Устные игры в слова для детей. Интересные и весёлые словесные игры в дорогу



Словесная игра
- игра с полным отсутствием материального компонента, происходящая исключительно путём речевого взаимодействия игроков, действующих по оригинальному своду правил.


1. Ассоциации

Суть игры:

Ведущий ненадолго выходит из помещения, за это время остальные решают, кого из присутствующих они загадают (это может быть и сам ведущий). Вернувшись, игрок задает остальным вопросы - с каким цветком у вас ассоциируется этот человек, с каким транспортным средством, с какой частью тела, с каким предметом кухонной утвари и т. п., - чтобы понять, кто загадан.

Вопросы могут быть самые раз­ные - это не ограничено ничем, кроме воображения играющих. Поскольку ассоциации - дело индивидуальное и точное совпадение тут может и не слу­читься, принято давать угадывающему две или три попытки.

Количество игроков:

Игра рассчитана на большую компанию, но если компания небольшая, можно расширить круг загадываемых общими знакомыми, не присутствующими в этот момент в комнате, хотя классический вариант "ассоциаций" - это все же герметичная игра.

2. Игра в "П"

Суть игры:

Один игрок загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, - но пользоваться он может при этом только словами на букву "п" (любыми, кроме однокоренных). То есть слово "дом" придется объяснять, например, так: "построил - проживаю".

Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: "постройка, помещение, пространство, простей­шее понятие…" И под конец добавить, например, "Периньон" - по ассоциации с шампанским Dom Perignon.

Если отгадывающие близки к победе, то ведуще­му пригодятся комментарии типа "примерно", "приблизительно", "почти пра­вильно" - или, в противоположной ситуации: "плохо, подождите!". Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шеп­чет его на ухо угадавшему - тот становится следующим ведущим.

Количество игроков:

3. Say the Same Thing

Суть игры:

На счет раз-два-три каждый из игроков произносит произвольно выбранное им слово. Далее цель играющих - с помощью последовательных ассоциаций прийти к общему знаменателю: на следующие раз-два-три оба произносят слово, так или иначе связанное с предыдущими двумя, и так до тех пор, пока не случится желаемое совпадение.

Предположим, что первый игрок сказал слово "дом", а второй - слово "колбаса"; в теории они могут совпасть уже совсем скоро, если на втором ходу после раз-два-три оба скажут "магазин". Но если один скажет "магазин", а другой - "холодильник" (чем не дом для колбасы?), то игра может затянуться, тем более что повторяться нельзя - ни магазин, ни холодильник уже не подойдут, и придется додумываться, скажем, до "рефрижератора" или "Икеи". Если же первоначальные слова далеки друг от друга (к примеру, "бордюр" и "невесомость"), то игровой процесс становится совсем непредсказуемым.

Количество игроков:

Бодрая и быстрая игра для двоих.

4. Характеры

Суть игры:

Один из игроков ненадолго покидает помещение, а пока его нет, остальные придумывают слово, коли­чество букв в котором совпадает с количеством оставшихся в комнате участ­ников. Далее буквы распределяются между игроками, и на каждую из них придумывается характер (поэтому слова, в которых есть "ъ", "ы" или "ь", не подходят). Пока слово не угадано, игроки ведут себя в соответствии с выбранным характером - задача ведущего понять, какие именно характеры изображают его партнеры, и восстановить загаданное слово.

Представим, к примеру, что компания состоит из семи человек. Один уходит, остальные придумывают шестибуквенное слово "старик" и распределяют между собой роли: первый, скажем, будет скрытным, второй - терпеливым, третий - авторитарным, четвертый - радушным, пятый - игривым и шестой - коварным. Вернувшегося игрока встречает какофония голосов - компания "проживает" свои роли до тех пор, пока их не разгадают, а ведущий задает игрокам вопросы, помогающие раскрыть их образ.

Единственное условие - как только ведущий произнесет верный характер - например, угадает ко­варного - тот должен признаться, что его инкогнито раскрыто, и объявить номер своей буквы (в слове "старик" - шестой).

Количество игроков:

Идеальное количество игроков в этой игре - от 4 до 10 человек.


5. Узнай песню

Суть игры:

Ведущий удаляется, а остав­шиеся игроки выбирают известную песню и распределяют между собой ее слова - каждому по слову. Например, загадана песня "Пусть всегда будет солнце": одному игроку достается слово "пусть", второму - "всегда", тре­тьему - "будет", четвертому - "солнце". Ведущий возращается и начинает задавать вопросы - самые разные и неожиданные: "Твой любимый город?", "Куда впадает Волга?", "Что делать и кто виноват?". Задача отвечающих - употре­бить в ответе свое слово и постараться сделать это так, чтобы оно не слишком выделялось.
Отвечать нужно быстро и не очень пространно, но не обязательно правдиво.

Ответами на вопросы в данном случае могут быть, например, "Один город мне выбрать сложно, но пусть сегодня это будет Рио-де-Жанейро" или "Волга - в Каспийское, но так происходит не всегда, каждый третий год она впадает в Черное".

Ведущий должен уловить, какое слово в ответе лишнее, и угадать песню. Часто играют со строчками из стихов, а не из песен.

Количество игроков:

Игра для компании от 4 человек.

6. Наводка

Суть игры:

Первый игрок из первой пары шепчет на ухо первому игроку из второй пары слово (нарицательное суще­ствительное в единственном числе), далее они по очереди должны называть свои ассоциации с этим словом (в той же форме - нарицательные существи­тельные; однокоренные слова использовать нельзя).

После каждой ассоциации партнер по команде того игрока, который ее озвучил, называет свое слово, пытаясь угадать, не оно ли было загадано изначально, - и так далее, пока задача не будет кем-то решена; при этом все уже прозвучавшие в игре ассоциации можно использовать в дальнейшем, добавляя при каждом ходе одну новую.

К примеру, пусть в одной команде будут игроки A и B, в другой - C и D. Игрок A шепчет игроку C на ухо слово "старик". Игрок C вслух говорит своему партнеру D: "возраст". Если D сразу отвечает "старик", то пара C и D заработала очко, но если он говорит, к примеру, "юность", то ход переходит к игроку А, который, пользуясь словом "возраст", предложенным C (но отбро­сив не относящуюся к делу "юность" от D), говорит своему партнеру B: "возраст, мужчина". Теперь B, вероятно, угадает старика - и очко уже зарабо­тает его команда с A. Но если он говорит "подросток" (решив, что речь о воз­расте, когда мальчики превращаются в мужчин), то C, к которому внезапно вернулся ход, скажет "возраст, мужчина, восьмидесятилетие", и уж тут, вероятно, "старик" будет угадан.

В одном из вариантов игры разрешается также "кричать": это значит, что, внезапно догадавшись, что же имелось в виду, игрок может выкрикнуть вариант не в свой ход. Если он угадал, его команда получит очко, а вот если он поторопился с выводами, команда очка лишится.

Играют обычно до пяти очков.

Количество игроков:

Игра для 4 человек, разбитых на пары (в принципе, пар может быть и три, и четыре).

7. Контакт

Суть игры:

Один загадывает слово (существительное, нарицательное, единственного числа) и называет вслух его первую букву, задача остальных - отгадать слово, вспоминая другие слова на эту букву, задавая о них вопросы и проверяя, не то ли загадал ведущий. Задача ведущего - как можно дольше не открывать игрокам следующие буквы в слове.

К примеру, загадано слово на букву "д". Кто-то из игроков задает вопрос: "Это случайно не место, где мы живем?" Здесь и начинается самое интересное: ведущий должен как можно быстрее сообразить, что имеет в виду игрок, и сказать "Нет, это не дом" (ну, или, если это и был "дом", честно в этом признаться). Но параллельно о том же самом думают и другие игроки, и если они раньше ведущего понимают, что имеется в виду "дом", то говорят: "контакт" или "есть контакт", и начинают хором считать до десяти (пока идет счет, у ведущего все еще есть шанс спастись и угадать, о чем идет речь!), а затем называют слово.

Если хотя бы двое совпали, то есть на счет десять хором сказали "дом", ведущий должен раскрыть следующую букву, и новый вариант отгадывающих будет уже начинаться на известные теперь буквы "д" + следующая. Если же обыграть на этом вопросе ведущего не удалось, то отгадывающие предлагают новый вариант.

Разумеется, есть смысл усложнять дефиниции, а не спрашивать обо всем впрямую, - поэтому вопрос про "дом" лучше звучал бы как "Это не там, где восходит солнце?" (с отсылкой к знаменитой песне "Дом восходящего солнца" группы "The Animals").

Обычно тот, кто в конечном счете добирается до искомого слова (называет его или задает вопрос, приводящий к победе), становится следующим ведущим.

Количество игроков:

Простая игра, в которую можно играть компанией от 3 человек.

8. Любимая буква

Суть игры:

Выбирается какая-то буква, и на любой вопрос ведущего игрокам нужно отвечать словами, начинающимися только с этой буквы. Задача ведущего - задавать каверзные вопросы, сбить с толка игроков. Игра проводится в очень быстром темпе. Если игрок ошибся и назвал слово на другую букву или замешкался и не смог назвать слово на счет "Раз-два-три", он выбывает из игры, и вызывается следующий участник - он вытаскивает уже другую букву. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся. И так - пока игра не надоест.

Пример:

Как тебя зовут?

В какой стране ты живешь?

В России

Твой любимый овощ?

Какой фильм ты смотрел вчера?

Ромео и Джульетта

Твой любимый писатель?

Ремарк

Количество игроков:
любое.

9. Две последние буквы

Суть игры:

Первый участник называет любое слово. Следующий участник на две последние буквы этого слова придумывает свое, но не говорит его, а объясняет любыми другими словами. Третий игрок понимает, что это за слово (он может задавать наводящие вопросы), но не говорит его вслух, а на две последние буквы этого слова придумывает свое слово и объясняет его следующему игроку. И так продолжается, пока не надоест.

Основные правила: слова должны быть существительными именительного падежа единственного числа; нельзя произносить слова вслух. Также не разрешается загадывать такие слова, на две последние буквы которых невозможно составить новые.

Пример:

1-й игрок: "Мячик"

2-й игрок: "Ее намазывают на бутерброд" (икра)

3-й игрок: "Когда его варят, он становится красным" (рак)

4-й игрок: "Он выступает в цирке" (акробат)

5-й игрок: "Человек, отрицающий существование Бога" (атеист) и т.д.

Самое интересное в этой игре то, что все понимают, о чем идет речь, а сказать-то нельзя.

Количество игроков: любое.

Суть игры:

Ведущий поочередно задает какие-либо несложные вопросы играющим, например: "Где вы сегодня проснулись?", "Чем вы едите суп?", "Какое сегодня число?" и т.п. Игроку, которому задан вопрос, нужно дать быстрый осмысленный ответ, при этом избегая в словах ответа буквы, которая по уговору объявляется запрещенной.

Допустим, что запрещенной является буква "о". Тогда на вопрос водящего "Где вы сегодня проснулись?" нельзя ответить "в кровати" - придется подобрать такой ответ, чтобы в нем не было буквы "о". Например, можно сказать: "На диване". Раздумывать долго не разрешается. Тот, кто замешкается или употребит в своем ответе запрещенную букву, становится ведущим и игра начинается сначала.

Можно несколько усложнить задание, объявив две запрещенные буквы: одну - гласную, другую - согласную. В этом случае от участников потребуется больше находчивости, а игра будет проходить веселее и оживленнее.

Количество игроков: любое

Литература и источники

Очереди в поликлинике, ожидание на остановке, долгая дорога в автобусе... Все эти ситуации сильно утомляют наших малышей, они начинают ныть и капризничать. Для подобных моментов (когда побегать проблематично и интересного рядом мало) палочкой-выручалочкой станут всевозможные словесные игры. Какие-то из этих игр вы наверняка уже знаете, в какие-то играли с вами ваши родители, ну а что-то может оказаться новым!:).

Игра в слова

Мама называет слово, малыш - слово, которое начинается на последнюю букву маминого слова: море - ехидна - акула - айсберг. Мамина задача - не просто отвечать ребёнку, а подбирать слова, которые бы заканчивались на редкие буквы (щ, ч, й, х...). Попутно можно расширить кругозор ребёнка, объясняя ему значения незнакомых слов.

Усложненные варианты:
Вариант 1. Можно говорить только слова на определённую тематику, например только растения или города.
Вариант 2. Слова должны составлять логическую цепочку.
Абрикос - сад (абрикос растёт в саду) - дерево (в саду растут деревья) - орех (растёт на дереве) - халва (её часто делают с орехами)...

Сочиняем сказку

Взрослый начинает свой рассказ по типу жили были..., говорит несколько предложений, а ребенок должен продолжить ваш рассказ. Потом снова вы рассказываете несколько предложений, таким образом вы и сочиняете и по очереди рассказываете сказку/историю. Можно задачу усложнить - пусть каждый игрок начинает свою часть со слов "И вдруг" или "Но" Чем больше участников, тем, как правило, интересней игра.

Дорожные истории.

Истории можно сочинять самые невероятные. А чтобы они получились интересней, надо только придумать принцип, по которому будут строиться ваши рассказы. Например, такой:
К сожалению или к счастью?
К счастью, мы взяли с собой заводного попугая.
К сожалению, он сломался.
К счастью, теперь будет тихо, и можно будет поспать.
К сожалению, от дневного сна бывает бессонница.
К счастью, ночью можно погулять на свежем воздухе и посмотреть на звезды... и т.д.

Слова с одной буквы

Называем слова по очереди с одной и той же буквы: Лампочка - лисичка - лимон - лыжи - ласточка

Найди лишнее

Мама говорит какие-то 3-4 предмета или понятия, а малыш находит лишнее и в идеале ещё и объясняет, почему это слово является лишним в списке.

Собака - кошка - яблоко - медведь. Лишнее - яблоко.
Дом - шалаш - тетрадь - квартира. Лишняя - тетрадь.

Находилки

Можно искать за окном предметы, начинающиеся на определенную букву или какого-то определенного цвета. С детками постарше можно делать это на скорость. С детками помладше лучше обойтись безо всякого соревнования. Возможно, даже придется помочь ребенку подсказками, что же начинается на эту букву из того, что находится в настоящий момент в поле его зрения.

Загадалки

Мама (или ребенок) загадывает предмет в зоне видимости, а ребенок его отгадывает. Прямые вопросы задавать нельзя, только наводящие, например: этот предмет большой? он серого цвета? он мягкий? и т.п. Отвечать можно только "да" или "нет"

Описатели:)

Для малышей помладше "загадалки" можно упростить. Например, мама описывает предмет, не называя его, а ребенок должен угадать. Лучше использовать предметы в зоне видимости.

"Кто первый"

Нужно загадать какой-то предмет, который есть шанс увидеть за окном поезда: грузовик, трактор, береза, двухэтажный дом, курица, белая машина и т.д. А дальше нужно просто смотреть в окошко! Кто первый увидит загаданный предмет - тот и победил!

Перевертыши

Возьмите любое слово, например, бабочка, и поменяйте буквы местами, получится баобчак. Предложите ребенку угадать, что это за слово такое странное. Можете писать на листе большими буквами, чтобы у ребенка еще и зрительная память работала. Эта игра очень нравится деткам, т.к. знакомые животные, птицы, насекомые становятся такими смешными. Суслик - лискус, лиса - асил, заяц - цазя, кошка - ашокк и т.д.

"Да и Нет не говорить, черное с белым не называть"

Игра из нашего детства, которая хороша развивает смекалку, память и речь. Ее смысл в том, чтобы заставить соперника сбиться и выбрать все-таки черный или белый цвет и сказать "да" или "нет"

Ведущий говорит: "Вам барыня прислала 100 копеек, 100 рублей. Вы поедете на бал?" Человек по неопытности может сразу ответить "Да" - тут и конец игры. А если он ответил: "Конечно, поеду" или что-то в этом роде игра продолжается. Задаются разные вопросы - цвет платья, машины, даже какими будут зубы, в общем человека запутывают так, лишь бы он сказал то, что нельзя говорить.

Превращалки

Играющий превращает существительное из последнего словосочетания в прилагательное и создаёт новое словосочетание. Например, первый игрок: прозрачное стекло -> следующий игрок: стеклянное окно -> следующий: оконная ручка и т.д.

Совместить несовместимое

Итальянский писатель Джанни Родари в книге "Грамматика фантазии" описал много словесных игр. Секрет этих игр в том, чтобы совместить несовместимое. Парадоксальное сочетание слов "выбивает" наш мозг из привычного русла. Вот тогда воображение и начинает работать на полную катушку.

1. Бином фантазии.

Суть игры в том, чтобы загадать два произвольных слова, а затем придумать мини-сказку по мотивам этих слов. Лучше всего играть в эту игру вдвоем или в группе, но можно и одному. Например, один человек загадал "уголек", другой "башня".

Бином: уголек - башня Попробуйте придумать историю по мотивам этих двух слов. Ваше воображение тут же начнет перебирать варианты. Например: - Часы на башне остановились, и город застыл. Только волшебный уголек может заставить вновь запустить их. - Мимо башни каждый день проходит человек, который везет тележку с углем. В это время часы на башне всегда странным образом начинают звонить. - Люди спилили и сожгли лесное дерево, которое не было деревом, а было башней народа гномов-лесовиков. - и т.д.

2. А что произойдет если? Эта игра отличается от предыдущей лишь тем, что нужно загадать "героя" и действие, которое оно совершает. А потом задайте себе вопрос: а что произойдет, если [герой] [действие].

Например: - А что произойдет, если тело закружится в танце? - А что произойдет, если Москва улетит на небо? - А что произойдет, если гвоздь захочет помыться?

3. Префикс.

Суть этой игры в том, что берется какое-нибудь слово и к нему добавляется приставка. Получается бином из оригинального и измененного слова. В качестве префиксов можно использовать: "не" "анти" "раз", "дву" "трех", "полу", "супер", "мини", "микро", "макро", "недо", "пере", "при", "под", "над", "квази" и др. Можно прибавлять эти приставки к тем предметам, которые вы видите вокруг себя, стоя в очереди или из окна автобуса/машины/поезда.

«Глупые» предложения.

Один игрок называет слово, второй придумывает предложение, состоящее из слов, начинающихся с букв задуманного. Например, слово «кубик» можно расшифровать как «красная улитка бегает и кувыркается» или «кирпичный усач барабанит и кланяется». В общем, любые глупости. Которые, тем не менее, прекрасно развивают образное мышление. Дома предложите малышу нарисовать запомнившиеся примеры.

Современный вариант игры «В города».

Первый говорит: « Я поеду в Ашхабад. Зачем?». Следующий должен ответить со словом на А: «Зачем? Азбуку учить!» Второй продолжает: « Я поеду в Барселону! Зачем?» Третий: « В Барселону – барбариски сосать! Я поеду (теперь город на в) в Вильнюс! Зачем?» Ответ должен быть на В.

Здесь логику соблюдать совсем не нужно, то есть ответы «чем прикольнее, тем интереснее» подходят куда лучше, чем правда жизни. Главное города и ответы на «зачем» должны быть по алфавиту, а не на ту букву, на которую заканчивается предыдущее слово, как мы привыкли играть раньше

Бабушкин сундук

Эта веселая игра укрепляет память и помогает сосредоточиться. Кто-то начинает говорить нараспев: «Я пошел на чердак и нашел…» - и называет любой предмет, какой захочет. Это может быть реальная вещь, а может быть и выдуманная. Например: «Я пошел на чердак и нашел фиолетовую собаку в желтую полоску (или подводную лодку, плавающую вверх дном, золотые карманные часы, трех марсиан, однорукую куклу)».

Второй повторяет: «Я пошел на чердак и нашел…» При этом он должен назвать предмет, который выбрал первый участник игры и добавить свой, продолжая рассказ. И дальше каждый следующий игрок повторяет все, что было сказано предыдущим, и прибавляет свое. Посчитайте, сколько предметов вы можете запомнить в последовательности к моменту завершения игры.

Обзор составила Корнилова А.


Вконтакте

Занимательная игротека. Сценарий

Ведущий.

Шел по лесу умный гном,

Нес в руках он толстый том.

Но споткнулся умный гном,

Выскользнул из рук тот том.

«Дом в опасности, друзья!

Все спасаемся, беда!» -

Буквы бросились бежать,

Гному их не удержать.

Очень уж расстроен гном,

Не прочесть без букв гот том...

Срочно гному помоги,

В книгу буквы все верни.

Е. Арсенина

Задание 1 : найди пропавшие буквы и верни их на место, расставив по смыслу. Справившись с заданием, ты узнаешь, как называется книга умного гнома.

Ответ: «Золотая книга сказок».

Задание 2 : замени в слове букву на другую таким образом, чтобы первоначальный смысл слова изменился. Например:

Рот - пот.

Шок - сок.

Нора - нога.

Мир - жир.

Домик - сомик.

Коза - роза.

Малина - Марина и т. п.

Задание 3 : подбери такое слово, которое при замене одного слога другим приобретет совершенно другой смысл. Например:

Малыш - голыш.

Кадушка - подушка.

Кукушка - макушка и т. д.

Задание 4: замени, добавь или исключи букву в словах так, чтобы они отвечали на вопрос «кто?»:

Рот - ...(крот).

Кол - ...(вол).

Капля - ...(цапля).

Дверь - ...(зверь).

Морока - ... (сорока).

Мак-...(рак).

Корона … (ворона).

Дом - ... (сом).

Роза - ... (коза).

Корка... (норка).

Роса - ...(оса).

Строфа - ...(дрофа) и т. д.

Задание 5 : какое смысловое значение приобретет слово, если из него вдруг исчезнет одна из букв? Вспомни сюжет одного мультипликационного фильма, в котором произошла ужасная путаница и неразбериха со значением слов. А все из-за того, что один мальчик никак не мог подружиться с буквами и словами, за что те и решили его немного проучить.

Вспомни: «в садик дверь была закрыта, а теперь она зарыта». Или: «мальчик был когда-то Колей, а теперь зовется Олей».

Придумай свои примеры:

крот - рот;

гастроном - астроном;

шпион - пион;

маленький - аленький и т. п.

Задание 6 : поставив буквы в правильном порядке, попробуй разгадать зашифрованное послание. Что завещал великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин своим потомкам?

Ответ: «Чтение - вот лучшее учение».

Задание 7: общеизвестно, что восток славится не только своими сладостями, прекрасными тканями и удивительными сказками, но и мудрыми изречениями и пословицами, содержание которых доступно пониманию и толкованию только «мудрейшим из мудрейших», «достойнейшим из достойнейших»...

Попробуй свои силы - объясни смысл данных восточных изречений и пословиц. Успешно справившись с заданием, ты можешь гордиться собой - ты стал одним из достойнейших мудрецов:

Однажды разумно мудрый заметил -

У добрых родителей добрые дети.

Приобретая новых друзей,

Дружбе будь верен старой своей.

Ученье, знание и труд

По жизни рядышком идут.

Прекрасен садовник работой своей,

Песней прекрасен в саду соловей.

Не важно, что имеешь,

Важнее, что умеешь.

У русского народа есть не менее мудрые пословицы и поговорки, некоторые из них схожи по смыслу с восточными. Вспомни их. (Яблоко от яблони недалеко падает. Старый друг лучше двух новых и т. п.)

Задание 8. «Словесная дуэль». Два соперника начинают свой интеллектуальный поединок: они «стреляются» словами на определенную букву. Например: один говорит пистолет, другой - паркет и т. п.

Тот считается побежденным, у кого запас слов иссякнет. Право первым начать «дуэль» и какой буквой «стреляться» решается жеребьевкой.

Задание 9 . Тест на внимательность и сообразительность. Прочитай отрывок небольшого рассказа, который имеет потайной смысл. Попробуй догадаться, какой?

«...Сегодня всем ученикам пришлось остаться дома. По радио передали, что из-за сильного мороза занятия в школе отменяются на целых три дня.

Ура! - воскликнул я и сразу позвонил моему другу Ваське. Но к телефону подошла его мама:

Рома, Василек заболел. У него сильный кашель...

Все ясно, подумал я, это все из-за мороженого. Эх, кабы знать, что занятия отменят! Дело в том, что сегодня должна быть решающая контрольная по математике. Л у Васьки и так двойка с тройкой спорят, не математический склад у него ума, что тут поделаешь! Но попробуй объяснить это нашей математичке. Лилия Петровна- человек суровый. Не в ладах с математикой, значит, человек ты конченный - лодырь и лоботряс. «Два» в журнал и маму в школу. Вот Васька и решил перестраховаться, вчера после уроков три эскимо и два пломбира съел. С больного что возьмешь? Ему покой и положительные эмоции необходимы.

Что ж, надо морально поддержать друга. С кульком его любимых ирисок и книжкой про шпионов я поднялся к Ваське. Он жил в моем доме, двумя этажами выше. Дверь мне открыла Васькина младшая сестра, между прочим, на редкость вредная девчонка. Она была в одном башмаке.

Привет, - сказал я и спросил, кивая на ее ноги - Л второй где, потеряла что ли?

И ничего не потеряла! Второй надеть не успела, тебе дверь открывала! Мама на работу ушла. Васька болеет. Выпалив все это на одном дыхании и успев при этом показать мне язык, Ритка тут же ускакала в свою комнату.

Васька встретил меня вымученной улыбкой, лежа на кровати. Молча кивнув в знак приветствия, я положил ему на кровать ириски и книгу.

Васька, пора принимать лекарство! - со взрослыми интонациями в голосе важно произнесла Ритка. Она уже успела обуться и теперь держала в руках стакан с отваром шиповника. - Ты должен выпить этот напиток, а иначе не выздоровеешь, так мама сказала. А маме сказала бабушка Люба, она у нас в Астрахани живет - эти слова уже предназначались мне. - Мама позвонила бабушке и сказала, что Васька заболел, а бабушка сказала маме...

Слушай, Ритка, уйди, а? - просипел вдруг Васька - /Дай хоть поболеть спокойно....».

Отрывок из рассказа Е. Арсениной «Не повезло».

Вопрос: Сколько цветов можно обнаружить в предложениях? Озаглавь рассказ. Придумай свою версию окончания рассказа.

Ответ: В рассказе упоминается семь цветов: василек, лилия, ирис, пион, мак, шиповник, астра.

Задание 10 . Поиграем в слова. Подбери такие слова, которые легко рифмуются друг с другом и почти одинаково звучат, но... Стоит убрать из слова всего одну лишь букву или заменить ее на другую - получается... Что может получиться, вы сейчас услышите:

Щиплет травку КОЗА,

Рядом дуб, на нем КОРА.

По коре ползет Оса,

На лугу блестит РОСА.

А в руках мужика Весело звенит КОСА...

Попробуй продолжить, зарифмовав, к примеру, такие слова, как нора-нога-рога и т. д.

Задание 11 . Даются через запятую слова. Расставь их по смысловому порядку так, чтобы получилась скороговорка: вороны, из-за, две, спозаранку, баранки, подрались.

Две вороны спозаранку

Подрались из-за баранки.

Задание 12 . Найденный во время археологических раскопок старинный пергамент, которому, по мнению историков, более трехсот лет, подвергся тщательному и доскональному изучению и анализу. «Таинственный свиток мог принадлежать одному из волшебников», - в один голос заявили ученые - археологи, историки и филологи.

Прочти написанное и ответь на вопрос: почему ученые мужи пришли к такому выводу?

Ответ: В древнем документе начертаны такие «волшебные» слова: «пожалуйста», «спасибо», «извините», «простите», «здравствуйте» - читай справа налево.

Задание 13: прочитай начало стихотворения Е. Арсениной «Нелепая история».

За окном, на стекло

Прилепилась мошка.

Улетай-ка поскорей,

Раздавлю ведь, крошка!...

Попробуй продолжить стихотворение, заменив слово «прилепилась» на «испугалась», добавив «я стучу»...

По стеклу я стучу:

«Улетай - раздавлю!»

Испугалась крошка,

Улетела мошка...

Казалось бы, что история с мошкой закончена - она улетела, стихотворение закончилось. Однако попробуем домыслить, какие последствия могла бы иметь для автора данного стихотворения встреча с маленькой безобидной мошкой.

Задание довольно трудное, поэтому вот вам небольшая подсказка: в уютной кухне перед окном, на столе вкусный завтрак. Автор, приготовившись было подцепить вилкой толстенькую ароматную сардельку, вдруг замечает на стекле приоткрытого окна маленькую козявку, снующую взад-вперед.

А так как наш автор, как и полагается быть всем авторам на свете, очень нервный (хотя и очень добрый) человек, страшно не любит, когда во время еды перед его глазами что-то мельтешит. Согласитесь, это сильно отвлекает от вкусной, сочной сардельки... просто портит аппетит! Так вот, автор со вздохом кладет свою сардельку обратно на тарелку и старается путем «мирных переговоров» убедить мошку покинуть его окно.

Как вы уже поняли, мошка оказалась довольно упрямым насекомым. Для того чтобы она улетела, автору пришлось настойчиво и продолжительно стучать по оконному стеклу. Облегченно вздохнув, что конфликт с упрямицей обошелся без рукоприкладства (наш автор за свою долгую жизнь и мухи не обидел, поэтому ни за чтобы не простил бы себе смерть маленькой беззащитной козявки) автор возвращается к своему нетронутому и слегка подстывшему завтраку с целью продолжить трапезу... но... не тут-то было... На столе остались лишь пустые тарелки и вилка. Вкусная, сочная и такая аппетитная сарделька, а вместе с ней сыр и колбаса бесследно исчезли! Испарились! Почему, как вы думаете? Что произошло дальше? Попробуйте самостоятельно домыслить и развить сюжет. ..

А сейчас послушайте, как описывает дальнейшие события злосчастного утра сам

Пока стоял я у окна

И наблюдал за мошкой -

Бесследно завтрак вдруг исчез

В желудке моей кошки!!!

Мой завтрак!

Съеден был!

Коварной толстой кошкой!

Сарделька, сыр и колбаса

Исчезли вмиг и без следа!

Схватил я тапку сгоряча,

Чтоб наказать воришку.

Но кошка, радостно урча,

Дала такого стрекача...

Виновных нечего искать,

Готов я честно вам сказать:

Не увлекись я мошкой,

Не обворован был бы кошкой...

Согласитесь, чем не детективная история: мошка в роли отвлекающего соучастника преступления, в роли жертвы несчастный автор, оставшийся без своего завтрака, и коварная авантюристка- кошка. Последней явно повезло: не только позавтракала за себя и за своего хозяина, но и избежала при этом хорошей трепки.

Ребята, как вы думаете, кто в действительности виноват во всей этой истории: сложившиеся обстоятельства, автор, мошка или кошка? Какие воспитательные меры, по вашему мнению, необходимо применить к вороватой кошке?

Творческие задания.

1. Озаглавьте стихотворение.

2. Если вы любите рисовать, умеете пользоваться красками - проиллюстрируйте данный сюжет.

Wikimedia Commons

Устные игры

Ассоциации

Игра для большой компании. Ведущий ненадолго выходит из помещения, за это время остальные решают, кого из присутствующих они загадают (это может быть и сам ведущий). Вернувшись, игрок задает остальным вопросы — с каким цветком у вас ассоциируется этот человек, с каким транспортным средством, с какой частью тела, с каким предметом кухонной утвари и т. п., — чтобы понять, кто загадан. Вопросы могут быть самые раз-ные — это не ограничено ничем, кроме воображения играющих. Поскольку ассоциации — дело индивидуальное и точное совпадение тут может и не слу-читься, принято давать угадывающему две или три попытки. Если компания небольшая, можно расширить круг загадываемых общими знакомыми, не присутствующими в этот момент в комнате, хотя классический вариант «ассоциаций» — это все же герметичная игра.

Игра в П

Игра для компании от четырех человек, любопытная вариация на тему «шля-пы» (см. ниже), но не требующая никаких специальных аксессуаров. Один игрок загадывает другому слово, которое тот должен объяснить остальным, — но пользоваться он может при этом только словами на букву «п» (любыми, кроме однокоренных). То есть слово «дом» придется объяснять, например, так: «построил — проживаю». Если сразу угадать не удалось, можно подбрасывать дополнительные ассоциации: «постройка, помещение, пространство, простей-шее понятие…» И под конец добавить, например, «Периньон» — по ассоциации с шампанским Dom Perignon. Если отгадывающие близки к победе, то ведуще-му пригодятся комментарии типа «примерно», «приблизительно», «почти пра-вильно» — или, в противоположной ситуации: «плохо, подождите!». Обычно после того, как слово угадано, объяснявший придумывает новое слово и шеп-чет его на ухо угадавшему — тот становится следующим ведущим.

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons

Say the Same Thing

Бодрая и быстрая игра для двоих, получившая свое название по видеоролику изобретательной рок-группы OK Go , из которого многие о ней узнали (музы-канты даже разработали мобильное приложение, помогающее играть в нее на расстоянии, — правда, в настоящее время оно недоступно). Смысл игры в том, что на счет раз-два-три каждый из игроков произносит произвольно выбранное им слово. Далее цель играющих — с помощью последовательных ассоциаций прийти к общему знаменателю: на следующие раз-два-три оба произносят слово, так или иначе связанное с предыдущими двумя, и так до тех пор, пока не случится желаемое совпадение. Предположим, что первый игрок сказал слово «дом», а второй — слово «колбаса»; в теории они могут совпасть уже совсем скоро, если на втором ходу после раз-два-три оба скажут «магазин». Но если один скажет «магазин», а другой — «холодильник» (чем не дом для колбасы?), то игра может затянуться, тем более что повторяться нельзя — ни магазин, ни холодильник уже не подойдут, и придется додумываться, скажем, до «рефрижератора» или «ИКЕИ». Если же первоначальные слова далеки друг от друга (к примеру, «бордюр» и «невесомость»), то игровой процесс становится совсем непредсказуемым.

Характеры

Игра для компании (идеальное количество игроков — от четырех до десяти), требующая от участников не только хорошего воображения, но и, желательно, мало-мальского актерского мастерства. Как обычно, один из игроков ненадолго покидает помещение, а пока его нет, остальные придумывают слово, коли-чество букв в котором совпадает с количеством оставшихся в комнате участ-ников. Далее буквы распределяются между игроками, и на каждую из них придумывается характер (поэтому слова, в которых есть «ъ», «ы» или «ь», не подходят). Пока слово не угадано, игроки ведут себя в соответствии с выбранным характером — задача ведущего понять, какие именно характеры изображают его партнеры, и восстановить загаданное слово. Представим, к примеру, что компания состоит из семи человек. Один уходит, остальные придумывают шестибуквенное слово «старик» и распределяют между собой роли: первый, скажем, будет с крытным, второй — т ерпеливым, третий — а вторитарным, четвертый — р адушным, пятый — и гривым и шестой — к оварным. Вернувшегося игрока встречает какофония голосов — компания «проживает» свои роли до тех пор, пока их не разгадают, а ведущий задает игрокам вопросы, помогающие раскрыть их образ. Единственное условие — как только ведущий произнесет верный характер — например, угадает ко-варного — тот должен признаться, что его инкогнито раскрыто, и объявить номер своей буквы (в слове «старик» — шестой).

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons

Узнай песню

Игра для компании от четырех-пяти человек. Ведущий удаляется, а остав-шиеся игроки выбирают известную песню и распределяют между собой ее слова — каждому по слову. Например, загадана песня «Пусть всегда будет солнце»: одному игроку достается слово «пусть», второму — «всегда», тре-тьему — «будет», четвертому — «солнце». Ведущий возращается и начинает задавать вопросы — самые разные и неожиданные: «Твой любимый город?», «Куда впадает Волга?», «Что делать и кто виноват?». Задача отвечающих — употре-бить в ответе свое слово и постараться сделать это так, чтобы оно не слишком выделялось; отвечать нужно быстро и не очень пространно, но не обязательно правдиво. Ответами на вопросы в данном случае могут быть, например, «Один город мне выбрать сложно, но пусть сегодня это будет Рио-де-Жанейро» или «Волга — в Каспийское, но так происходит не всегда , каждый третий год она впадает в Черное». Ведущий должен уловить, какое слово в ответе лишнее, и угадать песню. Часто играют со строчками из стихов, а не из песен.

Наводка

Игра для четырех человек, разбитых на пары (в принципе, пар может быть и три, и четыре). Механика предельно проста: первый игрок из первой пары шепчет на ухо первому игроку из второй пары слово (нарицательное суще-ствительное в единственном числе), далее они по очереди должны называть свои ассоциации с этим словом (в той же форме — нарицательные существи-тельные; однокоренные слова использовать нельзя). После каждой ассоциации партнер по команде того игрока, который ее озвучил, называет свое слово, пытаясь угадать, не оно ли было загадано изначально, — и так далее, пока задача не будет кем-то решена; при этом все уже прозвучавшие в игре ассоциации можно использовать в дальнейшем, добавляя при каждом ходе одну новую. К примеру, пусть в одной команде будут игроки A и B, в другой — C и D. Игрок A шепчет игроку C на ухо слово «старик». Игрок C вслух говорит своему партнеру D: «возраст». Если D сразу отвечает «старик», то пара C и D заработала очко, но если он говорит, к примеру, «юность», то ход переходит к игроку А, который, пользуясь словом «возраст», предложенным C (но отбро-сив не относящуюся к делу «юность» от D), говорит своему партнеру B: «возраст, мужчина». Теперь B, вероятно, угадает старика — и очко уже зарабо-тает его команда с A. Но если он говорит «подросток» (решив, что речь о воз-расте, когда мальчики превращаются в мужчин), то C, к которому внезапно вернулся ход, скажет «возраст, мужчина, восьмидесятилетие», и уж тут, вероятно, «старик» будет угадан. В одном из вариантов игры разрешается также «кричать»: это значит, что, внезапно догадавшись, что же имелось в виду, игрок может выкрикнуть вариант не в свой ход. Если он угадал, его команда получит очко, а вот если он поторопился с выводами, команда очка лишится. Играют обычно до пяти очков.

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons

МПС

Игра для большой компании. Здесь мы вынуждены предупредить читателей, что, увидев этот текст полностью, вы уже никогда не сможете водить — игра одноразовая.

Спойлер →

Сначала игрок, которому выпало водить, покидает комнату. Вернувшись, он должен узнать, что означает МПС, — заранее известно лишь то, что носи-тель этой таинственной аббревиатуры прямо сейчас присутствует в помеще-нии. Чтобы выяснить правильный ответ, водящий может задавать другим игрокам вопросы, ответы на которые должны формулироваться как «да» или «нет»: «У него светлые волосы?», «У него голубые глаза?», «Это мужчина?», «Он в джинсах?», «У него есть борода?»; причем каждый вопрос задается конкретному игроку, а не всем сразу. Скорее всего, довольно быстро станет понятно, что человека, отвечающего всем критериям, в комнате просто нет; соответственно, возникнет вопрос, по какому же принципу играющие дают ответы. «Вскрытие» этого принципа поможет ответить и на главный вопрос — что такое МПС. МПС — это вовсе не министерство путей сообщения, а м ой п равый с осед (то есть каждый игрок всегда описывает человека, сидящего справа от него). Другой вариант — КОП, к то о твечал п оследним (то есть каждый говорит о том, кто отвечал на предыдущий вопрос).

Контакт

Простая игра, в которую можно играть компанией от трех человек. Один загадывает слово (существительное, нарицательное, единственного числа) и называет вслух его первую букву, задача остальных — отгадать слово, вспоминая другие слова на эту букву, задавая о них вопросы и проверяя, не то ли загадал ведущий. Задача ведущего — как можно дольше не открывать игрокам следующие буквы в слове. К примеру, загадано слово на букву «д». Кто-то из игроков задает вопрос: «Это случайно не место, где мы живем?» Здесь и начинается самое интересное: ведущий должен как можно быстрее сообразить, что имеет в виду игрок, и сказать «Нет, это не „дом“» (ну, или, если это и был «дом», честно в этом признаться). Но параллельно о том же самом думают и другие игроки, и если они раньше ведущего понимают, что имеется в виду «дом», то говорят: «контакт» или «есть контакт», и начинают хором считать до десяти (пока идет счет, у ведущего все еще есть шанс спастись и угадать, о чем идет речь!), а затем называют слово. Если хотя бы двое совпали, то есть на счет десять хором сказали «дом», ведущий должен раскрыть следующую букву, и новый вариант отгадывающих будет уже начинаться на известные теперь буквы «д» + следующая. Если же обыграть на этом вопросе ведущего не удалось, то отгадывающие предлагают новый вариант. Разумеется, есть смысл усложнять дефиниции, а не спрашивать обо всем впрямую, — поэтому вопрос про «дом» лучше звучал бы как «Это не там, где восходит солнце?» (с отсылкой к знаменитой песне «Дом восходящего солнца» группы The Animals). Обычно тот, кто в конечном счете добирается до искомого слова (называет его или задает вопрос, приводящий к победе), становится следующим ведущим.

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons

Письменные игры

Энциклопедия

Не самая быстрая, но чрезвычайно увлекательная игра для компании от четы-рех человек — потребуются ручки, бумага и какой-нибудь энциклопедический словарь (желательно не ограниченный тематически — то есть БСЭ подойдет лучше, чем условная «биологическая энциклопедия»). Ведущий находит в энциклопедии слово, которое неизвестно никому из присутствующих (здесь остается уповать на их честность — но жульничать в этой игре неинтересно и непродуктивно). Задача каждого из игроков — написать энциклопедическое определение этого слова, придумав из головы его значение и по возможности замаскировав текст под реальную небольшую энциклопедическую статью. Ведущий тем временем аккуратно переписывает настоящую дефиницию из энциклопедии. После этого «статьи» перемешиваются и зачитываются ведущим в произвольном порядке, включая и настоящую, — а играющие голосуют за то, какой именно вариант им кажется наиболее убедительным. В конце концов происходит подсчет голосов и распределение очков. Любой игрок получает очко за верно угаданное настоящее определение и еще по од-ному очку за каждый голос, отданный другими участниками его собственному варианту. После этого листы раздаются обратно и разыгрывается новое сло-во — всего их должно быть примерно 6-10. В эту игру можно играть и коман-дами: придумывать мнимые определения коллективно. Похожим образом устроена игра «стихи» — но вместо сложного слова ведущий заранее выбирает две строчки из какого-нибудь малоизвестного стихотворения и предлагает участникам дописать четверостишия.

Игра из «Бесславных ублюдков»

Игра для компании любого размера, которую многие знали и до фильма Квен-тина Тарантино, но единого названия у нее нет. Каждый игрок придумывает для своего соседа роль (обычно это какой-нибудь известный человек), пишет ее на бумажке и приклеивает бумажку соседу на лоб: соответственно, все ви-дят, какая у кого роль, но не знают, кто же они сами. Задача участников — с помощью наводящих вопросов, ответы на которые формулируются как «да» или «нет» («Я историческая личность?», «Я деятель культуры?», «Я знамени-тый спортсмен?»), узнать, кем именно они являются. В такой форме, впрочем, игра довольно быстро себя исчерпывает, поэтому темы можно придумывать совершенно разные и вместо известных людей играть, например, в профессии (включая экзотические — «карусельщик», «таксидермист»), в кино- и литера-турных героев (можно смешивать их с реальными знаменитостями, но об этом лучше договориться заранее), в еду (один игрок будет ризотто, а другой, скажем, зелеными щами) и даже просто в предметы.

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons

Быки и коровы

Игра для двоих: один участник загадывает слово, причем заранее оговарива-ется, сколько в нем должно быть букв (обычно 4-5). Задача второго — отгадать это слово, называя другие четырех- или пятибуквенные слова; если какие-то буквы названного слова есть в загаданном, они называются коровами, а если у них совпадает и место внутри слова, то это быки. Представим, что загадано слово «чудак». Если отгадывающий говорит «точка», то получает от второго игрока ответ: «три коровы» (то есть буквы «ч», «к» и «а», которые есть и в «чу-даке», и в «точке», но в разных местах). Если затем он скажет «кочан», то полу-чит уже не трех коров, а двух коров и одного быка — поскольку буква «а» и в «чудаке», и в «кочане» находится на четвертой позиции. В итоге рано или поздно удается угадать слово, и игроки могут поменяться местами: теперь первый будет загадывать слово и подсчитывать быков с коровами, а второй — называть свои варианты и отслеживать, в какой степени они совпадают с загаданным. Можно и усложнить процесс, одновременно и загадывая свое слово, и угадывая слово противника.

Интеллект

Письменная игра для компании (но можно играть и вдвоем), состоящая из трех туров, каждый по пять минут. В первом игроки случайным образом набирают тринадцать букв (например, вслепую тыкая пальцем в книжную страницу) и затем составляют из них слова, причем только длинные — от пяти букв. Во втором туре требуется выбрать слог и вспомнить как можно больше слов, которые на него начинаются, можно использовать однокоренные (например, если выбран слог «дом», то подойдут слова «дом», «домра», «домна», «домен», «домовой», «домохозяйка» и т. п.). Наконец, в третьем туре вновь берется слог, но теперь нужно вспоминать не обыкновенные слова, а фамилии известных людей прошлого и настоящего, в которых он фигурирует, причем не обяза-тельно в начале, — то есть на слог «кар» подойдут и Карамзин, и Маккартни, и, например, Гамилькар. Важная деталь: так как этот кон провоцирует больше всего споров и жульничества, участники игры могут просить друг друга дока-зать, что этот человек действительно знаменитость, и тут нужно вспомнить хотя бы профессию и страну. Типичный диалог: «Как, вы не знаете Гамиль-кара? Но это же карфагенский полководец!» После каждого тура подсчиты-ваются очки: если то или иное слово совпало у всех играющих, оно просто вычеркивается, в остальных же случаях игрокам присуждается за него столько очков, сколько соперников не смогли его вспомнить. В первом туре можно еще добавлять очки за особенно длинные слова. По итогам туров нужно опреде-лять, кто занял первое, второе, третье и другие места, — и в финале игры эти места сложить. Цель — получить на выходе наименьшее число (к примеру, если вы были победителями всех трех туров, то у вас получится число 3 — 1+1+1, и вы чемпион; меньше не может быть чисто математически).

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons

Каркас

Игра для любого количества людей, которую придумал один из создателей шахматной программы «Каисса» и автор программы по поиску анаграмм Александр Битман. Сначала игроки выбирают несколько согласных — это будет каркас, скелет слова. Затем засекается время (две-три минуты), и игроки начи-нают «натягивать» на каркас гласные (а также «й», «ь», «ъ»), чтобы получились существующие слова. Согласные можно использовать в любом порядке, но только один раз, а гласные разрешено добавлять в любом количестве. К примеру, игроки выбирают буквы «т», «м», «н» — тогда им подойдут слова «туман», «манто», «мантия», «монета», «темень», «атаман», «немота» и другие. Побеждает тот, кто сможет придумать больше слов (как обычно, это должны быть нарицательные существительные в единственном числе). В игру можно играть даже с одной буквой — например, «л». Вокруг нее образуются слова «ил», «лай», «юла», «алоэ», «ель», а если договориться, что букву можно удваи-вать, — «аллея» и «лилия». Если стандартный «каркас» освоен, то задачей может быть сочинить целую фразу с одной согласной: хрестоматийный пример из книги Евгения Гика — «Бобби, убей боя и бей бабу у баобаба».

Цепочка слов

Игра для любого количества игроков. Многие знают ее под названием «Как сделать из мухи слона», а придумал ее писатель и математик Льюис Кэрролл, автор «Алисы». «Цепочка» основана на словах-метаграммах, то есть словах, различающихся лишь одной буквой. Задача игроков — превратить одно слово в другое с наименьшим количеством промежуточных звеньев. К примеру, сделаем из «лисы» «козу»: ЛИСА — ЛИПА — ЛАПА — КАПА — КАРА — КОРА — КОЗА. Интересно давать задания с сюжетом: чтобы «день» превратился в «ночь», «река» стала «морем». Известная цепочка, где «слон» вырастает из «мухи», получается за 16 ходов: МУХА — МУРА — ТУРА — ТАРА — КАРА — КАРЕ — КАФЕ — КАФР — КАЮР — КАЮК — КРЮК — УРЮК — УРОК — СРОК — СТОК — СТОН — СЛОН (пример Евгения Гика). Для тренировки можно посоревноваться в поиске метаграмм для какого-либо слова. К примеру, слово «тон» дает «сон», «фон», «ток», «том», «тан» и так далее — кто наберет больше вариантов, тот и выиграл.

Букварь «A. B. C. Trim, alphabet enchanté». Иллюстрации Берталя. Франция, 1861 год Wikimedia Commons

Шляпа

Игра для компании от четырех человек, требующая нехитрого инвентаря: ручек, бумаги и «шляпы» (подойдет и обыкновенный целлофановый пакет). Листы бумаги нужно разорвать на небольшие кусочки и раздать игрокам, количество кусочков зависит от того, сколько людей играет: чем больше компания, тем меньше приходится на каждого. Игроки пишут на бумажках слова (по одному на каждый кусочек бумаги) и бросают в «шляпу». Тут тоже есть варианты — можно играть просто со словами (существительное, нари-цательное, единственного числа), а можно с известными людьми или литера-турными персонажами. Затем участники делятся на команды — по два или больше человек в каждой; задача каждого — за 20 секунд (или 30, или мину-ту — хронометраж можно установить по собственному выбору) объяснить своим партнерам по команде наибольшее количество слов, произвольно вытащенных из «шляпы», не используя при этом однокоренные. Если водящий не смог объяснить какое-то слово, оно возвращается в шляпу и будет разыгра-но другой командой. В конце игры слова, отгаданные разными представителя-ми одной и той же команды, суммируются, их количество подсчитывается, и команде, у которой окажется больше бумажек, присуждается победа. Попу-лярный вариант игры: все то же самое, но в первый кон игроки объясняют слова (или описывают персонажей) устно, во второй — показывают панто-мимой, в третий — объясняют те же слова одним словом. А недавно появилась и настольная игра, где нужно не только объяснять и показывать, но и рисовать.

Телеграммы

Игра для любого количества игроков. Играющие выбирают слово, на каждую букву которого нужно будет придумать часть телеграммы — первая буква ста-нет началом первого слова, вторая — второго и так далее. К примеру, выбрано слово «вилка». Тогда телеграммой может стать следующее послание: «Верблюд исцелен. Лечу крокодила. Айболит». Еще один виток игры — добавление жан-ров. Каждый игрок получает задание написать не одну, а несколько телеграмм из одного и того же слова — деловую, поздравительную, романтическую (о ти-пах сообщений договариваются заранее). Телеграммы зачитываются вслух, выбирается следующее слово. 

Игры подобного рода удобны тем, что они не нуждаются в реквизите (если он нужен, то минимальный), их можно использовать в любом месте и в любое время. Устными играми можно как разнообразить праздник, так и просто занять часы в утомительной дороге или в долгой очереди. Такое развлечение может стать не только интересным времяпрепровождением, но и хорошим стимулом для умственного и речевого развития ребенка.

Города

Это, пожалуй, самая известная игра всех времен и народов нашей страны. Первый игрок называет любой город, следующий участник придумывает город на конечную букву предыдущего, например: МосквА - АрхангельсК - Курск.

Как вариант, можно усложнить игру: произносить названия городов определенной страны.

Еще одна игра в города перекликается с игрой «Я знаю…», где продолжением начальной фразы «Я знаю» могут быть совершенно разные варианты: пять названий городов на букву Р, пять городов Германии, пять городов Сибири и т.п. Главное - называть все пять не сбиваясь и не делая пауз.

Песни

Здесь участвуют как отдельные участники, так и команды. Первый игрок или команда запевают любую песню (1-2 строчки), соперники должны пропеть ответ - песню, начинающуюся на последнюю букву предыдущей. Эта веселая игра хороша на праздниках и в компаниях, где любят петь. Таким образом можно устроить настоящий концерт, пропевая песни полностью.

Три истории (правда или вымысел)

Каждый участник по очереди рассказывает две реальных истории, произошедших с ним, и одну вымышленную. Задача остальных - угадать, какая из них не правда. Желательно рассказывать вымышленную историю так, чтобы сразу сложно было догадаться, какая из трех - сочиненная.

Ассоциации

Ведущий выходит из комнаты, а остальные участники загадывают имя любого игрока. Задача ведущего - угадать этого человека, задавая вопросы-ассоциации, например:

«На кого из птиц похож этот человек: на пингвина, на воробья или на павлина?», «Если бы этот человек был домом, это была бы многоэтажка, коттедж или избушка?», «Этот человек: мак, роза или незабудка?»

Найди цвет

Это игра на быстроту. Ведущий пишет на листке имена игроков и за каждый быстрый ответ ставит балл возле имени ответившего. Задача участников как можно быстрее найти и показать загаданный ведущим цвет (в предметах быта, в одежде, в природе и т.д.) в ближайшем окружении.

Усложненный вариант игры: загадываются цвета с оттенками, например, светло-зеленый, грязно-розовый. Также можно загадывать редко произносимые названия цветов: лиловый, оливковый, хаки и т.п.

Для школьников будет полезна такая игра на английском или другом языке, который они изучают.

Найди загаданный предмет

Из всего, что доступно взгляду, ведущий загадывает один предмет. Игроки по очереди задают наводящие вопросы, чтобы отгадать его. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет». Каждый игрок может в свой ход сделать что-то одно: либо задать наводящий вопрос, либо предположить, что за предмет загадан. Если игрок неправильно предполагает предмет, то следующий ход он пропускает. Победивший меняется местами с ведущим и загадывает новый предмет.

Эта игра учит внимательно слушать, анализировать и делать выводы, ведь с помощью вопросов, заданных другими участниками, в свой ход можно угадать предмет.

Я никогда не…

Для этой игры понадобятся спички или другие мелкие предметы, которые можно брать и отдавать.

Каждому участнику раздается по 10 спичек (семечек, бусинок, палочек и т.п.). Игроки по очереди произносят фразу: «Я никогда не…» и продолжают ее каким-то фактом из своей жизни. Важно, чтобы это утверждение было как можно уникальнее и как можно меньше участников могли сказать о себе то же самое. Как только игрок произносит свою фразу, все остальные, кто не может о себе сказать этого, отдают ему по одной спичке.

Например, если вы скажете: «Я никогда не был пилотом на самолете», вы, скорее всего, не получите не одной спички, т.к. никто из игроков тоже не был пилотом. Но, если вы скажете: «Я никогда не ездил на велосипеде» - будьте уверены, что спичек вам дадут много. Близкие друзья, хорошо знающие друг друга, будут следить за тем, чтобы не было хитрости и обмана, т.к. некоторые факты сложно проверить у малознакомых участников игры.

Сумка

Эта игра развивает память и внимание. Первый участник начинает игру фразой: «Я беру сумку и кладу в нее…» дальше он продолжает, произнося любой предмет, например, яблоко. Следующий человек повторяет все сказанное предыдущим, но добавляет еще один свой предмет: «Я беру сумку и кладу в нее яблоко, носки». И так далее игра продолжается по кругу. Каждый запнувшийся выходит. Последний оставшийся участник, сумевший произнести без запинки всю цепочку, выигрывает.

Сочинялка

Эта забавная игра, если поймать волну вдохновения, очень повеселит ее участников. Задача проста: первый игрок произносит первую фразу стиха, второй - следующую и так далее. Самое главное - соблюдение рифмы. Для интереса можно записывать произведение, которое получается у сочинителей.

Упростить эту игру можно, раздав каждому по слову, которое будет рифмоваться со словом соседа. Тогда не будет напряжений с придумыванием рифмы: каждый сочиняет «начинку» строки. Например, из слов: любовь-морковь, слезы-розы может получиться такой стишок:

В сердце у меня любовь

Вырастает, как морковь.

Потому и лью я слезы -

Для полива милой розы.

Синонимы

Это игра для школьников и их родителей. Придумывается любое слово (лучше - глагол). Участники по кругу начинают произносить его синонимы. Пауз быть не должно, поэтому остановившийся выходит из игры. Выигрывает последний оставшийся участник.

Цепочка синонимов будет длиннее, если вставлять в нее образные понятия, например: бежать - лететь, работать - горбатиться и т.п. Также можно использовать не только одно слово, но и выражения, которые будут отражать тот же смысл: плакать - лить слезы, собираться - мылить лыжи.

Продолжи слово

Вариант 1. Играют два человека. Первый произносит половину любого слова, второй должен продолжить его и назвать все слово. Например:

Первый: «Пере..»

Второй: «…права. Гор…»

Первый: «од… Удо…» и т.д.

Побеждает тот, кто сумеет продержаться, не запнувшись.

Вариант 2. Игра для компании. Участники делятся на 2 команды, засекается три минуты и за это время команды должны придумать как можно больше слов с начатого слога. Побеждает та команда, у которой будет больше слов. Например, нужно придумать продолжение части слова «ком…»: коммунизм, коммунальщик, комната, комбайн, компания, комик, команда и т.п.

Расшифруй песню

Ведущий выходит из зала, все загадывают известную песню. Когда ведущий войдет, он должен, задавая любые вопросы (не относящиеся к песне), понять, что загадали участники. Каждый участник должен вставить в свой ответ одно слово из песни. Следующим ведущим становится тот игрок, на котором песня была узнана.

Например, загадана песня «Ой, цветет калина в поле у ручья»:

Ведущий: Какая сегодня погода?

1-й игрок: Ой, кажется, будет дождь.

Ведущий: Что ты сегодня ел на завтрак?

2-й игрок: У меня под окном цветет подсолнух, я ел семечки из него.

Ведущий: Какого цвета твоя рубашка?

3-й игрок: Если сравнить цвет моей рубашки с растениями, она будет примерно как калина. И т.п.

Важно составлять такие предложения, с которыми ведущий не сразу догадается, о какой песне идет речь.

Изменять падеж, число, склонение, спряжение слов нельзя: они должны оставаться в той форме, в которой стоят в песне.

Игры на смекалку

В этих играх участники должны догадаться, по какой схеме действует ведущий.

От креста к параллели

Все садятся вокруг на стулья. Берется фант (любой предмет), который будет удобно передавать. Ведущий начинает игру, передавая фант любому участнику, со словами: «От креста к параллели». Участник должен передать его любому другому игроку, правильно сказав: от креста к параллели, или от параллели к кресту. Задача игроков угадать, что за система действует в этой игре: когда они кресты, а когда параллели.

На самом деле, ответ предельно прост: когда человек сидит на стуле, положив ногу на ногу, он - крест, а, когда обе его ноги стоят параллельно, он - параллель. Поэтому один и тот же участник может быть десятки раз и крестом и параллелью.

Предупредите игроков, чтобы первые, догадавшиеся о системе игры, и убедившиеся, что они действительно поняли все верно, не рассказывали сразу об этом остальным участникам. Можно только сказать: «Я понял», продолжать играть и ждать, когда догадаются остальные.

Я беру с собой в поход…

Ведущий говорит начальную фразу: «Я беру с собой в поход…» и дальше произносит какой-то предмет. Игроки один за одним начинают пробовать так же что-то взять с собой и называют свои предметы. Ведущий должен сказать: можно брать их или нельзя, а участники тем временем должны догадаться, по какому принципу можно брать вещи в поход.

Вариантов здесь может быть очень много (их можно придумать самим): от простых, до сложных. Все будет зависеть от возраста игроков. Например, можно брать в поход предметы:

1. начинающиеся или заканчивающиеся на определенную букву:

Ведущий: «Я беру с собой в поход кружку».

1-й игрок: «Я беру с собой в поход коляску».

2-й игрок: «Я беру с собой в поход клюшку».

2. состоящие из определенного материала (только металлические или только деревянные):

Ведущий: «Я беру с собой в поход иголку».

1-й игрок: «Я беру с собой в поход ложку».

2-й игрок: «Я беру с собой в поход монету».

3. начинающиеся на первую букву имени игрока:

Ведущий (Ваня): «Я беру с собой в поход варенье».

1-й игрок (Лена): «Я беру с собой в поход лыжи».

2-й игрок (Слава): «Я беру с собой в поход соль».

4. только съедобные (или только несъедобные).

5. только те, что находятся вокруг игроков. И т.д.

Детектив

Ведущий говорит, что у него есть детективная история, сюжет которой игроки узнают, задавая наводящие вопросы. Ведущий имеет право отвечать только «да», «нет» и «не знаю», а участники должны догадаться, по какой схеме дает ответы ведущий.

Например:

1-й игрок: «Это было в большом городе?»

Ведущий: «Да».

2-й игрок: «На дворе стоял апрель?»

Ведущий: «Не знаю».

3-й игрок: «Жильцы услышали выстрел?»

Ведущий: «Да».

Секрет этой игры на смекалку заключается в следующем: когда вопрос оканчивается на гласную, ведущий говорит: «Да», когда - на согласную: «Нет», когда на мягкий знак: «Не знаю».

Фото - фотобанк Лори