Социальная интеграция молодых людей с инвалидностью. Теоретические основы социальной работы с молодыми инвалидами Молодежь инвалиды

Инвалидность -- это социальное явление, избежать которого не может ни одно общество в мире. Вместе с тем, численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10%. По оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют в среднем 10% населения, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями.

В России сегодня 13 миллионов людей с ограниченными возможностями, и их число имеет тенденцию к дальнейшему росту. Одни из них - инвалиды с рождения, другие стали инвалидами вследствие заболевания, травмы, но все они являются членами общества и имеют такие же права и обязанности, как и другие граждане.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Основными признаками инвалидности являются полная или частичная утрата человеком способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Основными факторами, детерминирующими рост инвалидности, являются степень экономического и социального развития региона, обусловливающая уровень жизни и доходов населения, заболеваемость, качество деятельности лечебно-профилактических учреждений, степень объективности освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы, состояние окружающей среды (экология), производственный и бытовой травматизм, дорожно-транспортные происшествия, техногенные и природные катастрофы, вооруженные конфликты и иные причины.

В целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов: правовой, социально-средовой, психологический, общественно-идеологический, производственно-экономический, анатомо-функциональный.

Где правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей инвалидов. Следует отметить три принципиальных положения, составляющих основу законодательства об инвалидах. Первое -- это наличие у инвалидов особых прав на определенные условия для получения образования, на обеспечение средствами передвижения, на специализированные жилищные условия и другие. Второе немаловажное положение -- это право инвалидов быть активными участниками всех тех процессов, которые касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и т.д. Третье положение провозглашает создание специализированных государственных служб: медико-социальной экспертизы и реабилитации. Они призваны формировать систему обеспечения относительно независимой жизнедеятельности инвалидов.

Социально-средовой аспект включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда и т.д.). Определенную актуальность приобретают такие виды деятельности: информированность населения о возможности более широкого пользования услугами социального работника, формирование потребностей населения в защите прав и интересов нетрудоспособных граждан, реализация морально-психологической поддержки семьи и др.

Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом. Инвалиды относятся к категории так называемого маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности, а также с имеющимся комплексом сопутствующей соматической патологии и с пониженной двигательной активностью. Кроме того, в значительной степени социальная незащищенность этих групп населения связана с наличием психологического фактора, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.

Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической деятельности государственных институтов и формирования государственной политики в отношении инвалидов и инвалидности. В этом смысле необходимо отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности -- во взаимодействии инвалида и общества.

Производственно-экономический аспект связан главным образом с проблемой формирования промышленной основы социальной защиты населения и рынка реабилитационных изделий и услуг. Такой подход позволяет ориентироваться на увеличение доли инвалидов, способных к частичной или полной самостоятельной профессиональной, бытовой и общественной деятельности, создание системы адресного удовлетворения их потребностей в реабилитационных средствах и услугах, а это в свою очередь будет способствовать их интеграции в общество.

Анатомо-функциональный аспект инвалидности предполагает формирование такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), которая выполняла бы реабилитационную функцию и способствовала развитию реабилитационного потенциала инвалида. Таким образом, с учетом современного понимания инвалидности предметом внимания государства при решении этой проблемы должны быть не нарушения в организме человека, а восстановление его социально-ролевой функции в условиях ограниченной свободы. Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро и макросоциального окружения. Конечной целью комплексной многопрофильной реабилитации, как процесса и системы, является предоставление человеку с анатомическими дефектами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями возможности относительно независимой жизнедеятельности. С этой точки зрения реабилитация предотвращает нарушение связей человека с окружающим миром и выполняет профилактическую функцию по отношению к инвалидности.

Тем не менее, дискриминация, которая существует в обществе по отношению к инвалидам, а особенно - молодым людям с инвалидностью, отчетливо прослеживается по всем характеристикам.

Уровень образования молодых людей-инвалидов гораздо ниже, чем у не инвалидов. Практически все, кто имеет только начальное образование в возрастах старше 20 лет, - это инвалиды. Наоборот, доля молодых людей с высшим образованием среди инвалидов в 2 раза ниже. Даже доля, окончивших ПТУ, среди 20-летних инвалидов ниже. Вдвое меньше и денежные доходы молодых инвалидов по сравнению с их сверстниками не инвалидами.

Более низкие доходы молодых инвалидов - прямое следствие барьеров в доступе к приносящей доход деятельности, в том числе к хорошо оплачиваемой занятости. Статистика занятости по данной категории не публикуется. Вместе с тем, по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, средняя продолжительность поиска работы всеми инвалидами устойчиво превышает аналогичный показатель для всех безработных.

Более низкий уровень образования молодых инвалидов отражается в профессиональной структуре их занятости: среди молодых инвалидов значительно больше, чем среди их здоровых сверстников людей, занятых на рабочих профессиях, в том числе много неквалифицированных рабочих.

Формирование брака - огромная проблема для многих молодых людей с инвалидностью. Среди них в 2-3 раза больше холостых и вдвое меньше состоящих в браке. Одиноко проживающих (отдельно от родителей или других родственников) среди них также вдвое меньше. Это говорит об их значительной несамостоятельности и зависимости от опеки родных.

Это и более низкая социальная мобильность инвалидов, которая проявляется в меньшей интенсивности отделения инвалидов от семьи своих родителей и своих родственников. Соответственно более низкая мобильность родственников инвалидов. Ввиду необходимости ухода за инвалидом, один или несколько его родственников в той или иной мере также ограничены в возможности покинуть семью. Утрируя, можно сказать, что инвалидность одного из супругов «увеличивает» в несколько раз вероятность того, что и другой супруг будет инвалидом. На самом деле, это может свидетельствовать о социальной изоляции инвалидов, в результате которой они вступают в брак преимущественно друг с другом.

Все приведенные социальные характеристики указывают на то, что молодые инвалиды в России - это совершенно специфическая группа не только в населении, но и среди взрослых инвалидов, ибо в более старших поколениях социальные различия между инвалидами и не инвалидами сглаживаются и даже исчезают. Из этого краткого анализа можно сделать следующие выводы относительно построения эффективной политики социальной интеграции молодых людей с инвалидностью:

  • 1. Признаки социальной дискриминации особенно ярко проявляются в отношении молодых людей-инвалидов. Возраст должен учитываться как одно из самых важных измерений при выработке стратегии, направленной на равные возможности инвалидов.
  • 2. Именно Центры социального обслуживания является реальной опорой для инвалидов. В то время как, они являются основным объектом ныне действующей социальной политики в отношении инвалидов, необходимо разрабатывать индивидуальный подход к определению адресной социальной поддержки инвалида с учетом его микросоциальную среды - семьи.
  • 3. Низкий образовательный и профессиональный статус таких инвалидов требует специальных программ профессиональной подготовке и переподготовки, а также по повышению их образования и квалификации.
  • 4. Значительная (свыше четверти) доля инвалидов первой, самой тяжелой, группы, а также крайне высокая среди молодых инвалидов смертность (превышающая в 3 и более раз смертность не инвалидов в этих возрастах) требует специальной медицинской программы реабилитации.

Социальная работа с молодыми инвалидами строится на основе системы социальной защиты населения, цель которой - обеспечение инвалидам возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Основные задачи социальной защиты инвалидов:

  • -максимально развивать индивидуальные способности и нравственно-волевые качества инвалидов, побуждая их к самостоятельности и принятию личной ответственности за все;
  • -содействовать достижению взаимопонимания между инвалидом и социальной средой;
  • -проводить работу по профилактике и предупреждению социально нежелательных явлений;
  • -способствовать распространению информации о правах и льготах инвалидов, обязанностях и возможностях социальных служб;
  • -обеспечивать консультации по юридическим правовым аспектам социальной политики.

Таким образом, инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Следует учитывать, что масштаб инвалидности зависит от множества факторов, таких как: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе.

дипломная работа

1.1 Молодые инвалиды как объект социальной работы

Инвалидность -- это социальное явление, избежать которого не может ни одно общество в мире. Вместе с тем, численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10%. По оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют в среднем 10% населения, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями.

В России сегодня 13 миллионов людей с ограниченными возможностями, и их число имеет тенденцию к дальнейшему росту. Одни из них - инвалиды с рождения, другие стали инвалидами вследствие заболевания, травмы, но все они являются членами общества имеют такие же права и обязанности, как и другие граждане.

В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Основными признаками инвалидности являются полная или частичная утрата человеком способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

К категории «молодые инвалиды» относятся граждане в возрасте 14 - 30 лет, которые имеют нарушения здоровья, обусловленные заболеваниями, дефектами, последствиями травм. В настоящее время молодые люди с ограниченными возможностями делятся на несколько групп: с нарушением интеллекта, с психическими заболеваниями и ранним аутизмом, с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушением слуха, зрения и с комплексным сочетанием нарушений. Инвалидность в молодом возрасте сопровождается состоянием стойкой социальной дезадаптации, обусловленное хроническими заболеваниями или патологическими состояниями, резко ограничивающими возможность включения молодого человека в адекватные возрасту воспитательные, социальные, политические и экономические процессы, в связи с этим возникает постоянная необходимость в дополнительном уходе за ним, помощи или надзоре.

К основным причинам, приводящим к инвалидности в молодом возрасте можно отнести:

1. Медико-биологические (низкое качество медицинского обслуживания, недостаточная медицинская активность).

2. Социально-психологические (низкий уровень образования родителей молодого инвалида, отсутствие условий для нормальной жизнедеятельности и развития и пр.).

3. Социально-экономические (низкий материальный достаток и пр.).

В настоящее время жизнь детей-инвалидов и молодых инвалидов очень сложна. Сложность проявляется в том, что у человека из-за нарушений здоровья возникают барьеры, лишающие его полноценного существования в обществе, приводящие к ухудшению качества его жизни. Отсутствие достаточно интенсивных социальных контактов может привести к необратимому угасанию интеллектуальных способностей таких лиц, а отсутствие доступной психологической, правовой и информационной помощи - к утрате или неиспользованию ими тех возможностей интеграции в общество, которыми они, очень часто не сознавая того, располагают.

Инвалидность, будь то врожденная либо приобретенная, ограничивает положение молодого человека в обществе. Социальный статус обычно определяется позицией индивида в группе или группы во взаимоотношениях с другими группами (некоторые ученые используют термин «социальная позиция» как синоним социального статуса). Социальный статус является также определенной совокупностью прав, привилегий и обязанностей молодого инвалида. Все социальные статусы подразделяются на два основных типа: те, которые предписываются индивиду обществом или группой независимо от его способностей и усилий, и те, которые личность достигает своими собственными усилиями. Признание лица инвалидом связано с приобретением определенного социального статуса, обеспечивающего социальные гарантии со стороны государства и в тоже время ограничивающие жизнедеятельность человека. Социальный статус молодых людей с особыми потребностями характеризуется определенными показателями: состоянием здоровья, материальным положением, уровнем образования, спецификой занятости и особенностями организации досуговой деятельности.

Большое внимание в системе социальной защиты уделяется здоровью молодых инвалидов, как показателю их социального статуса. Ограничение жизнедеятельности молодого человека, связанное с нарушением здоровья может быть приобретено в детстве (врожденные заболевания и родовые травмы, заболевания и травмы в детстве), а также в юности (хронические заболевания, бытовые и производственные травмы, ранения в ходе выполнения военно-служебных обязанностей и т.д.). В настоящее время данное понятие рассматривается не только как отсутствие болезни, но и как психологическое и социальное благополучие человека. Главной целью деятельности социальных служб в рамках комплексного подхода к здоровью является достижение молодым человеком с ограниченными возможностями способности к самостоятельной жизни, производительному труду и досугу.

Переход к инновационному социально ориентированному типу экономического развития России невозможно осуществить без развития ее человеческого потенциала. В качестве одного из необходимых результатов работы по развитию человеческого потенциала России «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» указывает создание эффективной адресной системы поддержки ряда социально уязвимых категорий граждан, в том числе инвалидов. В Концепции особо оговаривается необходимость повышения уровня социальной интеграции инвалидов, в частности, создания условий для их интеграции в трудовую деятельность, создания инфраструктуры реабилитационных центров, обеспечивающих комплексную реабилитацию инвалидов и их возвращение к полноценной жизни в обществе. Кроме того, из содержания Концепции, очевидно, что вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях саморазвития - важнейший элемент создания условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, в том числе молодых инвалидов, в интересах инновационного развития страны.

В последнее время, когда речь идет о положении молодых инвалидов в России, все чаще употребляется термин «социальная депривация». Он подразумевает лишение, ограничение, недостаточность тех или иных условий, материальных и духовных ресурсов, необходимых для выживания молодежи, обусловленное в первую очередь низким уровнем жизни. Особенно остро депривация сказывается на молодых инвалидах.

Инвалидность затрудняет возможность полноценных социальных контактов человека, а отсутствие достаточного круга общения приводит к дезадаптации, которая в свою очередь, ведет еще к большей изоляции и, соответственно к недостаткам развития. За последние годы число молодых людей с ограниченными возможностями в стране постоянно увеличивается.

Это означает, что рост количества молодых инвалидов становится проблемой не только отдельных людей, и даже не части населения, а всего общества в целом. Обостряется проблема социальной защиты молодых инвалидов, которая представляет собой деятельность государства и общества по ограждению этой категории граждан от социальных опасностей, недопущению ухудшения положения лиц с ограниченными возможностями. Инвалидность молодежи значительно ограничивает их способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Кроме того инвалидность, будь то врожденная либо приобретенная, ограничивает положение молодого человека в обществе.

Основными факторами, детерминирующими рост инвалидности, являются степень экономического и социального развития региона, обусловливающая уровень жизни и доходов населения, заболеваемость, качество деятельности лечебно-профилактических учреждений, степень объективности освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы, состояние окружающей среды (экология), производственный и бытовой травматизм, дорожно-транспортные происшествия, техногенные и природные катастрофы, вооруженные конфликты и иные причины.

По отношению к инвалидам, а особенно молодым людям с инвалидностью, по всем характеристикам отчетливо прослеживается дискриминация, которая существует в обществе.

Уровень образования молодых людей-инвалидов гораздо ниже, чем у не инвалидов. Практически все, кто имеет только начальное образование в возрастах старше 20 лет, это инвалиды. Наоборот, доля молодых людей с высшим образованием среди инвалидов в 2 раза ниже. Даже доля, окончивших ПТУ, среди 20-летних инвалидов ниже. Вдвое меньше и денежные доходы молодых инвалидов по сравнению с их сверстниками не инвалидами.

Образование молодых инвалидов играет определяющую роль в их профессиональной реабилитации, поскольку оно создает основу для реализации принципа равных возможностей людей с ограниченными возможностями. Для решения проблем образования молодых инвалидов начинают реализовываться проекты по расширению сетей дистанционного обучения на базе интернет-классов. Такое обучение и последующее трудоустройство позволяет инвалидам реализовывать концепцию независимой жизни, обеспечивает самостоятельный заработок, а также является экономически выгодным государству. Образование создает условия для удовлетворения многих потребностей молодых людей с ограниченными возможностями, а так же сокращает процессы маргинализации инвалидов.

Однако, большинство учебных заведений все еще не готовы к встрече с инвалидами. Выделяют следующие трудности в сфере получения образования молодыми инвалидами. Во-первых, отсутствие обустроенной среды и специальных образовательных программ в учебных заведениях. Во- вторых, неподготовленность педагогических кадров. В-третьих, зачастую предвзятое отношение к студентам-инвалидам, не гарантирующее равные возможности получения образования по сравнению со всеми учащимися. В последние годы наметились положительные тенденции в решении проблем образования молодых инвалидов. Это проявляется в появлении новых форм обучения. В целом образование молодых инвалидов - это фундаментальная ценность, определяющая их социальный статус и возможности для самореализации личности. Создание системы многоуровневого интегрированного образования невозможно без системы специальной подготовки педагогов, направленной на развитие умений и навыков обращения с инвалидами. Социальная изоляция молодых инвалидов влечет за собой сокращение шансов для эффективного трудоустройства и низкий социально-экономический статус.

Более низкие доходы молодых инвалидов - прямое следствие барьеров в доступе к приносящей доход деятельности, в том числе к хорошо оплачиваемой занятости. Статистика занятости по данной категории не публикуется. Вместе с тем, по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, средняя продолжительность поиска работы всеми инвалидами устойчиво превышает аналогичный показатель для всех безработных.

Более низкий уровень образования молодых инвалидов отражается в профессиональной структуре их занятости: среди молодых инвалидов значительно больше, чем среди их здоровых сверстников людей, занятых на рабочих профессиях, в том числе много неквалифицированных рабочих. В настоящее время молодые инвалиды мало востребованы на рынке труда, их занятость является существенной проблемой общества, хотя молодежь с ограниченными возможностями имеет определенные перспективы трудоустройства в интеллектуальной сфере, в малом предпринимательстве. Численность молодых трудоустроенных инвалидов ежегодно сокращается. Наблюдается значительное расхождение в ситуациях занятости у разных групп инвалидов. Молодые инвалиды чаще, чем здоровые сверстники, трудоустроены на рабочие специальности и гораздо реже занимают должности в управлении. Можно выделить основные трудности в сфере занятости молодых инвалидов. Во-первых, это недоступность образовательных программ, отсутствие профориентации инвалидов, что оказывает непосредственное влияние на их трудоустройство и конкурентоспособность на рынке труда. Во-вторых, специализированные предприятия не имеют возможность принять всех желающих на работу, поскольку испытывают значительные трудности в условиях рыночной экономики. Поэтому, возможности трудовой реабилитации молодых инвалидов посредством занятости на специализированных предприятиях существенно сокращается. В-третьих, прием на работу инвалида, влечет дополнительные издержки на организацию рабочего места, что сказывается на нежелании работодателя сотрудничать с молодым инвалидом.

Формирование брака - огромная проблема для многих молодых людей с инвалидностью. Среди них в 2-3 раза больше холостых и вдвое меньше состоящих в браке. Одиноко проживающих (отдельно от родителей или других родственников) среди них также вдвое меньше. Это говорит об их значительной несамостоятельности и зависимости от опеки родных.

Это и более низкая социальная мобильность инвалидов, которая проявляется в меньшей интенсивности отделения инвалидов от семьи своих родителей и своих родственников. Соответственно более низкая мобильность родственников инвалидов, ввиду необходимости ухода за ним.

С большей долей вероятности можно сказать, что инвалидность одного из супругов «увеличивает» в несколько раз вероятность того, что и другой супруг будет инвалидом. На самом деле, это может свидетельствовать о социальной изоляции инвалидов, в результате которой они вступают в брак преимущественно друг с другом.

Все приведенные социальные характеристики указывают на то, что молодые инвалиды в России это совершенно специфическая группа не только в населении, но и среди взрослых инвалидов, ибо в более старших поколениях социальные различия между инвалидами и не инвалидами сглаживаются и даже исчезают.

Из этого краткого анализа можно сделать следующие выводы относительно построения эффективной политики социальной интеграции молодых людей с инвалидностью:

1. Признаки социальной дискриминации особенно ярко проявляются в отношении молодых людей-инвалидов. Возраст должен учитываться как одно из самых важных измерений при выработке стратегии, направленной на равные возможности инвалидов.

2. Именно Центры социального обслуживания является реальной опорой для инвалидов. В то время как, они являются основным объектом ныне действующей социальной политики в отношении инвалидов, необходимо разрабатывать индивидуальный подход к определению адресной социальной поддержки инвалида с учетом его микросоциальной среды - семьи.

3. Низкий образовательный и профессиональный статус таких инвалидов требует специальных программ профессиональной подготовке и переподготовки, а также по повышению их образования и квалификации.

4. Значительная (свыше четверти) доля инвалидов первой, самой тяжелой, группы, а также крайне высокая среди молодых инвалидов смертность (превышающая в 3 и более раз смертность не инвалидов в этих возрастах) требует специальной медицинской программы реабилитации.

Социальная работа с молодыми инвалидами строится на основе системы социальной защиты населения, цель которой - обеспечение инвалидам возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Основные задачи социальной защиты инвалидов:

Максимально развивать индивидуальные способности и нравственно-волевые качества инвалидов, побуждая их к самостоятельности и принятию личной ответственности за все;

Содействовать достижению взаимопонимания между инвалидом и социальной средой;

Проводить работу по профилактике и предупреждению социально нежелательных явлений;

Способствовать распространению информации о правах и льготах инвалидов, обязанностях и возможностях социальных служб;

Обеспечивать консультации по юридическим аспектам социальной политики.

Таким образом, инвалидность представляет собой социальный феномен, избежать которого не может ни одно общество, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов. Следует учитывать, что масштаб инвалидности зависит от множества факторов, таких как: состояние здоровья нации, развитие системы здравоохранения, социально-экономическое развитие, состояние экологической среды, исторические и политические причины, в частности, участие в войнах и военных конфликтах, и пр. В России все из перечисленных факторов имеют ярко выраженную негативную направленность, которая предопределяет значительное распространение инвалидности в обществе.

Все вышеперечисленное, позволяет утверждать, что молодежь с ограниченными возможностями является особой социальной категорией, требующей поддержки со стороны государства. Работа с ней требует индивидуального подхода к каждому.

В последние годы социальное положение молодых инвалидов стало существенно меняться в лучшую сторону. Внедряются в практику инновационные технологии для расширения возможностей доступа молодых инвалидов к информации, образованию и занятости, улучшению их материального положения. Создание доступной для молодежи с ограниченными возможностями среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики нашей страны, практические результаты которой призваны обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни, в их социальном статусе.

1.2 Нормативно-правовая база социальной работы с молодыми инвалидами

Осуществляя серьезный комплекс мер по социальной поддержке молодых людей с ограниченными возможностями, повышению качества и доступности для них социальных услуг, характеризующих качество жизни, Россия ориентируется на международные стандарты, принятые как мировым, так и Европейским сообществами.

Именно поэтому наша страна конструктивно участвовала в разработке Конвенции о правах инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в декабре 2006 г. Эта Конвенция занимает важное место в ряду многосторонних международных договоров в области прав человека и направлена на обеспечение полного и равного осуществления инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также на поощрение уважения достоинства инвалидов, недопущение какой-либо дискриминации по признаку инвалидности.

Необходимо отметить, что все нормы о правах инвалидов, содержащиеся в Конвенции, закреплены в имеющихся и ратифицированных Российской Федерацией международных соглашениях, таких, как Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенция о правах ребенка и др. Таким образом, Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 2006 году не вводит для инвалидов новых прав, а содержит статьи, подчеркивающие особенности реализации основных прав и свобод человека применительно к специфическим условиям жизнедеятельности инвалидов. В пункте 2 статьи 4 подчеркивается, что в отношении выполнения экономических, социальных и культурных прав инвалидов каждое государство-участник «обязуется принимать меры к постепенному достижению полной реализации этих прав».

Также важным документом высокого международного стандарта, определяющим государственную политику в отношении инвалидов, являются Рекомендации, касающиеся выполнения на национальном уровне Плана действий Совета Европы по содействию правам и полному участию людей с ограниченными возможностями в обществе на 2006--2015 гг. Этот план был презентован представителям национальных правительств стран -- членов Совета Европы, неправительственным организациям и средствам массовой информации на Европейской конференции в г. Санкт-Петербурге (сентябрь 2006 г.), где был дан старт собственно началу реализации Плана.

Подавляющее большинство норм, включенных в документы международного стандарта (создание доступной для инвалидов инфраструктуры, адаптация к их нуждам градостроительных, транспортных, коммуникационных и иных стандартов; обучение инвалидов в общеобразовательных учреждениях; охрана здоровья инвалидов, их реабилитация; обеспечение благоприятных условий на рынке труда и др.), содержатся в действующем российском законодательстве. Они закреплены в различных отраслях права. В российском законодательстве права инвалидов зафиксированы в таких важнейших документах, как Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г., Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., Закон Российской Федерации «О защите инвалидов в Российской Федерации» от 20 июля 1995 г., Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, принятые Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 г., Указы Президента Российской Федерации «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» и «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 2 октября 1992 г., постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов» от 5 апреля 1993 г. и др.

Основным правовым актом, гарантирующим право инвалидов на социальное обеспечение на территории Российской Федерации является Конституция РФ.

Конституция Российской Федерации закрепляет права граждан РФ:

a) на социальное обслуживание;

б) право на охрану здоровья.

Непосредственное отношение к социальному обеспечению имеют многие положения Конституции. Так, статья 7 Конституции устанавливает, что Российская Федерация является, социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В России о6еспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и пособия и иные гарантии социальной защиты. Из положения статьи 7 Конституции вытекает обязанность государства проводить определенную социальную политику и нести ответственность за достойную жизнь людей, свободное развитие каждого человека.

В ст. 39 Основного закона РФ говорится о том, что каждому гражданину «гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом». Данная статья закрепляет за государством обязанность оказывать социальную поддержку гражданам, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации. Для осуществления своих функций в этой области государство создало систему социальной защиты населения, которая включает в себя выплату пенсий, компенсаций, оказание медицинских и других социальных услуг, руководит созданием финансовой базы и организационных структур, которые необходимы для реализации права каждого гражданина нашей страны на социальное обеспечение.

Положения Конституции, касающиеся вопросов социального обеспечения, являются юридической базой, на которой основывается все законодательство.

Основными правовыми актами по вопросам социального обеспечения молодых инвалидов являются федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

По определению, данному в законе, инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид».

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Также, в законе дается понятие о социальной защите инвалидов. Это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Закон регулирует вопросы медико-социальной экспертизы инвалидов, их реабилитации, обеспечения жизнедеятельности инвалидов, определен так же весь комплекс поддержки жизнедеятельности инвалидов - медицинский, социальный и профессиональный. Закон гарантирует гражданам с ограниченными возможностями право на достойную и полноценную жизнь, на создание такой инфраструктуры, которая снимает барьеры между инвалидами и здоровыми людьми. Целью государственной политики является «обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, договорами Российской Федерации».

Реализация поставленной законом цели предполагает выделение в качестве ключевых, следующие направления в политике инвалидности:

1. Организация медицинской помощи. Политика в сфере здравоохранения направлена на оказание гражданам с ограниченными возможностями доступной и качественной медицинской помощи, создание условий способствующих улучшению состояния их здоровья. Каждому инвалиду, проживающему на территории Российской Федерации, гарантируется, неотъемлемое право на охрану здоровья и медицинскую помощь в случае его утраты. По заключению врача, гражданам не отказавшимся от пакета социальных услуг, может быть предоставлено санаторно-курортное лечение, которое может распространятся, на инвалида и лицо его сопровождающее (Закона «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 №165-ФЗ; закона «О государственной социальной помощи» 17.07.1999 №178-ФЗ. С сентября 2005 г. осуществляются мероприятия по реализации национального проекта «Здоровье», включающего в себя: развитие первичной медицинской помощи, профилактического направления и обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью.

2. Обеспечение инвалидов жилой площадью. Жилищная политика является важнейшим элементом способствующим обеспечению эффективного развития государства. Без нее оказание инвалидам качественной социальной защиты не возможно. Основным нормативно-правовым актом, способствующим, реализации данного направления, является «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №188-ФЗ. В документе предусмотрена возможность обеспечения малоимущих инвалидов жилыми помещениями на условиях социального найма. В качестве дополнительных мер принято Постановление Правительства РФ «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг» от 27 июля 1996 года.

3. Образование инвалидов. Государство обеспечивает непрерывность воспитания и образования, социально-бытовую адаптацию детей-инвалидов. Согласно закону РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года №3266-1 право на получение образования для всех категорий граждан, в том числе с ограниченными возможностями является неотъемлемым условием построения конкурентоспособной России. Государство должно обеспечить инвалидам получение общего образования, профессионального образования - начального, среднего и высшего - в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Граждане с ограниченными возможностями, обеспечиваются местами в детских дошкольных, лечебно-профилактических и оздоровительных учреждениях в первоочередном порядке. И на получение профессионального образования на внеконкурсной основе при условии успешной сдачи экзаменов. Согласно закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 года №125-ФЗ предусмотрены и дополнительные социальные гарантии студентам имеющим инвалидность (повышение стипендии, дополнительные выплаты и др.)

4. Содействие занятости инвалидов. Обеспечение работой граждан с ограниченными возможностями является ключевым направлением социальной политики государства. В системе занятости безработным признается инвалид, имеющий трудовую рекомендацию, заключение о возможном характере и условиях труда, которое выдано в установленном порядке (индивидуальная программа реабилитации). Права инвалидов в области занятости регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации от 24.07.2002 №97-ФЗ. Где закреплены особые режимы работы, времени, условий профессиональной деятельности граждан с ограниченными возможностями.

5. Содействие в организации досуга инвалида. В целях эффективной интеграции граждан с ограниченными возможностями в общество необходимо особое внимание уделить включенности их в досуговую деятельность (занятие спортом, посещение музеев, библиотек, театров и др.).

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» совместным Постановлением Госстроя России и Минтруда РФ №74/51 от 22.12.1999 г. был утвержден «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», регламентирующий условия и уровни взаимодействия участников инвестиционного процесса в области строительства при подготовке исходно-разрешительной документации, разработке, согласовании, утверждении и реализации проектной документации для строительства, расширения, реконструкции или технического перевооружения объектов социальной инфраструктуры на территории Российской Федерации с учетом потребностей людей с инвалидностью.

Согласно статье 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» создание условий доступности для инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур обеспечивается собственниками этих объектов (Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм) в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

Вопросы реализации права на доступность и создания доступной для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, среды жизнедеятельности урегулированы Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Для формирования условий для беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности людей с инвалидностью утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 годы Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 г. №2181-р «Об утверждении государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011-2015 годы». Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 15 ноября 1995г. № 195 регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах. Оно включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и другие), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания, независимо от форм собственности. Закон устанавливает основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания инвалидов, их права и гарантии соблюдения прав инвалидов, а также правила организации социального обслуживания в Российской Федерации.

Кроме международных правовых актов, Конституции РФ и федеральных законов, социальное обеспечение инвалидов регулируется следующими правовыми документами: Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, нормативные акты министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также актами общественных организаций и локальными правовыми актами.

Примерами правовых актов данного уровня могут быть Постановления Правительства РФ «О Федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания», «Об изменении марки автомобиля, предназначенного для выдачи инвалидам бесплатно» и др.

Таким образом, в систему правовых актов, обеспечивающих социальную защиту инвалидов, входят правовые документы различного уровня. Они взаимосвязаны между собой главными принципами, лежащими в основе организации социального обеспечения инвалидов. В основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в статье о правах инвалидов сказано: «Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку.

Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности -- на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения».

Гарантированные права данной категории граждан вступают в силу при получении официального статуса инвалида и потому специалист должен знать порядок направления граждан на медико-социальную экспертизу.

Минздравсоцразвития России разработал проект Концепции развития социального обслуживания населения в Российской Федерации. В проекте Концепции определены цели развития социального обслуживания: повышение доступности и качества предоставляемых социальных услуг; обеспечение автономной, независимой жизни в привычных социальных условиях гражданам пожилого возраста и инвалидам; профилактика семейного неблагополучия; развитие системы негосударственных социальных услуг.

Стандарты - также один из элементов защиты прав граждан как потребителей услуг. Без них говорить о создании цивилизованного рынка социальных услуг и реального повышения их качества нельзя. В настоящее время разработано 22 национальных стандарта, из них 6 действующих основополагающих стандартов: ГОСТ PS2142 - 2003 «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения», ГОСТ PS2153-2003 «Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг», ГОСТ PS2495 2005 «Социальное обслуживание населения. Термины и определения», ГОСТ PS2497 2005 «Учреждения социального обслуживания. Система качества учреждений социального обслуживания», ГОСТ PS2496 2005 «Социальные услуги населению. Контроль качества. Общие положения», ГОСТ PS2498 2005 «Классификация учреждений социального обслуживания». Указанные стандарты утверждены в установленном порядке уполномоченным национальным органом по стандартизации (Госстандарт, Ростехрегулирование).

В перспективе, учитывая сложившуюся структуру системы социального обслуживания, целесообразно создание трёхуровневой системы стандартов, включающей национальные стандарты, стандарты субъектов Российской Федерации, стандарты деятельности учреждений социального обслуживания.

Минздравсоцразвития России в ближайшее время подготовит требования к разработке и утверждению Административных регламентов предоставления всех видов социальных услуг населению. В свою очередь, органы исполнительной власти регионов должны разработать Административные регламенты своей работы по предоставлению каждого вида социальных услуг.

Таким образом, молодые инвалиды в рамках более общей категории - инвалиды - в Российской Федерации обладают определенными социально-экономическими и личными правами и свободами, обеспечивающих им равные с другими гражданами возможности в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЫХ ИНВАЛИДОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

Аннотация
В данной статье рассматриваются проблемы, с которыми сталкиваются молодые люди с ограниченными возможностями. А также в статье рассматривается процесс социализации молодых инвалидов.

THE PROBLEM OF SOCIALIZATION OF YOUNG PEOPLE WITH DISABILITIES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Ismailova Hava Alikovna
Chechen State University
3nd year student, Faculty of Law, specialty «Social work»


Abstract
In this article problems with which young people face limited opportunities are considered. And also in article process of socialization of young disabled people is considered.

По данным различных статистических исследований, количество молодых людей – инвалидов постепенно растет. Инвалидность это не только проблема определенного круга «неполноценных людей», а проблема всего общества в целом. Самые острые проблемы инвалидности молодых людей связаны с возникновением многочисленных социальных барьеров, не позволяющих инвалидам активно включаться в жизнь общества.

Молодые люди, с точки зрения социальных отношений отличаются тем, что именно на детство и юношество приходится основной, определяющий этап процесса социализации человека. Социализация – это один из основных факторов вхождения молодого человека во взрослую жизнь, процесс приобщения к социальной жизни, который заключается в усвоении человеком системы знаний, ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе. Именно в процессе социализации индивид становится личностью, способной функционировать в данном обществе.

Однако социализация инвалидов, особенно детей-инвалидов, представляет собой систему и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно – бытовой деятельности. Следует отметить, что изначально помощь этой категории детей во всех странах, в том числе и в России, развивалась в форме создания специализированных образовательно-воспитательных учреждений, в результате чего постепенно усиливалась изоляция детей с ограниченными возможностями в обществе. Центры реабилитации главной своей задачей считают проведение адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе социализации, обеспечение комфортного состояния их родителей, формирование у населения адекватного отношения к детям-инвалидам и интеграции этих детей в современное общество. Многие инвалиды находятся в полной зависимости от родителей. Это те, которое не могут самостоятельно передвигаться и обслуживать себя. Возможность учиться и трудиться создает условия для самовыражения и самореализации инвалидов, а также способствует решению наиболее важных жизненных задач: социальной и профессиональной реабилитации, социально-бытовой адаптации, повышению уровня жизни семьи индивида. Активная деятельность помогает молодым инвалидам преодолеть осознание своей ущербности и считать себя полноценными членами общества. К сожалению, многие приобретя профессию, не могут найти соответствующую работу. Даже если устраиваются на работу, то ни по своей специальности или на низкооплачиваемую работу. Одной из основных проблем молодых людей-инвалидов является проблема получения профессии, которая предоставила бы ей возможность трудиться. Создана разветвленная сеть учреждений профессионального становления молодежи, которая включает в себя совокупность органов исполнительной власти и реабилитационных учреждений; центров профессиональных ориентаций и занятости; учебных заведений и центров социальной помощи. Но на практике, к сожалению, реализация основных направлений профессионального становления молодого человека с ограниченными возможностями сталкивается со многими проблемами. Одна из проблем, это отсутствие педагогического, психологического и социального сопровождения обучающихся инвалидов. Процесс социализации и адаптации, как известно, протекает медленно у молодых людей с ограниченными возможностями.

Другой проблемой социализации молодежи, имеющей ограниченные возможности здоровья, является проблема установления межличностных отношений или контактов. Для молодых людей это острая проблема, потому что окружающие по-разному относятся к ним: например, одни просто не замечают их или стараются не замечать, другие же пытаются помочь, поддержать. Единственным местом, где они чувствуют себя наиболее комфортно – это родительская семья.

Важный фактор социализации личности молодых людей с проблемами физического здоровья, является обучение в образовательных учреждениях. В данной среде общение межличностного характера возможно не только в процессе аудиторного изучения какой-то учебной дисциплины, но и на неформальном уровне, вне занятий.

Молодые инвалиды, обучающиеся в образовательных учреждениях, сталкиваются с различными проблемами. Так, многие образовательные учреждения не оснащены пандусами, аппаратами для обучения слабовидящих и слепых, и сурдотехникой, адаптированными компьютерами, нет лифтов, комнат для отдыха инвалидов, а зачастую и медпункта. В компьютерных аудиториях не используются специальные методики, компенсирующие дефекты зрения или слуха. Инвалидов, имеющих диагноз ДЦП, например, очень мало в профессиональных учреждениях, потому что они физически не могут добраться самостоятельно до учебных аудиторий на втором или выше этаже. Молодые люди со спинномозговыми проблемами вынуждены проводить всю жизнь в четырех стенах своих домов. Большая проблема для таких инвалидов в том, что дверные проемы и лифты слишком малы для инвалидных колясок, лестницы, почти никогда, не оборудованы платформами для спуска инвалидных колясок или какими-нибудь подъемными приспособлениями; вся система городского транспорта не приспособлена для людей с ограниченными возможностями.

При рассмотрении особенностей адаптации молодежи с ограниченными возможностями следует иметь в виду, что степень приспособленности человека к жизненным условиям во многом зависит от психолого-волевого компонента, от психологической готовности «найти себя» и «занять свое место в жизни».

Анализируя проблемы адаптации молодых инвалидов можно отметить основные пути повышения адаптационных процессов молодых людей с ограниченными возможностями здоровья:

Разработка общественных и государственных реабилитационных программ для молодых инвалидов;

Создание профильных реабилитационных центров, в которых решались бы проблемы социальной помощи, а также общения и взаимопомощи; формирование открытого социокультурного пространства, привлечение волонтеров, студентов психолого-педагогических специальностей в качестве социальных работников;

Проведение работы по профессиональному самоопределению молодых инвалидов на основании имеющихся знаний о собственных психологических особенностях с учетом программ саморазвития.

На Западе людей с синдромом Дауна называют «альтернативно одарёнными». В России к ним относятся двояко: одни их называют «солнечными», окружают любовью и лаской, другие отворачиваются.

Дети с умственными, ментальными и психическими нарушениями - особая группа людей, которой с рождения приходится буквально бороться своё место под солнцем. Для многих этот путь тернист и сложен, особенно для тех, кто уже перешагнул возрастную черту 18 лет.

Путь в никуда?

Детство мальчика Валентина почти не отличалось от жизни ребятишек его возраста. С трёх лет он пошёл в детский сад, правда, в особую группу - для малышей с задержкой развития. Валя с рождения тоже «особенный»: врачи поставили диагноз «синдром Дауна ».

Затем – обучение в школе, в классе для детей с задержкой умственного развития.

«10 лет, без перерыва, мой сын посещал школу, причём последние 5 лет - самостоятельно. Я знала, что всё это время ребёнок сидит за партой и внимательно слушает учителя. А какие поделки он приносил из школы! Младший сын, через 5 лет, обучаясь уже в 7-м классе, нередко брал работы брата на труды, и они оказывались лучшими из всех», - рассказала мама Валентина Ольга Васильева.

Жизнь Вали резко изменилась, как только ему исполнилось 18 лет. Он оказался словно вычеркнут из мира, как и многие «особенные» дети его возраста.

Многому сын учит и меня: например, как относиться к обидчикам и просто любить жизнь.

«Двери училищ закрыты: мы вышли из школы со справкой об окончании школы вместо аттестата. Молодые люди с интеллектуальными нарушениями, научившись в школе элементарному счету, чтению, письму, в 18 лет перестают быть инвалидами детства, их признают инвалидами II, III группы, людьми, способными работать, если другие лица будут постоянно оказывать им помощь. Но профессиональную или ремесленную подготовку в мастерских, УПК, училищах они не получили, рабочие места для них не созданы, возможность минимального заработка у них отсутствует, а на пенсию инвалиду II, III группы (в Кировской области, например, в среднем 10 тысяч рублей) без подработки не прожить, с учётом, что у мамы доплату по уходу тоже сняли. Благо, я работаю, а сколько мам, которые воспитывают молодых инвалидов в одиночку! А если я, допустим, не могу себе позволить няню, что дальше - увольняться с работы?!» – недоумевает Ольга Васильева.

Валентин, как и многие молодые инвалиды, чувствует себя полноправным членом общества и пытается найти своё место в жизни.

«Как-то мне позвонили из Театра юного зрителя в Кирове и сообщили: «Ваш ребёнок сказал, что хочет выступать на сцене»: он занимается брейк-дансом, - поделилась мама Валентина. - Любые просьбы и поручения он выполняет безукоризненно, например, в плане уборки. Эти дети вообще очень трудоспособны. Те 12 человек с нарушениями умственного развития, которые обучались в классе Вали, могли бы стать готовой трудовой ячейкой, только им нужен наставник. Многому сын учит и меня: например, как относиться к обидчикам и просто любить жизнь».

Вот и празднику конец

В 2010 году в Кирове сами родители открыли неформальное общественное объединение «Клуб 18+» для ребят с умственными и психическими нарушениями, инвалидами I и II группы. 25 девушек и юношей учились дружить, петь и танцевать, читать стихи, лепить из глины, плести из бумаги, ставить спектакли, встречались с творческими людьми города, посещали театры, выставки, концерты, готовились к выступлениям на фестивалях и домашних концертах.

Были в клубе свои звёзды. Николай Даровских, например, стал победителем Международного фестиваля «Инклюзив Дэнс» в 2013 году. Молодой человек с синдромом Дауна выступал с «Цыганским танцем» в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в Москве.

Создала клуб кировчанка Вера Даровских. О том, что молодые инвалиды нуждаются не только в заботе и внимании, но и в занятости, женщина знает не понаслышке: сама воспитывает сына-инвалида.

Со временем клубу дали помещение и сделали социокультурным дневным отделением Областного Центра реабилитации молодых инвалидов (ул. Казанская, 3а.) Молодёжи приходило всё больше, требовалась дополнительная помощь специалистов.

Вера Даровских не раз обращалась за помощью к губернатору, встречалась с членами правительства, чиновниками министерств. Совет родителей и опекунов молодых инвалидов искренне верил, что органы соцзащиты окажут клубу поддержку.

«Вместо этого родителям предложили оплатить существующие социальные услуги по очень высоким ценам. Мы были вынуждены отказаться», - отметила Вера Александровна.

Несмотря на свою инвалидность, это по факту взрослые люди, которых унижают «детскими» занятиями.

После закрытия дневного отделения социокультурной реабилитации Вера Даровских обратилась за помощью в Москву, к Элле Панфиловой, которая на тот момент была Уполномоченным по правам человека в России. Лишь тогда ситуация сдвинулась с «мёртвой точки»: опять нашлись и ставки, и соцработники, и новое место для занятий с молодыми инвалидами. В Центре соцобслуживания, на ул. Пугачёва, 24, нашёлся маленький кабинет для занятий рукоделием, заставленный старой мебелью.

«Музыкальные, театральные и развлекательные занятия на уровне утренников в детском саду уже ничего не дают молодому инвалиду: не готовят его к будущей самостоятельной жизни без родителей, не «окультуривают», не воспитывают. Такое «соцобслуживание» молодежи с инвалидностью - это позапрошлый век. Несмотря на свою инвалидность, это по факту взрослые люди, которых унижают «детскими» занятиями», - считает Вера Даровских.

Всего 2 часа утром - вот и всё время для «реабилитации», выделенное для молодых инвалидов всех районов города Кирова и области.

«Для части молодых инвалидов, живущих в удаленных районах города, такой график не подходит, места мало, а само местоположение неудобно и просто несовместимо с их здоровьем», - говорит Вера Александровна.

Так молодежь и не учится, и не работает, и не реабилитируется. И сколько подобных примеров можно насчитать по стране?

Счастье - дома

Родители, воспитывающие взрослых детей-инвалидов, зачастую делают для них всё возможное, но очень смутно представляют, что ждёт их в будущем.

«Перспективы для таких людей слишком ограничены. Есть, конечно, интернаты, которые принимают молодых инвалидов, но какая нормальная мать добровольно отдаст своего ребёнка в такое учреждение - это значит своими руками погубить его! Их место - дома, в кругу близких. Важно, чтобы государство обратило внимание на наших детей - пусть уже больших, но таких незащищённых. Главная задача взрослых - здоровых и умных - социализировать их и подготовить к самостоятельной жизни, - считает член Совета «Клуба 18+», мама дочери-инвалида Алла Россихина. - Главное для наших детей - общение и социализация. Должен быть клуб по интересам для молодых инвалидов в возрасте от 18 до 45 лет, где они могли бы знакомиться друг с другом и общаться».

Часто в обществе на «особенных» людей смотрят как на обречённых, для которых дорога в интернат - единственная.

Есть, конечно, интернаты, которые принимают молодых инвалидов, но какая нормальная мать добровольно отдаст своего ребёнка в такое учреждение.

«Многим молодым инвалидам там просто не место. Напротив, они должны прожить жизнь дома, в своей квартире, среди друзей, знакомых, родни и помощников. Для этого нужны новые формы социальной работы, - считает Вера Даровских. – Они не требуют миллионных вложений, и примеры тому есть».

Так, во Владимирской области молодых людей с тяжёлой формой инвалидности готовят к жизни без родителей в так называемой «квартире учебного проживания». Ребят заселяют на время в отдельную квартиру без родителей, но под руководством наставника, где их учат вести домашнее хозяйство: убираться в доме, готовить еду, стирать, делать покупки, правильно и экономно расходовать свою пенсию.

«На мой взгляд, очень важно позаботиться о социальном сопровождении молодых инвалидов, но для этого социальные службы должны знать все семьи, в которых есть взрослые инвалиды, интересоваться, чем они заняты и в какой помощи нуждаются, - отметила Вера Александровна. - Инвалиды имеют право на помощь не из милости, а по законному праву».