Обособленное согласованное приложение. Обособленное приложение: пример

Безусловно, по уникальности любой язык достоин высоких оценок. Но каждый ли из них может похвастаться своим богатством лексики, гигантским набором грамматических форм, глубинным сложным и простым синтаксисом, величественной морфологией? Предлоги в русском языке обеспечивают высокий показатель уникальности.

Особая часть речи

Предлоги в русском языке являются отдельной частью речи. Классы и разряды их тоже требуют пристального внимания.

В современном русском языке выделяют 6 самостоятельных частей речи :

  1. Имя существительное.
  2. Глагол.
  3. Имя прилагательное.
  4. Числительное.

Помимо этой группы, лингвисты выделяют ещё одну, которую они назвали служебными частями речи (ч. р.). Её элементы выполняют «второстепенные» функции, но на высших формациях языка (синтаксис) их роль существенно выше, так как без них не получится составить предложение. Сюда входят 3 основные группы :

  • Союз.
  • Частица.
  • Предлог (дополнительно выделяют особую группу междометий).

Из всех вышеперечисленных ч. р. наиболее интересна третья. Предлог не может отвечать ни на один из вопросов и пишется всегда перед существительным. По своей сути, он является своеобразным клеем или раствором, используемым для строительства синтаксического целого (предложения). Из предложений выстраивается текст, а значит, предлоги выполняют очень важную функцию в тексте. Таким образом, можно сформулировать определение.

Предлог - это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении.

Основные классификации

По происхождению и строению выделяют производные и непроизводные предлоги. Непроизводные никогда не были другими частями речи или их морфемами. Производные же образовались путём перехода самостоятельной части речи в служебные. Для русского языка такое явление не является редким и часто случается, когда одна часть речи постепенно приобретает морфологические признаки другой. Явление частеречного перехода постоянно изучается учёными. Основным инструментом такого анализа является выявление закономерностей в современных языковых процессах.

По структуре выделяют группы простых: в, под, на; и составных: несмотря на, в заключение.

Чтобы разобраться с написанием производных предлогов и их омонимичных форм, нужно определить причинно-следственные связи их образования. Следует выяснить на примерах, как должны писаться омонимичные формы, как подчёркиваются они и чем отличаются друг от друга на письме. Для этого необходимо составить таблицу.

Данные таблицы свидетельствуют о том, что следует различать самостоятельные ч. р. и производные предлоги, так как от этого зависит, каким членом предложения являются слова. Если неверно определить ч. р., можно ошибиться в итоге. А значит, есть риск нарушить правила обособления дополнений и обстоятельств.

Производные бывают трёх видов :

  • Образованные от существительного (путём, в продолжение).
  • Образованные от наречия (вокруг, в течение, вследствие, ввиду, насчёт).
  • Образованы от деепричастия (благодаря, несмотря на).

Следует отметить, что, переходя из существительного, наречия или деепричастия, слово лишается морфологических признаков самостоятельных ч. р. Оно меняет одни морфологические категории на другие. Например, теряется род, число, падеж и т. д.

Морфологический разбор является способом доказать, какой ч. р. является слово. Любое из них обладает морфологическими признаками (категориями). Нужно ознакомиться с примером такого разбора.

Морфологический разбор состоит из 3 действий:

  1. Определение часть речи. Общее значение.
  2. Определение вида предлога - простой или составной, производный или непроизводный.

Таким образом строится устный разбор. На практике (письменно) он выглядит следующим образом:

Под высокой травой хоронится земля.

  1. Под - предлог.
  2. Хоронится (х) (под чем?) под землёй.
  3. Морфологические признаки: простой, непроизводный.

До сих не все знают, как подчёркивается предлог в предложении, и неверно его графически выделяют. Согласно общепринятому правилу, он может обозначаться только как и связанное с ним существительное.

Если в предложении существительное является дополнением (подчеркивается пунктирной линией), то п. будет подчёркиваться таким же образом (над лесом). Если существительное в предложении будет обстоятельством, то и п. будет подчёркиваться таким же образом.

Многие подчёркивают п. так же, как и прилагательное (волнистой линией), если оно стоит между существительным и предлогом. Это неверно. Он всегда связан только с существительным и отражает падежную форму этой части речи, но с прилагательным связывает его только зависимость от существительного.

С какими ч. р. не употребляется

Поскольку с п. могут употребляться только существительные, можно говорить о том, что это качество распространяется на ч. р., морфологические признаки которых сходны с именем существительным :

  • Местоимение (кроме местоимений-прилагательных).
  • Причастие.
  • Количественные существительные.

С этими ч. р. предлог может сочетаться, но с прилагательными, наречиями, порядковыми числительными связь никогда не наблюдается. Это связано с тем, что вышеперечисленные ч. р. по своим морфологическим категориям сходны с прилагательным, а предлог от него не зависит.

Разделы: Начальная школа

Цели урока:

  1. Обучение использованию предлогов в устной и письменной речи с применением ИКТ.
  2. Правописание предлогов с разными частями речи.
  3. Обеспечение дифференцированного подхода в обучении и воспитании учащихся с различным уровнем психофизического развития.
  4. Формирование любви к родному языку через устное народное творчество.

Ход урока

1. Организационный момент

Два ученика:

Ты куда, Иван, торопишься?

В школу!

А нарядился, как на праздник!

В нашей школе народной каждый урок – праздник.

(учитель звонит в колокольчик)

Входят ученицы в русских народных костюмах.

Здравствуйте, гости дорогие! Гостю почёт – хозяину честь. Гость доволен – хозяин рад. Гость немного гостит да много видит. Гостю щей не жалей, а погуще лей. В хорошую избу и гости жалуют. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Понаехало гостей из разных волостей. Русский народ всегда радуется гостю и встречает его с открытой душой. А сколько метких пословиц и поговорок сочинил наблюдательный русский народ. Всё богатство русского языка, и красоту, и краткость можно встретить в устном народном творчестве. Припомните русские народные пословицы и поговорки, связанные с учением. (Ученье – красота, а неученье – сухота. Ученье лучше богатства. Ученье – свет, а неученье – тьма. Ученья корень горек, а плод сладок. Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.) Сегодня мы продолжаем изучать богатый русский язык, а тему урока расшифруйте сами.

2. Постановка темы урока.

Отгадайте зашифрованное слово: Это служебная часть речи, которая служит для связи слов в предложении. _ _ _ _ _ _ _ Записываем в тетради дату и тему урока «Предлоги»

Актуализация знаний.

Что мы знаем о предлоге? От какой части слова нужно отличать предлог?

Таблица 1 на экране.(по ходу ответов учащихся на экране появляется нужная запись)

Постановка учебной задачи.

Вот сколько мы с вами уже знаем о предлогах и приставках. Что же ещё нового можно открыть в этой теме? Оказывается, вот что. Даже многие взрослые в своей речи делают ошибки, неправильно употребляя предлоги. Для чего нужно уметь употреблять предлоги в своей речи правильно? (Чтобы речь была красивой, точной, грамотной, понятной) Поэтому сегодня наша задача – учиться правильно употреблять предлоги в устной и письменной речи. Для начала давайте вспомним, какие бывают предлоги в русском языке. (На экране таблица со словами: с, на, от, в, около, перед, из, под, ой, ах, три, мяу, плим, ту-ту) Задание: выбрать только предлоги. (Учащиеся называют слова - предлоги, которые нужно оставить. Ненужные слова компьютер убирает. Учащимся даётся 20 секунд, чтобы запомнить предлоги на экране. Затем предлоги убираются. Учащиеся по памяти письменно воспроизводят, что запомнили. Фронтальная проверка. Сильным учащимся предлагается записать ещё 2-3 предлога, которые они вспомнили). Итак, мы должны знать и помнить, какие в русском языке существуют предлоги и уметь их правильно употреблять в речи. Каждый предлог несёт в себе какое-то пространственное значение и, чтобы правильно употребить предлог, нужно понять это значение. Например: учитель демонстрирует схемы, учащиеся объясняют положение в пространстве. Приложение 1 .

3. Обучение правописанию предлогов со словами. Дифференцированное задание по уровню творчества. Работа в паре с соседом.

По схемам придумайте и запишите словосочетания, употребив данные предлоги. Приложение 2 . (Учитель раздаёт учащимся схемы с учётом уровня сложности) В помощь слабым учащимся предлагаются существительные: печка, лавка, санки, письмо, ребята, деревня, посуда . Образованные словосочетания дети записывают в тетради. Проверка фронтальная.

Давайте зачитаем словосочетания, которые вы сумели образовать (ответы учащихся)

4. Развитие фонематического слуха.

Любил русский народ сочинять небылицыё песенки – потешки, загадки.

Выписать на слух слова с предлогами

Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор.

Где был дедушка Егор? (за лесом, за горами)

Откуда он едет? (из-за леса, из-за гор) Выписываем, объясняем орфограмму пробел.

Подберите схему к этим словам с предлогами.

Ох-охохонюшки!
Не видать из-под стола
Нашего Афонюшки.

Где находится Афонюшка? (под столом)

Откуда его не видать? (из-под стола) Выписываем, объясняем орфограмму пробел, подбираем схему.

Дополнительно: Маша дала Саше сыворотку из-под простокваши.

Физминутка

Под русскую народную плясовую музыку учащиеся выполняют перекрёстные движения: Правый локоть – левое колено, левый локоть – правое колено (6 раз)

  • За спиной правая рука левая пяточка, левая рука – правая пяточка (6 раз)
  • 5. Обучение употреблению предлогов в речи. Дифференцированное задание по уровню сложности. Работа в группах.

    1 группа – Вставьте в предложения пропущенные предлоги с или из . Запишите полученные предложения, подчеркните орфограмму пробел.

    Куклу вынули …… коробки. Ворона слетела … дерева. Пассажиры вышли…. троллейбуса. Молоко вынули … холодильника. Бельё достали … шкафа. Пыль стёрли … шкафа. Пироги вынули ….. печки.

    Фронтальная проверка.

    2 группа – Закончите предложение, вставляя подходящее по смыслу слово с предлогом, отвечая на вопрос где? Запишите получившиеся предложения и подчеркните орфограмму пробел.

    Карандаши лежат (где?) ……………………. Яблони и груши растут (где?) ………………
    Медведь живёт (где?) …………………… … Получил посылку (где?) ………………………….
    Всё лето мы отдыхали (где?)……………... Моя мама работает (где?) …………………….

    6. Самостоятельная работа.

    Объяснить, где предлог, где приставка, а где часть корня. Вспомним ещё раз правило написания приставок и предлогов (устно проговариваем правила, возвращаясь к таблице 1).

    Взаимопроверка. Взаимооценка.

    Чему учились сегодня? (грамотно употреблять предлоги в устной и письменной речи)

    Что мы для этого делали? (учились определять пространственное значение предлога и т.д.)

    Для чего нужно уметь правильно употреблять предлоги? (Чтобы речь была красивой, точной, правильной)

    Красивым делают нашу речь и меткие народные высказывания.

    Закончим урок мы народной мудростью «Век живи - век учись» Как понимаете это высказывание? (Сколько человек живёт, столько он должен познавать новое, учиться чему-то интересному)

    Мудрому и счастье к лицу. Мудрому человеку вся земля открыта. Мудрость в голове, а не в бороде. Мудрость старости честнее.

    8. Домашнее задание.

    Подобрать и записать 6-8 пословиц о правде и лжи. Подчеркнуть в пословицах слова с предлогами. Если встретятся слова с приставками – выделить приставки.

    Примечание: Во время работы на уроке учитель поощряет детей, комментирует их работу, используя в своей речи пословицы и поговорки:

    Не пером пишут, а умом.

    Неграмотный - что слепой. Ученье везде найдет примененье!

    Ученья корень горек, а плод сладок.

    Кто не учится, тот блуждает в потёмках.

    Делай хорошо, а плохо само получится.

    Умную голову почитают смолоду.

    Учить – ум точить.

    У умной головы сто рук.

    «Авось» и «как-нибудь» до добра не доведут!

    Если есть труд - значит, будет и успех.

    1) Многие из таких предложных сочетаний, в отличие от собственно предлогов, относятся избирательно к тем существительным, с падежной формой которых они соединяются: это могут быть существительные или только одушевл., или только неодушевл.: в границах чего-н. (но не кого -н .), в области чего -н. (но не кого -н.), вне рамок чего-н. (но не кого -н.), в порядке чего . (но не кого -н .), в роли кого-н . (но не чего -н.), в ипостаси кого-н . (но не чего -н .), в сообществе с кем -н . (но не с чем -н .). Такая избирательность определяется и объясняется лексическим значением того существительного, которое входит в состав предложного сочетания. Показательно в то же время, что значение отношения, заключенное в таком предложном сочетании, может оказаться сильнее этого лексического фактора, и тогда избирательное от ношение к одушевлённым и неодушевлённым именам отсутствует; например: во имя кого-чего-н., в честь кого-чего-н., за счет кого-чего-н., при помощи кого-чего-н., при посредстве кого-чего-н., с помощью кого-чего-н., через посредство кого-чего-н., не в пример кому-чему-н., в согласии с кем-чем-н. (сравним: имя кого-н., помощь кого-н., посредство кого-н., согласие с кем-н.).

    2) Во многих случаях имя, входящее в предложное сочетание, сохраняет способность принимать согласуемое прилагательное: вести себя в границах дозволенного в установленных границах дозволенного , выступает в роли умиротворителя в сомнительной роли умиротворителя , летал в условиях полярной ночи в неблагоприятных условиях полярной ночи , не принял посетителя под предлогом занятости под неубедительным предлогом занятости , приехали с целью помощи с благородной целью помощи , действует в зависимости от обстоятельств в непосредственной зависимости от обстоятельств , работают в содружестве с инженерами в тесном содружестве с инженерами , находится на пути к успеху на верном пути к успеху . При введении такого согласуемого слова предложное сочетание утрачивает свою служебную функцию, и имя, получающее определение, восстанавливает все свои предметные свойства. Однако в очень многих случаях согласуемое слово уже не может быть введено в состав предложного сочетания; например: в знак чего-н., в отношении кого-чего-н., в продолжение чего-н., в результате чего-н., на предмет чего-н., по мере чего-н.

    3) В тех случаях, когда присоединяемое предлогом существительное заменяется местоимением (в ходе переговоров в ходе их , в их ходе ; за счет колхоза за его счет ; со стороны покупателей с их стороны , со стороны них ; в пользу пострадавшего в его пользу в пользу него и под.), предложное сочетание, не полностью принадлежащее к классу предлогов, допускает замену такого имени указательным словом этот , такой : действует на основании инструкции на этом , на таком основании ; отказался под предлогом занятости под этим , под таким предлогом ; выступает в роли умиротворителя в этой , в такой роли ; мастак по части розыгрышей по этой части и т.п. Подобно явлениям, описанным в п. 2, имя, получающее согласуемое определение, утрачивает при этом функцию связующей единицы, т.е. предложное сочетание распадается. [Русская грамматика 1972, том 1, 578]

    2.4 Лексическое значение предлога в русском языке

    Лексическим значением предлога как отдельно взятого слова является значение того или иного отношения. Это отношение может быть или максимально абстрактным, широким, или более конкретным и определенным, узким. Однако в любом случае предлог имеет лексическое значение, различна лишь степень его абстрактности. Семантически «пустых» предлогов не существует.

    То, что в некоторых грамматических описаниях определяется как «семантическая опустошенность» предлога, является его наиболее абстрактным значением. Так, «семантически опустошенными» считаются предлоги о , в , по в таких сочетаниях, как думать о будущем , сомневаться в друге , тосковать по семье или мастер по оборудованию . Однако во всех этих случаях предлог – вместе с падежной формой (об этом см. ниже) – выражает то или иное отношение: объектное или определительное. В тех случаях, когда предлог обладает более конкретным, более определенным и узким значением, он выражает то или иное отношение более дифференцированно.

    Значения непервообразных предлогов (за несколькими исключениями предлогов неоднозначных) всегда так или иначе соотнесены с лексическими значениями тех знаменательных слов, с которыми эти предлоги связаны. Например, предлоги возле , не доходя до или пройдя несут в себе значение пространственных отношений (непосредственной близости, приближенности, удаленности); предлоги на протяжении или в течение обозначают временное отношение (неодномоментную одновременность); предлоги по сравнению с или подобно означают отношения сопоставления, уподобления; значение предлогов вровень с или наравне с – отношение приравнивания или идентификации. Значениями таких предлогов определяются и те отношения, которые возникают в образуемых ими соединениях слов; они описаны в «Синтаксисе». Далее речь пойдет о значениях первообразных предлогов. [Виноградова 1972, 571]

    Все первообразные предлоги многозначны: каждый из них способен выражать несколько разных отношений. Среди этих нескольких значений одно (реже – более) является для данного предлога центральным, основным, главенствующим, другие занимают в смысловой структуре предлога периферийное, нецентральное положение. Разные значения предлога могут быть или внутренне связаны друг с другом, или никак не связаны, обособлены от других значений. Так, в предлоге от со знач. пространственного отношения – удаления (отплыть от берега ) внутренне связаны такие его значения, как значение отношения к источнику, исхождения (письмо от друга ; в юноше есть что -то от поэта ) или объектное (защита от врагов , отказаться от поручения ); отношение же временной отнесенности (приказ от первого августа ) стоит у этого предлога особняком, семантически изолировано от других его значений. Семантическую структуру предлога про формируют два значения: отношения объектного (говорить про друзей ) и назначения (эти наряды не про тебя ); внутренне эти два значения друг с другом никак не связаны.

    Как видно, структура и самый характер значения предлога близки к характеру и структуре значения падежа. И в том и в другом случае значениями являются отношения разной степени абстракции, причем сущность этих отношений в падеже и в предлоге во многом идентична. Как у падежа, так и у предлога системы значений организуются основным, центральным значением (или значениями) и значениями периферийными; эти последние и в том и в другом случае служат источником для лексикализации форм отдельных слов либо для лексикализации и Основной, центральный характер значения (или значений) первообразного предлога обычно поддерживается следующими факторами.

    1) В языке есть приставка, однозначная с предлогом или близкая ему по значению: безумный без ума , безопасность без опасности (в обоих случаях – значение отсутстствия); межзональный между зонами (значение взаимосвязанности); досрочный до срока (значение предшествования). Такие смысловые соответствия с приставками существуют у следующих предлогов: без (без леса безлесный , без ума безумие ), в (ехать в-въехать , смотреть в [лицо ] – всмотреться ), до (лететь до долететь , до срока досрочный , бегать до [усталости ] – добегаться ), за (за Волгой заволжский , бежать за [ограду ] – забежать ), из (гнать из [города ] – изгнать ), меж , между (между континентами межконтинентальный , между реками междуречье ), на (бросить на что -н . – набросить , на стене настенный , жаловаться на [кого -л .] – нажаловаться ), над (строить над надстроить , над бровями надбровье , ругаться над [святыней ] (устар.) – надругаться ), от (ехать от чего -н . – отъехать , резать от [каравая ] – отрезать , считать от [единицы ] – отсчитывать , образовать от глагола отглагольный ), пред , перед (перед горой предгорье , перед пуском предпусковой ), по (по Волге Поволжье , по своему [усмотрению ] – по -своему , по штукам поштучный , по силам посильный , по смерти посмертный ), под (положить подо что -н . – подложить , под землей подземный , под Москвой подмосковный , под защитой подзащитный ), при (при станции пристанционный , строить [сарай ] при [доме ] – пристроить , [петь и ] при этом плясать приплясывать , при людях прилюдно [нов .]), с (прыгнуть с спрыгнуть , резать с [краев ] – срезать , вместе с [кем -н .] – совместный , единение с [кем -н .] – соединение , рисовать с [натуры ] – срисовать ), через , чрез (через седелку чересседельник , через меру чрезмерный ).

    Предлог – это служебная часть речи. Она играет важную роль в установке связей между словами. Но самостоятельно строить предложения предлоги не способны. Чтобы понять, что такое предлог в русском языке, нужно рассмотреть его функции и признаки.

    Зачем нужны предлоги

    Отличительная особенность предлогов состоит в том, что они обозначают зависимое положение существительных, местоимений и числительных от стоящих рядом с ними слов в определенном падеже. Предлог делает конкретным значение падежной формы:

    • Заглядываю в газету – предлог «в» конкретизирует значение места, в данном случае это направление внутрь
    • Положил на газету карандаш – предлог «в» конкретизирует пространственное значение
    • Спрятал под газету ручку – предлог «под» указывает на значение места

    Итак, главная роль предлогов состоит в том, чтобы указывать на разнообразные отношения тех или иных слов к конкретной падежной форме.

    Если углубиться в суть и понять, что обозначает предлог, можно сделать вывод, что предлоги выражают отношения между объектами:

    • Объектом и действием
    • Объектом и признаком
    • Отношения между двумя разными объектами

    Простые и составные предлоги

    Предлоги классифицируются по структуре и происхождению.

    По структуре предлоги делятся на два вида:

    • Простые предлоги. Они имеют в своем составе одно слово. Например, предлоги «в», «на», «под», «с», «у», «к» считаются простыми.

    Примеры использования простых предлогов в предложении:

    1. Я посмотрел в окно и улыбнулся
    2. Девочка встала на стул и запела
    3. Я заглянул под табурет

    • Составные предлоги. В их состав входит несколько слов. Например, предлоги «в связи», «в отличие от», «несмотря на» называют составными.

    Примеры употребления составных предлогов:

    1. В отличие от меня
    2. Несмотря на хорошие оценки
    3. В связи с плохой погодой

    Производные и непроизводные предлоги

    По происхождению предлоги принято делить на два вида:

    • Непроизводные предлоги. Они не образованы от частей речи, например, «над», «в», «через», «к», «у»
    • Производные предлоги. Они появились в нашей речи благодаря успешному переходу из разряда других частей речи. В зависимости от того, от какой части речи произошел предлог, они подразделяются на виды:
    1. Отглагольные. Образованы от глаголов путем перехода их в предлоги (несмотря на, включая, считая, благодаря). По происхождению отглагольные предлоги являются формами деепричастий
    2. Отыменные. Это предлоги, которые представляют собой предложно-падежную форму существительных. К этому разряду относятся предлоги «путем», «в течение», «вследствие», «по мере», «насчет». Данные предлоги потеряли смысловую связь с существительными, от которых они произошли
    3. Наречные. Образованы от наречий.

    Часто ученики допускают грубую ошибку, принимая такой предлог за наречие. Существует простое правило, согласно которому, если после слов «вокруг», «накануне», «возле» и им подобным стоит существительное или местоимение, то перед нами предлог. Для примера рассмотрим наречный предлог «накануне»:

    • Накануне каникул он решил взяться за учебу

    В данном случае «накануне» – это предлог, так как рядом есть существительное. Кроме того, к этому слову невозможно задать вопрос.

    • Я был у доктора накануне

    Мы видим, что в данном предложение «накануне» – это наречие. От глагола «был» можно задать вопрос (когда?) к этому слову. Поэтому можно сделать вывод, что «накануне» – это самостоятельная часть речи, а не предлог.


    Несмотря на то, что предлоги относятся к служебным частям речи, они очень важны для русского языка, так как устанавливают связи между словами.

    Предлог - это служебная часть нашей речи, которая выражает смысловые связи между существительными, числительными и местоимениями и других слов в предложениях или словосочетаниях: пошёл в школу, взобрался на гору, побежал по улице, подошёл к отцу.

    Предлоги в русском языке , как и другие служебные части речи, не изменяются и всегда остаются в том виде, в котором они существуют: посередине, напополам, на, с . Также предлоги не являются членами предложения, но при синтаксическом разборе предложения предлоги подчёркиваются вместе с тем членом предложения, к которому относятся: После недолгих колебаний животное подошло ко мне (после колебаний - обстоятельство, ко мне - обстоятельство).

    Предлоги, союзы частицы - это служебные (несамостоятельные) части речи. Несмотря на это, они имеют свою классификацию и делятся на определенные виды.

    Виды предлогов.

    По морфологическим признакам предлоги можно поделить на три вида:

    1. Простые предлоги - предлоги, которые состоят из одного слова, которое имеет одну основу: на, в, по, к, с, изо, над, около, после, до, благодаря и др.
    2. Сложные предлоги - предлоги, которые состоят из одного, но имеют два корня и пишутся через дефис: из-под, из-за, по-над и др.
    3. Составные предлоги - это предлоги, которые состоят из двух или более слов: в течение, в продолжение, в отличие от, несмотря на и др.

    По происхождению предлоги бывают:

    • Непроизводные предлоги - это обычные предлоги, которые нельзя связать с образованием от какой-либо части речи: от, на, в, при, к, по, из, за и многие другие. К непроизводным предлогам также относятся сложные предлоги: по-над, из-за, из-под.
    • Производные предлоги - это предлоги, образованные от других частей речи (существительными, глаголами и др.): в течение, в продолжение, несмотря на, ввиду, вроде и др.

    Производные предлоги.

    Производные предлоги бывают нескольких видов, которые зависят от части речи, с которой связано образование предлога:

    1. Отыменные предлоги - это предлоги, образованные чаще всего от существительных. Образование таких предлогов может происходить с помощью наречий или непосредственно от имени существительного. К отыменным предлогам относятся следующие: в силу, в отличие, в течение, наподобие, ввиду, вследствие, в продолжение, в отличие от и другие. Существительное с предлогом или предлог?
    2. Отглагольные предлоги - это предлоги, которые образованы от деепричастий: несмотря, включая, благодаря, спустя, спустя, невзирая и др. Чем предлоги отличаются от союзов или другой части речи?
    3. Наречные предлоги - это предлоги, которые происходят от наречий: позади, впереди, около, внутри, вблизи, вокруг, кроме, вопреки и т.д.

    Предлоги и согласование падежей.

    Предлоги могут употребляться как с одной, так и с несколькими формами падежей . При этом, есть предлоги, которые требуют управления в каком-то определенном падеже: согласно - дательный, из-за - родительный, а в - предложный и винительный:

    Согласно расписанию, согласно графику; из-за дождя, из-за матери; в Крым, в Крыму.

    Разряды предлогов по лексическому признаку.

    Предлог может выражать:

    • Временное отношение: прыгать с утра до вечера ;
    • Пространственное отношение: побывать в Питере и на Байкале ;
    • Отношение сравнения и сопоставления: ростом с меня, что-то вроде вспышки ;
    • Отношение сопровождения: взять с собой, приехать с братом ;
    • Отношение причины: зарыдать от горя ;
    • Объектное отношение: забыть про отдых, говорить о свадьбе ;
    • Отношения цели: платье для выхода; еда для праздника ;

    И другие разряды.

    Как делать морфологический разбор предлога?

    План разбора предлога :

    1)Часть речи, назначение данной части речи;

    2)Вид предлога: простой, составной или сложный;

    3)Тип предлога: производный или непроизводный;

    4)К какому слову относится;

    5)В каком падеже управляется в предложении (словосочетании);

    6)Разряд предлога по лексическому признаку.

    Пример морфологического разбора предлога.

    На крыльце стояли двое: он и с ним.

    На (крыльце) - предлог, служит для связи слов в данном предложении, простой, непроизводный, относится к имени существительному «крыльце» , употребляется с предложным падежом, имеет пространственно-объектные отношения с существительным.

    С (ним) - предлог, служит для связи слов в предложении, простой, непроизводный, относится к местоимению «ним» , употребляется с творительным падежом, имеет значение сопровождения.