Известные люди с физическими ограничениями. Справка

О том, что такое быть инвалидом, о стереотипах в обществе и об отношении к себе и другим "Огоньку" рассказали те, чьи возможности считаются ограниченными. В России 14 млн людей с инвалидностью, практически 10 процентов. Для оставшихся 90 процентов они объединены размытым, убогим понятием "инвалид". Считается, что жизнь инвалидов беспросветна и они влачат тяжелое существование. Сами люди, имеющие инвалидность, думают по-другому.

Игорь Коробейников

Держи усилие,- настраивает Игоря тренер.- Давай, раз, два, три - оп... Пульс. Сколько? Отлично...

И так шесть раз в неделю по многу часов. Игорь занимается греблей меньше года, но уже успел стать чемпионом России по параканоэ и занять шестое место на чемпионате мира.

Игорь впервые пришел к нам в феврале 2013-го, сел в каноэ в апреле, а уже в июле стал чемпионом России,- гордится тренер.

Какая-то сказочная история успеха. Игорь, как открыли в себе такой талант? - спрашиваю у отдувающегося после тренировки спортсмена.

Да какой талант? - смущенно улыбается Игорь.- Просто сильное желание. Очень хотел научиться. Желание добиться чего-то было всегда - возможности не было, а тут все сложилось.

Серьезно спортом Игорь увлекся после аварии, до того занимался, как все, исключительно для себя.

В мае 2005-го я попал в ДТП в Нижегородской области. Встреча с поставщиком, рыбалка, вино и не вино. Автомобиль, неосвещенная дорога. За рулем был не я. Водитель пропустил поворот, врезались в дерево. Перелом позвоночника. Меня привезли в какую-то деревню, я там пролежал неделю, пока не оформили в Нижний Новгород. Время было сильно упущено. Со спинным мозгом надо работать первые 10 часов, потом все. И в больнице со мной уже не торопились. Было три операции - в Нижнем, Ростове, Москве. Хуже не стало, и слава богу.

Поначалу о спорте Игорь не думал, попытался уйти с головой в виртуальную реальность.

Без дела ведь очень скучно. Был момент, когда я увлекся играми, стрелялками, но помню хорошо тот день, когда с утра начал во что-то играть и явственно почувствовал, как меня буквально воротит от этого компьютера, от игр. Стоп, думаю, иначе деградирую и превращусь в какую-нибудь улитку. Тут же удалил все игры и начал искать работу. Сначала работал на дому, сидел на телефоне, принимал заказы. А потом решил свой магазин открыть. Купил недорогие скрипты, нашел поставщиков. В конце концов все получилось. Интернет-магазин начал приносить прибыль. Но понял, что долго не могу сидеть за компьютером, в четырех стенах перед монитором. Цифры, буквы, анализ - такая муторная вещь. Я лучше буду целый день в зале заниматься.

Семья Игоря его стремление посвятить себя спорту полностью разделила. Супруга и родители - главные болельщики.

Мне очень сильно повезло. Не знаю, как бы я жил, что со мной было, если бы не моя жена Алена. Она мне не дала даже слезу проронить. Познакомились случайно. Она пришла навестить меня за компанию с сестрой. Когда мы с ней познакомились, я был лежачий, мне даже сесть нельзя было. После операции прошло всего два месяца. А от нее каждый день звонки. Мы встречались два года. Хотя, по большому счету, это она со мной встречалась. Приходила в гости. Я поначалу не понимал, зачем ей это надо. Молодая, красивая. Но сильно я ее, конечно, не отговаривал,- смеется Игорь.- Женаты уже шесть лет. Алена меня во всем поддерживает. И я очень благодарен супруге, что она, видя, как мне нравится спорт, сказала - занимайся своим любимым делом.

Но до того как стать чемпионом в параканоэ, Игорь пробовал себя и в других видах спорта - большом теннисе, пауэрлифтинге. Но тренировки были 1-2 раза в неделю, а Игорю хотелось не просто размяться, а чего-то достичь.

Меня часто посещали мысли: ну что ж такое? Для чего-то же я в этой жизни родился? Мне ведь уже было за 30. Переживал. И все думал: должно что-то случиться, чтоб появился шанс себя реализовать, найти свое место. Хотелось активной жизни. И когда я понял, что гребля - это серьезная вещь, тренировки хоть каждый день, тренер поддерживает, решил - надо пробовать. Поначалу мне казалось это очень сложным. На тренажере ничего не получалось. Через две недели были сборы в Абхазии, и мой тренер Евгений Михайлович предложил поехать с ними. Я согласился. И там я впервые сел на лодку. С апреля и пошла моя спортивная карьера.

Когда Игорь начал готовиться к чемпионату России, выиграть не надеялся, но занимался, по его признанию, "как сумасшедший".

Так что чемпионат России я выиграл на желании и на страхе. Я даже дистанцию не помню. Были проблемы на старте - на тренировках из лодки постоянно себя выкидывал. Первый гребок - и я в воде. Так страшно было. Но, когда старт прошел, понял, что сижу нормально, и пошпарил. Очнулся на финише. Первым. Пока все это на чистом энтузиазме, но желание двигаться дальше и добиваться больше только крепнет.

На чистом энтузиазме? А как же машины, квартиры и денежные поощрения для наших чемпионов?

Должны быть. У других есть, у меня одного почему-то нет,- смеется Игорь.- Там какие-то бумажки, тонкости бюрократические. В любом случае заниматься буду, надеюсь, когда-нибудь смогу этим зарабатывать.

Теперь в планах у Игоря Паралимпиада-2016.

В 2015-м нужно завоевать на нее путевку - войти в финал ЧМ. И в 2016-м выиграть Россию. Буду очень стараться. Планы на Олимпиаду, конечно, есть, иначе для чего все эти шестидневные тренировки? Времени очень мало, желания много, значит, буду усиленно готовиться.

Мария Генделева

Перед фотокамерой у Марии с трудом получается не улыбаться.

Фотографы мне всегда говорят: "У тебя грустный образ, не улыбайся". Вот и приходится давить в себе природную жизнерадостность ради качественного кадра,- расплывается в несанкционированной улыбке Маша.

Свою жизненную позицию Мария даже оформила в виде небольшой татуировки на запястье: Good luck is always with me.

Удача действительно всегда со мной. Я в этом уверена. Если написать "все когда-то будет хорошо", значит, когда-то и будет. А у меня уже все замечательно. Я считаю, что любые изменения в теле изменяют твою судьбу, поэтому и сделала тату - запрограммировала себя на успех.

Правда, о том, что телесные изменения меняют судьбу, Мария узнала задолго до рисунка на коже - 10 лет назад, попав в аварию и оказавшись в инвалидном кресле.

На коляске я с 16 лет - тогда жизнь круто изменилась. До аварии я училась на дизайнера, уже была на втором курсе. Все было замечательно. И вдруг - оказалась прикованной к коляске. Варианта было два: опустить руки, впасть в депрессию, замкнуться в себе и злиться на весь мир либо переступить через все это и дальше продолжать жить. Я выбрала второе. Конечно, бывали моменты, когда думала: почему это случилось со мной, когда будет лучше? Но сейчас я совсем по-другому смотрю на жизнь, ценю каждый момент и понимаю, все, что ни делается, все к лучшему.

В первые месяцы после аварии Маше пришлось быстро повзрослеть и усвоить несколько довольно жестких уроков, которые спустя 10 лет она вспоминает с благодарностью:

Такие испытания - это как лакмусовая бумажка. Тогда я сразу поняла, кто заинтересован в общении со мной, а кто рядом, потому что можно вместе пробежаться по магазинам. Только оказавшись в сложном положении, поняла, кому я действительно дорога. Со мною не осталось никого, кроме родных и одной подруги.

После аварии поменялось не только окружение, но и сама Маша.

Раньше думала, что я самая главная и мир клином сошелся на мне. Я даже не предполагала, что есть люди, которым тяжело или нужна помощь. Просто жила в свое удовольствие. Страшно подумать: если бы не авария, наверное, жила бы припеваючи, прекрасно себя чувствовала, вряд ли кому-то помогала. А после травмы все поменялось. Теперь помогать другим - мой смысл жизни. Сейчас я просто не могу отказать человеку в помощи или пройти мимо чужого горя.

Но к себе Маша стала требовательнее.

У меня закалился характер. Когда я сказала, что хочу водить машину, мама жутко волновалась, отговаривала. Говорила, что второй раз аварии не переживет. Но я наперекор получила права и вожу. С работой то же. Мама часто говорит: да зачем тебе столько работать, отдохни. Но я точно знаю, она очень мной гордится, своим подругам постоянно рассказывает: Маша в Сочи поехала, в Швейцарию, Маша там выступала, Маша с теми-то встречалась. Я даже прошу ее: не хвастайся. Но она же мама.

Поездки, приемы, встречи - это теперь Машина работа. После того, как Мария на себе прочувствовала, как живется людям с инвалидностью в России, где ни инфраструктура, ни архитектура, ни зачастую само общество не приспособлены для того, чтобы сделать жизнь инвалидов комфортной и максимально полной, она решила заняться этими проблемами профессионально. И в 20 лет устроилась в Региональную общественную организацию инвалидов (РООИ) "Перспектива".

Я веду два направления - универсальный дизайн и лидерство среди подростков с инвалидностью. Вопреки расхожему мнению, проблем больше во внешней среде, чем внутри. Человека ведь угнетает не то, что он на коляске, его давит отношение других и среда, в которой он живет. Каждый день он чувствует, что какие-то обычные вещи ему недоступны. Многое, конечно, зависит от вида инвалидности. Людям на колясках сложно адаптироваться: много барьеров. Люди с инвалидностью по слуху адаптированы гораздо лучше - они ходят в кино, гуляют, общаются. Среди незрячих немалый процент тех, кто работает, самостоятельно передвигается. Но если бы человек на коляске мог без проблем попасть в школу, магазин, театр, ресторан, устроиться на работу, никто бы не задумывался, что он какой-то ущербный и несчастный.

По мнению Марии, такое отношение в обществе возникает от недостатка информации и опыта. Когда люди видят человека на коляске, им в голову не приходит, что перед ними может быть довольный жизнью, реализовавшийся человек.

Способов состояться предостаточно. Я, например, одно время работала учителем ИЗО в школе, ездила вожатой в международный лагерь. И никому не мешало, что я была единственной на коляске. Сейчас учусь на педагога-психолога. С друзьями встретиться, на свидание сходить, в путешествие отправиться - было бы желание: все двери открыты. Кстати, обеспечиваю себя сама. Еще и маме удается помогать. Мне кажется, если ты хороший работник - неважно, есть у тебя инвалидность, нет у тебя инвалидности,- заработать на жизнь можно. Было бы желание. Коляска всему этому не помеха. Наоборот, думаю, все не просто так. Ведь жизнь - это цепочка. И то, что одно цепляется за другое, становится понятно через какое-то время. Если бы не эта авария, я не пришла бы работать в "Перспективу", если бы не работа - не нашла бы своих лучших друзей. Уже сейчас я это понимаю. Теперь осталось семью создать. Замуж выйти, детей родить. Ухажеров много, но единственного пока не нашла, а выйти замуж, чтобы выйти - не хочу. Но я не тороплю события. Придет время, это звено обязательно появится в моей жизненной цепочке.

Павел Обиух

Павел Обиух работает в темноте и с темнотой. Если для зрячих темнота - стресс, для Павла - это привычная среда и рабочий инструмент. Он руководитель команды незрячих тренеров проекта "Диалог в темноте".

Наши тренинги проводятся в абсолютной темноте. В такой обстановке можно отрабатывать что угодно - и управление конфликтами, и способы борьбы со стрессами, и командообразование, и лидерские навыки. Суть в том, что людям нужно взаимодействовать при полном отсутствии визуального канала. А ведь известно, что обычный человек с помощью зрения получает 75 процентов информации. Первое впечатление всегда зрительное - как человек выглядит, во что одет, на какой машине приехал.

В темноте же отпадает все, что отвлекает от сути, и остается главное. Вы начинаете обращать внимание на то, как слышите и слушаете людей. На то, как вы сами пытаетесь донести свою мысль, на то, как проявляются ваши качества - лидерские, творческие. Выяснилось, что в темноте любой опыт генерируется в несколько раз быстрее. Например, реакции, которых тренеры добиваются от клиентов полдня, в темноте оттачиваются за 15 минут.

Реакции людей, попадающих в темноту, по опыту Павла, бывают очень разные.

Любой человек по природе своей боится высоты, воды, темноты. Это естественные, первобытные страхи. И в нашей практике было всего несколько случаев, когда человек просто не смог войти в полную темноту. При том что нас посетило более 10 тысяч человек. "Диалог в темноте" в России существует уже два года. У нас работают разные люди - и зрячие, и слепые. Но всю работу в темноте проводят исключительно слепые люди. Только слепой человек может в темноте адекватно оценивать ситуацию и контролировать ее. Если поместить любого зрячего человека, даже хорошо обученного, в темноту, он будет тут же думать только о том, как ориентироваться в пространстве. Для нас это не проблема - мы в этом живем.

Особенности со зрением у Павла врожденные, но в детстве Павел видел, полная потеря зрения произошла позже. Лечение, операции, но болезнь остановить не смогли.

Никакой обиды на окружающую жизнь я не испытывал и никогда не мыслил такими категориями - "понять, принять". Для меня это такая же жизнь, как и для вас - ваша. Журналисты очень часто любят оперировать громкими фразами. "Он преодолел жизненные трудности и добился чего-то там восхитительного". Вот это все неправда. Никто ничего не преодолевает. Либо мы делаем то, что хотим, либо мы не делаем.

А Паша с детства хотел учиться. Сначала в специализированной школе для слепых и слабовидящих детей, потом в нескольких университетах и десятках различных курсов. Родители были только рады такому стремлению сына. В итоге помимо высшего педагогического и юридического у Павла два дополнительных образования - в системе менеджмента и в системе управления образованием плюс около 30 сертификатов по тренингам.

Сам я из Тулы. Школа-интернат находилась в Москве, вузы, в которых я учился, тоже. И родители были только рады, что я получу хорошее образование. Они всегда настраивали меня, что моя жизнь - это моя жизнь и провести мне ее нужно максимально полно и самостоятельно, поэтому в Туле никто меня не удерживал. Первое время были сложности, ведь школа-интернат - определенное замкнутое пространство и опыт общения со зрячими людьми не такой большой, хотя я регулярно ездил домой, значит, вакуума не было. Тем не менее в обычных университетах было по-другому. Какие-то вещи пришлось преодолеть, привыкнуть к другой системе общения. Но для меня это было не помехой. А сейчас, с тем же получением информации, вообще проблем нет. Есть такой портал seratok. Американский. Посвящен теме информационной доступности. И у них есть лозунг: "Еще не было лучшего времени для того, чтобы быть слепым". Сейчас техника и информационные технологии развились так, что проблем использования компьютеров, мобильных телефонов, планшетов нет совершенно. Вот посмотрите.

Павел достает смартфон, делает погромче звук, проводит пальцем по экрану, и телефон пискляво перечисляет: камера, заметки...

Любые тексты озвучиваются. Хотите социальные сети, интернет-серфинг, хотите тексты, хотите почту - все, что угодно. Сегодня, любой человек независимо от своих особенностей, не обязательно связанных с инвалидностью, может делать то, что ему хочется. И неправда, что какие-то особенности могут помешать вам жить, как нравится. И вот эту мысль я пытался донести до людей. Мое глубокое убеждение, что каждый день вы делаете выбор: пообедать или сделать дополнительную работу, встретиться с друзьями или посмотреть телевизор. И не имеет значения -с инвалидностью человек или без. Я мечтал прыгнуть с парашютом - прыгнул, люблю путешествовать - путешествую, хочу ходить в сплавы - хожу. В общем, нескучно живу. Жизнь должна быть яркой, а не тусклой. И от зрения это не зависит.

Юлия Аверьянова

Была в Дели, поэтому никак не могу акклиматизироваться,- зябко пожимает плечами Юля при встрече.- Индия давно меня привлекает. С тех пор, как начала заниматься восточной философией, а позднее и дополнительное образование в этой сфере получать. Ездила "на практику" - духовно обогатиться. Восточная философия мне близка - как избежать страданий, быть счастливой и довольной своей жизнью. К такому восприятию я и стремлюсь, потому что если нет возможности изменить ситуацию, нужно найти в ней свои плюсы и идти вперед.

Сама Юля вперед предпочитает не идти, а лететь. Вот уже 10 лет она занимается парапланеризмом.

В парапланеризм я попала случайно. Меня туда спровадил инструктор по парашютному спорту. Я жутко хотела прыгать с парашютом. Пришла и говорю: "Что хотите делайте, все комиссии пройду и все равно прыгну. Инструктор отвечать за меня не очень-то хотел и решил схитрить: "А ты знаешь, девочка, что такое параплан?" "Нет",- говорю". Так он меня сам отвез в секцию. Там я и осталась.

То, что у Юли инвалидность, полетам не помешало.

Спортом я занималась всегда. Катаюсь на коньках, на сноуборде. Но ощущение полета ни с чем не сравнимо. У меня скромный налет - около 20 часов в год. За 10 лет разное в полетах бывало - иногда и протез теряла, хорошо, что инструктор не заметил. Хотя, наверное, трудно представить, что с неба могут руки сыпаться,- смеется Юля.- Вдобавок я еще боюсь высоты. На табуретку не полезу. Но тут поднимаешься с земли мягко, никакой пропасти.

Идти в профессиональный спорт Юля не захотела.

Я летаю для собственного удовольствия. Как сезон, стараемся почаще выезжать в Подмосковье. И, конечно, в горы. Там можно летать по нескольку часов. Конечно, незабываемыми были полеты в Киргизии на Тянь-Шане или летом в предгорьях Гималаев. Так что я получаю удовольствие не от экстрима, а от ощущения полета, от созерцания снежников.

Кстати, с мужем Юля познакомилась именно на полетах.

Он был выпускающим инструктором и отвечал за то, чтобы не было несчастных случаев. Из-за меня он напрягался больше всего. Видимо, чувствовал за меня повышенную ответственность. И вот уже восемь лет не перестает этого делать.

Юлина инвалидность будущего супруга не смущала. Хотя, по словам Юли, с предубеждением у других людей ей приходилось сталкиваться.

Бывало, мне в глаза говорили - все прекрасно, но ты с инвалидностью, я такой женщины стесняюсь. Хотя чаще, при более длительном общении люди вообще забывают, что у тебя инвалидность. Муж однажды искал для меня вторую перчатку при сборах на зимние полеты. Как-то крестная, встретив мою маму, которая несла мне лыжную палку на урок физкультуры, удивилась, почему палок не две, а одна.

Ко всему этому Юля относится снисходительно и даже с юмором.

А многие, конечно, сильно комплексуют. Как-то ездили, по-моему, в Самару. Там я познакомилась с девушкой, она тоже с одной рукой. Так она ходит только с протезом и только с длинным рукавом,- рассказывает Юля.- Мы пошли на пляж, я там разделась, купалась. Она на меня смотрела как на инопланетянку. Она бы не сделала этого под страхом смертной казни.

Юля уверена, что дело тут не столько во внутренних комплексах, сколько в реакции людей. Многие смотрят.

Сначала меня это смущало, а потом подумала, раз на меня так смотрят, значит, и у меня есть моральное право так же разглядывать других. Не Аполлоны и Афродиты, прямо скажем, на наших пляжах разгуливают,- смеется Юля.

Бывают и совсем странные случаи.

Например, пару раз мне в метро милостыню подавали. Кстати, один мужчина меня этим очень выручил. Я получила зарплату крупными купюрами, решила сходить поесть. И как назло, ни у кого нет размена. А я такая голодная. Вдруг какой-то мужчина подал мне 50 рублей. Отлично, думаю, наконец поем.

Но в детстве с неадекватным отношением приходилось сталкиваться чаще. Несмотря на то что родители Юлю всячески поддерживали, в школе и во дворе иногда приходилось за себя постоять. Дети - народ жестокий. Иногда доставалось Юле, иногда тем, кто задирался.

Но при этом никакой гиперопеки со стороны родителей не было, за что я им очень благодарна Я просто всегда знала, что родители всегда меня поддержат, что они мой тыл. И вот это ощущение давало мне возможность самой набивать шишки и не бояться. Неплохая школа жизни получилось.

Окончив школу, Юля поступила в институт электронной техники, получила техническое образование и некоторое время отработала в техподдержке одной компании. А потом решила резко поменять область деятельности. Сейчас она занимается трудоустройством людей с инвалидностью на открытом рынке труда.

Когда меня спрашивают, какую работу вы предлагаете, отвечаю - от дворника до гендиректора. Все зависит от соискателя. Но до сих пор с трудоустройством дело у нас обстоит по-разному. Много стереотипов, когда идет речь о людях с инвалидностью. Кстати, когда я сама стала работать в этой сфере, мне пришлось учиться преодолевать те же стереотипы по отношению к людям с инвалидностью. Училась корректному обращению, правильной терминологии. Наступала на те же грабли, что и все остальные, например, когда нужно предложить помощь или как правильно общаться. Можно ли спросить у незрячего: ты смотрел этот фильм? Можно. И они сами так говорят. Или как правильно сказать о человеке на коляске - он пришел или он приехал? Оказывается, пришел. Нет информации, а риск оказаться в неловкой ситуации пугает. Я думаю, если в школе станет учиться хотя бы один ребенок на коляске, у 500-700 человек уже не будет такого страха перед инвалидами. Человеку главное - узнать и получить личный опыт общения, и психологический барьер разрушается.

По мнению Юлии, ситуация меняется в лучшую сторону, но все же медленно:

Большая проблема - это какой-то черно-белый взгляд на инвалидность. Есть две крайности - либо тебя впихивают в рамки "бедный-несчастный калека, как же ты живешь на свете этом", либо пытаются сделать из тебя героя, у которого обязательно должна быть история успеха, опыт преодоления себя. И вот этот взгляд на тебя как на героя мешает не меньше, чем другая крайность. Люди с инвалидностью - обычные люди, которые живут нормальной жизнью - учатся, работают, создают семьи, путешествуют. И мало кто хочет быть героем и превращать свою жизнь в историю борьбы. Живешь себе, радуешься жизни, а тебе: "Ну как? Давай, расскажи-ка, как ты ежедневно совершаешь подвиг преодоления". А ведь самая трудная задача - быть не страдальцем, не героем, а обычным человеком.

Екатерина Люльчак

Что мы знаем о том, как живется людям без рук или ног? Какие сложности преодолевают каждую минуту те, кому ставят диагноз церебральный паралич или синдром Дауна? Удивительно, но именно этим людям хватает сил и мудрости мотивировать нас - здоровых, сильных и часто неблагодарных.

Обернитесь

Эта статья не о тех, кто любит себя жалеть с первыми лучами трудностей. Обвинять весь мир в несправедливости, когда уходит мужчина, и плакать в подушку, лежа на диване.

Она о Людях. Очень смелых, сильных, кого мы стараемся не замечать в повседневной жизни.

Сегодня я проснулась. Я здорова. Я жива. Я благодарна. С таких мыслей начинается наше утро? Думаю, что нет. Кофе, душ, бутерброды, спешка, бешеный водоворот планов.

Порой мы даже не замечаем тех, кто рядом с нами. Остановись на секунду! Осмотрись вокруг! На скамейке сидят мама и дочь. Дочери лет двадцать. Похоже, что у нее синдром Дауна. Мы тут же отводим глаза и делаем вид, что не замечаем эту парочку. Так поступает большинство.

Каждый день эти сильные люди начинают утро с борьбы - за жизнь, за возможность двигаться, существовать. За то, чтобы их заметили такие, как мы, и приняли в свой жестокий мир.

Предлагаем 3 истории. Удивительные, сложные, плакательные, вдохновляющие и, ура - разрушающие социальные рамки в нашей голове.

Милости просим.

История первая

Трафальгарская Венера

Как это, родиться без рук и практически без ног? Стать жертвой препарата от токсикоза, который в 60-е годы прописывали беременным. Быть брошенной матерью и подвергаться бесконечным издевательствам в приюте. И с этим “джекпотом” найти в себе смелость и силы стать талантливой художницей, удивительным человеком и счастливой матерью.

“Я просто природная аномалия”, - шутит Элисон. О, да! У этой прекрасной женщины есть силы и для шуток над собой.

Она начала рисовать с трех лет, зажимая карандаш пальцами ноги. Но после операции ноги утратили подвижность, и девочка стала держать карандаш зубами.

После выпуска из приюта она поступила на факультет живописи и, как умела, жила самостоятельно, каждый день совершая новую победу над собой. Она ненавидит слово “инвалид”, учится жить в обществе.

«Да, люди всегда смотрят на меня. Я знаю, что получу каждый раз, покидая свой дом». Элисон сама воспитывает сына и находит в себе вселенскую мудрость заботиться о мальчике так, чтобы он не чувствовал себя “другим”. «Они так смотрят на нас, потому что мы действительно великолепны».

В центре Лондона на знаменитой площади в течение двух лет стояла статуя под названием Трафальгарская Венера. Создал ее знаменитый скульптор и дизайнер Марк Куинн, который был покорен смелостью и женственностью Элисон.

Она красива и упряма, много путешествует, выступает на конференциях, пишет новые картины. У нее своя благотворительная организация “Рот и нога”. Жизнь Элисон полна ограничений из-за аномалии, но она ломает рамки и стереотипы, живет исключительно полноценной и интересной жизнью.

Элисон написала автобиографию с очень символичным названием «Моя жизнь - в моих руках».

А ваша?

История вторая

Солнечная Элли

Просыпаясь, мы не знаем, горе или радость ждет нас в течение дня.

Так ранним утром в обычной британской семье у 16-месячного солнышка с глазами цвета неба поднялась температура.

Ничего особенного для детей. Но маленькое сердце задумало что-то свое и перестало биться. Диагноз - менингит. Вопреки всем прогнозам, кроха выжила. Ей просто очень хотелось жить. Радость предательски сбежала через четыре дня: руки и ноги необходимо ампутировать - точка.

Скажите, как в этом мире жить ребенку без рук и ног? Как общаться со сверстниками, как научиться заново хотеть жить? Это вообще возможно? А эта маленькая умница не просто осмелилась - она устроила бойкот горю.

Перед вами единственный в мире маленький человечек, который освоил паралимпийские бионические лопасти. Элли стала первым ребенком, профессионально играющим в футбол за школьную команду наравне со своими физически полноценными сверстниками.

Маленькое солнце - самый преданный фанат футбола и команды Arsenal. Вместе с папой они не пропускают ни одного матча.

“Она обожает играть в футбол и чувствует себя на футбольном поле словно рыба в воде. Когда я наблюдаю за ее игрой, то совершенно забываю о том, что у нее нет ног ”, - рассказывает мама Элли.

Не все так было гладко сразу после операции. Заново учиться ходить - теперь уже на протезах. Самые первые из них причиняли сильную боль, но Элли соглашалась носить их хотя бы по 20 минут в день.

Маленький, но большой герой, упорная и смелая, мотивирующая совершено разных людей по всей планете.

И если когда-нибудь вам покажется, что вы несчастны, что мир жесток и несправедлив к вам - вспомните это крошечное чудо Элли. Как она улыбается и жадно бежит вперед своей удивительной дорогой.

История третья

Храброе сердце храброе до конца

А теперь вместо плитки вкусного шоколада отведаем немного горькой человеческой жестокости.

Однажды Лиззи включила ноутбук и обнаружила видео с собой под названием “Самая уродливая женщина в мире”. Контрольным выстрелом в висок стали комментарии ниже: «Господи, как она живет, с такой-то рожей». «Лиззи, убей себя», - советовали эти “человеки”.

Девушка плакала несколько дней, а потом начала смотреть видео снова и снова - до тошноты - и вдруг поняла, что это больше ее не беспокоит. Все это лишь декорации, а она хочет быть счастливой, стало быть, пришло время их сменить.

Лиззи родилась с неизвестной пока миру болезнью. Ее организм вообще не усваивает жиры. Чтобы не умереть, ей нужно есть каждые 15 минут. Она весит 25 кг при росте 152 см. Ах да, еще она слепа на один глаз.

В роддоме от ребенка посоветовали отказаться, ссылаясь на то, что она никогда не будет ни ходить, ни говорить. И настоятельно рекомендовали родителям больше не рожать детей, иначе на свет опять появится инвалид.

Удивительно, как люди любят раздавать советы и учить жизни, когда их совсем об этом не просишь. Семья Веласкес подарила миру еще двух детей, совершенно здоровых и прекрасных.

Лиззи выросла и не только научилась ходить и говорить, но и закончила Техасский университет, написала три книги, произнесла речь на женском фестивале TED Austin Women в родном Техасе и сняла документальный фильм о своей жизни.

Вот несколько советов удивительной и бойкой девушки.

Никогда никому не позволяйте вешать на вас ярлык. Кто бы что о вас ни говорил, только вы знаете, на что способны и что собой представляете. Ставьте высокую планку и стремитесь к ней. Собаки лают, караван идет.

Бесполезно отвечать агрессией на агрессию. Когда вас бьют, хочется ударить в ответ. Но отвечая злом на зло, вы лишь увеличиваете вокруг себя негативную энергию. Вряд ли это принесет вам счастье.

Испытания и трудности – необходимые условия роста. Без испытаний мы никогда не достигли бы вершин. Они помогают нам учиться, меняться и становиться лучше.

Любящая семья значит очень много. Родители, которые верят в своего ребенка, каким бы он ни был, делают великое дело. Они формируют в нем уверенность в своих силах, способность справляться с неудачами и идти дальше.

Мир полон жестокости, боли и страданий, детских слез, страшных катастроф. Но все начинается с тебя. Каждый день, час, минуту помни об этом.

Начиная новый день, мы не знаем точно, сколько нам отведено. Но важно твердо осознать: мы можем сделать очень многое. Главное начать. С себя.

Понять, что среди нас есть люди, немного непохожие на нас с вами. И неважно, какой у них диагноз. Самое главное, что это Человек - такой же, как и ты. Они чувствуют и горюют, смеются и плачут, хотят любить и верить.

Порой стоит улыбнуться и просто сказать: “Ты прекрасен(на)”.

Благодарите мир и Вселенную за то, что у вас есть, и еще больше за то, чего, возможно, нет.

  • пока нет
  • Ограниченные физические возможности не могут остановить тех, кто не согласен признавать свою неполноценность. История знает незаурядных личностей, не смирившихся с судьбой: Теодор Рузвельт, Стивен Уилям Хокинг, Фрида Кало, Бетховен.

    Если вас вдруг настигла хандра, и вы стали искренне сомневаться в собственных силах, то вам всего лишь нужно прочитать биографии известных людей с ограниченными возможностями, потому что они смогли преодолеть колоссальные проблемы и не только максимально приблизили собственную жизнь к действительно полноценной, но и оставили в истории человечества значительный след.

    Их сила духа и безграничная вера в себя и собственные возможности достойны огромного восхищения. Несмотря ни на что, они смогли добиться поставленных целей и стали успешными.

    1. Франклин Делано Рузвельт

    Пожалуй, самый известный президент США, который в 1921 году очень тяжело переболел полиомиелитом. Он изо всех сил старался бороться с болезнью, но все же очутился в инвалидном кресле. Однако даже это абсолютно не помешало ему войти в мировую историю своими заслугами.

    С его именем ассоциируются такие важнейшие события, как борьба против гитлеровской коалиции во времена Второй мировой войны и существенная нормализация международных дипломатических отношений с Советским Союзом.

    2. Хелен Адамс Келлер

    Известнейшая американская писательница, преподаватель и политическая активистка. Она стала первым в истории слепоглухонемым человеком, кто смог получить степень бакалавра изящных искусств. Ее замечательный преподаватель Энни Салливан смогла «вытащить» ее из собственной полнейшей изоляции, и, несмотря на абсолютное отсутствие языка, научила общаться с окружающими.

    В итоге Келлер смогла много путешествовать, стала инициатором основания Американского союза гражданских свобод, а также ярым борцом за права трудящихся, социализм и права женщин. Ее нелегкая биография послужила ярким сюжетом для фильма «Сотворившая чудо».

    3. Луи Брайль

    Известнейший тифлопедагог в детстве случайно поранил шорным ножом глаз, который из-за этого воспалился, а затем ослеп. Впоследствии Брайль придумал специальный шрифт для слепых и слабовидящих, который до сих пор повсеместно используется абсолютно во всем мире. Кроме того, он разработал аналогичную нотопись, чтобы и слепые смогли научиться музыке, которую он им сам и преподавал.

    4. Стивен Уильям Хокинг

    Этот необыкновенный человек известен всем. В свои 20 лет Хокинга полностью парализовало, затем из-за неудачной операции на горле он утратил способность говорить. Чтобы управлять своим креслом он всего лишь двигает пальцами правой руки, ими же он управляет компьютером, который издает звуки речи – «говорит» за своего хозяина.

    Все это не помешало Хокингу стать известнейшим физиком-теоретиком и астрофизиком, создать свою первичную теорию о черных дырах, а также получить Нобелевскую премию. Сейчас он занимает ту же самую должность, что и 300 лет назад Исаак Ньютон – преподает в Кембриджском университете математику.

    5. Фрида Кало

    Известнейшая мексиканская художница, автор многочисленных экспрессивных и очень ярких картин, большая часть из которых была ее собственными автопортретами. В возрасте 6 лет она заболела полиомиелитом, поэтому ее левая нога была толще, чем правая, кроме этого у нее была расщелина позвоночника, которая могла в любой момент повлиять на функционирование спинного мозга.

    Желание жить и нормально передвигаться помогло Фриде насколько это возможно оправиться от травм и даже восстановить способность ходить, однако она на протяжении всей своей жизни была буквально привязана к больницам, поскольку страдала от рецидивов сильнейшей боли. Но, несмотря на это, она много работала как художница и ее картины с удовольствием приобретали многие международные музеи мира. О ее нелегкой жизни был снят фильм «Фрида».

    6. Людвиг Ван Бетховен

    В историю этого великого человека сложно поверить. Из-за воспаления среднего уха этот знаменитый немецкий композитор неожиданно начал терять слух на пике собственной карьеры, что привело его в 32 года к полной и безвозвратной глухоте.

    Но именно с этого момента Бетховен начинает сочинять истинные шедевры, именно в этом состоянии им написаны «Торжественная месса» и «Девятая симфония».

    7. Мигель де Сервантес Сааведра

    Великий испанский писатель, автор знаменитого романа о Дон Кихоте лишился левой руки после серьезного ранения во время сражения при Лепанто. Это абсолютно не помешало ему впоследствии стать всемирно известным писателем и написать свой знаменитый роман.

    8. Винсент Ван Гог

    Его имя по праву входит в ряд величайших художников, а его великолепные работы стали истинными жемчужинами и колоссальным вкладом в фундаментальные основы современного искусства. Всего за десять лет он создал 1100 набросков и рисунков, а также 900 картин, на сегодняшний день их стоимость превышает десятки миллионов долларов.

    Этот великий художник страдал тяжелейшей формой депрессии, лечение которой происходило в психиатрической больнице. Его жизнь закончилась достаточно печально: он выстрелил себе в грудь, когда ему было всего лишь 37 лет, а спустя два дня художник умер, произнеся свои последние слова о том, что печаль будет длиться вечно.

    9. Альберт Эйнштейн

    Великий физик, вклад которого в эту науку поистине колоссальный. Автор теории относительности и второго закона фотоэффекта стал лауреатом Нобелевской премии. Но когда Эйнштейн был ребенком, его родители даже не предполагали, что он станет величайшим ученым 20 века, потому что он до трех лет совсем не мог говорить, а кроме этого страдал аутизмом и дислексией.

    10. Эрик Вайхенмайер

    Мужество и отчаянная целеустремленность этого человека достойны самого необыкновенного восхищения! Будучи абсолютно слепым, он смог покорить Эверест. Своего драгоценного зрения он лишился еще в подростковом возрасте, но это не помешало ему учиться дальше с еще большим желанием, а затем он смог стать успешным и знаменитым спортсменом. Кроме самой высокой вершины мира он покорил семь высочайших вершин всех континентов Земли, среди них Аконкагуа, Мак-Кинли и Килиманджаро.

    11. Кристи Браун

    Знаменитый ирландский писатель, а также поэт и даже художник. В детстве он был болен церебральным параличом и не мог контролировать собственные движения и речь. Врачи вынесли печальный вердикт, они считали, что мозг мальчика не сможет нормально функционировать, но его мать не опустила руки, она постоянно с ним разговаривала, занималась с сыном, старалась его хоть чему-то научить.

    И ее необыкновенные старания были вознаграждены: Кристи смог пошевелить левой ногой в 5 лет. Эта нога стала его средством общения с миром. По этой трогательной истории был снят замечательный фильм «Моя левая нога», который получил большое количество наград на самых различных конкурсах.

    12. Судха Чандран

    Известная индийская танцовщица в 1981 году из-за автомобильной аварии лишилась ноги, но, несмотря на это, не бросила любимое дело. Более того она смогла продолжить профессионально танцевать на протезе. Ей было очень тяжело, но она не сдалась, хотя считает, что сами по себе танцы – это не только великолепная техника, но и грациозная красота. Именно это и старается воплощать на сцене великая танцовщица, а кто не знает ее истории, даже не подозревает о ее особенности.

    13. Эстер Вергеер

    Голландская теннисистка-колясочница. Когда ей в 9 лет прооперировали спинной мозг, у нее отнялись ноги, но эта беда стала началом ее необыкновенной карьеры в большом теннисе. Эстер семь раз становилась чемпионкой мира, четырежды побеждала на олимпийских играх, несколько раз выигрывала турниры Большого Шлема, а начиная с января 2003 года она выигрывала все сеты, в которых участвовала, в общей сложности их оказалось 240.

    Ее целеустремленность, необыкновенное мастерство и высокий профессионализм отмечены в 2002 году, а затем и в 2008 году премией «Лучший спортсмен с ограниченными возможностями», которую вручает Мировая академия спорта «Лауреус».

    Если вы сомневаетесь в своих силах, познакомьтесь с биографиями известных инвалидов . Правда так назвать их язык не поворачивается - невозможно быть инвалидом, сохраняя веру в себя и силу духа. Даже физические недостатки не могут помешать человеку жить активной, полноценной жизнью, добиваться поставленных целей, творить, быть успешным.

    Другое дело, как назвать человека, который будучи нормальным во всех отношениях не верит в себя, перестал мечтать и стремиться к лучшему? Спящим, не пробудившимся для жизни?

    Невозможное возможно и тому доказательство истории из жизни великих людей с ограниченными возможностями, как наших современников, так и предшественников, добившихся успеха вопреки тому, что должно бы их остановить.

    1. Лина По - псевдоним, который взяла Полина Михайловна Горенштейн (1899 ‑ 1948), когда в 1918 году стала выступать как балерина, танцовщица. В 1934 году Лина По заболела энцефалитом, ее разбил паралич, она полностью потеряла зрение.

    После случившейся трагедии Лина По начала заниматься лепкой, и уже в 1937 году ее работы появляются на выставке в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. В 1939 году Лину По приняли в Московский союз советских художников. В настоящее время единичные работы Лины По имеются в коллекциях Третьяковской галереи и других музеев страны. Но главное собрание скульптур - в мемориальном зале Лины По, открытом в музее Всероссийского общества слепых.

    2. Джозеф Пулитцер (1847 - 1911) - американский издатель, журналист, родоначальник жанра "желтой прессы". Ослеп в 40 лет. После своей смерти он оставил 2 млн долларов Колумбийскому университету. Три четверти этих средств пошли на создание Высшей школы журналистики, а на оставшуюся сумму была учреждена премия для американских журналистов, которую вручают с 1917 года.

    3. Франклин Делано Рузвельт (1882 ‑ 1945) - 32‑й президент США (1933 ‑ 1945). В 1921 году Рузвельт тяжело заболел полиомиелитом. Несмотря на предпринимаемые в течение многих лет попытки победить болезнь, Рузвельт остался парализованным и прикованным к инвалидной коляске. С его именем связаны одни из самых значительных страниц в истории внешней политики и дипломатии США, в частности, установление и нормализация дипломатических отношений с Советским Союзом и участие США в антигитлеровской коалиции.

    4. Людвиг ван Бетховен (1770 - 1827) - немецкий композитор, представитель венской классической школы. В 1796 году, будучи уже известным композитором, Бетховен начал терять слух: у него развился тинит - воспаление внутреннего уха. К 1802 году Бетховен полностью оглох, но именно с этого времени композитор создал свои самые известные произведения. В 1803‑1804 годах Бетховеном была написана Героическая симфония, в 1803‑1805 годах - опера "Фиделио". Кроме того, в это время Бетховеном были написаны фортепианные сонаты с Двадцать восьмой по последнюю - Тридцать вторую; две сонаты для виолончели, квартеты, вокальный цикл "К далекой возлюбленной". Будучи абсолютно глухим, Бетховен создал два своих самых монументальных сочинения - Торжественную мессу и Девятую симфонию с хором (1824).

    5. Хелен Келлер (1880 ‑ 1968) - американская писательница, преподаватель и общественный деятель. После болезни, перенесенной в полуторагодовалом возрасте, осталась слепоглухонемой. С 1887 года с ней занималась молодая преподавательница Института Перкинса Энн Салливан. В ходе долгих месяцев напряженной работы девочка овладела знаковым языком, а затем стала учиться говорить, освоив правильные движения губ и гортани. В 1900 году Хелен Келлер поступила в Рэдклиффский колледж и в 1904 году окончила его с отличием. Она написала и опубликовала более десятка книг о себе, своих ощущениях, учебе, мировоззрении и понимании религии, среди которых "Мир, в котором я живу", "Дневник Хелен Келлер" и др., выступала за включение слепоглухонемых в активную жизнь общества. История Хелен легла в основу знаменитой пьесы Гибсона "Сотворившая чудо" (1959), экранизированной в 1962 году.

    6. Эрик Вайхенмайер (1968) - первый в мире скалолаз, который достиг вершины Эвереста, будучи незрячим. Эрик Вайхенмайер потерял зрение, когда ему было 13 лет. Онако он закончил учебы, а потом и сам стал учителем средней школы, затем тренером по борьбе и спортсменом мирового класса. О путешествии Вайхенмайера режиссер Питер Уинтер снял игровой телевизионный фильм "Коснуться вершины мира". Кроме Эвереста Вайхенмайер покорил семерку самых высоких горных пиков мира, включая Килиманджаро и Эльбрус.

    7. Мигель Сервантес (1547 - 1616) - испанский писатель. Сервантес известен прежде всего как автор одного из величайших произведений мировой литературы - романа "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский". В 1571 году Сервантес, состоя на военной службе во флоте, принял участие сражении при Лепанто, где был серьезно ранен выстрелом из аркебузы, из‑за чего потерял левую руку. Позднее он написал, что "лишив меня левой руки, Бог заставил мою правую трудиться сильнее и сильнее".

    8. Луи Брайль (1809 - 1852) - французский тифлопедагог. В 3‑летнем возрасте Брайль поранил себе глаз шорным ножом, отчего развилось симпатическое воспаление глаз и он ослеп. В 1829 году Луи Брайль разработал используемый до настоящего времени во всем мире рельефно‑точечный шрифт для слепых - шрифт Брайля. Кроме букв и цифр на основе тех же принципов он разработал нотопись и преподавал музыку слепым.

    9. Эстер Вергеер (1981) - голландская теннисистка. Считается одной из величайших теннисисток‑колясочниц в истории. Она прикована к кровати с девяти лет, когда в результате операции на спинном мозге у нее отнялись ноги. Эстер Вергеер - неоднократная победительница турниров Большого Шлема, семикратная чемпионка мира, четырехкратная олимпийская чемпионка. В Сиднее и в Афинах она первенствовала как самостоятельно, так и в паре. С января 2003 года Вергеер не потерпела ни одного поражения, выиграв 240 сетов подряд. В 2002 и 2008 годах становилась лауреатом премии "Лучший спортсмен с ограниченными возможностями", вручаемой Мировой академией спорта "Лауреус".


    10. Сара Бернар (1844 ‑ 1923) - французская актриса. Многие выдающиеся деятели театра, например Константин Станиславский, считали искусство Бернар образцом технического совершенства. В 1914 году после несчастного случая у нее ампутировали ногу, но актриса продолжала выступать. В 1922 году Сара Бернар последний раз вышла на сцену. Ей было уже под 80 лет, и она играла в "Даме с камелиями" сидя в кресле.

    11. Рэй Чарльз (1930 - 2004) - американский музыкант, человек‑легенда, автор более 70 студийных альбомов, один из известнейших в мире исполнителей музыки в стилях соул, джаз и ритм‑энд‑блюз. Ослеп в семилетнем возрасте - предположительно вследствие глаукомы. Рэй Чарльз - самый знаменитый слепой музыкант современности; он был награжден 12 премиями "Грэмми", попал в залы славы рок‑н‑ролла, джаза, кантри и блюза, в зал славы штата Джорджия, его записи были включены в Библиотеку Конгресса США. Фрэнк Синатра назвал Чарльза "единственным настоящим гением в шоу‑бизнесе". В 2004 году журнал Rolling Stone поставил Рэя Чарльза под номером 10 своего "Списка Бессмертных" ‑ 100 величайших артистов всех времен.

    12. Стивен Хокинг (1942 - 2018) - известный английский физик‑теоретик и астрофизик, автор теории о первичных черных дырах и многих других. В 1962 году окончил Оксфордский университет и начал занятия теоретической физикой. Тогда же у Хокинга стали проявляться признаки бокового амиотрофического склероза, которые привели к параличу. После операции на горле в 1985 году Стивен Хокинг потерял способность говорить. У него двигались только пальцы правой руки, которыми он управлял своим креслом и специальным компьютером, который за него говорил. Стивен Хокинг занимал должность Лукасовского профессора математики в Кембриджском университете, должность, которую три столетия назад занимал Исаак Ньютон.

    И наши соотечественники, о которых вы уже наслышаны.

    1. Алексей Маресьев (1916 - 2001) - легендарный летчик, Герой Советского Союза. 4 апреля 1942 года в районе так называемого "Демянского котла" (Новгородская область) в бою с немцами самолет Алексея Маресьева был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Восемнадцать суток раненый в ноги летчик ползком пробирался к линии фронта. В госпитале ему ампутировали обе ноги. Но он, выписавшись из больницы, снова сел за штурвал самолета. Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолетов врага: четыре до ранения и семь - после ранения. Маресьев стал прототипом героя повести Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке".

    2. Михаил Суворов (1930 - 1998) - автор шестнадцати поэтических сборников. В 13 лет от взрыва мины потерял зрение. Многие стихотворения поэта положены на музыку и получили широкое признание: "Красная гвоздика", "Поют девчонки о любви", "Не грусти" и другие. Более тридцати лет Михаил Суворов преподавал в специализированной очно‑заочной школе рабочей молодежи для слепых. Ему было присвоено звание Заслуженного учителя Российской Федерации.

    3. Валерий Фефелов (1949 - 2008) - участник диссидентского движения в СССР, борец за права инвалидов. Работая электромонтером, в 1966 году получил производственную травму - упал с опоры ЛЭП и сломал позвоночник - после чего на всю жизнь остался инвалидом, мог передвигаться только на кресле-коляске. В мае 1978 года вместе с Юрием Киселевым (Москва) и Файзуллой Хусаиновым (Чистополь, Татарстан) создал Инициативную группу защиты прав инвалидов в СССР. Своей главной целью группа называла создание Всесоюзного общества инвалидов. Деятельность Инициативной группы была сочтена властями антисоветской. В мае 1982 года против Валерия Фефелова было заведено уголовное дело по статье "сопротивление властям". Под угрозой ареста Фефелов согласился на требование КГБ выехать за границу и в октябре 1982 года выехал в ФРГ, где в 1983 году он и его семья получили политическое убежище. Автор книги "В СССР инвалидов нет!", изданной на русском, английском и голландском языках.

    5 Rating 5.00 (4 Votes)

    Почему люди становятся инвалидами?
    В какой помощи они нуждаются?
    Чего способны достичь люди с ограниченными возможностями?
    Инвалиды

    Люди с ограниченными возможностями, инвалиды, есть везде. По оценкам Организации Объединённых Наций (ООН), чуть ли не каждый десятый человек на планете является инвалидом.

    Инвалиды - люди с травмами позвоночника, ампутацией нижних конечностей, детским церебральным параличом, рассеянным склерозом, люди с ограничением по зрению, с нарушением слуха, с психическими заболеваниями и др.

    Человек не виноват, что родился или стал именно таким. Он не виноват в том, что не всегда может работать и сам себя обеспечивать. Образ жизни инвалидов - ежедневный приём лекарств, которые помогают поддержать жизнедеятельность организма, но не вылечивают от болезней.

    Причины инвалидности

    Инвалидность - далеко не всегда врождённое состояние, наследственность. Чаще всего причиной становится случайность: в странах, где недавно была война, детей калечат оставшиеся в земле мины. Несоблюдение техники безопасности на производстве становится причиной травматизма. Случается, что люди падают, ломают ноги.

    Таким образом, повседневные действия и трудовая деятельность могут стать причиной нездоровья и даже инвалидности.

    Интересные факты
    Международный день людей с ограниченными возможностями здоровья проводится ежегодно з декабря.

    Инвалиды - такие же, как и все люди, хотя и со своими особенностями. А у кого их нет?! Нужно, чтобы люди с ограниченными возможностями учились и работали совместно с обычными людьми. Им нужно понимание и равноправие.

    С какими трудностями сталкиваются в повседневной жизни люди с ограниченными возможностями? Что помогает их преодолевать?

    Помощь людям с ограниченными возможностями

    Мы должны помогать людям с ограниченными возможностями здоровья.

    Государство, как может, помогает инвалидам. Например, в ряде городов ходят специальные автобусы с жёлто-зелёными полосами на бортах, которые бесплатно перевозят инвалидов 1-й и 2-й групп. Государство оказывает инвалидам медицинскую помощь. Во всех регионах страны стараются обеспечить образование для детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому.

    В нашей стране есть немало предприятий, выпускающих высококачественную продукцию, где трудятся инвалиды.

    Дополнительное чтение
    Слепые с рождения хорошо ориентируются в пространстве. Они никогда не наткнутся на дерево и не упадут с тротуара. А вот ослепшие внезапно годами сидят дома, выходя на улицу только в сопровождении родных. Не могут самостоятельно купить хлеба и перейти дорогу - звуковых светофоров в стране немного.
    При определённой подготовке, которую все инвалиды по зрению получают в школах и на специальных курсах, они могут достаточно свободно и самостоятельно перемещаться, ездить в общественном транспорте, делать покупки в магазине, решать бытовые проблемы и вообще ничем не отличаться от остальных людей. В мире существует ряд приспособлений, помогающих не быть в зависимости от окружающих: от определителя денежных купюр и определителя уровня воды в стакане до миникомпьютера, позволяющего свободно ориентироваться на местности. Кроме того, после специальной подготовки и приобретения навыков человек может самостоятельно ориентироваться на местности с помощью трости или собаки-поводыря.

    С какими проблемами сталкиваются в повседневной жизни инвалиды по зрению? Какие приспособления помогают их преодолевать? А как вы можете помочь инвалидам по зрению решать их проблемы?

    Согласно официальной статистике, в России проживает около 10 млн людей с ограниченными возможностями. Слепоглухих детей, т. е. и слепых и глухих одновременно, в России