Написание какого из сложных имен существительных. Написания слитные и через дефис (черточку) - II

Министерство среднего и специального образования

Средняя школа № 646

Основные мотивы лирики в творчестве А. А. Фета

/ экзаменационная реферативная работа /

Выполнил:

Ученик 9 класса “Б”

Ратковский А.А.

Проверил:

учитель литературы

Салиева Р.А.

Москва

Оглавление

  1. Творчество А.А. Фета………………………………………………..стр.
  2. Поэзия Фета сама природа, глядящая через

человеческую душу…………………………………………………. стр.

  1. Эстетические воззрения А. Фета…………………………………… стр.
  2. Мотивы любви в лирике Фета……………………………………….стр.
  3. Образ любви воспоминания в лирике А. Фета………………….. стр.
  4. Черты импрессионизма в лирике Фета……………………………. стр.
  5. Список использованной литературы………………………………..стр.

Творчество А. Фета

А. А. Фет занимает совершенно особое положение в русской поэзии второй половины XIX века. Общественная ситуация в России тех лет подразумевала активное участие литературы в гражданских процессах, то есть парадность стихов и прозы, а также их ярко выраженную гражданскую направленность. Некрасов дал начало этому движению, заявив, что каждый писатель обязан отчитываться перед обществом, быть прежде всего гражданином, а потом уже человеком искусства. Фет этого принципа не придерживался, оставаясь вне политики, и заполнил, таким образом, свою нишу в поэзии той эпохи, поделив её с Тютчевым.

Но если мы вспомним лирику Тютчева, то она рассматривает человеческое бытие в его трагичности, Фет же считался поэтом безмятежных сельских радостей, тяготеющий к созерцательности. Пейзаж у поэта отличается спокойствием, миром. Но, возможно, это внешняя сторона? Действительно, если приглядеться, то лирика Фета наполнена драматизмом, философской глубиной, которые всегда и отличали больших поэтов от авторов-однодневок. Одним из главных фетовских тем является трагедия неразделённой любви. Стихотворения такой тематики раскрывают факты биографии Фета, точнее, то, что он пережил смерть любимой женщины. Стихотворения, относящиеся к этой теме, справедливо получили наименование монологи к умершей.

Ты отстрадала, я ещё страдаю,

Сомнением мне суждено дышать,

И трепещу, и сердцем избегаю

Искать того, чего нельзя понять.

С этим трагическим мотивом переплетаются и другие стихотворения поэта, названия которых красноречиво говорят о тематике: Смерть, Жизнь пронеслась без явного следа, Проста во мгле воспоминаний... Как видно, идиллия не просто разбавлена грустью поэта, она отсутствует вообще. Иллюзия благополучия создается стремлением поэта преодолеть страдания, растворить их в радости каждодневного бытия, добытой из боли, в гармонии окружающего мира. Поэт ликует вместе со всей природой после бури:

Когда ж под тучею, прозрачна и чиста,

Поведает заря, что минул день ненастья,

Былинки не найдёшь и не найдёшь куста,

Чтобы не плакал он и не сиял от счастья...

Взгляд Фета на природу схож со взглядом Тютчева: главное в ней - движение, направление потока жизненной энергии, которая заряжает людей и их стихи. Фет писал Льву Николаевичу Толстому: в художественном

произведении напряжённость - великое дело. Неудивительно, что лирический сюжет Фета разворачивается во время наибольшего напряжения духовных сил человека. Стихотворение На заре ты её не буди демонстрирует именно такой момент отражающий состояние героини:

И чем ярче сияла луна,

И чем звонче свистал соловей,

Всё бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

В созвучии с этим стихом - облик другой героини: Ты пела до зари, в слезах изнемогая. Но самым ярким шедевром Фета, отобразившим внутреннее духовное событие в жизни человека-стихотворение Шёпот, робкое дыханье... В этом стихе - лирический сюжет, то есть на событийном уровне ничего не происходит, зато дана подробная развёртка чувств и переживаний героя, смена состояний влюблённой души, окрашивающее ночное свидание а именно оно описано в стихотворении в причудливые цвета. На фоне ночных теней блещет серебро тихого ручья, и чудесная ночная картина дополняется и изменением облика возлюбленной. Последняя строфа метафорически сложна, так как именно на неё приходится эмоциональная кульминация стихотворения:

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слёзы,

И заря, заря!…

За этими неожиданными образами скрываются черты любимой, её уста, блеск её улыбки. Этим и другими свежий стихотворениями Фет пытается доказать, что поэзия является дерзостью, которая претендует на изменение привычного хода существования. В этом отношении показателен стих Одним толчком согнать ладью живую.... Его тема-природа вдохновения поэта. Творчество рассматривается как высокий взлёт, рывок, попытка достичь недостижимое. Фет прямо называет свои поэтические ориентиры:

Тоскливый сон прервать единым звуком,

Упиться вдруг неведомым, родным,

Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам...

Другая сверхзадача поэзии - закрепление мира в вечности, отражение случайного, неуловимого (Чужое вмиг почувствовать своим). Но чтобы образы достигали сознания читателя, нужна особая, не похожая ни на что музыкальность. Фет применяет множество приёмов звукописи (аллитерация, ассонанс), и Чайковский даже сказал: Фет в лучшие свои минуты переходит из пределов, указанных поэзией, и смело делает шаг в нашу область.

Так что же нам явила лирика Фета? Он шел из тьмы смерти любимого человека к свету радости бытия, освещая себе путь огнем и светом в своих стихотворениях. За это его называют самым солнечным поэтом русской

литературы (каждому известны строчки: Я пришёл к тебе с приветом, рассказать, что солнце встало). Фет не боится жизни после потрясений, он верит и хранит в себе веру в победу искусств над временем, в бессмертии прекрасного мгновения.

Стихи А. Фета - это чистая поэзия, в том смысле, что там нет ни капельки прозы. Обыкновенно он не воспевал жарких чувств, отчаяния, восторга, высоких мыслей, нет, он писал о самом простом - о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Даже о своей загубленной любви он пишет светло и спокойно, хотя его чувство глубоко и свежо, как в первые минуты. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. Недаром к его поэзии обращались и Чайковский, и Римский-Корсаков, и Балакирев, и Рахманинов, и другие композиторы.

Поэзия Фета сама природа, зеркально

глядящая через человеческую душу...

В традиционной мировой и русской лирике тема природы является одной из основных, обязательно затрагиваемых тем. И у Фета также эта тема отражается во многих его стихотворениях. Тема природы в его произведениях тесно переплетается и с любовной лирикой, и с характерной для Фета темой красоты, единой и неделимой. В ранних стихотворениях 40-х годов тема природы выражена не явно, образы природы общи, не детализируются:

Чудная картина,

Творчество А. А. Фета - одна из самых ярких страниц в истории русской поэзии. Вместе с Ф. И. Тютчевым они придали лирике такую глубину и всеохватность, которой до них поэзия не знала. Философская насыщенность, непосредственное чувствование природы, гармоническое единение с ней - все это мы находим в стихах Фета.
Судьба Фета была необычна и во многом предопределила особенности его поэтического творчества. Сын мелкого немецкого чиновника, Фет был за взятку записан сыном орловского помещика Шеншина, который увез мать поэта от его отца. Но обман раскрылся, и Фет в течение многих лет испытывал на себе, что значит быть незаконнорожденным. Главное, что он лишился при этом статуса дворянского сына. Он пытался «выслужить» дворянство, но 13 лет армейской и гвардейской лямки ничего не дали. Тогда он женился по расчету на старой и богатой, стал жестоким и прижимистым сельским хозяином.
Революционерам и даже либералам Фет никогда не сочувствовал и, чтобы достичь желаемого дворянства, долго и громко демонстрировал свои верноподданнические чувства. И только когда Фету было уже 53 года, Александр II изложил благоприятную резолюцию на его прошение. Доходило до смешного: если тридцатилетний Пушкин считал оскорблением пожалование ему царем камер-юн- керского звания (придворный чин, обычно даваемый молодым людям до 20 лет), то этот русский лирик специально выхлопотал себе камер-юнкерство уже в 70 лет.
Сотрудничал Фет и в «Современнике». Однако несмотря на то, что сотрудники «Современника» 50-х гг. оказали благотворное влияние на развитие творчества Фета, полного сближения поэта с их кругом не произошло. Даже у тех из них, кто лично более других был дружески к нему расположен, были существеннейшие пункты идейного и эстетического расхождения с ним. JI. Толстого - особенно позже, в период их дружеской близости - раздражало в Фете его безразличие к проблемам нравственности и религии. В конечном счете они не могли сойтись и в отношении к искусству, его задачам и целям, ибо Фет отрицал социально-этическое значение искусства, которое Толстому представлялось главным.
Фет отстаивал бессознательность и субъективность творчества. Вместе с тем Фет стремился не к разобщению, а к сближению людей посредством искусства. Не веря в исторический и социальный прогресс, он верил в природную способность людей к взаимному пониманию и видел в общении источник счастья и выражение полноты жизни. Именно из острой жажды полноты духовного общения у Фета возникает ощущение «недостаточности» словесного выражения, логической речи. В жадном стремлении Фета «дополнить» словесную речь другими языками сказались критика им разума и рационалистического начала сознания, с одной стороны, и любовь к физической природной жизни человека, ко всем ее появлениям - с другой. Фет ищет и находит помимо слов другие средства передачи мысли и чувства и наслаждается этими новыми путями, ведущими к сближению между людьми.
Известно, что Фет обожал музыку, буквально благоговел перед ней. Не случайно на его стихи было написано множество популярных романсов («О, долго буду я в мол- чаньи ночи тайной...», «Какое счастие! и ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Давно в любви отрады мало...», «В дымке-невидимке...», «Я тебе ничего не скажу...», «На заре ты ее не буди...» и др.).
Тематически лирика Фета не слищком разнообразна: красота природы («Я пришел к тебе с приветом...», «Шепот. Робкое дыханье...», «Какая грусть! Конец аллеи...», «Это утро, радость эта...», «Жду я, тревогой объят...») и женская любовь («Нет, я не изменил...», «Моего тот безумства желал...», «Люби меня! Как только твой покорный...», «Еще люблю, еще томлюсь...») - вот и вся тематика. Но какой огромной мощи достигает Фет в этих узких пределах! Кроме того, сливаясь воедино, они рисуют поразительный, истинно фетовский образ России. В провинции, в глухих углах страны сформировался он: литературные успехи не дали Фету определенного места в обществе, по окончании университета он вынужден был скитаться по глухим провинциальным углам, вращаться в кругу армейских офицеров-однополчан и местных помещиков.
Россия Фета - это Россия патриархального деревенского уклада с ее суровыми, занесенными снегами равнинами, тройками, уносящимися вдаль, таинственными святочными вечерами, тоской ее деревянных городов. При этом Фет остро чувствует красоту мира и природы, причем выражает это в совершенных, классических, вечно прекрасных формах. За этим восприятием жизни стоит отход от традиционного отношения к красоте как идеалу, лежащему вне современной действительности. Фет остро воспринимает красоту действительности и рассматривает красоту как непременный атрибут жизни. Родная природа в ее непосредственной реальной жизни выступает в поэзии Фета как главная сфера проявления прекрасного. И «низкий быт», и скука длинных вечеров, и томительная тоска житейского однообразия, и мучительная дисгармония души русского Гамлета делаются в творчестве Фета предметом поэтического осмысления.
Отличие восприятия родного простора у Фета от того, которое выразили, например, в своих произведениях Лермонтов и (в «Мертвых душах») Гоголь, состоит в большей пространственной ограниченности его образов. Если Гоголь в лирических отступлениях «Мертвых душ» озирает как бы всю русскую равнину с вынесенной наверх, над нею, точки зрения, а Лермонтов видит обширную панораму родины глазами едущего по ее бесконечным дорогам и полям странника, то Фет воспринимает природу, непосредственно окружающую его оседлый быт, его дом. Он отмечает изменения мертвой зимней природы именно потому, что они происходят на хорошо известной ему в мельчайших подробностях местности. Например,
Как любят находить задумчивые взоры
Завеянные рвы, навеянные горы...
Иль средь нагих полей,
Где холм причудливый...
Изваян полночью, -
Круженье вихрей дальных...»
Поэт знает, где были рвы, занесенные снегом, отмечает, что ровное поле покрылось сугробами, что за ночь вырос холм, которого не было.
Поэт окружен особой сферой, «своим пространством», и именно это пространство является для него образом родины.
Этот круг лирических мотивов отражен, например, в стихотворении Фета «Печальная береза». Образ березы в стихотворениях многих поэтов символизирует русскую природу. «Чета белеющих берез» и в «Родине» Лермонтова предстает как воплощение России. Фет изображает одну березу, которую он ежедневно видит в окно своей комнаты. Малейшие изменения на этом обнаженном зимой, как бы омертвевшем на морозе дереве для поэта служат воплощением красоты и своеобразной жизни природы родного края.
Дом поэта составляет центр пространства, природы, которые изображаются в его пейзажной лирике. Поэтому в стихах его часты упоминания о том, что поэт созерцает природу в окно. Своеобразие поэтического восприятия природы, присущее Фету, передано, например, в его стихотворении «Деревня». Поэт любит деревню как мир, окружающий милую ему девушку, являющийся ее «сферой». Поэт любит природу и людей, окружающих девушку, звуки и игру света вокруг нее, ароматы и движение воздуха ее леса, ее луга, ее дома. Он любит кошку, которая резвится у ее ног, и работу в ее руках. Ведь все это - она. Недаром стихотворение носит собирательное название «Деревня», т. е. мир, составляющий живое и органическое единство. Девушка - душа этого единства, но она неотделима от него, от своей семьи, своего дома, деревни. Поэтому поэт говорит о деревне как о приюте всей семьи («Люблю я приют ваш печальный...»).
Внутри этого поэтического круга для поэта нет более важных предметов или менее важных. Все они равно поэту милы. Сам поэт становится его частью, и у него открывается новое отношение к самому себе. Он начинает любить себя как часть этого мира, любить свои собственные рассказы, которые отныне делаются принадлежностью нравственной атмосферы, окружающей девушку. Воспринимая родину как пространственное единство, Фет воспринимает ее и во временной протяженности. Это не только «деревня», но и «вечер деревни глухой», и часы от «благовеста» до восхода месяца, и «речи замедленный ход», и «смолкающие пташки». То есть это те явления, которые окружают его в пространстве и времени. Фет не просто любит окружающий его мир, он словно растворяется в нем. Если для Пушкина любовь была проявлением высшей полноты жизни, то для Фета любовь есть единственное содержание человеческого бытия, единственная вера. Эту мысль он утверждает в своих стихах с удивительной силой.
Итак, лирика Фета поднимает краеугольные, важнейшие вопросы бытия. Она говорит о человеке и о его связи с природой. Вера в беспредельность жизни природы и в возможность гармонического слияния с нею человека пронизывает многие стихотворения Фета. Являясь их философской основой, она придает им светлое, умиротворяющее звучание. Фет по-новому отобразил в своей поэзии тему родины, с одной стороны, ограничив ее, но с другой - углубив, сделав неизмеримо богаче.
А. А. Фет был одним из родоначальников русского импрессионизма, появившегося как стиль в Европе в конце XIX в. Он привнес в русскую поэзию совершенно новое чувствование мира, новый взгляд на вещи, оказав огромное влияние на всю последующую русскую литературу.

Лирика Фета по тематике не очень разнообразна. Это в основном темы любви, природы, личностные переживания - темы, которые присущи практически всем поэтам.

Но у каждого есть то, что отличает его поэзию от поэзии других. У Тютчева, например, преобладающим является философский мотив. У Фета основным мотивом, который встречается практически во всех его стихотворениях, является мотив огня. Ему в лирике противопоставлен мотив воды, моря. Можно встретить мотивы полета, гадания, двоемирия.

Мотив огня, как я уже упоминала, основной. Огонь был стихией Фета, так же как у Тютчева стихией была вода. Наверное, правы были мудрецы, когда говорили, что каждому человеку соответствует своя стихия.

Огонь в поэзии Фета имеет свои образы. Это - заря, закат, костер, лампа, звезды. Как видим, это не только то, что в прямом смысле относится к огню, но и то, что отдаленно напоминает его. Огонь в жизни Фета связан еще и с личностными переживаниями. Его любимая девушка - Мария Лазич - погибла от огня, уронив горящую спичку на платье. В стихотворении «Весеннее небо глядится...» огонь представлен в виде своего маленького собрата - огонька. Этот огонек вызывает у нас чувство жалости, но мы знаем, что он может быть частичкой чего-то большого и страшного:

Вдали огонек одинокий

Трепещет под сумраком липок;

Исполнена тайны жестокой

Душа замирающих скрипок.

В этом стихотворении вводится образ скрипки, которая вызывает в нашем сознании протяжные, печальные мелодии, и это еще больше убеждает нас в чем-то грустном и плачущем.

Огонь в лирике Фета часто связывается с одиночеством:

Как на черте полночной дали

Тот огонек,

Под дымкой тайною печали

Я одинок...

Эти строки напоминают нам предыдущее стихотворение, в нем чувствуется та же печаль и грусть. Недаром здесь одиночество существует «под дымкой тайною печали». Когда мы говорим о мотиве огня, мы имеем в виду огонь не только, допустим, костра, но и свечи:

Зеркало в зеркало, с трепетным лепетом,

Я при свечах навела,

В два ряда свет - и таинственным трепетом

Чудно горят зеркала.

В этих строчках огонь, свеча сопровождают ритуал гадания. Поэтому огонь здесь воспринимается как нечто таинственное. Можно предположить, что это сближаются два мира - мир земной и мир небесный. Еще одно стихотворение, где гадание связано с чем-то личным:

Помню я, старушка няня

Мне в рождественской ночи

Про судьбу мою гадала

При мерцании свечи.

Слова: «свеча», «ночь», «судьба»... В этот ряд хочется добавить слово «тайна». Наверное, и само гадание есть тайна, которую постигнуть могут немногие. Тайну судьбы поэта раскрывает перед нами старушка няня. Но поэт прерывает свое стихотворение, так и не сказав нам, что нагадала няня. В это, мне кажется, вложен философский смысл: зачем знать свою судьбу раньше времени.

Какая ночь!

Алмазная роса

Живым огнем с огнями неба в споре,

Как океан, разверзлись небеса,

И спит земля - и теплится, как море.

Здесь рядом с огнем присутствует вода. Эти две стихии - основные в природе. В стихотворении они противопоставляются друг другу благодаря чему от этих строк веет спокойствием и умиротворенностью. Это спокойствие усиливает словосочетание «и теплится, как море». Здесь море - не грозная стихия, но что-то безобидное и очень красивое.

В творчестве Фета часто встречается мотив полета. До него его использовал Островский в пьесах «Бесприданница» и «Гроза», главные героини которых тоже хотели летать. Но у Фета полет не отвлеченный. Это, например, полет птицы:

Зато, когда пора приспела,

С гнезда ты крылья распустил

И, взмахам их доверясь смело,

Ширяясь, по небу поплыл.

Мотив полета у Фета в разных стихотворениях имеет разное значение. В одних случаях он обозначает приход новой жизни, возвращение, любовь. В таких стихотворениях используются образы бабочки, сокола. В других стихотворениях полет - это переход в другой мир, в вечность. Такой полет символизируют грачи, осенние листья, слетающие с деревьев. Сюда можно отнести стихотворения «Опять осенний блеск денницы...», «Бабочка». Эти стихотворения яркие, от них веет солнцем, теплом.

В стихотворении «На кресле отвалясь, гляжу на потолок...» показан полет грачей по кругу. Круг - это символ вечности. Здесь подразумевается смерть, но смерть не как конец, пустота, а как вечность. Символом смерти у Фета является и пчела, с которой поэт тоже связывает мотив полета.

Любовная тема в лирике Фета имеет глубоко личностный характер. Любовь связана с девушкой поэта, Марией Лазич, которая оставалась для Фета единственной любимой. К этому циклу можно отнести стихотворения «Ты отстрадала, я еще страдаю...», «Дома снились мне вопли рыданий твоих...» и другие. Ты душою младенческой все поняла, Что мне высказать тайная сила дала, И хоть жизнь без тебя суждено мне влачить, Но мы вместе с тобой, нас нельзя разлучить. Эти строки - из стихотворения «Alter ego», что в переводе с латинского означает «второе я». Любимая поэта навсегда останется вместе с ним.

К любовной лирике можно отнести стихотворение «Вакханка». Фета всегда тянуло к прекрасному, гармоничному, чего не хватало в реальной жизни. Поэтому в своем творчестве в поисках гармонии и красоты он обращается к античным временам. В стихотворении «Вакханка» описывается страстная и красивая девушка: Закинув голову, с улыбкой опьяненья, Прохладного она искала дуновенья, Как будто волосы уж начинали жечь Горячим золотом ей розы пышных плеч. Поэзия Фета неповторима и многогранна. Ее можно читать и перечитывать, и каждый раз в ней обязательно найдешь что-то новое и важное, которое раньше не смог заметить. Поэтому она вечно молодая и прекрасная.

Поэзия Афанасия Афанасиевича Фета проникнута счастьем жизни, переполнена радостью любви и наслаждением природой. Принципиально важно, что тематически разделить его поэзию чрезвычайно трудно.

Фет был сторонником «чистого искусства», он утверждал, что поэзия не должна зависеть от требований общества.

В истории русской литературы этот поэт остался непревзойденным мастером лирического пейзажа, в котором обязательно отражены человеческие чувства.

Образы и темы лирики Фета

Природа и пейзаж в творчестве поэта

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь.

Что нет обид и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Как только веровать в рыдающие звуки,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой!

Поэзия Фета передает тончайшие нюансы человеческих отношений в полутонах природы. Примером может служить замечательное стихотворение поэта «Шепот, робкое дыханье…»

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!

Средства и формы стихотворений

Поэт, используя структуру назывных предложений, создает удивительное безглагольное движение времени (от вечера до утра),

Изменений внешних проявлений и внутреннего состояния влюбленных. И даже слово «слезы» в этом стихотворении — это радость любви и бытия.

Стихотворение Фета может представлять собой маленькую миниатюру, в которой рассказано только внешних событиях, но в то же время стихотворение говорит о глубоких внутренних переживаниях (о девушке, ждущей свидания).

«единственным в своем роде, не имеющим равного себе ни в одной литературе». «Он намного выше своего времени, не умеющего его ценить,»

Нам, живущим в ХХ веке, остается только согласиться с ним.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь