Сущность саморазвития и его основные характеристики. Саморазвитие как процесс

Проблема формирования творческой личности всегда была одной из актуальных проблем педагогической науки. Современное общество выдвигает перед образованием новые цели. Их приоритетным направлением является ориентация на личность, развитие ее творческого потенциала, формирование личности, способной к саморазвитию и самореализации. Благодаря саморазвитию , личность реализует свои способности, самосовершенствуется, в результате чего становится инициатором саморазвития сообщества, в котором находится, тем самым внося свой вклад в культурно-историческое развитие общества. Поэтому значение саморазвития личности педагога в решении современных социально-экономических задач нашего общества выступает на первый план. И перед педагогами стоит задача формирования и постоянного совершенствования своих способностей к учению и самостоятельной работе в условиях динамичного развития культуры.

В педагогической науке и практике установлено, что саморазвитие - это особый вид творческой деятельности субъект - субъектной ориентации , направленной на интенсификацию и повышение эффективности процессов «самости» , среди которых системообразующими являются самопознание, самоуправление, творческое самоопределение, творческая самореализация и самосовершенствование личности (В.И. Андреев), при этом саморазвитие происходит при активном самовлиянии личности на себя и взаимодействии с самим собой.

Отметим, что понятие «саморазвитие» близко к понятию «самовоспитание». Е.А. Климов считает, что «самовоспитание – это сознательная, продолжительная, систематическая работа над самим собой в целях формирования, укрепления ценных личностных качеств». В этой связи можно считать, что самовоспитание - это один из компонентов саморазвития. Самовоспитание представляет собой средство, обеспечи­вающее основу творческого саморазвития личности, ее приобщения к общечеловеческому опыту профессионально-педагогической культуры.

Особого внимания заслуживает понятие «творческое саморазвитие личности» - это особый, вид творческой деятельности субъект – субъектных отношений, направленный на интенси­фикацию и повышение эффективности процессов «самости» среди которых системообразующими являются самопознание, творческое, самоопределение самоуправление, творческая самореализация и самосовершенствование личности.

Говоря о механизме творческого саморазвития личности педагога, следует заметить, что если даже каждый педагог и имеет потенциальные творческие способности, его творческое саморазвитие может плодотворно происходить лишь тогда, когда он способен преодолевать трудности, возникающие на пути профессионально-педагогической деятельности и в социальной среде.

В педагогической литературе выделяют следующие характерные черты творческого саморазвития:

    Последовательность и непрерывность: процесс творческого саморазвития можно представить в виде спирали, каждый виток которой, устремляясь вверх, сначала представляет линию трудностей, преодоление которых позволяет закрепить достигнутое и перейти к новому восхождению по витку спирали - новообразованиям в творческом саморазвитии.

    Как показал анализ и обобщение психолого-педагогической литературы (Е.А. Климов, Т.И. Артемьева и др.), высокого уровня творческого саморазвития педагог достигает при наличии сформированного индивидуального стиля деятельности. «Какими бы выдающимися творческими способностями он ни обладал, учитель имеет свои неповторимые индивидуальные особенности» (В.И. Андреев).

    Творческое саморазвитие педагога всегда сопровождается свободным выбором, который проявляется в выборе и форм деятельности, и средств деятельности, и средств общения, и т.п.

Анализ массовой практики со всей очевидностью подтверждает, что творческое саморазвитие включает разностороннее развитие психических процессов в профессионально-педагогичес­кой деятельности, охватывает при этом волю, чувства, интересы. Психические процессы могут иметь как позитивный, так и негативный характер в процессе творческого саморазвития педагога.

Среди основных препятствий творческого саморазвития педагога в психолого-педагогической науке выделяют: личностные черты характера, индивидуальные особенности мышления, наличие неадекватной самооценки, неуверенность в себе, недостаточное развитие памяти, способностей саморегуляции; отсутствие умений входить в новый коллектив и устанавливать контакты, склонностей к творческой деятельности, ценностного отношения к профессионально-педагогической деятельности; низкий уровень самоорганизации, развития психологической культуры.

Необходимо отметить, что в содержание творческого саморазвития личности педагога входят и личностные параметры творческой деятельности: стремления к новому, педагогический поиск, свободный творческий выбор методов, приемов, средств деятельности, потребность, интересы, целеустремленность в достижении конечных результатов. Творческое саморазвитие проявляется в процессе активной творческой деятельност и на уровне субъекта творчества – как сложной системы с многомерными компонентами, охватывающими: интеллектуальную, мотивационную, психологическую сферы деятельности.

Анализ психолого-педагогической, философской и науковедческой литературы позволяет выделить системообразующие компоненты творческой деятельности:

    способность критически мыслить;

    легкость генерирования идей, диалектичность и нестандартность мышления;

    способность к переносу знаний, умений и опыта в нестандартные ситуации;

    способность к анализу и самоанализу.

Однако полноценное развитие личности педагога может быть осуществлено только при условии, если он сам стремится к самосовершенствованию. Поэтому представляется необходимым выделение в творческом саморазвитии субъекта его мотивационной сферы.

Творческое саморазвитие невозможно без активной деятельности самого педагога. Мотив достижения выполняет ведущую роль в процессе саморазвития личности. Постановка определенных целей, направленных на саморазвитие, стремление к их реализации, позволяет достичь того значимого результата, который отражает уровень активности субъекта.

Проанализировав сущность саморазвития личности, раскрыв содержательные характеристики этого явления, можно определить структурные компоненты процесса саморазвития педагога:

Рефлексивный компонент - выражается, с одной стороны, в построении новых образов себя, его различных подструктур («Я-реальное», «Я-будущее», «Я-идеальное»), реализующихся в виде соответственных поступков, а с другой – в выработке более адекватных знаний о профессиональной творческой деятельности и глубокого понимания смысла связей личности и профессиональной деятельности.

Регулирующий компонент - включает профессиональные знания, умения саморегуляции, объединяет конкретные средства преобразования педагогической ситуации и индивидуальных возможностей педагога. Развитие данного компонента связано с умением педагога соотносить знания о возможных преобразованиях в педагогической деятельности с требованиями, выбирать средства и способы для достижения поставленной цели, определять условия, при которых поставленная цель может быть достигнута, анализировать причины ус­пеха или неуспеха и закреплять полученный результат в индивидуальном опыте. Регулирующий компонент предполагает развитие самоанализа, самооценки и самосовершенствования личности педагога.

Коммуникативный компонент – центральный компонент творческого саморазвития личности, так как деятельность педагога коммуникативна по своей природе и вне общения реализованной быть не может. Данный компонент находит свое выражение в умении педагога в процессе взаимодействия с участниками педагогического процесса находить условия для собственного личностного роста и развития. Необходимость развития данного компонента обусловлена тем, что коммуникативная деятельность предъявляет к личности, ее осуществляющей, свои специфические требования, то есть предполагает у человека наличие особого рода способностей – коммуникативных способностей. Не менее значимо для коммуникативной деятельности стремление личности к самовыражению, раскрытию перед людьми. И в тоже время, кроме этого, личность должна стремиться к обогащению своего собственного развития, что является непременным условием ее эффективного саморазвития.

Реализация основных компонентов саморазвития профессиональной деятельности педагога может быть представлена как программа, в которой выделены основные направления и содержание деятельности по построению эффективной педагогической работы в школе. Основной целью такой программы может являться построение системы действий педагога, которые приводят не только к повышению профессиональных знаний, умений и навыков, но и к высокому уровню его личностного и профессионального роста.

Время на чтение: 2 мин

Самопознание – это процесс постижения личностью самой себя. Через самопознание человек осмысливает себя, как личность, познает свое «Я», изучает свои психологические и физические способности. Самопознание является психическим процессом, который обеспечивает целостность, единство и развитие личности. Зарождается этот процесс в младенчестве и реализовывается на протяжении всей жизнедеятельности.

Чтобы понять, что такое самопознание, следует проследить основные аспекты его формирования. Процесс самопознания формируется поэтапно по мере отображения внешнего мира и постепенного познания самого себя, как уникальной персоны.

Самопознание личности включает три уровня, которые соответствуют трем сферам организации индивида. На биологическом уровне совершается познание себя, как отдельного, автономного организма. Социальный уровень выражает способность к изучению, овладению умениями и освоению норм поведения в обществе. Личностный уровень представляет способность осуществлять выбор, принимать решения, согласовывать свое поведение, организовывать свою жизнь.

Самопознание и развитие личности

Самопознание и развитие личности – это категории, которыми обеспечивается успешность и результативность самореализации человека.

Самопознание личности – это оценивание человеком самого себя, способность объективно взглянуть на себя и умение отнестись к себе, как объекту познания.

Развитие обозначает умение совершенствовать свои потенциальные возможности собственными силами, чтобы достигнуть наивысшего уровня развития.

В психологии существует научная концепция, согласно которой процесс самопознания имеет некоторые смысловые характеристики, представленные определенными аспектами: здоровье человека (психологическое и психическое); личностный потенциал (оптимальная реализация потенциала); гармония (внутреннего мира и психологическая зрелость). Все эти аспекты взаимодействуют и работают целостно, обусловливая высокую эффективность самопознания личности.

Самопознание, как и саморазвитие личности, довольно продолжительные во времени процессы. Они осуществляются в течение целой сознательной жизни индивида.

Начинается самопознание с раннего возраста. Дети развиваются, познают, на что они способны, учатся отличать себя от других объектов внешнего мира, знакомятся с окружающим миром с помощью механизмов подражания. Психика малыша раннего возраста настолько восприимчива, что он, как губка впитывает буквально все, что происходит вокруг него, всю информацию о предметах и процессах, при этом, не делая различия в содержании (нужна ли ему подобного рода информация, что плохое, что хорошее и что именно ему необходимо). Ребёнок начинает осознавать смысл предметов и разделять воспринятую информацию, когда саморазвитие личности становится еще более сформированным, примерно после трехлетнего возраста.

Существует много различных теоретических подходов и концепций саморазвития человека. Например, самоконцепция, она предполагает способность и готовность человека к процессу саморазвития.

В процессе возрастного формирования человек создает ряд собственных убеждений относительно себя самого и находит такой личностный мотив, который становится основным побуждением к саморазвитию и определяет поведение человека. Относительно этого мотива создается определенное содержание размышлений и чувств человека, вырабатывается специфика его поведения, личностное отношение к окружающему миру и мировоззрение. Из данной теории следует, что каждый индивид создает собственный жизненный сценарий и может его совершенствовать через изменение сознания и способа мышления.

Теория самоконцепции закладывает структуру личности, заключающуюся в тройственности образа человеческого «Я».

«Я» - идеальное – составляет четкое представление человека о его уникальности, его личных особенностях, мечтах, идеалах и надеждах. «Я» - идеальное является интегрированным образом идеального человека для конкретной личности. Такой идеал совмещает в себе самые лучшие качества, желаемые черты характера, оптимальные поведенческие паттерны и жизненные ценности.

«Я» - реальное – это собственный образ человека, то, как он видит себя, каким он есть на самом деле в действительности. Это своего рода внутреннее зеркало, отражающее настоящую личность, ее поведение, мировоззрение и прочее.

Как сам человек оценивает себя, отображает уровень его , дает ощущение себя привлекательным или выражает неудовлетворенность собой. Зависимо от уровня самооценки, она или поддерживает индивидуальность или загоняет человека в рамки, чем причиняет большой личностный дискомфорт.

Саморазвитие человека в представленной концепции происходит, как процесс взаимодействия и интеграции всех компонентов «Я».

Начальный этап предусматривает создание собственного идеального образа совершенного человека по определенным характеристикам, что дает возможность максимально точно увидеть задания саморазвития и подобрать для этого необходимые оптимальные методики. Мышление саморазвивающегося человека направлено на то, чтобы хотя бы в пределах 15 минут каждый день анализировать собственное мнение. Таким образом, постепенно развивается представление о способах, пользуясь которыми можно приблизиться к желаемому идеалу (как нужно вести себя, с кем общаться, что делать). Если человек соблюдает все эти правила и задачи, то он все больше близится к своему идеалу, и понемногу уменьшается расстояние между «Я» - идеальное и «Я» - реальное. Компонент «Я, как оцениваю себя сам» поможет увидеть в правильном ли направлении движется человек.

Самопознание и развитие человека – это два неразрывных между собой процесса, происходящих в личности. Когда человек не понимает и не воспринимает себя, как уникальную личность, он не сможет конструктивным образом саморазвиваться, не будет знать, в каком направлении ему двигаться и соответственной у него тоже не будет.

Самопознание возникает и развивается по мере того, как человек созревает и взрослеет, также под воздействием того, как развиваются психические функции и расширяются контакты с окружающим миром.

Самопознание и самооценка также имеют тесную связь и вместе влияют на процесс саморазвития. Существуют три главные мотивы, через которые человек обращается к самооценке: понимание себя; рост собственной значимости; . Уровень самооценки также имеет связь со степенью удовлетворенности человека самим собой и тем, чем он занимается.

Адекватная самооценка соответствует действительным возможностям, и способствует лучшему саморазвитию человека, искаженная самооценка препятствует этому.

Самооценка повышается, если человек добивается успеха в каком-то деле или в результате снижения требований к идеалу. Если реализовывается самопознание и самооценка личности адекватная, у человека сложится положительный образ самого себя, чем, если бы человек был с низкой самооценкой и придавал почти всем своим качествам негативную оценку.

Чтобы понять, что такое самопознание, нужно рассмотреть этот процесс поэтапно.

Процесс самопознания имеет несколько этапов. На этапе первичного самопознания происходит самопознание человека с помощью других людей. Такое самопознание рецептивное и конструирующее. Здесь человек доверчиво воспринимает мнение окружающих, создается его «Я-концепция», которая формируется под влиянием оценок и суждений окружающих. На этом этапе могут произойти проблемы несоответствия взглядов окружающих людей и самого человека.

После первичного самопознания, вторым этапом является кризис первичного самопознания. На этом этапе появляются несогласованные суждения о личности, которые исходят от окружающих людей, возникают внутренние изменения, не вписывающиеся в привычный образ личностного «Я» – все это обуславливает возникновение когнитивного диссонанса, который также требует разрешения. Возможно, самопознание, как познание самого себя, а не другими возникает именно от встречи с опытом, который не входит в привычную «Я-концепцию». Также кризис приводит к тому, что изменяется роль мнения других в самопознании. Личность больше не ориентируется на суждения других и человек переходит к самоопределению.

Третьим этапом самопознания является вторичное самопознание. Этот этап представлен изменением представлений личности о себе. Здесь процесс самопознания достаточно активен, поскольку человек научился полностью определять себя сам. Мнение других теперь играет пассивную роль, поскольку человек отдает предпочтение собственным представлениям. Такое познание реконструирующее, поскольку «Я-концепция» переопределяется на базе существующего представления, и человек ставит под сомнение истинность привычной конструкции, он переделывает себя соответственно собственного плана.

Виды самопознания

Процесс самопознания можно представить в виде очередности следующих действий: выявление в себе какого-то личностного качества, фиксация этого качества в сознании, анализ, оценивание и принятие качества. Если человеку свойственна высокая эмоциональность и непринятие себя, у него могут развиться комплексы, а сам процесс превратится в «самокопание». Поэтому важно, чтобы в самопознании, также как и в других процессах, соблюдались определенные рамки.

Процессы самопознания и саморазвития становятся еще более эффективными, если человек обладает знаниями об основах психологии личности и психологии чувств.

Существуют такие способы самопознания личности: самонаблюдение (наблюдение за своим поведением и мыслями, внутренними процессами); самоанализ (анализируются те вещи, которые обнаружились в результате самонаблюдения, определяются причинно-следственные связи, человек анализирует те характеристики, которые ему открылись); сравнение (сопоставление себя с другими людьми, с идеалами, образцами); моделирование личности (человек моделирует собственную личность, через отображения своих отдельных характеристик и отношений с другими, используя знаки и символы); осознание противоположностей (человек осознаёт наличие противоположностей какого-нибудь качества или поведенческой характеристики).

Последний способ (осознание противоположностей) используется на поздних этапах самопознания, когда личностная характеристика выделенная и анализированная. Отдельные личностные качества человека одновременно могут иметь положительную и негативную стороны. Если человек научился находить положительную сторону характеристики, в которой ранее видел только негатив, то болезненность ее принятия будет меньшей, а человек будет чувствовать себя сильнее. Этот последний момент очень важен, потому что самопринятие имеет очень большое значение в самопознании, саморазвитии и .

Способы самопознания способствуют не только лучшему пониманию человеком себя самого, но и познавать других людей. Если человек осознает себя, как личность, наделяет себя определенными характеристиками, он также сможет сравнить себя с другими, чтобы хорошо понимать, в чем заключается его отличие от других.

Выделяют следующие средства самопознания человека: самоотчёт (например, в виде дневника); просмотр фильмов, чтение литературы с обращением внимания на психологические образы героев, сопоставление себя с этими героями; изучение психологии личности, социальной психологии; прохождение психологических тестов.

Существуют также специальные средства самопознания, которые составляют различные формы деятельности психолога: индивидуальное консультирование, где психолог грамотно составляет индивидуальный план работы с клиентом, в результате применения которого, клиент способен максимально раскрыться, понять проблемы и найти внутренние ресурсы для разрешения этих проблем; групповая работа в рамках социально-психологического тренинга, в котором отношения строятся таким образом, что в группе происходит интенсификация процессов самопознания и познания других.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Человек всю жизнь не живет, а сочиняет себя, самосочиняется.

Ф. М. Достоевский

Показатели прогрессивного саморазвития. Определив саморазвитие как специфическую деятельность по созданию человеком в себе нечто нового, целесообразно поставить вопрос о конкретных показателях саморазвития. Учитывая тот факт, что саморазвитие может выступать как прогресс и как регресс в развитии, иметь как асоциальную, так и просо- циальную направленность, остановимся на показателях прогрессивного саморазвития.

Показателями прогрессивного саморазвития, так же как и развития личности, выступают:

  • рост целостности и интегративности психологической организации личности;
  • усиление взаимосвязей различных свойств и характеристик личности;
  • накопление новых потенций развития;
  • расширение и углубление связей с окружающим миром, обществом, другими людьми;
  • возрастание системности и многоуровневое™ ценностно-смысловых отношений к миру;
  • способность к реализации ценностно-смысловых отношений в созидательной деятельности, общении, активном созерцании, эстетическом переживании и др.

Еще раз обратим внимание на то, что прогрессивное развитие как переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному «включает и некоторые элементы регрессии» [Анцыферова, 1977, с. 6]. Осуществляющееся развитие создает широкий спектр потенций психологического развития личности, но в то же время ограничивает возможности ее становления в иных направлениях. Направленность саморазвития - результат свободного выбора человека, отсюда его ответственность за этот выбор.

Для определения перехода саморазвития с одного уровня на другой следует исходить из такого показателя, как «новообразования». Выготский определял возрастные новообразования как «тот новый тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период» [Выготский, 1984, с. 248]. В личностном саморазвитии следует иметь в виду не закономерно возникающие возрастные новообразования, а «новообразования», которые являются итогом напряженного волевого усилия целеустремленно саморазвивающейся личности. Общее с возрастными новообразованиями здесь то, что они так же мощно могут определять сознание человека, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, менять весь ход его развития. Если нет таких новообразований, мы не можем говорить о том, что саморазвитие увенчалось успехом, что оно результативно.

Саморазвитие, следовательно, можно рассматривать как работу по созданию нового в себе, что пока еще отсутствует, но необходимо человеку на новом жизненном витке, в новых обстоятельствах, в случаях затруднений и т.д. Саморазвитие можно понимать и как самоутверждение, и как самосовершенствование, и как поддержание собственной самости, и в некоторых других планах. Цели саморазвития постоянно корректируются в связи с возрастными изменениями, изменениями в физических, материальных, временных ресурсах и другими обстоятельствами жизни человека.

Итак, находясь на определенном уровне своего развития, человек как субъект саморазвития производит некоторую деятельность для достижения самоизменений; если эта деятельность приводит к появлению новообразований, влияющих на последующую жизнь, человек переходит на новый уровень своего личностного функционирования. В очередной раз подчеркнем, что развитие личности может происходить и без сознательного участия человека. Но субъектность человека ярко проявляется в актах его саморазвития, в процессе его творческой эволюции, направляемой «автономным, внутренним, жизненным порывом целеустремленно саморазвивающейся личности» [Выготский, 1984, с. 247-248].

Основные характеристики саморазвития человека. Важнейшей характеристикой саморазвития является его субъектность. Прежде всего, необходимо отметить, что наиболее общим понятием для анализа саморазвития является понятие жизнедеятельности как непрерывного процесса целепо- лагания, деятельностей и поведения человека. В рамках жизнедеятельности осуществляется и процесс саморазвития. Поэтому человек с момента выделения своего «Я» из окружающего мира, которое происходит в раннем возрасте, становится субъектом своей жизнедеятельности, поскольку начинает ставить цели, подчиняться собственным желаниям и устремлениям с учетом требований других. Однако, как отмечают исследователи, в частности Г. А. Цукерман , субъектом саморазвития он становится только в подростковом возрасте. Это связано с тем, что в подростковом возрасте происходят кардинальные изменения в самосознании, возникает чувство взрослости, идет процесс переориентации с детских норм на взрослые. В то же время, подросток, так же как и взрослый, может и не стать субъектом саморазвития. Субъектом саморазвития человек становится только тогда, когда он начинает ставить цели по самоутверждению, самосовершенствованию, самореализации, т.е. определять перспективы того, к чему он движется, чего добивается, что желает или, наоборот, не желает менять в себе.

Другой характеристикой саморазвития является активность личности , которая, рассмотренная в ракурсе взаимодействия человека с социумом, проявляется как социальная активность или как социальная реактивность [Ситаров, Маралов, 2015]. Единицей анализа социальной активности является оптимальное сочетание инициативы и исполнительности. Социальная реактивность проявляется либо в виде социальной импульсивности, либо в виде пассивности. Социальная активность проходит в своем развитии ряд уровней: нормативный, нормативно-личностный, личностно-продуктивный и продуктивно-творческий. Понятно, что нормативный уровень - это уровень воспроизводства, пусть и в авторском исполнении, того, что уже известно, а вот уже начиная с нормативно-личностного уровня человек начинает проявлять себя в качестве субъекта саморазвития.

Способность к проявлениям социальной активности постепенно определяет и способность к совершению личностных выборов , т.е. развивается тенденция к субъективной свободе. Эта свобода состоит в том, что человек самостоятельно может осуществлять выбор среди ряда альтернатив, конструировать эти альтернативы. Возможность самому совершать выбор, в том числе и выбор личностного роста, - признак субъектности индивида как автора своей жизнедеятельности и саморазвития. Когда человек сам осуществляет выбор саморазвития, он учится брать на себя экзистенциальную ответственность и держать ответ не только перед другими, но и перед самим собой, перед своей совестью.

Наконец, еще одной важной характеристикой саморазвития является уровень развития самосознания у способность к самопознанию. Самопознание - это процесс познания себя, своих потенциальных и актуальных свойств, личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, своих отношений с другими людьми и т.д. Развитая способность к самопознанию с ее механизмами идентификации и рефлексии органически включаются в процесс самопостроения личности, определяет перспективы, способы и средства саморазвития.

Общие закономерности саморазвития. К настоящему времени общие закономерности психического развития как объективного процесса изучены достаточно хорошо. К ним, как мы уже указывали выше, относятся стадиальность развития, неравномерность и гетерохронность, существование сензитивных периодов и др. Этого нельзя сказать о саморазвитии. Причина здесь понятна - процесс саморазвития предельно индивидуализирован, он определяется мерой субъектности каждой личности, особенностями ее субъективного внутреннего мира, ее активности, характером целей и мотивов саморазвития.

Все это позволяет говорить о значимости выявления и психологического осмысления общих закономерностей саморазвития человека.

Прежде чем остановиться на кратком описании основных закономерностей саморазвития, отметим один важный момент, касающийся движущих сил саморазвития человека.

Движущей силой саморазвития, так же, как и развития в целом, являются противоречия. Основным противоречием выступает рассогласование в характеристиках «Я-реального» и «Я-желаемого». Именно такое рассогласование и порождает потребность в самоизменении себя в выбранном направлении, на базе которой и возможно осуществление саморазвития как специфической деятельности.

Современные теоретические и эмпирические исследования, проведенные в сфере психологии саморазвития, позволяют выделить следующие его общие закономерности: возрастание субъектности индивида, направленность саморазвития, его неравномерность и индивидуальный характер, цикличность и стадиальность саморазвития.

Обратимся к характеристике этих закономерностей.

Возрастание субъектности индивида в саморазвитии. На данную закономерность указывают практически все исследователи. Так, В. И. Сло- бодчиков 120001 считает, что, начиная с подросткового возраста (этап персонализации), индивид становится субъектом не только своей жизнедеятельности, но и субъектом саморазвития. Становясь субъектом собственного саморазвития, человек приобретает широкие возможности для личностного, а затем и профессионального самоопределения, что позволяет накапливать и актуализировать свой внутренний потенциал. Несколько в ином ключе рассматривают эту проблему А. А. Деркач и Э. В. Сайко . Анализируя взаимосвязь и взаимообусловленность саморазвития и самореализации, делают важный вывод о том, что в ходе онтогенеза саморазвитие осуществляется за счет роста субъектности индивида. Такой рост обусловливает новые возможности в освоении действительности и презентации себя миру. Авторы указывают, что саморазвитие провоцирует потребность и возможность самореализации, и, наоборот, апробирование и раскрытие своих возможностей в самореализации полагает внутреннюю потребность и возможность саморазвития. В результате воспроизводятся и развиваются субъектность субъекта; его субъективность, полагающая сознательное отношение к «Другому», себе; самость как понимание себя в своем сущем. Это проявляется в способности человека к порождению количественных и качественных изменений в своем внутреннем и внешнем мире.

Направленность и качественное своеобразие саморазвития. Направленность саморазвития характеризуется особенностями общественных задач, в решение которых включается личность. Эти задачи могут обладать про- социальными и асоциальными ценностями. С позиций общества совсем не безразлично, совершенствуется личность, например, в профессии, науке, спорте и т.п. или овладевает «мастерством» воровства, коррупции, манипулирования другими людьми. Качественное своеобразие саморазвития определяется уровнем социальной (асоциальной) активности или социальной (асоциальной) реактивности. Человек, саморазвитие которого осуществляется в рамках проявления социальной (асоциальной) реактивности, может так и не стать субъектом собственного саморазвития. Результатом чего могут быть агрессивность, враждебное отношение к миру, защитное поведение, различного рода девиации, несамостоятельность, зависимость от других, безответственность и т.н. В жизни возможны и своеобразные «зигзаги», непоследовательность в проявлениях активности: в одних случаях человек проявляет себя как социально активная личность, в других - его поведение носит явно социально импульсивный, или пассивный, или даже асоциальный характер. Нередки ситуации, когда личность не испытывает никакого стремления к саморазвитию, ее жизнь осуществляется по принципу привычного функционирования: «Жить в свое удовольствие и ничего не делать».

Неравномерность и индивидуальный характер саморазвития. Неравномерность так же характерна для саморазвития, как и для развития человека в целом. Она проявляется в том, что один человек уже в подростковом возрасте становится субъектом саморазвития, знает, что ему нужно, определяется в жизни с тем, что ему нужно, быстро проходит нормативный уровень и приобретает способность к самостоятельному формулированию своих жизненных задач и притязаний. Другой так и не становится субъектом саморазвития или становится им достаточно поздно. Его активность может проявляться как реактивность, а жизненные притязания минимальны. Индивидуальный характер саморазвития обнаруживается в той неповторимой траектории, которую выбирает человек. Линия жизни и саморазвития может быть описана через многие показатели: доминирующие интересы и жизненные принципы личности, сферы, в которых саморазвитие осуществляется наиболее интенсивно, своеобразие целей и жизненных стратегий личности и многое другое.

Цикличность и стадиальность саморазвития. Как следует из периодизации В. И. Слободчикова и концепции саморазвития А. А. Деркача и Э. В. Сайко, на каждом возрастном этапе осуществляются определенные повторяющиеся циклы. У В. И. Слободчикова - это кризис рождения - стадия принятия - кризис развития - стадия освоения. У А. А. Деркача и Э. В. Сайко - смена циклов взаимодействия саморазвития и самореализации. К этому можно добавить, что применительно к саморазвитию точнее говорить о циклах приобретения (накопления) личностного опыта (личностного потенциала), а сюда входит все, что приобретает человек (в том числе и знания о себе), и о циклах его реализации (использования). Приобретение и реализация личностного потенциала в различных сферах бытия на разных возрастных этапах и есть тот механизм самодвижения, которое и характеризует саморазвитие в различных его формах и проявлениях. В ходе функционирования этих циклов, проявляя субъектную активность, разрешая противоречия между возросшими потребностями и возможностями их удовлетворения, человек обретает те новообразования, которые вписываются в особенности того или иного возраста и выражают уникальность и неповторимость данной личности.

Если провести сравнительный анализ общих закономерностей развития и общих закономерностей саморазвития, то со всей очевидностью можно констатировать, что закономерности саморазвития в большей степени носят вероятностный характер. Когда мы говорим о психическом развитии как объективном процессе, то его закономерности объективно существуют и неотвратимо проявляются. Применительно к саморазвитию такого сказать нельзя. Здесь очень много допущений и условий, важнейшим из них является факт становления субъектности индивида. Если человек становится субъектом не только своей жизнедеятельности, но и саморазвития, тогда можно вести речь и о других закономерностях саморазвития: направленности, неравномерности, цикличности. Если же он так и не берет бразды правления в свои руки, не возлагает ответственность за свое развитие на себя, не становится подлинным субъектом своего саморазвития, то о других закономерностях не может быть и речи. Сказанное позволяет заключить, что с практической точки зрения, с точки зрения содействия саморазвитию важно создавать такие психологические условия, которые бы актуализировали субъектную позицию личности, ее потенциальную способность быть подлинным автором самого себя и своего жизненного пути.

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

УДК 37.015.31:159.923

Л. И. Селиванова

САМОРАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ:

СУЩНОСТЬ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

В настоящее время идея саморазвития личности является чрезвычайно значимой для многих концепций о человеке, востребована как предмет научной дискуссии и основа педагогических инноваций. В статье изложены результаты теоретического исследования саморазвития личности, определены подходы к сущности данного явления и пути его реализации в образовательной практике.

Введение

Долгое время процессы саморазвития, самосовершенствования, самопознания в становлении личности считались областью исследования философии и психологии. Так, родоначальник классической философии И. Кант утверждал, что человек может быть охарактеризован как субъект автономного поведения и самосовершенствования. В отечественной науке И. П. Павловым была сформулирована закономерность о человеке как саморегулирующейся системе. В современных научных изданиях представлено различное толкование понятия «саморазвитие»: спонтанный процесс самореализации индивида, социокультурный процесс сознательного самообразования личности, активность субъекта по изменению способностей, восхождение к индивидуальности, поиск своего места в обществе, развитие общечеловеческого в каждом, условие и результат самообразования, процесс приобщения к культуре, активной самореализации в творчестве. Варианты понимания сущности саморазвития личности можно условно объединить в группы, определяющиеся в зависимости от подхода к рассматриваемому понятию.

Результаты исследования и их обсуждение

Первый подход отождествляет категорию «саморазвитие» с самодвижением и развитием. Выдающийся педагог второй половины XIX - начала XX в. П. Ф. Каптерев предвосхитил такое понимание сущности саморазвития. Он доказывал имманентность и универсальность идеи саморазвития в отношении природных и общественных явлений. В современных энциклопедиях самодвижение характеризуется как внутренне необходимое самопроизвольное изменение системы, которое определяется ее противоречиями, опосредующими воздействие внешних факторов и условий. Диалектико-материалистическая концепция развития исходит из того, что поскольку источником развития являются внутренние противоречия, свойственные объектам с системным строением, то данный процесс по существу является саморазвитием (самодвижением).

С этой точки зрения психологи в своей области исследования указывали на существование простейших психических явлений, регулирующих деятельность. В материалах круглого стола журнала «Вопросы психологии» (1993, № 5) А. В. Брушлинский говорил о формировании психики на основе саморазвития ребенка, взаимодействующего с окружающим миром. Учёный опирался на утверждение С. Л. Рубинштейна о том, что психические процессы «превращаются в сознательно регулируемые действия или операции», которыми личность овладевает и направляет их на решение жизненных задач . То есть признание спонтанного (обусловленного внутренними причинами) характера развития ребенка не снимает задач педагогического руководства этим процессом.

На возможности педагогики в развитии личности при направлении его деятельности указывал С.Л. Рубинштейн. Он определял значение творческой самодеятельности в обнаружении, проявлении и созидании субъекта. Искусство руководства развитием личности, по мнению Г. С. Костюка, заключается в том, чтобы направлять «самодвижение» ребёнка, содействовать его творческой активности. А. Н. Леонтьев добавлял, что педагогически управлять мы можем только деятельностью ребенка при условии опоры на законы развития. В своих трудах психологи разрабатывали принцип детерминизма (внешние причины действуют на внутренние условия) и принцип деятельности (единства сознания и деятельности), что имело большое значение для исследования в педагогической науке влияния на саморазвитие личности внешних условий -среды и обучения.

В педагогике второй половины ХХ в. отмечалось стремление опереться на активность как деятельностное состояние субъекта (Л. П. Аристова, И. Ф. Харламов, Т. И. Шамова, Г. И. Щукина). А. И. Кочетов писал о том, что человеку изначально присуща система активности отражения явлений, что делает его совершенной самообучающейся системой. И сегодня при характеристике новой парадигмы образования В. С. Кукушин определяет развитие как переход учащихся на более высокую ступень активности и самостоятельности в решении поставленных задач, а саморазвитие называет высшим уровнем развития. Н. В. Бордовская считает саморазвитие показателем личностной зрелости и одновременно источником активного физического и социального долголетия человека.

Представление саморазвития в форме самодвижения определяет его позицию как внутреннего фактора развития личности. Так, один из ведущих педагогов Беларуси Н. К. Степаненков считает, что «развитие, наряду с целенаправленным процессом формирования личности, включает саморазвитие» . Т. А. Стефановская делает акцент на саморазвитии личности, а наследственность, среду, воспитание считает внешними факторами в отношении к личности. Социальная педагогика характеризует факторы, влияющие на личность, подчёркивая зависимость успеха обучения и воспитания от умения педагога пользоваться всеми окружающими ребёнка условиями.

Рассматривая воспитание как определяющий фактор становления личности, И. Ф. Харламов все же подчеркивал, что именно в саморазвитии оно получает «подлинную реализацию и эффективность» . Сущность «спонтанейности», «самодвижения» заключается в том, что внешние педагогические воздействия, преломляясь через внутреннее восприятие развивающейся личности, возбуждают у последней осознание и переживание разрыва между достигнутым и необходимым уровнем в работе над собой. В настоящее время общепринята педагогическая позиция, призывающая опираться в обучении и воспитании именно на внутренние факторы, побуждающие учащихся к саморазвитию: познавательные интересы, индивидуальные мотивы, разнообразные чувства, потребности в профессиональном и личностном самоопределении . Белорусские учёные А. И. Жук, О. Л. Жук, И. И. Казимирская, Е. А. Коновальчик подчёркивают, что «именно активность и собственное стремление к своему личному совершенствованию в конечном итоге и определяет развитие» . Б. Т. Лихачёв рассматривает саморазвитие как объективную «волю к жизни», предопределённую «инстинктами самосохранения и продолжения рода, собственности, свободы, власти, славы, импульсами нервной, мышечной, сексуальной, творческой потенции» . Для укрепления воли к жизни значимо взаимодействие с высоконравственными явлениями культуры, целеустремлённо организуемое в образовательном процессе.

Как видим, с точки зрения самодвижения и развития, саморазвитие личности в современной педагогике понимается как широкая категория, включающая в себя любую активность человека, осуществляемую спонтанно или под направленным влиянием. Данный подход формирует взгляд на ребёнка как на социально и биологически сложное явление, обладающее собственной логикой развития (саморазвития), которую нельзя игнорировать. Задачей образования объявляется обеспечение условий, оптимальных для саморазвития личности. Среди таких условий саморазвития можно выделить следующие: квалифицированное определение склонностей учащихся, выбор индивидуального образовательного маршрута (целей, задач, объёма, форм, темпа деятельности), создание поля реального применения способностей.

Значимым в педагогике является подход к саморазвитию личности как к «самообразованию», когда подчёркивается, что человек образует себя сам. Создание своего «я», личности переносится на почву сознательной самодеятельности. При этом в понятие «самообразование» вкладывается широкий смысл: самостроительство, самосозидание и самообучение, самовоспитание. В первом случае внимание заостряется на индивидуальном, «самости». Так, В. И. Слободчиков пишет о «самодостраивании» человека и роли в этом процессе саморазвития, «фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни» .

Во втором случае акцент ставится на социально-гуманитарном саморазвитии. Согласно мнению К. А. Абульхановой-Славской, саморазвитие включает в себя «процесс приобщения к культуре (своего общества, своей эпохи), постоянное повышение уровня своих знаний (в процессе непрерывного образования, пополнения имеющихся знаний новыми) и, наконец, процесс активной реализации себя в жизни (в труде, творчестве) .

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

Личность путем сознательной деятельности стремится достроить себя до общего, осуществляет самостоятельное познание, повышение своего образования и личное совершенствование.

В связи с названными примерами понимания рассматриваемого феномена обобщающим является приведённое в «Концепции воспитания детей и учащейся молодёжи Республики Беларусь» (1999) определение саморазвития личности как слияния и сопряжения личностных и общественных целей, интересов, мотивов, действий, отношений, реализующихся в конкретных видах деятельности. Здесь подчеркивается роль самодеятельности индивида, ориентир на культуру человечества при обогащении способностей, реализации потребностей, выработке личностных качеств.

Как видим, применительно к самообразованию, саморазвитие личности выступает как способ сознательного встраивания в социокультурный процесс и в то же время как средство сохранения самобытности, индивидуальной свободы, человеческого достоинства, развития творческой индивидуальности. Чтобы нивелировать причины отстранения «самодеятельного организма» от образования, ещё столетие назад П. Ф. Каптерев призывал перестать искать его основы вне воспитываемой личности, вне самостоятельной и творческой работы её сознания. Педагог выстраивал следующее соотношение между образованием и самообразованием: «главенствующим и господствующим явлением должно быть самообразование, а вспомогательным - образование» . И в современных условиях при постановке в один ряд саморазвития, самообразования и самовоспитания важно взять их за основу при организации учебно-воспитательных заведений.

В настоящее время идея саморазвития личности получает оригинальное воплощение с точки зрения дискретного подхода, который использует отдельные «само-»умения и способности личности как движущие силы или структурные элементы саморазвития. В психолого-педагогической литературе появилось немало терминов (самореализация, самоактуализация, самодетерминация, самоутверждение, самовыражение, самораскрытие и др.), отражающих отдельные аспекты личностного потенциала, реализуемого в деятельности.

Педагогические и психологические концепции акцентируют внимание на различных движущих силах саморазвития личности. Так, посредством самоосознания, по мнению представителей гуманистической психологии (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс), самость изменяется и обеспечивает бесконечное саморазвитие личности. А. Маслоу выделял потребность в самосовершенствовании, самоактуализацию, когда «Я» «прислушивается к голосу импульса», осуществляет выбор (продвижение или отступление) из имеющихся возможностей и реализует потенции внутреннего роста. На потребность личности в самосовершенствовании опирается В. А. Ситаров при понимании саморазвития как «прогрессивного и необратимого изменения психологического статуса личности» . Система саморазвивающего обучения, разработанная руководителем «Школы доминанты самосовершенствования личности» Г. К. Селевко, ориентируется на удовлетворение не только познавательной потребности, востребованной в технологиях развивающего обучения, но и ряда других потребностей в «самоутверждении, самовыражении, защищенности, самоактуализации» . Современный ученый утверждает, что на внутренние механизмы саморазвития можно влиять путем организации внешней части педагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы, средства.

На самотворчестве личности делали акцент экзистенциалисты (М. Бубер, М. М. Бахтин, В. Франкл и др.). Австрийский психолог В. Франкл движущей силой жизни человека считал борьбу за её смысл посредством страдания, переживания ценности и совершения дела. Рассуждения В. Франкла о страдании как средстве нравственного совершенствования, о борьбе за достойную человека цель, о любви как способе понять суть и увидеть потенциальное в личности приводили к выводу - человек самодетерминирован. Педагогика экзистенциализма ставит цель - научить человека творить себя как личность, вооружив опытом существования.

Саморазвитие как «самотворчество», способность человека «к постановке целей самоизменения» и «к поиску средств для достижения этих целей» рассматривают Г. А. Цукерман и Б. М. Мастеров . Современные исследователи сделали вывод, что истинным субъектом саморазвития ребёнок становится в начале подросткового возраста. В задачи педагогики саморазвития, по их мнению, должна быть включена фасилитация процессов постановки целей самоизменения, т. е. помощь подростку в их постановке, поиске информации, новых средств для её решения.

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Один из авторов образовательной системы «Школа 2100» А. А. Леонтьев отмечает необходимость понимания воспитания как выращивания у учащегося способности и потребности к творчеству, в первую очередь, к социальному и личностному творчеству - творчеству самого себя. Исследователь отмечает необходимость осознания ребёнком себя как преобразующего предметную и социальную действительность, ответственного начала, формирования смысловой установки на творчество и одновременно выращивания потребности риска, психологической установки на надситуативную активность, способности занять собственную позицию и принять решение.

Исследования надситуативной активности человека, «самодетерминации его бытия в мире» обосновывали позицию учащегося как субъекта педагогического процесса, в котором саморазвитие личности обеспечивается предоставлением возможностей для самореализации на основе выявления индивидуальности. И. С. Якиманская доказывает, что активность тогда является источником развития, когда становится самоактивностью и выступает «в виде самоконтроля, самооценки, саморегуляции». Переход к самоактивности учащихся обеспечивается овладением рациональными приёмами учебной работы, созданием опять же оптимальных условий для саморазвития личности. Запускающим механизм саморазвития фактором Н. Н. Поддьяков считает «цикличную самостимуляцию», когда «потребность в самообновлении ведёт к усилению поисковой активности, разрушению прежних представлений, к возрастанию упорядоченности и устойчивости психических образований на новом уровне» . Анализ, синтез, дифференциацию, интеграцию автор называет фундаментальными единицами, аккумулирующими потенциал развития.

Как дискретный подход к саморазвитию личности можно рассматривать разделение этого процесса на структурные компоненты, например, самопознание, волевая саморегуляция, самовоспитание, духовно-нравственное самоукрепление, самоопределение, самоактуализация, самореализация. Достижению высот творческого саморазвития, по мнению белорусского исследователя А. С. Зубра, способствует самосовершенствование личности, «творение себя» . В этот процесс автор включает такие структурные элементы, как самопознание, самонаблюдение, самоконтроль, самооценка, самообладание, самообновление. По его мнению, необходимо привести личность к самосовершенствованию, чтобы жизнь ее стала процессом саморождения.

С точки зрения дискретного подхода, процесс саморазвития личности представляет собой совокупность взаимосвязанных процессов, в состоянии которых пребывает личность. При этом овладение отдельными «само-»умениями может выступать движущей силой личностного саморазвития.

В идее саморазвития актуализируются многие из имеющихся на данный момент педагогических альтернатив (рисунок 1).

САМОРАЗВИТИЕ

С точки зрения диалектики

самодвижение

развитие

С точки зрения самообразования

Самостоятельная сознательная деятельность по встраиванию в социокультурный процесс и (или) развитию творческой индивидуальности

самообучение

самовоспитание

самостроительство

самосозидание

С точки зрения дискретного подхода

Совокупность способностей или отдельные «само-»умения личности как структурные элементы или движущие силы саморазвития

самоопределение самоорганизация самопознание саморегуляция и др.

ПЕДАГАГІЧНЫЯ НАВУКІ

Первый подход - отождествление саморазвития личности с самодвижением и развитием. При опоре на диалектику, на разработки в психологической науке психических процессов и сознательно регулируемых операций, на явления детерминизма, принцип деятельности педагогические исследования включают в саморазвитие личности любую активность человека, осуществляемую спонтанно или под направленным влиянием.

При подходе к саморазвитию личности как самообразованию оно интерпретируется и как самостроительство, самосозидание, и как самообучение, самовоспитание. При этом внимание заостряется на индивидуальном и делается акцент на социально-гуманитарном изменении. Постановка саморазвития и самообразования в один ряд объединяет социокультурный процесс рационального самообразования и природообусловленный процесс разносторонней самореализации индивида. Здесь саморазвитие выступает как способ сознательного встраивания в социокультурный процесс и как средство сохранения самобытности, индивидуальной свободы, человеческого достоинства, развития творческой индивидуальности.

С точки зрения дискретного подхода, используются отдельные умения и способности личности как движущие силы или структурные элементы саморазвития. Опираясь на психологические концепции, педагогические исследования саморазвития ориентируются на потребности личности в позитивном самовосприятии, самоутверждении, самовыражении, самоактуализации, самообновлении, на предоставление возможностей самореализации, на обучение целеполаганию, поиску смысла и способов деятельности, на формирование способности к творчеству, на структурирование процесса саморазвития. На механизмы саморазвития можно влиять путем организации педагогического процесса, а также повышения роли «само-» процессов в становлении личности.

Осуществлённая классификация научных позиций способствует разрешению противоречия между акцентированием задачи саморазвития личности в современном образовании и теоретическим разнообразием в понимании сущности саморазвития, определяет механизмы его осуществления в практике обучения и воспитания учащейся и студенческой молодежи.

Литература

1. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2003. - 720 с.

2. Степаненков, Н. К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н. К. Степаненков. - Минск: Адукацыя і выхаванне, 2007. - 496 с.

3. Харламов, И. Ф. Саморазвитие личности и воспитание / И. Ф. Харламов // Сов. педагогика. -1990. - № 12. - С. 28-35, 134.

4. Кадол, Ф. В. Воспитание чести и достоинства старшеклассников: пособие для педагогов / Ф. В. Кадол. - Минск: Універсітэцкае, 1998. - 208 с.

5. Основы педагогики: учеб. пособие / А. И. Жук [и др.] ; под общ. ред. А. И. Жука. - Минск: Аверсэв, 2003. - 349 с.

6. Лихачев, Б. Т. Воля к жизни в становлении личности / Б. Т. Лихачев // Педагогика. - 1996. - № 4. - С. 44-49.

7. Слободчиков, В. И. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев; под общ. ред. В. Г. Щур. - М. : Школьная пресса, 2000. - 416 с.

8. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.

9. Каптерев, П. Ф. О саморазвитии и самовоспитании / П. Ф. Каптерев // Педагогика. - 1999. - № 7. - С. 73-84.

10. Ситаров, В. А. Дидактика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Ситаров; под ред. В. А. Сластенина. - М. : изд. центр «Академия», 2002. - 368 с.

11. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г. К. Селевко. - М. : Народное образование, 1998. - 256 с.

12. Цукерман, Г. А. Психология саморазвития / Г. А. Цукерман, Б. М. Мастеров. - М. : Интерпракс, 1995. - 288 с.

13. Поддьяков, Н. Н. Основное противоречие развивающейся психики ребенка / Н. Н. Поддьяков // Педагогика. - 2000. - № 1. - С. 12-20.

14. Зубра, А. С. Формирование культуры личности: пособие / А. С. Зубра. - Минск: Выш. шк., 2004. - 206 с.

At present the idea of personality self-development is utterly important for many concepts concerning man and it is in great demand as a subject and basis for scientific discussions and the basis of pedagogical innovations. The article deals with the results of theoretical research dealt with personality self-development. The approaches to the essence of this phenomenon and the ways of its realization in the educational practice are given.

multiurok.ru

Психологические особенности профессионального саморазвития педагога

Профессиональное саморазвитие может идти по направлениям: самоутверждения, самосовершенствования и самоактуализации.

Педагог утверждается в профессиональной сфере по разным мотивам: стремление соответствовать некоторому нормативу образа учителя; быть не хуже других; быть на уровне требований администрации и руководства; зависть к другим, так называемым «любимчикам» директора и др. Эти мотивы могут стимулировать работу над собой, но чаще всего удовлетворяются посредством использования собственных целей, о которых противоположная сторона не предполагает, при этом создается иллюзия независимости «радения за дело», стремления следовать высшем интересам.

Пример 1. Учитель в классе может быть настоящим диктатором, строить свои взаимоотношения с детьми на основе запугивания, добиваясь таким образом более высоких результатов, но при этом практически не работать над собой, не совершенствовать методику преподавания. Тот же учитель может «хвастаться» перед коллегами своими «достижениями», утверждаясь в их глазах и своих собственных.

Пример 2. Постоянные жалобы на учащихся на их ленивость и неспособность, на такой «плохой» класс служат оправданием учителю за неудачи и промахи в педагогической деятельности, вина за которые полностью возлагается на детей и их родителей.

Пример 3. Можно утверждаться перед руководством и коллегами, рассказывая всем, как ты много прочитал, что владеешь всеми педагогическими и методическими новинками, используешь оригинальные приемы работы со школьниками, называя авторов и книги, но реально не прочитав толком ни одной из них. Вообще способов манипулирования очень много и это предмет особого разговора.

Самосовершенствование побуждается чаще всего стремлением превзойти себя сегодняшнего, добиться более высоких результатов, повысить свое мастерство приобрести значимые для себя качества личности. Это постоянная работа над собой с целью позитивного изменения, приближения к некоторому идеалу Я, реализации тенденции к личностному росту. Процесс самосовершенствования педагога включает в себя следующие этапы:

· самоанализ собственной личности, деятельности и общения. В ходе самопознания проясняется преставление о себе, с своих сильных и слабых сторонах личности, срабатывают механизмы самопринятия личности. В зависимости от того, принимает себя личность или нет (принимает или не принимает отдельные качества личности), будет зависеть выбор стратегий самосовершенствования;

· формирование идеального образа Я осуществляется посредством задействования механизмов само прогнозирования; сам этот образ может быть более или менее обобщенным или конкретизированным, удаленным или приближенным во времени и т.п;

· формулирование программы саморазвития, где определяется порядок и последовательность действии педагога по самосовершенствованию, время, условия, прогнозируются результаты, способы и приемы самовоспитания и самообразования;

· реализация программы;

· контроль и оценка эффективности проведенной работы с внесением коррективов в дальнейшую работу над собой по своему профессиональному развитию.

Самоактуализация- это высшей уровень саморазвития, который начинается с момента самосовершенствования и самоутверждение (в его позитивных формах) и при благоприятных условиях далеко выходит за их рамки. Это происходит тогда, когда личность приобретает: чувство полной идентичности со своей профессиональной деятельностью, социальным окружением; зрелость; способность творить даже при решении простейших задач. Здесь ей уже не надо самосовершенствоваться, строить Основные вопросыы, программы и т.п., самосовершенствование становится повседневным и постоянным актом, в ходе которого человек реализует себя полностью, постигает смысли жизни и труда, объективно достигает общественно признаваемых результатов. Многочисленные психологические исследования показывают, что самоактуализирующийся педагог достигает на порядок выше результатов в обучении, воспитании детей, развитии их позитивной Я – концепции, чем педагог, не вставший на этот путь. Быть самоактуализирующейся личностью – значит быть счастливым человеком, счастливым во всех отношениях, во всех сферах жизни.

В контексте рассматриваемой проблемы особую актуальность приобретают вопросы, связанные с этапами профессионального саморазвития педагога. Психолог Л.М. Митина выделяет две модели профессионального саморазвития учителя: адаптационную и профессионального развития.

Адаптационная модель реализует общую жизненную стратегию, когда жизнь не выходит за пределы непосредственных связей. Человек находится как бы внутри самой жизни: всякое его отношение – это отношение к отдельным явлениям действительности, а не к жизни в целом. Здесь функционирует внешняя рефлексия.

Основное влияние на поведение учителя оказывают внешние обстоятельства и требования, поэтому его саморазвитие идет по пути приспособления к этим требованиям и проходит следующие стадии:

профессиональной адаптации. Возросшие требования общества, педагогического коллектива выступают в противоречие со сформировавшимися в вузе (училище) профессиональными знаниями, умениями, личностными особенностями. Пытаясь адаптироваться к профессиональному сообществу, молодой учитель перенимает, впитывает, устаивает чужой опыт, нередко проявляя некритичность. Превалирует стремление удовлетворять требованием значимой среды;

профессионального становления. Необходимость приспосабливаться к требованиям руководства и профессионального сообщества выступает в противоречие с выработанными к тому времени у учителя индивидуальным стилем деятельности и общения, профессиональными познаниями, собственными приемами и «техниками»;

профессиональной стагнации, когда учитель приспособил свои индивидуальные особенности и возможности к требованиям профессиональной среди и существует за счет достижении прошлого, эксплуатации стереотипов, канонизации собственного опыта. Все это нередко приводит к снижению активности, профессионального роста, невосприимчивости к новому, использованию своего положения для подавления школьников.

Модель профессионального развития характеризируется проявлениями собственно внутренней рефлексии, которая как бы приостанавливает поток жизни и выводит человека за его пределы, проясняет как ценности жизни, так и самого человека. При такой стратегии существуют три уровня самосознания, выделяемые по критерию полноты осознания себя самого и собственных мотивов жизнедеятельности: 1) соотнесение знаний о себе происходит в рамках сопоставления Я и Другого человека; 2) в рамках сопоставления Я и Я; 3) в рамках Я и Высшее Я (Идеальное Я, творческое Я).

Здесь саморазвитие выступает как непрерывный процесс самопроектирования личности учителя и тесно связано с уровнями развития самосознания. Л.М.Митина, рассматривая данную модель, также выделяет три стадии:

самоопределение – соотнесение знаний о себе происходит в рамках сопоставления Я и Другого (учителя, ученика, родителя). Сначала определенное качество воспринимается и понимается в другом человеке, а затем переносится на себя и происходит сознательный акт выбора, выявления и утверждения необходимости собственных изменений и преобразований. Обогащаясь чужим опытом, важно оставаться самим собой, не растерять собственных профессиональных взглядов, не поддаться негативным влияниям педагогической среди;

самовыражение, где соотнесение знаний о себе происходит в системе Я и Я. Учитель оперирует уже готовыми знаниями о себе. На этой стадии он соотносит свое поведение с той мотивацией, которую реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных и внутренних требовании. Главный мотив – стремление учителя к более полному проявлению своих возможностей;

самореализация – соотнесение знаний о себе происходит в рамках Я и Высшее Я (идеальное Я, творческое Я). На этой стадии формируется жизненная философия учителя в целом, осознаются смысл жизни, своя общественная ценность. Расширение рамок осознания самого себя, своего место в жизни вступает в противоречие с возможностью реализовать себя в профессиональной деятельности. Осознавая односторонность своего профессионального развития, учитель преодолевает ее и тем самым удовлетворяет потребность всестороннем развитии, т.е. потребность реализовать собственное творческое Я.

Таким образом, профессиональное самопознание и профессиональное саморазвитие оказываются тесно связанными друг с другом, определяя вектор и стратегии развития педагога как профессионала. В отечественной психологии предпринимаются попытки выделит и описать педагогов в зависимости от соотношения уровня существующего саморазвития и стремления к профессиональному саморазвитию. Так, в исследовании С.М. Рогожниковой педагоги подразделяются на несколько типов в зависимости от соотношения уровня самопринятия личности как важнейшего показателя зрелости профессионального самопознания и тенденции к самосовершенствованию как референтного показателя саморазвития. Наглядно соотношение этих факторов представлено на рис.1.

Стремление к самосовершенствованию

Низкий уровень Высокий уровень самопринятия самопринятия

Отсуствие стремления к самосовершенствования

Рис.1. Соотношение стремления к самосовершенствованию и самопринятию личности педагога (по С.М. Рогожниковой)

В результате было выделено четыре типа педагогов: 1) самоактуализирующийся – высокое самопринятие сочетается с выраженным стремлением к самосовершенствованию; 2) самодостаточный – высокий уровень самопринятия сочетается с отсутствием стремления к самосовершенствованию; 3) самоутверждающийся – низкий уровень самопринятия сочетается с выраженным стремлением к самосовершенствованию; 4) внутренне конфликтный – низкое самопринятие, сочетающееся с отсутствием стремления к самосовершенствованию. Дадим краткую характеристику названных типов.

Самоактуализирующийся тип отличается высоким принятием других, уверенностью, гибкостью, спонтанностью поведения, чувствительностью, отсутствием стремлений доминировать, подавлять других, открытостью, самоуважением, хорошими адаптивными способностями, эмоциональной комфортностью, что благотворно сказывается на профессиональной деятельности учителя, в частности на развитии коммуникативной компетентности (компетентности в общении). Личность данного типа практически не склонна к уходу от проблем, у нее низкий уровень внутренней конфликтности.

Самодостаточный тип характеризуется более низкими значениями адаптивности, эмоционального комфорта, уверенности, чувствительности, спонтанности поведения, конструктивности во взглядах на собеседника и более высокими показателями внутренней конфликтности, ухода от проблем, открытости и самоценности. Однако, как отмечает С.М. Рогожникова, эти различия в большинстве случаев не очень существенны в сравнении с первым типом. В результате педагог этого типа имеет менее благоприятные, личностно-профессиональные особенности, чем учитель первого типа, но более благоприятные, чем представитель третьего и четвертого типов. По всей вероятности, самопринятие обеспечивает достаточно высокую согласованность всех инстанций личности, порождая в целом удовлетворенность собой. Это хорошо адаптированный тип. Но как мы помним (по Л.М.Митиной), хорошая адаптация без саморазвития в конечном итоге может привести к стагнации.

Самоутверждающийся тип - непринятие себя, внутренняя конфликтность порождают стремление к самосовершенствованию, но оно идет в большинстве случаев по пути исправления своих промахов и ошибок, борьбы со своими недостатками. Самосовершенствование идет большой степени за счет развития в себе определенных качеств личности.

Внутренне-конфликтный тип имеет самое неблагоприятное сочетание личностно-профессиональных характеристик по сравнению с другими типами. Не принимая себя, учитель не принимает и детей, в ситуациях педагогического взаимодействия ведет себя негибко, поведение неестественное, он не обладает спонтанностью, излишне привержен к стереотипам. Стараясь не задумываться над трудностями, уходит от проблем. Испытывает эмоциональный дискомфорт, не просчитывает варианты возможных действий, не чувствителен к другим, руководствуется в своем поведении ситуацией адекватного самопринятия, нелюбовь к себе в сочетании с отсутствием стремления развиваться, продвигаться вперед рождают внутренние конфликты, неудовлетворенность жизнью, своим трудом, окружающими, в первую очередь детьми, которые воспринимаются как «плохие», неспособные, враждебно настроенные к педагогу, что и побуждает выплеснуть вовне внутреннюю раздраженность, конфликтность (в виде агрессии), повышенную требовательность. Низкие показатели адаптированности свидетельствуют о том, что именно такой тип составляет группу риска и готов перейти в стадию стагнации.

Приведенная типология показывает, что оптимальным является самоактуализирующийся тип педагогов, у которого самопринятие и самосовершенствование находятся в благоприятном сочетании. Однако, по данным С.М.Рогожниковой, таких педагогов только 25%. Что же мешает воспитателям, учителям, преподавателям встать нас вплотную к проблеме барьеров саморазвития.

cyberpedia.su

Развитие и саморазвитие личности | Саморазвитие и бизнес

Каждая личность – это, прежде всего, строгая индивидуальность, которая нигде не повторяется. Сколько нас не было б на всей планете, хоть семь миллиардов, хоть и больше, все мы разнимся где-то там, в душе и не можем быть похожи друг на друга.

Тем не менее, люди похожи в физическом плане и это приводит многих к мысли, что мы можем быть похожими и своим внутренним миром, но это большое заблуждение.

Может быть, какие-то черты характера, индивидуальные типы поведения у детей и их биологических родителей могут совпадать, но все-таки каждый человек – это неповторимость.

Чтобы создать личность, которая уже будет сформирована внутренне, естественно, необходимо ее развитие и саморазвитие. В современном мире развитие личности происходит очень стремительно. Этому помогает, как новейшие технологии, так и большее развитие науки в целом.

Конечно же, окружающая среда влияет на каждого из нас по-своему. Но даже самые лучшие психологи не смогут объяснить того, что личность способна хорошо развиваться сама. Саморазвитие личности – это не менее важный элемент общего ее развития.

Давайте рассуждать логически: если саморазвитие личности настолько важно, то зачем нам тогда развитие в соответствии с окружающей средой? Но сказать так – означает отбросить развитие на второй план.

Хорошим примером является книга Киплинга о маленьком мальчике, выросшем среди волков. Конечно, история о Маугли, скорее всего, является литературным вымыслом, но мы история знает реальные примеры детей, которые выросли среди зверей, после чего попадали к людям.

Так что саморазвитие не может быть определяющим фактором формирования личности. Из этого следует, что развитие и саморазвитие личности идут бок обок и не могут быть выброшены из общей цепочки, ведь даже отбрасывания одного из этих компонентов способно привести к личностному «краху» в буквальном смысле этого слова.

Несмотря на это, многие современные психологи годами ведут дискуссии о важности того или иного элемента в формировании человека, как личности. Но разве саморазвитие важнее развития или наоборот?

Конечно, авторитетные ученые могут приводить всякие примеры и аргументы в пользу своих научных теорий, но это как переливание вина из одного бокала в другой, от этого ничего не меняется, разве что посудина, из которой мы узнаем обо всех новшествах в этой загадочной науке под названием психология.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:
  1. Развитие личности в обществе
  2. Влияние воспитания на развитие личности
  3. Влияние семьи на развитие личности
  4. Развитие личности в общении
  5. Развитие сознания личности

growlider.ru

Самопознание и саморазвитие личности

Человек только тогда с гордостью может называться личностью, когда не останавливается в своем жизненном движении и делает максимум, чтобы реализовать себя в жизни и обществе.

Самопознание и саморазвитие личности – как раз те категории, которые обеспечат успешность и результативность процесса реализации себя. Понимание и содержание упомянутых категорий заложено в самом их названии.

Самопознание – умение, возможность и способность объективно посмотреть на себя и относиться к себе как к объекту познания. Саморазвитие – усовершенствование собственных потенциальных возможностей своими силами с целью достижения наивысшего уровня.

Наиболее развернуто, с использованием научного подхода самопознание рассматривается в психологии. Смысловые характеристики процесса познания себя представлены несколькими гранями:

  • здоровье личности – как психологическое, так и психическое;
  • гармония внутреннего мира и зрелость личности с психологической точки зрения;
  • оптимальная реализация личностного потенциала.

Описанные грани работают во взаимодействии и целостности, лишь так обеспечивается эффективность самопознания личности.

Процесс самопознания и саморазвития личности продолжителен по времени. Его осуществление проходит в течение всей сознательной жизни человека. Еще в раннем возрасте дети развиваются и познают свои возможности, окружающий мир через механизмы подражания.

Ребенок буквально впитывает все вокруг, не различая при этом содержания: что пригодится, а что не будет нужным; что относится к понятию «положительное», а что характеризуется как «отрицательное». Разделение и освоение всей воспринятой информации происходит в ходе дальнейшего саморазвития личности, где-то после 3-х летнего возраста.

Теоретических подходов к концепции саморазвития личности существует много. Один из них – Self-concept теория или самоконцепция. Предполагает способность к саморазвитию и психологическую готовность к нему. Человек, в процессе возрастного созревания, строит ряд убеждений относительно себя и находит собственный мотив, побуждающий к саморазвитию.

При этом складывается содержание мыслей и чувств человека, формируется специфика его поведения, отношение к окружающей действительности и мировосприятие. Каждый определенным образом творит собственный сценарий жизни, может усовершенствовать его при изменении сознания и образа мыслей.

Теория самоконцепции задает структуру личности, состоящей из тройственности собственного «Я».

Я в идеале – четкое суждение о своей уникальности, включающее представления о мечтах, идеалах, надеждах и иллюзиях. Это интегрированный образ идеального для конкретной личности человека, вобравший в себя лучшие качества и поведенческие проявления, черты характера и жизненные ценности – своего рода наивысший стандарт.

Я в реальности – то, как каждый видит свой собственный образ на данный момент, подобие внутреннего зеркала, где отражается личность, ее образы мира, поведение, мотивация и прочее.

Я в оценке себя – характеристика уровня самооценки личности, чувство собственной привлекательности или неудовлетворенности собой. Самооценка поддерживает индивидуальность человека или загоняет личность в тупик.

Саморазвитие личности в данной концепции выглядит как процесс интеграции компонентов «Я». На начальном этапе определяется собственный идеальный образ, каким должен быть совершенный человек по конкретным характеристикам – это позволяет максимально уточнить задачи саморазвития и подобрать оптимальные методики. Именно на это направляется мышление саморазвивающегося человека – хотя бы 15 минут ежедневно анализируется собственное мнение.

Так постепенно формируется представление о путях приближения к идеалу: как именно необходимо себя вести, с кем именно общаться, чем заниматься и что конкретно делать. Постепенно уменьшается разрыв между «я в идеале» и «я в реальности». «Я в оценке себя» подскажет, на правильном ли пути человек.

Возрастное развитие человека