Сергий и герман валаамские. Сергий и Герман Валаамские — житие и почитание

Преподобные Сергий и Герман Валаамские, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в X веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Они проповедовали христианство в Карелии и поселились на Валаамском острове.

Там они основали Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь, который стал центром православия Северного края Руси.

Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны, т.к. подробное житие их утрачено. Сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях.

Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Утрачено было и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. В XVI веке уже были утрачены многие исторические документы, об этом свидетельствует древний синодик Валаамского монастыря, после разорения обители в 1611 году хранившийся в Староладожском Васильевском монастыре. Этот синодик является единственным историческим документом, написанным на Валааме, в котором отражено подлинное знание о первоначальниках обители. В синодике в списке игуменов упоминаются преподобные Сергий и Герман.

Наиболее подробные сведения о Сергие и Германе содержаться в«Валаамской беседе» - публицистическом произведении середины XVI века, где преподобные Сергий и Герман называются «Валаамского монастыря начальниками» и рассказывается об обретении и переносе их мощей из Великого Новгорода на остров Валаам, о написании их святого образа.

Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах. Именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря, и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа, в пределах Новгородской епархии.

Свидетельством их церковного почитания является наличие их в соборе Новгородских святых, упоминания в службе "Всем русским святым", составленной в XVIII веке, а также прориси и иконописный подлинник XVIII века.

В грамоте Новгородского митрополита Варлаама, от 27 мая 1592 года, излагаются некоторые правила Валаамского общежития:"Жить по чину монастырскому благочинно, смирно, безмятежно, по преданию отеческому и по закону преподобных Валаамских первоначальников Сергия и Германа - общежительством. Закон и начало, изстари положенные в Валаамском монастыре, не разорять, но сохранить со всяким благоговением. Жить в согласии всей братии и слугам вкупе, единомысленно и меж себя в послушании. Монастырское содевать по совету, с сбора всей братии; без братского собора не должны действовать ни старец, ни слуга. Общину соблюдать по-прежнему: платье и обувь давать по старине, из монастырской казны как братиям, так и слугам. Казначея во всяком обиходе: приходе и расходе, считать в правду по спискам".

К 28 июня 1789 года был выстроен освящен новый соборный храм преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев, казначеем Иннокентием с братией, где мощи их почивают под спудом. В 1817 году архимандритом Коневского монастыря Илларионом была составлена служба преподобным Сергию и Герману, валаамским чудотворцам, и напечатана в Синодальной типографии с приложением поучительного слова на память их.

Государи и Члены Дома Романовых свято чтили память преподобных, посещали основанный ими монастырь и делали щедрые вклады. В 1819 г. монастырь неожиданно посетил "как простой паломник" Император Александр I. Он приплыл на небольшом суденышке почти без свиты из Сердоболя (г. Сортавала). Войдя в собор, царь приложился к иконам, взял благословение у всех иеромонахов и, узнав порядок службы, явился раньше всех к утрене - в 2 часа ночи.

В 1819 году, 20 октября, Святейшим Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти11 июля (28 июня) и24 (11) сентября.

Мощи преподобных Сергия и Германа и ныне почивают под спудом в Спасо-Преображенском Соборе Валаамского монастыря .Свидетельством благодатной молитвенной помощи Преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся.

С момента положения святых мощей Валаамских чудотворцев в Спасо-Преображенском мужском монастыре они не прекращали являть чудеса: помогали утопающим и замерзающим на Ладоге, исцеляли от физических и душевных недугов, защищали монастырских иноков от клеветы. Святые мощи преподобных до настоящего времени хранятся в Валаамском монастыре, над святыми мощами расположена икона преподобных Сергия и Германа Валаамских, всей России чудотворцев.

Основатели монастыря преподобные Сергий и Герман, Валаамские чудотворцы, не оставили нам своего жития, которое несомненно существовало, сохранились лишь краткие упоминания в летописях и древних рукописях. Но преподобные Сергий и Герман никогда не оставляли своего братства. Они продолжают свидетельствовать на протяжении тысячи лет свое незримое присутствие, охраняя своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель. Свидетельством их богоугодной жизни стало множество чудес и исцелений, подающихся по вере просящих о молитвенном предстательстве преподобных Сергия и Германа, которые продолжаются и в настоящее время.

Молитва

О преподобнии и богоноснии отцы наши Сергие и Германе! С верою и любовию припадающе к святей иконе вашей, умиленно молим вас: не забудите нас, недостойных и грешных (имена), но предстательством вашим оградите нас от злых козней вражиих, утолите возстание страстей, укрепите немощь нашу в духовных бранех и подвизех, предлежащих нам, отжените всякое уныние и печаль греховную от сердец нашых, и небесное утешение низпослите нам во трудех и скорбех наших. В страшный же час смертный предстаните всем нам, яко же блазии ходатаи и темных зраков демонских прогонителие: да в мире и покаянии скончавше земное поприще наше, достигнем и вечных благ наслаждения, и купно с вами да воспоем и прославим всесвятое имя Отца, и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Из истории Спасо-Преображенского Валаамского монастыря

Валаамский Спасо-Преображенский монастырь находится в Карелии, около города Сортавала, на острове Валаам в северо-западной части Ладожского озера. Широко известен для многих поколений русских странников и паломников, для людей стремящихся к святости, к суровой иноческой жизни.

Названиепереводят с финского как"высокая земля" . Некоторые полагают, что название происходит от имени языческого бога Ваала (иногда идентифицируемого со славянским Велесом) или библейского прорицателя Валаама. Согласно валаамскому преданию, в древние времена, когда жившие в Приладожье финно-угры и славяне только готовились принять христианскую веру, острова были гигантским языческим жертвенником. Первый из учеников Христовых, св. Апостол Андрей Первозванный, просвещая скифские и славянские земли, из Новгорода отправился на Валаам, где разрушил языческие капища и воздвиг каменный крест. Святой Апостол предсказал великое будущее Валааму, наступившее с основанием и расцветом монашеской обители.

Дата основания Валаамского монастыря в разных источниках колеблется от IX до XIV века. Ссылаясь на житие преподобного Авраамия Ростовского, приводят сведения о том, что обитель основал преподобный Сергий и его преемник преподобный Герман в 960 году.

Вид на Собор

Расцвет обители пришелся на XV столетие. Валаамский монастырь называли «честной и великой лаврой». Ему принадлежали 12 скитов по северному побережью Ладоги, 1919 дворов, соляные варницы, пасеки, рыбные ловли и другие угодья. Обитель прославилась многими подвижниками. В 1474 году на Валаам пришел преп. Александр Свирский. К началу XVI века здесь жили около 60 монахов. Валаам являлся одним из крупнейших центров книгопечатания на Руси. Не стали исключением и наши дни. К середине XIX века монастырь напоминал маленькое государство со своим самодержцем-настоятелем, духовной полицией (старцы-духовники), а также натуральным хозяйством, торговлей, финансами и богатейшей монастырской библиотекой. В начале XX века на острове проживало уже около 1000 человек.

В 1578 году шведы напали на обитель и убили 18 старцев и 16 послушников. Через три года 84 человека унес мор. Вскоре при очередном разорении монастырь сгорел. Заботами царей Федора Иоанновича и Бориса Годунова обитель была восстановлена, но ненадолго.

В 1611 году монастырь вновь был разорен шведами. Разрушив Корелу (Кексгольм, ныне г. Приозерск), они высадились на Валаам и все предали огню и мечу. Остров опустел, и по Столбовскому миру 1617 г. вместе с иными землями отошел к Швеции.

В 1685 году в царствование Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича, шведы захотели откопать мощи преподобных и надругаться над ними, но Господь молитвами преподобных вскоре послал на них великий недуг и расслабление членов, поэтому они устрашились и над мощами их устроили часовню. К началу Северной войны России со Швецией на Валааме было 4 крестьянских двора и часовня над св. мощами, сооруженное вразумленными шведами.

В 1721 по Ништадтскому мирному договору Валаам отошел к России, а чуть ранее, в 1718, мощи преподобных упокоились в Преображенском соборе обители.

В 1907-1918 гг., Валаамская обитель стала крупнейшим в России мужским монастырем. Число братии достигало 1200 человек, число паломников в праздники - 4000. Валаам стал одним из важнейших духовных центров России

После революции 1917 года и отделения от Российской Империи в 1918 году Великого Княжества Финляндского остров Валаам вместе с монастырем отошел к Финляндии. В лютеранской Финляндии Валаам продолжал быть светильником Православной веры. Здесь ежегодно совершались съезды духовенства из 35 приходов Финляндии. Издавался журнал "Утренняя заря", книги.

Во время Советско-финляндской войны 1939-1940 обитель подверглась бомбардировкам ВВФ СССР. Валаам бомбили более 70 самолетов. Казалось бы, монастырь должен быть стерт с лица земли, но разрушения не были столь значительными. Об этом с удивлением говорили и финские военные, предполагая, что-либо летчики пожалели уничтожить такую красоту, либо Сергий и Герман защитили свою обитель. Сгорело северное крыло каре, но уцелела уникальная библиотека, насчитывающая 29000 томов.

В 1940 году Валаам был возвращен СССР. Монахи были вынуждены покинуть монастырь и вместе со святынями выехали в Финляндию, где основали Ново-Валаамский монастырь. Так, например, в архиве этого монастыря хранится сборник «Чудеса преподобных Сергия и Германа». Обитель преп. Сергия и Германа была разорена и осквернена богоборцами. Многие иконы были сожжены, в нижней церкви, лишенной иконостаса, выкрашенной красной краской был устроен солдатский клуб, осквернена Пещера Гроба Господня в Воскресенском скиту, разбит взрывами Андреевский колокол, разрушены монастырские заводы и мастерские.

В послевоенный период Валаамский монастырь продолжал варварски разрушаться. С 1940 г здесь находилась школа юнг, с 1949 г. - совхоз, с 1952 до 1984 г.- дом-интернат для инвалидов войны и престарелых. В Воскресенском скиту обосновалась туристическая база. За несколько десятилетий было разрушено то, что было создано веками. Планировалось устройство туристического аттракциона с канатной дорогой и аэродромом, строительство нового поселка на 1000 жителей, что окончательно уничтожило бы Валаам. К счастью, этим планам не суждено было сбыться.

В 1989 на остров прибыли первые 6 иноков, и началось возрождение великой обители.

Ныне Валаамский монастырь вновь стяжал духовную славу Северного Афона.

На Валааме же основали дом инвалидов, а потом на остров стали приезжать туристы. Возрождена обитель была 13 декабря 1989 года в день памяти Андрея Первозванного, - на берег Валаамского острова вступили православные иноки. Их было всего шестеро. Через три года Валаамский монастырь передали Русской Православной Церкви. Небольшая монашеская община взялась за дело возрождения монастыря. Сейчас она насчитывает около 200 человек.

Обитель, как и в прежние времена, живет по Валаамскому уставу, здесь заведены строго уставные службы, возрожден валаамский древний распев.

В будни около пяти часов утра ритмичный стук деревянного била призывает на полунощницу, которая начинается в 5.00 утра в храме прпп. Сергия и Германа (летом в верхнем Спасо-Преображенском соборе). Затем служатся утреня, часы и Литургия. После общей молитвы братия расходятся на послушания и снова собираются в храме к 17.00, когда совершаются вечерня и повечерие с тремя канонами и акафистом. По окончании богослужения следует ужин в братской трапезной, и братия расходятся по кельям для чтения, келейного молитвенного правила и отдыха. Накануне же всенощного бдения (в воскресные и праздничные дни) все работы в обители заканчиваются к обеду (в 13.00), и после краткого отдыха и келейного безмолвия насельники и гости идут к 19-ти часам на бденное богослужение. В 9.00 читаются 3-й и 6-й часы, за которыми следует Божественная Литургия, а по её окончании – праздничная трапеза.

Монастырь содержит довольно обширное хозяйство: свой флот, гараж, ферму, конюшню, кузницу, мастерские, а также свои сады, где произрастает около 60 сортов яблонь. Есть пекарня, мини-завод по переработке молочного сырья. Оказывается посильная помощь местному населению. При монастыре создана воскресная школа для детей и взрослых, организована православная приходская община для местных жителей.

С 1990 года монастырь имеет статус ставропигиального, его священноигуменом является непосредственно Патриарх Московский и всея Руси. Святейший Патриарх, по установившейся традиции, ежегодно отмечает день памяти преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев торжественным богослужением в Спасо-Преображенском соборе.

Паломническая служба обители осуществляет приём паломников, трудников и волонтёров преимущественно в период навигации с мая по октябрь. За год обитель принимает порядка 2 000 паломников. Многие из них, однажды побывав здесь, возвращаются, чтобы снова увидеть монастырь.


Основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман, согласно церковному преданию, были греческими священноиноками, пришедшими в Х веке во владения Великого Новгорода вместе с первыми православными миссионерами. Исторические сведения об основателях Валаамского монастыря скудны. Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, не раз были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей. Утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских. Свидетельством иноческого подвига Преподобных стали церковное предание и древние летописные памятники. Смысл иноческого жития прпп. Сергия и Германа состоял в просвещении светом Христовой веры языческих карельских племен, в утверждении православия на Севере Руси, в основании монашеской обители, которая стала оплотом православия в ранние века христианского просвещения. Об этом свидетельствуют древние жития преподобного Авраамия Ростовского, в которых повествуется о его пребывании на Валааме, о существовании здесь православного монастыря в Х веке. Древние новгородские летописи сообщают об обретении мощей преподобных Сергия и Германа и перенесении их в Новгород во время нашествия шведов в 1163-1164 годах. Возможно, именно тогда состоялось местное прославление основателей Валаамского монастыря и было положено начало церковному почитанию преподобных Сергия и Германа. Напоминание об утраченном житии Преподобных встречается в многочисленных списках "Валаамской беседы" - памятника церковной публицистики XVI-XVII веков. Зачало "Беседы", несомненно, является отрывком из сентябрьских Миней, где повествуется о перенесении мощей преподобных Сергия и Германа ("Карельских чудотворцев") из Новгорода в монастырь "Всемилостивого Спаса" - по "утишении военной опасности", по-видимому, в 1182 г., что подтверждается новгородскими летописными источниками. Чрезвычайно широкое распространение "Валаамской беседы", известной во множестве списков XVI, XVII, XVIII веков, свидетельствует о высоком духовном авторитете основателей Валаамского монастыря, так как именно их духовными устами изложена позиция "нестяжателей" в известной церковной полемике XVI века.
В 1819 году Святым Синодом было предписано общероссийское почитание Валаамских угодников и определены дни церковного празднования их памяти 28 июня (11 июля н. ст.) и 11 сентября (24 сентября н. ст.). Мощи преподобных Сергия и Германа почивают и ныне под спудом в Спасо-Преображенском Соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи Преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся.
Из «Летописи Валаамского монастыря»:

1163 г.
обретение мощей Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.
[" В лето 6671 о архиепископе Иоанне.
Поставиша великому Новуграду архиепископа Иоанна перваго а прежъ были епископы. Тогоже лета обретены быша мощи и пренесены преподобныхъ отецъ нашихъ Сергия и Германа, Валаамскихъ Новгородскихъ чюдотворцовъ при архиепископе Новгородком Иоанне..."]

Факт обретения и переноса мощей в 1163 - 1164 гг. (ввиду военной опасности) подтверждается рядом достоверных летописных источников, новгородских по происхождению.
Источник, хорошо известный историкам XIX века, - так называемая Уваровская летопись, новгородская по происхождению. На 1163 год в ней содержится сообщение о переносе мощей преп. Сергия и Германа.

В конце XIX века был обнаружен еще один источник данных сведений - Российская Летопись по списку Софийскому Великого Новгорода (в собрании Погодина). Историки, относящие возникновение Валаамского монастыря к XIV веку, считают, что все церковные даты были вписаны в нарвскую летопись позднее, а Погодинский отрывок лишь копирует это позднейшее внесение. Однако, вновь обнаруженные летописные обрывки, сообщающие о перенесении мощей в 1163 году, позволяют говорить не о компиляции, а о существовании единого древнего летописного источника, хранящего изначально данные сведения. Так, в сб. XVII в. из собр. Погодина на л. 89 вновь сообщается о переносе мощей и указывается источник сведений: «Выписано из Новгородского Летописца Антониевского монастыря книги». Видимо в Антониево-Дымском монастыре хранился один их списков Летописца - протографа. Указание на существование древнего новгородского Летописца мы встречаем в рукописи из собрания Лихачева Н.П. "О святых великоновгородских епископах и архиепископах и преподобных чудотворцах". Подтверждение этому находим в летописных отрывках XVII - XVIII веков:
["Преподобные отцы Сергий и Герман иже на Валаамском езере. Был тамо монастырь в нем же пострижен Александр Свирский ныне пусто. От швецъ и немецъ разорено. Мощи ихъ ныне неизвестны. Токмо стоят часовня и прежъ сего в Летопясце пясано: обретены быша мощи их в лето 6671 (1163) и пренесены на Валаамский островъ во обитель Спасову в лето 6690 (1182) при архиепископе Новгородском Иоанне, Чюдотворце"]

Обретение и перенос мощей прпп. Сергия и Германа в XII веке подтверждает широко распространенный на Руси текст «Валаамской беседы». Само распространение списков «Беседы» говорит о высоком духовном авторитете прпп. Сергия и Германа. Зачало Беседы, несомненно, нужно рассматривать как свидетельство факта переноса и обретения мощей в ХII веке.

[- перенесение моще прпдныхъ оцъ нши Сергiа и Германа, Валаамьскихъ чюдотворцовъ началниковъ того Валаамского мнтыря изъ Великого Новограда в корельскиi уъздъ всемлтваго спса...]

1179 - 1180 гг.
четвертое и последнее перенесение мощей Прпп. Сергия и Германа из Новгорода на Валаам. По прибытии в монастырь некоторое время мощи находились на том месте, где ныне стоит Покровская часовня. Более достоверной является точка зрения о переносе мощей из Новгорода на Валаам в 1182 г., так как она подтверждается рядом летописных источников, указанных выше. Церковная историческая наука не подтверждает сведений о том, что этот перенос мощей был четвертым. Источник сведений - текст "Оповеди".

1198
Перенесение мощей прпп. Сергия и Германа из Новгорода на Валаам (по утишении военной опасности).


1719 г. 13 марта
освящение деревянного храма на Валааме во имя Прпп. Сергия и Германа и вместе с этим и деревянных зданий обители [сгорели при пожаре в 1754 г.].

1799 г. 28 июня
в монастырском соборном храме освящена другая церковь во имя Прпп. Сергия и Германа.

1819 г. 20 октября
Российским Святейшим Синодом предписано: во все церковные книги вносить имена Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, с помещением, где следует, тропаря и кондака сих святых.

1823 г.
сооружена серебряная рака для Прпп. Сергия и Германа.
1858 г. 15 июня
в монастырском соборе, в нижней его церкви, по перестройке, освящен храм во имя Прпп. Сергия и Германа.

1892 г. 26 июня
освящен нижний монастырский собор во имя Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

1899 г. 18 июля
в Сергиевском скиту освящен каменный храм во имя прп. Сергия, Валаамского чудотворца.

1903 г.
освящен каменный храм в Германовском скиту во имя прп. Германа, Валаамского чудотворца.

1990 г.
в праздник Вознесения Господа нашего Иисуса Христа Митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием вновь совершено освящение главного престола нижнего соборного храма во имя Прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев.

1996 г., 9 - 12/22 - 25 июля
Святейший Патриарх Алексий II посетил Валаамскую обитель. Им было совершено освящение вновь сооруженной раки над мощами Прпп. Сергия и Германа, почивающих под спудом.

Тропарь, глас 4:

Евангелия Христова истиннии послушницы явистеся, преподобнии, / мир и вся яже в нем, яко не сущая преобидевше любве ради Христовы, / и в морский остров вселистеся, / и трудолюбно в нем противу козней невидимых врагов подвизастеся, / постом, бдением же и всенощным стоянием / плоти своя духу мудре повинули есте. / Сего ради от вседержительныя десницы / достойныя венцы прияли есте. / И ныне Пресвятей Троице предстояще, / молитеся, всеблаженнии отцы Сергие и Германе, / сохранитися в мире отечеству нашему, и спастися душам нашим.

Кондак, глас 4:

От мирского жития изшедше, отвержением же мира Христу последовасте, и достигосте великого Нева езера, и в нем на острове Валааме всельшеся, равноангельским житием пожили есте: отонудуже веселящеся, пришли есте к небесным чертогам. И ныне со ангелы Владычню престолу предстояще, поминайте нас, чад своих, яже собрали богомудрии, да радостно от души вопием: радуйтеся, Сергие и Германе, отцы преблаженнии.

Молитва:

О, велиции отцы наши, Христовы угодницы и теплии предстатели ко Спасу о душах наших, Сергие и Германе: вы бо в недузех целители явистеся, по морю плавающим кормчии, и утопающим благонадежное избавление, и от всякаго смертоноснаго нашествия хранители, паче же от духов нечистых свобождение и всяких наветов противу нас содержимых очищение и помощь. О, преблаженнии отцы и чудотворцы преславнии, Сергие и Германе, молитеся ко Владыце Христу о нас грешных: яко да вашими молитвами сподобимся в день судный деснаго предстояния и наслаждения во Царствии Божии во веки веков.

О служении Валаамских чудотворцев

Исторического описания жития обоих преподобных старцев – Сергия и Германа Валаамских не сохранилось. По преданию, два священноинока, греки по происхождению, пришли в края Северной Ладоги, к Великому Новгороду в X веке в числе первых христиан-миссионеров с миссионерской целью просвещения карельских язычников.

Валаам находился в области, сопряженной со скандинавскими владениями, откуда шведы, которые имели свои территориальные претензии, совершали набеги на эти территории, пока святой благоверный князь Александр Невский не положил этому конец, одержав историческую победу на Чудском озере. Эти святые имена тесно связаны в духовном смысле – священноиноки Сергий и Герман принесли православие языческим племенам и тем спасли их души, а Александр Невский, несмотря на то что эти земли еще не раз подвергались нашествиям, своей победой предварил окончательный переход новгородских земель под юрисдикцию России. Оттого в храмах, выстроенных во имя преподобных Сергия и Германа Валаамских, устраиваются престолы в честь святого князя-полководца или храмы их имени освящаются в его честь.

Но в набегах завоеватели уничтожали монастыри, громили церкви, рушили святыни. Хранилище рукописей и Валаамская монастырская библиотека, которая существовала в обители, созданной старцами, были сожжены. Очевидно, вместе с ними сгорели и современные святым инокам рукописи, которые могли бы пролить свет на их подробное житие и достоверное происхождение, как и на точный период основания обители. Уже в XVI веке многие летописные документы были утрачены, о чем говорится в синодике Валаамского монастыря, который после его очередного разорения хранился в Староладожском Васильевском монастыре и стал единственным задокументированным свидетельством, где упоминались имена святых старцев-игуменов Валаамской пустыни.

Летописец Нестор упоминает о приходе на Северную Русь апостола Андрея Первозванного, благословившего Валаам каменным крестом, и, по местным преданиям, Сергий Валаамский, когда крестил язычников, крестил в Германа некоего Мунга, но по всем временным показателям этот исторический вариант плохо соотносится с другими источниками.

Предположение, что преподобные Сергий и Герман были выходцами из Греции и монастырь был основан в XII веке, также подвергается сомнению вследствие другого исторического несоответствия – по Софийской летописи обретение мощей Сергия и Германа Валаамских случилось в 1163 году при архиепископе Новгородском Иоанне. Но в середине XII века Валаам не принадлежал российской территории, а архиепископ Иоанн был рукоположен в сан только в 1165 году, то есть на два года позже. Однако в Новгородской Софийской библиотеке есть краткая записка на доске древней рукописной книги, содержащей правила Святых Отец и Семи Соборов, где сказано, что старец Сергий стал жить на острове Валаамском в 1329 году, по другим запискам значится, что Герман пришел жить на Валаам существенно позже – в 1392 году, поэтому окончательное основание монастыря все-таки относят к рубежу XIV–XV веков – времени пребывания на новгородском митрополичьем престоле архиепископа Иоанна II. Это как раз относится к первому периоду присоединения Карелии к России.

Так или иначе, но разночтения по поводу происхождения, периода их появления на новгородских землях и даты основания монастыря сохраняются, и согласья между историками нет. Большинство все-таки предпочитают доверять Софийской летописи и полагают, что обретение мощей преподобных старцев случилось именно в 1163–1164 годах. Более осторожные церковные историки предпочитают считать все времяисчисления неизвестными.

Тогда было установлено местное почитание их по Новгородской епархии. Об этом почитании есть свидетельство – упоминание в службе «Всем русским святым» среди Собора Новгородских святых. Служба составлена в XVIII веке, уже после того, как в 1721 году после Нейштадтского перемирия Карелия окончательно отошла к России. В этот же период уже есть иконы Преподобных Сергия и Германа, иконописные прориси и описание внешности старцев в иконописном подлиннике того же времени, где установлен канон их изображения: «Сергий подобием сед, брада Александра Свирскаго, ризы преподобническия, схима на плечах», «Герман сед, брада покороче Власиевы, ризы преподобническия, схима на плечах» или «Герман сед, брада аки у Кирилла Белоезерскаго, риза преподобническая, на плечах схима».

Из века в век, несмотря на разорения и утрату многих ценных документальных свидетельств, в списках «Валаамских бесед», относящихся к XVI, XVII, XVIII векам, тем не менее сохранился свод первых правил о монастырской жизни, положенных Сергием и Германом Валаамскими, которая, согласно грамоте Новгородского митрополита Варлаама от 27 мая 1592 года, должна была быть «благочинной, смирной, безмятежной, по преданию отеческому и по закону преподобных Валаамских первоначальников Сергия и Германа – общежительством». Судя по тому, что текст «Валаамских бесед» долгое время был широко распространен и почитаем, и ему следовали многие поколения валаамских монахов, духовное влияние преподобных основателей обители на их потомков, принявших служение Господу на Ладожских берегах, было весьма велико.

Из истории Валаамской обители

Весь период существования Валаамского монастыря был полон исторических коллизий, но именно сложная судьба его указывает на то, что в каких бы тяжелейших условиях не оказывалась обитель, которая была несколько раз практически уничтожена, и в ней прекращалось иноческое служение, это было лишь временным явлением – обитель возрождалась, служение продолжалось, вера крепла. Именно эта несломимая крепость Христовой веры была главным доказательством Истинности ее и присутствия Святого Духа, Который если единожды посетит земной предел по воле Божией, то уже вовек его не покинет.

Монастырь был разорен шведами в 1611 году, а остров колонизирован. В 1685 году захватчики хотели разорить место захоронения святых мощей, надругаться над ними, но Господь усмотрел за честными останками преподобных – врагов постигли болезни, такие, что они пришли в крайний испуг и даже устроили часовню над мощами святых игуменов Валаамских. Тогда же архимандрит Тихвинского монастыря Макарий послал к царскому двору на имя великих князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича прошение о защите, которое местами было полно отчаяния: «Не дайте, великие государи, тех святых Германа и Сергия Валаамских, паче же и Российских древних преславных чудотворцев, их мощем у проклятых лютор в поругании быть: повелите, государи, те святые мощи с того Валаамского острова от их лютерского поругания пренести в свое царское богомолие монастырь, дабы оне, проклятые люторы, тем не возносилися и святым нашим поругания не чинили, и за сие бы от окрестных государств, которые ныне состоят в благочестии и содержат закон греческий, поношения и укоризны не было; паче же премудрый Господь Бог за сие люторам, на святыя наша попущение, на нас праведного своего гнева не послал».

Как мы сказали выше, окончательно новгородские земли отошли к России в 1721 году. В 1764 году капитан Яков Яковлевич Мордвинов побывал в Валаамском монастыре. В путевых заметках путешественника он описал Валаам как каменистый остров, к которому трудно пристать и на который трудно взойти – слишком круты каменистые берега, образованные камнями родом из ледникового периода. В его описании – камни и деревья, и деревянная часовня, поставленная игуменом Ефремом в 1755 году с приделом преподобных Сергия и Германа, украшенная при нем же образами.

Новый соборный храм Преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев был возведен и освящен 28 июня 1789 года казначеем Иннокентием и монастырской братией. Мощи их упокоены там же. В 1817 году архимандрит Коневского монастыря, который разрушался шведами и возрождался одновременно с Валаамским, Илларион составил службу преподобным Сергию и Герману Валаамским, которая была издана в Синодальной типографии.

Значение иконы и чудеса от мощей святых

До сих пор честные мощи преподобных Сергия и Германа Валаамских упокоены в Спасо-Преображенском соборе Валаамского монастыря. Но Валаамские преподобные чудотворцы по сей день не оставляют ни братию обители, ни тех, кто прибегает к их молитвенной помощи и предстательству перед Господним престолом. Так они изображены и на иконах – с руками, воздетыми к небесам в молитвенном жесте, над ними же некое изображение облака, откуда протягивается луч, падающий на купола собора, лежащего в руках святых старцев.

По отдельности друг от друга они изображаются согласно канонам иконографии XVIII века для святых этого чина – в схимническом одеянии, с крестом в правой руке, левая либо поднята в благословляющем жесте, либо в ней лежит свиток – символ просветительской деятельности.

Чудеса задокументированы, и в Ново-Валаамском монастыре, что находится в Финляндии, хранится сборник «Чудеса преподобных Сергия и Германа с 1839 года по 1895 год». Вот несколько примеров из этого удивительного собрания свидетельств об их чудотворных деяниях спустя много веков после упокоения. Они часто являлись инокам в дни праздников их памяти.

Так было со схимонахом отцом Порфирием по рассказу монаха Каллиста перед праздником перенесения честных мощей преподобных Сергия и Германа. Во время песнопений величания по обе стороны престола Божия появились два светлых старца в сияющих одеяниях схимников. При каждом возгласе величания они благословляли всех присутствующих. После чтения Святого Евангелия оба они вышли из алтаря к предстоящим перед царскими вратами, благословили их и удалились, став невидимыми.

Некий ремесленник Иаков Данилов еще мальчиком мечтал об иноческой жизни, но с годами это стремление утихло в нем – он стал подмастерьем, хорошо зарабатывал, и прелести мирской жизни перекрыли в нем желание служения иным, духовным ценностям. Однако Господь не дал будущему валаамскому монаху потерять путь, который был тому уготован.

В одну из ночей приснился Иакову сон, что стоит он, как богомолец, на каменистом острове с крутыми берегами, и остров тот покрыт лесами. Далее он увидел монастырь, вошел в его врата, а затем в храм, где была небольшая, похожая на пещеру церковь, в ней – серебряная гробница, перед ней стояло много молящихся. Иаков понял, что перед ним – рака со святыми мощами, упал перед ней ниц, слыша вокруг слова, что святой преподобный Сергий восстал и благословляет присутствующих. Мужчина поднялся на колени и увидел, что в гробнице сидит светозарный старец и благословляет всех перед ним. Тут он проснулся, но чувство духовной чистой радости не оставляло его.

Он вспомнил, как в юности мечтал об иноческой жизни, его снова стала привлекать частая и сердечная молитва. Он съездил на богомолье в Коневский монастырь, вернулся в Петербург, но мирская жизнь не приносила прежнего удовлетворения, напротив, стала его тяготить. Потому, испросив разрешения у хозяина его ремесленного заведения, снова уехал на богомолье, но уже на Валаам, в Спасо-Преображенскую обитель, основанную Валаамскими старцами. Когда плыл на монастырском судне, то дорогой расспрашивал о правилах монашеской жизни в обители, о преданиях, сохранившихся в памяти насельников, об отцах-основателях Сергии и Германе Валаамских, и эти рассказы оставляли в нем теплое, сердечное чувство.

Когда он увидел валаамские камни, тот самый остров, монастырь, то узнал все то, что видел в своем ночном видении. Он прошел в монастырь уже знакомым ходом в церковь собора и узнал ту самую серебряную гробницу. Иаков понял, что сон был дан ему по повелению Господа самим святым старцем Сергием. Но свершилось задуманное о нем свыше, и подмастерье Иаков принял иночество с именем Варлаам.

Жительница Выборгской губернии Сердобольского уезда Анна Трофимовна Савельева, сорока лет, шла с Майницкого острова домой. Дело было зимой, женщина шла по тонкому озерному льду с годовалым ребенком на руках, лед не выдержал, и она оказалась в воде. Пятнадцатилетняя девочка шла за ней поодаль и не провалилась. Анну с малышом, уже почти затянуло под лед, но она взмолилась преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев и обещала, что если спасут, то она пойдет в обитель говеть. Вдруг она почувствовала, будто чьи-то руки подняли ее из ледяной полыньи. Тут подошла и девочка и, схватив Савельеву за платье, вытащила далее ее на лед. Все остались живы и здоровы, а женщина пошла в обитель и исполнила обещанное ею святым старцам.

А вот свидетельство из 1991 года, имя очевидицы опущено, но важно ли это, когда слова исходят из самого сердца.

Прихожанка одного из храмов рассказала, что послушник того храма Григорий был на Валааме, и его рассказ разжег в ее душе желание посетить далекий остров. Она помолилась и легла спать. И снится ей, что два человека в голубых одеяниях с золотыми крестами на груди подошли к ней, благословили, дали приложиться к их рукам и сказали, что пришли с Валаама пригласить ее погостить в монастыре. У них в монастыре, говорили они, так духовно тепло и благодатно, как только на Афоне может быть. Та им отвечает, что рада бы, да вот только сердце больное – сильная аритмия, которая не дает совершать далекие и длительные путешествия. Тогда они возложили руки ей на голову и сказали, чтоб спасалась она молитвой, а приехать все равно должна.

Наутро женщина проснулась и поняла, что совершенно здорова, что с ней случилось удивительное обновление, и она смогла совершить паломничество, которого так горячо желала, а способствовали этому, безусловно, святые преподобные старцы Сергий и Герман Валаамские.

Так и каждый, кто искренне обратится к славным именам, получит помощь, которая только нам кажется чудесной, а Богу и святым его все возможно, как и каждому, кто отдает себя служению Господу, ведь недаром те, кто собирается стать на монашеский путь, обращаются именно к ним, Валаамским чудотворцам, преподобным старцам Сергию и Герману. И пусть вехи их земного пути почти неизвестны нам, из мира горнего они глядят на родную обитель и не оставляют своим предстательством ни инока, ни мирского, следя, чтобы все было, как при них, – в духовном тепле, смирении и добродетельном служении. А они его не оставляют никогда, находясь теперь у Престола Божия, перед которым предстояли еще будучи в юдоли здешней.

Мощи преподобных Сергия и Германа и ныне почивают под спудом в Спасо-Преображенском Соборе Валаамского монастыря. Свидетельством благодатной молитвенной помощи Преподобных являются многочисленные чудеса, явленные по вере просящих и молящихся.
Великие угодники Божии никогда не оставляли своего братства. Они продолжают свидетельствовать на протяжении тысячи лет свое незримое присутствие, охраняя своим молитвенным предстательством Валаамскую обитель. Множество чудес и исцелений, подающихся по вере просящих о молитвенном предстательстве преподобных Сергия и Германа, которые продолжаются и в настоящее время.
   В монастырском архиве, находящемся ныне в Финляндии, в Ново-Валаамском монастыре, сохранился сборник «Чудеса преподобных Сергия и Германа». Составлен он был по благословению игумена Дамаскина, выдержки из него приводим далее.

Предание о святых мощах

Есть в Валаамской обители предание идущее от старцев, современных игумену Назарию, что когда сей благочестивый Настоятель созидал Соборный Преображения Господня храм на Валааме, то при рытии под основание его рвов видимы были гробницы Преподобных Сергия и Германа, стоящие в склепе прикрытом каменною плитою. Богомудрый игумен несмотря на общее желание открыть сию Святыню, немедленно при себе велел заложить камнем, отверстие, чрез которое она была видима и запретил даже об этом говорить; а между тем изустно сообщил о сем открытии Высокопреосвещенному Гавриилу, Митрополиту Новгородскому и С. Петербургскому и Святитель одобрил такое его распоряжение.
   Следующее обстоятельство объясняет, почему так поступил старец Назарий, и как глубока была его духовная опытность. Игумен Ионофан управляя Валаамскою обителью сказывал некоторым из своих приближенных, что знавши от очевидцев, как несомненную истину помянутый случай, он сделавшись Игуменом возымел дерзостную мысль извлечь из недр земных богохранимые телеса Валаамских чудотворцев. Для исполнения сего пригласил некоторых из братии и тайною глухою полночь, пришли к месту покоища Святых мощей, разобрали уже каменный свод над могилою Угодников Божиих и готовы были поднять плиту, покрывающую гробницы; но едва коснулись ея; пламень огненный наполнил могилу и остановил неугодна Господу предприятие.
   Игумен и его сотрудники в благоговейном ужасе пали ниц и с чистосердечным расскаянием молили преподобных Сергия и Германа о помиловании, огнь небесный пощадил дерзостных, они уложив камни разобранного свода на плиту, вышли из могилы невредимы и долгое время случившееся хранили в молчании.
   В таком виде оставалась верхняя часть могилы до игумена Дамаскина, который при поправке наружной раки, заметил беспорядочное положение камней, приказал оные вынуть, а вместо их посыпать белым песком. Один из трудившихся в сем деле сказывал, что над могилою лежит каменная ровная плита длиною около четырех, а шириною до трех аршин и которая находится под самым тем местом, где в соборе стоит серебряная рака.

Явления преподобных сомневающимся инокам

При игумене Пафнутии стоящий у раки преподобных Сергия и Германа монах К. часто мысленно сомневался и смущался таким помышлением, что здесь ли, под спудом, обретаются мощи первоначальников нашей святой обители и чудотворцев Сергия и Германа, или где-нибудь в ином месте? «Угодники Христовы!, - часто говорил он, - хотя бы мне, грешному, во сне увидеть Вас. Ведь вот, я нахожусь постоянно у Вашей святой раки, а сомнение не оставляет меня, маловерного!
   И вот, богоносные Отцы наши благоволили его утешить и успокоить его сомнение. «Однажды»,- говорил он, - помню это было в декабре месяце, - пришел я, по своему обычаю, раньше, чтобы привести все в порядок, к вечерне. Отворив церковь, подошел к раке и по обычаю, совершенно спокойно, ни о чем особенно не думая, стал кое-что делать и убирать. Вижу, лампада над ракой ясно горит. Тут мне пришла мысль в голову и явилось желание приложиться к Преподобным. Не стал я обходить, как полагается, раку, а где стоял, на левой стороне, то и стал прикладываться: сначала к преподобному Герману, и только что вступил на ступени, как вижу ясно: в ногах у раки, с правой стороны, у аналоя, стоит схимник в полной схиме. Со мной что-то произошло непостижимое и никогда мною не испытанное. При полном мире сердечном и спокойствии я почувствовал, что словно я без тела стал: сделался каким-то особенным, легким. Приложившись к преподобному Герману, иду на правую сторону раки, и когда стал прикладываться к преподобному Сергию, - то увидел тоже, и на левой стороне, в ногах у раки стоит другой схимник. Тогда я, приложившись к преподобному Сергию, встал перед ракою, и вот уже ясно вижу двух светолепных старцев-схимников, стоящих молча по бокам раки: причем преподобный Сергий как бы шевелился, или поправлял свою схиму и мантию. Малое освещение от лампады не позволяло мне рассмотреть тогда тонкости - черты их лица, но все-таки в общем видны были их бороды, очертание лица, носа и схимническое одеяние. В это время я, находясь в каком-то неизреченном благоговейном духовном чувстве, подумал: «Неужели же я вижу Вас, Преподобные Отцы наши Сергие и Германе! Господи, помилуй! Что же это такое?! Старцы Божии! Земнии Ангели и Божии человеки!», - воскликнул я и в радостном чувстве, от избытка духовной радости и зримого видения, упал на колени и в порыве чувств с благоговением положил земной поклон угодникам Божиим. Когда же я поднялся на ноги, то Преподобные скрылись из моих глаз и стали невидимы. Не скоро я мог прийти в себя, настолько это сильно потрясло и поразило меня. Но когда я понял и убедился, что я, недостойный, сподобился видеть своих Преподобных Отцов Сергия и Германа, тогда умилилось мое сердце и слезы ручьем пролились из глаз моих. И я плакал несколько дней. Конечно, я старался скрыть свои слезы от братии, и никому в то время ни слова не проронил о своем видении, а сам с тех пор сердечно уверовал, что угодники Божии тут же обретаются, и еще сильнее любовью привязался к ним.

Случилось мне, говорил монах Калист, слышать рассказ схимонаха Порфирия, как Господь сподобил его видеть преподобных Сергия и Германа Валаамских чудотворцев. Накануне памяти перенесения честных мощей угодников Божиих, благоговейный старец Порфирий во время всенощного бдения в храме Преподобных, где почивают их нетленные мощи, стоял в проходе за алтарем подле окна, напротив самого Престола, на аршине не более расстоянием от него. Вдруг видит, во время величания, по обе стороны престола Божия, двух светообразных старцев в схимах. Лучезарное сияние разливалось от них и озаряло священнослужителей и молящихся! При каждом возгласе священнослужителей: «Ублажаем вас, Преподобные Отцы наши Сергие и Германе!», - старцы благословляли всех. По прочтении же святого Евангелия, оба вышли царскими вратами из алтаря и, еще раз благословив предстоящих, стали невидимы.

Явление преподобных схимонаху Иоанну

Схимонах отец Иоанн поведал нам о себе следующее истинное событие, приведшее его в монастырь. «Когда я еще жил в миру и о монашестве и о монастырях не имел совершенно никакого понятия и помышления, так как жизнь проводил светскую, рассеянную, к религиозным вопросам был равнодушен, холоден, и вообще духовным ничем не интересовался. Но Всеблагий Господь, не хотящий смерти грешника, коснулся Своею благодатью и моего холодного и жестокого сердца, и я, совершенно переменив жизнь свою, начал искренно молиться Богу; ходить в церковь; подавать посильно милостыню; соблюдать посты; читать Святое Евангелие, и вообще стал верующим человеком. Тогда ненавидящий добро - диавол, напал на меня сильнейшей духовною бранью, чрез хульные и всевозможно греховные помыслы, приводя меня в страшное смущение, иной раз доходящее до легкого отчаяния. Не имея совершенно никакого понятия, как в этой невидимой брани надо сражаться с врагом и отражать его, я страдал, мучился; иной раз мне настолько становилось трудно, что я даже выбегал из дома на улицу в ужасе и страхе. Усердно я молился Богу об избавлении меня от этой ужасной греховной брани, умоляя Его избавить меня от этого страдания. И вот, Всемилостивый Господь, внял моей, хотя и немощной, но усердной молитве, и Божественною Своею благодатью чудесно освободил меня от этой бесовской брани чрез Своих угодников, Преподобных Сергия и Германа, в обители которых впоследствии я удостоился принять святую схиму и жить до конца своей земной жизни.
   Однажды, не помню, в какой праздник, я, по своему обычаю сходив к ранней литургии и возвратясь по окончании ее домой, попив чайку, намеревался сходить и к поздней литургии, но так как было еще рано, то я на краткое время, не раздеваясь, прилег отдохнуть и, сейчас же задремав, вижу такой сон - ясный. Подходят ко мне два светолепных старца в схимническом одеянии: первый - держал в своих руках Чашу и лжицу, а второй какой-то бархатный покров, хорошенько я не мог рассмотреть, какой это был покров. Первый, подойдя ко мне, молча дал мне три раза лжицей из Чаши Святое Причастие, а второй покрыл мою голову покровом, держимым в своих руках. После этого я, сразу же проснувшись, ощутил в своей душе великую радость и глубокий мир душевный. Греховной брани в моей душе и следа не осталось, и я сердечно возблагодарил Всещедрого Господа за Его великую ко мне, грешному, явленную милость. «И кто же эти святые старцы?», - многократно задавая себе вопрос, думал я. И вот, по прошествии нескольких лет, когда я, промыслом Божиим, приехал на Валаам, то, подойдя к раке мощей Преподобных Отцев наших Сергия и Германа, Валаамских Чудотворцев, я сразу же узнал, что именно они-то ко мне и являлись. Когда же я жил в г. Баку, на Кавказе, они-то именно меня, по милосердию Божию, избавили от греховной душевной бури и таинственно призвали в свою св. обитель, где, по дивному промыслу Божию, доживаю я свой век, и уже сам я стал схимником и насельником святой Валаамской Обители».

Случаи спасения от потопления

Ризничий Валаамского монастыря иеромонах Агафангел с чувством благодарности к угодникам Божиим Сергию и Герману за их покровительство и спасение от потопления, рассказал о себе следующее: «В 1865 году, будучи еще мирянином, шел я из Кронштадта в Ораниенбаум. Была осень, и лед настолько был тонок, что едва держал человека. Со мной было еще семь человек. Когда мы прошли версты четыре, лед начал проваливаться, на моих глазах товарищи скрывались под водой и тонули. Помню, как один, прося о помощи, обещал отдать, не оставляя себе ни копейки, все свои деньги - 200 рублей. На его слова никто не обратил внимания, и он, как и другие, с раздирающими душу воплями ушёл на дно. Остался только я, ползя по проламывающемуся льду.
   Предвидя неизбежную гибель, стал взывать к угодникам Божиим Сергию и Герману, Валаамским чудотворцам, прося их помощи, и обещался, если они спасут меня, поставить им две по полтиннику свечки, и самого себя посвятить на служение Господу в их святой обители.
   В таких чувствах и молитвах к угодникам Божиим я, уже не помню как, очутился на берегу в городе Ораниенбауме. Приехав в Петербург, немедленно пошел в Валаамскую часовню и исполнил обещание - поставил преподобным Сергию и Герману две свечки, а вскоре, на другой же год, и самого себя посвятил на служение Господу в их святой Валаамской обители».

В Выборгской губернии крестьянин Матвей Петров, осенью 1850 года накануне праздника святителя Николая Чудотворца, был застигнут с товарищами на рыбной ловле в Ладожском озере, недалеко от острова Мегорки, страшной бурей. Время было ночное, и погода час от часу ухудшалась. Гибель, казалось, была уже неизбежна. Матвей молитвенно призвал в помощь преподобных Сергия и Германа обещая, что, если избавится от погибели, полгода будет трудиться в их святой обители бесплатно, и молитва его была услышана. Заступлением Валаамских чудотворцев Господь спас утопающих, они без вреда для себя были вынесены ветром к Сердобольскому берегу.
5.3. Осенью 1849 года судно купца Пикеева было застигнуто на Ладожском озере бурей и разбито. Находившийся на нем житель Выборгской губернии Евдоким Филиппов успел ухватиться за один из обломков, и трое суток его носило по озеру. Не видя ниоткуда помощи, Евдоким молил о спасении преподобных Сергия и Германа. Угодники Божии вняли молитве утопающего: Евдокима выбросило на берег около Обженского погоста в Олонецком уезде. Он был совершенно здоров, лишь на следующий день обнаружилась на всем теле опухоль, но и та спустя две недели исчезла. 25 марта 1852 года Евдоким пришел в обитель воздать благодарение Валаамским чудотворцам за их помощь и поведал братии о своем спасении.

В православии иконы имеют особую силу и смысл. Каждый образ играет определенную роль и имеет свою уникальную историю. Икона Сергия Валаамского не является исключением.

Сергий Валаамский — один из основателей Валаамского монастыря. Это очень важная духовная личность для всего православного мира. Жил Сергий в 10 веке, то есть во времена, когда христианство еще только проходило период становления и распространения на Руси. Сергий и Герман Валаамские положили начало духовному просвещению северо-восточных и северных регионов Руси.

История иконы

Жил Сергий в 10 или в 14 веке. До сих пор по этому поводу идут споры. Сергий и Герман основали Спасо-Преображенский мужской монастырь. Благодаря этому северные народы смогли приобщиться к христианству.

В этой обители было много исцелений и других чудес, подробные описания которых канули в лету. В летописях значатся множественные пометки о паломниках, которые искали божественного спасения. Они его находили, потому что монастырь был наполнен любовью Божией.

Сама икона и молитвы перед нею помогают укрепить веру. Святой Сергий положил всю свою жизнь на то, чтобы донести слово Божье до людей, которые были язычниками. Эта икона придает сил, устраняет негативные сомнения. Если вам нужно наставление на путь истинный или вы желаете, чтобы ваш ребенок избрал верный путь в жизни, то помолитесь перед этой иконой, попросив святого Сергия Валаамского о помощи.

Молитва перед иконой Сергия Валаамского

«Ушедшие от жизни мирской, пожертвовавшие жизнь Христу и достигшие великого Невского озера, и в нем на острове Валааме поселившиеся, словно ангелы на Небесах, куда пришли к Небесному чертогу люди. И теперь там Ангелы Небесному Престолу преклоняются, поминают нас, чад своих, да радостно от души поют: радуйтесь, Сергий и Герман, отцы преблаженные».

Читайте эту молитву не только в периоды, когда вы находитесь в депрессии и плохом настроении, но и когда у вас все хорошо, ведь благодарственные молитвы куда более сильны.

Где находится икона

До сих пор образ Сергия Валаамского хранится на острове Валаам в основанном старцами монастыре. Есть древний образ Сергия и в Спасо-Преображенском монастыре в Москве. С 2007 года открыт монастырь в Волгоградской области, в городе Волжском. Туда часто приезжают паломники, чтобы помолиться святым, изменить свою судьбу молитвами .

Описание иконы

На иконе изображен Сергий, скрестивший пальцы для молитвы. Изображен он уже старцем, ибо в довольно внушительном возрасте он и Герман основали монастырь, осуществив свою мечту и распространив слово Божье на северных территориях Руси. Мощи святых лежат все там же — в Валаамской обители.

Дни празднования иконы

Празднование иконы совершается 11 июля, в день памяти Сергия Валаамского, и 24 сентября, в день перенесения мощей святого из Великого Новгорода обратно в Валаамскую обитель.

В эти дни в каждой православной церкви вспоминают великих Сергия и Германа, их великий вклад в развитие христианства и результаты их самоотдачи и самопожертвования.

Эта икона должна быть в каждом доме , если вы хотите, чтобы мотивация вас не покидала. Духовный настрой превыше всего, так что не забывайте молиться Сергию Валаамскому. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

16.07.2017 05:50

Матрона Московская - одна из любимых и почитаемых православными верующими святых. С самого рождения она...