Принципы психотерапии. Базовые принципы психотерапии

Оказание психологической помощи имеет свои особенности. Основная из них заключается в том, что клиент (пациент) имеет полностью доверять психотерапевту. Для налаживания между ними открытых и защищенных отношений разработана система организации психотерапевтического взаимодействия, основанной на следующих принципах:

1. Конфиденциальность. Ни один клиент не хотел бы, чтобы его личные проблемы обсуждали посторонние люди, особенно когда речь идет об интимных аспекты отношений и бытия. Кроме того, возможно злоупотребление полученной информацией лицами, к которым она попала случайно или они специально овладели ею. Профессиональный психотерапевт нигде и никогда не разглашает фамилий своих клиентов. Даже в собственных заметках он должен пользоваться сокращениями или псевдонимами, которые делают невозможным идентификацию личности. Приводя примеры в лекциях или статьях, также следует придерживаться этого принципа. Профессиональные ассоциации и объединения исключают из своего состава психотерапевтов, которые нарушили его,

2. Безоциннисть. Человека, который обращается за помощью, нельзя воспринимать как интеллектуально ограниченную, неполноценного или больного, относиться к ней предвзято. Ведь психотерапевтическая помощь - это услуга, которую специалист предоставляет за деньги, а клиент - лицо, не обладает определенными навыками психической саморегуляции. Большинство клиентов опасаются, что открытость перед терапевтом неизбежно приведет к обесцениванию их личности, покажет их слабость. Тревога и чувство вины, которые сопровождают обращение к психотерапевту, хотя и имеют иррациональный характер, но от этого не уменьшаются. Поэтому на первой встрече терапевт имеет заверить посетителя в своей полной безоцинности. Среди клиентов встречаются злые, жестокие, развратные люди, которые также нуждаются в помощи, а их отрицательные качества - следствие личностных проблем и неблагополучия. Психотерапевт не обвиняет, не оценивает и не судит - он помогает.

3. Эмпатия. Эту способность можно рассматривать и как базовую установку, и как профессионально необходимое качество терапевта. Эмпатия - умение чувствовать и переживать чувства и состояния другого, эмоциональное понимание, когнитивная децентрованисть. Она является одним из важнейших в психотерапии умений. Без эмпатийного понимание трудно реализовать экзистенциально-гуманистический подход или дазейн-анализ, оно играет важную роль в гештальттерапии, роджерианстви.

4. Внимание, доброжелательность и терпение. Эти установки характеризуют как общее отношение терапевта к клиенту, так и эмоциональную окраску его поведения во время психотерапевтического взаимодействия.

Базовые терапевтические установки формируют кодекс этики психотерапевта. их соблюдение не только облегчает для пациента общения с незнакомым человеком (психотерапевтом) в сложной жизненной ситуации, но и служит гарантией профессионального отношения к проблемам личности, обратилась за помощью.

Личность психотерапевта

К проблеме личности психотерапевта можно подойти с двух позиций: описывать требования к такому специалисту или анализировать личностные качества известных психотерапевтов на основе их произведений или воспоминаний соратников. Из них возникают аскетический 3. Фрейд, гедонист Ф. Перлз, философ-отшельник К.- Юнг, эпатажный Ж.Лакан, весельчак Дж. Хейли, чопорная М. Кляйн, мастер парадоксов М. Эриксон. Однако второй подход обусловил бы много противоречий - слишком уж разными личностями были классики этой науки.

Среди требований к терапевту важной является аутентичность (греч. Аuthentikos- настоящий) - способность быть собой, не изменять своей истинной сущности учитывая конъюнктуру. Настоящий специалист должен быть уверен в себе настолько, чтобы не прибегать к манипуляциям, хитрых стратегий самопрезентации, не создавать эффекта всемогущего мудреца. Он всегда самотождественного и искренний, настоящий и откровенный, потому что именно этих качеств не хватает его клиентам. Невозможно обучать других тому, чего не умеешь сам, потому что клиенты всегда замечают слабые места терапевта. А потерянное доверие подрывает профессиональную репутацию.

Необходимое качество - конгруэнтность (лат.congruentia- соответствие) - способность правильно и точно реагировать на слова и действия клиента, "отражать" его стремление и намерения. Она выражается в умении ставить точные вопросы, не спешить и не отставать от интерпретациями, своевременно поддерживать клиента или, наоборот, вступать в конфронтацию с действиями и мыслями. Эта черта основывается на эмпатийности и толерантности. В основном именно конгруэнтность определяет первое впечатление от терапевта и влияет на принятие клиентом решения о том, стоит ли иметь с ним дело.

Важную роль в профессиональной деятельности играют речевые навыки. Как утверждает отечественный психолог Александр Бондаренко, эффективность речи психотерапевта обеспечивают: понятность, красноречие, семантическая насыщенность, личностная заинтересованность, ритмичность, влиятельность.

Эмоционально нестабильны, невротические клиенты с помощью терапии надеются достичь уравновешенности и гармонии. Поэтому психотерапевт должен быть гармоничной личностью. Это касается внешности, одежды, движений, стиля общения, интерьера кабинета, где он осуществляет терапию.

Терапевт должен придерживаться классического стиля в одежде, не злоупотреблять косметикой, украшениями и бытовыми гаджетами. Оформление кабинета должно свидетельствовать о надежности, уверенность в себе и профессионализм специалиста, который там работает. На столе должно быть лишних вещей, особенно личных (фотографий близких, сувениров с надписями и т.п.). Некоторые вывешивает на стенах награды и дипломы - это дурной тон.

Если терапевт имеет на столе компьютер, то зона, в которой он говорит с клиентами, должен быть отделена. Недопустимо вести беседу, когда между аналитиком и пациентом стоит монитор или ноутбук; эти приборы можно включать только тогда, когда сеанс закончился и клиент вышел из кабинета. Диктофонную запись сессий происходит по обоюдному согласию.

Желательно иметь песочные часы на 55 минут (это классическая продолжительность сессии, предложенная 3. Фрейдом), но он должен стоять перед аналитиком, а пациент может взглянуть на него лишь после окончания. Можно использовать и обычный настенные часы, размещен по тому же принципу.

Значительную роль играет также возраст психотерапевта: такой специалист не может быть молодым. Даже очень успешных и исполнительных юношей и девушек клиенты не воспринимают в этой роли, если им меньше тридцати. Рядовые люди считают, что только после сорока лет человек имеет достаточный опыт для того, чтобы помогать другим.

Однако возраст не должен быть препятствием для работы. На Западе стандарты профессиональной подготовки психотерапевта предусматривают обучение и стажировку в течение 10-15 лет - значит, специалист начинает самостоятельно работать в 30-32 года. Отечественные молодые специалисты могут начинать свою деятельность с тренинговой работы, работать в социальных службах или с подростками, вести группы личностного развития, постепенно накапливая опыт.

Итак, образцовый психотерапевт - это спокойный, уравновешенный специалист среднего возраста (или старший), который имеет основательную профессиональную подготовку, придерживается этических принципов психотерапии. Такому человеку свойственны правдивость, подлинность и внутренняя гармония. Она классически одевается, важно ведет, в совершенстве владеет языком и производит впечатление интеллектуальной респектабельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Центральное понятие психотерапии – "поведение человека". Поведенческая психотерапия. Два типа поведения: Открытое и Скрытое. Условия, влияющие на поведение. Функции предшествующих событий (запускающего стимула) и последствий. Симптомы в психотерапии.

    реферат , добавлен 09.08.2008

    Понятие символдрамы как направления современной психотерапии, ее значение для разрешения психологических проблем. Основные моменты истории возникновения и развития кататимно-имагинативной психотерапии. Формы проведения психотерапии по методу символдрамы.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2014

    Понятие понимающей психотерапии. Сущность психотерапии с точки зрения опыта и науки. Точка зрения Роджерса на природу человека, его феноменологическая позиция. Особенности клиенто-центрированного и недирективного подхода. Структура и динамика личности.

    реферат , добавлен 06.11.2011

    Многоосевая классификация психотерапии и ее формы. Сущность психотерапевтического процесса, медицинской и психологической модели психотерапии. Психологические механизмы терапевтического эффекта, техника и средства психотерапевтического воздействия.

    реферат , добавлен 11.08.2009

    Основные механизмы гетеросуггестивной психотерапии (альтернативное состояние сознания). Современные научные теории неврозов. Выявление критериев катарсического переживания у больных невротическими расстройствами при гетеросуггестивной психотерапии.

    дипломная работа , добавлен 05.05.2011

    Обоснование выбора метода динамической омегаметрии для объективизации процесса психотерапии. Анализ особенностей динамики омега-потенциала в ходе проведения гетеросуггестивной психотерапии. Динамика иммунных, эндокринных, гематологических показателей.

    дипломная работа , добавлен 23.08.2011

    Определение основных причин роста общественной популярности психотерапии. Социальная характеристика психотерапевтического взаимодействия. Эффективность когнитивно-поведенческой психотерапии при различных видах фобий и обсессивно-компульсивных состояниях.

    курсовая работа , добавлен 14.07.2013

Лечение неврозов

Патогенетическим методом является психотерапия, направленная на разрешение невротического конфликта; медикаментозная терапия является вспомогательной и носит симптоматический характер.

«Психотерапия» (psyche – душа и therapeia – забота, уход, лечение) - «исцеление душой» или «лечение души». Сам термин «психотерапия» был введен в 1872 году.

Психотерапия – система направленного психологического воздействия на индивида, а через психику – на весь организм и поведение. Воздействие может быть вербальным и невербальным. Лечебный эффект психотерапии достигается информацией и эмоциональным зарядом, который она несет.

Основными моделями психотерапии являются медицинская и психологическая.

В медицинской модели психотерапия делится на общую и специальную.

Общая психотерапия – метод, которым должен владеть каждый врач; она не требует специальной подготовки. Она включает в себя:

1. Организация охранительного режима лечебного учреждения, создание психотерапевтической атмосферы (лечебное учреждение начинается с регистратуры или приемного покоя; тишина, запахи, чистота, эстетическое оформление; дифференцированное содержание больных по состоянию, вынесенная зона отдыха; условия для встреч с родственниками, прогулок; проведение вечеров отдыха, кино, концерты и т.п.).

2. Индивидуальный подход к больному с учетом его личностных особенностей (Найти контакт, расположить к себе, создать доверительные отношения, поселить уверенность в выздоровлении, сформировать адекватное отношение к болезни).

3. Профилактика ятрогений (следить за своими жестами, мимикой, словами; осторожно предоставлять информацию о заболевании, его причинах прогнозе).

4. Обучение личному психогигиеническому режиму (режим труда и отдыха – активный, щадящий, количество часов для сна, просмотра ТВ, компьютера и т.д.; режим питания, психогигиенические аспекты супружеских отношений).

Специальная психотерапия - метод лечения, поэтому осуществляется врачом, имеющим специальную подготовку в области психотерапии. Отдельная медицинская специальность наряду с психиатрией и наркологией.

Предмет воздействия психопатологические симптомы и синдромы (обычно пограничного уровня), болезненные личностные аномалии.

Цель – купирование болезненных проявлений.

Психологическая модель психотерапии - направление деятельности практического психолога . Она не требует обязательного медицинского образования. При этом под психотерапией следует понимать «оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни».


Психотерапия применяется, как самостоятельно, так и в комплексе с другими методами лечения.

Показания к психотерапии :

· неврозы, реактивные состояния, психопатии

· сексуальные расстройства

· психосоматические заболевания

· соматические заболевания (коррекция неправильных реакций личности на болезнь)

· наркологические заболевания

· психозы в период ремиссии или вялого течения

Противопоказания к психотерапии : острый психоз.

Методы психотерапии отличаются разнообразием. Выбор метода определяется: 1) Личностными особенностями пациента; 2) Психологическими механизмами заболевания; 3) Видом заболевания и этапом его течения.

Используемые методы во многом определяются тем, в какой парадигме работает психотерапевт. Можно выделить 3 основных направления , которые базируются на различных теоретических представлениях о личности и ее механизмах.

1. Психоаналитическое (психодинамическое) направление .

Причина невроза– конфликт между требованиями подсознания и социальными запретами (Ид ß àСуперэго). Симптом невроза – результат вытеснения запрещенных желаний – сексуальных, агрессивных.

Цель психотерапии – осознание бессознательного конфликта (инсайт), что ведет к ликвидации симптома вследствие разрядки напряжения (катарсиса). Основным представителем является психоанализ .

2. Поведенческое (бихевиористское) направление .

С позиций этого подхода личность – это поведение. Симптом невроза – это дезадаптивное поведение. Нет патологического поведения – нет невроза. В этом смысле поведенческая психотерапия является симптоматической. Причины дезадаптивного поведения – неправильное научение. Вылечить невроз – значит переучить больного, научить адаптивным формам поведения. Это достигается положительным подкреплением желательного поведения и отрицательным подкреплением нежелательного. Методы наводнения/погружения, систематической десенсибилизации, парадоксальной интенции, функциональной тренировки , (оперантного обусловливания у детей).

Психологическая коррекция это направленное психологическое воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования индивида.

Существует несколько точек зрения на соотношение понятий «психологическая коррекция» и «психотерапия». Одно из них заключается в признании полной идентичности этих двух понятий, однако при этом не учитывается, что психологическая коррекция, как направленное психологическое воздействие, реализуется не только в медицине. В медицине можно указать две основные области ее применения: психопрофилактика и психотерапия. Другая точка зрения основана на том, что психологическая коррекция призвана решать задачи психопрофилактики на всех ее этапах. Однако ограничение сферы применения психологической коррекции не верно. Скажем, в области неврозов полностью развести понятия «психическая коррекция» и «психотерапия», «лечение» и «профилактика» довольно трудно, так как невроз это заболевание в динамике, где не всегда можно отделит состояние предболезни от собственно болезни, а сам процесс лечения в значительной степени включает в себя и вторичную профилактику. В настоящее время в системе восстановительного лечения различных заболеваний шире реализуется комплексный подход, учитывающий наличие в этиопатогенезе биологического, психологического и социального факторов, каждый из которых нуждается в лечебных или корригирующих воздействиях f соответствующих его природе.

Если, скажем, психологический фактор при том или ином заболевании выступает как один из этиологических, то его коррекция в значительной степени совпадает с содержанием психотерапии. Значение психологического фактора в этиопатогенезе того или иного заболевания обусловливает направленность методов психологической коррекции на решение собственно психотерапевтических задач.

Задачи психологической коррекции могут варьироваться от направленности на вторичную и третичную профилактику основного заболевания и первичную профилактику возможных в качестве его последствий вторичных невротических расстройств при соматической патологии до практически полной их идентичности задачам психотерапии при неврозах. Скажем, в рамках различных личностно-ориентированных систем психотерапии.

Необходимо подчеркнуть, что как психотерапия, так и психопрофилактика не ограничивают свою практику лишь методами психологической коррекции, что указывает на разноуровневый, динамический характер соотношения задач и методов психологической коррекции, психотерапии и психопрофилактики, которые взаимопересекаются.

Психотерапия включает дифференцированный и чуткий подход к больному, влияние режима, но главное – комплекс мероприятий, направленных на воздействие словом, – логотерапию.

Психотерапия это комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматических заболеваниях.

История психотерапии уходит в глубь веков – в древний Египет, Индию, Грецию. Систематическое изучение явлений внушения и гипноза началось с конца XVIII в.

Вообще, психотерапию рассматривают как привлечение врачом всех возможностей лечебного влияния на больного, воздействуя через его эмоциональные реакции, используя интеллектуальные возможности и условно-рефлекторные связи с первосигнальным и второсигнальным значением. В каждом лечебном воздействии должен иметь место и психотерапевтический компонент.

Но психотерапия существует и как самостоятельный метод лечения. При некоторых заболеваниях ей принадлежит решающая роль. Например. В медицинском папирусе Эберс (XVI в. до н. э.) вместе с 900 прописями целебных снадобий и зелий приводятся слова заклинаний, которые необходимо произносить, прикладывая лекарства к больным членам. Научно объяснить психические методы лечения попытался венский врач А. Месмер в конце XVIII в. Психическое воздействие он объяснил действием «магнетического флюида» – особой жидкости, как бы разлитой во вселенной и обладающей способностью передаваться от одного лица к другому.

Развитие психотерапии как научно обоснованного метода начинается с XIX в и связано с именами В. А. Манассеина, С. П. Боткина, Г. А Захарьина, С. С. Корсакова, Левенфельда, Мебиуса, которые высказывали мнение о возможности психических воздействий при лечении различных заболеваний. В дальнейшем психотерапия развивалась в тесной зависимости от изучения гипноза. «Гипноз» – греческое слово, означающее сон. Название это предложено английским хирургом Джемсом Бредом в 1843 г. и прочно вошло в медицинскую практику.

В данное время психотерапия не является однозначно понимаемой областью научных знаний и практических подходов, а представляет собой их сочетание и частично взаимодействие. Психотерапия отличается различными психологическими, медицинскими, антропологическими, социоэкономическими, экологическими и философскими установками и чрезвычайно широким спектром применения.

Впервые термин «психотерапия» был введен в конце XIX в. Тьюком в опубликованной им в 1872 г. книге «Иллюстрации влияния разума на тело». Общеупотребительным термин «психотерапия» становится только в 90-х гг. XIX в. в связи с развитием техники гипноза.

Психотерапия, рассматриваемая как часть медицины, претендует на оплату расходов по лечению больных через органы здравоохранения и медицинские страховые компании. Результатом такого понимания психотерапии в современной немецкоязычной литературе стало часто используемое определение: «Психотерапия – это взаимодействие между одним или несколькими пациентами и одним или несколькими психотерапевтами (прошедшими соответствующее обучение и подготовку) с целью лечения нарушений поведения или болезненных состояний (преимущественно психосоциальной природы) психологическими средствами (в том числе путем коммуникации, как вербальной, так и невербальной) с применением доступных больным приемов, с вполне определенной целью и на основе теории нормального и аномального поведения». В англоязычной литературе этот термин также имеет медицинское значение. Это понятие употребляется для обозначения методов лечения, не использующих приемы психоанализа и отличающихся от психоаналитических способов терапии отказом от попыток исследования глубинных слоев психики больного. А для психотерапии с применением техник и приемов работы с глубинными слоями психики используется термин «психоанализ».

Термин «психотерапия» не стал чисто медицинским понятием. Психотерапевты, не являющиеся врачами по образованию или роду деятельности, выдвигают иную философскую и психологическую модель психотерапии. Эта модель основана на первичном значении этого слова – «исцеление душой». Основная цель этого подхода – не излечение от психических расстройств, а помощь в процессе становления сознания и личности, при которой психотерапевт предстает спутником больного, другом, наставником. Условиями, необходимыми для успешной деятельности психотерапевта, являются не столько наличие у него специального (медицинского) образования, сколько безоценочное отношение к пациенту и принятие его таким, каков он есть, сострадание и сочувствие к нему, а также искренность и честность поведения. Следствием такого понимания психотерапии является распространение ее методов в различных областях в педагогике, социальной работе, практической психологии и пр.

Об этом свидетельствует содержание Декларации по психотерапии, принятой Европейской ассоциацией психотерапии в Страсбурге 21 октября 1990 г. Согласно этой декларации: 1) психотерапия является особой дисциплиной из области гуманитарных наук, занятие которой представляет собой свободную и независимую профессию; 2) психотерапевтическое образование требует высокого уровня теоретической и клинической подготовленности; 3) гарантированным является разнообразие психотерапевтических методов; 4) образование в области одного из психотерапевтических методов должно осуществляться интегрально; оно включает теорию, личный терапевтический опыт и практику под руководством супервизора, одновременно приобретаются широкие представления о других методах; 5) доступ к такому образованию возможен при условии широкой предварительной подготовки, в частности, в области гуманитарных и общественных наук.

Психотерапия отличается от других методов лечения по крайней мере тремя особенностями: 1) при ее проведении применяются психологические средства изменения личности, связанные с использованием основ психологии (в отличие от используемых в медицине, фармакологии, педагогике, социологии и юриспруденции); 2) применяются эти средства и методы профессионально, т. е. подготовленными специалистами и персоналом, действующим осознанно и целенаправленно, умеющим научно обосновывать свои действия, воспроизводить их в ходе психотерапии с различными пациентами и оценивать их; 3) с помощью психотерапии лечат лиц, страдающих расстройствами психики.

Психотерапевтическое лечение специфично, оно основано на психологических методах воздействия на клинические феномены и отчасти на страдание и поэтому становится точкой пересечения ряда областей знания: медицины, психологии, социологии, педагогики и др.

Можно сказать, что происходит экспансия психотерапии во внеклиническую среду (реадаптация и реабилитация после пребывания в лечебном учреждении, кабинеты социально-психологической помощи, семейных отношений и др.).

Надо сказать, что учитывая многообразие концепций, подходов, методов, организационных моделей, социокуль-туральных феноменов, можно говорить о существовании психотерапии в трех основных сферах общественного сознания:

1) академической, которая предполагает разработку научно обоснованных подходов на базе научного мировоззрения;

2) альтернативной, которая основывается на различных исторически обусловленных эзотерических учениях и религиозных системах;

3) интуитивной, которая является результатом влияния первых двух на обыденное сознание большинства общества и выражается в явлениях психологической культуры, в отношении к существующей практике оказания психотерапевтической помощи, в общественном мнении, а также в практике бытовой психотерапии и помощи в решениях психологических затруднений.

При современном уровне развития медицины, широком использовании психотерапии в соматических клиниках определяющим становится принцип интеграции собственно психотерапевтических, психологических, социотерапевтических и биологических воздействий в системе лечения больного.

Ведущие тенденции развития психотерапии в полной мере отражают общенаучное содержание понятия интеграции. С одной стороны, это тенденция к выделению психотерапии в самостоятельную область медицины, прежде всего из психиатрии, с другой – интегративные тенденции, активное использование в своем становлении не только медицинских, но и психологических, педагогических и других наук, а также интеграция в лечебной практике различных психотерапевтических направлений, подходов, методов и технических приемов.

С учетом основных факторов психотерапии вне конкретных ее направлений и форм можно выделить формирующиеся модели интегративной психотерапии: гуманистическую, инструментально-интеракционную и инструментально-техническую (Ташлыков В. А., 1992). В гуманистической модели интегративной психотерапии решающим фактором ее действенности может быть признана эмпатическая коммуникация «психотерапевт – пациент». В инструментально-интеракционной модели предпочтение отдается не техническим приемам, а использованию взаимоотношений «психотерапевт – пациент» как лечебного инструмента, однако психотерапевт занимает более активную позицию и берет на себя определенную долю ответственности и инициативы. Инструментально-техническая модель психотерапии интегративного типа, по сравнению с предыдущей, характеризуется дальнейшим возрастанием активности психотерапевта во взаимоотношениях с пациентом, более структурированным процессом психотерапии. В этой модели значение придается использованию разнообразных технических приемов и методов. В этом случае с пациентом обсуждаются альтернативные формы лечения, согласовываются цели психотерапии и ее методы, лечебный план, длительность и предполагаемые результаты терапии.

В. Е. Рожнов (1983) разделял психотерапию на общую и частную, или специальную.

Под общей психотерапией, понимают весь комплекс психических факторов воздействия на больного любого профиля с целью повышения его сил в борьбе с болезнью.

Общая психотерапия включает комплекс психических воздействий на больного, направленный на повышение его сил в борьбе с болезнью, на создание охранительно-восстановительного режима, исключающего психическую травматизацию и ятрогению.

При этом психотерапия является вспомогательным средством, создающим общий фон, на котором применяются другие виды лечения.

Специальная, или частная, психотерапия применяется в клинике таких заболеваний, при которых психические методы лечения выступают на первое место и составляют то основное лечение, которым пользуется врач.

С этой целью используются различные методики психотерапии. Б. Д. Карвасарский подразделяет психотерапию на: 1) методы личностно-ориентированной психотерапии; 2) методы суггестивной психотерапии; 3) методы поведенческой (условно-рефлекторной) психотерапии.

Принято рассматривать психотерапию как симптомо-ориентированную и личностно-ориентированную. К первой традиционно относят гипнотерапию, аутогенную тренировку, различные виды внушения и самовнушения и др. Психотерапия, ориентированная на значительные личностные изменения, базируется на основных течениях современной психологии, и соответственно этому выделяются динамическое, поведенческое и гуманистическое направления.

В данное время в России отмечается все большая интеграция психотерапии в здравоохранение, складываются основные системы оказания психотерапевтической помощи, предусматривающей развитие трех основных форм организации психотерапевтического обслуживания: 1) психотерапевтический кабинет, 2) психотерапевтическое отделение; 3) психотерапевтический центр.

Выбор конкретного метода психотерапии, постановка и реализация психотерапевтических целей и задач в случае медицинской ее модели определяются взаимовлиянием конкретных клинических показателей больного и болезни, особенностями его личности и других психологических характеристик, а также уровнем социально-психологической адаптации пациента, и структурно-организационной формой проведения психотерапии.

Вариант проведения психотерапии и связанных с ней консультативно-диагностических мероприятий для приходящих пациентов или на дому без госпитализации.

В условиях этапной формы организации психотерапевтической службы амбулаторной психотерапии в основном проводится в кабинетах психотерапии амбулаторных лечебно-профилактических учреждений как общего профиля (территориальные поликлиники, медико-санитарные части крупных промышленных предприятий), так и специализированных (психоневрологические диспансеры, территориальные центры психотерапии). Еще одна форма организации амбулаторной психотерапии – полустационарные психотерапевтические отделения, организуемые при территориальных психоневрологических диспансерах, центрах психического здоровья, психотерапевтических центрах. Вне территориальных психотерапевтических служб амбулаторная психотерапия проводится в кабинетах частнопрактикующих врачей, медицинских кооперативах и лечебно-диагностических учреждениях не муниципальных (не государственных) форм собственности.

Особенность психотерапевтической специальности предполагает проведение психотерапии именно в амбулаторных условиях. Поэтому, в отличие от других медицинских специальностей, амбулаторный вариант оказания психотерапевтической помощи является основным.

Преимуществами амбулаторной психотерапии по сравнению со стационарной являются: сохранение имеющегося уровня социальной адаптации, изменение системы отношений внутри реально существующих взаимосвязей и отношений с социальным окружением, отсутствие явлений госпитализма, особенно вероятных при неврозах из-за адаптивного характера клинических проявлений и имеющихся у больных тенденций к ограничительному поведению, доступность и приближенность к людям.

Стационарно лечатся пациенты с хроническими и тяжелыми формами неврозов, осложненными органической патологией центральной нервной системы и соматическими заболеваниями, либо такие больные, социальное окружение которых представляет собой постоянный источник декомпенсации и настолько тяжелого эмоционального стресса, что амбулаторная психотерапия является невозможной.

Реабилитация больного – это часто сложный процесс, требующий большого напряжения воли и врача, и больного. Нередко именно психогенная реакция больного на дефект вызывает большую потерю трудоспособности, чем сам дефект. Не каждый больной может легко смириться с дефектом, привыкнуть к нему, найти для себя пути компенсации. Во время Великой Отечественной войн и других войн можно было видеть, как сильные натуры усилием воли преодолевали значительные дефекты. Описание таких фактов нашло отражение даже в художественной литературе.

Для успешной работы с больными необходимо использовать все виды психического воздействия: книги, журналы, кино, психотерапевтические беседы, но всегда учитывать возможности больного, его интересы, интеллектуальный уровень и жизненную установку.

Совершенствование оказания психотерапевтической помощи предполагается на основе разработки специальных медицинских технологий, позволяющих с привлечением гибкой управленческой структуры и координации значительно повысить качество психотерапевтического обслуживания, преодолеть свойственную организации психотерапии раздробленность и дезинтегрированность учреждений и врачей, оказывающих психотерапевтическую помощь. Однако системы последней нуждаются в хорошо подготовленных специалистах.

В 1995 г. Федеральным центром по психотерапии Министерства здравоохранения были разработаны требования к образовательному стандарту, определяющему минимальные сроки установленных видов подготовки и супервизии, с переходом в системе образования психотерапевтов от преимущественно информационного обучения к более совершенным формам: навыковое обучение; обучение на уровне клинического применения психотерапии; обучение, учитывающее индивидуальные особенности личности психотерапевта.

В деятельность российских психотерапевтов практически в полном объеме вошли все известные в мировой психотерапии методы и подходы. Важным успехом в области психотерапии явилось введение в конце 90-х гг. прошлого столетия преподавания психотерапии и медицинской психологии в медицинских вузах, движение к совершенствованию психотерапии за счет использования при оказании психотерапевтической помощи бригадных форм работы с участием врача-психиатра, врача-психотерапевта, медицинского психолога.

Общепризнанным является применение психотерапии при широком круге расстройств.

В первую очередь это касается невротических состояний и других пограничных расстройств психогенной этиологии, некоторых форм психосоматических нарушений, реакций дезадаптации, кризисных состояний.

Психотерапии применяется также у пациентов с личностными нарушениями, психическими расстройствами на этапах формирования медикаментозной ремиссии, с алкогольной и другими формами зависимости. Хотя психотерапия используется при широком круге заболеваний, этиопатогенетическое значение она приобретает преимущественно при психогениях, возникновение и течение которых обусловливается психическими (психологическими) факторами. В этой группе заболеваний психотерапия может выступать в виде единственного метода лечения или включаться в систему комплексного лечения.

В отношении назначения психотерапии принято говорить о трех уровнях ее проведения: 1) профессиональная психотерапия осуществляется врачом-психотерапевтом, который является лечащим врачом и самостоятельно ведет пациента; 2) психотерапия как вспомогательный метод может проводиться как психотерапевтом-профессионалом, так и узким специалистом; 3) психотерапия в общемедицинской практике проводится всеми врачами, что позволяет реализовать биопсихосоциальный подход в медицине.

Четкое определение уровня проведения психотерапии способствует обоснованному формулированию ее целей и задач, при этом как недооценка, так и переоценка возможностей психотерапии негативно сказываются на эффективности лечения и имидже психотерапевта и психотерапевтической службы.

Распространено разграничение «большой» и «малой» психотерапии. К первой относят методы психоанализа и близких к нему школ, ко второй – рациональную психотерапию (беседы с больным), а также способы, основанные на внушении релаксации.

В зависимости от условий, в которых проводится психотерапия, и врачебной подготовки психотерапевта различают психотерапию, проводимую врачом-специалистом, и пситхотерапию, осуществляемую домашним врачом и интернистом общего профиля.

Различают психотерапию, проводимую в амбулаторных условиях, и психотерапию, осуществляемую в условиях стационара (последняя предполагает характерные условия лечения и применение определенных методов воздействия). На практике имеет также значение отличие групповой психотерапии от индивидуальной, поскольку каждая из них связана с определенными предпосылками

в отношении показаний, подготовки психотерапевта и техники проведения сеансов.

Ни один из существующих методов не является самым лучшим, разные методы преследуют разные цели и применимы не ко всем больным, а к определенным группам пациентов. Их выбор зависит от психотерапевта – от его личности, уровня подготовки и теоретической ориентации.