Учет расчетов по федеральным налогам. Организация расчетов с бюджетом по федеральным налогам и сборам Учет расчетов с бюджетом по федеральным налогам

Налоговая система любого государства представляет собой:

Во-первых, взаимосогласованную совокупность налогов, сборов и иных обязательных платежей, используемых для финансирования государственного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных фондов;

Во-вторых, систему законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты в бюджет налогов, сборов и иных налоговых платежей;

В-третьих, систему государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов в соответствии с нормативными актами и контроль за своевременностью и правильностью их уплаты .

Как известно, налоговая система Российской Федерации состоит из трех групп налогов в соответствии с уровнями государственной структуры - федеральных налогов, региональных налогов (налогов республик в составе Российской Федерации, налогов краев, областей, автономной области, автономных округов) и местных налогов и сборов .

К федеральным налогам Российской Федерации относят НДС, акцизы на отдельные виды и группы товаров, налог на операции с ценными бумагами, таможенную пошлину, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за пользование природными ресурсами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на доходы физических лиц и некоторые другие .

Основным налоговым источником доходов консолидированного бюджета России является НДС. За счет его поступлений формируется более 28% налоговых доходов бюджетной системы. Для федерального бюджета его роль еще значительнее - более 43%. Второй по значимости и масштабам поступлений для консолидированного бюджета - налог на прибыль (его доля чуть менее 22%). В доходах федерального бюджета налог на прибыль играет не столь значимую роль (чуть менее 16%), а вот в доходах бюджетов субъектов Федерации его роль значительная - 28%.

На третьем месте по значимости и объемам поступлений - подоходный налог с физических лиц (с 2001 г. - налог на доходы физических лиц) - чуть менее 12%. Этот налог играет весьма существенную роль в формировании доходов бюджетов субъектов Федерации - на его долю приходится почти 20% налоговых доходов этой составляющей бюджетной системы. Таможенные пошлины формируют более 8% доходов консолидированного бюджета и более 16% доходов федерального бюджета. В бюджеты субъектов Федерации средства от этого вида налоговых платежей не поступают.

Таким образом, в рамках российской налоговой системы доминируют косвенные налоги (12,2% ВВП). Доля прямых налогов ощутимо ниже -- всего 8,9% ВВП. При этом федеральный бюджет в значительно большей степени, чем бюджеты субъектов Федерации, зиждется на косвенных налогах (почти 80% его налоговых доходов). Бюджеты же субъектов Федерации в значительно большей степени ориентированы на прямые налоги. Доля последних в их налоговых доходах составляет почти 59% .

В данной работе рассматриваются налоги, относящиеся к федеральным: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость. Рассмотрим более подробно их экономическую сущность.

Налог на прибыль (доход) относится к группе прямых и пропорциональных налогов (табл. 1). Он занимает среди доходных источников бюджетов всех уровней второе место после косвенных налогов. Однако за период с 2003 по 2006 гг. прослеживается тенденция к уменьшению этой доли с 19,8 до 17,5%. По квартальным итогам исполнения бюджета за 2006 г. удельный вес налога на прибыль в общей сумме доходов бюджета относительно стабилен, он составлял примерно ту же долю, которая и предполагалась в Законе о бюджете на 2006 г.

Таблица 1 - Место налога на прибыль в доходах бюджета РФ (трлн. руб.)

Доходы бюджета

1. Всего поступило

в федеральный бюджет

в бюджеты территорий

2. Налог на прибыль, всего

в федеральный бюджет

в бюджеты территорий

3. Удельный вес налога на прибыль в доходах бюджета, всего (%)

в федеральный бюджет

в бюджеты территорий

Налог на прибыль как прямой налог должен выполнять свое основное функциональное предназначение - обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции (товаров и услуг), а также законное наращивание капитала. Фискальная функция налога на прибыль вторична. В налоговой системе РФ, согласно положениям Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» , налог на прибыль определен как федеральный налог, распределяемый в пропорции, которая установлена Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формулированию внебюджетных фондов...». Следовательно, налог на прибыль - регулирующий. Взимание налога на прибыль осуществляется согласно положениям Налогового Кодекса РФ, который предусматривает налоговую процедуру в разрезе следующих разделов: плательщики; объект обложения; ставки налога и порядок его зачисления в бюджет; льготы по налогу; порядок исчисления и сроки уплаты налога; налогообложение отдельных видов доходов (прибыли) предприятий.

Объектом обложения налогом на прибыль служит конечный стоимостной результат деятельности хозяйствующего субъекта. Таким результатом считается скорректированная сумма выручки от производства товаров (работ, услуг): «объектом обложения налогом является валовая прибыль предприятия...». В бухгалтерском учете понятия «валовая прибыль» не существует, а в расчет налога принимается балансовая прибыль, скорректированная на указанные в налоговом законодательстве величины. Формирование балансовой прибыли предприятия (фирмы) - сложный процесс. В расчете финансового результата деятельности фирмы учитывается множество данных о прибылях и убытках, фиксируемых в многочисленных бухгалтерских реквизитах, отражающих специфику финансово-хозяйственных операций и особенности расчета этих сумм.

Порядок формирования состава затрат, относимых на издержки производства и обращения, определяет также и объем налогооблагаемой прибыли. Этот порядок регламентируется специальными нормативными актами. Кроме этих норм применяется особый регламент в отношении организаций потребительской кооперации, банков, страховых фирм, определяющих затраты в соответствии со своей спецификой деятельности. Об ужесточении требований к своевременному и полному исчислению налогов в бюджет свидетельствует внедрение в налоговую практику идентификационных номеров налогоплательщиков. Налогоплательщики с 1 января 1996 г. во всех без исключения случаях указывают свои идентификационные номера в расчетно-платежных документах на перечисление бюджетных средств для финансирования расходов на всех этапах их прохождения до бюджетополучателей, а также по строке «Получатель» на перечисление налогов и других платежей в доходы бюджетов всех уровней и государственные внебюджетные фонды. Данная практика применяется во всем мире, и ее внедрение в российскую систему налоговых отношений следует оценивать положительно.

Методика исчисления налога на прибыль (доход) неоднократно корректировалась с момента выхода Закона РФ «О налоге на прибыль». Практика показала, что при исчислении налога на прибыль наибольшие трудности испытывали бухгалтеры предприятий при составлении расчетов сумм налога и отражении в нем фактически выявленного уровня затрат, относимых на себестоимость реализованной продукции. Ставки налога на прибыль дифференцированы в зависимости от вида деятельности хозяйствующих субъектов (табл. 2).

Таблица 2 - Ставки (основные) по налогу на прибыль

Наиболее типичными ошибками, а нередко и преднамеренными действиями с целью уменьшения налогооблагаемой прибыли являются: неучет отдельных затрат в составе издержек производства и обращения; неправильное отнесение основных фондов, например, в состав малоценных и быстроизнашивающихся предметов и наоборот; неправильное исчисление сумм амортизации и износа; неверное применение нормативов формирования государственных внебюджетных фондов; отнесение к прочим затратам сумм, не предусмотренных перечнем таких затрат в бухгалтерских и налоговых законодательных актах, и др. Сложными являются вопросы формирования сумм в целях налогообложения от внереализационных операций. Много нарушений налогового законодательства в части налога на прибыль выявляется при проверках правильности применения режимов льготирования отдельных видов деятельности, групп плательщиков, направлений использования прибыли. Эти нарушения связаны как со сложностью расчетов льготируемой прибыли, недостаточной профессиональной подготовленностью счетных работников, так и с противоречивостью самих положений нормативных налоговых актов.

Основное место в отечественной налоговой системе занимают косвенные налоги. В настоящее время к ним относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы и акцизные сборы, тарифно-таможенные сборы, импортно-экспортные пошлины и сборы. Наиболее существенную роль как в составе данных налогов и сборов, так и в составе доходных источников бюджетов всех уровней играет НДС. Обложение данным налогом охватывает как товарооборот на внутреннем рынке, так и оборот, складывающийся при осуществлении внешнеторговой деятельности России со странами ближнего и дальнего зарубежья. Налогообложение добавленной стоимости -- одна из наиболее важных форм косвенного налогообложения. Часто НДС называют «европейским» налогом, отдавая должное его роли в становлении и развитии западноевропейского интеграционного процесса. В странах - членах Европейского Союза НДС является важнейшим источником доходной базы бюджета ЕЭС. В 1979 г. ими были согласованы размеры налоговой базы по НДС, создан совместный фонд средств, пополняемый за счет ежегодных отчислений в пределах 1% от НДС. Ставки налога в этих государствах колеблются от 5 до 33,3%. Введенный в 1954 г. во Франции НДС на основе преобразования налога с оборота НДС стал применяться в других странах как налог на производство.

Несмотря на то, что НДС активно используется при осуществлении фискальной политики, ему присуши и определенные стимулирующие функции. Так, в европейских странах от налога освобождаются средства, инвестируемые в основной капитал, не платят налог банки, финансовые учреждения, учебные заведения, врачи и адвокаты, лица, сдающие в наем жилье. За ним укрепилась характеристика наиболее «нейтрального» налога. Правительства многих зарубежных стран стараются покрывать бюджетный дефицит прежде всего за счет увеличения поступлений от НДС, поскольку практиковавшееся в прошлом в подобных случаях усиление прогрессивного характера обложения доходов негативно влияло на процесс накопления и деловую активность в целом. В российскую практику хозяйствования НДС был введен Законом РСФСР от 6 декабря 1991 г. № 1992-1 с изменениями от 17 марта 1997 г. как составная часть цены с целью регулирования спроса и предложения на товарном рынке. Опыт применения НДС высветил ряд негативных моментов в отношении методики его формирования. Недостаточно существенной оказалась роль НДС в регулировании экономики, формировании доходов бюджета (табл. 3).

Таблица 3 - Место НДС в доходах бюджета РФ (трлн. руб.)

Доходы бюджета

1. Всего поступлений:

в федеральный бюджет

в бюджеты территорий

2. Налог на добавленную стоимость

в федеральный бюджет

в бюджеты территорий

3. Удельный вес НДС в общей сумме бюджетных поступлений, %

в федеральный бюджет

в бюджеты территорий

Из данных табл. 3 следует, что за период с 2003 по 2006 г. удельный вес НДС в общей сумме налоговых поступлений в бюджет увеличился с 24,9 до 33,1%. В 2006 г. доля его поступлений в бюджет РФ была запланирована на уровне 39,5%, что на 6,4% выше уровня поступлений налога в 2005 г.

Оценка места и роли НДС неоднозначна: практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики критикуют этот налог за излишнюю фискальность и чрезмерно высокие ставки. Органично вписывается НДС в модели западных экономических систем и выполняет там важную роль в регулировании товарного спроса. Этот налог является составным элементом налоговых систем более чем 60 стран мира. Западная практика использования НДС показывает, что этот налог обеспечивает устойчивую и широкую базу формирования бюджета благодаря своей универсальности. НДС выполняет важную роль нивелира стоимостных колебаний в экономике при условии равновесия между денежным спросом и товарным предложением, сложившимся естественным рыночным способом, а также при насыщенности товарных рынков и относительно стабильной межотраслевой норме прибыли, свободном переливе капиталов. В России НДС вводился с заменой и под обеспечение упраздняемых налогов с оборота (НСО) и налога с продаж (НСПЖ). В налоговой практике промышленно развитых стран, как правило, одновременно 2 однотипных налога не существуют, поскольку это нарушает экономический смысл налоговых правоотношений.

В Законе РФ № 1992-1 этот налог определен как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства, обращения и определяется как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. Трактовка базы обложения НДС, содержащаяся в Законе, совершенно не совпадает с методическими положениями относительно этой базы, которыми руководствуется практика. В отечественных бухгалтерских регистрах не предусмотрен порядок отражения величины добавленной стоимости, и, следовательно, достоверно определить налогооблагаемый оборот практически невозможно. Для устранения негативных социальных последствий применения НДС ставки с 1993 г. были снижены до 20% по производственным товарам и до 10% по отдельным видам товаров. Однако и этот шаг не устранил тех деформаций, которые были присущи НДС.

С позиции техники взимания НДС частично дублирует налог на прибыль. Оба эти налога имеют исходную базу обложения - выручку от производства продукции (работ, услуг), т.е. один источник финансовых ресурсов предприятий облагается дважды. Решение этой проблемы требует кардинальных мер -- изменения методики исчисления НДС или упразднения налога на прибыль. Многие экономисты однозначно отрицательно оценивают практику налогообложения стоимостных результатов как противоречащую основам рыночного хозяйствования .

Исчисление НДС - процедура сложная, она различается в зависимости от содержания финансово-хозяйственных операций, цели коммерческих сделок, отраслевой специфики хозяйствования. Отличительной особенностью исчисления НДС с 1997 г. является приближение методики к образцам, применяемым в европейских странах. Введение счетов-фактур при определении суммы налога, поступившего в стоимости товарно-материальных ценностей, и сумм налога, начисленного на продаваемую продукцию, приблизило отечественную практику исчисления НДС к инвойсному методу (invoice -- в пер. с англ, накладная).

Применение с 1 января 1997 г. счетов-фактур было введено в налоговое производство в соответствии с Указом Президента РФ от 8 мая 1996 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в РФ и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины». Правила составления счетов-фактур содержит постановление Правительства РФ от 29 июля 1996 г. № 914 «Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость» и одноименные инструктивные письма МФ РФ и ГНС РФ .

Введение счетов-фактур не означает установления особого метода исчисления НДС по моменту отгрузки. Этот метод применялся до введения счетов-фактур. С их введением усиливается контроль за товаропродвижением, а следовательно, за полнотой исчисления налога и правильностью отнесения его сумм в зачет перед бюджетом.

Страница 20 из 22


Учет расчетов по федеральным налогам

Налоги составляют неотъемлемый элемент рыночной экономики. Экономическую сущность налогов составляют изъятия государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса.

Налог – обязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Субъекты налогообложения или плательщики налога – юридические и физические лица, которые обязаны в соответствии с законом уплачивать налоги.

По субъекту налогообложения налоги делятся на три группы:

1) налоги, взимаемые только с юридических лиц;

2) налоги, взимаемые только с физических лиц;

3) налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц.

К объектам налогообложения относятся:

    прибыль (доходы);

    стоимость определенных товаров;

    добавленная стоимость продукции (работ, услуг);

    имущество юридических и физических лиц;

    передача имущества (дарение, наследование);

    операции с ценными бумагами;

    отдельные виды деятельности;

    другие объекты, установленные законодательством.

В законодательном порядке по налогам могут устанавливаться определенные льготы:

    необлагаемый минимум;

    изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;

    освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

    вычет из налогового платежа за расчетный период;

    понижение налоговых ставок и пр.

Ставка налогообложения – размер налога, установленный на единицу налогообложения. Ставки устанавливаются в двух формах:

1) адвалорные налоговые ставки – ставки, выраженные фиксированной процентной ставкой от стоимости объекта налогообложения (например, подоходный налог, некоторые виды акцизов
и т.д.);

2) специфические налоговые ставки – ставки, имеющие денежное выражение в зависимости от физических характеристик объектов налогообложения (например, земельный налог).

Налоговая система РФ включает федеральные, республиканские и местные налоги.

Федеральные налоги – налоги, порядок зачисления и взимания которых в бюджет или внебюджетный фонд, размеры ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов устанавливаются законодательными актами РФ.

Федеральные налоги действуют на всей территории Российской Федерации и формируют основу доходной части федерального бюджета.

К федеральным налогам согласно НК РФ относятся:

    налог на добавленную стоимость;

    акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

    налог на прибыль (доход) организаций;

    налог на доходы от капитала;

    подоходный налог с физических лиц;

    взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

    государственная пошлина;

    таможенная пошлина и таможенные сборы;

    налог на пользование недрами;

    налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

    налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

    сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресур-сами;

    лесной налог;

    водный налог;

    экологический налог;

    федеральные лицензионные сборы (например, сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции).

Кроме того, организации должны платить два обязательных страховых взноса:

    взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профза-болеваний;

    взносы на обязательное пенсионное страхование.

Целевыми налогами среди вышеперечисленных являются сборы и пошлины.

Сбор – целенаправленный платеж, являющийся платой государству за оказанные услуги налогоплательщику. Адресность сбора содержится в его названии.

Пошлина – денежный сбор, взимаемый с юридических и физических лиц за совершение уполномоченными органами действий и за выдачу документов, имеющих юридическое значение.

Рассмотрим учет одного из федеральных налогов, подлежащего уплате юридическими
лицами, – налога на добавленную стоимость (НДС). НДС является косвенным налогом.

Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства товаров, работ и услуг.

В федеральном бюджете налоговые поступления от НДС составляют более 41%.

В налоговую базу по этому налогу включается выручка от продажи товаров (работ, услуг), полученная в денежной или натуральной форме, включая оплату ценными бумагами. Выручка в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу ЦБ РФ соответственно на дату продажи товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.

Налоговый период устанавливается как календарный месяц.

Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как сумма налога, полученная от покупателей за проданные им товары (работы, услуги), уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предъявленных и уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг) для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения.

Вычетам подлежат суммы НДС, уплаченные в бюджет с сумм авансовых и иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), а также предъявленные подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, по приобретенным товарам для выполнения строительно-монтажных работ и др.

Плательщики НДС обязаны составлять счета-фактуры при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и продаж.

Счет-фактура – документ, служащий основанием для принятия предъявленных сумм НДС к вычету или возмещению. У поставщика счет-фактура регистрируется в книге продаж, а у покупателя – в книге покупок.

Ставки налога на добавленную стоимость устанавливаются в следующих размерах:

    0% – для товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, работ и услуг, непос-редственно связанных с производством и реализацией товаров через таможенную территорию Российской Федерации и др.;

    10% – по продовольственным, детским и некоторым другим товарам согласно перечню
    НК РФ;

    20% – по остальным товарам (работам, услугам);

    9,09% и 16,67% – при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), при удержании налога из доходов иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах, а также при реализации приобретенных товаров (работ, услуг) на стороне, учитываемых с налогом.

Предприятия, выпускающие товары, облагаемые по разным ставкам НДС, должны вести в соответствии с этим раздельный учет сумм налога.

Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с НДС, используется активный счет 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» и пассивный счет 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Счет 19 «НДС по приобретенным ценностям» имеет следующие субсчета:

    19.1 «НДС при приобретении основных средств»;

    19.2 «НДС по приобретенным нематериальным активам»;

    19.3 «НДС по приобретенным материально-производственным запасам».

Организации по дебету счета 19 отражают суммы НДС, уплаченные по приобретенным материально-производственным запасам, основным средствам, нематериальным активам и другим ценностям в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета, списываются таким образом:

Д 68, К 19.

По кредиту счета 68 отражаются суммы НДС за проданные товары, продукцию, работы, услуги и по дебету счетов продаж (прочих доходов и расходов).

Рассмотрим порядок расчетов по НДС на примере.

Пример . Исходные данные: Организация ЗАО «Виктория» реализует покупателю свою продукцию на сумму 36 000 руб., в том числе НДС. Себестоимость готовой продукции составила 20 000 руб. В том же периоде времени организация закупила сырье для производства своей продукции на сумму 12 000 руб., в том числе НДС.

Учетная политика организации предусматривает:

а) переход права собственности учитывать по отгрузке продукции;

б) учет стоимости приобретаемых материальных ценностей вести на счете 10 «Материалы».

Организация является плательщиком НДС.

Требуется отразить учет и расчет НДС к перечислению.

Решение содержится в табл. 9.

Таблица 9

Порядок расчетов по НДС на примере ЗАО «Виктория»

п/п

Содержание хозяйственной операции

Проводка

Сумма,

руб.

Отгружена продукция с переходом права собственности и предъявлены расчетные документы (счет-фактура)

90.1

36 000

Начислен НДС по отгруженной продукции согласно счету-фактуре

90.3

6 000

Списана себестоимость готовой продукции

90.2

20 000

Поступило сырье от поставщика

10 000

Начислен НДС на основании счета-фактуры

19.3

2 000

Списан НДС по приобретенным материальным ценностям в уменьшение НДС к перечислению в бюджет

19.3

2 000

Организация перечислила НДС в бюджет

4 000

Согласно НК РФ не уменьшают платежи в бюджет по НДС:

    суммы налога по товарно-материальным ценностям (работам, услугам), подлежащим использованию на непроизводственные нужды, а также по приобретенным служебным легковым автомобилям и микроавтобусам. В этом случае НДС с кредита 19 счета списывается в дебет
    счета 84 (или 86 «Целевое финансирование») ;

    суммы НДС по материальным ценностям, приобретенным в организациях розничной торговли и у населения за наличный расчет, не выделенные в первичных документах;

    суммы налога по товарным операциям и материальным ресурсам (работам, услугам), подлежащим использованию при изготовлении продукции и осуществлении операций, освобожденных от налога;

    организации, принимающие безвозмездно материальные ценности.

При получении авансов (предварительной оплаты) при поставке товаров, продукции, иных ценностей на сумму полученных авансов начисляется НДС, исчисленный по установленной ставке на основании документов о полученных авансах. При отгрузке продукции, выполнении работ (услуг) на сумму ранее учтенного НДС делаются корректировочные записи. Эти операции отражаются в учете следующим образом:

    • Д 51 (50, 52) К 62 – организацией получен аванс от покупателей;

      Д 62, К 68 – начислен НДС по авансу;

      Д 68, К 51 (50, 52) – перечислен НДС с аванса;

      Д 68, К 62 – при отгрузке продукции восстановлен НДС, начисленный по авансу;

      Д 90.3, К 68 – начислен НДС по отгруженной продукции.

При выполнении работ по строительству хозяйственным способом сумма НДС отражается записью:

Д 08 «Вложения во внеоборотные активы», К 68 «Расчеты по налогам и сборам».

В момент ввода объекта в эксплуатацию на основании акта приемки-передачи основных средств сумма учтенного НДС в процессе строительства списывается:

Д 68, К 08.

Если организация получила от поставщика материальные ценности, то делаются такие проводки:

Д 08 (10, 20, 26, 41, 44 …), К 60 (76, 71) – оприходованы материальные ценности;

Д 19, К 60 (76, 71) – учтен НДС по оприходованным материальным ценностям.

Начисляя НДС к уплате в бюджет, бухгалтер делает проводку:

При учете выручки по отгрузке – Д 90.3, К 68 – начислен НДС, причитающийся к оплате;

При учете выручки по оплате – Д 90.3, К 76 – начислен НДС, подлежащий уплате в бюджет после поступления денег от покупателя. Когда будет получена оплата от покупателей, то будет сделана проводка Д76, К 68 – начислен НДС к уплате в бюджет.

Плательщики в сроки, установленные для уплаты налога за отчетный период, представляют налоговым органам по месту своего нахождения расчет (декларацию) по НДС. Форма декларации приведена в приказе МНС РФ от 3 июля 2002 г. № БГ-3-03/338.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная сумма налоговой базы, уменьшенная на сумму налоговых вычетов. Уплата налога производится не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным налоговым периодом. В те же сроки налогоплательщик представляет в налоговый орган налоговую декларацию по данному налогу.

В случае, если по итогам какого-либо налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму налога, то разница подлежит возврату налогоплательщику или зачету в счет будущих платежей. Зачет налога производится налоговым органом, а возврат средств осуществляется органами федерального казначейства по решению налогового органа.

Прибыль юридических лиц, зарегистрированных в соответствии с законодательством РФ, облагается налогом на прибыль , который уплачивают эти юридические лица. Иные предпринимательские структуры – полные товарищества, частные фирмы, не зарегистрированные в качестве юридических лиц, не являются плательщиками этого налога. Она включается в доходы собственников и облагается как доходы соответствующих физических лиц.

Прибылью, подлежащей налогообложению (для российских организаций) , признается доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, НДС, акцизов, налога с продаж, таможенных пошлин. Доходы включают доходы от продажи продукции (работ, услуг) и внереализационных операций.

Плательщиками налога являются:

    российские фирмы;

    иностранные фирмы, которые имеют в России постоянные представительства.

Базой для налогообложения для этого налога является балансовая прибыль, выявляемая в бухгалтерском учете как кредитовое сальдо по счету Прибылей и убытков.

В целях налогообложения прибыль уменьшается на суммы:

    доходов от долевого участия в деятельности других организаций, кроме доходов, полученных за пределами РФ;

    доходов в виде дивидендов, полученных по акциям, принадлежащим организации-акционеру и удостоверяющим право владельца этих бумаг на участие в распределении прибыли организации-эмитента, а также доходов в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг РФ, государственных ценных бумаг субъектов РФ и ценных бумаг органов местного самоуправления;

    доходов казино, иных игорных домов (мест) и другого игорного бизнеса, видеосалонов, видеопоказа, от проката носителей с аудио- и видеозаписями, игровыми и иными программами и записями на них;

    прибыли от посреднических операций и сделок, если ставка налога на прибыль отличается от установленной по основному виду деятельности ставки налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта РФ.

Расходы, не учитываемые при расчете налогооблагаемой прибыли:

    расходы, которые должны осуществляться за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации (расходы по уплате налога на прибыль, дивиденды учредителям, расходы по уплате налоговых санкций);

    инвестиционные расходы (например, затраты фирмы по приобретению и созданию амортизируемого имущества, вклады в уставные капиталы других организаций, вклады по договору о совместной деятельности);

    затраты, превышающие лимиты, установленные НК РФ и другими документами для отдельных видов расходов;

    дополнительные виды выплат работникам, не предусмотренные законодательством или трудовыми и коллективными договорами;

    расходы, не связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг, например стоимость безвозмездно переданного имущества и расходы, связанные с этой передачей;

    все прочие затраты, целесообразность которых не была документально подтверждена и экономически оправдана.

Организации определяют сумму налога на прибыль самостоятельно нарастающим итогом.

Ставка налога на прибыль организаций составляет 24%.

С 1 января 2003 года налог на прибыль организаций зачисляется по следующим ставкам:

    в федеральный бюджет – 6%;

    в региональный бюджет – 16%;

    в местный бюджет – 2%.

Если организации выплачивают доходы другим фирмам, то они должны удержать из выплаченных сумм налог на прибыль по таким ставкам (табл. 10).

Таблица 10

Ставки налога на прибыль, получаемую фирмами в виде дивидендов

Объект налогообложения

Ставка и условия налогообложения

С дивидендов, выплаченных другим фирмам

    если дивиденды выплачиваются российским фирмам – по ставке 6%;

    если дивиденды выплачиваются иностранным фирмам – по ставке 15%

С доходов, выплаченных иностранным фирмам, не имеющим постоянных представительств в России

    если доходы получены от использования или сдачи в аренду судов, самолетов, иных транспортных средств, которые применяются при международных перевозках, – по ставке 10%;

    если доходы получены от другой деятельности – по ставке 20%

Региональные власти могут уменьшать ставку налога на прибыль организаций в части, которая поступает в региональный бюджет. Однако она не может быть меньше 12%.

В некоторых случаях налог на прибыль начисляется по ставке 15%, а именно:

1) с доходов, полученных фирмой в виде процентов по государственным или муниципальным ценным бумагам;

2) с дивидендов, полученных от иностранной фирмы.

Если международным договором об избежании двойного налогообложения предусмотрены иные правила налогообложения доходов, уплаченных иностранным фирмам или полученных от иностранных фирм, то при уплате налога следует руководствоваться таким договором.

Если в одном из кварталов текущего года (например, в 1 квартале) фирма получила убыток, а в последующем – прибыль, то налог на прибыль рассчитывается с учетом этого убытка. Убытки прошлых лет организация также может учесть при расчете прибыли за текущий год. Воспользоваться этим правом организация может в течение 10 лет, следующих за годом получения этого убытка, и при соблюдении следующих условий:

    сумма переносимого убытка не может превышать 30% налоговой базы ни в одном из отчетных периодов;

    сумма убытка, не перенесенная на ближайший год, может быть перенесена целиком или частично на следующий год из последующих 9-ти;

    при получении убытков более чем в одном году их перенос на будущее осуществляется в очередности их получения;

    фирма обязана хранить документы, подтверждающие размер полученного убытка, в течение всего срока его погашения.

Сумма налога от фактической прибыли, начисленная к уплате в бюджет, отражается проводкой:

Д 99, К 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Начисление налога на прибыль, удержанного с дивидендов, выплаченных другим организациям, отражается так:

Д 75.2, К 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль».

Факт перечисления прибыли в бюджет отражается записью:

Д 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль», К 51.

По социально-экономической сущности единый социальный налог (ЕСН) носит сугубо налоговый характер. Налоговой базой для начислений является фонд оплаты труда. Каждый работодатель отчисляет из фонда оплаты труда 28% в Государственный пенсионный фонд, 4% –
в Фонд социального страхования, 3,6% – в Фонды обязательного медицинского страхования.

Учет начислений ведется по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию».

К счету 69 открываются следующие субсчета:

    69.1 «Расчеты по социальному страхованию»;

    69.2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»;

    69.3 «Расчеты по обязательному медицинскому страхованию».

Отчисления по ЕСН включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) и учитываются как:

Д 20 (23), К 69 – начисление ЕСН;

Д 69, К 51 – перечислен ЕСН во внебюджетные фонды.

ЕСН относится к обязательным целевым отчислениям. Обязательные целевые отчисления формируют доходную часть внебюджетных фондов, которые дополняют бюджетную систему РФ.

Таким образом, налоговая система Российской Федерации выполняет важнейшую функцию бюджетного формирования. Налоговая политика страны обеспечивает взаимодействие бюджетов всех уровней и единство бюджетной системы РФ. Федеральные налоги России действуют на территории страны, регулируются общероссийским законодательством и создают основу финансовой базы государства.

Учет региональных налогов и сборов

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ «СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Вопросы к экзамену

По ПМ.03 Проведение расчётов с бюджетом и внебюджетными фондами

Раздел 1. Начисление и перечисление налогов и сборов в бюджеты

Различных уровней

Тема 1.1 Основы налогового регулирования

1. Раскрыть понятие и функции налогов.

2. Изложить классификацию налогов.

3. Раскрыть основные положения Налогового кодекса Российской Федерации.

4. Раскрыть сущность налогового контроля и порядок его организации.

5. Изложить порядок исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налогов и сборов.

6. Раскрыть сущность «кассового» метода и метода «начисления» при расчете сумм налогов.

Тема 1.2 Организация расчетов с бюджетом по федеральным налогам

7. Охарактеризовать плательщиков и объекты налогообложения при уплате налога на прибыль.

8. Изложить порядок расчета налоговой базы по налогу на прибыль.

9. Привести классификацию доходов в целях налогообложения прибыли организации.

10. Раскрыть состав внереализационных расходов для целей налогообложения по налогу на прибыль.

11. Привести классификацию расходов при налогообложении прибыли организации.

12. Изложить состав прочих расходов для целей налогообложения по налогу на прибыль.

13. Изложить состав расходов для целей налогообложения по экономическим элементам.

14. Изложить сущность «кассового» метода и метода «начисления» при расчете налога на прибыль.

15. Изложить порядок исчисления и уплаты налога на прибыль в бюджет.

16. Изложить порядок исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу прибыль организации.

17. Изложить содержание и порядок отражения налога на прибыль организации в налоговой декларации.

18. Продемонстрировать умение определять суммы доходов и расходов в целях налогообложения налогом на прибыль.

19. Продемонстрировать навыки расчета авансовых платежей по налогу на прибыль.

20. Продемонстрировать навыки расчета налоговой базы и суммы налога на прибыль, умение отражать начисление налога по счету 68.

21. Продемонстрировать навыки оформления платежного поручения на перечисление авансовых платежей и сумм налога на прибыль в бюджет.


22. Назвать плательщиков и объекты налогообложения при уплате налога на добавленную стоимость.

23. Раскрыть особенности определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.

24. Изложить порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет.

25. Изложить содержание операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) налогом на добавленную стоимость.

26. Изложить порядок заполнения счета-фактуры.

27. Изложить порядок ведения книги покупок и продаж.

28. Раскрыть понятие и порядок применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

29. Изложить порядок восстановления сумм налога на добавленную стоимость, принятых к вычету в отношении объектов основных средств.

30. Раскрыть содержание и структуру декларации по налогу на добавленную стоимость.

31. Продемонстрировать навыки заполнения счетов-фактур.

32. Продемонстрировать навыки заполнения книги покупок и продаж.

33. Продемонстрировать навыки определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость.

34. Продемонстрировать навыки расчета сумм начисленного налога, вычетов и суммы налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в бюджет, умение отражать начисление налога по счету 68.

35. Продемонстрировать навыки оформления платежного поручения на перечисление авансовых платежей и сумм налога на добавленную стоимость в бюджет.

36. Раскрыть понятие акцизов, перечислить плательщиков, указать налоговую базу и объекты налогообложения, назвать отчетные и налоговый период.

37. Раскрыть порядок определения налоговой базы при расчете акцизов.

38. Изложить порядок расчета и уплаты акцизов.

39. Продемонстрировать навыки определения налоговой базы и расчета суммы акциза, умение отражать начисление налога по счету 68.

40. Раскрыть сущность транспортного налога, перечислить ставки, льготы, изложить порядок расчета и уплаты налога.

41. Охарактеризовать элементы транспортного налога: плательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы.

42. Продемонстрировать навыки определения налоговой базы и расчета суммы транспортного налога, умение отражать начисление налога по счету 68.

43. Раскрыть сущность налога на доходы физических лиц, указать плательщиков и объекты налогообложения.

44. Раскрыть порядок расчета налоговой базы по налогу на доходы физических лиц.

45. Привести доходы, не подлежащие налогообложению налогом на доходы физических лиц.

46. Раскрыть сущность стандартных вычетов при расчете налога на доходы физических лиц.

47. Раскрыть сущность социальных вычетов по налогу на доходы физических лиц и порядок их предоставления.

48. Охарактеризовать имущественные вычеты по налогу на доходы физических лиц, привести порядок их расчета и предоставления.

49. Охарактеризовать профессиональные вычеты по налогу на доходы физических лиц для отдельных категорий налогоплательщиков.

50. Охарактеризовать виды отчетности по налогу на доходы физических лиц.

51. Перечислить ставки налога на доходы физических лиц и охарактеризовать порядок их применения.

52. Раскрыть содержание и порядок заполнения Декларации о доходах физических лиц.

53. Продемонстрировать навыки расчета налоговой базы и налога на доходы физических лиц, умение отражать начисление налога по счету 68.

54. Охарактеризовать элементы налога на добычу полезных ископаемых, изложить порядок его уплаты в бюджет.

55. Продемонстрировать навыки расчета и начисления по счету 68 налога на добычу полезных ископаемых.

56. Раскрыть понятие, привести виды и порядок уплаты государственной пошлины.

57. Охарактеризовать элементы водного налога, изложить порядок предоставления отчетности и уплаты налога.

58. Продемонстрировать навыки расчета и начисления по счету 68 водного налога.

59. Охарактеризовать элементы сбора за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.

60. Раскрыть экономическое содержание экологических сборов и платежей, привести их характеристику и порядок расчета.

Налог на добавленную стоимость – федеральный косвенный налог, который взимается со всех предприятий, производящих и реализующих продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, платные работы и услуги, включаемый в цену соответствующего товара или платы за услуги.

Название налога связано с тем, что каждый плательщик в цепочке сырье – производство – потребление перечисляет его в бюджет не целиком, в размере, полученном от покупателей, а за минусом суммы НДС, уплаченной им поставщикам и подрядчикам за поставленные товарно-материальные ценности и оказанные услуги производственного назначения.

НДС введен с января 1992 г. Порядок его расчета и уплаты определяется гл. 21 НК. В учете НДС, подлежащий перечислению в бюджет, определяется как разница между его суммой, начисленной от объема продаж и приравненных к ним для целей налогообложения операций, и суммой НДС, предъявленной поставщиками и подрядчиками.

Плательщиками НДС признаются:

  • – организации;
  • – индивидуальные предприниматели;
  • – лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

  • – реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;
  • – передача на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы (прибыль) организаций;
  • – выполнение строительно-монтажных работ для собственных нужд;
  • – ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Налоговая база при реализации организацией товаров (работ, услуг) определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст. 40 НК, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС.

Налоговый период установлен как квартал.

НДС взимается в бюджет по следующим ставкам :

  • – 0% – при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта при условии представления в налоговый орган документов, подтверждающих реальный экспорт товаров (работ, услуг), а также работы, выполняемые услуги, оказываемые непосредственно в космическом пространстве, по международной перевозке товаров и др.;
  • – 10% – при реализации продовольственных товаров, товаров для детей и медицинских товаров отечественного и зарубежного производства согласно перечню, установленному Правительством РФ, а также периодических печатных изданий и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, и др.;
  • – 18% – при реализации остальных товаров (работ, услуг), включая подакцизные товары.

В случае отсутствия у налогоплательщика бухгалтерского учета или учета объектов налогообложения, налоговые органы имеют право исчислять суммы налога, подлежащие уплате, расчетным путем на основании данных по иным аналогичным налогоплательщикам.

Для расчета суммы НДС, подлежащей перечислению в доход бюджета, необходимо достоверно рассчитать сумму как начисляемого, так и засчитываемого налога (соответственно кредитовый и дебетовый оборот по счету 68, субсчету 2 "Расчеты с бюджетом по НДС"),

Пример расчета НДС у предприятия-производителя продукции. На предприятие поступили материалы от поставщиков по договорной цене 1000 руб., НДС на сумму 180 руб., оплачены материалы – 1180 руб. Выпущена готовая продукция на сумму 4000 руб. Отгружена покупателям продукция; отпускная стоимость – 7000 руб., НДС – 1260 руб. Поступили от покупателей денежные средства за продукцию – 8260 руб.

1. Поступили материалы:

Д 10 "Материалы";

К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – на сумму 1000 руб.

Отражаем НДС по поступившим материалам:

Д 19/3 "НДС по приобретенным ценностям";

К 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" – на сумму 180 руб.

2. Оплатили материалы:

Д 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками";

К 51 "Расчетный счет" – на сумму 1180 руб.

Одновременно:

К 19/3 "НДС по приобретенным ценностям" – на сумму 180 руб.

3. Выпущена продукция на сумму 4000 руб.:

Д 43 "Готовая продукция";

К 20 "Затраты основного производства" – на сумму 4000 руб.

4. Отгружена покупателю продукция:

Д 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";

К 90/1 "Продажи" – на сумму 8260 руб.

Одновременно:

Д 90/2 "Себестоимость продаж";

К 43 "Готовая продукция" – на сумму 4000 руб.

На сумму НДС:

Д 90/3 "НДС с продаж";

К 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам" – на сумму 1260 руб.

5. Поступили от покупателей денежные средства на сумму 8260 руб.:

Д 51 "Расчетный счет";

К 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" – на сумму 8260 руб.

6. Перечислено в бюджет 1080 руб. (1260 руб. – 180 руб.):

Д 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам";

К 51 "Расчетный счет" – на сумму 1080 руб.

Акциз – косвенный налог, включаемый в отпускную цену продукции.

Акцизами облагаются следующие товары (продукция): спирт этиловый из всех видов сырья (за исключением коньячного), спиртосодержащая продукция с объемной долей этилового спирта более 9%, алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино натуральное) пиво, табачные изделия, легковые автомобили и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.), нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей; прямогонный бензин).

Плательщиками акциза являются организации и индивидуальные предприниматели, производящие и реализующие подакцизные товары.

Объектом налогообложения акцизами признаются следующие операции:

  • – реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;
  • – передача на территории РФ лицами произведенных ими из давальческого сырья подакцизных товаров собственнику указанного сырья;
  • – передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров;
  • – передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;
  • – передача на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставной (складочный) капитал организации, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;
  • – передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;
  • – ввоз подакцизных товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией;
  • – получение денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина;
  • – получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина и др.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок:

  • – как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены специфические (твердые) налоговые ставки (по большинству видов подакцизной продукции);
  • – как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении для исчисления акциза при применении твердой (специфической) налоговой ставки и как расчетная стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисляемая исходя из максимальных розничных цен для исчисления акциза при применении адвалорной (в процентах) налоговой ставки – по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, состоящие из специфической и адвалорной налоговых ставок (например, табачная продукция).

Налоговым периодом при исчислении акцизов является каждый календарный месяц.

Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ставки акцизов устанавливаются законом:

  • – в рублях за единицу измерения – по подакцизным товарам, кроме сигарет и папирос (например, в 2014 г. алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% – 500 руб. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре; вина шампанские – 25 руб. за 1 л, сигары – 85 руб. за 1 шт., сигариллы – 1280 руб. за 1000 шт., табак трубочный и курительный – 1500 руб. за 1 кг; легковые автомобили мощностью от 90 до 150 л.с. – 34 руб. за 1 л.с., а свыше 150 л.с. – 332 руб. за 1 л.с. Новшеством в подакцизном налогообложении является установление ставок акцизом по автомобильному бензину в зависимости от ее принадлежности к соответствующему классу. Так, например, автомобильный бензин, не соответствующий классу 3, 4 и 5, облагается по ставке 11 110 руб. за 1 т, соответствующий классу 3 – 10 725 руб. за 1 т, соответствующий классу 4 – 9416 руб. за 1 т, соответствующий классу 5 – 5750 руб. за 1 т. Такое построение ставок акцизом призвано стимулировать продажу автомобильного бензина, соответствующему более высокому (экологичному) классу);
  • – комбинированная ставка, включающая две составляющие, соответственно в рублях на единицу товара и процентную ставку – по сигаретам и папиросам (например, в 2014 г. по сигаретам и папиросам – 800 руб. за 1000 шт. + + 8,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1040 руб. за 1000 шт.).

Наиболее существенный рост ставок акцизов произошел по табачной продукции. Такое повышение обусловлено положениями концепции осуществления политики противодействия потреблению табака в 2010–2015 гг. Так, в 2014 г. минимальная специфическая ставка акцизов на сигареты проиндексирована на 42% к уровню 2013 г. Последовательное, но менее существенное повышение ставок акцизов запланировано на 2015–2016 гг.

Число подакцизных товаров с 1 марта 2013 г. пополнится новыми видами товаров, таких как сидр, пуаре, медовуха. В 2014 г. налогообложение подобных товаров предусмотрено по ставке 8 руб. за 1 л.

Для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций, связанных с акцизами, используются счет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет "Акцизы по оплаченным материальным ценностям" и счет 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Расчеты по акцизам".

По дебету счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям", субсчет "Акцизы по оплаченным материальным ценностям" организация отражает суммы акцизов, уплаченные поставщикам за подакцизные товары, используемые в качестве сырья для производства подакцизных товаров, в корреспонденции с кредитом счетов 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

По мере списания на производство оприходованных материалов и оплаты их поставщиками суммы акцизов списываются с кредита счета 19 в дебет счета 68.

В этих целях должен быть организован раздельный учет акцизов как по оприходованным и оплаченным приобретенным материальным ценностям, так и по неоприходованным и неоплаченным.

Суммы акцизов, исчисленных по проданной продукции, отражаются по дебету счета 90 "Продажи" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам.

Плательщиками налога на прибыль организаций признаются:

  • – российские организации;
  • – иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в России через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается валовая прибыль, полученная налогоплательщиком.

Налоговой базой признаются доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.

Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

С 1 января 2009 г. для общих случаев налогообложения прибыли установлена налоговая ставка налога на прибыль организаций в размере 20%.

В отношении остальных доходов установлены следующие налоговые ставки:

  • 1) на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в России через постоянное представительство;
  • – 20% – со всех доходов, за исключением дивидендов и доходов по государственным ценным бумагам;
  • – 10% – от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок;
  • 2) на доходы, полученные в виде дивидендов;
  • – 0% – по доходам, полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности не менее чем 50% вкладом (долей) в уставном капитале выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов. При этом в случае если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, налоговая ставка применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утвержденный Минфином России перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);
  • – 9% – по доходам, полученным в виде дивидендов от российских и иностранных организаций российскими организациями, не указанными выше;
  • – 15% – по доходам, полученным иностранной организацией в виде дивидендов по акциям российских организаций, а также дивидендов от участия в капитале организации в иной форме;
  • 3) на доходы по государственным и муниципальным ценным бумагам:
    • – 15% – по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам (кроме ценных бумаг, указанных ниже), условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение дохода в виде процентов;
    • – 9% – по доходам в виде процентов по муниципальным ценным бумагам, эмитированным на срок не менее трех лет до 1 января 2007 г.;
    • – 0% – по доходу в виде процентов по государственным и муниципальным ценным облигациям, эмитированным до 20 января 1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютного облигационного займа 1999 г., эмитированным при осуществлении новации облигаций внутреннего государственного валютного займа серии III, эмитированных в целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга бывшего СССР и внутреннего и внешнего валютного долга РФ.

Начисление налога на прибыль отражается в учете проводкой:

Д 99 "Прибыли и убытки";

К 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам".

Перечисление налога на прибыль в бюджет отражается проводкой:

Д 68 "Расчеты с бюджетом по налогам и сборам";

К 51 "Расчетный счет".

Для правильного исчисления налога на прибыль необходимо знать, какие виды доходов и расходов формируют прибыль организации.

В целях налогообложения прибыли доходы организации подразделяются на две группы: доходы от реализации и внереализационные доходы.

Доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров, продукции (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных; выручка от реализации имущества (включая ценные бумаги) и имущественных прав.

В состав внереализационных доходов, например, включаются безвозмездно полученное имущество, стоимость излишков материальных ценностей, выявленных в результате инвентаризации, стоимость материалов, полученных в результате ликвидации основных средств и иного имущества и др.

В целях налогообложения все расходы организации также подразделяются на две группы:

  • – расходы, связанные с производством и реализацией товаров, продукции (работ, услуг);
  • – внереализационные расходы.

В состав расходов, связанных с производством и реализацией товаров, продукции (работ, услуг), включаются:

  • – материальные расходы;
  • – расходы на оплату труда;
  • – страховые взносы на фонд оплаты труда;
  • – амортизационные отчисления;
  • – прочие расходы.

При исчислении налога на прибыль организаций большое значение имеет правильное применение порядка признания доходов и расходов организации.

Для целей бухгалтерского учета установлено, что выручка от продажи товаров, продукции (работ, услуг) должна учитываться в бухгалтерском учете с соблюдением принципа временной определенности фактов хозяйственной деятельности.

Основным критерием для определения момента продажи является момент перехода права собственности на отгруженную продукцию (товар) от продавца к покупателю (момент отгрузки или принцип начисления).

Для целей налогового учета установлены два метода признания доходов от реализации (выручки):

  • – по методу начисления;
  • – кассовому методу.

С 1 января 2002 г. для целей налогообложения по налогу на прибыль должен применяться один основной метод признания доходов от реализации – метод начисления.

Исключительное право на применение кассового метода имеют лишь те организации, у которых в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации продукции (работ, услуг) без учета НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

Если налогоплательщик, перешедший на определение доходов и расходов по кассовому методу, в течение налогового периода превысил установленный предельный размер суммы выручки от реализации товаров (работ, услуг), то он обязан перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в течение которого было допущено такое превышение.

При применении метода начисления доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств: на условиях предварительной, текущей либо последующей оплаты товаров (работ, услуг).


РФ действуют три уровня налоговых сборов: региональные, местные и федеральные. Каждый вид налогов обладает определенными особенностями, но основное их разделение осуществляется по месту распространения. Сборы федерального характера взимаются на всей территории России. Устанавливает порядок и особенности их уплаты Налоговый Кодекс РФ. Подробней о внесении федеральных налогов в казну, их перечне и нюансах расчета поговорим сегодня.

Согласно 12-ой статье Налогового Кодекса РФ (далее – НК РФ), федеральными налогами являются все сборы, взимаемые с субъектов налогообложения на всей территории нашей страны. Вырученные подобным образом деньги поступают в федеральный бюджет РФ и ежегодно расходуются на благо государства по решению Минфина.

Порядок и особенности уплаты федеральных налогов определены одним единственным законодательным актом – уже упомянутым НК. Все положения относительно этих сборов регламентированы именно главным налоговым нормативно-правовым документом. Те же региональные и местные налоги могут регулироваться другими законодательными актами, в чем заключается одно из отличий между сборами разного вида.

По своей сути, федеральные налоги – это наивысший уровень в системе налогообложения РФ. Пополняя одноименный бюджет, данные сборы представляют собой его основной и важнейший наполнитель. Специфичными свойствами федеральных налогов, в отличие от иных уровней налогообложения, считаются:

  • Общеобязательность их внесения в казну, реализуемого в соответствии с НК РФ (за исключением некоторых видов сборов, от уплаты которых освобождены конкретные группы налогоплательщиков).
  • Полное перечисление собранных средств в федеральный бюджет страны (лишь несколько видов сборов распределяются в ином порядке, например: распределяется между региональным и федеральным бюджетами в соотношении «9 к 1»).
  • Фиксированный и редко изменяемый перечень.

Порядок уплаты федеральных налогов полностью определен НК РФ и зависит от их конкретного вида. В остальных аспектах этот уровень налогообложения реализуется в стандартном для данного понимания порядке и профильных особенностей не имеет.

Перечень актуальных сборов

В целом, сущность федеральных налогов предельна проста. Все они представляют сборы в федеральный бюджет РФ и четко регулируются НК. Основной перечень этих налогов не меняется долгий период времени и представлен:


Как видите, все федеральные налоги относятся к группе типовых бюджетных платежей. Большинство из них четко обоснованы во 2-ой части Налогового Кодекса, поэтому с сущностью уплаты подобных сборов и особенностях процесса разобраться довольно-таки просто. Достаточно обратиться к соответствующим положениям главного налогового акта в законодательстве РФ.

Виды федеральных налогов, ставки по ним и объекты налогообложения

Перечень федеральных налогов небольшой и имеет фиксированный вид. Несмотря на это, классификация данных сборов поистине широка. Основное подразделение федеральных налогов реализуется по объекту налогообложения. На данный момент выделяют сборы, взимаемые с:

  • доходов налогоплательщиков ( , прибыль ИП и другое)
  • факта использования государственных владений (вода, ресурсы из недр и т.п.)
  • получаемых субъектами налогового права услуг при работе с госорганами (при рассмотрении госпошлин)
  • реализации товаров и услуг (акцизы, НДС)

На федеральные налоги – понятие в высшей степени гибкое. Порядок ее определения для каждого вида сбора определен НК РФ и зависит от многих факторов. Фиксированными ставками наделены налоги следующего вида:

  • НДС – 0-18% (164-ая статья)
  • НДФЛ – 13, 30 и 35% (224-ая статья)
  • Сбор с получаемой прибыли организаций – 20% (284-ая статья)

У остальных федеральных налогов налоговая ставка определяется для каждого субъекта в индивидуальном порядке. Зачастую на итоговый вид ставки влияют:

  • статус и тип налогоплательщика
  • положения НК РФ относительно конкретного сбора
  • вид динамических показателей, учитывающихся при расчете некоторого налога

Налоговая ставка – крайне обширное определение, поэтому рассматривать его в контексте настоящей статьи довольно-таки сложно. При необходимости узнать ставки по сборам следует обращаться к соответствующим статьям НК РФ, отмеченным ранее.

В принципе, наиболее важная информация по федеральным налогам подошла к концу. Данные сборы – основа федерального бюджета РФ, так как ежегодно наполняют его новыми и новыми вливаниями. Надеемся, представленный материал дал возможность всем читателям нашего ресурса понять сущность федеральных налогов, и особенности этого процесса.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Читайте также:



  • Различие формулы налога на имущество для физических…

  • Какие плюсы и минусы УСН, процедура перехода, подача…