Аутизм и шизофрения отличия. Аутизм это детская шизофрения

Шизофрения и аутизм - это отдельные неврологические расстройства, которые отражаются на социальном взаимодействии и когнитивной функции человека. Симптомы аутизма появляются в раннем детстве, а признаки шизофрении - в подростковом возрасте. Однако сходство двух заболеваний очевидно: дефицит абстрактных рассуждений, сложности в работе памяти и языка. Одно исследование показало, что люди с высокофункциональным аутизмом имеют когнитивный профиль, который напоминает шизофрению.

Еще в 1943 году, когда Лео Каннер впервые применил термин «аутизм» для описания эгоцентризма, различие между двумя расстройствами оставалось неясным на протяжении 30 лет. Диагностическое руководство по психическим нарушениям DSM-II причисляло случаи аутизма к шизофрении детства. В 1971 Г. Колвин провел важные исследования и указал различия двух заболеваний, которые повлияли на добавление отдельных категорий в DSM-III.

Возраст пациента при появлении симптомов и клиническая картина - основные факторы дифференциальной диагностики. Отличия касаются тактики лечения.

Только у детей с ранним началом шизофрении наблюдается достаточно высокий преморбидный уровень отклонений в развитии.

Появление психоза в возрасте до 13 лет является редкой и тяжелой формой шизофрении. Многочисленные исследования свидетельствуют о высокой распространенности заболевания, которому могу предшествовать коморбидные расстройства аутистического спектра. Для больных характерен дефицит общения, отставание в развитии моторики и социальной привязанности. Подобные признаки обнаруживаются у 28 – 55% детей с аутизмом.

Ретроспективные исследования выявляют задержки в становлении речи и зрительно-двигательной координации в раннем детстве до появления психотических симптомов. Отставание речевого развития сочетается с преходящими моторными стереотипиями (повторяющиеся движения, позы и высказывания). Ранние нарушения формирования височной и лобной долей влияет на языковые трудности, а моторные автоматизмы указывают на аномалии развития базальных ганглиев.

Общие клинические особенности

Социальная изоляция, потеря связи с людьми, рассеянность - общие признаки аутизма и шизофрении. Когда люди с высокофункциональным аутизмом испытывают стресс, они становятся тревожными и проявляют параноидальные признаки. Например, просят изменить тему разговора или прекратить делать то, что им положено.

Существует два основных критерия для аутизма:

  • постоянный дефицит социальной коммуникации, социального взаимодействия, социально-эмоциональной взаимности и коммуникативного поведения;
    ограниченные, повторяющиеся модели поведения, проявления интересов и активности, к которым также относятся стереотипные или цикличные движения, поведенческая ригидность, избыточная заинтересованность в чем-то, аномально высокая или низкая реакция на сенсорные стимулы.
    Основными критериями для шизофрении выступают:
  • галлюцинации, бредовые идеи, спонтанная речь, крайне дезорганизованное или кататоническое поведение;
    негативные симптомы, такие как асоциальность, алогия, низкий уровень эмоциональной экспрессии, дефицит социальной коммуникации и мотивации.
    Именно последние признаки находят отражение в клинической картине аутизма. Аналогичным образом грубое дезорганизованное поведение в шизофрении напоминает повторяющиеся стереотипные движения, эхолалии, непредсказуемое возбуждение, полную апатию в аутическом синдроме.

Особенности аутического расстройства

Ранний детский аутизм характеризуется крайней отрешенностью, самоизоляцией, неспособностью формировать отношения, неудачами в приобретении коммуникативных навыков, зацикленностью на однообразии. Многие когнитивные отклонения, связанные с шизофренией, также присущи аутизму:

  • нарушение исполнительных функций;
  • проблемы с абстрактным мышлением;
  • неспособность к поведению, сосредоточенному на целенаправленном решении проблем.

Ученые обнаруживают клинические сходства во время диагностики, хотя шизофрения имеет больше наследственных предпосылок.

Шизофреническое расстройство

Шизофрения - это нарушение психических функций и поведения с рядом тяжелых психотических симптомов, таких как бред, галлюцинации, расстройства мышления, кататония, дезорганизованное поведение, бедная речь и неадекватные эмоциональные реакции.

К детской шизофрении раньше причисляли все заболевания, сопровождаемые хроническими тяжелыми симптомами, в том числе с пограничными.

На начальной стадии шизофрения проявляется проблемами концентрации внимания, плохим сном, неспособностью к обучению и желанием избежать общения. Речь становится бессвязной. Ребенок заявляет о том, что слышит и видит то, что недоступно другим. Болезнь протекает с периодами улучшения и рецидивами, во время которых больной не может выражать мысли, бредит, испытывает галлюцинации. Дети верят в собственные сверхспособности и боятся преследования. Обострения характеризуются суицидальными идеями и агрессией.

Люди с шизофренией развиваются относительно нормально вплоть до начала болезни, после чего быстро проявляются классические симптомы. При аутизме патология влияет на интеллект на протяжении всей жизни. Высокофункциональная шизофрения характеризуется расстройством комплексной обработки информации, легкой депрессией.

Проблемы диагностики шизофрении напрямую связаны с возрастом. До семи лет крайне сложно определить бред, галлюцинации и проблемы с логическим мышлением, поскольку они являются стертыми. Именно это приводит к тому, что заболевание не распознается до тех пор, пока симптомы не развиваются в полную силу в подростковый период.

Учитывая общие клинические проявления заболеваний, неудивительно, что они дополняют друг друга. Практически у 30% молодых людей, страдающих с детства аутизмом, обнаруживаются признаки шизофрении. Обе патологии связаны с плохим распознаванием эмоций, дефицитом социального и зрительного контактов, что влечет появление агрессии и дезорганизации.

Заболевания имеют общую биологическую основу, которая закладывается на стадии развития нервной системы.

Генетический риск отражается на структуре корковых нейронов в префронтальной и двигательно-соматосенсорной коры (для аутизма) и дорсолатеральной и вентролатеральной префронтальной коры (для шизофрении). Существует несколько мутаций, связанных с обоими расстройствами (синдром удаления 22q11.2, Shank3, синдром Вильямса).

Эпигенетические эффекты и изменения в количестве копий генетических вариантов способствуют нарушению цитоархитектоники мозга. Возраст отца, ТОРЧ-инфекции у матери, а также резус-конфликт повышают риск нарушений у ребенка.

Проблемы диагностики

Основные отличия шизофрении от аутизма сгруппированы в нескольких признаках:

  • более поздний возраст развития отклонений;
  • меньшее влияние на интеллектуальные способности;
  • легкий характер расстройств социального поведения и речевого развития;
  • усиление галлюцинаций и бредовых идей с возрастом;
  • периоды улучшения и рецидивов в течении болезни.

У аутистов нет мании величия, галлюцинаций, связанных с превращениями в животных, убежденности в несуществующих звуках, образах и вещах. Они не придумывают отношения, ощущения.

Значительное количество взрослых людей могут иметь недиагностированные расстройства аутистического спектра. Некоторые из них состоят на учете по поводу психотического отклонения, связанного с бредовыми идеями и агрессивным поведением. Среди пациентов с шизотипическими нарушениями есть доля синдромов аутистического спектра без сопутствующей патологии, что приводит к диагностическим ошибкам.

Антипсихотический препарат не повлияет на образ мышления, характерный для расстройств аутистического спектра, зато эти пациенты очень чувствительны к побочным эффектам всех психотропных лекарств. Потому важно избегать ненужного назначения медикаментозной терапии.

За последние годы диагностическая ясность в отношении расстройств аутистического спектра у взрослых появилась, в частности, за счет описания синдрома Аспергера. К нему относятся проблемы социального взаимодействия и общения, склонности к рутине и ритуальному поведению. Хотя эти особенности также характерны для шизоидных и шизотипических личностей, у аутистов полная клиническая картина проявляется до 3 лет.

Хотя люди с расстройствами аутистического спектра иногда могут страдать из-за мании преследования (что допускает развитие психоза), но происходит это из-за отсутствия «теории разума». Попросту пациенты не могут определить иронию и сарказм и понять мотивы поведения других людей. Врожденная сложность декодирования невербальной коммуникативной информации приводит к неправильному толкованию действий и недоразумениям, и это завершается появлением убеждений параноидального характера.

У 20-летнего голландца, который ранил ножом мальчика из России, аутизм. Об этом сообщили СМИ. Буквально несколько месяцев назад журналисты объявили, что аутистическое расстройство — синдром Аспергера — было и у «ньютаунского стрелка» Адама Ланзы, который убил 26 человек в школе в Коннектикуте.

Еще раз подчеркнем: насчет связи аутизма и агрессии не стоит делать поспешные выводы. И напоминаем колонку доктора медицинских наук, профессора, председателя Экспертного совета фонда «Выход», которую мы публиковали после событий в Коннектикуте.

Для врача абсолютно очевидно, что связи между аутизмом, в данном случае синдромом Аспергера, и агрессией быть по определению не может. Аспергер – не шизофрения. Это просто особенность развития: что-то в человеке развивается быстрее, что-то – чуть медленнее. Вот, например, при шизофрении есть такое понятие, как бред. Человек может, допустим, услышать некие голоса, которые призовут его совершить убийство. Да, такой человек опасен. Это так называемое процессуальное заболевание. А синдром Аспергера – это заболевание развития. И оно не может быть причиной поведения, при котором человек начинает убивать. Такого не бывает никогда.

Конечно, у аутистов резко снижено то, что мы называем эмпатией. У них страдают зеркальные нейроны головного мозга, которые отвечают за узнавание чувств другого человека. Но это выражается просто в том, что аутист не будет сопереживать вашим ощущениям. И это не значит, что он не поймет, что вокруг происходят трагические события. Если любой аутист видит убитое животное, он так же реагирует и переживает.

Я занимаюсь аутистами 15 лет, и за это время не слышал ни одного случая намеренного злодеяния по вине аутиста. В литературе такие случаи тоже не описаны. Наоборот, это люди чрезвычайно миролюбивые. Если вокруг аутиста нарушается привычный порядок вещей – да, будет истерика. Допустим, ребенок идет в школу, а там по дороге выкопали канаву. И надо пойти по временному мосту или найти другой путь. Это целая проблема: сбит стереотип, нарушен привычный маршрут. Ребенок будет кричать и требовать восстановить, как было. Но это никак не связано с намерением причинить кому-то зло.

Когда я прочитал в новостях, что причиной расстрела в школе в Ньютауне называют аутизм, я был в шоке. Теперь самих наших аутистов придется от агрессии защищать.

Доклад доктора медицинских наук, профессора Касаткина Владимира Николаевича «Здоровье в зеркале цели» на Всероссийской конференции «Психологи здоровья: спорт, профилактика, образ жизни».

<\> код для сайта или блога


    Александр

    Странно, что доктор Касаткин, не являясь специалистом по психиатрии, а в частности и детскому аутизму, комментирует столь серьёзные вопросы.

    Виноградов имеет аутистический спектр и шизофрению, в России аутизм фактически диагностирует детскую щизофрению. Адам Ланза-аутист. Брейвику поставили синдром Аспергера-высокофункциональный аутизм. Нужно не замалчивать проблему, а решать ее. В Америке эпидемии расстрелов в школе совершали дети с ММД (СДВ, СДВГ), аутизмом, синдромом вегетативной дисфункции (соматоформные расстройства вегетативной нервной системы), посаженные на психотропы.

  1. Persiwall

    Причиной агрессии, по всей вероятности, являлись наркосодержащие препараты, а не сама болезнь, как таковая. Если даже здорового человека накачать подобными средствами, он превратится в идиота.

    Галина

    Аутизм — не причина преступлений. Причина в воспитании таких людей (детей). Смотрите глубже. Мать Брейвика -неоспоримая преступница по отношению к своему ребенку, нежели сам Брейвик. Воспитывая таких детей, просто надо быть максимально правильным (если можно так сказать). А нынче социальная жизнь, повышенный уровень тревожности и агрессии населения не споособствуют нормализации не только аутистов, но и обычных людей? И что есть норма сегодня?…

    Елена

    Я уже столько лет пытаюсь разобраться что же с моим сыном, что у него — аутизм или шизофрения? В психдиспансерах Украины всем людям с аутическими чертами ставят диагноз — шизофрения.

    Елена

    продолжение коментария: Но и лечат таких людей исключительно от шизофрении. А результаты лечения очень плачевны и даже трагические…. Вот пытаюсь сама разобраться, без специалистов.. Но оказывается, что и интрнет не дает мне всех ответов… Либо случай у нас особый, либо…. я дура…

Глава 10. Аутизм и детская шизофрения. . . . Детская шизофрения.

В моем носу заключена власть, и я могу контролировать то, что показывают по телевизору, и то, что люди говорят и делают.

(М. Nichols, 1995, стр. 73)

Это заявление, сделанное молодой девушкой, страдающей шизофренией, свидетельствует о серьезности данного заболевания. Шизофрения - это расстройство мозга, проявляющееся в нарушении психических функций и поведения (D. A. Lewis & Lieberman, 2000). Шизофрения характеризуется тяжелыми психотическими симптомами, такими как разнообразные формы бреда (ложные убеждения), галлюцинации (ложное восприятие), расстройства мышления, чрезвычайно дезорганизованное поведение, кататония (моторные дисфункции: от перевозбуждения до полной неподвижности), крайне неадекватные или бедные эмоциональные реакции (flat affect), а также значительные ухудшения или нарушения социального функционирования.

Раньше термином "детская шизофрения" обозначали разнообразные расстройства, не имевшие между собой ничего общего, за исключением тяжелого и хронического проявления симптомов в раннем детстве (Rutter, 1972). Шизофрениками нередко называли также детей, имеющих пограничные (borderline) симптомы, или вовсе не имеющих психотических симптомов, у которых, по современным стандартам, следовало бы диагностировать аутизм или другие тяжелые расстройства, вызванные нарушениями развития. Ниже перечислены некоторые из факторов, отличающих детскую шизофрению от детского аутизма:

Появление проблем в более позднем возрасте.

Менее серьезное нарушение интеллектуального развития.

Менее серьезное нарушение социального взаимодействия и развития речи.

Появление галлюцинаций и бреда по мере взросления.

Наличие периодов ремиссий и рецидивов (relapse).

Ранее предпринимались попытки диагностировать детскую шизофрению как отдельное заболевание, отличное от шизофрении у взрослых. Однако в настоящее время показано, что на основе критериев, использующихся для диагностики шизофрении у взрослых, можно с высокой степенью надежности диагностировать шизофрению у детей (Werry, 1992). Таким образом, шизофрения, наступающая в раннем возрасте или, в соответствии с принятой терминологией, шизофрения, наступающая в детстве (ШНД, COS), по-видимому, является более тяжелой формой шизофрении, а не самостоятельным заболеванием.

Начальные стадии шизофрении могут проявляться в том, что ребенок может испытывать проблемы, связанные с концентрацией внимания, нарушением сна, учебой, а также может начать избегать общения. Развитие болезни может характеризоваться бессвязной речью; кроме того, ребенок может начать видеть или слышать то, чего не видят и не слышат окружающие. Вслед за периодами улучшения могут наступать тяжелейшие рецидивы, характеризующиеся бессвязным мышлением, когда ребенок начинает перескакивать с одной мысли на другую без всякой логической связи. При детской шизофрении возможны также галлюцинации, паранойя и бред. В течение психотических фаз болезни дети, страдающие шизофренией, могут быть убеждены в том, что они обладают сверхчеловеческими способностями, или что какие-то люди постоянно следят за ними. Во время психотического приступа больной может начать вести себя непредсказуемым образом, а также проявлять склонность к агрессии или суициду.

Ряд клинических признаков детской шизофрении можно проследить на примере Марии, девочки, у которой первые симптомы болезни начали проявляться в десятилетнем возрасте.

Мария: Депрессия, дезорганизованность, обреченность.

Мария всегда была очень робким ребенком. Временами она вообще не разговаривала, с трудом сходилась с друзьями, нередко проявляла дух противоречия, а иногда мочилась в постель. К десяти годам, вдобавок к постоянной социальной изоляции, у нее появились проблемы в школе. У Марии также начались депрессии. Она говорила, что дьявол подстрекает ее на совершение плохих поступков; считала, что учительница хочет причинить ей вред; кроме того, она стала бояться заразиться инфекционным заболеванием. Ее поведение становилось все более дезорганизованным. Она говорила, что убьет себя, перестала следить за своим внешним видом и однажды перебежала дорогу перед движущимся автомобилем, очевидно, пытаясь покончить с собой.

В результате этого происшествия ее поместили на обследование в больницу где Мария продолжала проявлять признаки аномального поведения. Временами у нее наступали периоды повышенной тревожности, а также имел место случай безудержного крика. Иногда она просто сидела, уставившись в пространство, и нередко становилась совершенно немой. Хотя состояние Марии в период госпитализации улучшилось и она вернулась в семью, на протяжении всего периода детства и юности ее мучили страхи и галлюцинации. Марию посещали мысли, что другие за ней следят; у нее периодически наступали приступы депрессии, часто сопровождавшиеся попытками самоубийства. Она по-прежнему испытывала отчуждение, находилась в полной изоляции и плохо училась. В возрасте 17-ти лет, после ряда кратковременных госпитализаций, она была помещена в муниципальную больницу где оставалась до 19-летнего возраста. На протяжении этого периода ее эмоциональные проявления были все более бледными, а психотические симптомы не ослабевали. Через неделю после выписки из больницы Мария заперлась в своей комнате и приняла повышенную дозу прописанных ей медикаментов. На следующее утро ее нашли мертвой (адаптировано из J. R, Asarnow & Asarnow, 1996).

Трагический пример Марии иллюстрирует ключевые признаки детской шизофрении.

Хотя в большинстве случаев начало болезни приходится на поздний подростковый или юношеский возраст, шизофрения встречается и у детей (Nicholson & Rapoport, 1999).

Детская шизофрения развивается постепенно, а не наступает внезапно; при этом у больных детей проявляется целый ряд различных нарушений, предшествующих появлению психотических симптомов (Jones, 1997, Nicholson et al, 2000).

Если болезнь начинается в детстве, симптомы продолжают проявляться также в юношеском и в зрелом возрасте.

Детская шизофрения влечет за собой самые серьезные негативные последствия для общего развития и школьной успеваемости ребенка.

Диагностические признаки детской шизофрении, согласно руководству (DSM-IV-TR).

Диагностические критерии шизофрении приведены в табл. 10.3. Признаки нарушений должны непрерывно наблюдаться, как минимум, в течение 6-ти месяцев. Помимо этого, после появления признаков расстройства у ребенка должно наблюдаться существенное понижение уровня функционирования в одной или нескольких областях, либо неспособность достичь ожидаемого уровня результатов в межличностной, учебной или профессиональной сфере. Должна быть исключена возможность объяснения наблюдаемых нарушений эмоциональным расстройством (mood disorder), либо шизоаффективным расстройством (schizoaffective disorder), употреблением каких-либо препаратов или химических веществ, а также общим состоянием здоровья. При наличии диагноза аутизма или другого тяжелого расстройства, вызванного нарушениями развития, дополнительный диагноз шизофрении может быть поставлен только при наличии бреда или галлюцинаций, как минимум, в течение месяца.

Таблица 10.3. Основные диагностические критерии шизофрении, согласно Руководству DSM-IV-TR

Характерные симптомы: Как минимум, два из нижеперечисленных симптомов должны присутствовать на протяжении большей части месячного периода.

(2) Галлюцинации

(3) Дезорганизованная речь (повторяющиеся обрывы речи, бессвязность)

(4) Кататония (ступор, неподвижность) и крайне дезорганизованное поведение

(5) Негативные симптомы: аффективное уплощение (эмоциональная подавленность), алогия (речевая афазия, немота), безволие (affective flattening, alogia, or avolition)

В случае наличия бреда либо галлюцинаций, в которых возникают образы людей или слышатся голоса, для постановки диагноза достаточно только одного из перечисленных симптомов.

(Источник:. DSM-IV-TR Copyright 2000 by АРА.)

Использование общих диагностических критериев шизофрении для детей и взрослых облегчает сравнение шизофрении, наступающей в раннем возрасте, и шизофрении, наступающей в зрелом возрасте, и позволяет определять, в каких случаях имеет место непрерывное течение болезни на протяжении всего периода индивидуального развития. Однако шизофрения может проявляться по-разному в зависимости от возраста. В частности, бред, галлюцинации и нарушения логического (formal) мышления встречаются крайне редко и с трудом поддаются диагностике в возрасте до семи лет; если они все же наблюдаются, то могут иметь менее сложную, чем в зрелом возрасте, структуру и содержать детскую тематику (Caplan, 1994). Непринятие во внимание возрастных различий при использовании диагностических критериев шизофрении может привести к тому, что болезнь не будет диагностирована у детей, у которых проявляются ранние признаки шизофрении, однако полная форма болезни не развивается до более зрелого возраста.

Другие факторы, связанные с индивидуальным развитием, также могут иметь значение при диагностике шизофрении. В частности, иногда сложно провести границу между такими патологическими симптомами, как бред и обычные фантазии, вызванные игрой воображения и характерные для многих маленьких детей. Необходимо учитывать также тот факт, что в отличие от взрослых, маленькие дети могут не испытывать дискомфорта и не ощущать дезорганизующего характера проявляющихся у них психотических симптомов. Поэтому при появлении таких симптомов на ранних стадиях развития дети могут не отличать их от своих нормальных переживаний (А. Т. Russell, 1994).

Психотические симптомы.

У детей и подростков, страдающих шизофренией, могут проявляться такие психотические симптомы, как бред и галлюцинации. Бред - это расстройство мышления, выражающееся в беспорядочном сочетании мыслей (disordered thought content), а также в твердых убеждениях, которые представляют собой искаженные интерпретации реальности. Галлюцинациями называют расстройства восприятия , при которых больной видит, слышит или каким-либо иным образом воспринимает нечто, не существующее в реальности или не присутствующее в данный момент времени. Наиболее распространенным симптомом, наблюдающимся у детей, страдающих шизофренией, являются слуховые галлюцинации, которые появляются приблизительно в 80% случаев при наступлении болезни до того, как ребенку исполняется 11 лет. У 40-60% детей, страдающих шизофренией, возникают также зрительные галлюцинации, бред и расстройства мышления (Caplan, 1994; Caplan, Guthrie, Tang, Komo & Asarnov, 2000; Russell, Bott & Samons, 1989). Примеры психотических симптомов, характерных для детей, страдающих шизофренией, представлены во врезке 10.7.

Врезка 10.7

Психотические симптомы у детей, страдающих шизофренией

Галлюцинации

Слуховые: Не связанные с аффективными состояниями. Заявление семилетнего мальчика: "Все говорит - стены, мебель; я просто знаю, что они говорят".

Слуховые: Командные. Заявление восьмилетнего мальчика: "Однажды я слышал голоса, идущие с юга и с востока; один из них велел мне прыгнуть с крыши, а другой - ударить свою мать".

Слуховые: Диалоговые. Заявление восьмилетнего мальчика: "Я могу слышать, как говорит дьявол - Бог перебивает его, а дьявол говорит: "Заткнись, Бог". Бог и дьявол всегда враждуют".

Слуховые: Религиозные. Одиннадцатилетний мальчик слышал голос Бога, говорящего: "Прости, Д., но сейчас я не могу тебе помочь, я помогаю другому". Он также говорил о том, что слышал голоса Иисуса и дьявола.

Слуховые: Преследующие. Девятилетний мальчик сообщил, что слышал, как голоса обзывают его и угрожают ему, что если он не сделает того, что ему говорят, с ним случится что-то плохое.

Слуховые: Комментирующие. Восьмилетняя девочка сообщила, что слышала голос ангела, произносящего фразы типа: "Ты сегодня не плакала" и "Сегодня ты была хорошей девочкой".

Зрительные. Двенадцатилетний мальчик видел призрака (мужчину) с красным, обожженным, изрезанным шрамами и ранами лицом в различных ситуациях и в разных местах. Он видел его, начиная с пятилетнего возраста.

Тактильные. Восьмилетний мальчик ощущал, как дьявол трогал его и передвигал его тело: "так что он может заставить меня прийти к нему и жить с ним".

Соматические. Восьмилетняя девочка сообщила, что ощущала ангела, младенцев и дьявола в своей руке, и что она чувствует, как они дерутся.

Аутизм и шизофрения – разные заболевания с некоторыми общими симптомами. При проявлении шизофрении в детском возрасте, симптоматика достаточно сильно похожа на аутизм, поэтому две болезни несложно спутать. Чтобы этого избежать, следует знать, как проявляются аутизм и шизофрения и в чем разница в течении этих двух болезней.

В раннем возрасте шизофрения практически не диагностируется, в отличие от аутизма

Чтобы понять отличия аутизма от шизофрении, следует подробнее рассмотреть эти две патологии. На самом деле они лишь на первый взгляд имеют общие симптомы, в действительности же симптоматика разительно отличается.

Детскими называются психозы, проявляющиеся до начала пубертатного периода, примерно до 12-13 лет. В этом возрасте манифестация шизофрении происходит очень редко, что обусловлено особенностями функционирования центральной нервной системы у детей.

Так, мозг ребенка и мозг взрослого человека работают несколько иначе. У детей нагрузка на определенные области значительно ниже, чем у взрослых, а перестройка в работе нервной системы происходит только к началу подросткового возраста. Предрасположенность к шизофрении закладывается еще во внутриутробном периоде, однако из-за особенностей работы мозга, в детстве практически не проявляется. Стоит только организму начать перестраиваться, как нарушения в работе нервной системы становятся все явственней. Некоторое время центральная нервная система еще справляется с адаптацией к изменившейся нагрузке, но спустя несколько лет этот механизм дает сбой и появляются признаки шизофрении. Несмотря на то что известны случаи развития шизофрении в возрасте 3-4 лет, существует серьезная проблема с диагностированием этого психического нарушения у детей в связи с особенностями детского мышления.

Сегодня психиатры выделяют два варианта детских психозов – это шизофрения и аутизм. Они отличаются по течению, симптоматике, поведению и даже прогнозом.

Так, психоз на фоне шизофрении проявляется острым бредом, галлюцинациями и иногда кататонией. Проблема шизофренического психоза в детском возрасте заключается в том, что специалисту сложно точно диагностировать галлюцинации и отличить их от детских фантазий и иллюзий, характерных для маленьких детей. Именно поэтому в подавляющем большинстве случаев шизофрения в раннем детстве не может быть диагностирована. Исключение составляют лишь случаи выраженного кататонического ступора у малышей, что случается очень редко.

Расстройства поведения по типу аутизма могут выступать признаком ранней шизофрении, но вот галлюцинаторный бред и кататонический ступор не являются симптомами расстройства аутистического спектра (РАС).

Аутизм же проявляется изменением поведения, обособленностью от социума и сложностями с выражением своих желаний. В отличие от шизофрении, это расстройство удается диагностировать в раннем возрасте, так как оно проявляется уплощенным аффектом и выраженными нарушениями коммуникации.

Общие проявления двух заболеваний


У обеих болезней проявляется стремление к одиночеству и замкнутости

Чтобы понять, что общего у аутизма и шизофрении и в чем разница этих заболеваний, следует сначала рассмотреть общие черты, а затем детально разобрать специфические симптомы, и тогда станет ясно, чем отличаются эти две патологии.

К слову, общих проявлений у этих заболеваний не так уж и много. В их числе:

  • проблемы с коммуникацией;
  • социальная изоляция;
  • сложности в общении со сверстниками и взрослыми;
  • эхолалия;
  • пониженная эмоциональность;
  • цикличные движения.

Так, нарушение коммуникативных навыков считается одним из явных признаков аутизма, однако и при шизофрении больные стараются свести социальные контакты к минимуму. Если речь идет о ребенке, это будет проявляться нежеланием участвовать в подвижных играх со сверстниками, замкнутости и стеснительности, монотонной речью. При аутизме могут присутствовать выраженные признаки слабоумия, однако достаточно часто заболевание не влияет на умственные способности.

Эхолалией называется спонтанное и неосмысленное повторение чужих слов. Другими словами, ребенок может что-то услышать и тут же повторить, либо внезапно выкрикнуть это слово спустя несколько часов, после того как оно было услышано. При этом малыши часто не понимают значение сказанного. Такой признак является типичным для аутизма, а при шизофрении может выступать проявлением галлюцинаций или бреда на начальной стадии.

Эхолалия является естественным явлением для здоровых маленьких детей, в возрасте до трех лет, что объясняется развитием коммуникативных навыков, поэтому не может рассматриваться как типичный симптом детского психоза.

Ухудшение эмоциональности – еще один общий симптом двух психических расстройств. При аутизме ребенок живет в своем мире, при шизофрении же наблюдается своеобразное разделение личности. Пациент уходит в себя, переставая интересоваться окружающей действительностью, либо демонстрируя неадекватные реакции.

Еще одним общим симптомом являются цикличные движения. И при аутизме, и при шизофрении наблюдается потребность в совершении монотонных движений, часто не имеющих смысла. Это также может проявляться повторением одних и тех же слов.

Продуктивная симптоматика шизофрении

Аутизм при шизофрении выступает одним из симптомов, обычно свидетельствующих о развитии заболевания. Так, при шизофрении ребенок уходит в себя, минимизирует контакты со сверстниками, зацикливается на каких-то действиях или мыслях. Пациент может часами заниматься каким-то хобби, чаще всего бессмысленным. Например, при манифестации шизофрении в детском возрасте нередко наблюдается стремление к раскрашиванию картинок в один и тот же цвет. Причем ребенок может тратить все свободное время на то, чтобы нарисовать, к примеру, зеленое небо и фиолетовую траву. Как правило, везде присутствуют одни и те же цвета и сюжеты, если больной рисует самостоятельно.

По мере прогрессирования, шизофрения от аутизма отличается продуктивными симптомами – бредом, галлюцинациями, ступором. Бред проявляется в разных формах. У подростков диагностируются взрослые формы бреда – преследование, величие, изобретательство. В редких случаях развития шизофрении в детском возрасте 5-9 лет, наблюдаются фантастические формы бреда.

Галлюцинации у детей чаще всего слуховые и визуальные, в подавляющем большинстве случаев антагонического характера – чудовища, персонажи фильмов ужасов, мифологические существа. Таким образом, чудовище в шкафу может быть не только плодом детского воображения, но и проявлением шизофренической симптоматики. При аутизме галлюцинаций и бреда нет.

Специфика проявлений аутизма


При патологии наблюдается рассеянность

Зная, как отличить аутизм от шизофрении, следует отдельно разобраться в проявления РАС или расстройства аутистического спектра.

Характерные признаки этого расстройства:

  • низкие коммуникативные навыки;
  • когнитивные отклонения;
  • отсутствие абстрактного мышления;
  • потребность в порядке;
  • проблемы с концентрацией внимания.

Мозг аутистов отличается от мозга здорового ребенка неспособностью целенаправленного решения определенных проблем. Это связано с нарушением когнитивных функций, в результате которых страдает концентрация внимания. При этом дети с таким диагнозом могут обладать коэффициентом интеллекта выше среднего и вполне успешно справляться с другими задачами.

Аутизм ярко проявляется в отношениях со сверстниками и взрослыми. Ребенок с таким нарушением просто не может идти на контакт, избегает вступать в диалог, часто отвечает односложно или вообще игнорирует вопросы. При этом дети могут демонстрировать потребность в коммуникации, но по-своему, что часто оказывается непонятным для окружающих.

При расстройстве аутистического спектра мозг нуждается в порядке, поэтому дети склонны все систематизировать. Чем бы ни занимался такой ребенок, он всегда наводит “свой” собственный порядок среди вещей, например, раскладывает предметы по цветам. Постороннее вмешательство в порядок ребенка может привести к вспышке гнева.

Связь между двумя заболеваниями

Разобравшись, чем аутизм отличается от шизофрении, следует подробнее остановиться на связи между этими двумя заболеваниями.

  1. Поведения, характерное для РАС, может предшествовать появлению симптомов шизофрении.
  2. Связь между двумя заболеваниями четко прослеживается в эмоциональных реакциях ребенка на раздражители и стрессовые ситуации. Состояние уплощенного аффекта характерно для двух этих болезней.
  3. Дезорганизация и агрессивность – признак начала развития шизофрении, но может появляться при аутизме в более старшем возрасте.
  4. Шизофрения и аутизм у детей отличаются по характеру течения. Особенности поведения при аутизме сохраняются всегда, а вот шизофрения может обостряться только периодически.

Обе патологии затрагивают высшую нервную деятельность и проявляются специфическими изменениями в работе мозга. Однако при аутизме ребенок живет будто на другой частоте, в то время как пациенты с шизофренией живут сразу на двух частотах – “нормальной” и “шизофренической”. Таким образом, людей с аутизмом можно назвать “личностью в себе”, в то время как шизофрения проявляется расщеплением личности.


Согласно одной из версий, предрасположенность к обоим недугам закладывается в период вынашивания плода

Что еще есть общего между аутизмом и шизофренией, так это причины развития болезни. Обе патологии недостаточно хорошо изучены, чтобы врачи смогли выявить одну единственную причину заболевания, однако большинство специалистов сходятся во мнении, что обе болезни обусловлены генетической предрасположенностью.

В случае аутизма, генетика “виновата” более чем на 90%, а вот при шизофрении по наследству передается только повышенный риск развития этого заболевания.

Точные причины шизофрении неизвестны, предположительно, болезнь может быть следствием внутриутробной гипоксии, инфекций, перенесенных женщиной во время беременности, или даже сильных стрессов в детстве и подростковом возрасте.

Ранние признаки шизофрении: когда бить тревогу?

Аутизм и шизофрения – это не одно и то же. Если при некоторых видах расстройства аутистического спектра наблюдаются только проблемы с общением и социализацией, человек вполне может жить полной жизнью, получить хорошее образование и заниматься сложной работой. А вот при подростковой шизофрении прогноз может быть неблагоприятен – болезнь быстро прогрессирует и может привести к полной деструкции личности.

Начальные симптомы шизофрении следующие:

  • ребенок внезапно находит новые хобби, которые взрослым кажутся бессмысленными;
  • человек становится отчужденным, неохотно отвечает на вопросы, стремится к одиночеству;
  • наблюдается патологическое увлечение чем-либо, попытки отвлечь ребенка могут спровоцировать приступ агрессии;
  • ребенок говорит сам с собой или общается с воображаемыми друзьями;
  • больной путает события, рассказывает небылицы;
  • параноидное поведение, навязчивые мысли и страхи;
  • хаотичность мышления, монотонность речи.

Важно своевременно обратиться к специалисту для диагностики и не ждать, что тревожные симптомы пройдут самостоятельно. Обычно детская шизофрения проявляется в возрасте 10-12 лет, но возможно появление тревожных симптомов и в более юном возрасте. Следует помнить, что чем раньше появились симптомы заболевания, тем выше риск злокачественного течения шизофрении, поэтому лечение нужно начинать незамедлительно.

О диагностике


Квалифицированный специалист, после серии сеансов, сможет отличить одну патологию от другой

Чем отличается аутизм и шизофрения и в чем разница между этими заболеваниями – это сложно определить даже врачу, особенно если тревожные симптомы наблюдаются в раннем возрасте.

При постановке диагноза учитываются следующие нюансы:

  • возраст появления симптомов, так как признаки шизофрении проявляются позже и нарастают постепенно;
  • наличие продуктивной симптоматики шизофрении;
  • степень нарушения мышления и речевые особенности;
  • выраженность социально-поведенческих расстройств.

Поставить диагноз может только опытный психиатр после длительного наблюдения за поведением пациента и сбора семейного анамнеза. Для диагностики также необходимо проведение ряда тестов и обследований.