Ореховый спас: история праздника и традиции. Яблоки с орехово-медовой начинкой на Ореховый Спас

В церковном календаре

В народном фольклоре

Народные названия праздника:

  • «Спас на холстах », «Спас на полотне »;
  • «орешный » или «ореховый Спас », так как к этому времени созревает лесной орех и разрешается его собирать в лесах;
  • «хлебный Спас » - заканчивается уборка хлеба.

См. также

Ссылки

  • Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа. Официальный сайт МП.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Хлебный Спас" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 праздник (133) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Хлебный Спас - Хл ебный Сп ас (праздник) … Русский орфографический словарь

    Хлебный Спас - (праздник) … Орфографический словарь русского языка

    - (ст. слав. Съпасъ, греч. Σωτήρ «Спаситель») эпитет, присваиваемый Иисусу Христу. Особенно характерен для иконописи … Википедия

    Спас (сокращение от Спаситель, греч. Σωτήρ) эпитет, присваиваемый Иисусу Христу. Особенно характерен для иконописи. Содержание 1 Образы иконографии Христа 2 Праздники … Википедия

    I м. 1. Иисус Христос, спасший по христианскому вероучению человечество, искупив его грехи; Спаситель. 2. Название церкви в честь Спасителя. II м. Название каждого из трех летних православных церковных праздников, посвященных Спасителю: Медовый… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Спас - (сокращенное от Спаситель) имя Иисуса Христа, предреченное архангелом Гавриилом при благовещении. В народном быту Спасами называются три православных праздника, связанных с Христом: Первый Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего… … Православный энциклопедический словарь

    спас - СПАС, а, м (С прописное). Общее название трех православных праздников, посвященных Спасителю Иисусу Христу: первый Спас (называется в народе медовый, так как он совпадает со временем вырезки сотов из ульев) отмечается 1 (14 по новому стилю)… … Толковый словарь русских существительных

    Спас (Суп на кислом молоке) - Кухня: Армянская кухня Тип блюда: Первые блюда Продукты: Мацони 200, вода 400, рис 30, яйцо 1/2 шт., мука пшеничная 10, лук репчатый 15, масло топленое 10, зелень мяты, соль. Рецепт приготовления: В текущей категории (Армянская кухня) … Энциклопедия кулинарных рецептов

Последний праздник щедрого лета, время окончания сбора урожая, последний из — Ореховый , Холщевый , Хлебный , Спас на полотне приходится на 29 августа . В этот день подходит к завершению Успенский пост, поэтому наши предки отмечали этот праздник с особым размахом.

Ореховый Спас

В этот день приступали к заготовке лещины и грецких орехов (в южных районах). На Руси орехи всегда были особым лакомством, ведь из них на меду готовили разнообразные сладости и выпечку.

Неспроста, пищей для ума считали орехи древние Русичи. Дело в том, что лесные орехи такие, как лещина и фундук, содержат в себе ценный уникальный комплекс микроэлементов и биоактивных компонентов, оказывающих благотворное влияние на сердечно-сосудис тую систему.

По своим целебным свойствам кедровые орешки ничем не уступают земляным. Напротив, даже их превосходят. Масло, извлекаемое из кедровых орехов гораздо ценнее . Спиртовые настойки кедрового ореха эффективно используются в традиционной медицине при лечении заболеваний суставов. Все орехи относят к высококачественн ой диетической, питательной пище, их белок прекрасно заменяет животный.

Хлебный Спас

«Третий Спас – хлеба припас» , время окончания Успенского Спаса было временем окончания жатвы. Причем, урожай к этому дню полагалось не только собрать, но и смолоть. Хозяйки пекли хлеб и пироги из новой муки. Поэтому святили в церкви не только орехи, но и пышные караваи .

Окончание страды сопровождалось древними, имеющими языческие корни , обрядами. Так в деревнях средней полосы России было принято оставлять полоску (кулижку) на один сноп с зерном самого высокого качества напоследок, к Хлебному Спасу . Кулижку жали последней, приговаривая: «Два поля дожавши, третье запахавши, отдай да положь» .

Срезанные пшеничные колосья складывали кучками, последнюю из них следовало вырвать из земли руками с такими словами: «Жниво, мое жниво, я тебя жала, силу теряла, вот тебе жнивье, а мне отдай мою силу» . Далее крестьянки пересчитывали кучки, если выходило их нечетное количество, то семью ожидали перемены, либо умрет кто, либо девку замуж выдадут.

В других областях, наоборот, кулижку оставляли «Илье на бороду» на поле не сжатою. После этого жницы шли к реке или озеру, где совершали символическое обмывание серпа: «Ива, ива, отдай мою силу до второго жнива» .

По окончании жатвы жницы пели веселые песни, собирали ритуальный сноп, украшая его лентами и бусами, несли его тожественно к дому, у порога «именинника» окропляли свяченой крещенской водой.

Последними колосками крестьянки обвязывали серпы, клали их под образа и в таком виде хранили до следующей жнивы.

Холщовый Спас

На это же время приходится окончание ткацких работ , полотна ткани были сотканы, отбелены и покрашены. Вместе с караваем несли люди холсты на освящение в церковь. Только после этого их использовали для пошива детской одежды или везли на ярмарку, на продажу. Ох и славные были ярмарки на Руси в старые времена на Холщовый Спас !

Христианские традиции празднования Третьего Спаса – дня величания Нерукотворного Образа Христа

Правитель месопотамского города Эдесса (сейчас Турция) страдал проказой. Прослышав о чудесах исцеления, творимых Христом, послал царь к нему живописца Анания с тем, чтобы тот написал портрет Мессии. Как ни пытался Ананий написать портрет Христа, ничего не вышло. Иисус, устав сидеть, позируя художнику, взял полотенце и вытер им пот с лица. В тот же час лик Христа отпечатался на нем. Взял один из учеников Мессии полотенце, привез больному правителю, и исцелился царь.

Почти век Нерукотворный Образ Христа хранился в Эдессе. 29 августа 944 г.н.э. его перевезли в Константинополь. Спустя 2 века чудотворная реликвия была утеряна во время одного из средневековых крестовых походов. В 1204 году в Средиземном море затонул корабль, на котором его перевозили.

Поскольку нерукотворный образ принадлежал восточному обряду, то, вероятней всего, первые древнерусские и византийские иконы с ликом Христа были писаны именно с этой древней реликвии.

Хорошей традицией было в эти дни помогать неимущим соседям (вдовам, солдатским матерям, сиротам) справиться с уборкой урожая до осенних дождей. Жаль, что эта традиция помогать «всем миром» не сохранилась до наших дней, чаще всего мы отворачиваемся от бедных и незащищенных людей.

На праздник Нерукотворного Образа полагалось идти на службу в церковь с корзинкой, наполненной щедрыми дарами лета:

  • душистым караваем,
  • виноградом,
  • орехами,
  • яблоками,
  • медом.

Отслужив торжественный молебен, православные отправлялись с Крестным ходом к убранным полям с благодарением за щедрый урожай и просьбами подарить более хороший в будущем году.

Богатая снедь из праздничной корзинки попадала на праздничный стол, на который уже кроме постных, ставили уже и мясные, и рыбные блюда. Но царили в этот день на столах, разумеется, пироги, испеченные из муки нового урожая.

Часто в деревнях устраивались мировые пиры, на которых все жители собирались за общим столом, отдыхая и обсуждая окончание страды, веселясь и запивая вкусную снедь братским пивом. Возле стола водружали «именинника» — праздничный сноп, вокруг него, как правило, пели песни и водили хороводы.

«Жнивка, жнивка, отдай мою силку,
На пест, на мешок, на колотило,
на молотило
Да на новое веретено».

По окончании гуляний «именинника» заносили в избу в красный угол, где полагалось ему стоять до конца зимы. С его помощью предсказывали будущий урожай. В конце зимы, перед тем как обмолотить дожиночный сноп, из него в произвольном порядке вытаскивали три колоска. Далее зерна из колосков высеивали в разные ящички и дожидались всходов.

  • Первый колос дал дружные всходы – жди хорошего урожая от раннего сева.
  • Зерна третьего колоса густо заколосились – поздние посевы дадут тучный урожай.

На Третий Спас было принято заготавливать ореховые ветки . Считалось, что в это время они приобретают магическую силу. Из орешника делали на счастье для дома и членов семьи. Ореховые ветви включали в банные веники, считалось, что они способны излечить любую хворь.

В этот день, также как и на Мокрый Спас, наши предки чистили колодцы и освящали воду. Запасались водой из подземных источников, ведь она в этот день была наделена волшебной целебной силой.

Третий спас для наших предков являл собой границу между окончанием жнивы и началом высевания озимых. Крестьяне старались завершить летний цикл полевых работ до наступления сырой осенней непогоды. Поэтому в деревнях особо пышных празднеств не устраивали, в отличие от городов и местечек с их великоденскими гуляньями.

Приметы и поговорки на Третий Спас

К Третьему Спасу следили за отлетом птиц. Отлетели журавли – жди на Покрова морозов. Если аист за неделю до праздника приготовился улететь, то грядет ранняя, морозная зима и теплая весна. Аист отлетел после Спаса – жди поздней теплой зимы и холодной весны.

  • Хорош Третий Спас - зимой будет квас.
  • Хорошо, если Спас на полотне, а хлебушко на гумне.
  • Орехи дали щедрый урожай – джи богатых хлебов в следующем году.
  • Два года подряд орехи щедро не плодоносят.
  • Первый Спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зелёных горах холсты продают.
  • До Петрова дни взорать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.
  • Пришел Спас – и лето от нас.

Ореховый спас отмечают 29 августа. В православном мире у лета долгие и веселые проводы: на август выпадает сразу несколько значительных церковных дат.

После завершения и празднования Успения Пресвятой Богородицы, финальным аккордом отмечают Ореховый спас. 29 августа люди готовятся к приходу осени и благодарят природу за щедрый урожай.

История праздника Ореховый спас

То, что в народе почитают как шумные проводы лета, церковь трактует по-своему. Верующие отмечают в этот день перенесение Нерукотворного образа Христа из Эдессы в город Константинополь. Или, коротко говоря, Нерукотворный спас.

Согласно преданиям, заболевший проказой эдесский царь Авгарий уверовал во Христа, ни разу его не видев.

Чтобы помолиться хотя бы его лику об исцелении, он послал живописца сделать портрет Иисуса. Но труды художника были напрасны, ему не удалось запечатлеть лицо Спасителя.

Христос увидел его старания, узнал о просьбе царя, а затем попросил у мирян полотенце и воду. Иисус умылся и вытер лицо, как вдруг чудесным образом его лик отпечатался на полотне.

В последствии этот холст был передан в Эдессу и оказался чудотворным: царь быстро излечился от проказы. Нерукотворному образу стали поклоняться, именно с него написаны первые иконы, изображающие Иисуса Христа.

Народные обычаи – как отметить Ореховый спас

Праздник также называют Спас на полотне, Третий, Хлебный, Нерукотворный или Холщовый спас, но более всего закрепилось слово «Ореховый» .

К концу лета в лесу поспевали орехи и начинались организованные сборы ценного продукта.

Первой в чащу посылали пожилую даму и ждали, сколько лещины ей удастся набрать. То, что приносила женщина, становилось эталоном: остальные мужчины и девицы должны были собрать столько же или больше. Добытые орешки освящались в церкви.

Хозяйки в этот день не скучали. Они готовили к столу ароматную выпечку с фундуком, медом, грибами и маком. Главным угощением во время застолья становился роскошный каравай, испеченный из муки урожая этого года.

Орехи заготавливали на зиму как ценный источник витаминов и микроэлементов. Хранились они хорошо, и потому в тугое, суровое время заменяли овощи и фрукты.

Из древесины орешника делали кресты, из веток мастерили . Их вешали на входную дверь, защищая жилище от нечисти и сглаза.

Заботливые хозяйки старались заготовить в этот день и целебную настойку. Ее делали из водки и грецких орехов (точнее, из их горьких перемычек), и использовали в течение года при болезнях.

Кроме того, именно в этот день плели банные ореховые веники, причем сушили их вдали от прочих. Верующие наделяли их особой силой, полагая, что те способны и исцелить, и сил придать.

Среди обычаев на третий, Хлебный Спас, обязательным было посещение баньки. Парились свежими вениками, собранными их веток орешника, укрепляя веру, тело и дух.

В эти даты сеяли озимую рожь. Женщины устраивали для мужчин, идущих в поле, торжественные проводы – с хлебом и солью. Днем молились о добром урожае, а вечером непременно готовили пирог с ароматной кашей.

Ореховый или Хлебный спас: приметы и суеверия

По лесу в эти дни бродили осторожно, особенно в вечерние часы. С собой всегда брали защитные обереги.

Все потому, что крестьяне верили: в августовский день ведьмы отправляются в чащу за древесиной орешника, чтобы изготовить из нее волшебные палочки. Может, не зря это дерево считали магическим?

Крестьяне полагали, что одновременно хлебом и орехами природа в должном объеме не балует. Поэтому, если в одном году выше всех похвал был урожай орехов, значит, на будущее лето хорошо вызреет хлеб.

Многие птицы (журавли, ласточки) на Ореховый спас вылетают на юг. Если на август выпало много гроз, значит, осень будет теплая, комфортная и сухая.

Раньше 29 августа стартовали народные ярмарки, повсюду начинали торговать холстами и не только. Время для купцов было очень прибыльным.

Считалось, что с праздника нельзя уходить без покупки, иначе не видать благополучия на следующий год. Поэтому народ сметал с прилавков практически все – красивые полотна, наряды для малышей, обереги.

Сегодня в этот день в церкви проходит обряд малого освящения. Прихожане могут принести корзины, наполненные орехами, медом, хлебом, садовыми фруктами и другими продуктами земледелия.

Кроме того, на Третий спас освящают колодцы, воду и питьевые источники.

Это народный праздник, который у православных христиан посвящен Спасителю. Отмечается он 29 августа, а в народе Третий Спас зовется также Хлебным, Холщевым, Ореховым, Малым и, наконец, Спас на полотне. В этот день празднуется и перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа в Константинополь, и начало сбора орехов, крестьяне сеют озимую рожь, а горожане начинают торговать полотнами и холстами.

Ярко и радостно гуляют на Третий спас на городских ярмарках, отмечая еще и окончание Успенского поста. В прежние годы вера была неотъемлемой частью жизни российского народа, а потому народные гулянья, чаще всего, совпадали с православными праздниками. Вот и на Хлебный спас хозяйки пекут из новой муки хлеба да пироги, добавляют в блюда свежие орехи и мед и потчуют родных и знакомых.

Желаю щелкать, как орешки,
Все испытания судьбы.
Желаю в ежедневной спешке
Не забывать свои мечты.

Желаю урожай богатый
Собрать из добрых своих дел,
Улыбок, дружеских объятий,
Ведь Спас Ореховый приспел.

Пускай подарит этот Спас
Любовь, достаток и удачу,
Господь пошлет пускай для вас,
Здоровье крепкое в придачу!

Пусть Спас Ореховый придет
С уютом, миром и добром,
Веселье, радость принесет,
Сердца наполнив волшебством!

В день Орехового Спаса желаю благодати и тепла. Пусть Ваше здоровье и здоровье родных будет крепким и прочным как ореховая скорлупа, пусть небо будет чистым и ясным, пусть счастье будет вечным и прочным. Любви, веры и взаимопонимания.

Если хлебом кормят вас -
На пороге Третий Спас,
Хлебный Спас, Ореховый.
Пусть придёт с успехами,
Щедрым урожаем,
Всем, чего желаем.
В каждый дом пусть принесёт
Радости на целый год.

Сегодня, в Ореховый Спас,
У Бога прошу я за Вас:
Чтоб было поменьше печалей,
Чтоб горя вовек Вы не знали,
Чтоб Он Вас хранил неустанно
Для близких, родных и желанных,
Не знали ни в чем недостатка,
А жизнь была долгой и сладкой!

Праздник светлый, православный,
Он зовется «Третий Спас».
Защищает Бог исправно
Да заботится о вас.
Радуйтесь вы урожаю,
А с души гоните грех.
Вера ваша будет, знаю,
Очень крепкой, как орех.
Квас готовьте, хлеб пеките,
Радость в сердце вы впустите.
Усмиряя нрав, живите.

Я поздравляю с Хлебным Спасом!
Сегодня праздник-каравай,
Друзья, желаю вам скорее
Собрать богатый урожай.
Пусть будет в доме все в достатке,
Пусть будет счастье, мир и лад,
И ангелов улыбки сладки,
Когда с небес на вас глядят!
Живите радостно, достойно,
Дай Бог вам крепкого здоровья!

Хлебным караваем
Третий Спас встречаем,
Счастья и добра
В праздник вам желаем.

Желаем вам проблемы
Щелкать как орехи,
Желаем, чтобы слезы
Были лишь от смеха.

И пусть в каждом доме
Мир, любовь царит,
На добрые дела
Господь благословит.

На пороге осень золотая,
Каждый урожай хлебов припас,
И встречаем радостно сегодня,
Светлый праздник, славный третий Спас.

Пусть достаток будет в Вашем доме,
Пусть благословит Бог на дела.
Пусть на Вашем жизненном просторе,
Всегда светят счастья факела.

В этот светлый праздник, в Ореховый спас,
Поздравить хотим от всей души Вас!
Желаем здоровья Вам, большого достатка,
Успехов во всём, любви без остатка!
Путь солнце Вам всегда ярко светит
И будете Вы всех счастливей на свете!

Праздник духовный и святой настал,
С ним тебя искренне я поздравляю,
Желаю добра, гармонии, благ,
Пусть сердце не знает печали.

Пусть Третий Ореховый Спас принесет в дом тепло,
Достаток, мир, конечно же, счастье,
Пусть жизнью правит добро,
И отойдут подальше ненастья!

Ореховый Спас в 2019 году отмечается 29 августа. Это народно-христианский праздник, последний из трех Спасов. Он связан с почитанием полотна, на котором изображен образ Спасителя. Официальное церковное название праздника - Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса) Господа Иисуса Христа. В народе этот день также называют Третьим или Хлебным Спасом.

История праздника

Ореховый, или Холщовый Спас приурочен к событию, которое произошло при жизни Иисуса Христа. Правитель сирийского города Эдесса Авгарь болел проказой. Он верил, что Иисус может исцелить его от болезни. Авгарь написал ему письмо и отправил с ним живописца Ананию, чтобы тот передал его и нарисовал портрет Сына Божьего. По прибытии в Палестину художник увидел Христа, окруженного толпой людей. Не имея возможности пробраться к Иисусу, Анания встал на высокий камень и пытался изобразить портрет. Попытка не увенчалась успехом.

Христос заметил художника и приказал принести воду и полотенце (убрус). Он умылся и вытер лицо. На полотенце отпечатался его образ. Иисус отдал убрус Ананию и послал с ним обратно в Эдессу своего ученика. Авгарь при помощи этого полотенца исцелился от проказы. Жители Эдессы считали убрус великой святыней и поклонялись ему. 29 августа 944 года по приказу императора Константина его перевезли в Константинополь. В 1204 году, во времена крестового похода, святыня была утеряна.

Название «Ореховый» праздник получил за то, что в этот день начинался сбор урожая орехов. Спасом на холстах его именовали потому, что 29 августа было принято торговать холстами и полотнами. Название «Хлебный» он получил за то, что в это время заканчивалась уборка хлеба.

Традиции и обряды праздника

В Ореховый Спас в храмах проходят богослужения. Прихожане освящают орехи, мед, фрукты, хлеб.

Начинается заготовка лещины. Земледельцы убирают зерновые, подготавливают поля к посеву озимых культур. Хозяйки готовят пироги, булочки, пряники из муки нового урожая. Внутрь они кладут ореховую начинку. Домашней выпечкой принято угощать родственников и соседей. В этот праздник семьи собираются за богатым столом. Хозяйки готовят мясные и рыбные блюда, молочные продукты. На столе присутствуют яблоки, мед и орехи.

Хозяйки готовят лечебные настойки. Они заливают орехи коньяком или водкой и ставят в темное место. Эту настойку используют зимой против простуды. В этот день принято засушивать ветки орешника и делать из них веники для бани.

В некоторых регионах сохранились традиции устраивать ярмарки, на которых торговцы продают полотняные изделия.

Что можно есть в Ореховый Спас

К Ореховому Спасу уже заканчивается Успенский пост, поэтому разрешается употреблять в пищу любые блюда и продукты, алкогольные напитки.

Что нельзя делать в Ореховый Спас

В этот праздник запрещается ругаться, обижать близких людей, грубить и отказывать нуждающимся в помощи.

Приметы и поверья

  • Гроза в этот день - примета теплой осени.
  • Если на Ореховый Спас купить изделие из ткани, то весь год будет сопутствовать удача.
  • Если в этот день засушить кусок каравая или хлеба первого урожая и положить его за икону, он оградит семью от бед.
  • Если на Третий Спас положить в кошелек два сросшихся ореха, следующий год пройдет в благополучии.
  • По вкусу первого съеденного в этот день ореха можно предсказать будущее. Сладкий орех сулит счастье и благополучие, горький - трудности и разочарование.