Признаки антиутопии. Антиутопия

Лекции по зарубежной литературе ХХ века (очное отделение I семестр)

Лекция № 9

Первым художественным произведением Оруэлла стала повесть-притча «Скотный двор» («Animal Farm», 1945). Жанровое определение, данное автором в подзаголовке – «сказочная история», сказка. Основным приемом в повести-притче является аллегория. Каждый персонаж повести представляет собой аллегорию социального типа или пародию на того или иного политического деятеля, а вся ситуация, описанная в произведении пародирует реальную политическую действительность в Советской России 1 пол. ХХ века. Так в образе хряка Наполеона явно прослеживаются черты биографии Сталина, а в образе Снежка – Троцкого. Основная мораль, которую читатель должен вынести из этой притчи заключается в том , что все политические перевороты, хотя и начинаются как события во благо народа, совершаются исключительно ради личной выгоды политиков. Крылатым выражением стала одна из исправленных заповедей животных «Все животные равны, но некоторые равнее других».

Второе художественное произведение Оруэлла – роман-антиутопия «1984», написанный в 1948 году. Название романа сложилось из года написания произведения. Автор относил действие романа в будущее, но четкая дата художественного времени сложилась в последний момент.

Образ государства, изображаемого в романе, складывается на основе приема «перевертыша», превращения какого-либо объекта или факта в свою противоположность. Так в Океании есть три министерства: министерство правды (занимается фальсификацией истории), министерство изобилия (экономика) и министерство любви (государственная полиция). На работе проводят «пятиминутки ненависти», молодежь вступает в «антиполовой союз», браки должны заключаться только без любви, уничтожается язык, смысл слов утрачивается или превращается в свою противоположность.

Утопия и антиутопия как литературный жанр. Признаки жанров. Сравнение жанров. Утопия - это произведения об идеальном обществе. Антиутопия - это произведения об обществе, где все плохо: экология, правительство, преступность.

Утопия

Литературный жанр «утопия» — произведение об идеальном человеческом обществе, где нет бедных и богатых, угнетения человека человеком, несправедливости, неравенстве, где все счастливы, здоровы, довольны.

Слово «утопия» означает прекрасное, но невыполнимое будущее с элементом социальной мифологии, это абстрактная модель идеальной социальной системы, которая отвечала представлениям писателя о гармонии человека и общества. Корни жанра достигали фольклора, библии, философских трактатов и других произведений.

М. Бердяев назвал утопию «проклятием нашего времени». Появилось это слово по воле английского писателя и общественного деятеля Томаса Мора, который назвал написанную на латыни в 1515-1516 годах книгу «Утопия» или точнее «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».

В «Утопии»Томас Мор описал идеальное, с его точки зрения, государство, где все построено по законам разума, где все люди равны и уравнены во всем: в работе, отдыхе, даже одежде; где все регламентировано в и все подлежало строгому расписанию и соблюдению дисциплины. Утопия Мора - страна счастья, возможного на земле, к тому же была заселена обычными земными людьми, только очень разумно организованными.

Признаки

Утопия как одна из своеобразных форм общественного сознания воплотила в себе такие черты:

  1. осмысление социального идеала;
  2. социальная критика существующего строя;
  3. стремление бежать от мрачной действительности;
  4. попытки предсказать будущее общества.

Список лучших и наиболее известных книг-утопий:

  • «Город Солнца», итальянский философ Томмазо Кампанелла, 1623 год;
  • «Новая Атлантида», ангийский философа Френсис Бэкон, 1627 год;
  • «Государства и Империи Луны», французский драматург, философ Сирано де Бержерак, 1657 год;
  • «История севарамбов», французский мыслитель Дени Верас, 1677-1679 годы;
  • «Золотой век», американский мыслитель, писатель Эдвард Беллами, 1888 год;
  • «Вести ниоткуда», английский писатель и издатель Уильям Моррис, 1890 год;
  • «Золотая бутыль», американский политик, писатель, 1892 год;
  • «Туманность Андромеды», советский писатель-фантаст Иван Ефремов, 1957 год;
  • «Полдень, XXII век (Возвращение)», советские писатели-фантасты братья Стругатские, 1962 год;
  • «Коммуна в 2000 году», «Башни Утопии», «После Утопии», американский писатель-фантаст Мак Рейнольдс, 1974-1977 годы.

Главной проблемой утопической литературы в XX веке стала проблема осуществимости-неосуществимости утопии, которая, в общем, привела к появлению антиутопии.

Антиутопия

Антиутопия - это особый вид литературного жанра, или, как его иногда называют, «пародийный жанр».

«Антиутопия» — произведение об обществе, где всё плохо: экология, государственное управление, жизнь людей. Обычно причиной этого несчастья называются тоталитаризм, природные катаклизмы, войны, человеческие пороки.

Термин «антиутопия» имеет нескольких авторов, впервые его озвучил английский экономист Джон Стюарт Милль, выступая в 1868 году в Палате общин, в 1952 году Гленн Негли и Макс Патрик в книге «В поисках утопии» назвали так литературный жанр. Первой антиутопией считается, хотя и не всеми, роман русского писателя Евгения Замятина «Мы»

Если утопии обращались в сравнительно мирный, предкризисный время в ожидании будущего, то антиутопии писали в сложный период неудач. Антиутопический роман - это роман, в котором раскрыто абсурдность и нелепость нового порядка.

Роман-антиутопия показал несостоятельность идей утопистов. Нельзя построить идеальное общество, где было бы счастье для всех.

Признаки антиутопии:

  1. изображения определенного общества или государства, их политической структуры;
  2. изображение действия в далеком будущем (предполагается будущее);
  3. в поданный мир изнутри, через видение его отдельными жителями, ощущают на себе его законы и представлены в качестве ближних;
  4. показ негативных явлений в жизни социалистического общества, классовой морали, нивелирование личности;
  5. ведения повествования от имени героев, в форме дневника, заметок;
  6. отсутствие описания домашнего жилища и семьи, как места, где царят свои принципы и духовная атмосфера;
  7. жителям антиутопических городов присущи такие черты, как рационализм и запрограммированность.

Список лучших и наиболее известных книг-антиутопий:

  • «Мы», русский писатель Е, Замятин, 1920 год;
  • «Этот прекрасный новый мир», английский писатель О. Хаксли, 1932 год;
  • «1984» английский писатель Дж. Оруэлл, 1949 год;
  • «Мрак в полдень» («слепящая тьма») английский писатель А. Кёстлер, 1940 год;
  • «Повелитель мух» анлийский писатель У. Голдинг, 1954 год;
  • «Миф о машине» (2 тома), американский социолог Л. Мэмфорд, 1967-1970 годы;
  • «Москва 2042», советский писатель В. Войнович, 1986 год;
  • «Дающий», американский писатель Л. Лоури, 1993 год.

Сходства и различия

Утопия и антиутопия имеют общее прежде всего в своем генезисе, их объединяет комплекс социально-политических проблем: человек и общество, личность и государство, свобода и насилие, и другие, которые имеют философский характер. Существенной особенностью утопии и антиутопии является то, что они моделируют определенный тип государственного устройства. Утопия и антиутопия как художественные модели ориентированы на исследования социальной системы государственного устройства, на изучение состояния человека и отношений между людьми в тех или иных условиях.

Утопия и антиутопия имеют общие черты и черты, которые отличают их друг от друга частности, такие черты отличия:

  • отличие утопии и антиутопии в том, что в первой всё хорошо, во второй всё плохо;
  • в утопии все живут так, как им хочется, а хочется им жить по закону, свободно и правильно, в антиутопии все живут по правилам, установленным кем-то, то есть несвободно, в определённых рамках;
  • утопия — гимн человеку, осознающему свою ответственность перед собой и своими ближними, антиутопия — описание общества с абсолютным недоверием к человеку как личности;
  • утопия настаивает на том, что человек — существо разумное, и ему по силам построить совершенный мир с помощью развития науки и техники, социально-экономических преобразований, революций, антиутопия утверждает, что человек глубоко порочен, что благие намерения одних наталкиваются на сопротивление других, что революции бессмысленны, а социальное зло вечно.

Утопия говорит о позитивных чертах описанного в произведении общества, антиутопия выявляет его негативные черты и предупреждает читателей о них.

К сборнику «Антиутопии XX века», М, 1989:

Теоретические споры о границах жанра ведутся давно. Терминологические разногласия в итоге утряслись, и сейчас наметились три градации: утопия - то есть идеально хорошее общество, дистопия - «идеально» плохое и антиутопия - находящееся где-то посередине.

  • Dystopia is often referred to as anti-utopia, as it is the exact opposite of a utopian society which is an ideal life. Although some say anti-utopia and dystopia are two separate terms. The difference being that dystopia is a completely horrible state that makes no pretences of being a good life, whereas anti-utopia is one that is almost utopian except for one big flaw.

  • A "Future Trace" on Dataveillance: The Anti-Utopian and Cyberpunk Literary Genres http://rogerclarke.com/DV/NotesAntiUtopia.html Roger ClarkeThe terms "anti-utopia" and "dystopia" are of more recent origin, and appear to be synonyms. Remarkably, neither yet appears in the Macquarie Dictionary or the Britannica, although the Britannica entry on "utopia" does include this useful paragraph: «In the 20th century, when the possibility of a planned society became too imminent, a number of bitterly anti-utopian, or dystopian, novels appeared. Among these are The Iron Heel (1907) by Jack London, My (1924 ; We, 1925) by Yevgeny Zamyatin, Brave New World (1932) by Aldous Huxley, and Nineteen Eighty-four (1949) by George Orwell. The Story of Utopias (1922) by Lewis Mumford is an excellent survey». I haven’t yet run to ground when the prefixes "anti" (against, opposed to) and "dys" (hard, bad or unlucky, as in dysfunctional) were first added. They are used to describe a category of literature, and the worlds that they portray, which are the opposite of ideal - at least from the perspective of a humanist. My associations for the word "anti-utopian" are clearly with George Orwell’s "1984", published in 1948. My guess would be that some literary critic (one of the Waughs, perhaps?) invented it when reviewing that book. It is possible, however, that it was first used in respect of the earlier novels Zamyatin’s "We" (1922) or Huxley’s "Brave New World" (1932). As regards "dystopia", my memory (based on a distant acquaintance with literature and lit. crit. works dating back to the late 1960s) is that it was invented by some much later literary critic, perhaps about 1970.
  • Брандис Е., Дмитревский Вл. Тема «предупреждения» в научной фантастике // Вахта «Арамиса». Л., 1967. - С. 440-471.

    Победоносное наступление коммунистической идеологии, овладевающей умами широких масс, утверждение и успехи социалистического строя неотвратимо порождают соответствующую реакцию со стороны идеологов старого мира. Антиутопия и есть одна из форм этой реакции против социалистических идей и социализма как общественной системы. Злобные, пасквилянтские фантастические романы, направленные своим острием против марксизма и первого в мире социалистического государства, получают все большее распространение по мере углубления кризиса и загнивания мирового капитализма. … Чем же все-таки отличается роман-предупреждение от антиутопии? На наш взгляд, тем, что если в антиутопии коммунистическому и социалистическому будущему противопоставлены реакционные общественные идеи и в конечном счёте - status quo, то в романе-предупреждении мы имеем дело с честными попытками указать, какие беды и опасности, препятствия и трудности могут встретиться в дальнейшем на пути человечества.

  • Утопия — дивный, сказочный мир

    Литературный жанр «утопия» — рассказ об идеальном человеческом обществе, где нет бедных и богатых, угнетения человека человеком, несправедливости, неравенстве, где все счастливы, здоровы, довольны

    Слово «утопия» греческого происхождения (u - частица НЕ, topos - место, т.е. «место, которого нет»). Впервые повесть об такой замечательной стране и жизни в ней создал английский мыслитель ХV века Томас Мор. Произведение, так и называющееся «Утопия» или точнее «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия», увидело свет в 1516 году.

    Список лучших и наиболее известных книг-утопий

    • «Город Солнца», итальянский философ Томмазо Кампанелла, 1623 год
    • «Новая Атлантида», ангийский философа Френсис Бэкон, 1627 год
    • «Государства и Империи Луны», французский драматург, философ Сирано де Бержерак, 1657 год
    • «История севарамбов», французский мыслитель Дени Верас, 1677-1679 годы
    • «Золотой век», американский мыслитель, писатель Эдвард Беллами, 1888 год
    • «Вести ниоткуда», английский писатель и издатель Уильям Моррис, 1890 год
    • «Золотая бутыль», американский политик, писатель, 1892 год
    • «Туманность Андромеды», советский писатель-фантаст Иван Ефремов, 1957 год
    • «Полдень, XXII век (Возвращение)», советские писатели-фантасты братья Стругатские, 1962 год
    • «Коммуна в 2000 году», «Башни Утопии», «После Утопии», американский писатель-фантаст Мак Рейнольдс, 1974-1977 годы

    Литературный жанр «антиутопия» — рассказ об обществе, где всё плохо: экология, государственное управление, жизнь людей. Обычно причиной этого несчастья называются тоталитаризм, природные катаклизмы, войны, человеческие пороки

    Термин «антиутопия» имеет нескольких авторов, впервые его озвучил английский экономист Джон Стюарт Милль, выступая в 1868 году в Палате общин, в 1952 году Гленн Негли и Макс Патрик в книге «В поисках утопии» назвали так литературный жанр. Первой антиутопией считается, хотя и не всеми, роман русского писателя Евгения Замятина «Мы»

    Список лучших и наиболее известных книг-антиутопий

    • «Мы», русский писатель Е, Замятин, 1920 год
    • «Этот прекрасный новый мир», английский писатель О. Хаксли, 1932 год
    • «1984» английский писатель Дж. Оруэлл, 1949 год
    • «Мрак в полдень» («слепящая тьма») английский писатель А. Кёстлер, 1940 год
    • «Повелитель мух» анлийский писатель У. Голдинг, 1954 год
    • «Миф о машине» (2 тома), американский социолог Л. Мэмфорд, 1967-1970 годы
    • «Москва 2042», советский писатель В. Войнович, 1986 год
    • «Дающий», американский писатель Л. Лоури, 1993 год

    В чём разница между утопией и антиутопией?

    Отличие утопии и антиутопии в том, что в первой всё хорошо, во второй всё плохо
    В утопии все живут так, как им хочется, а хочется им жить по закону, свободно и правильно, в антиутопии все живут по правилам, установленным кем-то, то есть несвободно, в определённых рамках.
    Утопия — гимн человеку, осознающему свою ответственность перед собой и своими ближними, антиутопия — описание общества с абсолютным недоверием к человеку как личности
    Утопия настаивает на том, что человек — существо разумное, и ему по силам построить совершенный мир с помощью развития науки и техники, социально-экономических преобразований, революций, антиутопия утверждает, что человек глубоко порочен, что благие намерения одних наталкиваются на сопротивление других, что революции бессмысленны, а социальное зло вечно

    Германские нацисты и русские коммунисты были уже очень близки к нам по методам, но у них не хватило мужества разобраться в собственных мотивах. Они делали вид и, вероятно, даже верили, что захватили власть вынужденно, на ограниченное время, а впереди, рукой подать, уже виден рай, где люди будут свободны и равны. Мы не такие. Мы знаем, что власть никогда не захватывают для того, чтобы от неё отказаться. Власть - не средство; она - цель. Диктатуру учреждают не для того, чтобы охранять революцию; революцию совершают для того, чтобы установить диктатуру. Цель репрессий - репрессии. Цель пытки - пытка. Цель власти - власть (Джордж Оруэлл «1984»)

    Может обозначать и , что какое-то имеющееся, весьма несовершенное общество и является как раз осуществлением самых высоких социальных мечтаний.
    Антиутопические настроения сквозят уже в сатирических произведениях Дж. Свифта, Вольтера, С. Батлера, М.Е. Салтыкова-Щедрина, Г.К. Честертона и др. Однако цельные А. появляются только в нач. 20 в., когда на историческую арену выходят и национал-социализм, возникают тоталитарные режимы, становится реальной угроза новой мировой войны. Популяризации жанра А. в дальнейшем способствовало и обострение глобальных проблем. Типичными А. являются романы Е. Замятина «Мы», О. Хаксли «Этот прекрасный новый » и «Обезьяна и », Дж. Оруэлла «Ферма зверей» и «1984», А. Кёстлера «Мрак в полдень», Л. Мэмфорда «Миф о машине», Р. Хейлбронера «Исследование видов человечества на будущее», М. Янга «Возвышение мерито-кратии», У. Голдинга «Повелитель мух» и др. К А. примыкают романы-предупреждения Дж. Лондона, К. Чапека, А. Франса, Р. Брэдбери, А. Азимова и др., описывающие опасности, подстерегающие общество в будущем.

    Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

    АНТИУТОПИЯ

    идейное течение совр. обществ. мысли на Западе, которое, в противоположность утопии, отрицает возможность достижения социальных идеалов и установления справедливого обществ. строя, а также, как , исходит из убеждения, что любые попытки воплотить в жизнь справедливый обществ. строй сопровождаются катастрофич. последствиями. В аналогичном смысле в зап. социологич. литературе употребляются также понятия «дистопия», т. е. искажённая, перевёрнутая , и «какотопия», т. е. страна зла (от греч. - плохой, злой и - ) . А. получила распространение на Западе после победы социалистич. революции в России, которая была воспринята мн. представителями бурж. интеллигенции как того, будто любые утопич. социальные идеалы могут быть воплощены в жизнь. Переход от третирования проектов преобразования общества к страху перед перспективой их претворения в жизнь был лаконично сформулирован Н. А. Бердяевым: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит , терзающий нас совсем иначе: как избежать их окончательного осуществления?» (О. Хаксли приводит это в качестве эпиграфа к своей А., см. «The Brave New World», L., 1958 , p. 5) . Подобная стала лейтмотивом всей последующей антиутопич. тенденции в бурж. обществ. мысли 20 в. , согласно которой утопия является насилием над действительностью, над человеч. природой и пролагает путь к тоталитарному строю, а любое идеализируемое в утопиях будущее может быть только хуже настоящего.

    Наиболее известными и типичными А. являются романы «Мы» Е. Замятина, «Отважный новый мир» и «Обезьяна и сущность» О. Хаксли, «Ферма животных» и «1984 год» Оруэлла, «Механич. апельсин» и «1985 год» Э. Бёрджесса, «Возвышение меритократии» М. Янга, «Повелитель мух» У. Голдинга и мн. др. соч. в жанре социальной и политич. фантастики. С ними также созвучны некоторые публицистич. произведения, напр. «Мрак в полдень» А. Кёстлера, «Последняя ночь мира» Ч. Льюиса, «Миф о машине» Мэмфорда, «Исследование видов человечества на будущее» Р. Хейлбронера и т. п. В этих антиутопич. соч. проявились враждебность к марксизму и социализму и смятение перед лицом грядущих социальных последствий научно-технич. революции, стремление защитить традиц. бурж. индивидуализм от рационализированной технократич. цивилизации. В ряде утопий эта сочетается с оправданной тревогой за судьбу личности в «массовом обществе», с протестом против растущей бюрократизации и манипулирования сознанием и поведением людей в условиях гос.-монополистич. капитализма.

    Формально А. ведёт своё происхождение от сатирич. Дж. Свифта, Вольтера, У. Ирвинга, С. Батлера, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Г. К. Честертона и др. Однако в отличие от острой критики социальной действительности антагонистич. общества А., напротив, является сатирой на демократич. и гуманистич. идеалы, призванной морально оправдать существующий строй и выливающейся в прямую либо косвенную апологию антагонистич. общества. В этом же состоит и принципиальное между А. и т. н. романом-предостережением, к которому обращались в своём творчестве А. Франс, Дж. Лондон, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Льюис, Р. Брэдбери, Р. Мерль, П. Буль и многие другие прогрессивные писатели, чтобы предостеречь от подлинных, а не мнимых опасностей. А. представляет собой типичное т. н. кризисного сознания совр. бурж. общества. Антиутопич. тенденция в обществ. мысли выливается в отречение от прогрессивных социальных идеалов, от демократич. и гуманистич. традиций прошлого, для неё характерен историч. . В совр. условиях А. на Западе несколько утрачивает своё , ибо её негативное к социальным идеалам не оправдало себя в идеологич. борьбе, и в поисках привлекательных для масс позитивных идеалов бурж. идеологи всё чаще прибегают к попыткам воскрешения различных либерально-реформистских и радикальных утопий.

    Бердяев Н., Смысл истории, Берлин, 1923 ; А р а б-О г л ы Э. А., В утопич. антимире, в сб. : О совр. бурж. эстетике, в. 4, М., 1976 ; Шахназаров Г., Этот прекрасный новый мир в этом пресловутом 1984 г. , «Иностр. литература», 1979 , JV« 7; H u ? 1 е у A. L., Brave new world revisited, L., 1958 ; Amis К., New maps of hell, N. Y. , 1960 ; Cioran E. M., Histoire et Utopie, P., 1960 ; W a l s h G h., From Utopia to nightmare, N. Y. , 1962 ; H i I 1 e g a s M. R., The future as nightmare, N. Y. , 1967 ; Коestler ?., The ghost in the machine, L., 1975 ;

    Э. А. Араб-Оглы.

    Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

    АНТИУТОПИЯ

    течение общественной мысли, которое в противоположность утопии не только отрицает возможность создания идеального состояния совместной жизни людей, но и исходит из убеждения, что любые попытки построить произвольно сконструированный «справедливый» общественный строй приводят к катастрофическим последствиям. В принципе антиутопия ведет свое происхождение от сатирических традиций Дж. Свифта, Вольтера, М.Е.Салтыкова-Щедрина, Г.К.Честертона, Г.Уэллса и получает логическое завершение в романах и публицистических произв. Е.Замятина («Мы»), О. Хаксли («Этот прекрасный новый мир», «Обезьяна и сущность»), Дж.Оруэлла («Ферма животных», «1984 год»), А. Кёстлера («Мрак в полдень»), Л.Мэмфорда («Миф о машине») и др., в которых утопические проекты представляются не иначе, как насилием над человеческой природой, пролагающим путь к тоталитаризму, как идеализируемое будущее, не могущее быть лучше настоящего. К антиутопиям примыкают романы-Предупреждения, с которыми выступали такие видные писатели, как Дж.Лондон, К.Чапек, А.Франс, не говоря уже о писателях-фантастах Р.Бредбери, А.Азимове, И.Ефремове и др. В то же в русле антиутопии часто прослеживается конструктивная существующего общества или отдельных его модификаций и стремление исправить его некоторые недостатки. См. также Утопия.

    Философский энциклопедический словарь . 2010 .


    Смотреть что такое "АНТИУТОПИЯ" в других словарях:

      Антиутопия … Орфографический словарь-справочник

      Современная энциклопедия

      Самоосознающее течение в литературе, представляющее собой критическое описание общества утопического типа. А. выделяет наиболее опасные, с точки зрения авторов, общественные тенденции. (В аналогичном смысле в западной социологической литературе… … Новейший философский словарь

      Англ. anti Utopia; нем. Anti Utopie. Идейное течение современной обществ, мысли, к рое в противоположность утопии ставит под сомнение возможность достижения соц. идеалов и установления справедливого обществ, строя. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

      Сущ., кол во синонимов: 1 дистопия (3) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

      Антиутопия - АНТИУТОПИЯ, современное течение общественной мысли, которое ставит под сомнение возможность достижения социальных идеалов и исходит из убеждения, что произвольные попытки воплотить эти идеалы в жизнь сопровождаются катастрофическими последствиями … Иллюстрированный энциклопедический словарь