Зачем человеку нужен язык? (Изучение русского языка). Язык: зачем человеку нужен язык
Величайшая ценность человечества – язык. Членораздельным языком, как высшим даром, отличается человек от животного.
Но люди пытались вступать в диалог. Они делали друг для друга какие-то заметки в виде набора узелков, ракушек, позже рисовали картинки (это был период пиктографии). Постепенно человечество «дошло» и до осмысленной речи.
Что такое язык?
Язык – это уникальное средство общения. Без языка невозможно учиться, овладевать профессиями, обмениваться мыслями. Огромна роль языка в развитии культуры, науки, в воспитании.
Язык – это сложная и совершенная система знаков, в точности приспособленная для передачи человеческих мыслей и чувств.
Возникновение языка – одно из самых таинственных событий, связанных с появлением на земле человека. Язык, в отличие от иных составляющих человеческой культуры, нельзя причислить к изобретениям человека. Но с помощью языка люди придумали множество знаковых систем.
Для чего нужен язык?
Язык нужен для того, чтобы люди могли понять друг друга.
Язык появился потому, что в нём возникла необходимость: на работе и в быту нужно было общаться, оперативно принимать решения, давать ответы на вопросы. Язык – самая совершенная коммуникативная система.
Посредством языка духовное сокровище одного поколения передается другому.
Язык – это орудие мышления. Мышление индивида опирается на языковые средства.
Язык – мощный инструмент на пути совершенствования и прогресса.
Язык — важнейшее средство человеческого общения.
Ещё раз о главном
Зачастую мы не думаем о важном, например, о роли языка в нашей жизни, о том, как хорошо, что есть речь. Мы не испытываем счастья оттого, что есть буквы, слоги, предложения. А ведь язык – это великое благо.
Человек так устроен, что у него есть настоятельная потребность делиться своими знаниями, думами, чувствами с другими людьми.
Менялись эпохи, законы, представления о жизни – но общение было всегда. Важный инструмент, без которого неосуществимо это общение, неосуществимо мышление – это знак, то есть возможность наделять некий внешний сигнал, предмет или изображение определённым смыслом. Это по силам сделать только человеку. И человек постоянно работает над созданием новых и улучшением старых знаковых систем, чтобы с их помощью удовлетворить свои потребности в передаче и получении информации.
Язык – мощный союзник и помощник человека в овладении миром.
Ежедневно общаемся с другими людьми, делимся мыслями, чувствами и событиями, произошедшим в нашей жизни. Мы с самого от начала и до конца дня используем слова практически без перерыва. Но мы редко задумываемся о том, какую роль играет в нашей жизни язык.
С девяти месяцев ребенок человек начинает использовать речь и заканчивает лишь с наступлением старости. Это не только способ передачи своих мыслей, но и средство, к которому мы обращаемся, чтобы подбодрить близких людей или донести важную информацию. Язык является помощником в общении с другими людьми, и это, несомненно, надо ценить. Иногда грубое слово обижает человека, а доброе – делает сильнее. Поэтому никогда не стоит забывать о весе слова, его влиянии на людей.
Также пополняя наш словарный запас, мы развиваем наш мозг, с помощью языка учимся рассуждать, спорить, анализировать. Именно язык отличает нас от животных, ведь он дает способность мыслить, не действовать инстинктами.
Также язык отражает культуру народа, который его использует. Я думаю, что русский язык очень красив. Сколько в нем синонимичных слов, средств выразительности. В языке отражается и история нашей страны, видны произошедшие изменения. И иногда становится обидно, что в разговоре используют так много иностранных слов.
Но, несмотря на это, до сих пор популярно стихотворение в прозе И. Тургенева «Русский язык», в котором говорится о том, какую поддержку человеку и может оказать язык. Именно он скрепляет национальности, в нем находится вся сила народа. Он помогает в трудные времена держаться вместе.
Затрагивая эту душетрепещущую тему, вспоминается стихотворение Анны Ахматовой «Мужество». Оно говорит о том, что в годы войны народ сохранит «Великое русское слово», тем самым показывая его значимость. Ведь язык – олицетворение народа, без него не может существовать национальность, ведь он скрепляет всех людей вместе. Русское слово – это то, за что нужно сражаться в тяжелые времена, ведь он – прошлое, настоящее и будущее целой страны.
В заключение мне хотелось бы сказать, что язык необходимо не только беречь, но и уметь им пользоваться. Нужно всегда знать значение применяемых слов, стремиться использовать как можно меньше иностранных, так как это портит всю красоту нашего языка, читать классическую литературу и помнить, что каждая брошенная нами фразу играет важную роль в человечной жизни и никогда не использовать их необдуманно.
По русскому языку 5-7 предложений
Несколько интересных сочинений
- Образ мечтателя в творчестве Достоевского. Итоговое сочинение
Образ мечтателя, однажды появившись в творчестве Достоевского, остался там навсегда. Он стал своего рода символом и отличительной чертой произведений Федора Сергеевича.
- Анализ рассказа Чехова Черный монах
Талант, гениальность, мания величия. Эти темы старались осветить многие писатели. А.П.Чехов в 1893 году пишет повесть «Черный монах» о своем современнике
- Сочинение Семья в жизни человека и ее роль
Семья – сколько в этом слове любви, нежности, трогательности. Если верить Ожегову, семья – это группа живущих вместе близких родственников, но ведь родные и близкие по духу нам люди не всегда рядом с нами.
- Образ и характеристика Мастера в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение
Роман Булгакова Мастер и Маргарита отличается своеобразием характеристики своих героев, но одним из самых главных и ярких персонажей является Мастер.
- Анализ романа И дольше века длится день Айтматова
Каждый человек хочет общаться с другими людьми. Люди не живут без общения, разве что их забросит куда-нибудь, на необитаемый остров. И то, не общаясь с другими, человек может одичать. А для того, чтобы общаться, обмениваться информацией, человеку и нужен язык.
В словах любого языка содержатся понятия, которыми человек пользуется в повседневной жизни. Если бы не было языка, то предметы и явления не имели бы названий. А человек стремится всему дать имя, определение: ложка, кошка, плошка. И чтобы давать имена себе и другим людям, человек тоже пользуется словами языка. Без речи, без языка все люди так и остались бы безымянными. Мы даже не смогли бы различать друг друга!
С помощью языка люди передают друг другу свои знания. Когда-то человек изобрел, например, колесо. Он передал свой опыт другим людям с помощью слов, и они тоже научились мастерить колёса. Он рассказал им, чем полезно его изобретение. А если бы не было языка, другие люди так и не узнали бы, зачем нужно колесо и как его делать. Передавать знания - очень важное свойство языка. Когда люди научились передавать речь в письменном виде, они построили цивилизацию.
А еще с помощью языка человек выражает свои чувства. Он говорит словами о своей любви, симпатии. Еще ими же можно выразить ненависть, ярость, гнев, но я бы хотел сказать именно о хорошем. Доброе слово воодушевляет людей, им можно согреть другого человека.
Конспект урока русского языка.
Класс : 5
Тема учебного занятия : «Зачем человеку нужен язык»
Продолжительность учебного заня тия: 45 мин.
Тип учебного занятия : Изучение нового материала..
Целеполагание :
Показать учащимся, что язык – это универсальное средство общения, и что свободное владение родным языком – признак культуры человека; способствовать углублению и систематизации лингвистических знаний и совершенствованию речевых умений; раскрыть связь основных единиц языка и разделов лингвистики, изученных в школе;
Научить сопоставлять значение, структуру и правописание слов;
Привить любовь и уважение к родному языку.
Оборудование:
Учебник под редакцией М.М.Разумовской «Русский язык. 5 класс», 2009г.;
Компьютер, проектор;
Презентация;
Таблица «Единицы языка и разделы лингвистики»;
Таблица «Слово»,
Словари русского языка,
- инструкция по работе со словами из рубрики ЗСП.
Ход урока .
I . Целеполагание.
1.Интрига. .
Учитель.
Наш урок посвящён очень интересному вопросу, но, чтобы ответить на него, нужно провести, как говорят учёные, эксперимент . Что означает это слово? (Опыт.) Кто из вас хочет хоть на минуту побыть актером? Задание детям (два человека у доски) без слов разыграть сценку. Темы сценок: «Поймал большую щуку»; «Пятерку получил».
Беседа.
Что изображали наши «актеры»?
На каком языке они говорили? (Язык мимики и жеста, пантомимы.)
Почему нам не всегда было понятно, что изображали товарищи? (Бессловесная, неозвученная речь трудна для понимания и общения.)
2. Объявление темы и целей урока
.
Учитель
:
Вы немного удивлены такому необычному началу урока? Может быть, кто-то догадался, с чем это связано? (Помогает учащимся определить тему урока).
- Народная мудрость гласит: «Язык дан человеку, животным - немота».
Нам сегодня предстоит выяснить, для чего человеку нужен язык, возможно ли владение языком вне общества, какой речью должен владеть человек. А в этом нам помогут лингвистические тексты учебника, словари русского языка, таблица, презентация и, конечно, ваши знания .(Слайд №1). Сформулируйте и запишите свои задачи на этот урок.
II . Актуализация знаний .
1) Вводная беседа «Что вы можете рассказать о языке?».
Вопросы к беседе :
Что, по вашему мнению, называется языком?
Какие языки вы знаете?
Для чего человеку нужен язык?
Можно ли обойтись без языка в жизни?
Что объединяет разные языки, например, русский и немецкий?
2) Словарная работа .
-
А теперь обратимся к толковому словарю С. Ожегова. В нём мы найдем
точное значение слова
язык
:
О каком языке мы будем говорить на уроке?
3) Объяснение смысла эпиграфа.
Эпиграфом урока является высказывание Г.Р.Державина: « Язык всем знаниям и всей природе ключ». (Слайд №2) . Как вы понимаете смысл высказывания.
Что такое «эпиграф»? Спишите его без ошибок.
4) Исследование таблицы «Единицы языка и разделы лингвистики».
Учитель. Язык изучает лингвистика. (Слайд №3) . Мы знаем, чтобы сообщить нечто и быть понятым, надо действовать в системе данного языка, по законам его структуры, правильно пользуясь тем, что относится к области лексики, фонетики, морфологии и синтаксиса. Во избежание трудностей, давайте закрепим лингвистические термины , чтобы увереннее быть в своих знаниях при выполнении тренировочных упражнений.
Рассмотрите таблицу, прочитайте её, подбирая примеры. (Одновременно под контролем учителя уточняют содержание основных лингвистических терминов)
Единицы языка и лингвистики.
фонетика
орфоэпия (правила произношения звуков)
графика (правила обозначения звуков на письме)
морфемика (состав слова)
словообразование
орфография (правила написания морфем)
морфология
стилистика (употребление слова в разных частях речи);
орфоэпия (правила постановки ударения в словах);
орфография (различие собственных и нарицательных имен на письме);
различие слова и СС (малопонятный и мало понятный)
Словосочетание
синтаксис;
фразеология
стилистика (употребление СС в разных стилях речи)
Предложение
синтаксис
стилистика (употребление предложения в разных стилях речи);
пунктуация (правила расстановки знаков в предложении);
интонация (особенности методической и ритмической организации предложения)
5)Работа по учебнику. Анализ лингвистических текстов учебника .
Прочитайте текст сначала про себя, а затем вслух.с соблюдением логических ударений, пауз, в неторопливом темпе.
Объясните, о чём этот текст? Озаглавьте его. (Слайд № 4)
Найдите предложения, которые выражают главную мысль текста и запишите их..
(Слайд № 5).
- Какие слова вам незнакомы?
- Прочитайте последнее предложение текста. Попробуйте доказать справедливость этой мысли, отвечая на вопрос: «Что изменится в твоей жизни, если исчезнет язык?»
Спишите без ошибок первый абзац, проговаривая по слогам трудные для написания слова.
Прочитайте текст сначала про себя, а затем вслух.
Озаглавьте текст. Найдите предложение, которое передаёт главную мысль текста. (Если ребёнок растёт не с людьми, а в стае животных, то он никогда не научиться говорить). Почему?
Зачем человеку нужен язык? (Слайд № 6).
6) Физкультпауза .
Потрудились – отдохнём!
Встанем – глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
?). Работа по учебнику Подробное знакомство с рубрикой ЗСП . (Слайд № 7).
Кто попробует расшифровать ЗСП?(учитель помогает учащимся).
З – значение слова (происхождение)
С – морфемное строение (структура)
П – правописание.
Рассмотрим таблицу «Слово», так как именно слово лежит в основе работы с рубрикой ЗСП. (Под руководством учителя учащиеся осмысливают эту таблицу).
лексическое значение строение (структура) как часть речи
главный смысл грамматическое
значение
Учитель . А.П.Сумароков утверждал: «Нельзя, чтоб тот себя прославил, кто грамматических не знает свойств и правил». С этими словами невозможно не согласиться.
Слово имеет лексическое значение – его главный смысл заключен в корне. Зная лексическое значение, мы сможем правильно применить правило.
Для того, чтобы знать значение, происхождение слова, правильно членить его на морфемы, необходимо обращаться к справочной литературе. (Учитель знакомит учащихся со словарями русского языка, представленными на выставке).
Внимательно рассмотрите слова рубрики ЗСП- 1.. Подберите к ним однокоренные, составьте с ними предложения. (Слайд № 8).
Инструкция по работе со словами из рубрики ЗСП
(учитель раздаёт каждому учащемуся на уроке).
1. Проанализируйте слово.
2.Перепишите слово без ошибок, воспроизводя, где это указано, обозначение морфем и ударений.
3.Запишите обозначенное проверочное слово, которое «вывело» на верное написание.
4. Прочитайте слова, сопоставляя значение, структуру и правописание.
5.Запомните правописание каждого слова.
8)Послушайте легенду о языке.
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовит самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость. Ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка».
Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям.
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее.
Эзоп опять пошел покупать языки. Все удивились этому.
Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может развязать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?!»
Предание говорит, что не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.
Вопросы и задания:
– Почему баснописец Эзоп в одном случае говорит, что лучше языка ничего на свете нет, в другом – утверждает, что язык – это самое худшее, что есть на свете? Как понять это противоречие?
– Что общего в рассказе о баснописце Эзопе и в высказывании Л.Н.Толстого: «Слово – дело великое. Великое, потому что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же можно служить вражде и ненависти. Берегитесь такого слова, которое разъединяет людей?”
– К чему призывает Л.Н.Толстой?
- Попробуйте доказать, что язык - ваш друг. Ответьте на вопрос профессора: «Когда язык становится врагом человеку?» (Слайд № 9).
При подготовке ответа пользуйтесь планом:
1)Небрежная речь, засоренная пустыми, бессмысленными словами.
2)3лая речь, жестокая и оскорбительная для других.
3) Невежливая, неуважительная речь.
4) Неграмотная речь.
5. Рефлексия
Зачем человеку язык?. (Слайд № 10).
(Рефлексивный прием по принципу незаконченного предложения)
- «На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался, я научился….»
- «На уроке мне особенно понравилось…»
- «Сегодня нам удалось…»
Учитель .
Закончить наш разговор о языке мне хочется диалогом из рассказа М.Горького:
– Ты таким языком со мной не смей говорить!
– А у меня один язык (Высовывает язык, показывает), и я со всеми им говорю.
Ребята, я думаю, что всем понятно, в каких значениях употреблено слово «язык». Ведь мы сегодня говорили об этом целый урок.
6) Выставление оценок за урок.
7) Домашнее задание :
1.Для всех – на основе лингвистических текстов учебника составить связный рассказ на тему «Зачем человеку нужен язык»; параграф 1,упражнение 5 (письменно), ЗСП 2.
Наталия Першина
Конспект занятия по валеологии «Зачем человеку нужен язык» в средней группе
Конспект занятия с детьми средней группы
«Зачем человеку нужен язык » .
Цель : Познакомить детей с языком – органом вкуса : закрепить знания детей об основных вкусах. Расширить знания детей о роли языка в жизнедеятельности человека .
Задачи : 1) Рассмотреть внешний вид языка ;
2) Сформировать представление о том, что он выполняет много разных функций;
3) Развивать у детей логическое мышление;
4) Совершенствовать навыки экспериментирования и способность к коллективному труду;
5) Тренировать умение понимать и выполнять словесные указания педагога.
Материалы : Картинка – рисунок «Язык человека » , картинка с изображением языка , реагирующего на разные виды продуктов : карточки к игре «Подбери продукты по вкусу» , кусочки разных продуктов на тарелочках к игре «Угадай по вкусу» .
Ход занятия:
Воспитатель : Дети, мы с вами продолжаем путешествовать по удивительной планете «Человек » . Вы уже знаете, зачем человеку нужны руки , ноги, уши, глаза, нос. Есть еще один орган, без которого бы человек не смог бы жить .
Послушайте загадку :
«Если б не было его,
То не съел бы ничего?»
Дети : Язык , рот.
Воспитатель : Правильно. Язык – очень важный орган и вы все знаете, что находится он во рту. Рот играет важную роль для человека . Это сложный орган, который умеет дышать, кусать, жевать, смачивать еду слюной, согревать или охлаждать ее, глотать. Кроме того, он умеет бороться с микробами, а также петь, говорить, смеяться.
Как можно его назвать, если в нем живет язык ?
Дети : Домик.
Воспитатель : Верно, рот – домик для языка . Это еще и вход в пищеварительный тоннель. И как перед настоящим тоннелем, в нашем домике сидит охранник. Толстый, красный, мокрый. Кто это?
Дети : Язык .
Воспитатель : Да, это все тот же язык . Но почему же он - охранник? (ответы детей) . Обобщая ответы детей, воспитатель продолжает рассказывать о языке .
Он стоит на посту и всех входящих в домик пробует на вкус. Он строгий, ни за что не пропустит горьких и невкусных гостей. Сладкое и соленое, горькое и кислое – все это язык сможет определить по вкусу. Каждый участок языка чувствует свой вкус . Сладкое – определяет кончик языка , задняя часть языка (корень его) – горькое, боковые части кончика языка – кислое , боковые части кончика языка – соленое . (выставляется картинка) .
Воспитатель : Язык – орган вкуса . Он покрыт слизистой оболочкой, в которой расположены разные вкусовые сосочки. Когда мы берем пищу в рот, она раздражает язык , и мы ощущаем вкус пищи. Какую пищу мы различаем при помощи языка ? (ответы детей)
Воспитатель : Давайте проверим, сможете ли вы, не глядя, узнать некоторые продукты питания.
Проводится игра «Угадай по вкусу» .