Конспект занятия в старшей логопедической группе «Зимующие птицы. Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР III уровня

Конспект интегрированного занятия по теме: «Зимующие птицы».


Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ № 43, г. Колпино Санкт - Петербург
Описание: Предлагаю конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего и подготовительного возраста. Данный материал будет полезен воспитателям детских садов. В ходе занятия закрепляются знания детей о птицах.
Цель: Закрепить, расширить и обобщить знания о зимующих птицах, изучить их особенности. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное для них время.
Образовательная область: Социально-коммуникативное развитие.
Задачи:
- совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
- формировать гуманное отношение к живой природе, птицам;
- воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение вести разговор на заданную тему, выполнять творческую работу.
Образовательная область: Познавательное развитие.
Задачи:
- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения последовательных заданий на наглядной и звуковой основе;
- содействовать развитию логического мышления, установлению причинно-следственных связей.
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
- содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения;
- формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
Образовательная область: Речевое развитие.
Задачи:
-закрепить умения детей отвечать на вопросы полным предложением;
- учить составлять короткие рассказы о зимующих птицах;
- активизировать и расширять словарь по теме "Зимующие птицы"
- развивать внимание, мышление.
Образовательная область: Физическое развитие.
Задачи:
- продолжать работу по укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости).

Предварительная работа: чтение книг, беседы, наблюдения на прогулках, заучивание стихов, разгадывание загадок о птицах, просмотр слайдов, иллюстраций, изготовление кормушек.
Материалы и оборудование: разрезные картинки, иллюстрации с изображением птиц, заготовки для изготовления кормушек, кисточки и краски, ножницы, или канцелярский нож, ноутбук, презентация по теме «Зимующие птицы».
С детьми проведены: беседы, наблюдения.
В НОД использованы: методы и приемы.
Наглядный - показ иллюстраций, картинок; словесный – составление рассказа, ответы на вопросы, беседы; практические – оказание помощи детям; игровые – дидактические игры.

Ход совместной деятельности:
На столе разложены разрезные картинки с изображением птиц (снегирь – на красном картоне, синица – на желтом картоне, воробей – на сером картоне, ворона – на черном картоне).
Воспитатель: Дети подойдите к столам и посмотрите на картинки, обратите внимание, что картинки разного цвета. Выберите картинки по цветам и соберите их. Что у вас получилось?
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно, птицы. А кто может назвать, как называются птицы, которых вы собрали?
(ответы детей).
Воспитатель: А одним словом, как назвать этих птиц?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, зимующие. А как вы думаете, почему они так называются – зимующие?
(ответы детей).
Воспитатель: Верно. А сейчас я вам загадаю загадки о птицах, а вы мне подскажете отгадки, а в помощь я вам покажу картинки на экране. Смотрите и слушайте внимательно.
1.Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом,
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Каркать, петь и ворковать,
Нас зимою подкормите…
Дети, кто мы? Назовите.(птицы)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка,
И полоска шарфика. (синица)


3. Найдешь ее в своем дворе,
Она на радость детворе,
Ты обижать ее не смей,
Эта птичка…(воробей)


4. Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипотливая,
Известная персона,
Зовут ее…(ворона).


5. В лесу под щебет, звон и свист,
Стучит лесной телеграфист:
«Здорово- дрозд, приятель!»
И ставит подпись…(дятел).


6. Зимой на ветках яблони!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это… (снегири).


7.Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь.)
8. Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом (Кормушка).
Воспитатель: Правильно. Для чего нужны кормушки? (ответы детей). Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку? (ответы детей). Молодцы!
Воспитатель: Молодцы, умницы, вы справились очень хорошо с заданием.
Воспитатель: Птицы, которые с наступлением холодов прилетают к нам с севера, называются кочующими. Сейчас я вам картинки покажу, а вы назовете, мне этих птиц?(ответы детей)
Снегирь, клест, свиристель, синица.
Воспитатель: Вы отлично справились. Обратите внимание перед вами стоит мольберт, на мольберте вывешены картинки, рассмотрите внимательно картинки и постарайтесь сказать полным предложением, что на них изображено.
- Какие птицы прилетели к кормушке?
- Что едят синички?
- Как называется домик для птичек?
- Из чего можно смастерить кормушку?
- Назовите зимующих птиц?
- Зачем нужно помогать птицам?
- Чем питаются птицы?
Воспитатель: Молодцы, мне очень понравилось, как вы составляли предложения. Давайте поиграем в игру: «Счет птиц». Сейчас я прикреплю к мольберту плакат с изображением птичек и мы вместе с вами посчитаем птичек. (Дети считают птиц.)
Воспитатель: Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
(ответы детей).
Воспитатель: Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Хотите, я вам расскажу, какая птица, чем питается?(ответы детей).
- Воробьи – любят зернышки и хлебные крошки.
- Синицы – питаются зернышками, хлебными крошками, а любимое их лакомство – это сало.
- Снегири – едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины.
- Вороны – питаются очистками и остатками пищи.
Воспитатель: Мы с вами поговорили о птицах, решили, как нужно помогать птицам, а теперь я вам предлагаю перейти от слов к делу. Ребята, мы с вами на предыдущем занятии уже начали подготовку кормушек, но к сожалению мы сделали мало, сегодня мы с вами продолжим работу. Напомните мне, что мы делаем вначале, из чего мы с вами делаем кормушки.(ответы детей)
Физминутка «Птичка-невеличка»
Птичка-невеличка
По небу летала (птички летают),
Села под окошко,
Крошек поклевала (присели, клюют зёрнышки),
Встрепенулась птичка (встали, отряхнулись),
Выпрямила спинку.
Песенку запела, в домик полетела (машут руками).
Воспитатель: Садитесь на свои места и приступаем к работе, покрасим коробочки, можно украсить рисунками, ждем когда высохнут.А затем попросим родителей помочь нам, вырезать в изготовленных нами домиках окошки. Посмотрите ребята, какие красивые кормушки приготовили вы.
Воспитатель: Давайте мы повесим на прогулке наши кормушки, насыпем корм в кормушки. А еще я предлагаю вам повесить возле ваших домов приготовленные кормушки, попросите родителей вам помочь. Я думаю, что мы помогли многим птицам и спасли жизнь многих птиц.
Воспитатель: Ребята, наше занятие подошло к концу. Скажите мне, о чем мы с вами разговаривали, что вам запомнилось. Что больше всего понравилось?(ответы детей).
Воспитатель: Послушайте стихотворение Е.Благининой «Улетают, улетели…»
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
Улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще.
И скворечник опустел.
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный
В синей луже на воде.
Ходит грач с грачихой чёрный
В огороде по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
Улетели и грачи.
Планируемый результат:
- активное участие детей, умение формулирования ответов на вопросы воспитателя, владение диалогической речью, доброжелательное проявление в процессе творческой деятельности.
Дальнейшая работа:
- Планируем разработать проект.

Татьяна
Конспект занятия в старшей логопедической группе «Зимующие птицы»

Интеграция образовательных областей: «Социально- коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое», «Художественно- эстетическое развитие».

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, художественная.

Программное содержание

Коррекционно-образовательные задачи

Закрепить и уточнить названия зимующих птиц.

Учить согласовывать существительные с числительными.

Упражнять в подборе существительного по предложенным прилагательным.

Учить употреблять существительные в творительном падеже.

Учить составлять предложения с предлогоми на,за, в, перед.

Учить составлять предложения с заданным словом.

Коррекционно-развивающие задачи

Развивать словарь детей по теме зимующие птицы.

Развивать логическое мышление.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать координацию речи с движением, ритм и темп речи.

Коррекционно-воспитательные задачи

Формирование способности сопереживать птицам.

Воспитание любви к природе, умению любоваться природой.

Воспитание заботливого отношение к тем, кто в этом нуждается.

Методические приемы

Чтение стихотворения.

Сюрпризный момент.

Демонстрация дидактического материала.

Материалы и оборудование:

демонстрационный - картинки с изображением зимующих птиц; кубик с цифрами; кормушка; игрушка совы;

раздаточный - разрезные картинки.

Лексический материал:

слова: синица, воробей, снегирь, сорока, ворона, дятел, сова, клест;

предложения: Воробьёв можно покормить пшеном. Синиц можно покормить несоленым салом. Голубей можно покормить перловой крупой. Снегирей можно покормить ягодами рябины. Клестов можно покормить семенами шишек. Сова сидит в кормушке. Сова сидит на кормушке. Сова сидит за кормушкой. Сова сидит перед кормушкой. Снегири сидят на кормушке. Синицы клюют хлебные крошки. Воробьи улетели от кошки.

Предварительная работа

Чтение художественной литературы о зимующих птицах, рисование птиц, беседа о зимующих птицах.

Планируемые результаты

Дети с удовольствием включаются в игры. Проявляют интерес к предложенной деятельности. Активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач. Придумывают предложения о зимующих птицах.

Организационный момент

Учитель-логопед: «Послушайте стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц».

Покормите птиц зимой.

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.

Горсть зерна нужна,

Горсть одна -

И не страшна

Будет им зима.

Основная часть

1.Игра “Покормим птиц”

Учитель-логопед: «Ребята, а чем можно покормить птиц зимой?»

Ответы детей: «Воробьёв можно покормить пшеном. Синиц можно покормить несоленым салом. Голубей можно покормить перловой крупой. Снегирей можно покормить ягодами рябины. Клестов можно покормить семенами шишек».

2. Игра “Узнай по описанию”

Учитель-логопед: «К нам в гости сейчас прилетят птицы. А вот кто прилетит, вам нужно угадать.

Драчливый, весёлый, удалой, шустрый».

Ответы детей: «Воробей». (Выставляется картинка).

Учитель-логопед: «Желтогрудая, весёлая, юркая».

Ответы детей: «Синица». (Выставляется картинка).

Учитель-логопед: «Красногрудый, ленивый, малоподвижный».

Ответы детей: «Снегирь». (Выставляется картинка).

Учитель-логопед: «Белобокая стрекотунья и воровка».

Ответы детей: «Сорока». (Выставляется картинка).

Учитель-логопед: «Красноголовый, в чёрном фраке, лекарь деревьев».

Ответы детей: «Дятел». (Выставляется картинка).

Учитель-логопед: «Чёрная, с мощным клювом, глянцевыми перьями, каркает».

Ответы детей: «Ворона». (Выставляется картинка).

3. Игра «Кормушка»

Учитель-логопед: «К нам в гости прилетела сова. Она будет прыгать по кормушке, а вам нужно рассказать где сидит сова».

Ответы детей: «Сова сидит в кормушке. Сова сидит на кормушке. Сова сидит за кормушкой. Сова сидит перед кормушкой».

4. Физкультурная минутка “Синичка”.

Учитель-логопед: «Ребята давайте немного отдохнем и поиграем».

Скачет шустрая синица, Прыгают врассыпную по залу на двух ногах.

Ей на месте не сидится,

Прыг-скок, прыг – скок,

Завертелась, как волчок. Кружатся.

Вот присела на минутку, Приседают.

Почесала клювом грудку, Почёсывают пальчиками грудь.

И с дорожки – на плетень, Убегают с места.

Тири-тири, тень-тень-тень. Сидя, взмахивают кистями рук.

5. Пальчиковая гимнастика «Воробей»

Ты малыш, воробей,

На морозе не робей.

По кормушке клювом бей,

Наедайся поскорей.

(Дети сцепляют большие пальцы и машут ладонями, имитируя полет птицы. Затем ставят округленную кисть правой руки подушечками пальцев на стол и постукивают подушечкой указательного пальца. Затем то же самое проделывают левой рукой).

6. Игра “Сосчитай птиц”

(Дети сидят кружком на ковре).

Учитель-логопед: «Я называю зимующую птицу и качу кубик. Тот, к кому прикатился кубик, должен назвать столько птиц какая цифра написана на кубике».

Ответы детей: «Пять синиц, два воробья, три вороны, четыре совы.».

7. Игра “Собери картинку”(разрезные картинки).

Учитель-логопед: «Ребята, давайте разделемся на три команды. Первая команда будет собирать картинку со снегирями. Вторая-картинку с синицами. Третья - картинку с воробьями.»

(Дети собирают картинки).

8. Игра «Придумай предложения.»

Учитель-логопед: «Молодцы, ребята. А теперь каждая команда должна придумать предложения. Первая команда со словом снегири. Вторая со словом синицы. Третья со словом воробьи.»

Ответы детей: «Снегири сидят на кормушке. Синицы клюют хлебные крошки. Воробьи улетели от кошки.».

Рефлексия

Учитель-логопед: «Ребята, с какими птицами мы сегодня познакомились? Какие игры вам понравились?»

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по развитию речи «Зимующие птицы» Тема: Зимующие птицы. Задачи: Обобщить знания детей о птицах, их многообразии, особенности внешнего вида, строения, питания, размножения.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Зимующие птицы» Цель: Формирование представлений о зимующих птицах. Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное.

Конспект комплексного занятия в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект комплексного занятия в старшей группе «Зимующие птицы» (интеграция ОО: познават., худож-эстет., соц-коммун.) Цель: уточнить представления.

Конспект логопедического занятия в подготовительной логопедической группе «Зимующие птицы» Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе логопедической группе Тема: «Зимующие птицы» (по сюжету сказки.

Тема: "Зимующие птицы" Цель: Составление описательного рассказа по теме "Зимующие птицы" с опорой на план-схему. Задачи: - Расширение, уточнение.

Разработала учитель-логопед

первой квалификационной категории

МБДОУ д/с комбинированного вида №6 "Антошка"

г. Павлово, Нижегородской области

Пулина Нина Павловна

Цель: Формировать у детей обобщённые представления о зимующих птицах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

1. Закреплять и уточнять название зимующих птиц.

2. Расширять лексический запас по данной теме.

3. Закрепить умение образовывать именительный падеж множественного числа существительных, оканчивающихся на -ья, -ьи.

4. Активизировать в словаре детей сложные прилагательные.

5. Закреплять умение согласовывать имена числительные с именем существительным.

6. Совершенствовать умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

7. Упражнять в подборе прилагательных к имени существительному, согласовывая их в роде, числе.

8. Продолжать учить пользоваться в речи относительными прилагательными.

9. Расширять глагольный словарь за счёт глаголов, обозначающих способы передвижения и звукоподражания.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи.

2. Развивать мелкую моторику и координацию речи с движением.

3. Совершенствовать сенсорные способности детей: учить вслушиваться в голоса птиц, узнавать их по оперению.

4. Развивать воображение, любознательность.

Коррекционно-воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к птицам, проявлять заботу о них.

Материал :

Демонстрационный: аудиозапись птичьих голосов, ПК, иллюстрации с зимующими птицами, плакат с изображением зимующих птиц, семена ясеня, дыни, арбуза, сало, пшено, хлебные крошки, семечки подсолнуха, еловые шишки.

ковролин с изображением зимнего дерева с зимующими птицами на дереве (на липучках);

Мяч;

Текст логической задачи «Кто обедал в зимней столовой?»

Раздаточный: карточки с изображением зимующих птиц (для счёта).

Ход занятия

I.Организационный момент:

Психогимнастика:

Изобразите озябших, голодных птиц. Покажите, как они обрадовались, когда мы им насыпали корма.

Изобразите воробья, испугавшегося кошки. Покажите, как мы сопереживали и сочувствовали воробью, который попал в лапы кошки.

Покажите, как он вырвался, когда у него болело крылышко

II. Сообщение цели:

Сегодня мы вспомним зимующих птиц, их повадки, характер, вспомним, чем питаются зимующие птицы.

1. Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать:

Спинкою зеленовата, животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка, да полоска шарфика! (синица)

(выставляется картинка синички)

Чёрнокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют.

Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут! (снегирь)

(выставляется картина снегиря).

Угадайте, что за птица? Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком, ушастая голова, это? (сова)

(выставляется картинка совы).

В серой шубке перовой, и в морозы он герой!

Скачет, на лету резвится, не орёл, а всё же птица!

(выставляется картинка воробья).

Носит серенький жилет, но у крыльев чёрный цвет,

Видишь, кружат двадцать пар. И кричат: -Кар! Кар! Кар!

Кто это?

Вороны! (выставляется картинка ворон).

Кто в беретке ярко-красной, в чёрной курточке атласной?

На меня он не глядит, всё стучит, стучит, стучит!

А это кто?

Дятел! (выставляется картинка дятла.)

Логопед: - Как можно назвать всех вместе этих птиц?

Дети: - Зимующие!

Логопед: - Почему мы называем этих птиц зимующими?

Дети: - Они не боятся наших зим и остаются у нас до весны.

Логопед: - Каких зимующих птиц вы ещё знаете?

(Дети называют голубя, галку, клеста, свиристель.)

Логопед: -Что общего между всеми зимующими птицами?

Дети: -У них есть голова, туловище, крылья, клюв, лапы, хвост, их тело покрыто перьями)

Логопед: - А чем отличаются друг от друга зимующие птицы?

Дети: - Размером, окраской, оперением.

Логопед: - Почему эти птицы смогли зимовать вместе с нами, не улетели в тёплые края?

Дети: - У них крепкий толстый клюв, они могут питаться разнообразной пищей, в том числе и твёрдой.

2. Сейчас у нас игра с мячом «Один - много». Я называю одну птицу или один предмет, а вы мне называете много таких же птиц или предметов

Ворона - (вороны) сорока - (сороки)

Голубь - (голуби) сова -(совы)

Снегирь - (снегири) галка - (галки)

Клёст - (клесты) свиристель - (свиристели)

Перо - (перья) крало - (крылья)

Дерево - (деревья) воробей - (воробьи)

3. Игра Какой? Какая? Какие? (Образование сложных прилагательных.)

Если у сороки белые бока, то она какая? (белобокая)

У снегиря красная грудь? Он какой? (красногрудый)

У вороны длинный клюв? (длинноклювая)

А у дятла красная голова? Он какой? (красноголовый)

У синички желтая грудь? (жёлтогрудая)

4. Игра «Сосчитай - ка» (согласование имени числительного с именем существительным)

У каждого ребёнка на столе карточки с разным количеством птиц. Дети пересчитывают птиц, указывая не только на количество, но и на их название. (один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей).

5. Следующая наша игра называется «Назови ласково» птиц, изображённых на ваших карточках. Дети называют:

Галки-галочки, галчата.

Снегири - снегирики, снегирёчки, снегирята.

Воробьи-воробушки, воробышки, воробьята.

Голуби, голубочки, голубята.

Логопед: А что умеют делать эти птицы?

Дети: -летать, прыгать, ходить.

6. Координация речи с движением «Птички»

Птички прыгают, летают. Птички прыгают, поют,

Птички крошки собирают, Птички зёрнышки клюют.

Пёрышки почистили, клювики почистили,

7. Игра «Кто обедал в птичьей столовой» ? Голодно и холодно птицам зимой. А как люди заботятся зимой о птицах? (делают для птиц кормушки или птичьи столовые)Я предлагаю вам отгадать кто обедал в птичьей столовой?

Положила я в птичью кормушку ветку сушёной рябины. Прилетели маленькие серенькие птички, хлеб склевали, а рябину не трогают. Кто это? (воробьи) На следующий день сели на кормушку другие птицы: грудка у них красная, хвост, концы крыльев и голова тёмно - синие. На крыльях по белой полоске. Ягод на ветке не осталось. Что это были за птицы? (снегири).

8 . У каждой птицы свой характер, как и у человека. Как вы думаете какой характер у снегиря?

Ленивый, грустный, малоподвижный.

У какая по характеру синица?

Тонкая, умная, весёлая, юркая.

А какой воробей?

Драчливый, весёлый, удалой, шустрый, боевой.

А что можно сказать про сороку? Какая она?

Болтливая, говорливая, вороватая, хлопотливая, проворная, большая.

9. Игра «Накорми птиц»

У нас на зимнее дерево прилетели зимующие птицы, я приготовила для них разнообразный корм.

Это семена дыни. Какие семена?

Дети: -Дынные! Кто из птиц клюёт дынные семена?

Синица.

Иди, Алина, накорми синицу этими семенами. Какими семенами ты будешь угощать синицу?

Дынными.

А это семена арбуза. Какие семена? (арбузные) А их из птиц кто любит клевать?

Снегири.

Иди Андрей, угости снегирей арбузными семенами. - Чем ты кормишь снегирей? (арбузными семенами)

А это семена ясеня. Их тоже любят снегири. Какие семена? (ясеневые). Мы тоже их дадим снегирям.

А каким птицам мы насыпаем семечки подсолнуха? (воробьям, голубям)

А ещё у меня приготовлено сало. Какая птица любит сало? (синичка)

Здесь у меня еловая шишка. Кто любит семена еловых шишек? (дятел)

10. Пальчиковая гимнастика «Дятел»

Давайте покажем, как дятел добывает семена из шишек.

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой, всё равно ты будешь мой.

(Дети под слова имитируют добычу пищи дятлом.)

11. Логопед: - А вы знаете, что птицы могут разговаривать, каждая птица подаёт свой голос.

А синица и снегирь? (они свистят, когда сыты, а если им холодно и голодно они - шипят.)

Она каркает! Сорока - трещит, голуби воркуют, сова ухает.

III. Релаксация.

Логопед: - Закройте глаза и представьте, что мы в зимнем парке. Там раздаются голоса птиц. Внимательно прислушайтесь и назовите, чьи голоса вы слышали. (Включаю аудиозапись птичьих голосов)

Дети: - Я слышала, как каркает ворона,

А я слышала, как чирикает воробей.

Я слышал, как свистят синицы и снегири.

А я - как трещит сорока.

IV. Итог:

Птицы - полезные. Берегите птиц, заботьтесь о них в зимние дни. Делайте кормушки для птиц, подкармливайте птиц, когда им холодно и голодно!

Кормушки, которые вы сделали своими руками, мы повесим на улице, на деревья и кустарники, и будем наблюдать какие птицы прилетят в нашу столовую.

Конспект группового логопедического занятия по коррекции устной речи с учащимися ОВЗ

Тема: "Зима. Зимующие птицы"
Мещерякова Светлана Геннадьевна, учитель-логопед специальной (коррекционной) школы VIII вида г. Гремячинска
Описание: Занятие в С/К/ОУ на современном этапе отражает множество интересных тенденций, изменений, происходящих в специальном образовании. Это практическая и адаптивная направленность занятия, подготовка учащихся с проблемами в развитии к самостоятельной жизни. Структура логопедических занятий для каждого речевого дефекта имеет свои особенности, но вместе с этим выделяю 3 стадии, которые присутствуют в каждом из них.
I стадия – вызов , позволяющий вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать ученика к учебной деятельности.
II стадия – осмысление. Она, представляет возможность получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.
III стадия – рефлексия. Здесь основным является целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого учащегося собственного отношения к изучаемому материалу.
3. На занятие использовала следующие методические приемы, которые относятся к технологии критического мышления, развивают творческое мышление, умение учащихся добывать знания, систематизировать их и применять на практике, что в конечном итоге способствует успешной социализации учащихся:
1. Прием «Составление кластера». Он используется на самых разных стадиях урока и позволяет уточнить, расширить ассоциативные семантические поля какого – либо понятия, так как все слова связаны друг с другом множеством смысловых связей. В задачу логопеда входит включение любого слова в процессе коррекционной работы с учащимися в различные смысловые оттенки. Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по теме. 2. Прием «Корзина идей». Этот прием организации индивидуально – групповой работы в начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у детей опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают ученики по обсуждаемой теме урока.
3. Прием «Написание синквейна». Может быть использован, на стадии рефлексии. Данный прием в работе с детьми с недостатками интеллекта предполагает помощь логопеда. На первой строке записывается одно слово – существительное. Это тема. На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему. На третьей строчке – три глагола, описывающих действия, относящихся к теме стихотворения. На четвертой строке размещается целая фраза, предложение из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Последняя строка – позволяет выяснить свое личное отношение к теме. Тема должна быть эмоциональной.
Материал будет полезен логопедам, учителям начальных классов, родителям.

ТЕМА: Зима. Зимующие птицы.

Цели:
Образовательные:

1. Актуализировать знания о приметах зимы;
2. Расширить знания учащихся по теме «Зимующие птицы»;
3. Активизировать и обогатить словарь детей через ответы на поставленные вопросы, через игру "Снежный ком", через составление кластера, написание синквейна, через направленный поиск необходимой информации: побуждать детей к самостоятельным высказываниям.
Коррекционные:
1. Способствовать формированию умения обобщать, систематизировать;
2. Способствовать коррекции артикуляционной, общей и мелкой моторики.
3. Способствовать формированию фонематических процессов;
4. Способствовать развитию слухового, зрительного, произвольного внимания при работе с различными видами кластеров.
Воспитательные:
1. Воспитывать у учащихся стремление к самостоятельному поиску знаний;
2. Воспитывать чувство заботы о зимующих птицах

Оборудование занятия:
Презентация, ноутбук, проектор, экран, карточки – «кластеры» для каждого ученика.

Ход занятия:

1. Вступительное слово учителя

(этический настрой) .
-Здравствуйте, ребята! Мне приятно встретиться с Вами. Вижу, у Вас у всех горят глазки, все в ожидании чего – то необычного.
Посмотрите друг на друга, подарите улыбку другу и свое хорошее настроение, ведь хорошее настроение это главное условие нашей с вами совместной работы. Сегодня вас ожидает много разных заданий, открытий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. Какими качествами нужно обладать, чтобы узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие?
-Нужно быть внимательными и наблюдательными. (На экран проецируется слайд №1)
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.
-ЗАПОМНИТЕ! Чтобы вас слушали и понимали, нужно уметь понятно и выразительно рассказывать.
Учащиеся читают правило вслух.
- Говорить надо четко, внятно, так, чтобы было всем понятно.(На экран проецируется слайд №2)
-Попробуйте отгадать вот такую загадку:
"Раскрыла снежные объятья,
Деревья все одела в платья.
Стоит холодная погода,
Какое это время года?" (На экран проецируется слайд №3)
-Правильно, ребята. Время года называется зима. Поговорим сегодня об этом времени года.

2. Артикуляционная гимнастика.

Упражнение «Снеговики». Цель – учить регулировать мышечный тонус, мимическую мускулатуру.
- Чтобы наша речь была выразительной, выполним специальную гимнастику.
- Пусть эта улыбка нас согреет (Обнимаем себя руками, «греемся»).(На экран проецируется слайд №4)


Снеговик радуется снегу и морозу. Надуть щеки, веселое выражение глаз.(На экран проецируется слайд №5)
Грустный снеговик. Опустить уголки губ вниз. Передать печальный взгляд.
Снеговик увидел сосульку. Высунуть острый язык как можно дальше изо рта и удерживать его в таком положении под счет.
Покатился снеговик на санках с горки (упражнение «Горка»).
«Санки» - рот открыт, губы в улыбке. Боковые края языка плотно прижаты к верхним коренным зубам, спинку прогнуть вниз, кончик свободен. Движения взад – вперед, боковые края языка должны скользить по коренным зубам. Следить, чтобы нижняя челюсть не двигалась, губы не касались зубов.

3. Актуализация знаний детей. Установление – причинно следственных связей.

Посмотрите, пожалуйста, на этот рисунок и назовите, какие приметы вы связываете с приходом зимы. (На экран проецируется слайд №6) На доске большая иллюстрация с изображением примет зимы. Рядом висит рисунок корзины.


-А ваши идеи мы сложим в большую корзину, которую так и назовем «корзина идей» . Дети отвечают, логопед «заполняет» «корзину идей» (На экран проецируется слайд №7)


- Вы правильно назвали приметы зимы.
- Давайте, ребята, теперь расскажем, какие изменения происходят в природе зимой в определенном порядке - по мере их наступления. А чтобы получился интересный рассказ, хорошенько подумайте, ответьте на вопрос и закончите предложения. (На экран проецируется слайд №8)
Приходит студеная (что?) …(зима)
Солнце (что делает?) … (светит, но не греет)
Дует холодный (что?)…(ветер)
Крепчает (что?)…(мороз)
Стали короткими (что?) …(дни)
Длинными стали (что?)… (ночи)
Кружатся легкие (что?)…(снежинки)
На ветках снежные (что?)…(шапки)

Птицы (что сделали?)… (улетели в теплые края, остались воробьи, голуби, вороны).

В природе все взаимосвязано, все происходит в свое время, в свой срок.
- А сейчас послушайте звуки зимы. И скажите, что вы услышали. (Звучит звукозапись с приметами зимы и пением зимующих птиц)(На экран проецируется слайд №9).
(скрипит под ногами снег, дует холодный ветер, слышны голоса птиц)
- С наступлением холодов не все птицы улетают от нас. А как мы называем птиц, которые зимуют рядом с человеком? (зимующие).
- Что вы знаете о зимующих птицах?
Идет актуализация субъектного опыта детей. Дети отвечают, логопед «заполняет» «корзину идей".
(На экран проецируется слайд №10)

4. Объявление темы, целеполагание.

(На экран проецируется слайд №11)
главная тема сегодня - «Зима. Зимующие птицы» .
-А что еще о зимующих птицах вы хотели бы узнать?
Вопросы для целеполагания:(На экран проецируется слайд №12)
1. Хочу узнать, какие птицы прилетают к нам на зимовку с других районов, а какие зимуют рядом с людьми?
2. Интересно, легко ли птицам зимовать?
3. Я хотел бы сочинить маленькое стихотворение о птицах.
- Какие интересные вопросы вы задали! На эти вопросы мы постараемся ответить на занятие и сделать маленькие открытия, которые поместим в «Банк маленьких открытий».

5. Сообщение нового материала. Самостоятельный поиск информации.

Ребята, отгадайте, о каких зимующих птицах пойдет речь в загадках.
-Ведь еще красней зимой ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)
(На экран проецируется слайд №13)


- Снегири только зимой прилетают к нам. Как вы думаете, почему они зовутся снегирями? (Они зовутся снегирями потому, что появляются вместе со снегом). Увидеть зимой этих птиц нетрудно: их красные грудки хорошо заметны на фоне белого снега.
Итак, мы сделали первое маленькое открытие! «К нам прилетают зимовать снегири».
Табличка с текстом помещается в «Банк маленьких открытий».(На экран проецируется слайд №14)
-В серой шубке перовой и в морозы он герой.
Скачет, на лету резвится. Не орел, а все же птица. (Воробей.)
(На экран проецируется слайд №15)


- У каждой птицы, как у человека, свой характер.
-Что можно сказать про воробья (какой он?) – шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый.(На экран проецируется слайд №16)
- Да, ребята, снегирь и воробей – зимующие птицы. Но зимующих птиц очень много, а каких еще зимующих птиц вы знаете?(На экран проецируется слайд №17)


- Ребята, сейчас мы поиграем. Первый игрок называет одну зимующую птицу, второй повторяет предыдущее название и добавляет свое и т. д. У нас получится «снежный ком» . Так называется наша игра. Потом мы посмотрим, все ли были внимательными. (Ворона, сорока, клест, голубь, дятел, воробей, снегирь).
- Ну, вот мы сделали ещё одно открытие:
Воробей, синица, ворона, дятел, сорока, поползень – зимующие птицы.
Таблица с надписью помещается в банк маленьких открытий. (На экран проецируется слайд №18)
(На экран проецируется слайд №19)

6. Зрительная гимнастика.

(«Следи за картинкой»).
(На экран проецируется слайд №20 с изображением воробья и вороны и со словами, обозначающими признаки этих птиц.)
Большая, маленький, веселый, черная, хитрая, пестрый.
-Ребята, подберите правильно признаки: какая ворона?, какой воробей?.
- Посмотрите внимательно еще раз на рисунки воробья и вороны и скажите: какая по величине ворона? А воробей? Какую ошибку допустил художник? (Ворона большая, а воробей маленький. На рисунке они одинаковые).

7. Развитие просодии.

Как можно назвать птенцов вороны? (Воронята). Один вороненок выглянул из гнезда и удивился: «Кра-кро-кру».
Произносится тоненьким голосом.
-Ворона пригрозила ему: «Кра-кро-кру-кры!»
Произносится низким сердитым голосом.
Продолжаем нашу работу.(На экран проецируется слайд №21)


- Как вы думаете, легко ли птицам зимовать в нашем районе? Почему? Что делают для этого люди? Да, люди заботятся о них, делают для птиц кормушки. А как вы думаете, чем питаются птицы зимой? Я вам покажу семена, которыми можно подкормить птиц. Сало любят синицы. Зерна, крошки, семечки любят все птицы. Ягоды любит снегирь. (Семена приготовлены и насыпаны слоями в прозрачную бутылочку). Каждый из вас может сделать простую кормушку, вести за ней наблюдения и заботиться о птицах до весны. (На экран проецируется слайд №22)


-Третье открытие: «Голодно и холодно зимой птицам. Без помощи человека птицам сложно пережить холода».
(На экран проецируется слайд №23)

8. Физкультминутка

(слова произносим и движения делаем под "пение птичек")
(На экран проецируется слайд №24)
Ой, летали птички, птички-невелички.
Все летали, все летали,
Крыльями махали.
(Махать руками, как крыльями)
На дорожку сели,
Зернышки поели.
Клю, клю, клю, клю,
Клю, Клю, клю, клю.
Как я зернышки люблю!
(Присесть на корточки. Указательными пальцами постучать по дорожке)
Перышки почистим,
Чтобы были чище.
Вот так, вот так,
Вот так, вот так,
Чтобы были чище.
(Руками «почистить» предплечья, как бы обнимая себя)
Прыгаем по веткам,
Чтоб сильней стать деткам.
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыгаем по веткам.
(Прыжки на месте)
А собачка прибежала
И всех птичек распугала.(Прячемся под лёгкую воздушную ткань "парашют", накрываю ребят, затем разбегаемся)
Кыш – полетели,
На головку сели,
Сели, посидели и опять полетели,
Полетели, полетели,
На животик сели,
Полетели, полетели,
На плечи сели,
Сели, посидели и опять полетели.
Полетели, полетели,
На колени сели…
Сели, посидели и совсем улетели.
(Махи руками. Руки положить на голову. Махи руками. Руки положить на живот. Махи руками. Руки положить на колени. Махи руками)

9. Составление кластера. Самостоятельная работа учащихся.

Сейчас составим кластер о птицах.
Внимание: кластер – это «пучок» слов. Для каждого учащегося в карточках дан кластер и задание к нему. Внимательно прочитайте задание и выполните его. В случае необходимости обращайтесь за помощью.
1) Дополни кластер:
-Напиши названия зимующих птиц.
Зимующие птицы -
2) Кластер – «ералаш»:
-Зачеркни ненужное (какая птица лишняя?).
3) Составьте кластер:
-Допиши нужную информацию.
Снегирь - (внешний вид, пища, когда прилетает)
4) Кластер: «Скажи наоборот».
У воробья туловище мелкое, а у вороны- …(крупное).
У вороны клюв большой, а у воробья - … .
У воробья хвост короткий, а у вороны - … .
У воробья лапки тонкие, а у вороны - … .
5) Кластер: «Разложи правильно» (карточки – слова перемешаны).
-Расскажи, как зимующие птицы подают голоса.
(голубь, ворона, снегирь, воробей, сорока:
воркует, каркает, свистит, чирикает, трещит)
6) Кластер: «Два в одном».
-Назови зимующую птицу и определи, какой корм предпочитает эта птица.
(...-сало, семена подсолнуха, хлебные крошки; ...- ягоды, семена подсолнуха)
-Проверяем нашу работу, у каждого из вас должен получиться небольшой рассказ.
(На экран по очереди проецируются слайды №25, 26, 27, 28, 29, 30)