Мероприятия по социально-средовой ориентации. Мероприятия по социально-трудовой адаптации инвалидов на производстве Мероприятия по социально бытовой адаптации

Технология социальной реабилитации – последовательность действий специалиста по социальной работе состоящая из комплекса методов, приемов и процедур, способствующих восстановлению социального статуса инвалида, достижению его материальной независимости. Она включает социально-бытовую адаптацию, социально-средовую ориентацию, социокультурную, социально-педагогическую, социально-психологическую реабилитацию, физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт.

Социально-бытовая адаптация предполагает формирование готовности гражданина с ограниченными возможностями здоровья к самообслуживанию, передвижению и развитие у него самостоятельности при ориентации во времени и пространстве (ориентирование на местности, знание инфраструктуры мегаполиса, города, сельского поселения).

Социально-средовая ориентация представляет собой алгоритм формирования готовности инвалида к общению, самостоятельному осмыслению окружающей обстановки, решению жизненных ситуаций, построению и реализации жизненных планов.

Одной из основных форм социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации граждан с ограниченными возможностями здоровья может быть практическое занятие. Данная форма обучения инвалида проводится под руководством специалиста по социальной работе и служит для закрепления социальных умений и навыков в сфере организации питания, ухода за телом, одеждой и обувью, за жилищем. Клиенты изучают предприятия и учреждения обслуживания населения, способы проведения досуга. На практических занятиях специалист по социальной работе осуществляет их подготовку к самостоятельной семейной жизни.

Важной формой социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации инвалидов являются экскурсии. Они могут подразделяться на экскурсии-наблюдения и практикумы в соответствии с ролью инвалида (наблюдателя или практика) во время посещения учреждения.

Экскурсия-наблюдение может проводиться для ознакомления с изучаемым объектом (магазин, почта, библиотека и др.) у инвалидов во время её проведения формируются представления о социальной инфраструктуре. Данный вид экскурсии необходимо организовывать таким образом, чтобы инвалиды не только наблюдали объекты, но и обязательно могли сами совершать определенные действия, видя личный пример специалиста по социальной работе, окружающих людей. Например, при посещении магазина у инвалида развиваются не только навыки ориентации в торговом зале, приобретаются знания о назначении различных отделов, умения выбрать товар, подходящий ему по цене, попросить необходимый товар у продавца, оплатить покупку и т.п. Экскурсия позволяет включить человека с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду, максимально приблизить его к естественным условиям организации жизнедеятельности.



Экскурсия-практикум предусматривает организацию применения инвалидом социальных умений и навыков в реальной ситуации. Например, выход инвалида в магазин, выбор им покупки, расчет своего бюджета и оплата товара выполняется им самостоятельно, специалист по социальной работе здесь присутствует в качестве наблюдателя.

Развитие социальных умений и навыков инвалида происходит в социально-культурной среде. Она представлена социальными институтами (государство, семья, церковь и т.д.), традициями, духовными ценностями, которые выполняют функцию социальной ориентации гражданина с ограниченными возможностями здоровья в обществе и сформированы путем суммирования социального опыта многих поколений.

Целостное представление инвалида о мире и жизни людей происходит в результате посещения учреждений культуры и искусства: театров, музеев, концертов, выход в кино и т.д. Социальная реабилитация инвалида в этом случае осуществляется с помощью духовных ценностей передаваемых ему в творческой форме. У человека с ограниченными возможностями здоровья появляется чувство радости от увиденного, желание попробовать себя в роли актера, музыканта, конкурсанта, участника кружка, студии, клуба и др.

Перечень мероприятий по социальной реабилитации согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации» от 4 августа 2008 г. N 379 н включает социокультурную реабилитацию, которую можно понимать как комплекс методов и приемов организации досуга инвалидов (открытие клубов, кружков, секций, проведение праздников, конкурсов, юбилеев и других социокультурных форм), направленных на восстановление социального статуса гражданина с ограниченными возможностями. Формами социокультурной реабилитации инвалидов являются: концерты художественной самодеятельности; вернисажи выставок изобразительного творчества; занятия музыкально-драматического коллектива, вокальной студии, школы ремесел, студии «Декоративный костюм», в кружках вышивания, вязания, шитья, скульптуры, хореографической студии и т.д.

Одной из форм социокультурной реабилитации является международный кинофестиваль о жизни людей с инвалидностью «Кино без барьеров», который проводится с 2002 года общественной организацией инвалидов «Перспектива». В рамках фестиваля организуются мастер-классы с режиссерами, встречи с актерами, детские программы. Данная форма социокультурной реабилитации позволяет молодым инвалидам увидеть жизнь граждан с ограниченными возможностями здоровья, имеющих активную жизненную позицию, уверенных в себе и успешных в жизни.

Социокультурная реабилитация инвалидов организуется в форме занятий музыкально-драматического коллектива граждан с ограниченными возможностями здоровья. В региональной общественной организации социально-творческой реабилитации детей и молодежи с отклонениями в развитии и их семей «Круг» (г. Москва) разработана авторская модель введения ребенка с инвалидностью в театральную деятельность. В начале для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья проводятся сюжетно-ролевые игры, организуются постановки народных сказок. В дальнейшем молодой человек, имея опыт театральной деятельности, приходит в студию, где происходит постановка сюжетно-ролевого спектакля. Сопровождение воспитанника театральной студии осуществляет коллектив педагогов и специалистов в области театра (режиссер, музыкант, художник и др.). Молодой человек с ограниченными возможностями здоровья принимает активное участие в выборе пьесы и ее анализе, работает с художником, участвует в распределении ролей, обсуждает индивидуально с режиссером и в группе свою роль, вместе с остальными актерами показывает спектакль. Социально-реабилитационный эффект данной формы обеспечивает процесс творчества, который увлекает инвалида, он с большим желанием и интересом приходит на встречи в театральную студию и включается в коллективную работу по подготовке спектакля.

Следующей формой социокультурной реабилитации инвалидов является конкурс. В качестве примера можно привести конкурс красоты для женщин-инвалидов, который проводился в г. Якутске и назывался «Хозяйка судьбы». Во время подготовки к конкурсу участницы разрабатывали сценарий своего выступления совместно с организаторами. Женщины с ограниченными возможностями здоровья обучались у стилистов и дизайнеров умениям и навыкам самопрезентации. Они демонстрировали свои таланты в четырех номинациях: «Визитка», «Интеллектуальный», «Увлечения», «Стиль и образ».

Необходимо отметить особое значение в технологии социальной реабилитации инвалидов различных объединений (клубов, кружков, секций и др.). Внутренний мотив, способствующий включению человека, имеющего ограниченные возможности здоровья, в работу объединения, основан на интересе к тому, что происходит на встречах, коллективных делах, где участник развивает самостоятельность в выражении своих мыслей, взглядов и достигает самореализации в совместной деятельности.

Важным средством технологии социальной и социокультурной реабилитации инвалидов является объединение (клуб, кружок, студия и др.). Хороший опыт накоплен в молодежном клубе инвалидов «Ника» Центра реабилитации инвалидов «Изгелек» (г. Набережные Челны). Для молодых инвалидов, членов объединения проводятся следующие социально-реабилитационные мероприятия: персональная выставка художественных работ одного из членов клуба; праздник День именинника; концерт, посвященный Дню матери; благотворительный вечер «Мы можем»; участие в спартакиаде среди спортсменов-инвалидов. Члены клуба «Ника» посещают на дому и устанавливают дружеские отношения с маломобильными молодыми инвалидами. В объединении работает совет клуба, в который входят активисты из числа молодых инвалидов, имеющие свои обязанности: ведение финансовой отчетности, организация мероприятий, фотографирование, транспортное обеспечение. Включение всех членов объединения в работу клуба достигается с помощью организации малых групп непостоянного состава для организации и проведения важнейших мероприятий. Например, для подготовки «Дня именинника» руководителем клуба формируется малая группа из 3 девушек или молодых людей. Они разрабатывают сценарий праздника, готовят зал, приглашают гостей, дают задания остальным организаторам праздника (подготовить оформление помещения, купить все необходимое для проведения мероприятия, раздать приглашения и т.д.).

В названном уже приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида (2008) социальная реабилитация включает мероприятия по социально-педагогической реабилитации, которые способствуют оказанию помощи детям-инвалидам и обучению их навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю, навыкам общения и другим категориям жизнедеятельности.

Социальная реабилитация инвалидов включает также мероприятия по социально-психологической реабилитации (психологическое консультирование, психодиагностику и обследование личности гражданина с ограниченными возможностями здоровья, психологическую коррекцию, психотерапевтическую помощь, психопрофилактическую и психогигиеническую работу, психологические тренинги, привлечение инвалидов к участию в группах самопомощи, клубах общения, экстренную (по телефону) психологическую и медико-психологическую помощь). Результатом социально-психологической реабилитации инвалидов является развитие у них умений ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия и спорт также включены в перечень мероприятий социальной реабилитации граждан с ограниченными возможностями и применяются для восстановления у них здоровья, развития самодисциплины, волевых качеств и т.д. Как правило, социальную реабилитацию инвалида с помощью физкультурно-оздоровительных мероприятий организует специалист по физической культуре и спорту. В задачи его деятельности входит: проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий, информирование и консультирование гражданина с ограниченными возможностями здоровья относительно выбора перечня упражнений по физической культуре и вида спорта, который наиболее ему подходит. Например, инвалиды с заболеваниями органов зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата могут заниматься биатлоном, боулингом, велосипедом, дзюдо, колясочным баскетболом, колясочным волейболом, конным спортом, легкой атлетикой, настольным теннисом, плаванием, стрельбой из лука, сидячим хоккеем, шахматами, футболом и др.

Специалист по физической культуре и спорту индивидуально обучает инвалида умениям и навыкам выполнения упражнений по физической культуре. Индивидуальная физкультурно-оздоровительная работа с инвалидом проводится с учетом следующих рекомендаций: продолжительность занятия и физические нагрузки зависят от состояния здоровья инвалида, начинается занятие с повтора упражнений, освоенных на предыдущей тренировке. Если у человека с ограниченными возможностями здоровья не получается повторить упражнение инструктору нужно предложить ему более легкий вариант выполнения задания или вернуться к сложному упражнению позднее. Важно, чтобы инструктор по физической культуре и спорту использовал в обучении инвалидов игровые приёмы, обеспечивающие формирование у них интереса и желания посещать физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Для развития волевых качеств и демонстрации уровня спортивной подготовки инвалидов проводятся занятия по физической культуре в оздоровительных группах, состоящих от 2 до 5 человек. Специалист по физической культуре и спорту может организовать мастер-классы для инвалидов и в качестве тренера, ведущего мастер-класс, пригласить спортсмена-профессионала по виду спорта, которым занимаются граждане с ограниченными возможностями здоровья. Занятия физкультурой проводятся, как правило, в спортивном зале учреждения социального обслуживания, где имеются тренажеры и спортивный инвентарь. Все физкультурно-оздоровительные мероприятия для инвалидов организуются специалистом по физической культуре и спорту под наблюдением врача и медицинской сестры.

Технология социальной реабилитации инвалида проводится с помощью следующих этапов:

I этап. Организация социального консультирования гражданина с ограниченными возможностями здоровья. Специалист по социальной работе изучает индивидуальную программу реабилитации инвалида и оказывает ему социально-консультативную помощь. В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ индивидуальная программа реабилитации инвалида включает виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер.

На данном этапе специалист по социальной работе предоставляет информацию о перечне социальных услуг, обеспечивающих решение проблемы инвалида. Гражданин с ограниченными возможностями здоровья принимает решение о получении социальных услуг и оформляет заявление об оказании ему необходимой помощи.

II этап. Проведение социальной диагностики, направленной на исследование проблемы инвалида. Во время социальной диагностики специалист по социальной работе изучает общение инвалида с окружающими (семья, друзья, соседи, коллеги и др.), его ролевое положение в семье, межличностные отношения вне дома; соблюдение гражданином с ограниченными возможностями здоровья морально-этических, социально-правовых, санитарно-гигиенических норм. По окончании данного этапа специалист по социальной работе заполняет программу социальной диагностики инвалида, планирует вместе с ним дату посещения его на дому.

III этап. Проведение социального патронажа гражданина с ограниченными возможностями здоровья. Специалист по социальной работе, проводя обследование инвалида на дому, осуществляет оценкусоциально-бытовых условий его места жительства.

IV этап. Реализация индивидуальной программы реабилитации инвалида. На этом этапе мультидисциплинарная бригада (врач, психолог, физиотерапевт, логопед, специалист по социальной работе и др.) проводит мероприятия по медицинской, профессиональной, социальной реабилитации гражданина с ограниченными возможностями здоровья. Специалист по социальной работе в соответствии с имеющимся потенциалом инвалида, с учётом его возрастных особенностей содействует восстановлению после утраты (вследствие перенесенного заболевания, травмы) санитарно-гигиенических навыков, развитию моторики, координации движений.

Обучение инвалида умениям и навыкам происходит в комнате социально-бытовой адаптации, где имеется газовая плита, водопровод, соответствующее оснащение предметами и инструментарием для приготовления пищи, электроутюг, гладильная доска, стиральная машина, средства связи (телефон), аудио-, видео - аппаратура: телевизор, аудиомагнитофон, видеомагнитофон. Для обучения гражданина с ограниченными возможностями умениям и навыкам самостоятельной жизни можно использовать жилой модуль (прихожая, жилая комната, спальня, кухня, ванная, туалет), оснащенный мебелью и техническими средствами реабилитации.

Гражданин с ограниченными возможностями здоровья на практических занятиях получает представление об услугах социальной инфраструктуры и учится ими пользоваться, а именно изучает назначение:

– продовольственных, промтоварных магазинов (в том числе правила поведения и процедуру приобретения необходимого товара);

– службы быта (мастерских по ремонту обуви, швейных мастерских, химчисток, прачечных);

– сберегательных банков, где производится оплата коммунальных платежей;

– железнодорожных и автовокзалов;

– учреждений связи (почты, телеграфа, интернетклуба);

– поликлиник, государственных и частных амбулаторных учреждений здравоохранения, стационаров;

– учреждений культуры и образования (библиотек, театров, выставочных залов, музеев, профессиональных высших, среднеспециальных учреждений образования).

Инвалид добровольно, по собственному желанию может принять участие в общественно-полезной и трудовой деятельности (работа в производственных мастерских, благоустройство территории учреждения социального обслуживания населения). В зависимости от степени занятости, вида трудовой деятельности возможна оплата его труда. Он в дальнейшем включается в бытовую деятельность, организуемую в учреждении социального обслуживания населения, которая предполагает дежурство в столовой, поддержание порядка и хорошего санитарно-гигиенического состояния своей комнаты, помощь более ослабленным клиентам и др.

Обучение гражданина с ограниченными возможностями здоровья умениям и навыкам социально-средовой ориентации начинается с изучения правил общения в различных сферах жизнедеятельности (в семье, учебном заведении, общественных организациях, учреждениях здравоохранения, культуры, на предприятии и т.д.). Специалист по социальной работе закрепляет полученные знания инвалида о правилах и способах общения путем моделирования жизненных ситуаций (встреча со знакомым человеком; посещение кафе; обращение с просьбой к незнакомому человеку и т.д.). Здесь граждане с ограниченными возможностями здоровья обучаются социальной независимости, основанной на умениях и навыках самостоятельного проживания (распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности и др.). Специалист по социальной работе, культорганизатор, специалист по физической культуре и спорту проводят обучение инвалидов умениям и навыкам проведения досуга, физической культуры и спорта. Человек с ограниченными возможностями здоровья приобретает знания о различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучается пользоваться для этого специальными техническими средствами. Результатом социальной реабилитации инвалида может быть полное или частичное достижение способности к самообслуживанию, восстановление у него навыков бытовой деятельности и социального статуса.

VI этап. Социально-бытовое устройство гражданина с ограниченными возможностями здоровья. Данный этап предполагает оснащение места жительства инвалида необходимым оборудованием и техническими средствами для его самостоятельной, комфортной жизнедеятельности. Специалист по социальной работе проводит социальный патронаж гражданина с ограниченными возможностями на дому и оказывает помощь в установлении взаимоотношений с близким окружением (соседи, родственники, друзья и др.).

Одним из эффективных примеров организации социально-бытового устройства инвалидов является организация квартир социального назначения при государственном учреждении «Комплексный центр социального обслуживания населения Адмиралтейского района» г. Санкт-Петербург. В жилом доме оснащены две квартиры коллективного проживания для граждан с ограниченными возможностями здоровья, где имеется необходимое оборудование (стиральная машина, кухонный комбайн, электрическая кухонная плита и т.д.). Здесь предусмотрено круглосуточное присутствие социального работника, который оказывает необходимую помощь инвалиду при возникновении у него затруднений во время его самостоятельного проживания.

Социальная реабилитация инвалидов, состоящая из социально-средовой ориентации, социально-бытовой адаптации, социокультурной реабилитации, социально-педагогической и социально-психологической реабилитации, физкультурно - оздоровительных мероприятий и спорта создает и обеспечивает условия для социальной интеграции инвалида, восстанавливает его социальный статус, его способности к самостоятельной общественной, семейной и бытовой деятельности.

Определение абилитации инвалидов дано в ФЗ № 181 от 24.11.1995 г. В нем изложены принципы подбора индивидуальных программ социальной, медицинской, психологической адаптации, а также дано разграничение терминов «абилитация» и «реабилитация».

Понятие реабилитации и абилитации инвалидов

Этап 3: Физкультурно-оздоровительные мероприятия

Проводятся на базе ДЮСШ, физкультурно-спортивных клубов для инвалидов, включают привлечение их к участию в массовых физкультурно-спортивных праздниках, в соревнованиях и т.д.

Регулярные спортивные занятия оказывают благотворное действие на общее физическое состояние человека, а также помогают быстрее восстановиться после перенесенных заболеваний и тяжелых операций.

Этап 4: Социальная адаптация

С помощью социальной реабилитации выстраивают отношение в семье и обществе с учетом потребностей самого инвалида.

Включает две составляющих:

1. Социально-средовая ориентация. Помогает инвалиду быстрее адаптироваться в новых условиях жизни с учетом его навыков и умений.

Предоставляется помощь психологов и педагогов в следующих случаях:

  • в определении доступных инвалиду возможностей для самореализации;
  • помощь в зачислении в учебные заведения и трудоустройстве;
  • помощь в налаживании контактов с родственниками и окружающими;
  • психологическая помощь семье.

2. Социально-бытовая абилитация. Помогает выбрать для инвалида наиболее удобный темп общественной и семейной жизни. Для этого необходимо:

  • обучить инвалида самостоятельно себя обслуживать;
  • показать семье оптимальный вариант совместного проживания и ведения хозяйства с учетом навыков инвалида;
  • подготовить жилье для проживания в нем лица с ограниченными возможностями.

Большое внимание уделяется введению подопечного в среду, где объединены единомышленники по интересам: кружки, секции, творческие коллективы и т.д.

Комплексная реабилитация

При ее проведении принимают участие несколько специалистов, помогающих инвалиду восстановить навыки, полученные до травмы.

Комплексность-один из принципов проведения реабилитационных мероприятий. Она подразумевает использование различных реабилитационных мероприятий с участием как медицинского персонала, так и психологов, педагогов, специалистов по ЛФК, юристов и др. В зависимости от объема и сложности задач, решаемых реабилитацией, от условий, возможностей и индивидуальных показаний для ее проведения могут быть использованы разные системы реабилитации, различающиеся между собой количеством этапов и длительностью лечения.

Выбор делается в пользу тех реабилитационных мероприятий, которые наиболее эффективны и обеспечивают скорейшее выздоровление пострадавшего.

Особенности реабилитации и абилитации детей-инвалидов

Для детей инвалидов есть свои особенности в проведении реабилитационных мероприятий. Чем раньше начнется восстановительные процедуры, тем быстрее пройдет восстановление утраченных навыков или приобретение новых.

Для этого используются следующие виды реабилитации и абилитации:

1. Медицинская. Включает массаж, лечебную физкультуру и другие виды оздоровительных мер.

2. Бытовая. Помощь в освоении новых навыков и умений в быту.

3. Психологическая. Для детей проводятся различные развивающие занятия.

4. Социокультурная: экскурсии, театры, концерты и другие виды досуга.

Особенность проведения таких мероприятий - их комплексность. Необходимо вернуть здоровье ребенка и максимально развить его физические и психические способности.

О финансировании программ абилитации

Новый порядок установления инвалидности


Со вступлением в силу нового закона изменился порядок установления инвалидности.

Раньше преимущественно в процессе проведения экспертизы и установления группы инвалидности применяли всего 2 критерия:

  1. Каково расстройство функций организма.
  2. Насколько ограничился вследствие болезни или травмы привычный уровень жизнедеятельности:
  • частично или полностью утрачена одна определенная функция;
  • возможно ли человеку обойтись самообслуживанием или же ему требуется регулярный медицинский и бытовой уход и т.д.

Теперь же медико-социальная экспертиза будет руководствоваться только одним критерием.

Основанием для установления инвалидности лицу является нарушение здоровья со II и более степенью выраженности стойких нарушений функций организма. После установления человеку инвалидности, будут применяться критерии установления группы инвалидности.

Медико-социальная экспертиза также отвечает принципу комплексности. Она осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основании следующих данных:

  • Клинико-функциональных;
  • Социальной бытовых;
  • Профессионально-трудовых;
  • Психологических.
Если лицо официально признается инвалидом, то ему обязательно назначается индивидуальная реабилитационная или абилитационная программа, причем ее будут не только назначать, но и контролировать выполнение.

Раньше за основу бралась способность человека к общению и обучению, а также к контролю своего поведения. Теперь же будет даваться объективная оценка утраты функциональности организма по результатам медицинского обследования.

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

В проекте бюджета на 2018 год было отведено 29,3 млрд руб. на приобретение техсредств реабилитации для инвалидов. Также планируется расширить предусмотренный список ТСР общим объемом до 900 млн руб.

Государственная программа «Доступная среда» продлевается до 2025 г. В 2019 г. ее ключевым аспектом стала реабилитация. Реализация начнется с 2021 г. В 2019 г. федеральное финансовое содействие предоставили 18 субъектам РФ.

Деньги выделят на условиях софинансирования для:

  • закупки оборудования в реабилитационные центры,
  • обучения специалистов,
  • разработки ИС.

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Реабилитация инвалидов

2 марта 2017, 12:17 Окт 5, 2019 02:00

3.3.9. Социально-бытовая адаптация

В данном разделе исследуется актуальное состояние и динамика развития у ребенка социальных умений и навыков, его приспособленности к условиям окружающей действительности. Для количественной оценки предлагается две подшкалы: «Навыки самообслуживания» и «Социально-бытовое ориентирование». Оценка производится в пределах 10 баллов, средняя оценка выносится в общую шкалу. В раздел программы «Комментарии» по шкале «Социально-бытовая адаптация» заносится информация о достижениях и трудностях ребенка, о формировании новых навыков и пр.

Навыки самообслуживания

Критерии наблюдения за развитием навыков самообслуживания:

  • личная гигиена;
  • одевание и раздевание
  • прием пищи.
  • 1-й уровень (0-2): делает только при помощи взрослого, не может справляться самостоятельно;
  • 2-й уровень (3-5): может во многом справляться самостоятельно, но требуется помощь или поддержка.
  • 3-й уровень (6-8): справляется самостоятельно.
  • 4-й уровень (9-10): справляется самостоятельно, помогает и учит других, активно ухаживает за менее способными.
Социально-бытовое

Критерии наблюдения за развитием навыков социально-бытового ориентирования:

Другие новости по теме:

  • Анкета для изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося 1 специального /коррекционного/ класса
  • Методика «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» В.В. Ткачева
  • Мероприятия по социально-средовой ориентации

    Мероприятия по социально-бытовой адаптации

    Социальная модель инвалидности как основа современной концепции реабилитации инвалидов

    Социальная реабилитация

    комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции инвалидов, восстановление (формирование) социального статуса, утраченных общественных связей (на макро- и микроуровне).

    Технология социальной реабилитации - способ осуществления деятельности по социальной реабилитации на базе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбором оптимальных средств, методов выполнения этих операций и процедур.

    Средством достижения интеграции инвалидов в социум является ликвидация барьеров, а не ʼʼприведение к нормеʼʼ.

    Цель социальной реабилитации - восстановление способностей к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности.

    Суть реабилитации состоит не только в снятии барьеров на уровне каждого отдельного индивидуума, но и в устранении пространственно-средовых ограничений, негативных социальных установок и дискриминации в обществе в целом.

    Социальная реабилитация включает: социально-средовую ориентацию и социально-бытовую адаптацию

    Социально-бытовая адаптация - это система и процесс определœения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним инвалидов.

    § информирование и консультирование инвалида и его семьи;

    § “адаптационное” обучение инвалида и его семьи;

    § обучение инвалида:

    Персональному уходу (самообслуживанию);

    Персональной сохранности;

    Овладению социальными навыками;

    § обеспечение инвалида техническими средствами реабилитации и обучение пользованию ими;

    § адаптацию жилья инвалида к его потребностям.

    Социально-средовая ориентация - система и процесс определœения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью последующего подбора на этой базе вида общественной или семейно - общественной деятельности. Перечень базовых мероприятий в области социальной реабилитации инвалидов определœен Положением об индивидуальной программе реабилитации инвалида.

    1. Социально-психологическая реабилитация:

    Психологическое консультирование,

    Психодиагностика,

    Обследование личности инвалида,

    Психологическая коррекция,

    Психотерапевтическая помощь,

    Психопрофилактическая и психогигиеническая работа͵

    Психологические тренинги;

    Привлечение инвалидов к участию в группах взаимной поддержки, клубах общения,

    Экстренная (по телœефону) психологическая и медико-психологическая помощь.

    2. Обучение:

    Общению;

    Социальной независимости (обеспечение возможности самостоятельного проживания, распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности);

    Навыкам проведения отдыха, досуга,

    Занятиям физкультурой и спортом,

    Обучение персональной сохранности (овладение знаниями и навыками, такими видами деятельности, как пользование газом, электричеством, туалетом, ванной, транспортом, лекарствами и др.).

    3. Оказание помощи в решении личных проблем.

    4. Социальный патронаж семьи.

    Мероприятия по социально-средовой ориентации - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Мероприятия по социально-средовой ориентации" 2017, 2018.

    Государственное бюджетное учреждение города Москвы ПСИХОНЕВРОЛОГИЧЕСКИЙ ИНТЕРНАТ № 16

    ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

    ГОРОДА МОСКВЫ

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по социально-бытовой и трудовой адаптации для лиц с ограниченными возможностями

    «Твой мир»

    Программа

    по социально - бытовой и трудовой адаптации для лиц с ограниченными возможностями

    «Твой мир»

    ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

    «Твой мир»

    Полное название программы

    Программа по социально – бытовой и трудовой адаптации для лиц с ограниченными возможностями «Твой мир»

    Наумочкина О.А. – воспитатель ГБУ ПНИ №16

    Территория

    г.Москва

    Юридический адрес учреждения

    г.Москва, ул.Садовники, д.15

    Телефон

    8-499-612-22-22

    Форма проведения

    Формирование групп клиентов, нуждающихся в дополнительном образовании, групповые занятия, тесты, беседы, экскурсии, деловые игры

    Цель программы

    Практическая подготовка клиентов к самостоятельной жизни через повышение общего уровня развития проживающих, формирование у них знаний, умений, навыков, способствующих социальной и психологической адаптации и интеграции их в общество.

    Специализация программы

    Социальная адаптация в обществе лиц с ограниченными возможностями

    Сроки реализации

    3 года

    Место проведения программы

    Государственное бюджетное учреждение г. Москвы Психоневрологический интернат №16

    Общее количество участников программы

    50 человек

    Условия участия в программе

    Участниками программы могут стать клиенты интерната в возрасте от 18 до 40 лет, имеющие мотивацию к изменению своей жизни и восстановлению социального статуса.

    Структура рабочей программы по СБиТА

    предусматривает следующие разделы:

    1. Пояснительная записка
    2. Основное содержание предмета, практические работы
    3. Цели, методы и формы работы
    4. Содержание программы
    5. Требования к уровню подготовки обучающихся
    6. Планирование занятий по программе СБиТА «Твой мир»
    7. Приложение

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Современный мир быстро меняет своё лицо, поэтому наметившаяся тенденция новых подходов в воспитании способствует также созданию новых образовательно - коррекционных программ и по социально-бытовой и трудовой адаптации в Психоневрологических интернатах. Рабочая программа по социально – бытовой и трудовой адаптации представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка, содержание тем реабилитационного курса, тематический план, требования к уровню подготовки клиентов по каждому разделу программы. Программа построена с учетом принципов системности, научности, доступности.

    Программа предназначена для лиц с ограниченными возможностями и составлена с учётом возрастных и психологических особенностей клиентов, уровня их знаний и умений, местных условий. Материал расположен по принципу усложнения и увеличения объема информации.

    Количество часов в неделю:

    1 год обучения - 1 час,

    2 год обучения – 2 часа,

    3 год обучения – 2 часа.

    Общее количество часов в год – 35 часа, 68 часов, 68 часов соответственно.

    Социальная адаптация представляет собой механизм социализации, позволяющий клиентам интерната с интеллектуальной недостаточностью принимать активное участие в посильном труде в общественной жизни, приобщаться к социальной и культурной жизни в обществе.

    Таким образом, формирование социально – бытовой компетентности осуществляется в ходе занятий по социально бытовой и трудовой адаптации, в процессе которых воспитанники получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, позволяющие им успешно адаптироваться в быту и социальной среде. Данный процесс осуществляется на протяжении длительного времени, требует особых усилий, терпения и настойчивости со стороны, как самих людей с ограниченными возможностями здоровья, так и воспитателей, мед.персонала оказывающих им помощь и поддержку. Курс социально-бытовой и трудовой адаптации интегративный, т.к. содержит сведения целого ряда наук, областей жизни человека и поэтому должен иметь своё логическое продолжение в системе внеинтернатовской работы. Совместная деятельность воспитателей, мед.персонала позволяет достичь желаемых результатов. На занятиях необходимо найти правильный тон общения с проживающими, говорить доступным языком, но не избегать научной терминологии, необходимой для изучения конкретной темы, проявлять к личности проживающего искренний интерес, сопереживать и радоваться вместе с ним.

    При проведении занятий по социально-бытовой и трудовой адаптации главный акцент делается на личностное отношение каждого обучающего к изучаемому материалу. Замечено, что полученные знания, подкреплённые эмоцией (радости, значимости собственного мнения), проходят гораздо глубже и закрепляются надолго.


    Цель программы: Основная цель занятий по социально-бытовой подготовке - помочь обучающимся приобрести жизненный опыт, занимаясь разнообразными видами деятельности, выработать у обучающихся достаточный уровень самостоятельности при выборе социально приемлемых выходов из экстремальных и обыденных проблемных ситуаций. А так же социальная адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья и интеграция их в общество. Данная цель достигается посредством организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, а так же посредством осуществления практических работ и экскурсий.

    Рабочая программа по СБиТА реализует миссию интерната: «Понять. Принять. Полюбить. Развить и научить» и реализует её на занятиях социально-бытовой и трудовой адаптации.

    Цель курса социально – бытовой и трудовой адаптации: практическая подготовка проживающих интерната к самостоятельной жизни и труду в современных экономических условиях, к их включению в незнакомый мир производственных, деловых человеческих отношений.

    Данная рабочая программа составлена с учетом психофизических особенностей клиентов с интеллектуальной недостаточностью.

    Личностными результатами изучения курса являются:

    1. Формирование личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость;
    2. Воспитание элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию и использованию электроэнергии, строгое соблюдение правил техники безопасности;
    3. Привитие желания и стремления готовить доброкачественную и полезную пищу, творческого отношения к домашнему труду;
    4. Развитие художественного вкуса, обоняния, осязания, ловкости, скорости, пространственной ориентировки;
    5. Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)

    Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения:

    разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, технологические карты, практические работы, сравнение и сопоставление работ обучающихся и образцов изделий, анализ и синтез. Занятия должны проводиться в кабинете СБА, который приспособлен и имеет всё необходимое оборудование для реализации данной программы.

    В тематическом планировании курса предусматриваются: занятия изучения нового материала, комбинированные, обобщающие занятия, тесты, практические работы, экскурсии.

    Основные содержательные линии выстроены с учетом возрастных и психофизических особенности развития обучающихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать совершенствовать у клиентов с ограниченными возможностями здоровья необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически ознакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им предстоит обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса клиентов и т.д. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы.


    Задачи программы:

    • Формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне.
    • Формирование знаний, умений и навыков бытового труда.
    • Формирование представления о чистоте и порядке в помещении, на территории дома-интерната.
    • Формирование представлений и знаний о нормах культуры поведения, накопление соответствующего опыта.
    • Формирование социального поведения, умения адекватно общаться, обращаться за помощью, соблюдать принятые правила приличия.
    • Формирование у проживающих осознании того, что главная ценность жизни есть здоровье человека, за которое он отвечает сам.
    • Развитие и коррекция познавательных функций, эмоционально – волевой сферы.
    • Воспитание позитивных качеств личности.
    • Повышение общего уровня развития проживающих.
    • Развитие умений, необходимых проживающим интерната для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности.
    • Формирование навыков и умений свободно ориентироваться на современном рынке труда.

    В результате обучения предложенной программе у клиентов будут сформированы следующие компетенции: социальная, бытовая и коммуникативная. Освоение программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, основанных на интерактивных формах освоения учебного содержания, самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного теоретического материала в реальную практику для решения конкретных проблем в повседневной жизни. Процесс освоения программы фиксируется в процессе проведения сюжетно-ролевых игр, экскурсий, обобщающих занятий, практических работ.


    Принципы программы:

    • Воспитывающая и развивающая направленность программы занятий.
    • Научность и доступность обучения.
    • Систематичность и последовательность обучения.
    • Связь обучения с жизнью.
    • Принцип коррекции в обучении.
    • Принцип наглядности.
    • Сознательность и активность проживающих.
    • Индивидуальный и дифференцированный подход.
    • Прочность знаний, умений и навыков.
    • Принцип практической направленности обучения.


    Формы работы:

    • Коррекционно – развивающие занятия (индивидуальные, коллективные, групповые ).
    • Экскурсии.
    • Практические работы.
    • Моделирование реальной ситуации.
    • Совместная деятельность (праздники, конкурсы и развлечения).
    • Трудовая деятельность.


    Методы работы:

    • Практические методы (дидактические игры, упражнения, задания, самостоятельная работа ).
    • Наглядные методы (натуральные предметы: одежда, обувь, посуда; реальные объекты: помещение, учреждение; муляжи, игрушки, изображения: предметные, сюжетные ).
    • Словесные методы (рассказ, объяснение, беседа ).

    Программа состоит из 11 разделов:


    1. «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА»

    2. «КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ»

    3. «ОДЕЖДА, ОБУВЬ»

    4. «ЖИЛИЩЕ»

    5. «ТРАНСПОРТ»

    6. «ТОРГОВЛЯ»

    7. «СРЕДСТВА СВЯЗИ»

    8. «МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ»

    9. «ПИТАНИЕ»

    10. «ОБЖ»

    11. «ПРОФОРИЕНТАЦИЯ»

    В каждом разделе дана тема занятий по социально – бытовой и трудовой адаптации, определено содержание практических работ и упражнений.

    Основные общие требования к знаниям, умениям, навыкам
    Проживающие должны знать:

    1. Свое имя и фамилию, имена окружающих, название города, адрес проживания, последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, периодичность и правила чистки зубов, ушей, мытья головы, правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач, правила личной гигиены девушки, правила ухода за предметами личной гигиены, виды косметических средств, название вещей личного пользования и их назначение, правила ухода за кожей лица и волосами. Части тела и органов человека, правила ухода за кожей рук, ног и ногтей, о пагубном влиянии курения, алкоголя на организм и о соблюдении правил здорового образа жизни, требования к осанке при ходьбе, в положении стоя и сидя.
    2. Виды одежды и обуви их назначения, правила ухода за одеждой и обувью.
    3. Санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи, правила сервировки стола к завтраку, правила заваривания чая, правила пользования ножом, плитой, электрическим чайником.
    4. Правила поведения при встрече и расставании, формы обращения с просьбой, вопросом, правила поведения за столом. Правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях, правила поведения в гостях.
    5. Виды жилых помещений в городе и деревне и их различие, почтовый адрес своего дома - интерната.
    6. Основные транспортные средства, виды транспортных средств (специальный, грузовой, пассажирский, городской, железнодорожный, пригородный, междугородний), порядок приобретения билетов, правила передвижения на велосипеде, правила поведения в транспорте. Элементарные правила уличного движения.
    7. Основные виды магазинов, их назначение, виды отделов в продовольственных магазинах и правила покупки товаров в них.
    8. Основные средства связи, виды почтовых отправлений.
    9. Виды медицинской помощи, медицинских учреждений, функции основных врачей-специалистов, способы вызова врача на дом, основной состав домашней аптечки, виды доврачебной помощи.


    Проживающие должны уметь:

    1. Совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности, причесывать волосы и выбирать прическу, мыть руки, стричь ногти на руках и ухаживать за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за кожей рук, подбирать косметические средства для ухода за собой.
    2. Подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезону, сушить мокрую одежду и чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к сезонному хранению.
    3. Накрывать на стол с учетом конкретного меню, пользоваться печатными инструкциями к различным бытовым химическим средствам, составлять меню.
    4. Следить за своей осанкой, походкой и жестикуляцией, правильно вести себя при встрече и расставании со сверстниками (мальчиками и девочками), взрослыми (знакомыми и незнакомыми) в различных ситуациях, тактично вести себя за столом во время приёма пищи (пользоваться приборами, салфетками, аккуратно принимать пищу).
    5. Убирать жилые помещения, проводить сухую и влажную уборку, чистить ковры, книжные полки, батареи, ухаживать за полом, используя бытовые химические средства, ухаживать за комнатными растениями.
    6. Соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупки билета, поведения в салоне и при выходе на улицу, соблюдать правила дорожного движения.
    7. Выбирать продукты, оплачивать покупку, соблюдать правила поведения в магазине.
    8. Писать адреса на конверте.
    9. Вызывать врача на дом, приобретать лекарство в аптеке, пользоваться термометром, обрабатывать раны и накладывать повязки.

    Требование к знаниям, умениям, навыкам по разделам

    1. Личная гигиена.

    Проживающие должны знать:

    • правила закаливания организма;
    • приемы обтирания и мытья ног; стрижки ногтей;
    • правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий и походов;

    О вреде наркотиков и токсических веществ.

    Проживающие должны уметь:

    • закаливать свои организм;
    • соблюдать правила личной гигиены лома, в школе, во время походов, экскурсий;
    • отказаться от соблазна испробовать наркотики, токсические вещества.
    1. Культура поведения

    Проживающие должны знать:

    • правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях;
    • способы ведения разговора со старшими, сверстниками.

    Проживающие должны уметь:

    Культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале;

    Тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками.

    1. Одежда и обувь

    Проживающие должны знать:

    • санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами;
    • правила стирки изделий из хлопчатобумажных тканей.

    Проживающие должны уметь:

    • пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки;
    • зашивать одежду по распоровшемуся шву;
    • подшить платье, брюки, рубашки;

    Подбирать моющие средства для стирки.

    1. Жилище

    Проживающие должны знать:

    • гигиенические требования к жилому помещению;
    • правила и последовательность проведения сухой влажной уборки;
    • правила пользования электропылесосом;
    • санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами.

    Проживающие должны уметь:

    Производить сухую и влажную уборку помещения;

    Чистить электропылесосом ковры, книжные полки, батареи;

    • чистить мебель;
    • соблюдать правила безопасной работы с электроприборами и химическими средствами.
    1. Транспорт

    Проживающие должны знать:

    • междугороднего транспорта;
    • стоимость проезда на всех видах городе кого транспорта (стоимость разового, единого проездного билетов);
    • порядок приобретения билетов и талонов;
    • компостирование талонов.

    Проживающие должны уметь:

    • выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу;
    • ориентироваться в расписании движения пригородных поездов;
    • определять направление и зоны.
    1. Торговля

    Проживающие должны знать:

    • виды магазинов промышленных товаров, их назначение и отделы;
    • правила поведения в магазине и общения с работниками магазина;
    • правила покупки товаров;
    • стоимость наиболее необходимых товаров (одежды, обуви, посуды и других,
    • часто используемых товаров).

    Проживающие должны уметь:

    • выбрать нужный товар;
    • выяснить срок гарантии на его использование;
    • оплатить, проверить чек и сдачу;
    • хранить чек в течение срока гарантии на товар;
    • вернуть товар, не отвечающий желанию покупателя.
    1. Средства связи

    Проживающие должны знать:

    Перечень предметов, посылаемых бандеролью в посылке;

    • максимальный вес почтовых отправлений;
    • виды, и способы упаковок;
    • виды почтовых отправлений.

    Проживающие должны уметь:

    • заполнить бланк на отправку бандероли, посылки;
    • составить опись посылаемых предметов;

    Упаковать бандероль, посылку в твердой упаковке;

    Определить стоимость почтовых отправлений.

    1. Медицинская помощь

    Проживающие должны знать:

    • способы вызова врача на дом;
    • меры по предупреждению глистных заболеваний;
    • функции основных врачей-специалистов;
    • основной состав домашней аптечки: дезинфицирующие и перевязочные средства, термометр, горчичники, пипетки, пинцет и др., инструкции к применению лекарственных средств, составляющих домашнюю аптечку;
    • о возможном вреде самолечения.

    Проживающие должны уметь:

    • записаться на прием к врачу;
    • вызвать врача на дом;
    • в экстренных случаях врачей «скорой помощи»;

    Приобрести лекарство в аптеке.

    1. Питание

    Проживающие должны знать:

    Способы выбора доброкачественных продуктов;

    Приготовление каши, заварка чая, варка яиц;

    Способы хранения продуктов и готовой пищи;

    Правила составления рецепта блюда.

    Проживающие должны уметь:

    • пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности;
    • приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая правила безопасности;
    • составить рецепт блюда;
    • вымыть, вычистить посуду.

    Проживающие должны знать:

    - опасности, угрожающие человеку, закономерности их

    проявлений и способы защиты от них.

    Проживающие должны уметь:

    - оказания первой помощи пострадавшему;

    Пользоваться средствами индивидуальной защиты

    1. Профориентация

    Проживающие должны знать:

    Виды учреждений и сфера их деятельности.

    Проживающие должны уметь:

    Свободно ориентироваться на рынке труда;

    Навыки общения с работадателем.

    Аудиторные формы организации занятий:

    лекция-беседа, предполагающая непосредственный контакт педагога с обучающими. Использование данного вида лекций позволит привлечь внимание обучающих к наиболее важным вопросам темы, определить содержание и темп изложения учебного материала с учетом психофизических особенностей клиентов, а также позволит определить степень усвоения ими предыдущего материала;

    лекция с разбором конкретных ситуаций, предполагающая в процессе лекции обсуждение конкретных жизненных ситуаций;

    практические занятия, которые дают возможность проживающим использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков.

    учебные сюжетно-ролевые игры - синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучаемых, представляет собой поликомпонентную модель, содержащую несколько принципиально важных для развития клиентов интерната типов деятельностей: проблемно-поисковую, мыслительную, коммуникативную, имитационно-ролевую (социально-моделирующую).

    Большинство разделов программы изучается с 1 по 3 годы обучения. Это обусловлено особенностью динамики нервных процессов обучающихся и позволяет педагогу, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт обучающихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

    Ожидаемые позитивные результаты

    Для обучающихся:

    • получение глубоких знаний, практических навыков, действенных умений, необходимых для полноценной жизни в обществе;
    • коррекция и компенсация недостатков семейного и общественного воспитания;
    • психологическая поддержка и защита;
    • умение сделать осознанный выбор, отвечать за свои поступки;
    • осознание себя как гражданина-патриота с признаками толерантности в мировоззрении;
    • самостоятельность мышления, умение прогнозировать ситуации;
    • снижение уровня тревожности, формирование эффективных способов саморегуляции;
    • умение действовать в стрессовых и нестандартных ситуациях;
    • приобретение навыков коммуникативного опыта, радость общения;
    • сохранение физического и психического здоровья;
    • адаптации в современном обществе, ориентации в социуме, быту, на рынке труда.

    Для педагога :

    • повышение общего интеллектуального и профессионального уровня;
    • самореализация личностных возможностей;
    • формирование критичности мышления.

    Для общества:

    • сокращение социальной дистанции между здоровыми людьми и инвалидами

    Перспективы дальнейшего развития программы

    Программа предусматривает свое дальнейшее развитие - расширение социокультурного пространства инвалидов, разработка и реализация развернутой программы социального проектирования.

    Планирование занятий по программе Социально-бытовая и трудовая адаптация «Твой мир»

    1 год обучения

    п/п

    Название темы

    Количество часов

    Добро пожаловать в Академию добрых волшебников. Беседа о содержании и значении предмета «Социально-бытовая и трудовая адаптация».

    Личная гигиена

    Уроки Мойдодыра. Правила чистоты (расширение знаний).

    Осанка - стройная спина.

    Уход за волосами. Причёски.

    Одежда и обувь

    Виды одежды и головных уборов, их назначение.

    Виды обуви, их назначение, уход за обувью.

    Правила выбора обуви и одежды.

    Питание

    Как следует питаться? Советы кулинара Всезнайки. Продукты растительного и животного происхождения, их разнообразие и значение для здоровья человека.

    Золотые правила питания и приготовление пищи. Советы доктора Айболита.

    Завтрак

    Заваривание чая. Лесные чаи.

    Приготовление бутербродов.

    Что можно приготовить из чёрствого хлеба? Гренки.

    Сервировка стола к завтраку.

    Культура поведения

    Школа хороших манер. В чём секрет волшебных слов?

    Поведение в общественном месте.

    Поведение дома, в кафе, столовой

    Культура

    Круг чтения: книги, газеты, журналы. Домашняя библиотека.

    Музыка. Великие композиторы. Домашние аудиоколлекции.

    Увлечения. Увлечение - шаг к будущей профессии.

    Экскурсия в музей Жостово

    ОБЖ

    Уроки городской безопасности

    Осторожно-огонь! Правила противопожарной безопасности.

    Жилище

    Виды жилых помещений в городе, деревне.

    Правила уборки комнаты. Уроки Золушки.

    Рациональная расстановка мебели в комнате. Интерьер.

    Здоровье

    Можно ли дожить до ста лет? Что нужно для этого?

    Транспорт

    Виды транспорта. Правила поведения в транспорте.

    Торговля

    Продовольствие и промтоварные магазины. Их назначение. Поведение в магазине.

    Экскурсия в продовольственный магазин.

    Человек и природа

    Правила заготовки дикорастущих лекарственных и съедобных растений.

    Экологический рейд на природу

    Всего:

    2 год обучения

    п/п

    Название темы

    Количество часов

    Личная гигиена

    Уход за руками и ногами.

    Правила закаливания.

    Полезные и вредные привычки.

    Жилище, усадьба

    Повседневная и регулярная уборка. Пылесос.

    Обустройство собственного уголка или комнаты. Организация рабочего и спальных мест. Гигиена сна.

    Комнатное цветоводство. Правила ухода за комнатными растениями.

    Наш двор. Осенние работы на участке.

    Экология жилища

    Питание

    Гигиена приготовления пищи. Роль и место ужина в дневном рационе питания. Первичная обработка овощей. Отваривание картофеля.

    Составление меню ужина. Сервировка стола к ужину.

    Питание человека. Овощи, приготовленные на пару

    Праздничные блюда и их приготовление

    Экскурсия на предприятия общественного питания

    Одежда

    Мелкий ремонт одежды. Пришивание пуговиц, вешалок, крючков.

    Ремонт распоровшегося шва. Шов «вперёд иголку».

    Подшив низа изделия. Потайной шов.

    Стирка и утюжка изделий из цветных хлопчатобумажных и шёлковых тканей.

    Уход за сезонной одеждой и обувью.

    Средства связи

    Телефон. Телефонная книга. Правила пользования.

    Культура речи. Телефон доверия.

    Семья. Мир взаимоотношений.

    Состав семьи. Родственные отношения. Взаимоотношения в семье.

    Организация семейных праздников.

    ОБЖ

    Основы безопасности жизнедеятельности человека

    Оказание первой помощи при ушибах и ссадинах

    Пешеход. Безопасность пешехода

    Безопасное поведение в бытовых ситуациях

    Экскурсия на общественном транспорте

    1

    Культура

    6

    2

    2

    Экскурсия в музей

    2

    Здоровье

    8

    Здоровье и его главные законы.

    2

    Друзья твоего здоровья. Куда ты идёшь? (тест)

    2

    Рациональное питание

    2

    Очищение организма (пост, голодание, баня и др.)

    2

    Культура поведения

    7

    Город и мы. Дисциплина улицы.

    2

    Поведение в кино, театре, клубе, музее, библиотеке.

    1

    Посещение музея, кино, театра

    2

    Культура речи. Как написать письмо, поздравление на открытке, приглашение?

    1

    Как научиться хорошим манерам?

    1

    Природа и человек

    7

    Природа и человек.

    1

    Весенние работы на клумбах, газонах, во дворе. Высаживание рассады цветочных однолетних культур, луковиц, клубней.

    2

    Уход за саженцами.

    2

    Посадка деревьев и кустарников на территории интерната.

    2

    Всего:

    68

    3 год обучения

    п/п

    Название темы

    Количество часов

    Одежда и обувь

    7

    Мода - зеркало прошлого, настоящего, будущего (история моды).

    1

    Стиль одежды. Обновление (замена мелких деталей). Выбор одежды при покупке. Экскурсия в магазин «Одежда»

    2

    Гигиенические требования, предъявляемые к обуви и одежде.

    1

    Правила выбора обуви и одежды (размер, учёт индивидуальных особенностей, характера деятельности).

    1

    Работа с выстиранным бельём (ремонт, утюжка, хранение).

    1

    Экскурсия в магазин «Одежда и обувь»

    1

    Этикет

    4

    Основы современного этикета.

    1

    Правила гостеприимства.

    1

    Подарки.

    1

    Культура речи. Словарный запас. Чувство юмора.

    1

    1

    Экскурсия в храм.

    2

    Питание

    7

    Роль и место обеда в дневном рационе питания.

    1

    Приготовление первых блюд.

    2

    Салаты - основа питания. Приготовление салатов.

    2

    Составление меню обеда. Сервировка стола к обеду.

    2

    Жилище

    7

    Виды мебели и уход за ней.

    1

    Экскурсия в мебельный магазин.

    2

    Генеральная уборка жилого помещения.

    2

    Борьба с вредными насекомыми и грызунами.

    1

    Обустройство кухни и санузла. Бытовая химия для кухни и санузла. Уход за кухней и санузлом.

    1

    Обустройство гостиной и прихожей комнат.

    1

    Семья

    6

    Зачем регистрируется брак? Свадьба. Рождение семьи. Её функции.

    1

    Микроклимат семьи. Быт и семейный бюджет.

    1

    Содержание жилища. Оплата жилой площади и коммунальных услуг.

    1

    Расходы, связанные с надомным трудом и ведением личного подсобного хозяйства.

    1

    Сбережения. Их назначение. Хранение денег в Сберегательном банке. Виды вкладов. Кредит. Государственное страхование.

    1

    Экскурсия в Сбербанк

    1

    О самом сокровенном

    3

    Что такое комплекс и как с ним бороться?

    1

    Взаимоотношения с родителями.

    1

    Самооценка. Ответственность за себя.

    1

    Средства связи

    2

    Основные средства связи (почта, телеграф, телефон). Виды почтовых и телеграфных услуг.

    1

    Правила оформления почтовых и телеграфных бланков, квитанций, составление текстов телеграмм.

    1

    Здоровье

    6

    Как победить простуду? Предупреждение простудных заболеваний и гриппа. Домашняя аптечка. Термометр.

    2

    Чем лечит народная медицина? Аптека в лесу, огороде, в саду...

    2

    Уход за больными в домашних условиях.

    1

    Твои невидимые недруги (курение, алкоголь, наркотики).

    1

    Природа и человек

    5

    Правила пересадки комнатных растений. Подкормка. Борьба с вредителями и болезнями.

    2

    Экологические рейды «Оглянись в тревоге» в поле, на берег моря.

    2

    Дикорастущие съедобные растения в нашем питании.

    1

    ОБЖ

    4

    Факторы и стрессы выживания в природных условиях.

    1

    Как избежать попадания в экстремальную ситуацию.

    1

    Средства оказания первой медицинской помощи.

    1

    Профилактика пожаров в повседневной жизни.

    1

    Профориентация

    12

    Ознакомительные экскурсии на предприятия

    8

    Посещение ЦЗН с целью получения профконсультаций в выборе профессий и рода трудовой деятельности с учётом личностных качеств.

    4

    Всего:

    68

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    Организация социально-бытовой и трудовой адаптации

    Для проведения теоретических и практических занятий по социально-бытовой и трудовой адаптации необходимо иметь соответственно 2 комнаты общей площадью не менее 48кв.м.

    Комната для теоретических работ должна быть оснащена классной доской, витринами для демонстрации предметов по темам: «Личная гигиена», «Гигиена жилища», «Гигиена одежды и обуви», «Здоровье», «Семья». Может быть оформлен стенд типа «Калейдоскоп полезных советов», состоящий из карманов-ячеек с папками, в каждой из которых собран дополнительный материал по изучаемым разделам программы или интересам обучающихся. Например, «Ваше право», «Красота и здоровье», «Вам, будущие родители», «Профориентация», «Рукоделие», «Домашнему мастеру», «Животноводам, садоводам, огородникам», «Мир увлечений», «Интерьер», «Гигиена жилища» и др.

    Для проведения занятий по Домоводству предусматривается специальный кабинет площадью 24м2. Главное внимание должно быть обращено на рациональную расстановку рабочих столов с тем, чтобы обеспечить свободу движений при работе и удобство проходов обучающихся и педагога между столами. При наличии трансформирующейся мебели и специального оборудования для занятий по кулинарии в одном помещении такой площади можно разместить и швейный, и кулинарный блоки.В кабинете Домоводство проводятся занятия по приготовлению пищи, уходу за одеждой (стирка). Помещение должно отвечать общим гигиеническим требованиям и, кроме того, иметь вытяжную трубу и вентиляцию. Пол кухни-лаборатории рекомендуется покрыть линолеумом. Особое внимание надо уделять естественному освещению рабочих мест. Свет должен падать с левой стороны или спереди работающих. Для кабинета Домоводства на 15 рабочих мест требуется площадь 24м 2 . В кабинете Домоводство устанавливаются рабочие столы, демонстрационный стол педагога, шкафы для хранения продуктов, посуды, столового белья, мойка для посуды, раковина; плиты газовые двухконфорочные или электрические, для приготовления пищи; настенные часы, аптечка. Должно быть отведено место для хранения тряпок. Мойка - чугунная или стальная эмалированная. Над мойкой удобно повесить приспособление для сушки посуды, а под мойкой - устроить шкаф для хранения мусорного ведра и различных предметов для уборки. Мусорное ведро должно плотно закрываться крышкой.

    В кабинете Домоводство предусматривается место для холодильника.

    В кабинете социально-бытовой адаптации должно быть много комнатных растений, предметы мебели разного назначения.

    • Телевизор с мультимедийным входом.
    • ПК
    • На полу должен быть большой ковёр для проведения практических занятий по теме «Жилище», а также для разучивания комплексов упражнений по темам «Здоровье» и «Личная гигиена».

    Средства обучения

    1. Технические и электронные средства обучения и контроля знаний проживающих.
    2. Раздаточный и дидактический материал.
    3. Печатные пособия.
    4. Мультимедийные пособия.