Осложнения антибиотикотерапии их предупреждение. Осложнения после лечения антибиотиками

В России законы принимаются Государственной Думой, одобряются Советом Федерации, подписываются и обнародуются Президентом РФ. Такой сложный порядок вступления законов в силу необходим для того, чтобы исключить создание скороспелых, непродуманных, а то и ошибочных законов, решить вопрос о наличии необходимых для их реализации финансовых средств, не допустить противоречий в правовой системе.

Законодательный процесс

Законодательный процесс — процесс принятия и вступления в силу , начиная от внесения законопроекта и завершая опубликованием принятого закона, — в России проходит следующие стадии:

  • законодательная инициатива. Право законодательной инициативы (внесения законопроекта в Государственную Думу) принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным органам субъектов Федерации, а также Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному Судам по вопросам их ведения;
  • рассмотрение законопроектов в Государственной Думе. Проект, как правило, рассматривается трижды. В первом чтении обычно анализируются общие положения, во втором тщательно рассматриваются детали и вносятся поправки, в третьем чтении поправки уже не вносятся: законопроект просто одобряется или не одобряется в целом;
  • принятие законов Государственной Думой. Федеральные законы принимаются Государственной Думой простым большинством голосов, федеральные конституционные законы (о референдуме, чрезвычайном или военном положении, принятии в состав России нового субъекта и т.д.) принимаются, если они одобрены двумя третями голосов. Принятые законы в пятидневный срок передаются на рассмотрение Совета Федерации;
  • одобрение законов в Совете Федерации. Федеральные законы считаются одобренными, если за них проголосовали больше половины членов Совета Федерации. Федеральные конституционные законы одобряются, если за них проголосовали больше 3 / 4 членов. Законы должны быть одобрены или отклонены в двухнедельный срок;
  • подписание законов Президентом РФ. Принятый и одобренный закон передается на подпись Президенту РФ. который должен подписать или отклонить закон (наложить вето) в двухнедельный срок. Отклоненный закон возвращается в Государственную Думу на повторное рассмотрение и внесение поправок. Вето Президента РФ может быть преодолено, если за закон в ранее принятой редакции проголосует более 2 /з депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации. В этом случае Президент РФ будет обязан подписать закон в недельный срок;
  • опубликование и вступление в силу. Подписанный Президентом РФ закон должен быть обнародован в недельный срок. Закон вступает в силу через 10 дней (если специально не указаны иные сроки) после официального опубликования полного текста закона в специальных изданиях (обычно в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации»).

Во времени действие правовой нормы начинается с момента вступления закона в силу и заканчивается в момент утраты законом своей юридической силы вследствие истечения срока его действия (например, было введено чрезвычайное положение сроком на один месяц); прямой отмены акта другим актом; замены действующего акта на другой. Как правило, законы и иные нормативные акты не имеют обратной силы. Это значит, что в случае правонарушения применяется тот закон, который действовал во время правонарушения (за исключением случаев, когда новый закон подразумевает смягчение или устранение ответственности за такие правонарушения, и других, особо оговоренных случаев).

Существуют также ограничения действия закона в пространстве : некоторые законы действуют только на определенной территории. Например, законы, принятые в каком-либо государстве, действуют только на территории этого государства; некоторые законы действуют в границах определенного региона (например, Дальнего Востока). Нормы деятельности за пределами национальных границ определяются специальными соглашениями или законами соответствующих стран.

Обычно нормы распространяются на всех лиц, находящихся на территории страны, включая не только граждан страны, но и иностранцев, и лиц без гражданства. В иных случаях в тексте нормативного правового акта специально определяется круг лиц, которым адресованы нормы.

Стадии законодательного процесса

Законодательный (законотворческий) процесс проходит в своем развитии несколько стадий:

1. законодательная инициатива . Это право определенных органов и должностных лиц ставить вопрос о принятии законов и вносить их проекты на рассмотрение Государственной Думы, порождающее обязанность законодательного органа их рассмотреть. Таким правом обладают Президент, Совет Федерации, Правительство, законодательные органы субъектов Федерации, Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный суды, а также члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы. Круг субъектов законодательной инициативы, как видим, не очень широк. Это связано со следующими обстоятельствами. Во-первых, его существенное расширение поставит Государственную Думу перед необходимостью тратить львиную долю времени на решение вопроса о принятии или отклонении предложения. Во-вторых, указанные субъекты располагают значительной информацией о социальной жизни, что не всегда можно сказать о других государственных органах и гражданах;

2. подготовка законопроектов . Такая подготовка должна начинаться с выявления социальных потребностей в создании правовых норм на основе всестороннего изучения общественной практики, научных данных, предложений государственных органов, политических партий и других общественных объединений, а также отдельных граждан. Готовить проекты нормативных актов могут различные органы. Чаще применяется отраслевой принцип, который далеко не безупречен (проект готовит тог орган, который отвечает за ту или иную сферу). Иногда образуются специальные комиссии по подготовке законопроектов. Кроме того, законопроекты могут подготавливаться и на альтернативной основе;

3. обсуждение законопроекта . Оно происходит на заседании законодательного органа и открывается докладом представителя субъекта, внесшего законопроект на обсуждение. Затем профильный комитет законодательного органа дает свое заключение. Далее депутаты обсуждают, оценивают законопроект, вносят в него поправки. Проект проходит, как правило, три чтения;

4. принятие закона . Оно осуществляется путем открытого голосования. Голосование может быть за проект в целом или постатейное. Для принятия обычных законов достаточно простого большинства голосующих, для конституционных — двух третей общего числа депутатов. Закон в течение двух недель должен быть рассмотрен Советом Федерации (который его может одобрить или отклонить), но если рассмотрс- ния не последовало, то закон считается принятым. В двухнедельный срок после этого закон должен подписать Президент, который в свою очередь может наложить на него и вето;

5. опубликование закона . Это помещение полного текста нормативного акта в общедоступном печатном издании, выпуск которого носит официальный характер. Эта стадия — необходимое условие вступления любого нормативного акта в силу, поскольку в противном случае нельзя применять санкции за его неисполнение да и вообще требовать его соблюдения. Публикуются законы в течение 10 дней после их подписания в «Собрании законодательства Российской Федерации», «Российской газете» и «Парламентской газете». Там же публикуются и другие российские нормативные акты.

Законодательный процесс в Российской Федерации

Второй этап законодательного процесса включает в себя следующие стадии:

  • рассмотрение и принятие закона в высшем законодательном органе;
  • утверждение (подписание) закона;
  • обнародование закона.

Первые две стадии представлены на рис. 1.

Рис. 1. Начальные стадии законодательного процесса

Рассмотрим подробнее стадии второго этапа законодательного процесса.

Рассмотрение и принятие закона. Эта стадия начинается с официального обсуждения законопроектов. Вначале обсуждение осуществляется на уровне парламентских комитетов. Затем происходит обсуждение законопроекта на уровне нижней парламентской палаты (Государственной Думы) в первом чтении. Согласно Регламенту" Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации представленные законопроекты обсуждаются в трех чтениях.

Во время первого чтения обсуждению подлежат лишь основные, принципиально важные положения законопроекта. В случае принципиального согласия депутатов с проектом закона в первом чтении он передается вместе со всеми поправками в соответствующий профильный парламентский комитет , ответственный за его подготовку и прохождение. На него возлагается обязанность доработки законопроекта с учетом сделанных замечаний и предложений и представления его в Государственную Думу для рассмотрения во втором чтении.

Во время второго чтения идет детальное, постатейное обсуждение рассматриваемого проекта вместе с внесенными в первоначальный его текст поправками (изменениями и дополнениями). Затем законопроект снова поступает в профильный комитет, который готовит его для третьего чтения.

Во время третьего чтения — завершающего этапа процесса обсуждения — не разрешается вносить в законопроект какие бы то ни были содержательные поправки и предложения. Можно внести изменения только редакционного характера. В третьем чтении речь идет об одобрении или неодобрении проекта.

После одобрения закона он поступает в течение пяти дней в Совет Федерации. Согласно Конституции Совет Федерации некоторые законы, поступившие из Государственной Думы, может вообще не обсуждать и не рассматривать, что означает согласие с принятием закона. Однако это не касается:

  • федеральных конституционных законов;
  • федеральных законов по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы России, а также войны и мира.
  • Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2 / 3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

После одобрения Советом Федерации принятый федеральный закон в течение пяти дней поступает на подпись Президенту России. Следует отметить, что после принятия Государственной Думой закона либо его отклонения она принимает соответствующее постановление. Совет Федерации также принимает аналогичное постановление при одобрении или отклонении закона.

Утверждение (подписание) принятого закона. Президент в течение 14 дней с момента поступления закона:

  • либо подписывает закон и обнародует его,
  • либо отклоняет закон, т. е накладывает вето.

Вето (от лат. veto - запрещаю) является одним из средств сохранения баланса, сдерживания законодательной ветви власти исполнительной ветвью. Суть его заключается в отказе главы государства ставить свою подпись под принимаемыми актами, без чего они не могут получить юридической силы.

Вето может быть абсолютным или относительным.

Абсолютное вето - когда парламент не имеет юридической возможности его преодолеть и больше не возвращается к рассмотрению закона. Так, в соответствии с Основными законами Российской империи абсолютное вето имел император.

Относительное вето может быть преодолено парламентом. Так, в США вето президента может быть преодолено 2 /, голосов сената и палаты представителей.

В Российской Федерации вето Президента может быть преодолено следующим образом. Если Президент РФ в течение 14 дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией РФ порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее 2 / 3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение 7 дней и обнародованию.

Заключительная стадия законодательного процесса — обнародование принятого закона.

Ее назначение состоит в доведении до сведения населения информации о содержании принятого закона. Обнародование бывает двух уровней: официальное и неофициальное.

Официальное обнародование заключается в доведении текста закона для всеобщего сведения путем его опубликования в официальном издании. Часть 3 ст. 15 Конституции РФ гласит: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения».

Обнародование осуществляется от имени государственного органа или же самим органом, издавшим или подписавшим данный акт. Для обнародования акта устанавливается строго определенный срок. На официальное издание, где публикуются законы и другие нормативные акты, можно ссылаться в актах применения норм права, в печатных работах, официальных документах.

Федеральный закон от 25 мая 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» устанавливает следующее.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение 7дней после дня их подписания Президентом РФ. Акты палат Федерального Собрания публикуются не позднее 10 дней после дня их принятия.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете» и «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом РФ.

Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении 10 дней после дня их официального опубликования , если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в которые были внесены изменения или дополнения, могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Неофициальное обнародование законов (и других нормативно- правовых актов) осуществляется в виде сообщения об их издании или изложения их содержания в неофициальных печатных изданиях, радио- и телевизионных передачах и т. д. Ссылаться на неофициальные издания в актах применения права и официальных документах нельзя.

Законодательный процесс в РФ – это совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ, направленных на принятие нормативно-правовых актов.

Стадии законодательного процесса:

1) законодательная инициатива;

2) предварительное рассмотрение законопроектов;

3) рассмотрение законопроекта в Государственной Думе;

4) принятие закона;

5) рассмотрение и одобрение закона Советом Федерации;

6) подписание Президентом РФ и обнародование закона.

Существует особая стадия законотворческого процесса – преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой РФ. Эта стадия не всегда присутствует в законотворческом процессе, а только в случае возникновения таких разногласий по содержанию текста закона.

Правом законодательной инициативы обладают субъекты, перечисленные в Конституции РФ. Все субъекты законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ вправе вносить законопроекты по вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах своей компетенции. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта, в которой отражаются все стадии законодательного процесса.

Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе начинается по истечении 14 дней. Предварительное рассмотрение законопроекта осуществляется специальным комитетом по рассмотрению законопроекта. На этой стадии законопроект должен пройти правовую экспертизу.

После предварительного рассмотрения законопроект представляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Думы не позднее чем за 14 дней.

Рассмотрение законопроекта может проходить в трех чтениях. Законопроект может быть принят в первом же чтении, только если не возникает никаких разногласий по тексту законопроекта. В противном случае должна быть проведена процедура урегулирования разногласий.



После прохождения всех согласительных процедур (либо при их отсутствии после первого же чтения) законопроект должен быть принят . С этого момента законопроект считается федеральным законом.

Федеральный закон, принятый Государственной Думой, не может быть подписан Президентом РФ и обнародован, если не был одобрен Советом Федерации.

Одобрение Совета Федерации может быть в выраженной (в виде постановления Совета Федерации) и молчаливой формах (в виде отсутствия какого бы то ни было ответа на законопроект в течение 14 дней со дня его поступления на рассмотрение Совета Федерации).

Подписание и обнародование федерального закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, осуществляется Президентом РФ в течение 14 дней со дня его поступления.

Президент РФ обладает правом отлагательного вето в отношении поступивших к нему на подпись федеральных законов. Отлагательное вето означает, что Президент РФ обладает не абсолютным правом в отношении воспрепятствования обнародованию «неугодных» федеральных законов, а ограниченным, так как Федеральное Собрание может в установленной форме преодолеть вето Президента РФ (в этом случае Президент обязан подписать закон в течение 7 дней)

Формы деятельности. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы осуществляют свои полномочия в различных формах:

1) участие в заседаниях соответственно Совета Федерации, Государственной Думы, участие в работе комитетов и комиссий , палат Федерального Собрания, в работе согласительных комиссий, создаваемых Советом Федерации и Государственной Думой в порядке, установленном регламентами палат Федерального Собрания. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы участвуют в заседаниях соответствующей палаты лично и пользуются правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым соответствующей палатой, комитетом, комиссией, согласительной комиссией.

Закон о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы устанавливает такую форму деятельности членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, как совместные заседания палат Федерального Собрания. Однако Конституция РФ в ст. 100 предусматривает, что палаты заседают раздельно. Совместные заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств не являются заседаниями палат Федерального Собрания;

2) участие в выполнении поручении соответственно Совета Федерации, Государственной Думы и их органов,

3) участие в парламентских слушаниях ;

4) внесение законопроектов в Государственную Думу (право законодательной инициативы);

5) внесение парламентского запроса, депутатского запроса. Под парламентским запросом понимается запрос палаты Федерального Собрания, принятый большинством голосов членов (депутатов) соответствующей палаты и обращенный к указанным в законе должностным лицам по вопросам, входящим в их компетенцию. Должностное лицо, которому направлен парламентский запрос, должно дать ответ на него в устной (на заседании соответствующей палаты) или письменной форме не позднее чем через 15 дней со дня получения запроса или в иной установленный соответствующей палатой срок. Депутатский запрос - запрос члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы (инициатора запроса), обращенный к указанным в законе должностным лицам по вопросам, входящим в их компетенцию. Должностное лицо, которому направлен запрос, должно дать ответ на него в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок. Инициатор запроса имеет право принимать непосредственное участие в рассмотрении поставленных им в запросе вопросов, в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов;

6) обращение с вопросами к членам Правительства РФ на заседании соответствующей палаты Федерального Собрания ;

7) обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры по немедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан .

Порядок рассмотрения, принятия и одобрения законов охватывается стадиями законодательного процесса в РФ, начиная с предварительного рассмотрения законопроекта в Государственной Думе и заканчивая внесением федерального закона Президенту РФ на подписание. После внесения законопроекта в Государственную Думу ее Совет назначает специальный комитет по рассмотрению поступившего законопроекта, который направляет этот документ в компетентные органы для получения отзывов, предложений и замечаний по нему и проводит собственно всю подготовительную процедуру рассмотрению законопроекта в первом чтении.

Рассмотрение подготовленного законопроекта в Государственной Думе РФ проходит по истечении 14 дней со дня его представления.

Рассмотрение законопроекта может проходить не более чем в 3 чтениях, причем по окончании третьего чтения законопроект обязательно должен быть принят или полностью отклонен.

Первое чтение рассмотрения законопроекта заключается в следующем: обсуждается концепция будущего закона, дается оценка соответствия его основных положений Конституции РФ, его актуальности и практической значимости. В результате обсуждения в первом чтении законопроекта Государственная Дума может вынести одно из следующих решений: 1) принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над ним с учетом предложений и замечаний в виде поправок; 2) отклонить законопроект; 3) принять закон (закон может быть принят в первом же чтении только в случае, если за его принятие проголосовало большинство общего числа депутатов Государственной Думы).

Второе чтение законопроекта должно пройти в течение 4 месяцев со дня принятия решения по законопроекту в первом чтении. Во второе чтение законопроект должен быть представлен вместе с таблицей поправок, одобренных специальным комитетом Государственной Думы по работе над законопроектом и включенных в текст законопроекта, а также с таблицей поправок, рекомендуемых ответственным комитетом к отклонению, и таблицей поправок, по которым не было принято решений. В результате обсуждения во втором чтении Государственная Дума может принять одно из решений: 1) возвратить законопроект на доработку в ответственный комитет; 2) принять законопроект во втором чтении; 3) отклонить законопроект и снять его с рассмотрения; 4) вернуть законопроект к процедуре первого чтения; 5) принять федеральный закон в целом во втором чтении (это возможно при наличии окончательного текста законопроекта и при условии, что правовая и лингвистическая экспертизы законопроекта уже проведены). После принятия во втором чтении законопроект направляется в ответственный комитет для устранения технических недостатков и окончательной доработки.

В третьем чтении уже не допускается внесение в законопроект поправок, он рассматривается с уже подготовленными поправками.

По его результатам Государственная Дума обязана либо принять законопроект в виде окончательной редакции федерального закона и направить на одобрение в Совет Федерации, либо полностью отклонить законопроект и прекратить его рассмотрение.

С момента принятия Государственной Думой законопроект считается принятым федеральным законом.

Федеральный законодательный процесс в РФ представляет собой совокупность определенных действий Федерального Собрания РФ (Парламента России), направленных на принятие нормативно-правовых актов, именуемых федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Стадии законодательного процесса:

  1. выдвижение законодательной инициативы;
  2. предварительное рассмотрение законопроектов;
  3. рассмотрение законопроекта в Государственной Думе;
  4. принятие проекта закона;
  5. рассмотрение и одобрение проекта закона Советом Федерации;
  6. подписание Президентом РФ и обнародование проекта закона.

Существует особая стадия законотворческого процесса – преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой РФ. Эта стадия не всегда присутствует в законотворческом процессе, а только в случае возникновения разногласий по содержанию текста проекта закона.

Правом законодательной инициативы обладают субъекты, перечисленные в Конституции РФ. Все субъекты законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ вправе вносить законопроекты по вопросам, относящимся к их ведению, и в пределах своей компетенции. Законопроект считается внесенным в Государственную Думу со дня его регистрации в Управлении документационного обеспечения Аппарата Государственной Думы, где заводится электронная регистрационная карта, в которой отражаются все стадии законодательного процесса. Предварительное рассмотрение законопроекта в Государственной Думе начинается по истечении 14 дней. Предварительное рассмотрение законопроекта осуществляется специальным комитетом по рассмотрению законопроекта. На этой стадии законопроект должен пройти правовую экспертизу. После предварительного рассмотрения законопроект представляется в Совет Государственной Думы для внесения на рассмотрение Думы не позднее чем за 14 дней.

Рассмотрение законопроекта может проходить в трех чтениях. Законопроект может быть принят в первом же чтении, только если не возникает никаких разногласий по тексту законопроекта. В противном случае должна быть проведена процедура урегулирования разногласий. После прохождения всех согласительных процедур (либо при их отсутствии после первого же чтения) законопроект должен быть принят.

Проект федерального закона, принятый Государственной Думой, не может быть подписан Президентом РФ и обнародован, если не был одобрен Советом Федерации. Одобрение Совета Федерации может быть в выраженной (в виде постановления Совета Федерации) и молчаливой формах (в виде отсутствия какого бы то ни было ответа на законопроект в течение 14 дней со дня его поступления на рассмотрение Совета Федерации). Подписание и обнародование проекта федерального закона, принятого Государственной Думой и одобренного Советом Федерации, осуществляется Президентом РФ в течение 14 дней со дня его поступления. Президент РФ обладает правом отлагательного вето в отношении поступивших к нему на подпись проектов федеральных законов. Отлагательное вето означает, что Президент РФ обладает не абсолютным правом в отношении воспрепятствования обнародованию неугодных проектов федеральных законов, а ограниченным, так как Федеральное Собрание может в установленной форме преодолеть вето Президента РФ (в этом случае Президент РФ обязан подписать проект закона в течение 7 дней).

Право законодательной инициативы – это право определенных Конституцией РФ (основными законами субъектов РФ) субъектов представлять на рассмотрение Государственной Думы РФ (законодательного органа субъектов РФ) свои законопроекты и законопредложения в установленном законодательством порядке.

Законопроект – это надлежащим образом оформленный текст (в виде готового документа, содержащего статьи, главы и т. п.) возможного будущего закона.

Надлежащим образом оформленный законопроект должен иметь:

  1. пояснительную записку, в которой указывается предмет законодательного регулирования и излагаются концепции предлагаемого законопроекта;
  2. текст законопроекта с указанием на титульном листе субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект;
  3. перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона;
  4. финансово-экономическое обоснование (все законопроекты, внесенные в Государственную Думу РФ, предварительно должны быть одобрены Правительством РФ по вопросу экономического обоснования законопроекта);
  5. заключение Правительства РФ в случаях, когда вносятся законопроекты финансового характера (о введении или об отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства) или законопроекты, предусматривающие бюджетные расходы.

Требования к законопроектам, вносимым на рассмотрение законодательного органа власти субъектов РФ, устанавливаются законами соответствующих субъектов РФ.

Законопредложение представляет собой не оформленную окончательно идею, концепцию будущего закона, которая может быть воплощена в законопроект уже в самом законодательном органе власти, если он согласится с законопредложением.

Правом внесения законопредложения обладают те же субъекты законодательной инициативы, что и правом внесения законопроектов на рассмотрение Государственной Думы. Законодательная инициатива является первой стадией законодательного процесса в РФ. Все законопроекты и законопредложения, внесенные в порядке законодательной инициативы правомочными субъектами, должны быть рассмотрены на заседаниях Государственной Думы ФС РФ.

Субъекты, обладающие правом законодательной инициативы в Федеральное Собрание РФ:

  1. Президент РФ;
  2. Совет Федерации и его члены;
  3. депутаты Государственной Думы РФ;
  4. Правительство РФ;
  5. законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
  6. Конституционный Суд РФ;
  7. Верховный Суд РФ;
  8. Высший Арбитражный Суд РФ.

Перечень субъектов, обладающих правом законодательной инициативы в органы законодательной власти субъектов РФ, устанавливается конституциями (уставами) соответствующих субъектов РФ.

Субъекты законодательной инициативы в Государственную Думу РФ вправе вносить законопроекты и законопредложения по любому вопросу, относящемуся к ведению РФ и совместному ведению РФ и ее субъектов. Исключение составляют высшие судебные органы РФ, которые могут вносить законопроекты и законопредложения только по вопросам своего ведения.

Совершенствование правоприменительной деятельности - актуальный и злободневный вопрос.

2 Стадии законодательного процесса

Законодательный процесс – главная составная часть правотворческого процесса, его сердцевина. Именно принятие законов прежде всего характеризует данный процесс в целом. Кроме законов продукцией правотворчества выступают подзаконные нормативные акты, правовые обычаи, юридические прецеденты.

Законотворчество – сложный неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии:

    Законодательная инициатива;

    Обсуждение законопроекта;

Эти стадии в свою очередь также имеют сложное строение (рис.1).

2.1 Законодательная инициатива

Порядок внесения законопроектов определяется статьёй 104 Конституции РФ и Регламентом Государственной Думы. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации и его членам, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ, а также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения. Законопроекты вносятся субъектами права законодательной инициативы в Государственную Думу в виде проектов федеральных законов, федеральных конституционных законов, а также поправок к законопроектам.

Рис.1. Стадии законодательного процесса в Российской федерации

Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счёт федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ, причём Правительство обязано в двухмесячный срок представить такое заключение. Некоторые законопроекты могут вноситься только определёнными субъектами права законодательной инициативы, например, проекты федерального бюджета и отчёта о его исполнении - Правительством РФ, законопроекты о ратификации международных договоров - Президентом РФ. Внесённый законопроект регистрируется, Совет Государственной Думы назначает ответственный комитет и определяет сроки его рассмотрения. Правовое управление Аппарата Государственной Думы проводит юридическую экспертизу законопроекта. Законопроект обсуждается в комитетах Государственной Думы, рассылается субъектам права законодательной инициативы. Инициаторы законопроектов, их представители участвуют в их рассмотрении законопроектов в палатах Федерального Собрания.

2.2 Рассмотрение законопроектов

Рассмотрение законопроектов Государственной Думой осуществляется в соответствии со статьёй 105 Конституции РФ и регламентом Государственной Думы. Законопроект, как правило, рассматривается в трёх чтениях (одно из исключений - проект федерального бюджета - рассматривается в четырёх чтениях). При рассмотрении законопроекта в первом чтении рассматривается концепция закона, соответствие его основных положений Конституции РФ, оценивается его актуальность и практическая значимость. После первого чтения возможно внесение поправок к законопроекту. Государственная Дума может принять решение о всенародном обсуждении законопроекта. Законопроекты по вопросам совместного ведения РФ и субъектов РФ после принятия в первом чтении направляются в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ для внесения в месячный срок замечаний и предложений, до истечения этого срока законопроект не может быть принят во втором чтении. Во втором чтении Государственная Дума рассматривает законопроект и поправки к нему. После второго чтения осуществляются редакционная правка законопроекта и устранение противоречий. В третьем чтении принимается закон в окончательной редакции. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (установленного Конституцией РФ). Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

Итак, в соответствии с ч. 3 ст. 105 Конституции Российской Федерации принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней направляются на рассмотрение в Совет Федерации. Вместе с принятым федеральным законом в верхнюю палату посылают также и сопровождающие материалы: стенограмму соответствующего заседания Государственной Думы и прочие документы, представленные субъектом права законодательной инициативы при внесении законопроекта в Думу. Кроме того, к бюджетным, финансовым, налоговым законопроектам в обязательном порядке прилагается заключение правительства. Отсутствие подобного заключения часто выступает важнейшим основанием для отклонения законопроекта верхней палатой.

Зарегистрировав поступивший из Государственной Думы федеральный закон в Совете Федерации, секретариат председателя верхней палаты направляет его всем "сенаторам". Все официальные документы, сопровождающие федеральный закон и поступившие из Государственной Думы дополнительно, также регистрируются и рассматриваются на заседании верхней палаты вместе с соответствующим законом.

Дальнейшая процедура очень напоминает то, что происходит с законопроектом в Государственной Думе. Председатель Совета Федерации или по его поручению заместитель Председателя Совета Федерации определяет комитет, ответственный за рассмотрение федерального закона. Они могут передать федеральный закон нескольким комитетам Совета Федерации, но при этом только один комитет выполняет роль ведущего.

Надо отметить, что полученный Советом Федерации закон не может находиться в верхней палате бесконечно. Установленный ч. 4 ст. 105 Конституции четырнадцатидневный срок, в течение которого "сенаторы" обязаны рассмотреть поступивший из Государственной Думы федеральный закон, исчисляется со дня, следующего за днем регистрации этого закона в Совете Федерации. В том случае, если первый или последний день срока поступления федерального закона приходится на нерабочий день, днем поступления федерального закона в Совет Федерации считается следующий за ним рабочий день.

На первом этапе основная работа с документом проводится на комитетском уровне. Назначенный ведущим комитет Совета Федерации, подобно ответственному комитету Думы, получает и обобщает все поступившие замечания и предложения и рассматривает закон на собственном заседании.

Рассмотрение федерального закона, принятого Государственной Думой, происходит, открыто и гласно. На заседание комитета может приглашаться довольно широкий круг лиц: среди них инициаторы законопроекта, ученые, специалисты-эксперты, представители средств массовой информации и активисты общественных организаций, сотрудники Правового управления Аппарата Совета Федерации, которые по просьбе членов комитета предоставляют в устной или письменной форме справку правового характера по рассматриваемому федеральному закону.

Итогом всей комитетской работы становится заключение комитета по принятому Государственной Думой федеральному закону, которое принимается путем открытого голосования большинством голосов от общего числа членов комитета.

Лишь после этой процедуры происходит рассмотрение принятого Государственной Думой федерального закона на заседании Совета Федерации.

Заседание верхней палаты правомочно, если на нем присутствуют более половины от общего числа членов Совета Федерации. Для определения правомочности заседания Совета Федерации перед началом каждого заседания проводится регистрация членов Совета Федерации. Перед каждым голосованием возможна дополнительная регистрация.

Раздельная работа палат Федерального Собрания не означает их изоляции друг от друга. На заседании Совета Федерации вправе присутствовать депутаты Государственной Думы (так же, как и представители Совета Федерации на заседаниях нижней палаты). Кроме того, по решению Совета Федерации, на заседание палаты могут приглашаться представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым вопросам. Участие представителей различных организаций и общественных учреждений очень важно, так как с их помощью можно провести тщательное обсуждение федерального закона, принятого Государственной Думой. В этой экспертной работе выявляются недостатки закона, высказываются всевозможные аргументы "за" и "против". Благодаря этому Совет Федерации выступает своеобразным "фильтром", сортирующим принятые Думой федеральные законы с учетом мнений регионов, а также представителей различных слоев общественности. Разумеется, на заседаниях Совета Федерации вправе присутствовать и представители средств массовой информации. Порядок их присутствия регулируется Пресс-службой Совета Федерации.

Члены Совета Федерации своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты. Они вправе получать информацию, необходимую для их деятельности, документы, принятые как Государственной Думой, так и Советом Федерации. Проекты постановлений Совета Федерации и другие материалы предоставляются членам Совета Федерации до начала заседания палаты. На заседаниях ведется протокол и стенограмма, которая публикуется. Член Совета Федерации вправе ознакомиться со стенограммой после своего выступления до ее опубликования.

2.3 Рассмотрение федеральных законов

Рассмотрение федеральных законов Советом Федерации осуществляется в соответствии со статьями 105, 106 Конституции РФ и Регламентом Совета Федерации. Председатель Совета Федерации после получения федерального закона определяет ответственный комитет, который готовит заключение. Совет Федерации должен рассмотреть федеральный закон в течение четырнадцати дней. В соответствии со статьёй 106 Конституции РФ обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии, ратификации и денонсации международных договоров РФ, статуса и защиты государственной границы, а также войны и мира. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа его членов (установленного Конституцией). Если федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению в Совете Федерации, не был рассмотрен в течение четырнадцати дней, он также считается одобренным Советом Федерации. Одобренный Советом Федерации федеральный закон считается принятым и направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и опубликования.

2.4 Преодоление разногласий

В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты Федерального Собрания для преодоления возникших разногласий могут создать согласительную комиссию. Согласительная комиссия образуется на паритетных началах из представителей Совета Федерации и Государственной Думы и стремится выработать согласованный вариант законопроекта. Затем Государственная Дума повторно рассматривает федеральный закон в новой редакции. Государственная Дума может также не согласиться с решением Совета Федерации и рассмотреть его в ранее принятой редакции. В этом случае федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

2.5 Рассмотрение федеральных законов Президентом РФ

Подписание и обнародование принятого федерального закона Президентом Российской Федерации является его конституционной обязанностью. После одобрения Советом Федерации федерального закона, принятого Государственной Думой, последний в течение пяти дней направляется Советом Федерации Президенту России. Тем же порядком Президенту направляются и те принятые Думой федеральные законы, которые не были рассмотрены Советом Федерации в четырнадцатидневный срок.

Тот же четырнадцатидневный срок определяется Конституцией и для подписания и обнародования главой государства принятого федерального закона. Это необходимо для того, чтобы Президент Российской Федерации мог достаточно внимательно ознакомиться с его содержанием, привлекая в случае необходимости правовые подразделения Администрации Президента России, специалистов и ученых. Вместе с тем, он отнюдь не должен подписывать федеральные законы в обязательном порядке – у Президента России всегда имеется возможность отклонить федеральный закон, еще раз вернув депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации к его рассмотрению. Подобный шаг может сопровождаться пожеланием усовершенствовать закон и согласиться с теми или иными президентскими замечаниями.

В случае отклонения федерального закона Президент России предлагает свои замечания или предложения, которые могут касаться федерального закона в целом или его отдельных разделов, глав, статей и их частей и пунктов. Президент может также отметить иные причины и обстоятельства, препятствующие, на его взгляд, подписанию документа. Такие случаи уже имели место: в частности, когда Президент Российской Федерации вносил в Государственную Думу законопроект о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, то Государственная Дума, принимая его в первом чтении, вопреки Регламенту "забыла" отклонить президентский вариант. В результате в своем письме в Государственную Думу Президент был вынужден обратить внимание парламентариев на это нарушение. В дальнейшем депутаты исправили промах.

Иногда Президент возвращает закон, воздерживаясь от конкретных комментариев по его тексту. Обычно это происходит в тех случаях, когда в ходе законодательного процесса нарушалась процедура принятия федерального закона.

Если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. Такой вариант отклонения получил название отлагательного вето Президента Российской Федерации. В мировой практике такая процедура известна, и эффективность ее не нуждается в доказательствах. Фактически отлагательное вето означает право главы государства на возвращение переданного ему на подпись федерального закона для повторного рассмотрения в палатах парламента.

Четырнадцать дней отведено Президенту Российской Федерации для того, чтобы он подписал и обнародовал федеральный закон. Срок этот одновременно и велик, и мал, ибо по своему объему и значению законы далеко не равноценны. Например, Гражданский кодекс – это достаточно большой закон, требующий длительного времени для знакомства и анализа. А вот Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" состоит всего из четырех статей. Кроме того, Президенту могут поступить на подписание сразу несколько законов, но уважительных причин для продления срока на размышление Конституция не предусмотрела.

Фактически Президент России выступает в качестве последнего "фильтра", оценивающего закон на качественность, комплексность, законченность и т.д. Если закону удается выдержать экзамен проверок и экспертиз, то Президент подписывает его. После этого новорожденный законодательный акт направляется для обнародования в официальных изданиях. Таковыми у нас являются "Российская газета" и "Собрание законодательства Российской Федерации".

С юридической точки зрения опубликование исключительно важно, так как федеральный закон вступает в силу на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после его официального появления в печати, если иное прямо не предусмотрено самим законом. Доведение законов до всеобщего сведения является последней точкой законодательного процесса. Подобно прочим демократическим государствам, неопубликованные законы Россия не применяет.

2.6 Особенности принятия федеральных конституционных законов

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ (об изменении состава РФ и статуса её субъектов, о государственных символах, о судебной системе, о федеральных судах, о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Собрании) в порядке, установленном статьёй 108 Конституции РФ и регламентами палат. Порядок принятия федеральных конституционных законов во многом сходен с порядком принятия федеральных законов, но имеет ряд особенностей. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трёх четвертей и двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы соответственно. Принятый Государственной Думой Федеральный конституционный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, а преодоление вето Совета Федерации невозможно. Если Совет Федерации одобрит федеральный конституционный закон в своей редакции, а Государственная Дума затем одобрит его в редакции Совета Федерации, он также считается принятым. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию. Президент не вправе отклонить федеральный конституционный закон, но возвращает его без рассмотрения, если он принят с нарушением Конституции РФ.

2.7 Обнародование и вступление в силу федеральных законов

Осуществляется в соответствии со статьями 15, 107, 108 Конституции РФ, Федеральным законом "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания". Обнародование федеральных конституционных законов, федеральных законов Президентом РФ осуществляется в форме официального опубликования. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после подписания Президентом РФ. Официальным опубликованием закона считается первая публикация его полного текста в "Собрании законодательства РФ", "Российской газете" или "Парламентской газете". При опубликовании закона указываются его название, даты принятия Государственной Думой и одобрения Советом Федерации, подписавшее должностное лицо (Президент РФ или исполняющий его обязанности), место и дата подписания, регистрационный номер. Закон вступает в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней со дня официального опубликования, если им самим не установлен иной порядок введения в действие. Только официально опубликованные законы могут применяться на территории РФ.

Задача 1

Губернатор субъекта Российской Федерации направил в Государственную Думу законопроект о внесении изменений в федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Его не удовлетворяет порядок трудоустройства иностранцев в России.

Подлежит ли законопроект губернатора рассмотрению в Государственной Думе?

В соответствии со ст. 104 п.1 Конституции РФ «право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству РФ, законодательным (представительным) органам субъектов РФ. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения». Таким образом, 104 статья четко определяет круг субъектов, обладающих правом законодательной инициативы, следовательно, законопроект губернатора рассмотрению в Государственной Думе не подлежит.

Задача 2

Группа депутатов государственной Думы внесла проект закона об изменении ставок подоходного налога с физических лиц. Совет Государственной Думы предложил Правительству дать заключение по данному законопроекту. Правительство дало отрицательное заключение.

Является ли отрицательное заключение Правительства РФ обстоятельством, исключающим дальнейшее рассмотрение законопроекта и принятие закона?

Нет, не является.

Отрицательное заключение Правительства РФ не лишает Государственную Думу преимущественного права принятия или отклонения законопроекта. Рассмотрение законопроекта осуществляется в Государственной Думе. В случаях, когда в Государственную Думу вносятся законопроекты о введении или отмене налогов, об освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, должно быть представлено заключение Правительства РФ (ч.3 ст.104 Конституции РФ). Обязанность заключения Правительства РФ по данным законопроектам не означает права аппарата Правительства возвращать законопроект субъекту законодательной инициативы с указанием невозможности представить заключение без финансово-экономического обоснования.

Список используемой литературы

1 Конституция Российской Федерации

2 Кененов А.А, Чернобель Г.В. Логические основы законотворческого процесса. // Правоведение. – 1991, №6.

3 Исполнение законов. "Круглый стол "журнала" Советское государство и право //Советское государство и право. – 1991, №6.

4 www.erudition.ru

6 www.zakaz.prompter.ru

7 www.elib.org.ua

1

Антибиотики представляют собой самую многочисленную группу лекарственных средств. Так, в России в настоящее время используется 30 различных групп антибиотиков, а число препаратов (без учета неоригинальных) приближается к 200. Польза антибиотиков является неоспоримым фактом. Важно то, что они приносят пользу и даже могут спасти человеческую жизнь только в том случае, когда лекарственные препараты и другие виды лечения не помогают. Антибиотики способны препятствовать развитию практически всех видов микробов. Доля антибиотиков на рынке лекарственных препаратов в разных странах составляет от 6 до 21%, при этом имеется четкая тенденция к увеличению использования препаратов данной группы. Риск появления побочных явлений и осложнений определенно есть. В нашей статье мы поднимаем одну из актуальных проблем, такую как ошибки при использовании антибиотикотерапии.

рациональная антибиотикотерапия

осложнения

побочные явления

антибиотики

1. Справочник Видаль – М: АстраФармСервис 1998-1600 с.

2. С. В. Аничков, М. Л. Беленький. Учебник фармакологии. – Л.: Медицина 1968-472 с.

3. И. А. Муравьев. Технология лекарственных форм. – М.: Медицина 1988-480 с.

4. С. М. Навашин, И. П. Фомина. Рациональная антибиотикотерапия. – М.: Медицина 1982-496 с.

5. Т.Ф. Одегова, О.Г. Олешко, Н.В. Новикова. Микробиология. Учебник для фармацевтических ВУЗов. – Л.: Типография ГОУ ВПО ПГФА 2009-377с.

6. Л. С. Страчунский, С.Н. Козлов. Антибиотики: клиническая фармакология. – Смол.: Амипресс 1994-208 с.

7. Д. Н. Синев, И. Я. Гуревич. Технология и анализ лекарств. – Л.: Медицина 1989-367 с.

В настоящее время под термином антибиотики понимают продукты жизнедеятельности любых живых организмов, обладающих высокой биологической активностью по отношению к определенным группам микроорганизмов или клеткам злокачественных опухолей, избирательно задерживающих рост или полностью подавляя развитие.

Современная классификация антибиотиков разработана в Государственном центре по антибиотикам (С.М.Навашин, 1994), в соответствии с которой они характеризуются по механизму действия, химической структуре, противомикробному спектру, типу действия на клетку.

По химическому строению антибиотики делятся на:

1.Бета-лактамные антибиотики - включают большую группу препаратов, общим для которых является наличие бета-лактамного кольца. В зависимости от строения второй части бициклического кольца, бета-лактамные антибиотики разделяются на пеницилины, цефалоспорины, каропенемы, монобактамы.

а) Пенициллины. Родоначальником пеницилинов является бензилпенициллин-антибиотик природного происхождения, продукт жизнедеятельности грибов рода Pennicillum. Основой химической структурой пенициллинов является 6-аминопенициллиновая кислота. Классические пенициллины -это препараты с преимущественной активностью в отношении грамположительных бактерий.Модификацией молекулы путем присоединения к ней разных радикалов в положении 6 удалость получить полусинтетические антибиотики с более широким спектром действия и благоприятной фармакокинетикой. Недостатки: узкий спектр действия, большая частота аллергический реакцией, быстро выводятся из организма(кроме бициллина),быстро формируется устойчивость микробов за счет образования бета-лактамаз-ферментов, разрушающих бета-лактамное кольцо.

В связи с широким распространением резистентных к антибактериальным препаратам микробов, вызванных продукцией ими бета-лактамаз, были созданы препараты, получившие название ингибиторы «бета-лактамаз». Они имеют свойство необратимо инактивировать широкий спектр бета-лактамаз, продуцируемых различными микроорганизмами. К ним относят клавулановую кислоту, сульбактам, тазобактам.

К препаратам содержащим пенициллины и ингибиторы бета-лактамаз-защищенным пенициллинам-относят сочетания ампициллин/сульбактам, амоксициллин/клавуалановая кислота, тикарциллин/клавулановая кислота, пиперациллин/тазбактам. Эти препараты применяются для лечения инфекции различных локализаций (дыхательные пути, мочевыделительная система, кожа и мягкие ткани, брюшная полость, малый таз и др.),особенно при высоком риске наличия возбудителя, продуцирующих бета-лактамазы.

Наиболее частые осложнения при приеме пенициллинов это аллергические реакции. Иногда это кожные высыпания, дерматиты, лихорадка. Более тяжелые случаи характеризуются отеком слизистых оболочек, артриты, поражение почек. Наиболее тяжелым является анафилактический шок. Иногда анафилактический шок может закончится летально.

б) Цефалоспорины. Имеют в своей основе 7-аминоцефалоспориновую кислоту. Выделяют четыре поколения цефалоспоринов.

Цефалоспорины 1 поколения(цефазолин,цефалексин) активны преимущественно в отношении грамположительных кокков(стафилококков,стрептококков и др.)и некоторых грамотрицательных бактерий.

Цефалоспорины 2поколения(цефуроксим,цефаклор) обладают более широким спектром действия по сравнению с препаратами 1 поколения за счет наличия активности в отношении грамотрицательных бактерий.

Цефалоспорины 3 поколения(цефотаксим,цефтриаксон) имеют более высокую активность в отношении различных грамотрицательных бактерий (энтеробактерии, гемофилуса, гонококков, менингокков) по сравнению с цефалоспоринами 2 поколения. кроме того, некоторые цефалоспорины 3 поколения (цефтазиди) активны в отношении синегнойной палочки.

Цефалоспорины 4 поколения (цефепим,цефпиром)-химической особенностью данных препаратов является их биполярна структура, что обеспечивает быстрое проникновение молекулы через наружную мембрану бактерий. Цефалоспорины 4 поколения характеризуются более широким спектром антимикробной активности по сравнению с цефалоспоринами 3 поколения. Они высокоактивны как в отношении большинства грамотрицательных бактерий, в том числе продуцирующих бета-лактамазы, включая синегнойную палочку, так и отношении грамположительных бактерий.

Среди цефалоспоринов также существуют защищенные препараты, в частности цефоперазон/сульбактам. Этот лекарственный препарат представляет собой фиксированную комбинацию цефалоспоринов 3 поколения с ингибитором бета-лактамаз. Входящие в его состав препараты оказывают синергидное антимикробное действие на многие резистентные микроорганизмы. Препараты успешно применяются для лечения заболеваний дыхательных и мочевыводящих путей, хирургических и гинекологических инфекций.

в)Карбапенемы (имипенем, меропенем) характеризуются наиболее широким спектром противомикробной активности среди всех бета-лактамных антибиотиков. Они в отношении грамположительных грамотрицательных аэробных бактерий,анаэробов, более устойчивы к действию бета-лактамаз.

г)Монобактамы или моноциклические бета-лактамы, в клинической практике применяется один препарат-азтреонам, имеющий узкий спектр антибактериальной активности. Воздействует на аэробную грамотрицательную флору.

Бета-лактамные антибиотики применяются при инфекциях дыхательных путей, мочевыводящих путей, гнойных процессах различной локализации, внутрибольничных инфекциях.

2) Аминогликозиды. Среди этой группы выделяют препараты 3х поколений.

Аминогликозиды 1 поколения (стрептомицин, канамицин) в настоящие время применяются ограниченно, преимущественно во фтизиатрии.

Аминогликозиды 2 поколения (гентамицин, тобрамицин) и 3 поколения (амикацин) широко применяются в клинической практике.

Аминогликозиды обладают широким спектром противомикробной активности, но препараты слабо действуют на стрептакокки, не активны в отношении анаэробных бактерий. Эти антибиотики используются при лечении туберкулеза, инфекции дыхательных путей, септических состояний. Аминогликогзиды способны вызывать вестибулярные нарушения, нефротоксичность, нейромышечную блокаду и аллергические реакции

3)Гликопептиды. К этой группе относятся природные антибиотики-ванкомицин и тейкопланин. Гликопептиды являются препаратами выбора при внутрибольничных инфекциях,вызванных устойчивыми формами стафилококка,энтерококка.

4) Липопептиды. Группа препаратов представлена, предложенным в последнее время антибиотиком даптомицином, который активен по отношению к грамположительным микробам, в том числе к устойчивым штаммам.

5)Макролиды. Это природные вещества или полусинтетические соединения, которые содержат 14,15 или 16-членное лактамное кольцо. Ранние макролиды активны, главным образом, по отношению к грамположительным и «атипичным» возбудителям (хламидии, риккетсии, микоплазмы), обладают более высокой токсичностью (эритромицин,рокситромицин). Новые макролидные антибиотики высокоактивны, реже вызывают побочные действия, более удобны в применении (кларитромицин, азатромицин). Эти антибиотики используются при лечении инфекций дыхательных путей, инфекций, передающихся половым путем.

6) Тетрациклины обладают широким спектром противомикробной активности. Наибольшее клиническое значение имеют тетрациклин и диксициклин, которые используются для лечения хламидиозов, риккетсиозов, некоторых зоонозов. Недостатки: гепатотоксичность, тератогенность, развитие резистентности бактерий, приобретенной в процессе их многолетнего использования. Антибиотики тетрациклинового ряда относительно малотоксичные препараты. Однако при длительном применение могу давай серьезные ослажнения. Накапливаясь в печени тетрациклины могу вызывать желтуху, гипопротромбинемию и нарушение свертываемости крови. Описаны тяжелые случаи некроза печени с летальным исходом. Способность тетрациклинов накапливаться в костях может привести к задержке роста костей в длину, нарушению развития зубов, окраска зубов в желто-коричневый вет и раннему кариесу у детй.

7) В группу линкозамидов входят природные антибиотики линкомицин и его полусинтетеческий аналог клиндамицин. Они активны по отношению г грамположительным бактериям, преимущественно к коккам. Используются в качестве препаратов резерва, когда неэффективны другие антибиотики.

8) Группа оксазолидинонов линезолид- первый представитель данного класса. Он проявляет высокую активность по отношению к грамположительным микроорганизмам(стафилококки, энерококки, превмококки). Также является препаратом резерва.

9) Группа полимиксинов характеризуется узким спектром активности и высокой токсичностью. Это соединения активны по отношению к грамотрицательным бактериям. Природной устойчивостью обладают грамотрицательные кокки и вся грамположительная флора. Препараты этой группы применяют при тяжелых инфекциях, вызванных синегнойной палочкой и резистентной грамотрицательной микрофлорой.

10) Группа левомицитина характеризуется широким спектром противомикробной активности, бактериостатическим действием. Недостатки: левомицитин угнетает кровообращение, у новорожденных вызывает «синдром серой асфиксии». В настоящее время имеет ограниченное применение, используется при бактериальном менингите, брюшном тифе. Левомицетин может нарушать зрение, слух, вызывать психические расстройства, а так же- вызывать аллергические реакции в виде сыпей на коже.

По спектру действия антибиотики делятся на:

1. Антибиотики узкого спектра действия (влияют преимущественно на грамположительные бактерии, например, пенициллин, эритромицин)

2. Антибиотки широкого спектра действия (угнетают рост грамположительных и грамотрицательных микроорганизмов, например, гентамицин, цефалоспорины 2-4 поколений)

3. Антибиотики со специфической активностью: противотуберкулезные, противогрипковые, антипротозойные, противоопухолевые)

Противомикробные препараты, или антимикотики, представляют собой обширный класс разнообразных химических соединений как природного происхождения, так и полученные синтетическим путем, которые обладают активностью в отношении патогенных грибов. В зависимости от их химической структуры они разделяются на несколько групп, отличающихся по спектру активности, фармакокинетике: полиены (нистатин, леворин, амфотерицин В), азолы (кетоконазол, флуконазол, итраконазол - для системного применения, клотримазол, миконазол - для местного применения), эхинокандины (каспофунгин), флюоропиримидины (флуцитозин), аллиламиды (тербинафин), препараты разных групп (гризеофульфин, аморолифин).

Говорить о принципах антибиотикотерапии -- это значит постулировать те вопросы, на которые должен обязательно ответить врач, когда выбирает лечебный препарат и его дозу.

Совершенно очевидно, что антимикробные препараты в разных клинических ситуациях не равноценны, одни полезны, а другие нет, одни опасны, другие безвредны, одни экономически целесообразны, другие недопустимо затратны. Вопросов много, но есть базовые, принципиальные, без ответа на которые антибиотикотерапии быть не может. Их многократно формулировали с разной степенью убедительности.

Принципы рациональной антибиотикотерапии:

  1. Микробиологический: необходимо наличие показаний для использования антибиотиков; в терапии вирусных инфекций не целесообразно использовать антибиотики, обладающие способностью угнетать рост бактерий. Антибиотики необходимо назначать в соответствии с чувствительностью к ним конкретного возбудителя заболевания.

2. Фармакологический: назначение антибиотиков в соответствии с фармакокинетикой противомикробного средства. Препараты нужно назначать в такой дозе и вводить так часто, чтобы обеспечить его среднюю терапевтическую концентрацию в тканях и жидкостях макроорганизма на протяжении всего курса терапии. Путь введения определяется биодоступностью антибиотика, тяжестью заболевания, локализацией паталогического процесса. Применяется внутримышечное, внутривенное введение, per os, в виде ингаляций, местно (накожно, в виде глазных капель), per rectum, внутриполостное введение (в брюшную полость)

3. Клинический - выбор антибиотика, его дозы и способа введения производится с минимальным повреждающим действием препарата на макроорганизм. Следует определить переносимость антибиотика, учесть пол, возраст, сопутствующую патологию пациента.

4. Эпидемиологический: назначение антибактериального препарата с учетом устойчивости микроорганизма в среде, окружающей больного (в стационаре, географическом регионе).

5. Фармацевтический - назначение противомикробного средства с учетом соблюдений сроков годности и условий хранения.

6. Адекватное комбинирование. Необходимо правильно сочетать антибиотики разных групп с учетом их спектра и характера действия, побочных эффектов. Например, нельзя комбинировать пенициллины, оказывающих бактерицидное действие на клетку в фазе роста с тетрациклинами, задерживающих рост бактерий. Необходимо рационально сочетать антибиотики с другими лекарственными препаратами (пробиотиками, противогрибковыми средствами, витаминами).

7. Оценка эффективности действия антибиотиков: при проведении курса антибиотикотерапии оценивают динамику симптомов заболевания, динамику лабораторных и бактериологических показаний. Если в течении 2-3 дней отсутствует положительный эффект, следует отменить данный антибиотик и назначить другой.

Сегодня в общественном сознании существует множество точек зрения, причем нередко взаимоисключающих друг друга, о том, что же такое антибиотики, когда и как их надо применять и насколько они опасны для человека. Предположение о том, что истина лежит где-то посередине между крайними точками зрения, вполне разумно, но нуждается в некоторой конкретизации. При длительном применении некоторые антибиотики могут оказывать токсическое действие на центральную нервную систему человека, подавлять его иммунитет, вызывать аллергические реакции. Однако по выраженности побочных явлений они не превосходят другие лекарственные средства.

Суммируя вышесказанное, необходимо подчеркнуть, что антибактериальные препараты являются важным, зачастую главным компонентом. Их рациональное и обоснованное применение в большинстве случаев определяет эффективность проводимого лечения.

Библиографическая ссылка

Кузнецова Ю.Е., Калугина Д.Ю., Редозубова Е.В., Селиванова О.А. АНТИБИОТИКИ. ПОБОЧНЫЕ ЯВЛЕНИЯ И ОСЛОЖНЕНИЯ АНТИБИОТИКОТЕРАПИИ. ПРИНЦИПЫ РАЦИОНАЛЬНОЙ АНТИБИОТИКОТЕРАПИИ. // Международный студенческий научный вестник. – 2014. – № 4.;
URL: http://eduherald.ru/ru/article/view?id=11940 (дата обращения: 04.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»