Исследование нейропсихологического статуса детей с диагнозом "детский аутизм". Терапия аутизма

Что такое аутизм?

Аути́зм — это расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Все указанные признаки проявляются в возрасте до 3-х лет.

История появления заболевания

Примеры описаний симптомов аутизма можно обнаружить в исторических источниках задолго до появления самого термина «аутизм».

В записях «Застольных бесед» Мартина Лютера содержится упоминание двенадцатилетнего мальчика, возможно, страдавшего тяжёлой формой аутизма.

В описаниях «Дикого мальчика из Аверона» также прослеживаются признаки аутизма. Этот Маугли XVIII века, обитавший во французских лесах и попавший к людям лишь в 1798 году в возрасте примерно 12 лет, поступил под опеку студента-медика Жана Итара, разработавшего специальную программу обучения через имитацию, чтобы привить мальчику социальные навыки и обучить речи.

Термин «autismus» был придуман швейцарским психиатром Эйгеном Блейлером в 1910 году при описании симптомов шизофрении. В основу этого неолатинизма, означающего «ненормальное самолюбование», он положил греческое слово αὐτός - «сам», намереваясь подчеркнуть «аутистический уход пациента в мир собственных фантазий, любое внешнее воздействие на который воспринимается как нестерпимая назойливость.»

Современное значение термин «аутизм» впервые обрёл в 1938 году, когда Ганс Аспергер из Венского Университетского Госпиталя в своей лекции по детской психологии на немецком языке использовал термин Блейлера «аутистичные психопаты». Аспергер исследовал одно из расстройств аутистического спектра, впоследствии, названное синдромом Аспергера, но в силу ряда причин лишь в 1981 году получившее широкое признание в качестве самостоятельного диагноза.

Лео Каннер, работавший в Госпитале Джона Хопкинса, внёс современное значение слова «аутизм» в английский язык. Описывая в 1943 году поразительное сходство черт поведения 11 детей, он употребил словосочетание «ранний детский аутизм». Почти все особенности, подмеченные Каннером в первой статье на эту тему, такие как «аутистическое уединение» и «стремление к постоянству», и в наше время считаются типичными проявлениями аутистического спектра.

Признаки аутизма

В случае с расстройствами аутистического спектра, примерно половина родителей замечают необычное поведение ребёнка по достижении 18 месяцев, а к 24 месяцам на отклонения обращают внимание уже 80 % родителей. Поскольку задержка лечения может повлиять на долгосрочный результат, ребёнка следует незамедлительно показать специалисту при наличии любого из следующих признаков:

  • к 12 месяцам жизни ребёнок ещё не лепечет;
  • к 12 месяцам ребенок не жестикулирует (не указывает рукой на предметы, не машет рукой на прощанье и т. п.);
  • к 16 месяцам не выговаривает слов;
  • к 24 месяцам не произносит спонтанно фразы из двух слов;
  • если в любом возрасте происходит потеря какой-либо части языковых или социальных навыков.

Причины аутизма

Долгое время считалось, что характерные для аутизма симптомы вызываются некой общей причиной, действующей на генетическом, когнитивном и нейрональном уровнях. Однако, в настоящее время, всё большую силу набирает предположение о том, что аутизм, напротив, представляет собой сложное расстройство, ключевые аспекты которого порождаются отдельными причинами, часто действующими одновременно. Причины аутизма тесно связаны с генами. Следует отметить, что генетика данного заболевания сложна, и в настоящий момент неясно, что больше влияет на возникновение расстройств аутистического спектра: взаимодействие множества генов, либо редко возникающие мутации. В редких случаях, обнаруживается устойчивая ассоциация болезни с воздействием веществ, вызывающих врождённые дефекты. Другие предполагаемые причины спорны.

Статистика заболевания

По данным сайта http://www.autismspeaks.org аутизмом страдает каждый 88-й ребёнок в мире, причём у мальчиков подобные состояния отмечаются примерно в 4 раза чаще, чем у девочек.

По данным статистики США, в 2011-2012 годах аутизм и расстройства аутистического спектра официально диагностированы у 2 % школьников, что намного больше по сравнению с 1,2 % в 2007 году. Число людей, у которых обнаружен аутизм, резко выросло с 1980-х годов, отчасти, из-за изменившихся подходов к диагностике; и пока неясно, повысилась ли реальная распространённость расстройства.

В России заболеваемость аутизмом составляет один случай на тысячу детей. Кроме того, аутизм входит в четверку самых распространенных заболеваний детского возраста в России, уступая лишь сахарному диабету, бронхиальной астме и эпилепсии.

Нейропсихология: теории развития аутизма

Когнитивные теории

Данные теории связывают развитие аутизма дефицитом социального познания. В частности, сторонники теории видят в аутизме склонность к гиперсистематизации, при которой человек способен создавать свои правила мысленного обращения с зависимыми от него событиями, но проигрывает в эмпатии, требующей умения обращаться с теми событиями, которые вызваны другими действующими лицами.

Теории дефицита памяти

Теории данного спектра на первый план выдвигают обработку мозгом общей, несоциальной информации. Взгляд на аутизм, как дисфункцию исполнительной системы предполагает, что отчасти поведение аутиста вызвано дефицитами рабочей памяти, планирования, сдерживания и других исполнительных функций.

Обе категории по отдельности слабы: когнитивные теории не объясняют причин фиксированного, повторяющегося поведения, а теории дефицита памяти не позволяют понять социальных и коммуникативных затруднений аутистов. Возможно, будущее за комбинированной теорией , способной интегрировать данные о многочисленных отклонениях.

Дети с диагнозом «аутизм»

Дети с аутизмом, начиная с первых месяцев жизни, отличаются характерными особенностями психомоторного развития. Прежде всего, такой ребенок рано избегает всех видов взаимодействия со взрослыми: он не прижимается к матери, когда она берет его на руки, не протягивает руки и не тянется к ней, как это делает здоровый малыш, не смотрит в глаза, избегая прямого взгляда.

У него часто преобладает периферическое зрение (смотрит краем глаза, толчкообразный взгляд); он может также не реагировать на слуховые стимулы, что часто заставляет подозревать у этих детей нарушения слуха, которых в действительности нет.

Уже с первых месяцев жизни у ребенка при общении со взрослым отсутствует выразительная мимика, улыбка, радостный смех, которые столь характерны для начального коммуникативного поведения здорового малыша.

Отмечаются нарушения сна, с трудом формируются навыки опрятности.

Все эти особенности сочетаются с неадекватными реакциями на различные воздействия окружающей среды. Даже общаясь со взрослыми, аутичный ребенок как бы не замечает их.

Недостаточная эмоциональная реакция на мать может сменяться зависимостью от нее: отрыв от матери приводит к различным формам протестующего поведения.

Поведение аутичного ребенка часто крайне противоречиво: с одной стороны у него часты неадекватные страхи (боязнь каких-либо самых обычных предметов, иногда даже света от настольной лампы), с другой — у него может отсутствовать чувство реальной опасности: он может выбегать на проезжую часть улицы, забираться на высокие карнизы, уходить далеко от дома и т.п.

Социальному взаимодействию аутичного ребенка с окружающими мешает негативизм — стремление постоянно противодействовать просьбам и желаниям лиц, взаимодействующих с ребенком. Родители, не понимая истинного состояния ребенка, часто расценивают это как упрямство и пытаются силой, а иногда и с применением физических наказаний, заставить его подчиниться их требованиям.

Проблемы семей аутичного ребенка

Беда семей с аутичными ребенком прежде всего состоит в том, что осознание проблемы в семье зачастую наступает внезапно. Поэтому, в момент постановки диагноза, семья порой переживает тяжелейший стресс: в три, в четыре, иногда даже в пять лет родителям сообщают, что их ребенок, который до сих пор считался «здоровым и одаренным», на самом деле «необучаем». Часто им сразу предлагают оформить инвалидность или поместить его в специальный интернат. Состояние стресса для семьи, которая продолжает «сражаться» за своего ребенка, с этого момента нередко становится хроническим. Наибольшие проблемы выпадают на долю мамы аутичного ребенка, поскольку с самого его рождения она не получает положительных эмоций, непосредственной радости общения, с лихвой покрывающих вся тяготы и усталость, связанные с ежедневными заботами и тревогами. Ребенок не улыбается ей, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках; иногда он даже не выделяет ее из других людей, не отдает видимого предпочтения в контакте. Следствием этого является развитие у нее депрессии, раздражительности, эмоционального истощения.

Характерно, что потребность в общении у аутичных детей исходно не нарушена. Такой ребенок может быть глубоко привязан к близкому человеку, а человеческое лицо так же значимо для него, как и для любого другого — только глазной контакт он может выдержать лишь очень непродолжительное время. Таким образом, аутичный ребенок скорее не может, чем не хочет контактировать с окружающими людьми.

Отцы, как правило, избегают ежедневного стресса, связанного с воспитанием аутичного ребенка, проводя больше времени на работе. Тем не менее, они тоже переживают чувство вины, разочарования, хотя и не говорят об этом так явно, как матери. Кроме того, на них ложатся особые материальные тяготы по обеспечению ухода за «трудным» ребенком, которые ощущаются еще острее из-за того, что обещают быть долговременными, фактически пожизненными. В особой ситуации растут братья и сестры таких детей: в психологическом и бытовом плане они тоже испытывают определенные трудности, и родители в такой ситуации нередко вынуждены жертвовать их интересами.

Аутичный ребенок может производить впечатление капризного, избалованного, невоспитанного ребенка, иногда крайне неловкого и неуклюжего. Непонимание и осуждение окружающих на улице, в транспорте, в магазине значительно усложняет положение и его самого, и его родителей.

В результате, такие родители чувствуют себя отверженными, одинокими, у них возникает страх перед появлением в общественных местах вместе с ребенком, они начинают стыдится своего ребенка.

Иногда, детей, страдающих тяжелыми формами аутизма, не принимают ни в одно детское дошкольное заведение, а при достижении ими школьного возраста признают “необучаемыми” и не принимают даже во вспомогательную школу. Родители таких детей особенно сильно чувствуют себя несчастными.

Специалисты знают, как важна для успешной коррекционной работы с аутичным ребенком доброжелательная атмосфера в семье. Поэтому очень важно родителям создать в доме психологический комфорт.

Для этого родителям очень важно избавиться от стереотипов :

1) «Мой ребенок должен достичь в жизни большего и оправдать мои надежды, возложенные на него».

2) «Больной ребенок — это наказание за какие-то грехи. Ты сам(а) виноват(а), что он болен».

3) «Если у тебя больной ребенок-инвалид, то жизнь закончена: нужно все бросить, прекратить следить за собой, отказаться от своих планов, личной жизни и остаток жизни посвятить ребенку».

Эти и другие подобные стереотипы причиняют родителям огромные страдания, потому что диктуют заранее заданный жизненный сценарий, как бы требуя от них отбросить все свои планы, мечты и жить так, как жить совсем не хочется. Иногда, на ребенка смотрят, как на первоисточник всех бед: ”Если бы он был здоровым, я могла бы жить совсем иначе!”

Чтобы наладить с аутичным ребёнком контакт, стать ему другом и помощником, необходимо следовать следующим правилам:

Правило 1. Избавьтесь от собственных амбиций в отношении своего ребенка.

Не предъявляйте к ребенку повышенных требований. В своей жизни он должен реализовать не ваши мечты, а свои способности.

Мы требуем, что бы ребенок соответствовал нашим высоким требованиям к нему. Мы мечтаем: “Он станет богатым (банкиром, бизнесменом, менеджером), талантливым (музыкантом, артистом, танцором, художником)”. При этом родительские мечты не всегда согласуются с мечтами и способностями самого ребенка. А если вдруг выясняется, что ребенок серьезно болен, что необходима многолетняя коррекционная работа, а планы родителей по его будущему были полны радужных перспектив, родители испытывают страшный стресс: “Наш ребенок не поступит в университет, не станет банкиром, не станет художником, и вообще неизвестно станет ли он полноценным человеком!” Пройдет много дней, прежде чем семья после такого стресса снова обретет почву под ногами.

Правило 2. Ни в коем случае не стыдитесь своего ребенка .

Признайте за ребенком право быть таким, какой он есть. Примите его таким — с невнятной речью, странными жестами. Ведь вы любите его, пусть ваша любовь и переживает трудные времена. В конце концов, какая разница, что скажут о вашем ребенке незнакомые люди, которых вы больше никогда не увидите? Почему их мнение для вас так важно?

Правило 3. Пытаясь чему-то научить ребенка, не ждите быстрого результата . Результата вообще ждать не стоит. Научитесь радоваться даже небольшим его достижениям. Постепенно он все выучит, и еще более постепенно проявит свои знания. Запаситесь терпением на годы.

Правило 4. Глядя на своего ребенка, не думайте о своей вине .

Лучше подумайте о том, что уж он-то точно ни в чем не виноват, и что он нуждается в вас и вашей любви к нему.

Правило 5. Ребенок не требует от вас жертв.

Жертв требуете вы сами, следуя принятым обывательским стереотипам. Хотя, конечно, кое от чего и придется отказаться. Но выход можно найти из любой, даже самой сложной ситуации. И это зависит только от вас.

Родители должны помнить о том, как сложно жить их ребенку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, замечая и анализируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир аутичного ребёнка и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами.

Кроме того, родители должны знать, что их ребенок очень раним. Любое мимолетно сказанное взрослыми слово может стать причиной «эмоциональной бури». Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.

Уважаемые родители, в следующей статье содержится полезная информация по данной проблематике:

ОГБУЗ «Центр медицинской профилактики» приглашает на

Запись по тел. 468-500

Учреждения, осуществляющие психолого-медико-педагогическое сопровождение детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья и их семей

1. Областное государственное учреждение здравоохранения «Томская клиническая психиатрическая больница», областной медико-педагогический центр
г. Томск, ул. Северный городок, 52, т. 65-18-05

2. Областное государственное учреждение здравоохранения «Томская клиническая психиатрическая больница», детское отделение № 14
г. Томск, ул. Алеутская, 4, т. 97-62-14
Специалисты: логопед, психолог, психиатр, психотерапевт.

3. Областное государственное учреждение здравоохранения «Томская клиническая психиатрическая больница», детское отделение № 15
г. Томск, ул. Алеутская, 4, т. 97-62-15
Специалисты: психолог, психиатр, психотерапевт.

4. Областное государственное автономное учреждение здравоохранения Томский Областной Перинатальный центр
г. Томск, ул. И. Черных, 96/1, т. 64-33-03, 64-75-82

5. Областное государственное автономное учреждение Комплексный центр социаль­ного обслуживания населения Томской области
г. Томск, ул. Мокрушина, 20/3, т. 41-08-22
Специалисты: психолог, соц.педагог, педиатр, физиотерапевт.

6. ООО «Лечебно-оздоровительный центр «Здоровая мама – крепкий малыш»
г. Томск, ул. Транспортная, 5, т. 66-05-02

7. Областное государственное казённое стационарное учреждение «Реабилитаци­онный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Надежда»
Томская обл. п. Калтай, т. 96-72-43, с. 8-906-958-32-73
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог, психиатр.

8. Федеральное государственное учреждение «Главное бюро медико – социальной экспертизы по Томской области»
г. Томск, ул. Котовского, 19, т. 55-64-01
Специалисты: логопед, психолог, психиатр.

9. ООО «Центр сопровождения семьи «Инклюзия»
г. Томск, ул. Алтайская, 8/3, т. 52-91-61
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог.

10. Муниципальное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида № 22 г. Томска
г. Томск, ул. Елизаровых, 37, т. 54-28-41
Специалисты: логопед, дефектолог, психиатр.

11. Муниципальное учреждение Психолого-медико-педагогическая комиссия г. Томска
г. Томск, пр. Ленина, 53, т. 52-84-83
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог, психиатр, педиатр, невролог, сурдолог, ортопед, офтальмолог.

12. Муниципальное автономное учреждение здравоохранения «Детский центр восстано­вительного лечения»
г. Томск, ул. Елизаровых, 53, т. 54-00-21
Специалисты: логопед, дефектолог, психиатр, психолог, невролог, ортопед, офтальмолог.

13. Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного об­разования детей Центр творческого развития и гуманитарного образования «Томский Хобби-центр»
г. Томск, ул. Елизаровых, 70А, т/ф. 24-44-11
Специалисты: логопед, дефектолог, психолог.

14. Муниципальное учреждение «Центр профилактики и социальной адаптации «Се­мья» г. Томска
г. Томск, ул. Куйбышева, д.1, т. 66-97-03, телефон доверия 626 – 046, штаб оперативного реагирования т. 624 – 400
Специалисты: психолог, социальный работник, юрист, логопед.

15. Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия
г. Томск, ул. Пирогова, 10, т. 49-00-09
Специалисты: логопед, дефектолог, психиатр, психолог.

16. Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина. Культурно-образовательный центр для детей с ограниченными возможностями здоровья
г. Томск, пер. Батенькова, д. 1, т. 51-56-33
Специалисты: психолог, педагог, библиотекарь.

Учреждения и организации, оказывающие помощь и поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям

1. Департамент по вопросам семьи и детей Томской области
г. Томск, ул. Тверская, 74, т. 71-39-98

2. Департамент социальной защиты населения Томской области
г. Томск, ул. Шевченко, 24, т. 49-80-19

3. Центр социальной поддержки населения Кировского района
г. Томск, пр. Кирова, 48, т. 43-21-01

4. Центр социальной поддержки населения Советского района
г. Томск, ул. Тверская,74, т. 71-40-14

5. Центр социальной поддержки населения Октябрьского района
г. Томск, ул. Суворова, 17, т. 68-38-42

6. Центр социальной поддержки населения Ленинского района
г. Томск, ул. 79 Гвардейской дивизии, 11/2, т. 72-76-09

7. Томская региональная общественная организация помощи детям-инвалидам с ум­ственной отсталостью и их семьям «Парус надежды»
Томская область, пос. Калтай , т. 967-274, 967-373, телефон доверия и экстренной помощи 25-58-03

8. Местная общественная организация томской ассоциации инвалидов детства «Радуга»
г. Томск, ул. Мокрушина, 22, т. 24-37-16

Полный или частичный отказ от общения с окружающими связан с аутизмом .

Что же такое аутизм?

В настоящее время многие врачи-неврологи, психиатры, психологи, педагоги участвуют в изучении этого явления, столь распространяющегося в наше время. Известно, что аутизм (синонимы: РАС - расстройства аутистического спектра, РДА - ранний детский аутизм) является одним из тяжелых нарушений развития, для которого характерен значительный недостаток социальных и коммуникативных навыков, а также стереотипные интересы, занятия и паттерны поведения.

Впервые сформулировал и научно обосновал признаки аутизма Лео Каннер в 1943 г: Аутизм -глубокая недостаточность способности установления аффективного контакта, при этом отмечается хороший познавательный потенциал, проявляющийся в бле-стящей памяти у говорящих детей и в решении сенсомоторных задач у мутичных (неговорящих), тревожное навязчивое стремление к сохранению постоян-ства в обстановке, сверхсосредоточенность на определенных объектах и лов-кие моторные действия с ними при этом общая моторика внешне отличается неловкостью в бытовых навыках; мутизм или речь как таковая не направлена на коммуникацию. Пациенты с «Синдромом Канера» испытывали выраженные трудности взаимодействия с окружающим миром и обучении.

В свою очередь Ганс Аспергер в 1944 году выделил еще одну группу симптомов в так называемый «Синдром Аспергера» («Аспи»): раннее появление речи, своеобразие речевых оборотов, склонность к ритуалам, достаточный или высокий уровень интеллектуального развития, бедность мимики и жестов, эмоционально неуместное поведение, трудности коммуникации.

В России Мнухин Самуил Семенович в 1947 г.сформулировал к онцепцию органически обусловленного аутизма. Наиболее выражены симптомы: ослабление либо полное отсутствие каких-либо контактов с окружающей средой, отсутствие ясных

интересов и адекватных эмоциональных реакций, целенаправленной деятельности, неспособность к самостоятельному психическому напряжению, отсутствие в речи социального назначения, эхолалии (повтор слов и фраз за собеседником).

Существуют современные гипотезы возникновения аутизма:

эмоциональная холодность родителей, генетические факторы, биологические нарушения: генетические аномалии и органическое поражение ЦНС, морфологические изменения мозжечка, гипоплазия червя мозжечка и ствола мозга, снижение уровня метаболизма глюкозы в области передней и задней поясных извилин, относящихся к лимбической системе, диспропорция развития размеров головного мозга.

! Очень важно родителям и специалистам вовремя заметить признаки заболевания по диагностическим критериям:

А. при наличии не менее 6 симптомов из перечисленных в рамках критериев 1, 2 и 3, не менее 2 симптомов в рамках критерия 1 и 1 симптома в критериях 2 и 3;

1. Качественные нарушения в сфере социального взаимодействии, проявляющиеся по меньшей мере 2 симптомами из следующих:

а. Выраженное нарушение способности к невербальным действиям прямой взгляд в глаза, реакции посредством мимики, позы, жестов, используемых при социальном взаимодействии;

б. Невозможность установить соответствующие уровню развития больного отношения со сверстниками;

в. Невозможность разделять удовольствие, интерес или успех с другими людьми (например, показывать, приносить или указывать предметы, представляющие интерес для ребёнка);

г. Отсутствие социальной или эмоциональной взаимности

2. Качественные нарушения способности к общению, проявляющееся по меньшей мере 1 симптомом из следующих:

а. Задержка развития или полное отсутствие речи (не сопровождаются попыткой компенсировать этот недостаток путём альтернативных способов общения - жестами или мимикой);

б. У больных с неадекватной речью выраженное нарушение способности начинать или поддерживать разговор с другими людьми; стереотипное или повторяющееся использование речевых оборотов;

в. Отсутствие соответствующих уровню развития больного гибкости и спонтанности в выполнении своей роли в игре, основанной на воображении или социальной инициативе.

3. Ограниченные, повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и видов деятельности, о которых свидетельствует по меньшей мере 1 симптом из следующих:

а. Всепоглощающая озабоченность одной или несколькими моделями интересов, которые не соответствуют норме ни по интенсивности, ни по направленности;

б. Не поддающееся изменению строгое соблюдение специфических, не функциональных рутинных действий или ритуалов; стереотипные, повторяющиеся ужимки (например, взмахи или скручивание рук или пальцев, сложные движения всем телом);

в. Устойчивая озабоченность деталями каких-либо предметов.

Б. Возникшие до 3 лет задержки развития или отклонения от нормального функционирования по меньшей мере в 2 из следующих областей: социальное взаимодействие, речевое общение, символическая или связанная с воображением игра.

В. Нарушения нельзя отнести к проявлениям синдрома Ретта или дезинтегративного расстройства детского возраста.

Каковы же особенности развития личности, на которые обращают внимание прежде всего близкие и воспитатели, педагоги ?

Прежде всего это: замедленное или недостаточное развитие физических, социальных и учебных навыков; несформированность речевого ритма; ограниченность понимания смысла речи; неадекватное использование языковых форм; неадекватность восприятия речевых, слуховых и тактильных образов, боли; дискоординация движений.

В раннем возрасте важные признаки:

v Отсутствие или более позднее появление комплекса оживления;

v Индифферентное отношение к родителям;

v Отсутствие ориентировочных реакций на внешние раздражители;

v Нарушение формулы сна;

v Стойкое снижение аппетита, избирательность в еде;

v Отсутствие чувства голода;

v Беспричинный плач;

v Отсутствие чувства опасности;

v Стремление к сохранению тождества в распорядке жизни.

В дошкольном возрасте важные признаки:

v Избегают общения с другими детьми, могут находиться рядом, но не вступать в совместную игру;

v В игровой деятельности наблюдается своеобразие и стереотипность;

v Познавательная активность крайне избирательна и своеобразна, при тяжелых формах - отсутствует;

v Могут проявляться признаки агрессии и самоагресии;

v Моторная неловкость в сочетании с двигательными стереотипиями;

v Задержка в формировании навыков самообслуживания;

v Бедность и однообразие аффективно-мимических реакций;

v Своеобразие речевой деятельности.

В школьном возрасте важные признаки:

v Сохраняется слабость побуждений;

v Пресыщаемость вынужденным общением;

v Недостаточная координация движений;

v Диссоциация и своеобразие развития восприятия;

v Сенсорная доминантность;

v Чрезмерная избирательность;

v Трудности понимания социальных ситуаций;

v Интеллектуальное развитие зависит от глубины аутизма.

Как же помочь детям с РАС (расстройством аутистического спектра, аутизмом)?

В настоящее время ведущим направлением помощи людям с аутизмом является поведенческая терапия: прикладной бихевиоризм (от англ. слова «behaviour» или в американской транскрипции «behavior» — поведение), прикладной анализ поведения («Applied Behavior Analysis» — « ABA»), «модификация поведения» («Behavior Modification»), «поведенческая терапия» («Behavior Therapy») или «оперантная терапия» («Operant Therapy») используется во всем мире. Поведенческая терапия , как следует из названия, работает с поведением, а именно — с реакциями организма, производящими наблюдаемые изменения во внешней среде или в самом организме. Следовательно, весь коррекционный. процесс описывается в терминах поведения, традиционная психологическая терминология используется в ограниченном объеме.

Целью бихевиоральной терапии является формирование некоторого социально приемлемого, желаемого поведения в тех случаях, когда оно отсутствует или имеются его нарушения. Таким, образом, поведенческий подход является социально ориентированным. Например, навык подражания движениям часто начинают формировать не в естественных для ребенка ситуациях, а на учебном занятии. Поведенческая терапия построена как процесс обучения. Можно сказать, что поведенческая терапия является главным направлением в психотерапии аутизма.

Как правило, работа по методам поведенческой терапии приводит к определенным улучшениям в поведении даже тех детей и подростков, с которыми были неэффективны другие методы работы.

Формирование новых навыков происходит с опорой на

  • физическую помощь — это физический контакт со стороны обучающего, который предъявляется с целью помочь обучаемому проявлять желательную поведенческую реакцию. Например, после того, как ребенок помыл руки, его направляют к перекладине, на которой висит полотенце.
  • вербальную помощь — инструкции или подсказки, которые приводят к появлению формируемой поведенческой реакции.

Ребенка обучают самостоятельно делать бутерброды с сыром. Запускающий стимул — инструкция взрослого: «Маша, делай бутерброд». Инструкции такого плана как «Достань сыр, положи его на доску, возьми нож» и т.п., являются вербальными стимулами, помогающими вызвать поведенческую реакцию. Часто вербальная помощь используется одновременно с моделированием поведенческой реакции.

  • жестовую помощь — это различные указательные жесты, кивки головой и т.п., направленные на то, чтобы вызвать желательную поведенческую реакцию.
  • помощь в виде наглядных стимулов (картинок, фотографий, схем, письменного текста) применяется достаточно часто в обычной жизни.
  • материальные стимулы могут быть лакомства, любимые игрушки, книги и т.п.
  • социальные стимулы- все, что связано с общением: улыбка другого человека, приятный тактильный контакт, словесное одобрение и т. п.
  • занятия, виды деятельности — рисование, прослушивание музыки, общение по телефону и т. д. — все это может использоваться как подкрепляющий стимул.

Помимо поведенческой терапии используется эмоционально-уровневый подход — разработан В.В. Лебединским, К.С. Лебединской, О.С. Никольской и другими отечественными авторами, этот метод применяют активно медицинские психологи в работе с аутистами.

Учитывая, что аутизм напрямую связан с нарушениями в работе головного мозга и нервной системе, важной сопровождающей и главной помощью является телесно-ориентированный метод , который включает в себя: лечебную физкультуру, кинезиотерапию, реабилитацию, направленную на коррекцию работы регуляторной сферы (срединно-стволовых структур, межполушарного взаимодействия, общей моторики и нейродинамики) и развитие навыка взаимодействия с тренером, выстраивание коммуникации: довербальной (жестовой) и вербальной (речевой), а также работа с эрго-терапевтом по развитию бытовых навыков самообслуживания и труда.

Подводя итог, следует сориентировать близких на работу с обширной командой разных специалистов:

невролог, психиатр, клинический психолог (нейропсихолог, патопсихолог), специальный психолог (педагог), кинезиотерапевт, инструктор ЛФК, физиотерапевт, массажист, поведенческий терапевт, логопед-дефектолог, олигофренопедагог, эрготерапевт и др.

Важно как можно раньше обратить внимание на вышеописанные симптомы и включиться в интеграцию ребенка в социум, наиболее сензитивный (полезный) период начала занятий 3-5 лет.

Не стоит отказываться от помощи грамотных специалистов, ведь здоровье наших близких зависит от нас с Вами!

В мире детей с аутизмом больше, чем с диабетом, онкологией и синдромом Дауна - вместе взятых.

Аутизм (в переводе с латинского означает «сам») проявляется как отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешнее воздействие, пассивность и сверхранимость в контакте со средой. У детей с аутистическими чертами присутствует стереотипность, которая выражается в стремлении есть одну и ту же пищу, носить одну и ту же одежду повторять одни и те же фразы. Попытки разрушить эти стереотипы вызывают у ребенка тревогу, агрессию. Дети с РАС начинают замыкаться в себе, становятся все более беспокойными и озабоченными, характер их изменяется, они теряют контакт со своими сверстниками и взрослыми. Наблюдается также уменьшение речевого контакта, иногда ребенок совсем перестаёт пользоваться речью. Поэтому чем дольше дети с аутизмом остаются без помощи, тем сложнее до них достучаться, чем раньше начать обучение – тем ребенок будет успешнее в жизни!».

Методы психологической коррекции детей с РАС, которые имеют отставание в формировании основных психических функций, традиционно разделяются на два основных направления: когнитивные методы, ориентированные на формирование психических функций, методы двигательной коррекции и телесно-ориентированной психотерапии, направленные на формирование у ребенка контакта с собственным телом, снятия мышечного напряжения, улучшения психического самочувствия, развитие невербальных компонентов общения. Одним из методов в работе с аутистами применяется метод нейропсихологии.

Метод «замещающего онтогенеза предполагает активизацию развития всех высших психических функций (ВПФ) через воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза. Так как сенсомоторика является фундаментом для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса отдается предпочтение именно двигательным методам, которые активизируют, восстанавливают взаимодействие между различными уровнями и аспектами психической деятельности.

Как диагностическая, так и коррекционная работа представляют собой трехуровневую систему, разработанную в соответствии с учением А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга (ФБМ). 1-й ФБМ- блок регуляции тонуса и бодрствования, 2-й ФБМ- блок приема, переработки и хранения информации, 3-й ФБМ- блок программирования, регуляции и контроля.

Программа направлена на развитие отстающих в формировании психических функций у ребенка с РАС и применяться специалистами дошкольного учреждения. Программа разделена на 2 курса.

Каждый курс включает в себя 24 занятия. Продолжительность каждого занятия 30-35 минут, занятия проводятся в микрогруппе (2 ребенка) или индивидуально по 1 занятию 2-3 раза в неделю на протяжении на 3 месяцев. Программа упражнений составляется индивидуально для каждого ребенка учетом его особенностей и возраста. Неизменной остается только структура занятия. Допустимо проведение повторных занятий, если психолог видит, что дети с трудом выполняют упражнения. Следует также помнить, что качество выполнения заданий может ухудшаться на 6-8 занятиях.

После прохождения первого курса нейропсихологической коррекции, проводится динамическое нейропсихологическое обследование ребенка и решается вопрос о необходимости проведения второго курса занятий.

Занятия показаны ребенку, имеющего следующие проблемы:

Родовая травма; повышенный или пониженный тонус;

Частые заболевания, в том числе на первом году жизни, например, бронхо-легочные заболевания, отиты, атопические дерматиты;

– в анамнезе – ПЭП, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, гипертензионный синдром;

– мало ползал или не ползал совсем; ходил на цыпочках; поздно начал говорить;

– гиперактивен или излишне медлителен; импульсивен, раздражителен, часто конфликтует с детьми;

– быстро утомляется, с трудом засыпает; плохо запоминает, сравнивает, обобщает;

– рисует левой рукой; имеет задержку формирования мелкой моторики рук; двигает ногами, языком, когда пишет и рисует (синкинезии);

– с трудом высиживает 15 минут на одном месте; невнимателен, рассеян, не доводит дело до конца;

Ограничения и противопоказания:

– эпилепсия; психические заболевания и генетические синдромы;

– с осторожностью следует выполнять упражнения детям с дисплазией соединительной ткани, серьезной сердечной недостаточностью и детям с бронхиальной астмой.

Данная программа предполагает:

  • предварительную нейропсихологическую диагностику и динамическое диагностическое обследование детей по ее завершению;
  • обязательную отработку в домашних условиях применяемых упражнений, неукоснительное выполнение их родителями в течение всего цикла (данное требование является одним из главных условий эффективности программы);
  • постоянное консультирование родителей с подробным объяснением целей и задач формирующего обучения;
  • все дыхательные, глазодвигательные, двигательные упражнения, ползания, растяжки выполняются по команде взрослого в медленном темпе 4–6 раз.

Принципы проведения диагностики и оценки эффективности программы. Диагностика проводится перед зачислением ребенка на программу и по завершению программы. На первичную и заключительную диагностики отводится по 1 часу.

Используется комплекс нейропсихологических методов диагностики (А.В. Семенович, Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учеб. Пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 232 с: ил.).

Диагностика включает в себя:

  • двигательные функции; тактильные и соматогностические функции; зрительный гнозис; пространственные представления; слуховой гнозис; память; речевые функции; письмо, чтение, счет; интеллектуальные функции.

В качестве инструмента оценки результативности усвоения программы кроме метода сравнения данных входящей и исходящей нейропсихологической диагностики используется опрос родителей с целью получения обратной связи и дополнительного фактора оценки эффективности усвоения.

Структура занятия:

  1. Ритуал приветствия и начала занятий.
  2. Разминка.

Всего даны 4 варианта разминок. Разминка включает упражнения, направленные на улучшение мышечного тонуса, общей энергетики, координации и общего соматического баланса.

  1. Блок упражнений, направленных на формирование

психомоторных координаций.

Упражнения этого блока меняются каждую неделю в процессе проведения программы.

Основные блоки упражнений, направленных на развитие психомоторных координаций и их задачи.

  1. Дыхательные упражнения, направлены на восстановление нормального дыхания в покое, а также в комплексе с различными движениями, что способствует усиленному снабжению кислородом всех органов и тканей организма, оптимизации тонуса мышц, снижению возбудимости, улучшению общего состояния ребенка
  2. Глазодвигательные упражнения Направлены на расширение объема зрительного восприятия, устранения патологических синкинезий

III. Растяжки и упражнения двигательного репертуара направлены на оптимизацию и стабилизацию тонуса, выработку правильного двигательного стереотипа, регуляцию вегетативных нарушений, освоение пространства собственного тела и пространства вокруг

  1. Блок упражнений, направленных на формирование познавательных компетенций .
  2. Игра.
  3. Ритуал завершения занятий, подведение итогов и прощание.

Примеры конспекта занятий. Занятие 1

  1. Знакомство. Ритуал приветствия. Маркировка левой руки.
  2. Разминка

1) Растяжки: Растяжки для тела;

  • Растяжки для ног, перекаты;
  • Растяжки и расслабление рук;
  • Разминка и расслабление плеч;
  • Растяжка и расслабление мышц шеи.

2) Пальчиковая гимнастика с применением Су- Джок терапии

  • Черепаха;

3) Артикуляционная гимнастика

  • Трусливый птенчик;
  • Акула;
  • Покусывание / почесывание губ зубами;
  • Одновременное и попеременное надувание щек;
  • Улыбка – поцелуй;
  • Заборчик – трубочка;
  1. Психомоторные координации.

1) Дыхание

  • Воздушный шарик

2) Растяжки:

  • Пассивные растяжки;
  • Массаж и самомассаж;
  • Ходьба на руках

3) Общий двигательный репертуар

  • Зоопарк

4). Глазодвигательный репертуар

  • Догонялки руками;
  • Крестики;
  • Конвергенция
  1. Базовые сенсомоторные взаимодействия с опорой на

графическую деятельность

  • Обводилки
  1. Познавательные компетенции.

Использованная литература:

  1. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. – СПб.: Питер, 2008.
  2. Семенович А.В. Введение в нейропсихологию детского возраста. – М.: Генезис, 2005.
  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. – М.: Академия, 2002.
  4. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. – М.: Генезис, 2010.
  5. Семенович А. В. Нейропсихологическая профилактика и коррекция. Дошкольники. М.: Дрофа, 2014.
  6. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М.: Аркти, 2009.
  7. Семаго Н. Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Айрис, 2007.

Алибаева Дана Жанатовна,

психолог первой квалификационной категории,

Ткаченко Людмила Александровна,

психолог второй квалификационной категории

ГККП «Ясли-сад «Батыр»,

г. Петропавловск, СКО

Метод нейропсихологической сенсомоторной коррекции разработан на кафедре детской психиатрии и психотерапии медицинской психологии Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО) профессором Ю.С. Шевченко и канд. психол. наук В.А. Корнеевой.

Нейрокоррекция - это комплекс коррекционно-развивающих упражнений, позволяющий развить «проблемные», отстающие функции головного мозга, которые выявлены в процессе нейропсихологического обследования.

Больше чем 80% проблем развития детей связаны с расстройствами и повреждениями головного мозга, которые возникли на ранних стадиях развития — во время беременности, в период родов, в последствии тяжелых заболеваний на первом году жизни ребенка. Поэтому воздействие метода нейропсихологической сенсомоторной коррекции направлено изначально не на развитие высших психических функций, а на базальный сенсомоторный уровень, т.е. на развитие дефицитарных функций, которые были повреждены на раннем этапе развитие ребенка. И только в заключительной части коррекционного этапа, работа переходит в область когнитивной психотерапии.

Цель метода непрерывная немедикаментозная активация подкорковых и стволовых структур головного мозга, стабилизация межполушарного взаимодействия, формирование оптимального функционального статуса передних структур головного мозга.

Метод состоит из серии дыхательных и двигательных постепенно усложняющихся упражнений, приводящих к активации подкорковых структур головного мозга, способствующих регуляции тонуса, снятию локальных мышечных зажимов, развитию равновесия, развязке синкинезий, развитию восприятия целостности тела и стабилизации стато-кинетического баланса. При этом восстанавливается операциональное обеспечение сенсомоторного взаимодействия с внешним миром, стабилизируются процессы произвольной регуляции и смыслообразующей функции психомоторных процессов, ориентированных на формирование оптимального функционального статуса передних долей головного мозга, на развитие процессов мышления, внимания и памяти, синестезии и саморегуляции.

Дети с аутизмом имеют нарушенное восприятия мира. Одних ощущений ребенок избегает, к другим, наоборот, стремится, и они превращаются в аутостимуляции. Кроме того, сигналы, полученные от разных органов чувств, не складываются в единую картину. Не случайно символом аутизма является разобранный паззл. Основная задача нейропсихологической сенсомоторной коррекции – научить ребёнка осознавать себя в пространстве, улучшить восприятие окружающего мира, развитие моторных, познавательных и сенсорных умений ребёнка.

Нейропсихологическая сенсомоторная коррекция – один из эффективных методов помощи детям, помогающий преодолеть: снижение общей работоспособности, повышенную утомляемость, рассеянность; нарушение мыслительной деятельности; снижение функции внимания и памяти; несформированность пространственных представлений; недостаточность саморегуляции и контроля в процессе учебной деятельности.

Восстановление баланса между сенсорной и моторной сферой , а также развитие обеих сфер является основным результатом нейропсихологической сенсомоторной коррекции. Только после восстановления базовых функций возможно дальнейшее развитие более сложных (речи, мышления).

Показания к проведению нейрокоррекции

Нейропсихологическая коррекция показана при таких видах диагноза как:

  • Детский аутизм
  • ЗПР (задержка психического развития)
  • ЗРР (задержка речевого развития)
  • Алалия, дизартрия
  • СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность),
  • Дислексия, дисграфия (нарушение письма и чтения)
  • Органические расстройства
  • Нейрокоррекция эффективно помогает при проблемах в обучении различного характера

Когда стоит начинать?

Наиболее эффективна методика для детей возрастом от 5 до 12 лет. Чем раньше будет проведена диагностика нарушения и начнется терапия, тем быстрей будут видны ее результаты. В среднем минимальный эффект достигается от 2-3 месяцев, максимальный спустя 7-9 месяцев.

В случае органических нарушений, когда развитие ребенка проходит очень медленно, появление заметных результатов коррекционной работы может растягиваться на месяцы и даже годы.

Формы

Коррекционная работа может проводиться как индивидуально, так и в групповой форме.

Нейрокоррекция может проводиться в форме игровых занятий, в форме комплекса двигательных упражнений (сенсомоторная коррекция), дыхательных упражнений, упражнений на развитие речи и артикуляции

Сенсомоторная коррекция через двигательные и игровые упражнения решает следующие задачи:

  1. Ребенок учится чувствовать своё тело и пространство вокруг.
  2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение - важно при письме, и не только).
  3. Формируется правильное взаимодействие рук и ног.
  4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
  5. Ребенок учится последовательно выполнять действия, разбивая его на ряд задач, и другие важные вещи.

Этапы

Диагностический этап. Наиболее адекватным методом диагностики в данном случае является методика А. Р. Лурии, адаптированная для детского возраста. Преимущество нейропсихологической диагностики заключается в том, что с ее помощью можно выявить не только актуальный уровень знаний и умений ребенка, но и базисные патогенные факторы, приводящие к наблюдающимся нарушениям развития.

Установочный этап. Цель данного этапа – создание у ребенка и его родителей активной установки на психокоррекционную работу, формирование мотивов самопознания и самосовершенствования, снижение тревожности, повышение уверенности в возможности достижения позитивных изменений. Необходимость установочного этапа обусловлена в данном случае тем, что довольно часто применение методики сенсомоторной коррекции не соответствует ожиданиям родителей, которые «настраиваются» на известные им психологические приемы, в том числе суггестивные. Таким образом, происходит достижение более полного осознания проблемы, переформулировка запроса. Для повышения эффективности коррекционной работы необходимо объяснять родителям и детям (на доступном для них уровне) смысл тех или иных упражнений, выполняемых ребенком.

Коррекционный этап: происходит осуществление коррекционного воздействия. Сенсомоторная коррекция может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой форме. Начало коррекционной работы направлено, в основном, на улучшение функционирования подкорковых структур, улучшение мозгового кровообращения, нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности. Следующий этап коррекционной работы направлен на развитие двигательной, пространственной сферы, становление адекватной схемы тела и образа физического Я, развитие мелкой моторики; многие упражнения проводятся с целью повышения дифференцированности мозговых функциональных систем, улучшения межполушарного взаимодействия. Последний этап направлен на повышение уровня саморегуляции и произвольного контроля. Порядок выполнения ребенком упражнений соответствует направлению онтогенетического развития (начиная с положения лежа, затем – сидя, на четвереньках, стоя). Опосредованно через оптимизацию функционирования мозговых структур, регулирующих работу внутренних органов, нейрогуморальной и иммунной систем, а также через повышение уровня рефлексии и самоконтроля, в т. ч. в сфере телесности, происходит улучшение состояния и соматической сферы ребенка.

Оценка эффективности коррекционной работы. Необходимо отметить, что устранение симптома не является достаточным поводом для окончания коррекционной работы. Положительный результат, выражающийся в ликвидации проявлений дезадаптации и имевшихся ранее нарушений, не является единственным критерием эффективности. Снятие симптома и преодоление дезадаптации могут носить временный характер. Если при этом не устранены причинные факторы, то вполне возможно быстрое возвращение тех же самых или других симптомов. Многие родители считают конечной целью снятие нарушений, явившихся причиной обращения к специалисту. Однако занятия с ребенком надо продолжать для разрушения патологического механизма, обеспечения устойчивости достигнутого эффекта, профилактики новых нарушений. Необходимо учитывать, что у данного метода имеется целый комплекс косвенных результатов: например, повышение самооценки, уверенности в себе, преодоление трудностей в общении. Максимальный эффект достигается спустя 7-9 месяцев после окончания психокоррекционного воздействия. Отсроченная проверка должна показать устойчивость достигнутых результатов на отдаленных этапах после завершения коррекции. Для учета эффективности целесообразно проводить диагностику с помощью тех же приемов, которые использовались перед началом коррекции. Кроме того, специфика сенсомоторной коррекции дает возможность использовать объективные критерии улучшения состояния ребенка – данные медицинского обследования и клинических исследований (ЭЭГ, РеоЭГ и др.). Несмотря на стабильность результатов сенсомоторной коррекции, возможно повторное прохождение коррекционного курса. Это связано не с нивелировкой эффектов проведенной работы, а с динамичностью психического онтогенеза, изменениями социальной ситуации развития, а также с воздействием различных негативных факторов (травмы, заболевания и пр.).

Таким образом, процесс нейропсихологической сенсомоторной коррекции направлен на возможно более полную адаптацию аутичного ребенка к жизни в обществе, на интеграцию из специальных в другие типы образовательных учреждений.

Проблема аутизма в различных психологических направлениях

Глава III. Нейрофизиологические и нейропсихологические гипотезы аутизма

Электроэнцефалографические исследования выявляют наличие нарушений у 80 % больных, приводя одних психиатров к мнению о высоком, других - о низком показателе возбудимости, а третьих - о повышении возбудимости в ответ на снижение порога стимуляции. Полагают также, что ЭЭГ регистрирует лишь один из аспектов активации, и неизвестно, коррелирует ли он с другими аспектами. Наконец, высказывается мнение о вторичности нарушений возбудимости.

При полиграфических исследованиях ночного сна отмечено, что у аутистов чаще встречается активность 10-15 Гц, уменьшена связь между синхронной медленной активностью и движениями глаз в REM-стадии при снижении активности движений глаз и нарушении нормальных соотношений задержки и активации, что связывается с патологией вестибулярной системы.

Винг в своем обзоре приводит гипотезы разных исследователей: 1) повреждение или задержка развития ассоциативных полей доминантного полушария или речевых зон; 2) субкортикальные поражения, сочетающиеся с нарушением интеграции интеро- и экстероцептивной информации; 3) повреждение в области головки ядра tr. solitarius в задней части ствола мозга; 4) дисбаланс между классической системой активации и лимбической активационной системой, связанной с наградами и наказаниями,- в результате возникает функциональная сенсорная депривация. Этот список можно было бы дополнить за счет материалов, приведенных выше при обсуждении «ведущего поражения» Иванова Н.Н. Как узнать аутизм? // Дефектология. - 2002. - №2. - С.29 .

Римланд, придерживаясь мнения о снижении ретикулярной активации, предполагает, что в результате ограничивается кодирование информации и реакция, по-видимому, просто повторяет стимул. Причиной снижения ретикулярной активации он считает генетически обусловленную высокую чувствительность к вдыхаемому в родах кислороду. Другие не разделяют это мнение.

В ряде работ 60-х годов обсуждалась роль доминантности полушарий при детском аутизме. Высказывались взаимоисключающие предположения о том, что психика аутичных детей функционирует так, как если бы оба полушария были доминантными или, наоборот, субдоминантными. Более обоснованным, хотя и не исчерпывающим, является осторожное предположение о снижении участия субдоминантного полушария в языковых процессах. Недавно Бушер на основании семейных изучений отверг предположение о генетической связи церебральной доминантности и детского аутизма. Столь категоричный вывод только на основании изучения рукости, которая, как это хорошо известно, часто не совпадает с доминантностью по психическим функциям, представляется сомнительным.

Трактуя нарушения эмоционального контакта у аутичных детей, Нермелинк и ОКоннор указывают на сохранность физического контакта и понимают отсутствие выразительной жестикуляции не как ограничение коммуникативности, а как более общую несостоятельность в выполнении специфических действий, входящих в социальное и речевое поведение. К сходному выводу пришли Рейхлер и Шопплер. Манелис Н.Г. Ранний детский аутизм. Психологические и нейропсихологические механизмы // Школа здоровья. - 1999. - №2. - С.13

Значительные перспективы, как нам кажется, связаны с изучением нейрофизиологии и нейропсихологии детского аутизма и аутизма вообще в свете разрабатываемой Б.Ф. Ломовым и соавторами, концепции антиципации, ей посвящена специальная монография.

Изучение взаимосвязи уровня субъективного ощущения одиночества и уровня социальной фрустрированности

1). Высокий и средний уровень субъективного ощущения одиночества сочетается с высоким, повышенным и умеренным уровнем социальной фрустрированности у медицинских сотрудников ГКБ № 4, отделения эндоскопии...

Нейропсихологические аспекты коллективного способа обучения

До недавнего времени развитие психики рассматривалось в отрыве от развития головного мозга, несмотря на признание того, что мозг и психика связаны между собой как орган и его функция...

Трудности в обучении детей зачастую связаны с наличием проявлений минимальной мозговой дисфункции и обусловленных ими задержками психического развития. В данном направлении было выполнено большое число исследований...

Нейропсихологический подход к проблеме трудностей обучения в школе

В норме психическое развитие имеет сложную организацию. Развивающийся ребенок все время находится в процессе изменений не только количественных, но и качественных. При этом в самом развитии наблюдаются периоды убыстрения и замедления...

Нейрофизиологические корреляты сознания и речи

Любым произвольным (субъективным, осознанным) действиям человека соответствует определенный паттерн нейронной активности в различных областях мозга...

Нейрофункциональные особенности новорожденных

Срыгивания. Срыгивания новорожденных являются результатом незрелости нервной системы и слабости кардинального сфинктера, между желудком и пищеводом. В результате непроизвольных спазмов диафрагмы сфинктер не удерживает содержимое желудка...

Особенности процесса мышления

Изучение того, как мозг "делает мысль", только недавно стало предметом физиологии. Поэтому сведения о нейрофизиологическом механизме деятельности второй сигнальной системы еще крайне ограничены...

По «Справочнику по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста» под редакцией С.Ю. Циркина: Аутизм - «уход» от действительности с фиксацией на внутреннем мире аффективных комплексов и переживаний...

Особенности развития аутичного ребенка

Аутизм проявляется в различных сферах. Рассмотрим речевую сферу аутичного ребенка. Развитие ребенка, страдающего аутизмом, как правило, аномально уже на самых ранних этапах онтогенеза...

Психогенетические исследования психического дизонтогенеза

Исследуя генетику «А», следует учитывать, что он (аутизм) скорее всего является гетерогенным заболеванием. Я склонна считать, что аутизм имеет множественные этиологии. Аутизм может развиваться а) в результате мозговых травм в раннем возрасте...

Психофизиологические основы сна и сновидений

На сегодняшний день имеется множество теорий сна. Все они описывают сон как особое состояние организма, вызываемое длительными физическими и психологическими нагрузками. В современной науке наиболее широкое признание получило учение о сне...

Связь глазомера и пространственного фактора со шкалой Лайкерта и визуально-аналоговой шкалой

В обосновании главной гипотезы нашей работы мы опираемся на попытку трактовать механизм работы с визуально-аналоговой шкалой. При работе непосредственно с отрезком...

Темперамент

Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы...

Наиболее увлекательным аспектом теории Айзенка является его попытка установить нейрофизиологическую основу для каждой из трех суперчерт или типов личности. Интроверсия-экстраверсия тесно связана с уровнями корковой активации...

Теория типов личности Ганса Айзенка

Наиболее интересным на наш взгляд в теории Айзенка является его попытка установить нейрофизиологические основы для каждой из выделенных им суперчерт личности. Он говорит о том...