3 уровня оказания медицинской помощи. Стационарная акушерская помощь

Продолжительность жизни россиян достигла в этом году 72 лет, а уровень младенческой и материнской смертности упал до исторического минимума. Во многом такие результаты получены благодаря тому, что Минздрав изменил подход к системе оказания медицинской помощи. Эффективность здравоохранения теперь определяется не количеством больничных коек, а реальными показателями здоровья населения.

Министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова в своем докладе на итоговой коллегии министерства сообщила, что за прошедший год продолжительность жизни россиян увеличилась на полгода, впервые достигнув 72 лет. «Удалось сохранить на 17,5 тыс. жизней больше, чем за 2015 год. Это стало возможным благодаря снижению смертности от всех основных причин», – подчеркнула министр.

Еще одно важное достижение 2016 года - уровни младенческой и материнской смертности достигли исторического минимума. Во многом это стало возможным благодаря переходу к трехуровневой системе охраны материнства и детства и формированию третьего уровня этой системы - сети перинатальных центров.

На трехуровневую систему медицинской помощи сегодня переходит все отечественное здравоохранение. Это не просто очередная административная реформа, а необходимость, вызванная изменениями, произошедшими за последние десятилетия в медицинских технологиях. Во-первых, за это время возникли новые методы лечения, которые позволяют оказывать действенную помощь пациентам, находящимся в тяжелых, жизнеугрожающих состояниях, а не надеяться, что «организм справится», пока больной находится под присмотром врачей на больничной койке. Например, перестали звучать как приговор диагнозы «сосудистых катастроф»: инфаркт и инсульт. В наше время это - серьезные и опасные заболевания, но в большинстве случаев они поддаются лечению. Во-вторых, современные технологии требуют современного же оборудования и квалифицированных врачей, имеющих постоянную практику лечения пациентов по своей специализации. Поэтому для применения высокоэффективных медицинских технологий необходимо создание специализированных медцентров. В-третьих, значительно расширились возможности диагностики и профилактики заболеваний, в результате чего изменилась сама философия медицинской помощи: центр внимания сместился в сторону сохранения здоровья и предотвращения болезней.

Трехуровневая система медицинской помощи - это адекватный способ организации современной медицины. Каждый уровень решает свои задачи. Первый уровень ориентирован на первичный прием, профилактику и амбулаторное лечение. Второй - работает с более сложными проблемами, зачастую требующими стационарного лечения. Третий - это медпомощь, дающая эффект в наиболее сложных случаях, многие из которых ранее считались безнадежными.

Важнейшая характеристика первичной медико-санитарной помощи - ее территориальная доступность. Минздрав впервые с советских времен утвердил обязательные требования к доступности медицинских организаций и контролирует их выполнение при помощи специальной геоинформационной системы. Для каждого региона определены задачи по созданию недостающих медицинских ресурсов первичного уровня. Соответствующие региональные программы должны быть выполнены в течение ближайших двух лет. Уже в прошлом году в малых населенных пунктах было построено и введено 418 новых ФАПов (фельдшерско-акушерских пунктов) и 55 офисов врачей общей практики.

Реформа благоприятно скажется на сфере российского здравоохранения, уверен основатель федеральной сети «ОртоДоктор» Роман Алехин. По словам врача, трехуровневая система позволит «разделить компетенции» медицинских учреждений, что приведет к повышению их эффективности. Особое значение это будет иметь для первичного амбулаторного звена, так как именно на него ложится очень большая нагрузка и отделение его от других стадий будет выгодно как врачам, так и пациентам.

Активизация диагностических и профилактических мероприятий уже дает свои результаты. Так, массовая вакцинация населения позволила в десять раз уменьшить заболеваемость гриппом. Вакцинация детей и взрослых из групп риска против пневмококковой инфекции в 2016 году охватила более 2,2 млн человек, в том числе - 1,8 млн детей. «Это привело к значительному снижению смертности населения от пневмоний (на 10,6%), а детей раннего возраста - на 30%», - сообщила министр. Благодаря диспансеризации населения в 2016 году 55% злокачественных новообразований были выявлены на первой и второй стадиях.

Основные больничные койки сейчас перемещаются на второй уровень системы здравоохранения. Укрупнение лечебных стационаров, конечно, дает возможность более эффективно использовать и оптимизировать имеющиеся ресурсы. Но главная цель - создание необходимых условий для внедрения в массовую врачебную практику современных методов лечения. Так, в стране создается служба экстренной специализированной медицинской помощи при жизнеугрожающих состояниях. Сейчас в нее входят более 590 сосудистых центров и 1,5 тыс. травмоцентров. Расположение таких центров позволяет доставлять в них пациентов в течение «терапевтического окна», когда медпомощь наиболее эффективна. Для обеспечения этих сроков до конца 2018 года во всех регионах должна быть создана единая централизованная диспетчерская служба скорой помощи. При помощи системы ГЛОНАСС она позволит оптимизировать маршрутизацию больных и сократить время доставки пациента в стационар.

Что касается помощи больным с нарушениями мозгового кровообращения, то десять лет назад у нас какая-то приемлемая помощь оказывалась только в отдельных центрах и только за счет личных качеств отдельных людей. Не было системы, - объясняет ситуацию главный невролог Москвы, профессор Николай Шамалов. - Благодаря сосудистой программе сейчас по всей стране создана единая сеть специализированных отделений по инсульту. Были выделены существенные деньги - и федеральные, и региональные - на ремонт, закупку оборудования, обучение персонала и т.д. В результате у нас сейчас широко применяется множество современных методов диагностики и лечения, а наша противоинсультная система признана Всемирной инсультной организацией лучшей в мире.

Запуск специализированных медицинских центров позволил за пять лет уменьшить смертность от инсультов более чем на 34%, а от травм, полученных при ДТП, - на 20%.

Третий уровень медицинской помощи - это, например, уже упомянутые перинатальные центры. Это крупные клиники, оснащенные всем необходимым по современным стандартам, в которых создаются коллективы специалистов, способных оказывать медицинскую помощь в самых сложных ситуациях: пороки сердца, преждевременные роды, патологии развития и др. И предназначены они не для «элитных категорий», а для всех пациентов с высоким риском осложнений. Активное создание перинатальных центров началось десять лет назад. В рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» было создано 23 региональных и два федеральных центра. Ныне действующая программа по организации 32 новых перинатальных центров должна быть завершена к концу этого года.

К третьему уровню относится и самая современная - высокотехнологичная медицинская помощь (ВМП): ангиопластика и стентирование артерий, технологически сложные виды микрохирургических операций, ЭКО и др. Еще лет 10–15 назад ВМП была монополией ведущих столичных НИИ. В 2013 году ее получили уже 505 тыс. пациентов, а в 2016 году 932 медицинские организации по всей стране оказали ее более чем 963 тыс. пациентов. По планам Минздрава, в 2018 году ВМП будут получать свыше 1 млн пациентов, что приближается к реальным потребностям населения в этом виде помощи.

Доктор медицинских наук, ответственный секретарь Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре Алексей Старченко уверен, что главный вклад трехуровневой системы - эффективная помощь беременным:

Я бы положительно отметил именно развитие сети перинатальных центров. Женщинам с патологиями в этих центрах оказывается высококвалифицированная помощь, развивается даже внутриматочная хирургия. Можно оперировать внутриутробно. Это очень важное достижение.

Однако над многим еще предстоит работать. Главная задача, которую предстоит решить Минздраву, по мнению Алексея Старченко, - доступность лекарств для ВИЧ-инфицированных.

Отдельный вопрос - кадры. Этой застарелой проблемой Минздрав занялся в 2012 году, когда вместе с регионами разработал целый комплекс мер, уже давших свои плоды: число врачей впервые медленно, но пошло вверх, а число совместителей, наоборот, вниз. Сельских медиков прибавилось на 24 тыс. Увеличилось число врачей и по самым дефицитным специальностям - например, онкологии или анестезиологии.

В начале века средняя продолжительность жизни в России составляла 65 лет, сейчас - уже 72. Современная медицина позволяет продлить ее до 80 лет и дольше. Для этого под новые медицинские технологии и настраивается вся отечественная система здравоохранения.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

Об утверждении трехуровневой системы организации оказания медицинской помощи

(в ред. Распоряжений минздрава Астраханской области от 27.12.2016 N 1716р , от 20.01.2017 N 48р , от 27.01.2017 N 69р , от 15.02.2017 N 134р , от 31.03.2017 N 362р , от 06.06.2017 N 551р , от 10.07.2017 N 637р , от 28.07.2017 N 710р , от 15.08.2017 N 759р , от 25.09.2017 N 911р , от 29.12.2017 N 1317р , от 19.04.2018 N 422р , от 31.05.2018 N 567р , от 15.06.2018 N 616р , от 15.06.2018 N 617р , от 07.09.2018 N 883р , от 01.11.2018 N 1067р , от 01.02.2019 N 82р)

В целях структурирования системы оказания медицинской помощи на территории Астраханской области и упорядочения деятельности медицинских организаций по видам, условиям и формам предоставления медицинской помощи в рамках исполнения :

1. Утвердить прилагаемое Положение о трехуровневой системе организации оказания медицинской помощи на территории Астраханской области (далее - Положение).

2. Руководителям медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Астраханской области, руководствоваться в работе по организации оказания медицинской помощи настоящим Положением.

3. Директору государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Медицинский информационно-аналитический центр" Шумеленковой В.Н. разместить настоящее Распоряжение в течение трех дней со дня подписания на официальном сайте министерства здравоохранения Астраханской области.

4. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения возложить на первого заместителя министра здравоохранения Астраханской области Ольховскую С.А.

5. Распоряжение вступает в силу с 01.01.2016.

Министр
П.Г.ДЖУВАЛЯКОВ

Положение о трехуровневой системе организации оказания медицинской помощи на территории Астраханской области

Утверждено
Распоряжением
министерства здравоохранения
Астраханской области
от 16 декабря 2015 г. N 1970р

от 27.12.2016 N 1716р)

1. В целях выполнения рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации по формированию эффективной модели регионального здравоохранения, создания единообразия понятийного аппарата и упорядочения применения правовых, организационных и экономических составляющих в сфере управления деятельностью медицинских организаций, подведомственных министерству здравоохранения Астраханской области в рамках исполнения Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" , на территории Астраханской области создана иерархическая система оказания медицинской помощи, по которой медицинские организации или их подразделения в зависимости от основной или преимущественной деятельности и наделенных функций распределены по трем уровням.

2. Данная трехуровневая система организации оказания медицинской помощи интегрирована в существующую систему регионального здравоохранения с сохранением классификации по видам, условиям и форме оказания медицинской помощи, обеспечивая возможность соблюдения порядков оказания медицинской помощи, выполнение стандартов медицинской помощи, сохранение преемственности и этапности лечебных мероприятий, дальнейшую разработку схемы маршрутизации пациентов при различных заболеваниях и состояниях.

3. Медицинская помощь в зависимости от деятельности, выполняемой медицинскими организациями, распределяется на 3 уровня:

1) первый уровень - оказание преимущественно первичной медико-санитарной, в том числе первичной специализированной медицинской помощи, а также специализированной медицинской помощи и скорой медицинской помощи (в центральных районных больницах, городских, районных, участковых больницах, городских поликлиниках, станциях скорой медицинской помощи).

Медицинские организации первого уровня преимущественно осуществляют комплекс мероприятий, включающий первичную профилактику, раннюю, наиболее распространенную и минимально затратную диагностику, лечение заболеваний и состояний без использования сложных и ресурсоемких методов, медицинскую реабилитацию, паллиативную помощь, наблюдение за течением беременности, формирование здорового образа жизни и санитарно-гигиеническое просвещение населения.

2) второй уровень - оказание преимущественно специализированной (за исключением высокотехнологичной), медицинской помощи в медицинских организациях, имеющих в своей структуре специализированные межмуниципальные (межрайонные) отделения и (или) центры, а также в диспансерах, многопрофильных и специализированных больницах.

Медицинские организации второго уровня преимущественно осуществляют комплекс мероприятий, включающий специальную диагностику и лечение заболеваний и состояний с использованием распространенных и отдельных сложных ресурсоемких, но не относящихся к высокотехнологичным видам, методик, а также медицинскую реабилитацию.

3) третий уровень - оказание преимущественно специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в медицинских организациях, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь в условиях стационара и дневного стационара при стационаре.

Медицинские организации третьего уровня применяют для диагностики и лечения уникальные сложные и ресурсоемкие методы с научно доказанной эффективностью, относящиеся к высокотехнологичным видам медицинской помощи.

4. Схема взаимосвязи видов, условий, форм, уровней оказания медицинской помощи и медицинских организаций представлена в приложении N 1.

5. Распределение медицинских организаций по уровням оказания медицинской помощи представлено в приложении N 2.

Приложение N 1. Схема взаимосвязи видов, условий, форм, уровней оказания медицинской помощи и медицинских организаций

Приложение N 1
к Положению

Условия МП

Уровни оказания медицинской помощи

Медицинские организации, соответствующие уровням оказания медицинской помощи

вне медорганизации

амбулаторно (в т.ч. на дому)

в дневном стационаре

стационарно

экстренная

неотложная

плановая

экстренная

неотложная

плановая

экстренная

неотложная

плановая

экстренная

неотложная

плановая

Первичная медико-санитарная помощь

Первичная доврачебная

Городские поликлиники, поликлиники городских больниц и РБ, имеющие подразделения, в которых средние медицинские работники ведут самостоятельный прием

Первичная врачебная

Городские поликлиники, детские городские поликлиники, поликлиники городских больниц и РБ, имеющие подразделения, в которых медицинскую помощь амбулаторно или в дневном стационаре оказывают врачи-терапевты участковые, врачи-терапевты участковые и врачи общей практики

Первичная специализированная

Городские поликлиники, детские городские поликлиники, поликлинические подразделения городских больниц, РБ, имеющие подразделения, в которых медицинскую помощь амбулаторно или в дневном стационаре оказывают врачи-специалисты

Городские поликлиники, детские городские поликлиники, поликлинические подразделения городских, областных многопрофильных и специализированных больниц, на базе которых созданы специализированные межмуниципальные (межрайонные) отделения и (или) центры, поликлинические отделения диспансеров, центров

Специализированная, в т.ч. высокотехнологичная, медицинская помощь

Специализированная

Городские больницы и РБ, не имеющие специализированных межмуниципальных (межрайонных) отделений и (или) центров

Городские больницы и РБ, на базе которых созданы специализированные межмуниципальные (межрайонные) отделения и (или) центры (первичные сосудистые отделения, травмоцентры I и II уровней), областные многопрофильные и специализированные больницы, стационары диспансеров

Высокотехнологичная

Медицинские организации, которые кроме специализированной медицинской помощи оказывают высокотехнологичную медицинскую помощь

Скорая медицинская помощь

Медицинские организации, оказывающие скорую медицинскую помощь

Скорая специализированная

Медицинские организации, оказывающие скорую специализированную медицинскую помощь

Паллиативная

Медицинские организации, оказывающие паллиативную медицинскую помощь

Примечание:

МП - медицинская помощь

V - оказание МП регламентируют правовые и нормативные акты

Оказание МП возможно только при необходимости или наличии технологий

Оказание МП правовые и нормативные акты не регламентируют

Приложение N 2. Распределение медицинских организаций по уровням оказания медицинской помощи

Приложение N 2
к Положению

(в ред. Распоряжения минздрава Астраханской области от 01.02.2019 N 82р)

Наименование медицинских организаций

Уровень оказания медицинской помощи

ГБУЗ АО Александро-Мариинская областная клиническая больница

ГБУЗ АО "Областная детская клиническая больница им. Н.Н. Силищевой"

ГБУЗ АО "Клинический родильный дом"

ГБУЗ АО "Областной онкологический диспансер"

ГБУЗ АО "Областная инфекционная клиническая больница им. А.М. Ничоги"

ГБУЗ АО "Областной кожно-венерологический диспансер"

ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N 2 им. братьев Губиных"

ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N 3 им. С.М. Кирова"

ГБУЗ АО "Ахтубинская районная больница"

ГБУЗ АО "Володарская районная больница"

ГБУЗ АО "Енотаевская районная больница"

ГБУЗ АО "Икрянинская районная больница"

ГБУЗ АО "Камызякская районная больница"

ГБУЗ АО "Красноярская районная больница"

ГБУЗ АО "Лиманская районная больница"

ГБУЗ АО "Наримановская районная больница"

ГБУЗ АО "Харабалинская районная больница им. Г.В. Храповой"

ГБУЗ АО "Черноярская районная больница"

ГБУЗ АО "Городская больница ЗАТО Знаменск"

Астраханская клиническая больница Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Южный окружной медицинский центр Федерального медико-биологического агентства"

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии" Министерства здравоохранения Российской Федерации (г. Астрахань)

Астраханский филиал Федерального государственного бюджетного учреждения "Научно-клинический центр оториноларингологии Федерального медико-биологического агентства"

Федеральное бюджетное учреждение центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Тинаки"

Негосударственное учреждение здравоохранения "Отделенческая больница на станции Астрахань-1 открытого акционерного общества "Российские железные дороги"

Частное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть"

Филиал N 1 Федерального государственного казенного учреждения "413 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации

Филиал N 3 Федерального государственного казенного учреждения "413 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации

Филиал N 4 Федерального государственного казенного учреждения "413 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации

Общество с ограниченной ответственностью "Медиал"

ГБУЗ АО "Центр медицинской профилактики"

ГБУЗ АО "Центр охраны здоровья семьи и репродукции"

ГБУЗ АО "Областной врачебно-физкультурный диспансер"

ГБУЗ АО "Областной кардиологический диспансер"

ГБУЗ АО "Областной клинический стоматологический центр"

ГБУЗ АО "Приволжская районная больница"

ГБУЗ АО "Городская поликлиника N 1"

ГБУЗ АО "Городская поликлиника N 2"

ГБУЗ АО "Городская поликлиника N 3"

ГБУЗ АО "Городская поликлиника N 5"

ГБУЗ АО "Городская поликлиника N 8 им. Н.И. Пирогова"

ГБУЗ АО "Городская поликлиника N 10"

ГБУЗ АО "Детская городская поликлиника N 1"

ГБУЗ АО "Детская городская поликлиника N 3"

ГБУЗ АО "Детская городская поликлиника N 4"

ГБУЗ АО "Детская городская поликлиника N 5"

ГБУЗ АО "Стоматологическая поликлиника N 3"

ГБУЗ АО "Стоматологическая поликлиника N 4"

Общество с ограниченной ответственностью "Медицинский стоматологический центр "Ваш доктор"

Общество с ограниченной ответственностью "Каспий"

Общество с ограниченной ответственностью "М-лайн"

Общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр "Мастерслух-Астрахань"

Общество с ограниченной ответственностью "Медицинский центр Альтернатива"

Общество с ограниченной ответственностью "Диализ СП"

Общество с ограниченной ответственностью "Нефромед"

Общество с ограниченной ответственностью медицинский центр "Диагностика экстра - Астрахань"

Общество с ограниченной ответственностью "Центр ЭКО"

Общество с ограниченной ответственностью "Авис"

Общество с ограниченной ответственностью "Геном-Волга"

Акционерное общество "Многопрофильный медицинский центр"

Общество с ограниченной ответственностью "Левита"

Общество с ограниченной ответственностью "Окулист А"

Общество с ограниченной ответственностью "Стоматология XXI век"

Общество с ограниченной ответственностью "Травматологический центр "Локохелп"

Общество с ограниченной ответственностью "Центр диализа Астрахань"

Общество с ограниченной ответственностью "Центр микрохирургии глаза"

Открытое акционерное общество "Новая Поликлиника-Астрахань"

Поликлиника (Астраханская обл., г. Знаменск) Федерального государственного казенного учреждения "413 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное учреждение "Северо-Кавказский федеральный научно-клинический центр" Федерального медико-биологического агентства"

Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть N 30 Федеральной службы исполнения наказаний"

Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Медико-санитарная часть МВД России по Астраханской области"

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Астраханский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации

Общество с ограниченной ответственностью "Невролог А"

Общество с ограниченной ответственностью "Волгоградский медицинский центр эндохирургии литотрипсии"

Общество с ограниченной ответственностью медицинский центр "Ориго"

ГБУЗ АО "Областная клиническая психиатрическая больница"

ГБУЗ АО "Областной клинический противотуберкулезный диспансер"

ГБУЗ АО "Областной наркологический диспансер"

ГБУЗ АО "Областной центр профилактики и борьбы со СПИД"

ГБУЗ АО "Медицинский центр "Пластическая хирургия и косметология"

ГБУЗ АО "Областной центр крови"

ГБУЗ АО "Центр медицины катастроф и скорой медицинской помощи"

ГБУЗ АО "Медицинский информационно-аналитический центр"

ГБУЗ АО "Бюро судебно-медицинской экспертизы"

ГБУЗ АО "Патологоанатомическое бюро"

ГБУЗ АО "Медицинский центр мобилизационных резервов "Резерв"

Использованные сокращения:

ГБУЗ АО - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области;

ЭКО - экстракорпоральное оплодотворение

Об утверждении уровней медицинских организаций при оказании медицинской помощи населению

Принят Департаментом охраны здоровья населения Кемеровской области
  1. В соответствии с Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323-ФЗ от 21 ноября 2011 года, в целях реализации рекомендаций Министерства здравоохранения Российской Федерации о внедрении трехуровневой системы оказания медицинской помощи приказываю:
  2. 1. Утвердить:
  3. 1.1. Уровни медицинских организаций при трехуровневой системе оказания медицинской помощи (приложение 1).
  4. 1.2. Перечень медицинские организаций, оказывающих медицинскую помощь соответствующего уровня, требования к ним (приложения 2, 3, 4, 5).
  5. 2. Главным специалистам департамента охраны здоровья населения до 01.12.2012 разработать маршруты пациентов с заболеваниями соответствующего профиля в медицинские организации уровня, соответствующего тяжести заболевания, с учетом оптимальной транспортной доступности и времени доставки пациента.
  6. 3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя начальника департамента охраны здоровья населения Кемеровской области О.В.Селедцову.
  7. Начальник департамента
  8. В.К.ЦОЙ

Уровни оказания медицинской помощи

  1. 1. Первый уровень - первичная медико-санитарная помощь, оказываемая в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
  2. 2. Второй уровень - специализированная медицинская помощь, оказываемая в условиях стационара.
  3. Медицинские организации, обеспечивающие второй уровень оказания медицинской помощи делятся на медицинские организации уровня 2А и уровня 2Б.
  4. 3. Третий уровень - специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, выполняемая в медицинских организациях клинического уровня.

Приложение

  1. {center}Требования к медицинским организациям, оказывающим первичную медико-санитарную помощь{/center}
  2. Первичную медико-санитарную помощь оказывают медицинские организации с любой формой собственности, самостоятельные или входящие в состав медицинских организаций в качестве структурных подразделений.
  3. Первичная медико-санитарная помощь осуществляется по территориально-участковому принципу.
  4. Медицинские организации, оказывающие первичную медико-санитарную помощь, должны иметь в штате:
  5. - врачей-терапевтов (для взрослого населения);
  6. - врачей-терапевтов участковых (для взрослого населения);
  7. - врачей-педиатров (для детского населения);
  8. - врачей-педиатров участковых (для детского населения);
  9. - врачей общей практики (семейных врачей).
  10. Для оказания медицинской помощи по стационарозамещающим технологиям в медицинской организации должен быть развернут дневной стационар.
  11. К медицинским организациям, оказывающих первичную медико-санитарную помощь относятся:
  12. 1. Самостоятельные поликлиники:
  13. МБУЗ "Клиническая поликлиника N 5" г. Кемерово;
  14. МБУЗ "Поликлиника N 6" г. Кемерово;
  15. МБУЗ "Городская клиническая поликлиника N 20" г. Кемерово;
  16. МБУЗ "Клинический консультативно-диагностический центр" г. Кемерово;
  17. МБУЗ "Центр общей врачебной практики" г. Кемерово;
  18. МБЛПУ "Городская поликлиника N 1 (ОВП)" г. Новокузнецк;
  19. МБЛПУ "Амбулатория N 4 (ОВП)" г. Новокузнецк;
  20. МБУЗ "Городская поликлиника" г. Прокопьевск;
  21. МБУЗ "Городская больница N 2" г. Калтан;
  22. МБУЗ "Городская поликлиника N 6" г. Белово;
  23. ФКЛПУ "Клиническая больница N 1 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области";
  24. Кемеровское ОАО "Азот";
  25. ОАО "Кокс";
  26. ЗАО Медико-санитарная часть "Центр здоровья "Энергетик";
  27. НУЗ "Узловая поликлиника на станции Мариинск открытого акционерного общества "Российские железные дороги".
  28. 2. Поликлиники (поликлинические отделения), входящие в состав больнично-поликлинических объединений любой формы собственности.

Приложение
к Приказу от 13 ноября 2012 года № 1635

  1. {center}Требования к медицинским организациям уровня 2А{/center}
  2. К медицинским организациям уровня 2А относятся многопрофильные больницы.
  3. Учреждения уровня 2А должны иметь в составе:
  4. - межмуниципальные специализированные центры или межмуниципальные специализированные отделения;
  5. - наряду с основными профилями коек (терапия, хирургия, акушерство и гинекология, педиатрия, инфекционные болезни) не менее двух специализированных отделений (специализированные койки в составе других отделений не учитываются);
  6. - наличие медицинских кадров, позволяющих выполнять лицензионные требования, порядки и стандарты оказания медицинской помощи;
  7. - условия для оказания экстренной и плановой медицинской помощи.
  8. К медицинским организациям уровня 2А относятся:
  9. 1. МБУЗ Анжеро-Судженского городского округа "Центральная городская больница"
  10. 2. МБУЗ "Городская больница N 8" г. Белово
  11. 3. МБУЗ "Детская городская больница N 1" г. Белово
  12. 4. МБУЗ "Городская больница N 4" г. Белово
  13. 5. МБУЗ "Городская инфекционная больница N 3" г. Белово
  14. 6. МБУ Городская больница N 1 г. Белово
  15. 7. МБУЗ "Центральная городская больница" г. Березовский
  16. 8. МБУЗ "Городская клиническая больница N 1 имени М.Н.Горбуновой" г. Кемерово
  17. 9. МБУЗ "Городская клиническая больница N 2" г. Кемерово
  18. 10. МБУЗ "Городская инфекционная клиническая больница N 8" г. Кемерово
  19. 11. МБУЗ "Городская клиническая больница N 11" г. Кемерово
  20. 12. МБУЗ "Детская клиническая больница N 2" г. Кемерово
  21. 13. МБУЗ "Детская клиническая больница N 7" г. Кемерово
  22. 14. МБУЗ "Детская клиническая больница N 1" г. Кемерово
  23. 15. МБУ "Городская больница N 2" г. Киселевск
  24. 16. МБУЗ "Городская больница N 1" г. Ленинск-Кузнецкий
  25. 17. МБУЗ "Городская инфекционная больница" г. Ленинск-Кузнецкий
  26. 18. МБУЗ "Центральная городская больница" г. Мыски
  27. 19. МБУЗ "Центральная городская больница" г. Междуреченск
  28. 20. МБУЗ "Центральная городская больница" Мариинского муниципального района
  29. 21. МБЛПУ "Детская городская клиническая больница N 3" г. Новокузнецк
  30. 22. МБЛПУ "Городская клиническая больница N 11" г. Новокузнецк
  31. 23. МБЛПУ "Городская клиническая больница N 22" г. Новокузнецк
  32. 24. МБЛПУ "Городская клиническая больница N 5" г. Новокузнецк
  33. 25. МБЛПУ "Городская клиническая больница N 2 Святого великомученика Георгия Победоносца" г. Новокузнецк
  34. 26. МБЛПУ "Родильный дом N 2" г. Новокузнецк
  35. 27. МБЛПУ "Клинический родильный дом N 3" г. Новокузнецк
  36. 28. МБЛПУ "Городская клиническая инфекционная больница N 8" г. Новокузнецк
  37. 29. ГБУЗ "Новокузнецкий клинический онкологический диспансер"
  38. 30. МБУЗ "Городская больница" Осинниковского городского округа
  39. 31. МБУЗ Детская городская больница г. Осинники
  40. 32. МБУЗ "Центральная городская больница" г. Полысаево
  41. 33. МБУЗ "Городская больница N 1" г. Прокопьевск
  42. 34. МБУЗ "Городская больница N 3" г. Прокопьевск
  43. 35. МБУЗ "Городская инфекционная больница" г. Прокопьевск
  44. 36. МБУЗ "Детская городская больница" г. Прокопьевск
  45. 37. МБУЗ "Городская больница N 1 города Юрги"
  46. 38. МБУЗ "Городская больница N 2 города Юрги"
  47. 39. МБУЗ "Таштагольская Центральная районная больница"
  48. 40. МБУЗ "Центральная районная больница Тисульского района"
  49. 41. МБУЗ "Юргинская центральная районная больница"

Приложение
к Приказу от 13 ноября 2012 года № 1635

  1. {center}Требования к медицинским организациям уровня 2Б{/center}
  2. К медицинским организациям уровня 2Б относятся больницы, работающие по региональным стандартам для городских и районных больниц и федеральным стандартам по отдельным заболеваниям.
  3. Учреждения уровня 2Б должны иметь в составе:
  4. - отделения по основным профилям медицинской помощи (терапия, хирургия, акушерство-гинекология, педиатрия, инфекционные болезни);
  5. - наличие медицинских кадров, позволяющих выполнять лицензионные требования;
  6. - условия для оказания экстренной и плановой медицинской помощи. К медицинским организациям уровня 2Б относятся:
  7. 1. МБУЗ "Городская больница N 2" г. Белово
  8. 2. МБУ "Городская больница N 1" г. Киселевск
  9. 3. МБУ "Детская городская больница" г. Киселевск
  10. 4. МБУЗ "Городская больница N 13" г. Кемерово
  11. 5. МБУЗ "Больница N 15" г. Кемерово
  12. 6. МБУЗ "Городская клиническая больница N 4" г. Кемерово
  13. 7. МБУЗ "Центральная городская больница" г. Калтан
  14. 8. МБУЗ "Краснобродская городская больница"
  15. 9. МБЛПУ "Городская больница N 16" г. Новокузнецк
  16. 10. МБЛПУ "Городская больница N 26" г. Новокузнецк
  17. 11. МБЛПУ "Городская детская больница N 28" г. Новокузнецк
  18. 12. МБЛПУ "Городская детская больница N 6" г. Новокузнецк
  19. 13. МБУЗ "Городская больница N 2" г. Прокопьевск
  20. 14. МБУЗ "Городская больница N 4" г. Прокопьевск
  21. 15. МБУЗ "Беловская центральная районная больница"
  22. 16. МБУЗ "Центральная районная больница" Гурьевского муниципального района
  23. 17. МБУЗ "Ижморская центральная районная больница"
  24. 18. МБУЗ "Крапивинская центральная районная больница"
  25. 19. МБУЗ "Центральная районная больница" Кемеровского муниципального района
  26. 20. МБУ "Центральная районная больница Новокузнецкого района"
  27. 21. МБУЗ "Прокопьевская центральная районная больница"
  28. 22. МБУЗ "Центральная районная больница Промышленновского района"
  29. 23. МБУЗ "Центральная районная больница Топкинского муниципального района"
  30. 24. МБУЗ "Тяжинская центральная районная больница"
  31. 25. МБУЗ "Центральная районная больница Чебулинского муниципального района"
  32. 26. МБУЗ "Яйская центральная районная больница"
  33. 27. МБУЗ Яшкинского муниципального района "Яшкинская центральная районная больница"
  34. 28. МБУЗ "Центральная районная больница" Ленинск-Кузнецкого муниципального района
  35. 29. ФКУЗ "Медико-санитарная часть Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области"
  36. 30. НУЗ "Отделенческая больница на станции Кемерово открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
  37. 31. НУЗ "Узловая больница на станции Белово открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
  38. 32. ФКЛПУ "Больница N 2 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области"
  39. 33. НУЗ "Узловая больница на станции Новокузнецк открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
  40. 34. НУЗ "Узловая больница на станции Тайга открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
  • Мощность больниц определяется с учетом их рентабельности и потребности населения в специализированных, в том числе высокотехнологичных видах медицинской помощи.
  • Медицинские организации третьего уровня должны иметь:
  • достаточную обеспеченность медицинскими кадрами с высокой профессиональной подготовкой;
  • наличие современного оборудования в соответствии с табелем оснащения, утвержденного в установленном порядке и обновляемого с учетом морального, и физического износа;
  • наличие на базе лечебной медицинской организации кафедр аккредитованных высших учебных заведений;
  • участие практических врачей в научно-исследовательской работе (наличие ученых степеней, монографий, публикаций, разработок новых медицинских технологий и их внедрение, патентов).
  • К медицинским организациям третьего уровня относятся:
  • 1. ГБУЗ КО "Кемеровская областная клиническая больница"
  • 2. ГБУЗ КО "Областной клинический госпиталь для ветеранов войн" г. Кемерово
  • 3. ГБУЗ КО "Кемеровская областная клиническая офтальмологическая больница"
  • 4. ГБУЗ КО "Областной клинический онкологический диспансер" г. Кемерово
  • 5. МБУЗ "Кемеровский кардиологический диспансер"
  • 6. МБУЗ "Детская городская клиническая больница N 5" г. Кемерово
  • 7. МБУЗ "Городская клиническая больница N 3 им. М.А.Подгорбунского" г. Кемерово
  • 8. ГБУЗ КО "Областной клинический перинатальный центр имени Л.А.Решетовой" г. Кемерово
  • 9. МБЛПУ "Городская клиническая больница N 29" г. Новокузнецк
  • 10. МБЛПУ "Городская клиническая больница N 1" г. Новокузнецк
  • 11. МБЛПУ "Зональный перинатальный центр" г. Новокузнецк
  • 12. МБЛПУ "Городская детская клиническая больница N 4" г. Новокузнецк
  • 13. ГБУЗ КО "Областная клиническая ортопедохирургическая больница восстановительного лечения" г. Прокопьевск
  • 14. Федеральное государственное бюджетное учреждение - "Научно-исследовательский институт комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний" Сибирского отделения Российской академии медицинских наук (ФГБУ "НИИ КПССЗ" СО РАМН) г. Кемерово (по согласованию)
  • 15. Федеральное бюджетное лечебно-профилактическое учреждение "Научно-клинический центр охраны здоровья шахтеров" (ФГБЛПУ "НКЦОЗШ") г. Ленинск-Кузнецкий (по согласованию)
  • 16. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Новокузнецкий научно-практический центр медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов" Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ФГБУ ННПЦ МСЭ и РИ Минтруда России) г. Новокузнецк (по согласованию)
  • Г.в. СЛОБОДСКОЙ,

    к.ф.-м.н., ведущий программист ООО «Интерин технологии», e-mail: [email protected]

    м.и. ХАТКЕВИЧ,

    к.т.н., заведующий лабораторией Исследовательского центра медицинской информатики Института программных систем им. А.К. Айламазяна РАН, г. Переславль-Залесский, e-mail: [email protected]

    С.А. ШУТОВА,

    к.т.н., аналитик ООО «Интерин технологии», e-mail: [email protected]

    оптимизация процесса госпитализации в медицинской организации третьего уровня медицинской помощи с использованием процессного подхода

    УДК 519.872.7

    Слободской Г.В., Хаткевич М.И, Шутова С.А. Оптимизация процесса госпитализации в медицинской организации третьего уровня медицинской помощи с использованием процессного подхода (ООО «Интерин технологии»; Институт программных систем им. А.К. Айламазяна РАН)

    Аннотация. Описан вариант оптимизации регулирования потока данных с использованием процессного подхода. Ключевые слова: процессный подход, оптимизация процессов, плановая госпитализация пациентов.

    Slobodskoy G. V, Hatkevich M.I, Shutova S.A. Optimization of the hospitalization s process in a medical organization of the third level of medical emergency with process approach (Ailamazyan Program Systems Institute of RAS, Pereslavl-Zalessky,«Interin technologies» Inc.)

    Abstract. The variant of the optimization flow control data using the process approach has described. Keywords: process approach, process optimization, planned hospitalization of patients.

    введение

    Необходимость повышения эффективности работы медицинских организаций третьего уровня медицинской помощи (МО) требует в том числе оптимизации потока плановой и экстренной госпитализации пациентов.

    Как показывает практика, основными резервами для этого является возможное улучшение следующих показателей:

    1. уменьшение % необоснованной госпитализации;

    2. сокращение времени пребывания пациента в стационаре; щ 3. оптимизация распределения объема диагностических исследований между амбулаторным и стационарным этапами;

    4. сокращение необоснованной повторной диагностики на стационарном этапе.

    © Г.В. Слободской, М.И. Хаткевич, С.А. Шутова, 2015 г.

    и информационные

    технологии

    коечного фонда в режиме реального времени, а применив процессный подход, получим возможность оптимизировать данный процесс на качественно новом уровне.

    Техническая реализация механизмов информационной поддержки в медицинской информационной системе (МИС) позволяет в полной мере достичь заявленных целей.

    В данной статье рассмотрен процесс оптимизации потоков пациентов в МО третьего уровня, которыми являются учреждения, где функционирует Стационар и КДЦ (консультативно-диагностический центр) и используется МИС Интерин PROMIS7.

    Авторы считают, что данная статья будет полезна ответственным за оптимизацию и реинжиниринг бизнес-процессов МО, руководителям ИТ-служб, разработчикам программного обеспечения медицинских информационных систем (МИС).

    Моделирование и анализ процессов плановой и экстренной госпитализации с использованием процессного подхода

    Остановимся на факторах, определяющих динамику загруженности коечного фонда. Наряду с необоснованностью госпитализации (что понижает эффективность использования коечного фонда и снижает качество выполнения программы государственных гарантий) существенное влияние на заполнение коечного фонда оказывает поток пациентов экстренной госпитализации. Использование коечного фонда с учетом этой составляющей можно спрогнозировать с определенной долей вероятности, но запланировать невозможно. Этот фактор неопределенности существенно снижает эффективность плановой госпитализации.

    Заведующий отделением стационара вынужден переносить или откладывать решение о плановой госпитализации в связи с поступлением неотложных экстренных пациентов

    и просить больного многократно, через определенные интервалы времени обращаться в МО для уточнения даты госпитализации.

    Цель процесса плановой госпитализации -обеспечить эффективное планирование заполняемое™ и дальнейшее использование коечного фонда с минимальной затратой ресурсов. Что включает в себя потребности и пациента лечь в стационар как можно быстрее, и врача, который может максимально эффективно планировать данный процесс, затрачивая при этом минимум усилий, повышая оборот койки. Но достигается ли цель оптимизации, поставленная в описанном процессе? Оперативно ответить на этот вопрос можно только в случае, если данный процесс автоматизирован, т.е. если есть возможность в режиме on-line измерять и анализировать показатели процесса.

    Автоматизация процесса «как есть» (as is) дает нам возможность получать статистику по экстренной госпитализации, отслеживать в режиме реального времени данный процесс, информировать об этом процессе широкий круг заинтересованных лиц. Главное в этом потоке информации - динамика загруженности коечного фонда в результате экстренной госпитализации, представленная (и это самое важное) в виде, пригодном для анализа, в том числе и статистического.

    Полученная в результате модель представлена на рис. 1, рис. 1.1.

    Итак, благодаря автоматизации мы в каждый момент времени обладаем исчерпывающей информацией о состоянии коечного фонда в стационаре. Следовательно, мы можем предоставить ее всем заинтересованным пользователям МИС. В том числе лицам, отвечающим за плановую госпитализацию. Однако, обладание этой информацией мало что дает с практической точки зрения. Нужен инструмент, позволяющий с учетом этой информации влиять на заполнение коечного фонда, причем не просто заполнения, а эффективного использования свободных койко-

    мест. В описанной ниже реализации такими инструментами являются программные модули «План госпитализации» и «План выписки» подсистемы «Плановая госпитализация» МИС Интерин PROMIS. Оптимизация процесса госпитализации с учетом этих новых введенных объектов показана на рис. 2.

    Полученная оптимизация позволяет предоставить доступ к необходимой для принятия решения о госпитализации информации всем заинтересованным лицам. Врачу поликлинической подсистемы - заявить о необходимости госпитализировать больного, врачу стационара - проанализировать проведенные обследования и назначить дату госпитализации.

    В результате мы получили процесс, улучшающий все выделенные нами выше факторы (пункт 1-4).

    Чтобы дать наглядное представление того, как может измениться процесс, отобразим

    его на моделях «Как есть» А is) и «Как будет» А ^ Ье).

    Процесс «как есть»: мы будем рассматривать поток направления пациента из поликлиники и КДЦ на плановую и экстренную госпитализацию в стационар.

    1. Пациент приходит в поликлинику или в КДЦ, по результатам обследований врач поликлиники или КДЦ принимает решение о госпитализации. Пациент может поступать в стационар по скорой помощи или самотеком.

    2. Если решение о госпитализации принял врач поликлиники, то пациент может быть направлен из поликлиники в КДЦ на дообследование, а по результатам дообследования врач стационара или КДЦ принимает решение о госпитализации.

    3. Если это плановый пациент, то врач поликлиники или КДЦ заносит его в план, и он ждет, когда заведующий стационара

    Пациент поступил на госпитализацию

    Определение канала госпитализации

    и информационные

    технологии

    > сообщит ему о наличии свободных мест в стационаре.

    4. Если это экстренный пациент, то врач приемного отделения принимает решение о его госпитализации. В данном случае пациент может быть госпитализирован сразу или внесен в план, или ему может быть оказана экстренная помощь в зависимости от его состояния.

    Рассмотрим процесс взаимодействия врача поликлиники или КДЦ и стационара:

    1. Врач поликлиники или КДЦ принимает решение о госпитализации и вносит пациента в план.

    2. План передается врачу стационара в виде файла или на бумажном носителе.

    3. В том случае, если в стационаре есть свободные места, то он связывается по телефону или по электронной почте с врачом поликлиники или КДЦ и сообщает ему эту информацию.

    4. Врач КДЦ или поликлиники вносит корректировки в план.

    Решение о госпитализации принято

    Составив модель процесса, мы имеем возможность его измерить, проанализировать и найти тонкие и проблемные места.

    В результате автоматизации процесса «как есть» мы имеем возможность получить статистику по экстренной госпитализации, в режиме реального времени отслеживать процесс экстренной госпитализации. Пример подобного среза показан на рис 1.2.

    Получив информацию о загруженности по специальностям врачей, можно спрогнозировать загруженность коечного фонда с учетом экстренной госпитализации, исходя из профиля коек. По результатам чего можно вносить корректировки в план и при планировании ориентироваться на определенные дни недели .

    В результате проделанной работы мы выделили процесс, автоматизировали его, увидели узкие места, получили информацию о загруженности коечного фонда в реальном времени и получили процесс «как будет».

    Процесс «как будет»:

    1. Запись на плановую госпитализацию осуществляется только через КДЦ или заведующего соответствующего отделения.

    2. Врач КДЦ или стационара смотрит в режиме реального времени загруженность коечного фонда и плановые даты выписки пациентов.

    3. Врач КДЦ или стационара вносит пациента в план госпитализации с результатами его обследований.

    4. Заведующий стационара, у которого есть доступ к данному плану, может сразу оценить полноту обследований и принять решение о приоритетности госпитализации.

    5. Когда врач стационара получает информацию о наличии свободных мест, он связывается с пациентом и сообщает ему дату госпитализации.

    6. При необходимости врач стационара может связаться с пациентом и перенести дату его госпитализации на более ранний или на более поздний срок, а также назначить дополнительные обследования.

    В части экстренной госпитализации все остается без изменения, поэтому экстренная госпитализация на модели не отражена.

    Автоматизировав процесс, мы имеем возможность оптимизировать его с использованием процессного подхода. Оптимизация осуществляется при помощи программного модуля - «План госпитализации». Доступ к нему предоставляется всем заинтересованным лицам, причем разграничиваются роли и правила работы с этим объектом в соответствии с ролями в процессе. Врач КДЦ осуществляет запись больных в этот план (со всей их контактной информацией и доступом к их электронным амбулаторным картам, в которых имеется вся информация о пациенте, в том числе обо всех проведенных обследованиях). С другой стороны, обеспечена возможность, производя выписку, освобождать в данном плане койко-места. Врач стационара получает информацию о диагнозе пациента и об обследовании, что позволяет ему определить приоритеты (пациента

    и информационные

    технологии

    с каким диагнозом следует госпитализировать в первую очередь) и определить полноту имеющихся в наличии обследований. В результате данного процесса с пациентом связываются и сообщают, когда прийти на госпитализацию и в какой палате он будет лежать, или о необходимости пройти дообследование.

    □собенности реализации

    Получив модель «как есть» и автоматизировав ее, нетрудно заметить, что поток экстренной госпитализации довольно велик и требует существенных затрат (в том числе времени) на оформление пациентов. Узкое место данного процесса - это отсутствие информации о поступающем пациенте до его фактического появления в приемном отделении (ПО), хотя такая информация о нем уже собрана работниками скорой помощи. Следовательно, основное направление оптимизации - интеграция с информационными системами СиНМП. После согласования протоколов обмена был реализован сервис, обменивающийся данными с информационными системами СиНМП. Благодаря этому информация о пациенте (диагноз, фамилия, возраст и, что самое главное в контексте рассматриваемой проблемы - профиль койки) становится известным еще до фактического появления пациента в ПО. Таким образом, пациент попадает к профильному дежурному врачу ПО с минимальной потерей времени, что часто играет решающую роль в процессе экстренной госпитализации, а после принятия решения о госпитализации в системе, в режиме реального времени отражается изменение коечного фонда. Таким образом, используя МИС, мы получили определенную степень контроля над стохастическим характером потока экстренной госпитализации. Далее, учитывая проведенную оптимизацию процесса госпитализации, описанную выше, оптимизируем бизнес-процесс в МИС, вводя функционал подсистемы «Плановая госпита-

    лизация» в АРМ специалистов, ответственных за плановую госпитализацию.

    Доступ к этим модулям получает как заведующий отделением поликлинической подсистемы, так и заведующий отделением стационара, куда планируется госпитализировать пациента. На этом этапе реализации важным становится разграничение полномочий. Так, например, врач поликлиники или КДЦ добавляет, по мере необходимости, пациентов в план, указывая, если требуется, срочность госпитализации. Врач стационара, в свою очередь, анализируя электронную амбулаторную карту пациента и учитывая планируемую выписку, определяет необходимость дообследования на поликлиническом уровне или принимает решение о госпитализации, указав в листе плана дату и номер палаты с учетом оперативной информации о потоке экстренной госпитализации.

    С учетом того, что вся информация о пациенте хранится в его электронной амбулаторной карте, не составляет труда оперативно связаться с больным и направить его на дообследование или сообщить о дате госпитализации.

    Результаты практического применения процессного подхода

    В рамках внедрения были выбраны пилотные отделения. Методом интервьюирования получены показатели эффективности процессов плановой и экстренной госпитализаций до оптимизации и после оптимизации. Результатом проведенной оптимизации стало изменение показателей, приведенное в таблице 1.

    Для каждого показателя были определены способы и методы расчета:

    Повышение оборота койки. Если рассматривать оборот койки как показатель использования коечного фонда, равный среднему числу больных, приходящихся на одну фактически развернутую койку за год. По результатам данных отчетов, полученных из статисти-

    ки, были отражены показатели оборота койки за один месяц по одному выбранному пилотному отделению, которые использовались для сравнения оборота койки после оптимизации и до оптимизации и составили 5,68 до оптимизации и 5,98 после с учетом переводов. Данные по другим пилотным отделениям дали аналогичные результаты. Результаты сравнения отражены в таблице 1.

    В редких случаях имела место необоснованная госпитализация. Данная ситуация возникала в связи с недостаточным обследованием в поликлиниках. В результате после проведения полного обследования в стационаре выявлялась необоснованность госпитализации. Данная статистика велась на уровне заведующих отделений стационара. После проведения оптимизации случаев необоснованной госпитализации выявлено не было.

    Повышение эффективности использования рабочего времени врача за счет уменьшения объема рутинных операций. В данный показатель вошли такие операции, как:

    Согласование, изменение, дополнение плана госпитализации заведующим стационара, а также время, которое затрачивалось на телефонные звонки, отправку по электронной почте и т.д. По результатам проведенного обследования, данное время составило примерно 2-3 часа в день. После оптимизации данный показатель снизился до 1 часа в день с учетом повторного осмотра пациентов после КДЦ в экстренных отделениях.

    Отслеживание и мониторинг коечного фонда заведующим стационара, передача данной информации в поликлиники, КДЦ и в прием-

    ное отделение. По результатам проведенного обследования, данное время составило примерно 1 час в день. Данный показатель снизился до 15 минут после оптимизации.

    Оповещение и ответы на телефонные звонки от пациентов, ожидающих госпитализацию в экстренные отделения. По результатам проведенного обследования, данное время составило примерно от 40 минут до 2 часов в день. Данный показатель снизился до 30 минут и составил только время на оповещение о госпитализации.

    В результате проведенной оптимизации среднее суммарное время на рутинные операции, которое составляло 4 часа в день, снизилось до 1,45 часов в день, которое затрачивается на просмотр и актуализацию плана в МИС, а также общение с пациентами, нуждающимися в госпитализации. Общие результаты приведены в таблице 1.

    заключение

    С использованием процессного подхода была построена и проанализирована модель существующего процесса плановой госпитализации, процесс был автоматизирован с использованием МИС Интерин PROMIS7. С учетом объективных данных, полученных из МИС, были выявлены узкие места в этой модели, внесены коррективы, что в свою очередь позволило оптимизировать бизнес-процесс в МИС (настроить программные модули, обеспечить интеграцию с информационными системами СиНМП). Результаты оптимизации процесса плановой госпитализации на практике приведены в таблице 1.

    Таблица 1.

    Показатель Оценка

    Повышение оборота коек 5%

    Уменьшение% необоснованной госпитализации 4%

    Повышение эффективности использования рабочего времени врача за счет уменьшения объема рутинных операций 36,3%

    и информационные

    технологии

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Методология функционального моделирования. М.: Госстандарт России, 2001. Р 50.1.028-2001.

    2. Руководство по концепции и использованию процессного подхода для систем менеджмента. Документ ISO/TC176/SC2/N544R3, 15 октября, 2008.

    3. Щенников С.Ю., Реинжиниринг бизнес-процессов: эксперт.моделирование, упр., планирование и оценка / С.Ю. Щенников. - М.: Ось-89, 2004. - 287, с.: ил. - Библиогр.: с. 285-286 (21 назв.).

    4. Ротер М. Учитесь видеть бизнес-процессы: практика построения карт потоков создания ценности / М. Ротер и Д. Шук; пер. с англ. [Г. Муравьева]; предисл. Д. Вумека и Д. Джонса. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс: CBSD, 2006. - 133, с.: ил.

    5. Белышев Д.В., Борзов А.В., Нинуа Ю.А., Сирота В.Е., Шутова С.А. Применение процессного подхода в медицинских организациях на примере экстренной госпитализации // Врач и информационные технологии: 2015. № 4 (в текущем номере).

    ИТ-новости

    институт РАЗВИТИЯ ИНТЕРНЕТА ДЛЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

    Институт развития интернета (ИРИ) был создан весной 2015 г. ИРИ объединил Российскую ассоциацию электронных коммуникаций (РАЭК), Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ), Медиакоммуникационный союз и Региональный общественный центр интернет-технологий (РОЦИТ). Этот институт готовит предложения по развитию российского сегмента интернета, которые должны лечь в соответствующую программу, рассчитанную до 2025 года. Программа разрабатывается по поручению президента Владимира Путина, данному 19 мая 2015-го.

    Предложения будут представлены 5 октября на совещании с участием министра связи и массовых коммуникаций Николая Никифорова. На стол администрации президента ляжет 137-страничный документ, в котором есть советы по развитию не только интернета, но и других отраслей. Например, для медучреждений предусмотрена агрегация историй болезней и клинических исследований в единой базе данных. Также предлагается развивать сервисы дистанционной диагностики и консультаций и разработать систему электронного рецепта, которая позволит покупать лекарства онлайн (хотя с 1 июля 2015-го продажа лекарств в интернете запрещена поправками в закон об обращении лекарственных средств).

    Подробнее на РБК:

    http://top.rbc.ru/technology_and_media/0J/J0/20J5/560c0cb29a79476d7c332cd3

    Приказываю:

    Планированию сети медицинских организаций предшествует анализ:

    медико-демографической ситуации;

    уровня и структуры заболеваемости населения;

    деятельности медицинских организаций;

    климатогеографических параметров;

    дорожно-транспортной инфраструктуры;

    сформировавшейся градостроительной структуры и перспективных систем расселения.

    Для оценки использования имеющихся ресурсов здравоохранения и оптимальной эксплуатации объектов здравоохранения необходимо провести анализ следующих плановых и фактических показателей по каждой медицинской организации в динамике за 3-5 лет:

    объемов первичной медико-санитарной помощи, оказываемой в амбулаторных условиях, в том числе в неотложной форме, и в условиях дневного стационара;

    объемов специализированной медицинской помощи, оказываемой в стационарных условиях и в условиях дневного стационара;

    объемов скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи;

    объемов паллиативной медицинской помощи;

    обеспеченности врачебными кадрами , койками дневных стационаров, больничными койкам , .

    Кроме того, для оценки деятельности отдельных видов медицинских организаций необходимо проводить сравнение рекомендуемой и фактической численности обслуживаемого ими населения с учетом его плотности и территориальной доступности до медицинской организации.

    На основании комплексной оценки медицинской организации органом государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья принимается обоснованное решение о ее дальнейшем развитии.

    По результатам анализа формируются основные требования к планированию сети медицинских организаций на основе распределения медицинских организаций по уровням.

    В целях соблюдения этапов оказания медицинской помощи, планирования рационального размещения медицинских организаций в зависимости от административно-территориальной принадлежности и вида медицинской помощи, а также определения дифференцированных нормативов объема медицинской помощи в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи медицинские организации (за исключением медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь по профилю "акушерство-гинекология") распределяются по трем уровням.

    Медицинские организации первого уровня - это медицинские организации, оказывающие населению муниципального образования, на территории которого расположены:

    первичную медико-санитарную помощь;

    и (или) паллиативную медицинскую помощь;

    и (или) скорую, в том числе скорую специализированную, медицинскую помощь;

    и (или) специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь, как правило, терапевтического, хирургического и педиатрического профилей.

    Медицинские организации второго уровня - это медицинские организации, имеющие в своей структуре отделения и (или) центры, оказывающие преимущественно специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь населению нескольких муниципальных образований по расширенному перечню профилей медицинской помощи, и (или) диспансеры (противотуберкулезные, психоневрологические, наркологические и иные).

    Медицинские организации третьего уровня - это медицинские организации, имеющие в своей структуре подразделения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь.

    При расчете потребности в оказании медицинской помощи рекомендуется учитывать инфраструктуру здравоохранения и зону обслуживания медицинских организаций, расположенных в граничащих субъектах Российской Федерации, с возможностью планирования объемов медицинской помощи в рамках межтерриториального взаимодействия.

    Для определения потребности в мощностях медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, в условиях дневного стационара и в стационарных условиях, необходимо проводить расчеты по потребности в специалистах с высшим медицинским образованием в разрезе врачебных специальностей на основе функции врачебной должности и коечного фонда по каждому профилю медицинской помощи.

    Потребность в коечном фонде (К) медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, рассчитывается следующим образом:

    Nк/д - число койко-дней на 1 000 жителей (утвержденный норматив по территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи равен произведению уровня госпитализации на 1 000 жителей на средние сроки лечения 1-го больного в стационаре);

    Н - численность населения;

    Д - среднегодовая занятость койки.

    С помощью данной методики определяется абсолютное количество коек, необходимое для реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в целом по медицинской организации, а также по профильным отделениям.

    При расчетных показателях коечного фонда, не позволяющих в части нормативного обеспечения штатными единицами медицинского персонала выделять профили медицинской помощи в структурную единицу - отделение, допускается агрегирование коечного фонда в укрупненные профили медицинской помощи.

    Определение фактической среднегодовой занятости койки (Д) рассчитывается следующим образом:

    Среднее время простоя койки на ремонт (примерно 10-15 дней в году), для расчета этого показателя необходимо общее число койко-дней закрытия на ремонт разделить на среднегодовое число развернутых коек;

    Простой койки в связи с оборотом койки, то есть время, необходимое на санацию койки после выписки и приема больного, и время ожидания госпитализации (1,0 для всех профилей, кроме: туберкулезных - 3; для беременных и рожениц - 2,5-3; инфекционных - 3; гинекологических - 0,5 и т.п.);

    F - плановый оборот койки (число пролеченных больных на одной койке за год).

    Определение планового оборота койки (F) рассчитывается следующим образом:

    Т - средние сроки лечения.

    Пример: расчет необходимого числа коек терапевтического профиля.

    Т = 10,1 дня; Н = 1 000 000 человек; = 10,0 дня; = 1,0 дня,

    Nк/д = 205,0 койко-дня на 1 000 жителей.

    Д = 365 - 10 - (1 х 32) = 323 дня.

    Итого: для населенного пункта с численностью населения 1 000 000 человек при средней длительности лечения пациента на койке, равного 10,1 дня, необходимо 635 коек терапевтического профиля.

    В целях обеспечения эффективности использования средств, а также исключения дополнительных затрат на строительство объектов здравоохранения субъектам Российской Федерации рекомендуется использовать имеющиеся нежилые объекты недвижимого имущества, предварительно приспособленные для размещения в них медицинских организаций.

    При проведении организационно-управленческих мероприятий рекомендуется предусмотреть возможность перераспределения имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов внутри структурных подразделений медицинской организации.

    _____________________________

    *(1) - Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1382 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 52, ст. 7607).

    *(2) - Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 декабря 2015 г. N 11-9/10/2-7796 "О формировании и экономическом обосновании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год".

    *(3) - Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 июня 2014 г. N 322 "О методике расчета потребности во врачебных кадрах".

    *(4) - Для медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, число коек определяется исходя из объемов, установленных в территориальных программах государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, с учетом их уровня и профилей оказываемой медицинской помощи.

    *(5) - Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. N 555н "Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июня 2012 г., регистрационный N 24440) с изменениями, внесенными приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 декабря 2014 г. 843н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 января 2016 г., регистрационный N 35536).

    *(6) - Оказание медицинской помощи по профилю "акушерство-гинекология" осуществляется в медицинских организациях, отнесенных к соответствующим группам согласно приказу Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 ноября 2012 г. N 572н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 апреля 2013 г., регистрационный N 27960) с изменениями, внесенными приказами Министерства здравоохранения Российской Федерации от 17 января 2014 г. N 25н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 марта 2014 г., регистрационный N 31644), от 11 июня 2015 г. N 333н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 июля 2015 г., регистрационный N 37983), от 12 января 2016 г. N 5н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 10 февраля 2016 г., регистрационный N 41053).

    *(7) - Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 июня 2014 г. N 322 "О методике расчета потребности во врачебных кадрах".

    *(8) - Годовая функция врачебной должности определяется путем умножения нагрузки врача на 1 час приема в поликлинике и обслуживания на дому на число часов по приему и обслуживанию на дому и на число рабочих дней в году.

    Обзор документа

    Так, установлено, что при построении перспективной сети медицинских организаций необходимо учитывать следующие факторы: специфику региона (климатические и географические особенности, плотность населения и др.); обеспечение доступности медпомощи для городского и сельского населения; обоснование потребности населения во всех видах медпомощи и финансовых нормативов в рамках территориальных программ госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи в соответствии с особенностями демографического состава, уровнем и структурой заболеваемости; обеспечение соответствия мощности медицинской организации регионам планируемым объемам услуг.

    Урегулированы вопросы оценки использования имеющихся ресурсов здравоохранения и оптимальной эксплуатации объектов.