Образ детей-инвалидов в произведениях современных писателей. Литература о людях с ограниченными возможностями здоровья

Маргарита Грубер на своей странице в Фейсбук поделилась подборкой книг, которые помогут просто и понятно рассказать ребенку об . Кто они, как им живется в нашем мире, и почему им так важна забота, понимание и принятие.

Долго не давала мне покоя мысль, что нашим детям сложно выхватить из жизни информацию о людях, которые не такие, как все. Особенные.

Как показывает практика, некоторые дети просто не знают, что на свете есть люди, которые не слышат, не видят, плохо двигаются, не выносят громких звуков… в общем, такие, о которых взрослые редко упоминают при детях.

Кто-то считает, что ребёнок ещё слишком маленький для такой информации, кто-то не может подобрать нужных слов.

Я тоже не мастак говорить, поэтому мне рассказать Тимону о людях, которые от него отличаются в этом плане, помогают книги. Проще зацепиться за какую-то фразу во время чтения, и развить её уже для обсуждения.

Так что я составила список из, кажущихся мне лично, важных книг об особенных детях. Старалась не выбирать «сказочные» сюжеты (вроде цветика-семицветика), чтоб никто не выздоравливал по мановению волшебной палочки. Разве что для самых маленьких, тут без выдуманной истории не обойтись, мне кажется.

Не упоминала истории о детях в больницах, по-моему, это другая важная тема. Книжки на разный возраст и разный характер. Мой личный выбор, так что прошу сомневающихся почитать и другие отзывы об этих книгах.

ДЛЯ МАЛЫШЕЙ

Тиль Швайгер, Клаус Бумгарт. «Безухий заяц и Ушастый цыплёнок»

Не знаю, можно ли записать эту книгу в список об особенных? Разве что, для того чтоб показать малышам, что вообще есть те, кто может от нас отличаться внешне, но при этом быть самыми обычными внутри?.. Это история, как один "не такой, как все" подружился с другим "не таким, как все". Знаю, что это целая серия книжек, может в продолжении обычные звери и примут их в свою компанию? Тогда бы всё сложилось.

Марина Аромштам читает книжку на Папмамбук

Пер Густавссон, Матс Вэнблад. «Птенчик Короткие крылышки»

Тиму в детстве очень нравилась эта книжка. В основном, из-за изобретений товарища Лягушонка. Для меня же, эта малышовая история спорная, потому что маме пришлось делать выбор между двумя здоровыми детьми и одним больным. Это сложно. Для моего восприятия. Но она выбор сделала и сама по себе история закончилась хорошо. Но, наверняка, мамам в большой семье и с особенным ребёнком тоже приходится принимать много сложных решений.

Ким Фупс Окесон, Эва Эриксон. «Гражданин, гражданка и маленькая обезьянка»

О том, как в одной семье вместо младенца родилась обезьянка, об их переживаниях и решениях. О книге подробнее .

О ТЕХ, КТО ПЛОХО ИЛИ СОВСЕМ НЕ ВИДИТ

Анна Анисимова. «Невидимый слон»

Мне книжка понравилась, для маленьких очень понятно и по-доброму объясняет, как живётся слепой девочке. Тут нет «плохих» персонажей. Все очень любящие и это есть хорошо. Девочка живёт в том же мире, что остальные, и все стараются (как-то естественно), чтоб её возможности не уменьшались из-за отсутствия зрения.

Джимми Лиао. Звучание цвета

О девочке, которая недавно ослепла. В свой день рождения она спускается в метро и отправляется в путешествие по своим «фантазиям». книге .

Джин Литтл. «Неуклюжая Анна» и «Слышишь пение?»

О девочке, которая плохо видит, которую все считают неловкой и неуклюжей, над которой смеются даже дома. А ей нужна любовь окружающих. Любовь мамы, в которой она не уверена.

И продолжение истории, о внезапно ослепшем брате Анны, которому она помогает вновь обрести себя.

О ТЕХ, КТО ПЛОХО ИЛИ СОВСЕМ НЕ СЛЫШИТ

Ирина Зартайская. «Я слышу»

История, рассказанная 10-летним мальчишкой, который встретил во дворе не слышащего мальчика. Я бы такую посоветовала для 1-2-классников. История маленькая. На форзаце - азбука глухих, и есть иллюстрации жестов часто употребляемых слов.

Дарья Вильке. Тысяча лет тишины. (из книги Грибной дождь для героя)

Такая важная история, про обычное лето обычной девочки, если не задумываться о её проблемах со слухом. А они уходят на дальний план, когда вокруг тебя понимающие друзья, родные и просто люди, не делающие из твоей «инаковости» проблему. И все школьные неприятности отступают, когда за летние каникулы героиня понимает, что каждый человек по своему «особенный».

О ТЕХ, КТО НЕ ГОВОРИТ

Моррис Глейцман «Болтушка»

Об 11-летней немой девочке, которая так любит «болтать» и о её странном папе, которого она очень стесняется. Отзывы .

О ТЕХ, У КОГО ДЕТСКИЙ ЦЕРЕБРАЛЬНЫЙ ПАРАЛИЧ

Шэрон Дрейпер. Привет, давай поговорим

Книга сложная и радостная одновременно. Про девочку 11 лет с ДЦП, которая только-только получила возможность рассказать миру, что же твориться у неё в голове и в душе (да здравствуют инженеры, программисты и другие конструкторы, которые сделали возможным такое общение с миром, с помощью машины).

И как сложно понять другим, что она человек, а не «овощ», что она может оказаться умнее их, что у неё тоже есть чувства.

Айвен Саутолл. «Пусть шарик летит»

О мальчике с ДЦП и о родителях, которые всего боятся, и не дают своему ребёнку хоть немного самостоятельности. О книге .

Ребекка Эллиотт. «Просто потому что»

Рассказ мальчика, чья сестра не умеет многого из-за ДЦП, но ему всё равно, потому что она - его лучший друг. О книге и о премии The Dolly Gray Children`s Literature Award.

О ТЕХ, КТО НЕ МОЖЕТ ХОДИТЬ

Анне-Катрине Вестли. «Каос и Бьёрнар»

История о мальчике в инвалидной коляске и его друзьях. Отзывы:

Алан Маршалл. «Я умею прыгать через лужи»

Повесть о неунывающем мальчишке, который вовсе даже «такой, как все», потому что верит в себя и не собирается сдаваться, не смотря на то, что не может ходить. Отзывы :

Ирина Ясина. «Человек с человеческими возможностями»

О мальчике Кирилле, после аварии оказавшемся в инвалидном кресле. Как и в других книгах серии, история перемежается документальными вставками. О книге :

О ТЕХ, У КОГО ЭПИЛЕПСИЯ

Давид Б. (Пьер-Франсуа Бошар). Священная болезнь. (комикс)

Это настоящий графический роман. О том, как жить в семье, где есть больной эпилепсией. Как сила родителей заставляет героя по другому посмотреть на свою семью. О книге.

О ТЕХ, У КОГО ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Ракель Джарамилло Паласио. Чудо

О мальчике Августе, который живёт "без лица". И принимает решение идти в обычную школу. О реакции окружающих, о родителях, о друзьях и недругах, и о чувствах самого Августа. Детский отзыв .

Иен Стракан. «Паренёк в пузыре»

Книга о мальчике, который не может жить за пределами специального "пузыря", потому что любой микроб убьёт его. Книга о подростковой любви. Книга о жизни и смерти, и о выборе. О книге .

О ТЕХ, У КОГО СИНДРОМ ДАУНА

Бирта Мюллер. «Планета Вилли»

Отличная книга, чтоб рассказать малышу, как живётся ребёнку с синдромом Дауна. Да, и не только малышу.

О книге (видео-рецензия)

Бетси Байерс. «Лебединое лето»

Книга о девочке, которая переживает нелёгкий подростковый период и о её младшем брате с синдромом Дауна. О важных вопросах, которые задаёшь себе в 14 лет, о самостоятельных поисках важного и значимого. О книге .

О ТЕХ, У КОГО АУТИЗМ ИЛИ РАССТРОЙСТВА АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Кэндзиро Хайтани. «Взгляд кролика»

Эта книга была написана в то время, Когда в Японии было примерно такое же отношение к детям с аутическими расстройствами, как у нас сейчас. Они странные, непонятно, как с ними общаться, как взаимодействовать.

И к мальчику из начальной школы, который ни на что, кроме мух не обращает внимания, дети относятся с неприязнью или безразличием. Пока не приходит новая учительница, которая верит, что ко всем можно найти свой подход. И именно мухи и помогают ей понять этого мальчика и помочь ему общаться с окружающим миром.

Синтия Лорэ. «Правила. Не снимай штаны в аквариуме»

О девочке-подростке, которая придумала "правила" для своего младшего брата-аутиста, что бы тому было легче ориентироваться в этом странном для него мире. И о её новом друге, с которым можно разговаривать только с помощью карточек-картинок. О любви, о понимании, о дружбе. О книге .

Андреас Штайнхёфель. «Рико, Оскар и тени темнее тёмного»

В этой книге целых два "странных" мальчика. И каждому из них нужен друг, которого они никак не могут найти, пока не встречают друг друга. У одного из них есть любящая, но очень занятая мама, а у другого, кажется, не сильно любящий папа.

А ещё это детективная история, которая не разрешилась бы без этих мальчиков. И есть продолжение, которое на русском не выходило.

В. Г. Короленко Повесть, редкая по силе оптимизма, дающая пример несломленной судьбы, поэтичная в деталях. В очень сложные условия ставит Короленко своего героя, слепорожденного Петра, наделив его умом, талантом музыканта и обостренной восприимчивостью ко всем проявлениям жизни, увидеть которые он никогда не сможет. С детства он знал один только мир, спокойный и надежный, где он всегда чувствовал себя центром. Правила жизни в большом мире ему неизвестны, а также неизвестно, захочет ли этот мир принять слепого. Более всего помог Петру дядя Максим, не позволяя ему чувствовать свою неполноценность, в конце концов вселив в него уверенность в возможность духовного прозрения. Это происходит в финальной сцене повести: Петр, уже испытавший счастье семейной жизни, отец зрячего сына, став пианистом, завораживает своей игрой огромный зал.


М. Горький М. Горький Самое, пожалуй, замечательное из всех произведений цикла «По Руси» Максима Горького - рассказ «Страсти-мордасти». Он построен на трагическом контрасте между той страшной грязью жизни, и той чистотой, красотой и человечностью, которые иной раз неожиданно встречались там, где их, казалось бы, меньше всего можно было ждать. Герой рассказа мальчик Ленька – калека с лицом, «словно написанным тонкой кистью и поражающе неуместным в этой темной сырой яме». Он живет в подвале со своей опустившейся матерью. Развлекается тем, что собирает в разные коробочки всяких насекомых, дает им смешные прозвища (паук Барабанщик, муха Чиновница, жук дядя Никодим и т.п.) и наделяет в своей фантазии человеческими чертами. Эти насекомые составляют для Леньки особый мир, который заменяет ему настоящий, человеческий. Умный и наблюдательный, он любит и жалеет свою мать и по-детски наивно учит ее жизни. И сколько нравственно чистого таится в этом мальчике! Это произведение - о неистребимости человеческого в человеке.


У. Фолкнер У. Фолкнер Роман "Шум и ярость" рассказывает об окончательном крахе Компсонов - одной из самых знатных и гордых семей американского Юга. В первой части романа "7 апреля 1928 года" представлен внутренний монолог умственно отсталого Бенджи Компсона, 33 лет, монолог, как будто не имеющий смысла. Мысли Бенджи путаются, прыгают, переносятся из настоящего в прошлое, потом опять в настоящее, мир отпечатывается в его сознании калейдоскопом неподвижных картин. Бенджи символизирует физическое и нравственное вымирание рода Компсонов. Но образ Бенджи несет еще философскую нагрузку: на его уровне существования времени как страшной и неразрешимой проблемы просто не существует, хотя Бенджи, кажется, вот-вот выплеснет накопившееся в душе страдание. Фолкнер мастерски изобразил редкостную эмоциональную достоверность этого героя.


С. Цвейг С. Цвейг Австрийский писатель Стефан Цвейг автор великолепных новелл и увлекательных жизнеописаний ярких исторических личностей. Особое место в его творческом наследии занимает роман «Нетерпение сердца», действие которого относится к кануну войны 1914 г. Лейтенант Гофмиллер стоит со своим полком в гарнизонном городке в Венгрии. Томясь от скуки, он с радостью принимает приглашение помещика Кекешфальва пожаловать к нему на сельский бал. Здесь он знакомится с Эдит - дочерью хозяина дома. Эта богатая девушка страдает жестоким недугом: она парализована. Неожиданное внимание молодого офицера производит необыкновенное впечатление на больную. Она страстно влюбляется в него, но любовь оборачивается для нее трагедией. О чем это произведение? О том, как трудно молодому человеку разобраться в своих чувствах, различить, где голос совести, а где страх перед «общественным мнением», где благородные порывы, а где низменные страсти. О том, что важнее для юноши: «быть» или «казаться». О том, как «благими намерениями дорога в ад выстлана». О том, как надо отвечать за свои поступки, слова, чувства. О том, как надо щадить чувства другого человека. О том, как трудно устоять в добре и пожертвовать своей мнимой свободой ради любви к ближнему.


Э. Базен Э. Базен Стойкость, стремление сохранить человеческое достоинство даже в самых трагических ситуациях характерны для главных персонажей французского писателя Эрве Базена. Показателен в этом отношении роман "Встань и иди". Героиня этого произведения Констанция Орглез во время войны тяжело пострадала от бомбежки, у девушки поврежден позвоночник. Исцеление практически невозможно, и все же Констанция старается не падать духом, сохранить волю и интерес к жизни. Ей удается собрать одноклассников своего погибшего брата и организовать ОВП – общество взаимопомощи. И хотя в результате из этого ничего не получилось, и жизнь Констанции оборвалась, трагическая развязка лишь усиливает чувство уважения к мужеству девушки. Есть в романе и любовная линия – тонкая, продуманная и красивая.


А. Маршалл А. Маршалл Австралийский писатель Алан Маршалл памятен нам как автор светлой, пропитанной солнечным светом и запахами земли, как теперь говорят, "позитивной" книги. Шести лет Маршалл заболел полиомиелитом, сделавшим его инвалидом на всю оставшуюся жизнь. Автобиографическая повесть «Я умею прыгать через лужи», рассказывает о борьбе с недугом и победе над ним. Маршалл считал эту первую книгу трилогии (куда еще входят «Это трава» и «В сердце моем») своим лучшим произведением. Несмотря на воспоминания о болезни, это возвращение в радостный мир детства. Главное в повести борьба мальчика с обстоятельствами жизни. Маршалл рассказывает о том, как боролся ребенок, чтобы вопреки судьбе стать полноценным человеком, о том, что помогало ему в этой борьбе борьбе с «Другим Мальчиком» в себе, осторожным и беспомощным, стремящимся уговорить Алана смириться с печальной участью калеки. Вместо постоянно разворачивающейся пружины сюжета Маршалл выстраивает эпизоды, помещая в фокус моменты преодоления, они-то и составляют внутренний стержень повести.


Д. Киз Д. Киз «Цветы для Элджернона» не то произведение, о котором стоит говорить многословно. Во-первых, потому что о нем сказано даже слишком много. Во- вторых, вся насыщенность романа идеями, свойственными классике литературы, сочетается с их изящной прозрачностью. Книга написана в виде дневника. Его пишет умственно-отсталый главный герой Чарли Гордон. После удачной хирургической операции над мышью Элджерноном такая же операция по улучшению интеллекта была проведена Чарли. Очень быстро меняется содержание дневника, его хозяин начинает открывать себя и мир заново. К сожалению, разум Элджернона стал деградировать, и Чарли видит и понимает, что это ждет и его. Книгу стоит прочитать для того, чтобы впустить в себя свет человечности. Хоть конец и будет предсказуем, и надежда - последнее, что в нем можно увидеть, останутся безысходность и доброта, и что-то еще очень важное, чего нам всем не хватает. Не ум, не знание, а понимание. Не жалость, не сочувствие, а поддержка и человечность.


Р. Гальего Р. Гальего Именно так назвал Рубен Гонсалес Гальего изданный в 2002 году вариант своей книги, которая в журнальной обработке появилась под названием «Черным по белому», удостоенной в 2003 году литературной премии «Букер Открытая Россия» за лучший роман на русском языке. В этом автобиографическом произведении нашла свое отражение вся нелегкая судьба ребенка, которому уже в начале его жизни поставили диагноз ДЦП и которого обрекли на переселение из одного советского интерната в другой. Особенностью книги является прежде всего способность автора находить в суровой, страшной, жестокой жизненной реальности смешное, неповторимое и удивительное, а главное доброе. В этой книге почти нет натуралистических деталей. Нет борьбы за права инвалидов, нет публицистических вставок есть безжалостная, прежде всего к себе, исповедь человека, вынужденного быть героем. Как выразился сам Гальего в предисловии к русскому изданию: «Быть человеком трудно, очень трудно, но вполне возможно. Для этого не обязательно становиться на задние лапы. Совсем не обязательно. Я в это верю.


Л. Улицкая Л. Улицкая Смысл жизни родителя - вырастить здорового и благополучного ребенка. А если здоровья нет? Тогда остается только всеми силами противостоять судьбе. Героиня произведения Л. Улицкой по прозвищу «Бухара» - мать девочки с синдромом Дауна. Муж не выдержал этого и ушел. А вот маленькая хрупкая женщина поняла главное: жизнь ребенка является высшей ценностью. Больной ребенок как испытание свыше, и мать это испытание выдерживает. Недаром звучание рассказа Людмилы Улицкой напоминает торжествующий гимн - гимн материнской любви. Вот почему и в названии рассказа они вдвоем - мать и дочь. Милочка – так зовут девочку – вобрав в себя материнскую любовь стала улучшаться в развитии. А мать всеми способами готовит дочь к самостоятельной жизни. Когда-то Иоанн Златоуст сказал: "Добрая ласковая мать кротким обращением с ребенком не только вносит мир в его душу, но и делает для него малочувствительными всякого рода огорчения". А Улицкая добавляет: и делает его счастливым.


Д. Липскеров Д. Липскеров Творчество известного современного писателя Дмитрия Липскерова, автора семи романов, нескольких повестей и рассказов, а также более чем двадцати пьес, трудно отнести к какому-либо литературному направлению. Главная тема этого романа – история любви двух инвалидов, Анны и Евгения, в силу обстоятельств вступивших в переписку. Они рассказывают друг другу о невероятных событиях, проходящих с ними. Но что в их рассказах правда, а что вымысел, не знает никто. Даже сами герои. Это коктейль из выдуманных и реальных персонажей и событий. Это соединение фантазии и мистики, сюрреализма, эротики и романтики. Написан роман с юмором, с умелой стилизацией. А предугадать финал просто невозможно.


М. Хэддон М. Хэддон Марк Хэддон английский писатель, художник-иллюстратор и сценарист. «Загадочное ночное убийство собаки» вошел в лонг-лист премии Букера 2003 года, в том же году был удостоен престижной премии Уитбреда, а в 2004 году Литературного приза Содружества. Рассказчик и главный герой романа Кристофер Бун. Ему 15 лет, и он страдает аутизмом. Он знает математику и совсем не знает людей. Он не выносит прикосновений к себе, ненавидит желтый и коричневый цвета и никогда не ходит дальше, чем до конца улицы, на которой живет. Однако, обнаружив, что убита соседская собака, он затевает расследование и отправляется в путешествие, которое вскоре перевернет всю его жизнь. Автор приоткрывает окошко в мир иного мышления и на некоторое время заставляет читателя думать по-другому.




А. Вестли А. Вестли Герои книг Анне Вестли добры и внимательны друг к другу и всегда готовы прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Дети и родители в них всегда понимают друг друга и, читая эти книги, родители неназойливо учатся быть хорошими папами и мамами. У маленького Каоса есть друг Бьёрнар, который с детства прикован к инвалидной коляске: врожденное ущемление спинного мозга. Но это обстоятельство нисколько не влияет на отношения ребят. С помощью их неуемной фантазии инвалидная коляска Бьёрнара превращается то в автомобиль или автобус, то в пароход или подводную лодку, а то и вовсе в космический корабль. И начинаются увлекательные путешествия. Со временем к их компании присоединяются маленький Пончик и подружка Олауг.


С. Кулидж С. Кулидж Сьюзан Кулидж - псевдоним известной американской писательницы Сары Чонси Булей (), чьи произведения неизменно занимают почетное место в любых сериях книг для детей и юношества, издаваемых как в англоязычных, так и во многих других странах. Особенное внимание читателей привлекла вышедшая в 1872 г. повесть Что Кейти делала. Написанная живым, веселым языком, с мягким юмором, очаровательная, смешная и трогательная история девочки, недугом прикованной к инвалидном креслу. За четыре долгих года Кейти научилась не только принимать свою болезнь, но и терпению, сдержанности, пониманию и любви. В последующие годы, откликнувшись на многочисленные просьбы читателей, Кулидж написала продолжение - повести Что Кейти делала в школе и Что Кейти делала потом.


Ф. Бернетт Ф. Бернетт Десятилетняя англичанка Мэри Леннокс, героиня повести известной английской писательницы Фрэнсис Бернетт (), выросла в Индии. Родители Мэри скоропостижно умирают и девочку отправляют в Англию к ее дяде, владельцу огромного поместья, который постоянно путешествует. И тут одинокую Мэри ждет находка ключа от запертого давным- давно сада и знакомство со своим кузеном, 10 – летним Колином Крэвеном, прикованным к постели. Колин не может ходить не из-за паралича, а просто потому, что мышцы его атрофированы долгим лежанием. Ему предоставлена полная возможность шантажировать своей болезнью весь дом. Но в заброшенном саду, где, как верят дети, обитает «волшебная сила», он делает несколько первых робких шагов. И вот к тайне сада прибавляется новая тайна - Колин начинает выздоравливать. Наконец наступает час торжества детей: Колин выходит навстречу отцу из «запертого» сада - выходит уверенной походкой «как любой мальчик в Йоркшире». Двойное прозрение лорда Крэвена: грех зарыть ключ от сада, грех забросить ребенка. Гармония восстановлена: сад обитаем, а ребенок здоров. Вот синтез книги, за которым проступает символический подтекст - утерянный и обретенный рай.


Э. Хилдик Э. Хилдик Изданная на русском языке в 1969 году издательством «Детская литература», повесть «Питер Брейн и его друзья», к сожалению, с тех пор не переиздавалась. А жаль! Это остроумная, невероятно жизнерадостная история, написанная англичанином Эдмундом Уоллесом Хилдиком (1925–2001), который сначала работал школьным учителем, а потом стал писать детские детективы и приключенческие истории. О чем эта книга? Завязка немудрена. У лондонских школьников начинаются весенние каникулы. По этому случаю в парке устраиваются различные конкурсы и состязания. Победителей ждут призы. Двенадцатилетний Питер после тяжелой болезни потерял возможность ходить. Но разве болезнь - помеха для участия в соревнованиях? Друзья мальчика далеки от мысли, что их отношение к Питеру должно теперь претерпеть какие-то изменения. Напротив, они придумывают план, в котором ему, как «мозговому центру», отводится ключевая роль. Вся книга - летопись побед и поражений ребят в борьбе за вожделенный приз. И какой мощный заряд целебного веселья на этих страницах! Книга учит правильно болеть, а это тоже умение. Хилдик учит и другому: как относиться к больному товарищу. Не жалеть, не выталкивать своей жалостью из жизни, а дружить как прежде.



Исследовательская работа по литературе

«Тема детей с ограниченными возможностями в русской литературе»

(по произведениям В.Г. Короленко «Слепой музыкант», А.А. Лиханова «Солнечное затмение» и Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на черном»)

Выполнила: Фурсова Алена, 8А класс

Краткая аннотация

Ученицей 8 класса прочитаны произведения В. Г. Короленко «Слепой музыкант», А. А. Лиханова «Солнечное затмение» и Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на черном» на предмет исследования в этих произведениях темы детей с ограниченными возможностями в русской литературе, на основании результатов этих исследований проведен анализ каждого произведения в отдельности. Проведен опрос учащихся 7-10 классов на знание произведений художественной литературы о детях с ограниченными возможностями. В итоге работы автор изложила свои выводы о том, что такие дети не ограничены творческим потенциалом и обладают невероятной силой духа. Впервые в нашей школе на материале произведений художественной литературы разработана тема детей с ограниченными возможностями.

Аннотация

В последнее время много говорится и пишется о толерантном отношении к людям разных национальностей. Но люди с ограниченными возможностями здоровья тоже хотят к себе толерантного отношения. В обоих случаях в формировании взглядов общества должны сыграть определенную роль художественные произведения.

Объект исследования: произведения художественной литературы: «Слепой музыкант»В. Г. Короленко, «Солнечное затмение» А.А. Лиханова и «Белое на черном»Рубена Давида Гонсалеса Гальего

Предмет исследования : тема детей с ограниченными возможностями

Цель работы: изучение темы детей с ограниченными возможностями в произведениях художественной литературы

Задачи:

Познакомиться с произведениями художественной литературы, рассказывающими о детях с ограниченными возможностями.

Выяснить, что помогло детям с ограниченными возможностями стать полноценными членами общества.

Проанализировать произведения художественной литературы: В. Г. Короленко «Слепой музыкант», А.А. Лиханова «Солнечное затмение» и Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на черном».

Провести анкетирование учащихся 7-10 классов о том, какие произведения художественной литературы они знают о детях с ограниченными возможностями.

На основе полученных результатов сделать выводы

Методы исследования:

библиографический

исследовательский

социологический опрос

Результаты исследования: дети с ограниченными возможностями могут стать полноценными членами общества при поддержке близких людей, и если они

обладают невероятной силой духа.

План исследования

Заняться изучением проблемы детей с ограниченными возможностями меня побудило многое: материалы газет «Даурская Новь» и «Земля», телевизионные программы, ежегодные фестивали художественного творчества людей с ограниченными возможностями «Здравствуй, мир!», проводившиеся в нашем поселке и районном зале СКЦ, рассказывающие не столько об ограниченных возможностях таких детей, сколько об их возможностях без границ.

Я узнала о том, что дети с ограниченными возможностями ведут вполне нормальный образ жизни, то есть образ жизни, соответствующий здоровому человеку. Они хорошо играют на разных музыкальных инструментах, прекрасно поют, занимаются спортом. Глядя на таких детей, не подумаешь, что возможности этих детей ограничены. Поэтому тема детей с ограниченными возможностями здоровья актуальна: потому что по возрасту мне близок мир подростков, их увлечения, привязанности, а еще и потому, что рядом с нами в одной школе, даже в одном классе, нередко сидят дети с ограниченными возможностями.

Проблема: отсутствие внимания людей к детям с ограниченными возможностями.

Гипотеза : в произведениях художественной литературы показан путь становления детей с ограниченными возможностями.

Ход исследования.

Чтобы достичь цели моей исследовательской работы и проверить гипотезу, мне необходимо провести несколько исследований.

Выстраиваю их в такой последовательности:

Читаю произведения художественной литературы о детях с ограниченными возможностями;

Выясняю, что помогло таким детям обрести счастье;

Анализирую каждое произведение в отдельности;

Провожу опрос учащихся 7-10 классов, чтобы выяснить, знают ли учащиеся нашей школы произведения художественной литературы о детях с ограниченными возможностями, что они знают о таких детях и как к ним нужно относиться;

Делаю выводы о том, зачем нам знать о детях с ограниченными возможностями, зачем читать произведения художественной литературы о них современным подросткам и детям с ограниченными возможностями;

Защищаю работу на школьной научно – практической конференции

Библиография.

Рубен Давид Гансалес Гальего. Белое на черном. СПб – М.: Лимбус Пресс, 2003год, 221 стр.

Научная статья

В литературе есть так называемые «вечные темы», но нет ни одной темы, затрагивающей проблемы детей с ограниченными возможностями. Хотя такое понятие как «инвалид», существует, пожалуй столько же времени, сколько существует и человеческое общество.

Люди с ограниченными возможностями. Как живут такие люди? Какие проблемы их волнуют? Как к ним относятся в обществе? Что помогает таким людям вернуться к полноценной жизни? Может ли человек с ограниченными возможностями стать полноправным членом коллектива?

Чтобы ответить на поставленные передо мной вопросы, я обратилась к таким произведениям художественной литературы, как повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант» (1880 г), повесть А.А. Лиханова «Солнечное затмение» (1998 г) и автобиографический роман в рассказах русского писателя Рубена Давида Гонсалеса Гальего «Белое на черном» (2003 г). Все три произведения написаны в разное время, но рассматривают одну проблему «Что помогло детям с ограниченными возможностями сохранить чувство человеческого достоинства и стать такими, как все, и даже лучше, чем все?».

Мне стало интересно, что заставило этих писателей обратиться к теме детей с ограниченными возможностями. Я изучаю биографии писателей. Вот какие интересные факты я узнала.

1. В.Г. Короленко . Художественные произведения Короленко во многом автобиографичны. Они вобрали в себя богатство жизненных впечатлений и встреч писателя, отразили его тревогу за судьбу народа

Короленко писал: «Материалом послужили воспоминания о слепорожденной девушке, которую я знал в детстве, наблюдения за мальчиком (моим учеником), который постепенно терял зрение, и, наконец, за одним взрослым слепым человеком, развитым и образованным, и вдобавок музыкантом по профессии».

Наиболее сильное впечатление производит сама жизнь писателя, его личность. В моем представлении это человек сильный и цельный, отличающийся твердостью жизненных позиций и в то же время истинной интеллигентностью и добротой, способностью понимать людей. Он умеет сострадать и сочувствовать, и это сочувствие всегда активно. Ссылки и лишения не сломили бесстрашия писателя перед жизнью, не поколебали его веры в человека. Уважение к человеку, борьба за него - главное в жизни и творчестве писателя-гуманиста.

2. А.А.Лиханов. В 1962 году в журнале «Юность» было впервые опубликовано произведение А.Лиханова. Это рассказ «Шагреневая кожа». С тех пор имя писателя вошло в нашу современную литературу. Альберт Анатольевич Лиханов известен как автор многих произведений для подростков. Его повести более ста раз издавались за рубежом. По произведениям А.Лиханова сняты художественные фильмы «Мой генерал», «Семейные обстоятельства», «Благие намерения», «Команда 33», «Последние холода», «Карусель на базарной площади», «Высшая мера» и другие.

Творчество А.Лиханова отмечено премией Ленинского комсомола, Государственной премией РСФСР, международными премиями А.М.Горького и Януша Корчака, премиями Н.Островского и Б.Полевого, а также премией Виктора Гюго (Франция).

В 1987 году по инициативе писателя создан Советский детский фонд им. В.И.Ленина, который он и возглавил. С 1991 года А.Лиханов – председатель Российского детского фонда, а через год писатель стал президентом Международной ассоциации детских фондов.

А. Лиханов – не просто президент народной ассоциации, но еще и писатель – исцелитель душ, заставляющий нас задуматься над смыслом жизни.» Наибольшей ценностью, которой обладает человек, является его жизнь!»- утверждают Альберт Эйнштейн (4) и Альберт Лиханов. Но не следует при этом забывать, что « Жизнь отдельного человека имеет смысл лишь в той степени, насколько она помогает сделать жизни других людей красивее и благороднее» (Э. Севрус) (5)

3. В Испании вышла книга под называнием «Черное на белом». Ее автор – русский писатель с испанским именем Рубен Давид Гонсалес Гальего . Он страдает церебральным параличом, так что книгу писал одним пальцем.

Он внук генерального секретаря Коммунистической партии Испании, но родился в России, в кремлевской клинике в 1968 г., там же из-за болезни он провел с матерью первые полтора года своей жизни, а потом его забрали у матери и сказали ей, что ребенок умер. После этого Гальего побывал в детских домах для инвалидов практически во всем Советском Союзе, где испытал на себе голод, боль и унижение. Все это он и описал в своей книге.

Воспользовавшись неразберихой во время перестройки, Рубен Гальего в 1990 г. бежал из интерната и отправился искать своих родителей. С матерью он встретился в Праге. В настоящее время живет в Мадриде.

Его автобиографический роман в рассказах (так определен критикой жанр произведения) «Белое на черном», появившийся в 2003 году, был удостоен в 2003 году Букеровской премии.

В предисловии автор отмечает: « Меня иногда спрашивают, было ли то, о чем я пишу, на самом деле? Реальны ли герои моих рассказов? Отвечаю: было, реальны; более чем реальны. Конечно, герои мои – собирательные образы бесконечного калейдоскопа… » (3, с.7). Гальего подчеркивает, что умышленно не пишет о плохом, так как в жизни и в искусстве слишком много негативного и ему постоянно приходилось испытывать на себе жестокость и злобу человеческого общества, а описание зла только множит зло, поэтому его книга о силе человека, победе над недугом. После такого признания писателя веришь: все, что написано в романе, - правда.

Прочитав и сопоставив все три произведения, я прихожу к выводу, что во всех трех произведениях возможности детей с ограниченными возможностями не ограничены. Незрячий Петр – стал пианистом; Лена – обрела хорошего друга из «чужого» ей мира, Рубен с диагнозом ДЦП – стал писателем. Возникает вопрос «Что помогло этим людям обрести счастье?» Обращаюсь вновь к произведениям и выясняю, что все три автора проводят своего героя через социальную среду т.е. окружающих людей, а В. Короленко и А. Лиханов проводят еще и через семью. Все три автора показывают своего героя человеком увлеченным и целеустремленным, занимающимся самовоспитанием. Поэтому их герои становятся полноценными членами общества.

В соответствии с данной схемой анализирую каждое произведение в отдельности и сопоставляю.

Цель этого анализа – как семья и социальная среда влияют на формирование мировоззрения подростка-инвалида, и как увлечения героя и самовоспитание помогают ему стать таким, как все.

1. Семья

В.Г. Короленко

«Слепой музыкант

А.А. Лиханов

«Солнечное затмение»

Гонсалес Гальего

«Белое на черном»

Нежность и поэтичность матери и мужество старого воина дяди Максима помогли Петру узнать мир. Педагогика дяди Максима сурова и проста: нельзя создавать замкнутый круг и ограждать ребенка от жизни; где только возможно, он все должен делать сам; только необходимость действия помогает развитию способностей.

"…у меня нет ноги и руки, но есть глаза. У малого нет глаз, со временем не будет ни рук, ни ног, ни воли…”(1,с.23) Самое главное, чего боится Максим, что Петрусь лишится воли, а значит ничего не добьется в жизни

"…у него пока есть все шансы развить все остальные способности, чтобы хотя бы отчасти заменить свою слепоту…” (1, с.26)

Хорошая дружная семья, заботливые родители, готовые сделать все для любимой дочери: захотела Лена длинное платье, чтобы скрыть больные ноги, и оно сразу появилось; показалось родителям, что девочке скучно целый день быть одной – мать решила уйти с работы ради дочери.

Отец стал для Лены образцом: «Это настоящий человек…И папкин характер такой, что требует уважения, беспрекословного уважения. Петр Силыч. Даже в имени его что-то сдержанно глубокое.».(2,с.7)

Отец не уходил от правды, какой бы жестокой она ни была. На вопросы Лены о том, что будет в жизни с ней, отвечал открыто: « Позор, если стану тебе лгать… Легче тебе не будет». «Ты все сможешь, только помни всегда: не быть – проще, чем быть» (2, с.12

Совсем другая ситуация у героев Гальего. Рубен никогда не видел своих родителей. Когда Рубен был маленьким, лет до шести он мечтал о маме. ему грубо объяснили, что чернокожая мать его бросила. Так рухнула первая детская мечта.

Только став взрослым, узнал, что его дедушка – генеральный секретарь коммунистической партии Испании. Жизнь подростка изменилась бы, если б знал хоть что-нибудь о своих родных: «Моя жизнь пошла бы совсем по-другому… Я был бы уверен, что после окончания школы меня не отвезут умирать. Ко мне приедет дедушка и заберет меня….Я перестал бы быть сиротой.» (3,с.134).

Социальная среда.

В.Г. Короленко

«Слепой музыкант»

А.А. Лиханов

«Солнечное затмение»

Гонсалес Гальего

«Белое на черном»

Эвелина, с которой Петр познакомился еще в раннем детстве, становится верной спутницей его жизни. Это Ангел-хранитель. Она понимает страдания и сомнения Петра - и совершает «тихий подвиг любви»: она первая говорит о своем чувстве Петру. Решение создать семью также исходит от Эвелины.

Иохим приобщает Петра к народной жизни и к миру музыки. В кругу деревенских ребятишек рассказывает веселые присказки и сказки, играет на дудке, поет песни.

Семья Ставрученков дает понятие о существовании другого мира, мира вне усадьбы. Петр узнает от Ставрученко легенду о слепом бандуристе Юрке. Отношение к миру и людям меняется. Знакомство с новыми людьми и большим миром принесло юноше не только страдания, но и понимание того, что выбор пути принадлежит самому человеку.

Одной большой семьей жили в интернате воспитанники и сотрудники, поэтому Лена чувствовала себя наравне со всеми. Это и учительница словесности Вера Ильинична – добрая, заботливая женщина, и тетя Дуся, которой позволялось жалеть воспитанников, и Зинка, любившая разго-варивать с Леной.

Федор открывает Лене «другой мир», стано-вится верным другом, заставляет Лену поверить в то, что рассудок не должен побеждать чувства. Мироощущение Лены меняется, она по-новому видит окружа-ющих людей. Если "…прежде этот водово-рот ее не касался, там шла чья-то чужая и чуждая ей жизнь”, то "теперь получалось, что это чуждое задевало ее…”

В книге Гальего одна из глав так и названа «Нянечки»: «Их было мало. Настоящие нянечки, именно няни, забот-ливые и ласковые. Я не помню их имен, вернее, не помню всех имен всех добрых нянечек. Между собой мы делили их на «злых» и «добрых» (3,с. 41) Чаще всего добрые нянечки были верующими. Они моли-лись ночью во время дежурства, крестили на ночь детей, приносили крашеные яйца в Пасху, добросовестно мыли полы, меняли белье, но таких нянечек было, к сожалению, немного.

Учительница – одна из добрейших женщин на земле, Сашина мама, которая хотела его усыновить, но ей не дали, студентка пединститута Лоли-та (по национальности испанка) – это те люди, которые помогли остаться «человеком».

«Злые» нянечки не сде-лали Рубена бесчувственным человеком, и он благодарен оказавшим ему помощь: «Спасибо всем добрым нянечкам за то, что научили меня доброте, за то тепло в душе, что я пронес через все испытания…Спасибо за любовь и христианское милосердие…» (3,с.44)

Вывод: жизнь детей с ограниченными возможностями в социуме во многом зависит от людей, которые окружают их и от того, какое участие примут эти люди в жизни такого человека.

3. Увлечения. Любовь, внимание со стороны родных и близких людей, правильное воспитание – все это помогает героям первых двух произведений справиться с недугом. Но ведь может случиться так, что рядом не окажется близких людей, как в романе Гальего «Черное на белом». Значит – все? Жизнь потеряна? Смириться и страдать или бросить вызов судьбе?

В.Г. Короленко

«Слепой музыкант

А.А. Лиханов

«Солнечное затмение»

Гонсалес Гальего

«Белое на черном»

У Петра - это музыка. Именно при помощи музыки для Петра открылся мир, звучащий вокруг. Она наполняла его, позволяя понять окружающее, постичь жизнь. И игра Иохима на дудке, и его песни, в которых Петр слышал и грусть, и любовь, и надежду, и песня бродячих слепцов, которая заставляла забыть о себе и задуматься о чужом горе

Мир увлечений Лены разно-образен: собирала фотогра-фии любимых артистов (Ни-колай Тихонов), выдающих-ся людей (Ленин); много читала (разлюбимая книга «Молодая гвардия». «Могла быть в жизни Ульяной Гро-мовой, Любовью Шевцо-вой» - говорила маме Вера Ильинична (2, с.26) .

У Лены хорошая память, заучивает наизусть стихо-творения А. Пушкина, устраивает персональные вечера.

Представляет себя в необычном виде (летчицей, артисткой, на лыжах)

У Рубена – талант писателя.

Мечтал (мечтал о маме, мечтал стать «ходячим», потому что «они были людьми»(1, с. 43) и к ним относились лучше, чем к тем, кто прикован к постели. У «ходячих» была надежда – стать нужным человеком для общества.

Хорошо учился (в конце каждого года торжественно получал почетную грамоту «За отличную учебу и примерное поведение».

Обладал хорошей памятью, много читал, изучал английский язык (лишь бы чем-то заниматься)

Самовоспитание.

В.Г. Короленко

«Слепой музыкант

А.А. Лиханов

«Солнечное затмение»

Гонсалес Гальего

«Белое на черном»

С самого детства начинает расспрашивать обо всем, что привлекало его внимание. Но чем больше Петр становился личностью, тем больше ему казалось, что жизнь его никому не нужна.

Петр понимает, что он лишний в этой жизни.

Петр делает выбор: уходит странствовать со слепыми по совету дяди. Поиски своего места в жизни.

После долгого стран-ствования, на смену злобе приходит сострадание к людям и желание помочь им. В конце концов страдания, о которых он узнал по собственному опыту, излечили его, душа исцелилась: « как будто кошмар навсегда исчез из усадьбы», куда Петр возвратился. Петр побеждает самого себя.

Вместо слепого, эгоист-ичного страдания он обрел в душе ощущение жизни «… он стал чувствовать и людское горе и людскую радость» (2,с.124)

Не любит жалости к себе, даже не допускает этого. Когда мать решила уйти с работы, Лена выдвигает ультиматум: резко настаивает на том, чтобы ее отвезли в интернат. Самое жесткое требование Лены – не считать ее больной. Что посильно, старается выполнять сама. Очень любопытная (неделю наблюдала за Федором из окна), общительная, нетерпима к чужому несчастью, но эгоистичная (до встречи с Федором, думала только о себе). Не могла равнодушно сидеть, когда другие ссорятся.

Она особенно остро начинает чувствовать чужую беду. Раньше сосредоточенная только на своих переживаниях, девушка теперь стре-мится помочь другим: "Доброта! Вот! Это единственное, чего жела-ла теперь Лена. Беско-нечно доброй – единст-венно такой! - желала она быть. Везде, всегда, со всеми”. (2, с.34)

Заставлял себя ползать и «ползал быстро, за полчаса мог проползти метров триста, если бы не уставал.. Но я мог ползать! Ползать в палате могли только я и Василек – это и отличало нас от остальных» (3,с.45-46)

Как выжить, когда у тебя нет ног и то, что называют руками, можно назвать так с натяжкой, к тому же ты еще и сирота? «Нали-чие умной головы и благо-родного сердца в нашем мире явно недостаточно для достой-ного существования» (2,с.14) «Ты обречен быть героем до конца своих дней (3,с.9).

Каждый день – это борьба с недугом, который надо победить во что бы то ни стало; это борьба с жестоким миром, в котором только на словах все прекрасно, на деле же всеобщее непони-мание и ложь. Лгут почти все, начиная от учителей и кончая родными. «Медленно умирать, проклиная свою никчемную жизнь, изводя себя и близких бесконечными жалобами на неудачную судьбу, - удел слабых» (3.с.11) Чтобы жить, надо быть сильным духом. Но как это сделать? В школе на уроках не дают таких знаний, в книгах об этом не пишут. И только герой Николая Остров-ского, не знающий компро-миссов, помог выжить. «Но, как Павка Корчагин, я не хочу умирать до смерти. Я буду жить до последнего. Я буду драться.» (3,с.16-17) Но выжить в этой жизни мало, надо остаться добрым, сохранить в себе нежное сердце, чистую душу.

Вывод: только сила человеческого духа способна преодолеть и неизлечимую болезнь и другую трагическую безвыходность.

В результате анализа каждого произведения в отдельности вот что у меня получилось:

Повесть В.Г. Короленко заканчивается концертом, где мы видим Петра, уверенного, сильного. «Он прозрел и сумеет напомнить счастливым о несчастных…» (1, с. 124). Этого он достиг лишь с помощью окружения и собственного упорства.

В повести А. А. Лиханова «Солнечное затмение» Лене очень повезло, что рядом с ней оказался такой человек, как Федя, добрый, чуткий, сострадательный, надежный. У нее замечательная семья, любящий и понимающий учитель. Они все живут для нее. А она будет жить для них. Ведь в жизни так важно, чтобы хоть кто-то подал тебе руку. Лена осознает «Жить хорошо. Даже если у тебя нет ног». (2, с. 35)

Читать роман Гальего сложно, порой даже страшно. Но эта книга не может оставить никого равнодушным, она словно срывает с нас, благополучных и здоровых, шелуху на сердце, заставляя по-другому взглянуть на мир. Такая книга дает ответ и на главный вопрос для инвалидов: зачем жить?

«Я искренне желаю, страстно хочу, чтобы моя черная полоса продержалась подольше, не менялась на белую. Я не люблю белый цвет. Белый – цвет бессилия и обреченности, цвет больничного потолка и белых простыней. Гарантированная забота и опека, тишина, покой, ничто. Вечно длящееся ничто больничной жизни. Черный – цвет борьбы и надежды. Цвет ночного неба, уверенный и четкий фон сновидений, временных пауз между белыми, бесконечно длинными дневными промежутками телесных немощей. Цвет мечты и сказки, цвет внутреннего мира закрытых век. Цвет свободы, цвет, который я выбрал для своей электроколяски. После меня останутся только буквы. Мои буквы, мои черные буквы на белом фоне».(3, с. 234)

Таким образом, в произведениях художественной литературы путь становления детей с ограниченными возможностями показан через семью, окружающих людей, хотя многое все-таки зависит и от самого человека. Благодаря своей целеустремленности дети с ограниченными возможностями являются полноценными членами общества.

Моя гипотеза доказана.

Для полноты своего исследования мне захотелось провести анкетирование учащихся 7-10 классов, чтобы выяснить, что они знают о детях с ограниченными возможностями.

Всего было опрошено 139 человек.

Были предложены следующие вопросы:

Что вы знаете о детях с ограниченными возможностями?

Нужно ли относиться к таким детям по-особому? Почему?

Назовите произведения художественной литературы, в которых рассказывается о жизни детей с ограниченными возможностями..

Проведя анкетирование в 7-10 классах, я пришла к выводу, что все учащиеся имеют представление о детях с ограниченными возможностям м, по-особому относиться к таким детям считают 69% учащихся, 19% детей считают, не нужно по-особому к ним относиться,1% учащихся считает, что по-особому к таким детям относиться нужно не всегда, 91% учащихся не могут назвать произведения художественной литературы, рассказывающие о детях-инвалидах, а 7% учащихся назвали повесть И. С. Тургенева «Муму», где о детях-инвалидах не говорится, хотя Герасим – инвалид с рождения.

Получается, учащиеся нашей школы мало что знают о детях с ограниченными возможностями или не интересуются такими детьми, ведь дети с ограниченными возможностями обучаются индивидуально, и мы практически о них ничего не знаем. А может недостаточно произведений написано о таких детях, или они не включены в школьную программу? А современные подростки читают сейчас очень мало или вообще не читают, ограничиваются в основном только школьной программой, поэтому эта тема для них закрыта.

Я считаю, что мы должны знать о таких детях, ведь дети с ограниченными возможностями - тоже дети, как и мы, а в чем-то и лучше нас. Как и всем детям, для развития им необходимо общение со сверстниками. У них, как и других детей, есть свои интересы, увлечения, мечты «кем-то стать, когда вырастешь», обрести профессию и получить достойную работу.

Таким образом, прихожу к следующим выводам: все три автора показали, чтодети с ограниченными возможностями могут стать полноценными членами общества при поддержке близких людей, и если они обладают невероятной силой духа.

И все-таки надежда остается: люди с ограниченными возможностями здоровья должны стать и в нашей стране полноправными членами общества, отношение к ним должно измениться. Нужно не только говорить о таких детях, их проблемах и достижениях, но и правдиво, не приукрашивая, не искажая факты, рассказывать о судьбе детей с ограниченными возможностями в произведениях художественной литературы, на страницах местных газет, по телевидению. Это необходимо, прежде всего, здоровому человеку цивилизованного общества, чтобы понять и принять Богом обделенного собрата, помочь ему в жизни и самому стать добрее. Такие произведения нужны и инвалидам, чтобы найти выход из непростых жизненных ситуаций. Такие произведения, я надеюсь, изменят наше общество в целом.

Список литературы

Короленко В.Г. «Слепой музыкант», Москва, 1983 год,126 стр

Лиханов А.А. «Солнечное затмение», Москва, 2005год.

Рубен Давид Гансалес Гальего. Белое на черном. СПб – М.: Лимбус Пресс, 2003год, 221 стр.

http://www.aforismo.ru/authors/1971/3/

Мечик И.А.
к.п.н., доцент ПГСГА

Детская литература: дети с ограниченными возможностями

В.Г. Белинский подчеркивал, что если писатели показывали в детских книжках жизнь и мир «не в истертых сентенциях, не в холодных нравоучениях, не в сухих рассказах, а в повествованиях и картинах, полных жизни, движения, проникнутых одушевлением, согретых теплотою чувства, написанных языком легким, игривым, цветущим в самой своей простоте», то их произведения «могли бы служить одним из самых прочных оснований и самых действенных средств для воспитания детей» . Положения В.Г. Белинского не теряют своей актуальности и в наши дни. Мировая детская литература дает воспитателям произведения о детях с ограниченными возможностями, показывающие пути включения их героев в большой мир общественной жизни. Тема инвалидности детей недостаточно исследована в мировом литературоведении, в частности, отечественном. Интересна статья М. Карлайн о теме инвалидности детей в американской детской литературе второй половины ХХ века (1940 – 1984 годы).
Делая обзор исследований книг о детях-инвалидах, М. Карлайл констатирует следующие их параметры: виды инвалидности (аутизм, глухота, анорексия, эпилепсия, церебральный паралич, способность к обучению, шизофрения, двойная ампутация, нарушение зрения, СПИД, болезнь Альцгеймера и рака, аллергия, полиомиелит), доля персонажей мужчин и персонажей женщин, доля персонажей – представителей этнических групп, количество обращений к детям-инвалидам, уровень литературного качества и сравнение этих параметров до и после 1975 года.
М. Карлайл подчеркивает, что все исследователи отмечали при количественном росте книг о детях-инвалидах преобладание среди них посредственных, в которых «сюжетная линия была слаба», «было слабое развитие характера» .
Небезынтересна приведенная М. Карлайл трактовка в средствах массовой информации стереотипов персонажей-инвалидов: вызывает жалость; является объектом насилия; является носителем зловещего, зла; используется как эффективный фон; рассматривается как святой или благочестивый человек; как центр насмешек из-за нетрудоспособности; инвалидность – враг человека, который может быть успешным, если победит врага; инвалид как «бремя», предмет заботы, который не может быть независимым; как несексуальный; не способен полноценно участвовать в повседневной жизни. По мнению исследователей, как отмечает М. Карлайл, в книгах детской литературы к концу ХХ века прослеживается постепенное уменьшение обращения к названным выше стереотипам и преобладание показа инвалидности персонажа как «собственного злейшего врага» .
В русской детской литературе первые произведения о детях с ограниченными возможностями появились в IХХ веке. Отличительной особенностью их стало решение проблемы включения детей с ограниченными способностями в большой мир окружающей их жизни. Об этом была повесть В.Г. Короленко «Слепой музыкант» (1898г.). Врожденная слепота героя не помешала ему стать полноценным членом общества, быть интересным, жить содержательно. Помогали в этом мальчику Петрусю на протяжении его жизни беспокойный дядя, умная мать, гости – студенты, высоко оценившие талантливую игру мальчика на фортепиано, полюбившая его в юности девушка.
В.Г. Короленко подробно останавливается на моментах соприкосновения слепого мальчика со звуками окружающего его мира, которые были наполнены преодолением страха перед непонятным многоголосием сначала весны, затем фортепиано. Завораживающие напевы народной дудки приводят постепенно к увлечению музыкой, овладению разными музыкальными инструментами. С возрастом приходит осознание изолированности от окружающего мира, вызывающее озлобленность на него. Путь героя В.Г. Короленко к преодолению этого озлобления лежал через сравнение своей обеспеченности со страданиями голодных, бездомных людей, своих умозрительных страданий с их физическими страданиями, понимание страданий таких же, как он слепых, но нищих людей. Сострадание, сочувствие чужому горю, чужой беде заставили героя В.Г. Короленко забыть о своих мучениях. Детское увлечение музыкой переросло в любимое занятие, определило цель жизни, место героя в ней.
Сразу после опубликования повесть В.Г. Короленко вошла в детское чтение. Благодаря повести В.Г. Короленко в русской детской литературе определилась тенденция создания образа ребенка-инвалида как человека, способного к общественной жизни. Путь к этому – не слепая любовь, не излишняя забота, не жалость, а грамотное воспитание, разумное отношение к ребенку родных и близких, квалифицированная помощь в определении его цели жизни.
Эта тенденция получила продолжение в русской детской литературе ХХ века. Представляют интерес для воспитателей, родителей и больных детей – читателей те произведения К. Чуковского, С. Михалкова, А. Лиханова, герои которых лишены способности двигаться, прикованы к постели, к инвалидному креслу.
В 1933 году в журнале «Еж» была опубликована повесть К. Чуковского «Солнечная». Так называлась одна из двенадцати площадок санатория на берегу Черного моря для костно-туберкулезных больных детей. Болезнь лишила их возможности бегать по берегу моря, наслаждаться купанием в его волнах. Им доступны только щедрое южное солнце, морской воздух. Смысл названия повести связан с той светлой позитивной и оптимистической атмосферой, которую создавали окружавшие детей взрослые. Кроме медперсонала это были инструкторы, учителя, «которые учили ребят и политграмоте, и зоологии, и физике, и переплетному, и столярному делу» .
На вооружении врача – юмор в общении с тяжело больными детьми. Лечащими пилюлями для героев К. Чуковского было разнообразное содержание их жизни в санатории. Покраска ведер для колхоза позволила испытать чувство наслаждения работой. Изготовление праздничных украшений для кроватей, украшений себя позволяли почувствовать пусть и опосредованное, но приобщение к участникам всеобщего праздника Первомая. Радость дало каждому и ставшее доступным пускание змея, принесенного на площадку инструктором по труду. Объединила всех ребят и проблема борьбы за чистую речь, за речь без ругательных слов.
Герои К. Чуковского – подростки, действенные, энергичные, инициативные, нетерпеливые в силу своего возраста, которых лечила занятость значимым делом. Врачи лечили больных детей, стремясь поставить их на ноги в буквальном смысле этих слов. Задача учителей, инструкторов не менее важная и сложная – дать детям веру в себя, веру в осуществление мечты – быть полезными обществу, стране, в будущем включиться в творческую работу взрослых. Одним из результатов терпеливой, благородной работы учителей, инструкторов было отвлечение детей от их физического недостатка, недомогания, боли. Дети не забывают о своей инвалидности, но меньше думают об этом. В силу подростковой потребности признания и уважения сверстников больные дети старались не показывать свои страдания. Когда их везли на перевязку, они «считали своим долгом балагурить, смеяться, выкрикивать забавные стишки, словом, всячески показывать, что они молодцы и что перевязочная им нипочем» .
Такими увидел сверстников повествователь – ребенок, который подчинился общей атмосфере: «Дома, окруженный родными, Сережа визжал,.. от малейшего прикосновения врача к его больному колену, а здесь, на глазах у товарищей, он, не сморгнув, выносил самые мучительные пункции» . Заслуга учителей, инструкторов в том, что у детей исчезли « злобная угрюмость, которая в прежнее время отличала тяжелых больных» , что нет чувства уныния, беспомощности, а появляется цель, придающая смысл их жизни.
Понятия: цель жизни, счастье заниматься любимым делом, иметь возможность общаться со сверстниками, ощущать себя полезным, нужным для кого-то – усваиваются и становятся значимыми и наполняются смыслом для маленькой девочки Оли – героини рассказа С. Михалкова «Фантик» (1992 г.).
Героев К. Чуковского с героями рассказа С. Михалкова «Фантик» объединяет общая беда – невозможность ходить, прикованность к инвалидной коляске, которую Михалков называет мягко креслом. Если у К. Чуковского в центре внимания дети-подростки среднего возраста, то у С. Михалкова –дошкольники. В силу возраста они находятся рядом с родителями. Героиня С. Михалкова может передвигаться только в инвалидном кресле на больших колесах, с которым она давно освоилась, умеет им управлять. Благодаря инвалидной коляске Оля знает не только свою квартиру, но и городской парк. Заботится об этом ее мама. Но мама девочки старается отвозить дочь, чтобы не травмировать ее, в те уголки парка, где нет бегающих, прыгающих здоровых детей. Девочке грустно, когда она их видит. Грустно ей от мысли, что ее туфельки всегда будут новыми, что не сможет она никогда сорвать цветок. Безнадежность ощущается в этих ее размышлениях, в ее одинокой фигурке на аллее парка. Это состояние усиливается сочувствующими взглядами расступающихся перед ней людей, их умолкании при появлении Олиного кресла с большими колесами. От жалости окружающих Оле больно. Писатель устами ребенка выражает свою позицию, свое понимание общения с больными детьми: «Но ведь я не могу ходить… Меня все жалеют, а мне это не нравится… Только, пожалуйста, не жалейте меня» .
Решение проблемы помощи детям, больным ДЦП, С. Михалков связывает с появлением в жизни Оли и таких же больных, как она, ее сверстников, и взрослого человека. Почувствовать себя такой, как все, помогает героине С. Михалкова добрый, отзывчивый, неравнодушный к чужому горю Иван Иванович Фантиков, которого дети называли Фантик. Он – лилипут, тоже не такой, как все. Фантик хорошо понимает страдания детей, так как в детстве испытал такую же боль от сознания своей беспомощности, ненужности никому. Фантик стал артистом цирка благодаря обнаруженным музыкальным способностям, проявленной силе воли, характера. После окончания работы в цирке он стал хорошим воспитателем всех городских детей, не имевших возможности ходить, бегать.
Фантик организует общение детей-колясочников, живущих в городе. В своей работе с детьми Фантик считает необходимым пробудить в детях желание чем-нибудь заниматься. В каждом ребенке он видит будущих поэтов, музыкантов, художников, изобретателей и убеждает каждого в том, что заниматься нужно тем, что получается лучше всего. Ключиком контакта с детьми, взаимопонимания становится его приглашение принять участие в городском празднике юных фантазеров. Фантик организовал общение детей-колясочников по их интересам. Фантик индивидуально встречался с каждым ребенком-колясочником, осторожно вводил каждого в создаваемый им коллектив. От фантазии Фантик подводит детей к размышлениям и выводам о том, что жизнь – это не просто существование, а понимание того, как и для чего живет человек, даже если он прикован к креслу на колесах.
Знакомство героини С. Михалкова со сверстниками, проявление их интереса к ней, ее рисункам, разделение с Олей радости победы на конкурсе детских рисунков, обмен мнениями о достижениях присутствующих на празднике вселили в нее уверенность в своих возможностях, избавили от чувства одиночества, заставили почувствовать свою значимость, востребованность. Устами героини девочки Оли автор дает ответ на вопрос Фантика детям «Что такое счастье?»: «Это когда человек знает, зачем он живет!» (4, с.41). Дети, прикованные к коляскам на колесах, герои рассказа С. Михалкова, знают, зачем они живут. У них появились любимые занятия, многочисленные друзья и надежда на то, что добрые дяди в белых халатах изобретут «лекарство для лечения больных детей, о котором мечтали все мамы на свете» . Фантик – это образ волонтера, человека, бескорыстно работающего с больными людьми. В 90-е годы рассказ С. Михалкова «Фантик» был как призыв к работе с больными детьми, а в наши дни – достойный пример для подражания.
Перекликается с произведениями К. Чуковского «Солнечная», С. Михалкова «Фантик» повесть А. Лиханова «Солнечное затмение» и присутствием в названии слова «солнечная» и тем, что героиня Лена прикована к инвалидной коляске (1977).
Героев дошкольников С. Михалкова, подростков К. Чуковского, восьмиклассницу А. Лиханова объединяет по-разному выражаемое неприятие ими жалости окружающих.
Героиня А. Лиханова оценивает свою жизнь с позиций того переходного от среднего к старшему подростковому возрасту, когда самоанализ, анализ окружающих становится преобладающим. В своих размышлениях о происходивших вокруг нее и с ней событиях Лена пришла к выводу, что болезнь делает людей жестокими. В силу этого она прямолинейно и отчаянно требовала еще в шестом классе от новеньких учителей интерната не жалеть их, прикованных болезнью к инвалидной коляске, говорить с ними откровенно, правду, не лгать им.
Отношение учителей к ранимым девочкам-инвалидам как к полноценным людям помогало им бороться с болезнью, стремиться жить полноценно, читать книги, танцевать, сидя в колясках, на своих балах, организованных для них учителями.
Если герои С. Михалкова, К. Чуковского находятся в периоде поиска, определения цели жизни, интересного и полезного занятия, то героиня А. Лиханова – сложившийся характер, на который повлияла болезнь. В силу этого она категорична, непримирима, прямолинейна, ранима. Уверенность, душевное равновесие давали отец, понимавший любое состояние дочери и всегда поддерживавший ее, и учителя интерната, организовывавшие содержание жизни больных детей. Начитанность Лены и ее подруг помогали понимать сложности жизни общества, взаимоотношений людей и своего положения. Все познаваемое примерялось на себя, беспомощных физически, но духовно обогащавшихся. У героини А. Лиханова этот аспект усилен контрастом мамы и учителей интерната для больных детей, где большую часть года проводит Лена. Ей важен коллектив сверстников и позиция взрослых по отношению к ней как к инвалиду-колясочнику. Коллектив интерната стал для нее второй семьей, вторым родным домом. Если у мамы постоянно жалостливый взгляд, слезы в глазах, то учителя в лице Веры Ильиничны – сдержанные, лучше понимающие и чувствующие Лену и ее подруг. Мама исходит в своем общении с дочерью только из своей беспомощности, желания защитить дочь от всего, в том числе и от просыпающихся девичьих чувств. Лена ощущает эту разницу и определяет ее в форме обращения к маме «мамуля», что звучало порой иронично, к Вере Ильиничне – «мамочка», выражавшее полное взаимопонимание, любовь, взаимное уважение. Развитие этого отношения – в осознании Леной своей любви к обеим мамам, в понимании поведения родной мамы, в осознании своей несправедливости по отношению к ней.
Жестокость, беспощадность Лены, проявлявшиеся, прежде всего, по отношению к себе в запрете расслабляться, в требовании к родителям не считать ее больной, делали ее взрослой не по годам. Жестокость Лены проявилась и в запрете себе любить. Лена не смогла противостоять охватившему ее чувству первой влюбленности. Она окунулась в него полностью, почувствовала себя счастливой, полноценной. Но это был короткий период счастья, когда тревожили, мучили сомнения о том, что нет перспективы в ее отношениях со сверстником Федором. Категорично решение Лены, объявленное Федору, расстаться как можно раньше («…лучше самим и теперь» , чтобы не было слишком больно. Позиция автора – в осознанном решении обоих подростков продолжать дружить: «Пока мы не взрослые, рассудок не должен нас побеждать. Не должен!», «…я согласен. Так, наверное, и бывает, когда люди становятся взрослыми, но мы же не взрослые. Мы не должны, пока не взрослые…» .
Эти немногие произведения талантливых авторов, к которым мы обратились, многое дают взрослому читателю, работающему с больными детьми разного возраста, помогают понять особенности их мировосприятия и определять свою позицию в общении с ними. Ценны они и для читателя – ребенка, здорового и больного, особенно в аспекте тенденции нашего времени сделать обучение детей-инвалидов совместным со здоровыми детьми. Глубже понять личность ребенка-инвалида помогут и другие произведения мировой литературы: Д.Н. Мамин-Сибиряк «Господин Скороходов», А. Алексин «Сердечная недостаточность», Н. Думбадзе «Я вижу солнце», М. Петросян «Дом, в котором…», А. Маршалл «Я умею прыгать через лужи», Э.Л. Войнич «Прерванная дружба», Р. Гонсалес «Я стою на берегу, не могу поднять ногу…», «Белое на черном», Д. Киз «Цветы для Элджернона». Д. Лессинг «Пятый ребенок» и другие.
Список использованной литературы
1. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов о детской литературе. – М., 1953.
2. Карлайн М. Изображение людей с ограниченными возможностями в области литературы для детей: 1940-1980. // http:bpt.slis.indiana.edu
3. Чуковский К. Солнечная. ОГИЗ. – Горьковское областное изд-во, 1937.
4. Михалков С. Фантик. – М.: «Самовар», 2001.
5. Лиханов А. . Солнечное затмение. // Лиханов А. Собр.соч. в 4-х тт. Т. 2. – М., 1986.

Я решилась написать это истории таким же мамам, как и я. Может быть, еще и тем, для кого инвалиды и их семьи - это помеха или явление природы, но не более того. Я сама жила так же, пока в мою жизнь не вошла боль, потому что началась длительная операция на моем сердце.

Слава Богу, что мой сын - инвалид

Так получилось, что долгожданный подарок - сын - с рождения был «не таким». Я даже и не могла бы сформулировать мысль, что же именно было не так. Но с первого же дня сердце болело и проворачивалось внутри от ощущения этой его «инаковости». Диагноз звучит сложно, проще сказать, что это - вариант аутизма.

Почти четыре года я работала как реанимация, приобретала навыки дефектолога, логопеда, психолога, прикладника. Диагноз для меня был как стена из железобетона, которую проходилось пробивать голыми руками, лбом, как угодно, но при этом не сдвигаясь не только вперед, но зачастую - после длительной реабилитации - отползая далеко назад.

На этих-то войнах и пришлось встретить саму себя. И как ни парадоксально это звучит, за эту встречу я и благодарна Богу больше всего на свете. Вначале гордыня, конечно же, привела с собой отчаяние. Но при этом мягко и с силой неизбежной аксиомы меня Господь подвел к молитве. Можно было какое-то время ссылаться на усталость и невозможность молиться, но от действительности было не уйти. Ничто не помогало, ребенок не развивался, стало хуже, его организм стал отказывать. Но перед глазами было Евангелие… И только когда пришло осознанное вымаливание ситуации, начались сдвиги в лечении. Заканчивалась молитва - заканчивались «совпадения».

Не знаю, почему врачи не давали так долго инвалидность. Но я знаю точно, что и сама не была готова к приговору. Воюя с ветряными мельницами клинических проявлений, я упорно держалась за счастливый финал. Господь семь лет давал эту надежду. Да и врачи говорили о возможности перелома в лучшую сторону. А потом - послали на группу. И не потому, что я перестала молиться. А потому, что пришла пора пройти урок, к которому готовил меня милостиво Господь целых семь лет. «Да будет воля Твоя…»

Здравствуй, мой особенный сын. Ты со мной проходишь мои уроки жизни, мои двойки - это твои двойки. И ты помогаешь мне их исправлять и терпишь меня же, когда я воюю не с твоей болезнью, а прежде всего с самой собой. У нас впереди целая жизнь, такой долгий бесценный урок. И помоги нам Бог выучить его и сдать в конце самый главный экзамен.

Мать

В коридоре стояла коляска для двойни, только очень большого размера. Такой своеобразный паровозик, который даже на сторонний взгляд выглядел тяжело и массивно. Пока я пыталась понять, для чего такая громоздкая конструкция, из физиокабинета спиной ко мне стала потихоньку выбираться хрупкая женская фигура. На ее шею были заброшены руки достаточно взрослого ребенка, который был только на полголовы ниже матери.

Тут же развернувшись, она быстро вернулась в кабинет… и таким же образом вынесла второго ребенка: руки мальчонки безжизненно болтались вдоль тела

Стало понятно, что у мальчишки был сильный , даже голову он не мог хорошо держать. Мать привалила его к себе и почти волоком потащила к коляске. Потом особым отработанным движением положила в коляску сынишку - а он ничем не мог ей помочь. Тут же развернувшись, она быстро вернулась в кабинет… и таким же образом вынесла второго ребенка. Только руки мальчонки даже не лежали у нее на плечах, а посторонними предметами болтались вдоль тела.

Уложив и второго сына в коляску, женщина распрямилась, схватилась за поясницу и повернулась ко мне:

Вы не могли бы подержать дверь открытой, пока я вытолкаю коляску к лестнице?

На меня смотрели безнадежно утомленные глаза, васильковый цвет которых был подернут проволокой боли. Ей, похоже, не было и тридцати.

Дверь я открыла. Она подкатила коляску к лестнице на второй этаж, затем вынула первого мальчишку и потащила на себе: в реабилитационном центре не было лифта, да и сама лестница была узкой.

Пожалуйста, побудьте с Максимом. Я быстро.

Максим сидел спокойно. Глаза блуждали по пространству, не останавливаясь на предметах. Я его тоже не заинтересовала. Из уголка рта протянулась слюна.

Женщина спустилась, взвалила на себя уже второго ребенка и потащила его вверх по лестнице. Я отвернулась. Сил смотреть больше не было.

Потом мы еще несколько раз сталкивались с ней в коридорах центра. Я узнала, что она живет одна с матерью. Отец детей сбежал, как только они появились на свет: сразу же стало ясно, что они - . Старший, Толик, немного крепче и может жевать и даже иногда встает в коечке, держась за борта. А младший глотает только жидкую пищу и совсем не держится на ногах. Им уже исполнилось десять лет.

Последний раз я видела ее на улице, за забором центра. Она стояла, скорчившись от боли в спине, и судорожно курила. Времени у нее не было: дети вот-вот должны были проснуться после короткого дневного сна.

Я застыла в воротах и… не столько поняла, сколько прочувствовала изнутри, почему у в «Братьях Карамазовых» старец Зосима упал в земном поклоне перед Дмитрием Карамазовым: он кланялся тому кресту, который ему предстояло нести всю оставшуюся жизнь. И тяжесть этого креста была невероятной.

В тот момент я очень хотела упасть на колени перед этой МАТЕРЬЮ.

Папаша

В коридоре приемного отделения реабилитационного центра толпились дети и взрослые. Был тяжелый день заезда новых маленьких пациентов и их сопровождающих. Стоял гул голосов, шелест документов, плач и возня детей. В узком проходе между лавками была втиснута коляска с мальчонкой лет восьми. Бессильные ручки были засунуты между коленями, а ножки-плеточки собраны поплотнее, чтобы не свешивались через края коляски и не мешали проходящим. На громкие звуки он иногда реагировал попыткой поднять свою головку, которая тут же опускалась опять вниз, не держась на слабенькой шее. Набегавшую слюну у мальчика заботливо вытирал сидевший рядом парень лет 25.

Через некоторое время из кабинета выскочила молодая издерганная женщина. За сильным хлопком дверью тут же послышалась ее ругань. Резкие взвизги заставили всех притихнуть. Она просто кричала в закрытую дверь, и было непонятно, к кому именно она обращается.

Нет, я домой приеду и ей устрою! Результаты манту она не записала! Я еду за двести верст, чтобы утереться! Да я не знаю, что с врачихой сделаю. А эти, ух, даже не уступают!!!

Мальчонка в кресле задергался и начал мычать. Парень озабоченно посадил его к себе на колени, обнял покрепче и вдруг одернул орущую:

Замолчи! Видишь, он нервничает. Ты - мать. Сама виновата, что не проследила за документами.

Дверь открылась, и из кабинета вышла врач. На женщину она не взглянула и сразу же обратилась к молодому мужчине:

Парень тяжело вздохнул: «Я - не папа. Мне просто мальчишку жалко…»

Мы, папаша, можем пойти вам навстречу: примем вас на лечение, если вы принесете сегодня результаты рентгеновского снимка. Сделать вы сможете его в ближайшей больнице. Адрес я дам, и даже позвоню туда. Это будет стоить недорого.

Парень тяжело вздохнул:

У меня денег - только на обратную дорогу. А еще я - не папа. Мне просто мальчишку жалко…

Большое сердце

На детской площадке мальчишки впятером гоняли в футбол. Игроков явно не хватало: в летнюю пору многие разъехались по дачам. Одни ворота оставались пустыми, и старший заводила, рослый мальчик лет 11, постоянно посматривал по сторонам: не появится ли на улице еще один потенциальный игрок?

Но в жаркий полдень желающих попрыгать не было. По пустынной аллейке прогуливались только я и мой сын. Мальчик подскочил к нам и на правах капитана команды бросился к сыну:

Слышь, пацан, айда к нам на ворота. Нам тебя не хватает.

Мой сын радостно кивнул и быстро засеменил в сторону площадки. Я грустно посмотрела на ребят:

Я не против, но большого толка от него не будет.

Это не важно, лишь бы стоял.

В следующие несколько минут мимо новоиспеченного вратаря прокатилось несколько мячей. Капитан озабоченно и уже раздраженно наблюдал, как медленно раздвигавший руки Игорек пропускает очередной гол. Чтобы мальчишка окончательно не разозлился, я решила упредить ситуацию:

Не расстраивайся. Я же тебя предупреждала, что толку не будет. Он - инвалид.

У паренька на несколько мгновений вдруг напряглось лицо и сузились глаза. Он над чем-то явно задумался.

А я думал, он - набалованный, - ответил мне мальчик, а затем резко повернулся к игравшим ребятам. - А ну стойте! Ты, пацан, иди к нам, бери мяч и бей по воротам.

Сын размахнулся и… мяч остался на месте. «Ничего, - проговорил капитан. - Давай, пацан, давай. Еще бей»

Игорь медленно нагнулся, неловко распрямил руки и взял уже закатившийся в его ворота мяч. Приволакивая ноги, он добежал до других ворот, положил мяч, размахнулся и… чиркнул кроссовкой по асфальту. Мяч остался на месте. Мальчишки начали хмыкать.

А ну тихо. Стойте и не мешайте. Давай, пацан, давай. Еще бей.

На этот раз мяч вкатился в ворота.

Ура! - радостно закричал сын.

Молодец! Теперь постой на воротах, я тебя еще позову. А вы - не вздумайте смеяться.

Мальчишка еще несколько раз останавливал игру, чтобы Игорек смог забить свои голы. Ребята кривили губы, но не посмели ослушаться своего капитана: ни разу не рассмеялись. Где-то через час все разошлись по домам обедать.

Того мальчика я больше не видела: скорее всего, он лишь некоторое время гостил здесь на каникулах.

Это была первая и последняя командная дворовая игра, в которую позвали моего сына. И за это моя особая благодарность тому маленькому капитану с большим сердцем.