Трудные упражнения по орфографии. Московский государственный университет печати

Это одна из тем учебно- методического пособия «Готовимся к экзамену по русскому языку. ОРФОГРАФИЯ». Тема «Правописание гласных» содержит теоретический и практический материал, способствующий осмысленному усвоению учебного материала в максимально короткий срок, позволяющий совершенствовать орфографическую грамотность учащихся, самостоятельно подготовиться к экзамену по русскому языку. Теоретический материал закрепляется разнообразными практическими заданиями, в том числе контрольными тестовыми заданиями. Для контроля результативности усвоения учебного материала в конце темы предлагаются тексты повышенной трудности.

Составитель: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения Подстреха Нила Михайловна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Это одна из тем учебно- методического пособия «Готовимся к экзамену по русскому языку. ОРФОГРАФИЯ». Тема «Правописание приставок» содержит теоретический и практический материал, способствующий осмысленному усвоению учебного материала в максимально короткий срок, позволяющий совершенствовать орфографическую грамотность учащихся, самостоятельно подготовиться к экзамену по русскому языку. Теоретический материал закрепляется разнообразными практическими заданиями, в том числе контрольными тестовыми заданиями. Для контроля результативности усвоения учебного материала в конце темы предлагаются тексты повышенной трудности.

Составитель: учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории, Отличник народного просвещения Подстреха Нила Михайловна.

Краснодарский край, ст.Ленинградская, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 им. З.Я. Лавровского станицы Ленинградской муниципального образования Ленинградский район

ОРФОГРАФИЯ

Теоретический материал

Для проверки безударной гласной в корне необходимо подобрать однокоренное, родственное по значению, слово, в котором гласный стоит в сильной позиции (ударной), например:

Посв е тить фонарем – св е т;

Посв я тить жизнь науке – св я то

ВНИМАНИЕ!

В некоторых корнях происходит чередование гласных, которые проверять «ударением» нельзя.

Глаголы совершенного вида нельзя проверять глаголом несовершенного вида: «оп о здать» нельзя проверить словом «оп а здывать», а надо «п о здно», «п о здний».

В словах старославянского происхождения с безударными неполногласными сочетаниями ра, ла (в русских корнях им соответствуют полногласные сочетания оро, оло) в корне пишется а: бразды (бороздка), облако (оболочка).

Спишите, вставляя пропущенные буквы, объясняя паписание слов:

Задр…жать-др…жь ум…лять-м…лит

Зар…жать-зар…за ум…лять-делать м…лым

Раздр…жать-др…знит оз…мь-з…мний

Зап…вать-зап…ть оз..мь- о з…млю

Зап…вать-запить сп…ши-сп…шка

…ведение к концу-прив…дший сп…ши-сп…шут

Пр…ведение в замке-в…деть скр…пя зубами-скр…п

Разв…вается флаг-в…ять скр…пя сердце-кр…пкий

Разв…вается ребенок-разв…тие р…скошный-р…скошь

Пок…яние-к…яться.

Корни с чередующимися гласными.

Морфологическая группа корней (правописание гласной зависит от суффикса –а-)

Корни

Примеры

Исключения

Б е р- / -б и р- (а)

П е р- / -п и р- (а)

Д е р- / -д и р- (а)

Т е р- / -т и р- (а)

М е р- / -м и р- (а)

Ж е г- / -ж и г- (а)

Ч е т- / -ч и т- (а)

Ст е л- / -ст и л- (а)

Бл е ст- /-бл и ст(а)

Л о ж- / -л а г- (а)

Ск о ч- / -ск а к- (а)

Соб е ру – соб и рать

Зап е реть – зап и рать

Выд е рнуть – выд и рать

Выт е реть – выт и рать

Зам е реть – зам и рать

Выж е г – выж и гать

Выч е т – выч и тать

Расст е лить – расст и лать

Бл е стеть – бл и стать

Изл о жение – изл а гать

Выск о чить - скак а ть

Соч е тать, соч е тание

Ск а чок, ск а чу

Фонетическая группа корней (правописание гласной зависит от ударения).

Корни

Правила

Примеры

1) -тв а р- / -тв о р-

Кл а н- / -кл о н-

Г а р- / -г о р-

2) -з а р- / -з о р- (а)

Без ударения –о-

Исключение

Без ударения пишется –а-

Под ударением, как слышится

Исключение:

Тв о рение

Накл о ниться

Г о рение

Приг а рь, утв а рь

З а рницы

З о ри, з а рево

З о ревать, з о рянка

Лексическая группа корней (правописание корней зависит от значения слова)

Корни

Их значение

Примеры

Исключения

1) -м а к-

М о к-

2) -р а вн-

Р о вн-

3) –плов-

Плыв-

Плав-

«погружать в жидкость»

«впитывать жидкость»

«одинаковый, равный»

«гладкий, ровный»

Только в словах

Только в слове

Во всех остальных словах

Обм а кнуть кисть

Ботинки пром о кают

Ур а внение

Выр о внять дорогу

Пл о вец, пл о вчиха

Пл ы вун

Попл а вок, пл а вник

Ур о вень

Р а внина, р а вняйсь, р а вняйтесь, р а внение (в строю)

Запомнить: пор о вну, р о весник

В корне -раст-, -ращ-, -рос- правописание гласной зависит от

сочетания согласных в самом корне:

Раст-: вырастить,

Ращ-:выращенный,

Рос-:выросли,

Исключение: росток, ростовщик, Ростислав, Ростов, отрасль

Существует немало слов, гласные в корнях которых нельзя проверить ударением. Написание их определяется по словарю. Правописание наиболее употребительных слов следует запомнить: панорама, периферия, наваждение, возражать, дирижер, катастрофа, корзина, эксперимент, палисадник и др.

Необходимо различать:

Кампания (мероприятие, война) - компания (группа людей);

Дефицит-дефицитный, дефект-дефективный;

Магнитофон, магнетизм, обаяние-обоняние;

Бокал-бакалея

К-рнавал, б-тон, б-чевка, б-дон, бадм-нтон, эл-ксир, эст-када, утр-мбовать, сп-ртакиада, абон-мент, д-зертир, адв-кат, взбуд-ражить, к-нонада, д-кламация, к-мпоновка, в-тчина, д-зентерия, к-лач, ант-гонизм, м-нумент, щеп-тильный, дил-тант, к-варный, пров-кация, в-трушка, в-стибюль, прив-легия, в-негрет, дир-ктива, г-рнизон, ав-нтюрист, м-ридиан, п-лисадник, аккомп-немент, в-лидол, к-морка, в-нтиляция, пер-ферия, декл-рация, инт-лл-генция, к-нфорка, п-скарь, к-равай, ст-пендия, пиг-лица, к-бура, деф-цит, м-ланхолия, к-рдинальный, серт-фикат, к-лорийный, обв-рожить, пр-винция, д-магог, арт-ллерия, р-гламент, апл-дисменты, б-йкот, в-кансия, аф-ризм, доск-нально, бахр-ма, д-визион, к-рифей, ап-ртаменты, вет-ринар, д-скриминация, ан-малия, г-ризонт, ижд-венец, к-рпорация, к-рниз, д-крет, г-бариты.

Вставьте пропущенные буквы, проверьте себя по словарю.

К-нтингент, л-квидация, рез-люция, реф-рат, хам-леон, мет-орит, реаб-литация, агр-гат, л-нолеум, -блигация, м-тивировать, предвыборная к-мпания, мец-нат, н-стальгия, экстр-вагантный, песс-мист, об-яние, прим-тивный, р-спектабельный, пр-токол, предв-рительный, опт-мист, пан-рама, р-цензия, об-лиск, п-циент, оранж-рея, пар-докс, пар-пет, об-няние, рест-врировать, п-литра, подстр-кать, р-ликвия, сув-ренитет, пр-амбула, трен-ровка, ш-ренга, к-варный, кат-гория, эксп-римент, траф-рет, диап-зон, ан-нимный, крим-нальный, ор-гинальный, ан-мальный, взбал-мутить, эп-демия, пр-винциальный, цив-лизация, дел-гат, эксп-диция, д-настия, персп-ктива, м-ланхолия, фр-гат, п-ролон, нав-гация, эксп-нат, компр-мат, к-тастрофа, в-ртуозный, к-мпетенция, пом-рещиться, корп-рация, дост-верный, комбин-зон.

Подберите проверочные слова, вставьте пропущенные буквы.

М…рщинистый, укр…титель, ст…рожил города, ув…жжение, вообр…жжение, ум…лчать, упл…тить, просв…щение, раст…лковать, ум…лять о помощи, зап…вала в хоре, обст…ятельство, обн…вленный, возр…ждение, насл…ждаться, к…лючий, пор…девший, раздв…гать, землетр…сение, сост…влять план, переест…новка, объед…ниться, увл…кательная история, раск…лить печь, оп…лчение, упл…тнить, см…гчение, препод…ватель, оч…рование, об…жать младшего, разв…вается флаг, посв…тить стихи, пренебр…жительный, впеч…тление, пок…яние, соед…нительный, р…скошный, погл…щать, б…чевать баржу, скр…петь дверью, благосл…влять, обусл…вливать, уполном…чивать, ув…дать от жары, пол…скать белье, разр…дить посевы, б…чевать пороки, скр…пить печатью, страшное прив…дение, ум…лять значение, нав…вать скуку, разр…дить ружье, ув…дать друга, ум…лять о помощи, нав…вать проволку.

В каких рядах во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

  1. Пом…гать, д…кумент, безотл…гательный;
  2. Изл…жение, д…рижировать, д…лекая;
  3. В…новатый, пов…р, вбл…зи;
  4. Акв…рельный, з…ря, ук…ротить;
  5. Нагр…вать, стр…мление, соч…тающий;
  6. Под…рить, хв…стун, просл…вляя;
  7. Переб…решь, коварный, ст…рона;
  8. Обаяние, прик…снуться, л…скающий;
  9. Соб…рутся, заг…релый, к…ммерсант;
  10. Пер…од, к…пошиться, предв…рительный;
  11. С…туация, ср…жаться, б…седующий;
  12. См…гчение, увл…кательный, упр…стить;
  13. Ст…рательно, оз…ренный, кв…танция;
  14. Эп…демия, пласт…линовый, пре…бразовать;
  15. Пре…бладать, п…чать, тор…пясь;
  16. Осл…жненный, м…лькает, м…тодика;
  17. Выцв…сти, л…тучий, ож…гание;
  18. В…ршина, подд…ржать, сож…лея;
  19. Нар…стание, загр…мождать, обн…женный;
  20. Дел…гат, перег…реть, об…зательный.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, подберите проверочные слова.

Прим-рять соперников, зап-х, прим-рять платье, прор-дить всходы, ударился оз-мь, скр-пить подписью, созревает оз-мь, выт-снить из вагона, осн-щение, зав-зать бант, р-птать на судьбу, пос-деть на скамейке, в-пиющий произвол, ст-рожка лесника, препод-ватель, ост-новка, разд-вать, осв-тить храм, хорошее осв-щение, объед-нение, снежная л-вина, поставить подп-сь, об-татель, исп-сать страницу, земля об-тованная, м-ловые глыбы, м-ловидный юноша, т-снение на коже, ст-рожил деревни, ос-нила внезапная догадка.

Спишите, исправляя допущенные ошибки.

Блестать красотой, начинать работу, хрестоматия, изберательная кампания, расстилить, замереть от счастья, увиртюра, обояние, шевелюра, воссидать, иждивенец, новый бирет, акворель, заравнять канаву, сочетать, плавец, озорение, произростать, прикоснуться, погорелец, запивать лекарство, промакашка, дражать от холода, седенье, разрядить посевы, претензия, поросло мхом, метеорит.

Контрольные задания

1.Укажите верный, на ваш взгляд, вариант ответа.

1.Все гласные в корне проверяются ударением

да

нет

2.Чередующиеся гласные можно проверить ударением.

да

нет

3.Глаголы с суффиксом ыва – ива можно использовать в качестве проверочных слов

да

нет

4.В словосочетании избирательная кампания допущена орфографическая ошибка.

да

нет

5.Правописание корней с чередованием е//и определяется наличием или отсутствием суффикса –а-

да

нет

6.Написание гласных в корнях крап – кроп, равн – ровн зависит от суффикса –а-

да

нет

7.Слова отрасль, ростовщик являются исключением

да

нет

8.Выбор гласной в словах проск а чу и проск о чу зависит от неопределенной формы этих глаголов.

да

нет

9.Правописание корней гар – гор, зар – зор подчиняется одному и тому же правилу.

да

нет

10.Гласные в корнях слов измерять, умирать, примирить проверяется по одному и тому же принципу.

да

нет

Тест№

Непроверяемые безударные гласные

1)м…гистр 4)б…калавр

2)п…ркет 5)ф…нарь

3)б…тальон

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…бачок 4)гастр…ном

2)б…лагур 5)проп…ганда

3)б…клажан

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…блук 4)ярм…рка

2)п…лисадник 5)к…лчан

3)п…ликлиника

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)п…лигон 4)нав…ждение

2)к…рниз 5)адв…кат

3)к…вычки

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)т…бак 4)об…яние

2)в…кзал 5)об…няние

3)к…рзина

1)ман…фест 4)п…скарь

2)мач…ха 5)экзам…натор

3)сн…гирь

Ж. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)м…ценат 4)хр…стоматия

2)ижд…венец 5)л…леять

3)ст…пендия

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)н…гилизм 4)т…ррариум

2)д…фирамб 5)кор…дор

3)эксп…диция

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)инт…ллигент 4)б…нокль

2)ман…пуляция 5)б…тон

3)прив…легия

Необходимо различать:

Крап-кроп

(Слова с корнем крап имеют значение меченый, в крапинку (крапленые карты, мрамор с вкраплениями). Корень кроп имеет несколько значений: слегка обрызгать, падать мелкими каплями (окропить святой водой, дождь кропит целый день); старательно, вникая в мелочи (кропотливая работа, накропать роман).

Сед-сид

Буква е пишется в словах седло, приседать и образованных от них (можно проверить седла, присесть). Буква и пишется в слове сидеть и в словах, образованных от него (можно проверить: сидя)

ОРФОГАФИЯ

Тест №1

Проверяемые безударные гласные

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)др…жать 4)к…роткий

2)усл…ждать 5)огр…дить

3)осл…жнять

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)нас…рить 4)под…рить

2)пол…скать дитя 5)зас…рить

3)пол…скать белье

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)просл…влять 4)бр…нить

2)разд…вать 5)охр…нять

3)ур…нить

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)осв…щение 4)разв…вать волю

2)оп…кунство 5)в…трило

3)в…нтовая лестница

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)поб…режье 4)зас…дание

2)стар…ки 5)уб…гать

3)ст…хать

Е. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)подб…вать 4)м…тодика

2)об…жать ребенка 5)изр…дка

3)об…жать вокруг дома

1)пом…рить 4)нав…вать тоску

2)зав…вать волосы 5)об…вать кожей

3)разв…ваться на ветру

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква И.

1)отл…чать 4)щ…пать лучину для

2)зав…щание самовара

3)больно щ…пать 5)обл…зать губы

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква И.

1)скр…петь 4)сл…пой

2)сл…паться 5)зап…вать песню

3)зап…вать водой

Тест №2

Чередование гласных в корнях слов

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)ст…рать 4)ум…рать

2)обд…рать 5)ум…реть

3)зап…рать

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)отп…рать 4)заб…рать

2)отб…рать 5)зап…реть

3)отм…рать

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)расст…лать 4)бл…стеть

2)расст…лить 5)бл…стать

3)отп…реть

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)прик…снуться 4)заг…рать

2)пл…вец 5)р…стение

3)обр…стать

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)р…весник 4)прик…сновение

2)з…рница 5)пром…кашка

3)к…сательная

Е. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)прил…гательное 4)прил…жение

2)р…стовщик 5)ур…внение

3)утв…рь

1)предл…жить 4)пл…вчиха

2)накл…ниться 5)ур…вень

3)р…внина

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква О.

1)отв…рить дверь 4)отр…сль

2)вск…чить 5)р…сток

3)ск…кать

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква О.

1)попл…вок 4)обм…кнуть

2)жук-пл…вунец 5)изл…жение

3)вым…кнуть

Тест №3

Непроверяемые безударные гласные

А. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)м…гистр 4)б…калавр

2)п…ркет 5)ф…нарь

3)б…тальон

Б. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…бачок 4)гастр…ном

2)б…лагур 5)проп…ганда

3)б…клажан

В. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)к…блук 4)ярм…рка

2)п…лисадник 5)к…лчан

3)п…ликлиника

Г. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)п…лигон 4)нав…ждение

2)к…рниз 5)адв…кат

3)к…вычки

Д. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква А.

1)т…бак 4)об…яние

2)в…кзал 5)об…няние

3)к…рзина

Е. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)манн…фест 4)п…скарь

2)мач…ха 5)экзам…натор

3)сн…гирь

Ж. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)м…ценат 4)хр…стоматия

2)ижд…венец 5)л…леять

3)ст…пендия

З. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)н…гилизм 4)т…ррариум

2)д…фирамб 5)кор…дор

3)эксп…диция

И. Укажите слова, в которых на месте пропуска пишется буква Е.

1)инт…ллигент 4)б…нокль

2)ман…пуляция 5)б…тон

3)прив…легия


Эта работа представлена в качестве проверочного диктанта с грамматическим заданием. Её можно использовать для проверки орфографических и пунктуационных знаний учащихся 7 (конец учебного года) -8 (1 четверть) классов. Она может быть использована в качестве домашней или проверочной работы. Состоит из текста, в котором необходимо вставить пропущенные буквы и знаки препинания , а также объяснить их постановку. Все использованные в тексте орфограммы и пунктограммы изучены учащимися в 5-7 классах. К тексту прилагается следующее грамматическое задание:

1) Выполнить полный синтаксический разбор выделенных предложений.

2) Выполнить разбор слов по составу, подобрать однокоренные слова.

Просмотр содержимого документа
«ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ОРФОГРАФИИ И ПУНКТУАЦИИ ДЛЯ 8 КЛАССА "ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО ЗА КУРС 5-7 КЛАССОВ"»

Подготовительный диктант.

Выполните задания к тексту:

    Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, обозначьте и объясните орфограммы; где это необходимо, подберите проверочные слова.

    Расставьте знаки препинания, объясните их постановку (обозначьте грамматические основы, однородные члены предложений, причастные и деепричастные обороты и т.п.)

    Выполните полный синтаксический разбор выделенных предложений.

Предложение для синтаксического разбора выделено зелёным цветом.

    Выполните разбор слов по составу, подберите однокоренные слова, в однокоренных словах обозначьте корень. Слова для разбора по составу выделены синим цветом.

Помню застигнувшую нас в дороге гр…зу.

Я с…дел с матерью в деревя…ом сарае под с…л…ме(н/нн)ой крышей. В открытых, мутных от пр…л…вного дождя во­ротах голубыми з…гзагами полыхала молния. Тор…плив… кр…стилась мать крепко пр…жимая меня к груди.

Я пр(и/е)­слуш…вался к шуму дождя к тяжким р…скатам грома к ра(з/с)д(и/е)равшему слух треску ударов к бе(с/з)покойн…му шур­шанию мышей в овся…ой с…ломе.

Поднявшись мы увид…ли в в…ротах (а/о)лмазную сетку дождя а скво(з/с)ь пр…зрач…ные капли уже сияло перел…ва­ясь лучами радос…ное летн…е со…нце.

Отец запряг лоснивш…хся от дождя напуга…ых гр…­зой лош…дей (не)терп…ливо и бе…покойно переступавших ногами. Ещё веселей пок…залась обсаже…ая берёзками и (о/а)мытая дождём дорога. (Много)цветная радуга в…села (над)лугом яркое со…нце бл…стело на спинах бодро бе­жавших лош…дей. Я сидел рядом с отцом гл…дел на бл…стевшую лужами изв…вающуюся (в)переди дорогу на ух…дившую темную, осв…щё…ую со…нцем и всё ещё грозную тучу на стол(б/п) белого дыма подн…мавш…гося (в)дал…ке над за(ж/жж)ё…ым гр…зою сараем. Я слушал весёлые голоса птиц в открывш…мся мне умыт…м, чудес…ном солнеч…ном мире.

04.09.2016

Новые задания в "Орфографии по правилам"

В курс за лето добавлено 108 новых интерактивных упражнений и 31 диктант.

Новые упражнения направлены в основном на зрительное запоминание слов на следующие правила: правописание гласных после шипящих, употребление Й, употребление мягкого знака, правописание предлогов и приставок, употребление дефиса, правописание парных, непроизносимых и удвоенных согласных, правописание безударных гласных в корне слова.
Все упражнения проверяются автоматически, что позволяет мгновенно узнать свой результат.
Диктанты добавили в основном словарные. 29 словарных диктантов на разные правила и 2 текстовых. В том числе добавлен обобщающий словарный диктант на Н и НН. Из 250 фраз случайным образом выбирается 50. Так компьютер всякий раз создаёт новый уникальный вариант итоговой работы. Этот диктант включён ещё и в тренажёр на Н и НН .

Все упражнения прошли проверку, в них исправлены обнаруженные технические ошибки. Диктанты мы ещё проверяем. Это займёт пару недель. О подвигах людей, которые помогли нам протестировать курс, мы ещё напишем. Лучшие тестировщики будут награждены.

Упражнения будут предлагаться слушателям курсов в качестве самостоятельной работы для закрепления материала, пройденного на вебинарах.

Курс Орфография по правилам немного поднялся в цене. Работа над ним продолжается. За осень планируется добавить несколько десятков текстовых диктантов разных уровней сложности. Приобретайте курс сейчас, чтобы потом не платить за него вдвое больше.

По традиции, объявляя о добавлении новых заданий, мы предлагаем одно из них выполнить бесплатно прямо сейчас. Это сложный вариант диктанта на простое правило.


Задания по орфографии для 9-11 классов

1. Двойные согласные

Около ак..уратно стрижен..ого мож..евелового куста опираясь на колон..у распол..жилась директрис..а картин..ой гал..ереи автор дис..ертации по искусству импрес..ионизма. Слушая жуж..ание пчел она изучала эф..ектную программ..ку новой эксп..зиции и я я..ствен..о предст..вляла себе натюрморты с изображением из..скан..ых я..ств, груп..овые п..ртреты эпохи Ренес..анса и полотна с ал..егорическими сюжетами. Поприветствовав свою кол..гу профес..ора – искусствоведа директрис..а уверен..о проше..ствовала по ал..ее направляясь на дис..кус..ию посвящен..ую живописи гол..андского барок..о.

2. Употребление Ъ и Ь

А)Теплой июн..ской ноч..ю когда поверхность крыши бл..стела от лун..ого света генерал..ша старшая доч.. протод..якона пр..слушиваясь к соловьин..ому пению листала непод..емный двух..язычный словарь чтобы об..яснить значения слов ад..ективация, контр..агент и суб..ект.

Б)Генерал..ша об..жала грил..яж и бул..он из шампин..онов. По понедельникам она предпоч..тала сеч.. крепос..ных мужич..ков а по суб..отам отчаян..о бранила молодеж...

В) В доме стояла необ..яснимая тиш.. лиш.. под окнами были слышны шаги юн..ого ад..ютанта страс..ного поклон..ика генерал..ши.

3. Н и НН в словах различных частей речи

А)Утомлен..ый путешествен..ик сосредоточен..о осматривал окрес..ности отряхивая пыль с рван..ых башмаков. Восх..щен..ый увиден..ым он слушал комарин..ый гул глядя в серебрян..ый б..нокль инкрустирован..ый драгоцен..ыми каменьями. Его глазам открывалась во..истину невидан..ая картина не..коше..ые луга сияли девствен..ой красотой не..пуга..ые журавлин..ые стаи торжествен..о ше..ствовали срывая листья с лимон..ых деревьев посеребрен..ые облака отражались в стеклян..ой глади реки. На песчан..ой отмели путешествен..ик от..скал бесцен..ые берестян..ые грамоты. Писан..ые несколько веков назад они были сохран..ы и не..испорчен..ы. Несказан..о обнародован..ый путешествен..ик упоен..о пр..танцовывал на берегу. Тихим безветрен..ым вечером он возвращался в запущен..ую гостин..ицу прижимая к сердцу неожидан..ую находку.

Б)В честь именин Мариан..ы стол накрыт вязан..ой скатертью из..скан..ой и ч..порной. В вазы поставлен..ы цветы подарен..ые гостями по стенам развеш..н..ы воздушные шары. На стол водружен..ы серебрян..ые блюда по углам поставлен..ы позолочен..ые подсвечники.

В) Копчен..ые колбасы плавлен..ый сыр салаты из краснокочан..ой капусты варен..ых овощей и мелко резан..ых фруктов эф..ектно смотрятся в стеклян..ой посуде. На кухне ждут своего часа жарен..ые котлеты тушен..ые в соусе тефтели масл..н..ые блины с икрян..ой начинкой. А в холодильнике прячется невидан..ый десерт особен..ое морожен..ое которое изготовлен..о по старин..ому рецепту лимон..ый торт украшен..ый консервирован..ыми фруктами. (В) след за взволнован..ой именин..ицей желан..ые и долгождан..ые гости рассаживаются вокруг стола.

4. Приставки ПРЕ и ПРИ

А)Пр..бывая на отдыхе пр..зидент пр..успевающей к..мпании пр..верженец новых взглядов и пр..восходный ком..ерсант пр..давался воспоминаниям о пр..красных днях проведен..ых в Пр..карпатье.

Б) Пр..одолев множество пр..град он наконец смог пр..творить в жизнь свою мечту пр..был в этот южный город и сразу (же) пр..ступил к осмотру мес..ных достопр..мечательностей пр..ч..дливых построек пр..зентабельных отелей и пр..стижных магазинов.

В) На пр..морском бульваре он пр..сел на скамье возле пр..пиравшихся с пр..старелым гидом туристов и пр..глушив звук включил радиопр..емник. Туристы пр..кратили пр..глупый спор пр..щурили глаза и пр..возмогая усталость пр..ступили к поискам пр..станища.

5. Сложные слова

А)(Не) далеко от (водо) (грязе) лечебницы и магазина (аудио) и (видео) техники появился (снежно) белый (трех) этажный выставочный павильон из (железо) бетона и (голубовато) белого стекла. Пройдя по (огнен..о) красной ковровой дорожке мы попадаем в (чрезвычайно) парадный (конференц) зал где только что началась (пресс..) конференция и (седо) волосый (вице) губернатор докладывает об охране (лесо) насаждений и строительстве (водо) очистных сооружений на (северо) западе нашей области.

Б)На втором этаже в хол..е украшен..ом (бело) снежными гардинами распол..жилась (выставка) продажа продовольствен..ых товаров (хлебо) булочных и (мясо) молочных изделий. Выпив (крем) соды отправляемся на третий этаж в (книжно) журнальный отдел что (бы) ознакомиться с (учебно) методическими и (литературо) ведческими изданиями полистать редкие книги на (древне) (церковно) славянском языке.

В) Посетив (чудо) выставку мы (радостно) – возбужден..ые отправляемся вдоль (ярко) освещен..ой магистрали к ближайшей железно (дорожной) станции где нас уже ожидает (ярко) голубой (электро) поезд.

6. Наречия и наречные сочетания

А)(В) середине сентября ясная погода установилась (на) долго и мы с ребятами (по) многу гуляли в лесу который находится (не) (по) – далеку. Нам (во) (что) (бы) (то) (н..) стало хотелось насладиться последним теплом и мы отправлялись в лес (по) одиночке (по) двое или (по) трое.

Б) Как (то) раз мои друзья (в) троем несколько часов (к) ряду (без) толку искали грибы. Казалось день прошел (в) пустую однако возвращаться ни (с) чем не хотелось. И вот (в) далеке показалась небольшая (на) вид поляна (в) середине которой возвышался (на) редкость корявый пень сплош.. усыпан..ый грибами. Это был сон (на) яву! Ребята (в) миг повеселели и (на) перегонки бросились к заветному пню. (С) начала рвали грибы (без) разбора и (в) перемешку бросали в корзину но (в) скоре заметили что вся поляна усеян..а лисичками и груздями.

В) В тот день друзья (до) упаду собирали (до) отказа набив корзины а (за) одно и карманы выл..жили (с) верху (на) показ самые красивые лисички и пошли (на) зад (без) удержно хохоча и (ис) (под) тишка подтрунивая друг над другом. Вечером все (до) – сыта наелись жарен..ых грибов а то что не с..ели оставили (на) утро.

7. Частицы НЕ и НИ

А)(Н..) смотря на (н..) прилично долгий звонок (н..) кто (н..) подходил к двери однако (н..) кто звонил (н..) прекращая. Наконец мама (н..) спеша отставила (н..) доварен..ый суп и (н..) торопливо но уверен..о пошла отп..рать. У двери стоял (н..) кто иной как (н..) давний знакомый отца профес..ор Нечипорук. Гость (по) обыкновению был (н..) ловок и (н..) уклюж. (Н..) чуть (н..) смущаясь (н..) чищен..ых ботинок он прошел по (н..) вероятно чистому паркету прихожей при этом (н..) умолкая (н..) на секунду.

Б)(Н..) ждан..о – (н..) гадан..о разразился (н..) предсказан..ый синоптиками ливень а я как (на) зло (н..) захватил зонта! Так промок что (н..) рад был (н..) свежему воздуху (н..) радуге!

В)Мама отнюдь (н..) радостно посмотрела на пол и (н..) весело усмехнулась приглашая (н..) званого гостя в кабинет.

Class="clearfix">

Если есть необходимость узнать, на какие именно правила орфографии и пунктуации вы допускаете ошибки, предлагаем вам выполнить специальные задания и провести самопроверку своего результата.

Работу можно выполнить двумя способами:

а) написать текст, предложения и слова под диктовку;

б) распечатать задание и выполнить его: списать, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания, раскрывая скобки (то есть выбирая или слитное, или раздельное, или дефисное написание).

I. В т_ёжн_м (1; 3) междуреч_ (2;4) ра_пол_жился (6;7) лагерь развед_вательной (8) буровой бр_гады (1) Алексея Миронова. (Не)сколько (9) п_латок (1) на только что ра_корч_ва_ой (6; 12; 14) и выр_вне_ой (7; 14) пл_щадк_ (1; 4) дли_ый (13) (свеже)оструга_ый (15; 14) стол зак_пч__ое (1; 12; 14) а_юмин_вое (16; 1) ведро над костром. А рядом вышка и до_атый (7) домик к_нторы (1) где уст_новили (1) рац_ю (31) пр_сп_собили (17; 1) для об_грева (32) железный боч_нок (18) из(под) (19) сож_ё_ого (16; 14) в пути г_рючего (7).

Место выбра_ое (14) для лагеря (н_)чем (9) (н_)отл_чалось (10; 1) от десятков таких(же) (20) ст_янок (1) в таких(же) (20) диких (не)хоже_ых (11; 14) местах. Плыли сюда (Мм)ироновцы (33) на сам_ходной (15) плоск_до_ой (15; 13) барж_.(4) Плыли (не)сколько (9) дней пр_одол_вая (17; 26) бе_чётные (6; 16) мели застр_вая (26) на песча_ых (13) перекатах. Высаж_вались (8) на берег чтобы облегчить плоск_донку (15) и обе_иле_ые (16; 14) валились на дыш_щий (27) вековым хол_дом (1) мох. Если бы выпр_мить (1) все затейл_вые (21) петли реки получилось бы к_лометров (1) полтораст_ (22) до посёлка развед_иков (23). Там остались сем_и (2) там в ра_ий (13) час гост_приимно (15) ра_крывают_ся (6; 34) двери столовой там (по)минутно (25) стрекоч_т (5) верт_лёты (15) пр_целиваясь (17) к утрамбова_ой (14) площадк_ (4) перед прод_вольстве_ым (1; 13) складом. У горстки людей оторва_ых (14) от всего этого было такое чу_ство (24) что они давно ра_тались (16) с домом и (не)извес_но (35; 24) когда снов_ (25) увид_т (5) рубле_ые (14) давно (не)краше_ые (11; 14) дом_ки (36), а_уратно (16) ра_тавле_ые (16; 14) (в)доль (25) улицы.

II. 1) Видел Егорушка как мало(помалу) (15) темнело небо и опускалась на землю мгла.

2) Когда ночь перел_милась (1) небо пот_ряло (1) б_рхатист_ю (1; 3) черноту и далеко из(за) (19) реки послышались петухи.

3) Ночью люди спали как попало валяясь прямо на грудах угля и задыхаясь в тёплом и влажном как в оранжерее воздухе.

4) По мнению здешних учёных этот провал (н_)что (9) иное как угасший кратер.

5) Здравый смысл твёрдость и свобода г_рячее (7) участие в чужих бедах и радостях словом все её достоинства точно родились с ней.

6) Иногда летом на даче он сам писал красками п_йзажи (1) и ему казалось что у него много вкуса и что если б он учился то из него пожалуй вышел бы хороший художник.

III. Каза_кий (21), ан_логичный (1), больш_нство (36), опас_ность (24), завис_ть (26), следу_щий (27), гости_ый (13) двор, праз_ный (24), бе_пр_ста_о (6; 17; 37), труже_ик (28), реш_тка (29), при_ти, пр_емстве_ость (17; 28), (пол)литра (30), (бледно)с_реневый (15; 1), ра_чёт (6; 16), бе_сч_тный (6; 16; 29), реч_нка (18).

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ И ПЕРЕЧЕНЬ ОРФОГРАММ И ПУНКТОГРАММ

Сравните ваш текст с образцовым, найдите и выделите ошибки. По номеру, указанному в скобках, вы сможете определить, на какие именно орфограммы и пунктограммы вы допустили ошибки, и составить индивидуальную программу совершенствования своей грамотности. Номера орфограмм указаны в исходном тексте, номера пунктограмм – в образцовом .

I. В таёжном междуречье расположился лагерь разведывательной буровой бригады Алексея Миронова. Несколько палаток на только что раскорчёванной (38) и выровненной площадке, (38) длинный (39) свежеоструганный стол, (38) закопчённое (39) алюминиевое ведро над костром. А рядом вышка и дощатый домик конторы, (40) где установили рацию, (40) приспособили для обогрева железный бочонок из-под (41) сожжённого в пути (41) горючего.

Место, (41) выбранное для лагеря, (41) ничем не отличалось от десятков таких же стоянок в таких же диких, (39) нехоженых местах. Плыли сюда мироновцы на самоходной (39) плоскодонной барже. Плыли несколько дней, (42) преодолевая бессчётные мели, (42) застревая на песчаных перекатах. Высаживались на берег, (40) чтобы облегчить плоскодонку, (40) и, (42) обессиленные, (42) валились на (41) дышащий вековым холодом (41) мох. Если бы выпрямить все затейливые петли реки, (40) получилось бы километров полтораста до посёлка разведчиков. Там остались семьи, (43) там в ранний час гостеприимно раскрываются двери столовой, (43) там поминутно стрекочут вертолёты, (42) прицеливаясь к утрамбованной площадке перед продовольственным складом. У горстки людей, (41) оторванных от всего этого, (41) было такое чувство, (40) что они давно расстались с домом (40) и неизвестно когда снова увидят рубленые, (38) давно не крашенные домики, (41) аккуратно расставленные вдоль широкой улицы.

II. 1) Видел Егорушка, (40) как мало-помалу темнело небо (40) и опускалась на землю мгла.

2) Когда ночь переломилась, (44) небо потеряло бархатистую черноту (44) и далеко из-за реки послышались петухи.

3) Ночью люди спали как попало, (42) валяясь прямо на грудах угля (38) и задыхаясь в тёплом и влажном, (45) как в оранжерее, (45) воздухе.

4) По мнению здешних учёных, (46) этот провал – (47) не что иное, (48) как угасший кратер.

5) Здравый смысл, (38) твёрдость и свобода, (38) горячее участие в чужих бедах и радостях - (49) словом, (49) все её достоинства точно родились с ней.

6) Иногда летом на даче он сам писал красками пейзажи, (50) и ему казалось, (40) что у него много вкуса и (40) что (51) если б он учился, (52) то из него, (46) пожалуй, (46) вышел бы хороший художник.

III. Казацкий, аналогичный, большинство, опасность, зависеть, следующий, гостиный двор, праздный, беспрестанно, труженик, решётка, прийти, преемственность, пол-литра, бледно-сиреневый, расчёт, бессчётный, речонка.

ОРФОГРАММЫ:

1. Буквы безударных гласных в корне, проверяемые и не проверяемые ударением.

2. Разделительный Ь.

3. Безударные падежные окончания имён прилагательных

4. Безударные падежные окончания имён существительных.

5. Безударные личные окончания глаголов.

6. Приставки на –з, -с.

7. Буквы чередующихся гласных и согласных в корне.

8. Буквы гласных в суффиксах глаголов –ова- -ева- ыва- ива .

9. Не - ни с местоимениями.

10. Не с глаголами.

11. Не с причастиями.

12. Буквы о-ё в суффиксах причастий.

13. Н и нн в именах прилагательных.

14. Н и нн в причастиях.

15. Правописание сложных слов.

16. Удвоенные буквы согласных в корне и на стыке приставки и корня.

17. Буквы е , и в приставках пре- и при- .

18. Буквы о , ё после шипящих в суффиксах имён существительных.

19. Правописание составных предлогов.

20. Слитное и раздельное написание частицы же .

21. Правописание суффиксов имён прилагательных.

22. Правописание имён числительных.

23. Суффиксы имён существительных –чик, -щик-.

24. Буквы непроизносимых согласных в корне слова.

25. Правописание наречий.

26. Буквы гласных в глагольных суффиксах.

27. Буквы гласных в суффиксах причастий.

28. Н-нн в именах существительных.

29. Буквы о-ё после шипящих в корне имён существительных.

30. Правописание приставки пол- в именах существительных.

31. Буквы ы , и после ц .

32. Буквы гласных в приставках.

33. Большая буква в именах собственных и словах, от них образованных.

34. Буквосочетания тся-ться в глаголах.

35. Не с наречиями.

36. Гласные в суффиксах имён существительных (–ек-, -ик- и др.)

37. Н-нн в наречиях.

ПУНКТОГРАММЫ

38. Запятая в предложении с однородными членами.

39. Запятая при однородных и неоднородных определениях.

40. Запятые в сложноподчинённом предложении с однородными придаточными.

41. Обособление и необособление причастного оборота.

42. Обособление деепричастного оборота и одиночных деепричастий.

43. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

44. запятые в сложном предложении с общей придаточной частью.

45. Запятая при сравнительном обороте с союзом как .

46. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях.

47. Тире между подлежащим и сказуемым.

48. Запятая в сочетании не кто иной, как и не что иное, как .

49. Пунктуация в предложении с однородными членами и обобщающим словом.

50. Запятая между частями сложносочинённого предложения.

51. Запятая при стечении союзов в сложноподчинённом предложении.

52. Запятая между частями сложноподчинённого предложения.