Основы законодательства по вопросам социальной защиты инвалидов. Правовые основы социальной защиты инвалидов в россии Нормативно правовые основы социальной защиты инвалидов

В России о6еспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и пособия и иные гарантии социальной защиты. Гасанзаде С.Б. Проблемы совершенствования правового регулирования социальной защиты инвалидов // Юридические науки. 2009, № 2. С. 84-90.

С целью оказания квалифицированной помощи инвалидам, социальный работник обязан знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида, его права на получения различных льгот и выплат и другое.

Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов»: Декларация о правах инвалидов (принята резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1975 года)// http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/disabled.shtml (дата обращения 27.12.2011).

Инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства;

Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица;

Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность;

Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания.

Статус инвалидов в целом основывается как на общих социально-экономических и организационных гарантиях прав, устанавливаемых для всех граждан, так и гарантиях, специально предназначенных для инвалидов.

Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон от 02.08.1995 № 122 - ФЗ // Российская газета. 1995. 04 августа. № 150. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В июле 1996 г. Президент Российской Федерации издал Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов». О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов: Указ Президента РФ от 27.07.1992 № 802 // Российские вести. 1992. 15 августа. № 44.

В октябре того же года были изданы указы «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», О дополни-тельных мерах государственной поддержки инвалидов: Указ Президента РФ от 02.10.1992 № 1157// Cобрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. 05 октября. № 14. Ст. 1098. «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности». О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятель-ности: Указ Президента РФ от 02 октября 1992 № 1156// Cобрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. 05 октября. № 14. Ст. 1097.

Этими нормотворческими актами определяются отношения общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством.

Следует заметить, что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране.

Важное значение для законодательства о социальном обеспечении имеют статья 15 и статья 17 Конституции Российской Федерации. В этих статьях принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации объявляются частью ее правовой системы.

Кроме того, установлено, что законодательство Российской Федерации, в том числе законодательство о социальном обеспечении, должно соответствовать требованиям международных стандартов по правам человека.

Особое значение для права социального обеспечения имеют статьи Конституции, закрепляющие права граждан на различные виды социального обеспечения.

Положения Конституции, касающиеся вопросов социального обеспечения, являются юридической базой, на которой основывается все законодательство о социальном обеспечении.

Анализ норм законодательства о социальной защите инвалидов позволяет констатировать, что оно состоит:

Из Федерального закона «О социальной защите инвалидов» и его подзаконной правовой базы с присущим только им предметом правового регулирования;

Правовых актов, нормы которых регламентируют иные отношения в области социальной защиты инвалидов (социальное обслуживание, пенсионное обеспечение, социальная помощь, социальная защита отдельных категорий инвалидов).

К правовым актам в области социальной защиты инвалидов следует относить также акты, нормы которых в рамках своих отраслей регламентируют отношения, так или иначе касающиеся инвалидов (медицинская помощь, специальное образование, создание необходимых условий труда, физическая культура и спорт).

Следует выделить три основных этапа формирования отечественной правовой базы, посвященной различным аспектам социальной защиты инвалидов. Симанович Л.Н. Правовое регулирование социальной защиты инвалидов//Социальное и пенсионное право. 2010. № 1. С. 26 - 28.

1-й этап: 1990 - 1996 гг. Характерной особенностью данного этапа является принятие Конституции Российской Федерации, оформившей начало формирования объективно новой нормативной базы во всех отраслях общественных отношений, законодательное закрепление вопросов здравоохранения, образования.

В 1995 г. с принятием Федерального закона «О социальной защите инвалидов», а также законов о социальном обслуживании, по сути дела, была сформирована законодательная база в области социальной защиты инвалидов.

2-й этап: 1997 - 2001 гг. На данном этапе осуществляется формирование пенсионного и трудового законодательства, законодательно закрепляются основные начала положения детей (в том числе детей-инвалидов).

3-й этап: 2002 - 2008 гг. Регламентация отношений в области социальной защиты инвалидов в наибольшей степени была обусловлена происходящими переменами в организации публичной власти (централизация власти, реформа местного самоуправления, перераспределение полномочий, совершенствование структуры федеральных органов исполнительной власти).

Именно в этот период нормы Федерального закона «О социальной защите инвалидов» подверглись наибольшим качественным изменениям. Принципиально новым содержанием наполнилось понятие «реабилитация инвалидов», расширившее круг основных направлений, осуществлено перераспределение компетенции в области социальной защиты инвалидов, организационно изменилась структура учреждений медико-социальной экспертизы, обозначились пробелы в вопросах создания и функционирования организационного механизма реабилитации инвалидов, осуществлена монетизация льгот.

Среди проблем правового регулирования в области социальной защиты инвалидов следует выделить проблемы в области:

1). разграничения предметов ведения;

2). создания и функционирования организационного механизма;

3). труда и занятости;

4). обеспечения доступа инвалидов к объектам различных инфраструктур;

5). деятельности общественных объединений инвалидов.

Проблемы правового регулирования в области социальной защиты инвалидов обусловлены главным образом отсутствием четкой систематизации в указанной сфере деятельности.

Внесение изменений в Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» не внесло ясности в регулирование отношений в рассматриваемой области.

Федеральный центр и субъекты Российской Федерации при принятии Федерального закона «О социальной защите инвалидов» наделялись практически идентичными полномочиями в области социальной защиты инвалидов.

Нормами Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» из компетенции субъектов Российской Федерации были исключены принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о социальной защите инвалидов, контроль за их исполнением, участие в реализации федеральных программ в области социальной защиты инвалидов, разработка и финансирование региональных программ в указанной области; утверждение и финансирование перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территориях субъектов Российской Федерации, с учетом социально-экономических, климатических и иных особенностей в дополнение к федеральным базовым программам реабилитации инвалидов. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ // Российская газета. 2004. 31 августа. № 188.

В части регламентации отношений в области социальной защиты инвалидов за последние 10 лет в субъектах Российской Федерации сложилась довольно-таки обширная правовая база. Регламентации подвергались отношения в области:

Принятия целевых программ (социальная поддержка, реабилитация (комплексные программы по различным аспектам реабилитации, в отношении отдельных категорий инвалидов), обеспечение доступа инвалидов к объектам различных инфраструктур, развитие предприятий, применяющих труд инвалидов);

Установления структуры учреждений медико-социальной экспертизы;

Реабилитации инвалидов (принятие региональных перечней реабилитационных услуг, создание и функционирование организационного механизма, специальное образование, порядок разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации);

Обеспечение доступа инвалидов к объектам различных инфраструктур;

Социального обслуживания (установление перечня социальных услуг, регламентация деятельности различных учреждений социального обслуживания);

Нормами Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ //Российская газета. 2005. 31 декабря. № 297.

статья 5 Федерального закона «О социальной защите инвалидов» была изложена в новой редакции.

Субъектам Российской Федерации в области социальной защиты инвалидов было возвращено право принятия в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; разработки, утверждения и реализации региональных программ в области социальной защиты инвалидов в целях обеспечения им равных возможностей и социальной интеграции в общество, а также право осуществления контроля за их реализацией.

Однако сравнительный анализ первоначальной и последней редакции статьи 5 Федерального закона «О социальной защите инвалидов», наличие сложившейся региональной правовой базы по вопросам социальной защиты (реабилитации) инвалидов позволяют говорить о необходимости включения в компетенцию субъектов Российской Федерации вопросов создания организационного механизма в области социальной защиты (реабилитации) инвалидов, утверждения и финансирования перечня реабилитационных мероприятий, осуществляемых на территориях субъектов Российской Федерации, с учетом социально-экономических, климатических и иных особенностей в дополнение к Федеральному перечню реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.

Положения Федерального закона «О социальной защите инвалидов» не содержат (и не содержали) структурных частей, нормы которых устанавливали бы компетенцию органов местного самоуправления в области социальной защиты инвалидов.

Анализ компетенции органов местного самоуправления, установленной нормами различных правовых актов, позволяет определить компетенцию органов местного самоуправления в области социальной защиты инвалидов, в связи с чем Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» следует дополнить статьей 5.1, нормы которой устанавливали бы компетенцию органов местного самоуправления в области реализации государственной политики в отношении инвалидов на территориях муниципальных образований, участия в реализации федеральных, региональных программ в области социальной защиты инвалидов, разработки и финансирования муниципальных программ в указанной области, принятия в пределах своей компетенции нормативных правовых актов в области социальной защиты инвалидов, формирования бюджетов муниципальных образований в части расходов на социальную защиту инвалидов, формирования органов управления муниципальной системы социальной защиты инвалидов, создания и управления объектами в области социальной защиты инвалидов, находящимися в ведении муниципальных образований, ведения муниципальных банков данных по проблемам инвалидности и инвалидов.

Основополагающей в области регламентации отношений по социальной защите следует считать проблему создания и функционирования организационного механизма.

Вопросами социальной защиты инвалидов в настоящее время в той или иной мере призваны заниматься органы управления и организации, являющиеся составной частью различных организационных систем (здравоохранение, образование, социальное обслуживание, реабилитация).

В области реабилитации нормами Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ упразднен институт Государственной службы реабилитации инвалидов - модели организационного механизма в области реабилитации инвалидов. На сегодняшний день эти функции выполняет Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года № 323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития»// Российская газета. 2004. 08 июля. № 144.

Следует отметить, что трудоустройство инвалидов сопряжено с определенными проблемами и материальными затратами, в частности, сюда следует отнести необходимость создания специализированных рабочих мест или производственных участков, применение гибких, нестандартных форм организации труда, использование надомного труда.

Однако мероприятия по профессиональной и трудовой реабилитации инвалидов экономически и социально оправданны.

Необходимы дополнительные меры финансово-экономического характера по выводу из кризиса специализированных предприятий, использующих труд инвалидов.

В области обеспечения инвалидов к объектам различных инфраструктур в настоящее время сформирована нормативно-правовая база, необходимая для руководства при разработке проектной документации с учетом потребностей инвалидов.

Минтруд России совместно с Госстроем России разработали, утвердили и ввели в действие комплект нормативной и методической документации, предназначенной для обеспечения организации и проведения в городах и других поселениях Российской Федерации мероприятий по реализации положений Федерального закона «О социальной защите инвалидов».

Тем не менее приоритетными в данной области социальной защиты инвалидов должны оставаться: организация проектирования, строительства и реконструкции зданий и сооружений, застройки городов и других населенных пунктов на основе неукоснительного соблюдения нормативных актов в части доступности для инвалидов; формирование жилищной политики с учетом предоставления инвалидам равных со всеми гражданами жилищных условий исходя из особенностей, обусловленных характером инвалидности и физическими возможностями инвалидов.

В области деятельности общественных объединений инвалидов Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ было отменено установление льгот, в том числе и по налогообложению, что сводит практически на нет как существование действующих объединений, так и создание и функционирование новых.

Установление преференций Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94 - ФЗ // Российская газета. 2005. 28 июля. № 163. общественным объединениям инвалидов будет касаться далеко не всех объединений.

Представляется целесообразным возвращение к практике квотирования мест для общественных объединений инвалидов в представительных органах региональной и муниципальной власти.

Отдельный акцент следует сделать на регламентации отношений в области создания и функционирования системы профилактики инвалидности, в частности: решения комплекса задач в части оказания первичной медико-санитарной помощи; профилактики вакцинации от инфекционных заболеваний, охраны труда и программ предупреждения несчастных случаев в различных ситуациях, включая приспосабливание рабочих мест в целях предупреждения профессиональных заболеваний и потери трудоспособности, предупреждения инвалидности, которая является следствием загрязнения окружающей среды или вооруженных конфликтов, разработки правил безопасности в целях сокращения числа несчастных случаев на транспорте и в повседневной жизни; контроля за использованием наркотических средств и алкоголя и борьбы со злоупотреблением ими.

Также в действующем законодательстве существуют проблемы, которые касаются детей - инвалидов.

Права детей-инвалидов особо закреплены в Семейном кодексе Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.1995 № 223 - ФЗ// Российская газета. 1996. 27 января. № 17. Законе Российской Федерации «Об образовании», Об образовании: Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 // Российская газета. 1996. 23 января. № 13. в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.1998 № 124 - ФЗ // Российская газета. 1998. 05 августа. № 147. и других законах.

Наиболее существенным минусом российского законодательства в области социальной защиты инвалидов, в том числе детей-инвалидов, является недостаток конкретных механизмов реализации правовых норм по профилактике и реабилитации инвалидов.

Поэтому главным и первостепенным направлением реформирования данной политики является совершенствование не только материальной поддержки инвалидов, но и профилактики инвалидности, обеспечения для них среды жизнедеятельности и их медицинской, социальной и трудовой реабилитации.

Обеспечение прав детей-инвалидов в России имеет целый ряд существенных проблем:

Недостаточно развита практика в области судебной и административной деятельности, направленная на реализацию прав инвалидов. Сложно обеспечивать права инвалидов с тяжелыми формами заболеваний из-за ограничения в передвижении и недоступности судов и исполнительных органов для посещения инвалидами.

Многие инвалиды не достаточно информированы о своих правах.

Актуальна проблема врачебной ошибки и халатности медицинского персонала, невыполнение правил в отношении больного, что является одной из причин инвалидности.

Несмотря на то, что Россия, в соответствии с Конституцией РФ, является социальным государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина для всех членов общества вне зависимости от каких либо различий, люди с ограниченными возможностями не всегда могут в полной мере воспользоваться своими конституционными правами. Привалова И. В. Некоторые проблемы правового регулирования социальной защиты детей-инвалидов в Российской Федерации// http://kraspubl.ru/content/view/306/36/ (дата обращения 27.12.2011 16:04)

Проблемы, прежде всего, связаны с наличием препятствий, мешающих интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Потребности таких людей не учтены: в планировке большинства зданий образовательных учреждений и библиотек, в общественном транспорте, на улицах городов и сельских поселений. Это мешает инвалидам свободно передвигаться.

Серьезные проблемы связаны с деятельностью системы медико-социальной экспертизы и комплексной реабилитации детей-инвалидов.

Очень часто затягивается прохождение медико-социальной экспертизы, не обеспечен полный охват всех детей-инвалидов индивидуальными программами реабилитации.

Отдельной проблемой является отсутствие специально разработанных для этой категории лиц государственных образовательных стандартов. Содержание обучения не учитывает реальные возможности обучающихся, нет специальных пособий, учебников, программ.

Вместе с тем экспертами отмечается, что необходимы дополнительные законодательные средства для полного обеспечения прав лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование.

Нужно обеспечить более полный охват детей-инвалидов профессиональным образованием.

На законодательном уровне была предпринята попытка решения проблемы образования лиц с ограниченными возможностями через принятие специального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)».

Проект закона был внесен в Государственную Думу в 1997 году, но в дальнейшем был снят с рассмотрения.

В 2002 году Парламентской Ассамблеей стран СНГ был принят Модельный Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)», который является основой для разработки, принятия и (или) совершенствования национального законодательства в области специального образования государств - участников СНГ. Антипьева Н. В. Социальная защита инвалидов в Российской Федерации: правовое регулирование. М., С.115.

Вопросы, связанные с реализацией права на образование весьма актуальны в настоящее время, так как право на образование является одним из важнейших субъективных прав личности.

Оно является одной из фундаментальных ценностей современного общества, что отражается в международных нормах о правах человека, а также в постоянно развивающемся национальном законодательстве об образовании.

При этом особое значение оно приобретает в отношении лиц с ограниченными возможностями. Но актуальность в первую очередь подтверждается несовершенством ныне действующего законодательства в области правового регулирования прав инвалидов на образование.

Обеспечение конституционных прав инвалидов на образование является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства. А для того чтобы функции государства успешно реализовывались, они должны иметь соответствующее правовое оформление.

С тех пор как в Закон Российской Федерации «Об образовании» были внесены изменения, касавшиеся специальных (коррекционных) образовательных учреждений, которые оказались в странной правовой ситуации.

С одной стороны, как показывает анализ региональной практики, эти учреждения являются, как правило, муниципальными. Это допускается Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении, утвержденном Минобразованием Российской Федерации от 22.10.1999г. №636.

С другой стороны, существуют нормы федерального законодательства п. 6.2 ст. 29 Закона РФ «Об образовании», а также ст. 26.3. Федерального закона Российской Федерации от 11.12.2004 №159 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан

Российской Федерации», относящие, по мнению целого ряда экспертов, полномочия по организации предоставления образования в специальных (коррекционных) учреждениях на уровень субъекта Российской Федерации. Федеральный закон от 11.12.2004 № 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»// Российская газета. 2004. 15 декабря. № 277.

Так, в соответствии с п. 6.2 ст. 29 Закона РФ «Об образовании», в ведении субъектов Российской Федерации в области образования находится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа, оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении, образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (за исключением образования, получаемого в федеральных образовательных учреждениях, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

Та же формулировка присутствует и в ст. 26.3. ФЗ РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»:

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

Организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях, находящихся в соответствии с федеральным законом в ведении субъекта Российской Федерации -- т. е. в том числе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Передача полномочий по организации предоставления образования в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях субъектам Российской Федерации осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием полномочий».

Указанная норма Закона РФ «Об образовании» (п. 6.2 ст.29), передающая специальные коррекционные учреждения в ведение субъекта Российской Федерации, имеет не самую удачную формулировку, что привело к некоторым проблемам в ее реализации на региональном уровне.

Возникшая путаница с распределением полномочий обусловлена тем, что до сих пор не приведено в соответствие с новым законодательством о разграничении полномочий Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Данным типовым положением установлено, что коррекционные учреждения могут быть двух видов -- государственные коррекционные учреждения и муниципальные коррекционные учреждения.

При этом учредителями государственного коррекционного учреждения могут быть федеральные органы исполнительной власти, учредителями муниципального коррекционного учреждения являются органы местного самоуправления.

Также установлено, что передача государственного коррекционного учреждения в ведение органов местного самоуправления допускается с согласия последних. Усольцева Д. А. Проблемы правового регулирования и реализации прав инвалидов на образование// http://kraspubl.ru/content/view/318/68/ (дата обращения 27.12.2011 16:21)

То есть налицо противоречие между нормами Закона РФ «Об образовании», ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и нормами Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении, дающего возможность муниципальным органам быть учредителями специальных коррекционных учреждений.

Возникает вопрос, что имел в виду законодатель в ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием полномочий» от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ.

В соответствии с первым вариантом, законодатель планировал передать специальные (коррекционные) образовательные учреждения в ведение субъектов Российской Федерации, в данном случае необходимо привести в соответствие с Федеральным законом подзаконный нормативный акт -- Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении.

Во втором случае, если законодатель хотел подчеркнуть, что финансирование специальных (коррекционных) учреждений осуществляется «в соответствии с нормативами» органами власти субъекта Российской Федерации, вероятно посредством выделения субвенций, в размере, необходимом для покрытия всех расходов учреждения, следовало бы изложить данное положение яснее.

Федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и другими нормативными актами установлен достаточно широкий объем прав инвалидов и государственных гарантий их реализации.

Вместе с тем, одной из наиболее острых проблем на сегодняшний день является проблема реализации данных прав и обеспечения социальных гарантий инвалидам.

Проблемы реализации данного Закона связаны, в первую очередь, с недостаточным финансированием мероприятий, направленных на социальную защиту инвалидов и обеспечение социальной адаптации инвалидов.

Таким образом, подводя итог главе 1, необходимо отметить следующее.

Сегодня инвалиды относятся к наиболее социально незащищённой категории населения. Их доход значительно ниже среднего, а потребности в медицинском и социальном обслуживании намного выше.

Они в меньшей степени имеют возможности получить образование, не могут заниматься трудовой деятельностью.

Большинство из них не имеет семьи и не желает участвовать в общественной жизни. Всё это говорит о том, что инвалиды в нашем обществе являются дискриминируемым меньшинством.

Основной проблемой в области труда и занятости по-прежнему является незаинтересованность работодателя в приеме инвалидов на работу, создании инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации.

Низкая конкурентоспособность на рынке труда, несбалансированность спроса и предложения рабочей силы (образовательный и профессиональный уровень подготовки инвалидов не отвечает требованиям работодателей), несоответствие предлагаемых условий труда показаниям к труду, рекомендованным инвалидам, низкая заработная плата и ее нерегулярная выплата по заявленным для инвалидов вакансиям - все эти факторы негативно влияют на процесс трудоустройства инвалидов.

Права инвалидов, в том числе детей-инвалидов, в теории представлены в различных нормативно-правовых актах, но, на практике реализация этих прав полностью не осуществляется, и, в связи с этим, лица с ограниченными возможностями имеют проблемы с получением образования, передвижением, получением медицинского освидетельствования, что не дает им возможности осуществить нормальную полноценную интеграцию в общество.

Законодательство РФ в области защиты инвалидов Вопросы защиты прав инвалидов отражены в Конституции РФ, т.к. основной закон применим ко всем гражданам государства, включая лиц с инвалидностью. Российское законодательство учитывает необходимость в большей защите прав инвалидов, т.к. их возможности...
  • Общественные организации инвалидов, их роль в решении вопросов социальной защиты
    Инвалиды все в большей степени включаются в общественную деятельность, отстаивая и реализуя свои права, организуя культурные и спортивные мероприятия, тем самым способствуя интеграции их в общество. Нас прежде всего интересуют те, которые относятся к сфере адаптивной физической культуры и спорта: Общероссийская...
    (СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ)
  • ИНВАЛИДНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
    Понятие инвалидности Инвалидность (от лат. invalidus - слабый, немощный) - нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной...
    (Право социального обеспечения)
  • Законодательство РФ в области защиты инвалидов
    Вопросы защиты прав инвалидов отражены в Конституции РФ, т.к. основной закон применим ко всем гражданам государства, включая лиц с инвалидностью. Российское законодательство учитывает необходимость в большей защите прав инвалидов, т.к. их возможности ограничены, в связи с чем уделяет особое внимание...
    (СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ)
  • Государственная политика в области защиты инвалидов
    Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». Вот несколько выдержек из этого правового международного документа: - «инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства»; - «инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица»; - «инвалиды...
    (СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ)
  • Реалии политики РФ в области защиты инвалидов
    Критерием оценки политики в отношении инвалидов может служить доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, и доступность информации и каналов коммуникации. В России начало преобразованию среды обитания инвалидов с учетом их потребностей положено...
    (СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВЫЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ)
  • Социальному работнику крайне важно знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН ʼʼО правах инвалидовʼʼ. Вот несколько выдержек из этого правового международного документа: ʼʼИнвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинстваʼʼ; ʼʼИнвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лицаʼʼ; ʼʼИнвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельностьʼʼ; ʼʼИнвалиды имеют право на

    медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности^ на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживанияʼʼ; ʼʼИнвалиды должны быть защищены от какой бы то ни было эксплуатацииʼʼ.

    Приняты фундаментальные законодательные акты об инвалидах и в России. Особое значение для определœения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы ʼʼО социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидовʼʼ (1995 ᴦ.), ʼʼО социальной защите инвалидов в Российской Федерацииʼʼ (1995 ᴦ.).

    Еще раньше, в июле 1992 ᴦ. Президент Российской Федерации издал Указ ʼʼО научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидовʼʼ. В октябре того же года были изданы указы ʼʼО дополнительных мерах государственной поддержки инвалидовʼʼ, ʼʼО мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельностиʼʼ.

    Этими нормотворческими актами определяются отношения общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране.

    В Законе ʼʼО социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидовʼʼ сформулированы основные принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всœех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов власти всœех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др.
    Размещено на реф.рф
    (ст. 3 Закона).

    Социальные услуги предоставляются всœем гражданам пожилого возраста и инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединœениям и других обстоятельств (ст. 4 Закона).

    Социальное обслуживание осуществляется по решению органов социальной защиты населœения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст. 5 Закона).

    Социальные услуги оказываются исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях с согласия обслуживаемых должна быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора. Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

    Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания, в том числе:

    социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

    полустационарное социальное обслуживание в отделœениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания;

    стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания;

    срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства, - организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т.п.).

    социально-консультационная помощь.

    Все социальные услуги, входящие в федеральный перечень гарантированных государством услуг, бывают оказаны гражданам бесплатно, а также на условиях частичной или полной оплаты. Бесплатно оказываются социальные услуги:

    1) одиноким гражданам (одиноким супружеским парам) и инвалидам, получающим пенсию в размере ниже прожиточного минимума;

    2) гражданам пожилого возраста и инвалидам, имеющим родственников, но получающим пенсии ниже прожиточного минимума;

    3) пожилым людям и инвалидам, проживающим в семьях, сред-недушевой доход которых ниже прожиточного минимума.

    Социальные услуги на уровне частичной оплаты оказываются лицам, чей среднедушевой доход (или доход их родственников, членов их семей) составляет 100-150 % прожиточного минимума.

    Социальные услуги на условиях полной оплаты оказываются гражданам, проживающим в семьях, среднедушевой доход которых превышает на 150% прожиточный минимум.

    Следует подчеркнуть, что по состоянию на 1 января 1996 ᴦ. в полной или частичной оплате социальных услуг нуждались всœе без исключения граждане пожилого возраста и инвалиды 21 субъекта Федерации, где оплата труда всœего трудоспособного населœения составляла ниже 150% прожиточного минимума. Это такие регионы, как Новгородская, Псковская, Ивановская, Кировская, Пензенская, Саратовская, Оренбургская, Читинская области; республики Марий Эл, Чувашия, Калмыкия, Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Карачаево-Черкесская, Северная Осетия, Удмуртия, Республика Алтай, Тыва. Здесь проживает свыше 20 млн. человек.

    Понятно, что администрации этих регионов страны не в состоянии обеспечить не только оплату социальных услуг для пожилых и инвалидов, но и социальные пособия по безработице, бедности и другие, предусмотренные законодательством. Все населœение этих регионов от мала до велика получает доход ниже прожиточного минимума и нуждается в социальных пособиях. Все расходы на оплату социальных услуг пожилым и инвалидам вынуждены брать на себя федеральные органы.

    В Законе ʼʼО социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидовʼʼ система социального обслуживания поделœена на два базовых сектора - государственный и негосударственный. Государственный сектор образуют федеральные и муниципальные органы социального обслуживания.

    Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет учреждения, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной или муниципальной, -а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. Негосударственными формами социального обслуживания занимаются общественные объединœения, в т.ч. профессиональный ассоциации, благотворительные и религиозные организации.

    Существенные вопросы социальной защиты инвалидов получили правовую базу в Законе ʼʼО социальной защите инвалидов в Российской Федерацииʼʼ. Закон определяет полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации) в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности.

    Закон устанавливает условия оплаты медицинских услуг, оказываемых инвалидам, возмещения затрат, произведенных самим инвалидом, его отношения с реабилитационными органами социальной защиты инвалидов.

    Закон обязывает всœе органы власти, руководителœей предприятий и организаций создавать условия, позволяющие инвалидам свободно и самостоятельно пользоваться всœеми общественными местами, учреждениями, транспортом, беспрепятственно передвигаться на улице, в собственном жилище, в общественных учреждениях и т.д.

    Законом предусматриваются льготы на внеочередное получение жилья, соответствующим образом оборудованного. В частности, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не менее 50 % с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - со стоимости топлива. Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства, ведения подсобного и дачного хозяйства (ст. 17 Закона).

    Особое внимание Закон уделяет обеспечению занятости инвалидов. Закон предусматривает финансово-кредитные льготы специализированным предприятиям, применяющим труд инвалидов, а также предприятиям, учреждениям и организациям общественных объединœений инвалидов; установление квот для приема на работу инвалидов, в частности, организациям независимо от органи-

    зационно-правовых форм и форм собственности, численность работников в которых составляет более 30 человек (квота для приема на работу инвалидов устанавливается в процентах к среднесписоч-ной численности работников, но не менее 3%). Общественные объединœения инвалидов и их предприятия, организации, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединœения инвалидов, освобождаются от обязательного квотирования рабочих мест для инвалидов.

    Закон определяет правовые нормы для решения таких существенных вопросов занятости инвалидов, как оборудование специальных рабочих мест, условия труда инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателœей в обеспечении занятости инвалидов, порядок и условия признания инвалида безработным, государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов.

    Обстоятельно рассмотрены в Законе вопросы материального обеспечения и социально-бытового обслуживания инвалидов. Предусматриваются существенные льготы и скидки за оплату коммунальных услуг, за приобретение инвалидных приспособлений, ин-. струмешов, техники, оплату санаторно-курортных путевок, за пользование общественным транспортом, приобретение, технический уход за личным автотранспортом и т.д.

    Помимо федеральных законов социальным работникам крайне важно знать ведомственные документы, в которых даются обоснованные толкования применения тех или иных законов или их отдельных статей.

    Социальному работнику также крайне важно знать и проблемы, не решенные законодательством или решенные, но не реализуемые в практической деятельности. К примеру, Закон ʼʼО социальной защите инвалидов в Российской Федерацииʼʼ не допускает производства транспортных средств, не имеющих приспособлений для свободного пользования инвалидами городскими видами транспорта͵ или сдачу в эксплуатацию жилья, в котором не предусмотрены приспособления для свободного пользования этим жильем инвалидами (ст. 15 Закона). Но много ли автобусов, троллейбусов на улицах городов России, оборудованных специальными подъемниками, с помощью которых инвалиды, передвигающиеся на колясках, могли бы самостоятельно подниматься в автобус или троллейбус? Как десятки лет назад, так и сегодня, в эксплуатацию сдаются жилые

    дома без всяких приспособлений, позволяющих инвалиду беспрепятственно выехать на коляске из своей квартиры, воспользоваться лифтом, спуститься по пандусу на прилегающий к подъезду тротуар и т.д. и т.п. Данные положения Закона ʼʼО социальной защите инвалидов в Российской Федерацииʼʼ попросту игнорируются всœеми, кто по закону обязан создавать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности инвалидов.

    Действующее законодательство практически не защищает права инвалидов детства на достойное и обеспеченное существование. В законодательстве инвалидам детства предусмотрены такие объёмы социальной помощи, которые прямо-таки толкают их на любую работу, поскольку на инвалидную пенсию человек, лишенный всœего крайне важно го с детства, прожить не в состоянии.

    Средний размер пенсий по России на 1 января 1996 ᴦ. равнялся 185,5 тыс. рублей, а прожиточный минимум - 345 тыс. рублей. На такие пенсии, в случае если не иметь каких-либо дополнительных источников дохода, жить невозможно.

    Но даже если решены финансовые проблемы, полностью переустроена среда жизнедеятельности инвалидов, они не смогут воспользоваться предоставленными благами без соответствующей техники и приспособлений. Нужны протезы, слуховые аппараты, особого устройства очки, тетради для записывания текстов, книги для чтения, коляски, автомобили для передвижения и др.
    Размещено на реф.рф
    Нужна специальная промышленность для изготовления инвалидной техники и аппаратуры. Такие предприятия в стране есть. Οʜᴎ в значительной мере удовлетворяют разнообразные потребности инвалидов. Но в сравнении с западными образцами инвалидной техники наши, отечественные, во многом проигрывают: и тяжелœее, и менее долговечны, и больших габаритов, и менее удобны в эксплуатации.

    Тем отраднее знать, что подвижка в лучшую сторону началась. К примеру, в Москве сами инвалиды организовали реабилитацион-ный центр ʼʼПреодолениеʼʼ, который не только оказывает моральную, учебную, организационную помощь, но и наладил выпуск инвалидных колясок, превосходящих по многим параметрам (весу, прочности, мобильности, функциональности) известные в мире шведские коляски*. Важно заметить, что для социального работника данный пример важен тем, что он подсказывает: среди инвалидов есть много талантливых

    * См.: Русский инвалид. - 1992. т- № 4. 195

    мастеров организаторов. Одна из задач социальной работы - найти этих-г^дей, содействовать им в организации дела, сформировать вокруг них коллектив и тем самым помочь многим.

    Нормативно-правовая регламентация системы реализуется через проектирование социальных служб, формализацию, стандартизацию, лицензирование, нормирование и информирование.

    Под социальной защитой инвалидов следует понимать систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

    Законом предусматриваются различные формы социального обслуживания: на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное - в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан; стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других нестационарных учреждениях; срочное - в ситуациях, не терпящих отлагательства; организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья, дополнительной помощи; социально-консультационная помощь.
    Существенные вопросы социальной защиты инвалидов получили правовую базу в Федеральный Закон от 20 июля 1995 года «О социальной защите инвалидов в РФ» . Закон определяет полномочия органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов.
    Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы; устанавливает условия оплаты медицинских услуг, оказываемых инвалидам, возмещения затрат, произведенных самим инвалидом, его отношения с реабилитационными органами социальной защиты инвалидов; обязывает все органы власти, руководителей предприятий, организаций создавать условия, позволяющие инвалидам свободно и самостоятельно пользоваться всеми общественными местами, учреждениями, транспортом, беспрепятственно передвигаться на улице, в собственном жилище, в общественных учреждениях;предусматривает льготы на внеочередное получение жилья, соответствующим образом оборудованного; в нем уделяется внимание обеспечению занятости инвалидов, определяет правовые нормы для решения таких существенных вопросов занятости инвалидов, как оборудование специальных рабочих мест, условия труда инвалидов, права, обязанности и ответственность работодателей за обеспечение занятости инвалидов, порядок и условия признания инвалида безработным, государственное стимулирование участия предприятий и организаций в обеспечении жизнедеятельности инвалидов; рассмотрены в вопросы материального обеспечения и социально-бытового обслуживания инвалидов. Предусматриваются существенные льготы и скидки за оплату коммунальных услуг, за приобретение инвалидных приспособлений, инструментов, техники, оплату санаторно-курортных путевок.



    Инвалидность, как бы ее ни определять, известна в любом обществе, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приорите­там и возможностям формирует социальную и экономическую поли­тику в отношении инвалидов.

    Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов:

    1. Государство отвечает за устранение условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных с последствиями инвалидности.

    2. Государство обеспечивает инвалидам возможность достигнуть одинакового со своими согражданами уровня жизни, в том числе в сфере доходов, образо­вания, занятости, здравоохранения, участия в общественной жизни.

    3. Инвалиды имеют право жить в социуме, общество порицает изоляцию инвали­дов. Для этого общество стремится сформировать условия независимой жиз­ни инвалидов (безбарьерная среда).

    4. За инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реа­лизации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.

    5. Государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отно­шении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где прожи­вает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).

    6. При реализации политики в отношении инвалидов должны учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики сво­его заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.

    Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями.

    В российских дебатах о социальной политике в отношении инва­лидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остается второстепенным вопросом. В со­циальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать за­явленное и достигать обозначенных целей.
    Системы социальной защиты инвалидов, сложившиеся в развитых странах, включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, отражае­мых в нормативном закреплении прав инвалидов, прав и обязанно­стей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере.

    Основными критериями развития политики государств в отношении инвалидов являются:

    · Наличие официально признанной политики в отношении инвалидов.

    · Наличие специального антидискриминационного законодательства в отношении инвалидов.

    · Судебные и административные механизмы реализации прав инвалидов.

    · Наличие неправительственных организаций инвалидов.

    · Доступ инвалидов к реализации гражданских прав, в том числе права на труд, на образование, на создание семьи, на неприкосновенность частной жизни и собственности, а также политических прав.

    · Наличие безбарьерной физической и социальной среды.

    3 декабря - международный день инвалида. Это никакой не праздник, это день, когда каждая страна должна отчитаться, как она соблюдает права инвалидов, как заботится о них.В этот день общество должно вспомнить об инвалидах, которые нуждаются в помощи, доброте, внимании и сострадании.

    Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ и закрепляет систему гарантированных

    государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

    Социально-правовой основой для социальной работы с инвалидами является Закон РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11. 1995 года.

    Издан Указ Президента Российской Федерации «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» от 05.05. 1993 года . Приняты нормативно-правовые акты по регулированию социальной работы с мигрантами, беженцами, вынужденными переселенцами, безработными. Следовательно, социальному работнику необходима юридическая компетентность, знание Конституции как Основного закона государства и нормативно-правовых актов для защиты прав и законных интересов людей.

    Нормативно-правовую базу в области образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:

    § международные (подписанные СССР или Россией),

    § федеральные,

    § правительственные,

    § ведомственные

    § и региональные.

    Что касается нормативно-правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы образования лиц с ограниченными возможностями

    здоровья, то основным Федеральным законом, обеспечивающим развитие

    специального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья,

    служит закон 272-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации». Закон содержит ряд статей, закрепляющих право детей-инвалидов на получение качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями.

    Центральное место в нормативно-правовом обеспечении образования, в

    том числе специального, занимает закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» принят Государственной Думой РФ 3 июля 1998 года . Закон устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией РФ от 1993 года . В законе выделены основные направления обеспечения прав ребенка в Российской Федерации, организационные основы гарантий прав ребенка, представлены государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, меры по защите прав ребенка на охрану здоровья, на отдых, на профессиональную подготовку и др.

    Важной составляющей нормативно-правовой базы специального образования являются федеральные правительственные документы, определяющие общеобразовательную и профессиональную подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее значимо в этом плане Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии». В соответствии с ним созданы коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования, коррекционные общеобразовательные учреждения, коррекционные учреждения начального профессионального образования. Типовое положение распространяется на специальные (коррекционные) образовательные учреждения различных видов: для неслышащих, слабослышащих и позднооглохших, незрячих, слабовидящих и поздноослепших, для детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых. Оно регулирует деятельность всех государственных, муниципальных специальных (коррекционных) образовательных учреждений, создавая благоприятные условия обучающимся, воспитанникам с отклонениями в развитии для обучения, воспитания, лечения, социальной адаптации и интеграции в общество.

    Основополагающим государственным документом, устанавливающим приоритет образования в государственной политике, определяющим стратегию и основные направления его развития, служит Постановление Правительства РФ от 4 октября 2000 г. «О национальной доктрине образования в Российской Федерации» . Доктрина определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 г. Она предусматривает многообразие типов и видов образовательных учреждений и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования, личностно-ориентированное обучение и воспитание.

    Одной из основных задач, поставленных в доктрине, является «создание и реализация условий для получения общего и профессионального образования детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, детьми-инвалидами и детьми из малообеспеченных семей». Лицам с ограниченными возможностями здоровья гарантируется общедоступное и бесплатное специальное образование, а также бесплатное среднее и высшее профессиональное образование.

    С национальной доктриной образования непосредственно связан документ «О концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы» 2011 года

    Согласно Концепции дети с ограниченными возможностями здоровья «должны быть обеспечены медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения преимущественно в общеобразовательной школе по месту жительства, а при наличии соответствующих медицинских показаний – в специальных школах и школах-интернатах». Предусматривается также введение персональных счетов для детей с целью аккумулирования государственных, корпоративных, спонсорских и родительских средств на образование и оздоровление каждого ребенка.

    Среди ведомственных нормативных документов, обеспечивающих развитие образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в России, следует выделить «Концепцию интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья » от 16.04.2001 года .

    Согласно Концепции образование учащихся-инвалидов должно предусматривать создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей воспитанникам адекватные условия и равные с «обычными» детьми возможности для получения образования, лечение и оздоровление, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

    Лица с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до 21 года могут пользоваться услугами специального образования в различных его организационных формах (обучение на дому, в коррекционном учреждении, в общеобразовательном учреждении общего назначения).

    Также, для улучшения жизни инвалидов была создана Федеральная программа«Доступная среда».

    Программа "Доступная среда", решающая проблемы инвалидов в РФ. Эта программа затрагивает вопросы доступности образования, информации, правона труд инвалидов.

    "Инвалидность - всегда проблема, это всегда необходимость для инвалида преодолевать дополнительные препятствия. Задача программы сделать так, чтобы барьеров для инвалида было как можно меньше"

    · обеспечить человеку с инвалидностью непрерывность маршрута, по которому он движется. Любое выпадение на пути его следования приводит к тому, что он не может воспользоваться каким-то объектом или услугой.

    · устранение "отношенческих барьеров", мешающих интеграции инвалидов в общество. Необходимо сформировать позитивное отношение к инвалидам и теме инвалидности в целом, в том числе и через создание "безбарьерной" школьной среды, позволяющей обучаться совместно с обычными детьми и детям с ограниченными возможностями.

    Цель лекции: Изучение нормативно- правовой базы в области социальной защиты, социального обслуживания инвалидов в РФ.

    ПЛАН:

    1. Законодательные акты в области социальной защиты инвалидов в РФ.

    2. Реализация инвалидами права на здоровье в РФ.

    3. Федеральный закон РФ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».

    4. Федеральный закон РФ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и другие нормативные документы, касающиеся предоставления социальных услуг инвалидам.

    1. Законодательные акты в области социальной защиты инвалидов в РФ .

    Современные российские законодательные акты по части заботы и помощи людям с ограниченными возможностями в содержательном плане приближаются к законам и принципам, принятым во всём мире.

    В России к законодательным документам, имеющим особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов и касающихся правовой защиты интересов, относятся Конституция РФ, и федеральные законы «О социальной защите инвалидов в РФ», и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

    К наиболее важным постановлениям, защищающим инвалидов с социально-экономической точки зрения, относятся: о порядке признания граждан инвалидами; о предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов; об утверждении перечня заболеваний, дающих право на получение дополнительной жилой площади; об обеспечении жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг; о предоставлении инвалидам автотранспортных средств.

    Ряд документов касается развития медико-социальной помощи инвалидам: О государственной службе медико-социальной экспертизы; о классификации критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы; об образовании межведомственной комиссии по координации деятельности в сфере реабилитации инвалидов; примерное положение о реабилитационном учреждении; об обеспечении инвалидов техническими и иными средствами реабилитации.

    Разработаны нормативно-правовые документы, закрепляющие права инвалидов на обучение, досуг и получение информации; о порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и вне государственных образовательных учреждений; о мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры и др.

    В Конституции Российской Федерации (от 12.12.1993г.) говорится, что в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7).

    Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 38).

    Наиболее подробно рассматривается социальная поддержка, помощь инвалидам в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 15.11.1995 г. Документ состоит из 5 глав, в которых регулируются различные аспекты проблем инвалидности. В главе 1 этого закона перечислены общие положения, даётся определение понятия «инвалид», рассматриваются основания, по которым определяются группы инвалидности. Согласно закону, в зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лица в возрасте до 18 лет относятся к категории «ребёнка-инвалида».

    Признание человека инвалидом осуществляется Государственной службой медико- социальной экспертизы. Порядок и условия этого устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    Социальную защиту инвалидов этот закон трактует как систему гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих данным людям условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

    Кроме того, в части I закона регулируются и вопросы соответствия федеральных и международных документов, устанавливается компетенция органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов.

    Глава 2 закона посвящена понятию и механизмам медико-социальной экспертизы. Последняя осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, которые разрабатываются и утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Перечисляется перечень функций, возлагаемых на Государственную службу медико-социальной экспертизы.

    В главе 3 рассматриваемого закона речь идёт о реабилитации инвалидов, которая определяется как система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или, возможно, более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Цель реабилитации – восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. В этой главе закона расшифровывается также и содержание процесса реабилитации.

    Согласно закону, последняя подразумевает:

    Ÿ медицинскую реабилитацию : восстановительную терапию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование;

    Ÿ профессиональную реабилитацию : профессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессионально-производственную адаптацию и трудоустройство;

    Ÿ социальную реабилитацию : социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию.

    Статья 10 закона регулирует гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счёт средств федерального бюджета.

    Данным законом предусматривается разработка индивидуальных программ реабилитации инвалида, которые представляют собой комплекс оптимальных для него реабилитационных мероприятий, включающий отдельные виды, формы, объёмы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер. Последние направлены на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определённых видов деятельности.

    Индивидуальная программа реабилитации инвалида, в соответствии с этим законом, обязательна для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

    Деятельность по реабилитации инвалидов координирует Министерство здравоохранения и социального развития РФ.

    Реабилитационными признаются учреждения, которые осуществляют соответствующий процесс в соответствии с программами реабилитации инвалидов. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации должны с учётом региональных и территориальных потребностей создавать сеть реабилитационных учреждений, в том числе и негосударственных, и содействовать развитию системы медицинской, профессиональной и социальной реабилитации инвалидов, организовывать производство её технических средств.

    Глава 4 закона посвящена вопросам обеспечения жизнедеятельности инвалидов. В ней описываются государственные и общественные ресурсы такой помощи. Прежде всего – медицинской: оказание квалифицированного медицинского обслуживания инвалидов, включая обеспечение лекарствами.

    Этого рода реабилитация инвалидов проводится в рамках федеральной базовой программы обязательного медицинского страхования населения Российской Федерации за счёт средств соответствующих федерального и территориальных фондов. На практике же эта прописанная в законе статья изменяется: например, списки выдаваемых бесплатно лекарств повсеместно сокращаются.

    В некоторых регионах России вопрос обеспечения лекарствами решается нетрадиционно: создаются «социальные аптеки», которые имеют льготы по налогообложению. Цены на лекарства в таких аптеках намного ниже, однако, чтобы получить требуемое средство, необходимо годами ждать своей очереди.

    Законом регулируются вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации (статья 14). В этих целях принимаются меры по укреплению материально-технической базы редакций, издательств и предприятий полиграфии, которые выпускают специальную литературу для инвалидов, а также редакций, программ, студий, предприятий, учреждений и организаций, производящих грамзаписи, аудиозаписи и иную звуковую продукцию, кино- и видеофильмы и другую видеопродукцию для инвалидов. Язык жестов признаётся как средство межличностного общения. Вводится система субтитрирования или сурдоперевода телевизионных программ, кино- и видеофильмов. Следует отметить, что доля таких передач и кинофильмов невелика, даже информационные программы редко сопровождаются сурдопереводом.

    Статья 15 рассматривает проблему обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Согласно закону, федеральное правительство, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, организации вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности должны создавать условия инвалидам (включая тех, кто использует кресла-коляски и собак-проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Планировка и застройка городов, других населённых пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их теми не допускаются. Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, должны обеспечивать оборудование вокзалов, аэропортов, транспортных средств специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам беспрепятственно передвигаться. Приведен перечень объектов инфраструктуры и порядок регуляции доступа к ним.

    Статья 17 закона описывает порядок обеспечения инвалидов жилой площадью. Инвалиды и семьи, в которых проживают дети-инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, ставятся на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями согласно льготам, предусмотренным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым правительством Российской Федерации. В данном разделе закона уделено внимание вопросам оборудования жилых помещений для инвалидов. Однако сервисная сеть, которая занялась бы вопросами адаптации жилья в соответствии с потребностями инвалидов, до сих пор отсутствует. Создание удобного жилого фонда остаётся личным делом самого инвалида или членов его семьи.

    Вопросы доступности образования, воспитания и обучения детей-инвалидов представлены в статьях 18 и 19 рассматриваемого закона. Там декларируется гарантированность образования, создание государством необходимых условий для получения образования и профессиональной подготовки инвалидов. Для тех из них, кто нуждается в специальных условиях при получении профессионального образования, согласно закону, должны создаваться специальные, профессиональные образовательные учреждения различных типов и видов или соответствующие условия в профессиональных образовательных учреждениях общего типа.

    Однако по-прежнему актуальной остаётся проблема интегрированного образования. Доля инвалидов, обучающихся в обычных, неспециализированных учебных заведениях, слишком мала. Образовательная структура специализированных школ для детей-инвалидов порой не выдерживает критики, – столь стереотипно и предвзято отношение к возможностям инвалидов. У работников специализированных школ и интернатов существуют установки на сегрегацию детей-инвалидов, чрезмерный контроль и опеку.

    Специальные профессиональные образовательные учреждения для инвалидов чаще всего предоставляют им возможность получить рабочую профессию. Проблема доступности для них высшего образования широко обсуждается, однако доля инвалидов, поступающих в вуз, не возрастает, дополнительные технологические меры, облегчающие процедуру вступительных экзаменов и обучения инвалидов с определёнными нарушениями здоровья, не отработаны.

    Статья 20 настоящего закона регулирует обеспечение занятости инвалидов. Им федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации предоставляются гарантии трудовой занятости благодаря проведению специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, и мерам, стимулирующим работодателей предоставлять рабочие места инвалидам.

    Законодательно регулируется также и создание специальных рабочих мест для данной категории людей (статья 22). Это предполагает осуществление дополнительных мер по организации труда, в том числе по адаптации основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения, дополнительного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями с учётом индивидуальных возможностей инвалидов.

    В соответствии со статьёй 23 инвалиду, занятому в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, должны создаваться необходимые условия труда согласно индивидуальной программе его реабилитации. Работодатели несут ответственность (статья 24) в обеспечении занятости инвалидов.

    Определены и утверждены законодательно условия признания инвалида безработным. Предписан ряд мер, призванных стимулировать работодателей в предоставлении рабочих мест людям с ограниченными возможностями. Законом регулируется материальное обеспечение инвалидов (статья 27). Рассмотрены также вопросы их социально-бытового обслуживания, условия пребывания в стационарном учреждении социального обслуживания.

    В статье 30 учтены аспекты транспортного обслуживания инвалидов, льготы по проезду в общественном транспорте. Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 32)

    Глава 5 настоящего закона посвящена общественным объединениям инвалидов. Она регулирует право на создание таких объединений (статья 33), налоговые и иные льготы на отчисления в бюджеты всех уровней (статья 34). Согласно статье 36, Президенту и Правительству Российской Федерации необходимо привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим федеральным законом.

    Таким образом, фундаментом социальной политики, касающейся инвалидов, становится реабилитация, восстановление и активизация их способностей к независимой жизни.


    Похожая информация.