Плавучие аэс на крайнем севере. Плавучая атомная станция – особенности и перспективы

Пла-ву-чая атом-ная теп-ло-элек-тро-стан-ция Ака-де-мик Ло-мо-но-сов - го-лов-ной проект серии мо-биль-ных транс-пор-та-бель-ных энер-го-бло-ков малой мощ-но-сти.

Энер-го-уста-нов-ка ПАТЭС имеет мак-си-маль-ную элек-три-че-скую мощ-ность болеее 70 МВт и вклю-ча-ет 2 ре-ак-тор-ные уста-нов-ки КЛТ-40С.

ОАО ОКБМ Аф-ри-кан-тов яв-ля-ет-ся глав-ным кон-струк-то-ром, из-го-то-ви-те-лем и ком-плект-ным по-став-щи-ком обо-ру-до-ва-ния этих ре-ак-тор-ных уста-но-вок теп-ло-вой мощ-но-стью 150 МВт каждая - ре-ак-то-ров, ИМ СУЗ, на-со-сов, обо-ру-до-ва-ния об-ра-ще-ния с топ-ли-вом, вспо-мо-га-тель-но-го обо-ру-до-ва-ния и др.

Пла-ву-чий энер-го-блок, пред-ла-га-е-мый для энер-го-обес-пе-че-ния круп-ных про-мыш-лен-ных пред-при-я-тий, пор-то-вых го-ро-дов, ком-плек-сов по добыче и пе-ре-ра-бот-ке нефти и газа на шельфе морей создан на основе се-рий-ной энер-ге-ти-че-ской уста-нов-ки атом-ных ле-до-ко-лов, про-ве-рен-ной в те-че-ние их дли-тель-ной экс-плу-а-та-ции в Арк-ти-ке.

Вы-пол-нен-ные ин-сти-ту-та-ми и пред-при-я-ти-я-ми ГК Ро-са-том ис-сле-до-ва-ния и про-ект-ные про-ра-бот-ки по-ка-за-ли воз-мож-ность со-зда-ния на основе осво-ен-ных в России су-до-вых ре-ак-то-ров энер-го-и-сточ-ни-ков нового класса для ком-мер-че-ско-го про-из-вод-ства элек-три-че-ства, опрес-нен-ной воды, про-мыш-лен-но-го и бы-то-во-го тепла - пла-ву-чих атом-ных энер-го-бло-ков мощ-но-стью от 3,5 до 70 ме-га-ватт (эл.) и более.

Пла-ву-чий энер-го-блок (ПЭБ) - это ав-то-ном-ный энер-ге-ти-че-ский объект, ко-то-рый це-ли-ком со-зда-ет-ся на су-до-стро-и-тель-ном заводе как неса-мо-ход-ное судно и затем бук-си-ру-ет-ся мор-ским или речным путем к месту его экс-плу-а-та-ции.

За-каз-чи-ку по-став-ля-ет-ся пол-но-стью по-стро-ен-ный, ис-пы-тан-ный и го-то-вый к работе энер-ге-ти-че-ский объект с жилыми по-ме-ще-ни-я-ми и полной ин-фра-струк-ту-рой, обес-пе-чи-ва-ю-щей про-жи-ва-ние экс-плу-а-та-ци-он-но-го пер-со-на-ла и тех-ни-че-ское об-слу-жи-ва-ние самого объ-ек-та, то есть ре-а-ли-зу-ет-ся тех-но-ло-гия сдачи «под ключ».

Со-глас-но про-ек-ту, ПАТЭС со-сто-ит из глад-ко-па-луб-но-го неса-мо-ход-но-го судна с двумя ре-ак-тор-ны-ми уста-нов-ка-ми КЛТ-40С ле-до-коль-но-го типа, раз-ра-бо-тан-ны-ми «ОКБМ Аф-ри-кан-тов. Длина судна - 144 метра, ширина - 30 метров.

Во-до-из-ме-ще-ние - 21,5 тыс тонн.
Пла-ву-чая стан-ция может ис-поль-зо-вать-ся для по-лу-че-ния элек-три-че-ской и теп-ло-вой энер-гии, а также для опрес-не-ния мор-ской воды.

В сутки она может выдать от 40 до 240 тысяч тонн прес-ной воды.
Уста-нов-лен-ная элек-три-че-ская мощ-ность каж-до-го ре-ак-то-ра - 35 МВт, теп-ло-вая мощ-ность - 140 Гкал/час.

Срок экс-плу-а-та-ции стан-ции со-ста-вит ми-ни-мум 36 лет: 3 цикла по 12 лет, между ко-то-ры-ми необ-хо-ди-мо осу-ществ-лять пе-ре-груз-ку ак-тив-ных зон ре-ак-тор-ных уста-но-вок.

Корпус ре-ак-то-ра ПАТЭС в цехе пред-при-я-тия

Стро-и-тель-ство ПЭБ в за-вод-ских усло-ви-ях поз-во-ля-ет мак-си-маль-но со-кра-тить сроки и сто-и-мость со-ору-же-ния стан-ции, обес-пе-чи-вая од-но-вре-мен-но самые вы-со-кие тре-бо-ва-ния к ка-че-ству.

Ис-клю-ча-ют-ся до-ро-го-сто-я-щие стро-и-тель-ные работы на месте раз-ме-ще-ния ПАТЭС. При необ-хо-ди-мо-сти ПЭБ может быть пе-ре-ба-зи-ро-ван с одной пло-щад-ки на другую.

Пла-ву-чие энер-го-бло-ки наи-луч-шим об-ра-зом при-спо-соб-ле-ны для работы в труд-но-до-ступ-ных рай-о-нах по бе-ре-гам морей или круп-ных рек, уда-лен-ных от систем цен-тра-ли-зо-ван-но-го энер-го-снаб-же-ния.

В России это, прежде всего, районы Край-не-го Севера и Даль-не-го Во-сто-ка, ко-то-рые не охва-че-ны единой энер-ге-ти-че-ской си-сте-мой и нуж-да-ют-ся в на-деж-ных и эко-но-ми-че-ски при-ем-ле-мых ис-точ-ни-ках энер-гии.

Здесь уже в на-сто-я-щее время су-ще-ству-ет острая по-треб-ность в несколь-ких де-сят-ках теп-ло-элек-тро-стан-ций малой мощ-но-сти для сти-му-ли-ро-ва-ния раз-ви-тия эко-но-ми-че-ской ак-тив-но-сти и обес-пе-че-ния со-вре-мен-ных усло-вий жизни мест-но-го на-се-ле-ния.

Ти-пич-ные по-сел-ки Севера имеют от сотен до несколь-ких тысяч че-ло-век.

По-треб-но-сти такого по-сел-ка в элек-тро-энер-гии со-став-ля-ют со-от-вет-ствен-но от несколь-ких единиц до несколь-ких де-сят-ков МВт. Ана-ло-гич-ны про-мыш-лен-ные по-треб-но-сти боль-шин-ства руд-ни-ков и горно-обо-га-ти-тель-ных ком-би-на-тов.

Для экс-пор-та в при-бреж-ные районы стран и ре-ги-о-нов с за-суш-ли-вым кли-ма-том раз-ра-бо-тан ва-ри-ант атом-но-го энер-го-опрес-ни-тель-но-го ком-плек-са (ПАЭОК), ко-то-рый про-из-во-дит не только элек-тро-энер-гию, но и ка-че-ствен-ную пи-тье-вую воду из мор-ской воды.

В со-ста-ве такого ком-плек-са - ПЭБ и пла-ву-чий во-до-опрес-ни-тель-ный ком-плекс, в ко-то-ром может ис-поль-зо-вать-ся либо тех-но-ло-гия об-рат-но-го осмоса (RO), либо- мно-го-сту-пен-ча-тые ис-па-ри-тель-ные уста-нов-ки (MED).

Ин-те-рес к таким ком-плек-сам про-яв-ля-ют многие страны Африки, Азии и Европы, ис-пы-ты-ва-ю-щие острый де-фи-цит прес-ной воды.

Обо-га-ще-ние топ-ли-ва, при-ме-ня-е-мо-го в уста-нов-ках пла-ву-че-го энер-го-бло-ка, не пре-вы-ша-ет пре-дель-но-го уровня, уста-нов-лен-но-го МАГАТЭ для со-блю-де-ния режима нерас-про-стра-не-ния ядер-но-го оружия.

Это поз-во-ля-ет ис-поль-зо-вать атом-ные пла-ву-чие энер-го-и-сточ-ни-ки в рамках меж-ду-на-род-но-го за-ко-но-да-тель-ства в том числе и в раз-ви-ва-ю-щих-ся стра-нах.

Работа стан-ции в при-бреж-ных рай-о-нах ми-ро-во-го океана ставит вопрос об их устой-чи-во-сти к экс-тре-маль-ным при-род-ным воз-дей-стви-ям, таким как цунами, смерчи и т.п. ОАО "ОКБМ Аф-ри-кан-тов" рас-по-ла-га-ет ком-плек-сом тех-но-ло-гий для из-го-тов-ле-ния атом-ной энер-го-уста-нов-ки таким об-ра-зом, чтобы она вы-дер-жи-ва-ла любой за-дан-ный в про-ек-те уро-вень ди-на-ми-че-ских на-гру-зок. Это под-твер-жде-но прак-ти-кой: ре-ак-тор-ные уста-нов-ки атом-но-го под-вод-но-го крей-се-ра "Курск", со-здан-ные спе-ци-а-ли-ста-ми ОКБМ, не только вы-дер-жа-ли мощный взрыв, но и ав-то-ном-но обес-пе-чи-ли вывод ре-ак-то-ра из работы, под-дер-жа-ние его в без-опас-ном со-сто-я-нии. Даже про-дол-жи-тель-ное пре-бы-ва-ние раз-ру-шен-но-го ко-раб-ля под водой не при-ве-ло к выходу ра-дио-ак-тив-но-сти в окру-жа-ю-щую среду.

Ба-рье-ры защиты пла-ву-чей АЭС, пре-пят-ству-ю-щие выходу ра-дио-ак-тив-но-сти в окру-жа-ю-щую среду

Пла-ву-чая атом-ная стан-ция - впро-чем как и любая другая - со-глас-но со-вре-мен-ным нормам без-опас-но-сти из-на-чаль-но про-ек-ти-ру-ет-ся с «за-па-сом проч-но-сти», пре-вы-ша-ю-щим пре-дель-но воз-мож-ные в данной мест-но-сти на-груз-ки, такие как удар волны цунами по стан-ции, столк-но-ве-ние с другим судном или с бе-ре-го-вым со-ору-же-ни-ем в ре-зуль-та-те такого удара.

Говоря о без-опас-но-сти пла-ву-чих АЭС важно от-ме-тить, что сотни судов и во-ен-ных ко-раб-лей с атом-ны-ми энер-ге-ти-че-ски-ми уста-нов-ка-ми, экс-плу-а-ти-ру-ют-ся в со-ста-ве флотов России, Со-еди-нен-ных Штатов, Китая, Ве-ли-ко-бри-та-нии, Фран-ции.

Атом-ные ле-до-ко-лы, ра-кет-ные крей-се-ра, авиа-нос-цы и атом-ные под-вод-ные лодки ба-зи-ру-ют-ся в портах, неред-ко на-хо-дя-щих-ся вблизи круп-ных го-ро-дов (на-при-мер, в г Мур-ман-ске).

Ремонт стан-ции и пе-ре-груз-ка топ-ли-ва будут вы-пол-нять-ся в усло-ви-ях су-ще-ству-ю-щих в нашей стране спе-ци-а-ли-зи-ро-ван-ных пред-при-я-тий тех-но-ло-ги-че-ско-го об-слу-жи-ва-ния атом-ных судов, рас-по-ла-га-ю-щих необ-хо-ди-мым обо-ру-до-ва-ни-ем и ква-ли-фи-ци-ро-ван-ным пер-со-на-лом.

После 40 лет работы энер-го-блок будет за-ме-нен новым, в то время как старый воз-вра-ща-ет-ся на спе-ци-а-ли-зи-ро-ван-ное тех-но-ло-ги-че-ское пред-при-я-тие для ути-ли-за-ции.

Как в про-цес-се, так и после окон-ча-ния работы пла-ву-чей АТЭС на месте ее экс-плу-а-та-ции не оста-ет-ся ни-ка-ких эко-ло-ги-че-ски опас-ных ве-ществ и ма-те-ри-а-лов (прин-цип "зе-ле-ной лу-жай-ки").

На-ча-лись ис-пы-та-ния пла-ву-чей АЭС "Ака-де-мик Ло-мо-но-сов"

Под-пи-сан приказ о начале швар-тов-ных ис-пы-та-ний пер-во-го в мире пла-ву-че-го энер-ге-ти-че-ско-го блока (ПЭБ) "Ака-де-мик Ло-мо-но-сов". Со-глас-но гра-фи-ку стро-и-тель-ства ПЭБ, ис-пы-та-ния нач-нут-ся 1 июля 2016 года.
Про-ве-де-ние швар-тов-ных ис-пы-та-ний на заказе - это важ-ней-ший этап стро-и-тель-ства, опре-де-ля-ю-щий начало его фи-наль-ной стадии. Швар-тов-ные ис-пы-та-ния прой-дут по особой тех-но-ло-ги-че-ской схеме и будут сов-ме-ще-ны с до-стро-еч-ны-ми ра-бо-та-ми в по-ме-ще-ни-ях пе-ре-гру-зоч-но-го ком-плек-са, ап-па-рат-ных и ма-шин-ных от-де-ле-ний, что по-тре-бу-ет от завода вы-со-кой ор-га-ни-зо-ван-но-сти и по-вы-шен-ных мер без-опас-но-сти.

Ис-пы-та-ния будут про-хо-дить по-сле-до-ва-тель-но, чтобы не до-пу-стить сов-ме-ще-ния стро-и-тель-ства и ис-пы-та-ний в одних и тех же рай-о-нах и по-ме-ще-ни-ях стро-я-ще-го-ся ПЭБ. Пла-но-вый срок окон-ча-ния швар-тов-ных ис-пы-та-ний 30 ок-тяб-ря 2017 г.

После этого ПАТЭС «Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» уже выйдет с завода как го-то-вый объект, ко-то-рый будет до-став-лен по Се-вер-но-му мор-ско-му пути к месту работы и под-клю-чен к бе-ре-го-вой ин-фра-струк-ту-ре, со-ору-жа-е-мой в порту г. Певеке. Го-тов-ность энер-го-бло-ка к транс-пор-ти-ров-ке должна быть до-стиг-ну-та к концу 2017 г. В сен-тяб-ре 2019 г. «Рос-энер-го-атом» пла-ни-ру-ет при-сту-пить к уста-нов-ке энер-го-бло-ка на штат-ное место, а в осенью 2019 г. - начать ис-пы-та-ния ПАТЭС и ввести ее в экс-плу-а-та-цию.

ПАТЭC «Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» (Фото: Рос-энер-го-атом)

ПЭБ про-ек-та 20870 "Ака-де-мик Ло-мо-но-сов" - это неса-мо-ход-ное судно с двумя атом-ны-ми ре-ак-тор-ны-ми уста-нов-ка-ми "КЛТ-40" на борту, пред-на-зна-чен-ное для обес-пе-че-ния элек-тро-энер-ги-ей и теплом труд-но-до-ступ-ных объ-ек-тов в се-вер-ных морях, а также для опрес-не-ния мор-ской воды. Со-глас-но тех-ха-рак-те-ри-сти-кам, ПЭБ спо-со-бен в но-ми-наль-ном режиме вы-да-вать в бе-ре-го-вые сети до 70 МВт элек-тро-энер-гии и 300 МВт теп-ло-вой энер-гии, что до-ста-точ-но для под-дер-жа-ния жиз-не-де-я-тель-но-сти города с на-се-ле-ни-ем 200 000 че-ло-век.

Срок экс-плу-а-та-ции энер-го-бло-ка со-став-ля-ет сорок лет. При этом каждые три года необ-хо-ди-мо со-вер-шать пе-ре-за-ряд-ку ре-ак-то-ров. Экс-плу-а-ти-ро-вать ПЭБ будет по-сто-ян-ный экипаж судна из 69 че-ло-век.

«Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» про-ек-та 20870 пред-на-зна-чен для работы в со-ста-ве пла-ву-чей атом-ной теп-ло-элек-тро-стан-ции (ПАТЭС). Стан-ция осна-ще-на ре-ак-тор-ны-ми уста-нов-ка-ми КЛТ-40С, ко-то-рые спо-соб-ны вы-ра-ба-ты-вать до 70 МВт элек-тро-энер-гии и 50 Гкал/ч теп-ло-вой энер-гии в но-ми-наль-ном ра-бо-чем режиме.

Пла-ву-чий энер-го-блок за-ме-нит вы-бы-ва-ю-щие к 2019 году на Чу-кот-ке ге-не-ри-ру-ю-щие мощ-но-сти — Би-ли-бин-скую АЭС и Ча-ун-скую ТЭЦ , что важно с точки зрения га-ран-ти-ро-ван-но-го и устой-чи-во-го энер-го-обес-пе-че-ния ре-ги-о-на.

Рос-сий-ская Фе-де-ра-ция - аб-со-лют-ный ми-ро-вой мо-но-по-лист в об-ла-сти пла-ву-чих атом-ных элек-тро-стан-ци-ях, ко-то-рые пер-спек-тив-но ис-поль-зо-вать в при-бреж-ном ин-фра-струк-тур-ном стро-и-тель-стве.

Состав ПАТЭС с РУ типа КЛТ-40

В на-сто-я-щее время ПАТЭС «Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» (проект 20870) до-стра-и-ва-ет-ся на «Бал-тий-ском заводе». По плану, она должна быть сдана в сен-тяб-ре 2016 г., но учи-ты-вая "экс-пе-ри-мен-таль-ный ха-рак-тер" первой ПАТЭС, окон-ча-тель-ные сроки ее сдачи и бюджет оста-ют-ся "пла-ва-ю-щи-ми". Несмот-ря на со-гла-ше-ние с Балт-за-во-дом о сдаче ПАТЭС осенью 2016 года, в "Ро-са-то-ме" при-зна-ют, что на до-строй-ку и ис-пы-та-ния по-тен-ци-аль-но есть время до 2019 года. Ожи-да-ет-ся, что пла-ву-чий энер-го-блок весной 2018 года от-бук-си-ру-ют с Бал-тий-ско-го завода в Мур-манск на пло-щад-ку Ро-са-том-фло-та, где осенью со-сто-ит-ся за-груз-ка ядер-но-го топ-ли-ва в ре-ак-тор и фи-зи-че-ский пуск энер-го-бло-ка.

Сама идея ис-поль-зо-ва-ния атом-ной энер-гии в транс-порт-ных уста-нов-ках не яв-ля-ет-ся новой. По-доб-ные про-ек-ты раз-ра-ба-ты-ва-лись в Англии, Гер-ма-нии и в США. Но эти страны к на-сто-я-ще-му мо-мен-ту от-ка-за-лись от про-ек-тов пла-ву-чих АЭС, по-счи-тав их бес-пер-спек-тив-ны-ми.

Впер-вые пла-ву-чие ре-ак-то-ры ис-поль-зо-ва-лись в США для обес-пе-че-ния энер-ги-ей Па-нам-ско-го канала (1966-1976 гг.) и аме-ри-кан-ской ис-сле-до-ва-тель-ской базы в Ан-тарк-ти-ке (1962-1972 гг.). На-при-мер, аме-ри-кан-ская пла-ву-чая стан-ция Sturgis (мощ-ность 10 МВт) с 1976 г. на-хо-ди-лась в нера-бо-чем со-сто-я-нии на сто-ян-ке в штате Вир-ги-ния, и недав-но ее от-бук-си-ро-ва-ли в Гал-ве-стон для ути-ли-за-ции.

Недав-но ки-тай-ская кор-по-ра-ция CGN (China General Nuclear Power Corporation) объ-яви-ла об офи-ци-аль-ном за-пус-ке про-ек-та пла-ву-чей стан-ции с ре-ак-то-ром малой мощ-но-сти ACPR50S.

Как со-об-щил пред-ста-ви-тель кор-по-ра-ции Хуан Сяофэй в городе Шэ-нь-чж-э-нь (про-вин-ция Гу-ан-дун, Южный Китай), CGN за-клю-чи-ла со-гла-ше-ние с кор-по-ра-ци-ей Dongfang Electric Corporation о по-куп-ке кор-пу-са ре-ак-то-ра под дав-ле-ни-ем.

Китайская ПАТЭС ACPR50S

Проект ACPR50S счи-та-ет-ся наи-бо-лее оп-ти-маль-ным ре-ше-ни-ем ком-би-ни-ро-ван-ных по-ста-вок тепла, элек-тро-энер-гии и прес-ной воды для работ по осво-е-нию мор-ских ре-сур-сов, а также для по-ста-вок элек-тро-энер-гии и ока-за-ния помощи при воз-ник-но-ве-нии чрез-вы-чай-ных си-ту-а-ций в ост-ров-ных и при-бреж-ных рай-о-нах.

В Со-вет-ском Союзе в 80-х годах раз-ра-ба-ты-ва-ли проект пла-ву-чей АЭС «Вол-но-лом 3» с ре-ак-то-ром АБВ-6 (мощ-ность 12 МВт) для ис-поль-зо-ва-ния на по-ли-гоне МО на Новой Земле. Однако работы над со-зда-ни-ем этой ПАТЭС были пре-кра-ще-ны в на-чаль-ной стадии.

Первый граж-дан-ский проект ПАТЭС в России по-явил-ся в начале 90-х годов. В ходе вы-пол-не-ния По-ста-нов-ле-ния Пра-ви-тель-ства России от 9 июня 1992 года за №389 о путях пре-одо-ле-ния кри-зи-са топ-лив-но-го энер-ге-ти-че-ско-го ком-плек-са Даль-не-го Во-сто-ка и Во-сточ-ной Сибири группа экс-пер-тов Ми-на-то-ма в 1993 году пред-ло-жи-ла ис-поль-зо-вать АЭС малой мощ-но-сти (100-180 МВт) на основе ре-ак-то-ров су-до-вых и ко-ра-бель-ных атом-ных энер-ге-ти-че-ских уста-но-вок. По заказу Ми-на-то-ма России в период 1992-1994 гг. был про-ве-ден ряд кон-кур-сов на лучший проект атом-ной стан-ции малой мощ-но-сти, ор-га-ни-зо-ва-но АО «Малая энер-ге-ти-ка». В классе ре-ак-тор-ных уста-но-вок свыше 50 МВт первое место в кон-кур-се было при-суж-де-но про-ек-ту АЭС на основе пла-ву-че-го энер-го-бло-ка с двумя ре-ак-тор-ны-ми уста-нов-ка-ми типа КЛТ-40С.

Ак-тив-ная фаза стро-и-тель-ства го-лов-но-го пла-ву-че-го энер-го-бло-ка для первой рос-сий-ской ПАТЭС на-ча-лась в 2007 г. Ма-лай-зия, Ин-до-не-зия, Южная Корея, Мо-зам-бик, На-ми-бия, ЮАР, Индия, Вьет-нам про-яви-ли боль-шой ин-те-рес к про-ек-ту, и Ро-са-том пла-ни-ру-ет пе-ре-да-вать ПАТЭС в лизинг этим стра-нам. В ка-че-стве пер-спек-тив-но-го рынка Ро-са-том рас-смат-ри-ва-ет также страны Южной Аме-ри-ки.

Гос-экс-пер-ти-за одоб-ри-ла со-зда-ние первой в России пла-ву-чей АЭС

Глав-гос-экс-пер-ти-за России раз-ре-ши-ла стро-и-тель-ство первой пла-ву-чей атом-ной элек-тро-стан-ции на Чу-кот-ке. Она должна стать самой се-вер-ной АЭС в мире
Как со-об-ща-ет пресс-служба Фе-де-раль-но-го ав-то-ном-но-го учре-жде-ния «Глав-ное управ-ле-ние го-су-дар-ствен-ной экс-пер-ти-зы» (Глав-гос-экс-пер-ти-за), ве-дом-ство выдало по-ло-жи-тель-ное за-клю-че-ние на стро-и-тель-ство пла-ву-чей атом-ной теп-ло-элек-тро-стан-ции (ПАТЭС) «Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» в городе Певек (Чу-кот-ский ав-то-ном-ный округ). Она должна стать самой се-вер-ной атом-ной стан-ци-ей в мире.

В со-об-ще-нии ве-дом-ства ука-зы-ва-ет-ся, что про-ект-ная до-ку-мен-та-ция пла-ву-чей АЭС со-от-вет-ству-ет тре-бо-ва-ни-ям тех-ни-че-ских ре-гла-мен-тов, а смет-ная сто-и-мость про-ек-та опре-де-ле-на до-сто-вер-но.
Как ранее со-об-щал агент-ству «РИА Но-во-сти» пред-ста-ви-тель «Рос-энер-го-ато-ма» (за-ни-ма-ет-ся фи-нан-си-ро-ва-ни-ем про-ек-та) Сергей За-вья-лов, общая сто-и-мость про-ек-та со-став-ля-ет до 30 млрд руб. Около 22 млрд руб. со-став-ля-ет сто-и-мость го-лов-но-го пла-ву-че-го энер-го-бло-ка, еще по-ряд-ка 7 млрд — за-тра-ты на бе-ре-го-вые со-ору-же-ния.

ПАТЭС «Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» в со-от-вет-ствии с про-ек-том должна быть вве-де-на в экс-плу-а-та-цию к 2019 году. Ее за-да-чей станет замена мощ-но-стей Би-ли-бин-ской АЭС. В со-от-вет-ствии с пла-на-ми пла-ву-чая элек-тро-стан-ция станет глав-ным объ-ек-том жиз-не-обес-пе-че-ния се-вер-но-го района Чу-кот-ки.
Саму элек-тро-стан-цию конца 2000-х годов стро-и-ли на тер-ри-то-рии ОАО «Бал-тий-ский завод» в Санкт-Пе-тер-бур-ге. Го-лов-ной энер-го-блок спу-сти-ли на воду еще в 2010 году.

В начале 2017 года запуск ре-ак-то-ра на стан-ции вызвал кри-ти-ку со сто-ро-ны эко-ло-гов, в том числе и ор-га-ни-за-ции «Грин-пис Россия». Ее пред-ста-ви-те-ли ука-зы-ва-ли, что ядерно опас-ные работы в Санкт-Пе-тер-бур-ге были за-пре-ще-ны еще в 1990-е годы. В Ро-сте-х-над-зо-ре в ответ ука-за-ли, что все работы про-во-ди-лись с неукос-ни-тель-ным со-блю-де-ни-ем обя-за-тель-ных тре-бо-ва-ний без-опас-но-сти.

В госкор-по-ра-ции "Ро-са-том" за-яв-ля-ют, что элек-тро-стан-ция раз-ра-бо-та-на с боль-шим за-па-сом проч-но-сти, ко-то-рый пре-вы-ша-ет все воз-мож-ные угрозы и делает ядер-ные ре-ак-то-ры неуяз-ви-мы-ми для цунами и других при-род-ных ка-та-строф. ПАТЭС спо-соб-на вы-дер-жать столк-но-ве-ние с другим судном или бе-ре-го-вым со-ору-же-ни-ем. Меж-ре-ги-о-наль-ное об-ще-ствен-ное эко-ло-ги-че-ское дви-же-ние "Ока" с 2012 года ведет неза-ви-си-мый мо-ни-то-ринг эко-ло-ги-че-ской, ра-ди-а-ци-он-ной и ядер-ной без-опас-но-сти стро-и-тель-ства ПАТЭС "Ака-де-мик Ло-мо-но-сов". Оче-ред-ная про-вер-ка на-ме-че-на на июль 2017 года.

"На ос-но-ва-нии наших ис-сле-до-ва-ний можно сде-лать вывод, что при со-ору-же-нии пла-ву-чей стан-ции строго со-блю-да-ют-ся все тре-бо-ва-ния рос-сий-ско-го за-ко-но-да-тель-ства и меж-ду-на-род-ных норм, утвер-жден-ных МАГАТЭ, - от-ме-ча-ет пред-се-да-тель дви-же-ния "Ока" Алан Хасиев. - Стро-и-тель-ство атом-ных энер-го-бло-ков рос-сий-ско-го ди-зай-на пол-но-стью со-от-вет-ству-ет тре-бо-ва-ни-ям Па-риж-ско-го со-гла-ше-ния по кли-ма-ту, всем меж-ду-на-род-ным нормам".

Сто-и-мость первой рос-сий-ской ПАТЭС оце-ни-ва-ет-ся в 21,5 мил-ли-ар-да рублей. И, по словам пред-се-да-те-ля совета ди-рек-то-ров "Ин-жи-ни-рин-го-вой ком-па-нии "2К" Ивана Ан-д-ри-ев-ско-го, уже сейчас есть воз-мож-ность стро-и-тель-ства более мощной, но более де-ше-вой стан-ции. "В целом проект имеет очень хо-ро-шие пер-спек-ти-вы для за-пус-ка в серию. Уни-каль-ные тех-но-ло-гии, ис-поль-зу-е-мые в нем, от-кры-ва-ют для рос-сий-ско-го су-до-стро-е-ния новые рынки", - от-ме-тил он.

Стан-ция будет осна-ще-на двумя ре-ак-тор-ны-ми уста-нов-ка-ми КЛТ-40С, ко-то-рые спо-соб-ны вы-ра-ба-ты-вать до 70 МВт элек-тро-энер-гии и 50 Гкал/ч теп-ло-вой энер-гии в но-ми-наль-ном ра-бо-чем режиме, что до-ста-точ-но для под-дер-жа-ния жиз-не-де-я-тель-но-сти города с на-се-ле-ни-ем около 100 тыс. че-ло-век. Глав-ным кон-струк-то-ром, из-го-то-ви-те-лем и по-став-щи-ком РУ яв-ля-ет-ся АО «ОКБМ Аф-ри-кан-тов».

Кон-церн «Рос-энер-го-атом» в со-от-вет-ствии с гра-фи-ком стро-и-тель-ства бе-ре-го-вых со-ору-же-ний ори-ен-ти-ро-ван на срок ввода пла-ву-чей стан-ции в экс-плу-а-та-цию в 2019 году.

Пла-ни-ру-ет-ся, что к 2021-му ПАТЭС выйдет на полную мощ-ность, за-ме-нив Би-ли-бин-скую АЭС, ко-то-рую к этому сроку вы-ве-дут из экс-плу-а-та-ции. «Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» станет самой се-вер-ной в мире атом-ной стан-ци-ей, рас-по-ло-жен-ной в зоне вечной мерз-ло-ты.

Учи-ты-вая, что ПЭБ «Ака-де-мик Ло-мо-но-сов» яв-ля-ет-ся го-лов-ным, начало его экс-плу-а-та-ции поз-во-лит го-во-рить о прак-ти-че-ском ис-поль-зо-ва-нии атом-ной энер-гии для обес-пе-че-ния теплом и энер-ги-ей от-да-лен-ных рай-о-нов и о ре-фе-рент-но-сти за-ло-жен-ных в нём тех-но-ло-гий.

На-коп-лен-ный опыт АО ОКБМ «Аф-ри-кан-тов» в части су-до-вых ре-ак-то-ров, поз-во-ля-ет со-зда-вать ре-ак-тор-ные уста-нов-ки для пла-ву-чих атом-ных энер-го-бло-ков мощ-но-стью от 3,5 до 70 МВт (эл.) и более.

Единственный в мире плавучий атомный энергоблок "Академик Ломоносов" прошел на буксирах на Неве под вантовым мостом Западного скоростного диаметра и покинул город. Посмотреть на транспортировку пришли тысячи жителей Северной столицы.

"Атомную батарейку" построили на "Балтийском заводе". Ядерного топлива на энергоблоке пока нет, оно будет загружено в Мурманске, куда ПАТЭС сейчас и транспортируют. В долгий путь "Академика Ломоносова" пришли проводить сотни сотрудников предприятия. Чтобы добраться до столицы Заполярья, ПАТЭС потребуется 18-20 дней.

ПАТЭС выглядит необычно. Это огромное судно, длиной 110 метров и шириной 30, высота борта без надстройки 10 метров. По размерам "Академик Ломоносов" не уступает атомным ледоколам проекта 3310, а это, к слову, самые крупные атомные ледоколы в мире.
У причала станцию удерживали на специальных буксирах. Но чтобы осуществить транспортировку, станцию присоединили к трем другим буксирам. Их задача - вывести судно из города.

Подготовка к буксировке заняла больше времени, чем ожидалось. Что неудивительно: опыта по транспортировке таких объектов нет, это первая плавучая АЭС в мире. Начало буксировки прошло успешно, платформа неспешно отошла от причала и направилась в сторону Финского залива.

Примерно за две недели до начала буксировки подвергли швартовным испытаниям. С помощью буксиров отвели от берега на 13 метров и удерживали в неподвижном положении посредством тех самых инженерных устройств, с помощью которых "Ломоносов" будет жестко пришвартован к гидротехническим сооружениям ПАТЭС уже на месте работы в Певеке.

Как сообщила пресс-служба Балтийского завода, объект проверили прежде всего на адаптацию к приливам и отливам, при которых специальные штанги и шарниры должны обеспечивать вертикальную (около 2 метров) и горизонтальную (1,3 метра) амплитуды движения отдельных элементов и надежность их крепления к судовой части. Проверку работоспособности также прошли шланги, по которым внутрь энергоблока и обратно будут подаваться и выводиться жидкости.

В ходе мероприятий проводилось испытание транспортного въезда с берега в помещение ПЭБ. Между энергоблоком и берегом разворачивался специальный мост и по нему в технологические ворота энергоблока въезжали и выезжали грузовые автомобили. В мероприятиях приняли участие порядка 50 человек. Это инженерно-технические работники Балтийского завода, капитанская служба предприятия, специалисты АО "Эра". Было задействовано три буксира и несколько кранов.

Буксировка атомной станции будет проходить в два этапа. Вначале ПАТЭС доставят в Мурманск, а уже весной следующего года после всех испытаний, доставят в чукотский город Певек. В "Росэнергоатоме" рассчитывают, что по Северному морскому пути станцию проведут на буксирах без участия ледоколов. Планируется, что станция сможет заменить Билибинскую атомную станцию и Чаунскую ТЭЦ. К слову, сейчас в самом Певеке для выработки электроэнергии используют уголь, который завозят из Якутии с Зырянского угольного месторождения.

Справка "РГ"

В основу проекта ПАТЭС "Академик Ломоносов" легли судовые реакторные установки типа КЛТ-40С (мощность - 35 МВт, на ПАТЭС используется двухблочная установка мощностью 70 МВт), которые имеют большой опыт успешной эксплуатации на атомных ледоколах "Таймыр" и "Вайгач" и лихтеровозе "Севморпуть". Общая электрическая мощность станции составит 70 МВт. В состав комплекса ПАТЭС входят: ПЭБ - основной (базовый) элемент станции; гидротехнические сооружения (специальный мол-причал для установки ПЭБ); объекты береговой инфраструктуры, предназначенные для обеспечения технологического цикла передачи электрической и тепловой энергии с ПЭБ в береговые сети, а также выполняющие вспомогательные функции.

На площадке размещения строятся только вспомогательные сооружения, обеспечивающие установку плавучего энергоблока и передачу тепла и электроэнергии на берег. Согласно проекту, перегрузка топлива будет производиться раз в 7 лет, для этого станция будет буксироваться на завод-изготовитель.

Академик Ломоносов - строящаяся плавучая атомная теплоэлектростанция проекта 20870, планируемая к размещению в г. Певек Чукотского автономного округа. Включает в себя плавучий энергетический блок и комплекс береговых сооружений. Проект реализуется с 2007 года, ввод в эксплуатацию намечен на вторую половину 2019 года.

Академик Ломоносов
Страна Россия Россия
Местоположение Чукотский АО , г.Певек
Год начала строительства 2007
Ввод в эксплуатацию 2019 (план)
Эксплуатирующая организация Росэнергоатом
Основные характеристики
Электрическая мощность, МВт 70 МВт
Характеристики оборудования
Количество энергоблоков 1
Тип реакторов КЛТ-40С
Эксплуатируемых реакторов 2
Прочая информация
Сайт Плавучие атомные теплоэлектростанции (ПАТЭС)
На карте

Описание станции

Плавучий энергоблок

Плавучая атомная теплоэлектростанция предназначена для получения электрической и тепловой энергии. Также ПАТЭС может быть использована для опреснения морской воды (оценочно от 40 до 240 кубометров пресной воды в сутки) .

Плавучий энергетический блок предназначен для работы в составе атомной теплоэлектростанции малой мощности и обеспечивает в номинальном режиме выдачу в береговые сети 60 МВт электроэнергии и до 50 Гкал/ч тепловой энергии для нагрева теплофикационной воды. Электрическая мощность, выдаваемая в береговую сеть без потребления берегом тепловой энергии, составляет около 70 МВт. В режиме выдачи максимальной тепловой мощности около 145 Гкал/ч электрическая мощность, выдаваемая в береговую сеть, составляет порядка 30 МВт.

Плавучий энергоблок представляет собой несамоходное судно стоечного типа с двойным дном и двойными бортами, с развитой надстройкой, предназначенной в носовой и средней частях для размещения энергетического оборудования, а в кормовой части - жилого блока. В состав энергетической установки ПЭБ входят две реакторные установки КЛТ-40С разработки «ОКБМ Африкантов», две паротурбинные установки производства ОАО «Калужский турбинный завод» (ОАО «КТЗ»), вспомогательные системы и оборудование.

Основные характеристики ПЭБ:

  • длина по КВЛ 140,0 м;
  • длина наибольшая 144,2 м;
  • ширина наибольшая 30,0 м;
  • высота борта до ВП 10,0 м;
  • осадка по КВЛ 5,5 м;
  • водоизмещение ок. 21560 т.

Назначенный срок службы ПЭБ составляет 35 ÷ 40 лет с ежегодным техническим обслуживанием и текущим ремонтом отдельного оборудования, которые выполняются без вывода ПЭБ из эксплуатации, и заводским (средним) ремонтом через 10-12 лет эксплуатации.

На ПЭБ предусматривается размещение обслуживающего персонала в количестве около 70 человек. Для этого предусмотрены жилые каюты, столовая, салон отдыха, библиотека, спортивный комплекс (спортивный зал, тренажерный зал, бассейн, сауна, баня), магазин, прачечная и др. Для приготовления пищи и хранения продуктов предусмотрены камбузный и провизионный блоки. Для оказания первой медицинской помощи предусмотрена амбулатория.

Береговая инфраструктура

Береговые сооружения ПАТЭС, предназначены для приёма и распределения выдаваемой с ПЭБ электроэнергии и горячей воды (для отопления города) расположены в г. Певек Чукотского АО. Для защиты ПЭБ в период эксплуатации от морского волнения и навала дрейфующих льдов предусмотрен защитный мол-причал, который представляет собой преграду сплошного типа с пропускными отверстиями для обеспечения нормальных для эксплуатации ПЭБ гидротермических параметров акватории.

Стоимость проекта

Изначально полная стоимость строительства ПАТЭС оценивалась в 9,1 млрд рублей. В процессе строительства стоимость станции многократно возросла и по состоянию на 2015 год оценивалась уже в 37,3 млрд рублей с учетом береговой инфраструктуры .

История строительства

Проектирование

Проектирование АЭС малой мощности начинается в СССР в 70-х годах ХХ века. Активное участие в разработке этих проектов принимает АО «ОКБМ Африкантов». На основе опыта создания и эксплуатации судовых и корабельных реакторов в АО «ОКБМ Африкантов» разрабатывается ряд проектов реакторных установок для автономных атомных энергоисточников малой мощности в диапазоне от 6 до 100 МВт(эл.). Наиболее готовые к реализации проекты малой мощности АБВ-6Э и КЛТ-40С предполагают размещение атомной энергетической установки на суше и на несамоходных плавучих средствах.

Хроника строительства

  • 19 мая 2006 года: победителем тендера на строительство ПЭБ объявлено предприятие АО "ПО «Севмаш » (г. Северодвинск Архангельская область).
  • 15 апреля 2007 года: на «Севмаш е» заложен плавучий энергоблок «Академик Ломоносов». Сроком окончания строительства называется 2010 год.
  • Август 2008 года: из-за неоднократного переноса сроков строительства принято решение о передаче работ на АО «Балтийский завод» в г Санкт-Петербург.
  • Май 2009 года: на АО «Балтийский завод» доставлен первый из двух реакторов КЛТ-40с. Второй реактор доставлен в августе 2009 года.
  • 30 июня 2010 года: спуск на воду ПЭБ; монтаж реакторного и энергетического оборудования производится у достроечного причала АО «Балтийский завод».
  • 15 сентября 2011 года проект размещения ПАТЭС в городе Певек получил положительное заключение государственной экологической экспертизы.
  • 27 сентября и 1 октября 2013 года 220-тонные парогенерирующие блоки, изготовленные по проекту АО «ОКБМ Африкантов» были транспортированы из эллинга цеха № 6 Балтийского завода к достроечной набережной, где их погрузили в отсеки ПЭБ.
  • 4 октября 2016 года: началось строительство береговой инфраструктуры ПАТЭС.
  • 28 апреля 2018 года: началась буксировка плавучего энергоблока к месту проведения комплексных испытаний на базу ФГУП «Атомфлот» в г. Мурманск.
  • 19 мая 2019 года: ПЭБ «Академик Ломоносов» успешно пришвартовался на базе ФГУП «Атомфлот» .
  • 2 ноября 2018 года: Произведён физический пуск реактора № 1.
  • 20 ноября 2018 года: Произведён физический пуск реактора № 2.
  • Август - сентябрь 2019 года: планируемая транспортировка ПЭБ в г. Певек;
  • Декабрь 2019 года: планируемый ввод в эксплуатацию ПАТЭС.

Подготовка персонала

В настоящее время подготовка персонала для ПАТЭС ведётся в учебно-тренировочном подразделении ПАТЭС на базе Санкт-Петербургского филиала АНО ДПО «Техническая академия Росатома».

Перспективы

Изначально при разработке проекта ПАТЭС рассматривались варианты размещения станции в г. Северодвинск Архангельской области и г. Вилючинск на Камчатке. В настоящее время работы по строительству мол-причала и комплекса береговых сооружений, предназначенных для работы в составе ПАТЭС, ведутся в г. Певек Чукотского АО. Размещение плавучего энергоблока на этой площадке планируется к осени 2019 года

Заинтересованность в плавучих атомных станциях проявляют островные государства, в частности Республика Кабо-Верде

Необходимо отметить, что за время продолжительного (12 лет) строительства ПАТЭС ее стоимость значительно увеличилась по сравнению с оценками 2007 года.

Технологический цикл ПАТЭС подразумевает 12-летнюю кампанию, после чего плавучий энергоблок необходимо отбуксировать на специализированное предприятие для среднего ремонта и перегрузки ядерного топлива, на что отводится год. В результате ПАТЭС не может быть единственным источником энергоснабжения и требует строительства резервного энергоисточника, обеспечивающего снабжение потребителей электроэнергией и теплом в то время, когда ПАТЭС проходит ремонт и перезагрузку топлива. Для резервирования ПАТЭС в Певеке запланировано строительство новой ТЭЦ мощностью 48 МВт, ориентировочной стоимостью 18,9 млрд рублей .

Плавучая атомная теплоэлектростанция «Академик Ломоносов» — головной проект серии мобильных транспортабельных энергоблоков малой мощности. Энергоустановка ПАТЭС имеет максимальную электрическую мощность болеее 70 МВт и включает две реакторные установки КЛТ-40С. АО «ОКБМ Африкантов» является главным конструктором, изготовителем и комплектным поставщиком оборудования этих реакторных установок тепловой мощностью 150 МВт каждая — реакторов, ИМ СУЗ, насосов, оборудования обращения с топливом, вспомогательного оборудования и др.

Плавучий энергоблок, предлагаемый для энергообеспечения крупных промышленных предприятий, портовых городов, комплексов по добыче и переработке нефти и газа на шельфе морей создан на основе серийной энергетической установки атомных ледоколов, проверенной в течение их длительной эксплуатации в Арктике.

Выполненные институтами и предприятиями Госкорпорации «Росатом» исследования и проектные проработки показали возможность создания на основе освоенных в России судовых реакторов энергоисточников нового класса для коммерческого производства электричества, опресненной воды, промышленного и бытового тепла - плавучих атомных энергоблоков мощностью от 3,5 до 70 мегаватт (эл.) и более.

Плавучий энергоблок (ПЭБ) - это автономный энергетический объект, который целиком создается на судостроительном заводе как несамоходное судно и затем буксируется морским или речным путем к месту его эксплуатации. Заказчику поставляется полностью построенный, испытанный и готовый к работе энергетический объект с жилыми помещениями и полной инфраструктурой, обеспечивающей проживание эксплуатационного персонала и техническое обслуживание самого объекта, то есть реализуется технология сдачи «под ключ».

Строительство ПЭБ в заводских условиях позволяет максимально сократить сроки и стоимость сооружения станции, обеспечивая одновременно самые высокие требования к качеству. Исключаются дорогостоящие строительные работы на месте размещения ПАТЭС. При необходимости ПЭБ может быть перебазирован с одной площадки на другую.

Плавучие энергоблоки наилучшим образом приспособлены для работы в труднодоступных районах по берегам морей или крупных рек, удаленных от систем централизованного энергоснабжения. В России это, прежде всего, районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, которые не охвачены единой энергетической системой и нуждаются в надежных и экономически приемлемых источниках энергии. Здесь уже в настоящее время существует острая потребность в нескольких десятках теплоэлектростанций малой мощности для стимулирования развития экономической активности и обеспечения современных условий жизни местного населения. Типичные поселки Севера имеют от сотен до нескольких тысяч человек. Потребности такого поселка в электроэнергии составляют соответственно от нескольких единиц до нескольких десятков МВт. Аналогичны промышленные потребности большинства рудников и горно-обогатительных комбинатов.

Для экспорта в прибрежные районы стран и регионов с засушливым климатом разработан вариант атомного энергоопреснительного комплекса (ПАЭОК), который производит не только электроэнергию, но и качественную питьевую воду из морской воды. В составе такого комплекса — ПЭБ и плавучий водоопреснительный комплекс, в котором может использоваться либо технология обратного осмоса (RO), либо- многоступенчатые испарительные установки (MED). Интерес к таким комплексам проявляют многие страны Африки, Азии и Европы, испытывающие острый дефицит пресной воды.

Обогащение топлива, применяемого в установках плавучего энергоблока, не превышает предельного уровня, установленного МАГАТЭ для соблюдения режима нераспространения ядерного оружия. Это позволяет использовать атомные плавучие энергоисточники в рамках международного законодательства в том числе и в развивающихся странах.

Работа станции в прибрежных районах мирового океана ставит вопрос об их устойчивости к экстремальным природным воздействиям, таким как цунами, смерчи и т.п. АО «ОКБМ Африкантов» располагает комплексом технологий для изготовления атомной энергоустановки таким образом, чтобы она выдерживала любой заданный в проекте уровень динамических нагрузок. Это подтверждено практикой: реакторные установки атомного подводного крейсера «Курск», созданные специалистами ОКБМ, не только выдержали мощный взрыв, но и автономно обеспечили вывод реактора из работы, поддержание его в безопасном состоянии. Даже продолжительное пребывание разрушенного корабля под водой не привело к выходу радиоактивности в окружающую среду.

Плавучая атомная станция – впрочем как и любая другая — согласно современным нормам безопасности изначально проектируется с «запасом прочности», превышающим предельно возможные в данной местности нагрузки, такие как удар волны цунами по станции, столкновение с другим судном или с береговым сооружением в результате такого удара.

Говоря о безопасности плавучих АЭС важно отметить, что сотни судов и военных кораблей с атомными энергетическими установками, эксплуатируются в составе флотов России, Соединенных Штатов, Китая, Великобритании, Франции. Атомные ледоколы, ракетные крейсера, авианосцы и атомные подводные лодки базируются в портах, нередко находящихся вблизи крупных городов (например, в Мурманске).

Ремонт станции и перегрузка топлива будут выполняться в условиях существующих в нашей стране специализированных предприятий технологического обслуживания атомных судов, располагающих необходимым оборудованием и квалифицированным персоналом.

После 40 лет работы энергоблок будет заменен новым, в то время как старый возвращается на специализированное технологическое предприятие для утилизации. Как в процессе, так и после окончания работы плавучей АТЭС на месте ее эксплуатации не остается никаких экологически опасных веществ и материалов (принцип «зеленой лужайки»).

«Академик Ломоносов» будет иметь водоизмещение 21,5 тыс. т. Длина судна составит 144 м, ширина - 30 м. Команда будет насчитывать 69 человек. Согласно проекту ПАТЭС будет лишена собственных двигателей: ее будет транспортировать буксир. Станция будет иметь два реактора. Мощность каждого реактора - 35 МВт, тепловая мощность - 140 гигакалорий в час. Станция может также использоваться для опреснения воды. Она способна производить до 240 тыс. куб. м пресной воды в сутки.

Согласно официальным данным от разработчиков проекта, такие характеристики позволят одной плавучей электростанции снабжать электричеством и теплом город с населением до 200 тысяч человек.

Заявленный срок работы одной ПАТЭС – 40 лет. По истечении этого времени судно с атомной энергоустановкой планируется буксировать на соответствующее предприятие для замены энергоблока, отработавшего свой ресурс. На его место предполагается устанавливать новый агрегат, после чего плавучую электростанцию можно будет возвращать на старое место службы или переводить на новое.

Подписан приказ о начале швартовных испытаний первого в мире плавучего энергетического блока (ПЭБ) "Академик Ломоносов" . Согласно графику строительства ПЭБ, испытания начнутся 1 июля 2016 года.

Проведение швартовных испытаний на заказе – это важнейший этап строительства, определяющий начало его финальной стадии. Швартовные испытания пройдут по особой технологической схеме и будут совмещены с достроечными работами в помещениях перегрузочного комплекса, аппаратных и машинных отделений, что потребует от завода высокой организованности и повышенных мер безопасности.

Испытания будут проходить последовательно, чтобы не допустить совмещения строительства и испытаний в одних и тех же районах и помещениях строящегося ПЭБ. Плановый срок окончания швартовных испытаний 30 октября 2017 г.

После этого ПАТЭС «Академик Ломоносов» уже выйдет с завода как готовый объект, который будет доставлен по Северному морскому пути к месту работы и подключен к береговой инфраструктуре, сооружаемой в порту г. Певеке . Готовность энергоблока к транспортировке должна быть достигнута к концу 2017 г. В сентябре 2019 г. «Росэнергоатом» планирует приступить к установке энергоблока на штатное место, а в конце осени 2019 г. – начать испытания ПАТЭС и ввести ее в эксплуатацию.

ПЭБ проекта 20870 "Академик Ломоносов" - это несамоходное судно с двумя атомными реакторными установками "КЛТ-40" на борту, предназначенное для обеспечения электроэнергией и теплом труднодоступных объектов в северных морях, а также для опреснения морской воды. Согласно теххарактеристикам, ПЭБ способен в номинальном режиме выдавать в береговые сети до 70 МВт электроэнергии и 300 МВт тепловой энергии, что достаточно для поддержания жизнедеятельности города с населением 200 000 человек.

Срок эксплуатации энергоблока составляет сорок лет. При этом каждые три года необходимо совершать перезарядку реакторов. Эксплуатировать ПЭБ будет постоянный экипаж судна из 69 человек.

Строительство гидротехнических и береговых сооружений для первой в мире плавучей АТЭС >>

«Академик Ломоносов» проекта 20870 предназначен для работы в составе плавучей атомной теплоэлектростанции (ПАТЭС). Станция оснащена реакторными установками КЛТ-40С, которые способны вырабатывать до 70 МВт электроэнергии и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме.

Плавучий энергоблок заменит выбывающие к 2019 году на Чукотке генерирующие мощности - Билибинскую АЭС и Чаунскую ТЭЦ , что важно с точки зрения гарантированного и устойчивого энергообеспечения региона.

Российская Федерация – абсолютный мировой монополист в области плавучих атомных электростанциях, которые перспективно использовать в прибрежном инфраструктурном строительстве.

В настоящее время ПАТЭС «Академик Ломоносов» (проект 20870) достраивается на «Балтийском заводе». По плану, она должна быть сдана в сентябре 2016 г. , но учитывая "экспериментальный характер" первой ПАТЭС, окончательные сроки ее сдачи и бюджет остаются "плавающими". Несмотря на соглашение с Балтзаводом о сдаче ПАТЭС осенью 2016 года, в "Росатоме" признают, что на достройку и испытания потенциально есть время до 2019 года. Ожидается, что плавучий энергоблок весной 2018 года отбуксируют с Балтийского завода в Мурманск на площадку Росатомфлота, где осенью состоится загрузка ядерного топлива в реактор и физический пуск энергоблока .

Сама идея использования атомной энергии в транспортных установках не является новой. Подобные проекты разрабатывались в Англии, Германии и в США. Но эти страны к настоящему моменту отказались от проектов плавучих АЭС, посчитав их бесперспективными.

Атомфлот планирует построить док для нового ледокола ЛК-60 >>

Впервые плавучие реакторы использовались в США для обеспечения энергией Панамского канала (1966–1976 гг.) и американской исследовательской базы в Антарктике (1962–1972 гг.). Например, американская плавучая станция Sturgis (мощность 10 МВт) с 1976 г. находилась в нерабочем состоянии на стоянке в штате Виргиния, и недавно ее отбуксировали в Галвестон для утилизации.

Недавно китайская корпорация CGN (China General Nuclear Power Corporation) объявила об официальном запуске проекта плавучей станции с реактором малой мощности ACPR50S.

Как сообщил представитель корпорации Хуан Сяофэй в городе Шэньчжэнь (провинция Гуандун, Южный Китай), CGN заключила соглашение с корпорацией Dongfang Electric Corporation о покупке корпуса реактора под давлением.

Проект ACPR50S считается наиболее оптимальным решением комбинированных поставок тепла, электроэнергии и пресной воды для работ по освоению морских ресурсов, а также для поставок электроэнергии и оказания помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций в островных и прибрежных районах.

В Советском Союзе в 80-х годах разрабатывали проект плавучей АЭС «Волнолом 3» с реактором АБВ-6 (мощность 12 МВт) для использования на полигоне МО на Новой Земле. Однако работы над созданием этой ПАТЭС были прекращены в начальной стадии.

Спущен на воду самый большой в мире атомный ледокол >>

Первый гражданский проект ПАТЭС в России появился в начале 90-х годов. В ходе выполнения Постановления Правительства России от 9 июня 1992 года за №389 о путях преодоления кризиса топливного энергетического комплекса Дальнего Востока и Восточной Сибири группа экспертов Минатома в 1993 году предложила использовать АЭС малой мощности (100–180 МВт) на основе реакторов судовых и корабельных атомных энергетических установок. По заказу Минатома России в период 1992–1994 гг. был проведен ряд конкурсов на лучший проект атомной станции малой мощности, организовано АО «Малая энергетика». В классе реакторных установок свыше 50 МВт первое место в конкурсе было присуждено проекту АЭС на основе плавучего энергоблока с двумя реакторными установками типа КЛТ-40С.

Активная фаза строительства головного плавучего энергоблока для первой российской ПАТЭС началась в 2007 г. Малайзия, Индонезия, Южная Корея, Мозамбик, Намибия, ЮАР, Индия, Вьетнам проявили большой интерес к проекту, и Росатом планирует передавать ПАТЭС в лизинг этим странам. В качестве перспективного рынка Росатом рассматривает также страны Южной Америки.