Работа скульптора фидия единственное из чудес света. Храм зевса в олимпии - духовный центр эллады

Третьим чудом света считалась статуя Зевса Олимпийского – огромная великолепная скульптура «царя богов и людей» работы известного греческого скульптора Фидия. Она находилась в Олимпии. На вопрос художника Панэна, каким Фидий задумал изобразить верховного бога, скульптор ответил: «…Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах “Илиады”:

Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:
Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида
Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп
многохолмный».

Олимпия – древнегреческий город, располагавшийся на территории Пелопоннесского полуострова, в котором каждые четыре года проводились спортивные состязания и игры. В преддверии праздника прекращались все войны и распри. Никто не имел права вступить на территорию Олимпии с оружием.

Олимпия почиталась греками как одно из главных святилищ. Согласно мифу, именно здесь Зевс одержал победу над своим отцом Кроном (Кроносом). Последнему было предсказано, что его сын свергнет его так же, как он когда-то сверг своего отца Урана.

Чтобы обмануть судьбу, Крон проглатывал всех детей, которые рождались у его супруги богини Реи. Чтобы спасти хотя бы одного ребенка от страшной участи, Рея скрылась на острове Крит и тайно родила сына Зевса. Мужу вместо ребенка она подала завернутый в пеленки камень, и он проглотил его, не заметив подмены.

Младенца выкормила коза Амальтея (Амалфея). Когда малыш начинал плакать, охранявшие его стражники громко звенели оружием, чтобы заглушить крики. Зевс вырос и восстал против жестокого отца. Он заставил его извергнуть назад всех проглоченных ранее детей. С братьями Аидом и Посейдоном Зевс поделил власть над миром.

В честь победы Зевса и устраивались регулярно Олимпийские состязания. На эти празднества собирались атлеты и паломники не только со всей Греции, но и из других стран. Все они обязательно посещали главную святыню Олимпии – великолепный храм Зевса со статуей божества, созданной величайшим скульптором Греции Фидием из Афин.

Прославленный скульптор Фидий

Статуя Зевса Олимпийского была не единственной его знаменитой работой. Прославила Фидия статуя Афины-Девы, ставшая главной святыней его родного города. Им же были созданы великолепные рельефы на стенах Парфенона, на которых представлена священная процессия во время праздника Панафиней. Среди сотен созданных скульптором фигур нет ни одного повторения лица, жестов, позы, даже складок одежды!

Долгое время о необыкновенном чуде света было известно лишь по сочинениям древних авторов. Лишь в середине XIX века в Олимпии начались археологические раскопки, которые то прерывались, то возобновлялись вновь. Во время раскопок в мастерской скульптора были найдены некоторые его инструменты и материалы: матрицы из терракоты, бесцветное стекло, фрагменты слоновой кости.

Благодаря матрице удалось практически полностью восстановить фигурку богини Ники, которая находилась в правой руке статуи Зевса. В конце концов из небытия восстал Альтис – центр состязаний Древней Греции. По остаткам колонн, зданий и обломкам статуй ученые смогли восстановить внешний облик знаменитого святилища.

Фидий был учеником скульптора Агелада и живописца Полигнота. Совместно с Периклом – афинским государственным деятелем – они разработали план перестройки Афин в один из красивейших городов Греции. Но самым знаменитым творением мастера стала колоссальная статуя Афины-Девы, достигавшая 12 метров в высоту.

Скульптор изобразил богиню в полный рост, с золотым шлемом на голове. Левой рукой она опиралась на щит, а в правой держала фигурку Ники – богини победы. Щит богини был украшен сценами сражений греческих воинов с легендарными женщинами-воительницами амазонками. Среди греческих воинов Фидий изобразил себя и Перикла. Это вызвало возмущение афинян. Скульптора обвинили в безбожии, заявив, что изображение портретов на статуе божества, перед которой совершаются богослужения, недопустимо. Кроме того, скульптор был обвинен в хищении золота и слоновой кости, полученных им для изготовления статуи Афины.

Храм Зевса Олимпийского и его статуя

Против Фидия начался судебный процесс. В это время его пригласили в Олимпию для создания статуи Зевса. Под большой денежный залог Фидия отпустили. За несколько лет Фидий создал свою вторую знаменитую статую – Зевса Олимпийского. До наших дней она не сохранилась, так как в V веке н. э. по приказу византийского императора Феодосия II была вывезена в Константинополь, где и погибла во время пожара в императорском дворце. Но по описаниям древних авторов мы можем представить себе, как выглядели храм Зевса Олимпийского и сама статуя.

Храм был построен архитектором Либоном в V веке до н. э. Среди обломков украшавших храм статуй были найдены знаменитая статуя Гермеса с младенцем Дионисом на руках работы скульптора Праксителя и статуя богини Ники – скульптора Пеония.

Сам храм находился на площади Альтиса. Сооруженный из белого мрамора, в длину он достигал 64 метров. Его окружали 34 дорийские колонны. На восточном и западном фронтоне размещались статуи, изображавшие сцены из мифов о битве лапифов с кентаврами и о состязании между царем Эномаем и героем Пелопсом.

Мифы в скульптуре

Первый миф повествует о борьбе между фессалийским племенем лапифов и мифическим племенем кентавров – полулюдей-полулошадей. Решающее столкновение между ними произошло на свадьбе одного из лапифов, кентавры были окончательно побеждены. Этот сюжет был очень популярен к моменту постройки храма, так как незадолго до того греки одержали победу над персами. В образе кентавров для греков воплотилась жестокая сила персов, стремившихся поработить свободные греческие города.

Второй миф рассказывает о том, как коварный Эномай, опасаясь интриг, не хотел выдавать замуж дочь, и придумал для претендентов на ее руку заведомо невыполнимое испытание – одержать над ним верх в беге на колесницах. Но обогнать его никому было не под силу, так как у Эномая были волшебные кони. Побежденных женихов царь пронзал копьем. Так погибло тринадцать претендентов. Четырнадцатым оказался Пелопс. Он сумел подкупить возницу колесницы царя, и тот вынул из оси чеку.

В результате колесница Эномая рассыпалась во время состязания, и царь погиб под обломками. Пелопс женился на красавице Гипподамии и стал царем. А страна с тех пор стала называться Пелопоннесом.

На наружных стенах храма помещались барельефы с изображением подвигов Геракла. Пол храма был украшен мозаикой. А в центре его располагалась огромная статуя Зевса, увидеть которую каждый грек считал для себя за счастье.

Статуя Зевса олимпийского работа Фидия

Царь богов и людей восседал на богато украшенном троне. В левой руке он сжимал статуэтку богини Ники, в правой – жезл с изображением орла. Голову бога-громовержца венчал оливковый венок, торс Зевса был обнажен, а с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног.

Статуя поражала огромными размерами: голова Зевса почти касалась потолка храма, а в целом фигура достигала 17 метров. Статуя Зевса Олимпийского была выполнена в хрисоэлефантинной технике (от греч. chrysos – «золото», elephantinon – «слоновая кость»): тело и голова Зевса и фигурка Ники – из слоновой кости, а одежда и венки Зевса и Ники – из золота.

Каждый, кто видел фигуру Зевса, непременно попадал под ее воздействие. В образе божества непостижимо сочетались мощь и величие, с одной стороны, и доброта и умиротворение – с другой. Всю Грецию облетело двустишие, написанное восхищенным поэтом:

Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ
Или на небо ты сам бога узреть восходил?

Согласно легенде, Фидий, обессиленный проделанной им работой, пришел в храм после того, как статуя была установлена на предназначенном для нее месте. В сумерках он долго вглядывался в лицо божества, словно сверяя его с тем образом, что он нарисовал в своем воображении. Затем, словно по наитию, Фидий воскликнул: «Доволен ли ты, Зевс!» Ответом ему стал громовой удар, возвестивший утвердительный ответ бога.

Несомненно, такая титаническая работа не могла быть проделана Фидием в одиночку. Над созданием статуи трудилось множество учеников скульптора и мастеров-ремесленников: ювелиров, чеканщиков, плотников, резчиков по слоновой кости. Работа была сложной и кропотливой. Разумеется, в природе невозможно было найти бивни слона такого размера, который позволил бы выточить голову и части тела этой огромной статуи.

Как создавалась статуя

Основа создавалась из дерева. Затем на те ее части, которые не были прикрыты одеждой, накладывали пластины из слоновой кости. Для того чтобы идеально подогнать пластины друг к другу и сделать незаметными места соединения, требовалось большое искусство.

Следует отметить, что слоновая кость – чрезвычайно капризный материал. Она боится как излишней сухости, так и чрезмерной влажности. Если статую Афины для сохранения влаги поливали водой, то в сырой Олимпии статую Зевса для предохранения от чрезмерной сырости смазывали оливковым маслом.

На те части статуи, которые закрывались одеждой, накладывали пластины из чеканного золота.

Из золота и слоновой кости был сделан и трон Зевса. Подножие трона, спинка и подлокотники были украшены рельефами с изображением богов и богинь, а также с изображением состязаний. Надпись у ног божества гласила: «Афинянин Фидий, сын Хармида, создал меня».

Так как при изготовлении статуи использовались особо ценные материалы, золото и слоновая кость, была организована специальная коллегия из ответственных лиц, которая занималась выдачей мастерам материала и несла ответственность за его использование. Помимо коллегии, был создан так называемый художественный совет, в который входили именитые граждане, жрецы, скульпторы, художники, архитекторы. Они обсуждали и принимали решения по всем проектам, предложенным Фидием.

Одной из серьезных проблем, которую пришлось решить Фидию в процессе работы над статуей, стала проблема освещения. В греческих храмах не было окон, и свет проникал лишь через дверной проем. Поэтому голова статуи, располагавшаяся под самым потолком, находилась в тени. Разными способами Фидий пытался добиться равномерного освещения всей статуи, но достичь желаемого эффекта никак не мог. Наконец он справился со сложной задачей.

Он решил выложить пол перед статуей темносиним элевсинским камнем, в котором был вырублен бассейн, наполненный оливковым маслом. Масло предохраняло статую от воздействия сырости. Кроме того, темная масляная поверхность превосходно отражала шедший из дверей поток света, освещая голову Зевса, мощный торс и складки плаща. Эффект был до того поразительным, что паломникам казалось, что свет излучает сама фигура Зевса.

Статуя Зевса, как говорилось выше, была вывезена в Константинополь, где и погибла во время пожара. А сам храм был разрушен, как и множество других греческих храмов, в результате землетрясения.

Олимпийские игры, которым столь много внимания уделяли греки, проводились, как правило, в честь языческого бога Зевса. Однако храма этого мифического персонажа не существовало! Лишь в 466-465 годах в Олимпии было построено уникальное здание, в котором через время появилась грандиозная статуя Зевса .

Интересные факты о четвертом чуде света

Строителем этого шедевра является известный афинский архитектор и скульптор по имени Фидий. К слову сказать, сохранились источники, свидетельствующие, что автор был очень требователен к тому материалу, из которого создавал скульптуру олимпийского Зевса. Итак, в 80 метрах от самого храма, по приказу Фидия была построена мастерская, в точности повторявшая размеры культового сооружения.


Раскопки мастерской Фидия

Таким образом, мастер работал и экспериментировал с реальными размерами. Тело Зевса было сделано из слоновой кости. В основании статуи была плита, шириной 6 метров и высотой 1 м соответственно. В целом же, по разным данным, высота монумента приближалась к 17 метрам, что приблизительно равно 5-этажному дому.

Соотношение олимпийского чуда света – статуи Зевса и непосредственно здания, в котором он был установлен, производили удивительный эффект. Казалось, что если бы громовержец захотел встать, то он бы разрушил крышу!

Грекам статуя была представлена в 435 году до нашей эры. Фидий приказал выкопать прямоугольный бассейн у подножия своего шедевра. Затем туда была залита вода, а сверху слой оливкового масла.

Уникальная отделка скульптуры и выше описанная хитрость позволяли отражаться лучам солнца так, что казалось, будто свет исходит из самой статуи Зевса. На открытии Фидий стоял в глубине храма, наслаждаясь потрясением зрителей. Достоверно судьба архитектора неизвестна.

Что же касается описываемого чуда света, то оно простояло около 800 лет. В начале V века нашей эры, когда в римской империи христианство установилось государственной религией, все языческие храмы были закрыты.

Древнегреческий город Олимпия, расположенный в северо-западной части Пелопоннеса, был религиозным центром, местом культа верховного бога древних греков Зевса и проведения, посвящённых ему Олимпийских игр. Это был величайший художественный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль Олимпии в основном сложился в VII - IV веках до н.э. Здесь были возведены великолепные храмы богов - большие и малые.

Там находилось и одно из семи чудес света - Статуя Зевса Олимпийского - прославленная статуя царя богов и людей работы великого греческого скульптора Фидия.

Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища - храме Зевса, в священной роще Альтисе (единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке). По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64x27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.

Спустя примерно 10 лет после начала строительства, храм был построен. Но статуи Зевса в нём не было. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия, для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос». К сожалению, ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). По его приказу была построена мастерская в 80 метрах левее храма. Эта мастерская точно соответствовала размеру храма. Там он, с двумя своими помощниками, которые были ему нужны только как сборщики мусора, за огромным пурпурным занавесом, создал статую бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике. Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные каменья и 200 кг чистого золота. По современным расценкам стоимость одного только золота, пошедшего на отделку статуи, составляла около 8 миллионов долларов.


На вопрос художника Панэна, каким он (Фидий) задумал представить верховного бога, мастер ответил:

«...Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах «Илиады»:
Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:
Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида
Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный».

В 435 г. до н.э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию. Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осужден и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.

Современник писал:
"Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?".

Из золота были сделаны: накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы - Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены: кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

«Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица -орел. Обувь бога и верхняя одежда - также из золота, а на одежде - изображения разных животных и полевых лилий»
(Павсаний. «Описание Эллады».)

Когда Фидий закончил свою работу, он спросил: «Ты доволен, Зевс?». В ответ раздался удар грома, и пол перед троном треснул. Это, надо полагать, означало: Громовержец доволен.

Зевс Громовержец был самым главным богом у греков. Вместе с остальными богами - женой и детьми, он жил на высокой горе Олимп. А внизу, у самого подножья этой горы, люди построили город Олимпию, где проводили спортивные состязания. Греки считали, что сам Зевс завещал им состязаться в силе, быстроте и ловкости. Сначала в играх участвовали только окрестные жители, но очень скоро слава об Олимпийских играх облетела всю страну, и сюда стали приезжать воины. Но вооруженных людей не подпускали к Олимпии, объясняя им, что побеждать нужно силой и ловкостью, а не железом.

На время Олимпийских игр в Греции прекращались войны

Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II в. н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы. Конец спортивным состязаниям положил в 393 г. христианский император Феодосий. Он считал, что мужчины должны сражаться с оружием в руках I и убивать друг друга, а не тратить время на состязания в силе и ловкости.

После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Все, что осталось от знаменитой скульптуры Фидия, вывезли из Греции в город Константинополь, но там деревянная скульптура сгорела во время сильного пожара. Так погибло одно из чудес света, но основанные Громовержцем Олимпийские игры были восстановлены и сейчас собирают атлетов из разных стран, готовых померяться силой в разных видах спорта.

Ном Элида.

Знаменитый археологический комплекс у подножья горы Кронос круглый год принимает туристов, приезжающих посмотреть на место первых олимпийских игр и его главную достопримечательность – Храм Зевса, где когда-то, много веков назад, поражая взоры, стояла невероятная статуя громовержца.

Храм Зевса в Олимпии, построенный в 471–456 годах до н. э. архитектором Либоном, является превосходным образцом раннеклассического, строгого в своей архитектуре, дорического храма.

Первые культовые сооружения появились в этом районе ещё в третьем тысячелетии до нашей эры, с 884 г. до н. э. здесь стали проводиться олимпиады в честь верховного божества.

Своего расцвета Олимпия достигла к V веку до н. э. К этому времени победой греков закончились персидские войны и необычайно возрос интерес к проведению Олимпийских игр. Благодаря строительству нового храма в честь Зевса, эта область древней Греции стала общеэллинским религиозным центром, который привлекал к себе множество паломников.

Несмотря на то что впоследствии храм Зевса был полностью разрушен, осталось описание древнегреческого историка Павсания и достаточно большое количество фрагментов. Работы археологов и учёных-историков по их изучению, позволили реконструировать внешний вид строения с большой степенью точности.

Храм представлял собой дорический периптер: 6 колонн по ширине и 13 по длине основания, построенный из твёрдого ракушечника. В отделке стен и крыши был использован мрамор.

Фронтоны украшали многофигурные скульптурные композиции, а вход во внутреннее святилище – целлу, скрытый за внешними колоннами фасадов, украшал фриз с метопами, посвящёнными подвигам Геракла.

В самой целле находилась грандиозная фигура Зевса, спрятанная от любопытных глаз занавесом, она открывалась восторженным зрителям только в особые моменты празднеств.

Скульптура сидевшего на троне божества имела не меньше 15 метров в высоту и вызывала у каждого, кто её видел, чувство благоговения перед его могуществом.

Это великолепное произведение древнегреческого искусства входило в знаменитый список 7 чудес света.

В Археологическом музее на территории парка сегодня можно увидеть основные сохранившиеся ценности и скульптурные произведения храма.
Всего до наших дней дошло 21 более-менее хорошо сохранившиеся частей, в том числе 3 метровые фигуры с фронтонов храма, части святилищ других божеств.
В музее также можно увидеть картину, на которой художник попытался воссоздать статую Зевса, некоторые работы великого Фидия, чудом дошедшие до наших дней и другие находки археологов.

Музей открыт с 9.00 до 19.00, но новых посетителей после 15.00 обычно уже не впускают.

Статуя Зевса в Олимпии — чудо света

Фигура Зевса Олимпийского служила центром всей архитектурной композиции храма. Выполненная великим скульптором античности, Фидием, в сложной технике сочетания слоновой кости и золота, она была выдающимся произведением классического искусства древней Греции.

Остатки храма обнаружили в 1875 году, а в 1950 была найдена мастерская Фидия, построенная по образу самого храма, где великий мастер и создавал свой шедевр.

Основа статуи Зевса Олимпийского была выполнена из дерева и покрыта пластинами из полированной слоновой кости, одежда из золота, а драгоценные камни служили глазами.

Зевс восседал на роскошном золотом троне, украшенном драгоценными камнями и многочисленными скульптурными изображениями.

В правой руке он держал изваяние Ники, высотой в человеческий рост, а в левой – золотой скипетр с сидящим на нём орлом.

Считается, что на создание этого великого творения потребовалось 200 кг золота.

По данным реконструкции подлокотники трона и правая ладонь Зевса находилась на уровне капителей первого яруса колонн.
Если бы Зевсу пришлось встать в полный рост, то он головой пробил бы потолок храма.

За пластинами из слоновой кости требовался особый уход: для защиты от влажного воздуха, жрецы храма смазывали её оливковым маслом, стекавшим в углубление, имевшееся в чёрном мраморе, которым было выстлано пространство пола перед статуей.

Считалось, что каждый эллин обязан один раз в жизни увидеть эту скульптуру, чтобы не считать свою жизнь прожитой зря.

О судьбе великого изваяния известно не так много. Одни источники считают, что согласно эдикту Теодориха, повелевавшего разрушить все свидетельства языческой веры, статуя Фидия Зевс Олимпийский в 394 г. н. э. была уничтожена вместе с храмом.

Другие сообщают, что до 475 г. н. э. скульптура была выставлена в одном из дворцов Константинополя и утрачена во время пожара.

Так, или иначе, это величайшее произведение человеческого гения, как и многие другие, к сожалению, исчезло безвозвратно.

Сегодня, приезжающие на экскурсию к храму Зевса туристы, вначале посещают археологический музей комплекса.
Небольшая дорога от музея до Древней Олимпии проходит в тени кипарисов, оливковых, яблочных и сливовых деревьев, а также мимо покрытых яркими цветами клумб.

Цена входа на территорию Олимпии – 6 евро, столько же стоит посещение музея, но возможно приобрести комплексный билет за 9 евро.
Ворота входа в комплекс открыты с 8.00 до 19.00 – в летний сезон (май–октябрь) и с 8.00 до 17.00 – в зимний (ноябрь–апрель).
В выходные – с 8.30 до 15.00.

После экскурсии можно отдохнуть и перекусить в кафе.
В жаркие часы желательно иметь средства защиты от солнца и воду. Вам понадобится часа 3–4, чтобы осмотр древнего сооружения не был беглым и поверхностным.
На входе есть фонтанчик с питьевой водой.

Это один из самых посещаемых исторических памятников в Греции .

Фронтоны храма

Верхняя часть храма Зевса, по его более узкой стороне оканчивается вверху треугольным фронтоном, ограниченным с двух сторон скатами крыши.

Западный фронтон посвящён кентавромахии : сцене битвы лапифов и кентавров.

Мифическое племя латифов, жителей Фессалии, пригласило соседнее племя кентавров, чтобы отпраздновать бракосочетание своего царя Пирифоя с Гипподамией.

Выпив лишнего, один из кентавров решился на похищение невесты, что привело к началу жестокой битвы.
Лапифы, не без помощи Тесея – друга Пирифоя, одержали победу.

В понимании древних жителей Эллады этот миф символизировал победу развитой культуры цивилизованных племён человека над диким природным началом кентавров.

Скульптурные изображения западного фронтона воспринимаются как реально существующие, вся сцена полна бурного движения, в котором, однако, отсутствует хаотичность.

Художник уравновесил обе части композиции центральной фигурой молодого прекрасного Аполлона, с лёгкой улыбкой на устах наблюдающего за происходящим.

Его властная, исполненная спокойного превосходства фигура не оставляет зрителям сомнения в исходе боя.

Восточный фронтон посвящён визуализации мифа о Пелопсе и царе Эномае , которому дельфийский оракул предсказал смерть от руки зятя.

Отец Эномая, бог войны Арес, оставил ему в наследство сказочно быстроногих коней и всем претендентам на руку своей дочери Гипподамии, Эномай предлагал соревнование на колесницах.
Никто не мог сравниться в быстроте с конями Ареса, и всех неудачников настигала смерть от руки царя.

Пелопс (от его имени произошло название полуострова Пелопоннес) оказался самым хитрым, он подговорил возницу и тот заменил одну из осей колесницы на восковую. Во время гонки она расплавилась и Эномай погиб.
Пелопс получил девушку и царство.

Скульптурная композиция восточного фронтона лишена бурного движения, все изображения статичны и более изолированы друг от друга.

Две группы мужественных фигур, прекрасно гармонирующих с ритмом мощных дорических колонн, симметрично расположены относительно центрального изображения верховного бога Зевса.

Такая заметная разница в динамическом решении композиций двух фронтонов привела историков к мысли, что они были выполнены разными мастерами.

Скульптурные композиции обоих фронтонов демонстрируют нам два разных подхода художников V века до н. э. к попытке создать универсальный монументальный образ.

Стоит добавить, что эти великолепные произведения искусства, как и многие древнегреческие скульптуры, были полихромными.

Сохранившиеся фрагменты находятся в археологическом музее Олимпии.

Они закреплены таким образом, чтобы максимально точно воссоздать их реальное положение, каким оно было на фронтоне античного храма.

Метопы

По всей длине верхняя часть античного храма над колоннами украшена фризом, состоящим из чередующихся каменных плит и триглифов (трёх параллельных линий).

Такие каменные плиты называются метопами , они часто украшались рельефами.

Большая часть сохранившихся изображений из святилища Зевса хранится в Лувре, и лишь некоторые находятся в музее Олимпии.

Двенадцать метоп храма изображают подвиги Геракла.

Выбор сюжета связан с тем, что в представлении эллинов образ этого героя олицетворял борьбу с окружающими их тёмными силами хаоса и символизировал победу рационального человеческого разума над мифическими силами зла, которым у древних греков ещё не было объяснения.

Эта тема служила продолжением героического пафоса, заданного скульптурными композициями на фронтонах и подготавливала к созерцанию статуи верховного божества.

Метопы располагались в соответствии с движением паломников вокруг храма.

Первый подвиг: сражение с Немейским львом, был изображён на метопе левого западного угла, а последнему подвигу, очистке Авгиевых конюшен, была посвящена метопа в правом углу восточной стороны.

Высота метоп составляет 1.6 м, ширина 1.5 м.

Некоторая их вытянутость в высоту согласуется с общим замыслом архитектора, который стремился придать храму максимальную величавость.

В относительно небольшом пространстве метопы, художнику удалось наполнить скульптуры динамикой подлинной жизни, сохранив при этом их гармонию с чёткой архитектурной формой.

Храм Зевса в Олимпии – один из самых значительных древнегреческих памятников архитектуры .

Здесь впервые наиболее полно был воплощён принцип синтеза архитектуры и скульптуры, который позднее стал классическим и до сих пор считается непревзойдённым.

Говорят, статуя Зевса в Олимпии оказалась настолько величественной, что когда Фидий, создав её, спросил у своего творения: «Доволен ли ты, Зевс?» – грянул гром, а чёрный мраморный пол у ног бога треснул. Громовержец оказался доволен.

Несмотря на то, что до нас дошли только воспоминания об одной из самых величественных статуй такого масштаба, одно лишь описание монумента, который являлся в своём роде самым настоящим ювелирным шедевром, не может не потрясать воображение. Как до, так и после создания статуи Зевса Олимпийского, памятника такого масштаба люди не создавали – и не факт, что когда-либо создадут: слишком уж дорогим по стоимости и огромным по масштабам оказалось это чудо света.

Уникальность этого монумента состоит также в том, что статуя Зевса Олимпийского – единственная из всех чудес древнего мира находилась на территории континентальной Европы, в греческом городе Олимпии, что расположен на Балканском полуострове.

Роль Громовержца в жизни Олимпии

Громовержец с этим городом был связан самым непосредственным образом – именно здесь ему удалось победить своего отца, Крона, которому было предсказано, что один из его сыновей лишит его власти. Чтобы этого избежать, он решил проблему довольно кровожадным способом – пожирал всех появившихся на свет мальчиков. Повезло лишь Зевсу: его мать, Рея, сумела спасти младенца.

Чтобы достойным образом отметить это событие, жители города решили раз в четыре года проводить Олимпийские игры, а через триста лет после их начала, в 471 г. до н.э., ими было принято решение построить для Громовержца достойное его святилище и установить в нем скульптуру бога. Процесс этот оказался долгим – строительные работы длились пятнадцать лет и открытие храма состоялось в 456 г. до н.э.

Как выглядел дом Зевса

  • Ширина храма – 64 м, а длина святилища – 27 м;
  • Здание было полностью построено из мрамора (в т. ч. и крыша);
  • Святилище окружали тридцать четыре колонны высота которых составляла 2,6 м, а толщина была около двух. Сделаны они были из особого вида известняка, состоящего из спрессованных раковин и их обломков;
  • На внешних стенах постройки были установлены барельефы, изображающие двенадцать подвигов Геракла;
  • Войти в святилище можно было через двери, сделанные из бронзы, высота их составляла 19 м.

Несмотря на всё своё величие, храм долгое время стоял без статуи Громовержца, пока работы над ней не были доверены чуть ли не самому знаменитому мастеру того времени, Фидию.

Кто такой Фидий

Перед тем как создать прославившееся на весь мир чудо света, Фидий уже был известен благодаря великолепной статуе Афины в Парфеноне. Им был разработан план реконструкции столицы Греции, благодаря чему он сумел нажить злопыхателей. В результате их интриг мастера обвинили в краже золота и слоновой кости, которые он якобы выкрал во время работы над Афиной, из-за чего скульптор оказался в тюрьме.


Правда, находился там недолго: автор знаменитых работ имел немало почитателей, поэтому, когда обитателями Элиды был внесён за Фидия залог, он был отпущен в Олимпию, где около десяти лет работал над Громовержцем (помогали ему в этом Колот – его ученик, и близкий родственник, художник Панен).

Мастерская

Статую Громовержца они создавали в специально построенном для этого помещении, располагавшееся недалеко от святилища. По своим размерам оно было ненамного меньше храма Зевса – нашли мастерскую немецкие археологи, чьё внимание привлекли находившиеся возле святилища остатки древней постройки.

При осмотре здания они обнаружили орудия труда, с помощью которых мастера создавали скульптуру, и остатки литейного цеха, что подтвердило версию о том, что именно тут создавали одно из чудес света.

Возле мастерской была найдена яма с бракованными деталями статуи, и были обнаружены прямые доказательства того, что Фидий создал свою скульптуру именно такой, как её описывали в летописях. Ими оказались готовые формы одежды бога, огромное число пластин из слоновой кости, остатки полудрагоценных камней и гвозди.

Одной из главных находок, имеющих непосредственное отношение к скульптору, оказалось дно кувшина с выцарапанными на нём словами: «Принадлежу Фидию».

Как выглядела статуя Громовержца

Статуя Зевса в Олимпии создавалась довольно долго: Фидий потратил на неё около десяти лет. Когда она предстала перед жителями и гостями Олимпии в 435 году до н.э., то являла собой самое настоящее чудо света.

Точные размеры статуи до сих пор не определены, но судя по всему, её высота составляла от 12 до 17 метров. Обнажённый до пояса Зевс сидел на престоле, ноги его находились на скамейке, которую поддерживали два льва. Пьедестал, на котором был расположен трон, был довольно огромен: его размеры составляли 9,5 на 6,5 м. Для его изготовления использовали чёрное дерево, золото, слоновую кость и драгоценности.

Сам престол украшали изображения сцен из жизни греческих небожителей, на его ножках танцевали богини победы, а на перекладинах были запечатлены сражения греков с амазонками и, естественно, не обошлось без Олимпийских игр (росписью занимался Панен). Изготовили Громовержца из эбенового дерева, при этом всё его тело покрыли пластинами из слоновой кости наивысшего качества. Материалы для своей статуи мастер отбирал чрезвычайно придирчиво.


На голове верховного бога находился венок, а в одной руке он держал золотую Нику, богиню Победы, в другой – скипетр, украшенный орлом, символизирующий верховную власть. Одежда бога была изготовлена из золотых листов (всего для изготовления скульптуры ушло около двухсот килограмм золота). Плащ громовержца украшали изображения представителей животного и растительного мира.

Открытие статуи

На открытие этого чудо света съехались самые известные жители древней Греции. Когда покрывало, скрывающее монумент, было снято, все поразились: голова и плечи статуи Зевса издавали божественный свет, который лился от бога к людям, а глаза сияли настолько ярко, что казалось, будто они извергают молнии.

Добился такого эффекта автор очень интересным образом: Фидий приказал у подножья статуи вырубить в мраморном полу бассейн прямоугольной формы, заполнить его водой, а сверху вылить тёмное оливковое масло. Поток световых лучей, проникающих в храм через двери, падал на маслянистую поверхность и отражался от неё вверх, освещая голову и плечи громовержца.


Бассейн этот исполнял ещё одну, более практичную функцию – для того, чтобы слоновая кость не портилась, жрецы смазывали статую маслом, которое стекало прямо в углубление.

Судьба статуи Громовержца

Статуя Зевса Олимпийского просуществовала довольно долго, за это время её не раз реставрировали: в неё нередко попадали молнии, она пережила несколько землетрясений. Также нередки были случаи кражи золотых деталей.

Статую не раз хотели вывезти римляне, например, именно такой приказ отдал Калигула в 40 году. Сделать это не удалось: легенды утверждают, что когда оккупанты пришли забирать монумент, статуя Зевса в Олимпии расхохоталась, перепугав захватчиков до такой степени, что они разбежались, а Громовержец остался на месте.

Последние воспоминания о статуе относятся к 363 г. н.э. – когда в Греции официально было принято христианство (это случилось в 391 году), абсолютно все языческие храмы были закрыты, такая же судьба постигла и храм Зевса.

По одной из версий, статуя Громовержца сгорела во время пожара древнего святилища в 425 г. н.э. По другой – немного позже, поскольку есть упоминания о том, что в V веке статую перевезли в Константинополь, где она какое-то время находилась во дворце императора Феодосия II и полностью сгорела там во время пожара 475 года – от изготовленной из дерева статуи осталось лишь несколько обугленных пластинок из слоновой кости и расплавленные золотые детали.

Где можно увидеть копию Громовержца

В наше время мраморную копию одного из чудес света можно увидеть в Эрмитаже, куда она была привезена из Италии в 1861 году. Судя по всему, эта статуя Зевса была создана римским автором в первом веке до нашей эры, и была она найдена во время археологических раскопок в окрестностях Рима в конце XVIII века. Она примечательна тем, что на сегодняшний день является одной из наибольших античных скульптур, что находятся в музеях мира – высота памятника составляет 3,5 метра и весит при этом 16 тонн.

Скульптуру приобрел в начале XIX века один из итальянских коллекционеров, маркиз Д. Кампаны.

Простояла у него она недолго, поскольку через некоторое время он разорился, его имущество было конфисковано и продано с аукциона. Перед проведением торгов, директору Эрмитажа удалось уговорить итальянские власти дать ему возможность приобрести некоторые вещи до распродажи, таким образом, лучшие экспонаты из коллекции разорившегося маркиза, в т. ч. и статуя Громовержца, оказались в Эрмитаже.