Почему ап. Почему апостол Андрей — Первозванный? Чтобы быть счастливее

Их было всего 12. И за ними не шли полки обученных солдат. Не сверкало на солнце оружие. Не храпели под тяжелыми всадниками могучие кони. Они не были воинами, но простыми рыбаками из далекой провинции. Их было всего 12. И все, кроме одного, погибли мучительной смертью. Но они навсегда изменили наш мир.

Прежде чем перейти к разговору о личностях апостолов, жизнеописания которых мы будем опубликованы на сайте "Фомы" в серии , надо ответить на самые главные вопросы: кем были эти люди, в чем выражалось их служение и что связывает нашу Церковь с ними сегодня?

Кто такие апостолы?

«Апостол» (греч. апостолос) означает «посланник». Этим греческим словом, прочно вошедшим в обиход русского языка, обозначаются люди, призванные Иисусом Христом, ставшие Его учениками и отправленные Им проповедовать Евангелие и устраивать Церковь.Перед апостолами стояла невероятно сложная задача: сдвинуть с места заржавевшее колесо человеческой Истории, распространить христианство до пределов земли… Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! (1 Кор 9 :16)Ряд людей, которые несли благую весть народам, не знавшим о Христе, часто с опасностью для жизни, были названы в Церкви равноапостольными и прославлены как святые.

Почему двенадцать?

На самом деле апостолов было больше. Мы знаем, что за Христом следовало немало народу. В Писании мы встречаем упоминание о семидесяти наиболее близких к Нему учениках, которых также называют апостолами. Один из наиболее известных апостолов, Павел, также не входил в число двенадцати.

Так для чего понадобилось выделить именно эту небольшую группу людей и возлагать на них какое-то особое служение? Дело в том, что число 12 совпадает с числом двенадцати колен израильских.

Ко времени проповеди Христа из двенадцати родов израильских сохранилось всего два с половиной: Иуды, Вениамина и половина от Левия. Остальные девять с половиной родов со времени завоевания Северного царства (722 г. до Р. Х.) считались исчезнувшими. Евреи верили, что Бог приведет эти исчезнувшие, растворившиеся среди других народов, колена на родину и восстановит народ Божий. Избрание же Христом двенадцати апостолов недвусмысленно свидетельствует, что это долгожданное время наступает. Однако вместо того чтобы где-то собирать исчезнувшие колена народа Израиля, то есть вместо того, чтобы восстанавливать прежний, Ветхий Израиль, Христос создает Израиль Новый - Церковь. Для этого Он избирает 12 родоначальников Нового Божьего народа - апостолов и посылает их в мир.

Что стало с апостолами?

Спаситель предупреждал учеников: Я посылаю вас, как овец среди волков (Мф 10 :16). Эти слова могут показаться необычными, если вспомнить, что были сказаны апостолам, отправлявшимся на проповедь в Галилее, то есть среди единоверцев-иудеев. Действительно, первый период проповеди был безмятежным. Апостолов принимали в домах, слушали, оказывали им уважение… Однако совсем иначе эти слова стали восприниматься учениками, когда Христос был распят и Его имя стало хулиться иудейскими старейшинами и духовными вождями. В самом Израиле апостолы начали подвергаться преследованиям, еще опаснее их миссия оказалась за пределами Израиля, в языческих землях.

Апостолов неоднократно избивали, бросали в тюрьмы, подвергали иным преследованиям и мучениям. Лишь один из двенадцати ближайших учеников Спасителя, апостол Иоанн Богослов, скончался своей смертью. Все остальные пострадали за Христа и были убиты.

Кто стал преемником апостолов?

Создавая христианские общины, апостолы всюду оставляли после себя людей, которым поручалось особое служение - духовное окормление верующих. Так появились первые преемники апостолов, назначенные непосредственно ими самими, - епископы Церкви. Те, в свою очередь, передали свое служение следующему поколению духовенства через Таинство священства - и каждого ныне живущего священника связывает с апостолами длинная череда людей, передававших друг другу свое служение. Именно поэтому Церковь называют Апостольской. Одним из наиболее известных продолжателей дела двенадцати апостолов стал апостол Павел, который не знал Спасителя во время Его земной жизни. Будучи поначалу гонителем христиан, Савл чудесным образом обратился к вере и стал одним из наиболее известных проповедников Христа. Его называют «апостолом язычников», потому что Павел одним из первых вынес проповедь христианства за пределы иудейского мира.

Спрашивает Иван
Отвечает Александр Серков, 24.01.2014


Иван пишет:

"Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, почему апостол Павел позволяет употреблять вино Тимофею? Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов (1 - е Тимофею, 5:23).

Мир Вам, Иван. Да, такой совет ап. Павел дает Тимофею. И что интересно, этот текст здесь как "вставыш". До и после него - совершенно другая тема. Павла можно понять, это же переписка, он отвечает Тимофею но то, что Тимофей писал ему. Мы не знаем всю переписку, и поэтому ответ Павла кажется каким-то оборванным. Если читать письмо Павла Тимофею с самого начала, то мы находим совершенно другое наставление:

В чем дело? Неужели Павел противоречит сам себе? Или Он Тимофею делает какое-то исключение?

Дело в том, что во дни Павла вода на Ближнем Востоке часто была опасной для употребления.Физическое заболевание, такое как дизентерия, часто вызываемое загрязненной водой, было обычным происшествием. Поэтому часто предлагались другие пути для утоления жажды.

Некоторые толкователи полагают, что Павел здесь защищает умеренное употребление сброженного вина для лечебных целей. Они обращают внимание на факт, что вино, таким образом, употреблялось в течение столетий. Но этот комментарий не оправдан. Кто не скажет, что у его нет недуга? Каждый оправдает свою выпивку недугом. И вот тут появится у каждого своя мера умеренности. А все начинали именно с этого обольщения: "для аппетита", "для здоровья", а потом и "за здоровье!" А оканчивается тем, что друзья пьют возле его могилы: "за упокой".

Многие комментаторы придерживаются взгляда, что Павел ссылается на непереброженный виноградный сок (раньше это все называлось вином). Но вопрос стоит в таком случае: для чего советовать то, что разрешено. А что, советовать можно только неразрешенное и вредное для здоровья? Очень полезно, например, выпивать виноградный сок смешанный со свежим куриным яйцом. Полезен мед, полезен и виноградный сок. И Павел советует Тимофею употреблять виноградный сок, а точней, смешивать его с водой, делая виноградный напиток вместо воды.

С уважением, Александр Серков

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

Это правда, что в Библии написано, что лучше не вступать в брак? Что же это за «лучше»?

Да, это правда. В 7-ой главе 1 Послания к Коринфянам, Апостол Павел написал, что лучше не вступать в брак, если не можешь сдерживаться, дабы не подпасть под давление желания иметь сексуальные отношения. Апостол Павел не был женат. Он писал следующее о браке:

Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе. (1Кор.7:7)

Таким образом, Апостол Павел говорит, что лучше было бы не жениться и еще говорит, что каждый человек имеет свое дарование от Бога в отношении брака. Для одного вступать в брак – это дар от Бога, а для другого не вступать в брак тоже дар от Бога. Ту же самую мысль (что лучше не вступать в брак) он повторяет в следующем стихе, и затем объясняет в каких условиях его мысль действенна, когда говорит:

Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я. Но если не [могут] воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. (1Кор.7:8,9)

Итак, ты можешь распознать, есть ли у тебя есть дар от Бога не вступать в брак, если ты можешь воздержаться от брака, без того, чтобы испытывать давление со стороны желания сексуального характера. Далее Апостол Павел приводит несколько причин, почему лучше для кого-то не жениться:

1. Нужды и скорби

В контексте гонений тех времен, Апостол Павел написал:

По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так. Соединен ли ты с женой? не ищи развода. Остался ли без жены? не ищи жены. Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти ; а мне вас жаль. (1Кор.7:26-28)

На тех, кто был женат, нужды, вызванные скорбями тех времен влияли сильнее и Апостол желал избавить от их от этого, говоря, что лучше было бы не жениться им.

2. Чтобы служить Господу без забот и преград

Это очередной повод, чтобы кто-то оставался вне брака и Апостол Павел представляет его следующим образом:

А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею: незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно [служили] Господу без развлечения. (1Кор.7:32-35)

И последний мотив…

3. Чтобы быть счастливее

Это говорит Апостол Павел в заключении 7 главы, когда рассматривает ситуацию христианских вдов, имеющие возможность выйти замуж и говорит следующее:

Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так , по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия. (1Кор.7:39,40)

Брак или его отсутствие никак не является условием для спасения или намеком на духовность человека. Тот же Апостол Павел является тем, кто серьезно обвинял еретиков, которые запрещали вступать в брак. В 1 Послании к Тимофею Апостол написал:

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак [и] употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. (1Тим.4:1-3)

Я много раз замечал, что люди соболезнуют тем, кто не вступают в брак, особенно женщинам, которые остались незамужними. И это не правильно. Некоторые же из женщин, которые не были востребованы в брак, несут в своих сердцах горечь в адрес Бога за то, что они не состоялись в браке. Не хорошо так. Каждый должен понимать, что, как есть дар и благословение от Бога вступить в брак, так есть дар и благословение от Бога остаться вне брака и служить Богу без забот и от всего сердца. Только так, в служении и полном поклонению Богу можно испытать истинное счастье внебрачного человека. А те, кто состоят в браке, должны быть осторожны в том, как говорить в присутствии тех, кто не состоялся в браке и что касается взглядов на брак. Да поможет нам Бог служить Господу всей преданностью и те, кто в браке, да не мешают друг другу в служении, а наоборот, да помогают и поддерживают друг друга.

Недавно я имел возможность побывать в миссии “Faith comes by hearing” в городе Альбукерке, штат Нью-Мексико. Я был очень впечатлен работой этой миссии, которая производила аудио-материалы для людей, которые не еще имеют написанную Библию на их родном языке, и особенно для тех, кто не умеет читать.

Это миссия начала свое существование по инициативе одного человека, который вместе со своей женой решили продать свое имущество и купить автобус, чтобы затем ездить с места на места, проповедуя Евангелие. Таким образом, они вместе с детьми начали служить. Инициатива была мужа, но как он смог бы совершить такое служение, если бы у него была бы жена, которая любила бы больше комфорт, нежели Бога? Лишь потому, что они оба имели такие же преданные сердца для Христа и Евангелию, Господь использовал их прекрасным образом и многие, многие люди услышали весть о спасении через выполняемую ими работу.

По этому поводу, я хотел бы спросить вас, как ваш брак? Он сделал вас более эффективными для Евангелия, или наоборот, сделал вас бесплодными? Почему? Не по той ли причине, что ты любишь больше комфорт, нежели служение Богу?

Это хороший повод для того, чтобы подумать тем, кто еще не состоит в браке насчет того, что очень важно вступать в брак только с тем человеком, который любит от всего сердца Бога, и который готов полностью принести себя в жертву для Евангелия. Да поможет на Бог.

Протоиерей Игорь Прекуп

Что в духовной жизни ничего случайного нет - это не новость. Что в Евангелии нет случайных эпизодов и лишних слов - само собой разумеется. И это исключение случайности, описки, лирического отступления или просто авторского каприза делает уместным в процессе чтения вопрос: «А почему именно так?»

Мы задаемся вопросом, «почему Христос не родился императором», почему отверг искушение властью, чем и Себя, и Своих последователей, да и, наконец, весь мир отказался избавить от нескончаемого противостояния, кровопролития?.. Почему так? Почему, вместо того, чтобы решить все мирным путем, «полюбовно договориться» с «князем мира сего» и бесконфликтно легитимизировать свою власть над миром, Он предпочитает взойти на Крест, да еще и нас за Собой зовет в Царство Небесное именно этим - крестным - путем?! Почему именно так?..

Этих «почему» достаточно много. На многие из них ответы даны, причем в каждую эпоху они даются с теми нюансами, которые важны для понимания Благовестия конкретной целевой аудиторией.

Один из уместных «почему так?» - вопрос о призвании святого апостола Андрея Первозванного.

Почему? Почему Господь призывает его первым? И почему только его Церковь именует «Первозванным», ведь он не был призван каким-то отдельным образом? Почему за Первоверховным Апостолом не закрепилось в церковном сознании наименование «Первозванный», если в основном представление о начале призвания апостолов ассоциируется с эпизодом, когда Господь проходит мимо Генисаретского озера и, увидев рыбачивших братьев Андрея и Петра, призывает их обоих последовать за ним, обещая, что сделает их «ловцами человеков» (Мф. 4; 18 - 20; Мк. 1; 16 - 17). В том ли дело, что это уже «второе призвание»?

Нет, не только в этом дело, думаю. Хотя, действительно, этому «парному» призванию сыновей Ионы предшествовало более раннее. Как описывает его , оно состоялось на следующий день после того, как крестил Спасителя в водах Иорданских. Причем состоялось несколько необычным образом, если говорить о способе. В Евангелии достаточно подробно описывается, как последний пророк ветхого завета, указывая двоим своим ученикам на идущего Иисуса, назвал его Агнцем Божиим, после чего те сразу же за Ним последовали.

Иисус же, увидев их, идущими за Ним, спросил, что им надобно, и в ответ на вопрос, где Он живет, пригласил их к Себе, где они и провели в беседе весь день (необычность, в контексте вопроса о призвании, в том, что Иисус просто проходил мимо и не звал их за Собой; они как бы сами за Ним пошли, а Он как бы всего лишь откликнулся на их интерес). Эти два ученика Предтечи Господня - Иоанн и Андрей. Почему «возлюбленный ученик» не стал заодно с Андреем называться «Первозванным»? И почему именно его - Андрея - мы видим первопризванным и в том, и в другом случае?

А может, потому, что это не просто первый призванный, а первый призывающий из апостолов? Обратите внимание: что он делает после того, как возвращается от Агнца Божия? Он зовет своего брата - Симона, говоря ему о себе с Иоанном: «Мы нашли Мессию». Зовет брата и приводит его ко Христу (эпизод с призванием, о котором повествуют евангелисты Матфей и Марк - это уже было потом, а сначала он, сразу же, после беседы со Христом, не откладывая на завтра, делится радостной новостью с братом и немедленно приводит его к Сыну Человеческому).

Андрей, вероятно, избирается Иисусом, как первый из 12-ти, не просто в порядковом отношении, а как тот человек, с которого начинается новозаветное благовестие: он благовествует и приводит ко Христу того, кто станет для последующих поколений христиан символом и немощи человеческой, и покаяния, и твердости веры. Именно так, аналогично тому, как Господь промыслительно сообщил апостолам благую весть о Своем воскресении через жен-мироносиц, указывая на ценность их простой, преданной, заботливой и, как ни парадоксально звучит, мужественной любви. А в этом случае, на что Он указывает нам?.. Есть над чем подумать, не правда ли?

Об апостоле Андрее сравнительно мало упоминается в Евангелии, однако, вот еще один достаточно характерный эпизод. В том же Евангелии от Иоанна (Ин. 12; 20 - 22) рассказывается, как некие эллины (по всей вероятности, прозелиты из язычников) желали видеть Иисуса. Понятно, что под «видеть» они имели в виду непосредственное общение. Обращаются они с этой просьбой к апостолу Филиппу, но тот не решается на себя взять ответственность и советуется с апостолом Андреем, что говорит об авторитетности последнего в апостольской среде. И тогда Андрей вместе с Филиппом сообщает о просьбе эллинов Учителю.

Не Филипп, заметьте, передает их просьбу, а Андрей, взяв с собой Филиппа, сообщает об этой просьбе Христу. У свт. Иоанна Златоуста этот момент в толковании на Евангелие от Иоанна обойден вниманием, а блж. Феофилакт усматривает в этой последовательности лишь благочиние и смиренномудрие, царившие среди апостолов. Однако в Толковой Библии, изданной последователями А. П. Лопухина, высказывается предположение, что Филипп не решался взять на себя ответственность, с одной стороны помня о словах Спасителя «не ходить на языческий путь» (Мф. 10; 5) и о том, как Христос в ответ на ходатайство апостолов о хананеянке ответил, что Он послан «только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15; 24), а с другой - опасаясь, что восторг, с которым Спасителя встречали в Иерусалиме, может смениться озлоблением, если местные приревнуют его к инородцам.

Так вот Андрея этот «политический момент» не смущает. Он решительно приходит с Филиппом к Спасителю и сообщает о просьбе эллинов, потому что помнит и о других Его словах: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6; 37), а также об исцелениях и дочери той же хананеянки, и слуги Капернаумского сотника, помнит и о Его беседе с самарянкою.

Этот как бы незначительный эпизод вкупе с вышеупомянутым о приведении своего брата Симона ко Христу (в Евангелии не сказано, что Христос его об этом просил), на наш скромный взгляд, позволяет усматривать в апостоле Андрее какую-то особую миссионерскую горячность. Не страсть, а именно живой огонь веры, а огню свойственно распространяться, охватывать собой пространство и светить. Огонь веры только принципиально отличается от огня материального тем, что материальный уничтожает Божие творение, а огонь веры горит за счет Духа Святого, уничтожая не творение, не естественную добродетель, а грех, уродующий творение.

Нынче очень удобно стало все списывать на «происки врагов», норовящих «испортить нам обедню». Любое обличение язв церковной жизни или конкретных лиц, играющих в ней не последнюю роль, истолковывается как «очернение». Такое впечатление, что срабатывает какая-то инерция советской ментальности с не к ночи будь помянутыми понятиями «обострения классовой вражды» и «клеветы на советскую власть».

В апостольское время в отношении Церкви этих происков было побольше, чем в наше, тем не менее, ни апостол Павел, ни кто-либо из древних писателей не думает даже обвинять врагов Церкви в заговоре, из-за которого христиане вынуждены грешить. Нет, ни в отречениях от веры, ни в нравственных падениях членов Церкви якобы «под злобным гнетом враждебных сил», никто кроме самих грешников не обвиняется, и весь черный PR , который поднимается в адрес Церкви - целиком на их совести: «…ради вас… имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2; 24).

«Не столько хулится Бог нечистой жизнью язычника, сколько развращением христианина», - пишет , настаивая, что «не были бы нужны слова, если бы жизнь наша сияла в такой степени („как светила в мире“ (Флп. 2; 15). - И.П.); не были бы нужны учители, если бы мы творили дела благие. Никто не остался бы язычником, если бы мы были христианами, как следует. Если бы мы соблюдали заповеди Христовы, если бы мы благодушно переносили обиды и насилия, если бы мы, будучи укоряемы, благословляли, если бы, терпя оскорбления, воздавали добром, то никто не был бы столь диким, чтобы не обратиться к истинной вере (τή εύσεβεία), если бы так все вели себя».

Очернить можно только то, что не черно само по себе. Когда же отколупывают тонкий слой краски, скрывающий черноту, и она проступает наружу - это не очернение, а обличение. А очернение - это когда чуждой грязью забрызгивают, замазывают… Грязь, разумеется, может оказаться прилипчивой, да, но все же это - внешняя грязь и, употребляя необходимые средства, ее можно свести. Но грязь следует именно сводить, выводить, отмывать, а не замазывать ее и маскировать.

Поэтому когда на репутации Церкви обнаруживается пятно, надо разобраться, откуда оно взялось, какова природа этого пятна: это что-то извне брызнувшее (случайно или целенаправленно - другой вопрос), или признак повреждения церковного организма, воспаления какого-то участка, а где-то уже и процесса распада, гнилостный запах которого не перебьешь никакой парфюмерией?

Церковь свята Духом Святым, свята тем, что Она - Тело Христово, но Она - не только Христос, Она - это еще и мы, а мы - грешны. И когда мы позволяем благодати Божией нас исцелять, происходит торжество веры, потому что наша порочность преодолевается святостью Божией, а вот когда мы коснеем в грехе, когда не желаем меняться, когда свою порочность пытаемся прикрыть, а не лечить, наши язвы становятся заметны «внешним». И поскольку мы продолжаем оставаться в Церкви, тем более, если занимаем в Ней видное положение, это уже не просто наши язвы, а раны на Теле Христовом.

Мы - эти раны. Причем раны во всем своем безобразии: распухшие, кровоточащие, местами подгнивающие - это наша порочность, которую мы лелеем и, быть может, словно для отвода Божиих глаз, каемся в ней на исповеди, но не собираемся меняться, а то и не каемся, но истолковываем ее чуть ли не как добродетель, то есть, «наводим марафет», окрашиваем ее снаружи, спрыскиваем благовониями… а процесс, тем временем, становится все более запущенным.

Это не только индивидуальная проблема каждого из нас, грешных, «от нихже первый есмь аз», но аналогично происходит и в общецерковном масштабе, в том числе и в отношении репутации Церкви в целом. Вместо того, чтобы лечить раны всеми доступными средствами, мы, «будучи реалистами», и понимая, что лечить не желающих лечиться невозможно, а кадровые преобразования - процесс не только хлопотный (и тем более хлопотный, чем выше заинтересованные кадры по своему положению), но и чреватый «бунтом болящих», предпочитаем досадовать на тех, кто норовит… нет, даже не «поскрести ногтем» любовно нами наложенный на пораженное место косметический слой, а смеющих всего лишь указать на проглядывающее пятно.

Повторяю, на любое пятно надо реагировать оперативно и адекватно: наружную грязь надо отмывать, оперативно разоблачая всякую клевету (и добиваясь ответственности за нее), а вот за указание на реальную проблему надо благодарить, даже если указали на нее без особой доброжелательности, и не придумывать иезуитские оправдания или отрицать факты, воображая себя при этом защитниками Церкви.

Невозможно защитить Церковь, попустительствуя разложению в Ее среде. Не надо обольщаться: миссионерство, делающее ставку на PR и Makeup, и надеющееся добиться успехов за счет политических компромиссов со светской властью, обречено (как, впрочем, и пренебрежение «добрым свидетельством от внешних» и принципиальная оппозиционность, временами переходящая во враждебность по отношению к светской власти никак не указывают на твердость веры, а скорее на твердолобость, если не на лукавый популизм).

И не потому, что расчеты не те, а потому что это какое-то иное, неапостольское по своей природе миссионерство; что-то тут есть от того самого искушения властью, которое Господь отверг в самом начале Своего земного служения.

Приводить в Церковь можно только приводя ко Христу, воцерковлять можно только через Евангелие в ключе святоотеческого Предания, но не только через слово, а еще больше через пример жизни евангельской. А правила, посты, дисциплина, пируэты этикета - это уже сопутствующее.

Если же мы вводим человека в Церковь с обратной последовательностью: через этикет в дисциплину, через нее в посты и т. д., то вводим его в организацию, корпорацию, да, но вот, насколько мы его при этом вводим в Церковь, приводим ли мы его ко Христу, или, вернее, доводим ли мы его в итоге до Него, успеваем ли, не мешаем ли мы Ему привлекать к Себе призванного Им?

Апостол Андрей был призван Христом и ко Христу приводил. Что в нем было такое особенное, видимо, послужившее промыслительной причиной его призвания Богом именно в качестве первого благовестника, «апостола апостолов»? Может, ему было свойственно какое-то исключительное горение духа, горение любовью к Богу и ближнему, любовью к Истине, любовью Божией, стремящейся распространиться и умножиться? И вместе с тем ясное понимание, что приводит он ко Христу - лично ко Христу, а не просто в Его общество, орден, корпорацию. Лично.

И насколько каждый член общества верующих верен лично Христу (а критерии верности - в чуть выше приведенной цитате из свт. Иоанна Златоуста), настолько апостольское служение состоятельно. Насколько наше личное предстояние Богу подменяется своекорыстием или «интересами Церкви» (как будто интересы Церкви могут противоречить верности заповедям и допускать культивирование «чуждого духа»), настолько апостольское служение ослабляется.

Хотим мы того или нет, но все мы «на подсвечниках»: не только духовенство, но и миряне. По нам судят о вере, о Боге. «Будем поэтому жить так, - пишет свт. Иоанн Златоуст, - чтобы не хулилось имя Божие. Не будем ни гоняться за человеческою славою, (ни вести себя так) чтобы о нас составилось дурное мнение, но будем соблюдать надлежащую меру и в том и в другом». Это тот минимум, который требуется от каждого из нас для осуществления апостоличности Церкви.

Минимум, т. е. основа, без которой словам нашим веры не будет, даже напротив, расхождение между декларируемой верой и совершаемыми делами навлечет на истинную, святую веру хулу, которой достойны мы по нашим злым делам и лукавым сердечным расположениям. А если будет этот минимум, то и «свет наш просветится» во славу Божию. И в этом Первозванный Апостол - наш молитвенник.

З дравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Святые первоверховный апостолы Петр и Павел занимают особое место в лике святых 12-ти учеников Христовых, так как потрудились в проповеди Евангелия более всех апостолов.

Апостол Петр был неутомимым проповедником еврейскому народу, живущему в Палестине и Египте, по берегам Средиземного моря и Антиохии.

Апостол Павел называется апостолом языков, то есть — проповедник язычникам. Пройдя множество земель и стран, этот великий учитель Христовой веры обратил к Богу сотни тысяч людей!

Ниже мы прилагаем проповедь игумена Мелхиседека (Артюхина), сказанную им 12 июля, в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Проповедь на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Игумен Мелхиседек (Артюхин)

П о свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви — каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного — за твердость, другого — за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы — служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески — Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла — все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре — образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле — образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.