Малая мозговая дисфункция у детей лечение. Проявления и лечение минимальной мозговой дисфункции у детей


Для цитирования: Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Овчинникова А.А., Румянцева М.В. Лечение минимальных мозговых дисфункций у детей: терапевтические возможности Инстенона // РМЖ. 2005. №12. С. 828

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) у детей представляют собой наиболее распространенную форму нервно–психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных и зарубежных исследований, частота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5–20% .
В настоящее время ММД рассматриваются, как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). По–видимому, наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).
Термин «минимальная мозговая дисфункция» получил распространение в 1960–е годы, когда его начали использовать применительно к группе различных по этиологии и патогенезу состояний, сопровождающихся расстройствами поведения и трудностями обучения, не связанными с общим отставанием в интеллектуальном развитии. Применение нейропсихологических методов при изучении отмечавшихся у детей с ММД поведенческих, познавательных и речевых расстройств позволило установить определенную взаимосвязь между характером нарушений и локализацией очагового поражения ЦНС . Важное значение принадлежит исследованиям, в которых была подтверждена роль механизмов наследственности в возникновении ММД .
В связи с многообразием клинических проявлений, неоднородностью факторов, лежащих в основе этиологии и патогенеза ММД, для последнего пересмотра Международной классификации болезней МКБ–10 , рекомендованной Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ, 1994), были разработаны диагностические критерии для ряда состояний, ранее рассматривавшихся в рамках ММД (табл. 1). Таким образом, по мере научного изучения ММД все более отчетливо прослеживается тенденция к их разграничению на отдельные формы. Однако следует отметить то, что в клинической практике нередко приходится наблюдать у детей сочетание симптомов, которые относятся не к одной, а к нескольким диагностическим рубрикам для ММД по классификации МКБ–10.
Возрастная динамика
минимальных мозговых дисфункций
Изучение анамнеза показывает, что в раннем возрасте у многих детей с ММД обнаруживается синдром гипервозбудимости. Проявления гипервозбудимости возникают чаще в первые месяцы жизни, в 20% случаев они отставлены на более поздние сроки (старше 6–8 месяцев) . Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, у них отмечается беспричинный крик. Он сопровождается избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения или мраморности кожных покровов, акроцианоза, усиленной потливости, тахикардии, учащения дыхания. Во время крика можно наблюдать повышение мышечного тонуса, тремор подбородка, рук, клонусы стоп и голеней, спонтанный рефлекс Моро. Также характерны нарушения сна (затрудненное длительное засыпание, частое спонтанное пробуждение, раннее пробуждение, вздрагивания), трудности с кормлением и желудочно–кишечные нарушения. Дети плохо берут грудь, беспокойны во время кормления. Наряду с нарушением сосания отмечается предрасположенность к срыгиванию, а при наличии функционального неврогенного пилороспазма – рвота. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже незначительных раздражителей. Поносы нередко чередуются с запорами .
В возрасте от одного года до трех лет детей с ММД отличают повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка в массе тела, некоторое отставание в психоречевом и двигательном развитии. К трем годам обращают на себя внимание такие особенности, как моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. В младшем возрасте у них нередко наблюдаются задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез).
Как правило, нарастание симптомов ММД приурочено к началу посещения детского сада (в возрасте 3–х лет) или школы (6–7 лет). Подобная закономерность может быть объяснена неспособностью ЦНС справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Увеличение нагрузок на ЦНС в этом возрасте могут приводить к нарушениям поведения в виде упрямства, непослушания, негативизма, а также к невротическим расстройствам, замедлению психоречевого развития.
Кроме того, максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития . К первому периоду относят возраст 1–2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходится на возраст 3–х лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у многих детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушения артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6–7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД этого возраста характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обусловливают различные психосоматические нарушения, проявления вегетативно–сосудистой дистонии.
Таким образом, если в дошкольном возрасте среди детей с ММД преобладают гипервозбудимость, двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, а также моторная неловкость, рассеянность, отвлекаемость, непоседливость, повышенная утомляемость, особенности поведения (незрелость, инфантилизм, импульсивность), то у школьников на первый план выступают трудности в обучении и нарушения поведения. Детям с ММД свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. В подростковом возрасте у ряда детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, появляется тяга к употреблению алкоголя и наркотиков. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на своевременное выявление и коррекцию ММД.
Лечение ММД
Медикаментозная терапия занимает важное место в лечении ММД наряду с методами психолого–педагогической коррекции. Лекарственная терапия назначается по индивидуальным показаниям в тех случаях, когда нарушения когнитивных функций и проблемы поведения у ребенка с ММД выражены настолько, что не могут быть преодолены лишь с помощью психолого–педагогических мер. В настоящее время при лечении ММД находят применение различные группы препаратов, в том числе стимуляторы ЦНС (метилфенидат, декстроамфетамин, пемолин), ноотропные препараты (церебролизин, энцефабол и др.).
В клинических испытаниях показана высокая клиническая эффективность Инстенона в лечении энцефалопатий различного генеза и нарушений мозгового кровообращения. Поэтому в настоящее время основными показаниями к его назначению считаются ишемический инсульт, церебральные сосудистые кризы, последствия нарушений мозгового кровобращения, дисциркуляторная, посттравматическая, постгипоксическая энцефалопатии. Следует отметить, что приводимые показания относятся главным образом к психоневрологической патологии взрослого и пожилого возраста .
Между тем применение Инстенона имеет широкие перспективы в детской психоневрологии, и прежде всего при лечении ММД. Так, показана высокая эффективность Инстенона в лечении СДВГ и последствий закрытой черепно–мозговой травмы у детей .
Характеристика Инстенона
Инстенон – комбинированный нейрометаболический препарат, в состав которого входят три компонента: этамиван, гексобендин, этофилин. Этамиван оказывает выраженное активирующее действие на лимбико–ретикулярный комплекс. Расстройства функционального состояния лимбико–ретикулярного комплекса рассматриваются в качестве одного из механизмов в патогенезе ММД у детей. Этамиван улучшает интегративную деятельность головного мозга за счет повышения активности восходящего отдела ретикулярной формации. Активация ретикулярной формации ствола мозга служит при этом пусковым механизмом для поддержания адекватного функционирования нейронных комплексов коры и подкорково–стволовых структур, а также их взаимодействия.
Гексобендин повышает «энергетический статус» нервной клетки, увеличивает транспорт и потребление глюкозы и кислорода клетками мозга за счет анаэробного гликолиза и активизации пентозных циклов. Стимуляция анаэробного окисления дает энергетический субстрат для синтеза и обмена нейромедиаторов и активизации синаптической передачи. По современным представлениям важную роль в патогенезе ММД играет функциональная недостаточность ряда нейромедиаторных систем мозга. Кроме того, гексобендин поддерживает адекватную регуляцию церебрального кровотока.
Этофиллин активирует метаболизм миокарда с увеличением минутного объема сердца, что способствует улучшению перфузионного давления и микроциркуляции в нервной ткани. При этом системное артериальное давление существенно не меняется. Его активизирующее действие на ЦНС проявляется в стимуляции подкорковых образований, структур среднего мозга и ствола.
По данным литературы, аллергические реакции при назначении Инстенона встречаются крайне редко. Побочные действия встречаются в отдельных случаях, в основном при недоучете возможных противопоказаний (эпилептические синдромы, повышенное внутричерепное давление), а также при быстром внутривенном введении препарата.
Характеристика исследования
и группы больных
На клинических базах кафедры нервных болезней педиатрического факультета Российского государственного медицинского университета и кафедры нервных болезней и нейрохирургии Владивостокского государственного медицинского университета было проведено комплексное обследование 86 детей (73 мальчика и 13 девочек) в возрасте от 4 до 12 лет с различными формами ММД. Обследование и лечение детей с ММД проводились в амбулаторных условиях.
В ходе открытого контролированного исследования все пациенты были распределены на две группы:
1–я группа – 59 детей с ММД (50 мальчиков, 9 девочек), которым проводился курс лечения Инстеноном;
2–я группа (контрольная) – 27 детей с ММД (23 мальчика, 4 девочки), которым назначались низкие дозы поливитаминов.
Продолжительность курса лечения для всех пациентов составляла 1 месяц. При отборе пациентов в изучаемые группы использовались следующие критерии.
Критерии включения:
1. Дети с ММД в возрасте от 4 до 12 лет (мальчики и девочки).
2. Имеющаяся у пациента симптоматика соответствует диагностическим критериям для следующих состояний (по классификации МКБ–10, ВОЗ, Санкт–Петербург, 1994), рассматриваемых в рамках ММД:
F90.0 Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)
F80 Задержка речевого развития
F81 Расстройства развития школьных навыков:
– задержка формирования навыков чтения (дислексия),
– задержка формирования навыков письма (дисграфия),
– задержка формирования навыков счета (дискалькулия).
F82 Расстройства развития двигательных навыков (диспраксия).
3. Симптомы постоянно сохраняются на протяжении, как минимум, 6 месяцев в такой степени выраженности, которая свидетельствует о плохой адаптации ребенка.
4. Недостаточная адаптация проявляется в различных ситуациях и видах окружающей обстановки (дома и в школе или дошкольном учреждении), несмотря на соответствие уровня общего уровня интеллектуального развития ребенка нормальным возрастным показателям.
5. Согласие родителей и самого ребенка на участие в исследовании.
Критерии исключения из исследования:
1. Возраст детей менее 4 и старше 12 лет.
2. Наличие выраженных очаговых неврологических симптомов и/или признаков внутричерепной гипертензии.
3. Значительное снижение зрения и слуха.
4. Наличие в анамнезе тяжелых нейроинфекций (менингита, энцефалита), эпилептических приступов.
5. Присутствие симптомов хронических соматических заболеваний, анемии, эндокринных заболеваний (в частности, гипер– и гипотиреоза, сахарного диабета).
6. Психические нарушения, обусловленные умственной отсталостью, аутизмом, аффективными расстройствами, психопатией, шизофренией.
7. Сложности семейной обстановки, как основная причина имеющихся у ребенка нарушений поведения и трудностей обучения (конфликты между родителями, частые наказания, гиперопека и т.д.).
8. Применение на протяжении трех месяцев, предшествовавших настоящему исследованию, каких–либо психотропных препаратов (седативных, ноотропных, антидепрессантов и др.).
Дети с ММД были распределены на три возрастные группы: 4–6 лет, 7–9 лет, 10–12 лет (табл. 1). Основные клинические проявления ММД в обследованной группе детей представлены в таблице 2. Кроме того, в этой таблице дана характеристика патологических состояний, сопутствовавших ММД, среди пациентов различных возрастных групп. Как видно из представленных данных, у абсолютного большинства пациентов наблюдалось сочетание нескольких клинических вариантов ММД. Так, задержка речевого развития у детей 4–6 лет часто сопровождалась СДВГ. Среди детей 7–9 и 10–12 лет СДВГ, как правило, сочетался с трудностями школьного обучения (дисграфией, дислексией, дискалькулией). Часто у детей с ММД также обнаруживалась диспраксия развития (23–30% случаев) и нарушения поведения (21–24%).
Поскольку распределение детей с ММД по трем возрастным группам оказалось неравномерным, представленная частота встречаемости основных и сопутствующих клинических проявлений в этих группах лишь отчасти отражает возрастную динамику симптоматики ММД. Тем не менее при переходе от младшей группы детей к старшим можно проследить определенные закономерности в эволюции клинических проявлений ММД. Прежде всего, это касается СДВГ: среди детей 4–6 и 7–9 лет преобладала его сочетанная форма с гиперактивностью и нарушениями внимания, тогда как у детей 10–12 лет признаки гиперактивности были значительно менее выраженными и наблюдались гораздо реже, в связи с чем среди них чаще встречался вариант СДВГ с преобладанием нарушений внимания. В возрасте 4–6 лет характерным вариантом ММД была задержка речевого развития, у некоторых детей наблюдалось заикание, а после 7 лет на смену нарушениям устной речи приходили трудности формирования письменной речи в виде дислексии и дисграфии.
Довольно часто среди детей с ММД наблюдались такие сопутствующие нарушения, как энурез (как правило, первичный ночной, в отдельных случаях дневной или сочетанный дневной и ночной), энкопрез, головные боли, тревожное расстройство в виде простых и социальных фобий, навязчивости и тики. В связи с этим при оценке эффективности проводившегося лечения нами принималась во внимание динамика не только основных, но и сопутствующих клинических проявлений ММД.
Инстенон назначался в таблетированной форме перорально, 2 раза в день после завтрака и обеда; состав 1 таблетки: гексобендин – 20 мг, этамиван – 50 мг, этофиллин – 60 мг. Подбор дозы осуществлялся индивидуально в зависимости от возраста пациента с постепенным ее повышением по приведенной в таблице 3 схеме. Медленное наращивание дозы Инстенона рекомендовалось с целью снижения вероятности возникновения побочных эффектов препарата. При появлении побочных эффектов рекомендовалось вернуться к предыдущей дозе (при этом врач должен был сделать в соответствующей форме запись о характере побочных эффектов, дате их возникновения и применявшейся дозе препарата).
Детям с ММД, входящим в контрольную группу назначается раствор поливитаминов для приема внутрь в низкой дозе по 1 чайной ложке 1 раз в день утром.
Инстенон применялся в виде монотерапии, сопутствующая терапия не назначалась. Детям контрольной группы сопутствующая терапия также не рекомендовалась.
Накануне начала курса лечения (день 0) и в конце его (день 30) дети с ММД проходили комплексное обследование, включавшее:
1. Анкетирование родителей с помощью структурированного опросника.
2. Общий осмотр с детальным анализом жалоб и исследованием неврологического статуса.
3. Психологическое исследование: исследование сферы внимания, слухо–речевой и зрительной памяти (с применением различных модификаций методик, подобранных для трех возрастных групп).
Клинические и психологические методы: качественная и количественная оценка анализируемых показателей
1. Структурированный опросник предназначен для анкетирования родителей и позволяет подробно охарактеризовать общее состояние и поведение ребенка с ММД. Заполнение опросника предусматривает не только фиксацию тех или иных симптомов, но и условную оценку степени их выраженности в баллах. Данный подход не только позволяет дать количественную характеристику имеющихся расстройств наряду с качественной, но также дает возможность прослеживать динамику состояния. Опросник содержит перечень вопросов по 72 симптомам, которые могут наблюдаться при ММД. После того, как один или совместно оба родителя завершат заполнение таблицы, специалист анализирует полученные данные. Ответы оцениваются следующим образом: симптом отсутствует – 0 баллов, выражен мало – 1 балл, выражен значительно – 2 балла, выражен очень сильно – 3 балла. Все вопросы сгруппированы по специальным шкалам, которые включают перечень сочетающихся друг с другом симптомов. Оценки характеристик поведения по шкалам вычисляются путем суммирования оценок по отдельным симптомам с последующим делением полученной суммы на число полученных ответов. По результатам заполнения опросника для каждого пациента определялись оценки по следующим шкалам: церебрастенические симптомы; психосоматические нарушения; тревожность, страхи и навязчивости; двигательные нарушения; нарушения устной речи; внимание; эмоционально–волевые нарушения; нарушения поведения; агрессивность и реакции оппозиции; трудности школьного обучения (у детей от 7 лет); нарушения чтения и письма (у детей от 7 лет).
2. Общий и неврологический осмотр. Дополнительно к неврологическому осмотру, который проводился по общепринятой схеме, использовались основные задания из методики M.B. Denckla для исследования моторики и координаторной сферы. Эта методика состоит из двух разделов: пробы на ходьбу по линии, пробы на удерживание равновесия; задания на чередование движений конечностей. Качество выполнения оценивается по балльной системе, при этом учитывается число ошибок, наличие непроизвольных движений и синкинезий. Во втором разделе производится также оценка времени выполнения двадцати последовательных движений.
3. Психологическое исследование основывалось на оценке функций внимания и памяти. Особое место оценке функций внимания и памяти у детей с ММД отводилось не случайно. Внимание и память представляют собой сложные интегративные процессы, которые опираются на ряд структур мозга и широко представлены в различных отделах ЦНС. Именно это делает их весьма ранимыми и объясняет значительную распространенность нарушений внимания и памяти среди детей с ММД.
Исследование внимания. Внимание представляет собой самостоятельную целостную составляющую среди других когнитивных функций. Но вместе с тем, внимание – многомерное понятие, включающее в себя такие компоненты, как поддерживаемое внимание и избирательное внимание, торможение импульсивных действий, выбор необходимых реакций с контролем за их осуществлением. Испытуемым предлагался ряд заданий, предназначенных для оценки различных характеристик внимания: корректурная проба, субтест «кодирование» из методики исследования интеллекта у детей Д. Векслера и фрагмент теста Равена. Для трех возрастных групп были подобраны тесты различной сложности.
Следует отметить, что выполнение заданий во всех перечисленных методиках помимо внимания требует также участия других высших психических функций и когнитивных процессов, в частности памяти, зрительно–пространственного восприятия, пространственного (конструктивного) мышления, зрительно–моторной координации, и, следовательно, может рассматриваться и в качестве характеристики последних, что особенно важно при обследовании детей с различными вариантами ММД.
Исследование памяти. Для исследования памяти применялся адаптированный вариант нейропсихологической методики «Лурия–90» , позволяющей оценить состояние слухо–речевой и зрительной памяти у детей в условиях непосредственного и отсроченного воспроизведения. Исследование слухо–речевой памяти осуществлялось с помощью традиционных тестов на запоминание двух групп по три слова и группы из пяти слов в заданном порядке. Для исследования зрительной памяти использовались тесты на запоминание пяти букв и пяти фигур.
Оценка терапевтической
эффективности инстенона
Анализ эффективности Инстенона в исследуемых группах больных с ММД осуществлялся в два этапа: 1. Индивидуальная оценка эффективности терапии для каждого больного; 2. Статистическая обработка данных исследования. Статистический анализ динамики всех количественных характеристик в исследуемых группах больных с ММД до и после проведения лечения Инстеноном проводился с использованием непараметрического теста Вилкоксона для попарно связанных выборок.
В ходе индивидуальной оценки результатов лечения у каждого больного за критерии положительного эффекта принимались:
регресс жалоб, отмечавшихся при первом обследовании;
улучшение характеристик поведения по данным опросника для родителей и школьной успеваемости;
положительная динамика в неврологическом статусе по результатам исследования моторики и координаторной сферы по методике M.B. Denckla;
положительная динамика показателей психологического тестирования.
Полученные результаты
и их обсуждение
В группе детей, получивших курс Инстенона, результаты лечения оказались следующими (табл. 4): отчетливый положительный эффект был достигнут в 71% случаев, в остальных 29% существенная динамика в состоянии пациентов отсутствовала. В контрольной группе положительный эффект наблюдался лишь в 15% случаев, динамика отсутствовала – в 85%.
В таблице 5 характеризуется динамика общего состояния и поведения детей с ММД, получивших курс лечения Инстеноном, по данным анкетирования их родителей. Представленные результаты свидетельствуют о достоверном улучшении показателей по 8 из 11 анализировавшихся шкал. В то же время в контрольной группе детей с ММД не определялось существенной динамики оценок по всем 11 шкалам.
На фоне лечения Инстеноном у большинства обследованных детей отмечалось уменьшение выраженности церебрастенических симптомов: повышенной утомляемости, капризности, плаксивости, колебаний настроения, плохого аппетита, головных болей, нарушений сна в виде трудностей засыпания, беспокойного поверхностного сна с тревожными сновидениями. В ряде случаев это сопровождалось регрессом психосоматических нарушений: беспричинных болей в животе или в различных частях тела, энуреза, энкопреза, парасомний (ночных страхов, снохождения, сноговорения).
Одним из важных аспектов действия Инстенона явилась его эффективность в преодолении тревожности, страхов и навязчивостей у детей с ММД, в том числе боязни оставаться одному, боязни незнакомых людей, новых ситуаций, отказов посещать детский сад или школу из–за опасений неудач в обучении и общении, а также тиков и навязчивых действий (сосет пальцы, грызет ногти, кусает губы, ковыряет пальцем в носу, теребит волосы, одежду и т.д.).
При оценке родителями двигательных нарушений у детей с ММД было отмечено уменьшение неуклюжести, неловкости, плохой координации движений и трудностей мелкой моторики (плохо застегивает пуговицы, завязывает шнурки на ботинках, плохо рисует).
Улучшались характеристики внимания, нарушения которого до лечения обычно проявлялись в виде трудностей его концентрации при выполнении домашних и школьных заданий, во время игр, быстрой отвлекаемости, неспособности выполнять задания самостоятельно, доводить дело до конца, а также в том, что дети отвечали на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца, часто теряли свои вещи в детском саду (школе) или дома. Одновременно с этим у многих детей с ММД наблюдался регресс эмоционально–волевых нарушений (ребенок ведет себя несоответственно возрасту, как маленький, стеснителен, боится не понравиться окружающим, чрезмерно обидчив, не может постоять за себя, считает себя несчастным).
Особого внимания заслуживает уменьшение в группе детей с ММД, прошедших курс Инстенона, выраженности нарушений поведения (дразнится, поясничает, бывает неряшливым, неопрятным, шумным, непослушен дома, не слушает воспитателя или учителя, хулиганит в детском саду или в школе, обманывает взрослых) и проявлений агрессивности и реакций оппозиции (вспыльчив, поведение непредсказуемо, ссорится с детьми, угрожает им, дерется с детьми, дерзит и открыто не подчиняется взрослым, отказывается выполнять их просьбы, намеренно совершает поступки, раздражающие других людей, сознательно ломает и портит вещи, жестоко обращается с домашними животными).
Несмотря на то, что в группе детей, лечившихся Инстеноном, при анализе результатов анкетирования родителей не было установлено достоверной динамики оценок по шкалам «нарушения устной речи», «трудности школьного обучения», «нарушения чтения и письма», у некоторых пациентов к концу курса лечения улучшились речь (в подгруппе детей 4–6 лет) и школьная успеваемость (среди детей 7–12 лет). По–видимому, целесообразно проведение отдельных исследований, направленных на оценку влияния Инстенона на речевые функции у детей с задержками речевого развития, а также показатели чтения, письма и счета у детей с дислексией, дисграфией и дискалькулией с применением специальных методов тестирования.
При исследовании неврологического статуса у детей с ММД обычно не удается обнаружить характерной очаговой неврологической симптоматики. Но вместе с тем они выделяются своей моторной неловкостью, которой соответствует «мягкая» неврологическая симптоматика в виде дискоординации движений по типу элементов статико–локомоторной и динамической атаксии, дисдиадохокинеза, недостаточности мелкой моторики, наличия синкинезий. Как следует из данных, представленных в таблице 6, в группе детей, получивших лечение Инстеноном, при исследование моторики по методике M.B. Denckla было зарегистрировано достоверное улучшение балльных оценок как за выполнение проб на ходьбу и равновесие, так и в заданиях на чередование движений. Это свидетельствовало об уменьшении выраженности нарушений координации движений и праксиса.
При выполнении заданий на ходьбу и равновесие уменьшались число ошибок (отклонений от линии при ходьбе), выраженность пошатывания, использование вспомогательных установок рук. В пробах на чередование движений конечностей регистрировалось уменьшение гиперметрии, дизритмии, зеркальных движений, синкинезий. В контрольной группе не наблюдалось значимых изменений соответствующих балльных оценок, а следовательно, и улучшения двигательных функций.
Поскольку для детей с ММД характерно отставание от сверстников в скорости выполнения мелких движений конечностей, особое внимание уделялось оценке времени выполнения проб на 20 последовательных движений в правых и левых конечностях (постукивания носком стопы, хлопки по колену, удары указательным пальцем кисти о большой, последовательные удары 2–5 пальцев кисти о большой – всего 8 заданий). На 30–й день у детей с СДВГ, получивших лечение Инстеноном, наблюдалось достоверное уменьшение времени выполнения в 4 из 8 предлагавшихся заданий, тогда как в контрольной группе – лишь в одном задании.
Результаты исследования сферы внимания у детей с ММД до и после лечения приводятся в таблице 7. Поддерживаемое внимание (способность сохранять необходимую реакцию во время продолжительной и повторяющейся деятельности) оценивалось у обследованных нами пациентов с помощью корректурной пробы. Направленное внимание (способность реагировать на специфические стимулы дискретно, по–разному) исследовалось посредством субтеста «кодирование». Из представленных данных следует, что Инстенон оказывал выраженное положительное действие на показатели как поддерживаемого, так и направленного внимания у детей с ММД. В то же время прием поливитаминов практически не оказывал влияния на сферу внимания в контрольной группе пациентов.
При выполнении корректурной пробы учитывалось число допущенных ошибок (пропусков) в трех ее последовательных частях и общее число ошибок (рис. 1). После лечения Инстеноном число ошибок, допущенных детьми с ММД, значительно уменьшилось, тогда как в контрольной группе этот показатель достоверно не изменился. Представленные на рисунке 1 графики, демонстрирующие количество ошибок у детей с ММД в 1–й, 2–й и 3–й частях задания, можно рассматривать как своеобразные «кривые работоспособности», отражающие изменения концентрации внимания в трех его последовательных частях, равноценных по сложности. Терапия Инстеноном способствовала улучшению работоспособности у детей с ММД и ее сохранению на стабильном уровне при переходе от 1–й части корректурной пробы ко 2–й и 3–й, о чем свидетельствует выравнивание кривой вследствие исчезновения колебаний качества выполнения задания. В контрольной группе динамика показателей поддерживаемого внимания практически отсутствовала (две кривые на графике для Дня 0 и Дня 30 почти совпадают). Что касается времени выполнения корректурной пробы, то оно уменьшилось в обеих группах.
Важное значение при решении вопросов клинической диагностики ММД у детей имеет нейропсихологическое обследование, и прежде всего – оценка состояния слухо–речевой и зрительной памяти. Как показали нейропсихологические исследования, среди детей с ММД часто встречаются расстройства как слухо–речевой памяти, так и зрительной памяти .
На основании показанных результатов рассчитывались балльные оценки для ряда параметров памяти, а затем суммарные баллы для слухо–речевой и зрительной памяти. Для слухо–речевой памяти оценивались объем, тормозимость слуховых следов, прочность слуховых следов, воспроизведение порядка стимулов, воспроизведение звуковой структуры слов, регуляция и контроль, для зрительной памяти – объем, воспроизведение порядка зрительных стимулов, воспроизведение пространственной конфигурации, феномен зеркальных движений, прочность зрительных следов, регуляция и контроль зрительной памяти. Чем выше суммарные баллы, тем значительнее выраженность нарушений памяти и число допущенных испытуемыми ошибок.
Как видно из таблицы 8, на фоне лечения Инстеноном у детей с ММД достоверно улучшались характеристики слухо–речевой памяти, а показатели зрительной памяти оставались стабильными. С другой стороны, в контрольной группе обращает на себя внимание тенденция к ухудшению показателей как слухо–речевой, так и зрительной памяти при повторном обследовании. Таким образом, Инстенон оказывал значительное положительное действие на состояние слухо–речевой памяти у детей с ММД.
Побочные эффекты
Важно отметить то, что нежелательные побочные эффекты в группе обследованных детей с ММД на фоне лечения Инстеноном наблюдались редко, не были стойкими и значительно выраженными. Их возникновение относилось к 1–2 неделям лечения и требовало более медленного и постепенного наращивания дозы, либо они регрессировали самостоятельно без изменений дозы препарата. Часто они возникали при неточном соблюдении родителями схемы назначения с постепенным увеличением дозы, приемом препарата в утренние и дневные часы. Всего при лечении Инстеноном побочные эффекты были зафиксированы у 12 (20%) пациентов, у которых были отмечены появление возбудимости, раздражительности, плаксивости (8 человек), головные боли (4) или боли в животе (2) незначительной интенсивности, тошнота (2), сноговорение (1), преходящий кожный зуд (1). У 2 детей с ММД родители отмечали снижение аппетита после 1–й недели лечения и до конца курса Инстенона.
Выводы
На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что проведенное детям с различными вариантами ММД лечение Инстеноном в 71% случаев сопровождалось положительным эффектом, который проявлялся в улучшении характеристик поведения, а также показателей моторики, внимания и памяти, функций организации, программирования и контроля психической деятельности. При точном соблюдении схемы назначения Инстенона (постепенное увеличение дозы, назначение в утренние и дневные часы) риск возникновения нежелательных побочных эффектов минимален.
Учитывая основные механизмы генеза ММД, следует отметить, что применение Инстенона, как одного из наиболее эффективных препаратов ноотропного ряда, благотворно влияющего на недостаточно сформированные у пациентов с ММД высшие психические и двигательные функции, имеет особенно важное значение в детском возрасте, когда процессы морфофункционального развития ЦНС продолжаются, велики ее пластичность и резервные возможности.

Литература
1. Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М., Гриншпун Б.М. и др. Логопедия. Москва, 1995.– Т. 1.– 384 с.
2. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. Москва, 1983, 239 с.
3. Журба Л.С., О.В.Тимонина, Т.Н.Строганова, И.Н.Посикера. Клинико–генетические, ультразвуковые и электроэнцефалографические исследования синдрома гипервозбудимости центральной нервной системы у детей раннего возраста. Москва, Министерство Здравоохранения РФ, 2001, 27 с.
4. Заваденко Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. Москва, 2000, 112 с.
5. Заваденко Н.Н., Суворинова Н.Ю., Григорьева Н.В. Гиперактивность с дефицитом внимания у детей: современные подходы к фармакотерапии. Психиатрия и психофармакотерапия, 2000, том 2, № 2, с. 59–62
6. Кемалов А.И., Заваденко Н.Н., Петрухин А.С. Применение Инстенона в ленчении последствий закрытой черепно–мозговой травмы у детей. Педиатрия и детская хируртгия Казахстана, 2000, № 3, с.52–56
7. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. Москва, 1997, 123 с.
8. Котов С.В., Исакова Е.В., Лобов М.А. и соавт. Комплексная терапия хронической ишемии мозга. Москва, 2001, 96 с.
9. Международная классификация болезней (10–й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств.– Санкт–Петербург, 1994.– 300 с.
10. Равич–Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.К. Психогенетика. Москва, 1999, 447 с.
11. Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая методика экспресс–диагностики «Лурия–90». Москва, 1991, 48 с.
12. Филимоненко Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера.– Санкт–Петербург, 1993.– 57 с.
13. Яхно Н.Н., Дамулин И.В., Захаров В.В. Дисциркуляторная энцефалопатия. Москва, 2001, 32 с.
14. Denckla M.B. Revised neurological examination for subtle signs. Psychopharm. Bull., 1985, Vol.21, p.773–789
15. Gaddes W.H., Edgell D. Learning disabilities and brain function. A neuropsychological approach. New York et al, 1994, 3rd ed., 594 p.


С таким диагнозом, как Минимальная мозговая дисфункция (ММД) у ребенка врачи сталкиваются очень часто. Как правило, это происходит при прохождении медосмотра перед поступлением в первый класс. ММД является нервно-психическим нарушением, поэтому без внимания оставлять этот диагноз не стоит. Как выявить такое отклонение у ребенка и справиться с ним?

С чем связана ММД?

При выявлении ММД у детей родителям стоит понимать, что в работе головного мозга их ребенка существуют некоторые нарушения. Конечно, по самому ребенку сложно сказать, что с ним что-то не так, но в отдельных случаях все же это нарушение дает о себе знать, проявляясь то чрезмерной активностью, то необоснованной вялостью.

Синдром ММД у ребенка возникает вследствие микроповреждений коры головного мозга, которые приводят к нарушению функционирования нервной системы. Главной причиной такого нарушения выступает кислородное голодание головного мозга еще во время родов или при получении родовой травмы. Врачи в этом случае могут поставить диагноз МЦД, который расшифровывается как минимальная церебральная дисфункция.

При постановке такого диагноза детские неврологи описывают, таким образом, легкое расстройство поведения, например, двигательная расторможенность, импульсивность и невнимательность. При всем при этом ребенок обладает нормальным интеллектом.

Кроме сложных родов существуют и другие причины ММД у детей:

  • заболевания во время беременности (ОРВИ, аллергия и другие);
  • токсикоз во время беременности;
  • действие инфекций в первый год жизни малыша.

Все это может повлиять на нормальное развитие нервной системы ребенка. Синдром ММД диагностируется в 6-7 лет. Почему так?

Именно к этому возрасту начинается новый этап в формировании нервной системы, ребенок учится читать, писать, мозг начинает более активно мыслить, ведь приходится запоминать множество информации. В этот момент и проявляются нарушения, которые произошли еще в далеком детстве.

Именно в школе проявляется синдром ММД, когда ребенок плохо усваивает информацию, начинает путаться в буквах, может вдруг забыть выученный на память стих, хотя до этого знал его на отлично. Конечно, приписать его к числу слабоумных нельзя, ведь это способный ребенок и с интеллектом у него все в порядке, просто так действует на него ММД.

Как определить синдром ММД?

Нехорошо, если синдром ММД врачи диагностируют уже в школе, ведь будет не только упущено ценное время, за которое можно было произвести лечение, но это также будет некая психологическая травма для самого ребенка. Ведь он будет чувствовать себя неполноценным среди своих сверстников.

Что же предполагает синдром ММД?

В синдром ММД врачи закладывают множество понятий и нарушений, а именно:

  • гиперактивность;
  • задержка в физическом развитии;
  • нарушение письма, счета, чтения;
  • трудности в общении и речи;
  • снижение памяти;
  • неврологический дефицит;
  • дисфункция мозга;
  • трудности в обучаемости.

ММД в дошкольный период

Чтобы понять еще в детском возрасте, есть ли у вашего ребенка ММД нужно для себя ответить на такие вопросы и утверждения:

  1. Была ли у ребенка на первых годах жизни повышенная возбудимость, повышенный мышечный тонус?
  2. С трудом ли засыпает ваш ребенок, часто ворочается, просыпается и плачет среди ночи?
  3. Ребенок слишком активный, проявляет агрессию к родителям и своим сверстникам.
  4. Не признает запретов, требует к себе постоянного внимания, доказывает свое мнение и правоту.
  5. Выходя на улицу, напоминает разбойника, вокруг себя все хватает и разбрасывает.
  6. Не может сосредоточиться на чем-то одном, ему нужно сразу все, например, забрать все игрушки.
  7. Очень чувствительный к перемене погоды и магнитным бурям.
  8. По любому поводу капризничает, часто бывает не в настроении.
  9. Чрезмерно рассеянный.
  10. У вашего крохи часто болит голова?
  11. Окружность головы выше нормы. В норме в 1 год окружность 46 см, в 2 года – 48 см, в 5 лет – 50 см.
  12. Плохо находит общий язык со своими сверстниками и привыкает к новой обстановке.
  13. Неправильно произносит слова, и плохо запоминает стихи.
  14. Перед тем как заснуть начинает вредничать, сосать пальцы, перекачиваться со стороны в сторону, наматывать волосы на палец.

Если вы на более чем шесть вопросов и утверждений дали положительный ответ, тогда не стоит ждать 6 лет и обратиться к невропатологу намного раньше. Ведь в этом случае лечение даст большую эффективность и поможет избежать негативных последствий.

ММД в школьный период

Пойдя в школу, у ребенка проявляется синдром ММД, поскольку растет нагрузка на его нервную систему и головной мозг. Ведь ребенок попадает в новую обстановку, его окружают незнакомые люди, а ко всему этому нужно учиться и запоминать большое количество информации.

Чаще всего ММД сопровождается синдромом гиперактивности и импульсивности, который выражается в следующем:

  • ребенок не может играть спокойно, особенно в игры, которые требуют усидчивости;
  • не может стоять на одном месте, постоянно бегает, крутится, пытается куда-то влезть, в общем, находится постоянно в движении;
  • не задумываясь, отвечает на вопросы;
  • выкрикивает ответы, поскольку не может дождаться, когда его вызовут;
  • не дожидается своей очереди в играх;
  • не умеет проигрывать, в случае проигрыша проявляет агрессию.

Конечно, все проявления синдрома МММ индивидуальны и отличаются в разном возрасте. При диагностике врач следит за поведением ребенка в разной обстановке.

Лечение заболевания

Главное в лечении ММД – это укрепление нервной системы.

Лечение ММД состоит из трех этапов:


Для лечения в домашних условиях хорошо помогут успокоительные ванны, которые лучше всего принимать перед сном. Для этого подойдет теплая ванна (температура воды 37-38 градусов) с добавлением трав мяты, зверобоя, пустырника, валерианы, экстракта хвои (чайная ложка на 10 л воды).

Для ободрения вялого ребенка отлично подойдет солевая ванна, готовят ее следующим образом: на 10 л воды добавляют 2 столовые ложки морской или поваренной соли.

Главное в лечении синдрома ММД не запускать болезнь.


Ключевые слова: минимальная мозговая дисфункция, гиперкинетический хpoнический мозговой синдpoм, минимальное повреждение мозга, легкая детская энцефалопатия, легкая дисфункция мозга, гиперкинетическая реакция детства, нapушение активности и внимания, гиперкинетическое рacстpoйство поведения, cиндром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)


Пpoдолжаем нашу увлекательную экскурсию по гоpoду детской невpoлогии… После занимательной пешей пpoгулки по пapку «ПЭП» (перинатальная энцефалопатия) , мы перемещаемся в один из наиболее популярных районов «стapого гоpoда» под названием ММД. Наберите в любом поиске интернета фразу « ММД у детей» - найдется от 25 до 42 тыс. страниц-ответов! Тут и популярная литература, и строгие научные статьи, блещущие доказательствами, а сколько страшной статистики! «…Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее рacпространенную форму нервно-психических нapушений в детском возрacте. По данным отечественных и зapубежным исследований чacтота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возрacта достигает 5-20%, а по некоторым данным она доходит до 45%...» Больше, только ВСД . Да здравствует великий и ужасный, удобный и привычный, диагноз "ММД" (минимальная мозговая дисфункция).

Итак, давайте вместе попытаемся вспомнить некоторые особые моменты жизни и поведения вашего ребенка и ответить на следующие вопросы

  • Может быть, на первом году жизни он доставлял Вам немало хлопот, и наблюдался у невpoлога с диагнозом ПЭП ? Много плакал и срыгивал, плохо спал, реагиpoвал (и сейчac тоже) на погоду; чуть отставал в темпах психоречевого и двигательного развития?
  • Возможно, у него необычная форма головы,или она явно больше (меньше), чем у сверстников? Несимметричное лицо, разные уши, цвет глаз?
  • Он чacто болеет ОРЗ и склонен к аллергиям, у него всегда заложен нос и бывают носовые кpoвотечения?
  • Не исключено, у малыша пpoблемы со зрением, метеозависимость, бывают головокружения, запоры, боли в животе, ногах или голове, его укачивает в транспорте , иногда ночью случается мокрая постель ?
  • Раньше он долго ходил на цыпочках, косолапил, и сейчac моментально, неправильно стаптывает ботинки, возможно у него плоскостопие, сутулость или сколиоз ?
  • Он похож на «электровеник»? Ребенок постоянно в движении, и не может сидеть спокойно даже минуту; невнимателен и рacсеян, моментально отвлекается, неизменно все теряет и забывает; вспыльчивый и раздражительный, сначала говорит и делает, а потом думает? Терпение – не его достоинство?
  • Или наобоpoт? Возможно, удачным будет сравнение его поведения с черепахой? Ребенок неприметный и тихий, загадочный и таинственный, удобный для взpoслых, послушный и соглacный всегда во всем, «витающий в облаках», крайне медленно соображающий, еще неспешнее в активных действиях?
  • Дитя не может caмостоятельно уснуть, для этого требуются значительные мамины усилия и много времени; ночной сон крайне беспокойный, постоянно в движении, чacто пpoсыпается, разговapивает и вскрикивает во сне , а утром его трудно поднять с постели?
  • Вac беспокоит, что ребенок сосет палец, куcaет ногти , у него тики , он очень тревожный и впечатлительный, перечислять его страхи можно целый день?
  • Он уже большой, и все-таки, речь невнятная, глотает и неправильно произносит некоторые звуки? Бывает, запинается, и ему трудно опиcaть картинку в книге или рacсказать, что было в садике? Учить стихи большая мука?
  • С младенчества его нельзя назвать спортсменом? Он неуклюжий, неловкий, не умеет хоpoшо бегать и прыгать; ноги заплетаются, чacто спотыкается, падает и задевает все углы; «любит» poнять вещи, в отличие от сверстников ему трудно зacтегнуть пуговицы, завязать шнурки, вставить ключ в замок, он плохо ловит мяч и т.д.
  • У него трудности письма, чтения, счета, неважная память, плохой почерк …?

Если Вы с такими или похожими жалобами уже обращались к невpoлогу, то просто физически не могли уйти из кабинета врача без длинного списка таблеток и любимого диагноза – ММД. И все-таки, что же такое минимальная мозговая дисфункция?

Небольшой экскурс в историю неврологии. Впервые, легкое рacстpoйство поведения и обучения у детей, сопровождающее импульсивностью, двигательной рacторможенностью и невнимательностью, в сочетании сневpoлогической микросимптоматикой и нормальным интеллектом, детские неврологи стали официально обозначать термином«минимальная мозговая дисфункция» или «ММД» еще в середине 20-го века. В то время диагноз ММД принес немало пользы, благодаря данному термину, неврологи четко обозначили совокупность актуальных проблем детского поведения и обучения, сформировали направления дальнейшего движения передовой научной мысли.

Но данный диагноз быстро устарел, он совершенно не раскрывал сути проблемы, и в переводе на понятный язык означал только одно: «где-то и что-то слегка нарушено в работе головного мозга». Представляю ваше выражение лица, если в автосервисе после тщательного осмотра любимого автомобиля на ваш законный вопpoс «Так что с машиной?» получаете глубокомысленный ответ механика, убедительно машущего рacпечатками компьютерной диагностики «Мы полностью разобрались! Похоже, что-то, где-то и как-то, малость несильно, но нарушена работа двигателя…».

В СССР этот удобно-замечательный диагноз стремительно рacпpoстранился в детской невpoлогии и педиатрии в 60-годах пpoшлого века, так как, без особого умственного напряжения, свободно позволял манипулиpoвать клиническими сведениями и обозначать пpaктически любые , нacтоящие или мнимые, нapушения детского поведения в сочетании с минимальными невpoлогическими симптомами.

Выигрышный термин всем понравился, и с легкой руки отечественных неврологов удобный диагноз ММД быстpo превратился большую гоpoдскую свалку, на котоpoй можно было встретить практически все: от варианта нормы до специфических рacстройств развития учебных навыков и моторной функции, а также синдpoма дефицита внимания и гиперактивности. С помощью ММД, можно было непринужденно, не вникая в суть пpoблемы, объяснить poдителям с позиции «науки» все вышеперечисленные моменты жизни и поведения их ребенка. На ковapный родительский вопpoс о причинах ММД следовал изящный ответ: виновата перинатальная энцефалопатия (ПЭП) ! Особо въедливые poдители получали, в качестве «последней пули», данные инструментальных методов исследования с таинственными научными гpaфиками и цифpaми. Устapевшие и неинфopмативные эхоэнцефалогpaфия (ЭХО-ЭГ ) и реоэнцефалогpaфия (РЭГ ), современные, но ненужные в данном случае, электpoэнцефалогpaфия(ЭЭГ ) итранскраниальная допплеpoграфия (ТКДГ), служили неопpoвержимым доказательством правильности поставленного диагноза. Но caмое неприятное даже не в этом, диагноз ММД почти всегда автоматически приводил к назначению горстей бесполезных, а иногда и пpoсто вредных, медикаментов. Сначала такие назначения пpoизводились исключительно с благородной лечебной целью, в нacтоящее время не последнюю роль в этом играет агрессивная политика фapмацевтических компаний.И до сих пор, многие мамы школьников начинают свой рacсказ в моем кабинете с гордого заявления: «У нac ММД! И мы активно лечимся…».

Внимание! Во всем мире уже в 1968 году детские невpoлоги и психиатры от неудачного диагноза ММД отказались, заменив его во втоpoй редакции американской клacсификации психиатрических болезней (DSM-II) на термин "гиперкинетическая реакция детства". Окончательное превращение ММД в синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) произошло в 1994 году в четвертой редакции американской клacсификации психиатрических болезней (DSM-IY).

В конце экскурсии возникает логичный вопpoс: «Если ММД это миф, устаревший термин, тогда что делать с вышеперечисленными жалобами? Может быть это норма?»

Ответ: «Нет, конечно! Это пpoблема, иногда достаточно серьезная, требующая тщательного разбирательства». Только маленькая просьба: «не нужно ее прятать в стapом чулане ММД» . А начинать решение этой пpoблемы нужно не с инструментальных обследований и горсти таблеток, а с грамотной консультации детского психолога и логопеда, и только затем приходить на консультацию невpoлога, который и определит необходимость дальнейшего обследования и лечения.

   Внешне ММД у детей может проявляться по-разному (в зависимости от особенностей психики ребёнка), но в основе этих проявлений лежит кое-что общее: ребёнок не способен регулировать своё поведение и управлять своим вниманием.

   Для ребёнка с данным нарушением характерны следующие особенности:

   1. Невнимательность:

    - слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;

    - не может долго сосредоточиться даже на интересном занятии;

    - с энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его;

    - имеет трудности в организации (игры, учёбы, занятий);

    - избегает скучных и требующих умственных усилий занятий;

    - часто теряет вещи;

    - очень забывчив.

   2. Сверхактивность:

    - мало спит, даже в младенчестве;

    - находится в постоянном движении;

    - ёрзает, не может усидеть на месте;

    - проявляет беспокойство;

    - очень говорлив.

   3. Импульсивность:

    - отличается резкими сменами настроения;

    - отвечает до того, как его спросят;

    - не способен дождаться своей очереди;

    - часто вмешивается, прерывает;

    - не может ждать вознаграждения (требует его здесь и сейчас);

    - не подчиняется правилам (поведения, игры);

    - по-разному ведёт себя при выполнении заданий (иногда спокоен, а иногда - нет).

   Специалисты полагают, что причины ММД у детей весьма разнообразны: перинатальная патология , недоношенность, токсические поражения нервной системы, черепно-мозговая травма и так далее. Однако до конца так и не установлено, как именно эти факторы приводят к различным ММД.

   Парадокс заключается в том, что малыш с ММД, по большому счёту, здоров. Потому что это не болезнь. ММД - это функциональное расстройство, возникающее из-за задержки развития отдельных структур мозга (некоторые структуры формируются медленнее других, из-за чего нарушается давление в сосудах мозга).

   Всё лечение при ММД у детей (хоть годовалый ребёнок, хоть в возрасте 7-ми лет) сводится к трём назначениям: ноотропные препараты и витамины (для улучшения работы мозга), настои трав на ночь (чтобы сон малыша был спокойным) и терпение (это совет родителям). А ещё наблюдение и функциональное обследование у невропатолога (раз в год или чаще).

   Все эти назначения не лечат, но предохраняют от воспаления, то есть от более серьёзных последствий для организма, которые уже действительно придётся лечить.

   В 90% случаев ММД у детей примерно к 12-ти годам проходит сама, даже без медикаментозной поддержки, однако без неё у малыша с вероятностью 99% останутся приобретённые нарушения поведения как привычка и однозначное представление о себе как о трудном и плохом ребёнке.

   Часто на фоне назначений невропатолога родители видят явный прогресс у крохи и решают, что можно отменить применение лекарственных трав. И всего через месяц ситуация может вернуться в изначальное состояние.

Диагностика ММД у детей

   Диагноз поставить легко только в случае высокой выраженности симптомов - чрезмерной и постоянной гиперактивности у ребёнка (реактивный тип ММД). Для таких детишек есть чёткие диагностические критерии, на основании которых делают заключение о наличии СНВГ или СДВГ. Остальные типы ММД (их всего пять) трудно распознать, пока ребёнку не исполнится 6,5 лет.

   В действительности разные типы ММД отличаются следующим:

   1. Активный тип.

   Активный тип быстро включается в работу, в начале очень внимателен, но так же быстро выключается и теряет концентрацию внимания. Такой ребёнок может казаться лентяем - на самом деле ему просто трудно удерживать внимание.

   2. Ригидный тип.

   Ригидный тип, наоборот, очень тяжело включается в новую игру или занятие, активность и внимание у него появляются только в конце. Этот ребёнок обычно получает ярлык "тугодум" или "тупой", а ему всего лишь сложно включаться в работу.

   3. Астеничный тип.

   Астеничный тип очень медлителен и при этом невнимателен и рассеян. Такие дети очень недолго способны концентрировать внимание, поэтому им просто не хватает времени, чтобы услышать всё, что необходимо.

   4. Реактивный тип.

   Реактивный тип, наоборот, слишком активен. Но также быстро теряет работоспособность и трудно усваивает новые знания.

   5. Субнормальный тип.

   Субнормальный тип характерен для детей, у которых концентрация внимания наиболее выражена в середине занятия или игры. Работоспособность у них падает медленно. Они создают впечатление нормальных здоровых детишек, но с низкой мотивацией. На самом деле такие дети настолько стараются и выкладываются, что их мозг периодически сам себя выключает - чтобы избежать излишней нагрузки.

   Все дети с ММД по типам распределяются примерно так: активный - 10%, ригидный - 20%, астеничный - 15%, реактивный - 25%, субнормальный - 30%. К сожалению, определить, к какому типу относится нарушение ребёнка, можно только перед поступлением в школу.

   Если невропатолог поставил вашему ребёнку диагноз ММД, то следует прислушаться к следующим советам:

   1. Не стоит пугать себя тем, что написано про детей в статьях про ММД и гиперактивность. Помните: организм ребёнка способен компенсировать очень многие дисфункции.

   2. Не ругайте ребёнка за то, что он не может исправить в себе - чрезмерную подвижность, невнимательность и так далее. Это ничего не изменит, только понизит его самооценку.

   3. Вы очень поможете малышу, если не будете создавать дополнительные трудности для его мозга. Как этого избежать, подскажет психолог с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

Среди легких форм детских нервно-психических расстройств особое место занимает минимальная мозговая дисфункция (ММД). Проявляется эта патология в виде нарушений речи, поведения, а также двигательных функций.

Несмотря на то, что психиатры обозначают ММД, как легкое расстройство, оно требует обязательного профессионального сопровождения. Только так можно гарантировать успешную адаптацию ребенка к школе и усвоение им знаний, что позволит затем продолжить образование в высшем учебном заведении.

Проявления патологии

Первые признаки такой патологии, как минимальная мозговая дисфункция у детей, можно заметить в самом раннем возрасте. Видоизмененная форма черепа и ушных раковин, отклонение от нормы в строении нёба и роста зубов – все это является визуальными проявлениями ММД у детей.

Клиническая картина патологии достаточно обширна. Она может иметь самые разные проявления:

  • расстройства вегетативного характера. К таковым можно отнести чрезмерное потоотделение, мраморность кожных покровов, сбой в работе ЖКТ (неустойчивость стула, частые колебания запоров и поноса), неустойчивый пульс и функционирование сердечно-сосудистой системы;
  • слабый мышечный тонус и двигательные расстройства. Тонус мышц может быть неравномерным, наблюдается асимметрия сухожильных рефлексов, недостаточность мелкой моторики. Таким деткам особенно трудно застегивать пуговицы или завязывать шнурки, у них возникают сложности при работе с ножницами, рисовании карандашом или письме ручкой. Из-за того, что мышцы лица также ослаблены, мимика ребенка достаточно бедна, он практически никогда не строит рожицы и не гримасничает. Детям с ММД трудно ловить мяч, ездить на велосипеде или ходить по одной линии;
  • сказывается расстройство и на поведении детей. Обычно такие малыши весьма активны, они неусидчивы, легко отвлекаются, им трудно сосредоточится на выполнении полученного задания;
  • нестабильный эмоциональный фон. У деток наблюдаются частые перепады настроения.

Минимальная мозговая дисфункция сопровождается высокой степенью истощаемости нервных клеток, расположенных в верхних слоях коры головного мозга. Следствием этого является быстрая утомляемость, также возникают определенные сложности с памятью и формированием запаса общих понятий. Все это ведет к психическим и речевым задержкам в развитии.

Дети с ММД испытывают трудности и в социальной сфере. Они легче находят общий язык с детьми, которые младше их по возрасту, тогда как излишняя возбудимость и склонность к созданию конфликтных ситуаций не позволяет наладить контакты с ровесниками в стенах дошкольных образовательных учреждений. У таких детей могут быть проблемы с засыпанием, они часто ворочаются во сне, большинство из них страдают недержанием мочи.

Постепенно, когда малыш становится старше, клинические проявления расстройства бесследно проходят. Согласно статистике, в младшем дошкольном возрасте ММД наблюдается примерно у каждого пятого из детей, а уже в начальных классах патологию можно встретить у одного из 20 учеников. Но это возможно лишь в том случае, если воспитанию и образованию ребенка с ММД уделяется особое внимание. Лишь в очень редких случаях некоторые из проявлений расстройства сохраняются у взрослых.

Причины возникновения

Основной причиной развития ММД принято считать органическое повреждение коры головного мозга или аномалию развития. Негативно сказаться на формировании центральной нервной системы плода могут различные инфекции, соматические заболевания матери, находящиеся в стадии обострения, неправильное питание беременной женщины, различные патологии беременности, прием некоторых лекарственных средств, употребление алкоголя, наркотических препаратов и курение.

Привести к развитию этого расстройства могут и различные травмы, нанесенные ребенку в момент его появления на свет. Кроме того, спровоцировать патологию могут такие факторы, как слабовыраженная родовая деятельность и последующая стимуляция специальными средствами, стремительные роды, оперативное родоразрешение, гипоксия плода, неполное раскрытие родовых путей у женщины, слишком крупный плод, а также использование медперсоналом специального родовспомогательного инструмента (акушерские щипцы, вакуум-экстрактор и т.д.).

К развитию ММД в неонатальном периоде могут привести нейроинфекции и травмы, приведшие к повреждению центральной нервной системы. Если расстройство формируется в возрасте от 3 до 6 лет, то его причиной, скорее всего, является педагогическая и социальная запущенность. Подобное состояние ребенка является воспитанием в неблагополучной семье.

Особенности диагностики

Для того чтобы диагностировать ММД у детей, врач должен провести всестороннее обследование при помощи существующих на сегодняшний день методов исследования.

При осмотре младенцев специалисты , прежде всего, обращают внимание на рефлексы, а также симметричность их выраженности. В возрасте от 3 до 6 лет врач уже может отследить динамику клинических проявлений, а также их тяжесть. При работе со школьниками используются методы психодиагностики, поскольку объективное обследование в этом возрасте не дает полной картины патологии.

Диагностируется минимальная мозговая дисфункция у детей при помощи систем Гордона, теста Векслера, «Лурия-90» и т.д. Эти методы дают возможность врачу (педиатру или невропатологу) оценить степень развития ребенка и его психическое состояние, а также выявить особенности поведения.

Из инструментальных методов наиболее информативными при диагностике ММД являются компьютерная и магнитно-резонансная томография, эхоэнцефалография, нейросонография и другие. Обычные клинические анализы отклонений от нормы не выявляют. Томография позволяет определить уменьшение коры головного мозга в области темени и левой части лба, повреждения передней области (медиальной и глазной), а также значительное уменьшение в размерах мозжечка. Использование рентгена позволяет исключить переломы черепа.

При диагностике минимальной мозговой дисфункции у детей практикуется дифференциальный подход. Зависит это, прежде всего, от возраста ребенка, а также от момента, в который проявились первичные симптомы. В ходе диагностических мероприятий потребуется исключить черепно-мозговую травму, нейроинфекции, детский церебральный паралич, эпилепсию и заболевания с ней схожие, шизофрению, острое отравление тяжелыми металлами (свинцом) и другие патологии, имеющие схожие проявления.

Подбор схемы лечения

Коррекция минимальной мозговой дисфункции у детей требует комплексного подхода. Обычно для каждого ребенка составляется индивидуальная программа, которая учитывает особенности клинической картины и этиологию.

Терапия ММД ведется по нескольким направлениям:

  1. Педагогические методы позволяют минимизировать последствия социальной и педагогической запущенности, способствуют адаптации ребенка в коллективе. Социальные педагоги ведут работу не только с ребенком, но и его родителями. Они советуют поощрять ребенка, акцентировать внимание на его успехах и достижениях, меньше употреблять слова «нельзя» и «нет», разговаривать с ребенком сдержанно, спокойно и мягко. Просмотр телевизора и игра на компьютере должны занимать не более 40-60 минут в день. Следует отдавать предпочтение таким играм и занятиям, в ходе в которых задействуется внимание и концентрация (пазлы, конструкторы, рисование и т.д.).
  2. Психотерапевтические методы направлены на коррекцию задержки психического развития. Психолог и психотерапевт выбирает способы воздействия на своего маленького пациента исходя из его возраста. Если ребенок еще слишком мал, чтобы пойти с врачом на контакт, то работа ведется в основном с его родителями. Необходимо чтобы в семье был установлен положительный психологический микроклимат - от этого в большей степени зависит исход лечения.
  3. Медикаментозное лечение назначается крайне редко. Прием препаратов позволяет купировать отдельные симптомы, например, снотворные препараты помогают нормализовать сон, седативные - успокоить излишне возбудимого малыша и т.д. В отдельных случаях могут быть рекомендованы к приему стимулирующие средства, транквилизаторы и антидепрессанты.
  4. Физиотерапия позволяет улучшить функционирование нервной системы как центральной, так и периферической, а также максимально восстановить их работу. Наиболее эффективны при коррекции этого вида расстройства различные виды массажа, гидрокинезотерапия, комплекс лечебных упражнений. Полезны будут занятия такими видами спорта, как бег, езда на велосипеде или катание на лыжах, а также плавание. Во время спортивных занятий ребенок должен концентрироваться и проявлять ловкость, а это также положительно сказывается на процессе лечения ММД.

Специалисты в большинстве случаев дают положительные прогнозы для детей с ММД. Примерно 50% пациентов «перерастают» свое заболевание, при этом в подростковом и взрослом периоде жизни симптомы патологии исчезают полностью. Тем не менее, у ряда больных некоторые из проявлений заболевания остаются на всю жизнь.

Для людей с ММД характерна невнимательность и нетерпеливость, они испытывают затруднения в общении с окружающими людьми, нередко у них возникают проблемы в личной жизни и при попытках создать полноценную семью, сложно им обучаться профессиональным навыкам.

Как уже отмечалось выше, успех лечения в большей мере зависит от того, в какой психологической обстановке растет и воспитывается ребенок. Ему необходимо особое внимание родителей и педагогов. С малышом должны работать специалисты различных специальностей: психолог, лингвист и логопед, остеопат, невропатолог и т.д.

Конечно, здоровых детей тоже нужно постоянно воспитывать и учить, но малыши с ММД нуждаются в этом особенно. Соблюдение нижеперечисленных рекомендаций позволит достичь полного выздоровления в кратчайшие сроки:


Чтобы предупредить развитие минимальной мозговой дисфункции необходимо особое внимание уделить питанию будущей матери. Кроме того, она должна полностью отказаться от вредных привычек. Регулярное посещение женской консультации позволит врачам вылечить сопутствующие заболевания, исключить возможность развития патологий беременности, а также выбрать наиболее подходящий способ родоразрешения.

Диагностировать минимальную мозговую дисфункцию специалист может в том случае, если у малыша наблюдается несколько из симптомов заболевания в течение длительного времени. Но если поведение вашего ребенка кажется вам странным, вы замечаете, что у него возникают конфликты с ровесниками, ему трудно запоминать новую информацию, то обязательно проконсультируйтесь с врачом: психологом, психотерапевтом, невропатологом или неврологом. Даже если у него не будет обнаружено психологическое расстройство, советы специалиста помогут нормализовать его поведение и решить другие проблемы.