Соленое тесто как работать. Особенности работы с соленым тестом

Раскрашивание изделия проводят любыми водорастворимыми красками. Я лично предпочитаю акриловые. На тесто краски ложатся неравномерно, так что перед раскрашиванием необходимо предварительно прогрунтовать изделие. Это можно сделать просто нанеся белую краску и дать ей высохнуть. следующий слой краски будет ложится уже гораздо ровнее. Но все же лучше использовать специальный грунт (см. фото). Когда я первый раз попробовала специальный акриловый грунт я поняла как до этого была неправа. :)))) Он очень хорошо ложится, быстро сохнет и является идеальной основой под акриловые краски. Перед началом раскрашивания изделия запаситесь набором акриловых красок, набором тонких кисточек (они не должны быть дорогими, мне, как ни странно, не нравятся для этих целей натуральные, синтетика намного лучше), кисточек должно быть несколько так как ваше изделие наверняка имеет много деталей разной величины, так же вам понадобится простая палитра для смешивания краски и получения оттенков (см. фото выше). После того как грунт полностью высох можно начинать наносить цвет, раскрашивать лучше по цветам начиная с основного (которого в изделии больше всего), потом после хотя бы частичной сушки начинается окрашивание мелких деталей, которое тоже может проходить в несколько приемов. После того как наше изделие окончательно просохло его необходимо покрыть лаком.
Покрытие изделия лаком необходимо проводить на любом изделии, будь то цветное тесто, подрумянивание, глазурование или раскраска. лак не только придаст вашему изделию законченный вид, но и существенно убережет его от воздействия внешней среды, а это означает, что ваше изделие проживет намного дольше. Лак может быть глянцевый или матовый на ваш вкус. Можно пользоваться специальным акриловым лаком для художественных работ, а можно купить строительный лак для дышащих поверхностей (дерева и проч). Это не имеет существенного значения, я пользуюсь и тем и другим. Строительный лак дешевле, акриловый - водорастворимый и после него проще мыть кисточки. лак следует наносить равномерно и тщательно на всю поверхность изделия, включая обратную сторону для плоских изделий и подошву для объемных фигурок.
после полного высыхания лака ваше изделие 100% готово. Дальше уже его можно оформлять по вашему желанию и в соответствии с вашими потребностями. Это может быть оформление композиции в рамочку, создание из фигурки магнита на холодильник и еще масса способов, границы которых устанавливает только ваша фантазия. По поводу советов в оформлении изделий из соленого теста я расскажу позже, надеюсь, что смогу привлечь к этому специалиста оформителя. ;)

В интернете очень много информации о том, как замешивать соленое тесто, как из него лепить, но при этом - мало кто из мастеров делится различными мелкими секретами по работе с этим интересным материалом. Сегодня вы узнаете 11 секретов поделок из соленого теста для начинающих, которые помогут вам создавать более красивые работы и облегчат работу с ним.

Канал: Рисуем вместе с детьми

Рецепт соленого теста для поделок:

  • 1 стакан муки
  • ½ стакана воды (может больше – зависит от количества клейковины в муке)
  • ½ стакана соли
  • растительное масло

Высыпаем в миску муку, соль, выливаем воду и замешиваем тесто. Если вдруг окажется что воды слишком много, то добавьте немного муки. Должно получиться тесто похожее на пластилин.

1. Первый секрет - это секрет теста, из которого выходят фигурки, не трескающиеся при сушке.

Очень частая проблема изделий из солёного теста в том, что при высыхании они начинают трескаться. Что же сделать, чтобы это не происходило? Чтобы тесто не пересыхало и не трескалось, нужно добавить в него немного растительного масла. На вышеуказанные пропорции достаточно ½ чайной ложки.

2. Для того чтобы готовая фигурка из солёного теста была более прочная небьющаяся и неломающаяся, нужно добавить при замешивании в соленое тесто на указанные выше пропорции 2 столовых ложки обойного клея или клея ПВА. Тогда после высыхания фигурка станет более прочной и разбить её будет невозможно

3. Если при вымешивании теста вы ощущаете, что оно слишком сухое и при разламывании у него сухие края, намочите в воде палец и немного смажьте влажным пальцем тесто в месте разлома. После этого хорошо вымесите тесто. При необходимости – повторить.

4. Тесто нужно вымесить до такой степени, чтобы оно не было шершавым на ощупь. Вымешивать соленое тесто нужно очень долго. Лучше вымешивать небольшими порциями, чтобы кусок помещался в руке. После того как вы почувствовали, что тесто стало гладким, уберите его в целлофан и в холодильник.

5. Если вначале лепить из обычного теста и окрашивать его после высыхания гуашью, то раскрашенную работу необходимо покрыть лаком. Лакировка поверхности защищает готовую работу от воздействия влаги, и придает дополнительную сочность краскам.

Так как детям нельзя работать с лаком, то для детей лучше предварительно окрасить тесто и для окрашивания использовать пищевые красители. Чтобы окрасить тесто, нужно расплющить кусочек, насыпать на середину немного сухого пищевого красителя, обмакнуть палец в воду и намочить краситель. Собираете расплющенное тесто в комочек с красителем внутри и начинаете разминать его и вымешивать. Тесто с красителем вымешивается быстрее, оно мягче и эластичнее обычного.

6. Если окрашивать готовое изделие гуашью, то для того, чтобы она не пачкала в дальнейшем руки, нужно добавить в краску немного клея ПВА.

7. Если вы начинаете лепить из теста и, раскатав пласт, увидите на нем трещины, нужно обязательно намочить пальчик водой и замазать эти трещины. Поверхность будущего изделия должна быть идеально ровная. Появление трещин обычно означает, что тесто плохо вымешано.

Если трещина появилась на готовой фигуре, то капните на трещину воды, чтобы она затекла внутрь и аккуратно замажьте до гладкости. Вода поможет заклеить трещину.

8. Раскатывать тесто нужно толщиной не меньше чем 3 мм.

9. Если вы делаете плоские фигурки, то когда работа уже готова, включаете духовку на самый минимальный нагрев и, не закрывая духовку, сушите до полного высыхания. Иначе их поведет, они вздуются и потеряют форму. Очень часто можно услышать советы о том, что сушить работы можно на батарее. Однако, на батарее тесто сохнет очень долго. Сверху оно может подсохнуть, но внутри будет сырое и в дальнейшем может сломаться или деформироваться.

10. После вырезания плоской фигурки края получаются неровные и шершавые. Обмакните палец в воду и загладьте края до гладкости. Тогда сама фигурка будет достойна того, что ей можно будет подарить и не стесняться.

11. При вырезании фигурки из теста нельзя «тянуть» нож: тесто можно начать тянуться за ним. Вырезать нужно продавливающими движениями, протыкивая тесто по периметру фигурки.

В видео мастер-классе вы можете также посмотреть как сделать новогоднюю поделку из соленого теста - фигурку ангелочка для украшения упаковки с подарками.

Тестопластика, мукосолька или просто солёное тесто!

Когда люди начали лепить из теста фигурки? Да, наверно, с тех давних времен, когда научились добывать муку для этого теста! В истории каждой древней цивилизации существуют упоминания о тестопластике, как о важной части религиозных обрядов, народного творчества и, даже, жертвоприношений. Ведь мука и вода, как и хлеб, который из них делают, являются неотъемлемой частью человеческой культуры. Традиция эта действительно очень древняя, и распространена она на всех континентах.

Вернемся ко дню сегодняшнему. За многие века существования, техника работы с соленым тестом практически не изменилась. Все те же мука и вода. Для того чтобы уберечь поделку от всевозможных вредителей, добавим соль. Вот, собственно и все, что нужно! Ах, да! Мы забыли упомянуть про огромное желание, сделать своими руками красивую вещь!

Способы и приемы лепки

Соленое тесто в последние годы стало очень популярным материалом для лепки. Этому занятию даже дали свое название – тестопластика или мукосолька.

Занимаясь с детьми лепкой из соленого теста, можно решить ряд очень важных задач:

Развивать изобразительные навыки и умения;

Развивать восприятие, воображение, память, внимание, мелкую моторику.

Развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже), выделение характерных признаков;

Стимулировать творческую активность, свободу, эмоциональную раскованность детей;

Воспитывать интерес к изобразительной деятельности и эмоционально – положительное отношение к ней;

Используя солёное тесто для лепки с дошкольниками надо знать, что не следует лепить все мелкие детали выбранного объекта. Необходимо передавать то главное, что отличает один предмет от другого, или нечто характерное для человека, животного, птицы.

Чтобы верно передавать форму и строение предмета, надо обучиться определённым способам и приёмам лепки.

Конструктивный способ: наиболее простой; изображаемый предмет лепится по частям.

Пластический способ: всё изделие выполняется из целого куска, без деления на части.

Комбинированный способ: при лепке одного изделия используются конструктивный и пластический способы.

Приёмы лепки можно разделить на две группы: в одних работает ладонь, в других – пальцы.

При лепки из солёного теста используются следующие приёмы: скатать, раскатать, расплющить, отщипнуть, разрезать стекой, согнуть.

При соединении частей используются приёмы: прижать, вдавить.

Выполненные и высушенные детали могут наклеиваться на ткань или на плотный картон с помощью клея ПВА или «Момент», на заготовки из тонко раскатанного и высушенного теста различной формы (круглой, прямоугольной, квадратной) детали приклеиваются водой.

Солёное тесто. Рецепт.

Существует несколько способов приготовления солёного теста. Я использую в своей работе следующий рецепт: 1 стакан соли мелкого помола «Экстра»; 1,5 стакана муки); 1 столовую ложку картофельного крахмала и 1 столовую ложку растительного масла. Крахмал и растительное масло придает тесту эластичность, что очень удобно при лепке мелких деталей. Так же они предотвращают работы от больших трещин в процессе сушки.

Сначало смешиваю в кастрюльке все сыпучие ингредиенты - мука (изначально беру 1 ст.муки, остальное досыпаю в процессе замесса), соль и крахмал.
Все это хорошо перемешиваю, затем добавляю растительное масло и доливаю воду.
Воду всю сразу не лью, смотрю по консистенции, что б не было жидким, но и что б не было слишком тугим. Все вымешиваю на столе, затем тесто отправляю в полиэтиленовый пакет и на ночь в холодильник. Работаю с тестом я, как правило, на следующий день.

Тесто получается очень пластичным. Если надо делать массивные работы и что б они были крепкими тогда даю больше муки и меньше соли.

Во время работы, временно не используемое тесто, лучше держать в пакете, так как на открытом воздухе оно быстро затвердевает и покрывается коркой. Излишки теста следует хранить в полиэтиленовом пакет в прохладном месте, например, в холодильнике.

Также вам понадобятся: стеки, дощечки, коробочки для муки, стаканчики с водой, кисточки, для украшения изделий, различные специи (гвоздика, чёрный перец горошек), плодоножки от ранеток и др. природный материал, набор оформительского геля, гуашь, лак для покрытия готовых изделий, рамки для создания настенных панно.

Сушка готовых поделок

Сушить готовое изделие можно различными способами.
Первый способ надежен, экономичен, но требует много времени – держать поделку на открытом воздухе. Влага при такой воздушной сушке испаряется очень медленно. За один день при теплой погоде изделие просушивается всего на пару миллиметров.

Нужно предупредить, что класть поделку из теста на батарею для скорейшего ее высыхания ни в коем случае нельзя: большая вероятность, что изделие потрескается.

Время от времени, детали нужно переворачивать на другую сторону. Но будьте аккуратны: не помните пока еще нежное изделие.
Второй способ – комбинированный. Изделие сначала сушится на солнце, а затем запекается в духовке до полного приготовления. Дверцу духовки держат полуоткрытой. Температура при этом на первом часу не должна превышать 75С. Затем, когда тесто подрумянится, температуру можно поднять до 100. Следите за готовностью продукта, помните, что мелкие детали высушатся намного быстрее.

Пузыри и трещины – явный признак перегрева поделки. Нужно уменьшить температуру или переставить противень с изделием на верхнюю полку. Не волнуйтесь, если на вашей работе появились трещины, после просушки изделия, их можно будет убрать с помощью смеси из муки, клей ПВА и воды.

Готовые изделия раскрашивают либо масляными, либо водорастворимыми красками (гуашь, темпера). Я так же в своей работе использую акварель.

Глазировка и лакировка изделия

Когда до окончания сушки останется около часа, для придания изделию теплого оттенка его можно покрыть глазурью. Для этого каждые 5-10 минут кисточкой наносят солевой (1 часть соли на 2 части воды) или яичный (1 яйцо на 1 стакан воды) раствор.
Поделка из теста, покрытая смесью на основе яйца, в процессе сушки приобретает интенсивный коричнево-оранжевый глянцевый цвет. Соляная смесь дает желто-коричневый оттенок.
Хорошим завершением работы может стать лакировка изделия. Это мой любимый способ «защитить» свои работы от влаги и солнечных лучей и придать поделке блеск и подчеркнуть её цвет.

В завершении хотелось бы сказать, что процесс лепки, если вы изначально подойдете к нему с улыбкой, не оставит равнодушным Вас и Ваших детей. И даже самый незатейливый результат принесет Вам море удовольствия. Поверьте – стоит один раз попробовать, что бы понять насколько несложно и интересно это искусство!

Ольга Пахомова

Мастер – класс по тестопластике . Пошаговое описание работы с соленым тестом . Из опыта работы.

Цель :Развитие мелкой моторики и интеллекта; творческих способностей и воображения. Воспитывать терпение и усидчивость. Побуждать детей создавать динамичные выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему.

Предметы, выполненные из теста , часто называют «скульптурой из хлеба» , имея в виду используемые ингредиенты – муку,соль и воду то есть те самые, из которых пекут хлеб. Соленое тесто - превосходный материал для претворения в жизнь мечтаний и идей, а еще это отличное «лекарство для души» спасающее от стресса и депрессии.

Ингредиенты и пропорции : Мука,мелкая соль,обойный клей в порошке,вода. Мука и соль 2 :1 обойный клей 1 столовая ложка

Все основательно вымешать . Вы должны «почувствовать» тесто руками . Это очень важно,ведь от консистенции теста зависит вся дальнейшая работа. Оно не должно быть не слишком мягким,не слишком жестким. Плотность теста всегда можно подкорректировать : для этого иногда достаточно добавить несколько капель воды или наоборот, ст. л смеси из муки,соли и клея.

Как окрасить тесто .

Здесь существуют практически неограниченные возможности. Можно добавить непосредственно в тесто краситель ,как делаю я (акриловую краску,темперу,также какао,сухой сок юппи, молотую куркуму) ,а можно раскрасить уже готовое изделие. Лучше всего развести выбранную краску (у меня пищевые красители) в небольшом количестве воды и добавить ее в смесь муки и соли.

Инструменты.


Инструменты, необходимые на начальном этапе работы,вы легко найдете у себя дома : это миска из стекла или пластика,стакан, скалка,нож, фольга,зубочистки,колесико для разрезания пиццы,колпачки от фломастеров ,крышки от бутылок,формочки для печенья,практически любой предмет может быть использован для того,чтобы придать будущему изделию необходимую форму


И так,соленое тесто предоставляет свободу фантазии, изобретательности, творчеству.

Хранение теста и сушка изделий .

Соленое тесто можно хранить 4-5 дней. Такое ограничение времени хранения зависит от свойства соли,которая делает тесто слишком рыхлым . Соленое тесто нужно хранить в плотно завязанном пакете в прохладном месте


Чтобы изделие из соленого теста стало твердым ,нужно его просушить, то есть вывести из нее как можно больше воды. Наилучший способ- поместить в духовку,лучше в электрическую. Изделие нужно высушить, но не запечь. Температура духовки должна быть минимальной : 50 С. Времени этот процесс занимает достаточно много : нужен примерно 1 час, для слоя теста толщиной 50 мм . Чтобы ваши композиции долго вас радовали,старайтесь уберечь их от сырости. Для прочности готовое изделие можно покрыть бесцветным лаком. Дети очень любят лепить из соленого теста




Я абсолютно убеждена,что соленое тесто создано для того ,чтобы приносить огромное удовольствие и ни с чем не сравнимую радость творчества тому,кто моделирует из него изделия.







Публикации по теме:

Твой Ангел. Я посмотрю душою сквозь пространство… Смешно, но вижу Ангела с тобой… Порой парящий, а порой уставший, Но неразлучен он с.

Лепка – очень полезное занятие. Благодаря ей дети тренируют свои пальцы, развивая мелкую моторику. Кроме того, лепка позволяет развить фантазию.

Дружно елочки лепили, Украшали их потом. Мамам, папам подарили- Удивили мастерством! Каждый ребенок любит получать подарки в новогодние.

В 2016 году юбилейный год и мы решили с детками сделать магниты на "Космическую" тему. Нам понадобилось: 1. Соленое тесто. Рецептов очень.

Мастер-класс «Корзинка с розами» из соленого теста воспитатель МАДОУ "Детский сад №6" г. Перми Дроздова Надежда Ивановна Уважаемые коллеги.

В начале своей работе,когда дети были еще маленькие я всегда замешивала тесто в присутствии детей. Давала возможность принять участие.

Готовим тесто

Мука
Лучше всего купить белую пшеничную муку высшего сорта, в ней достаточно клейковины, да и цвет выпеченных изделий порадует глаз. Но если вы задумали какое-то особое изделие, в порядке эксперимента можно попробовать и любую другую.

Соль
Благодаря содержанию соли тесто хорошо держит форму при лепке, а готовое изделие будет надежно защищено от плесени и грызунов. Для того, чтобы ваши изделия имели ровную, гладкую поверхность, соль лучше использовать самую мелкую «Экстра». Старайтесь не пользоваться для измельчения соли кофемолкой.

Вода
Для приготовления соленого теста вам понадобится вода. Она должна быть чистой (лучше отфильтрованной). Замешивайте тесто на ледяной воде и оно будет более эластичным.

Классический рецепт теста:
Мука 300 грамм (2 чашки);
соль 300 грамм (1 чашка)
и 200 грамм воды (200 мл)

Полезный совет: Замешивать тесто лучше в глубокой миске, постепенно высыпая в воду с растворенной в ней солью просеянную муку. При замешивании теста с добавками – нужно в миске смешать соль с крахмалом или клеем (либо с обоими компонентами вместе), залить смесь водой, перемешать и небольшими порциями добавить муку.

Добавки
Качество материала можно улучшить:-добавив в классический рецепт 1 столовую ложку картофельного крахмала, обязательно просеяв его, чтобы не было комочков, этим мы увеличим пластичность материала;-добавив 1-2 чайные ложки обойного клея повысим прочность изделий.

Вымешивание теста
Тесто для лепки должно быть довольно крутым, поэтому окончательно вымешивать его удобнее на столе, тщательно разминая, добиваясь однородности и эластичности. При вымешивании густоту теста можно регулировать: если тесто начинает крошиться- в него добавляют воду, а если получается чересчур мягким – досыпают соль и муку, сохраняя их основные пропорции. Вымешивают тесто до тех пор, пока оно не станет эластичным и податливым.
Готовое тесто нужно положить на пару часов в холодильник (можно оставить на ночь). Охладившись, оно станет более пластичным и однородным.

Хранение теста
Хранить соленое тесто удобнее всего в холодильнике, поместив его в полиэтиленовый пакет. Для цветного теста лучше всего использовать отдельные баночки с крышкой. Но лучше всего замешивать такое количество теста, которое вы сможете переработать в течение 2-3 дней. При длительном хранении тесто отсыревает и при запекании дает некрасивый серый оттенок и серые пятна. Если такое все-таки произошло, не расстраивайтесь и попробуйте это изделие раскрасить красками. Обратите внимание, что свежее тесто и тесто, пролежавшее в холодильнике 2-3 дня, при запекании дадут два разных тона.
Если у вас осталось небольшое количество теста, то сделайте из него те элементы, которые наиболее часто повторяются в различных композициях. Например, серединки розочек, листочки и мелкие цветочки.
Набор инструментов.

Практически все приспособления для лепки вы можете найти на собственной кухне: маленькая скалочка, противень, баночка с водой, кисточка для смачивания теста, ситечко, чесноковыжималка, формочки для вырезания теста, фольга, небольшой ножичек и стеки. Всегда под рукой должны быть также чашечка с мукой и доска для раскатывания теста и, наконец, небольшая кастрюлька с водой и полотенце, ведь в процессе работы очень часто приходится мыть руки и очищать от налипшего теста инструменты.
Фактурный рисунок на заготовки наносят при помощи различных штампиков. В качестве таких приспособлений используют, как правило, все, что есть под рукой, главное, чтобы рисунок получался достаточно рельефным. Постепенно у вас накопится множество самых разнообразных предметов, оставляющих на тесте всевозможные отпечатки: зубочистки и расчесок, рельефные пуговицы, насадки для кондитерского шприца и т.п.

Цветное тесто
Для задуманной вами композиции иногда бывает недостаточно теста одного цвета.В этом случае тесто придется окрасить. Окрашивание может производиться на стадии замешивания, а также при вымешивании теста.

Введение дополнительного цвета
На стадии замешивания теста окрашивание делается тогда, когда композиция строится на сочетании двух цветов. Первый цвет – белый (натуральное тесто по классическому рецепту), второй – коричневый. Для его получения при замешивании добавляется какао-порошок (не забудьте просеять его через сито). Можно вместо какао добавить растворимый кофе (предварительно растворив 2-3 чайные ложки в минимальном количестве кипятка) . Количество какао или кофе зависит от того, какой по интенсивности коричневый тон вы хотите получить.

Полезные советы. Чем больше оттенков у вашего изделия, тем интереснее оно будет выглядеть. Учтите также, что дополнительные оттенки коричневого появятся и в процессе запекания. Поскольку коричневый цвет не является в композиции основным, не стоит его замешивать в большом количестве.
Обратите внимание на то, что какао и кофе дают различные оттенки коричневого цвета. Выберите тот, который вам больше нравится, или используйте оба.
Красный или оранжевый красители являются самыми интенсивными, поэтому для получения теста этих цветов можно использовать не целый, а только половину пакетика на один заготовленный колобок весом 100-150 грамм.
Для окрашивания соленого теста можно использовать любые пищевые красители, а вот красители для пасхальных яиц подходят не все.
Работая с цветным тестом, учитывайте, что при высыхании оно немного светлеет.

Окрашивание теста
Цветное тесто готовится на стадии вымешивания. Для того, чтобы получить тесто различных цветов и оттенков, нужно начать с основных цветов: желтого, красного и синего. Для этого вам понадобятся пищевые красители, которые продаются в виде порошка.
1. Приготовьте тесто по классическому рецепту. Лучше сделать сразу две порции. Одну порцию используйте для изготовления теста основных цветов.
2. Вторую после вымешивания уберите в холодильник: она пригодится позже, когда потребуется приготовить оттеночные тона.
3. Для основных цветов разведите порошок каждого цвета отдельно в 1 чайной ложке воды, хорошо размешивая.
4. Приготовьте чашку с мукой, чашку с солью, чашку с водой и чайную ложку.
5. Разделите первую порцию теста на колобки весом 100-150 грамм. Возьмите один колобок, сделайте в нем углубление, налейте разведенный краситель и тщательно вымесите тесто. Чтобы оно не становилось жидким, добавляйте понемногу соли и муки, сохраняя основные пропорции.
6. Сделайте поочередно все основные цвета. Старайтесь в результате добиться ярких, насыщенных и не очень светлых тонов.

Дополнительные цвета.
Дополнительные цвета можно получить, смешивая основные. Теплый красный дает очень приятные чистые цвета при смешивании с желтым, а добавляя розовый в синий, получают различные оттенки фиолетового. Чтобы получить темно-коричневый цвет, можно в темно-фиолетовое тесто добавить какао-порошок и некоторое количество оранжевого теста. Красивые сочетания дает смешивание зеленого теста с синим либо желтым.
Полезный совет. Если, начиная работу, вы заранее знаете, какие цвета вам потребуются, заготовьте их сразу в нужном количестве; но чаще всего дополнительные оттенки создаются в процессе работы – небольшими порциями. Смешивая различные цветные кусочки теста, можно получить очень богатую палитру цветов.

Порядок работы.
Для овладения основными приемами лепки можно потренироваться на небольшом кусочке теста. Самое главное – не допускать появления на внешней стороне изделия морщинок и трещинок. Поверхность должна быть ровной и гладкой, потому что при покрывании лаком готовой композиции даже мелкая трещинка станет яркой и испортит вид всей работы. Чтобы работа с соленым тестом доставляла удовольствие, а изделия получать хорошего качества, необходимо соблюдать определенный порядок работы.
1. Перед началом лепки застелить противень фольгой. Чтобы фольга хорошо держалась и не скользила по противню, его нужно предварительно смочить водой при помощи мокрой тряпочки, а наложив фольгу, убрать лишнюю жидкость. Для этого подойдут линейка, расческа или специальная лопаточка.
2. Аккуратно двигайте по фольге ребром линейки, выгоняя из-под нее воду и воздух так, чтобы поверхность стала абсолютно ровной.
3. Если вы заранее приготовили рамочку для вашего будущего изделия, то сделайте на фольге разметку, очертив внутренний периметр рамки шариковой ручкой и набросав предполагаемую картинку. Только после этого начинайте работу, время от времени прикладывая вашу рамочку, чтобы была возможность подкорректировать размеры изготавливаемой композиции.
Полезные советы:
Для лепки удобнее всего использовать перевернутый противень с невысокими бортиками.
Обычно фольга имеет две стороны: блестящую и матовую. При работе на блестящей поверхности глаза очень быстро устают, поэтому рабочей должна быть матовая сторона.

Скрепление деталей между собой.
Чтобы соединить отдельные детали элементов композиции, вам нужно иметь зубочистки и кисточку с водой. Зубочистку можно использовать целиком или отломив кусочек нужной длины.
1. При работе с небольшими элементами смочите влажной кисточкой или зубочисткой места соприкосновения деталей. Делайте это очень аккуратно. Кисточка не должна быть чересчур мокрой.
2. Скрепляя крупные детали, аккуратно воткните зубочистку в одну из них, а вторую осторожно наденьте на другой конец зубочистки до соприкосновения влажных поверхностей.
3. Для склеивания мелких деталей иногда кисточка бывает слишком великовата. В этом случае вместо кисточки можно использовать зубочистку.
4. Избегайте попадания воды на лицевую поверхность изделия, иначе после запекания могут появиться темные пятна.

Сушка, запекание, подрумянивание.
Прежде, чем поставить изделия в электропечь для запекания и подрумянивания, подсушите их несколько дней в комнате в теплом месте. Зимой для сушки очень удобно использовать батарею, а летом – солнечные лучи. Если свежевылепленные изделия сразу поставить запекаться, то они деформируются снизу, слегка надуваясь, и у вас не получится ровного донышка, что создаст неудобства при оформлении готовой работы.

Способы сушки и запекания.
1. Начинать сушку готовых изделий всегда нужно при очень низких температурах в электрической духовке и жар добавлять постепенно.
2. Работа не должна остаться недосушенной, иначе со временем она может начать разрушаться изнутри и потеряет свой внешний вид (изменится цвет и потрескается лак).
3. Если ваши работы получились слишком объемными и для их сушки потребуется много времени, то можно после 2-3-х дней воздушной сушки поставить противень с изделиями в печь при температуре 50 0 С на 1-2 часа, затем поднять температуру до 75 0 С и подержать еще 2-3 часа. 50 0 С
4. После этого отключите печь и оставьте в ней изделие на ночь. Утром хорошо подсохшие снаружи фигурки легко отделяются от фольги и не обжигают рук. Переверние их на обратную сторону и продолжите запекание в нужном режиме.
5. Переворачивая фигурки, можно с помощью ножичка аккуратно вынуть лишнее тесто. Это значительно уменьшит вес изделий и сократит время выпечки. Но не старайтесь извлечь слишком много теста, так как изделие может потерять прочность и дать трещины при дальнейшем запекании.
6. При сушке и запекании изделий, выполненных из цветного теста, температура в духовке не должна превышать 125 0 С. Это не относится к тесту, в которое был добавлен какао-порошок или растворимый кофе.
Полезные советы.
При запекании изделий очень большую роль играет цвет противня: светлый противень отражает тепло, что замедляет сушку; на темном противне, наоборот, процесс проходит немного быстрее. Поэтому, пользуясь температурной таблицей, не забывайте, что она дана для светлого противня. И в случае необходимости делайте поправку, снижая температуру на 20 0 С - 25 0 С.
Если изделие уже достаточно подрумянилось, но немного не просохло внутри, переверните его обратной стороной и при низких температурах досушите в печи или в комнате в теплом месте.
Процессы запекания и подрумянивания точно по времени расписать нельзя: все изделия различаются по объему и каждая печь имеет свои особенности. Чаще всего приходится одни изделия вынимать, а другие оставлять еще немного подрумяниться.
Бывает и так, что крупное изделие запеклось неравномерно и вам хотелось бы подрумянить отдельные его части. Накройте фольгой наиболее темные места и снова поставьте изделие в печь.

Режимы сушки и запекания.
Невысокие изделия
(толщиной до 2 см) Объемные работы
(толщиной более 2 см)
1 час при 50 0 С 1 - 2 часа при 50 0 С
1-2 часа при 75 0 С 2 - 3 часа при 75 0 С
1 час при 100 0 С 1 -2 часа при 100 0 С
1 час при 125 0 С 2 часа при 125 0 С
0,5-1 час при 150 0 С 1 час при 150 0 С

Подрумянивание.
Подрумянивание производится при температуре 180 0 С -200 0 С, при постоянном контроле процесса во избежание подгорания изделий. При подрумянивании изделий нужно учитывать, что чем выше стоит противень в печке, тем темнее будут самые высокие поверхности, и наоборот, если противень находится в самом низу духовки, то в первую очередь подрумянятся тонкие части работ.
Иногда различную степень подрумянивания имеет смысл использовать для достижения большей живописности работы. Например, вы можете сделать так, что трава будет темнее, чем пасущаяся на ней овечка. Точно так же, по-разному подрумянивая отдельные детали одной композиции, можно добиться эффекта многоплановости.
Доставая противень из горячей печки, не забывайте пользоваться защитными рукавицами, а снимать мелкие детали удобно при помощи специальных щипцов.

Сушка на воздухе.
Чтобы высушить изделие, можно обойтись и без печки, воспользовавшись батареей или летним солнышком. Но на это уйдет гораздо больше времени, и у готовых работ не будет красивого золотистого цвета. Если в вашей мастерской прохладно и сыро, то лучше отказаться от этого способа сушки. Способ сушки на воздухе хорош для изделий из цветного теста, так как пищевые красители могут изменить свой цвет при очень сильном нагревании.
Не стоит сушить изделия из соленого теста в микроволновой печи.
Перед тем, как покрывать изделия лаком, убедитесь, что они хорошо просушены.
Если в качестве защитного состава вы применяете лак, изделия становятся более крепкими. Пропитанные универсальной грунтовкой изделия лучше переносят влажность воздуха.