всем соседям и просителям, считая это своей обязанностью. Раз в полтора месяца Матрене выпадала обязанность кормить пастухов, которые пасли коз. Тогда Матрена практически все деньги тратила на продукты, которые она сама вообще не ела: консервы, масло, сахар. Стараясь угодить хорошим обедом пастухам, она боялась, что за плохой обед они пустят по селу о ней дурные слухи.

Постоянно болея, Матрена решила, что после ее смерти сруб горницы должен достаться Кире. Фаддей выяснил, что молодым в то время выделяли бесплатно участок земли, и тут горница Матрены пришлась как никогда кстати. Фаддей зачастил к Матрене требуя отдать обещанное и спустя несколько дней Матрена решилась. Фаддей с сыновьями быстро разобрали горницу и погрузили ее на двое саней, которые нанятый трактор должен был перевести на новый участок. На железнодорожном переезде лопнул трос, который тянул вторые сани. Тракторист, сын Фаддея и Матрена ладили порвавшийся трос и не заметили паровоз, который без габаритных огней сдавал задом.

Судовое дело о смерти трех человек быстро замяли, а Фаддей даже не явился на поминки. В этом рассказу Матрена символизирует собой простого и добродушного человека из глубинки, который не гнался всю свою жизнь за богатствами и ненужными нарядами, а всегда был рад помочь другим в трудную минуту.

Сочинения

«Затеряться в самой нутряной России». (По рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор».) «Не стоит село без праведника» (образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор») «Не стоит село без праведника» (по рассказу «Матренин двор») Анализ рассказа А.И.Солженицына "Матрёнин двор" Изображение деревни в рассказе «Матренин двор» (по рассказу А.И.Солженицына) Изображение русского национального характера в произведении Солженицына «Матренин двор» Какие художественные средства использует автор при создании образа Матрены? (по рассказу Солженицына «Матренин двор»). Комплексный анализ произведения А. Солженицына «Матренин двор». Крестьянская тема в рассказе А. Солженицына "Матренин двор" Не стоит земля без праведника (По рассказу А. И. Солженицына "Матренин двор") Не стоит земля без праведника (по рассказу А. Солженицына «Матренин двор») Нравственные проблемы в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор" Образ человека-праведника в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Проблема нравственного выбора в одном из произведений А. И. Солженицына («Матренин двор»). Проблема нравственного выбора в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" Проблематика произведений Солженицина Рецензия на рассказ А. Солженицына «Матренин двор» Русская деревня в изображении А.И. Солженицына. (По рассказу "Матренин двор".) Русская деревня в изображении Солженицына Смысл названия рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Сочинение по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор" Судьба главной героини в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Судьба человека (по рассказам М. А. Шолохова «Судьба человека» и А. И. Солженицына «Матренин двор») Судьбы русской деревни в литературе 1950-1980-х годов (В. Распутин "Прощание с Матерой", А. Солженицын "Матренин двор") Тема праведничества в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Тема разрушения дома (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Тема Родины в повести И. А. Бунина «Суходол» и рассказе А. И. Солженицына. «Матренин двор» Фольклорные и христианские мотивы в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» История создания рассказа «Матренин двор» "Матренин двор" Солженицына. Проблема одиночества среди людей Краткий сюжет рассказа А. Солженицына «Матренин двор» Идейно-тематическое содержание рассказа «Матренин двор» Смысл названия рассказа «Матренин двор» Рецензия на рассказ Александра Солженицына "Матренин двор" Идея национального характера в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» Сюжет повести «Прощание с Матерой» Образ главной героини в рассказе А.И. Солженицына "Матренин двор" 2 Комплексный анализ произведения "Матренин двор" А.И. Солженицына 2 Характеристика произведения "Матренин двор" Солженицына А.И. «Матренин двор» А. И. Солженицына. Образ праведницы. Жизненная основа притчи Без праведников нет России Судьба русской деревни в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» В чем заключается праведничество Матрены и почему оно не было оценено и замечено окружающими? (по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор») Человек в тоталитарном государстве (по рассказу А И Солженицына «Матренин двор») Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Художественные особенности рассказа «Матренин двор» Рецензия на произведение Александра Исаевича Солженицына "Матренин двор" Образ русской женщины в рассказе А. Солженицына \"Матренин двор\" 1 Крестьянская тема в рассказе Александра Солженицына «Матренин двор» В чем суть праведности Матрены в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор» От Горького до Солженицына Жизнь праведницы (по рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор») Нравственная проблематика рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор» Суровая правда в рассказе «Матренин двор» Затеряться в самой нутряной России Рецензия на рассказ А.И.Солженицына "Затеряться в самой нутряной России". (По рассказу А.И.Солженниына "Матренмн двор") Как трактовать образ главной героини: жертва или святая?

Летом 1956 г. на сто восемьдесят четвёртом километре от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань сходит пассажир. Это - рассказчик, судьба которого напоминает судьбу самого Солженицына (воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере, о чем говорит ещё и то, что, когда рассказчик устраивался на работу, каждую букву в его документах «перещупали»). Он мечтает работать учителем в глубине России, подальше от городской цивилизации. Но жить в деревне с чудесным названием Высокое Поле не получилось, поскольку там не пекли хлеба и не торговали ничем съестным. И тогда он переводится в посёлок с чудовищным для его слуха названием Торфопродукт. Впрочем, оказывается, что «не всё вокруг торфоразработки» и есть ещё и деревни с названиями Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово...

Это примиряет рассказчика со своей долей, ибо обещает ему «кондовую Россию». В одной из деревень под названием Тальново он и поселяется. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрёна Васильевна Григорьева или просто Матрёна.

Судьба Матрёны, о которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу, завораживает и в то же время ошеломляет его. Он видит в её судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрёны. Муж пропал без вести в начале войны. Он любил Матрёну и не бил её, как деревенские мужья своих жён. Но едва ли сама Матрёна любила его. Она должна была выйти замуж за старшего брата мужа - Фаддея. Однако тот ушёл на фронт в первую мировую войну и пропал. Матрёна ждала его, но в конце концов по настоянию семьи Фаддея вышла замуж за младшего брата - Ефима. И вот внезапно вернулся Фаддей, бывший в венгерском плену. По его словам, он не зарубил топором Матрёну и её мужа только потому, что Ефим - брат ему. Фаддей так любил Матрёну, что новую невесту себе подыскал с тем же именем. «Вторая Матрёна» родила Фаддею шестерых детей, а вот у «первой Матрёны» все дети от Ефима (тоже шестеро) умирали, не прожив и трёх месяцев. Вся деревня решила, что Матрёна - «порченая», и она сама поверила в это. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрёны» - Киру, воспитывала её десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в посёлок Черусти.

Матрёна всю жизнь жила как бы не для себя. Она постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за неё денег. В Матрёне есть огромная внутренняя сила. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, которую не могут остановить мужчины.

Постепенно рассказчик понимает, что именно на таких, как Матрёна, отдающих себя другим без остатка, и держится ещё вся деревня и вся русская земля. Но едва ли его радует это открытие. Если Россия держится только на самоотверженных старухах, что же будет с ней дальше?

Отсюда - нелепо-трагический конец рассказа. Матрёна погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрёны и решил забрать наследство для молодых при её жизни. Тем самым он невольно спровоцировал её гибель. Когда родственники хоронят Матрёну, они плачут, скорее, по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрёниного имущества.

Фаддей даже не приходит на поминки.

Вы прочитали краткое содержание рассказа Матренин двор. Предлагаем вам посетить раздел Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.