Характеристика поведенческой сферы у детей с дцп. Развитие ребёнка с диагнозом ДЦП

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ

«ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОДА»

Основные темы

1. Механизмы двигательных нарушений при ДЦП, особенности моторного развития детей с ДЦП.

2. Особенности сенсорных нарушений у детей с ДЦП, основные направления коррекционной работы.

3. Нарушения речи у детей с ДЦП, особенности дизартрий при различных формах ДЦП.

4. Современные методы восстановительного лечения и реабилитации больных с ДЦП.

5. Особенности психического развития детей с ДЦП (влияние неблагоприятных факторов: экзогенных и эндогенных)

6. Основные типы семейного воспитания детей с ДЦП: гипопротекция, гиперпротекция.

7. Реакция семьи на рождение больного ребенка – основные этапы реагирования, направления семейной психотерапии

8. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.

9. Неврозы и невротические реакции детей с ДЦП (причины, уровни реагирования, проявления)

Особенности личности детей с ДЦП

11. Страхи и неврозы у детей с ДЦП.

12. Особенности семейного воспитания детей с ДЦП.

13. Проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с церебральным параличом.

14. Социальная реабилитация детей с ДЦП.

15. Особенности психокоррекции детей с ДЦП.

1. Абрамович-Лехтман Р.Я.. Об особенностях нервно-психического развития детей с церебральным параличом. Л. 1966

2. Акош К, Акош М. Помощь детям с церебральным параличом. Кондуктивная педагогика: Книга для родителей /Пер. с англ. С Вишневской, М, 1994

3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом – М., 1989

4. Бадалян Л.О. Актуальные проблемы эволюционной неврологии и развитие мозга ребенка. /Методологические аспекты науки о мозге. М., 1983

5. Балалян Л.О. и др. Детские церебральные параличи – Киев, 1988

6. Венгер Л.А., Венгер А.Л.. Домашняя школа. М. 1994.

7. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. М., 1983

8. Горинова З.В., Егорова Т.Д.. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. 2003.

9. Данилова Л.А., Стока К., Казицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. СПб, 1997

10. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастрюкова Е.М.. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М. 1993.

11. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. оспитание детей с церебральным параличом в семье: книга для родителей. М.: Просвещение, 1994

12. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах – Киев, 1987

13. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985

14. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом /Под ред. К.А. Семеновой и др. – М. – СПб, 1988

15. Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. И.А. Смирновой. – СПб.: ИСПиП. 2000

16. Лебединский В.В.. Нарушения психического развития у детей. М. 1985.

17. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – М, 2000

18. Левченко И.Ю., Приходько О.Г.. Технологии обучения и воспитания детей с нарушением ОДА. М. 2001.

19. Лурия А.Р. Высшие корковые функции у человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М. 2000

20. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М. 1996

22. Мамайчук И.И.. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб 2003.

23. Мардахаева Л.В.. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП. Курск 2001.

24. Мастюкова Е.М. и др. Нарушения речи у детей с церебральным параличом – М., 1985

25. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М.: Просвещение. 1991

26. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата /Под ред. Е.М. Мастрюковой и др. – М, 1984

27. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом /Под ред. М.В. Ипполитовой и др. – М., 1989

28. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. – Воронеж. 1996

29. Семенова К.А.. Детский церебральный паралич. М 1998.

30. Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой – М, 2000

31. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988

32. Степанова Г.А., Кулькова Е.Я.. Социализация и реабилитация детей с ограниченными возможностями. 2003.

33. Тюрин А.В. Профессиональная ориентация инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы. Методическое пособие. М.: МИИ. 1999, 64 с.

34. Хайрулина И.А., Горбунова С.Ю.. Формирование первоначальных навыков письма. Программа подготовке к школе детей с тяжелыми нарушениями речи и ОДА. М. 1998.

35. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич – СПб., 2001

36. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич – хрестоматия, СПб., 2003

37. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб.: Образование. 1995


Развитие эмоциональной сферы в детстве. Причины отклонений в развитии эмоциональной сферы у детей. Полиморфность группы детей с эмоциональными расстройствами. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как вариант нарушенного развития. Уровни эмоциональной регуляции в детском возрасте и психологическая классификация РДА. Особенности психического развития детей с синдромом РДА. Проблемы дифференциальной диагностики РДА от сходных состояний. Организация и содержание психокоррекционной работы с детьми, страдающими синдромом РДА.

Непатологические формы нарушения поведения у детей и подростков. Дети с реактивными и конфликтными переживаниями. Синдром постреактивного расстройства. Акцентуации характера личности. Патологические формы девиантного поведения. Дисгармонический тип психического дизонтогенеза. Организация и содержание психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения поведения.

Контрольные вопросы и задания

1.Основные закономерности эмоционального развития ребенка.

2.Сущность уровневой регуляции эмоционального поведения у ребенка.

3.Основные формы эмоциональных нарушений в детстве.

4.Причины эмоциональной и поведенческой патологии.

5.Своеобразие психического развития в условиях раннего детского аутизма.

7.Виды нарушений поведения.

8.Основные проявления посттравматического синдрома.

9.Понятия об акцентуациях и психопатиях.

10.Виды психопатий и их классификации.

11. Основные направления психокоррекционной работы при патохарактерологических нарушениях.

Литература

1. Беличева С.А. Превентивная психология. - М, 1994.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности (в
норме и отклонении). - М., 1990.

3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми - М., 1991.

4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.,
1986.

5. Каган В.Е. Аутизм у детей. - Л., 1981.

6. Каган В.Е. Неконтактный ребенок. - СПб, 1996.

7. Лебединская К.С. и др. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. -
М., 1988.

8. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - М., 1986.

9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

10. Никольская О.С. и др. Аутичный ребенок. - М., 1997.

11. Хрестоматия по аутизму./Под ред. Л.М.Шипицыной и Д.Н.Исаева. - СПб,
1997.

12. Шипицына Л.М., Иванов Е.С. Нарушения поведения учащихся
вспомогательной школы. - СПб, 1992.

13. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция./Под ред.
Лебединского В.В. и др.. - М., 1990.

Личность детей с ДЦП формируется как под воздействием его болезни, и под воздействием отношения к нему окружающих, в частности семьи. Как правило, ДЦП у детей сопровождается психическим инфантилизмом. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга, связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам. В целом в основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер при преобладающей незрелости последней.

Ребёнок с ДЦП в своём поведении руководствуется эмоцией удовольствия, такие дети чаще всего эгоцентричны. Их привлекают игры, они легко поддаются внушению и не способны к волевым усилиям над собой. Это все также сопровождается двигательной расторможенностью, эмоциональной нестабильностью, быстрой утомляемостью. Поэтому так важно знать характерные особенности эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП, чтобы сформировать правильную тактику поведения и воспитания.

Формирование личности тесно связано с формированием эмоционально-волевой сферы. Эмоционально-волевая сфера - это психоэмоциональное состояние человека. Леонтьев А.Н. различает три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства. Аффекты - это сильные и относительно кратковременные эмоциональные переживания, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Собственно эмоции представляют собой длительное состояние, сопровождая тот или иной поведенческий акт, даже не всегда осознаются. Эмоции - это непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений. Все эмоциональные проявления характеризуются направленностью - положительной или отрицательной. Положительные эмоции (удовольствие, радость, счастье и т.д.) возникают при удовлетворении потребностей, желаний, успешном достижении цели деятельности. Отрицательная эмоция (страх, гнев, испуг и т.п.) дезорганизует деятельность, которая приводит к ее возникновению, но организует действия, направленные на уменьшение или устранение вредных воздействий. Возникает эмоциональная напряженность.

Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам.

Термин "воля" отражает ту сторону психической жизни, которая выражается в способности человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом различные препятствия. Другими словами, воля - это власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения. Человеку с развитой волей присущи целеустремленность, преодоление внешних и внутренних препятствий, преодоление мышечного и нервного напряжения, самообладание, инициатива. Первичные волевые проявления отмечаются в раннем детстве, когда ребенок стремится достигнуть цели: достать игрушку, делая при этом усилия, преодолевая препятствия. Одно из первых проявлений воли - произвольные движения, развитие которых зависит, в частности, от степени осознанности и целостности сенсомоторного образа.

Развитие эмоционально-волевой сферы у дошкольников зависит от ряда условий.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах может быть задержка эмоционального развития.

Неправильное общение в семье может привести к снижению потребности в общении со сверстниками.

Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в игре, насыщенной переживаниями.

Эмоции и чувства плохо поддаются волевой регуляции. Поэтому чувства ребенка в острых ситуациях не оценивать - ограничивать лишь форму проявления его негативных эмоций.

Что касается эмоционально-волевой сферы дошкольника с ДЦП, то психотравмирующими обстоятельствам, влияющим на эмоционально-волевую сферу, являются :

) переживание недоброжелательного отношения сверстников, положение отвергнутого или "мишень для насмешек", чрезмерного внимания окружающих;

) условия социальной депривации в связи с изменением межличностных отношений в детском коллективе и ограничением контактов, а также явлениями госпитализма, так как большинство больных находятся в больницах и санаториях длительный период;

) условия эмоциональной депривации из-за разлуки с матерью или ввиду неполной семьи, так как в 25% отцы оставляют семьи;

) психическая травматизация, связанная с лечебными процедурами (гипсованием, операциями на конечностях), после которых у некоторых детей возникают реактивные состояния, поскольку они надеются на непосредственный результат, быстрое излечение, тогда как им предстоят длительное лечение, выработка нового двигательного стереотипа;

) затруднения в процессе обучения в связи с параличами, гиперкинезами и пространственными нарушениями;

) условия сенсорной депривации из-за дефектов слуха, зрения.

В результате вышеперечисленных обстоятельств эмоционально-волевая сфера у детей с ДЦП характеризуется следующими особенностями:

Повышенная возбудимость. Дети беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными. Аффективное возбуждение может возникать даже под влиянием обычных тактильных, зрительных и слуховых раздражителей, особенно усиливаясь в непривычной для ребенка обстановке.

Пассивность, безынициативность, застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми.

3. Повышенная склонность испытывать беспокойство, ощущение постоянного напряжения. Инвалидность ребенка определяет его не успешность практических во всех жизненных сферах. Многие психологические потребности остаются не реализованными. Совокупность данных обстоятельств и приводит к повышенному уровню тревоги и беспокойства. Тревожность ведет к агрессивности, страхам, робости, в некоторых случаях к апатии, безразличию. Анализ таблицы 1 свидетельствует, что дети с ДЦП отличаются повышенной склонностью испытывать беспокойство, характеризуются низким порогом возникновения реакции тревоги, ощущают постоянное напряжение, склонны воспринимать угрозу своему "Я" в различных ситуациях и реагировать на них усилением состояния тревоги .

Таблица 1 Проявления тревожности в норме и у детей с ДЦП

Уровни тревожностиДети с ДЦП Здоровые детиВысокий6114Средний3976Низкий-10

Страх и тревога тесно взаимосвязаны. Кроме возрастных страхов дети с ДЦП испытывают невротические страхи, которые формируются под влиянием неразрешимых переживаний. Свой вклад в эти переживания вносит и двигательная недостаточность, и наличие травмирующего опыта, и тревожность родителей в отношении с ребенком. Качественная характеристика страхов детей с церебральным параличом отличается от страхов здоровых детей. Большой вес в данной характеристике занимают медицинские страхи, в связи с большим травмирующим опытом взаимодействия с медицинским персоналом. А так же повышенная гиперчувствительность и ранимость может привести к неадекватным страхам, появлением большого количества социально-опосредованных страхов. Страх может возникать даже под влиянием незначительных факторов - незнакомой ситуации, кратковременной разлуки с близкими, появления новых лиц и даже новых игрушек, громких звуков. У одних детей он проявляется двигательным возбуждением, криком, у других - заторможенностью и в обоих случаях сопровождается побледнением или покраснением кожи, учащением пульса и дыхания, иногда ознобом, повышением температуры. Анализируя таблицу 2, можно отметить наличие страхов у детей в норме и детей с ДЦП .

Таблица 2. Возрастная динамика страхов

Виды страхов в нормеВиды страхов у детей с ДЦПОтсутствие матери; наличие чужих людей. Сказочные животные, персонажи; темнота; одиночество; медицинские страхи; страх наказания; посещения школы, смерти, природных катаклизмов, темных сил: суеверий, предсказаний. Социальные страхи: несоответствие социальным требованиям ближайшего окружения; психического и физического уродства.Отсутствие матери; наличие чужих людей. Сказочные животные, персонажи; темнота. Медицинские страхи (кроме обычных, отмеченных и у здоровых детей) - страхи массажных процедур, тактильного прикосновения врачом. Страх одиночества, высоты, передвижения. Ночные страхи. Невротические страхи, которые выражались в высказываниях детей: "оторвут, отрежут руку или ногу", "полностью загипсуют, и я не смогу дышать".Социальные страхи. Страх болезни и смерти. Неадекватные страхи - ощущение присутствия кого-то чужого в комнате, своей тени на стене, страх таящих угрозу темных отверстий (дырок на потолке, вентиляционных решеток) .

Анализ таблицы 3 свидетельствует, судя по частоте упоминаний, существенной для детей с ДЦП явилась категория страхов имеющих социально-опосредованный характер. Появляются страхи того, что их могут бросить родители, над ними будут смеяться окружающие, здоровые сверстники не будут с ними играть. Данные страхи обусловлены осознанием своего дефекта и переживанием его.

Таблица 3. Частота встречаемости различных страхов у детей с ДЦП и здоровых детей (в %).

Анализируя данные таблицы 3, можно отметить, что процент медицинских и социально-опосредованных страхов у детей с церебральными параличами превалирует над всеми остальными, тогда как для здоровых детей более характерны страхи сказочных героев и темноты.

В целом дети, страдающие церебральным параличом, более часто испытывают отрицательные эмоции, такие как: страх, гнев, стыд, страдания и др., чем здоровые дети. Доминирование отрицательных эмоций над положительными приводит к частому переживанию состояний грусти, печали с частым перенапряжением всех систем организма.

Расстройство сна. Детей с ДЦП мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.

Повышенная впечатлительность. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации способны вызывать у них негативную реакцию.

Повышенная утомляемость. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение - ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.

Слабая волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу. А. Шишковская отмечает факторы, оказывающие влияние на волю ребенка :

внешние (условия и характер заболевания, отношение окружающих к больному ребенку);

внутренние (отношение ребенка к самому себе и к собственной болезни).

В значительной мере патологическому развитию эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП способствует неправильное воспитание. Особенно, если родители занимают авторитарную позицию в воспитании. Эти родители требуют от ребенка выполнения всех требований и заданий, не учитывая специфику двигательного развития ребенка. Часто неприятие больного ребенка сопровождается представлением о нем как о социально неуспешном человеке, который не может ничего добиться в жизни, маленьком и слабом. От этого ребенок начинает чувствовать себя обузой в жизни родителей. В условиях эмоционального отвержения, при недостаточном внимании родителей эмоциональный профиль таких детей будет сочетать контрастные черты: склонность к стойким аффектам и ранимость, обидчивость, чувство собственной неполноценности.

К типу эмоционального отвержения ребенка относится и гипопротекция. При таком воспитании ребенок предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Условия гипоопеки предрасполагают к задержке формирования волевых установок, препятствуют подавлению аффективных вспышек. Аффективные разряды у этих детей будут неадекватны внешнему воздействию. Они не будут уметь себя сдерживать, будут склонны к дракам и агрессии.

Рассмотрим воспитание по типу гиперопеки, когда все внимание родственников обращено на болезнь ребёнка. При этом они чрезмерно волнуются о том, что ребёнок может упасть или пораниться, ограничивают его самостоятельность на каждом шагу. Ребёнок быстро привыкает к такому отношению. Это приводит к подавлению естественной, посильной ребенку активности, зависимости от взрослых, иждивенческим настроениям. Вместе с повышенной чувствительностью (он остро воспринимает эмоции родителей, среди которых, как правило, преобладает тревожность и уныние) это все приводит к тому, что ребёнок растёт безынициативным, робким, неуверенным в своих силах.

Особенности семейного воспитания влияют на развитие воли у детей с ДЦП. По уровню волевого развития дети с ДЦП делятся на три группы .

группа (37%) - характерно общее снижение эмоционально-волевого тонуса, волевой инфантилизм. Проявляется в неумении и порой нежелании регулировать свое поведение, а также общая вялость, отсутствие настойчивости в достижении коррекционно-восстановительного эффекта и учебе. Свыкаясь с ролью больных, дети ослабляют свою самостоятельность, проявляют иждивенческие настроения.

группа (20%) - характерен высокий уровень волевого развития. Проявляется в адекватной самооценке, правильном определении своих возможностей, мобилизации компенсаторных ресурсов организма и личности. Дети активно ведут борьбу с заболеванием и его последствиями, проявляют настойчивость в достижении терапевтического эффекта, упорство в учебе, развивают свою самостоятельность, занимаются самовоспитанием.

группа (43%) - средний уровень волевого развития. В зависимости от состояния здоровья, самочувствия и многих других обстоятельств дети эпизодически проявляют достаточную волевую активность. В учебной работе это связано с интересом, текущими оценками, с лечебной перспективой.

Таким образом, особенности эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но в первую очередь от отношения к ребенку окружающих: родителей, педагогов. Семьи детей с ДЦП имеют особый внутрисемейный психологический микроклимат. Не всегда психологическая обстановка в семье способствует нормальному воспитанию ребенка. Преобладающим типом воспитания в таких семьях является гиперопека.

Эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному. Дети могут быть как легковозбудимыми, так и полностью пассивными. ДЦП у детей часто сопровождается расстройством сна, повышенной впечатлительностью с преобладанием негативных эмоций, повышенной утомляемостью, слабой волевой активностью.

3. Практическая часть

Особенности развития личности ребенка с церебральным параличом. Личностное развитие ребенка с ДЦП определяется как генетическим фоном, так и особенностями эмоционально-волевой сферы. Однако наибольшее значение при этом имеют социальные условия, в которых растет ребенок.

По данным Э. С. Калижнюк, И. И. Мамайчук, Е. М. Мастюковой дети с ДЦП, особенно в школьном возрасте, тяготеют к фрустрированности, эмоционально-волевой неустойчивости, тревожности.

Характерным отклонением в развитии эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП является повышенная склонность к страхам. Эти страхи, нередко без определенного содержания, обычно сопровождаются выраженными вегетативными расстройствами. В состояниях страха усиливаются ведущие симптомы ДЦП - спастика, гиперкинезы, атаксия. У многих детей выражен страх передвижения, падения, высоты, одиночества. Могут быть навязчивые страхи болезни, смерти.

Отклонениям в развитии личности способствуют специфические условия, в которых вынужден находиться больной ребенок с первых лет жизни: частое пребывание в закрытых медицинских учреждениях, ограничение общения с окружающими, особенно со сверстниками, ограничение самостоятельности, постоянные разговоры окружающих о болезни и лечении и т. п. Это способствует развитию эгоцентризма, пассивности, сознания собственной исключительности и невнимательности к окружающим.

Такие дети не способны к адекватной оценке своих поступков и оведения окружающих, они испытывают затруднения при установлении контактов со сверстниками.

Нужно отметить, что необходимость управления личностным развитием ребенка с ДЦП в специальной педагогике скорее декларируется, нежели находит реальнее воплощение в программах и методах работа. Возможно, что оказание специальной психологической помощи, а также реализация личностно-ориентированных педагогических программ, начиная с раннего возраста, позволит преодолеть тенденцию к образованию специфических отклонений в развитии личности детей.

При рациональном подходе к воспитанию дети с ДЦП могут развиваться без личностных отклонений. Наиболее успешно личностное развитие осуществляется в детском коллективе смешанного типа, когда ребенок контактирует и с нормально развивающимися детьми, и с детьми, имеющими аналогичные либо другие проблемы в развитии. Контакты с нормально развивающимися детьми способствуют успешной адаптации в обществе, контакты с детьми, имеющими проблемы в развитии, предотвращают формирование ощущения собственной исключительности и неполноценности.



Причины нарушения развития личности детей с церебральным параличом . При ДЦП нарушается формирование личности ребенка. Нормальное интеллектуальное развитие при этом заболевании часто сочетается с отсутствием уверенности в себе, само-стоятельности, с повышенной внушаемостью. Личностная незрелость проявляется в наив-ности суждений, слабой ориентированности в бытовых и практических вопросах жизни. У детей и подростков легко формируются иждивенческие установки, неспособность и нежелание самостоятельной практической деятельности. Выдержанные трудности социальной адаптации способствуют развитию таких черт личности, как робость, застенчивость, неумение постоять за свои интересы. Это сочетается с повышенной чувствительностью, обидчивостью, впечатлительностью, замкнутостью.

Важное значение в развитии личности при ДЦП придается формированию эмоционально-волевой активности. Негативное влияние органического поражения ЦНС в значительной степени определяет особенности личностного реагирования ребенка на физический дефект как пассивнооборонительное или агрессивно-защитное. Нарушение представлений о своем теле, неадекватность самооценки выявляются уже в раннем возрасте. Частая госпитализация детей с двигательными расстройствами приводит к ранней психической и социальной депривации. Основным стилем семейного воспитания ребенка с ДЦП является гиперпротекция, которая негативно влияет на формирование социальной адекватности его поведения, поскольку чем выше уровень гиперпротекции, тем ниже уровень социальной адекватности поведения ребенка. Неразвитость родительских чувств, неустойчивость воспитательного процесса влияют на формирование таких личностных особенностей ребенка с ДЦП как снижение самостоятельности, сенситивность, рустрированность. В случае нарушения интеллекта при ДЦП особенности развития личности сочетаются с низким познавательным процессом, недостаточной критичностью. Отмечаются безразличие, слабость волевых усилий и мотиваций. Для выявления отклонений в развитии личности ребенка с церебральным параличом необходим комплексный психолого-медико-педагогический анализ ее особенностей. При этом следует обратить внимание не только на ярко выраженные признаки поведения ребенка, нарушающие процесс его социальной адаптации, но и учесть более тонкие особенности проявления его характера, темперамен-та, влечений, мышления, направленность интересов, развитие деятельности и общения с окружающими. Психологу важно отметить не только отрицательные черты личности, а прежде всего положительные, на которые, можно будет опереться в психокоррекционной работе.



24. Нарушение коммуникативных функций у детей с ДЦП .

Проблема личности является центральным звеном в воспитании детей с детским церебральным параличом (ДЦП). Личностные особенности ребёнка, развивающего в условиях моторной и сенсорной депривации, ограничений интерперсональных связей, постоянной психогенной травматизации в связи с переживанием своей физической неполноценности, могут стать для него источником компенсаторного приспособления к физическому недостатку и неблагоприятным условиям внешней среды, либо нарушить процесс его социально-психологической адаптации.

Формирование личности ребёнка в условиях тяжёлой соматической болезни или физического недостатка относят к одному из типов асинхроний развития – психогенному патологическому формированию личности дефицитарного типа, под которым понимают отклонения в личностном развитии ребёнка, спровоцированные сенсорным, двигательным дефектом или тяжёлым соматическим заболеванием [Ковалёв В. В., 1979: Лебединский В. В., 1985; Калижнюк Э. С., 1987].

Личностное развитие ребёнка с ДЦП определяется как генетическим фоном, так и особенностями эмоционально-волевой сферы. Однако наибольшее значение при этом имеют социальные условия, в которых растет ребенок.

Среди видов аномального развития детей с церебральным параличом чаще всего встречаются дети с задержками развития по типу психического инфантилизма.

По определению Выготского понятие “аномалия”- это “патологическое отклонение от средней нормы в структуре организма или её функциях” [Ульенкова У.В., Лебедева О.В.,2002 С. 22].

В основе психического инфантилизма лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы при незрелости последней. Психическое развитие при инфантилизме характеризуется неравномерностью созревания отдельных психических функций. Психический инфантилизм в отечественной литературе освещается как особый вид нарушения развития, в основе которого лежит незрелость поздно формирующихся мозговых систем [Власова Т. А., Певзне М.С., 1973].

Выделяют простой (не осложненный) психический инфантилизм [Ковалёв В. В., 1973], к нему относят также гармонический инфантилизм [Сухарева Г. Е., 1959]. При этой форме психическая незрелость проявляется во всех сферах деятельности ребёнка, однако, преимущественно в эмоционально-волевой [Певзнер М. С., 1982].

Наряду с не осложненной формой психического инфантилизма выделяют осложненные формы. Описано несколько вариантов появления осложнённого инфантилизма [Певзнер М. С., 1974, 1982; Ковалёв В. В., 1973]. Однако, как отмечает М. С. Певзнер, “при всех формах инфантилизма недоразвитие личности является ведущим и определяющим симптомом” (1982). Основным признаком психического инфантилизма считается недоразвитие высших форм волевой деятельности. В своих поступках дети руководствуются в основном эмоцией удовольствия, желанием настоящей минуты. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других и не подчиняются требованиям коллектива. В интеллектуальной деятельности также выражено преобладание эмоций удовольствия, собственно интеллектуальные интересы развиты слабо: для этих детей характерны нарушения целенаправленной деятельности. Все эти особенности, [по данным В. В. Ковалёва 1973], составляют в совокупности феномен “школьной незрелости”, выявляющийся на первом этапе школьного обучения.

Данные о развитии лобной коры и её роли в организации сложных форм поведения и деятельности человека и особенности клинической картины при психическом инфантилизме дали основание М. С. Певзнеру утверждать, что в основе психического инфантилизма лежит недоразвитие лобных и диэнцефально-лобных систем коры больших полушарий головного мозга.

Поражение незрелого головного мозга при детском церебральном параличе приводит к тому, что корковые мозговые структуры, особенно поздно формирующиеся лобные отделы, созревают неравномерно и в замедленном темпе, что и служит причиной изменений личности по типу психического инфантилизма. Однако специфическим условием развитие этого типа отклонений личности является неправильное воспитание, ограничение деятельности и общения, связанные с двигательной и речевой недостаточностью [Мастюкова Е.М., 1995. С. 230-231].

Возможно, что оказание специальной психологической помощи, а также реализация личностно-ориентированных педагогических программ, начиная с раннего возраста, позволит преодолеть тенденцию к образованию специфических отклонений в развитии личности детей.

При рациональном подходе к воспитанию дети с ДЦП могут развиваться без личностных отклонений. Наиболее успешно личностное развитие осуществляется в детском коллективе смешанного типа, когда ребёнок контактирует и с нормально развивающимися детьми, и с детьми, имеющими аналогичные либо другие проблемы в развитии. Контакты с нормально развивающимися детьми способствуют успешной адаптации в обществе, контакты с детьми, имеющими проблемы в развитии, предотвращают формирование ощущения собственной исключительности и неполноценности [Смирнова И.А. 2003. С. 28-29].

1.3.1. Особенности мотивационной сферы детей с ДЦП

Под мотивом понимается психологическая причина поведения. В процессе развития мотивационной сферы складывается определённая иерархия, соподчинённость мотивов, благодаря чему формируется основная особенность личности – её направленность. Для характеристики личности решающим является определение мотивов, занимающих в мотивационной сфере доминирующее положение, именно они обусловливают направленность личности и её нравственную устойчивость.

Нравственное поведение предполагает осознанность мотивов и поступков, которая формируется на основе нравственного опыта в процессе социального общения.

Специальными исследованиями российских психологов показано, что первоначально моральные представления и оценки детей слиты с непосредственным эмоциональным отношением к людям или персонажам литературных произведений. По данным Д. Б. Эльконина, формирование этических оценок и представлений идёт путём дифференцирования воедино слитого эмоционального состояния и моральной оценки, путём постепенного отделения этой оценки от непосредственных эмоциональных переживаний ребёнка. Таким путём моральная оценка постепенно становится более самостоятельной и обобщённой.

На первом этапе овладения моральными нормами поведения мотивом, побуждающим ребёнка к правильному поведению, является одобрение взрослых.

Затем стремление следовать требованиям взрослых начинает выступать для ребёнка в некоторой обобщенной категории, обозначаемой словом “надо”. Так формируется первая моральная мотивационная инстанция, объединяющая соответствующие знания и непосредственные переживания. На этом уровне в зачаточной форме начинает формироваться чувство долга, которое в дальнейшем станет основным моральным мотивом, побуждающим поведение ребёнка. Появление чувства долга качественно видоизменяет мотивационную сферу и поведение ребёнка. От характера мотивации зависит весь нравственный строй развивающейся личности.

У детей с церебральным параличом недостаточность и бедность нравственного опыта влияют на темп формирования осознанности мотивов и последствий поступков, задерживая его.

При этом реальные действия и поступки детей регулируются нравственными нормами на уровне эмоциональных переживаний, достаточно развитых у детей. Это чувство стыда, вины, страха, гордости, радости за похвалу взрослого, поэтому чрезвычайно важно формировать эмоциональное отношение к действиям и поступкам. Опыт этих переживаний и собственного поведения затем обобщается в виде нравственного опыта. Такое обобщение формируется постепенно. Вначале дети, оценивая те или иные поступки, улавливают только их непосредственное значение для окружающих людей. Исследование показало, что дети с церебральным параличом долго задерживаются на этой стадии. Поэтому важно, чтобы педагог и воспитатель специально обучали их пониманию внутреннего нравственного смысла поступков, формировали у них осознание нравственной стороны человеческих взаимоотношений, и прежде всего отношений со сверстниками. Большое значение имеет воспитание моральной оценки, поступков человека, выступающей как определённое общественное мнение, отражающей взгляды окружения, в котором живёт ребёнок, на добро, зло, справедливость, несправедливость.

Недостаточность игрового опыта, эгоцентризм приводят к тому, что при поступлении в школу дети, как правило, не имеют навыка поведения в коллективе сверстников. Только в коллективе ребёнок с церебральным параличом часто впервые учится регуляции поведения по принципу “надо”, а не по принципу “хочу”. Сама группа сверстников становится важнейшим регулятором его поведения.

Ребёнок должен постоянно чувствовать себя самостоятельным и полезным окружающим.

Для развития активной жизненной позиции детям с церебральным параличом надо как можно чаще предоставлять возможность выражать и аргументировать свою точку зрения по различным вопросам, служащим предметом обсуждения в коллективе и дома [Мастюкова Е. М. 1985. С. 3-8].

Таким образом, под термином “детские церебральные параличи” (ДЦП) понимают группу заболеваний, возникающих вследствие повреждений головного (реже спинного) мозга, во время внутриутробного развития плода, в момент родов или в раннем послеродовом периоде. Дети с церебральным параличом – это дети с множественными нарушениями, среди которых ведущими являются двигательные расстройства, что отрицательно влияет на весь ход их психического развития. Поражение центральной нервной системы при ДЦП нарушает работу мышечных схем произвольных движений, что определяет одну из основных трудностей формирования двигательных навыков. Неправильные схемы движений у детей с церебральным параличом могут закрепляться и приводить к формированию патологических поз и положений тела и конечностей.

Остается недостаточно изученным вопрос о влиянии этиологического (причинного) фактора на характер последующих двигательных и психических нарушений при ДЦП.

Течение заболевания при всех его формах подразделяется на три стадии:

  • Начальную резидуальную (восстановительную),

    Позднюю резидуальную.

Диагноз ДЦП объединяет пять клинических форм этого заболевания. Кроме того, могут наблюдаться и смешанные формы. Дети с разными формами имеют не только разную неврологическую симптоматику, но и разные психологические особенности.

Клиническая картина ДЦП будет неполной без учета сопутствующих симптомов и синдромов.

При оценке структуры психического развития дошкольников с ДЦП необходимо учитывать не только закономерности развития и коррекции первичных и вторичных отклонений, но и социальные факторы.

В раннем возрасте у многих детей с ДЦП наблюдается значительное отставание в развитии сенсомоторной сферы и интеллекта, но к концу дошкольного периода, при своевременной помощи, значительная часть детей приобретает необходимую готовность для усвоения школьной программы.

У детей с ДЦП не всегда стадии развития эмоциональной сферы соответствуют паспортному возрасту. Не задержку темпа развития оказывают влияние и органическое поражение мозга, и семейное воспитание, и общение со сверстниками. У больных детскими церебраль­ными параличами часто отмечаются эмоциональные нарушения, которые проявляются в виде повышенной возбудимости, склонности к колебаниям настроения, появлению страхов. У детей с гиперкинетическим синдромом страхи могут перерасти в синдром витальной (жизненной) дизадаптации. У детей старшего возраста развиваются вторичные эмоцио­нальные нарушения как реакция на свой дефект. У них наблюда­ется склонность к невротическим нарушениям.

Проблема личности является центральным звеном в воспитании детей с детским церебральным параличом. Формирование личности ребёнка в условиях тяжёлой соматической болезни или физического недостатка относят к одному из типов асинхроний развития – психогенному патологическому формированию личности дефицитарного типа. Кроме того, воз­никает угроза патологического развития личности по тревожно­ мнительному, аутистическому (уход в себя, в мир своих фантазий) или инфантилизированному типу.

Развитие личности дошкольников с ДЦП в наибольшей степени зависит от социальных условий, в которых растет ребенок.

Для развития активной жизненной позиции детям с церебральным параличом надо как можно чаще предоставлять возможность выражать и аргументировать свою точку зрения по различным вопросам, служащим предметом обсуждения в коллективе и дома.

Особенности личности

Детский церебральный паралич (ДЦП ) - это заболевание центральной нервной системы, при котором происходит поражение одного (или нескольких) отделов головного мозга, в результате чего развиваются не прогрессирующие нарушения двигательной и мышечной активности, координации движений, функций зрения, слуха, а также речи и психики. Основные причины ДЦП связаны с гипоксией, то есть с недостаточностью снабжения головного мозга плода во время беременности или новорожденного в родах кислородом. Форму ДЦП и степень тяжести заболевания устанавливает врач - невропатолог. При легкой степени ребенок обучаем, способен самостоятельно передвигаться, владеет навыками самообслуживания. Средняя степень требует дополнительной помощи со стороны взрослых. Дети с тяжелым течением ДЦП полностью зависят от окружающих, интеллектуальное развитие колеблется между умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости. Родителям больного малыша надо быть готовыми к тому, что самыми первыми проблемами, с которыми столкнется их ребенок, будут:

  1. выраженные нарушения в двигательной сфере.
  2. недостаточное речевое развитие, а в некоторых случаях и полное отсутствие речи.
  3. маленький запас знаний о явлениях окружающего мира.

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:

  • биологическими особенностями , связанными с характером заболевания;
  • социальными условиями - воздействием на ребенка семьи и педагогов.

Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, - результат тесного взаимодействия этих двух факторов. Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия.

Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма . Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости". Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой. Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.

Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному.

В одном случае это будет повышенная возбудимость . Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.

Другую категорию, напротив, отличает пассивность , безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.). Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей, больных ДЦП.

Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна . Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью . Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.

Повышенная утомляемость - еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех детей с ДЦП. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение - ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.

Еще одна область, в которой педагоги могут столкнуться с серьезными проблемами - это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.

Краткая характеристика детей с ДЦП

1. Физические и моторные особенности. При двигательных нарушениях изменен весь ход моторного развития, что сказывается на формировании нервно-психических функций, освоении предметно-практической деятельности, интегративной деятельности мозга, общем ходе психического развития. При ДЦП двигательные расстройства вызваны нарушением контроля со стороны ЦНС за функциями мышц. В процессе созревания нервной системы меняются внешние проявления заболевания. Так, после 1,5 - 2- х месяцев может проявиться косоглазие. В первые полгода жизни, а иногда и до 4 лет, двигательные нарушения проявляются в виде мышечной вялости, снижении тонуса. Затем постепенно вялость мышц уступает место все более нарастающей спастичности, поражающей мышцы губ и языка, мышцы плечевого пояса и рук, мышцы ног. В периоде 4-6 лет на фоне закрепляющейся спастичности мышц проявляются насильственные движения. К подростковому периоду проявления ДЦП у разных больных становятся все более однородными.

2. Уровень роботоспособности зачительно снижен. При ДЦП выражена замедленность, истощаемость психических процессов; низкая переключаемость на другие виды деятельности.

3. Уровень психического развития. При ДЦП механизм нарушения развития психики зависит от времени мозгового поражения, локализации и степени выраженности. Выделяют два варианта у детей с данным диагнозом:

  • Временная задержка темпов психического развития (при своевременной коррекционной работе возможно достижение уровня нормы);
  • состояние стойкой, легкой интеллектуальной недостаточности, имеющей обратимый характер.

4. Расстройства эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде: эмоциональной возбудимости, двигательной расторможенности, раздражительности, капризности, плаксивости, реакции протеста или заторможенности, застенчивости.

5. Уровень развития интеллекта. Детям с ДЦП свойственна интеллектуальная недостаточность, имеющая неравномерный, дисгармоничный характер, обусловленный органическим поражением мозга на ранних этапах его развития. В большинстве случаев детям свойственна низкая познавательная активность, которая проявляется в отсутствии интереса к занятиям, низком уровне сосредоточенности, медлительности.

6. Уровень развития речи. При ДЦП частота речевых нарушений составляет 80 %. Основными формами речевых нарушений являются являются: задержка речевого развития, дизартрия, алалия, нарушение письменной речи (дисграфия).

7. Внимание: не достаточная концентрация и объем.

8. Восприятие: замедленно.

9. Память: снижен объем механической памяти.

Вывод: детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, и втом числе с ДЦП, необходима поддержка в процессе социальной адаптации, психолого-педагогическое сопровождение, условия специального образования.