Образование афинского государства. Аттика, афины

Политическая история Аттики представляет классический образец возникновения государства. Афины-главный город Аттики издревле был населен народом, этнически близким малоа- зийским грекам.

Аттика-область Средней Греции-представляет собою полуостров, треугольником выступающий в Эгейское море и омываемый с запада Сароническим заливом, пролив Эврип отделяет ее от острова Эвбеи. Центральная область Аттики (Месогея) окружена горными хребтами. Река Кефис разрезает долину на две части и соединяет равнину с морем. На западном берегу Аттика имеет несколько естественных гаваней: Фалер, Пирей (Муни- хия). Природа страны оказала свое влинне на историю Аттики. В основном оставаясь земледельческой страной садоводов, скотоводов, огородников и пчеловодов, Аттика при наличии хороших бухт и гаваней развила большую торговлю и промышленность, завоевавших ей славу во всем эллинском мире и за его пределами. Спарта в этом отношении не может итти ни в какое сравнение.

Древнейшая история Аттики немногим более известна, чем история Спарты. Подобно Спарте Аттика и Афины своими историческими корнями уходят в крито-микенский мир. В послеми- кенский период Аттика была покрыта мелкими крепостями баси- леев, как о том свидетельствуют уцелевшие до настоящего времени остатки. В мифах сохранились имена древнейших полулегендарных аттических царей и героев: Кекропа, Эгея, Тезея, Кодра и др.

В мифах и легендах образование Афинского государства представляется в виде многолетней борьбы друг с другом басилеев, сидевших в своих полисах, рассыпанных по территории Аттики. Впоследствии этот процесс борьбы стали представлять себе в виде мирного объединения, или синойкизма. В преданиях рассказывается, что после того как царскую власть получил Тезей, соединявший в себе силу с умом, он привел в порядок страну, упразднил советы и должностных лиц прочих городов и объединил путем синойкизма всех жителей вокруг одного города, учредив один совет и один пританей. В память объединения Аттики был учрежден всеафинский праздник Панафинеи, посвященный памяти-покровительницы города Афине Палладе, богине войны и маслиновых рощ. Впоследствии Панафинеи превратились в национальный праздник, сопровождавшийся играми, гимнастическими и музыкальными состязаниями.

Социально-экономический строй Аттики XII-VIII вв. может быть определен как гомеровский строй.

Населявшие Аттику четыре племенных союза, или филы, делились на фратрии, фратрии-на роды. По общему закону рост производительных сил, разделение труда и обмен разлагали родовые организации, выдвигая на их место другие организации- соседские, профессиональные и имущественные. Дольше всего родовая организация сохранялась у верхнего слоя «благородных и богатых» аристократов, называвшихся в Аттике эвпатридами, т. е. имеющими благородных родителей.

Афинский ландшафт.

Вдали долина реки Кефиса и эгалейский горный проход с «священной дорогой » на Элевсин. Направо Эрехтейон.

Ббльшую часть населения составляли средние и мелкие земледельцы- геоморы, ремесленники - демиурги, торговцы и феты. Низший слой аттического общества составляли рабы, число которых с каждым столетием возрастало.

Под действием тех же факторов, которые разрушали род, происходило слияние в единое Афинское государство отдельных местностей и родов. Процесс образования Афинского государства, длительный и многообразный, закончился приблизительно в начале VI в. до н. э.

Объединение Аттики, вызванное ростом производительных сил, с своей стороны, являлось фактором, способствовавшим дальнейшему социально-экономическому и культурному прогрессу. Наряду с местными обычаями, учреждениями, культом и пр. возникали общеаттические (афинские) учреждения. Таким путем Афины из крепости, местопребывания басилея и его дружины, превращались в полис-город в собственном смысле.

Верховная власть над объединенной Аттикой в течение нескольких столетий принадлежала афинским басилеям. Около же VIII в. царская власть в Афинах исчезает. Последним афинским царем был, по преданию, Кодр. После отмены царской власти во главе Афин стояли избранные из эвпатридов правители-архонты. Сначала должность эта была пожизненной, затем архонты избирались на 10 лет и, наконец, на один год. Первоначально избирался только один архонт, около середины VI в. образовалась коллегия девяти архонтов: 1) первый архонт, архонт-эпоним, первоначально имел большую власть, впоследствии же функции его были ограничены; 2) архонт-басилей выполнял, главным образом, жреческие функции, а также судебные функции по делам, связанным с культом; 3) архонт-полемарх был предводителем афинского ополчения и 4) шесть архонтов фесмофетов-хранителей закона, председателей различных судебных коллегий. Архонты отправляли общественные должности безвозмездно. Архонтство считалось высшим почетом и честью не только для самого архонта, но и для всего его рода, фратрии и филы, к которым он принадлежал.

По выполнении срока полномочий архонты вступали в ареопаг , высший государственный совет. В ареопаге разбирались уголовные дела, в особенности дела, об убийстве. Ареопаг был хранителем традиций, высшим судебным и контролирующим органом. Ему принадлежали рекомендация и контроль над архонтами. Заседал ареопаг на скале, посвященной богу войны Арею. Отсюда, повидимому, происходит и само название.

Архонтами и членами ареопага могли быть только эвпатриды, члены самых влиятельных афинских родов. Располагая богатством и имея в своем распоряжении массу слуг и зависимых людей, эвпатриды могли проживать в Афинах и заниматься общественными делами.

Экономическую основу могущества эвпатридов составляли земли, расположенные в плодородной местности вблизи Афин. Пережитки родового строя были еще очень сильны: земля не могла отчуждаться, и все имущество оставалось в роде. Однако давали себя знать уже и новые отношения. Некоторые эвпатриды занимались ростовщичеством и торговлей, тем более, что географическое положение Афпн, удаленных всего на 5 километров от моря, предрасполагало к заморской торговле. Число богатых и влиятельных аристократических родов в Аттике, как и вообще во всей Греции, с каждым поколением уменьшалось. Денежное хозяйство разлагало не только роды в низших слоях Аттики, но захватывало также и верхний слой «благородных». Меньшая часть эвпатридов богатела и возвышалась, становясь еще более благородными и знатными, ббльшая же часть беднела и опускалась в разряд худородных. «Родовой строй абсолютно несовместим с денежным хозяйством» 1 . Чем дальше, тем все больше родовитость становилась символом и признаком богатства. Число влиятельных эвпатрид- ских родов и семей в Афинах в VIII-VII вв., накануне великих реформ, было невелико, но в их руках находились богатство, сила и власть.

Влияние совершавшихся экономических перемен-рост денежного хозяйства и рост рабовладения-болезненнее всего ощущалось в деревне. Проникавшие в деревню торговля и ростовщичество беспощадно ломали освященные глубокой стариной патриархальные отношения, неотделимые от натурального хозяйства.

«...Развивающееся денежное хозяйство проникало, точно разъедающая кислота, в основанный на натуральном хозяйстве исконный образ жизни сельских общин» .

Положение сельской массы-геоморов и фетов-в VII-VI вв. в Аттике было в высшей степени тяжелым, как в материальном, так и в правовом отношении. Об этом имеются совершенно определенные свидетельства наших главных источников, «Афинской политии» Аристотеля и Плутарха (в биографии Солона). Несмотря на известный схематизм и односторонность их освещения, самый факт разорения аттической деревни не вызывает сомнений. Главным бичом деревни были ростовщичество л растущее рабовладение, вытеснявшее свободный труд.

Плутарх и Аристотель сообщают, что в Аттике накануне Соло- новых реформ (VI в.) масса мелких землевладельцев находилась в долгу у богатых эвпатридов. Должники обрабатывали землю богатых или же брали деньги под залог собственной личности. Заимодавцы имели право обратить должника в рабство или же продать за границу.

«Дело в том,-говорит Аристотель в «Афинской политии» («Истории Афинской конституции»),-что вто время государственный строй в Афинах был олигархический, бедные находились в рабстве у богатых, они сами и их семьи. Они обрабатывали земли эвпатридов, отдавая им за это пять шестых получаемого с земли дохода, а одну шестую оставляя для личного пользования себя и своей семьи. Потому их и называли шестидольниками (гектоморами). Вся земля находилась в руках немногих. Если должники во-время не вносили следуемую с них плату, то их самих и членов их семьи разрешалось брать в кабалу».

Против эвпатридов, имевших в своих руках политическую власть и силу и крепко державшихся за родовые порядки, выступали не только порабощенные шестидольники, но и другие общественные прослойки Аттики, в том числе и часть «благородных». Другими словами, против господства эвпатридов выступали все элементы складывавшегося рабовладельческого полиса, среди них и часть «благородных», по каким-либо.причинам оторвавшихся от своего класса. Классовые противоречия в VII-VI вв. в Аттике были столь же остры, как и в других греческих полисах, о которых говорилось выше.

«Столкновение новообразовавшихся общественных классов взрывает старое общество, покоящееся на родовых союзах» 1 .

«Родовой строй приходил к концу. Общество с каждым днем все более вырастало из его рамок; даже худшие отрицательные явления, которые возникали у всех на глазах, он не мог ни ослабить, ни устранить. А тем временем незаметно развилось государство...»

Долго скоплявшееся недовольство существующим строем, наконец, прорвалось наружу в виде так называемой Килоновой смуты в 30-х годах VII в. Сущность Килоновой смуты такова: Килон, аристократ по происхождению, одержавший победу на Олимпийских играх, зять мегарского тирана Феагена, пользовался большой популярностью в Афинах. Воспользовавшись скоплением народа во время праздника в честь Зевса, Килон с группой приверженцев решил произвести государственный переворот с целью захвата верховной власти. Приверженцам Килона удалось захватить Акрополь, но удержаться в нем они не могли вследствие слабой поддержки народа. «Узнав об этом, афиняне устремились с полей против Килона и его соумышленников и, расположившись у Акрополя, начали осаждать его. Осада затянулась, и большинство афинян, утомленных ею, ушли, предоставив архонтам сторожить Килона и дав им неограниченные полномочия на все прочее по собственному их усмотрению. В то время ббльшая часть административных функций принадлежала архонтам» . Эвпатриды сумели быстро сорганизоваться и осадили Акрополь. Самому Килону удалось бежать, а его приверженцам, искавшим убежища у жертвенника Афины? была обещана жизнь, если они оставят храм. Однако обещание это не было выполнено. По выходе из храма сообщники Килона были убиты, некоторые даже у алтаря эвменид.

Во главе осаждавших стояли представители рода Алкмеонидов. «Кплонова скверна» наложила неизгладимое пятно на род Алкмеонидов. В течение всей афинской истории Алкмеониды считались проклятым родом, не сдержавшим своего обещания освободить осажденных и пролившим кровь у алтаря богини покровитель- нипы города. Этим обстоятельством при всяком удобном случае пользовались в своих интересах их политические и личные враги.

Попытка государственного переворота Кплона не удалась по причине незрелости движения, но все же толчок был дан. Классовые противоречия углублялись, а вместе с ними обострялась и классовая борьба. Начатая Килоном «смута» продолжалась и после его изгнания. Все это указывало на то, что общественное недовольство и брожение в Аттике в середине VI в. были очень сильны.

Первой серьезной уступкой эвпатридов было издание писанных законов-законов Драконта. В 621 г. одному из архонтов, Дра- конту, было поручено пересмотреть и записать действующее обычное право. Возложенное поручение было выполнено. Так возникли «Драконтовы законы».

Законы Драконта, согласно преданию, отличались необыкновенной суровостью («драконовы законы!»), что свидетельствовало о грубости и жестокости нравов этой эпохи. Смертная казнь полагалась даже за такие преступления, как праздность, кража овощей и плодов. «Законы Драконта написаны не чернилами, а кровью»,-так характеризовали Драконтовы законы сами греки. Рассказывали, что когда спросили самого законодателя, почему он почти за все преступления назначил смертную казнь, то Дра- конт будто бы ответил, что незначительные проступки, по его мнению, заслуживают этого наказания, для крупных же он не мог придумать большего. Особенно свирепы были кары за нарушение прав частной собственности: воровство, поджог, убийство и прочие гражданские правонарушения.

И тем не менее при всей свирепости, техническом несовершенстве и примитивности правосознания законы Драконта имели большое историческое значение как победа складывавшегося (рабовладельческого) демократического полиса над элементами родового строя, имели хотя бы потому, что некоторые статьи их были определенно направлены против кровной мести. Больше всего выгод от введения писанного права получил верхний слой демоса, в особенности проживавшие в Афинах иностранцы (метэкп). Метэки (или метойки), купцы и ремесленники, были заинтересованы в фиксации твердых правовых норм для торговых и денежных операций. Писанное право охраняло частную собственность и вносило порядок в имущественные и деловые отношения.

  • Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства,1938 г., стр. 106.
  • Там же.
  • Энгельс, Происхождение семьи, частной собственности и государства,1938, стр. 4.
  • Там же, стр. 109.
  • 8 Фукидид, 1, 126.

Аттика с древнейших времен - ядро, вокруг которого формировалась и развивалась Древняя Греция. Большинство героев мифов и легенд, если обратить внимание на то, откуда они родом, - из Аттики.
В Аттике история гармонично сливается с мифами. Еще античные историки пытались доказать, что герои мифов - это реальные исторические персонажи. Первый царь Аттики - легендарный Кекроп, у которого было два змеиных туловища вместо ног Ему приписываются совершенно конкретные деяния например строительство Афинского Акрополя и первого святилища Афины, а также примерно известно, когда он правил - 3600 лет назад. Мифы сообщают, что это при нем был знаменитый спор за Аттику между Посейдоном и Афиной. Древнегреческий историк, афинянин Филохор (ок. 345-260 до н. э.) писал, что Кекроп поселил жителей Аттики в 12 городах, чтобы спасти от нападений карийцев и беотийцев.
Еще один известнейший персонаж мифов - десятый афинский царь Тезей, которому удалось сплотить Аттику. Само рождение Тезея загадочно - то ли он сын царя Эгея, то ли самого Посейдона. Это он на Крите убил чудовище Минотавра, выбрался из Лабиринта, взял в жены царицу амазонок и совершил еще множество разнообразных подвигов. Историк Евсевий Кесарийский (ок. 265 - ок. 340) обозначает время правления Тезея с 1234 по 1205 г. до н. э. А историк Плутарх (ок. 45 - ок. 127) пишет о Тезее: «Он собрал всех жителей Аттики, сделав их единым народом, гражданами одного города, тогда как прежде они были рассеяны».
«Аттика» в переводе - «прибрежная страна». Близость моря определяла всю жизнь ее жителей. Обширная и удобная Пирейская гавань уже в VI в. до н. э. использовалась афинянами для стоянки военного и торгового флота. Жители Афин редко ели мясо они предпочитали рыбу, которая к тому же была доступнее и дешевле.
Звание афинян все гражданское население Аттики получило еще в VII в. до н.э. - Афины становились все более влиятельным городом, культовым и торговым центром.
Именно отвага и расторопность афинян вместе с выгодным географическим положением позволили им занять ведущее положение среди городов-государств Древней Греции и подчинить себе всю Аттику. Ведь постоянная нехватка пресной воды не позволяла получать высокие урожаи - и Афины зависели от привоза хлеба. Земли в Аттике редко были плодородны, их постоянно приходилось очищать от камней и удобрять. Был даже афинский закон, запрещающий арендаторам под страхом серьезных наказаний «воровать почву с полей».
Торговля, судостроение, рыбная ловля и великолепное оливковое масло - вот те основы, которые помогли Афинам утвердиться в Древнем мире. А также - добыча мрамора, который вывозился даже за пределы Греции, и серебра. Да, и еще высоко ценившаяся аттическая соль, которая добывалась в промышленных масштабах и использовалась для засолки рыбы.
Остатки амфор с клеймами гончарных мастерских Аттики до сих пор находят археологи в самых отдаленных уголках античного мира. В этой универсальной таре древности, которая в огромных количествах производилась из отличной аттической глины, везли рыбу, вино, оливковое масло. Когда-то Пирей можно было по праву назвать самым крупным портом мира - он и сегодня крупнейший порт Греции.


Общая информация

Аттика, административная область в Греции.
Административно-территориальное деление: 4 нома.
Столица: , 745 514 чел. (2001 г.)
Язык: греческий.
Религия: православное христианство.
Этнический состав: 95% - греки, 5% - иные национальности.
Денежная единица: евро.
Крупнейшие города: Афины, Пирей, Калитея, Перистерио.
Главные морские порты: Пирей, Эгина, Метана.
Важнейший аэропорт: международный аэропорт «Элефтериос Венизелос» (Афины).
Крупнейшие реки: Кефисос, Илиссос.
Крупнейшее озеро: Марафон.

Цифры

Площадь: 3808 км 2 .
Население: 3 841 408 чел.
Плотность населения: 1008,8 чел/км 2 .
Самая высокая точка: гора Парнита, 1413 м.

Экономика

Крупнейший транспортный узел Греции: Афины.
Промышленность: пищевая, легкая, добыча мрамора.
Сельское хозяйство: разведение олив, фиговых деревьев, винограда, скотоводство.
Сфера услуг: финансовые услуги, туризм.

Климат и погода

Средиземноморский, средняя температура января - +10ºС, июля - +27ºС, среднегодовое количество осадков 416 мм.

Достопримечательности

Афины: , Национальный археологический музей, Византийский музей, Археологический музей Афинской Агоры, Музей Кикладского и древнегреческого искусства;
Монастыри: Дафнион, Кесариани.
Археологические комплексы: Рамнус, Вравона, Тризина, Элевсин. Марафон, Элевферы, Эгостена;
Храмы: Посейдона и Афины на мысе Сунион.

Любопытные факты

■ В латинском языке есть такое выражение - «аттическая соль». Это означает особо тонкое остроумие - своеобразную «приправу» речи. Красноречие «с крупинкой соли», то есть образно и остроумно,очень ценилось в Риме. Но при чем же здесь «аттическая соль»? Выражение появилось благодаря тому, что лучшие мастера ораторского искусства были родом из Аттики. Даже такой великий оратор, как Марк Туллий Цицерон (106-43 до н. э), признавал этот факт. А соль в Аттике добывали методом выпаривания из морской воды, и получалась она мелкой, высокого качества, за что особо и ценилась. Вот эти два обстоятельства и создали выражение «аттическая соль».
■ В греческом мифе описано, как за власть над Аттикой боролись боги - Посейдон и Афина. Бог морей Посейдон одарил людей источником воды, ударив трезубцем в скалу. А богиня войны и мудрости Афина вонзила свое копье в землю, и оно превратилось в священное дерево - оливу Боги признали дар Афины более ценным, она и стала покровительницей Аттики, а в честь богини город-государство получил имя Афины.

О том, чье имя получит город: Посейдон создал лошадь, Афина дала оливковое дерево (источник благосостояния, так как из его плодов стали делать масло), и город был назван Афинами в честь богини. Миф о Тесее – чисто афинский. Этому герою легенда приписывала соединение в одно государство всей Аттики путем слияния отдельных общин в один город. По преданию, и Аттика подверглась нашествию дорян во время возвращения Гераклидов (в середине XI в.), но была спасена своим царем Кодром. Дельфийский оракул объявил, что победит та сторона, на чьей будет убит царь. Кодр в одежде пастуха пробрался во вражеский стан и был там убит. Не надеясь больше на победу, доряне отступили, а афиняне объявили, что после Кодра никто у них уже не может быть достойным царского сана. Так поэтическая легенда объясняла отмену в Афинах царской власти.

107. География Аттики

Аттика, юго-восточная часть Средней Греции, вдается в море треугольником, одна сторона которого примыкает к суше. Эта маленькая страна находилась в очень близком соседстве с государствами, в которых раньше всего в европейской Греции развилось мореплавание. Одним своим берегом Аттика прилегала к тому же самому Сароническому заливу, близ которого лежали Мегара и Корин ф и воды которого омывали остров Эгину, другой же берег Аттики лишь узким проливом отделялся от острова Эвбеи, на котором почти против Аттики находились Халкида и Эретрия. Сунийский мыс, составляющий южную оконечность страны, ближе других пунктов греческого материка к Кикладам. Таким образом положение Аттики на море было очень выгодным для развития торговли, но все-таки Афины приняли деятельное участие в торговле много позднее городов Эвбеи и Истма u острова Эгины. Аттика далеко не могла похвастаться своим плодородием и производила недостаточно хлеба для прокормления своих жителей. Лучшею местностью была равнина (Педион) у Саронического залива против острова Саламина : здесь находились города Афины и Элевсин, из которых один был окружен местами с садовой культурой (виноград, оливки, смоквы и т. п.), а другой лежал в центре той части равнины, где были лучшие хлебные поля. (Здесь и развился культ Деметры). Северная и северо-восточная Аттика (Диакрия) наполнена была горными отрогами и отличалась сухостью и бесплодием, равно как и южная приморская часть (Паралия). Зато горы Аттики изобиловали минеральными богатствами. Пентеликон на севере доставлял прекрасный белый мрамор, Гимет (славившийся и своим пчеловодством) заключал в себе мрамор голубоватого оттенка, Лаврион на юге славился своими серебряными рудниками, на доходы от которых афиняне построили впоследствии свой первый флот. Афинская равнина орошалась рекой Кефиссом, у одного из притоков которой, пересыхавшего летом, и стоял главный город Аттики. Афины были построены в холмистой местности, и на одной из её возвышенностей был афинский кремль, Акрополь, заключавший в себе храм богини Афины Паллады и царский дворец. Город находился от морского берега верстах в семи и имел три гавани. Древнейшею из них был Фалерон, но эта гавань была открытою и потому не столь удобною, как Мунихия и особенно Пирей, представлявшие из себя закрытая бухты по обе стороны перешейка маленького полуострова (Пирейского).

108. Население Аттики

Население Аттики причислялось к племени ионян и гордилось тем, что никогда не подвергалось завоеванию. Первоначально здесь было несколько государств (по преданию 12), но они слились в одно государство, сделав его средоточием Афины и даже поселив часть своих жителей в этом общем центре (синойкизм). В воспоминание об этом событии в Аттике был установлен особый праздник, называвшийся Панафинеями . Еще в историческое время жители Аттики делились на четыре племенные филы с тремя фратриями в каждой, при чем эти филы и фратрии имели своих богов и своих начальников. Кроме граждан государства, в Аттике жили пришельцы из других мест, занимавшиеся промыслами и торговлею, платившие подати и даже бывшие обязанными участвовать в войске, но не считавшиеся гражданами; название их было метеки. Сравнительно с гражданами их было, конечно, много меньше. Сами граждане делились на три класса: землевладельческую знать, мелких землевладельцев и ремесленников. Афинская знать составляла сословие благородных, или эвпатридов (т.е. имеющих хороших отцов), роды которых занимали первенствующее положение в жизни отдельных фратрий, фил и всего государства. Свободные крестьяне, жившие на своих маленьких участках, назывались геоморами, ремесленники – демиургами: геоморы и демиурги, вместе взятые, и составляли демос.

109. Древнейшее государственное устройство Афин

Во главе Афин стоял первоначально царь, который правил с советом, состоявшим из старейшин наиболее важных аттических родов и носившим название ареопага . Царская власть, однако, перешла постепенно к выборным сановникам, причем самый титул царя, впрочем, никогда не отменялся. Прежде всего стали избирать в помощники царю на войне особого полководца, полемарха, потом и часть правительственных и судебных дел начали поручать особому сановнику, архонту (правителю), которого назначал ареопаг, а еще позднее создали должность шести судей, фесмо фетов. Должность царя после этого ограничивалась лишь исполнением жреческих обязанностей, и басилевсом назывался уже не правитель государства, а высший жрец Афин. Таким образом царская власть разделилась между девятью сановниками, которые все стали называться архонтами. (В их коллегии первое место принадлежало не басилевсу и не полемарху, а архонту-эпониму, по имени которого обозначался афинский год). В средине VIII в., когда существовало только три первые архонта, их стали избирать на десять лет, а не пожизненно, как прежде, в начале же VII в. – лишь на один год. Сначала выбор царя совершался только в пределах одного рода, но мало-помалу это звание (и вообще архонтство) сделалось доступным всем знатным родам. По мере того, как царская власть дробилась между отдельными сановниками, бывший царский совет, ареопаг, наоборот, получал все большее и большее значение. Он стал пополняться архонтами, хорошо исполнявшими свои обязанности и становившимися уже пожизненными членами этого учреждения. Афины сделались настоящей олигархией, в которой ареопаг являлся не чем иным, как средоточием интересов, стремлений и традиций сословия эвпатридов. В руках землевладельческой знати были все религиозные и государственные должности; им принадлежало толкование всех божеских и человеческих законов; они производили суд, руководствуясь исключительно старыми обычаями и своим их пониманием. Понятно, что олигархическое правление могло быть только утеснением демоса.

Сегодня? Лучшие курорты и археологические памятники Аттики .

Древнейший период в исторической жизни Аттики , ставшей в дальнейшем основной территорией одного из самых сильных и цветущих государств - Греции, нашел лишь слабое отражение в источниках. Археологические исследования самих Афин и окружающей их области обнаружили следы древнего быта, восходящие к неолитической эпохе. Древнейшее из до сих пор обнаруженных здесь погребений датируется III тысячелетием до н. э. Найденные в этом погребении около скорченного костяка сосуды из серой глины ручной работы еще очень примитивны.

Конец раздробленности Греции, по преданию, положил герой и афинский царьТесей, который объединил население вокруг Афин и учредил один общий совет. «С той поры и поныне, - пишет Фукидид, - афиняне совершают в честь богини Афины всенародное празднество синойкии (объединения).

При раскопках на афинском акрополе были обнаружены памятники несравненно более высокой культуры в виде остатков дворца микенского типа, а в ряде других мест (Ахарны, Эрхия, Керамик и др.) - погребения этого же времени с большим числом разнообразных предметов, главным образом керамических изделий, в том числе и не местного происхождения. Все эти памятники, датируемые уже концом бронзового века, дают основание думать, что на территории Аттики существовал один из очагов микенской культуры, современный другим ее центрам.

Последующий, послемикенский период характеризуется в Аттике появлением керамики так называемых протогеометрического и геометрического стилей. Некоторые из керамических находок этого времени, как, например, знаменитые, стяжавшие себе широкую известность, дипилонские вазы, дошли до нашего времени в прекрасной сохранности.

Обильные находки протогеометрической и геометрической керамики дали и раскопки на северном и северо-западном склонах Ареопага. Обращает на себя внимание, что в культурных напластованиях, характеризуемых этого рода керамическими находками, почти не встречаются привозные вещи. Это показывает, что типичное для всей Греции послемикенского периода ослабление связей с другими странами характеризует и Аттику .

У древних афинян существовало суровое долговое право, в силу которого должник отвечал перед кредитором не только своим имуществом, но и свободой самого себя и членов своей семьи. Несостоятельные должники превращались в рабов своих заимодавцев.

Для характеристики железного века в Аттике интересно раскрытое в 1949 г. на территории Афин погребение, видимо ремесленника, в котором было обнаружено около десяти предметов, сделанных из железа, и точильный камень.

Смоковницы (инжирные деревья) в Аттике росли в огромном количестве и давали такое множество плодов, что они даже вошли в пословицу как нечто бесполезное, чего родится очень много. Подобная пословица существовала в отношении сов, гнездящихся в окрестностях Акрополя.

Аттика - это район, ограниченный с юга Эгейским морем. Его прихотливая конфигурация свидетельствует о существовании множества бухт, заливов и мысов. Земля здесь обрабатывалась с незапамятных времен. Сама богиня Афина спорила за обладание Аттикой с могущественным Посейдоном и выиграла этот спор, принеся в дар людям оливу. Аттика знаменита с глубокой древности мягким, теплым климатом , здесь расположено большое количество античных памятников. Именно близость к столице и обусловила бурное развитие этого района практически во все времена греческой истории.

Пригодную для питья воду доставляли, кроме рек Илисса и Кефиса, только источники Панопа и Каллирроя. Лишь император Адриан (117-138) устроил водопровод для восточной части города. Надзиратель за колодцами был важным лицом, наблюдавшим за тем, чтобы никто не отводил воды, не имея права на это.

Отдельно надо сказать о замечательно сохранившихся памятниках античной архитектуры Аттики . Пожалуй, самый известный из них – это храм Посейдона, расположенный на мысе Сунион. Храм состоит из колонн, расположенных на расстоянии 70 метров. Большой храм, стоящий на мысе, где гуляют только ветра, оставляет незабываемое впечатление. Стоило бы посетить древний храм Деметры в Элевсине, находящийся в 22 км от Афин , посвященный тайному культу богини Деметры и ее очаровательной дочери Персефоны.

Основные курорты Аттической Ривьеры - Палио Фалиро, Глифада, Вульягмени, Вула, Кавури, Варкиза, Лагонисси, Анависсос, мыс Сунион, Мати, Неа Макри. И, конечно же, остров Эвия - с его шикарными курортами Еретрия, Амаринтос, Эдипсос

АТТИКА

Древняя ("Attikn) - область Др. Греции. Заселена с эпохи неолита. Отроги Киферона и Парнета делят А. на небольшие равнины: афинская, элевсинская, месогейская, марафонская - пригодные для с. х-ва. Кроме равнинного, было распространено террасное земледелие. Гл. с.-х. культурами А. в древности были виноград и оливки. Урожаи ячменя и пшеницы были невысокие, хлеба не хватало. На горных пастбищах разводили овец и коз. А. была богата солью, мрамором, глиной, серебром (добывалось в горах Лаврион на юге А.). В А. были развиты ремесла (гончарное, обработка металлов, судостроение). Изрезанность берегов А., ее срединное положение в Др. Греции, потребность в импорте хлеба способствовали развитию мор. торговли А. (гавани - Пирей, Фалерон). К 5 в. до н. э. А. постепенно стала самой развитой социально-экономич., политич. и культурной областью (центр - Афины) Др. Греции. В совр. Греции А. образует одну из адм.-терр. единиц - номов.

Лит.: Колобова К. М., Глускина Л. М., Очерки истории Древней Греции, Л., 1958; Wrede W., Attika, Athen, 1934.

Аттика времен Клисфена


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "АТТИКА" в других словарях:

    В древности область на юго востоке Ср. Греции. В современной Греции Аттика один из номов (центр Афины) … Большой Энциклопедический словарь

    - (Attica, ή Άττιχή). Важнейшая область средней Эллады, страна гористая и малоплодородная; столицей ее были Афины. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.) … Энциклопедия мифологии

    Сущ., кол во синонимов: 1 область (62) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Аттика - (Attica), обл. в юго вост. части Центр. Греции. В древности здесь было неск. небольших поселений, к рые постепенно объединились в город государство Афины. Этот процесс завершился к 7 в. до н.э. Семьи крупных землевладельцев продолжали жить вне… … Всемирная история

    Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии … Википедия

    В древности область на юго востоке Средней Греции. В современной Греции Аттика один из номов (центр Афины). * * * АТТИКА АТТИКА, в древности область на юго востоке Средней Греции. В современной Греции Аттика один из номов (центр Афины) … Энциклопедический словарь

    Attĭca, ή Άττική (от ακτή, вместо ακτική), называлась раньше также Άκτή, «прибрежная страна», а у поэтов Μοψοπία, или Ίωνία, или Ποσειδωνια и была важнейшей из 8 областей, составлявших собственную (среднюю) Элладу. Она имела форму … Реальный словарь классических древностей

    - (греч. Attike) в древности область на юго востоке Средней Греции. Политическое объединение А. вокруг Афин (Синойкизм) произошло, согласно древнегреческим преданиям, при царе Тесее (См. Тесей), в действительности процесс этот растянулся на … Большая советская энциклопедия

    - (греч. ή Αττική, что значит прибрежная страна) юго восточная область Средней Греции, соединительное звено между Балканским полуостровом и Архипелагом, приблизительно в 2200 кв. км пространства; граничить на С. Виотией, на З. Мегарой, с Ю. и В.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Аттика - (от греч. страна побережья) полуостров, одна из крупнейших областей на юго востоке Средн. Греции. Ее горы являются разветвлениями Киферона, крутого каменистого хребта, который образовал естественную границу А. с Беотией и Мегарами. Среди… … Античный мир. Словарь-справочник.