Российско-японские отношения в современных условиях. Россия и Япония: история отношений

Русско-японские отношения в 80-90-е годы

Политика России в отношении Японии существенно отличалась от курса Англии и других западных держав. Обороты торговли России с Японией были незначительными, поэтому русские капиталисты были мало заинтересованы в сохранении неравноправных договоров. В 1879 г. русский ввоз и вывоз составлял мизерную сумму - 59,5 тыс. иен. Японцы пользовались правом беспошлинно ловить и вывозить рыбу с Сахалина; в устье Амура и других местах тихоокеанского побережья японские рыбопромышленники вели бесконтрольный хищнический промысел, не уплачивая сборов. В отличие от японцев русские рыбопромышленники при ввозе рыбы в Японию должны были платить таможенные сборы, поэтому они не выдерживали конкуренции с японскими дельцами.

Русский экспорт быстро стал возрастать, когда Россия в 1888 г. стала ввозить в Японию керосин. Сумма русского экспорта поднялась до 235,5 тыс. иен (см. ). Попытки Общества добровольного флота в 1889 г. получить разрешение на закупку каменного угля (10 тыс. т) на о-ве Хоккайдо в порту Отарунай не увенчались успехом. Японское правительство не дало на это согласия (см. ).

Российские министерство финансов и министерство путей сообщения возлагали большие надежды на постройку Великой сибирской дороги, полагая, что проведение дороги до Владивостока сделает Россию торговой посредницей между Европой и Дальним Востоком и сообщит импульс быстрому развитию русской торговли с Японией и Китаем.

В свою очередь, японские капиталисты интересовались возможностью использования Сибирской дороги для экономического проникновения в Восточную Сибирь и расширения торгового обмена с русским Дальним Востоком. По сведениям русского посольства, деловые круги городов западного побережья Японии лелеяли надежду на значительный рост объема торговли с Россией (см. ). Об этом в 1893 г. писали ведущие японские газеты: "Иомиури", "Дзию", "Хоккайдо симбун", "Коккай" и др.

В 1895 г. из Нагасаки в Приморскую область было вывезено риса и пшеничной муки на сумму 640 тыс. иен (см. ).

Как указывалось выше, царское правительство не считало необходимым придерживаться общей линии с западными державами по вопросу о пересмотре договоров. Россия при условии сохранения за ней права наиболее благоприятствуемой нации соглашалась пойти на ряд уступок японцам и поддержать японское правительство перед другими государствами.

В 1889 г. русский посланник в Токио Д. Е. Шевич начал переговоры о заключении нового русско-японского торгового договора. В ходе переговоров японская сторона согласилась отменить пошлину на ввоз соленой сушеной рыбы с условием не включать эту статью в текст тарифа, пока другие державы не откажутся от неравноправных договоров. В отличие от России за отказ от консульской юрисдикции Англия и Германия в 1886 г. требовали от японцев издания нового кодекса гражданского права до того, как будет подписано соответствующее соглашение. Они также настаивали на допуске иностранных судей для разбора дел, касающихся иностранных подданных.

Русско-японский договор был подписан 8 августа (27 июля) 1889 г. К этому времени договоры с Японией заключили США и Германия. Германия также пошла на уступки Японии, рассчитывая таким путем ослабить позиции Англии и укрепить свое политическое влияние на Дальнем Востоке.

Русско-японский договор должен был войти в силу после отказа всех договорных держав от прежних неравноправных трактатов. Русский посланник Д. Е. Шевич разъяснил японской стороне, что если бы Россия односторонне согласилась на отмену консульской юрисдикции за одно допущение иностранной торговли внутри Японии, то другие государства на основании принципа наиболее благоприятствуемой нации могли бы потребовать допущения внутрь страны своих подданных без отказа от консульской юрисдикции (см. ). Японское правительство было удовлетворено этим разъяснением. Оно было готово пойти на компромисс и согласиться на частичный отказ иностранных государств от консульской юрисдикции. Но обострение внутриполитической борьбы по вопросу о введении в жизнь реакционной конституции 1889 г. и рост враждебности народа по отношению к иностранцам, отстаивавшим неравноправные договоры, вынуждали правительство медлить с оформлением таких соглашений. Правящая верхушка боялась взрыва народного негодования. Народное недовольство иностранцами выражалось подчас в крайних формах: избиениях и убийствах иностранных миссионеров, покушениях на иностранных представителей, правительственных деятелей Японии, слывших сторонниками развития связей с западными державами.

Японская пресса резко критиковала миссионерскую деятельность, в том числе и русскую духовную миссию в Токио. Действительно, английские, американские и другие миссионеры, пытаясь насадить христианство, вмешивались во внутренние дела страны, что не могло не вызвать противодействие со стороны японской общественности. Русская же духовная миссия занималась в основном просветительской деятельностью (распространение знаний о России, обучение русскому языку и т. п.).. Однако националистически настроенные выходцы из самурайства, студенческая молодежь и оппозиционные партии в своих выступлениях не отделяли представителей русской духовной миссии от миссионеров западных стран.

В 1890 г. толпа забросала камнями русского посланника Д. Е. Шевича и его жену, а в 1891 г. наследник царского престола Николай Александрович (будущий царь Николай II) получил в г. Оцу сабельный удар по голове от японского полицейского по имени Цуда. По оценке русского посланника Д. Е. Шевича, покушение явилось не следствием общей ненависти к русским - ее не существовало,- а результатом того, что Цуда "глубоко ненавидит иностранцев вообще" ( Министр внутренних дел Сайго, министр юстиции Ямада и министр иностранных дел Аоки, которых Д. Е. Шевич считал ответственными за происшествие, по его настоянию вынуждены были подать в отставку. Цуда был приговорен к пожизненной каторге и умер в тюрьме. ) .

Надо сказать, что этот эпизод не оказал серьезного влияния на дальнейшее развитие русско-японских отношений.

Основные принципы русской политики в отношении Японии вновь были сформулированы осенью 1892 г., при назначении в Токио нового посланника М. А. Хитрово.

В инструкции новому посланнику отмечался устойчивый характер политики России на Дальнем Востоке, что определялось: "Во-первых, соседством таких относительно сильных государств, как Китай и Япония; во-вторых, недостаточной развитостью наших окраин, отстоящих от главного сосредоточения наших государственных сил, материальных и нравственных, на громадном расстоянии. Отсюда желательность не только мирных, но даже дружественных отношений с вышеупомянутыми государствами должна бы, с одной стороны, обеспечить неприкосновенность и спокойствие наших собственных владений, с другой - противодействовать возможным проискам соперничающих с нами держав" (цит. по ). Указывая, что между Россией и Японией "не существует никакой принципиальной противоположности", министерство иностранных дел исходило из того, что японские порты могут служить убежищем (!) для русских морских сил на Дальнем Востоке и снабжать их "всем необходимым".

Донесения царских дипломатов показывают, что они плохо разбирались в главных тенденциях японской внешней политики и внутренней жизни Японии. Русские представители в Японии, за немногим исключением, а вслед за ними и руководители министерства иностранных дел с ироническим пренебрежением относились к агрессивным выступлениям японских политических деятелей и прессы и не понимали надвигающейся со стороны Японии угрозы. Быстрое экономическое развитие Японии, ускоренные темпы наращивания армии и флота не вызывали в Петербурге тревоги. В инструкции лишь отмечалось недоверие и подозрительность японских влиятельных кругов к России, полагавших, что Россия вынашивает планы захвата Кореи.

Как показывает текст инструкции, Россия не проявляла никакой враждебности по отношению к Японии. Как и прежде, инструкция предписывала избегать вмешательства во внутренние дела Японии, где в то время происходила ожесточенная борьба либеральных и радикальных оппозиционных кругов правящих классов, а также демократических сил (часть мелкой буржуазии города и деревни, мелкобуржуазная интеллигенция) (В 80-х и начале 90-х годов были созданы буржуазные и помещичьи партии: в 1881 г. либерально-помещичья партия "Дзиюто" и в 1882 г.- либерально-буржуазная партия "Кайсинто". Радикальная фразеология либерально- помещичьей оппозиции иногда делала ее центром притяжения для оппозиционно настроенных элементов из других слоев населения. Либерально-буржуазная партия была менее радикальна в своих выступлениях против абсолютистского правительства вследствие тесной связи ее вождей с правительственной бюрократией. Участие демократических кругов Японии в борьбе с правящей верхушкой придавало ей боевой характер вопреки сдерживающему влиянию на нее буржуазно-помещичьих партий. ) против реакционной диктатуры военно-феодальной верхушки. В японском парламенте, несмотря на то что он был создан на весьма узкой социальной базе, в первые годы его существования (после принятия конституции 1889 г.) происходили частые конфликты (в основном это были споры между парламентом и правительством). Парламентская буржуазно-помещичья оппозиция резко критиковала методы и всевластие правительственной полуфеодальной бюрократии и демагогически выражала недовольство колоссальными военными расходами. Инструкция министерства иностранных дел рекомендовала русскому представителю "тщательно воздерживаться от всего, что могло бы быть истолковано в сторону... воздействия с нашей стороны". М. А. Хитрово поручалось добиваться открытия порта Отарунай для иностранной торговли на о-ве Хоккайдо. Но это не было главным. "Япония важна для нас,- говорилось в инструкции,- не столько в торговом, сколько в политическом отношении, как один из факторов установившегося на Дальнем Востоке равновесия" (цит. по ). Перед русскими дипломатами ставилась задача добиваться упрочения статус-кво на Дальнем Востоке и в особенности стремиться не допускать японо-китайского сближения на антирусской основе.

Приведенные выше документальные данные и другие многочисленные свидетельства опровергают утверждение английских, американских и японских буржуазных авторов о враждебном характере политики России в отношении Японии накануне японо-китайской войны 1894-1895 гг. Между тем Англия, надеясь на использование агрессивной политики Японии против России и Китая, в 1894 г. наконец согласилась на пересмотр неравноправных договоров. Она подписала соглашение об отмене консульской юрисдикции с 1899 г. Японо-английское соглашение открывало возможность заключения русско-японского договора на базе соглашения 1889 г.

Русско-японский договор о торговле и мореплавании был подписан 27 мая 1895 г. в Петербурге, сразу же после завершения японо-китайской войны. Договор 1895 г. заменял договоры 1855, 1858 и 1867 гг. и все дополнительные к ним соглашения, "вследствие чего юрисдикция, до сих пор отправляемая русскими судами в Японии, и все особые привилегии: изъятия и льготы, коими русские подданные пользовались... прекращаются и отменяются окончательно без особого извещения" (ст. 18). Иностранные поселения в Японии должны были войти в состав японских городов (ст. 17).

Между обеими сторонами устанавливались "взаимная свобода торговли и мореплавания", а также принцип наибольшего благоприятствования в отношении пошлин и "всего, что касается торговли и мореплавания" (ст. 2-7). Эти правила не распространялись па каботажное плавание.

Подданные каждой из договаривающихся сторон на территории другой стороны пользовались широкими правами: свободой проезда и поселения, равными с местными жителями судебными и имущественными правами, свободой совести и отправления религиозных обрядов и др. Стороны предоставляли друг другу право повсеместно назначать своих консулов (см. ).

Советско-японские отношения 1927-1941 гг.

Выполнила:

Студентка IV курса 42 группы

Подгорнова Екатерина Игоревна

Научный руководитель:

к.и.н. Буранок С.О.

Самара, 2011

План

1. Введение……………………………………………………………………3

2. Глава 1.Советско-японские отношения: к. 20 – 30-е гг………………...4

3. Глава 2. Вооружённый конфликт в районе озера Хасан………………11

4. Глава 3. Советско-японские отношения на кануне Второй Мировой войны………………………………………………………………………18

5. Заключение……………...………………………………………………...22

6. Используемая литература………………..………………………………24

Введение

Актуальность и научная значимость темы. Проблема японо-советского соперничества в 1927-1941 гг. является одной из наименее исследованных в исторической науке. Этот факт нельзя объяснить отсутствием интереса со стороны отечественных и зарубежных исследователей к самим японо-советским отношениям данного периода. Именно в эти годы закладывались основы взаимоотношений Японии и Советского Союза, реанимировались и обострялись взаимные противоречия.

В японо-советском соперничестве, как и во всяком соперничестве подобного рода, наряду с противостоянием, конфронтацией и враждебностью проявлялись элементы обоюдного прагматизма, сотрудничества и даже партнерства. В условиях стремительно изменяющегося мира, отсутствия сколько-нибудь внятной стабильности во внешнем окружении, падения престижа и ослабления военно-политического могущества и социально-экономического потенциала демократической России будет не лишним вспомнить о совместных интересах, когда-то не только разделявших, но и соединявших эти страны, об опыте, пусть кратковременного, но столь плодотворного и судьбоносного для обеих стран партнерства рубежа 30-х начала 40-х гг.

Ставшие доступными в последнее время документы и иные источники позволяют ставить вопрос о наличии отношений соперничества между Японией и Советским Союзом на Дальнем Востоке и, особенно, в Китае. Требуются более глубокое изучение теперь не только конфронтационной составляющей японо-советских отношений, как это было принято ранее, но и исследование многочисленных фактов и свидетельств компромиссной, даже с элементами партнерства политики двух тихоокеанских держав в отношении друг к другу, без чего соперничество подобного рода немыслимо.

Целью данного реферата является всестороннее исследование отношений Японии и Советского союза в данный период.

Глава 1. Советско-японские отношения: к. 20 – 30-е гг.

В апреле 1927 г. известный милитарист генерал Гиити Танака сформировал новый кабинет. Приход к власти Танака означал, что в правящих кругах Японии взяли верх наиболее реакционные элементы. Известен пространный меморандум Танака, предоставленный императору в июле 1927 г., в нем излагалась агрессивная внешнеполитическая программа японского милитаризма.


В сложных условиях в то время приходилось работать в Японии советскому посольству и полпреду СССР в Японии Алексею Антоновичу Трояновскому (с 16 ноября 1927 г. – по 1933 год). Советское правительство поставило перед своими дипломатами четкую задачу: создать более здоровую атмосферу во взаимоотношениях с Японией и активно бороться против попыток военщины развязать войну против СССР. А реакционные японские газеты писали о «дьявольской руке Красной России», которая вторгается во внутренние дела страны. Они призывали следить за действиями русского посольства «дворца скрытого дьявола большевизации Японии».

Вокруг личности Трояновского также нагнеталось недоброжелательство. Газета «Заря» с провокационной целью писала: «Мы должны поздравить Японию, которая получила в подарок от своей соседки редкого в Советской России специалиста по разрушению Азии - Трояновского». Не только реакционная пресса, но и отдельные политические деятели не переставали склонять на все лады «коммунизм», «красную опасность», называли Трояновского «опасной личностью». Советские дипломаты использовали любую возможность для того, чтобы довести до сведения и сознания широких слоев японского народа основные принципы внешней политики СССР.

На предложение советского полпреда заключить пакт о ненападении в марте 1928 г. (а такие предложения были сделаны советским правительством и в 1926, и в 1927 г.),- ответ Танака был один: «Для этого еще не пришло время. События должны развиваться постепенно. Не будем торопиться. Если сразу слишком высоко забраться, можно и упасть». Г. В. Чичерин - народный комиссар иностранных дел СССР - называл Японию страной самой тонкой в мире дипломатии. И многие годы эта дипломатия была направлена на осуществление - последовательными этапами - широкой экспансии в бассейне Тихого океана. К разработке планов военного нападения на СССР японская военщина приступила с 1928 г. Эти планы существенным образом отличались от обычных оперативных

планов, составление которых являлось функцией генерального штаба. Планы войны против СССР «кодовое название - Оцу» никогда не носили условного, теоретического характера, они всегда отличались конкретностью и тщательностью разработки. Мировой экономический кризис привел к серьезному обострению международной обстановки. В Японии сокращалось производство, росла безработица, ухудшалось положение трудящихся. Выход из кризиса японские правящие круги искали на путях экспансии. 18 сентября 1931 г. японские войска напали на Китай и предприняли оккупацию его северо-восточных провинций. Материалы Токийского процесса неопровержимо доказали: «как оккупация Манчжурии, так и вторжение в Китай исходили из конечной стратегической цели Японии - войны против СССР». К разработке плана военного нападения на СССР японская военщина приступила с 1928 года. Эти планы существенным образом отличались от обычных оперативных планов, составление которых являлось функцией генерального штаба. Планы войны против СССР кодовое название - «Отцу» никогда не носили условного, теоретического характера, они всегда отличались конкретностью и тщательностью разработки. Благодаря этим планам японцы намеревались захватить: Приморье, Приамурье, Забайкалье, Камчатку, Северный Сахалин и другие территории Дальнего Востока.

«Антисоветская свистопляска» в Японии, как говорил полпред Трояновский, достигла своего апогея. Зашевелились и белогвардейцы, осевшие на Японских островах. В Токио пожаловал белогвардейский генерал Семенов. Агрессивные империалистические круги призывали правительство отбросить колебания и напасть на СССР, не откладывая дела в долгий ящик. Военный министр Араки утверждал, что рано или поздно война между Японией и СССР неизбежна, что страну надо готовить к этой войне.

Араки, убежденный фашист, был одним из активнейших участников оккупации советского Дальнего Востока. Деятельность советского посла он называл «интригами» и говорил своим приближенным, что не верит в откровенность русских, когда они надевают френч и цилиндр. Трояновскому удалось в октябре 1932 г. встретиться с Араки. Своим визитом Трояновский вызвал замешательство в кругах японской военщины, вынуждая ее менять наступательную тактику, лавировать. Укреплялось влияние реалистически мыслящих японских политиков, считавших войну против СССР ловушкой для Японии, в которую ее хотели втянуть заинтересованные западные державы. Резко осуждая японскую агрессию против Китая, советское правительство в то же время стремилось не дать возможности милитаристским реакционным силам в Токио обострить отношения между СССР и Японией. Оно предприняло серию гибких дипломатических шагов, направленных на предотвращение новой антисоветской интервенции. Стараясь предотвратить, остановить дальнейшее развитие японской агрессии, советская дипломатия пыталась убедить правительство Чан Кайши в необходимости объединения усилий обоих государств.

31 декабря 1931 г., воспользовавшись проездом через Москву назначенного на пост министра иностранных дел Японии Иосидзава, НКИД предложил заключить советско-японский пакт о ненападении. Было заявлено, что СССР заключил пакты о ненападении и нейтралитете с Германией, Турцией, Афганистаном, парафировал пакт с Францией, что ведутся переговоры с Финляндией, Латвией, Эстонией и Румынией. «Мы будем связаны пактами со всеми соседями. Япония является единственным соседом СССР, который не заключил с ним пакта о ненападении и не ведет переговоров о таком пакте. Такое положение является ненормальным. Переговоры о пакте длительное время вел полпред Трояновский. Представители японского правительства всячески их затягивали, говорили о желательности заключения «союза» между Японией, СССР и Германией или же союза между Японией, СССР и марионеточным государством Маньчжоу-го».

Японское правительство дало ответ на советские предложения только спустя год. 13 декабря 1932 г. оно отклонило предложение о заключении пакта под предлогом того, что Япония и СССР являются участниками многостороннего пакта Бриана - Келлога, и это делает излишним заключение специального пакта о ненападении. В качестве другого предлога приводилось соображение о том, что «еще не созрел момент для заключения пакта о ненападении». Весьма показательно то, что пакт о ненападении был отклонен японским правительством на другой день после опубликования сообщения о восстановлении отношений между СССР и Китаем. Японская дипломатия рассматривала подобный поворот событий как свое крупное поражение. В дальнейшем советское правительство вновь поднимало этот вопрос. Однако Япония, бесповоротно вставшая на путь агрессии, постоянно имея в виду будущую войну против Советского Союза, отклонила мирные предложения. Дипломатия СССР вынуждена была проводить осторожную политику. Учитывая непрекращающиеся провокации японской военщины на КВЖД и желая лишить японских империалистов всякого повода спровоцировать войну, советское правительство в июне 1933 г. предложило Японии приобрести эту дорогу. 26 июня по этому вопросу начались переговоры, которые, однако, затянулись почти на два года. Они проходили в очень сложной обстановке, с большими перерывами, маньчжурская делегация, которой фактически руководили японцы, предложила явно несерьезную цену - 50 млн. иен (20 млн. золотых рублей).

Конференция зашла в тупик и прекратила свои заседания. Отказываясь занять какую-либо конструктивную позицию в переговорах, власти Японии и Маньчжоу-го усилили бесчинства на КВЖД, порчу путей, налеты и т. п. В отчете полпредства СССР в Токио японская политика характеризовалась следующим образом: « 1933 год был одним из наиболее напряженных в советско-японских отношениях. Особенного напряжения эти отношения достигли осенью, когда японцы сделали попытку фактически захватить в свои руки КВЖД, и когда пропаганда войны с СССР со стороны японской военщины достигла наивысшего размера».

Советское правительство было вынуждено пойти на большие уступки, продав дорогу за цену намного ниже ее действительной стоимости ради сохранения мира на Дальнем Востоке. 23 марта 1935 г. было подписано соглашение о приобретении дороги властями Маньчжоу-Го за 140 млн. иен. Это было значительно меньше тех средств, которые в свое время были вложены русским правительством в строительство КВЖД.

После военного переворота в Японии в феврале 1936 г. отношения между Японией и СССР продолжали оставаться напряженными. Характеризуя эти отношения, нарком по иностранным делам СССР в беседе с японским послом в Москве Сигэмицу в декабре 1936 г. отмечал, что ни на одной границе СССР нет такого беспокойства, как на советско-маньчжурской. Особо надо отметить, подчеркивал нарком, набеги на советские территории, и упорный отказ Японии от заключения пакта о ненападении.

Если к этому добавить агитацию и пропаганду в японской прессе и книгах в пользу экспансии Японии за счет СССР, «то не приходится удивляться, что мы вынуждены были против воли, с большими материальными затратами сосредоточить большие военные силы на Дальнем Востоке в целях самозащиты». Планируя войну против советского государства, японские милитаристы отдавали себе отчет в том, что Японии одной едва ли удастся нанести ему поражение. И поэтому они стремились найти себе союзника, что вполне совпадало и с планами гитлеровцев. Несмотря на серьезные предупреждения советского правительства 25 ноября 1936 г. Япония подписала с Германией так называемый «Антикоминтерновский пакт». В секретном соглашении, ставшем известным лишь в 1946 г. на Токийском процессе. Советский Союз был назван в качестве главной «цели» пакта. Прямым результатом заключения «Антикоминтерновского пакта» явилось резкое обострение советско-японских отношений. Не проходило ни одного месяца без того, чтобы в наших газетах не появилось два-три, а иногда 8-9 сообщений о нарушениях японской стороной нормальных взаимоотношений и вынужденных заявлениях и протестах со стороны советского правительства. В ноябре 1937 г. к «Антикоминтерновскому пакту» присоединилась Италия. Так было достигнуто политическое единство трех агрессоров.

В правительственных и военных кругах Японии усилилась подготовка «большой войны» против СССР. Главными элементами в ней были ускорение создания военного и военно-промышленного плацдарма в Манчжурии и Корее, расширение агрессии в Китае и захват наиболее развитых районов Северного, Центрального и Южного Китая. Программа была одобрена правительством генерала С. Хаяси, пришедшего к власти в феврале 1937 г. На первом же заседании правительства генерал Хаяси заявил, что «с политикой либерализма в отношении коммунистов будет покончено». Это означало, что Япония выбрала путь решительных действий в соответствии с условиями «Антикоминтерновского пакта». В японской печати стали появляться откровенно антисоветские статьи с

призывами «к маршу до Урала».

Кабинет Хаяси вскоре был вынужден уйти в отставку, уступив место новому правительству во главе с принцем Ф. Коноэ, политическая платформа которого была открыто антирусской. Советское правительство принимало энергичные меры, чтобы сохранить мир на дальневосточных границах. 4 апреля 1938 г. СССР предложил Японии мирным путем разрешить все спорные вопросы. Предложение не встретило положительного отклика со стороны Японии.

В мае-июне 1938 г. милитаристские круги Японии развернули широкую пропагандистскую кампанию вокруг так называемых «спорных территорий» на границе Маньчжоу-Го с Приморьем.

Таким образом, в рассматриваемый период правящие круги Японии стояли на платформе воинствующего антисоветизма и безудержной агрессии, что не могло не привести к обострению отношений между нашими странами.

"Золотой век" русско-японских отношений

Глава II. Русско-японские отношения (1905-1916)

2.1 Послевоенные мирные договоры и их роль в урегулировании отношений

Портсмутский договор оставил неурегулированными целый ряд вопросов, наметив лишь весьма общие рамки будущих решений. Предстояло заключить новый торговый трактат, конвенцию о рыболовстве, соглашение о соединении русских и японских дорог в Манчжурии, а так же произвести расчет за содержание военнопленных. Стремясь к восстановлению нормальных и по возможности доверчивых отношений с Японией, Россия должна была выполнить взятые на себя по договору обязательства. Вместе с тем, русская дипломатия, естественно стремилась сделать это с наименьшим ущербом для достоинства и жизненных интересов страны на Дальнем Востоке.

Япония, нуждавшаяся в передышке для закрепления на захваченных позициях, в свою очередь, хотела упорядочить отношения с Россией. В то же время Японская дипломатия норовила использовать благоприятное для Токио соотношение сил, чтобы "подправить" Портсмутский трактат в свою пользу.

Переговоры начались весной и летом 1906 г., т. е. после обмена посланниками и завершения первого этапа вывода войск из Манчжурии. Обе стороны провели к ним тщательную подготовку. Так, в России переговорам о заключении торгового трактата предшествовали особые межведомственные совещания под председательством министров иностранных дел и торговли и промышленности. Ряд комиссий и совещаний с участием специалистов предпринимателей-рыбопромышленников подготовили соображения о новой рыболовной конвенции. Так же был подписаны трактаты о торговле и мореплавании.

Первый из них состоял из самого договора, "отдельных статей", протокола, регулировавшего порядок торговли с Ляодунской территорией, и дополнительных нот, уточнявших, что "отдельные статьи" не ставят контрагента в худшее положение, чем другие державы. Япония обещала, что воспользуется выговоренными преимуществами в Отношении Кореи и стран Восточной Азии только после 1911 г. Предусматривалось открытие японских консульств во Владивостоке и Николаеве, а Русских - в японских портах Цуруга и Отару.

Если экономическое значение нового договора было не велико в силу малых оборотов русско-японской торговли, то его политическая важность представлялась несомненной. Регулируемое "отдельными статьями2 "особое положение России и Японии в отношении некоторых стран служило своеобразным разграничением сфер их экономического влияния и в этой части дополняло собой политическую конвенцию. В поздней (1908 г.) инструкции русскому послу в Токио подчеркивалось значение взаимных уступок, "по которым Россия поставлена в привилегированное положение к сопредельным с ней азиатским странам, а Япония к Корее и к странам на Востоке от Малаккского пролива". "Благодаря этим взаимным уступкам, - говорилось там, - Россия сохранила за собой право входить в известные сепаратные соглашения с Китаем, а Японии развязаны руки в Корее и в соседних с ней тропических широтах, где русские интересы не имеют развития"

Рыболовная конвенция включала основные условия и протокол, формулировавший ограничения японских прав отдельных местностях, с подробным картографическим приложением. По конвенции японским поданы было предоставлено право ловли рыбы, водорослей и морских млекопитающих, за исключением морских бобров и котиков. Лов и обработка продуктов моря могли производиться, на особо выделенных ля этой цели рыболовных участка, сдаваемых в аренду с торгов. Японцы, арендовавшие рыболовные участки, получили право пользоваться береговым пространством в переделах этих участков для обработки и хранения продуктов лова, починки судов, снастей и т. п. Русские рыбопромышленники на Дальнем Востоке, в свою очередь, получали право беспошлинного вывоза рыбы в Японию Срок действия конвенции устанавливался в 12 лет.

Русской дипломатии удалось исключить из сферы деятельности соглашения устья рек, места поселения туземных племен или русских поселенцев, а так же 34 бухты. Япония получила право с некоторыми ограничениями заниматься рыболовным промыслом и в Амурском лимане, причем на последнем этапе переговоров, эти ограничения были несколько ослаблены.

Этот торговый договор и рыболовная конвенция получили положительную оценку. Руководство царского МИД не отрицало серьезности сделанных экономических уступок, но подчеркивало политическое значение обоих соглашений в плане ликвидации обязательств по Портсмутскому миру, стабилизации положения на Дальнем Востоке и создания условий для новых соглашений двух империй. Руководители дипломатического ведомства полагали также, что удалось отстоять наиболее важные экономические позиции - не позволять Японии осуществить мирный экономических захват русского Дальнего Востока, защитить интересы русской колонизации края, его туземного населения и сохранить возможности для развития русского рыболовного промысла.

Оценки царского МИД не чужды были саморекламы. Русская печать и некоторые деятели того времени, не принадлежавшие к правительственным кругам, подходили к русско-японскому урегулированию более критично. Витте например считал, что торговым трактатом и рыболовной конвенцией "были даны Японии большие права и выгоды, нежели это непосредственно вытекало из договора.

Газеты почти единодушно приветствовали конвенцию 17 июля и политический аспект соглашений по торговым, рыболовным и железнодорожным Вопросам.

Объективно взвесить значение русско-японских соглашений позволяют так же зарубежные отклики. В правительственных кругах Японии эти соглашения рассматривались, как большой дипломатический успех. Пресса единодушно приветствовала новый фазис отношений с Россией. По стране были организованы массовые празднества.

Во Франции и Англии русско-японское урегулирование приветствовалось как фактор, кладущий конец дальневосточным "увлечением" царизма, сближающий Россию с англо-франко-японской группировкой и облегчающие англо-русское соглашение. Газеты старались преуменьшить значение уступок, сделанные русской стороной, и представить даже условия рыболовной конвенции достаточно выгодными России.

Противоположной по понятным причинам оказалась реакция Германии. Ещё в ходе русско-японских переговоров, 2 июня 1907 г., В Шеен вручил Извольскому меморандум, в котором указывал, что его сторона готова с понимание отнестись к разрешению Россией своих спорных вопросов с Японией и Англией, но будет протестовать против любых действий, направленных на участие в её антигерманском союзе с Японией, Англией и Францией. В ответ Извольский заверил посла, что речь идет лишь о соглашениях по конкретным вопросам в пределах ограниченной территории.

Извещая другие страны о подписании политической конвенции с Японией, Извольский старался подчеркнуть её мирные цели и региональный характер. Ему не удалось, однако, успокоить Берлин. Германский посланник в Пекине Рекс утверждал, что договоры Франции и России с Японией, заключенные с ведома и согласия Англии, в конце изменили политическую ситуацию на Дальнем Востоке как неожиданное и неблагоприятное для Германии, акцентировала невыгодность условий урегулирования для России и успех Японии.

Историки правомерно считают, что в ходе урегулирования 1907 г. Япония сумела использовать выгодную ситуацию, для развития некоторых важных положений Портсмутского договора в свою пользу. Условия рыболовной конвенции и некоторые статьи трактата о торговле и мореплавания создали японскому капиталу благоприятные условия для экспансии на русском Дальнем Востоке. В этом проявилась неспособность царизма, опасавшегося в случае конфликта с Японией новых внутренних осложнений, твердо отстаивать национальные интересы страны. В то же время русско-японские соглашения привели к урегулированию ряда спорных вопросов и к сближению двух государств в борьбе с конкурентами в Китае, прежде всего Соединёнными Штатами. Урегулирование на Дальнем Востоке позволило царизму перенести внимание на другие регионы, способствовало англо-русскому соглашению и в перспективе - вхождению России в Антанту.

Договоры июля 1907 г. Послужили импульсом к дальнейшему развитию русско-японских отношений. В сентябре 1907 г. Стороны договорились о повышении ранга взаимных представительств до посольств, что равносильно было официальное признание царской Россией Японии великой державой. В октябре-ноябре последовало удовлетворение финансовых претензий Токио.

    Российско-китайские отношения - Российско китайские отношения … Википедия

    Российско-японские торгово-экономические отношения - В 2004 году в российско японских торгово экономических связях сохранилась наблюдающаяся с 1999 года тенденция к росту. Объем товарооборота достиг рекордного уровня и превысил $8,8 миллиарда (на 48,4% больше, чем в 2003 году). Российский экспорт в … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Русско-японские отношения

    Российско-Американская Компания - Российско Американская Компания … Википедия

    Дипломатические отношения России - Российская Федерация установила дипломатические отношения со 190 ныне существующими государствами членами ООН. В настоящее время Россия поддерживает дипломатические отношения со 189 государствами членами ООН, а также с наблюдателями при ООН:… … Википедия

    Русско-японские договоры и соглашения - Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    Японско-российские отношения - Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    Японско-русские отношения - Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    Японско-советские отношения - Посольство Японии в Калашном переулке (Москва). Российско японские отношения отношения между Россией и Японией на протяжении 300 лет, включающие также отношения между Советским Союзом и Японией. Содержание 1 Эпоха Российской империи … Википедия

    Межгосударственные отношения России и Японии - Дипломатические отношения между СССР и Японией были установлены 26 февраля 1925 года и прерваны 9 августа 1945 года, когда СССР объявил Японии войну. 19 октября 1956 года Москва и Токио подписали декларацию, предусматривавшую прекращение… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Книги

  • Россия и Япония: меч на весах. Неизвестные и забытые страницы российско-японских отношений (1929-1948) , Василий Молодяков. Российско-японские отношения тридцатых-сороковых годов прошлого века обычно рисуются сплошным кошмаром, лейтмотивом к которому звучит песня о коварных самураях, переходящих границу у реки под… Купить за 180 руб
  • Россия и Япония: поверх барьеров. Неизвестные и забытые страницы российско-японских отношений (1899-1929) , Василий Молодяков. Книга посвящена малоизвестным, а то и замалчиваемым страницам в истории российско-японских и советско-японских отношений первой трети XX века. В своем исследованииавтор показывает, как…