Кто из писателей совершил кругосветное путешествие. Кругосветное путешествие писателя

На вопрос Кто из русских писателей совершил кругосветное путешествие? заданный автором Невроз лучший ответ это Кругосветное путешествие и фрегат «Паллада»
В октябре 1852 года в жизни Гончарова случилось важное событие: он стал участником кругосветного путешествия на парусном военном корабле - фрегате «Паллада» - в качестве секретаря начальника экспедиции вице-адмирала Путятина. Она была снаряжена для инспекции русских владений в Северной Америке - Аляски, принадлежавшей в ту пору России, а также для установления политических и торговых отношений с Японией. Гончаров представил себе, каким множеством впечатлений обогатит себя и своё творчество. С первых же дней путешествия он начинает вести подробный путевой журнал. Он и лёг в основу будущей книги «Фрегат «Паллада». Экспедиция продолжалась почти два с половиной года. Англия, мыс Доброй Надежды, Ява, Сингапур, Гонконг, Япония, Китай, Ликейские острова, Филиппины, обратный путь через Сибирь - главные вехи этого путешествия. Путешествие Гончарова можно считать кругосветным лишь условно.
Он вернулся в Петербург 13 февраля 1855 года, а уже в апрельской книжке «Отечественных записок» появился первый очерк. Последующие фрагменты публиковались в «Морском сборнике» и различных журналах на протяжении трёх лет, а в 1858 году всё сочинение вышло отдельным изданием. Цикл путевых очерков «Фрегат „Паллада“» (1855-1857) - своеобразный «дневник писателя». Книга сразу же стала крупным литературным событием, поразив читателей богатством и разнообразием фактического материала и своими литературными достоинствами. Книга была воспринята как выход писателя в большой и плохо знакомый русскому читателю мир, увиденный пытливым наблюдателем и описанный острым, талантливым пером. Для России XIX века такая книга была почти беспрецедентной. Между тем, Гончаров вернулся в департамент министерства финансов и продолжал исправно исполнять свои чиновничьи обязанности, к которым никак не лежала душа. Вскоре, однако, наступила перемена в его жизни. Он получил место цензора. Должность эта была хлопотливая и трудная, но преимущество её перед прежней службой состояло в том, что она по крайней мере была непосредственно связана с литературой. Однако, в глазах многих писателей эта должность ставила Гончарова в двусмысленное положение. Представление о цензоре в прогрессивных слоях общества, было тогда далеко нелестным. Его воспринимали как представителя ненавистной власти, как гонителя вольной мысли. Образ тупого и жестокого цензора был как-то заклеймён ещё Пушкиным в «Послании к цензору»:
О варвар! Кто из нас, владельцев русской лиры, Не проклинал твоей губительной секиры?
Вскоре и сам Гончаров стал тяготиться своей должностью и в начале 1860 года вышел в отставку. Помимо всего прочего, трудная и хлопотливая служба решительно мешала собственным литературным занятиям писателя. К этому времени Гончаров уже опубликовал роман «Обломов» , которому суждено было стать главным делом его жизни.

Особой страницей, неожиданной для многих, стало кругосветное путешествие Ивана Александровича. Тем более, что в кругу друзей за Гончаровым прочно укрепилось прозвище «принц де Лень». Вот то самое «но», о котором мы говорили в начале нашей главы.

Что явилось последним толчком, поводом, который убедил «принца де Лень» отправиться в путь? В первую очередь, он был писателем, и трудился, как мы помним, над «Обломовым», в котором хотелось раскрыть глаза и поведать горькую правду о национальных недостатках и общих слабостях. Одну из них подметил еще Пушкин, заключивший: «Мы ленивы и нелюбопытны». Этот горький вывод нашел подтверждение в наблюдениях самого Гончарова: «…Сбираясь куда-нибудь на богомолье, в Киев, или из деревни в Москву, путешественник не оберется суматохи, по десяти раз кидается в объятия родных и друзей, закусывает, присаживается и т.п». Уроженец Петербурга боится побывать в недалеком Кронштадте «оттого, что туда надо ехать морем», хотя «стоило бы съездить за тысячу верст, чтобы только испытать этот способ путешествия».

«Мы ленивы и нелюбопытны»… А ведь это ограниченное пугливое самодовольство, нежелание узнавать и учиться новому - признаки все той же обломовской лени. Лени, которую преуспевающий Гончаров начал уже обнаруживать в собственном чиновничьем существовании - «бывало, не заснешь, если в комнату ворвется большая муха <…>; бежишь от окна, если от него дует, бранишь дорогу, когда в ней есть ухабы <…>. «Скорей же, скорей в путь!» - восклицал, вопреки сомнениям и робости, писатель, осуществляя важнейшую заповедь «начни с себя».

Путешествие длилось три года (1852-1855) и еще три года Гончаров работал над своими путевыми записями. Извиняющие нотки слышатся во вступлении к первому из очерков. Гончаров говорит о себе в третьем лице: «Автор не имел ни возможности, ни намерения описывать свое путешествие, как записной турист или моряк, еще менее, как ученый. Он просто вел, сколько позволяли ему служебные занятия, дневник, и по временам посылал его в виде писем к приятелям в Россию…. Теперь эти приятели хором объявляют автору, что он будто должен представить отчет о своем путешествии публике. Напрасно он отговаривался тем, что <…> писал только беглые заметки о виденном или входил в подробности больше о самом себе, занимательные для <…> приятелей и утомительные для посторонних людей, что потому дневник не может иметь литературной занимательности».

Вопреки опасениям «Фрегат…» увлек читателя, да так, что Гончарову пришлось дважды «дописывать» его. В 1891(!) году вышел в свет очерк «По восточной Сибири», где писатель подробнее поведал о заключительном этапе своего путешествия. Ранее появился очерк «Через двадцать лет». В нем престарелый путешественник « досказал» историю фрегата, на котором совершил путешествие, сделал смотр оставшимся в живых и, увы, умершим к тому времени участникам похода. Свои воспоминания Иван Александрович заключает советом всем читателям: «…Если представится случай идти (помните, «идти», а не «ехать») на корабле в отдаленные страны - <…> ловите этот случай, не слушая никаких преждевременных страхов и сомнений».

Не однажды писатель рвался повторить былой поход. В 1871 году возможность представилась побывать в Америке, но Гончаров был уже стар и болен, так что не решился вновь пуститься в такое странствие. Но когда писатель скончался, на могилу среди прочих был возложен венок «от командира и офицеров фрегата «Паллада». «Фрегат “Палладу”» можно причислить к книгам, заложившим традицию путешествий в литературе русского реализма.

Путешествие помогло Гончарову написать главную книгу своей жизни - «Обломова». Книгу, которая оказалась очень нужной и «востребованной» современниками. В судьбе каждой страны есть этапы, когда люди, кто с нетерпением, кто со страхом, ожидают наступления перемен. Таким было время перед реформами 1861 года. И роман Гончарова ответил на вопросы эпохи. «… “Обломов” победоносно захватил собой все страсти, все внимание все помыслы читателей. В каких-то пароксизмах наслаждения все грамотные люди прочли “Обломова”. <…> Без всякого преувеличения можно сказать, что в настоящую минуту во всей России нет ни одного <…> заштатного городка, где бы не читали “Обломова”, не хвалили “Обломова”, не спорили об “Обломове”». Два ведущих критика, Н.А. Добролюбов и А.В. Дружинин, посвятили разбору романа обстоятельные статьи.

Роман был закончен единым порывом небывалого творческого напряжения. Писатель отправлялся в курортный Мариенбад лечиться от тяжких недугов. «…Я приехал сюда 21 июня, - сообщал он друзьям, выделяя курсивом подробности о своем «отдыхе», - а сегодня 29 июля, а у меня закончена первая часть Обломова, написана вся вторая часть и довольно много третьей, так что лес уже редеет, и я вижу вдали … конец». «Странно покажется, что в месяц мог быть написан почти весь роман: не только странно, даже невозможно…» - останавливался в недоумении перед собственной творческой силой Гончаров. Но объяснимо, если учесть, с каким художническим самозабвением погрузился писатель в работу: «И как принялся, если б Вы видели!» Персонажи будущей книги, как живые, вставали перед его мысленным взором. «…Узнайте, - писал он И.И. Льховскому, - что я занят… не ошибетесь, если скажете женщиной! да, ей: нужды нет, что мне 45 лет, а сильно занят Ольгой Ильинской… не надышусь, не нагляжусь».

Может быть, потому что сам автор видел своих героев живыми, реальными людьми, читатели восприняли их не как литературных персонажей. Обломов воплотил давний, заветный замысел Гончарова, «с той самой минуты, как начал писать» - «изображение честной, доброй, симпатической натуры, в высшей степени идеалиста, всю жизнь… ищущего правды, встречающего ложь на каждом шагу, обманывающегося и, наконец, окончательно охлаждающегося и впадающего в апатию и бессилие от сознания слабости своей и чужой…».

Карьера Гончарова-чиновника шла меж тем своим чередом, достиг он и «степеней известных». Но! Гончаров обладал высшей смелостью: он не боялся быть непохожим на всех. Немало пострадав от запрещений и сокращений, он снова решает начать с себя и становится цензором. Должность цензора была издавна окружена пренебрежением свободомыслящих людей. В русской литературе не счесть эпиграмм на цензоров и их нелепые запреты. «Угрюмый сторож муз, гонитель давний мой», - так иронически назвал его Пушкин в своем «Послании к цензору». Вместе с тем поэт считал, что на Руси необходима система запретов на «насмешки грубые и площадную брань». И в том же стихотворении набросал портрет идеального цензора:

Но цензор гражданин, и сан его священный: Он должен ум иметь прямой и просвещенный…<…> Он друг писателю, пред знатью не труслив, Благоразумен, тверд, свободен, справедлив.

Можно сказать, Гончаров исполнил пушкинский завет. При его активных хлопотах были разрешены к печатанию многие рассказы и повести И.С. Тургенева, в том числе «Муму». Иван Александрович воскрешал замалчиваемое прошлое, добившись печатания полного, без купюр, собрания сочинений Д.И. Фонвизина.

Если же Гончарову-цензору что-то не нравилось в современной литературе и критике, он прямо высказывал свои мнения. Так, писатель смело критиковал кумира молодежи шестидесятых годов Д.И. Писарева, считая, что тот «злоупотребляет умом и талантом». Как видим, Гончаров не исключал «ума» и «талантливости» у своего оппонента. Вполне понятно: литератору сороковых годов не могла понравиться запальчивость и категоричность, «насмешливая брань» с которыми молодой критик нападал на «старую» литературу, на Пушкина.

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников

по русской литературе

10 класс (ЯШ)

    Кто из русских писателей совершил кругосветное путешествие? Назовите произведение, в котором отразились его впечатления.

    Сюжеты каких произведений подарил А.С. Пушкин Н.В.Гоголю?

    Прочитав это произведение, Екатерина II пришла к выводу, что его автор – бунтовщик хуже Пугачева. О каком произведении идет речь?

    Каким персонажам комедии «Горе от ума» принадлежат следующие афоризмы:

    «Счастливые часов не наблюдают».

    «И дым Отечества нам сладок и приятен».

    «Служить бы рад, прислуживаться тошно».

    «С чувством, с толком, с расстановкой»

    Назовите три романа И.А. Гончарова.

    Кто из помещиков подарил Чичикову «мертвые души»?

    Назовите статьи Н. А. Добролюбова о драме А.Н. Островского «Гроза».

    Назовите имя и отчество следующих литературных персонажей:

Кабанова, Печорин, Чичиков, Башмачкин, Фамусов, Обломов.

    Какое произведение М. Ю. Лермонтова можно назвать «историей души человеческой»?

    Назовите жанр произведений «Недоросль», «Ревизор», «Горе от ума».

II. Теория литературы.

    Назовите литературоведческие термины по его толкованию:

    Вид тропа, художественно обоснованное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.

    Элемент сюжета, момент наивысшего напряжения действия, пик конфликта.

    Созвучие окончаний стихов.

    Двусложный размер стиха, в котором первый слог ударный, а второй – безударный.

    Какой художественный прием использует Ф. Тютчев в следующих строках:

Сияет солнце, воды блещут,

На всем улыбка, жизнь во всем,

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

    Четвертое «лишнее»

Метафора, завязка, кульминация, развязка

Драма, эпилог, комедия, трагедия

    Строфа из 14 строк 4-стопного ямба?

III. Определи автора каждого отрывка, назови произведение и имя персонажа.

    «В ворота гостиницы губернского города NN въехала довольно красивая рессорная бричка, в какой ездят холостяки…»

    «Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем мне минуло шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась».

    «Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза черные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу».

    «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить».

IV . Прочитайте приведенное ниже стихотворение С. Есенина

«Я покинул родимый дом» и выполните задания:

В1-В5, С1.

Я покинул родимый дом

Голубую оставил Русь.

В три звезды березняк над прудом

Теплит матери старую грусть.

Золотою лягушкою луна

Распласталась на тихой воде.

Словно яблонный цвет, седина

У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!

Долго петь и звенеть пурге.

Стережет Голубую Русь

Старый клен на одной ноге,

И я знаю, есть радость в нем

Тем, кто листьев целует дождь,

Оттого, что тот старый клен

Головой на меня похож.

1918г.

В1. Художественный прием, играющий в стихотворении роль образных, обладающих особой выразительностью определений: «золотая лягушка», «старый клен», «тихая вода»?

В2. Как называется повтор согласного звука в 1 и 2 строфе, который помогает автору передать переполняющие его чувства нежности и теплоты?

В3. Назовите эпитет, который дважды повторяется в тексте стихотворения и передает читателю индивидуально-авторское видение художественного образа родной земли.

В4. Стилистический прием, которым С. Есенин воспользовался в 1 строке 3-й строфы: «Я не скоро, не скоро вернусь», чтобы обратить внимание читателя на главную мысль, передать драматизм ситуации.

В5. Укажите термин, которым в литературе называется изобразительно-выразительное средство, позволившее автору во 2-й строфе создать образ луны, распластавшейся, как лягушка, и седины отца, похожей на весенние цветение яблонь.

С1. Напишите развернутый ответ (5-10 предложений) на обобщающий вопрос к тексту, аргументируйте свою позицию.

Какую тему, ставшую ведущей темой лирики С. Есенина, можно считать одной из главных тем российской поэзии 20 века? (на примере творчества нескольких поэтов).

Ключи по литературе. 10 класс

Знание текста и фактов истории литературы

1. И.А. Гончаров «Фрегат «Паллада» (2б)

2. «Ревизор», «Мертвые души» (2б)

3. «Путешествие из Петербурга в Москву», А.П. Радищев (1б)

4. А-Софья, Б,В-Чацкий, Г-Фамусов (4б)

5. «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв» (3б)

6. Манилов (1б)

7. «Луч света в темном царстве», «Темное царство» (2б)

8. Марфа Игнатьевна Кабанова

Григорий Александрович Печорин

Павел Иванович Чичиков,

Акакий Акакиевич Башмачкин,

Фамусов,

Илья Ильич Обломов (6 б)

9. «Герой нашего времени» (1б)

10. Комедия (1б)

Теория литературы (по 1 б)

1. Гипербола

2. Кульминация

3. Рифма

4. Ямб

5. Олицетворение

6. А-метафора, Б-эпилог

7. «онегинская строфа» всего (8б)

1. «Мертвые души» (1б)

2. «Капитанская дочка» (1б)

3. «Герой нашего времени» (1б)

4. «Гроза» (1б)

Анализ стихотворения (по 1б)

В1- элегия

В2-антитеза

В3- эпитет

В4-ямб

В5-третья

В6- метафора

С1 (6б)

Максимальный балл-47б. Проходной балл-34б.

Кругосветное путешествие писателя

Кругосветные путешествия в середине XIX века проводились прежде всего в связи с созданием и расширением колоний, разделом сфер влияния. Капиталистические страны Западной Европы и Северной Америки были заинтересованы в поставщиках сырья и рабов, в рынках сбыта. Мировой океан при отсутствии дешевых способов транспортировки грузов по суше превратился в основную магистраль международной торговли.

Россия отказалась от колониальной политики, заморских владений. Но как одна из крупнейших морских держав она стремилась налаживать дипломатические и торговые связи со странами, расположенными на разных континентах. Надо было вести наблюдения за общей ситуацией в Мировом океане. Наконец, один из путей из западных окраин страны на Дальний Восток шел через Балтийское и Черное моря в Атлантику, а оттуда в Индийский и Тихий океаны. Такой маршрут предстояло совершить фрегату Балтийского флота «Паллада».

Эту экспедицию по ее результатам можно сравнить с путешествием Чарлза Дарвина на корабле «Бигль». Речь идет тоже о дневниковых записях, но принадлежащих не ученому, а писателю: Ивану Александровичу Гончарову (1812–1891). Благодаря его путевым очеркам, составившим объемистую книгу, данная экспедиция остается в памяти потомков. Поколения читателей переживают ее вновь и вновь.

Для тех, кто знаком с творчеством, характером и образом жизни Гончарова, решение этого степенного и не чуждого лени писателя на пятом десятке жизни отправиться в долгое, почти трехгодичное плавание может показаться поступком сумасбродным или по меньшей мере странным. Словно герой его романа Обломов рискнул сменить мягкую кушетку на шаткую палубу парусника.

Фрегат «Паллада» 1847 года. Художник А.П. Боголюбов

Он и сам признавался: «Все удивлялись, что я мог решиться на такой дальний и опасный путь – я такой ленивый, избалованный! Кто меня знает, тот не удивится такой решимости. Внезапные перемены составляют мой характер».

В детстве и в университете он всерьез интересовался естествознанием, историей географических открытий. И когда ему представилась возможность отправиться в дальнее плавание, он не раздумывал. Фрегат «Паллада» был флагманом эскадры, осуществлявшей, согласно официальной версии, поход к русским владениям в Америке. Но главная задача была иная: наладить торговые отношения с Японией.

Возглавлял экспедицию адмирал Н.В. Путятин. Гончаров был его секретарем, вел судовой журнал и был, можно сказать, летописцем похода. Со своими обязанностями он справлялся отлично.

Ну а как же с описанием экзотических стран, диковинных дикарей, чудес природы? Он откровенно признался, что его записи не смогут удовлетворить читателей, жаждущих чего-то необычайного: «Я сказал, что их нет, этих чудес; путешествия утратили чудесный характер. Я не сражался со львами и тиграми, не пробовал человеческого мяса».

И неожиданный пассаж: «Я уехал от чудес: в тропиках их нет. Там все одинаково, просто». По его мнению, наша русская природа дарит нам подлинное разнообразие и удивительную красоту, если только мы не разучились чувствовать и понимать это. «А позвольте спросить, – пишет он, – разве есть что-нибудь не прекрасное в природе? Нужно ли вам поэзии, ярких особенностей природы – не ходите за ними под тропики: рисуйте небо везде, где его увидите».

Гончаров умел увидеть необычайное в обычном; не изобретал парадоксы, стараясь ошеломить оригинальным суждением. Его сочинение увлекательно для тех, кому интересно путешествовать с остроумным, наблюдательным и проницательным спутником, не удовлетворяясь трафаретными восторгами и сведениями, почерпнутыми из туристических справочников.

Вот описание шторма: «Я постоял у шпиля, посмотрел, как море вдруг скроется из глаз совсем под фрегат и перед вами палуба стоит стоймя, то вдруг скроется палуба и вместо нее очутится стена воды, которая так и лезет на вас. Но не бойтесь: она сейчас опять спрячется, только держитесь обеими руками за что-нибудь. Оно красиво, но однообразно…

Скучное дело качка; все недовольны: нельзя как следует читать, писать, спать; видны только бледные страдальческие лица. Порядок дня и ночи нарушен…

Может быть, оно и поэзия, если смотреть с берега, но быть героем этого представления, которым природа время от времени угощает плавателя, право незанимательно. Сами посудите, что тут хорошего? Огромные холмы с белым гребнем, с воем толкая друг друга, встают, падают, опять встают, как будто толпа вдруг выпущенных на волю бешеных зверей дерется в остервенении, только брызги, как дым, поднимаются да стон носится в воздухе…

Сначала качка наводит с непривычки страх. Когда судно катится с вершины волны к ее подножию и переходит на другую волну, оно делает такой размах, что, кажется, сейчас рассыплется вдребезги; но когда убеждаешься, что этого не случится, тогда делается скучно, досадно, досада превращается в озлобление, а потом в уныние».

Правда, как выясняется, скучать долго ему не приходилось: его мотало и швыряло по каюте, катало по полу, било о стулья и стены. Только опытные моряки, да его денщик Фадеев относились к подобным неудобствам и неурядицам с философическим спокойствием, продолжая выполнять свою работу.

Гончаров не ставил своей целью развенчать романтику дальних плаваний, сорвать покров таинственности с экзотических стран. Он просто и ясно свидетельствовал об увиденном, пережитом, продуманном. Ему нет нужды выдумывать небылицы, развлекать читателя сказками и легендами разных народов. И без того у него есть что рассказать. Великолепны описания тропических ночей в открытом океане; пейзажей разных стран, людей и нравов разных народов.

Для немалого числа современных людей не составляет большого труда при наличии средств и желания посетить любой, даже самый отдаленный пункт, хотя бы и в Антарктиде. Иные туристы получают возможность взглянуть на Землю из космического пространства. Впрочем, не выходя из комнаты, миллионы телезрителей совершают увлекательные кинопутешествия. При этом можно увидеть такие красоты, такие редкие кадры, такие картинки из жизни людей и животных, которые недоступны для обычного туриста.

Какой же смысл в наше время утруждать себя чтением описаний путешествий? Разве не лучше увидеть, чем услышать или прочесть?

Безусловно, для приятного времяпрепровождения, развлечения или для обучения школьников это интересно и полезно. Но есть люди, которым недостаточно любоваться красивыми картинками и слушать комментарии к увиденному. Они желают осмыслить жизнь свою и других людей, своего народа и человечества. А для этого незаменим умный, откровенный собеседник, обладающий немалым жизненным опытом. Пусть даже он будет из другого века… Это даже кстати, ибо тогда появляется возможность сопоставить его наблюдения с тем, что произошло в действительности.

Правда, И.А. Гончарова не принято относить в разряд великих учителей человечества или хотя бы только русского народа. Однако его путевые заметки во время экспедиции на «Палладе», на мой взгляд, помогают нам понять путь развития современной технической цивилизации и те изменения, которые при этом происходят с человеческой личностью.

Писатель, которому приходилось довольствоваться весьма ограниченным комфортом, а подчас испытывать немалые неудобства, не сетовал на это. Он полагал, что человеку свойственно стремиться к бытовым удобствам, к чистоте и порядку. Но это оправданное стремление решительно отличается от жажды роскоши, которая «есть безумие, уродливое и неестественное уклонение от указанных природой и разумом потребностей». «Тщеславие и грубое излишество в наслаждениях – вот отличительные черты роскоши… Для роскоши нужны богатства… Роскошь старается, чтобы у меня было то, что не можете иметь вы».

Это суждение имеет непосредственное отношение к нашей эпохе. Все основные беды и трагедии современности определяются непомерным стремлением к роскоши многих миллионов имущих капиталы и власть. Их не удовлетворяет нормальный комфорт. Им требуется как можно больше личной собственности, роскоши и главного критерия богатства – денег. Ради этого они не считаются ни с земной природой, ни с другими людьми и народами.

Во времена Гончарова наиболее алчной державой была Великобритания, «владычица морей». О ее гражданах русский писатель отзывался без особой симпатии: «Обращение англичан с китайцами, да и с другими, особенно подвластными им народами не то чтоб было жестоко, а повелительно, грубо или холодно-презрительно, так что смотреть больно. Они не признают эти народы за людей, а за какой-то рабочий скот».

«Бесстыдство этого скотолюбивого народа доходит до какого-то героизма, чуть дело коснется до сбыта товаров, какой бы он ни был, хоть яд!» (в ту пору англичане вели «опиумную войну», отравляя наркотическим ядом китайцев). Как отметил Гончаров, поставка опиума постоянно увеличивалась, достигнув четыре пятых от стоимости всех товаров, ввозимых в Китай.

«Не знаю, кто из них кого мог бы цивилизовать: не китайцы ли англичан своей вежливостью, кротостью и умением торговать тоже».

Странное вроде бы суждение. Разве не европейская цивилизация стала господствовать в мире? Разве не доказала она этим свое превосходство? Разве не она превратилась во флагмана научно-технического прогресса? И чем лучше западной цивилизации российское крепостное право? Уж не ретроград ли русский барин Гончаров, сторонник патриархальных порядков?

Нет, он прекрасно понимал достоинства технического прогресса. Его не умиляют красавцы-парусники. Он восхищается паровыми машинами, освобождающими мореплавателя от власти ветра и морских течений. Человек получает возможность властвовать над природой, превозмогать буйство земных стихий…

«Про природу Англии я ничего не говорю: какая там природа! ее нет, она возделана до того, что все растет и живет по программе… С деревьями, с травой сделано то же, что с лошадьми и с быками. Траве делается вид, цвет и мягкость бархата… Все породисто здесь: овцы, быки, собаки, как мужчины и женщины. Все крупно, красиво, бодро; в животных стремление к исполнению своего назначения простерто, кажется, до разумного сознания, а в людях, напротив, низведено до степени животного инстинкта…

Не только общественная деятельность, но и вся жизнь всех и каждого сложилась и действует очень практически, как машина».

Казалось бы, что во всем этом плохого? Разве не видим мы пример, достойный подражания? Зачаток той идеальной сферы разума, ноосферы, построенной рационально и на научной основе? (Если, конечно, отвлечься от благодатных природных условий Британии, а также от ее политики ограбления и закабаления других стран.)

Но вот вопрос: каким становится сам человек?

По мнению Гончарова, он превращается в придаток механической природно-технической общественной системы. Человек все более уподобляется машине, призванной выполнять конкретную работу по своей узкой специальности, получая за это определенную плату. Он становится «добродетельным по машине, по таблицам, по требованию». Получается цивилизованное стадо потребителей благ, доступных каждому в соответствии с его капиталом и положением в обществе.

Выходит, переходя от дикости к цивилизации, обретая комфорт и роскошь, преображая на свой лад окружающую природу, человек, сам того не замечая, превращается в подобие машины, утрачивает смысл своего существования как разумной, одухотворенной, творческой личности, устремленной к высоким идеалам добра, свободы, справедливости, братства.

Вот на какие мысли наводят результаты почти кругосветного путешествия русского писателя на фрегате «Паллада». И такие результаты экспедиции важнее, пожалуй, ее научных, торговых или дипломатических достижений.

Из книги 100 великих экспедиций автора Баландин Рудольф Константинович

Кругосветное путешествие натуралиста Немало найдется в свете экспедиций, сравнимой с этой по числу приключений и необычайным результатам. Надо лишь оговориться: главные приключения были в сфере разума, а наиболее важным результатом – поистине чудесное превращение

Из книги Многоточие сборки автора Андреева Юлия

Пожар в Доме писателя Дом писателя, в котором располагалось издательство «Северо-Запад», был сожран огнем буквально за одну роковую ноябрьскую ночь 1993 года.– Это страшно, когда ты видишь, как на твоих глазах сгорает твой труд и труд твоих друзей. Как ежатся в огне обложки

Из книги Война. 1941-1945 автора Эренбург Илья Григорьевич

Роль писателя Третий год наш народ ведет войну против сильного и беспощадного врага. Эта война не похожа на былые войны. Германия преследует две безумные цели: уничтожение народов и уничтожение человеческого начала. История не знала подобного покушения на самое существо

Из книги Что есть Россия? Дневники писателя автора Достоевский Федор Михайлович

Ощущение власти (Из «Дневника писателя». 1873 год) Кажется, одно общее ощущение всех присяжных заседателей в целом мире, а наших в особенности (кроме прочих, разумеется, ощущений), должно быть ощущение власти, или, лучше сказать, самовластия. Ощущение иногда пакостное, то есть

Из книги Мы из подводного космоса автора Касатонов Валерий Федорович

Нечто о вранье (Из «Дневника писателя». 1873 год) Отчего у нас все лгут, все до единого? Я убежден, что тотчас же остановят меня и закричат: «Э, вздор, совсем не все! У вас темы нет, вот вы и выдумываете, чтоб начать поэффектнее». Бестемностью меня уже попрекали; но в том и дело,

Из книги Путешествие Магеллана автора Пигафетта Антонио

О народной идее (Из «Дневника писателя». 1876 год) …Я написал в январском номере «Дневника», что народ наш груб и невежествен, предан мраку и разврату, «варвар, ждущий света». А между тем я только что прочел в «Братской помочи» (сборник, изданный Славянским комитетом в пользу

Из книги Расставание с мифами. Разговоры со знаменитыми современниками автора Бузинов Виктор Михайлович

О «золотом мешке» (Из «Дневника писателя». 1876 год) …На нас находит новая гроза, наступает новая беда – «золотой мешок»! О, конечно, золотой мешок был и прежде: он всегда существовал в виде прежнего купца-миллионера; но никогда еще не возносился он на такое место и с таким

Из книги О Набокове и прочем. Статьи, рецензии, публикации автора Мельников Николай Георгиевич

Решение на «злобу дня» (Из «Дневника писателя». 1877 год) Мои читатели, может быть, уже заметили, что я, вот уже с лишком год издавая свой «Дневник писателя», стараюсь как можно меньше говорить о текущих явлениях русской словесности, а если и позволяю себе кой-когда словцо и на

Из книги В поисках Эльдорадо автора Медведев Иван Анатольевич

«Еврейский вопрос» (Из «Дневника писателя. 1877 год) О, не думайте, что я действительно затеваю поднять «еврейский вопрос»! Я написал это заглавие в шутку. Поднять такой величины вопрос, как положение еврея в России и о положении России, имеющей в числе сынов своих три

Из книги Оренбургский пуховый платок автора Уханов Иван Сергеевич

Лакейство или деликатность? (Из «Дневника писателя. 1877 год) Известно, что все русские интеллигентные люди чрезвычайно деликатны, то есть в тех случаях, когда они имеют дело с Европой или думают, что на них смотрит Европа, – хотя бы та, впрочем, и не смотрела на них вовсе. О,

Из книги автора

66. Кругосветное плавание "Наш корабль вышел из Кронштадта и на всех парусах направился в Атлантику. Мальчишки и девчонки – матросы этого корабля – слушали капитана, открыв рот. Капитан, морской офицер-подводник, капитан 1 ранга Игольников Алексей Иванович, с присущим

Из книги автора

Я. М. Свет. ПЕРВОЕ КРУГОСВЕТНОЕ ПЛАВАНИЕ. Вступительная статья Имя Антонио Пигафетты неразрывно связано с историей первого кругосветного плавания. Этот провинциальный дворянин волей случая стал историографом предприятия Магеллана, и его записки по праву считаются

Из книги автора

Родина писателя – его детство – В своем последнем романе Вы рассказываете, какое сильное впечатление на десятилетнего Петра произвел стрелецкий бунт: «Добрая жизнелюбивая натура мальчика надломилась, стрелецкий топор расщепил задуманное творцом чудо…» Детская

Из книги автора

МАЛАЯ ПРОЗА БОЛЬШОГО ПИСАТЕЛЯ На сегодняшний день «Слепок эпохи»339?– самый полный сборник «малой прозы» Ивлина Во на русском языке. Рассказы Во печатались у нас уже в советское время (причем переводили их такие мастера, как М. Лорие, В. Муравьев, Р. Облонская), но?давались

Из книги автора

Кругосветное плавание Томаса Кавендиша Слава Френсиса Дрейка гремела по всей Европе и не давала спокойно спать многим морякам и авантюристам. По стопам знаменитого пирата устремились его

Из книги автора

1 КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «КАШЕМИРКИ» Приезжая в родительский дом, я каждый раз как бы заново встречаюсь с ним. Посидишь на чистеньких, до желтизны выскобленных ступеньках крыльца, постоишь возле голубых тесовых ворот с резным карнизом и деревянными конями на обеих

Поражают открытия русских путешественников. Приведём в хронологическом порядке краткие описания семи наиболее значимых кругосветных путешествий наших соотечественников.

Первое русское кругосветное путешествие — Кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского

Иван Федорович Крузенштерн и Юрий Федорович Лисянский были боевыми русскими моряками: оба в 1788–1790 гг. участвовали в четырех сражениях против шведов. Плавание Крузенштерна и Лисянского - это начало новой эры в истории русского мореплавания.

Экспедиция стартовала из Кронштадта 26 июля (7 августа) 1803 года под руководством Ивана Федоровича Крузенштерна, которому было 32 года. В составе экспедиции были:

  • Трёхмачтовый шлюп «Надежда». Общая численность команды 65 человек. Командир — Иван Федорович Крузенштерн.
  • Трёхмачтовый шлюп «Нева». Общая численность команды корабля – 54 человека. Командир — Лисянский Юрий Федорович.

Матросы все до одного были русские – таково было условие Крузенштерна

В июле 1806 года с разницей в две недели «Нева» и «Надежда» вернулись на Кронштадтский рейд, совершив всё путешествие в 3 года 12 дней . Оба этих парусника, как и их капитаны, стали знамениты на весь мир. Первая русская кругосветная экспедиция имела огромное научное значение мирового масштаба.
По итогам экспедиции было выпущено множество книг, именами знаменитых капитанов названы около двух десятков географических пунктов.


Слева — Иван Фёдорович Крузенштерн. Справа -Юрий Фёдорович Лисянский

Описание экспедиции было напечатано под заглавием «Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806 годах на кораблях «Надежда» и «Нева», под начальством капитан-лейтенанта Крузенштерна», в 3 томах, с атласом из 104 карт и гравированных картин, и было переведено на английский, французский, немецкий, голландский, шведский, итальянский и датский языки.

И теперь, отвечая на вопрос: «Кто из русских первым совершил кругосветное путешествие?» , Вы без труда ответите.

Открытие антарктиды — кругосветная экспедиция Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева


Работа Айвазовского «Ледяные горы в Антарктиде», написана на основе воспоминаний адмирала Лазарева

В 1819 г. после длительной и очень тщательной подготовки из Кронштадта отправилась в дальнее плавание южная полярная экспедиция в составе двух военных шлюпов - «Восток» и «Мирный». Первым командовал Фаддей Фаддеевич Беллинсгаузен, вторым - Михаил Петрович Лазарев. Экипаж судов состоял из опытных, бывалых моряков. Предстоял долгий путь в неведомые страны. Перед экспедицией поставили задачу как полно дальше проникнуть на юг, чтобы окончательно разрешить вопрос о существовании Южного материка.
Участники экспедиции пробыли в плавании 751 день, прошли более 92 тысяч километров. Были открыты 29 островов и один коралловый риф. Собранные ею научные материалы дали возможность составить первое представление об Антарктиде.
Русские моряки не только открыли огромный материк, расположенный вокруг Южного полюса, но и провели важнейшие исследования в области океанографии. Эта отрасль пауки в то время только зарождалась. Ф. Ф. Беллинсгаузен впервые правильно объяснил причины, вызывающие морские течения (например, Канарское), происхождение водорослей Саргассова моря, а также коралловых островов в тропических областях.
Открытия экспедиции оказались крупным достижением русской и мировой географической науки того времени.
И так 16 (28) января 1820 года считается — днём открытия Антарктиды . Беллинсгаузен и Лазарев, несмотря на плотные льды и туманы, прошли вокруг Антарктиды на широтах от 60° до 70° и неопровержимо доказали существование земли в районе южного полюса.
Поразительно, доказательство существования Антарктиды сразу было признано как выдающееся географическое открытие. Однако потом ученые еще более ста лет спорили, что же было открыто. Был ли это материк, или всего лишь группа островов, покрытая общей шапкой льда? Сам Беллинсгаузен ни разу не говорил об открытии материка. Окончательно подтвердить материковый характер Антарктиды удалось только в середине XX века в результате длительных исследований с использованием сложных технических средств.

Кругосветное путешествие на велосипеде

1913 года 10 августа произошёл в Харбине финиш кругосветки на велосипеде, которую проехал русский спортсмен 25-ти лет Онисим Петрович Панкратов.

Это путешествие продолжалось 2 года 18 дней. Панкратовым был выбран довольно сложный маршрут. Страны почти всей Европы входили в него. Покинув Харбин в июле месяце 1911 года, мужественный велосипедист в конце осени прибыл в Петербург. Затем его путь пролегал по Кенигсбергу, Швейцарии, Италии, Сербии, Турции, Греции и опять по Турции, Италии, Франции, Южной Испании, Португалии, Северной Испании и снова по Франции.
Власти Швейцарии посчитали Панкратова сумасшедшим. Никто бы не решился проделать путь на велосипеде по засыпанным снегом скалистым перевалам, которые доступны только опытным альпинистам. Преодоление гор велосипедисту стоило не малых усилий. Он и Италию пересёк, проехал и Австрию, и Сербию, и Грецию и Турцию. Спать ему приходилось просто под звёздным небом, из еды у него нередко была только вода и хлеб, но он всё равно не прекращал путешествие.

Переплыв судном Па-де-Кале, спортсмен на велосипеде пересёк Англию. Потом, так же на судне попав в Америку, опять сел на велосипед и проехал весь американский материк придерживаясь маршрута Нью-Йорк ─ Чикаго ─ Сан-Франциско. А оттуда судном в Японию. Затем пересёк на велосипеде Японию и Китай, после чего Панкратов добрался до первоначального пункта грандиозного своего маршрута ─ Харбина.

На велосипеде было пройдено расстояние больше 50 тысяч километров.Проделать такое путешествие вокруг земли Онисиму предложил его отец

Кругосветное путешествие Панкратова современниками было названо великим. Велосипед «Грицнер» помог ему совершить кругосветку, за время путешествия Онисиму пришлось поменять 11 цепей, 2 руля, 53 покрышки, 750 спиц и др.

Вокруг Земли — первый космический полёт


В 9 час. 7 мин. по московскому времени с космодрома Байконур в Казахстане поднялся космический корабль-спутник «Восток». Совершив полет вокруг земного шара, он через 108 минут благополучно вернулся на Землю. На борту корабля находился летчик-космонавт майор .
Вес космического корабля-спутника 4725 килограммов (без учета последней ступени ракеты-носителя), общая мощность двигателей ракеты 20 миллионов лошадиных сил.

Первый полёт проходил в автоматическом режиме, при котором космонавт был как бы пассажиром корабля. Тем не менее, в любой момент он мог переключить корабль на ручное управление. На протяжении всего полета с космонавтом поддерживалась двухсторонняя радиосвязь.


На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон.
После успешного проведения намеченных исследований и выполнения программы полета в 10 час. 55 мин. по московскому времени корабль-спутник «Восток» совершил благополучную посадку в заданном районе Советского Союза — близ деревня Смеловка Терновского района Саратовской области.

Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена местного лесника Анна (Анихайят) Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО:

Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин

Обгоревший спускаемый модуль «Востока-1» сразу же после приземления Гагарина прикрыли тканью и увезли в подмосковные Подлипки на режимную территорию королевского ОКБ-1. Позже он стал главным экспонатом в музее выросшей из ОКБ-1 ракетно-космической корпорации «Энергия». Музей долгое время был закрытым (попасть в него было можно, но достаточно сложно - только в составе группы, по предварительному письму), в мае 2016 гагаринский корабль стал общедоступен, в составе выставки.

Первое кругосветное плавание подводной лодки без всплытия

12 февраля 1966 года - стартовал успешный кругосветный поход двух атомных подводных лодок Северного флота. При этом весь путь, протяженность которого превысила длину экватора, наши лодки прошли в подводном положении, не всплывая даже в малоизученных районах Южного полушария. Героизм и мужество советских подводников имели выдающееся общегосударственное значение и стали продолжением боевых традиций подводников Великой Отечественной войны.

Было пройдено 25 тысяч миль и проявлена при этом высшая степень скрытности, длительность плавания заняла 1,5 месяца

Для участия в походе были выделены две подводные лодки серийного производства без каких-либо доработок. Ракетная лодка К-116 проекта 675 и вторая лодка К-133 проекта 627А, имеющая торпедное вооружение.

Помимо огромного политического значения, это была впечатляющая демонстрация научно-технических достижений и военной мощи государства. Поход показал, что весь Мировой океан стал глобальной стартовой площадкой для наших атомных подводных лодок, вооруженных как крылатыми, так и баллистическими ракетами. Одновременно он открывал новые возможности для маневра силами между Северным и Тихоокеанским флотами. В более широком плане можно сказать, что в разгар «холодной войны» историческая роль нашего флота заключалась в том, чтобы изменить стратегическую обстановку в Мировом океане, и первыми это сделали советские подводники.

Первое и единственное в истории одиночных кругосветок плавание, совершённое на прогулочном швертботе длиной 5,5 метра


7 июля 1992 года Евгений Александрович Гвоздёв на яхте «Лена» (класс «микро», длина всего 5,5 метров) из Махачкалы отправился в своё первое одиночное кругосветное плавание. 19 июля 1996 года путешествие было благополучно окончено (составило 4 года и две недели). Этим был установлен мировой рекорд - первое и единственное в истории одиночных кругосветок плавание, совершённое на обычном прогулочном швертботе. Евгений Гвоздев отправился в долгожданное кругосветное путешествие когда ему было 58 лет.

Удивительно то, что на судне не было вспомогательного двигателя, рации, автопилота и плиты. Зато был заветный «паспорт моряка», который новые российские власти выдали яхтсмену после года борьбы. Этот документ не только помог Евгению Гвоздеву пересечь границу в нужную ему сторону: в дальнейшем Гвоздев путешествовал без денег и без виз.
В своём путешествии наш герой пережил сильнейший психологический шок после столкновения с вероломными сомалийскими «партизанами», которые на мысе Рас-Хафун ограбили его подчистую и едва-едва не расстреляли.

Все его первое кругосветное путешествие можно охарактеризовать одним словом: «вопреки». Слишком уж мизерным был сам шанс выжить. Сам же Евгений Гвоздев видит мир по иному: это мир, похожий на единое братство добрых людей, мир полного бескорыстия, мир без препон для глобального обращения…

На воздушном шаре вокруг Земли — Фёдор Конюхов

Фёдор Конюхов первым в мире облетел Землю на воздушном шаре (с первой попытки). Всего было сделано 29 попыток, и только три из них оказались успешными. Во время путешествия Федор Конюхов установил несколько мировых рекордов, главный из которых – длительность перелета. Путешественнику удалось облететь вокруг Земли примерно за 11 дней, 5 часов и 31 минуту.
Шар представлял собой двухуровневую конструкцию, сочетающую использование гелия и солнечной энергии. Его высота – 60 метров. Внизу была прикреплена гондола, оснащённая лучшими техническими приборами, откуда Конюхов и пилотировал судно.

Подумал, что столько грехов совершил, что сгорю не в аду, а здесь

Путешествие проходило при экстремальных условиях: температура опускалась до –40 градусов, аэростат попадал в зону сильной турбулентности с нулевой видимостью, а также проходил циклон с градом и сильным ветром. Из-за сложных погодных условий несколько раз выходила из строя техника и Федору приходилось вручную устранять неполадки.

За 11 суток полёта Фёдор почти не спал. По его словам, даже минутная расслабленность могла привести к необратимым последствиям. В минуты, когда бороться со сном было уже невозможно, он брал разводной ключ и садился над железной тарелкой. Как только глаза закрывались, рука отпускала ключ, тот падал на тарелку, производя шум, отчего воздухоплаватель мгновенно просыпался. Под конец пути эту процедуру он проделывал регулярно. Он чуть не взорвался на огромной высоте, когда по ошибке начал мешать различные виды газа. Хорошо, что успел отрезать воспламенённый баллон.
По ходу всего маршрута авиадиспетчеры различных аэропортов всего мира как могли помогали Конюхову, очищая для него воздушное пространство. Так он пролетел Тихий океан за 92 часа, переправился через Чили и Аргентину, обогнул грозовой фронт над Атлантикой, прошёл мыс Доброй надежды и благополучно вернулся в Австралию, откуда и начал своё путешествие.

Фёдор Конюхов:

Я облетел Землю за 11 дней, она очень маленькая, её надо беречь. У нас об этом нет и мысли, мы, люди, только воюем. Мир настолько красив – исследуй его, познавай